Содержание
- 11 новейших областей науки, о которых важно знать
- 1. Нейропаразитология
- 2. Квантовая биология
- 3. Экзометеорология
- 4. Нутригеномика
- 5. Клиодинамика
- 6. Синтетическая биология
- 7. Рекомбинантная меметика
- 8. Вычислительная социология
- 9. Когнитивная экономика
- 10. Пластиковая электроника
- 11. Вычислительная биология
- 10 необычных наук
- Топ-10 самых необычных наук в мире
- 1. Оология
- 2. Танатология
- 3. Помология
- 4. Нарратология
- 5. Эсхатология
- 6. Дендрохронология
- 7. Вексиллогия
- 8. Кампанология
- 9. Кремлинология
- 10. Геронтология
11 новейших областей науки, о которых важно знать
Было время, когда науку можно было разбить на обширные и относительно понятные дисциплины — биологию, химию, физику, астрономию. Но сегодня каждая область становится всё более специализированной и при этом тесно связанной с другими дисциплинами, что приводит к появлению совершенно новых отраслей науки. Предлагаем вам подборку из 11-ти новейших научных направлений, активно развивающихся в 21-м веке.
1. Нейропаразитология
Если вы знаете о токсоплазмах, в основном живущих в представителях семейства кошачьих, но способных обитать и в других теплокровных, в том числе в людях и крысах, то вы знаете и о нейропаразитологии. Тот факт, что у этих жутких паразитов есть теперь своя собственная научная дисциплина, показывает, насколько они распространены в природе.
Микропаразиты обычно изменяют поведение носителя в соответствии с нуждами своей репродуктивной стратегии. Часто в процессе участвует и третья сторона. Например, Euhaplorchis californiensis заставляет рыб выпрыгивать из воды, чтобы болотные птицы могли поймать их и съесть. Волосяные черви живут внутри кузнечиков, и когда настаёт время покинуть своих носителей, они выпускают в кровь насекомых целый коктейль из химических веществ, вынуждающий кузнечиков покончить жизнь самоубийством, прыгнув в воду. А волосяные черви спокойно уплывают от мёртвых «хозяев».
2. Квантовая биология
Физикам уже более ста лет известно о квантовых эффектах, например, способности квантов исчезать в одном месте и появляться в другом, или же находиться в двух местах одновременно. Однако поразительные свойства квантовой механики применимы не только в физике, но и в биологии.
Лучший пример квантовой биологии — фотосинтез: растения и некоторые бактерии используют энергию солнечного света, чтобы построить нужные им молекулы. Оказывается, фотосинтез на самом деле опирается на поразительное явление — маленькие массы энергии «изучают» все возможные пути для самоприменения, а затем «выбирают» самый эффективный. Возможно, навигация птиц, мутации ДНК и даже наше обоняние так или иначе опираются на квантовые эффекты. Хотя эта область науки пока весьма умозрительна и спорна, учёные считают, что однажды почерпнутые из квантовой биологии идеи могут привести к созданию новых лекарств и биомиметических систем (биомиметрика — ещё одна новая научная область, где биологические системы и структуры используются для создания новых материалов и устройств).
3. Экзометеорология
Наряду с экзоокеанографами и экзогеологами, экзометеорологи заинтересованы в изучении природных процессов, происходящих на других планетах. Теперь, когда благодаря мощным телескопам стало возможно изучать внутренние процессы на близлежащих планетах и спутниках, экзометеорологи могут следить за их атмосферными и погодными условиями. Юпитер и Сатурн со своими невероятными масштабами погодных явлений — первые кандидаты для исследований, так же как и Марс с регулярными пылевыми бурями.
Экзометеорологи изучают даже планеты за пределами нашей Солнечной системы. И что интересно, именно они могут в итоге найти признаки внеземной жизни на экзопланетах путём обнаружения в атмосфере органических следов или повышенного уровня углекислого газа — признака индустриальной цивилизации.
4. Нутригеномика
Нутригеномика — это изучение сложных взаимосвязей между пищей и экспрессией генома. Учёные, работающие в этой области, стремятся к пониманию роли генетических вариаций и диетических реакций на то, как именно питательные вещества влияют на геном.
Еда действительно оказывает огромное влияние на здоровье — и начинается всё в буквальном смысле на молекулярном уровне. Нутригеномика работает в обоих направлениях: изучает, как именно наш геном влияет на гастрономические предпочтения, и наоборот. Основной целью дисциплины является создание персонализированного питания — это нужно для того, чтобы наша еда идеально подходила нашему уникальному набору генов.
5. Клиодинамика
Клиодинамика — это дисциплина, сочетающая в себе историческую макросоциологию, экономическую историю (клиометрику), математическое моделирование долгосрочных социальных процессов, а также систематизацию и анализ исторических данных.
Название происходит от имени греческой музы истории и поэзии Клио. Проще говоря, клиодинамика — это попытка предугадать и описать широкие социальные связи истории — и для изучения прошлого, и как потенциальный способ предсказать будущее, например, для прогнозов социальных волнений.
6. Синтетическая биология
Синтетическая биология — это проектирование и строительство новых биологических частей, устройств и систем. Она также включает в себя модернизацию существующих биологических систем для бесконечного количества полезных применений.
Крейг Вентер, один из ведущих специалистов в этой области, заявил в 2008-м году, что он воссоздал весь геном бактерии путем склеивания её химических компонентов. Два года спустя его команда создала «синтетическую жизнь» — молекулы ДНК, созданные при помощи цифрового кода, а затем напечатанные на 3D-принтере и внедрённые в живую бактерию.
В дальнейшем биологи намерены анализировать различные типы генома для создания полезных организмов для внедрения в тело и биороботов, которые смогут производить химические вещества — биотопливо — с нуля. Есть также идея создать борющуюся с загрязнениями искусственную бактерию или вакцины для лечения серьёзных болезней. Потенциал у этой научной дисциплины просто огромный.
7. Рекомбинантная меметика
Эта область науки только зарождается, однако уже сейчас ясно, что это только вопрос времени — рано или поздно учёные получат лучшее понимание всей человеческой ноосферы (совокупности всей известной людям информации) и того, как распространение информации влияет на практически все аспекты человеческой жизни.
Подобно рекомбинантной ДНК, где различные генетические последовательности собираются вместе, чтобы создать нечто новое, рекомбинантная меметика изучает, каким образом мемы — идеи, передающиеся от человека к человеку — могут быть скорректированы и объединены с другими мемами и мемеплексами — устоявшимися комплексами взаимосвязанных мемов. Это может оказаться полезным в «социально-терапевтических» целях, например, борьбы с распространением радикальных и экстремистских идеологий.
8. Вычислительная социология
Как и клиодинамика, вычислительная социология занимается изучением социальных явлений и тенденций. Центральное место в этой дисциплине занимает использование компьютеров и связанных с ними технологий обработки информации. Конечно, эта дисциплина получила развитие только с появлением компьютеров и повсеместным распространением интернета.
Особое внимание в этой дисциплине уделяется огромным потокам информации из нашей повседневной жизни, например, письмам по электронной почте, телефонным звонкам, постам в социальных сетях, покупкам по кредитной карте, запросам в поисковиках и так далее. Примерами работ может послужить исследование структуры социальных сетей и того, как через них распространяется информация, или же как в интернете возникают интимные отношения.
9. Когнитивная экономика
Как правило, экономика не связана с традиционными научными дисциплинами, но это может измениться из-за тесного взаимодействия всех научных отраслей. Эту дисциплину часто путают с поведенческой экономикой (изучением нашего поведения в контексте экономических решений). Когнитивная же экономика — это наука о том, как мы думаем. Ли Колдуэлл, автор блога об этой дисциплине, пишет о ней:
«Когнитивная (или финансовая) экономика… обращает внимание на то, что на самом деле происходит в разуме человека, когда он делает выбор. Что представляет собой внутренняя структура принятия решения, что на это влияет, какую информацию в этот момент воспринимает разум и как она обрабатывается, какие у человека внутренние формы предпочтения и, в конечном счете, как все эти процессы находят отражение в поведении?».
Иными словами, учёные начинают свои исследования на низшем, упрощённом уровне, и формируют микромодели принципов принятия решений для разработки модели масштабного экономического поведения. Часто эта научная дисциплина взаимодействует со смежными областями, например, вычислительной экономикой или когнитивной наукой.
10. Пластиковая электроника
Обычно электроника связана с инертными и неорганическими проводниками и полупроводниками вроде меди и кремния. Но новая отрасль электроники использует проводящие полимеры и проводящие небольшие молекулы, основой которых является углерод. Органическая электроника включает в себя разработку, синтез и обработку функциональных органических и неорганических материалов наряду с развитием передовых микро- и нанотехнологий.
По правде говоря, это не такая уж и новая отрасль науки, первые разработки были сделаны ещё в 1970-х годах. Однако свести все наработанные данные воедино получилось только недавно, в частности, за счёт нанотехнологической революции. Благодаря органической электронике у нас скоро могут появиться органические солнечные батареи, самоорганизующиеся монослои в электронных устройствах и органические протезы, которые в перспективе смогут заменить человеку повреждённые конечности: в будущем так называемые киборги, вполне возможно, будут состоять в большей степени из органики, чем из синтетических частей.
11. Вычислительная биология
Если вам одинаково нравятся математика и биология, то эта дисциплина как раз для вас. Вычислительная биология стремится понять биологические процессы посредством языка математики. Это в равной степени используется и для других количественных систем, например, физики и информатики. Учёные из Университета Оттавы объясняют, как это стало возможным:
«По мере развития биологического приборостроения и лёгкому доступу к вычислительным мощностям, биологии как таковой приходится оперировать всё большим количеством данным, а скорость получаемых знаний при этом только растёт. Таким образом, осмысление данных теперь требует вычислительного подхода. В то же время, с точки зрения физиков и математиков, биология доросла до такого уровня, когда теоретические модели биологических механизмов могут быть проверены экспериментально. Это и привело к развитию вычислительной биологии.»
Ученые, работающие в этой области, анализируют и измеряют всё, начиная от молекул и заканчивая экосистемами.
Источник
10 необычных наук
Топ-10 самых необычных наук в мире
Еще во времена учебы в школе многие из вас, уважаемые читатели, наверняка узнали, что такие слова, как биология, психология, теология произошли от соответствующих греческих слов, одно из которых logos означает слово или учение (биология — учение о жизни).
По аналогии каждый человек может назвать и любое придуманное им учение. Так, например, наука о рейтингах в этом случае будет называться рейтингологией. Существует и не менее странные официально признанные науки, которые посвящены изучению необычных вещей — о них мы и поговорим сегодня. Итак, перед вами список самых необычных наук в мире.
1. Оология
Вам нравится запах серы? Вас не волнует уровень холестерина в вашей крови? Тогда смело можете стать оологом. Оология- отрасль орнитологии, которая занимается изучением яиц животных, а в основном птиц. Вы можете удивиться, но многие люди в мире занимаются коллекционированием яиц, и некоторые коллекции настолько обширны, что достойны выставляться в музеях.
Чтобы стать оологом необходимо, прежде всего, выучиться на орнитолога. Профессия будет востребована в музеях и зоопарках.
2. Танатология
Танатология — наука о смерти, раздел медицины, изучающий процесс, динамику и причины умирания. Наиболее известные исследования в этой области принадлежат университету Висконсина в США. Танатологи помимо непосредственно смерти и умирания могут заниматься также изучением кладбищ и надгробий.
Название свое наука получила в честь греческого мифического героя Танатоса, который является олицетворением смерти.
3. Помология
На третьем месте наука не столь мрачная и, в какой-то мере, даже жизнеутверждающая. Помология — отрасль агрономии, изучающая разнообразные сорта плодовых и ягодных растений. Согласитесь, намного приятнее вывести новый сорт ягоды и фруктового дерева, нежели изучать надгробия.
Будущие помологи чаще начинают свою учебу в качестве обычных садоводов, затем их знания углубляются и расширяются.
4. Нарратология
Нарратология — наука о повествовании. Именно нарратолог может сказать, что же именно увлекло вас в любимой книге. Произведение порой изучается вплоть до каждой метафоры. Нарратологи являются мастерами литературного анализа — здесь они достигают высот, недоступных обычному человеку.
5. Эсхатология
Эсхатология — религиозное учение о конце света, судьбах людей, загробной жизни и переходе Вселенной в новое качественное состояние.
Эта отрасль богословия занимается выяснением того, что происходит с человеком после смерти. Если вы ловите себя на мыслях о конце света или собственной судьбе после смерти, то эсхатология поможет вам найти ответы на многие вопросы.
6. Дендрохронология
Дендрохронология — наука посвященная исследованию годичных колец древесины с целью последующего датирования археологических находок и древностей.
Оказывается, деревья, подобно человеческим телам, способны нести признаки прошлых травм или стрессов. Дендрохронология изучает кольца деревьев, чтобы выяснить какие события произошли с деревом во время его существования. К таким событиям могут относиться, например, удар молнии или лесной пожар.
7. Вексиллогия
Вексиллогия — историческая дисциплина, которая занимается изучением флагов, знамен, штандартов, вымпелов. Наука достаточно интересная и увлекательная — вексиллогия позволяет узнавать новые факты об истории создания и применения флагов различных государств.
8. Кампанология
Кампанология — наука о колоколах. Печально известный горбун Квазимодо Виктора Гюго был бы немало удивлен, услышав это название, хотя к колоколам он имел непосредственное отношение. Так почему же существует эта наука? На самом деле не все так просто с колокольным звоном. Колокола бывают самыми разными: они могут быть сделаны из различных материалов и весить от нескольких килограммов до тонны. Звонить в колокола так, чтобы создавался нужный эффект нужно определенным образом, и не каждый человек способен на это.
Кампанологи часто начинают свою карьеру в качестве звонарей. Некоторые в дальнейшем становятся учителями колокольного звона, чтобы передать свои знания следующим поколениям.
9. Кремлинология
Кремлинология, как это следует из названия, — наука, изучающая советскую или российскую политику. Неудивительно, что такая наука появилась. Наша страна является самой большой и богатой природными ресурсами, поэтому проводимая СССР, а теперь и Россией, внешняя и внутренняя политика всегда будет пристально изучаться и анализироваться.
Менталитет русских и европейцев значительно отличается, а во многом мы противоположны друг другу. Наверное, поэтому и понадобилась целая наука для того, чтобы найти объяснения тем или иным решениям нашего руководства.
10. Геронтология
Геронтология — раздел медицины, изучающий явления старения живых организмов. Геронтология включает в себя также изучение болезней пожилого возраста, гигиены людей старшего возраста и их психолого-поведенческих особенностей.
Среди отечественных ученых значительный вклад в развитие науки внесли И. И. Мечников и н. М. Амосов. Существует раздел геронтологии — социальная геронтология, который занимается демографическими и социально-экономическими проблемами старения.
Источник
Какую науку стоит изучать для общего развития. Объясните именно почему.
Гуру
(3854),
закрыт
4 года назад
Japansgod
Мыслитель
(8194)
4 года назад
Самая-самая общая – математика, ибо она развивает логическое, абстрактное и аналитическое мышление, необходимое для всех других наук. Но если вы ее уже изучаете, для общего развития я бы посоветовал историю. Изучение исторического процесса захватывает массу побочных дисциплин от экономики до социологии, помогает вскрыть механизмы, действующие в обществе и государстве и понимать что происходит в мире и стране, зачем и почему.
Опять же… Изучение науки в первую очередь подразумевает изучение некой методологии: философии науки, логики и пр. Так что для “общего развития” подойдет вообще любая наука. Конкретнее ничего и не скажешь ввиду размытости вопроса. Какую задачу вы ставите в рамках “общего развития”?
Николай МакаровГуру (3854)
4 года назад
Чтоб мог поддерживать диалог с любым человеком. А то я заметил, что большинство людей разговаривают о всем, кроме физика-математических наук)
DenEden
Мастер
(1983)
4 года назад
Самое словосочетание “общее развитие” подразумевает верхи. То есть Вам нужно не копать в глубину, а хватать всё по верхам. Если науки физико-математического направления Вы уже изучаете, можете обратить внимание на социально-гуманитарное направление: социология, психология, политология. Или филологические.
Алексей Стансов
Профи
(989)
4 года назад
Если вам это действительно необходимо и вы располагаете к этому интерес, то с лёгкостью можете заняться саморазвитием. Однако, если вам предмет не интересен по какой-либо причине (непонимание материала), даже не старайтесь, его вы полюбить не сможете.
Мне в школе была очень интересна биология, затем, ближе к девятому классу, я полюбил и математику. А, вообще, я могу вам посоветовать философию. Это мать всех наук, очень развивает мышление и даже логику. Хорошо подходит для гуманитариев)
Ой ты гой еси
Просветленный
(41437)
4 года назад
Логику неплохо бы тебе освоить, ибо интересуясь чем угодно, требуешь обоснованности того или иного предложения. Хотя конкретных задач перед собой не ставишь.
Для “общего развития” и геология сгодится и энтомология и любая другая -логия 😀 Так что выбирай, к чему душа лежит.
Николай МакаровГуру (3854)
4 года назад
Мое основное изучение – физико-математические науки. Просто хочется иногда отвлечься от сложных задач и примеров, изучая другую науку с самых азов. По-моему это весьма занимательно
123213 1232133
Мудрец
(14746)
4 года назад
Изучай то что тебе поможет стать бизнесменом, открой свою сеть магазинов, заправок. Будешь хорошим инженером или ремонтировать технику то врятли будет у тебя свой большой дом а у дворе феррари.
Команда библиотеки взяла интервью об “академической кухне” у 19 выпускников, преподавателей и студентов Шанинки. Перед вами ― один из наборов карточек, которые мы составили, обрабатывая получившийся корпус историй.
На вопросы о том, как искать тему исследования, находить литературу и работать над текстом, отвечали исследователи из разных областей ― социологи, политические философы, историки и проектировщики. Ответы, конечно, получились разные и не всегда универсальные: то, что работает в одном поле, не всегда принято или применимо в другом. Тем не менее, мы надеемся, что эти карточки хотя бы немного облегчат путь начинающих исследователей любого направления.
1
Где искать тему исследования?
Тема часто вырастает из того, что нас волнует и трогает за живое ― не только на лекциях и семинарах, но и вне академической среды: это может быть факт вашей биографии или проблема, которая волнует.
Чтобы найти тему:
-
подумайте, какие вопросы, которые обсуждают на занятиях, представляются вам важными.
-
обратитесь к спорам и конфликтам между разными исследователями (классическими и современными, в книгах и на конференциях), попробуйте понять разные точки зрения и найти свой подход. Может быть, вы видите в актуальных дискуссиях лакуны, которые хочется заполнить?
-
поразмышляйте над темами, которые цепляют вас в контексте социальных проблем и личных размышлений.
Фиксируйте свои мысли в максимально простом виде в блокнот или в специальное приложение. Первая идея может быть очень общей и выражаться одной фразой ― важно поймать эту заготовку для будущей работы.
Полезно в течение всего хода работы иметь под рукой электронный или бумажный блокнот, в зависимости от того, к чему вы привыкли. Наше сознание может подкинуть мысль в любой момент, и если ее не записать, она потеряется. В лучшем случае вы будете помнить, что у вас была какая-то хорошая идея, в худшем ― не вспомните даже и этого.
2
Как исследование может пригодиться мне в будущем?
Если вы планируете идти дальше по академической стезе, можно оттолкнуться от уже знакомых и освоенных вами сюжетов и источников. Тогда отдельные ее части вы потом сможете переработать в PhD proposal или статью. Кроме того, ваша работа позволит узнать, кто ещё занимается вашей темой, и потом вы сможете попроситься к ним в грант или на работу. Эссе или диссертация ― хороший способ начать формулировать высказывание ― пусть и экспериментальное, неуверенное, пробное. Она в любом случае станет репликой: вот, что говорят другие на эту тему, вот что изучил/а я, вот, что я предлагаю научному/практическому сообществу.
Если ваше будущее лежит за пределами академии, найдите тему, связанную с вашей учебной специальностью и/или профессией. Личный эмпирический опыт в той области, которую вы возьметесь исследовать, будет помогать. Он сделает работу менее абстрактной и позволит нащупать болевые точки. Исследование, которое вы выполните, позволит посмотреть свежим взглядом на профессиональные задачи.
3
Нужно ли “болеть” темой?
Хорошо, если тема эссе или диссертации вызывают интерес и эмоции: любовь, страсть, радостное возбуждение, или непонимание, раздражение и беспокойство. Такие эмоции ― бодрящий драйвер, который не позволит бросить начатое и поможет пройти все формальные, рутинные и сложные этапы работы: расстановку ссылок, оформление библиографии, поиск источников, корректное цитирование и т.д.
Есть иной способ выстраивания отношений с текстом. Тема может не вызывать никаких чувств ― ни восторга, ни ненависти. Значит, вы скорее рационально, чем эмоционально выстраиваете свой путь. Возможно, исследование именно по этой теме принесет вам грант, или эту работу нужно написать, чтобы закончить определенный курс. Вам предстоит прожить с вашей работой много часов, дней, а иногда месяцев. Если вы неравнодушны к теме, вам будет проще осознавать в каждый отдельный момент, зачем вы ей занимаетесь. Но риск вступить в «сложные (или даже, как говорят наши собеседники, абьюзивные) отношения с собственным проектом есть и при полном отсутствии интереса, и при излишней эмоциональной вовлеченности.
Чтобы вдохновиться и найти силы работать даже в особенно тяжелых моментах, прочитайте книгу Умберто Эко “Как написать дипломную работу”. Она подскажет, как с наименьшими потерями нервных клеток пройти все испытания.
4
Как выбрать тему по силам?
Подумайте о ее “подъемности”. Частая ошибка неопытных исследователей ― оптимистичный взгляд на время и возможности. Обязательно будут заминки, торможения, переписывания. Отталкивайтесь от пессимистичных прогнозов. В лучшем случае, у вас останется время, в худшем ― вы будете морально подготовлены.
Вам понадобится время на чтение и на обдумывание прочитанного. Если исследование включает полевую работу, потребуется время на пилот и на разработку черновика (и, не забывайте, на его переписывание). Закладывайте время на все этапы проработки исследования, а не только на написание итогового текста.
Проконсультируйтесь с научным руководителем: спросите, успеете ли вы написать работу на тему, за которую беретесь. Преподаватели много работают с текстами, помогут оценить объем работы, а по необходимости ― сузить.
5
Как сужать тему?
Тему можно сузить в процессе общения с научным руководителем, (в случае эссе ― с преподавателем). Обычно еще во время первого обсуждения они предлагают обратиться к конкретному вопросу в области, которую вы выбрали.
До общения с научным руководителем можно посмотреть обзорные статьи, чтобы определиться, какой фокус существует в интересующей вас теме.
Если тема слишком абстрактна, попробуйте уточнить формулировки. Смотрите, что сплетается и что нет, что резонирует и соотносится с вашим вопросом. Существуют временные и географические фокусы. Вы можете взять для раскрытия своей темы определенный временной отрезок или часть мира, где феномен себя проявляет, ограничиться определенным автором, страной, городом, сконцентрироваться на раннем или позднем периоде творчества автора ― или выбрать для анализа одну из идеологических позиций.
Если коротко, то:
-
Конкретизируйте область и вопрос, который вы задаете. Глобальный вопрос должен быть один. Ответ должен быть конкретный. И ответ тем конкретнее, чем уже вопрос.
-
Если ваша область это позволяет, то возьмите локализованный во времени период ― 5-10 лет.
-
Сужайте источниковую базу. Тогда вы будете отвечать на вопрос не на основе всего, что нашли, а только на основе определенного типа источников (только не забудьте подумать о том, на основании каких критериев вы ограничиваетесь ими).
-
Полезно определиться, с какими из исследователей вы “дружите”, а с какими ― не очень.
Важно понимать, почему вы сужаете тему именно таким способом, как вы можете это объяснить и как это влияет на общее строение работы.
Если тема утверждается официально, и вы уже не можете ее поменять, то в первых фразах введения напишите, что в такой широкой теме вы на самом деле фокусируетесь на определенном частном сюжете.
6
Как сделать тему необычной?
Такое бывает необходимо, если вы хотите присоединить нетипичную область к вашему полю, сказать что-то новое или уйти в междисциплинарность. Попробуйте задавать оригинальные вопросы. Одним из ученых, начавших задавать странные вопросы в социологии был Георг Зиммель. Например: Как происходит простая болтовня и о чем? Как люди флиртуют? Как обедают? Как работают двери в домах? Зачем у картины рама? Такие вещи просто не могли прийти в голову серьезным исследователям ― а, оказалось, так можно.
Вдохновением может служить научная фантастика: она часто описывает, как выглядел бы наш мир, если бы что-то пошло по-другому.
7
Как быть с актуальностью?
Актуальность ― это значимость темы для вашего потенциального круга читателей или для широкой публики, в зависимости от специальности. Это попадание в дискуссию, которая ведется вокруг интересующего вопроса. Вы не пишете работу в вакууме: текстом вы вступаете в большой разговор, который ведется в вашем научном поле. Тема должна быть значима для кого-то ― для 7 человек, если вы занимаетесь крайне экзотическим вопросом, для 50-300-500 человек, если вы пишете в рамках какого-то studies. Найдите конференции для исследователей в вашем поле или специализированные журналы. Посмотрите на происходящую там дискуссию и подумайте о том, чем ваша тема может заинтересовать ваших коллег.
8
Как совместить личный интерес и актуальность?
Да, звучит странно: с одной стороны, вы должны заниматься тем, чем занимаются другие, потому что наука ― это коллективная работа. С другой стороны, вы должны сделать что-то свое, новое. На истоптанном тысячью исследователей поле нужно найти участок, на котором прячется что-то ценное, что другие пропускали. Идти и не повторять то, что уже сделали другие ― творческая задача. Для начала можно не согласиться с кем-то из исследователей, чьи тексты вы прочтете. Нужно будет найти аргументы для спора с этими авторами или предложить что-то, что они упустили.
9
Как выбрать научного руководителя?
Посмотрите на преподавательский состав факультета ― круг ваших потенциальных научных руководителей. Если никто из преподавателей не занимается темой, которая вас интересует, можно выбрать научного руководителя, который работает с симпатичной вам методологией. Важен взаимный интерес и участие. Человек, который не исследует конкретно ваш вопрос, но готов помогать и быть на связи, часто лучше признанного специалиста в вашей области, у которого нет сил и времени на научное руководство.
Чтобы познакомиться ближе с потенциальным руководителем, можно изучить статьи его/ее авторства.
10
Чувствую себя очень неуверенно в новой теме.
Чтобы ощутить опору под ногами, посмотрите книги оксфордской серии “Very short introductions”. Они выпускают небольшие издания, которые могут помочь разобраться в разных темах с нуля.
Кроме того, можно посмотреть перечень текстов по вашему вопросу в тематическом хэндбуке (справочном издании). Чаще всего, в них есть полные списки написанного по той или иной теме за всю историю интересующей вас дисциплины. Один из наиболее полных хэндбуков ― оксфордский. На сайте Oxford Handbook можно найти более 1000 справочников различной тематики*.
Разобраться в том, кто и что писал на вашу тему ― очень важно. Почитайте, что уже разобрано вашими коллегами. Найдите, что еще не написано, как еще не написано, на каком материале еще не сказано.
Вы не знаете, чем закончится ваша работа? Это большой плюс. Не нужно ставить проблему, зная, как в итоге вы собираетесь ее разрешить. Исследовательская задача как раз заключается в том, чтобы открыть прежде неочевидное ― для вас, окружающих и дисциплины в целом. Не стоит тратить свое время на всем понятное. Вы садитесь писать текст, чтобы узнать больше и сказать что-то новое, поэтому цепляйтесь за свои вопросы.
*В библиотеке Шанинки также есть хэндбуки, например, два тома оксфордских справочников по Политическим наукам под номерами 320 DRY REF и 320 RHO REF. Домой их взять нельзя, но можно поработать с ними в читальном зале.
11
Тема есть, не знаю, что делать дальше.
-
Сформируйте представление о поле: почитайте обзор литературы, хэндбук или теоретическую секцию статьи, чтобы составить себе примерное представление о круге проблем, которые существуют в вашем поле. Попробуйте составить литературный обзор в “героическом нарративе”: напишите, что X исследовал тему под таким углом, а Y ― под другим, но все они что-то не учли, и теперь вы, новый герой, сделаете все, как надо. Можно и не писать текст, а просто задать себе вопрос, чем вас не устраивают существующие исследования по вашей теме.
-
Не зарывайтесь глубоко в тексты, наметьте несколько точек, которые определяют плоскость вашей работы ― и от них начинайте свое исследование.
-
Поставьте предварительный вопрос. Что конкретно вам непонятно в интересующей теме? Что вы хотите узнать? И в чем хотите разобраться? Читайте тексты, чтобы получить еще более глубокое представление об этом вопросе, уточнить его ― и составить текст из пазлов этих размышлений.
-
Выберите один или несколько (не очень много) аспектов, которые будете исследовать. Начинающие исследователи часто хотят рассказать о предмете “вообще” и не фокусируются на чём-то одном. В итоге непонятна цель исследования и проблема, и сил всё проработать не хватает.
-
Обсудите с коллегами то, что вы нашли и куда дальше двигаться.
Обсуждать ваше исследование с коллегами полезно всегда. Порой мы тонем в найденном материале. Разговор поможет вам расставить акценты. Полезно будет пообщаться с научным руководителем или консультантом, но можно и с дружественными исследователями.
Что еще? Можно записать себе голосовое сообщение с размышлениями, можно сразу сесть писать текст ― или нарисовать mind map.
12
Как сохранять интерес к проекту?
-
Не растягивайте процесс работы.
-
Не высасывайте проблему из пальца. Если не задевает ― ищите новые способы отношения со своей темой. Если она перестала вас интересовать ― обсудите ее с кем-то и/или попробуйте найти в ней новый смысл
-
Следите за тем, что происходит в поле. Если есть возможность, ездите на конференции, выступайте с докладами по вашей теме ― комментарии и отзывы коллег поддержат ваш интерес.
Авторы: сотрудницы библиотеки Лиза Канатова, Наташа Винокурова
Консультанты: Полина Колозариди, Алина Петрова, Алексей Сафронов
Редактура: Вероника Хомякова
Огромное спасибо участникам интервью: Даниил Воскобойников, Всеволод Герасимов, Анастасия Гришина, Александр Зарицкий, Александр Калгин, Константин Кокарев, Полина Колозариди, Артем Кравченко, Екатерина Кулиничева, Денис Ломов, Татьяна Маргулян, Екатерина Новикова, Татьяна Новоселова, Антон Прошин, Алина Петрова, Алексей Сафронов, Алексей Титков, Арнольд Хачатуров, Юрий Шишлов.