Анализ текста — это всестороннее исследование связного смыслового отрезка речи, выяснение его темы и идеи, стиля и типа речи, композиции, средств связи между предложениями, указание художественных тропов.
Узнаем, что такое текст в русском языке, в какой последовательности следует выполнить анализ текста. Приведем примеры.
Прежде чем анализировать текст, необходимо выявить его характерные признаки, на которые в первую очередь следует обратить внимание.
Что такое текст?
Наша речь складывается из звуков, которые, сочетаясь между собой в определённой последовательности, фонетически оформляют слова. Слова принимают соответствующую грамматическую форму и по смыслу высказывания объединяются в предложение. Предложение — это минимальная единица текста. Чтобы отдельные предложения можно было назвать термином «текст», они должны быть посвящены общей теме и выражать главный замысел автора — идею.
С этой точки зрения дадим следующее определение:
Определение
Текст — это содержательный отрезок речи, в котором предложения связаны между собой темой и основной мыслью — идеей.
Тема и идея текста
У каждого текста существует тема, которой он посвящается.
Определение
Тема — это предмет речи, о котором ведется повествование или рассуждение автора в тексте.
Тема может быть самой разной: приход зимы в город, путешествие в горы, дружба котенка с собакой, поход в лес и пр. Часто тема выражается в виде заголовка: «Ночное происшествие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры космоса».
Чтобы раскрыть тему, автор воплощает идею — главный вопрос, который ставит перед читателями или слушателями. Автор стремится доказать свою точку зрения на поставленную проблему, то, ради чего написан текст. Рассмотрим тему и идею следующего небольшого текста.
Пример
Грачи прилетели сегодня рано утром. Мы сначала их не заметили. Черные птицы беспорядочно расселись на поле. На темной пахоте их нелегко было заметить. А затем грачи взлетели на белоствольные березы, и началась шумная птичья конференция об устройстве гнезд. И тут все увидели, что прилетели грачи — гонцы наступившей весны.
Это связный текст. Он посвящен прилету грачей. Это его тема. Дадим тексту заголовок «Грачи прилетели». Автор выражает основную мысль, идею, которую сформулируем в виде высказывания, — «грачи — гонцы весны».
Признаки текста
Чтобы содержательный отрезок речи назвать текстом, выявим в нем следующие характерные признаки:
- тематическое единство;
- раскрытие главной идеи;
- последовательность (от известного к новому);
- грамматическая и смысловая связность;
- членимость (на смысловые отрезки, абзацы, главы, параграфы и пр.);
- цельность;
- законченность (композиционная завершенность);
- стилистическое единство.
Выявление этих признаков — это важный шаг для всестороннего анализа текста. Тематическое единство предполагает общую тему, которую раскрывает все предложения. Разные по смыслу предложения, в которых не прослеживается общая тема, не составят текст, а являются простым набором.
В тексте ряд предложений расположены в определенной последовательности. Каждое следующее предложение опирается на уже известное читателю и сообщает что-то новое. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексические повторы, местоимения, союзы, предлоги, синонимы, синтаксические конструкции и др.).
Каждый текст можно разделить на смысловые отрезки, абзацы, главы.
Законченность текста выражается в соблюдении композиционной структуры (завязка, середина, концовка).
Важным признаком текста является его стилистическое единство, которое подразумевает использование языковых средств одного и того же стиля речи (научного, публицистического, художественного и др.).
Как выполнить анализ текста?
Анализ текста заключается в определении его главных параметров. Его можно выполнить с помощью следующего алгоритма:
Алгоритм анализа текста
- Прочитать текст.
- Дать заглавие, если его нет.
- Указать тему текста.
- Определить идею текста.
- Выявить стиль и тип речи.
- Указать композицию.
- Проанализировать средства выразительности.
- Указать средства связи между предложениями.
Примеры
Нежданный гость.
Как-то нас застала летняя ночь в тайге. Ночь укутала бархатным покрывалом все вокруг. Не колышется ни один лист, не слышно птиц. Только неугомонный ручей нарушает тишину ночи. Мы расположились на берегу ручья и развели костёр. Скоро на ночном небе показались любопытные звезды. Они смотрели на нас сверху и как бы спрашивали, кто вы такие.
Федор стал рассказывать о своем походе на Урал. Неожиданно вдалеке послышался громкий хруст сучьев. Мы насторожились. Явно кто-то шел к нам, привлеченный запахом каши, кипящей в котелке. Тут бывалый путешественник Фёдор скомандовал Андрею: «Подкинь дров в костёр!» Скоро на поляне заполыхал яркий костёр. А затем Федор подбросил в него свежих сосновых веток, и от костра повалил густой удушливый дым. Треск сучьев стал удаляться в противоположную сторону.
«Ушёл!» — обрадовался Фёдор. «Кто?»- «Хозяин тайги — медведь!»
Анализ текста
- тема — нежданный гость;
- идея — находчивость Фёдора;
- художественный стиль речи;
- тип речи — повествование;
- композиция — завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
- образные средства: эпитеты (неугомонный ручей, ночное небо, удушливый дым), олицетворения (ночь укутала, звезды смотрят, спрашивают), метафора (любопытные звёзды), перифраз (хозяин тайги);
- средства связи: лексический повтор (ночь, ручей, костер), частица (только), местоимения (в него, мы, они, на нас), наречия, союз (скоро, тут, а затем)
Что такое ментальная арифметика?
— Это особая программа развития интеллекта при помощи арифметических вычислений, — рассказывает «АиФ» руководитель школы ментальной арифметики Яна Чеканова. — Главная цель — гармоничное развитие умственных способностей для максимальной скорости восприятия и обработки большого объёма информации без особых усилий. То есть благодаря ментальной арифметике ребенку легче будет изучать любые школьные предметы.
Особенность ментальной арифметики в том, что ребята учатся считать на специальных японских счётах, а затем представляют косточки этих счётов в своем воображении. Дети не решают примеры в столбик, как на уроке математики, а выполняют арифметические вычисления при помощи образов и своего воображения. Благодаря такому подходу увеличивается скорость устного счёта, а также происходит интеллектуальное развитие.
Анализ текста
- тема — ментальная арифметика;
- идея — развитие интеллекта ребенка;
- публицистический стиль речи с элементами научного стиля (математические термины);
- тип речи — описание;
- композиция — общие сведения, признаки описываемого способа обучения, вывод;
- средства связи: повторы (ментальная арифметика, развитие, счётах, счётов, своего воображения, в своем воображении), союз «то есть», синонимы (ребята — дети), перифраз (развитие интеллекта — развитие умственных способностей).
Видео «Текст. Анализ текста»
Выступление
на ШМО на тему:
«Текст. Его основные
свойства и характеристики»
Полозова Татьяна
Алексеевна
Учитель английского языка
Текст – это несколько
предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может
состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.
Основные признаки текста:
·
тематическое и композиционное единство
всех его частей;
·
наличие грамматической связи между частями
(цепная, параллельная);
·
смысловая цельность, относительная
законченность.
Текст (от лат. textus
— «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная
последовательность символов.
Существуют две основных
трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная)
и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает
отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его
внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы
представления знаний о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин текст
используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие
текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например,
И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение,
объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний,
объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи,
имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и
соответственно литературно обработанное».
Текст можно рассматривать с
точки зрения заключенной в нем информации (текст – это прежде всего
информационное единство); с точки зрения психологии его создания, как
творческий акт автора, вызванный определенной целью (текст – это продукт
речемыслительной деятельности субъекта); текст можно рассматривать с позиций
прагматических (текст – это материал для восприятия, интерпретации); наконец,
текст можно характеризовать со стороны его структуры, речевой организации, его
стилистики (сейчас появляется все больше работ такого плана, например,
стилистика текста, синтаксис текста, грамматика текста, шире – лингвистика текста).
В лингвистике текста
исследователями выделены такие его характеристики, как связанность,
целостность, коммуникативная направленность, завершённость, информативность,
членимость.
Каждая из характеристик
субъекно-объектна. В совокупности они образуют шкалу, на которой место каждой
характеристики определяется её близость либо к субъекту, либо к объектному
полюсу.
Характеристики текста,
расположенные ближе к субъектному полюсу, менее чётко определены
исследователями текста. Возникает проблема при определении такой характеристики
текста как его коммуникативная направленность. В работах исследователей текста
указывается необходимость учёта коммуникативной направленности текста, но не
расшифровывается, что под эти понимается.
Неотъемлемой характеристикой
текста является его информативность, наличие в нём некоторого сообщения,
смысла. Каждый текст должен нести некую новую информацию. Но при этом возникает
проблема, что будет новым. И.Р. Гальперин, проведя анализ разных видов информации
на различных текстах, подчёркивает, что информация, относящаяся к тексту,
различается по своему прагматическому назначению.
Информативность может
проявляться в разных формах – от нулевой, когда содержание текста не даёт
ничего нового, а лишь повторяет уже известное, до концептуальной, когда для её
выявления необходимо подвергнуть текст анализу. По мнению Т.М. Дридзе,
«информативность характеризует не абсолютное количество информации в тексте, …
но лишь ту смысловую информацию, которая, скорее всего, станет достоянием
реципиентов».
Такая характеристика, как
завершённость может быть рассмотрена с позиции автора и реципиента. Автор
текста ставит перед собой задачу представить, объяснить со своих позиций
явление объективной реальности. Познание какого-либо явления протекает сложно,
прерывисто, автор может, уходит от основной цели, но вновь позднее возвращаться
к ней. Текст будет завершён, когда, по мнению автора, его замысел получил
исчерпывающее выражения, «когда желаемый результат достигнут самым
поступательным движением темы, её развертыванием». Л.Н. Мазурин и А.С. Штерн
считают, что в каждом конкретном случае описание объекта может быть
«исчерпывающим с точки зрения тех целей и задач, которые ставят перед собой
данные коммуниканты, их уровня познания данного объекта. Актуально текст может
быть завершён». А.А. Леонтьев подчёркивает отличие целостности текста от его
завершённости. Она не определяется через интенцию говорящего, а только через её
функциональное использование реципиентом. «Законченность является предпосылкой
ценности, но её не исчерпывает».
Субъектно-объектной
характеристикой текста является членимость. С одной стороны, это формальная
характеристика текста, т.к. трудно воспринимать текст, в котором отсутствует
разбиение на главы, части. С другой стороны, членимость текста обычно
имплицитно выполняет установку автора на восприятие текста читателем и
одновременно показывает его взгляды, делает акцент на определённых эпизодах,
фактах, событиях.
Итак, характеристики текста завершённость
и членимость могут быть рассмотрены как позиции с позиции объективного, так и
субъективного полюса. В случае, когда текст не разделён на смысловые части
или не завершён авторам, могут возникнуть трудности при его восприятии, однако
это не приведёт к потере текста.
Большинство авторов отмечают
важность таких характеристик текста, как связанность и целостность при
восприятии текста. Данные характеристики текста обеспечиваются «законом
инкорпорирования». Суть этого закона заключается в том, что каждое последующее
предложение в тексте некоторым образом включает в себя предыдущее. Связанность
есть результат инкорпорирования предыдущего предложения в последующее.
Целостность связана с развёртыванием текста.
Наличие других характеристик
текста является более или менее обязательным. Связанность текста обеспечиваются
целым комплексом взаимодействующих и гармонически сочетающихся факторов –
логикой изложения, особой организацией языковых средств (фонетических,
лексико-семантических, грамматических), коммуникативной направленностью,
композиционной структурой. А.А. Леонтьев отмечает, что связанность может быть
не только одномерной, т.е. определяться на соседних предложениях, но и
многомерной, когда она определяется на нескольких, необязательно
непосредственно примыкающих друг к другу предложениях.
Резюмируя выше сказанное,
нужно отметить, что в большинстве исследований текст рассматривается как
лингвистический и психолингвистический феномен, в котором объединяются и
взаимодействуют внешние (формальные) и внутренние (содержательные, смысловые)
признаки, проявляющиеся в основных характеристиках текста.
Подводя итоги рассмотрению
текста как предмета исследования, следует остановиться на основных положениях.
Понятие текст определяется исследователями в широком и узком смыслах. В
широком смысле текст – любая форма передачи информации, в узком смысле –
письменная фиксация звуковой речи. В определениях текста подчёркивается
принадлежность его к человеческой деятельности. Но при этом существует мнение о
тексте как самостоятельной системе, подчиняющейся специфическим правилам
существования. Среди характеристик теста исследователям выделяются
коммуникативная направленность, информативность, завершённость, членимость,
целостность, связность. В характеристиках отражаются как особенности самого
текста, так и особенности реципиента. Характеристики текста такие, как
коммуникативная направленность, информативность, менее чётко определены
исследователями текста. Лучше всего изучены характеристики, идущие от самого
текста как объекта восприятия: членимость, завершённость, целостность,
связность. По мнению большинства исследователей, для восприятия текста важными
характеристиками являются связность и целостность, в которых проявляются
формальные (внешние) и содержательные (внутренние) признаки текста.
Что такое текст — признаки и виды текстов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Текст – это одно из довольно зыбких понятий в нашем сознании. Объясню почему.
С одной стороны, каждый для себя понимает, что это такое. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.
Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.
Текст — это…
Слово «текст» пришло в русский язык с латинского, где первоначальное «textus» переводилось как «ткань, сплетение, соединение». Лингвистическое понимание термина, согласно статье доктора филологических наук Т.М.Николаевой, таково:
Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.
Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.
В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).
Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.
Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.
То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.
Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.
Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.
Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.
Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:
Ключевые признаки текста
Здесь и далее рассмотрим наш феномен уже только в рамках лингвистики.
Итак, языковеды выделяют такие признаки текста:
- Членимость. Текст делится как минимум на две единицы, будь то главы, абзацы, параграфы… Даже в самом скромном представлении он должен разбиваться хотя бы на 2 предложения – это и будут вычленяемые части.
- Информативность. Он всегда несет некую информацию читателю/ слушателю. Каждое новое предложение должно иметь рему (что-то новое для реципиента).
- Смысловая цельность. Текст должен восприниматься как единая лингвистическая единица. Чтобы достичь этой цели, необходимо наличие одной общей темы и общего замысла.
Что такое тема текста? Это его смысловое ядро, в котором обобщается и конденсируется все содержание.
- Завершенность. Заключается в полном воплощении основного замысла, в удачной передаче мысли автора, которая в идеале должна быть закончена.
- Ситуативность. Содержание соотносится с описываемой ситуацией – настоящей или придуманной. Восприятие реципиентом заключается в понимании этой ситуации. Зачастую автор может опустить часть деталей, полагаясь на то, что недостающие факты читатель / слушатель получит из окружающей реальности. Уровень понимания и восприятия при этом не должен страдать.
- Связность. Предложения, из которых строится текст, расположены в строгом порядке. При этом одни должны сочетаться друг с другом как смысловой, так и грамматической связью. Часто для проявления формальной связности употребляют повтор слов, указательные местоимения и союзы.
Какие бывают тексты (их классификация)
Чтобы ответить на вопрос, нужно определиться с интересующей классификаций. Две самые распространенные в языкознании (в том числе и на школьном уровне) – по типу и по функциональному стилю.
По типу
Согласно общепринятому тричленному делению выделяют такие типы текста:
- Повествование. Действие передается в развитии, обычно оно соотнесено с некоторой временной и пространственной канвой, то есть имеет довольно четко очерченный хронотоп.
- Описание. Заключается в характеристике человека, природы, любой другой статичной картины. Автор описывает виденное (или выдуманное) со всех сторон, обычно прибегая ко множеству деталей.
- Рассуждение. Являет собой изложение мыслей автора касательно ситуации, предмета, часто с философским оттенком.
Жесткое разделение текстов по этим типам чаще всего встречается только на школьных уроках, когда эту классификацию изучают. На деле большинство произведений строится на сочетании и перемежении всех трех типов.
К примеру, автор описывает действия персонажа, при случае добавляя тонкие детали его портрета, а уже в следующем предложении погружается в раздумья о правильности поступка его героя…
Какие бывают тексты
Данная классификация представлена в рамках функциональной лингвистики. Стиль текста – это отражение одного из функциональных стилей речи, к которому он относится.
Существуют лингвистические споры о том, стоит ли вводить в их список некоторые категории (вроде эпистолярного, религиозного стилей).
Ограничимся пятью общепринятыми, в связи с чем выделим такие тексты по стилю:
- Художественные. Основная единица в художественной литературе, что и отражено в названии. В зависимости от задач писателя, сочетают признаки прочих стилей для описания реалистичной картины мира.
- Официально-деловые. Применяются в профессиональной сфере, для официального общения. Типичный формат реализации – письменный, часто это документы.
Предложения обычно сложные, с преобладанием имен существительных, часто встречается специальная профессиональная лексика.
- Публицистические. Как правило, это тексты СМИ. Созданы для того, чтобы привлечь читателя / слушателя и поддержать его интерес к выбранной теме, чтобы сообщить новости или другую актуальную информацию.
Это живые, оригинальные, динамичные тексты.
- Научные. Как видно в названии – обслуживают науку на всех её уровнях. Чаще бывают в письменной форме из-за сложности, однако существуют и в устной интерпретации благодаря существованию специфических жанров – докладов, лекций.
Пестрят терминологией, с точки зрения синтаксиса часто организованы сложно для восприятия.
- Разговорные. Обычная форма – устная, так как это вариант обыденного общения, простого разговора. Однако ввиду роста популярности мессенджеров (что это такое?) растет количество письменных разговорных текстов.
Обычно строится из простых предложений, характеризуются упрощенной (иногда просторечной или даже матерной) лексикой.
Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.
Анализ текста
Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.
Существует три типа научного анализа:
- историко-литературный,
- лингвистический,
- идейный (лингвопоэтический).
В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:
- Определение темы.
- Вычленение проблемы.
- Формулирование идеи.
- Соотнесение с литературным родом и жанром.
- Указание на пространственные и временные характеристики.
- Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта.
- Описание композиции (что это?).
- Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (это что?), диалоги (что это?)…).
Лингвистический анализ подразумевает также:
- трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
- определение стиля текста, отражение его строфики;
- стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
- указание на примененные тропы и фигуры.
С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.
Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.
В конце статьи вы можете скачать Памятки – списки вопросов для анализа.
Начну с самого главного. Для понимания любого текста, книги, учебника, бизнес контракта, закона — важно правильно задавать вопросы.
Когда мы говорим о художественной литературе, то на сцену выходит не только логика, но также и чувства, эмоции, фантазия. Чтобы увидеть всю глубину своих рассуждений стоит обратить внимание на следующее:
- Какие вопросы помогают нам думать, а какие — только запомнить ответ?
- Какие вопросы нам самим интересны?
Умный вопрос — уже половина знаний (Ф. Бэкон)
Умный вопрос – это вопрос, в котором есть то, что заставит вас думать и размышлять. Ответ на этот вопрос нельзя дать одним словом или фразой.
Неумный вопрос – это вопрос, ответ на который будет односложный, то есть «да» или «нет», короткий, в двух словах или скупой.
Таким образом, анализ текста — это ответы на вопросы, сплетенные вместе литературным языком, имеющим индивидуальные особенности того, кто делает анализ. Другими словами, полноценный анализ текста это не просто сухие ответы на вопросы, это сочинение.
План анализа текста для 1-4 классов состоит из:
- До прочтения – Анализ названия.
- Характеристика текста после первого прочтения.
- Запоминание текста после первого прочтения.
- Анализ текста после первого прочтения.
- Осознание текста.
- Заключительная оценка и вывод.
План анализа текста для 5-11 классов состоит из:
- До прочтения – Анализ названия.
- Характеристика текста после первого прочтения.
- Запоминание текста после первого прочтения.
- Анализ текста после первого прочтения.
- Осознание текста.
- Анализ текста в процессе второго прочтения.
- Синтез. Объединение полученных выводов.
- Заключительная оценка и вывод.
Теперь рассмотрим подробно «как» делается каждый шаг.
Шаг 1. До прочтения – Анализ названия.
Вопрос 1. О чем может идти речь в рассказе с таким названием? Примерные ответы:
- Возможно, этот рассказ о том, как …
- Я думаю, что мы узнаем, как …
- Может быть, мы узнаем о том, как …
Вопрос 2. Можем мы узнать из названия, где происходит действие?
Вопрос 3. Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?
Шаг 2. Характеристика текста после первого прочтения.
Вопрос 1. В каком жанре написан рассказ? Ответ здесь
Вопрос 2. Какой вид текста? Ответы:
- Повествование — передают действие в развитии, во временной последовательности.
- Описание — характеризуют статичные картины, передают их детали.
- Рассуждение — передают развитие мыслей относительно предмета речи.
Шаг 3. Запоминание текста после первого прочтения.
На данном этапе задаются вопросы для запоминания текста. Восстановление сюжета (короткий пересказ – в двух словах) и деление его на части:
- С чего начинается история? (завязка)
- Как продолжается история? (развитие действия)
- Какой самый острый момент? (кульминация)
- Как разрешается конфликт? (развязка)
- Как заканчивается история? (заключение)
Ищите ответы на вопросы:
- Вопрос 1. Кто действует? Что делает?
- Вопрос 2. Кто или Что описывается?
- Вопрос 3. Где и Когда происходит действие?
- Вопрос 4. Каким образом происходит действие или явление?
- Вопрос 5. Что ещё, помимо фактов, содержится в приведённых текстах? Ответ: Детали!
Детали – это скрытая дополнительная информация. Именно детали помогают понять важное, но увидеть их — большое умение. Примеры деталей:
- Ливень обрушился
- Чудо техники
- Сказочное происшествие
- Специальная защита
- Боль гложет
- Самодовольно и надменно посмотрел
Шаг 4. Анализ текста после первого прочтения.
На данном этапе задаются вопросы для понимания текста.
Вопрос 1. Какая главная мысль произведения?
Вопрос 2. Какие чувства вы испытывали, читая рассказ? Примерные ответы: радость, волнение, тревога.
Вопрос 3. Кто является главными героями?
Вопрос 4. Какие художественные образы главных героев? Портрет, поступки, речь, отношение.
Вопрос 5. Кто является второстепенными персонажами, их связь между собой и главными героями?
Вопрос 6. Какие художественные образы второстепенных героев? Портрет, поступки, речь, отношение.
Вопрос 7. Какие действия (слова в тексте) передают эмоции и чувства героев?
Вопрос 8. Какие чувства волнуют героев?
Вопрос 9. О чем думает каждый персонаж, произнося свою реплику?
Вопрос 10. За кого из героев вы переживаете? Почему?
Вы можете составить вот такую табличку для наглядности:
Шаг 5. Осознание текста.
На данном этапе задаются вопросы для осознания текста, то есть необходимо представить себя на месте героев, подумать и ответить на вопросы:
Вопрос 1. Мог бы я оказаться в такой ситуации?
Вопрос 2. Как бы я поступил на месте героев?
Вопрос 3. Можно ли считать (то-то) верным?
Вопрос 4. Какие выводы можно сделать из…?
Вопрос 5. Каковы мотивы поступков героя или героев?
Вопрос 6. Какие выводы можно сделать из всего рассказа? Раскрыть идею произведения.
Здесь можно поставить точку для ребят из начальных классов. Но лучше не останавливаться, а перейти к самому интересному.
Шаг 6. Анализ текста в процессе второго прочтения.
С данного этапа начинается полёт творчества, ведь мы имеем дело с художественной литературой.
Пункт 1. Текст делится на малые части – в зависимости от текста можно подойти к нему по-разному и поделить по сюжетам, месту действия, диалогам и т.д. Каждую часть рассматриваем, как отдельно взятую историю, то есть представляем, будто мы не знаем, что было перед ней и что будет после.
Пункт 2. Задаём вопросы к каждой части:
Вопрос 1. Какое настроение создает автор в данной части рассказа?
Вопрос 2. Почему это происходит? Ищем причины, которые могут быть, а не только которые указаны в тексте до этой части рассказа.
Вопрос 3. Зачем это происходит? Ищем мотивацию, цели героев или событий.
Часто и по-разному спрашивать — значит приобретать точные знания (Платон)
Пункт 3. Теперь сравниваем между собой все части рассказа, ищем странности:
- Удивительное
- Противоречия
- Непонятное
- Неубедительные аргументы
- Неоднозначные объяснения
- Недостаточные сведения о событии, герое, его поступках и т.п.
Именно эти места помогут задать умные вопросы, в них же и будут содержаться ответы.
Пункт 4. Какие выводы можно сделать?
Шаг 7. Синтез. Соединяем малые части из предыдущего шага (шаг 6) и создаем практически новый рассказ. Отвечаем на вопросы:
Вопрос 1. Какой другой финал может быть у рассказа?
Вопрос 2. Какое другое решение проблемы может быть?
Вопрос 3. Какое последующее развитие событий может быть после завершения рассказа?
Шаг 8. Заключительная оценка и вывод.
На данном этапе вопросы начинаются с «Как вы считаете…..?»
Ваша задача:
- Выразить своё мнение по поводу всей истории, а также относительно выбора названия рассказа (смотрите ваши выводы на Шаге 1).
- Рекомендовать решение.
- Защитить свою определённую точку зрения, то есть объяснить почему вы так рассуждали или привести факты и железные аргументы.
- Статья Анализ текста pdf
- План анализа текста для 1-4 классов pdf
- План анализа текста для 5-11 классов pdf
Фамилия, имя ___________________________________________________________
Дайте характеристику тексту:
1.Тема текста (о чем говорится в тексте) __________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Идея (главная мысль текста) __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Тип текста (повествование, рассуждение, описание) _____________________________
4. Жанр произведения _________________________________________________________
5. Выпишите из текста выразительные средства:
Сравнение (один предмет сравнивают с другим) ______________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Олицетворе́ние (присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпи́тет (определение при слове, влияющее на его выразительность.) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипе́рбола (сильное преувеличение) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Перечисли главных героев этого текста: ________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Как бы ты озаглавил этот текст?_______________________________________________
8. На сколько частей по смыслу делится этот текст? ________________________________
9. Озаглавь выделенные тобой части:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Подбери к данному тексту подходящую пословицу, поговорку или загадку.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________