II. Расчет объемов перевозок грузов
и грузооборота, выполненных грузовым автотранспортом,
по которому не осуществляется учет транспортной
работы в натуральном выражении
(в тоннах и тонно-километрах)
Расчет объемов перевозок грузов и грузооборота, выполненных грузовым автотранспортом, по которому не осуществляется учет транспортной работы в натуральном выражении (в тоннах и тонно-километрах), выполняется с использованием данных таблицы 3.
1. Количество перевезенных грузов и грузооборот определяются как сумма соответствующих показателей, рассчитанных раздельно по каждому из используемых автотранспортных средств (грузовых автомобилей, пикапов и легковых фургонов на шасси легковых автомобилей), указанных в гр. 2 таблицы 3.
2. Грузооборот рассчитывается как произведение грузоподъемности автомобиля на его пробег с грузом за отчетный месяц и на поправочный коэффициент грузоподъемности, указанный в гр. 3 и 4 таблицы 3.
Значение поправочного коэффициента грузоподъемности автомобиля определяется в зависимости от вида перевозок (коммерческие или для собственных целей), вида сообщения и типа кузова автомобиля или полуприцепа, скомплектованного с седельным тягачом.
Пробег с грузом за отчетный месяц определяется в зависимости от используемых показателей учета транспортной работы, отражаемых в транспортной документации отчитывающейся организации.
Если расстояния перевозок груза (пробег с грузом) по всем ездкам, выполненным соответствующим автомобилем отражались в транспортной документации, то пробег с грузом за этот период определяется суммированием расстояний перевозок груза по отдельным ездкам.
Если расстояния перевозок груза по отдельным ездкам, выполненным в течение отчетного месяца, не отражались в транспортной документации, то пробег с грузом за этот месяц определяется расчетным путем.
Значение поправочного коэффициента общего пробега определяется в зависимости от вида перевозок (коммерческие или для собственных целей), вида сообщения (гр. 6 и 7) и типа кузова автомобиля или полуприцепа, скомплектованного с седельным тягачом.
3. Количество грузов, перевезенных одним автомобилем, определяется делением соответствующего грузооборота на среднее расстояние перевозки груза, указанное в гр. 5 таблицы 3.
Среднее расстояние перевозки груза в междугородном или международном сообщениях определяется на основании разовых натурных обследований работы соответствующего автомобиля. Принимаемое в расчетах среднее расстояние перевозки груза для каждого автомобиля утверждается руководителем предприятия.
4. Если автомобиль более половины ездок выполнял с прицепом, то полученные расчетным путем объемы грузооборота и перевозок грузов дополнительно умножаются на поправочный коэффициент использования прицепа – 1,5.
Коммерческие грузоперевозки представляют собой активный постоянно эволюционирующий бизнес, требующий регулярных оценочных исследований, помогающих определить общую эффективность и доходность. В таких расчётах всегда присутствует один важнейший показатель, отражающий объёмы грузопотоков.
Грузооборот это совокупность всех перевезенных грузов, вычисляемая обычно в тоннаже или тонно-километрах. Чем выше данное значение, тем активнее и доходнее работает соответствующий бизнес. Самой популярной разновидностью этого показателя является эксплуатационный грузооборот, демонстрирующий общий объём грузопотоков конкретного предприятия. Существует ещё две категории – грузооборот тарифный и складской, которые вычисляются в соответствии с тарифами перевозки и объёмами обработки грузов на складе.
Данный параметр может рассчитываться в отношении следующих объектов:
- конкретных единиц подвижного состава;
- отдельных маршрутов;
- транспортных компаний;
- складов, железнодорожных станций, элеваторов и.т.д.
- отдельной отрасли промышленности или торговли;
- всей экономики страны
Вычисляемое значение используется в статистике и планировании, помогая правильно перераспределять прибыль и оценивать актуальную экономическую эффективность транспортного предприятия, объекта или отрасли.
Какие характеристики отражает грузооборот
- интенсивность работы транспортных средств;
- активность грузопотоков на конкретных маршрутах;
- эффективность всех звеньев транспортно-складской логистики;
- пропускную способность конкретного объекта, в том чисел и водных путей;
- уровень развития связей между торговыми агентами, производителями и потребителями;
- состояние региональной экономики в целом
Во времена экономической нестабильности грузооборот падает, и наоборот – как только экономика начинает расти, возрастает и этот показатель.
Как рассчитать грузооборот?
Во всех случаях вычисляется временной грузооборот формула которого выглядит следующим образом:
Гр = вес груза*километраж
Например, конкретный автомобиль за один год перевёз 100 тонн груза по маршруту протяженностью 50 км. Следовательно, грузооборот будет равен 5000 тонн/километров.
Этот показатель всегда рассчитывается за определённый промежуток времени. В соответствии с категорией маршрута грузооборот подразделяется на внутренний и внешний, вычисляемый при импортно-экспортных операциях. Если речь идёт об оценке потенциала всей транспортной компании, то этот параметр будет представлять собой просуммированное значение грузооборота каждой единицы автотранспорта.
Что такое тарифный и складской грузооборот?
Это показатель равен общему объёму обработанных на складе грузов, который позволяет оценить эффективность всех рабочих процессов. Увеличить данный параметр можно за счёт модернизации оборудования и оптимизации работы всех звеньев.
Тарифный грузооборот вычисляется на объектах, на которых установлены фиксированные тарифы перевозки, например на железнодорожных маршрутах. В этом случае значение будет рассчитано в тоннах/километрах.
Особенности грузооборота в России
Развитая инфраструктура трубопроводов и железных дорог в нашей стране выводит эти категории транспортных артерий на первое место в показателях грузооборота. По трубным магистралям в настоящее время прокачивается более 2500 млрд. тонн жидких и газообразных энергоносителей ежегодно. Железнодорожные составы перевозят около 2300 млрд. тонн различных грузов. Соответственно два этих направления занимают 48% и 43% от общего российского грузопотока. Автомобилями доставляется около 240 млрд. тонн, что составляет около 4,7% от общего объёма.
Даже после выхода страны из кризиса продолжается снижение количества компаний, занимающихся автомобильными перевозками. Мелкие перевозчики уходят с рынка, а на крупные транспортирные компании оказывается значительное налоговое и коррупционное давление. Поэтому грузопотоки в этом сегменте снизились за 2018 год примерно на 3% в сравнении с прошлогодними показателями.
Как увеличить грузооборот?
Чтобы повысить этот важный экономический параметр необходимо постоянно совершенствовать транспортную и складскую логистику, стараясь по максимуму загрузить подвижной состав в обоих направлениях. Сделать это помогают такие сервисные проекты как Cargocash, на котором всегда можно найти основной или попутный груз.
Постоянное расширение базы предложений помогает перевозчикам избегать простоев, что положительно сказывается на показателях грузооборота. Именно такие мощные информационные инструменты в ближайшем будущем могут заменить посреднические диспетчерские службы, которые традиционно занимаются поиском грузоотправителей для транспортных компаний.
В оценочных исследованиях регулярно рассчитывается доходность и эффективность коммерческих грузоперевозок. В подобных расчетах часто встречается грузооборот — важный показатель, который отражает объемы грузопотоков предприятия.
Показатель грузооборота транспорта
Грузооборот относится к группе экономических показателей. Чем он выше, тем эффективнее работает предприятие. Для определения общего объема грузопотоков используют эксплуатационный грузооборот. Тарифы перевозок и объемы обработки грузов на складе определяют с помощью тарифного и складского грузооборотов соответственно. Параметр грузооборота вычисляют для разных объектов:
- Транспортные компании;
- Отдельные маршруты;
- Склады;
- Конкретные единицы подвижного состава;
- Отдельная отрасль промышленности или торговли.
Актуальные значения грузооборота применяют в планировании и статистике для правильного перераспределения прибыли и оценки экономической эффективности предприятия, объекта или отрасли.
Показатели пассажирооборота транспорта
Показатель пассажирооборота отражает объем перевозок пассажиров. На размер пассажирооборота влияют подвижность населения и средняя дальность поездки. Подвижность населения зависит от размера и планировки населенного пункта, степени развития транспортной сети, регулярности сообщений, стоимости платы за проезд. Пассажирооборот измеряют в пассажиро-километрах и рассчитывают по формуле:
ПО=N*L, где N — количество пассажиров, L — расстояние
Показатель пассажирооборота учитывают относительно времени суток, дней недели, месяцев, отдельных пунктов, маршрутов, районов, городов. Для правильной организации и удовлетворения потребностей населения в перевозках необходимо постоянно изучать пассажирооборот.
Формула грузооборота транспорта
Показатель грузооборота измеряют в тонно-километрах и рассчитывают по формуле:
ГО=M*L, где M — масса груза, L — расстояние
Пример: автомобиль за год перевез 50 тонн груза на расстояние 120 км. По формуле грузооборота получаем:
ГО=50*120=6000 тонно-километров
Расчет показателя грузооборота ведут за определенное время. При вычислении импортно-экспортных операций грузооборот подразделяют на внутренний и внешний. Чтобы оценить потенциал всей транспортной компании, необходимо просуммировать грузооборот для каждой единицы автотранспорта.
Как увеличить грузооборот?
Для увеличения грузооборота на предприятии необходимо совершенствовать транспортную и складскую логистику, обновлять автопарк и использовать более мощные транспортные средства. Основные источники повышения грузооборота:
- Сокращение простоев машин и холостых пробегов;
- Повышение коэффициента использования грузоподъемности;
- Создание дополнительных грузопотоков;
- Развитие инфраструктуры;
- Увеличение конкурентоспособности.
Узнайте, как можно сэкономить 13,5 миллонов в год на автопарке из реального кейса ОНПЗ «Газпром Нефть». Получите кейс в удобном мессенджере.
В вашей компании свой автопарк? Организуйте заказ ваших служебных автомобилей как в такси!
1
Сотрудники за 1 минуту заказывают служебный автомобиль в мобильном приложении или по телефону
2
Диспетчер или секретарь за 30 секунд создает заказ в программе
3
Водители работают с заявками на поездки от сотрудников в своем мобильном приложении
Посмотрите видео о процессе и результатах внедрения «ТМ: Корпоративные поездки» в Омском нефтеперерабатывающем заводе
Функции программного комплекса
Планирование трансферных поездок
Планирование смен
примеры внедрения
Корпоративный сектор
Успешная эксплуатация
Результаты внедрения программы:
- Экономия в 13,5 млн рублей уже на первом этапе внедрения программного комплекса.
- Сократили автопарк на 9 единиц при цифровизации одной трети парка.
- Создали с нуля карту завода и прилегающих территорий, которой нет в открытом доступе.
Корпоративный сектор
Успешная эксплуатация
Результаты внедрения программы:
- Более 5000 поездок в месяц, которые заказываются через приложение и выполняются корпоративным автопарком;
- В день выполняется около 200 заявок на поездки, около 300 сотрудников пользуются новым сервисом;
- Более 90% идут через мобильное приложение;
- Сократились холостой пробег и время работы на одном заказе.
Корпоративный сектор
Успешная эксплуатация
Результаты реализации проекта:
- Диспетчер управляет маршрутами полетов и, при необходимости корректирует их.
- Сократили время согласования заказа на авиарейс;
- Пассажиры своевременно получают уведомления о статусе авиарейса.
госсектор
Успешная эксплуатация
Результаты внедрения программы:
- Достигли экономии бюджетных средств на топливе и запасных частях;
- Сократили расходы на автопарк 6,5 млн. рублей за 2021 год;
- Диспетчер может контролировать выполнение заказов и перемещение автомобиля в режиме реального времени;
- Водители выполняют заказы в рамках восьмичасового рабочего дня без переработок.
госсектор
Успешная эксплуатация
Результаты реализации проекта:
- Удалось снизить процент отказов с 20% до 5%;
- Сократили время согласования заказа с нескольких часов до 8 минут;
- На 80% была увеличена полезная нагрузка на водителей;
- Cнизили среднюю стоимость одной поездки с 5000 рублей до 1300 рублей;
In the European and American markets, to if you want to buy best fake rolex I recommend it to you – www.iapac.to
Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.
Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.
Грузооборот — это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.
Грузооборот (Freight turnover) – это
Основная характеристика грузооборотов
грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.
Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.
Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как издержки на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.
Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.
Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.
Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.
Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.
Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. Политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:
дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;
коносамент и манифест – на морском транспорте;
путевой лист и товарно-денежная накладная на товар – на автомобильном транспорте;
сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.
Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:
объемные (суммарные);
качественные.
К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:
отправлено (отправление) грузов;
прибыло (прибытие) грузов;
перевезено (перевозка) грузов;
перевезено в прямом смешанном сообщении;
объем выполненной транспортной работы – грузооборот.
Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.
К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:
среднее расстояние перевозки в 1т груза;
средняя густота перевозок 1т груза;
средняя продолжительность перевозки 1т груза;
средняя скорость продвижения 1т груза.
Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,
железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;
автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;
морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;
магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;
воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.
Железнодорожный транспорт.
В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.
Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая начальная стоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Трубопроводный транспорт.
Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспоПреимуществото у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.
Морской транспорт.
Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля затрат на начальные и конечные операции.
Внутренние водные пути.
К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.
Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.
Воздушный транспорт.
Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.
Методы расчёта грузооборота
Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.
Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.
Методы для расчета:
Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);
Выборочное наблюдение;
Показатели вариации (дисперсия);
индексы;
Графическое построение (графики).
Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.
Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда иприростущим (или базисным).
Относительные показатели.
Они характеризуют изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные величины динамики называют темпами роста и прироста.
Источники
Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia
ekoslovar.ru – Экономический словарь
academic.ru – Словарь Академика
guskonstantin.narod.ru – Статьи
bank24.ru – Словарь экономических терминов
kgau.ru – Учебно-методический комплекс