Как найти хорошего учителя начальной школы

Здравствуйте. Подскажите, как Вы выбрали учителя начальных классов:

1. Ходили на дни открытых дверей в школу? Есть ли открытые уроки у учителей начальных классов (интересует в школах Москвы) ? В какое время бывают дни открытых дверей в школах (чтобы посмотреть классы, школу, познакомиться со всеми учителями начальных классов и т.д.)?

2. Выбрали по рекомендации знакомых?

3. Если детский сад от школы и ребенок пойдет в эту школу, то можно выбрать учителя, а к примеру, не идти к тому учителю, который должен взять эту дошкольную группу или дошкольная группа автоматически попадает к определенному учителю? Каков алгоритм действия выбора определенного педагога?

4. Как Вы определились с выбором школы: а) пошли в школу, к которой принадлежит сад, б) смотрели рейтинги школ, в) узнавали у знакомых, где лучше , г) или с выбором начальной школы не сильно заморачивались ?

Заранее спасибо за ответ!

Родители, чьи дети в следующем году пойдут в школу, уже сейчас занялись поиском подходящего учителя. Ведь именно от него зависит, как быстро ребенок вольется в школьный коллектив, полюбит ли он учебу, какова будет его успеваемость. Мамы и папы посещают школьные собрания будущих первоклассников, отдают детей на курсы подготовки к школе, где могут понять стиль ведения урока тем или иным учителем. Наиболее эффективным инструментом при выборе педагога остается «сарафанное радио» и опыт учебы старших детей.

Однако выбирать учителя нужно с учетом психологических особенностей ребенка.

Мамы и папы, как правило, задолго до 1 сентября ищут тех, кто уже учился у приглянувшегося учителя, на форумах в Интернете и в школьных дворах, чтобы из первых уст узнать, чем живет специалист: выясняют его заслуги, методику, стаж и даже спрашивают о личной жизни. Родители понимают, что «навороченный» лицей сейчас не панацея, под красивой вывеской может скрываться не очень качественное обучение и равнодушие к детям. В начальной школе лучше всего искать не учебное заведение, а опытного педагога. Школа же должна быть в шаговой доступности. Утренние поездки на другой конец города в какую-нибудь специализированную гимназию вряд ли дадут те результаты успеваемости, о которых вы мечтали, ведь ребенку придется вставать раньше, уставать в дороге, у него сократится время на выполнение домашнего задания. Но могут ли родители сами понять, подойдет или нет выбранный ими педагог именно для их ребенка? О своих ошибках при поступлении сына в первый класс нам рассказала Елизавета из Подмосковья:

— Мне 35 лет, и мой ребенок в прошлом году впервые пошел в школу. Я не стала отдавать его к учителю, которого все хвалили, — она мне показалась строгой. Я боялась, что будет «зажимать» ребенка, и отдала его к молодому специалисту, у которой горели глаза, она постоянно что-то придумывала, делала современные презентации. Но со временем я поняла, что ребенок ничего не понимает на уроках — все пришлось проходить дома заново. Во втором классе встал вопрос о репетиторе: Миша не умел толком ни писать, ни читать. Я поняла, что сын слишком активный и молодая учительница с ним просто не справлялась. Во втором классе я перевела его к строгому учителю и в сильный класс. Ребенка как подменили: появился интерес к учебе, ответственность, желание конкурировать с другими детьми. Хотя все оценки были на балл ниже. А вот знаний и мотивации больше. Жалею, что в первом классе не выбрала подходящую учительницу для сына. Сейчас приходится догонять его теперешних одноклассников.

Несмотря на промахи в выборе учителя, право решить, кто будет учить их ребенка, остается все-таки за родителями.

— Родители высказывают свои пожелания о том, к какому учителю они хотят отдать ребенка, а мы со своей стороны учитываем это почти всегда. Исключения составляют лишь те случаи, когда, например, у педагога класс уже наполнен. Тут мы не можем зачислить ребенка в ущерб другим детям, добавляя туда лишних учеников, — говорит директор школы №1748 «Вертикаль» Татьяна Банчукова. — Чтобы не было такого, что к одним записывается весь район, а другие классы не наполнены, мы приглашаем родителей на собрание и знакомим их со всеми учителями школы, делаем презентацию, рассказываем об их опыте и методиках. У нас учителя проходят строгий отбор, и плохих педагогов в нашей школе просто нет. Первоклассники — это самые благодарные дети. Сейчас главное для каждого учителя — это не потерять их доверие, заинтересовать учебой.

Вот несколько советов, которые дала детский психолог Мария Боровкова мамам и папам при выборе школы и педагога.

— Родители зачастую, отдавая ребенка в школу, становятся жертвами своих же амбиций, например, если они учились в сильной гимназии, то хотят туда же отдать будущего первоклашку, в то время как у него может и не быть способностей. При выборе педагога лучше всего прийти в школу заранее, дождаться конца уроков и поговорить с учителем, чтобы понять, что он за человек. Обратите внимание, как в его классе ведут себя дети на уроке. Я считаю, не возбраняется даже немного подслушать под дверью. Присутствует ли на уроке активность, радушие. Какой эмоциональный фон создан в классе, тишина на уроке или бурное обсуждение темы. Если ваш ребенок экстраверт, приглядитесь, приветствует ли педагог тех, кто поднимает руку, если интроверт, посмотрите, как педагог работает с теми, кто «ушел в себя», есть ли в классе место для отдыха и уединения. Если ваш ребенок плохо адаптируется к школе, проверьте, существует ли в классе режим дня и предупреждает ли учитель о смене рода деятельности заранее. Для слишком активных будет хорошим тот учитель, который проводит физзарядку, внедряет двигательную активность на уроке.

— Самое главное правило при выборе учителя своему ребенку-первокласснику — это понять, какой стиль в общении у преподавателя и какие у него требования, — говорит психолог одинцовской школы №12 Татьяна Селевина. — Например, если родитель авторитарен в семье, то и у учителя должна быть такая же манера поведения, если дипломатичен — то и новая «вторая мама» должна общаться примерно в таком же ключе. Это нужно для того, чтобы к ребенку дома и в школе были одинаковые требования. Ведь родитель и педагог — это команда, а команда должна действовать слаженно. Никогда нельзя при ребенке ругать учителя, потому что в этом случае мотивация к обучению падает.

По словам психолога, можно спросить будущего первоклассника, кто ему больше понравился, но полностью на мнение ребенка в вопросе выбора учителя опираться не стоит. Потому что бывает так, что учитель сегодня ребенка поощрил, и тот о нем хорошо отзывается, а завтра пожурил, и он уже его «не любит». Сейчас выстроили такую систему, где школьника без труда могут перевести к понравившемуся педагогу в любом классе. Но лучше, конечно, это делать как можно быстрее, лучше с первого класса правильно выбрать учителя, в крайнем случае в начальной школе. Те родители, чьи дети уже в этом году сядут за парты, еще могут поменять свое решение и выбрать подходящего учителя, взвесив все за и против.

Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27767 от 27 августа 2018

Заголовок в газете:
Как выбрать учителя для будущего первоклассника

КАК ВЫБРАТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В нашей стране давно сформировалась традиция выбирать учителя начальных классов для своих детей. Кто-то ради лучшего педагога готов определить собственное чадо в далеко и неудобно расположенную школу, а кто-то судорожно выбирает между доступными вариантами в ближайшей или единственной школе.

Почему это так?

1. Родители, естественно, хотят быть уверены в том, что их ребёнок находится в надёжных руках, что он в безопасности, за ним установлен необходимый уровень контроля, и он получает необходимое ему внимание.

2. Родители стремятся обеспечить детям хороший стартовый уровень образования.

3. Хочется заинтересовать и всячески увлечь детей процессом учёбы, а личность учителя играет в этом процессе немаловажную роль.

4. Учитель начальной школы на долгих четыре года становится для детей «второй» мамой. Ребёнок должен любить своего педагога, а не бояться его, как огня.

По каким же критериям следует оценивать учителя и где взять соответствующую информацию:

1. Любовь к детям. Но это чувство не должно быть показным, оно должно, как говорится, идти из души человека. Для того, чтобы убедиться в наличии этого столь важного качества необходимо самим понаблюдать за процессом общения учителя с его подопечными на перемене или во время внешкольных мероприятий (о многом могут рассказать взгляд, мимика, жесты), а также хорошенько расспросить об этом его бывших учеников и их родителей.

2. Доброжелательность и открытость учителя. Человек, обладающий этими качествами, с удовольствием с Вами пообщается, ответит на интересующие Вас вопросы, расскажет о своих принципах работы, о том, что они с детьми сделали в недавнем прошлом, каких результатов добились. Я бы посоветовала в момент такой беседы опять-таки внимательно наблюдать за самим педагогом, чтобы, по возможности, распознать скрытое самолюбование и честолюбие, так как иногда при чрезмерном выражении эти качества просто обесценивают все положительные стороны человека.

3. Грамотность. Это немаловажный момент. Думаю, что ни для кого не секрет, что грамотность сейчас у многих хромает на две ноги, в том числе это касается и учителей. Выяснить уровень грамотности несложно, если Вы сами ей обладаете, так как сейчас практически каждый учитель имеет страницу в социальных сетях, собственный сайт и прочее. Особенно показательными будут именно социальные сети, так как здесь человек старается писать быстро, не выверяя свой текст особенно тщательно. Так вот, если Вы видите на странице приличное количество орфографических ошибок или пренебрежение знаками пунктуации – не стоит доверять своих детей такому педагогу.

4. Готовность к постоянному саморазвитию и владение современными методиками обучения. Конечно, с годами у учителя вырабатываются собственные приёмы работы с детьми, свои, так сказать «фишки», но это не говорит о том, что он может поток за потоком учить абсолютно одинаково. Наш мир слишком стремительно меняется и, как минимум, педагог не имеет права отставать от своих подопечных: если сейчас дети лучше воспринимают информацию зрительно, то он должен обеспечить им это, даже если придётся многому научиться.

5. Учитель должен избегать резких суждений и устрашений, чтобы исключить манипулирование учениками. Если педагог не умеет или не хочет этого делать, то дети будут его бояться, а не уважать и слушать. Пользы от этого нет, а вреда предостаточно.

6. Хороший учитель умеет создавать возможности для реализации способностей и проявления интересов у детей. Сюда можно отнести правило о том, что одинаковых людей, в том числе и детей, не существует в природе: у каждого свои способности, свои таланты, интересы, а соответственно к каждому необходимо найти индивидуальный подход, чтобы обеспечить личности полноценное развитие, а не усреднить её, сделав такой, как все.

7. Воспитывая учащихся, хороший учитель сам делает то, чему он детей учит. Учитель не может учить детей милосердию и при этом жёстко манипулировать ими, не может научить быть внимательным к людям, если сам к этому не стремится и так далее. В первую очередь необходимо быть образцом для подражания, а слова без дела, как правило, становятся просто пустым звуком.

8. Учитель должен обладать творческим подходом к своей работе. Только тогда его уроки будут интересными, запоминающимися и полезными во всех смыслах.

9. Немаловажно умение в каждом ребёнке найти что-то хорошее. Положительные качества есть в каждом, не бывает абсолютно плохих людей и детей, поэтому нельзя навешивать ярлыки, а необходимо постараться выделить и поставить во главу угла что-то хорошее, что присуще человеку.

10. Учитель должен быть на одной волне с детьми. Он просто обязан жить их жизнью, знать и по мере возможности разделять их увлечения, интересы, веяния моды… Если этого не происходит, то между педагогом и его подопечными образуется пропасть, которая будет только расти и мешать в формировании и учебного процесса, и процесса общего взаимодействия.

Безусловно, я понимаю, что найти учителя соответствующего всем названным мной критериям безумно сложно, но, по крайней мере, Вы должны выбрать среди них самые важные для Вас и Вашей семьи и постараться обеспечить хотя бы их. Если этого не сделать, то Вас постигнет жестокое разочарование, которое отравит Ваше существование на ближайшие четыре года, а ребёнку может дать неправильные установки и на весь период школьного обучения.

Ваш ребенок — будущий первоклассник? Вы уже знаете, в какой класс и к какому учителю начальной школы он пойдет 1 сентября? Да, сегодня в России система записи в 1-й класс сильно формализована, и многие родители уверены, что у них нет возможности выбрать школу и учителя. Однако если вам кажется, что ребенку может быть непросто в школе в силу его характера или особенностей темперамента, можно попробовать “сходить на разведку” в один из нынешних 4-х классов, в которых работают учителя будущих первоклассников. Как это сделать, рассказывает Мэри Шиди Курчинка, автор книги “Ребенок с характером”.

Выбор школы

Выбор школы: что надо искать?

Однажды на семинаре я сказала группе родителей:

— Если вы живете в городе, у вас имеется большой выбор школ, где может учиться ваш ребенок. Даже если вам доступна всего одна школа, в ней, скорее всего, имеется несколько классов в каждой параллели. И даже если нет выбора, все равно очень важно оценить качество класса и школы, где ваш ребенок будет учиться несколько лет.

В ответ на мои слова в комнате раздался неодобрительный ропот.

— И что я должна искать? — спросила Николь, мать-одиночка. — Я ничего не понимаю в педагогике. Откуда я могу знать, хороший там учебный план или плохой? У меня даже нет ни одного знакомого учителя!

— Это не так сложно, как вы думаете, — ответила я. — Вам не нужно быть экспертом в области педагогики, чтобы выбрать хорошую школу. Все, что вам нужно сделать, — зайти в класс, найти ребенка, который похож на вашего, и понаблюдать, как он себя чувствует. Вам нужно обратить внимание на три критерия: эмоциональный фон, подход к учебному процессу и атмосферу в классе.

— Пожалуй, я схожу в одну школу, — сказала Николь. — Попробую.

Критерии выбора школы

Вот что я имела в виду, когда говорила о признаках хорошей школы.
Эмоциональный фон

  • Радость. Преподаватели, дети, сотрудники школы и родители улыбаются и выглядят счастливыми.
  • Спокойствие. Вы спокойны и расслаблены, когда переступаете порог класса. У вас не напрягаются мышцы лица, не сжимается желудок, вам не хочется вжать голову в плечи. Вам хочется зайти в этот класс и стать его частью. Ваша внутренняя система тревожной сигнализации не вопит: “Беги отсюда, как только сможешь!”.
  • Радушие. На стенах висят фотографии детей, рассказывающие об их домашней жизни, традициях и интересах. Снимки делают помещение ярким и однозначно сообщают: здесь рады всем. Детей называют по именам. Вопросы о новом щенке, младшем брате или болезни бабушки свидетельствуют о том, что взрослые хорошо знают детей.
  • Уважение. Вы видите, что дети и взрослые конструктивно общаются. Когда ребенок неуместно отвечает на вопрос учителя, тот не обрывает его презрительной репликой: “Мы сейчас говорим не об этом”. Он уважительно выслушивает ребенка и мягко его замечает: “О, отличная идея! Мы обязательно обсудим ее чуть позже, а теперь…”

Подход к учебному процессу

  • Интерес к учебе. Вы слышите, как дети увлеченно зовут учителя, желая поделиться своими открытиями. Они с воодушевлением рассказывают вам о том, что они изучают, почему они учатся и почему важно учиться.
  • Стимулирующий стиль обучения. Интересные учебные материалы, разнообразные виды деятельности. Применяются визуальные, вербальные и физические средства обучения. Двигательная активность интегрирована в образовательный процесс. Широко используются модели и демонстрации. Приветствуется творчество. Дети работают в небольших группах или индивидуально. И экстраверты, и интроверты чувствуют себя комфортно.

Атмосфера в классе

  • Безопасность. Требования четкие, понятные, простые и последовательные. Приближающийся взрослый воспринимается как помощник, а не угроза. Дети знают, какое поведение является надлежащим, и проактивно обучаются эффективным стратегиям разрешения конфликтов.
  • Организация. Существует четкий распорядок, известный каждому ребенку.
  • Теплота. Реакция на слезы и даже гневные крики — ободряющие объятия, мягкие прикосновения и внимательное выслушивание, а не жесткие выговоры и крики.
  • Комфортность. Обстановка в классе способствует здоровью и благополучию. Дети не морщат носы, не щурят глаза и не демонстрируют других признаков дискомфорта или раздражения. Видно, что физически им хорошо. Если вы остановитесь и сосредоточитесь на своих ощущениях, температура в помещении, освещение и воздух также покажутся вам подходящими.

Какой учитель подойдет вашему ребенку?

На следующей неделе мы с нетерпением ожидала рассказ Николь.

— Это было фантастически, — выпалила она, не дав нам даже рассесться по местам. — Я побывала в двух классах в одной и той же школе. Какая разница! В каждом я увидела детей, которые напоминали мне моего Марка. Один был даже похож на него внешне, и оба — непоседы, как он.

В одном классе учительница воспринимала как само собой разумеющееся, что дети ходят от стола к столу, подходят к доске и полкам. Все дети занимались делом, разговаривали друг с другом — и при этом были очень сосредоточены. Учительница сама постоянно вставала из-за стола, ходила по классу, шутила и смеялась.

Казалось, ей нравятся все ученики. Я слышала, как она спросила у одного мальчика, как растет его младший братишка, а у другого — вернулся ли его отец из Японии. Я почувствовала, что она искренне интересуется каждым ребенком.

Ник — мальчик, за которым я наблюдала, — подбежал к ней через всю комнату, чтобы показать несколько букв А, которые он написал. “Посмотрите! — воскликнул он. — Я написал „арбузы“!” Несмотря на то что он выполнил только часть задания, учительница не стала говорить ему об этом. “Ух ты, здорово! — похвалила она. — Ты написал букву А. Слово „арбуз“ действительно начинается с этой буквы. Давай откроем нашу таблицу с буквами и посмотрим, правильно ли ты ее написал”.

Ник серьезно посмотрел на таблицу и радостно подпрыгнул, увидев, что не ошибся. Они с учительницей ударили друг друга по ладоням, и он отправился писать букву А дальше. На перемене я спросила у нее о Нике. Она улыбнулась и сказала: “Он мой лучший курьер. И еще у него отличное чувство юмора”.

Во время группового чтения все дети собрались вокруг учительницы за исключением двоих, один из которых лежал на полу чуть поодаль, не мешая занятию, а другой играл с гаджетом. Последний все время посматривал, как учительница переворачивает страницы книги, и было очевидно, что он слушает. Поскольку он также не мешал группе, учительница его не трогала.

Но потом этот мальчик перешел черту. Он начал рычать, изображая звук мотора. Все головы повернулись к нему. Учительница подозвала ребенка. Она обняла его за плечи, приблизила к себе и прошептала на ухо, что он может присоединиться к группе или сделать перерыв. Он выбрал первый вариант — отложил гаджет и сел рядом с ней. Педагог продолжила читать. Я не слышала никаких криков, угроз, нотаций и ругани. Границы дозволенного были четкими и понятными, и их соблюдение обеспечивалось уверенно и уважительно.

Во втором классе я выбрала Алекса, который также напоминал мне Марка. В этом классе дети гораздо меньше двигались и долго сидели за партами. Алекс непрерывно ерзал на стуле и грыз карандаш. Учительница сказала, что тех, кто не напишет строчку красивых букв А, она отправит назад в детский сад. Взглянув на лицо Алекса, я поняла, что он воспринял эти слова абсолютно серьезно и расстроился.

Какой учитель подойдет

Вместо отзывов о школах — личные впечатления

Как и Николь, вы должны найти класс, подходящий вашему сыну или дочери. Вы все поймете и почувствуете, просто понаблюдав за тем, как ведет и чувствует себя здесь ребенок, похожий на вашего. Особенно обратите внимание на ситуации, когда ребенок делает что-то не так. Его стыдят и ругают? Или мягко перенацеливают и помогают, чтобы в следующий раз он сделал правильный выбор?

Не позволяйте отзывам о школах, репутации или слухам сбить вас с толку. Доверяйте собственным глазам и интуиции. Класс или школа, подходящие одному ребенку, может быть катастрофой для другого из-за разницы в темпераментах обоих. Вот почему нельзя полагаться на мнение соседей.

Если ваш ребенок — экстраверт, обратите внимание на реакцию учителя, когда дети слишком часто поднимают руку или задают слишком много вопросов: он выражает недовольство или же хвалит таких детей за сообразительность и уверенность в своих знаниях?

Если у вас медленно адаптирующийся ребенок, последите за переключениями. Вывешено ли в классе расписание занятий на день, чтобы дети знали, что их ожидает? Существует ли режим дня? Учитель предупреждает о предстоящей смене видов деятельности? Как часто происходят такие переключения и насколько комфортно с ними справляется ребенок, похожий на вашего?

Если у вас гиперэмоциональный ребенок, обратите пристальное внимание на эмоциональный климат. Посмотрите, как учитель реагирует на проявление эмоций и каким образом дети могут снять напряжение.

Если у вас активный ребенок, посмотрите, интегрирована ли двигательная активность в учебный процесс. Исследователи обнаружили, что, немного подвигавшись, человек может повысить концентрацию внимания. Пять лет назад начальная школа “Уорд Элементари” в Ричмонде, США, запустила программу “Читаем и крутим педали”. Они оборудовали велотренажерами отдельную комнату, куда приходили заниматься учителя со своими классами. Дети, которые учились по этой программе большую часть времени, овладевали навыками чтения на уровне 83%. Те, кто не занимался по этой программе, показали очень низкий уровень — 41%. Движение имеет значение!

Для чувствительного ребенка может быть важен вопрос питания. Если в школе нет столовой и дети завтракают за своими партами, такому ребенку может быть трудно выжить во второй половине дня, когда помещение наполнено “ароматами” бананов и бутербродов с тунцом.

И не забудьте про потребности своего маленького интроверта — посмотрите, есть ли в классной комнате такое место, где сын или дочь сможет недолго побыть в покое и одиночестве. Короче говоря, каковы бы ни были потребности вашего чада, посмотрите, как они будут удовлетворяться в этом конкретном месте.

Как попасть в нужный класс

— Но что делать после того, как вы нашли подходящую школу и класс? — спросила Николь. — Я хочу, чтобы мой Марк учился в классе у миссис Дженсен, но по правилам школы родители не могут выбирать учителя.

— На самом деле, — ответила я. — директора школ и учителя готовы пойти вам навстречу. Им тоже хочется, чтобы ваш ребенок был успешным. Поэтому совершенно уместно написать директору письмо, в котором следует описать особенности темперамента ребенка и тип учителя, который, как вы думаете, может найти с ним общий язык. Например, Николь может написать следующее письмо.

“Уважаемый директор …
Мой сын Марк в следующем году начнет учиться в вашей школе. Я бы хотела немного рассказать вам о нем. Он очень активный и спортивный ребенок. Любит играть в футбол и баскетбол. Мне кажется, ему нужен учитель, который позволяет детям двигаться во время занятий. Марк также очень чувствителен, поэтому лучше реагирует на спокойную, дружескую речь. Громкие голоса пугают его.
Недавно я посетила вашу школу и, в частности, класс миссис Дженсен. Мне показалось, что ее стиль преподавания и общения с детьми хорошо подходит Марку. Я надеюсь, что вы учтете это при принятии решения о том, в какой класс определить моего сына. Если не получится сделать так, чтобы мой сын учился у миссис Дженсен, я буду вам очень признательна, если вы запишете его к учителю с похожим стилем преподавания.
Заранее благодарю. Если у вас есть ко мне вопросы, вы можете связаться со мной по телефону … или по электронной почте …”.

Насколько это будет возможно, большинство директоров школ удовлетворят вашу просьбу. Они оценят вашу заинтересованность и заботу. Пишите коротко и по существу вопроса. Укажите одно самое главное условие, необходимое для успеха вашего сына или дочери.

Однако оставьте директору возможность выбора. Он хорошо знает своих сотрудников. Не исключено, что, прочитав ваше письмо или встретившись с вашим ребенком, он найдет для него еще более подходящего учителя. И он может знать о миссис Дженсен то, что вы не заметили во время визита в школу.

Потратив время и силы на заблаговременный поиск школы и класса, вы сможете предотвратить множество потенциальных проблем. Вы будете доверять учителю и знать, что он поможет вашему чаду стать успешным. И сын или дочь тоже будет доверять ему. А доверие делает детей готовыми к обучению.


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

На что идут родители первоклассников, чтобы выбрать для ребенка самого лучшего учителя, и что на самом деле стоит для этого предпринять  —  рассказывает учитель начальных классов с 32-летним стажем, автор Дзен-канала «Записки счастливого учителя» Анна Литягина. 

При всем богатстве выбора круг поиска всегда ограничен. Либо школа рядом и вроде хороша, но учителя подкачали. Либо наоборот, учителя — молодцы, но школа далеко. Или и школа близко, и учитель по вкусу имеется, а к нему очередь в 70 человек на ладошках расписана. 

Можно, конечно, понадеяться на авось, но таких смельчаков маловато. И вот родители шерстят интернет вдоль и поперек в поиске а) пошаговых инструкций по выбору учителя б) школьных сайтов и форумов с отзывами о конкретной Марьванне (и отзывы эти часто прямо противоположные).


Читайте таже: «Хорошая» или «обычная» школа у дома: стоит ли гнаться за престижем?


Также оккупируют школьный двор для вылова четвероклассников и их родителей. Устраивают им допрос с пристрастием, разве что без лампы в глаза: у кого учитесь, как звать, стаж, рост, вес, особые приметы и т. п.

Порадовала рекомендация на одном из сайтов:

«Спрашивайте о возрасте, семейном положении, наличии детей (будет не очень хорошо, если учительница уйдет в декрет, не доведя ребенка до конца начальной школы)». 

Помнится, на заре моей педдеятельности одна бабуля на голубом глазу выдала: «Да вам вообще нельзя ни болеть, ни рожать!» На языке моём тогда крутился симметричный ответ, но старших надо уважать… Что взять с такой бабули?

Продолжение рекомендации:

«Некоторые родители будущих первоклассников умудряются выяснить всё о стиле общения учительницы, наблюдая на перемене или после уроков, как относятся к ней детишки: „висят“ ли на ней, как ёлочные украшения, или предоставлены сами себе, в то время, как она проверяет тетрадки…» 

Так и вижу гроздья родителей с биноклями и подзорными трубами на близстоящих деревьях и крышах близлежащих домов. А также «жучки» в классе, квартире, машине и на даче Марьванны, записывающие, говорит ли она только о детях или размер котлет на ужин обсуждает, не дай Бог.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Другой сайт рекомендует «пойти на линейку за год до начала учёбы вашего ребёнка и понаблюдать за лицами и поведением детей». Открою страшный секрет (шёпотом) — лица у детей 1 сентября тоже разные: сонные, мятые, счастливые от встречи с Петькой и Машкой, равнодушные, скучающие, рыдающие, оживлённые, в носу ковыряющие… Вам каких завернуть?

А это уже зарисовка из моей собственной практики. Папа приходит в школу через две недели после дня открытых дверей (на котором он не был) и глаголет: «А подайте мне сейчас сюда всех учителей, первый класс набирающих. Смотреть буду». — «Учителя на уроках».  — «Так позовите!» Папа был вежливо послан приглашён завучем на следующий день открытых дверей. Думаете, пришёл? Ошибаетесь.

Ещё зарисовка. У меня четвертый класс. Приходит с утра неизвестная мне мама, просит у завуча срочно встречи со мной. «Очень, — говорит, — познакомиться хочу, наслышаны-с. Или телефон мне дайте учителя, сама познакомлюсь». Но наш завуч — кремень, телефоны наши держит в секрете.

Через завуча договариваемся о встрече. Я нашла 15 минут между интенсивными занятиями с выпускниками ради такого знакомства. Приходит мама. «Спасибо, — говорит, — что выделили мне 15 минут вашего драгоценного времени. Хотя могли бы и побольше». Разговариваем.

— Наслышана я об учителях вашей школы. Вот Марьпетровна чересчур строга, нам не подходит. Иринсемённа слишком мягкая, класс не держит. А вы вот между ними.

— То есть ни рыба ни мясо? — спрашиваю.

— Ну зачем вы так? Что-то же вы умеете. Давайте мы с вами о ваших знаниях и умениях поговорим.

— А давайте! Притоки Днепра будете спрашивать?

— Да нет, это лишнее. Впрочем, мы уже уложились в 15 минут. Мне всё ясно, до свидания. — И ушла.

По дороге к выходу мама зашла в кабинет завуча.

— Как поговорили? — спрашивает завуч. — Очень интересный был разговор, спасибо.

Больше эту маму мы не видели. Передумала, видно, в нашу школу идти.

И последняя зарисовка. В холле висят фотографии учителей. Мама с папой выбирают.

— Вот эта ничего вроде, да?  — Нет-нет, смотри, вон та посимпатичней будет, к ней и пойдём.

И ведь пошли к той, что посимпатичней. Правда, через год убежали. Но это уже другая история.

Я родителей хорошо понимаю. Сама мать. Своему ребёнку хочется самого лучшего, это нормально и правильно. Поэтому рекомендую: вместо того, чтобы сидеть на форумах (или в засаде на школьном дворе) — ходите на дни открытых дверей! Они для того и устраиваются. Это не гарантия успеха. Но это рабочий способ многое увидеть, услышать, понять, познакомиться и выбрать.


Материалы по теме:

  • Точки роста ученика, или Чему обязательно надо научить первоклассников
  • Почему первоклассники теряют интерес к учебе?
  • Большие и маленькие школы: какую выбрать для ребенка?                                       

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Добавить комментарий