Как найти художественное время

Автор статьи

Елена Сергеевна Каверзнева

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Понятие художественного пространства

Определение 1

Художественное пространство – это совокупность всех мелочей, в которых живет персонаж произведения.

Пространство и время, соединяясь логически, формируют хронотоп. У каждого поэта и писателя свои любимые хронотопы. Этому времени подчиняется все – и предметы, и герои, и словесные действия. На первом плане всегда находится главный герой. Чем крупнее поэт или писатель, тем интереснее ими описываются время и пространство, каждый автор использует свои определенные художественные приемы.

Основными признаками пространства в литературном произведении являются:

  • Отсутствие непосредственной материальной плотности, чувственной достоверности, наглядности;
  • Ассоциативная воспринимаемость читателем.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Художественная литература в первую очередь имеет тесную связь с временем, а не с пространством, поэтому в художественном произведении присутствовать пространственная неопределенность. Также в произведении пространственно-временная картина всегда представляется в символико-идеологическом аспекте. Ценностная осмысленность присуща уже древнейшим моделям пространства и времени. Такие ориентиры, как открытое-замкнутое, низ-верх, большое-маленькое, правое-левое, близкое-далекое имеют определенное нравственное и мировоззренческое значение.

Напрмер, стихотворение «Ночь» Б. Пастернака основано на сопоставлении низа и верха. У Н. В. Гоголя идеологическую ценность представляют такие виды пространства, как безопасное, замкнутое, свое (напрмер, в произведении «Старосветские помещики» пространство Дома), и чужое, открытое, опасное (в повести «Тарас Бульба» – пространство степи), пространство внутреннего пути и героического деяния.

Такая ценностная наполненность открытого и замкнутого типов пространства существует и у других писателей.

«Художественное пространство и художественное время» 👇

Во многих мифологиях левое и правое являются символами женского и мужского начал.

Конкретное художественное пространство является локальным, оно не только привязывает описанный мир к каким-либо топографическим реалиям, но и оказывает влияние на суть изображаемого. Наиболее распространенными конкретными местами действия являются деревня и город. Например, Париж является местом действия и одновременно символом во многих произведениях Э. Золя и О. де Бальзака. Деревня – это архетип в отечественной литературе, который появляется в творчестве многих классиков.

Художественное время

Определение 2

Художественное время – это последовательность, порядок действия в художественном произведении.

Основными признаками времени в художественном произведении являются:

  • Стремление автора к сближению реального и художественного времени;
  • Непосредственная достоверность и большая конкретность;
  • Соотнесенность настоящего, прошлого и будущего;
  • Представления о неподвижности и движении.

В разных системах знания – разные представления о времени: научно-физическое, научно-философское, бытовое, теологическое и т.д. Такая множественность подходов к выявлению феномена времени обусловили неоднозначность его толкования. В культурном сознании исторически сформировалось два представления о времени: линейном и циклическом.

Понятие о циклическом времени восходит еще к эпохе античности. Оно воспринималось как ряд последовательных однотипных событий, источником которых являлись сезонные циклы. Завершенность и повторяемость событий считались характерными признаками, как и не различение начала и конца, идея возвращения. После утверждения христианства время стало восприниматься в человеческом сознании в виде прямой линии, направленной от прошлого к будущему. Такой тип времени характеризуется непрерывностью, одномерностью, упорядоченностью, необратимостью, а движение рассматривается в виде последовательности и длительности состояний и процессов окружающей действительности.

Но существует еще и субъективное восприятие времени. Оно, как правило, зависит от ритмичности происходящих событий, от особенностей психоэмоционального состояния. В этой связи выделяется объективное время, которое относится к сфере объективно существующей действительности, и перцептуальное время, которое относится к области восприятия реальности отдельным человеком. Например, прошлое кажется человеку более длительным в том случае, если оно богато события. В то же время в настоящем все наоборот – чем его заполнение содержательнее, тем быстрее и незаметнее время протекает. Время ожидания какого-либо желательного события кажется томительно длинным, а нежелательного – наоборот сокращается.

Таким образом, время оказывает большое воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека и определяет течение его жизни.

По сравнению с другими видами искусства в литературе обращение с реальным временем может быть более свободным. Например, по воле писателя может смещаться временная перспектива – будущее выступает как прошедшее, прошлое – как настоящее и т.д. Хронологическая цепочка событий, подчиняясь замыслу автора, может себя обнаруживать не только в типичных проявлениях, но и в индивидуально-авторских. Таким образом, моделирование художественного времен часто зависит от жанровых и видовых направлений и особенностей в литературе. В прозаических произведениях, например, как правило устанавливается условно настоящее время, которое соотносится с повествованием о будущем либо прошлом персонажей с описанием ситуаций в разных временных измерениях. Для модернизма характерна обратимость, разнонаправленность художественного времени. Именно здесь зародился роман «потока сознания» и роман «одного дня». В таких произведениях время является только компонентом психологического бытия человека.

Существуют следующие образы художественного времени:

  • Историческое (описание смены эпох, крупных событий);
  • Биографическое (описание детства, юности, зрелости и старости);
  • Календарное (смена праздников и будней, времен года);
  • Космическое (представление о вечности);
  • Суточное (утро и вечер, ночь и день).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Время и пространство в художественном произведении — условные категории, так как они не совсем соотносятся с временем и пространством в реальном мире. Автор может в секунду переключаться от одного временного промежутка к другому, а также в момент преодолевать пространство, достаточно лишь сказать «там-то происходит то-то». Разумеется, в реальной жизни такое не возможно, а потому мы говорим об условности этих категорий.

Художественное время

Художественное время — это воспроизведение автором времени в произведении.

Особенности художественного времени:

  • Время изображается в произведении не потоком, а представлено частями. Авторы не пишут о том, что происходит с героем каждый час, они выделяют только главные события. Представьте, какое произведение получилось бы из «Войны и мира», пиши Толстой о ежедневных делах каждого героя? Такое было бы больно писать и читать. Однако дискретность (прерывистость) лишает такого удовольствия, делая повествование динамичнее, а героев выразительнее.
    • Из этого вытекает еще одно — изображаемое время отличается от реального. В произведении время пластично — автор распоряжается им так, как ему удобно: может донельзя растягивать, а может пропускать часы, дни, годы.
      • В большинстве случаев художественное время короче «реального». Можно сказать, что это сделано для экономии художественных средств.
  • Автор может не указывать время действия или, наоборот, делать на нем акцент.
    • Конкретизации времени служат привязка действия к определенному историческому событию (эпохе) или цикличность (время года, суток).
  • В лирических отступлениях время может быть «перемотано» в будущее и в прошлое («спустя пять лет», «два месяца назад») или остановлено;
  • Учет временной организации необходим для корректного восприятия текста (хронология «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова).
  • Условность времени зависит от рода литературы: в лирике время абстрактно, так как оно опосредовано внутренним миром лирического героя; в драме время и пространство замкнуты, так как данный род ориентирован на театр; в эпосе есть повествователь, сжимающий или растягивающий время, а значит оно может изображаться по-разному.

Типология времени в художественном произведении

Буду честна, что типология для сдачи ЕГЭ по литературе едва ли пригодится. Вы можете ознакомиться, зафиксировать различия, но учить это необязательно:

  • непрерывное (последовательное);
  • прерывистое (возвращение читателя в прошлое, авторская отсылка к какому-либо событию);
  • замкнутое (не выходит за пределы сюжета);
  • открытое (связанное с определенной эпохой);
  • событийное (когда автор фиксирует события или действия, существенно меняющие или человека, или взаимоотношения людей);
  • бессобытийное («реальное» время равно нулю, например, при описаниях)
  • авторское (события могут описываться не полностью, в стиле автора).

Пространство в художественном произведении

Художественное пространство — это место, где размещены события или герои произведения.

Особенности художественного пространства:

  • Пространство в литературе так же условно и дискретно, как и время. Автор может наделить пространство такими деталями, что они будут влиять на героев, а может дать их для фона (бытового или исторического).
    • Здесь уместно сказать про абстрактное и конкретное пространство. Абстрактное пространство не имеет выраженных особенностей и не влияет на характеры персонажей. Конкретное время, наоборот, активно влияет на суть изображаемого. Например, в «Преступлении и наказании» Петербург влияет на всех героев в романе.
  • Стиль автора непременно угадывается по пространству в художественном произведении. Например, у Гоголя пространство обычно заполнено какими-нибудь вещами.

Типология пространства в художественном произведении:

У пространства, как и у времени, есть свои виды. Их изучать для подготовки к ЕГЭ не нужно, но можно прочесть, чтобы видеть разницу:

  • замкнутое (комната Обломова);
  • разомкнутое (небо над Андреем Болконским в «Войне и мире» Л. Н. Толстого);
  • реальное (битвы в «Тихом Доне» М. А. Шолохова);
  • условное (смешение реалий в «Пиковой даме» А. С. Пушкина);
  • вертикальное (вверх — «жизненная мечта» («рай» — Швейцария в «Идиоте» Ф. М. Достоевского), низ — «дно» («ад» — Америка, куда уезжает Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского));
  • горизонтальное («впереди» — будущее, «позади» — прошлое, «здесь», «там»).

Художественное пространство и время (хронотоп) – пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.

Художественное время – это порядок, последовательность действия в худ. произведении.

Пространство – это совокупность мелочей, в которых живет художественный герой.

Логически соединяясь время и пространство создают хронотоп. Каждый писатель и поэт имеет свои любимые хронотопы. Все подчиняется этому времени и герои и предметы и словесные действия. И все равно на первом плане в произведении всегда выступает главное действующее лицо. Чем крупнее писатель или поэт, тем интереснее они описывают и пространство и время, каждый своими определенными художественными приемами.

Основные признаки пространства в литературном произведении:

  1.  Не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности.
  2.  Воспринимается читателем ассоциативно.

Основные признаки времени в литературном произведении:

  1.  Большая конкретность, непосредственная достоверность.
  2.  Стремление писателя к сближению художественного и реального времени.
  3.  Представления о движении и неподвижности.
  4.  Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.
Образы художественного времени Краткая характеристика Пример
1. Биографическое Детство, юность, зрелость, старость “Детство”, “Отрочество”, “Юность” Л.Н. Толстого
2. Историческое Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества “Отцы и дети” И.С. Тургенева, “Что делать” Н.Г. Чернышевского
3. Космическое Представление о вечности и вселенской истории “Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова
4. Календарное

Смена времен года, будней и праздников

Русские народные сказки
5. Суточное День и ночь, утро и вечер “Мещанин во дворянстве” Ж.Б. Мольера

Категория художественного времени в литературе

В различных системах знания существуют разнообразные представления о времени: научно-философское, научно-физическое, теологическое, бытовое и др. Множественность подходов к выявлению феномена времени породили неоднозначность его толкования. Материя существует лишь в движении, а движение есть сущность времени, постижение которой во многом детерминировано культурным складом эпохи. Так, исторически в культурном сознании человечества сложилось два представления о времени: циклическом и линейном. Понятие о циклическом времени восходит к античности. Оно воспринималось как последовательность однотипных событий, источником которых были сезонные циклы. Характерными признаками считались завершенность, повторяемость событий, идея возвращения, неразличение начала и конца. С приходом христианства время стало представляться человеческому сознанию в виде прямой линии, вектор движения которой направлен (через отношение к настоящему) от прошлого к будущему. Линейный тип времени характеризуется одномерностью, непрерывностью, необратимостью, упорядоченностью, его движение воспринимается в виде длительности и последовательности процессов и состояний окружающего мира.

Однако наряду с объективным существует и субъективное восприятие времени, как правило, зависимое от ритмичности происходящих событий и от особенностей эмоционального состояния. В связи с этим выделяют объективное время, относящееся к сфере объективно существующего внешнего мира, и перцептуальное – к сфере восприятия реальной действительности отдельным человеком. Так, прошлое кажется более длительным, если оно богато событиями, в то время как в настоящем наоборот: чем содержательнее его заполнение, тем незаметнее протекание. Время ожидания желательного события томительно удлиняется, нежелательного – мучительно сокращается. Таким образом, время, оказывая воздействие на психическое состояние человека, определяет его течение жизни. Это происходит опосредованно, через опыт, благодаря которому в сознании человека устанавливается система единиц измерения временных отрезков (секунда, минута, час, сутки, день, неделя, месяц, год, столетие). В таком случае настоящее выступает в качестве постоянной точки отсчета, которая разделяет течение жизни на прошлое и будущее. Литература по сравнению с другими видами искусств наиболее свободно может обращаться с реальным временем. Так, по воле автора возможно смещение временной перспективы: прошлое выступает как настоящее, будущее – как прошедшее и т.д. Таким образом, подчиняясь творческому замыслу художника, хронологическая последовательность событий может обнаруживать себя не только в типичных, но и, вступая в противоречие с реальным течением времени, в индивидуально-авторских проявлениях. Таким образом, моделирование художественного времени может зависеть от жанрово-видовых особенностей и направлений в литературе. Например, в прозаических произведениях обычно устанавливается условно настоящее время повествователя, которое соотносится с повествованием о прошлом или будущем персонажей, с характеристикой ситуаций в различных временных измерениях. Разнонаправленность, обратимость художественного времени характерна для модернизма, в недрах которого зарождается роман «потока сознания», роман «одного дня», где время становится лишь компонентом психологического бытия человека.

В индивидуально-художественных проявлениях время протекания может быть намеренно замедленно автором сжато, свернуто (актуализация мгновенности) или вовсе остановлено (в изображении портрета, пейзажа, в философских размышлениях автора). Оно может быть многомерным в произведениях с перекрещивающимися или параллельными сюжетными линиями. Художественной литературе, принадлежащей к группе динамических искусств, свойственна временная дискретность, т.е. способность воспроизводить наиболее существенные фрагменты, заполняя образовавшиеся «пустоты» формулами типа: «прошло несколько дней», «прошел год» и т.д. Однако представление о времени обусловлено не только художественным замыслом автора, но и той картиной мира, в рамках которой он творит. Например, в древнерусской литературе, как отмечал Д.С. Лихачев, наблюдается не столь эгоцентричное восприятие времени, как в литературе XVIII – XIX веков. «Прошлое было где-то впереди, в начале событий, ряд которых не соотносился с воспринимающим его субъектом. «Задние» события были событиями настоящего или будущего». Время характеризовалось замкнутостью, однонаправленностью, строгим соблюдением реальной последовательности событий, постоянным обращением к вечному: «Средневековая литература стремится к вневременному, к преодолению времени в изображении высших проявлений бытия – богоустановленности вселенной». Наряду с событийным временем, являющимся имманентным свойством произведения, существует авторское время. «Автор-создатель свободно движется в своем времени: он может начать свой рассказ с конца, с середины и с любого момента изображаемых событий, не разрушая при этом объективного хода времени».

Авторское время меняется в зависимости от того, принимает ли он участие в изображаемых событиях или нет. В первом случае, время автора движется самостоятельно, имея свою сюжетную линию. Во втором – оно является неподвижным, как бы сосредоточенным в одной точке. Событийное время и время автора могут существенно расходиться. Это происходит тогда, когда автор либо обгоняет ход повествования, либо отстает, т.е. следует за событиями «по пятам». Между временем повествования и временем автора может быть существенный временной разрыв. В этом случае автор пишет либо по воспоминаниям – своим или чужим.

В художественном тексте учитывается как время написания, так и время восприятия. Поэтому время автора неотделимо от читательского времени. Литература как вид словесно-образного искусства предполагает наличие адресата .Обычно читательское время представляет собой фактическую («естественную») длительность. Но иногда читатель может непосредственно включаться в художественную ткань произведения, например, выступая в роли «собеседника повествователя». В данном случае читательское время изображается. «Изображенное читательское время может быть длительным и коротким, последовательным и непоследовательным, быстрым и медленным, прерывистым и непрерывным. Оно по большей части изображается как будущее, но может быть настоящим и даже прошедшим».

Достаточно своеобразна природа исполнительского времени. Оно, как отмечает Лихачев, сливается со временем автора и временем читателя. По существу, это настоящее, т.е. время исполнения того или иного произведения. Таким образом, в литературе одним из проявлений художественного времени выступает грамматическое время. Оно может быть представлено с помощью видовременных форм глагола, лексических единиц с темпоральной семантикой, падежных форм со значением времени, хронологических помет, синтаксических конструкций, создающих определенный временной план (например, номинативные предложения представляют в тексте план настоящего).

Бахтин М.М.: «Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем». Ученый выделяет два типа биографического времени. Первый под влиянием аристотелевского учения об энтелехии (от греч. «завершение», «осуществленность») называет «характерологической инверсией», в основе которой завершенная зрелость характера является подлинным началом развития. Изображение человеческой жизни дается не в рамках аналитических перечислений тех или иных черт и особенностей (добродетелей и пороков), а через раскрытие характера (действия, поступки, речь и другие проявления). Ко второму типу относится аналитический, в котором весь биографический материал распределяется на: общественную и семейную жизнь, поведение на войне, отношение к друзьям, добродетели и пороки, наружность т.п. Жизнеописание героя по данной схеме складывается из разновременных событий и случаев, так как определенная черта или свойство характера подтверждаются наиболее яркими примерами из жизни, совсем не обязательно имеющими хронологическую последовательность. Однако раздробленность временного биографического ряда не исключает целостности характера.

М.М. Бахтин выделяет также народно-мифологическое время, которое представляет собой циклическую структуру, восходящую к идее вечного повторения. Время глубоко локализировано, совершенно не отделимо «от примет родной греческой природы и примет «второй природы», т.е. примет родных областей, городов, государств». Народно-мифологическое время в его основных проявлениях характерно для идиллического хронотопа со строго ограниченным и замкнутым пространством.

Художественное время обусловлено жанровой спецификой произведения, художественным методом, авторскими представлениями, а также тем, в русле какого литературного течения или направления это произведение создано. Поэтому формы художественного времени отличаются изменчивостью и многообразием. «Все изменения художественного времени складываются в определенную общую линию его развития, связанную с общей линией развития словесного искусства в целом» Восприятие времени и пространства определённым образом осмысляется человеком именно с помощью языка.

Библиографическое описание:


Нестерик, Э. В. Художественное время как литературная и текстовая категория / Э. В. Нестерик, А. А. Мухатаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1391-1393. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18166/ (дата обращения: 23.05.2023).

В 30-е годы 20-го века известнейший литературовед М. М. Бахтин ввёл в своих работах термин ”хронотоп” (время-пространство), употреблявшийся в то время в естествознании. Переосмыслив этот термин применительно к художественному творчеству, М. М. Бахтин определяет хронотоп как формально-содержательную категорию литературы, отражающую тесную взаимосвязь художественно освоенных пространственно-временных отношений [1, с. 234].

Интерес к художественному хронотопу был вызван стремлением литературоведов понять, “каков тот мир, в который погружает нас произведение искусства, каково его время, пространство, социальная и материальная среда, каковы в нем законы психологии и движения идей, каковы те общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое” [2, с. 87].

Пространство и время играют огромную роль при создании художественного произведения, т. к. хронотоп определяет жанр, обеспечивает композиционное построение, неразрывно связан с сюжетом, системой образов и мотивов [1, с. 235]. Основное же значение этой литературной категории заключается в том, что художественное пространство и время служат формами существования художественного мира [3, с. 60].

Интерес к хронотопу лингвистов — явление сравнительно недавнее. В 60-е годы XX-го века в лингвистических исследованиях появилось новое направление известное сегодня как лингвистика текста. Первоначально эта дисциплина занималась только поисками средств формальной связности текста, оставляя в стороне содержательный аспект объекта [4, 5]. В конце 70-х, начале 80-х годов одной из кардинальных задач лингвистики текста становится выявление и описание особых текстовых категорий. Исследование категорий текста позволяло получить более полное представление о самом объекте дисциплины, его наиболее общих и существенных признаках, т. к. предполагало выявление особенностей текстовой структуры, организации языковых единиц, а также связей, устанавливаемых между ними [6, с. 80]. В состав категорий текста, выделяемых исследователями, был включён и художественный хронотоп. У И. Р. Гальперина это категория континуума, представляющая собой “определённую последовательность фактов, событий, развёртывающихся во времени и пространстве” [7, с. 87]. З. Я. Тураева рассматривает хронотоп как одну из содержательных (концептуальных) категорий, осуществляющих “связь между текстом и объективной действительностью, отражённой и преломлённой в тексте” 6, с. 81].

Художественное пространство и время как текстовые категории участвуют в построении содержания текста [8, с. 185], создают композиционную схему, выражают “движение художественной действительности во времени и в пространстве” [9, с. 43], обеспечивают конкретность, реалистичность описания [7, с. 89].

Обратимся теперь непосредственно к художественному времени. Рассмотрим это явление с точки зрения литературоведения и лингвистической науки.

Говоря о времени в литературе, необходимо проводить разграничение между художественным временем и временем как темой. Художественное время — это не мысль писателя о времени, это то время, “которое писатель сам творит в своем произведении” [2, с. 76]. В художественном времени протекает действие произведения: живут и действуют его герои и совершаются изображаемые в нем события. Иначе говоря, художественное время — это форма бытия художественного мира [10, с. 14]. Оно не отражает непосредственно реально существующего времени. Это лишь образ, определенная модель действительности, в которой сочетаются реальное и вымысел. Художественное время характеризует переплетение свойств нескольких времен: реального, перцептуального и индивидуального [6, с. 87]. На основании этих времен писатель формирует несколько типов художественного времени: реальное художественное время, включающее время жизни человека (физиологическое время) и циклическое время, психологическое время (время психического мира человека), а также ирреальное художественное время различных типов: астральное, инфернальное, волшебное, мифологическое, сказочное, фантастическое, время Зазеркалья [11, с. 163]. Для поэтического текста характерна несколько иная типология: конкретное художественное время (время, соотнесенное с жизнью лирического героя), обобщенное художественное время (время, соотнесенное с жизнью любого лица), время-абстракция (“чистое” время, лишенное субъекта бытия), время-трансформация (ирреальный образ — заместитель времени) [12, с. 21–26].

Художественное время — это не только образная модель действительности реальной или ирреальной, объективной или субъективной, это еще и средство выразительности, и очень действенный литературный прием. Будучи “хозяином” внутреннего времени произведения, писатель обладает широкими возможностями для свободного изображения его течения и создания таким путём различных смысловых и стилистических эффектов [8, с. 110]. Так, нарушая хронологическую последовательность событий, художник превращает время в эстетическое средство — развёрнутую временную метафору [13, с. 46]. Искаженная последовательность повествования, поток рассыпанных частей приобретают в этом случае самостоятельную ценность [14, с. 104]. Писатели нередко нарушают и равномерность хода времени с целью создания определенного эффекта: замедленное или быстрое течение рассказа может влиять на настроение читателя [15, с. 216, 248]. В художественном тексте время выступает и как способ совмещения чувственных и смысловых характеристик, т. е. как что-то, что способствует вживанию читателя в воспринимаемый художественный мир [13, с. 47].

В лингвистике, как отмечалось выше, художественное время трактуется как текстовая категория. Оно включается в состав концептуальных категорий, осуществляющих связь текста с объективным миром.

Правомерность рассмотрения художественного времени как одной из категорий текста обоснована З. Я. Тураевой, полагающей, что лишь в тексте можно выявить кардинальные особенности времени [6, с. 88]. Действительно, континуум не может быть реализован в предложении, поскольку предложение статично, в нем нет “развёртывания мысли” [7, с. 92]. Он создаётся “смыслом текста, взятого в целом” [8, с. 186], отличного от смыслов составляющих его структур (предложений) [16, с. 71,72], и относится к парадигматике текста подобно тому, как грамматическое время относится к парадигматике языка [8, с. 186]. Однако в отличие от грамматической категории времени художественное время есть категория более высокого ранга, подчиняющая себе грамматическое время как одно из средств своего выражения [10, с. 210]. Грамматическое время — это категория глагола, служащая для темпоральной (временной) локализации событий или состояний, о которых говорится в предложении [17, с. 89]. Категория художественного времени — это разновидность временной структуры текста, отличающаяся от временных структур текстов других функциональных стилей. Под временной структурой текста понимается сеть отношений, связывающая языковые элементы, участвующие в передаче времени и объединённые общностью семантики и функций [6, с. 86].

У категории художественного времени, как и у времени глагола, можно выделить формальную и содержательную стороны (план содержания и план выражения). План содержания художественного времени включает те понятия, которые передаются этой категорией. План выражения представлен рядом средств, используемых для выражения этих понятий. Здесь мы коснемся только плана содержания художественного времени. Понятие художественного времени — это довольно сложное понятие. Оно включает в себя:

1)      время тех событий, из которых складывается сюжет, т. е. сюжетное время;

2)      время персонажей (индивидуальное, частное, личное время), в состав которого входит: субъективное восприятие времени героем произведения, его биографическое время, время его деятельности;

3)      время автора, отражающее “его концепцию времени, его временную позицию по отношению к изображаемым событиям” [3, с. 64];

4)      время читателя — “время рационального и чувственно-эмоционального восприятия прочитанного” [3, с. 65].

Как видим, в плане содержания художественное время характеризуется многозначностью и сложностью. Оно служит не только для временной локализации событий, но и указывает на характер протекания их в тексте и выражает субъективную оценку (субъективное восприятие времени героем произведения, время автора, время читателя). Иначе говоря, помимо временных характеристик категория художественного времени способна выражать аспектуальные и субъективно-модальные характеристики изображаемых явлений.

Здесь уместно привести слова И. Р. Гальперина: “Когда рассматриваются такие крупные объекты, как текст, многие явления оказываются переплетёнными” [7, с. 123]. Примером тому служит субъективное художественное время, в котором текстовая темпоральность переплетается с аспектуальностью и текстовой модальностью.

Что касается плана выражения категории художественного времени, то здесь наблюдается не менее сложное переплетение явлений, чем в плане содержания. Помимо уже упоминавшейся системы грамматических времён в формировании художественного времени участвуют лексические средства, стилистические приёмы, разного рода повторы, композиция текста [6, с. 92,94].

Художественный текст неповторим, и поэтому набор средств выражения той или иной текстовой категории может меняться от текста к тексту. Данное обстоятельство затрудняет изучение плана выражения художественного времени и выявление средств, закреплённых за этой категорией. Однако исследование отдельных категорий времени, входящих в состав темпоральной структуры художественного текста, может способствовать успешному решению этой проблемы.

Литература:

1.      Бахтин М. М.. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — С. 234–407.

2.      Лихачёв Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. — 1968. — № 8. — С. 74–87.

3.      Темирбулатова А. Б. Художественное время и пространство: их значение и функции //Вестник КазГУ. Серия филологическая. — 2001. — № 1. — С. 60–67.

4.      НиколаеваТ. М. Лингвистика текста//Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 267–268.

5.      Кривоносов А. Т. “Лингвистика текста” и исследование взаимоотношения языка и мышления // Вопросы языкознания. — 1986. — № 6. — С. 23–37.

6.      Тураева З. Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика). Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1986. — 127 с.

7.      Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 144 с.

8.      Пелевина Н. Ф. Стилистический анализ художественного текста. — Л.: Просвещение, 1980. — 272 с.

9.      Рейман Е. А. О роли инициальных детерминантов предложения в структуре текста. // Общественно-политический и научный текст как предмет обучения иностранным языкам. — М: Наука, 1987. — С. 38–52.

10.  Тураева З. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка): Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1979. — 219 с.

11.  Папина А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — 368 с.

12.  Чернухина И. Я. Общие особенности поэтического текста (лирика). — Воронеж: Воронежск. гос. ун-т, 1987. — 157 с.

13.  Гильманова Н. С. Психологические аспекты временной организации памяти в жизни личности и в художественном произведении. // Мир психологии. — Москва-Воронеж, 2001. — № 1. — С. 40–50.

14.  Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. Г. Е. Крейдлина. — М.: Прометей, 1994. — 352 с.

15.  Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979. — 353 с.

16.  Гальперин И. Р. О понятии “текст” // Вопросы языкознания. — 1974. — № 6. — С. 68–77.

17.  Маслов Ю. С. Время глагольное // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С.89.

Основные термины (генерируются автоматически): художественное время, время, план содержания, грамматическое время, категория, художественный текст, текстовая категория, художественное пространство, художественный мир, художественный хронотоп.

Художественный образ, художественное время и пространство

Определения

  • Художественный образ — то, что отражено в искусстве (в данном случае — в литературе).
  • Художественное время — время, изображённое автором в литературном произведении.
  • Художественное пространство — пространство, изображённое автором в литературном произведении.
  • Хронотоп — единство художественного времени и пространства.

Объяснение и примеры

Всё, что нам встречается в литературном произведении — персонажи, ситуации, обстановка и пр., — является художественными образами.

Художественный образ

Писатель не создаёт реальных миров, он только отражает в искусстве свои представления, свой вымысел. Даже если литературное произведение базировалось на реальной истории, конечный результат предстаёт перед нами таким, каким его изобразил писатель.

Художественные образы в литературном произведении — это образы людей, вещей, существ, цветов, звуков, вкусов, мыслей, ощущений.

Эти образы являются участниками событий, которые и дают развитие ситуациям, представленным в литературном произведении.

Художественное время

Поскольку время, представленное в литературном произведении, создано автором, творец может увеличивать или удлинять его продолжительность, не согласовывая свои действия с тем, сколько на самом деле длится то или иное событие.

Пример

Короткий рассказ Леонида Андреева «Жизнь человека» вмещает в себя всю жизнь ведущего персонажа, а в обширном романе «Улисс» Джеймса Джойса описан всего один день.

Если же автор стремится отметить какое-то конкретное время, то он может указать его, введя в роман датирование событий.

Пример

Иллюстрацией подобной датировки может служить известная цитата из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»: «…Ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Уточнив, что месяц «нисан» — это конец марта — начало апреля, мы получаем достаточно точную информацию о времени описанных событий.

Если автор выбирает не привязанную к хронологии последовательность событий, то это, как правило, имеет большое значение для восприятия литературного произведения.

Пример

В романе «Герой нашего времени» события изложены не в хронологическом порядке, что позволяет нам увидеть Печорина так, как того хотел бы автор.

Художественное время

Художественное пространство

В литературном мире пространство — это один из образов; оно не воспринимается на уровне чувств — только благодаря соотнесению прочитанного с прежде виденным или пережитым.

У всякого литературного произведения есть пространственные границы — условные рамки той территории, на которой разворачивается действие.

Художественное пространство

Поскольку невозможно говорить о пространстве литературного текста в отрыве от его времени (и наоборот), в литературоведении принято называть синтез времени и пространства в тексте хронотопом.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое художественный образ?

Ответ. Художественный образ — это то, что отображено в искусстве.

Охарактеризуйте художественное время в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».

Ответ. Художественное время в этой сказке (как и в большинстве сказок вообще) не соотносится с историческим. В данном случае автор использует это как приём: сюжет этой сказки актуален во все времена.

В повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» оригинальная датировка записей: с октября по декабрь она не вызывает вопросов, но потом появляются записи от 2000 года, указания на вымышленные месяцы (мартобрь, фебруарий) и даже пометки о невозможности сообщить дату. Охарактеризуйте художественное время в этой повести.

Ответ. Художественное время в повести определяется внутренней логикой произведения. По мере развития странностей главного героя, от имени которого ведётся повествование, время в дневнике также становится всё более странным.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий