Как найти границы эпизода

Что такое границы эпизода?

Angelina D



Ученик

(161),
закрыт



6 лет назад

Нужно определить границы в эпизоде “сон Обломова”
Хотя бы просто расскажите, что должно присутствовать в ответе

ГАЛИНА

Высший разум

(2299972)


6 лет назад

В толковом словаре Ожегова значений слова эпизод:
эпизод – это ЧАСТЬ художественного ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ОБЛАДАЮЩАЯ относительной САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ и
ЗАКОНЧЕННОСТЬЮ, но органически связанная с ним.

ГРАНИЦЫ ЭПИЗОДА ( временнЫе, пространственные,
текстовые).

Иногда это определение уже обусловлено структурой
произведения (например, глава в прозаическом произведении
или явление – в драматическом).
эпизод”сон Обломова” как раз обусловлен структурой целой
главы (границы от начала и до конца главы)

Сергей Смолицкий

Искусственный Интеллект

(216157)


6 лет назад

В романе Гончарова “Обломов” есть эпизод – сон Обломова.
То место в романе, где начинается повествование об этом сне, является началом этого эпизода, а где рассказ о сне заканчивается – концом эпизода.
Начало и конец и являются границами эпизода.

Анализ эпизода

I.                
Эпизод как
самостоятельный структурный элемент, законченное целое.

1.   
Границы эпизода (появление или исчезновение героев, описания,
авторские отступления и т. п. ).

2.   
Сюжет эпизода, его завязка, развитие действия, кульминация и
развязка.

3.   
Речевой строй эпизода:

а) диалог (основной конфликт диалога, особенности
слов автора, подтекст);

б) повествование (время и место действия,
события и их динамика, герои и их поступки, взаимосвязь героев и событий,
речевые характеристики героев);

в) описание (портрет, пейзаж, интерьер; чьими
глазами он даётся, способы описания внутреннего состояния героев, роль
художественных деталей).

4. Роль изобразительно-выразительных средств языка

(гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия,
олицетворение, сравнение, эпитет).

5. Авторская позиция в эпизоде.

II. Эпизод как часть произведения, звено в
общей цепи событий.

1.   
Место эпизода в произведении (чем является эпизод в
развитии сюжета всего произведения?).

2.   
Герои эпизода в системе образов произведения (какие герои
действуют в эпизоде: главные или второстепенные, мужские образы или женские,
молодые или старые?).

3.   
Отражение в эпизоде основной проблемы
произведения (какую часть общего вопроса, поставленного писателем в книге,
решает данный эпизод?).

III.                   
Выводы.

Роль данного эпизода в произведении (какова связь эпизода с творчеством писателя,
есть ли похожие эпизоды в других произведениях писателя?).

План анализа иллюстрации

1.     
Дайте название иллюстрации.

2.     
Краткая справка о художнике (по желанию).

3.     
Какой эпизод стихотворения изображён на
иллюстрации?

4.     
В какое время года происходит изображённый момент?
Какие картины природы это подтверждают?

5.     
Охарактеризуйте композицию иллюстрации:

(передний,
средний, задний планы; центральный персонаж, второстепенные персонажи, фон,
колорит и т. п.).

6.     
Какими выглядят на иллюстрации изображённые? Что
они делают, что чувствуют и думают?

7.     
Каково отношение художника к героям иллюстрации?

8.     
Смог ли художник передать позицию автора
стихотворения?

9.     
Каково ваше отношение к этой иллюстрации?

10.  Какие мысли и чувства у вас вызывает эта иллюстрация?

План анализа иллюстрации

1.
Дайте название иллюстрации.

2.
Краткая справка о художнике (по желанию).

3.
Какой эпизод стихотворения изображён на иллюстрации?

4.
В какое время года происходит изображённый момент? Какие картины природы это
подтверждают?

5.
Охарактеризуйте композицию иллюстрации:

(передний,
средний, задний планы; центральный персонаж, второстепенные персонажи, фон,
колорит и т. п.).

6.
Какими выглядят на иллюстрации изображённые? Что они делают, что чувствуют и
думают?

7.
Каково отношение художника к героям иллюстрации?

8.
Смог ли художник передать позицию автора стихотворения?

9.
Каково ваше отношение к этой иллюстрации?

10.
Какие мысли и чувства у вас вызывает эта иллюстрация?

План анализа иллюстрации

1.
Дайте название иллюстрации.

2.
Краткая справка о художнике (по желанию).

3.
Какой эпизод стихотворения изображён на иллюстрации?

4.
В какое время года происходит изображённый момент? Какие картины природы это
подтверждают?

5.
Охарактеризуйте композицию иллюстрации:

(передний,
средний, задний планы; центральный персонаж, второстепенные персонажи, фон,
колорит и т. п.).

6.
Какими выглядят на иллюстрации изображённые? Что они делают, что чувствуют и
думают?

7.
Каково отношение художника к героям иллюстрации?

8.
Смог ли художник передать позицию автора стихотворения?

9.
Каково ваше отношение к этой иллюстрации?

10.  Какие мысли и чувства у вас вызывает эта иллюстрация?

План анализа иллюстрации

1.  Дайте название иллюстрации.

2. Краткая
справка о художнике (по желанию).

3. Какой эпизод
стихотворения изображён на иллюстрации?

4. В какое время
года происходит изображённый момент? Какие картины природы это подтверждают?

5.
Охарактеризуйте композицию иллюстрации:

(передний,
средний, задний планы;

центральный
персонаж, второстепенные персонажи, фон, колорит и т. п.).

6.  Какими выглядят на
иллюстрации изображённые? Что они делают, что чувствуют и думают?

7. Каково
отношение художника к героям иллюстрации?

8. Смог ли
художник передать позицию автора стихотворения?

9.  Каково ваше отношение к этой
иллюстрации?

10.                  
Какие
мысли и чувства у вас вызывает эта иллюстрация?

Анализ
эпизода

      I.Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое.

  1. Границы
    эпизода
    (появление или исчезновение героев,
    описания, авторские отступления и т. п. ).
  2. Сюжет эпизода, его завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
  3. Речевой строй эпизода:

а)
диалог (основной конфликт диалога, особенности слов автора, подтекст);

б)
повествование (время и место действия, события и их динамика, герои и их
поступки, взаимосвязь героев и событий, речевые характеристики героев);

в)
описание (портрет, пейзаж, интерьер; чьими глазами он даётся, способы
описания внутреннего состояния героев, роль художественных деталей).

4.
Роль изобразительно-выразительных средств языка

(гипербола,
ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет).

5.
Авторская позиция в эпизоде.

II. Эпизод как часть произведения, звено в
общей цепи событий.

  1. Место эпизода в произведении (чем является эпизод в развитии сюжета всего
    произведения?).
  2. Герои эпизода в системе образов произведения (какие герои действуют в эпизоде:
    главные или второстепенные, мужские образы или женские, молодые или
    старые?).
  3. Отражение в эпизоде основной проблемы произведения (какую часть
    общего вопроса, поставленного писателем в книге, решает данный эпизод?).

III.Выводы.

Роль данного эпизода в произведении (какова
связь эпизода с творчеством писателя, есть ли похожие эпизоды в других
произведениях писателя?).

Анализ
эпизода

      I.Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое.

  1. Границы
    эпизода
    (появление или исчезновение героев,
    описания, авторские отступления и т. п. ).
  2. Сюжет эпизода, его завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
  3. Речевой строй эпизода:

а)
диалог (основной конфликт диалога, особенности слов автора, подтекст);

б)
повествование (время и место действия, события и их динамика, герои и их
поступки, взаимосвязь героев и событий, речевые характеристики героев);

в)
описание (портрет, пейзаж, интерьер; чьими глазами он даётся, способы
описания внутреннего состояния героев, роль художественных деталей).

4.
Роль изобразительно-выразительных средств языка

(гипербола,
ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет).

5.
Авторская позиция в эпизоде.

II. Эпизод как часть произведения, звено в
общей цепи событий.

  1. Место эпизода в произведении (чем является эпизод в развитии сюжета всего
    произведения?).
  2. Герои эпизода в системе образов произведения (какие герои действуют в эпизоде:
    главные или второстепенные, мужские образы или женские, молодые или
    старые?).
  3. Отражение в эпизоде основной проблемы произведения (какую часть
    общего вопроса, поставленного писателем в книге, решает данный эпизод?).

III.Выводы.

Роль данного эпизода в произведении (какова
связь эпизода с творчеством писателя, есть ли похожие эпизоды в других
произведениях писателя?).

Как делать анализ эпизода

Анализ эпизода художественного произведения – это одна их форм работы на уроках литературы, имеющая целью определение его места в контексте произведения и связи с идейным содержанием текста. Эпизод определяется как законченный фрагмент, ограниченный временем происходящего действия, его местом и составом действующих лиц. Анализируя эпизод, учитывайте логическую последовательность в этапах этой работы.

Как делать анализ эпизода

Вам понадобится

  • – литературное произведение;
  • – литературоведческий словарь.

Инструкция

Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.

Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.

Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.

Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.

Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.

Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.

Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.

Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.

Определить границы эпизода2, дать ему название.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они?

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: автора;

персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

Охарактеризовать героев – участников эпизода: их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

друг к другу;

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Анализ эпизода

План:

1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.

2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде).

2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:

из поступков героев;

из речи персонажей (их интонация, слова, котроые они употребляют и др.);

из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т.д.).

3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею).

4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей, особенно если это эпизод-диалог. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

  1. Охарактеризовать героев – участников эпизода:

    1. их отношение к событию;

    2. к вопросу (проблеме);

    3. друг к другу;

    4. кратко проанализировать речь участников диалога;

    5. сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

    6. выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

    7. определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  2. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  3. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  4. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  5. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  6. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  7. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

План  анализа эпизода

  1. Место и роль эпизода в композиции произведении.

2.  Тема эпизода.

3.  Герои.

4.  Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5.  Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

–    через обстоятельства;

–    через конфликт;

–    через описания;

–    через монолог;

–    через диалог;

–    через поступки и психологию героев.

6.  Манера повествования, стиль писателя.

7.  Ключевые слова.

8.  Особенности языка.

9.  Средства художественной выразительности.

10.   Средства создания подтекста.

11.   Образ автора, авторская позиция.

  1. Оценочная позиция автора сочинения.

План  анализа эпизода

Эпизод
– часть художественного
произведения, имеющая

относительно
самостоятельное значение; замкнутые в

пространстве
и во времени художественные картины

1.   
Найти границы эпизода и дать название

2.   
Месторасположение данного эпизода

В начале произведения

В конце

В середине

3.   
Значимость данного эпизода.

Он помогает понять:

Характер героя

Поведение, поступки героя

Авторскую позицию

Это второстепенный эпизод в
развитии действия

4.   
Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)

5.   
События, описанные в эпизоде

6.   
Характеристика действующих лиц эпизода:

внешность, одежда, манеры,
речь,

взаимодействие героев

7.   
Художественные выразительные средства

8.   
Особенности использования в эпизоде композиционных элементов

 и их роль в
произведении:

Пейзаж, интерьер

Внутренние монологи

Дневник

9.   
Роль данного эпизода в произведении

Эпизод является
кульминационным, решающим, ключевым

Ведущая роль в раскрытии
замысла писателя принадлежит этому эпизоду

Эпизод является
вспомогательным (имеет  дополнительное
значение для развития сюжета)

Добавить комментарий