Музыка, как конечный результат смешения звуков и тишины во времени, передаёт эмоциональную атмосферу, тонкие чувства человека написавшего её.
Согласно трудам некоторых учёных, музыка обладает свойством влиять как на психологическое, так и физическое состояние человека. Естественно, такое музыкальное произведение имеет свой характер, заложенный создателем либо целенаправленно, либо не осознанно.
Определение характера музыки по темпу и звучанию.
Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:
- Минорное звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.
- Мажорное звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
- Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
- Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.
Следует подчеркнуть, что такие элементы выразительности в музыке, как ритм, динамика, тембр и средства гармонии являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. Если провести эксперимент, и проиграть одну и ту же мелодию в мажорном или минорном звучании, быстром или медленном темпе, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется.
Соотношение характера музыкального произведения и темперамента слушателя.
Если сравнивать опусы классических композиторов с произведениями современных мастеров, то можно проследить некую тенденцию в развитии музыкальной окраски. Она становится всё более сложной и многогранной, а вот эмоциональный фон, характер, существенно не подвергается изменениям. Следовательно, характер музыкального произведения это константа, не подвергающаяся изменениям по истечении времени. Произведения, написанные 2-3 века назад, так же воздействуют на слушателя, как и в период популярности у современников.
Выявлено, что человек выбирает музыку для прослушивания не только исходя из своего настроения, но неосознанно учитывая свой темперамент.
- Меланхолик – медленная минорная музыка, эмоция – печаль.
- Холерик – минорная, быстрая музыка – эмоция – гнев.
- Флегматик – медленная мажорная музыка – эмоция – спокойствие.
- Сангвиник – мажорная, быстрая музыка – эмоция – радость.
Абсолютно все музыкальные произведения имеют свой характер и темперамент. Их изначально заложил автор, руководствуясь чувствами и эмоциями в момент создания. Однако не всегда слушатель может расшифровать именно то, что хотел донести автор, так как восприятие субъективно, проходит через призму ощущений и эмоций слушателя, исходя из его личного темперамента.
Кстати, вам интересно узнать, как и с помощью каких средств и слов в нотном тексте композиторы пытаются донести до исполнителей их произведений задуманных характер? Читайте небольшую статью и скачивайте таблицы характера музыки.
Автор – Станислав Колесник
Характер музыкального произведения
Как выразить характер человека в музыке
Музыка, как конечный результат смешения звуков и тишины во времени, передаёт эмоциональную атмосферу, тонкие чувства человека написавшего её. Согласно трудам некоторых учёных, музыка обладает свойством влиять как на психологическое, так и физическое состояние человека.
Естественно, такое музыкальное произведение имеет свой характер, заложенный создателем либо целенаправленно, либо не осознанно.
Для определения характера произведения, его эмоционально-образного восприятия можно для начала воспользоваться словарём эстетических эмоций, существующих в музыке как признаки характера звучания, который предлагает ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников.
РАДОСТНО: весело, празднично, звонко, искрясь, бодро, живо, задорно, ярко, лучисто
ТОРЖЕСТВЕННО: величественно, победно, призывно, восторженно, грациозно, жизнеутверждающе
НЕЖНО: ласково, радушно, трогательно, приветливо, доверчиво, мило, беззлобно
СПОКОЙНО: мирно, безмятежно, добродушно, светло, прозрачно, доброжелательно
ВЗВОЛНОВАННО: тревожно, обеспокоенно
ТЯЖЕЛО: неуклюже, угловато
ГРОЗНО: динамично, трагично
ПОЭТИЧНО: мечтательно, напевно, душевно, трепетно, сердечно
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ ПО ТЕМПУ И ЗВУЧАНИЮ.
Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:
1.Минорное звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.
2. Мажорное звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
3. Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
4. Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.
Следует подчеркнуть, что такие элементы выразительности в музыке, как ритм, динамика, тембр и средства гармонии являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. Если провести эксперимент, и проиграть одну и ту же мелодию в мажорном или минорном звучании, быстром или медленном темпе, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется.
СООТНОШЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ТЕМПЕРАМЕНТА СЛУШАТЕЛЯ.
Если сравнивать опусы классических композиторов с произведениями современных мастеров, то можно проследить некую тенденцию в развитии музыкальной окраски. Она становится всё более сложной и многогранной, а вот эмоциональный фон, характер, существенно не подвергается изменениям. Следовательно, характер музыкального произведения это константа, не подвергающаяся изменениям по истечении времени. Произведения, написанные 2-3 века назад, так же воздействуют на слушателя, как и в период популярности у современников.
Выявлено, что человек выбирает музыку для прослушивания не только исходя из своего настроения, но неосознанно учитывая свой темперамент. Меланхолик – медленная минорная музыка, эмоция – печаль.
Холерик – минорная, быстрая музыка – эмоция – гнев.
Флегматик – медленная мажорная музыка – эмоция – спокойствие. Сангвиник – мажорная, быстрая музыка – эмоция – радость.
Абсолютно все музыкальные произведения имеют свой характер и темперамент. Их изначально заложил автор, руководствуясь чувствами и эмоциями в момент создания. Однако не всегда слушатель может расшифровать именно то, что хотел донести автор, так как восприятие субъективно, проходит через призму ощущений и эмоций слушателя, исходя из его личного темперамента.
В нотной записи, как это ни парадоксально, композиторы фиксируют не только «ноты», но и «шифруют» большое количество самой разнообразной информации, которая должна помочь исполнителю, умеющему читать между строк, раскрыть художественную сущность исполняемого произведения. Конечно, большую смысловую нагрузку несёт, к примеру, название, заголовок, но есть в нотном тексте и другие словесные и буквенные обозначения, через которые мы узнаём о характере музыки. Это темповые указания, это динамические оттенки или слова, относящиеся к настроению и т.д. Эти специальные обозначения музыканты узнают во время своей учёбы и обращаясь к словарю иностранных музыкальных терминов. Например:
Способна ли музыка передать характер человека? Познакомьтесь с персонажами из “Карнавала” немецкого композитора Шумана. Если сравнить музыкальные портреты Флорестана и Эвсебия, станет ясно, сколь они противоположны: Флорестан порывист, всегда в движении, тогда как Эвсебий спокоен, склонен к мечтательности. На карнавале мелькают и знакомые маски – угловатый, немного смешной Пьеро и лёгкий, с прыгающей походкой Арлекин.
Музыка может выразить характер человека средствами музыкальной выразительности. Музыкальный портрет – это портрет характера героя. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
Немаловажную роль в создании музыкального образа играют способы звукоизвлечения: стаккато и легато. Этими средствами можно передать звук капающего дождя или спокойную протяжную колыбельную песню, четкий ритм военного марша или задорные трели птиц.
Музыкальный жанр. Вы наверняка знаете, что существуют разнообразные музыкальные жанры. Их великое множество и в народной музыке, и в духовной, и в классической, и в современной. Жанры отличаются между собой содержанием, формой, ритмикой, мелодикой, выразительными средствами и, конечно, характером.
А какие музыкальные жанры (как классические, так и современные) знаете вы? Вспомните и проанализируйте, чем отличаются марш и полька, вальс и колыбельная, симфония и опера, джаз и рок.
Слушать и слышать музыку – это разные вещи. Содержание музыки столь же богато и многообразно, как и содержание других видов искусства. А раскрывается оно с помощью характерных именно для музыки выразительных средств. В отличие от звуков немузыкальных музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия и сопровождение к ней, лад и гармония, метр и ритм, регистр и тембр, динамика и темп – всё это и есть выразительные средства музыкального искусства. Научиться их слышать и различать, понимать язык музыки, на котором композитор обращается к слушателю, столь же необходимо, как и понимать литературный текст, средства живописи. Тогда содержание произведений музыкального искусства раскроется во всём своём богатстве.
Источник
НТ
Николай Таранов
Первый критерий, опираясь на который можно определить характер музыки – лад: как правило, мажор – веселый, минор – грустный, но также мажор может быть злым и саркастичным, а минор – просветленным.
Далее темп: как правило, быстрый темп говорит о легкомыслии, незатейливости, а медленный – о вдумчивости, обремененности. Но параметры могут меняться, в зависимости от особенностей звуковедения, регистра, звукоизвлечения.
Пример: “Танец невылупившихся птенцов” Мусоргского. Звучит в мажоре, тесситура высокая, темп достаточно быстрый, особенность, также подчеркивающая образ – штрих стаккато, придающий звучанию большую легкость, “прыгучесть”. Основываясь на этих особенностях делаем вывод о характере – музыка легкая, светлая, игривая, веселая.
Если речь идет о характере песни, то здесь стоит обратить внимание на содержание литературного текста (в связи с текстом музыкальным, соответственно).
как определить характер песни?
Ученик
(155),
закрыт
5 лет назад
Kirrus
Профи
(865)
10 лет назад
Первый критерий, опираясь на который можно определить характер музыки – лад: как правило, мажор – веселый, минор – грустный, но также мажор может быть злым и саркастичным, а минор – просветленным.
Далее темп: как правило, быстрый темп говорит о легкомыслии, незатейливости, а медленный – о вдумчивости, обремененности. Но параметры могут меняться, в зависимости от особенностей звуковедения, регистра, звукоизвлечения.
Пример: “Танец невылупившихся птенцов” Мусоргского. Звучит в мажоре, тесситура высокая, темп достаточно быстрый, особенность, также подчеркивающая образ – штрих стаккато, придающий звучанию большую легкость, “прыгучесть”. Основываясь на этих особенностях делаем вывод о характере – музыка легкая, светлая, игривая, веселая.
Если речь идет о характере песни, то здесь стоит обратить внимание на содержание литературного текста (в связи с текстом музыкальным, соответственно).
Сделать анализ музыкального произведения — это не просто описать характер произведения и эмоции, которые оно у вас вызывает. Анализ музыкального произведения — это разбор по молекулам и атомам музыкальной структуры. Цель анализа музыкального произведения — выявление средств и приёмов выразительности, с помощью которых создаётся тот или иной музыкальный образ и всё произведение в целом.
Виды музыкального анализа
Музыкальный анализ бывает нескольких видов. Если преподаватель даёт вам задание «Сделать анализ музыкального произведения», надо обязательно уточнить, какого вида анализ надо сделать. Вспомните, когда врач в поликлинике отправляет вас сдать анализ кроме, он обязательно указывает какой это анализ: общий, биохимический, развёрнутый и т.д. В музыкальном анализе аналогично.
Существуют разные виды анализа музыкального произведения:
1.Описательный
2.Анализ формы
3.Гармонический анализ
4.Целостный
5.Сравнительный
Описательный анализ
Описательный анализ обычно предполагает ответ на вопросы: «О чём эта музыка?», «Какие эмоции вы испытываете после прослушивания?», «Назовите ассоциации, которые навеяла вам эта музыка».
И здесь вам надо написать целый рассказ, о том, что эта музыка, как весенний ручеёк, бабочки порхают над ним, и прям-таки ощущается тепло первых весенних солнечных лучей. Или что-то в этом роде.
Пример описательного анализа. А.С. Грибоедов. Вальс си минор.
Музыкальный образ этого произведения лирический. Автор рассказывает о своих глубоких чувствах и переживаниях. Характер произведения взволнованный, нежный. Темп подвижный. Мелодия очень выразительная, кружащаяся.
В описательном анализе старайтесь не приводить конкретных образов, вроде «листик шелестит», если на это не указывается в названии произведения или в его программе. Или, если вы не ученик первого класса общеобразовательной школы. Ведь у других слушателей может возникнуть совсем иная ассоциация. Если же данный анализ задан вам с целью развить вашу фантазию, то пишите всё, что услышали в произведении.
Анализ формы
Анализ формы — это уже профессиональный уровень разбора музыкального произведения. Здесь вам надо назвать жанр произведения (Соната, Концерт, Этюд, Пьеса и т.д.) и рассказать из каких частей она состоит.
Формы бывают простые (период, двухчастная, трёхчастная) и сложные (сложная трёхчастная, рондо, вариационная, сонатная и др.)
Каждую часть формы принято обозначать буквой. Например, двухчастную форму обозначают буквами AB. Трёхчастную — буквами ABA. Форма рондо может иметь структуру ABACADA.
В сонатной форме надо указать, что имеется экспозиция, разработка, реприза. Сделать разбор экспозиции с указанием характера главной партии, побочной партии. В разработке указать, какие элементы главной или побочной партии разрабатываются. В репризе обратить внимание на наличие коды, если она имеется.
Обратите внимание на кульминацию всего произведения. В какой части она происходит? Как правило, кульминация приходится на точку золотого сечения. Структурно это соотношение 62% + 38%. Например, если в произведении 32 такта, то кульминация будет примерно в 22 такте. Это решается простой пропорцией (32х68):100=21,7
Пример анализа формы. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка.
«Старинная французская песенка» представляет собой двухчастную репризную форму. Ее форму можно представить буквами А+А | B+A .
В первой части дважды проводится основная тема. Первая часть представляет собой период, состоящий из двух предложений, повторной структуры. Каждое предложение составляет 8 тактов.
Вторая часть слышна по появлению новой темы, которая отличается по своему характеру от первой темы. Структурно она представляет собой предложение из 8 тактов.
Завершается пьеса повторением первой темы, но лишь одного ее предложения. Поэтому она не может образовать трёхчастную форму.
Общее количество тактов в пьесе — 32. Кульминация приходится на 22 такт, который совпадает с точкой золотого сечения.
Гармонический анализ
Гармонический анализ подразумевает определение функций аккордов, тональный план произведения, отклонения и модуляции, каденции.
Это задание выполняется при наличии нотного текста, в отличие от описательного анализа, который можно выполнить на слух, без нот.
При гармоническом анализе вам надо, прежде всего, определить тональность произведения, и затем подписать карандашом функции аккордов. Это будет выглядеть вот так:
Пример гармонического анализа. Н.Ладухин. «Сольфеджио для одного, двух и трех голосов» №65.
Эта пьеса написана для голоса с сопровождением фортепиано. Анализируем аккорды в партии фортепиано.
Пьеса написана в тональности ля минор гармонический. Форма трёхчастная безрепризная.
Первая часть — период, состоящий из двух предложений 8+8 тактов. Мелодический состав можно изобразить буквами А+А1.
Аккорды, представленные в первой части — это главные трезвучия и их обращения. Также встречается побочное трезвучие — II6 в пятом такте.
Первое предложение заканчивается автентической каденцией на аккорде D43.
Второе предложение заканчивается отклонением в параллельную тональность До мажор. Отклонение происходит через трезвучие VII натуральной ступени соль-си-ре), приравненное к D53 параллельной тональности До мажор.
Вторая часть является связкой между первой и третьей частями. Мелодия её строится на секвенционных терцовых ходах. В гармоническом плане во второй части используются аккорды D7 и его обращения.
Третья часть представляет собой период, состоящий из двух предложений повторной структуры. Начинается третья часть с аккордов субдоминанты и заканчивается полной заключительной каденцией.
Структурно пьеса состоит из 40 тактов. Кульминация пьесы приходится на 25 такт, с которого начинается третья часть. В кульминации появляются аккорды субдоминанты. Мелодическая кульминация приходится на ноту ре, которая также является субдоминантой. Пропорционально кульминация совпадает с точкой золотого сечения.
Целостный анализ
В целостном анализе надо объединить все предыдущие виды анализа. Это должен быть самый развёрнутый вид анализа. Здесь надо вспомнить все средства музыкальной выразительности и проанализировать произведение, опираясь на них.
Пример целостного анализа. Н.Паганини. Каприс №1, Ми мажор.
Описательная часть анализа
Каприс №1 написан в тональности Ми мажор.
В каждом Каприсе развивается и обыгрывается обычно один виртуозный прием, определенный вид скрипичной техники. Так, Каприс Ми мажор № 1 построен на сочетании игры арпеджио-образными пассажами с ударным отскакивающим смычковым штрихом «рикошет». Словно рисуя скрипичным звуком, Паганини создает из ажурных плетений арпеджио и штриха «рикошет» узорчатую, «переливающуюся» гармоническую ткань, удивительную по легкости и прозрачности колорита. Произведение имеет стремительный, динамичный характер. Несмотря на ремарку Анданде, Каприс№1 звучит стремительно и виртуозно.
Про форму
Тема проводится шесть раз в тональностях: Ми мажор, ми минор, До диез мажор, Ми мажор, Ми мажор, Ми мажор. Предположим, что образуется трехчастная форма с развивающей средней частью.
Первая чаcть – период. Мелодия звучит в Ми мажоре с отклонениями в тональности S и D. Фактура расслаивается на опорный и орнаментальный слой, поэтому отчетливо прослушиваются гармонические последовательности аккордов.
Про гармонический анализ
Тема строится на арпеджированном движении аккордов с двойными нотами, что создает следующую гармоническую последовательность:
Т53|-D6-D65|-D6-D2󠆵 (S)|- D53-T64|-D6-D2->(S)|-
D53-T6|-S53-DD6|- D53-D6|- T53|-
S53|- DDумVII7 – D2|- D53-D2|
T6-S53|-K64-D7|- T53|.
Тональный план первой части: E- A- H – E.
Период заканчивается полной совершенной каденцией.
Про тональный план
Вторая часть представляет собой развитие темы первой части. Сначала она звучит в одноименной тональности – в ми миноре. Ми мажор и ми минор появляются в сопоставлении, поэтому вторая часть сначала воспринимается более мягко и лирично. Однако, вскоре гармоническое напряжение нарастает, мелодия мечется между самыми крайними нотами скрипичного диапазона. Слышны хроматические восходящие ходы, приводящие к отклонениям в далекие тональности. Кульминацией средней части являются нисходящие гаммообразные созвучия, повторяющиеся шесть раз ( совпадает с количеством проведений темы).
Тональный план второй части: e-h-D- G-D-G-Es-As-A-F-B-Cis-As-A-E.
Тональное развитие во второй части приводит в основную тональность Ми мажор.
В Третьей части тема проводится трижды и каждый раз в основной тональности. Также слышны нисходящие пассажи из второй части. Заключительная часть утверждает тональность Ми мажор. Никаких отклонений и модуляций нет.
Про структуру
По количеству тактов Каприс №1 представляет собой следующую структуру:
1 часть – 16 тактов, одно проведение темы, отклонения в тональности S и D.
2 часть – 38 тактов, тональное и тематическое развитие, два проведения темы в тональностях e и Cis.
3 часть – 24 такта, три проведения темы, однотональная в E.
Много других примеров, и даже готовых домашних заданий по сольфеджио, вы можете найти на этой полезной странице.