Главные советы из книги Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн», которые научат захватывающе и убедительно выступать перед публикой.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Виктория Шилкина
Главный редактор электронной библиотеки обзоров книг нон-фикшен KnigiKratko.ru.
Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.
Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.
1. Пауза
С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.
2. Первая фраза
Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.
Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.
3. Яркое начало
Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.
4. Главная мысль
Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».
Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.
Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.
5. Цитаты
Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.
Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.
Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.
6. Остроумие
Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.
Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.
Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).
7. Чтение
Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.
Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.
Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.
Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.
8. Приёмы оратора
Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.
Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).
Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.
Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.
А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.
9. Вопросы и паузы
Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.
10. Финал
Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.
Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.
И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.
Вы узнаете, что такое риторика и зачем она нужна в современном мире.
В статье раскрою многие приемы ораторского искусства, которые помогут вам убедить любого.
Заодно узнаете, как развить свою речь и научиться говорить красиво.
Содержание:
- Определение
- Работа с публикой
- Как говорить красиво
- Внешность оратора
- Язык жестов и мимики
- Советы против сценического страха
Что такое риторика
Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи.
Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать. Но не искусство, которое базируется на знаниях и на правде, а на кажущемся.
Его ученик Аристотель утверждал следующее. Каждый раз, когда пытаемся убедить кого-то или отговорить от чего-то, мы сознательно, подсознательно или несознательно пользуемся риторикой.
Задача оратора:
- Учить
- Развлекать
- Сподвигнуть публику на что-то
Виды риторики:
- Политическая — это инструмент управления в политической системе. Обладает публицистической речью с функцией убеждения общества.
- Юридическая — необходима юристам для произнесения публичной судебной речи и воздействия на правосознание людей. Также нужна для построения объективно аргументированного рассуждения в суде.
- Военная — нужна для военной культуры и адаптации людей к службе. С ее помощью повышается качество выполнения поставленных задач при службе. Например, мотивация солдат к военной задаче.
- Педагогическая — используется для оптимизации процесса передачи опыта. Например, хорошая речь преподавателя перед учениками. Она рождает любознательность и интерес к теме.
- Дипломатическая — необходима дипломату в дипломатических миссиях. Это общение государств посредством своих представителей. Тут тоже нужно следить за речью и соблюдать важные правила.
Можно посмотреть на то, как развивалась риторика в интернациональном масштабе. Или посмотреть на разные парламенты в мире. Тогда быстро находишь разницу между тем, на каком уровне (к примеру, политики) убеждают публику и электорат.
Например, в Англии и Америке, где есть долгая традиция риторики аргументации, парламент интересен. Там есть настоящие спонтанные дебаты.
А если посмотреть на немецкий бундестаг или русскую думу, то там политики просто считывают речь с листа.
Но как бы то ни было, в разных странах есть правила риторики, которые стоит соблюдать. И именно о них мы поговорим ниже.
Ораторское искусство перед публикой
Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом. Ведь каждая публика другая и каждой аудитории нужна иная речь.
Если я говорю перед специалистами, мне стоит пользоваться более профессиональными фразами и терминами.
А если идет разговор перед неопытной аудиторией, тогда нужно более педагогически построить речь. Лучше начать с самых базовых концептов и только медленно продвигаться вперед.
Если это разговор перед молодой публикой (студенты и академики), то стоит выступать динамично и быть более смешным.
Но если выступаем перед профессорами и деканами, то нужно быть более серьезней и чуть меньше шутить.
И вот, что самое интересное в риторике! Одна и та же речь будет любимой и пользоваться огромным успехом перед одной аудиторией. Однако при этом будет полностью отвергнута другой.
Из этого следует, что хороший оратор всегда задаст себе вопрос — кто передо мной сидит? Кто моя публика и каковы особенности целевой аудитории? Что они знают и что им было бы интересно услышать?
Такой анализ — это главное оружие оратора.
Поэтому если у вас есть презентация, то всегда имейте ее различные варианты для разной публики. К примеру, для специалистов, молодой публики, новичков и для престарелых.
Как убедить свою публику аргументами?
Аргументы нужно делать весомыми, а не просто перечислять. Обычно, когда люди аргументируют, они стараются принести больше аргументов.
К примеру, говорят по экономическим причинам то-то, по политическим то-то и так далее. В итоге, они вообще, не развивают свой аргумент, а просто дают перечисление. Не идут вглубь.
А если хотим убедить людей, то очень важно идти вглубь и именно выстроить красивый аргумент.
Виды аргументов в риторике
Вот основные виды аргументов в риторике:
- К логосу — это утверждение, защищаемое оратором. Считается более корректным видом, так как основывается на подлинных обстоятельствах дела.
- К этосу — апеллирует уже к участникам общения (к оратору и аудитории). Делится на два вида:
- К авторитету — считается корректным только на основе авторитетного источника информации. Сюда входят цитаты и мнения великих людей, авторитет должности, организации, учреждения и так далее.
- К личности — выделяет личные качества другого человека. Все основывается на личности оппонента, а не в самой сути. В основном используется при критике утверждений других людей. Делится на:
- Указывается на то, что оппонент действует вопреки аргументу
- Переход на личности (критика и оскорбление)
- Объяснение точки зрения оппонента его личными обстоятельствами
- К пафосу — утверждения, которые апеллируют к чувствам. Необходимо чтобы вызвать у аудиторий такие чувства, которые будут способствовать принятию тезисов оратора. Делится на:
- Аргумент к выгоде — стимулирует осознание личных интересов аудитории в той проблеме, которая обсуждается. Это повышает интерес к выступлению оратора.
- К гордости — расхваливает определенные качества собеседников. Например, с помощью комплиментов можно увеличить удовольствие аудитории и запрограммировать ее на лояльное восприятие речи.
- К сожалению — сочувствие к тому, что говорит оратор. Например, ученик на экзамене ссылается на свое трудное жизненное положение ради удовлетворительной оценки.
- К силе — указывает на неприятные последствия для аудитории в случае отказа. Тут речь идет о принуждении и к угрозе.
- К публике — идет обращение к чувствам аудитории чтобы отвлечь от объективного рассмотрения данного вопроса. Это своего рода отвлекающий маневр. Мол, я свой человек и понимаю каково это.
Схема хорошего аргумента
SEXI — это схема аргументации. Эти буквы репрезентируют один элемент в аргументации. Его ни в коем случае нельзя забывать.
S (statement) — утверждение. К примеру, нам стоит открыть новый филиал на Украине. Или я считаю, что вы мне должны платить больше за работу.
E (explanation) — объяснение или обоснование. То есть насколько мы сможем обосновать свое утверждение. К сожалению, у многих обоснование очень короткое. Как правило, 2 — 3 логических обоснования.
Но часто оно не убеждает потому, что человек не понимает точку зрения другого лица. Поэтому нужно давать минимум десять (а лучше двадцать) предложений.
Чем глубже обоснование, тем больше вероятности убедить собеседника. Но на самом деле еще нужен третий элемент аргументации в риторике.
X (eXample) — пример. Всегда хорошо иметь конкретный пример того, о чем вы говорите. Это может быть фиктивный (придуманный) пример. Но желательно, чтобы был из реальной жизни.
Вы приводите пример какой-то конкурирующей фирмы, которая открыла филиал в другой стране. Или же вы говорите о коллеге, который получил на 10% больше зарплаты, чем вы.
Стоит сказать, что пример очень прост в аргументации. Его намного проще понять. Еще он действует, как доказательство. Если есть пример из жизни, то ваше абстрактное обоснование не просто какая-то теория. Для этого есть доказательство в реальной жизни.
I (impact) — значимость. Стоит объяснить почему то, что мы говорим не только правильно, но еще и значимо для собеседника.
Можно представить, что мы говорим о формуле, которая в жизни не играет никакой роли. Но если сможем показать, что это правило имеет большой вес, тогда человек изменит свое мышление и действие.
То есть мало просто объяснить и дать пример почему правильно утверждение. В конце речи нужно сказать почему это важно в повседневной жизни.
Помните, что правда лежит в глубине!
Поэтому аргумент нужно представлять так, как будто мы роем глубокую яму. И чем больше даем информации на обосновании, примере и значимости, тем больше вероятности в убеждении.
Какие аргументы особенно эффективны
Есть сотни возможностей аргументации и объяснения. Но все же, самый эффективный тип, это аргумент к выгоде. Если покажем какое-то преимущество, то человек с охотой согласится.
У людей есть разные потребности и нужды. Для некоторых самое главное, это деньги. Можно показать, что он больше заработает или меньше потеряет. В таком случае, этот аргумент будет иметь главную силу.
Есть люди, которым важна репутация. Можно объяснить в обосновании, что если сделать то-то, то у него поднимется репутация. Тогда такой человек нам быстрее поверит.
Есть люди, которые верят в свободу. В таком случае, нужно доказать, что если сделать это, то у него будет больше свободы. Тогда этот человек нам поверит.
В общем, зацикливайтесь не только на то, чтобы был глубокий аргумент (утверждение + обоснование + пример + значимость). Но обращайте внимание на то, какая потребность (интерес) у целевой аудитории.
Ведь аргументов очень много. Однако лишь некоторые из них действительно, смогут убедить публику.
А важное для оратора — распознать, какая есть главная выгода для аудитории. Потому что если он правильно найдет выгоду, то у публики появится естественный интерес поверить аргументу.
Как научиться красиво говорить
Сейчас вы узнаете, как научиться говорить красиво и грамотно. Эти методики и законы риторики помогут вам преодолеть барьеры в речи. Особенно это важно в ораторском искусстве для начинающих. Правила вроде бы и банальные, но мало кто их соблюдает.
Говори свободно
Прочитанная речь гарантирует, что вас не будут слушать. Поэтому говорите свободно и не считывайте с листа.
Проблема в том, что люди не уверены и не знают, как держать себя перед публикой. В таком случае они берут скрипт и пишут всю речь слово в слово. Затем все считывают.
Но такой считанной речью никого нельзя убедить!
Поэтому для профессионалов я рекомендую вообще, не брать никакой скрипт с собой. Просто говорите свободно. Не важно, если вы забудете пару пунктов из своей речи. Публика все равно никогда не запомнит 100% того, что вы сказали.
Если у вас 10 пунктов, вы свободно выступите, не будите считывать с листа и забудете три пункта, то это не страшно. Публика все равно вспомнит максимум три пункта из того, что вы сказали.
А тем, кто неуверенно чувствует себя перед публикой и не может все запомнить, советую сделать шпаргалку.
Возьмите маленький лист бумаги и выпишите туда основные слова или концепты. Этот лист положите перед собой на стол или спрячьте в кармане. Если не хватит содержания, то достаньте лист и быстро просмотрите его.
Но самое главное, это не пользоваться скриптом. Потому что именно с его помощью вы усыпите аудиторию. Запомните этот один из важных уроков ораторского искусства.
Говори, как можно короче
В риторике говорите, как можно короче. Ведь чем дольше говорит спикер, тем менее интересной кажется его речь.
Это правило можно проверить на самом себе. Если вы себя спросите, насколько вам интересно слушать человека 90 минут. Вы скажите, что это долго. И даже 45 минут покажется относительно долгим.
Довольно хороший и популярный формат в выступлениях по 18 — 20 минут. Людей это устраивает. С одной стороны, это относительно долго чтобы развить какую-то идею. Но с другой стороны, это не надоедливый школьный урок в 45 минут.
Поэтому старайтесь делать свое выступление не более 20 минут.
Ораторское мастерство с эмоциями
Ораторское мастерство обязательно должно быть с эмоциями. Многие перед публикой хотят полностью казаться серьезными и значимыми. Они забывают, что говорить с эмоциями, это очень важно. Ведь эмоции сподвигают людей дальше слушать и запоминать, что говорил спикер.
Поэтому, когда держите презентацию перед публикой, не превращайтесь в роботов. Не говорите монотонно и просто смотря на свой скрипт. Не говорите полностью без эмоций.
Вместо этого нужно показывать свое отношение к теме.
Если радуемся, то нужно говорить с улыбкой. Или если грустим, то нужно говорить с грустным лицом. А если злы и недовольны, то покажите, что вы злитесь и вам что-то не нравится.
Так публика запомнит вас!
Структура выступления оратора
Почему должна соблюдаться структура выступления оратора? Во-первых, это очень хорошо помогает целевой аудитории понять то, что мы скажем. Если есть разделы в речи, то люди будут знать, о чем вы сейчас говорите и будете говорить.
Если структуры нет, то аудитория теряется в вашей речи. Она вообще, не знает, где вы сейчас, за что или против чего аргументируете.
Но структура важна и для вас самих. Если в голове есть ясная структура риторики, то вам не понадобиться скрипт. Ведь вы точно знаете, в каком порядке будете говорить и приводить аргументы.
Классическая структура:
- Вступление — говорите про свою тему и тезис
- Главная часть — тут аргументируем за или против
- Заключение — подводим итоги своей речи
Но не всегда обязательно структурировать речь в классическом фасоне. Можно иногда приступать с самого главного (основная часть).
К примеру, структурировать речь исторически (в виде хронологии). То есть, что было раньше, что есть сейчас и что будет потом.
Или к примеру, есть структура pro-contra. В ней вы сначала приводите аргументы «за», потом «против». В конце взвешиваете их и говорите, что для вас оказалось самым главным.
Однако, чтобы вы не выбрали для своей речи, важно иметь ее структуру. Подготовьте ее дома и потом придерживайтесь плана. Это тоже важное правило оратора.
Риторические фигуры
Каждый блестящий оратор будет не просто работать над своими аргументами и содержанием речи. Он также будет разрабатывать стиль. Последний — это риторические фигуры. То есть то, как мы формулируем свои идеи. Какие мы приводим сравнения, метафоры, параллели и так далее.
В какое-то время риторика в античном мире ориентировалась почти исключительно на риторических фигурах. Здесь я покажу три главные из них.
Первым будет повторение. Если есть главный аргумент, который мы повторяем на первой, двенадцатой и восемнадцатой минуте, то повышается вероятность, что аудитория запомнит именно то, что нужно.
Повтор, это очень простая особенность риторики. Все что нужно сделать, это просто повторить свою главную мысль. И как хороший оратор, вы зададите себе такой вопрос.
Где я захочу повторять и в каком конкретном месте презентации это стоит сделать?
Пауза — это вторая риторическая фигура. Часто, когда нервничаем перед публикой, мы думаем о том, как побыстрее закончить. И склоняемся к тому, чтобы быстро разговаривать и вообще, не делать пауз.
Проблема в том, что сложно слушать спикера, который говорит без пауз. Ведь он тараторит и проезжает свою речь, как трактор.
Однако пауза дает возможность публике подумать о том, что вы ей сказали. Хороший спикер всегда подумает, в каком ключевом месте ему сделать паузу. Она должна длиться около 2 — 3 секунд.
Кстати, с паузой вы, как спикер кажитесь наиболее самоуверенно. Ведь вы не боитесь сделать паузу в ожидании, что кто-то спросит у вас что-то.
Метафора — это третья риторическая фигура, которая визуализирует идею. К примеру, если сказать, что он боролся как лев, звучит более впечатляюще. Это лучше, чем просто сказать, что он очень сильно боролся.
Поэтому нужно найти метафору (картину) для своей главной мысли. Это отличная идея для любого оратора.
Подумайте, в каком месте нужно визуализировать главную идею. Что и какую картину нужно нарисовать публике, чтобы она запечатлелась в их памяти.
Голос оратора
Именно голос оратора определяет настроение. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует.
Допустим, есть информация, которая транспортируется неподходящим голосом. В таком случае, мы больше доверяем настроению голоса, чем содержанию сказанного.
К примеру, разговариваем с родителями по телефону и говорим, что у нас все хорошо. Однако при этом интонация идет вниз. В таком случае родители переспрашивают у нас, все ли нормально. Они не верят нам и спрашивают, что не так. Почему такое безразличное и плохое настроение.
Поэтому именно по интонации мы оцениваем, как можно доверять тому, что было сказано.
Ударение
Когда слушаем людей, можно отлично чувствовать, с какими эмоциями говорит спикер. Какое у него настроение и что он от нас хочет.
К примеру, если с кем-то говорите по телефону, то быстро почувствуете настроение и намерение человека. То есть мы очень хорошо можем анализировать голоса других людей. Но мы плохо контролируем свой голос.
Давайте начнем с ударения.
В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения.
Если говорим монотонно без ударения (как робот), то через 15 минут слушателю становится просто неинтересно. А если делаем ударение на не том слове, то говорим то что вообще, не хотели сказать.
К примеру, давайте возьмем простое предложение.
Я это сейчас не хочу.
Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я».
Я это сейчас не хочу
Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу.
Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу.
И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать.
Что теперь это все значит? У меня не правильное ударение? Теперь я должен при каждом слове думать? Или при каждом предложении себя спрашивать на какое слово лучше поставить ударение?
Нет!
Пристально обращать внимание на каждое предложение не нужно. Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение.
Что самое важное в моей речи и что я хочу, чтобы аудитория меня смогла запомнить? И именно в этом предложении я себя бы спросил, на какое слово поставлю ударение.
Мелодичность
Стоит упомянуть и про мелодичность голоса. Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины.
Все идет в одном или двух тонах. Практически нет подвижности в голосе. Как правило, через 15 минут весь зал засыпает.
Женщины часто говорят слишком эмоционально. Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать.
Поэтому нужно найти баланс между монотонным (3 — 4 ноты) и слишком мелодичным движением голоса.
А если есть проблема с уверенностью в себе, следите за направлением интонации. Если делаете утверждение, то в конце предложения идите интонацией вниз. Это звучит более уверенно. А если хотите поставить вопрос, то в конце можно идти интонацией вверх.
Как избавиться от «ээм»
Также стоит упомянуть о специфическом звуке речи. К примеру, «аам» или «ээм». Люди, когда не знают, что сказать дальше, вставляют вот это «аам» или «ээм».
Это сильно мешает и нервирует. Есть люди, которые в течении минуты могут 30 — 40 раз издавать такие раздражающие звуки. Если мы риторически захотим украсить речь, то нужно полностью избавиться от таких звуков.
Что можно сделать?
Можно заключить спор со своим другом или коллегой. Нужно, чтобы ваш партнер считал, сколько раз вы скажете слово «эм».
Например, нельзя в течении 15 минут сказать больше 20 раз слово «эм». Если спорите первый раз, то ставьте цифру повыше. Потом в дальнейшем сокращайте число. Например, не 20, а 5 раз.
Еще в качестве упражнения запишите свой голос на диктофон. Возьмите какую-нибудь статью и прочитайте ее 2 — 3 минуты. Просто читаете статью и обращаете внимание на то, о чем выше говорили. Проделайте так несколько раз, чтобы отточить навык красиво говорить.
Практикуем искусство речи
Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух.
К сожалению, многие так не делают. Они считают, что достаточно просто подготовить слайды.
Но важно проговорить хотя бы один раз свою речь в слух. Потому что именно тогда мы поймем насколько длинная презентация. Иногда нам кажется, что мы говорим 5 минут. Но на самом деле может быть намного больше или меньше.
А проговаривая речь в слух, мы можем хорошо оценить и просчитать время. Также понимаем, в каких переходах нам не хватает слов, аргументов или конкретных примеров. Именно тогда у нас появляется чувство презентации. С каким настроением говорим и заканчиваем.
Если хотите стать искусным оратором, то тренируйте речь не только в теории и на слайдах. Но проговаривайте ее минимум один раз. Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом. Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению.
Одежда оратора
Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд. Вначале видно то, в чем вы одеты.
Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво! Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории. Но это также психологически полезно для нас самих.
К примеру, есть интересный эксперимент. В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию.
На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа.
В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора. Это тоже один из хитрых приемов риторики.
Язык мимики и жестов
Обращайте внимание на язык мимики и жестов оратора. Это тоже лежит в основе риторики. Расскажу об одном эксперименте.
А именно, как профессоров в одном университете снимали на камеру. Затем показывали студентам эту картину, но уже без звука.
Самое интересное, что эти студенты хорошо смогли определить насколько симпатичен тот или иной профессор. Хотя вообще, они не знали, о чем человек говорит, так как не было звука. Кроме того, студенты определили, насколько компетентным они считали профессора.
Поэтому язык мимики и жестов важен для того, как вас определяет и оценивает целевая аудитория.
Зрительный контакт с публикой
Современная риторика очень похожа на кухню. Если мы не самые лучшие повара, то все равно сможем оценить, насколько вкусно приготовлено блюдо. И также можем говорить об ораторе.
Даже если мы сами не лучшие ораторы, то можем хорошо определить насколько хорош спикер. Насколько он себя уверенно чувствует перед публикой.
Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными.
К сожалению, не многие смотрят на свою публику!
Вместо этого они обращают внимание на пол, стол или всматриваются в потолок. И делают это особенно тогда, когда люди думают о следующей мысли.
Именно в этот момент оратор, как спикер не кажется компетентным. Ведь если человек не знает, что хочет сказать, тогда он смотрит совсем в другую сторону. А если он знает, тогда смотрит именно в публику.
Вот вам еще один урок риторики. Когда будете записывать себя, обратите внимание, насколько константно вы смотрели в камеру. А также насколько часто смотрели по сторонам. Если заметили, что плохо, то повторите упражнение 2 — 3 раза.
Если перед нами сидит публика, то часто плохие ораторы смотрят именно в одну сторону. А если и смотрят в публику, то на пару человек, которые им симпатичны. Но они не смотрят на всех участников семинара.
Это грубая ошибка!
Ведь хорошим визуальным контактом мы можем интегрировать публику в свою презентацию. И сделать это как будто мы говорим в диалоге с человеком, а не группой.
Поэтому важно не просто смотреть вверх, вниз или прямо в одну сторону. Нужно смотреть на абсолютно всех людей в помещении. Это еще одна хитрость в искусстве оратора.
Где и как стоять во время презентации
Многие не знают, где стоять во время презентации. Слева, справа или по центру. Ответ прост. Стоять нужно в центре того места, которое предрасположено для спикера. То есть не сбоку, не далеко или близко от публики.
Если человек не центрально стоит на ожидаемом для спикера месте, то он воспринимается как неуверенный в себе.
А как именно нужно стоять?
Понятно, что осанка должна быть прямой. Не нужно горбиться, стоять криво и опираться на одну сторону. Есть те, кто спереди опираются на стол. Этого тоже не нужно делать. Также не нужно шатать ногами и руками.
Стойте фронтально к публике.
Не бойтесь немного сдвигаться вправо, влево, вперед и назад. Не нужно все время стоять на одном месте, как вкопанный.
В больших помещениях лучше немного подвигаться в стороны. Это полезно для глаз аудитории. Нужно иногда прогуливаться по своей сцене.
Однако не нужно все время передвигаться, как маятник.
Сделайте к примеру, два шага влево и там остановитесь. Оттуда поговорите 30 — 50 секунд и снова поменяйте позицию в помещении. При этом оставайтесь вблизи публики и не уходите сильно вдаль.
В общем, такие легкие движения в сторону тоже хороши. Но стоять центрально еще лучше.
Жесты оратора
Очень часто люди вообще, не жестикулируют. Некоторые держат руки за спиной. В таком случае нет связи со спикером и доверия к нему. Кажется, что он что-то прячет.
Поэтому держите руки всегда на виду. Причем держать нужно в активной зоне. Все, что ниже пояса в риторике является пассивной зоной. А еще если спикер нервничает, то он начинает шатать свои руки из стороны в сторону. Выглядит это не профессионально.
Поэтому руки должны быть в активной зоне. Это примерно перед своим животом. Для политиков есть еще агрессивная зона. Это, где жесты на уровне головы или еще выше. Но этого вам не нужно делать!
Еще жесты должны быть конкретными и визуализировать то, что говорите словами.
Особенно это полезно при сравнении разных опций. Можно хорошо визуализировать каждую характеристику своими руками.
Если взвешиваете их, то руками можно показать весы и уровень ладоней для каждой опции. Как будто вы взвешиваете на весу.
Если говорите, что нужно быть точным, то рукой поставьте точку в воздухе. При этом скажите, что в этом пункте нужно быть очень точным. Вот этот жест точки в воздухе поможет вам визуализировать свою идею.
Или если говорите, что где-то проходит лимит, то нарисуйте рукой линию в виде границы. Покажите слушателям ту стену, через которую нельзя переступать.
Нужно ли каждую идею визуализировать жестами?
Нет, не нужно. Визуализируйте только самые главные идеи. К примеру, если хотите дистанцироваться от какой-то компании, то сделайте отталкивающий жест. Как будто отталкиваете кого-то руками от себя.
Как спонтанно придумывать жесты если акцент идет на другом?
Скажу, что в своей ораторской речи хорошо иметь хотя бы один конкретный и продуманный жест. Для важных моментов придумайте, какую визуализацию и с каким жестом можно подчеркнуть сказанное.
Ноги
90% смотрят нам в лицо. 10% смотрят на жесты. Казалось бы, причем тут ноги. Но на самом деле люди обращают внимание на свою верхнюю часть тела.
Они стараются контролировать жесты и взгляд. Однако при этом забывают, что у них есть еще и ноги. В итоге с ногами случаются всякие казусы.
К примеру, когда женщины нервничают, они просто перекрещивают ноги. А мужчины начинают шатать коленками. Создается такое ощущение, что они хотят куда-то убежать.
Поэтому ноги должны быть прямые и не перекрещиваться. Публика сознательно может и не смотреть на ваши ноги. Однако она подсознательно будет чувствовать, что в этот момент вы не уверены.
Вот вам еще одно упражнение.
Рекомендую дома записать себя на камеру и посмотреть выступление, но уже без звука. Это нужно чтобы сконцентрироваться на языке своего тела. Так можно проверить, насколько точно вы смотрите в камеру. Насколько жесты подчеркивают, то что говорили.
Если не понравилось, то повторите упражнение несколько раз.
Как побороть боязнь сцены
Вот советы, которые помогут вам побороть боязнь сцены. Эти правила тоже очень важны при выступлении. Особенно перед большой аудиторией. Если будете соблюдать ниже приведенные рекомендации, то никаких проблем со страхом у вас не возникнет.
Почему у многих есть сценический страх?
Откуда возникает сценический страх? Первая проблема заключается в том, что люди всегда боятся нового или того, что редко делают. Если вы практикуете выступления еженедельно, то у вас не будет такого страха. Вам уже не страшно стоять перед группой людей и что-то им объяснять.
А для стандартного человека, который не выступает, это очень непривычная ситуация. В ней люди часто чувствуют себя неловко.
Поэтому нужно постоянно практиковаться и как можно чаще выступать перед публикой. Так ситуация станет для вас ординарной и знакомой.
Вторая причина, почему люди боятся выступать перед публикой, это боязнь сделать ошибку. Наша культура построена на том, чтобы вылавливать ошибки и за них давать негативные баллы.
К примеру, в школе из-за ошибок ставят более плохую оценку. Дома нас родители наказывали за плохое поведение. Поэтому мы и боимся сделать ошибку.
Отсюда в купе и возникает страх!
Рекомендую не обращать внимание на ошибки и относится к ним спокойно. Ошибка — это нормально. Из нее вы извлекаете урок. И если вдруг опять сделаете оплошность, то это только перенесет вас к следующей ступени знаний.
Эффект компетентности
Эффект компетентности — это первый совет против сценического страха. Если компетентны в теме, то будете чувствовать себя более уверенно во время презентации. Если ты владеешь темой, то слова автоматом будут следовать за тобой.
Поэтому если в своей теме вы не большой эксперт, то лучше заранее подготовится к презентации. Иначе просто не будете знать, с чего начать.
Если есть свободный час, то лучше его разделить на несколько кусков по 12 минут. К примеру, 12 минут подготавливаем в понедельник. Потом 12 минут подготавливаем во вторник и так далее.
Вот такая многократная подготовка позволит постепенно влиться в тему. Это намного лучше, чем подготовится один раз за час. Так мозг привыкает к материалу. В результате сценический страх сильно убавляется, и вы начинаете чувствовать себя увереннее.
Акклиматизация
Следующий метод, который помогает побороть страх сцены перед публикой, это эффект акклиматизации.
Когда держим презентацию в не знакомом помещении, то оно дает о себе знать. Если точно не знаем, где окна, двери и вход, то мы не акклиматизируемся к помещению. Это опять создает неуверенность.
Как подготавливаются олимпийские чемпионы?
Они заранее приезжают на то место, где будут соревноваться. К примеру, проверяют, как выглядит бассейн. Какая температура воды в нем. Бегуны обычно хотят пробежаться несколько раз и почувствовать дорожку.
Поэтому если будете выступать в каком-то новом помещении, то попросите заранее его осмотреть.
Еще будет хорошо, если за день до мероприятия вы попросите выступить в этом помещении. Это нужно чтобы узнать эффект звучания своего голоса и сколько людей вас смогут слушать.
Да и просто ознакомиться со всеми параметрами зала. Где находятся двери. Откуда обычно заходят люди. Какую дистанцию вы захотите принять к публике и так далее.
Если за день не разрешат, то хотя бы на 40 минут придите пораньше и подготовьтесь.
Контакт с публикой
Третий совет, который поможет уменьшить сценический страх, это эффект контакта с публикой. Обычно мы боимся незнакомых людей с детства. Отсюда и боязнь сцены перед чужими людьми.
Что можно сделать?
Придите за пол или час в помещение. Затем сядьте рядом с людьми, которые вас будут слушать. Некоторые слушатели приходят намного раньше чтобы занять хорошие места. Вот с ними вам нужно установить первый контакт.
Поговорите о маленьких и не тяжелых темах. Можно поговорить о погоде, откуда вы приехали и так далее.
Вот такой первый контакт имеет интересный эффект. Психологически такие люди, с которыми вы начали разговаривать, для вас становятся уже знакомыми.
Потом начинать презентацию будет намного легче. Вы знаете, что с некоторыми людьми уже знакомы. Поэтому именно к ним вы можете адресовать начало речи. На них вы можете смотреть.
Конечно же, будет большая вероятность, что они на вас будут смотреть с улыбкой. Ведь они с вами уже знакомы. Для них вы не чужой человек.
Если есть возможность, то входите в контакт не с 1 — 2 людьми, а берите больше. На одной стороне зала поговорите с двумя людьми. Потом переключитесь на другую сторону. Так вы сможете редуцировать свой сценический страх.
На этом все!
Теперь вы знаете, что изучает риторика и для чего она нужна. Для этого мы рассмотрели важные основы и секреты ораторского искусства. Также знаем, как научиться правильно и красиво говорить на своих выступлениях перед публикой. Остается только соблюдать правила и практиковать упражнения для ораторов.
Риторика и ораторское мастерство убеждать любого
Автор:
03 ноября 2020 08:45
Вы узнаете, что такое риторика и зачем она нужна в современном мире. В статье раскрою многие приемы ораторского искусства, которые помогут вам убедить любого. Заодно узнаете, как развить свою речь и научиться говорить красиво.
Источник:
Что такое риторика
Источник:
Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи.
Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать. Но не искусство, которое базируется на знаниях и на правде, а на кажущемся.
Его ученик Аристотель утверждал следующее. Каждый раз, когда пытаемся убедить кого-то или отговорить от чего-то, мы сознательно, подсознательно или несознательно пользуемся риторикой.
Задача оратора:
Учить
Развлекать
Сподвигнуть публику на что-то
Виды риторики:
Политическая — это инструмент управления в политической системе. Обладает публицистической речью с функцией убеждения общества.
Юридическая — необходима юристам для произнесения публичной судебной речи и воздействия на правосознание людей. Также нужна для построения объективно аргументированного рассуждения в суде.
Военная — нужна для военной культуры и адаптации людей к службе. С ее помощью повышается качество выполнения поставленных задач при службе. Например, мотивация солдат к военной задаче.
Педагогическая — используется для оптимизации процесса передачи опыта. Например, хорошая речь преподавателя перед учениками. Она рождает любознательность и интерес к теме.
Дипломатическая — необходима дипломату в дипломатических миссиях. Это общение государств посредством своих представителей. Тут тоже нужно следить за речью и соблюдать важные правила.
Можно посмотреть на то, как развивалась риторика в интернациональном масштабе. Или посмотреть на разные парламенты в мире. Тогда быстро находишь разницу между тем, на каком уровне (к примеру, политики) убеждают публику и электорат.
Например, в Англии и Америке, где есть долгая традиция риторики аргументации, парламент интересен. Там есть настоящие спонтанные дебаты.
А если посмотреть на немецкий бундестаг или русскую думу, то там политики просто считывают речь с листа.
Но как бы то ни было, в разных странах есть правила риторики, которые стоит соблюдать. И именно о них мы поговорим ниже.
Ораторское искусство перед публикой
Источник:
Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом. Ведь каждая публика другая и каждой аудитории нужна иная речь.
Если я говорю перед специалистами, мне стоит пользоваться более профессиональными фразами и терминами.
А если идет разговор перед неопытной аудиторией, тогда нужно более педагогически построить речь. Лучше начать с самых базовых концептов и только медленно продвигаться вперед.
Если это разговор перед молодой публикой (студенты и академики), то стоит выступать динамично и быть более смешным.
Но если выступаем перед профессорами и деканами, то нужно быть более серьезней и чуть меньше шутить.
И вот, что самое интересное в риторике! Одна и та же речь будет любимой и пользоваться огромным успехом перед одной аудиторией. Однако при этом будет полностью отвергнута другой.
Из этого следует, что хороший оратор всегда задаст себе вопрос — кто передо мной сидит? Кто моя публика и каковы особенности целевой аудитории? Что они знают и что им было бы интересно услышать?
Такой анализ — это главное оружие оратора.
Поэтому если у вас есть презентация, то всегда имейте ее различные варианты для разной публики. К примеру, для специалистов, молодой публики, новичков и для престарелых.
Как убедить свою публику аргументами?
Аргументы нужно делать весомыми, а не просто перечислять. Обычно, когда люди аргументируют, они стараются принести больше аргументов.
К примеру, говорят по экономическим причинам то-то, по политическим то-то и так далее. В итоге, они вообще, не развивают свой аргумент, а просто дают перечисление. Не идут вглубь.
А если хотим убедить людей, то очень важно идти вглубь и именно выстроить красивый аргумент.
Виды аргументов в риторике
Источник:
Вот основные виды аргументов в риторике:
К логосу — это утверждение, защищаемое оратором. Считается более корректным видом, так как основывается на подлинных обстоятельствах дела.
К этосу — апеллирует уже к участникам общения (к оратору и аудитории). Делится на два вида:
К авторитету — считается корректным только на основе авторитетного источника информации. Сюда входят цитаты и мнения великих людей, авторитет должности, организации, учреждения и так далее.
К личности — выделяет личные качества другого человека. Все основывается на личности оппонента, а не в самой сути. В основном используется при критике утверждений других людей. Делится на:
Указывается на то, что оппонент действует вопреки аргументу
Переход на личности (критика и оскорбление)
Объяснение точки зрения оппонента его личными обстоятельствами
К пафосу — утверждения, которые апеллируют к чувствам. Необходимо чтобы вызвать у аудиторий такие чувства, которые будут способствовать принятию тезисов оратора. Делится на:
Аргумент к выгоде — стимулирует осознание личных интересов аудитории в той проблеме, которая обсуждается. Это повышает интерес к выступлению оратора.
К гордости — расхваливает определенные качества собеседников. Например, с помощью комплиментов можно увеличить удовольствие аудитории и запрограммировать ее на лояльное восприятие речи.
К сожалению — сочувствие к тому, что говорит оратор. Например, ученик на экзамене ссылается на свое трудное жизненное положение ради удовлетворительной оценки.
К силе — указывает на неприятные последствия для аудитории в случае отказа. Тут речь идет о принуждении и к угрозе.
К публике — идет обращение к чувствам аудитории чтобы отвлечь от объективного рассмотрения данного вопроса. Это своего рода отвлекающий маневр. Мол, я свой человек и понимаю каково это.
Схема хорошего аргумента
Источник:
SEXI — это схема аргументации. Эти буквы репрезентируют один элемент в аргументации. Его ни в коем случае нельзя забывать.
S (statement) — утверждение. К примеру, нам стоит открыть новый филиал на Украине. Или я считаю, что вы мне должны платить больше за работу.
E (explanation) — объяснение или обоснование. То есть насколько мы сможем обосновать свое утверждение. К сожалению, у многих обоснование очень короткое. Как правило, 2 — 3 логических обоснования.
Но часто оно не убеждает потому, что человек не понимает точку зрения другого лица. Поэтому нужно давать минимум десять (а лучше двадцать) предложений.
Чем глубже обоснование, тем больше вероятности убедить собеседника. Но на самом деле еще нужен третий элемент аргументации в риторике.
X (eXample) — пример. Всегда хорошо иметь конкретный пример того, о чем вы говорите. Это может быть фиктивный (придуманный) пример. Но желательно, чтобы был из реальной жизни.
Вы приводите пример какой-то конкурирующей фирмы, которая открыла филиал в другой стране. Или же вы говорите о коллеге, который получил на 10% больше зарплаты, чем вы.
Стоит сказать, что пример очень прост в аргументации. Его намного проще понять. Еще он действует, как доказательство. Если есть пример из жизни, то ваше абстрактное обоснование не просто какая-то теория. Для этого есть доказательство в реальной жизни.
I (impact) — значимость. Стоит объяснить почему то, что мы говорим не только правильно, но еще и значимо для собеседника.
Можно представить, что мы говорим о формуле, которая в жизни не играет никакой роли. Но если сможем показать, что это правило имеет большой вес, тогда человек изменит свое мышление и действие.
То есть мало просто объяснить и дать пример почему правильно утверждение. В конце речи нужно сказать почему это важно в повседневной жизни.
Помните, что правда лежит в глубине!
Поэтому аргумент нужно представлять так, как будто мы роем глубокую яму. И чем больше даем информации на обосновании, примере и значимости, тем больше вероятности в убеждении.
Какие аргументы особенно эффективны
Источник:
Есть сотни возможностей аргументации и объяснения. Но все же, самый эффективный тип, это аргумент к выгоде. Если покажем какое-то преимущество, то человек с охотой согласится.
У людей есть разные потребности и нужды. Для некоторых самое главное, это деньги. Можно показать, что он больше заработает или меньше потеряет. В таком случае, этот аргумент будет иметь главную силу.
Есть люди, которым важна репутация. Можно объяснить в обосновании, что если сделать то-то, то у него поднимется репутация. Тогда такой человек нам быстрее поверит.
Есть люди, которые верят в свободу. В таком случае, нужно доказать, что если сделать это, то у него будет больше свободы. Тогда этот человек нам поверит.
В общем, зацикливайтесь не только на то, чтобы был глубокий аргумент (утверждение + обоснование + пример + значимость). Но обращайте внимание на то, какая потребность (интерес) у целевой аудитории.
Ведь аргументов очень много. Однако лишь некоторые из них действительно, смогут убедить публику.
Как научиться красиво говорить
Сейчас вы узнаете, как научиться говорить красиво и грамотно. Эти методики и законы риторики помогут вам преодолеть барьеры в речи. Особенно это важно в ораторском искусстве для начинающих. Правила вроде бы и банальные, но мало кто их соблюдает.
Говори свободно
Источник:
Прочитанная речь гарантирует, что вас не будут слушать. Поэтому говорите свободно и не считывайте с листа.
Проблема в том, что люди не уверены и не знают, как держать себя перед публикой. В таком случае они берут скрипт и пишут всю речь слово в слово. Затем все считывают.
Но такой считанной речью никого нельзя убедить!
Поэтому для профессионалов я рекомендую вообще, не брать никакой скрипт с собой. Просто говорите свободно. Не важно, если вы забудете пару пунктов из своей речи. Публика все равно никогда не запомнит 100% того, что вы сказали.
Если у вас 10 пунктов, вы свободно выступите, не будите считывать с листа и забудете три пункта, то это не страшно. Публика все равно вспомнит максимум три пункта из того, что вы сказали.
А тем, кто неуверенно чувствует себя перед публикой и не может все запомнить, советую сделать шпаргалку.
Возьмите маленький лист бумаги и выпишите туда основные слова или концепты. Этот лист положите перед собой на стол или спрячьте в кармане. Если не хватит содержания, то достаньте лист и быстро просмотрите его.
Но самое главное, это не пользоваться скриптом. Потому что именно с его помощью вы усыпите аудиторию. Запомните этот один из важных уроков ораторского искусства.
Говори, как можно короче
В риторике говорите, как можно короче. Ведь чем дольше говорит спикер, тем менее интересной кажется его речь.
Это правило можно проверить на самом себе. Если вы себя спросите, насколько вам интересно слушать человека 90 минут. Вы скажите, что это долго. И даже 45 минут покажется относительно долгим.
Довольно хороший и популярный формат в выступлениях по 18 — 20 минут. Людей это устраивает. С одной стороны, это относительно долго чтобы развить какую-то идею. Но с другой стороны, это не надоедливый школьный урок в 45 минут.
Поэтому старайтесь делать свое выступление не более 20 минут.
Источник:
Ораторское мастерство с эмоциями
Ораторское мастерство обязательно должно быть с эмоциями. Многие перед публикой хотят полностью казаться серьезными и значимыми. Они забывают, что говорить с эмоциями, это очень важно. Ведь эмоции сподвигают людей дальше слушать и запоминать, что говорил спикер.
Поэтому, когда держите презентацию перед публикой, не превращайтесь в роботов. Не говорите монотонно и просто смотря на свой скрипт. Не говорите полностью без эмоций.
Вместо этого нужно показывать свое отношение к теме.
Если радуемся, то нужно говорить с улыбкой. Или если грустим, то нужно говорить с грустным лицом. А если злы и недовольны, то покажите, что вы злитесь и вам что-то не нравится.
Так публика запомнит вас!
Структура выступления оратора
Почему должна соблюдаться структура выступления оратора? Во-первых, это очень хорошо помогает целевой аудитории понять то, что мы скажем. Если есть разделы в речи, то люди будут знать, о чем вы сейчас говорите и будете говорить.
Если структуры нет, то аудитория теряется в вашей речи. Она вообще, не знает, где вы сейчас, за что или против чего аргументируете.
Но структура важна и для вас самих. Если в голове есть ясная структура риторики, то вам не понадобиться скрипт. Ведь вы точно знаете, в каком порядке будете говорить и приводить аргументы.
Классическая структура:
Вступление — говорите про свою тему и тезис
Главная часть — тут аргументируем за или против
Заключение — подводим итоги своей речи
Но не всегда обязательно структурировать речь в классическом фасоне. Можно иногда приступать с самого главного (основная часть).
К примеру, структурировать речь исторически (в виде хронологии). То есть, что было раньше, что есть сейчас и что будет потом.
Или к примеру, есть структура pro-contra. В ней вы сначала приводите аргументы «за», потом «против». В конце взвешиваете их и говорите, что для вас оказалось самым главным.
Однако, чтобы вы не выбрали для своей речи, важно иметь ее структуру. Подготовьте ее дома и потом придерживайтесь плана. Это тоже важное правило оратора.
Источник:
Голос оратора
Именно голос оратора определяет настроение. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует.
Допустим, есть информация, которая транспортируется неподходящим голосом. В таком случае, мы больше доверяем настроению голоса, чем содержанию сказанного.
К примеру, разговариваем с родителями по телефону и говорим, что у нас все хорошо. Однако при этом интонация идет вниз. В таком случае родители переспрашивают у нас, все ли нормально. Они не верят нам и спрашивают, что не так. Почему такое безразличное и плохое настроение.
Поэтому именно по интонации мы оцениваем, как можно доверять тому, что было сказано.
Источник:
Ударение
Когда слушаем людей, можно отлично чувствовать, с какими эмоциями говорит спикер. Какое у него настроение и что он от нас хочет.
К примеру, если с кем-то говорите по телефону, то быстро почувствуете настроение и намерение человека. То есть мы очень хорошо можем анализировать голоса других людей. Но мы плохо контролируем свой голос.
Давайте начнем с ударения.
В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения.
Если говорим монотонно без ударения (как робот), то через 15 минут слушателю становится просто неинтересно. А если делаем ударение на не том слове, то говорим то что вообще, не хотели сказать.
К примеру, давайте возьмем простое предложение.
Я это сейчас не хочу.
Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я».
Я это сейчас не хочу
Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу.
Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу.
И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать.
Что теперь это все значит? У меня не правильное ударение? Теперь я должен при каждом слове думать? Или при каждом предложении себя спрашивать на какое слово лучше поставить ударение?
Нет!
Пристально обращать внимание на каждое предложение не нужно. Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение.
Что самое важное в моей речи и что я хочу, чтобы аудитория меня смогла запомнить? И именно в этом предложении я себя бы спросил, на какое слово поставлю ударение.
Как избавиться от «ээм»
Также стоит упомянуть о специфическом звуке речи. К примеру, «аам» или «ээм». Люди, когда не знают, что сказать дальше, вставляют вот это «аам» или «ээм».
Это сильно мешает и нервирует. Есть люди, которые в течении минуты могут 30 — 40 раз издавать такие раздражающие звуки. Если мы риторически захотим украсить речь, то нужно полностью избавиться от таких звуков.
Что можно сделать?
Можно заключить спор со своим другом или коллегой. Нужно, чтобы ваш партнер считал, сколько раз вы скажете слово «эм».
Например, нельзя в течении 15 минут сказать больше 20 раз слово «эм». Если спорите первый раз, то ставьте цифру повыше. Потом в дальнейшем сокращайте число. Например, не 20, а 5 раз.
Еще в качестве упражнения запишите свой голос на диктофон. Возьмите какую-нибудь статью и прочитайте ее 2 — 3 минуты. Просто читаете статью и обращаете внимание на то, о чем выше говорили. Проделайте так несколько раз, чтобы отточить навык красиво говорить.
Источник:
Одежда оратора
Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд. Вначале видно то, в чем вы одеты.
Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво! Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории. Но это также психологически полезно для нас самих.
К примеру, есть интересный эксперимент. В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию.
На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа.
В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора. Это тоже один из хитрых приемов риторики.
Источник:
Язык мимики и жестов
Обращайте внимание на язык мимики и жестов оратора. Это тоже лежит в основе риторики. Расскажу об одном эксперименте.
А именно, как профессоров в одном университете снимали на камеру. Затем показывали студентам эту картину, но уже без звука.
Самое интересное, что эти студенты хорошо смогли определить насколько симпатичен тот или иной профессор. Хотя вообще, они не знали, о чем человек говорит, так как не было звука. Кроме того, студенты определили, насколько компетентным они считали профессора.
Поэтому язык мимики и жестов важен для того, как вас определяет и оценивает целевая аудитория.
Зрительный контакт с публикой
Современная риторика очень похожа на кухню. Если мы не самые лучшие повара, то все равно сможем оценить, насколько вкусно приготовлено блюдо. И также можем говорить об ораторе.
Даже если мы сами не лучшие ораторы, то можем хорошо определить насколько хорош спикер. Насколько он себя уверенно чувствует перед публикой.
Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными.
К сожалению, не многие смотрят на свою публику!
Вместо этого они обращают внимание на пол, стол или всматриваются в потолок. И делают это особенно тогда, когда люди думают о следующей мысли.
Именно в этот момент оратор, как спикер не кажется компетентным. Ведь если человек не знает, что хочет сказать, тогда он смотрит совсем в другую сторону. А если он знает, тогда смотрит именно в публику.
Вот вам еще один урок риторики. Когда будете записывать себя, обратите внимание, насколько константно вы смотрели в камеру. А также насколько часто смотрели по сторонам. Если заметили, что плохо, то повторите упражнение 2 — 3 раза.
Если перед нами сидит публика, то часто плохие ораторы смотрят именно в одну сторону. А если и смотрят в публику, то на пару человек, которые им симпатичны. Но они не смотрят на всех участников семинара.
Это грубая ошибка!
Ведь хорошим визуальным контактом мы можем интегрировать публику в свою презентацию. И сделать это как будто мы говорим в диалоге с человеком, а не группой.
Поэтому важно не просто смотреть вверх, вниз или прямо в одну сторону. Нужно смотреть на абсолютно всех людей в помещении. Это еще одна хитрость в искусстве оратора.
Как побороть боязнь сцены
Вот советы, которые помогут вам побороть боязнь сцены. Эти правила тоже очень важны при выступлении. Особенно перед большой аудиторией. Если будете соблюдать ниже приведенные рекомендации, то никаких проблем со страхом у вас не возникнет.
Источник:
Ссылки по теме:
Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях…
СОВЕТ 1. Дикция. Старайтесь проговаривать каждое слово в предложении медленно и с расстановкой. Говорите как можно дольше при этом постарайтесь все это сделать на одном дыхании.
СОВЕТ 2. По возможности старайтесь читать громко вслух. Это поможет вам лучше усвоить новый материал, так как соединяет в процессе запоминания два ваших органа восприятия – зрение и слух.
СОВЕТ 3. Научитесь легко пересказывать. Прочтите отрывок любого текста, не более пяти предложений и перескажите его при этом, стараясь сделать это дословно, а затем сделайте это собственными словами, самостоятельно выстраивая свою речь.
СОВЕТ 4. Речевое мышление. К свободе любого выступления приводит ни чтение статей и ни заучивание их наизусть, а лишь регулярное упражнение по овладению навыками риторики речи на основе конспекта состоящего из ключевых слов и вашего речевого мышления. Оратор не придерживается имеющихся заготовленных фраз, а наоборот, он одну и ту же мысль произносит снова и снова, но каждый раз делая это по-новому.
СОВЕТ 5. Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях. Анекдоты, короткие истории, путевые заметки которые вы рассказываете должны увлечь ваших слушателей.
СОВЕТ 6. Подготовьте деловое сообщение. Короткий отрезок из газетной статьи, в виде ключевых слов пересказав его собственными словами с помощью конспекта этих самых ключевых слов, лучше всего пересказать многократно с различным словесным оформлением.
СОВЕТ 7. Подготовьте речь, выражающую вашу точку зрения. Это может быть любой длительностью не более пяти минут на строго определенную тему: профессиональная цель, хобби и т.д. Употребите в рассказе как можно больше ключевых слов, но при этом постарайтесь заменить их синонимами.
СОВЕТ 8. Регулярно тренируйте вашу память. Каждый, желающий стать оратором, должен тренировать свою память. Возьмите за правило ежедневно что-то запоминать: выучите стихотворение или отрывок из книги, а еще лучше возьмитесь за изучение иностранного языка.
СОВЕТ 9. Подчините себе свою память. Исследования показывают, что укрепление памяти достигается, прежде всего, комплексным воздействием трех основных факторов:
- концентраций внимания (повышением способности к восприятию);
- созданием ассоциаций (так называемых «мостиков памяти»);
- повторением (матерью ученья).
СОВЕТ 10. Определите для себя, как вы лучше запоминаете информацию. Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон, человек, возможно, с лучшей в свое время памятью на имена: он три раза записывал новое имя, затем выбрасывал записку и помнил это имя. Человеку, обладающему акустической памятью, нужно заучивать вслух, ему необходимо слышать, что он учит. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие, является, обдуманное расположение ключевых слов.
СОВЕТ 11. При подготовке речи делайте небольшие паузы (созидательные перерывы). Лучше осваивать новый материал в течение двух дней по часу, чем в течение двух часов за один день. Это происходит потому, что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закреплять новую информацию в вашей памяти.
СОВЕТ 12. Подготавливайте речь в следующем порядке:
– сбор материала;
– отбор материала и его организация;
– обдумывание материала;
– первая редакция ключевых слов;
– стилистическое оформление главной части;
– формулирование вступления и заключения;
– общий контроль;
– окончательная редакция ключевых слов;
– репетиция речи и выступления целиком.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Речь – мощнейший инструмент воздействия на сознание. Посредством речи можно погрузить человека в размышления и побудить к действиям, вызвать слезы и поднять настроение, испугать и заставить верить в определенные вещи. Но чтобы научиться воздействовать именно так, необходимо понять, как говорить красиво, как стать красноречивым, глубже вникнуть в ораторское мастерство, пройти уроки риторики, пусть даже в онлайн-формате. Наша специальная подборка поможет вам овладеть искусством красноречия и освоить базовые навыки оратора. Если ваша работа, творчество или хобби связаны со словом, эти материалы именно то, что вам нужно.
1
Орфоэпия – почему важно говорить правильно и как возникают эти правила
Мы живем в странное время. С одной стороны, нам говорят, что в различных сферах ценится прежде всего профессионализм, а не то, как ты одет, как говоришь и как подаешь себя. С другой стороны, повсеместно приходится сталкиваться с обратным: о человеке судят не по тому, чем он является, а по тому, каким он кажется. Поэтому при приеме на работу красиво говорящий кандидат с сомнительными профессиональными данными имеет больше шансов, чем настоящий мастер своего дела, который не умеет разговаривать. Так что любому человеку, независимо от его рода деятельности, весьма полезно научиться правильно говорить. Даже если его профессия не связана с публичными выступлениями. Читать подробнее…
2
Как развить красноречие: несколько советов
О красноречии мечтают многие. Оно помогает и на работе, и в общении с противоположным полом, и в ситуациях, когда необходимо договориться о чем-либо, и много где еще. Но даже если вы решили сделать свою речь красивой, не всегда удается этого добиться. Тут требуется серьезный подход – обогащение словарного запаса, избавление от речевых ошибок, работа над произношением и много чего еще. В нашей небольшой статье собраны простые советы, которые помогут вам достичь цели и развить в себе красноречие. При желании вы сможете начать работать над своей речью уже после ее прочтения. Читать подробнее…
3
Советы Норы Галь тем, кто работает со словом
Любая форма деятельности, которая требует умения подобрать уместные слова, для большинства из нас является сложным испытанием. Пишем ли мы роман, сочиняем ли текст для рэп-баттла или продумываем публичную речь, мы сталкиваемся с муками выбора: на каком слове или обороте остановить выбор? Как выстроить текст таким образом, чтобы не говорить подобно роботу? Ответ прост: нужно неустанно следить за своей речью, удалять из нее лишнее, находиться в постоянном поиске подходящих слов и читать русскую классику. Однако человек ленив, а в современном мире у него к тому же мало времени на это. Поэтому нужна книга, прочтя которую, вы загоритесь желанием познавать русский язык до конца своей жизни, не считая это пустой тратой времени. Такую книгу написала Нора Галь. Читать подробнее…
4
Пять канонов риторики
Один из самых великих ораторов всех времен Уинстон Черчилль еженедельно выступал по радио с обращением, направленным на повышение уверенности своего народа во время войны. Он рассеивал их страхи и убеждал людей в том, что они борются за правое дело. Со временем его красноречие стало легендарным. Черчилль глубоко понимал искусство риторики и умел убеждать так, будто он общается с одним человеком – его слова имели влияние на всех людей, вне зависимости от ценностей, образования или положения в обществе. Немалую роль в красноречии Черчилля играли особые риторические каноны, с которыми предлагаем вам познакомиться. Читать подробнее…
5
Ораторское искусство: упражнения
Многие из нас хотели бы обладать ораторским талантом: умение красиво и убедительно разговаривать и представлять свои идеи может значительно улучшить жизнь каждого. Но какие шаги нужно сделать на пути к выдающимся ораторским способностям? Здесь на помощь приходят специальные упражнения. Конечно, можно такие вещи игнорировать, думая, что все получится само собой, но практика показывает, что даже в риторике системный и грамотный подход многократно повышает результаты и позволяет достигать успехов в разы быстрее, чем если учиться бессистемно. Читать подробнее…
6
Как избавиться от слов-паразитов: 5 приемов
Эта статья повествует о том, как можно быстро, эффективно и навсегда избавиться от слов-паразитов, сделав при этом собственную разговорную речь более чистой и понятной. При желании можно легко отучиться от таких популярных слов-паразитов как «гм», «э», «короче» и других. С собеседниками, речь которых пестрит подобными словами, очень трудно общаться, поэтому многие люди усиленно работают над собой. Если устранить все ненужные слова из устной речи, любой доклад станет более ясным, а обычный светский разговор станет более приятным. В данной заметке приведены пять основных приемов для усовершенствования речи, ежедневное осуществление которых поможет вам навсегда избавиться от слов-паразитов. А начнем мы с главного вопроса «Отчего мы вводим в свой разговор слова-паразиты?» Читать подробнее…
7
Как научиться понимать вкус слова
Бывают случаи, когда именно слова являются тем инструментом, который позволит добиться своей цели: найти взаимопонимание, убедить кого-нибудь, вызвать эмоции. Люди по-разному понимают слова. Несмотря на это, для начала нужно провести большую работу над собой, понять вкус слова, а уже потом научиться влиять на других людей. Поэтому мы, прежде всего, сосредоточимся на первом шаге. Бывало ли у вас такое, что вы неожиданно понимаете суть и вкус слова, которым пользуетесь каждый день? Это называется озарением и случается с каждым. Чтобы поставить этот процесс на поток, чтобы развить в себе навык замечать то, что скрывается под айсбергом, нужно придерживаться нескольких правил. Читайте о них в статье. Читать подробнее…
8
Речевые ошибки: виды, причины, примеры
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путем коммуникации. Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь в данном отношении не является исключением. Более того, понятие культуры речи как представление о «речевом идеале» неразрывно связано с понятием речевой ошибки. В статье мы рассмотрим их виды, примеры и причины. Читать подробнее…
9
Развитие культуры речи
«Скажи мне слово, и я скажу, кто ты». Речь – наша визитная карточка. Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности. Убогая, неуклюжая и малокультурная речь не способна оказывать влияние на окружающих. Более того, вызывает отторжение к говорящему. Если вы желаете владеть вниманием собеседника, производить на него благоприятное впечатление и быть убедительным в своих высказываниях, развивайте культуру речи, работайте над содержательностью, словарным запасом, лексическими нормами. В статье мы расскажем, как это делается. Читать подробнее…
10
Онлайн-программа «Современная риторика»
За 8 недель на этой программе вы освоите и научитесь применять традиционные и современные приемы риторики для выступлений, презентаций, видеоблогинга, стендапов и многого другого. Вы научитесь говорить четко, внятно, управлять своим голосом, правильно вести себя на сцене и работать с аудиторией, справляться со страхом выступлений, готовить хорошие выступления – от плана и поиска материала до непосредственно текста речи, и, конечно же, аргументировать свою речь. Программа подойдет и тем, кто только начинает свой путь оратора, и тем, кто уже является профессионалом, но хочет улучшить свои навыки. Узнать подробнее…
Работа со словом – это работа, но работа интересная и увлекательная. Чем быстрее вы погрузитесь в процесс, тем быстрее почувствуете вкус успеха. Дерзайте!