Как найти хорошего дефектолога ребенку

Как выбрать логопеда / дефектолога для ребенка

Довольно частый вопрос – ребенок не хочет заниматься с логопедом. Сначала частный случай. Красочное описание типичного занятий с дефектологом от внимательной и думающей мамы с текущего практикума. К сожалению, частое. Ребенок над специалистом издевается или специалист не попал в потребности ребенка?

“Сегодня были с сыном у дефектолога, и я посмотрела на все происходящее с точки зрения уровней развития, о которых вы говорили. Дефектолог пытается чему-то учить сына, понятиям “большой-маленький”, словам, цветам, сортировке… Сын ничего не выполняет из ее заданий. Почти ничего. И у него совсем нет мотивации. А я плачу за это деньги. Например, она разбирает перед ним матрешку, и сын должен показать, где большая, а где – маленькая. А сын просто берет одну из матрешек и много раз открывает ее (откручивает) и закрывает… Игнорируя все вопросы. И как дефектолог не пыталась вытащить из него анализ размера матрешек… Он только брал каждую и открывал-закрывал…
Она ждет, что он положит фигурки животных на соответствующие картинки… А он вообще не слушает преподавателя, просто теребит в руках каждую фигурку, а когда надоест – кладет абы куда, без раздумий. И в определенный момент отшвыривает все со словами: “Все! Все! Все”. Мне пока непонятно, как компенсировать его отставание в развитии. Но явно, это надо делать через сенсомоторный уровень.”

Итак, по пунктам.

Как выбрать логопеда для ребенка? Рынок богат. Что, на мой взгляд, значит “хороший логопед, дефектолог“?

1) Если логопед приходит, раскладывает свои методички и выдергивает ребенка из его деятельности по созданию домика для собачки, игры с кастрюлями или с веревочкой, например, то смотрите, что она предлагает взамен. Если методичку, на которую ребенок не реагирует эмоционально – задумайтесь. Ребенок хорошо усваивает информацию при эмоциональном включении. И не только ребенок – мы тоже так лучше воспринимаем. Если его нет – ребенок устает и отключается.

При хорошем раскладе звуки ребенок говорить научится, но при эмоциональном включении могут опять возникнуть трудности. Т.е. в спокойной обстановке на занятиях с логопедом (если ребенок вообще согласится заниматься) ребенок научился говорить правильно. А вот когда ребенок будет заниматься чем-то своим и в игре, эмоционально включится, начнет вам на эмоциях говорить, то навык опять “слетит”.

Анастасия Платонова о занятиях логопеда с её ребенком пишет так: – “Занималась она с ним, пока Даня выделывал фортеля на шведской стенке – только так это работало.”

Любому навыку надо учится в максимально приближенных условиях к тем, в которых вы его собираетесь использовать. Речи нужно учиться в эмоционально насыщенной среде.

Мне вспоминается история, которую нам рассказывали в институте. Наш профессор по теории и методике физической культуры была консультантом в сборной страны по большому теннису. Она рассказала, как одна из спортсменок совершала много двойных ошибок на подаче. Тренировала подачу на каждой тренировке, но на игре опять ошибки. Выяснилось, что на тренировке выполняла подачу с пульсом ниже, чем у нее был на игре. Изменили методику, научилась выполнять подачу с пульсом выше и получили результат.

2) «Я работаю по методике…». Т.е. есть шаг 1, шаг 2, шаг 3 и косность. А если ребенок находится на 5 шаге, то первые 4 занятия будет скучно. Ребенок заскучает. Получается, что специалист не может подогнать методику под ребенка, а подгоняет ребенка под методику. Утрирую, но именно это называется отсутствием индивидуального подхода.

3) Спросите, почему у ребенка нет качественной речи. В чем логопед видит причину проблемы речи ребенка. Т.е, например, ребенок глотает звуки. В чем причина: дыхание не поставлено, артикуляционный аппарат плохо работает или с удержанием внимания проблема и все время торопиться «на поезд»? Как будут действовать на проблему ребенка выбранные логопедом упражнения? Как могут включиться в работу сами родители? Куда будет полезно еще походить ребенку?

И опять я обращусь к вашим комментариям. Из комментариев: “Олег, меня зовут Наташа. Я – логопед. Часто обращаются родители с молчащими детками, отправляю к прикладному кинезиологу. Что думаете?”
Что я думаю? Думаю, что вы молодец. Хочется уметь все самому, но это невозможно. Я, как кинезотерапевт, в свою очередь отправляю детей на занятия к логопеду. Очень часто нужен комплексный взгляд и работа команды.

4) Спросите, какая методика подходит именно вашему ребенку и почему логопед решил использовать ее? Как у психотерапевтов есть разные методы – телесная психотерапия, психоанализ и т.д. Есть визуалы, есть тактильные/моторные ребята, есть слухачи. Как специалист будет подбирать вашему ребенку схему работы и по каким критериям? Как будет ее адаптировать? Важный вопрос, на который хочется получить ответ. Хочется понимать, что происходит.

5) Ребенку должно быть интересно на занятиях с логопедом. Значит он будет стараться. Если ребенку скучно, то он ничего делать не захочет. Если ребенку скучно – это проблема логопеда, а не ребенка. Нормальное взаимодействие с ребенком выглядит так: “Фёдор потом вечером спрашивал, когда ещё придет дядя с ним поиграть”.

Мастер, грамотный, умный, но не нашли общего языка с ребенком. Это нормально, так бывает и не надо этого бояться. Для меня это основной фактор для нахождения своего специалиста. Чтобы говорить нужна потребность делиться своими мыслями и переживаниями, нужно доверие. Если было скучно, то и делиться нечем, не доверяю – закрываюсь. Зачем тогда вообще говорить. Я умею говорить, но не говорю о том, что мне совершенно не интересно. Дальше я буду отказываться от такого рода занятий.

P.S. Логопед или дефектолог нужен сейчас большинству детей. Я не очень понимаю разницы в этих специалистах. Та хорошая работа, что я видел – специалисты перетекали из дефектолога в логопеда и обратно. Отставание от норм советского периода тотально. Говорящие дети в 1,5 года сейчас редкость. Для меня речь это сложное соединение трех частей пазла: моторика, мышление, общение. Моторика обеспечивает желание поделиться своей мыслью. Понимание специалиста с чем работаем и определяет род занятий.
Ищите своего специалиста!

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Несколько советов родителям как выбрать логопеда-дефектолога

ДЕЙСТВУЕТ АКЦИЯ: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СО СКИДКОЙ 15%

Быстрый результат

Проверенные методики

Ежедневно с 09:00 до 21:00.

Авторская методика:

7 шагов к здоровью ребенка

7 шагов к нормотипичному развитию

Комплексное воздействие на организм

7 специалистов работают с ребенком

Новейшее оборудование

  • 1 шаг: Диагностика
  • 2 шаг: Развитие
  • 3 шаг: Интеграция
  • 4 шаг: Коррекция
  • 5 шаг: Непрерывное управление
  • 6 шаг: Когнитивное развитие
  • 7 шаг: Выход ребенка на нормотипичный путь развития
  • Блок 1: Эффективная нутрициологическая и медицинская поддержка
  • Блок 2: Коррекционно-педагогическая работа
  • Блок 3: Активизация работы мозга
  • Невролог
  • Логопед-дефектолог
  • Нейропсихолог
  • Остеопат
  • Массажист
  • Рефлексотерапевт
  • Реабилитолог

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – неинвазивная и безболезненная методика, позволяющая стимулировать структуру головного мозга.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод, который позволяет исследовать состояние человеческого мозга: на голову пациента надевается шапочка с датчиками, считывающие электрические колебания с различных отделов мозга; результаты отображаются в графической форме (электроэнцефалограмме).

Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП) — эффективный метод медицинской диагностики, который с математической точностью позволяет выявить нарушения связи между головным мозгом и органами слуха.

7 шагов к норатипичному развитию

Комплексное воздействие на организм

  • 1 шаг: Диагностика
  • 2 шаг: Развитие
  • 3 шаг: Интеграция
  • 4 шаг: Коррекция
  • 5 шаг: Непрерывное управление
  • 6 шаг: Когнитивное развитие
  • 7 шаг: Выход ребенка на нормотипичный путь развития
  • Блок 1: Эффективная нутрициологическая и медицинская поддержка
  • Блок 2: Коррекционно-педагогическая работа
  • Блок 3: Активизация работы мозга

7 специалистов работают с ребенком

Новейшее оборудование

  • Невролог
  • Логопед-дефектолог
  • Нейропсихолог
  • Остеопат
  • Массажист
  • Рефлексотерапевт
  • Реабилитолог

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – неинвазивная и безболезненная методика, позволяющая стимулировать структуру головного мозга.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод, который позволяет исследовать состояние человеческого мозга: на голову пациента надевается шапочка с датчиками, считывающие электрические колебания с различных отделов мозга; результаты отображаются в графической форме (электроэнцефалограмме).

Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП) — эффективный метод медицинской диагностики, который с математической точностью позволяет выявить нарушения связи между головным мозгом и органами слуха.

Наша авторская методика разработана совместно с израильскими учеными и применяется в центрах «НейроСпектр» и за рубежом.

Выбор квалифицированного логопеда-дефектолога для детей в условиях высокой конкуренции в данном сегменте рынка — процесс непростой и крайне ответственный. С одной стороны, большой выбор специалистов — всегда благо, с другой — велика вероятность столкнуться с «имитацией бурной деятельности». И здесь проблема уже не в потерянных деньгах и времени, а в том вреде, который «шарлатан» способен нанести здоровью ребенка.

Полезные советы по выбору

В данном ракурсе имеет смысл прислушаться к актуальным советам по выбору логопеда-дефектолога, которые позволят избежать ошибок и найти действительно профессионала.

  1. Чтобы максимально исключить риски, лучше всего обратиться в специализированную лечебно-коррекционную организацию, например, в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».
  2. Не надо стесняться проверять документы специалиста (особенно, если речь идет о педагоге, работающем индивидуально) — в первую очередь диплом. Логопед-дефектолог обязан иметь высшее образование. Причем, несмотря на безусловную важность практического опыта, гораздо лучше, если он подтвержден теорией. Специалисты нашего Центра в полной мере соответствуют самым жестким требованиям, поэтому полезнее сразу обратиться к нам и не искать«приключений» для себя и ребенка.
  3. Уже на первой консультации логопеда-дефектолога нужно поинтересоваться, каких целей будет стараться достичь специалист. Понятно, что квалификацию, скорее всего, проверить не получится. Но здесь важно избежать «конфликта интересов» родителей и логопеда. И речь не столько о профессионализме и опыте, сколько о том, что некоторые цели и методики их достижения могут быть неприемлемы для конкретной семьи по религиозным, культурным, традиционным или иным причинам.

В общем, к процессу выбора логопеда-дефектолога нужно отнестись ответственно. Стоит, во-первых, посетить, как минимум, первые занятия вместе с ребенком, во-вторых, почитать отзывы в сети, тогда взаимоотношения с логопедом-дефектологом будут продуктивными и комфортными.

Специалисты сети центров

Гамбург Анастасия Михайловна

Гамбург Анастасия Михайловна

Невролог

  • Главный врач клиники на ст. метро «Беляево»
  • Врач высшей квалификационной категории
  • Стаж: более 6 лет

    м. Беляево

    Гажеева Светлана Михайловна

    Гайдук Николай Иванович

    Елфимов Дмитрий Николаевич

    Куц Мария Николаевна

    Куц Мария Николаевна

    Врач ультразвуковой диагностики

    Врач высшей квалификационной категории

    Стаж: 8 лет

    м. Медведково

    Гуляр Петр Сергеевич

    Зень Анастасия Георгиевна

    Десятова Инна Александровна

    Мамадназарова Елизавета Юрьевна

    Цымбалова Анна Владимировна

    Баранова Елена Любомировна

    Бычкова Алеся Сергеевна

    Баландина Вера Вячеславовна

    Попова Алена Игоревна

    Харьков Павел Александрович

    Олейник Лариса Александровна

    Зимина Виктория Николаевна

    Северина Виктория Яковлевна

    Савельева Татьяна Николаевна

    Хаустова Людмила Евгеньевна

    Покровская Екатерина Станиславовна

    Синицин Яков Сергеевич

    Михновец Светлана Алексеевна

    Куличенко Леся Викторовна

    Овчинникова Евгения Олеговна

    Алиниседова Бажика Фазиловна

    Матус Елена Валерьевна

    Корнышова Олеся Ивановна

    Бурыкин Андрей Анатольевич

    Седова Марина Александровна

    Бочарова Елена Валерьевна

    Костюнина Ксения Даниловна

    Лавлинская Екатерина Владимировна

    Мищенко Ольга Юрьевна

    Коновалова Анжелика Сергеевна

    Бреева Полина Александровна

    Абрамова Лаура Владиленовна

    Фаткулина Камиля Рустамовна

    Назарова Дарья Владимировна

    Лукина Екатерина Дмитриевна

    Шумова Анастасия Артёмовна

    Александрова Екатерина Алексеевна

    Гороховский Евгений Александрович

    Гороховский Евгений Александрович

    НеврологНейрохирург

  • Главный врач клиники на ст. м. «Медведково»
  • Врач высшей квалификационной категории
  • Стаж: более 20 лет

    м. Медведково

    Хачатурян Карина Дмитриевна

    Василенко Ольга Владимировна

    Ионова Светлана Николаевна

    Тихонова Айсель Владимировна

    Матева Елена Михайловна

    Юдин Алексей Алексеевич

    Давтян Светлана Асатуровна

    Взорова Анастасия Сергеевна

    Комарова Ирина Ивановна

    Шерстеникина Наталья Сергеевна

    Виноградова Екатерина Алексеевна

    Еньков Андрей Александрович

    Отзывы о нас от профессионалов медицинского сообщества

    Отзыв от Д.М.Н. наук, заслуженного врача Р.Ф, директора Института остеопатии, профессора Д.Е. Мохова

    Комплексный подход к реабилитации и лечению, разработанный в сети клиник “Нейроспектр”, основан на лучших международных практиках и опыте, а также получил поддержку от квалифицированных специалистов на федеральном уровне в РФ, таких как Д.Е. Мохов, заслуженный врач Российской Федерации, президент Российской остеопатической ассоциации, и T.T. Батышева, директор научно-практического центра детской психоневрологии ДЗМ, профессор и заслуженный врач России. Благодаря использованию современных технологий и методик, в клиниках “Нейроспектр” успешно проводится реабилитация детей с любым видом неврологических заболеваний, проблемами развития и задержкой речи.

    Д.Е. Мохов

    Доктор медицинских наук,
    Профессор,
    Заслуженный врач Российской Федерации,
    Президент Российской остеопатической ассоциации (РОсА)

    Ознакомиться

    Е.Г. Сологубов

    Доктор медицинских наук,
    Профессор,
    Заслуженный врач Российской Федерации

    Ознакомиться

    T.T. Батышева

    Директор Научно-практического центра детской психоневрологии ДЗМ,
    Главный внештатный детский специалист Минздрава РФ по медицинской реабилитации,
    Главный внештатный детский специалист ДЗМ по неврологии,
    Заведующая кафедрой неврологии, физической, реабилитационной медицины и психологии детского возраста ФНМО МИ РУДН

    Ознакомиться

    Видеоотзывы

    Где найти опытного логопеда-дефектолога для ребенка в МосквеКогда у ребенка есть нарушения речевого развития, важно как можно быстрее обратиться к опытному специалисту. Однако тут и возникает проблема: как найти хорошего дефектолога, который действительно поможет вашему малышу? Рассказываем, как не ошибиться в выборе специалиста.

    Что значит опытный логопед?

    Опыт для любого преподавателя, особенно для дефектолога – это не трудовой стаж, а навык работы именно с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Но многолетняя практика не всегда является гарантией отличного результата. Например, Мария Ивановна с тридцатилетним стажем может пользоваться одной и той же устаревшей методикой, так как не видит смысла идти в ногу со временем. А Елена Сергеевна, вчерашняя выпускница-отличница, отлично разбирается в новейших методических разработках по запуску и коррекции речи и училась у известных педагогов-дефектологов.

    О том, что логопед-дефектолог имеет за плечами реальный опыт и является профессионалом, говорит наличие первой или высшей квалификационной категории. Это означает, что результаты работы дефектолога, используемые им методики, проверены независимым экспертом аттестационной комиссии. Такому человеку действительно можно доверять.

    Еще один важный критерий – образование специалиста. При растущей популярности онлайн-курсов логопедом-дефектологом может стать любой желающий. Понятно, что досконально изучить такой сложный процесс, как речь, за два-три месяца дистанционных занятий невозможно. Поэтому отдайте предпочтение человеку, окончившему дефектологический факультет педагогического вуза. Не постесняйтесь попросить у дефектолога его диплом. Хорошему специалисту нечего скрывать.

    Обязательно ознакомьтесь с отзывами о работе специалиста, лучше изучить их на нескольких сайтах. Но полностью полагаться на мнения чужих людей не стоит. Даже если логопед сотворил чудо с малышом ваших друзей, это не означает, что таких же результатов удастся достичь и в случае вашего ребенка. Во-первых, все дети разные, и нарушения речи у каждого имеют свои особенности. Во-вторых, многое зависит от того, удастся ли логопеду наладить контакт с учеником.

    Грамотный специалист всегда совершенствует свои знания, интересуется новыми методическими разработками, участвует в научно-практических семинарах и конференциях.

    И последнее: хороший специалист всегда даст малышу домашнее задание, а родителям – подробные рекомендации по его выполнению, ведь процесс коррекции прерывать нельзя.

    Читайте также: Чем занять ребенка в 2 года дома: 15 вариантов

    Где можно найти дефектолога?

    Здесь существует несколько вариантов. Расскажем подробно о плюсах и минусах каждого из них.

    1. Бесплатная логопедическая помощь

    Ее можно получить в поликлинике или детском саду, правда, кабинет логопеда есть не в каждом учреждении. Здесь может работать хороший специалист, но обычно к нему выстраивается большая очередь. С этим обстоятельством связаны основные минусы данного варианта:

    • время занятий не всегда удобное, иногда приходится ездить в другой район;
    • уроки часто пропадают, а в коррекции главное – регулярность;
    • нет домашних заданий – навыки не закрепляются дома;
    • в силу перегруженности логопед не может гарантировать хороший результат.

    Единственное преимущество перед другими вариантами – отсутствие платы. Увы, минусы перевешивают.

    2. Частные специалисты

    Другой вариант – поискать логопед по объявлениям в Интернете или через сарафанное радио. Обязательно изучите отзывы, не поленитесь просмотреть несколько сайтов. Занятия обычно проводятся дома у ученика в удобное время, в редких случаях – по скайпу. Стоимость зависит от опыта и квалификации логопеда. Частные специалисты обычно работают на результат, ведь они очень дорожат своей репутацией, особенно это касается начинающих преподавателей.

    Минусы:

    • реальный опыт и образование специалиста сложно проверить;
    • существует риск отмены, прекращения занятий (например, логопед переехал и ему стало неудобно к Вам добираться);
    • нет возможности использовать на занятиях необходимое дорогое оборудование;
    • обычно частные специалисты экономят на обучающих материалах;
    • нет внешнего контроля работы логопеда.

    Если вы обратились к частному специалисту, не постесняйтесь поинтересоваться:

    • какое он получил образование;
    • имеет ли квалификационную категорию;
    • какие методики использует;
    • каких результатов планирует достичь через 5, 10, 20 занятий.

    Если человек увиливает от прямых четких ответов, то от его услуг лучше отказаться.

    3. Профильные центры

    Оптимальный вариант – обратиться в специализированный центр коррекции речи. Обычно логопеды и дефектологи, работающие в них, проходят строгий профессиональный отбор, и случайных людей там не бывает. Здесь можно отметить следующие преимущества.

    • Программы коррекции разрабатываются индивидуально с учетом развития каждого ребенка и при участии методистов центра.
    • Занятия проводятся в кабинетах, где есть все необходимое для полноценной логопедической помощи.
    • Профильные центры имеют возможность закупать самые современные обучающие материалы и дорогое оборудование – системы слуховых тренировок по методу Томатиса, доски Бильгоу и т.д.
    • Занятия не пропадают и проводятся в удобное для ученика и его родителей время. Если по какой-то причине вы не поможете приехать в центр, дефектолог будет заниматься с малышом по скайпу или вотсапу.
    • Вы обязательно получаете домашние задания, чтобы процесс коррекции не прерывался ни на один день.

    Благодаря всему этому ощутимые результаты от занятий с логопедом появляются значительно раньше, чем, например, при бесплатных занятиях или при обращении к частному специалисту. Кроме того, в профильных речевых центрах принимают разные специалисты, и если логопед рекомендует проконсультироваться, допустим, с нейропсихологом или дефектологом, это можно сделать без потери драгоценного времени.

    Читайте также: Этапы развития речи ребенка с 0 до 6 лет

    «Логопед не сразу поставил диагноз», «Прошло несколько занятий, а результата все еще нет, будем искать другого», «Логопед не смог найти подход к ребенку» – подобные высказывания часто можно услышать от родителей. Объясним, почему нельзя останавливаться после двух-трех уроков.

    • Запуск и коррекция речи – очень кропотливый, трудоемкий процесс, поэтому результаты сразу не появляются. Пройдет несколько месяцев прежде, чем станут заметны какие-то сдвиги. Все зависит от тяжести нарушения, возраста ребенка, его готовности заниматься, наличия сопутствующих заболеваний.
    • На первом занятии невозможно поставить точный диагноз. Логопедическая диагностика проводится в течение нескольких уроков.
    • Не все дети сразу идут на контакт. Ребенок не выспался, хочет пить или есть, нервничает при чужом человеке – занятие окажется неудачным. Он хорошо поспал, сыт и в хорошем настроении – занятие будет продуктивным.

    ! Не забывайте и о другом важном правиле дефектологии: чем раньше выявлено нарушение речи, тем успешнее проходит его коррекции. В противном случае чуда не сотворит никто.

    Дата публикации: 07.12.2020. Последнее изменение: 18.07.2022.

    Ребёнок с нормальным речевым развитием к 4-5 годам должен правильно произносить все звуки, строить сложные предложения, иметь словарный запас минимум 3000 слов.

    Не соответствие с возрастной нормой даёт право диагностировать темповое отставание формирования различных составляющих устной и, как следствие письменной речи.

    Врач дефектолог для детей с задержкой речевого развития является тем специалистом, который окажет максимальную помощь в борьбе с данным недостатком.

    Общая характеристика запоздалого речевого развития у детей

    Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят детям, у которых наблюдается темповое замедление освоения всех элементов родного языка, отталкиваясь от возрастных норм.

    Важно! ЗРР, опасно тем, что оно может оказать негативное влияние на умственное, психическое развитие, и в дальнейшем стать серьёзным препятствием для полноценного формирования личности ребёнка.

    У детей с данной патологией могут наблюдаться нарушения в различных речевых функциях, например, таких, как:

    • Способность выражать свои мысли, чувства.
    • Правильно произносить звуки.
    • Понимать услышанную речь.
    • Безошибочно структурировать предложения.
    • Задавать вопросы и отвечать на них.
    • Ориентироваться в пространстве и времени.

    Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования различных специалистов. Например, таких, как: психоневролог, педиатр, лор, стоматолог-ортодонт, логопед.

    Оценивается темповое развитие речи у детей в возрасте от 3-х до 5 лет.

    ЗРР может возникнуть по следующим причинам:

    • Недостаточное общение родителей с ребёнком.
    • Удовлетворение просьб малыша, когда он формулирует их невнятно, искажённо, или заменяет слова несуществующими, придуманными. В подобном случае ребёнок уверен в правильности произношения, не ощущает потребности и необходимости в развитии своей речи.
    • Минимальное общение со сверстниками.
    • Испуг, стресс.
    • Частые заболевания у ребёнка.
    • Черепно-мозговые травмы.
    • Наследственные факторы.
    • Родовые травмы.
    • Инфекционные заболевания матери, перенесённые во время вынашивания плода.
    • Врождённые или приобретённые патологии органов артикуляционного аппарата (язык, ротоглотка, губы, нёбо, зубы).
    • Болезни лор-органов (носоглотка, наружное, среднее и внутреннее ухо).
    • Патологии зрительного аппарата.
    • Нарушение процессов умственного и психического развития.

    Иногда у детей может наблюдаться физиологическая задержка речевого развития. Например, в силу различных факторов (генетической предрасположенности, индивидуальных особенностей), разговорная функция малыша с первых месяцев жизни развивается с отставанием.

    Соответственно, если ребёнок начал гулить позже определённых норм (2-3 месяца), то, как правило, темповое развитие речи будет проходить с опозданием.

    Правильное речевое развитие в грудном возрасте не даёт повода думать, что у малыша не будет проблем с речью в будущем.

    С какими симптомами обращаться к дефектологу

    К врачу дефектологу необходимо обращаться, если у ребёнка к четырём-пяти годам наблюдаются следующие симптомы:

    • Малыш демонстрирует абсолютное молчание, либо пользуется ограниченным набором слов.
    • Не правильное произношение звуков, замена слоговой структуры слова.
    • Не может формировать сложные предложения.
    • Не различает цвета, женский, мужской род, путается во времени и пространстве.
    • Не понимает значение союзов, предлогов.
    • Не может пересказать простой короткий рассказ, затрудняется выучить стихотворение.

    За состоянием речи ребёнка необходимо следить с первых месяцев жизни. О нормальном психомоторном развитии можно судить по следующим признакам:

    • В месяц ребёнок останавливает взгляд на ярком предмете. Вздрагивает при громком звуке. Проявляет ротовое внимание во время эмоционального обращения к нему (открывает рот).
    • В 2-3 месяца начинает гулить, улыбаться, способен сам удерживать головку, появляются первые попытки подражания интонациям взрослых.
    • В 4 месяца смеётся, предложенную игрушку удерживает всей ладошкой, тянет в рот, узнаёт близких людей.
    • В пятимесячном возрасте малыш может произносить отдельные слоги – «па», «ма».
    • В 6 месяцев появляется самоговорение (общение ребёнка с самим собой).
    • В 7 месяцев дети обычно с интересом рвут бумажные листы, выбрасывают предметы из кроватки.
    • Восьмимесячные малыши активно пользуются лепетными словами, употребляют слоги. Понимают такие слова, как – «дай», «где», «на».
    • В девять месяцев нормально развивающийся малыш должен произносить простые слова, самостоятельно сидеть, стоять у опоры.
    • В один год подражает различным звукам (собачка гавкает – «гав», самолёт летит – «ж-ж-ж-ж»). В словарном запасе присутствует около 10 слов. Самостоятельно ходит, активно играет.

    Любые отклонения от нормы могут свидетельствовать о наличии разнообразных патологий, которые впоследствии могут привести к ЗРР.

    Для того чтобы диагностировать заболевание, а также избежать развития нежелательных проявлений необходимо обратиться к врачу педиатру, который направит ребёнка к нужному специалисту (неврологу, лору).

    Врач дефектолог может заниматься коррекцией различных речевых нарушений у детей, начиная с 12 месяцев.

    Что входит в компетенцию дефектолога

    Доктор, специализирующийся в данной области работает не только над исправлением дефектов речи у ребёнка, но и над развитием интеллектуальных, познавательных особенностей.

    Его деятельность направлена на улучшение памяти пациентов, развитие мыслительной способности.

    Дефектолог корректирует недостатки, применяя индивидуальный подход к каждому ребёнку, исходя из условий его проживания, психоэмоционального состояния.

    Пациенты врача дефектолога – это малыши с пониженным слухом, зрением, заболеваниями нервной системы, дети после тяжелых психологических травм.

    Доктор должен приступать к лечению своих больных после тщательного обследования. Речь ребёнка, в каждом случае, изучается, как единая неразрывная система, в которой все звенья тесно связаны друг с другом.

    С помощью специальных тестов, познавательных игр, наводящих вопросов, таблиц, картинок, личной беседы с малышом дефектолог получает возможность выявить различные нарушения в психическом состоянии ребёнка, его интеллектуальный уровень, степень задержки речевого развития, восприятии окружающего мира.

    После диагностики доктор подбирает соответствующий метод коррекции, разрабатывает план последовательности реабилитационных мероприятий.

    Очень часто отставание в речевом развитии сопряжено с целым комплексом проблем, соответственно и лечение должно проходить с учётом всех закономерностей.

    Какие методы лечения применяет врач дефектолог для устранения ЗРР

    Для детей с задержкой речевого развития дефектологи могут использовать следующие методы лечения:

    • TLP. Это программа, разработанная для улучшения работы головного мозга. Её действие заключается в прослушивании психоакустической (изменённой) музыки, через специальные наушники, что обеспечивает активацию мозга, тем самым улучшает память, внимание, регулирует эмоциональный фон, способствует восстановлению речевых функций.
    • Интайм. Прослушивание в наушниках специально написанной ритмичной музыки в комплексе с физическими упражнениями. Улучшает концентрацию, работоспособность.
    • Fast ForWord. Специальная компьютерная программа, которая эффективно устраняет дефекты речи у детей. Улучшает память, скорость мышления, укрепляет связи нейронов в головном мозге, нормализует полноценное восприятие услышанной речи. Это серия игровых упражнений основанных на применении звуковых сигналов в цифровой модификации речи.
    • Логопедический массаж. Улучшает поступление крови к артикуляционным зонам.
    • Транскраниальная микрополяризация. В основе метода лежит применение тока малой мощности. Способствует речевому развитию, стабилизирует эмоциональное состояние, улучшает слух и зрение.

    Профилактика отставания в речевом развитии

    Предупреждение возникновения задержки речевого развития заключается в своевременном выявлении первых признаков заболевания. У четырёхлетнего малыша любой недостаток в произношении звуков, должен послужить поводом для обращения к врачу.

    Важно чтобы врач дефектолог пользовался доверием у малыша и вызывал интерес к занятиям.

    Качество выполнения различных упражнений направленных на устранение недостатков речи в полной мере зависит от настроения ребёнка и его желания.

    Родителям необходимо внимательно следить за развитием разговорной функции своего ребёнка, и стараться исправлять все допущенные ошибки в речи, проговаривая их правильно, ласковым тоном.

    Также важно взрослым обращать внимание на собственное произношение. Любое косноязычие может послужить примером для подражания.

    Нужно обеспечить малышу правильный режим дня, который не будет перегружать его нервную систему. Не стоит посещать слишком много дополнительных занятий, спортивных секций. Должен быть здоровый баланс между спортом, отдыхом и умственными нагрузками.

    Следует понимать, что регулярное планирование дел придаёт уверенности и снижает уровень стресса.

    Обстановка в доме, семье, где растёт ребёнок с ЗРР должна максимально располагать к снятию накопленной за день нагрузки и усталости.

    Также важно начать коррекцию ЗРР именно в дошкольном возрасте. Иначе малыш будет испытывать дополнительные трудности в учёбе, общении со сверстниками, что в дальнейшем может стать причиной психологической травмы или вызвать стойкое сопротивление к письму и чтению.

      Вся информация взята из открытых источников.

    Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
    напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
    Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

    Если ребёнку необходимо поставить звуки, то встречи с логопедом вам не избежать. Как выбрать хорошего специалиста? 8 советов – в этой статье.

    Родители прилагают большие усилия, чтобы ребёнок правильно развивался, умел выговаривать все звуки к школе. К сожалению, в наше время трудно рассчитывать на садик, всю ответственность учебные учреждения перекладывают на родителей. Помочь могут только в самых сложных случаях – тогда они создают соответствующую комиссию, которая потом направляет ребёнка в логопедическую группу. Чем раньше родители обратятся к грамотному специалисту, тем легче будет исправить нарушения речи. Пять лет – оптимальный возраст для постановки звуков. Чем старше ребёнок, тем сложнее будет исправить дефекты речи.

    https://lucky-child.com/
    https://lucky-child.com/

    Прежде, чем искать хорошего логопеда, нужно выяснить, нуждается ли ребёнок в коррекции речи. В садике можно записаться на бесплатную консультацию к логопеду. Специалист посмотрит ребёнка, проведёт диагностику и сделает заключение. Если он нуждается в помощи, то логопед подскажет, как решить проблему. Может посоветовать своих знакомых. По рекомендации найти хорошего логопеда проще. Если всё же у него никого нет на примете, тогда хорошего специалиста придётся искать самим.

    Можно посмотреть объявления в газете, зайти на сайты размещения услуг. Но нет гарантии, что логопед окажется специалистом с большим стажем работы. В газетах и на сайтах информацию о своих услугах обычно подают только начинающие специалисты, у которых небольшой круг знакомств. А те, кто со стажем, как правило, объявления не подают. У них запись идёт на два года вперёд, и на частные занятия они не берут большое количество детей. Таким профессионалам не нужно себя раскручивать. Их часто рекомендуют те родители, которые у них были. Но одного стажа работы мало, нужно уметь расположить ребёнка к себе.

    8 правил, как выбрать логопеда

    8 правил выбора логопеда для ребёнка

    1. Высшее образование. Логопед должен иметь профильное образование с очной формой обучения. У выпускников университетов, помимо основной специализации, имеется дополнительная, которая расширяет круг его знаний и умений. Иногда такие специалисты имеют навыки логопеда-дефектолога.

    2. Стаж по профессии. Этот критерий – один из самых важных при выборе специалиста. Ребёнок тоже должен быть заинтересован в занятиях, иначе они потеряют всякий смысл. Специалист должен уметь найти подход. Если контакта между ними не будет, то успешной постановки звуков не получится.

    3. Время коррекционной работы. Ни один опытный специалист не скажет вам, сколько потребуется времени для корректировки речи. Потому что всё индивидуально. Всё зависит не только от специалиста, но и от ребёнка. Если он хорошо занимается, у него есть желание научиться произносить все звуки и родители отрабатывают дома с ребёнком изученный материал, то процесс пойдёт быстрее.

    8 правил, как выбрать логопеда

    4. Повышение квалификации. Иногда стажа бывает недостаточно. Каждый год логопед должен подтверждать свою категорию и ездить на различные семинары для повышения своей квалификации. Там он общается с ведущими неврологами, психологами, дефектологами, которые рассказывают современные методики речевых дефектов.

    5. Опыт работы с конкретной проблемой. Если у ребёнка дизартрия (нарушение речи, при котором страдает не только произношение отдельных звуков, но и сама речь: язык у малыша вялый, у него отсутствует воздушная струя, ему сложно контролировать свой язык, он становится непослушным), то нужно заранее узнать у специалиста, есть ли у него опыт работы с такой проблемой. Если нет, то нужно искать дальше. Иногда у логопеда приличный стаж работы, но отсутствует опыт с детьми, которые заикаются. Конкретный логопед может даже вам отказать, но посоветовать специалиста, кто решит вашу проблему.

    6. Методики, которые использует логопед. Всегда спрашивайте специалиста, как он будет заниматься с ребёнком, какие методы будет использовать, как будут выстроены занятия, разрешит ли вам присутствовать на занятиях, покажет ли вам, как нужно заниматься. Добросовестный специалист сделает всё, чтобы вы потратили как можно меньше денег и времени. Он будет делать всё, чтобы быстрее исправить дефекты речи. Методик много, и вы можете просто запутаться. Специалист вам должен всё объяснить, рассказать, к каким методикам стоит обратиться, чтобы быстрее прийти к успешному результату.

    8 правил, как выбрать логопеда

    7. Заключение логопеда. При явных нарушениях речи хороший специалист никогда не будет руководствоваться только своей диагностикой и анализом. В случае необходимости он может посоветовать обратиться к неврологу или дефектологу. Ему всегда требуется заключение других специалистов, чтобы знать, как дальше проводить занятия. А плохой специалист, увидев проблемы со стороны, будет тянуть из вас деньги и не сделает ничего для решения задачи.

    8. Рекомендации других родителей. Это тоже важный критерий при выборе логопеда. Лучше искать профессионала по знакомым, кто уже занимался с конкретным специалистом и имел положительные результаты.

    К сожалению, не все специалисты добросовестно относятся к своей работе. Многие вытягивают из вас деньги. К таким профессионалам можно ходить годами и при этом звуки они так и не поставят, дефекты речи не исправят. Только благодаря опыту работы логопеда, совместной работы родителей и детей, отработки домашних заданий и желанию ребёнка можно прийти к хорошему результату.

    Светлана Огорелкина

    А вы обращались к логопеду? Довольны результатом?

    Читайте также в нашем блоге:

    Добавить комментарий