Содержание:
- § 1 Условия плавания судов. Характеристики судна
- § 2 Как плавают подводные лодки
- § 3 Решение задачи по теме урока
- § 4 Краткие итоги по теме урока
§ 1 Условия плавания судов. Характеристики судна
Рассмотрим условия плавания судов по рекам, озерам и морям.
Поставим небольшой опыт. Возьмем деревянный брусочек, положим на стол и подуем на него. Брусочек остается на месте. А теперь опустим его в широкую чашу с водой. Плотность дерева меньше плотности воды, поэтому действующая на него архимедова сила больше силы тяжести, и брусочек плавает на поверхности, частично погрузившись в воду. Подуем на него. Брусок скользит по поверхности воды.
Эту способность движения твердых тел по поверхности воды люди научились использовать тысячелетия назад. Первыми плавательными средствами были стволы деревьев, затем начали строить плоты и лодки. С течением времени размеры судов становились больше, появились парусные суда, пароходы, теплоходы.
В строительстве современных морских и речных судов применяют материалы, плотность которых больше плотности воды. Почему же эти сверхтяжелые корабли, танкеры, лайнеры, изготовленные из металла, держатся на поверхности воды и к тому же перевозят пассажиров и грузы?
Поставим еще один опыт. Возьмем пластинку металлической фольги и опустим в воду. Фольга утонет. Из такого же куска фольги сделаем кораблик. Мы видим, кораблик плавает на поверхности. Что изменилось? Масса фольги осталась прежней, значит, действующая на него сила тяжести не изменилась. Но объем кораблика больше объема куска фольги, поэтому архимедова сила, действующая на него, увеличилась. Если архимедова сила равна силе тяжести, то тело плавает.
Будем нагружать наш кораблик. Он глубже погружается в воду и может даже утонуть, если масса груза окажется очень большой для этого кораблика. Можем сделать вывод, что и на настоящие корабли нельзя помещать слишком много груза.
Известно, что тело плавает, если вес воды, вытесненной его подводной частью, равен весу этого тела в воздухе.
Значит, если вес воды, вытесненной подводной частью судна, равен весу этого судна вместе с грузом в воздухе, то это судно будет плавать.Если же вес судна вместе с грузом окажется больше веса вытесненной воды, то судно утонет.
Чтобы знать, сколько груза можно погрузить на судно, ввели следующие характеристики.
-Осадка – это глубина, на которую судно погружается в воду.
– Ватерлиния – красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку судна.
– Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.
– Грузоподъемность – вес полезного груза, перевозимого судном.
Нагружать судно можно только до тех пор, пока его осадка ниже ватерлинии.
Чтобы найти грузоподъемность, нужно из веса вытесненной воды (водоизмещения) вычесть вес самого судна. Pгруза = Pвыт.воды – Pсудна
§ 2 Как плавают подводные лодки
А как плавают подводные лодки?
Для объяснения принципа плавания подводных лодок рассмотрим опыт. Нальем в стакан газированную воду и опустим виноградинку. Плотность винограда больше плотности воды, поэтому она утонет. Но через некоторое время виноградинка, вся облепленная пузырьками воздуха, поднимется на поверхность.
Так же и подводные лодки. В них есть специальные балластные отсеки, которые заполняются водой при погружении. Если же нужно подняться на поверхность, то сжатым воздухом вытесняют воду из этих отсеков. Средняя плотность лодки при этом становится меньше плотности воды и лодка всплывает.
§ 3 Решение задачи по теме урока
Рассмотрим решение задачи на плавание судов.
Задача: Судно, погруженное в пресную воду до ватерлинии, вытесняет воду объемом 15 000 м3. Вес судна без груза составляет 5 000 кН. Чему равна грузоподъемность судна? Чему равна масса груза?
Решение: Запишем условие задачи. Объем вытесненной воды, равный объему подводной части судна, обозначим Vвыт.воды., составляет 15 000 м3. Вес судна Pсудна = 5000 кН, в СИ 5 000 000 Н. Плотность воды ρж = 1000 кг/м3. Необходимо определить грузоподъемность, т.е. вес груза Pгруза и массу груза mгруза.
Чтобы найти вес груза, нужно из водоизмещения вычесть вес самого судна. Водоизмещение – это вес воды, вытесненной погруженной частью судна, равный весу судна вместе с грузом, обозначим Pвыт.воды. Тогда Pгруза = Pвыт.воды – Pсудна.
Найдем вес вытесненной воды (водоизмещение) по формуле Pвыт.воды = mвыт.воды.·g, где масса вытесненной воды равна произведению ее плотности на объем.
Тогда Pвыт.воды = g·ρж·Vвыт.воды.
Формула определения веса груза запишется так: Pгруза = g·ρж·Vвыт.воды. – Pсудна. Подставим числовые значения величин, сократим единицы измерения и получим: Pгруза = 10 000 000 Н = 10 000 кН.
Тогда масса груза из формулы веса равна: mгруза = Pгруза :g = 1 000 000 кг = 1000 т.
Ответ: вес груза 10 000 кН, масса груза 1000 т
§ 4 Краткие итоги по теме урока
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ:
Если вес воды, вытесненной подводной частью судна, равен весу этого судна вместе с грузом в воздухе, то это судно будет плавать.
Осадка – это глубина, на которую судно погружается в воду.
Ватерлиния – красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку судна.
Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.
Грузоподъемность – вес полезного груза, перевозимого судном.
Нагружать судно можно только до тех пор, пока его осадка ниже ватерлинии. Чтобы найти грузоподъемность, нужно из веса вытесненной воды (водоизмещения) вычесть вес самого судна: Pгруза = Pвыт.воды – Pсудна
Список использованной литературы:
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2009. – 368 с.
- Волков В.А. Тесты по физике: 7-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с. – (Мастерская учителя физики).
- Кирик Л.А. Физика -7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2008. – 192 с.
- Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс / Сост. Зорин Н.И. – М.: ВАКО, 2012. – 80 с.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2010. – 128 с.
- Перышкин А.В. Физика. 7 класс – М.: Дрофа, 2011.
- Тихомирова С.А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах. Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 2002. – 144 с.
- Я иду на урок физики: 7 класс. Часть III: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 272 с.
Использованные изображения:
Объяснение гидроаэромеханики
Отчего плавают рыбы, почему птицы не падают на землю? Как построить корабль, чтобы он не утонул? Может ли машина подняться в воздух, двигаться по небу или зависнуть в небе? Пытаясь найти ответы на эти и на многие другие вопросы, люди создали много разных наук. Их название начинаются со слова гидро, что в переводе означает вода, или аэро, что в переводе означает воздух. Если собрать эти науки вместе, то получится объемная наука – гидроаэромеханика.
Она рассматривает вопросы, связанные с движением жидкостей и воздуха, а также всех тел, которые в них находятся – животных и человека, парусных судов, самолетов и воздушных шаров.
Знакомство с гидромеханикой
Масса современных судов достигает нескольких десятков тысяч тонн. Почему же эти корабли не тонут? Всё дело в том, что их средняя плотность по-прежнему меньше плотности воды, а выталкивающая архимедова сила уравновешивает силу тяжести, и корабль не тонет.
Опыт с корабликом из фольги. Понятие осадки и ватерлинии
Рассмотрим опыт из предыдущего урока: если мы возьмем кусочек фольги и опустим его в воду, то он утонет. Но если из этой же самой фольги сделать кораблик, то он благополучно будет покоиться на поверхности воды. В чем же дело? Дело в том, что любой современный корабль содержит множество отсеков, заполненных воздухом. Если бы корабль был сделан из цельного куска металла, то он, конечно, бы утонул.
Получается, что наличие пустых помещений, заполненных воздухом, приводит к тому, что средняя плотность судна оказывается меньше плотности воды. Глубина, на которую погружается судно, называется осадкой. При полной загрузке судна, оно не должно погружаться в воду ниже определенной линии. Её называют грузовой ватерлинией (рис. 1), то есть линией, с которой соприкасается поверхность воды и корпус судна при его полной загрузке.
Рис. 1 Ватерлиния, нанесенная на корпус корабля (черным)
Постепенно загружая кораблик грузом, увидим, что с ним произойдет: осадка становится всё ниже, и при определенном значении корабль тонет. Вес груза превысил определенное значение, корабль опустился ниже ватерлинии. Хотелось бы обратить ваше внимание, что при погружении корабль вытесняет определенное количество воды.
Водоизмещение, грузоподъемность. Решение задачи
Вес воды, вытесненный кораблем при погружении, называется водоизмещением. Численно водоизмещение равно весу корабля вместе с грузом. Разница между водоизмещением и весом судна называется грузоподъемностью судна.
Решим задачу.
Нам необходимо определить грузоподъемность судна. Судно погружено в пресную воду до ватерлинии и при этом вытесняет воду объемом 15000 кубических метров. Известно, что вес самого судна составляет 5х107 ньютон. Запишем краткое условие задачи:
Дано:
Vв=15000 м3
ϱв=1000 кг/ м3
P0 = 5х107 H
——————-
Pг= ?
Нам необходимо рассчитать грузоподъемность судна. Обозначим грузоподъемность как вес груза. Для этого нам нужно из веса вытесненной воды вычесть вес судна:
Pг= Pвв– Pс , вес вытесненной воды рассчитывается:
Pвв= ϱв ∙ g ∙ Vв , как плотность воды на величину g и на объем вытесненной воды. Подставим это в исходную формулу и получим выражение для расчета:
Pг= ϱв ∙ g ∙ Vв – Pс .
Проведем анализ размерности, при подстановке всех размерных величин и математических преобразованиях, мы получим, что грузоподъемность судна будет измеряться в ньютонах. Pг= кг/м3 х Н/кг х м3 – Н = Н – Н = Н.
Подставим числовые данные:
Pвв = 1000∙10∙15000 – 5∙107 = 150∙106 – 5∙107 = 108 Н.
Т. е. грузоподъемность судна равна 108 Н.
Подводные лодки, эксперимент с газировкой
Суда, способные плавать под водой, называют подводными, а все остальные – надводными. Первая подводная лодка появилась в Англии в 1620 году, в России подводные лодки появились позднее, в 1724 году.
Проведем эксперимент.
В сосуд нальем газированную воду и опустим туда виноградинку. Она опустится на дно, потому что ее плотность больше плотности воды, но, облепленная пузырьками газа, она поднимется на поверхность. Как только пузырьки газа будут постепенно лопаться, она вновь опустится на дно, и так будет продолжаться до тех пор, пока весь газ из газировки не выйдет. Движение виноградинки аналогично тому, как движутся подводные лодки, внутри которых есть специальные балластные цистерны. Когда необходимо, чтобы лодка погрузилась, цистерны открываются и забортная вода устремляется внутрь – лодка опускается на дно. При необходимости поднятия наверх – под давлением сжатый воздух заполняет эти балластные цистерны, вытесняя забортную воду, и облегченная лодка поднимается на поверхность.
Развитие водного транспорта
Развитие водного транспорта имеет огромное значение, так как это достаточно дешевый вид транспорта с огромной грузоподъемностью, и именно благодаря водному транспорту осуществляется торговля со многими зарубежными странами.
Вопросы к конспектам
Что такое гидроаэромеханика?
К чашкам весов подвешены на нитях два одинаковых по объему тела: одно из меди, а другое из алюминия. Весы уравновешены. Нарушится ли равновесие, если тела опустить в воду, и как?
Дать определение водоизмещению и грузоподъемности.
На предыдущих уроках вы узнали, при каких условиях тела тонут, при каких всплывают, а при каких остаются в равновесии в жидкости ($F_{тяж} > F_A$ — тело тонет, $F_{тяж} = F_A$ — тело плавает, $F_{тяж} < F_A$ — тело всплывает).
Мы установили, что эти условия также зависят от плотности тела и плотности жидкости, в которую его погружают ($rho_т > rho_ж$ — тело тонет, $rho_т < rho_ж$ — тело всплывает, $rho_т = rho_ж$ — тело плавает).
Но почему железный брусок тонет в воде, а огромный корабль, перевозящий тонны груза, нет? На этом уроке мы узнаем, каким образом плавают корабли, лодки, яхты и другие суда.
Принцип плавания судов
В прошлом уроке мы провели опыт с плавающим телом, который показал, что тело вытесняет своей частью, находящейся под водой, столько воды, что ее вес равен весу тела в воздухе. Это утверждение справедливо для любого судна.
На чем основано плавание судов?
Очевидно, что раз суда держатся на поверхности воды, то они спроектированы таким образом, что вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу всего судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом.
Обратите внимание, что вес в воздухе — это не вес надводной части судна, а вес в обычных условиях, как если бы судно стояло на земле.
Большое значение имеют форма и строение судна. В подводной части находятся полости (почти всегда это используемые помещения), в которых есть воздух. Таким образом, средняя плотность судна меньше плотности воды.
Характеристики судов
Рассмотрим несколько важных характеристик судов.
Что называют осадкой судна?
Осадка — это глубина, на которую судно погружено в воду.
Осадка (рисунок 1) современных танкеров и контейнеровозов при полной загрузке (несколько сотен тысяч тонн груза) может достигать 23 метров. При этом часть судна над водой будет иметь высоту всего 5–6 метров.
Что такое ватерлиния?
Ватерлиния — это максимально допустимая осадка судна.
Отмечена на корпусе судна красной линией (рисунок 2). Судно погружается глубже в воду при его загрузке — уровень воды может доходить до ватерлинии, но не выше нее.
Что называют водоизмещением судна?
Водоизмещение судна — это вес воды, которую вытесняет судно при погружении до ватерлинии.
Вес этой воды равен силе тяжести, которая действует на судно с грузом (рисунок 3).
Грузоподъемность судна — это максимально допустимый вес перевозимого груза.
Мы можем рассчитать грузоподъемность судна, если из водоизмещения вычесть вес самого судна (рисунок 4).
Также отметим, что осадка судна в соленой и пресной воде будет различна. Плотность соленой воды больше плотности пресной, поэтому осадка в море или океане будет меньше, чем в реке или озере.
Краткая история судостроения
Древние суда
С древних времен у людей была необходимость преодолевать водные преграды. Люди строили примитивные плоты, корзины, обтянутые кожей животных, лодки, которые выдалбливали или выжигали из большого цельного ствола дерева (рисунок 5).
Парусные суда
В третьем тысячелетии до н. э. были изобретены паруса (но использовались как вспомогательное средство наряду с веслами), а в X–XIII веках появились полностью парусные судна. Пик развития пришелся на середину XIX века. В 1869 году был спроектирован, построен и спущен на воду клипер «Катти Сарк» (рисунок 6). Это парусное судно поставило рекорд скорости — 21 узел ($1 space узел = 1.852 frac{км}{ч}$).
Суда с двигателями
В 1807 году в США был построен первый пароход. Так у парусных судов появилась конкуренция — судна с паровыми машинами (рисунок 7).
Если раньше все суда строились из дерева, то в 1787 году было построено первое судно из железа. А со второй половины XIX века железо начали заменять сталью.
В 1903 году в России построили первый теплоход. Такие суда приводятся в движение с помощью двигателя внутреннего сгорания (рисунок 8).
Также в России был создан первый в мире ледокол «Ермак» в 1898 году. Это судно могло форсировать льды толщиной в 2 метра (рисунок 9).
В 1959 году был построен первый атомный ледокол «Ленин» (рисунок 10). Ледокол расходовал в сутки 45 граммов ядерного топлива, и его полная мощность составляла 44 000 лошадиных сил.
На данный момент самый большой контейнеровоз в мире построен южнокорейской судостроительной компанией (рисунок 11). Он имеет длину 400 метров и площадь палубы более $24 space 000 space м^2$. Он перевозит около 24 000 контейнеров с грузом (если их расположить в одну линию, то ее длина составит 150 км).
Упражнения
Упражнение №1
Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море? Ответ объясните.
Посмотреть ответ
Скрыть
Ответ:
Судно плавает и в соленой, и в пресной воде. Это означает, что в обоих случаях сила тяжести, действующая на судно в воздухе, будет равна архимедовой силе, действующей на судно в воде.
В речной воде на судно действует сила Архимеда:
$F_{А1} = g rho_1 V_1$.
А в морской:
$F_{А2} = g rho_2 V_2$.
Эти силы будут равны друг другу из условий плавания ($F_А = F_{тяж}$), ведь вес самого судна в воздухе не изменялся:
$g rho_1 V_1 = g rho_2 V_2$,
$rho_1 V_1 = rho_2 V_2$.
Плотность соленой воды больше плотности пресной: $rho_2 > rho_1$. Тогда объем судна, погруженный в пресную воду, больше объема судна, погруженного в морскую воду:
$V_1 > V_2$.
Значит, осадка судна уменьшится при его переходе из реки в море.
Упражнение №2
Сила тяжести, действующая на судно, равна $100 space 000 space кН$. Какой объем воды вытесняет это судно?
Дано:
$F_{тяж} = 100 space 000 space кН$
$rho_ж = 1000 frac{кг}{м^3}$
$g = 9.8 frac{Н}{кг}$
СИ:
$F_{тяж} = 10^8 space Н$
$V_в — ?$
Посмотреть решение и ответ
Скрыть
Решение:
Мы знаем, что вес жидкости (воды), вытесняемой подводной частью судна, равен весу всего судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом. А вес вытесненной воды равен архимедовой силе, которая действует на судно:
$F_{тяж} = g rho_ж V_т$.
Объем погруженной в воду части судна $V_т$ равен объему вытесненной воды, который мы и будем рассчитывать:
$F_{тяж} = g rho_ж V_в$,
$V_в = frac{F_{тяж}}{g rho_ж}$,
$V_в = frac{10^8 space Н}{9.8 frac{Н}{кг} cdot 1000 frac{кг}{м^3}} approx 10 space 200 space м^3$.
Ответ: $V_в approx 10 space 200 space м^3$.
Упражнение №3
Плот, плывущий по реке, имеет площадь $8 space м^2$. После того как на него поместили груз, его осадка увеличилась на $20 space см$. Каков вес помещенного на плот груза?
Дано:
$h = 20 space см$
$S = 8 space м^2$
$rho_ж = 1000 frac{кг}{м^3}$
$g = 9.8 frac{Н}{кг}$
СИ:
$h = 0.2 space м$
$P_г — ?$
Посмотреть решение и ответ
Скрыть
Решение:
На груз, находящийся на плоту, действует сила тяжести. Также он вызывает дополнительную архимедову силу, которая и равна весу груза:
$P_г = F_А = g rho_ж V_ж$.
Какой объем воды вытеснил плот, когда на него положили груз? Мы можем его вычислить, используя геометрическую формулу:
$V = Sh$.
Рассчитаем вес груза:
$P_г = g rho_ж Vh$,
$P_г = 9.8 frac{Н}{кг} cdot 1000 frac{кг}{м^3} cdot 8 space м^2 cdot 0.2 space м = 15 space 680 space Н approx 16 space кН$.
Ответ: $P_г approx 16 space кН$.
Задание
Задание №1
На рисунке 12 изображены два прибора, плавающие в воде, называемые ареометрами. Эти приборы используются для измерения плотности жидкости.
Первый ареометр, изображенный на рисунке 12, а, предназначен для жидкостей, имеющих плотность меньшую, чем вода. Деления на нем нанесены сверху вниз.
Второй (рисунок 12, б) — для жидкостей с плотностью большей, чем вода. Деления на нем нанесены снизу вверх. Цифрой 1000 обозначена плотность воды: $rho = 1000 frac{кг}{м^3}$. Объясните действие таких приборов.
Посмотреть ответ
Скрыть
Ответ:
В принципе действия ареометров ключевую роль играет архимедова сила.
Вес воды, который вытесняет ареометр, равен весу самого ареометра в воздухе ($P_1 = gm$). С другой стороны, вес вытесненной воды определяется архимедовой силой, действующей на ареометр. Запишем эти формулы:
$gm = g rho_ж V_ж$,
$m = rho_ж V_ж$,
$rho_ж = frac{m}{V_ж}$.
Проанализируем полученное выражение:
- Масса ареометра не изменяется;
- Объем вытесненной жидкости эквивалентен объему погруженной части ареометра. Чем глубже погружается прибор в жидкость, тем меньше плотность жидкости. Чем сильнее он всплывает — тем плотность жидкости больше. В соответствии с этим на каждый ареометр нанесена шкала со значениями плотности.
Задание №2
Налейте в стакан воды, введите в воду конец пипетки и выпускайте из нее понемногу воздух. Затем наберите в пипетку немного жидкого масла и пускайте его под водой по капле. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Посмотреть ответ
Скрыть
Ответ:
Мы увидим, что воздух поднимается наверх. Когда мы будем пускать масло, эти две жидкости не будут смешиваться. Масло тоже будет подниматься на поверхность воды. Значит, архимедовы силы, действующие на воздух и масло, больше сил тяжести (рисунок 13).
В таком случае жидкости находятся в одном сосуде в соответствии со своими плотностями: в нижней части сосуда более плотные, в верхней — более легкие. Этот принцип применим и к газам. Значит, мы можем сказать, что плотности воздуха и масла меньше плотности воды.
- Подробности
- Обновлено 20.01.2019 00:26
- Просмотров: 438
1. Почему корабли не тонут?
Для постройки современных судов используют различные материалы, в основном металлы, имеющие по сравнению с водой большую плотность.
Однако суда не тонут, а держатся на воде и перевозят еще большие грузы.
Как для любого плавающего тела, так и для судна, справедливо, что тело вытесняет своей подводной частью столько воды, что вес этой воды равен весу тела в воздухе.
Вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом.
Например:
Почему тонет железный гвоздь, но не тонет корабль из металла?
Плотность железа много больше, чем плотность воды.
Вес сплошного железного гвоздя оказывается больше, чем вес, вытесненной им воды.
У корабля, сделанного из того же железа, средняя плотность (за счет внутренних полостей в корпусе) значительно ниже, чем плотность железа.
Вес, правильно сконструированного корабля, оказывается меньше веса вытесненной им воды.
Сделайте сплошую железяку в форме этого же корабля, и она точно утонет.
Однако, если раскатать гвоздь в тонкий железный лист и согнуть его в форме лодочки, он точно поплывет.
2. Что такое осадка судна?
Глубину, на которую судно погружается в воду, называют осадкой.
Наибольшая допускаемая осадка отмечена на корпусе судна красной линией, называемой ватерлинией.
3. Меняется ли осадка корабля при переходе из реки в море или обратно?
Да, так как плотность пресной (1000 кг//м3)и морской воды (1030 кг/м3) различны.
4. Что называется водоизмещением судна?
Вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватер линии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом, называется водоизмещением судна.
Сейчас для перевозки нефти строят суда водоизмещением 5 000 000 кН (5 • 106 кН) и больше, т. е. имеющие вместе с грузом массу 500 000 т (5 • 105 т) и более.
5. Что показывает грузоподъемность судна?
Если из водоизмещения вычесть вес самого судна, то получим грузоподъемность этого судна.
Грузоподъемность показывает вес груза, перевозимого судном.
6. Как работает ареометр?
Приборы “ареометры” используются для измерения плотности жидкости.
Ареометр представляет собой стеклянную трубочку с расширением на конце.
Внутрь вставлена измерительная шкала, показывающая плотность жидкости.
В расширении на конце трубки запаян груз для равновесия.
Ареометр в зависимости от плотности жидкости погружается на большую или меньшую глубину.
Риска шкалы на уровне поверхности жидкости укажет плотность жидкости.
Если ареометр предназначен для жидкостей, имеющих плотность меньшую, чем вода, то деления на ареометре наносятся сверху вниз.
Если ареометр предназначен для жидкостей, имеющих плотность большую, чем вода, то деления на нем нанесены снизу вверх.
Начальной точкой отсчета шкалы в обоих случаях является значение плотности воды, равное 1000 кг/м3.
Следующая страница – смотреть
Назад в “Оглавление” – смотреть