Как найти художественную деталь в тексте

Художестенная деталь в литературе

Это важное понятие в теории литературы. Она помогает читателю точно представить предмет или характер героя.

Художественной деталью считается выразительная подробность, при помощи которой создается художественный образ. Она может воспроизводить переживания героя произведения, особенности обстановки, черты внешности персонажа.

Порой художественная деталь в литературном произведении, на первый взгляд, кажется несущественной мелочью. Но это лишь заблуждение. Основная ее роль — рассказать о событии или персонаже больше, чем максимально подробное описание.

Определение художественной детали

Художественная деталь представляет собой фрагмент:

  • внутреннего мира литературного персонажа;

По значимости художественную деталь в литературном произведении стоит сравнить с символом, который помещен автором в центр повествования. Она помогает полностью раскрыть писательский замысел. Как и символ, художественная деталь, характеризующая эпоху или событие, дополняет созданную автором картину реальности.

Но при этом имеются и характерные отличия. В отличие от символа, она не имеет скрытого смысла. Яркий тому пример — красные руки героя произведения «Отцы и дети» Евгения Базарова. Они олицетворяют собой готовность персонажа к усердному труду, его незнатное происхождение. Но никакого подтекста здесь нет. Красные руки Базарова — руки простого крестьянина, которые обветрились из-за длительных пеших прогулок, покраснели от постоянной работы. Этот образ лишен потаенного смысла.

Иначе дело обстоит с символом. Например, Метель в поэме «Двенадцать» Александра Блока олицетворяет собой торжество беззакония, безжалостный разгул жестокости. Природное явление означает неуправляемую силу, которая способна разрушить старый привычный мир.

Роль деталей в произведении

Существуют перечисленные ниже виды художественных деталей:

деталь, которая характеризует состояние внешнего мира или внешности литературного персонажа. В качестве примера приведем роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Чистая сорочка Печорина указывает на его щегольство, стремление к комфорту, благоустроенности. Ведь герою произведения приходится путешествовать в те времена, когда не было горячего водоснабжения и прочих благ цивилизации (а порой и элементарного достойного ночлега);

деталь, отражающая психологическое состояние главного героя. Олицетворяет собой его страхи, желания, потаенные мысли. В отдельных случаях она характеризует объекты, явления внешнего мира. Но в то же время передает и переживания литературного персонажа. Подобный прием носит название психологизма. Такая деталь встречается в рассказе «Носовой платок» Акутагавы Рюноскэ. Предмет, разорванный в клочья, олицетворяет собой бурю эмоций. Он символизирует глубину переживаний, которые испытывает главная героиня. Эмоции литературного персонажа воплощены в фразе: «улыбаясь лицом, руками она рвала платок».

Существуют и другая классификация художественных деталей. В соответствии с ней выделяют:

Один из примеров детали-символа является халат Обломова в одноименном произведении Ивана Гончарова. Деталь-подробность, в свою очередь, выгодно дополняет какое-либо явление или изображаемый предмет.

Примеры художественных деталей в творчестве

Николай Гоголь в своих художественных произведениях уделял большое внимание атрибутике предметного мира, окружающего человека. Писателю была свойственна редкостная прозорливость. Художественная деталь для Гоголя – прием, олицетворяющий собой будущее цивилизации. Ведь со временем человек из созидания и «господина» вещей действительно превратился в их бездумного потребителя. В представлении Гоголя художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которую писатель изображает «индексом» души. Поэтому в творчестве этого автора делается особая ставка на предметную детализацию как средство изображения человека и окружающего мира. Гоголю не присуща пушкинская сдержанность в обращении с деталью. Вещи в произведениях автора незабвенных «Мертвых душ» словно «стесняют» человеческое пространство, лишая литературных персонажей ощущение свободы, «простора жизни».

В «Петербургских повестях» Николая Гоголя мы наблюдаем изобилие предметных деталей. Поэтому особой изобразительной силой наделена именно совокупность вещей, которая становится отражением психологического портрета персонажа. Вещь у Гоголя словно претендует на положение героя литературного произведения. Гоголевские персонажи находятся в ее роковой власти. Яркий пример художественной деталиружье в произведении «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». По мнению Гоголя, вещественный мир способен задавить «высокое предназначение человека». Именно эти слова великий писатель произнес еще во время учебы в Нежинской гимназии.

По-своему раскрывается деталь в произведении Антона Чехова «Студент». Костер оживляет в воображении героя события евангельской ночи в Гефсиманском саду. Эта значимая подробность выглядит очень колоритно на фоне довольно подробного ландшафтного описания. Данная деталь в тексте словно бы перебрасывает «мост» из прошлого в настоящее.

Обратите внимание! Предметная детализация Антона Чехова отличается лаконичностью, емкостью смысла. Роль художественной детали в его рассказах чрезвычайно велика. Ведь она способна заменить собой подробное портретное описание.

Художественная деталь — изобразительно-выразительная подробность, при помощи которой удается показать сильный эмоциональный всплеск (который равнозначен глубокому душевному кризису). К примеру, в произведении «Накануне» Ивану Тургеневу удалось умело изобразить стремительно возрастающее нетерпение Елены накануне последней встречи героини с Инсаровым. Все, случившееся с девушкой в этом эпизоде, происходит словно по инерции. Не находящая себе места от волнения героиня все делает не задумываясь, машинально. В этой сцене Тургенев мастерски использует разнообразные ритмико-интонационные средства воздействия на сознание читателя. Писатель сосредотачивает свое внимание на описании предметного мира, внешних проявлениях «бури», которая разыгралась в душе Елены. Богатая ритмика речи писателя позволяет максимально реалистично изобразить «пульсацию» времени, протекающего бесследно и бесцельно. Осознание собственного бессилия впоследствии сменяется сильным волевым порывом, сущность которого пока не ясна даже самой Елене. Деталь, внешний жест, который олицетворяет собой преображение души героини раскрывается в насыщенном психологическом контексте: «Она вдруг приподнялась и села: что-то странное совершалось в ней: лицо ее изменилось, влажные глаза сами собою высохли и заблестели, брови надвинулись, губы сжались».

В цитате выше запечатлен пик сложного душевного процесса. Художественная деталь наглядно раскрывает психологический портрет литературного персонажа. Тургеневская Елена — деятельная и волевая личность. Поэтому внутренняя сила и решимость в конце концов берут свое. Неодолимая сила, которая движет Еленой, — это зов воли, который позволяет ей устремиться к цели. Героиня действует почти подсознательно, инстинктивно. Но она верна своей цели — во что бы то ни стало встретиться с Инсаровым.

Предельно насыщенная художественная деталь (которыми изобилует проза Льва Толстого) — немного чуждый Ивану Тургеневу инструмент. В произведениях автора пьесы «Накануне» подобное встречается сравнительно редко. К слову, психологическую детализацию Льва Толстого Тургенев называл «избыточной».

Вроде бы незначительная деталь позволяет без лишних слов характеризовать персонаж литературного произведения. Она помогает читателю ощутить атмосферу той или иной эпохи. Художественная деталь делает роман, повесть или рассказ более увлекательными, глубокими по смыслу, Очень емко передает ощущения и эмоции автора, позволяя ему донести до читателя чрезвычайно важную для писателя мысль.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Деталь в литературе: что это такое?

Автор: ·
Опубликовано 31.03.2023
· Обновлено 25.03.2023

Микеланджело Буонарроти считал, что «внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь». Людям искусства свойственно уделять внимание деталям. Одно слово или один объект на портрете может многое рассказать об изображённом человеке. Многомудрый Литрекон предлагает Вам узнать, что есть деталь в литературе и для чего она используется поэтами и писателями. Приятного просвещения!

Определение

Художественная деталь – это выразительная подробность. С её помощью создается определённый образ, нужный автору. Деталь помогает читателю представить персонажа, его речь, образ жизни и душу, помогает понять его поступки.

Художественная деталь может относиться ко внешности, особенностям одежды и окружающему миру героя.

Главной ролью художественной детали в литературе является краткий и емкий рассказ о персонаже или событии, заменяющий подробное описание на несколько страниц.

Виды художественной детали

Деталь в литературе может быль словесной, портретной, предметной, психологической и пейзажной.

  1. Словесная деталь – это слова-маркеры, иллюстрирующие особенности речи героев.
  2. Портретная деталь – это черты лица или тела, уточняющие внешность персонажа и иногда его характер.
  3. Предметная деталь – это объекты интерьера и быта литературного персонажа, которые могут рассказать о его привычках или образе жизни.
  4. Психологическая деталь – черта характера, объясняющая поступки и поведение литературного героя.
  5. Пейзажная деталь – особенность окружающего мира, влияющая на настроение или состояние души персонажа.

Функции

В литературе художественная деталь:

  1. Указывает на психологическое и душевное состояние героя.
  2. Характеризует персонажа как личность и раскрывает особенности его внутреннего мира.
  3. Создаёт у читателя задуманное автором впечатление и настроение от того или иного персонажа.
  4. Подчеркивает особенность эпохи и передаёт дух времени.
  5. Способствует раскрытию образной системы произведения.

Примеры

Примеры детали в литературе помогут разобраться в сущности этого явления:

  1. Знаменит своей любовью к художественным деталям Антон Павлович Чехов. Например, в произведении «Человек в футляре» для описания внешности главного героя, учителя греческого языка, живущего замкнуто и отстранённо от других людей, Чехов использует следующие детали: «очки в чехле», «зонт в чехле», «поднятый, как футляр, воротник»… Так автор подчёркивает «футлярную» жизнь главного героя, что даёт возможность читателю лучше понять поведение и поступки Беликова.
  2. В рассказе «Дама с собачкой» деталь используется Чеховым для того, чтобы создать нежный и женственный образ Анны Сергеевны: «опустила глаза», «спрятала лицо на груди», «крепко сжала в руках веер»…
  3. В романе Гончарова «Обломов» есть две детали, проходящие красной нитью через всё произведение: «халат из персидской материи» и «мягкие домашние туфли». Эти предметы одежды акцентируют внимание читателя на образе жизни героя. Обломов — домашний и ленный человек. Он не любит выходить в свет, не любит в принципе выходить из своей квартиры на Гороховой улице. У него мягкая и безвольная натура.
  4. Роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина наполнен деталями, характеризующими главных героев. Особое внимание отведено интерьеру комнаты, в которой жил Евгений:

«…Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом».

На столе Онегина стоит портрет поэта-романтика Байрона. Эта деталь говорит читателю: Евгений, хоть и «повеса», на самом деле очень тонко чувствующая, романтическая и мятежная натура.

При описании Татьяны Пушкин вводит такие детали, как романы Ричардсона и Руссо. Именно эти книги читала Татьяна Ларина. Такая деталь характеризует девушку как мечтательную и романтичную натуру, ведь произведения Ричардсона и Руссо – это тексты о глубоких чувствах.

  1. В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» подробно описаны дома помещиков. Так, например, в комнате Манилова лежала «книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице». Герой читал её уже 2 года. Такая деталь характеризует Манилова как человека, не любящего читать, но старательно создающего ложное впечатление о себе. Книга лежала на столе для придания некоторой важности хозяину дома. Действительно, заходишь в кабинет, а там книга, значит, человек умный. Только вот закладка не перекладывалась уже как 2 года.
  2. При описании Печорина в «Герое нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов также обращается к деталям: «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое бельё», «широкие плечи» и «бальзакова тридцатилетняя кокетка»… Такие контрастирующие детали при описании героя подсказывают читателю, что и Печорин — неоднозначный и даже противоречивый персонаж.
  3. В рассказе «После бала» Льва Николаевича Толстого есть такая деталь, как «домодельные сапоги» генерала. Эту деталь отмечает рассказчик и сам же поясняет её для читателя. Генерал одевается просто, не по моде, чтобы выводить в свет и красиво одевать свою дочь. Использованная Толстым деталь раскрывает генерала как любящего и заботливого отца. 
  4. В «Преступлении и наказании» Фёдор Михайлович Достоевский использует художественную деталь при описании Сони Мармеладовой. Автор говорит о её «голубых глазах». Несмотря на то что Соня была падшей женщиной в глазах общества, её глаза говорили о том, что душа девушки по-прежнему чиста и невинна, что было правдой. Любопытно, что Соне совсем не шла яркая одежда для ее ремесла. Это психологическая деталь в литературе, которая подчеркивает несоответствие героини и ее положения.
  5. В повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» автор вводит следующую деталь: «статуя печальной мадонны под одиноким ясенем». Так Тургенев намекает читателю, что история любви, описанная в произведении, не закончится хорошо. Статуя печальной мадонны – символ неразделимости любви и страданий.
  6. При описании Воланда в «Мастере и Маргарите» Михаил Афанасьевич Булгаков использует такую деталь, как «трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя». Она отсылает читателя к произведению Гёте «Фауст», где Мефистофель является учёному в облике чёрного пуделя. Таким образом, эта деталь в «Мастере и Маргарите» в самом начале произведения настраивает читателя на атмосферу мистики и чёрных сил, а также расширяет художественное время романа.

Таким образом, роль детали в литературе — источник знаний о литературном герое и его судьбе. Благодаря художественной детали можно понять персонажа лучше, узнать чем он живёт и как. Если понять персонажа, понятны будут и его поступки, а с ними и идея всего произведения. Иногда прием «художественная деталь» также может служить предсказанием судьбы героев, что помогает читателю настроиться на нужный лад.

Метки: 11 классЕГЭ по литературетеория

Читайте также:

Художественная деталь в литературе

Теория литературы дает такое определение: художественная деталь – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Художественная деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.

Чем отличается художественная деталь от символа

Слово «деталь» происходит от французского «detail», то есть часть, подробность. Художественная деталь в литературном произведении играет роль выразительной подробности. Деталь – это фрагмент внешнего мира или внутреннего мира героя. То есть что-то на первый взгляд несущественное, мелочь, частность играет важную роль, так как позволяет создать ёмкий художественный образ, рассказать читателю о персонаже или событии больше, чем самое подробное описание.

Детали в произведении играют подчас такое же значение, как и символы (символ в переводе обозначает «знак»), помещенные писателем в центр повествования. Также, как и символ, деталь работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности, дает читателю дополнительную информацию о герое, времени, эпохе, событиях, историческом контексте.

Но в отличие от символа художественная деталь не наделена скрытом смыслом. Красные руки Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» подчеркивают незнатное (крестьянское) происхождение героя и его готовность к труду. Но здесь нет никакого подтекста, намека на дополнительную, скрытую информацию, до которой читатель должен додуматься. Красные руки Базарова – это просто руки крестьянина, покрасневшие от работы, химических опытов и обветренные во время долгих пеших прогулок. Под этим образом ничего не подразумевается. В то время, как символ, например буран в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а равно с ним и метель в «Двенадцати» А.А.Блока и «Белой гвардии» М.А. Булгакова символизирует стихийный разгул жестокости, торжество беззакония: некая неуправляемая сила готова смести с лица земли старый привычный мир. То есть буран – это не просто снежная буря, а символ торжества пугачевской вольницы. А красные руки Базарова – это просто красные руки, без подтекста.

       

Функции детали:

  1. Подчёркивать психологическое состояние героя.
  2. Характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира. 
  3. Создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение.
  4. Подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности.
  5. Способствовать раскрытию системы образов произведения.

Виды детали:

  1. Деталь, характеризующая состояние внешнего мира: деталь интерьера, пейзажа (в том числе экстерьера и городского пейзажа), портрета героя – изображение его внешности. Например, описывая путешествующего Печорина, героя романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов подчеркивает особенность его внешности – чистую сорочку: «пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека». Лермонтов здесь сам же дает объяснение этой детали: чистое белье указывает на то, что этот человек «порядочный», то есть, в понимании Лермонтова, следящий за собой и своей гигиеной. В понимании современного читателя чистая сорочка героя, который путешествует в 19 веке, то есть без горячего водоснабжения, стиральных машин, а часто и без достойного ночлега, говорит о его достатке, а также о щегольстве и привычке жить благоустроенной, комфортной жизнью.
  2. Деталь психологическая, отражающая состояние внутреннего мира героя, движения мысли, помыслы, желания, страхи, фобии, мании. Такая деталь тоже может отражать явления, объекты внешнего мира, но передавать при этом переживания персонажа. Такой прием также называют психологизмом. Например, такую деталь мы встречаем в рассказе Акутагавы Рюноскэ «Носовой платок»: изорванный в клочья платок в этом рассказе отражает бурю эмоций, испытанных героиней: «улыбаясь лицом, руками она рвала платок».

В «Бойцовском клубе» Чака Паланика выразительной психологической деталью, передающей внутреннее состояние героя, становится отпечаток счастливого плачущего лица рассказчика на футболке Боба. В романе безымянный герой-рассказчик мучается от бессонницы, причина которой неизвестна (на самом деле он страдает от бессмысленности потребительского существования), и по совету врача отправляется на встречи групп поддержки людей, больных смертельными заболеваниями, чтобы увидеть тех, кому по-настоящему тяжело. Один из этапов терапии в группах – коллективный, освобождающий плач. Рассказчик посещал собрания, но не плакал.

«А потом был Боб. Это был первый раз, когда я пришёл в группу рака яичек «Остаёмся мужчинами вместе». И Боб, здоровенный такой жлоб, надвинулся на меня и заревел. <…>Это всё, что я помню. Боб обнял меня со всех сторон, и его голова накрыла мою. И вдруг — я потерян внутри, растворился в тёмном тихом полном забвении. И когда я, наконец, отодвинулся от его мягкой груди, на майке Боба остался мокрый отпечаток плачущего меня. <…>Я никогда больше не ходил к врачу. Я никогда не жевал корень валерианы. Это была свобода. Потерять всякую надежду было свободой».
       Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.

А.П. Чехов про детали

Мастер меткой фразы и точного образа А.П. Чехов в письме брату Александру 1886 года советовал избегать в описаниях природы «общие места». Чехов рекомендует:

«Хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. <…>Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки».

В этом письме Чехов почти дословно цитирует свое описание в рассказе «Волк»:  «На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени, на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки».Такое же описание мы встречаем в реплике Треплева из чеховской «Чайки»: «Тригорин выработал себе приемы, ему легко… У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова». Три раза использованное описание почти в одних и тех же словах одного и того же пейзажа говорит о том, как высоко Чехов ценил найденные им образы, которые удавалось создать за счет правильно подобранных деталей.

Так незначительная деталь позволяет писателю любой эпохи создать выразительный, выпуклый, зримый образ, который запускает работу внутреннего кинематографа в голове читателя, помогает ему увидеть героя, ощутить атмосферу эпохи, создает нужные писателю эмоции и ощущения, помогает донести до читателя важную для автора мысль.

Так что же это такое художественная деталь? Это выразительная подробность, с помощью которой раскрывается сущность человека, события или явления. Чаще всего в роли нее выступает какой-либо предмет материального мира – это может быть вещь, элемент одежды, мебель, жилище и т.д. Но и часто это может быть мимика, жесты, манера речи действующих лиц— это тоже художественная деталь.

“Деталь художественная – одно из средств создания образа, которое помогает представить воплощенный характер, картину, предмет, действие, переживание. Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое.”

Различают следующие виды художественной детали:

— Деталь словесная. Характерные высказывание ЛГ, присущие только им.

— Деталь портретная. Тут понятно, строение черепа, причёска, родинка.

— Деталь предметная. Это и трубка у Шерлока Холмса, особый покрой одежды и прочее.

— Деталь психологическая. Это поведенческая черта героя: ходить прихрамывая, жестикуляция, моргание глазами при испуге и т.д.

— Деталь пейзажная. Для создания особой обстановки: когда пейзаж казалось подстраивается под переживания ЛГ, свинцовое небо, затяжной дождь создают атмосферу грусти и тревоги.

— Деталь бытовая. Это обстановка, жилище, вещи, мебель, одежда, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица.

“Художественная деталь дополняет внутренний облик персонажа, и создаёт целостность раскрываемой картины. Она придаёт изображаемому предельную конкретность, выражая идею, основной смысл героя, сущность его натуры, а также для создания воображаемого мира автора. Это, та условно подобная реальному миру картина действительности, которую рисует писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания и т.п.”

“Художественные детали могут быть как внешние, так и психологические. Внешние детали рисуют нам внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания (портретные, пейзажные и вещные).

Психологические же детали — рисуют внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т.п.”

“По характеру художественного воздействия различаются детали-подробности и детали-символы. Подробности действуют в массе, описывая предмет или явление со всех мыслимых сторон, символическая деталь единична, старается схватить сущность явления разом, выделяя в ней главное.”

“Художественная деталь не только способна передать необходимую информацию. С помощью детали в литературном произведении можно получить самое яркое представление о персонаже, его внешности, психологическом состоянии или об окружающей героя обстановке.”

Деталь также может выступить как средство образной выразительности. Например:

«Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями». (В. П. Астафьев)

В этом предложении, чтобы подчеркнуть испуганное состояние ГГ, автор художественной деталью (эпитеты), рисует картину неуютного леса. И далее текст:

«…Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…».

«С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них».

“Пейзаж указывает на большую внутреннюю тревогу мальчика, а также описывает причину этой тревоги. Он видит «молчаливую» и «равнодушную» тайгу, похожую на темное море, низкое небо, опустившееся почти к самому лесу и одновременно доносит мысль о том, что природа равнодушна к судьбе человека. И здесь функция детали – смысловая.”

“Также, для передачи внутреннего дискомфорта своего героя писатель использует прием внутреннего монолога, и это тоже является яркой художественной деталью. К примеру:”

«- Ффу-ты, черт! Где же затеси? – Сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина. – Все этот глухарина! Понесся, как леший, теперь вот думай, куда идти, – заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать подступающий страх. – Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг. Та-ак…».

Для наглядности давайте разберём роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника». Надо сказать, что в начале своего творческого пути он сотрудничал с периодическими изданиями, где естественно был ограничен в объемах своих работ. Это обстоятельство помогло ему стать одним из самых ярких мастеров короткого рассказа, ведь специфика этих изданий требовала от авторов в максимально сжатой форме продемонстрировать всю полноту художественных образов.

Для того чтобы наглядно показывать жизнь такой, какая она есть, Антон Павлович прибегал к использованию различных выразительно-изобразительных средств. С их помощью всего на одной-двух страницах текста ему удавалось передать многообразие реального мира. Излюбленным приёмом писателя стало использование такого элемента, как художественная деталь. Она призвана дать читателю полное представление о персонаже.

Рассмотрим рассказ «Смерть чиновника», не буду утомлять вас пересказом, вы конечно же знакомы с этим произведением, только отмечу несколько изящных художественных деталей позволивших автору показать читателю столкновение двух противоположных миров. С одной стороны, автор настраивает нас на богемный лад: герой пришёл в театр и наслаждается спектаклем. С другой обыденный поступок, а именно случайно чихнул и забрызгал лысину высокого чина, открывает богатую сюжетную линию. И вот с этого момента художественные детали становятся главным средством в выполнении автором задуманной канвы сюжета. В самом начале рассказа автор умело указывает читателю на странную деталь, Червяков, сидя во втором ряду, смотрит оперу через бинокль. Вот такое сочетание высоких порывов с низменными, дают богатую характеристику ГГ. И ещё одна важная деталь, это его мысли: «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко». И мы уже понимаем, что волнует его не сам факт неловкости, а то что он забрызгал высшего по чину. И эта деталь становится доминирующей нитью в сюжете.

Страх перед высоким чином заставляет его навязчиво извиняться и во время спектакля, и в антракте, и на следующий день, ради чего он специально посещает приёмную генерала. Но заверения, что извинения приняты, а произошедшее – сущий пустяк, не оказывают на него должного влияния. И это тоже важная деталь рисующая портрет ГГ, она работает на сюжет. Наш герой посещает лично генерала и своим низкопоклонством доводит Брызжалова до бешенства и тот выгоняет надоедливого чиновника. Наш герой, весь в мучительных сомнениях никак не может понять, что генералу нет дела до его скромной персоны: «Забыл, а у самого ехидство в глазах…», «Говорить не хочет!.. Сердится, значит…», «Генерал, а не может понять!..».

Перед аудиенцией у генерала Червяков специально стрижётся и надевает новую форму и это еще одна важная деталь — преклонении перед сильными мира сего, к ним запросто нельзя. И наконец в последнем предложении рассказа Чехов использует ещё одну важную деталь: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер». Герой как жил, «машинально» и по указанию свыше, так и умер, не снимая форменной одежды. Как видим, вицмундир представляет собой символ низкопоклонства.

К сожалению, начинающие авторы, редко придают значение важности художественных деталей, часто используют их вне связи с сюжетом, о таких деталях критики говорят, как о не выстрелившем ружье. И это правильно, засоряя текст ненужными деталями авторы путают читателя, сбивают фокус картинки, забывая о том, что каждая деталь в рассказе должна работать на идею, задуманную автором: то ли рисуя образ героев произведения, то ли создавая необходимую зримую картинку окружающего мира в виде пейзажей или социальных взаимоотношений, если это необходимо. Но чаще всего герои у начинающих авторов не раскрыты, образ их смазан и потому их поступки вызывают недоверие. Автор поленился прописать своего героя необходимыми деталями и поступки героя вызывают недоумения у читателя.

Можем рассмотреть ещё один пример использования художественных деталей у нашего автора на Слоне. Автор Hungry God и его набросок-миниатюра о балерине. Почему эта работа? А потому, что это произведение хоть и малом объёма, но предельно насыщена художественными деталями как предметными, психологическими, бытовыми так и деталями символами. Эта работа показательная тем что построена фактически на одних деталях, очень плотно уложенных в сюжетную линию. Она небольшого размера и потому привожу её в полном объеме:

«Во мраке, подколодном, бархатном, клубящемся мраке, выходит тонкая и трогательная Она: прожектор высеребрил платьишко, ножки тонкие, руки смотрят ладошками в пол. Зритель ухмыляется: какая пошлость, право же. Смотрит глазами сальными и наглыми, развалясь в кресле. А Она не видит, идет себе, медленно, осторожно. Шажок, еще, в сторону, затанцевала.
Доски скрипят под пуантами. Ленты старые, изношенные, блекло-розовые, тянутся вверх по икрам.
Зритель колышется многоглазой тушей, растекается, невидимый за чертой сцены, кривит черные губы. Ощупывает. Оценивает. Рассматривает.
И испуганно застывает Она, меркнет ее серебряный свет, загорается другой, впереди – шатер падающих пылинок, белый конус. Там гильотина из картона и фольги, прямоугольник черного, косое лезвие как дверь отсюда в не-сюда.
Приближается, не веря. Пальцами трогает крашеный картон. Вспыхивает алое, марает нечистым светом. Тревожный прямоугольник стоит в мареве бычьей крови. Приглашает лечь.
Отказывается, попятившись. Оборачивается, но одни глаза кругом, тьма ощерилась редкими окулярами, ждут – что же? Вскидывает тонкие руки, поворот, поворот – вихрь тонкий и грациозный, отрицающий черное, неуязвимый для красного. Белизна, торжество белизны.
Становится переливающейся ртутью, гибкое тело Ее, облитое серебряной вышивкой. Свет возвращается, прожектор, дрогнув, набирает силу, лунная, холодно пылающая, она порхает над стонущими досками сцены. И меркнет красное, теряет силу, уходит во мрак.
Скучнеет. В зале вздыхают.
И Она уже не сияет так ярко. И Она больше не ртуть. Усталая, склоняет голову перед скорлупами кресел, рядами поднимающихся вверх. Кланяется.
Цветов не несут. Под жидкие аплодисменты разворачивается сверху вниз плюшевый занавес. Снизу на обороте ткани густо-фиолетовый штамп: «Кочуринский районный театр народной самодеятельности».

Текст конечно не вычитан и стилистически далек от совершенства, но обратите внимание как изящно и вместе с тем рационально автор использует художественную деталь для раскрытия главной идеи произведения: Зритель и искусство; мещанство, тупость, похотливость провинции и трепетно хрупкое искусство. И с первых же строк создаёт эмоционально насыщенную психологическую картинку: «Во мраке, подколодном, бархатном, клубящемся», и перед нами мрачная, тягостная, безнадёга провинциального театра, где , среди этого равнодушия и похабщины: «выходит тонкая и трогательная Она:» Вот она краткость до предела насыщенная образами, всего в одном предложении автор умело используя художественные детали раскрывает перед нами целый мир, где не только провинциальная ограниченность и пошлое отношение к искусству, здесь детали играют роль символа где благодаря мощным смысловым деталям-символам, показано вечное стремление прекрасного достучаться до обыденного, бытового, суетного.

Я не буду дальше разбирать этот великолепный пример умелого использования как предметных художественных деталей, так и глубоких символических, вы и сами легко сможете проанализировать предложенный мною текст. 

Благодарю всех прочитавших этот блог, надеюсь кому-то он будет полезен.

В статье использованы  интернетные печатные материалы:

https://belikebee.ru/seeds/hudozhestvennaya-detal-v-literature-ponyatie-i-primery-hudozhestvennye.html

Когда Чехов писал пьесы, он чётко указывал, какие именно детали интерьера должны находиться на сцене, и в какой одежде выходят герои. Такие «мелочи» важны и в художественной литературе.

Художественные детали текста можно разделить на два типа:

  • частные (относящиеся к одной сцене);
  • общие (относящиеся ко всему произведению в целом).

Терминология/тезис

Достоевский писал, что «автор должен до мельчайших точностей знать изображаемую им действительность». А Бальзак подчёркивал, что «искусство романиста заключается в правдивости всех деталей».

Писатель обязан присматриваться к окружающей реальности, а затем будто под микроскопом исследовать её характерные черты (вглядываться в жизнь). Автору художественной прозы нужна особая наблюдательность и точность образного мышления.

Деталь имеет смысл и силу по очень простой причине. В бесконечно малом вмещается целое!

Задача автора «заразить» читателя определёнными чувствами и мыслями. Это цель любого искусства, включая литературу. А достигается такая цель через нахождение бесконечно малых моментов, из которых складывается всё произведение.

Причем подробности и детали в тексте это не одно и то же. И они часто не относятся к ядру повествования (к образному целому), оставаясь как бы на периферии произведения.

Подробности воздействуют на читателя во множестве. Это какое-то перечисление предметов, черт характера, и так далее.

А деталь тяготеет к единичности, заменяя собой ряд подробностей. То есть, в одной детали автор может заключить десятки разных подробностей! Через неё можно показать принадлежность героя к той или иной религии, социальной группе, и так далее. В «Обломове» через диван, принявший форму тела героя, фактически раскрыт его характер.

Чехов, как виртуоз деталей, обладал чрезвычайной зоркостью. Например, он до мельчайших подробностей помнил путешествие на пароходе. Вплоть до выражения глаз пароходного ресторатора, отставного жандарма. При этом он одному из коллег по перу писал, что тот «нагромоздил целую гору подробностей, которая загородила собою солнце». В этом же духе классик высказывался нескольким знакомым авторам. То есть, он отлично различал множественность подробности и её кардинальное отличие от детали.

Основной тезис здесь следующий: под деталью понимают какую-то вещественную мелочь, свойство или особенность предмета.

Органы чувств

Первая особенность детали — это апелляция к органам чувств (обогащение изобразительного ряда текста).

Писатель может обращаться к пяти чувствам:

  • к зрению через изображение цвета предмета;
  • к слуху через характеристику звуков;
  • к обонянию через передачу запахов;
  • к осязанию через изображение ощущений у героев от прикосновений к чему-либо;
  • к вкусу через описание вкусовых свойств.

Влияние на каждое из пяти чувств делает повествование ярким и запоминающимся.

Погружение работает оптимально как раз через органы чувств! Разбрасывая мелкие детали, относящиеся к этой области человеческого естества, писатель как будто забрасывает удочку — цепляет читателя, извлекая его из реальности, а затем отпускает в вымышленный мир.

Цвет

В обычной жизни человек обходится названиями двух, трёх десятков цветов. Кто-то навскидку может вспомнить их только десяток. Художники оперируют двумя сотнями, включая разные оттенки. На самом деле многоцветие природы бесконечно!

Когда литература «осваивала» цвета, она обходилась самыми основными «красками». Например, писали, что небо синее (лазурное, голубое, чёрное).

Но в XIX веке, когда искусство устремилось к реализму, описания стали более реалистичными. Писатели следовали за художниками, привнося в тексты совсем другое изображение цветов. Например, заря стала лимонно-зелёной, пурпурно-золотистой. А небо оказалось вообще самых разных оттенков, включая бурый или фиолетовый.

XX век породил новые формы, связанные с эпохой модернизма. В литературе появились «медные небеса, латунная планка рассвета, красный туман».

В современной литературе цвета вообще понятие условное. Цвет экспрессивен. Вода может быть зелёной, чёрной, а глаза — красными. Авторы не столько следуют правдоподобию, сколько выразительности и художественной эффективности. При этом наблюдается некий примитивизм — что угодно может быть какого угодно цвета.

Важно понимать одно: цвет — такая деталь, которая эффективнее всего погружает читателя в вымышленный мир.

Звук

Звуки придают описаниям объём. Через слух к человеку в реальной жизни поступает очень много информации. По этой причине в прозе нельзя не упоминать о звуках.

Практически любое явление, описываемое в тексте, полно звуков. Очень важно дать читателю их услышать!

Если написать, что лес зелёный, картинка станет немного чётче, чем если бы автор упомянул просто лес. А если дополнить это описание звуками, изображение станет ещё и объёмным. В лесу трещат на ветру ветви, шуршит листва, поют птицы — здесь подойдёт любое достаточно стандартное описание.

  • Звук может передаваться простым названием предмета: звук копыт.
  • А может конкретизироваться: стук копыт о мостовую.
  • Его также можно окрасить до такой степени, что произойдет разрыв связи с реальностью. Например, добавив экспрессии и чуточку странности: мёртвый грохот копыт (каждый читатель поймёт это странное описание по-своему).

Запахи

Запахи передают в тексте присутствие неких предметов (запах хвои, мыла, бензина, свежего хлеба).

Важно не забывать, что в реальной жизни люди плохо различают запах. Войдя в комнату, каждый из нас уловит два-три основных аромата, не более!

Этого же количества достаточно, чтобы передать в литературе основную обонятельную гамму. Например, пишут, что вояка пахнет кожаными ремнями и дорожной пылью (хотя мы понимаем — потом он будет пахнуть гораздо больше). Либо, что в порту висит запах апельсинов и нефти (а на самом деле там множество ароматов, включая запах гниющих водорослей, свежей краски).

Автор просто выделяет ключевые запахи для создания общей картины, передачи настроения — для погружения читателя на уровень глубже в мир произведения.

Осязание

Этот орган чувств чаще всего взаимодействует со зрением. Пишется: «гладкая дорога, зыбучие пески, шершавые поручни, мягкое кресло».

Также осязание используется в переносном значении: «тёплый воздух, жёсткая рука», и так далее.

В более узком понимании осязание — это то, что чувствуют руки персонажей.

Вкус

В прозе мало что пробуется на язык! Исключение — описание застолий, приём пищи по утрам, какие-то перекусы.

Но к запахам вкусовые ощущения добавляются постоянно. Запах может быть горький, солёный, терпкий, кислый, сладкий, сытный. Это как раз та самая вкусовая гамма, которую автор должен использовать в произведении!

В заключение

На что нужно делать упор:

1. Самое важное — цвет.
2. Дальше нужно дать несколько звуков.
3. Описать один, два запаха. Большее количество читатель не сможет воспроизвести!
4. Прибавить совсем немного осязания.
5. И ещё отобразить «щепотку» вкусовых ощущений.

Читать дальше:

Классификация деталей — что нужно знать автору?
Подробное или беглое описание (широкие мазки)?
«Рояль в кустах» — как использовать?
«Чеховское ружьё» стреляет или как избавиться от «рояля в кустах»?

Добавить комментарий