Как найти идеи для рисунков

Hello everyone! С Вами Алекса и сегодня пофилософствуем на тему генерирования идей для Ваших шедевров, я поделюсь классными рабочими способами, которые облегчат задачу и натолкнут на интересные мысли) Если интересно, наливайте чаек и читайте пост дальше!

📌”Я хочу рисовать, но не знаю, что именно”- сталкивались ли Вы когда-нибудь с такой ситуацией? Думаю, большинство ответов будет положительными. Раньше эта проблема часто накрывала меня с головой, было огромное желание нарисовать что-то крутое, но вот что-всегда оставалось загадкой) Я что только не делала,но, как ни крути, своей идеи, которая мне бы нравилась, мне никак не приходила.

Когда я увлеклась иллюстрацией, я усвоила для себя главное правило: совмещай несовместимое и используй самые смелые (а главное, уместные) сочетания цветов и предметов. И после этого искать идеи мне стало в разы проще, ведь в иллюстрации нет как таковых рамок, а значит, есть воля экспериментам) Конечно, случаи, когда кажется, что я нарисовала уже все, что только можно, бывают, но они стали реже, ведь за год работы в сфере иллюстрации я обнаружила для себя несколько классных способов найти идею для иллюстрации, предлагаю начать с ними знакомство!)

Фото моей цветовой гаммы, которая успела пополниться за лето несколькими новыми цветами)
Фото моей цветовой гаммы, которая успела пополниться за лето несколькими новыми цветами)

📌Рандомные сочетания предметов

Как только не используют этот способ генерирования идей! И таблички составляют, и крутят “бутылочку”, и из шапки слова вытягивают!) Хорошо хоть не с бубном на столе не пляшут)

Суть этого способа в том, что тебе попадаются 2 слова-предмета/животных/растений и тд, чаще всего, совершенно несочетаемых друг с другом, а иллюстратор должен в своей работе придумать, как сделать это сочетаемым и красивым. На первый взгляд это кажется сложным, ведь как, например, в иллюстрации можно соединить рыбок кои и ирисы? Именно так я подумала, когда в время участия в марафоне “Топ Иллюстратор 3” под последними цифрами своего номера телефона в табличке я обнаружила значения “карп кои” и “ирис”. Но несмотря на это я нарисовала очень классный скетч)

Вот Вам и пример того, как сочетать несочетаемое)) 💜
Вот Вам и пример того, как сочетать несочетаемое)) 💜

Такие же рандомные значения можно написать и самому, к примеру, сделать одну табличку с нумерацией от 1 до 12, а другую от 1-31. Получится так, что из первой таблички можно выбрать месяц своего рождения, а из второй-день) А еще лучше, попросить составить такую табличку для Вас друга или подругу) Можно вырезать эти значения и с завязанными глазами доставать из мешка, в общем, выбирайте тот способ, который доступен и творите!)

📌Сделайте доску в Пинтерест

Обычно Пинтерест мы используем только для нахождения референсов, но а что если с помощью нескольких картинок составить идею и сразу решить, что именно будет на работе?)

Моя доска в Пинтерест для иллюстрации)
Моя доска в Пинтерест для иллюстрации)

Я часто использую этот метод, если уже знаю идею своей работы, и мне тогда остается лишь визуализировать ее с помощью картинок. Также этот метод очень подходит, если Вы рисуете серию работ с одной общей темой, но не знаете, что туда еще можно добавить. К примеру, у Вас ботаническая серия иллюстраций, на каждой из которых должен быть пион и бабочки. Тогда Вы открываете Пинтерест и вбиваете в поиск все ассоциации с этим цветком, можно перед этим выписать их на отдельный лист. И каждую картинку объединяете в новую доску (не забыв нажать на значок “сделать доску секретной”, чтобы она не попадалась другим пользователям). Благодаря такому подбору ассоциаций, Вам будет проще представить общую картину своей будущей иллюстрации, ведь не каждый может нарисовать все сразу из головы, как в большинстве случаев происходит у меня, хотя я все равно обращаюсь к референсам))

Моя новая иллюстрация💜
Моя новая иллюстрация💜

С помощь этого способа буквально вчера я нарисовала новую иллюстрацию на морскую тему, которой очень довольна) К самим референсам во время рисования я не обращалась, лишь собрала их в отдельную доску, чтобы не забыть идею, а все остальное, как говорится, дело техники)

📌Посмотрите перевод любимой песни или просто послушайте какой-то новый жанр музыки

Это советует Вас самый настоящий меломан с 200+ песнями в плейлисте “Любимые треки” в спотифай) В этом году мне срочно нужно было отвлечься от негативных событий, которые происходили в моей жизни, поэтому я сильнее углубилась в симфо-метал и рок, который всегда нравился, а до этого я металась между 2 жанрами. Идей для рисунков стало приходить очень много (до тех пор, пока я не выгорела окончательно из-за школы) и на это, по большей части, вдохновляла именно музыка и переводы песен. К слову, не так давно я прониклась одной чудесной песней с грустным переводом, хочу нарисовать для нее скетч. Уже 3 дня думаю, что у меня ассоциируется с безумием, именно так переводится название этой песни))

Ещё очень советую внимательно смотреть на обложки песен и альбомов, там много интересного! Часы для этой работы появились благодаря строчкам припева песни группы Lacuna Coil "Our Truth" и обложки одного из альбомов Imagine Dragons) А вообще вся работа наполнена смыслом песен второй группы)💜
Ещё очень советую внимательно смотреть на обложки песен и альбомов, там много интересного! Часы для этой работы появились благодаря строчкам припева песни группы Lacuna Coil “Our Truth” и обложки одного из альбомов Imagine Dragons) А вообще вся работа наполнена смыслом песен второй группы)💜

Недавно своим плейлистом я поделилась со своей подругой Никой с канала Душа Писательницы и одна из песен, точнее, ее мелодия, вдохновила ее на прекрасное стихотворение, при том, что Нике больше по душе испанская музыка. Сама же я часто смотрю переводы любимых песен в интернете и вдохновляюсь как самим переводом и мелодией, так и исполнителем. Вот примерно так у меня случилась любовь к Шарон ден Адель из группы Within Temptation)

📌Выходите гулять под любимую музыку

Вот прямо сейчас оденьтесь и выйдете на улицу, выключите основной звук на телефоне и подключите наушники, только дочитайте прежде эту статью до конца) Мне больше всего нравится гулять вечером, когда уже садится солнце и появляются первые звезды, это меня очень заряжает, особенно когда в наушниках играет какая-нибудь классная песня, а в руках вкусненький горячий шоколад)) Вот именно в один из таких вечеров мне попалась в рекомендациях та песня, для которой я продумываю сейчас скетч. Особенный кайф я получаю, когда в 8 вечера я при этом катаюсь на каких-то качелях, смотрю на звезды, а в лицо мне дует ветерок.

Моя иллюстрация💜
Моя иллюстрация💜

А еще во время прогулки можно встретить многих людей. Мне всегда нравилось угадывать, что чувствует каждый из них, улавливать эмоции и частично переносить их на свои работы в качестве штрихов и красок) Да и природу никто не отменял как источник вдохновения. Те же облака проплывают над нами всевозможных форм. Будьте внимательны и смотрите вокруг под любимую музыку, а если что-то вдохновит, у Вас появится прекрасная ассоциация и идея для творчества))

А как ищете вдохновение Вы?) Делитесь!

  • Дизайн
  • 11 мин на чтение
  • 42919

Александр Богатов, иллюстратор и графический дизайнер из Ижевска, поделился своими методами поиска отличных идей для иллюстраций и графического дизайна.


Меня зовут Саша Богатов — иллюстратор, графический дизайнер из Ижевска. Развиваю собственный проект Daily Sketchups — ежедневные иллюстрации, где упор делается на работу с смыслями, смешением техник и стилей, инструментов.

Нет времени ждать музу, когда ведешь подобный проект и работаешь, одновременно. Поэтому, я углубился в поиски методов генерации идей. В итоге, у меня сложился определенный список техник, которые я использую часто. Генерирование идей — не волшебство. Это навык, который можно прокачать. Прокачать можно, например, с помощью нижеперечисленных методов.

В статье нет следующих методик: мозговой штурм и его вариации; шесть шляп Эдварда Де Боно; ТРИЗ. О них много написано, пересказывать нет смысла.

1. Генератор генераторов идей

Виктор Меламед, руководитель курса иллюстрации в Британской высшей школе дизайна, написал статью в фейсбуке о придумывании генераторов для генерации образов.

Описание и механизм работы. Внутри генератора: ток, трансформатор, тестер. Ток — то, что вас вдохновляет: яблочные хвостики, хвосты енотов, постеры хоррор-фильмов, английский фарфор. Трансформатор — преобразование исходного материала в сюжеты, идеи. Тестер — критерии, выходящие из требований задач, по которым мы оценим сгенерированные идеи.

«Хороший генератор должен производить разные идеи в рамках одной логики и не выгорать раньше, чем на пятой идее. Хорошая идея не только запоминается и интригует, но и запускает пластическое развитие картинки»

В. Меламед.

Виды генераторов:
● Трансформатор — трансформирование ситуации в сюжет
● Инвертор — объекты меняются местами
● Коллайдер — когда есть два источника тока
● Рандомайзер — случайные константы
● Инкубатор — когда нужно детализировать выдуманный мир
● …

Всегда можно придумать генераторы со своими параметрами, дерзайте! К посту приложена таблица с генераторами. Генераторы описали студенты Меламедовского курса на примерах любимых иллюстраторов, а также представлены собственные наработки.

0*e1GY2Jpw2NF0GzMXТрансформатор; ток №1 — люди, звери, объекты; ток №2 — контраст размеров; тестер — абсурдная правдоподобность. Иллюстрация  — Brad Holland,  описание генератора  —  Алёна Белякова.

0*L76LF52DeMpO8L0jИнвертор; ток — любые предметы и животные; трансформатор — аттрибут или деталь существа или объекта отчуждается от него и используется не по назначению; тестер — необычно и смешно.Иллюстрация — Brock Davis,описание генератора — Виктор Меламед.

0*6r_y29fU36k78bTq.Коллайдер;ток №1 — фотографии выпускников, любые жанры бытовой фотографии; ток №2 — лица из хорроров; трансформатор — столкновение; тестер — издевательский ужас. Иллюстрация  — Charles Burns,  описание генератора  — Анастасия Сухарькова.

0*h-uzvUvDtusG4UQcРандомайзер; ток — пять слов, начинающихся на одни и те же две буквы; трансформатор — объединение в сюжет.Иллюстрация — Wren Mcdonald;контекст иллюстрации — troll tromping [through] tropical [rainforest, with] trombone [playing] troopers [on a] trolley;описание генератора — неизвестно.

1*obPolnVtrI46Lo_axs1ENAИнкубатор; ток №1 — бытовые ситуации, ток №2 — животные; трансформатор — мир детей и разумных роботов, изображающих животных; тестер — тепло, покой, сюрреализм.Иллюстрация — Shaun Tan (Rules of summer),описание генератора — Анастасия Сухарькова.

0*KQ9OqSc4Or9LwjmwТрансформатор; ток — фотографии людей, любых предметов и животных; трансформатор — составляем из двух фотографий единый объект по принципу гармонии формы; тестер — странно, смешно, умно. Подсмотрено у Stephen mcmennamy, иллюстрация  Daily Sketchups

2. Ментальная карта

Описание метода. Ментальная карта или mind mapping — техника визуализации мышления. Карты нужны для разработки тем, поиска идеи, систематизации знаний.

Механизм работы. Берете лист бумаги или запускаете онлайн-редактор карт, в середине листа пишем главную тему или слово, от темы рисуем ветки с ассоциациями. Кто-то пишет только словами, кто-то добавляет простые рисунки, иконки.

Так выглядят карты:

0*aZPwddxkmgOrMIOc.Скриншот из онлайн-редактора карт Mindmeister

1*kR11QV5Edpwm9CUBXhZZ6QОдна из карт в моем блокноте

0*6teWAgBHYsKLT9y4Карта о тайм-менеджменте. MindTools

Мой подход к составлению карт:

  1. Анализ собственных ассоциации, связанных с темой;
  2. Расширяю список слова в карте с помощью ассоциативных словарей: sociation.org, wordassociations.ru, www.slovesa.ru;
  3. Набираю главные слова и ассоциации в Пинтерест и гугл имейдж, ищу образы и слова в картинках. В Пинтересте перебираю тэги, добавляю к теме слова #illustration или #graphic_design.

Сервисы для работы с картами:

  • Mindmeister.com— приятный онлайн-редактор карт. Пользуюсь им. Есть ограничения в бесплатной версии;
  • Mind42.com — не пробовал, но любим у составителей карт;
  • Mindnode.com — редактор карт для техники Apple.

Подробнее о методе написано на Хабрахабре в статье Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше.


3. Системный подход к ассоциациям

Методология похожа на метод составления ментальных карт. Найдено в блоге Нейта Вильямса, американского иллюстратора, в этой записи.

Краткий перевод статьи с механизмом работы:
1. У вас есть тема, задача. Опишите тему 2–4 главными словами. Например, тема — «расширение возможностей учителей с помощью технологий». Главные слова: расширение возможностей, учитель, технологии.

2. Подбираем для каждого слова ассоциации:
1*or8sxK5QrxzktVvOKuosKw
3. Соединяем по одной ассоциации из каждого столбца в предложения:

  • кран управляемый учителем, опускает лампочки в головустудента;
  • студент забирается по ДНК-лестнице, чтобы нарисовать лампочки на доске;
  • студенты и учителя идут по мосту из компьютеров до Луны.

Визуализируем предложения:

0*7xTDsF_UXztNLJNG.«Мост в другой мир». Студенты иучителя пересекаютмост изкомпьютеров на Луну.

0*P6MQRToastUgOS38.«Езда на голове». Голова учителя — средство передвижения, которое везетстудентов к новым знаниям с помощьютехнологий / компьютера

0*n_Pliu8rg2M6XB8g.«Взрыв знаний». Компьютер, метафора портала

0*O3vf9iHcCnn-Zouw.«Супер Учитель».Учитель в героической позе (стоя накомпьютере) вдохновляетстудентов

0*mx8TuXfT7g0EbWZZ.Иллюстрация готова!


4. Тропы и стилистические фигуры

Описание метода. Весь мир текст, и он состоит из знаков и смысловых единиц. Изучением знаков и смыслов, правил коммуникации занимается семиотика. В. Меламед популяризирует этот метод в иллюстрации. Иллюстрация — это текст, значит в ней действуют правила речи, стилистические фигуры речи.

«Хорошую иллюстрацию можно пересказать на словах»

В. Меламед

Механизм работы. Вспомним литературные тропы: метафора, метонимия, cинекдоха, эпитет, гипербола, дисфемизм, каламбур, литота, сравнение, перифраз, аллегория, олицетворение, ирония, пафос, сарказм, эвфемизм, анафора, градация, антитеза, умолчание, параллелизм, инверсия. Определения найдете в гугле, если забыли.

Есть два варианта работы с данным методом. Первый, усиливаете вашу идею с помощью тропов. Второй вариант, подбираете тропы, которыми создадите визуальную метафору вашей идеи.

Подробнее о методе в лекции В. Меламеда «визуальная метафора в иллюстрации».

Реализация тропов в графике:
0*D9OnA8Lp91-oaODVМетафора полета фантазии раскрыта через элегантное сравнение крыла самолета и книги.Jungho Lee, illustration for book « Promenade»

0*HVnd7rhFHP6AlrihСарказм. Кто кем управляет, кто хозяин своей жизни?Pawel Kuczynski, pawelkuczynski.com

0*uLz9a3MV7V1a1iJYГипербола, каламбур. Преувеличении веса тубы и игра слов.Matt Blease, mattblease.com

0*w__0KevoiQvlrBewЛитота, каламбур, сравнение. Автобус и ботинки timberland в пути. Daily Sketchups

0*sJRXNKaKfP06PVE8Градация, инверсия, гипербола, каламбур. Профессор синтезировал гигантского комара, которого он пытается убить, не видя, что он уже увеличился в размерах. Кто кого теперь ловит?Brecht Vandenbroucke, brechtvandenbroucke.blogspot.com

0*VDNJurEmOxAni82xАнтитеза, метонимия. Союз веселого и скучного, однотонного и пестрого.Broke Davis, itistheworldthatmadeyousmall.com


5. Использование другой стилистики, техники, материала

Описание метода и механизм работы. Дело в том, что выбор материала, стилистики, инструмента может являться уже решением задачи.

«В Британке много времени уделялось, чтобы заставить нас делать что-то своими руками. Потому что зачастую верный выбор инструмента уже является решением задачи», — Владимир Аюев в статье про обучение дизайнеров в Британке.

Screen Shot 2016-08-10 at 07.52.35Травяной чай для сторонников здорового образа жизни «Tweet» (Марина Апевалина)

Screen Shot 2016-08-10 at 07.52.41Постер (Таня Лазарева, Стас Неретин), Московский муравейник (Раушан Султанов), Постер (Мария Зайцева)

Screen Shot 2016-08-10 at 07.52.45Туалеттеринг (Артур Лебсак), Постер (Раушан Султанов)

Screen Shot 2016-08-10 at 07.52.52Афиши для ижевской Печа-Кучи. Материалы и инструменты (слева направо): цифровая иллюстрации; 3д графика; самодельное печенье. (Саша Богатов)

Помимо рук, есть замечательные инструменты, которые мы упускаем в цифровой среде. Попробуйте поработать с 3д-графикой, видео, посмотрите в сторону интерактивных инсталляций, анимации, саунд-дизайна, маппинга, веб-иллюстрации. Владение инструментами расширяет ваш язык, на котором вы говорите с зрителем, заказчиком, аудиторией. Повторюсь, выбор инструмента может подсказать решение задачи, усилить визуальную метафору или стать ее хребтом.

Взаимодействие новых технологий и мира иллюстрации:

1. Неординарный новостной ресурс «Батенька, да вы трансформер», опубликовал спецпроект с крутыми веб-иллюстрациями: taxi.batenka.ru.

2. Центр Марс в Москве представил в этом году экспериментальную выставку — «Метаформы». Известные стрит-арт художники России перенесли свои работы в виртуальную среду. Увидеть сделанные работы можно с помощью шлемов виртуальной реальности.

Тизер к открытию выставки «Метаформы»

3. Дмитрий Карпов воодушевленно рассказывает о пользе освоения программы Cinema 4d, где вы сможете решать интереснее любые визуальные задачи, создавать сложные формы, настраивать под себя все окружение.

Дмитрий Карпов. «Вселенная 3D для иллюстратора» from Bang Bang Education on Vimeo.

Тизер к курсу «Вселенная 3D для иллюстратора. Быстрый старт с Cinema4D»

4. Еще один способ расширить свой инструментарий — работа с скульптурой, пластикой

0*T1-YwkPI3qvd2WXc«Объятия» отRonit Baranga, ronitbaranga.com

5. Визуальный эксперимент от Данила Криворучко, показывающий соединение видео и кодинга с использованием алгоритмов нейронных сетей

6. Еще один пример скрещивания книжной иллюстрации и веб-технологий в проекте An Awesome Book!

0*M7_9WVscmBFkJ1jVОдна из иллюстраций проекта An Awesome Book!


6. Синестезия

Описание метода. Синестезия — способность воспринимать мир органами чувств, пользуясь при этом описанием ощущений из мира других органов чувств. Примеры: цветной слух, восприятие определенных цветов при виде букв, запах песни Seven Nation Army у The white stripes, вкус Симпсонов.

О том, как синестезию включить в арсенал творческих инструментов, рассказывает В. Меламед в одноименной лекции.

Механизм работы на примере синестезийного анализа:

1. Слух. Как заставить иллюстрацию шуршать, гудеть, дребезжать как старый холодильник?

0*-DVEfcr7A8RPxZNh.Передача ощущения кромешной тишины на морском дне и появление шума в виде рыб. Valerio Vidali, valeriovidali.com

0*9CyR7JPs0a1CTmMPПередача музыкального жужжания через знак мелодии и комара. Daily Sketchups

2. Обоняние. Может ли картинка сладко пахнуть как роза, или вонять забористым потом?

0*MTPRIw13YnbrNyyaЗапах болота, лилий, затхлость в работеAndrea Wan, andreawan.com

3. Вкус. Какая же иллюстрация на вкус? Может быть кислая, сладенькая, горькая, недосоленая креветка?

0*rkxbVUqHfujX0tgeМятное мороженое и кекс с хрустящими орехами.Mouni Feddag, mounifeddag.com

0*ETQ7pZNaGcAJXCmdОщущение сладкой прохладной, клубничной газировки летом, или шампанское.Monica Ramos, monramos.com

4. Осязание. Можно ли передать тактильные ощущения визуально, ощутить шёлк или кожу черепахи?

0*bHewAUKKjZZC4IZTКолючая иллюстрация, где-то чувствуется мох. Henry McCausland, henrymccausland.com

5. Мышечное чувство или кинестезия. Способна ли картинка уничтожить ваш вестибулярный аппарат, закружить голову?

0*pTkrIlHJrEUIF--_Представляешь себя на месте одной из девушек, становится дурновато. Невесомость. Javi Aznarez,javiaznarez.blogspot.com

6. Чувство времени. А как насчет почувствовать текучесть времени в картинке?

0*TWbqN1a0AOytRQh8.Мы замираем, ждем. Сколько будет длиться это издевательство в розовых тонах? Brad Holland bradholland.net

7. Персонификация темы

Описание метода. Придаем нашей идее человеческий облик.

Механизм работы. Представим, что наша идея, тема, продукт, главное слово , текст — человек. Придаем этому человеку характер, определяем его свойства, манеры, во что он одет, что любит и ненавидит. Далее приступаем к поиску визуального решения, которые бы описывало наш объект.

Комедийная персонификация образов Mac и ПК

Не нашел корни метода, но идея подслушана в лекции «типографика бренда » Михаила Шишкина из брендингового агентства Shishki.

Бренд — образ в голове аудитории. Он говорит по средствам визуальных коммуникаций определенным языком, тоном с аудиторией. Язык и тон — используемые образы, типографика, шрифтовая составляющая, цвета. Язык бренда формируется на этапе исследования, где составляется подробный портрет адресата, аудитории. В презентации есть примеры подбора шрифтов на основании выделенных свойств характера человека и природных ассоциаций.

1*lRwU65bWP_t3WbjnmyvRjAПара слайдов из презентации « типографика бренда»

Иллюстраторам нужно заменить во всем сказанном слово бренд на визуальную метафору. Каков язык у этой метафоры, с какой интонацией она говорит, какими словами и цветами, техникой? У данного метода не сложно заметить связь с синестезией.


Материалы для закрепления и углубления знаний:

  1. Лаконичный расказ на Хабрахабре о техниках креативности
  2. Саша Ермоленко в ВШЭ рассказывает о популярных креативных методиках
  3. Платный курс «Дизайн-мышление — накачка идеями» от Дмитрий Карпова в рамках Bang!Bang! Education
  4. Онлайн-школа иллюстраторского агентства Bang! Bang!
  5. Классная книга Бруно Мунари «Фантазия» о творческом мышлении и решении задач. На нее написал рецензию Сергей Король
  6. Cargocollective.com пригодится тебе для поиска идей глазами, а также для улучшения чувства вкуса
  7. Лекция с Просмотра 2014, Николай Лисов о «методиках генерирования идей»
  8. Записи основных лекций Виктора Меламеда
  9. Книга Алексея Иванова «как придумать идею, если вы не Огилви»

Автор: Александр Богатов
Источник: medium

  • 3

Визуальная библиотека как основа креатива

От художников, дизайнеров, да и всех людей творческих профессий постоянно ожидают чего-то нового. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с крамольной мыслью: «А зачем всё это? Разве в 2021 ещё можно создать что-то оригинальное?».

Наблюдая, как профессиональный художник публикует очередную крутую и необычную работу, можно и вовсе оказаться в точке тотального уныния: я никогда так не смогу — у меня недостаточно воображения. Давай остановимся и отвлечемся от мрачных мыслей.

Что если на самом деле воображения у тебя куда больше, чем ты сам думаешь? Надо только взглянуть на мир иначе.  Наверняка ты слышал про такую штуку, как насмотренность. Это навык художника, который позволяет ему преобразовать ранее увиденные им изображения в опыт и использовать в своей работе.

Смотрел британского «Шерлока», который Камбербэтч? Детектив раскрывает дела, доставая информацию из «чертог своего разума». Ну так вот, это как раз про насмотренность. А чертоги разума художника — это визуальная библиотека.

Кадр из сериала «Шерлок Холмс»
Кадр из сериала «Шерлок Холмс». Источник

Имея обширную визуальную библиотеку и хорошо развитую насмотренность, художник получает значительное преимущество перед теми, у кого их нет. И дело тут не только в более интересных идеях.   

Коротко о плюшках, которые дает насмотренность:

  • Ты помнишь и полезное, и вредное. Визуальный опыт поможет не только применить увиденные классные идеи, но и избежать ранее замеченных ошибок (и своих, и чужих).
  • Ты постепенно вырабатываешь свой стиль и начинаешь лучше разбираться в личных предпочтениях. Таким образом ты сможешь «отряхнуться» от навязанных культурой трендов и понять, что тебя на самом деле привлекает.
  • Ты работаешь быстрее. Тебе уже не нужно так сильно полагаться на референсы, потому что многие из них лежат в твоих «чертогах». А пока ты не рисуешь, а, допустим, ешь или спишь, подсознание снова и снова перерабатывает информацию в твоей визуальной библиотеке и подмечает новые детали.

Примеры хорошей визуальной библиотеки

Корейский художник Ким Джун Ги известен своими детализированными работами и сумасшедшими идеями, которые в них воплощены. Интересный факт: Ким почти не пользуется референсами в процессе рисования. Он может себе это позволить, потому что насмотренность позволяет ему воссоздать в памяти увиденные ранее образы и понять, как их эффективнее собрать в единую картинку. Ким Джун Ги — наверное, самый яркий пример богатой визуальной насмотренности. Каждый раз, когда он видит какой-либо объект, он отмечает детали и придумывает, как проще его запомнить. 

А самое классное то, что насмотренность — это не талант, а навык. Она есть у каждого, но ее надо развивать. Как же это сделать?

Пример нейросетей

В 2017 году художник и креативный технолог Мемо Аткен опубликовал инсталляцию под названием «Учиться видеть». Это серия видео, где параллельно показаны две реальности: каким видит мир глаз человека и как тот же мир воспринимается специально обученным искусственным интеллектом. 

Магия в том, что в нейросеть загружена библиотека из нескольких тысяч изображений на одну и ту же тематику: фотографии моря или океана. С момента «рождения» искусственный интеллект не видит ничего, кроме моря. И, если его выпустить в мир, полный самых разнообразных объектов, он не сможет увидеть их объективно, а лишь пропустив через призму привычного восприятия.

Проще говоря, нейросеть будет видеть море в каждом объекте, потому что это единственное, что она когда-либо видела. А две идентичные нейросети с разным набором изученных изображений будут видеть окружающее пространство совершенно по-разному.

Человеческое восприятие

Можно провести параллель между базой данных нейросети и визуальной библиотекой, формирующейся у нас в голове в течение жизни. Любое произошедшее с тобой событие меняет призму, через которую ты видишь мир. 

Кадр из фильма «Социальная сеть»

Кадр из фильма «Социальная сеть». Источник

Другой человек увидит те же самые вещи иначе, ведь его восприятие мира опирается на свою уникальную базу данных, сформированную в голове. Поэтому важно помнить, что визуальный опыт часто играет ключевую роль в уникальности твоего творчества.

Нюансы

В зависимости от того, как ты пользуешься своей визуальной библиотекой, результат будет меняться — иногда в лучшую, а иногда и в худшую сторону. Если неправильно настроить объектив фотоаппарата, то фотография не получится. Так и здесь: если ты изучаешь и замечаешь разные аспекты окружающего мира, то сможешь увидеть больше оригинального, чем зная много только об одном. Но помни: если пополнять библиотеку бездумно и хаотично, это вряд ли сильно повлияет на твою насмотренность.

С одной стороны, эксперименты Мемо Аткена с нейросетями впечатляют тем, как в неприметных вещах можно увидеть красоту, драму и историю. С другой — видение мира искусственного интеллекта в этих работах нарочито однобокое. Если в твоей базе данных есть только изображения моря, ты не сможешь увидеть лес или горы.

Врожденная однобокость

Мы везде видим лица, потому что привыкли быть окруженными людьми. Это не плохо, но «зашоривает» наш творческий потенциал. Желание мозга видеть привычные образы может стать помехой в поиске новых. Старайся развивать насмотренность на разных объектах и набирать визуальную библиотеку из всех областей, которые могут тебе пригодиться в работе. 

Например, художник из Сан-Франциско Эрик Гюз умело использует опыт работы программным инженером в своем творчестве. Он берет за основу предметы повседневного быта и создает на их основе необычные, но реалистичные концепты космических кораблей.

Концепты из простых предметов

Концепты из простых предметов. Источник

Основная профессия Эрика помогает ему придумывать крутые концепты буквально из из чего угодно. Это полезно, но с этим нужно работать осторожно, чтобы не уйти в  однобокость. Тогда ты сможешь мыслить креативно и не думать о космических кораблях в тот момент, когда тебе нужно придумать концепт оружия. 

При этом библиотеку можно набирать постепенно, систематизированно переходя от темы к теме. Если сейчас ты работаешь над концептом космического корабля, тебе точно не помешает присмотреться к работам других художников, и изучить разные модели реальных шаттлов и ракет.

Общая насмотренность переносит на новый уровень: ты можешь соотносить формы, цвета и динамику не связанных между собой предметов, чтобы получить что-то новое. 

Рисунок дополняет реальность

Рисунок дополняет реальность. Источник

Главный вопрос

Так как же развить навык насмотренности и начать пользоваться своей визуальной библиотекой? Прежде всего, помни: чтобы визуальный опыт был полезен, нужно параллельно развивать два гибких навыка — память и креативность. Чтобы собрать визуальную библиотеку у себя в голове, надо сначала подготовить материальную базу — реальную библиотеку изображений, которые могут тебе пригодиться.

Где хранить референсы

Для этого можно создать папку на компьютере или в облаке, а можно использовать рефборды вроде Pinterest и Tumblr. Главное — не сохраняй все подряд. Старайся отнести каждое изображение к какой-либо категории. Например, если ты сохраняешь фото человека, пойми, что именно тебя заинтересовало: одежда, поза или черты лица?

Упорядочивая данные в своем хранилище с самого начала, ты облегчишь себе работу в будущем, а заодно начнешь анализировать визуальный контент.

Стадики 

Делай быстрые зарисовки, чтобы лучше разобраться как рисовать тот или иной объект. Если ты работаешь над конкретным проектом — выбери изображения, относящиеся к его теме. Если ты находишься в «свободном полете» и не привязан к определенной тематике, выбери, что тебе интереснее всего на данный момент. Главное — не забудь периодически менять тему.

Кадр из фильма «Выживший»

Кадр из фильма «Выживший». Источник

Учебные работы помогут тебе быстро набить руку и понять, как устроен изучаемый предмет — будь то человек, космический корабль или дерево. Обращай внимание на аспекты, которые помогут тебе лучше запомнить изображение. Подумай: из каких простых форм оно состоит? Как части соотносятся пропорционально и объединяются в единый объект? Попробуй рисовать один и тот же предмет в разных ракурсах, чтобы понять, как он устроен. 

Если рисовать одно и то же снова и снова, в какой-то момент ты начнешь понимать, как сделать изгибы естественными, а рисунок динамичнее, научишься играть с пропорциями и расставлять акценты. 

Важно подмечать детали 

Обращай внимание на мир вокруг: как ведёт себя тень на разных поверхностях, как свет влияет на цвета предметов, чем отличается текстура асфальта от текстуры бордюрной плитки. Попробуй дойти до метро без наушников и посмотри, изменит ли это твоё восприятие.

Кадр из фильма «Голгофа»

Кадр из фильма «Голгофа». Источник

Побудь исследователем: сначала это может выматывать, но с каждый днем замечать необычные мелочи будет проще и интереснее.

Учись у лучших

Составь список художников, которые тебя вдохновляют, и попробуй разобраться, что именно делает их арты классными. Если замечаешь интересную композицию, необычную работу со светом или текстурку, которую хочется лизнуть потрогать — попробуй использовать этот прием в своей следующей работе.

Не факт, что он тебе подойдет, но это будет полезный опыт. В любом случае, не пытайся просто копировать чужой стиль — экспериментируй с увиденным, чтобы найти себя в творчестве.

Бросай вызов

В интернете проходит много челленджей, которые помогут развить насмотренность и выйти из зоны комфорта. Например, художники часто пробуют рисовать свою работу в стиле других авторов. Это может быть проект-коллаборация с другим знакомым художником, а может быть учебный проект на основе работ профессионалов. Развить насмотренность не так сложно как кажется. Просто надо начать не просто смотреть, но и делать это осмысленно.

Если обычному человеку глаза нужны, чтобы свободно передвигаться и не подвергать себя опасности, то художнику нужно стать сверхчеловеком. А как это сделать, ты уже знаешь.

Изображение одного персонажа в разных стилях за авторством Анны Антоновой

Изображение одного персонажа в разных стилях за авторством Анны Антоновой

В общем, чтобы научиться видеть и создавать новое, смотри, анализируй и пробуй. И на всякий случай резюмируем:

  • Чтобы твои работы были интереснее, пополняй визуальную библиотеку. Это не сделает тебя великим художником по щелчку пальцев, но поможет находить необычные идеи и лучше понимать то, чем ты занимаешься.
  • Развивай внимательность. Помни, что каждый образ, увиденный тобой на улице, в чужой картине или в фильме, станет частью твоей внутренней базы данных.
  • Анализируй окружающий мир и работы других художников. Понимание базовых приемов и форм укрепит образы в твоей памяти: ты будешь работать быстрее и допускать меньше ошибок.
  • Тренируй память и креативность. Пробуй увидеть необычные образы в обычных вещах, и со временем это станет привычной частью твоей жизни. 

Помни: в «базу данных» каждого человека заложена разная информация, и все мы видим мир по-разному. Чем выше твоя насмотренность, тем больше идей придет тебе в голову — а значит, тем выше шанс создать что-то новое и оригинальное.

Напишу несколько советов, которые помогут разогреть воображение и всегда иметь в копилке список идей наперед:

🌿Челленджи

Сейчас многие российские и зарубежные иллюстраторы проводят рисовальные челленджи в инстаграм, где задают интересные темы, и другие ребята рисуют иллюстрации отталкиваясь от них.

Вот несколько подобных челленджей:

Александра Дикая

Элина Эллис

Эя Мордякова

Andrea Stegmaier и др.

Готовые темы зададут толчок для вашего воображения.

Если хочется порисовать что-то отвлеченное, просто для души, то есть челленджи по тегам, например: #drawinyourstyle Когда один иллюстратор выкладывает свою работу, а другие вдохновляются ей и интерпретируют картинку в своем стиле.

Group 1.png

🌿Бумажки со словами (прилагательное, существительное, также можно добавить глаголы). Когда у меня нет идей, я пишу на бумажках список из прилагательных и существительных, и выбираю по одной из каждой кучки наугад. Получается интересное сочетание, например: подводный слон, холодный кролик и т.д. Эти иллюстрации получились из словосочетаний “Речной шарф” и “Медовый монстр”.

Group 4.png

🌿Идеи для рисунков из фразеологизмов, идиом, синонимов

В нашей речи столько интересных фраз, которые могут стать началом для отдельных иллюстраций и даже для целых историй.

Например,

не вешай нос

селедка под шубой, картофель в мундире

блошиный рынок

анютины глазки

бросать слова на ветер

и т.д.

🌿Искать скрытые скрытые формы в случайных предметах. Например, как в этом посте:

image 10.png

🌿Придумать сюжет для рисунка с помощью рандомайзера смайликов

image.png

🌿Пятна и калябушки

Нарисовать самые разнообразные пятна или калябушки акварелью, текстовыделителем или цветным карандашом. А потом линером или гелевой ручкой дорисовать в этих пятнах людей, предметы, животных и и.д., отталкиваясь от формы пятна или разводов внутри него. Лист можно вращать в разные стороны.

image.png

🌿Дополненная реальность

Искать интересные образы и сюжеты в фотографиях и предметах вокруг.

Group 2.png

Кит Ларсен создаёт мультяшных персонажей из бытовых предметов, которые встречаются ему в обычной жизни.

Thomas Lamadieu вдохновляется фотографиями закрытых двориков и улиц и дополняет реальность своими иллюстрациями.

Упражнение из разряда, дорисуй кота. Можно брать фотографии предметов и пробовать дорисовать к ним какой-то сюжет:

Group 3.png

Что почитать о креативном мышлении. Мой ТОП-5:

🔥 Эстанислао Бахрах | Гибкий ум

🔥 Шрини Пиллэй | Варгань, кропай, марай и пробуй

🔥 Алексей Иванов | Как придумать идею, если вы не Огилви

🔥 Дж. Уэбб Янг | Техника рождения идей

🔥 Майкл Микалко | Рисовый штурм

10,3 K

Комментировать ответ…Комментировать…


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Рисование – достаточно приятный вид деятельности, но иногда он кажется трудной задачей. Если у вас возникли проблемы с подбором идей для своих рисунков, подстегните себя некоторыми стимулирующим приемами и прочими техниками. Вдохновение можно также поискать в других областях искусств и интересов. А развитие привычки заниматься рисованием регулярно позволит вам постоянно поддерживать поток своего творчества.

  1. Изображение с названием Become an iOS Developer Step 13

    1

    Работайте по заданию. Существует целый ряд веб-сайтов, на которых можно взять задания с темами для рисования. Найти их можно простейшим поисковым запросом в интернете. Также можно использовать задания из тематических групп в различных социальных сетях. Задания обычно выглядят следующим образом:[1]

    • “нарисуйте стаю птиц, которые тусуются в клубе”;
    • “нарисуйте то, что вас пугает, но в комичном виде”;
    • “нарисуйте ресторан, в котором бы вы ни за что не стали ужинать”;
    • “нарисуйте декорации для вымышленного игрового шоу”.
  2. Изображение с названием Figure out What You Should Draw Step 6

    2

    Поработайте новым способом с любимой темой для рисования. Вам все может показаться рутиной, когда вы снова и снова рисуете одно и то же. Если вам нравится рисовать конкретную тематику, например, виды природы или фантастические сцены, с ними можно продолжить работу, но только с другого ракурса. Например, если вам нравится рисовать людей, можно нарисовать кого-то:[2]

    • кого вы хорошо знаете, но в том месте, в котором вы никогда его не встречали;
    • обычным образом, но сделать одну из рук человека необычно большой;
    • представленным в виде того, кто навряд ли может быть супергероем;
    • таким, каким вы представляете себе этого человека 50 лет спустя.
  3. Изображение с названием Figure out What You Should Draw Step 3

    3

    Установите конкретные рамки или параметры для своих рисунков. Порой именно широкая открытость вопроса “Что же мне нарисовать?” делает его таким трудным. Если же вы заставите себя мыслить в определенных рамках, то сможете вырваться из тупика и создать что-то интересное. Придумайте себе пару правил и начните рисовать исходя из них.[3]

    • Например, можно 20 раз нарисовать один и тот же предмет, но каждый раз вносить в него одно небольшое изменение.
    • Аналогичным образом можно нарисовать 10 предметов на букву “M”, которые первыми придут вам в голову, вне зависимости от того, что они будут из себя представлять.
  4. Изображение с названием Write a Friendly Reminder Email Step 10

    4

    Попробуйте опираться на задания Oblique Strategies. Oblique Strategies изначально было колодой карточек, придуманной Брайаном Ино и Питером Шмидтом. Каждая карточка содержит в себе уникальное указание, которое должно направить ход ваших мыслей косвенным путем или обеспечить вам подход к проблеме с необычного ракурса. В настоящее время существует русифицированная версия карточек в виде недорогого приложения для смартфона “Oblique Strategies – на русском языке”. Выберите себе карточку и позвольте ей повлиять на ваш рисунок. Примеры заданий из карточек приведены ниже:[4]

    • “Вернитесь обратно по своим следам”;
    • “Совершите внезапное деструктивное непредсказуемое действие. Соберитесь”;
    • “Внимательно взгляните на наиболее стеснительные детали и увеличьте их”.

    Реклама

  1. Изображение с названием Keep a Summer Journal Step 11

    1

    Делайте машинальные наброски. Если у вас не получается придумать, что нарисовать, просто приставьте ручку к бумаге и заставьте ее двигаться. Рисуйте линии, простые фигуры, каракули, мультипликационных героев, человечков из палочек, что угодно, что придет вам в голову. Само физическое движение рисующих рук может придать вам сил. Машинальные наброски позволяют думать и творить в непредосудительном виде, практически на подсознательном уровне.[5]

  2. Изображение с названием Get Better at Drawing Step 6

    2

    Рисуйте быстрыми жестами. Этот стиль рисования – основа для изображения живых объектов; но его также можно применять и в других ситуациях. Установите себе таймер на одну минуту и постарайтесь успеть полностью нарисовать фигуру или объект. Вам придется работать быстро, принуждая себя к отражению только существенно важных черт объекта. Сделайте несколько таких рисунков за 5-10 минут.

    • В качестве натуры для рисования быстрыми жестами можно использовать изображения из сети.[6]
  3. Изображение с названием Get Good at Drawing Step 6

    3

    Рисуйте по фотографиям. Фотографии могут стать отличной основой для рисунков, особенно когда у вас нет никаких идей. Если вам нечего нарисовать, поищите такие фотографии, которые будут интересны и свежи для рисования. Например, можно дать себе задание нарисовать то, что вы найдете на третьей странице журнала, вне зависимости от того, чем это окажется.[7]

  4. Изображение с названием Figure out What You Should Draw Step 1

    4

    Копируйте мастеров. Если вы попали в ступор и не знаете, что нарисовать, всегда можно скопировать то, что кто-то уже нарисовал! Попытки воссоздать работы предшествующих художников не только решают проблему выбора объекта рисования, но и дают отличную возможность поучиться.[8]

    • Подумайте о копировании работ таких старых мастеров, как Рафаэль и Рембрандт, или более современных художников, таких как Фрида Кало и Фрэнсис Бэкон.
    • Многие художественные музеи позволяют делать наброски прямо на их выставках. Так что берите блокнот с карандашом и срисуйте ту работу, которая вас больше всего вдохнови.
  5. Изображение с названием Figure out What You Should Draw Step 4

    5

    Обратитесь к учебнику по рисованию. Чтение учебника по рисованию может показаться скучным, а отнюдь не креативным занятием, но когда вы находитесь в тупике, именно это занятие может оказаться спасительным выходом. Даже если вы считаете себя опытным художником, вспоминание основ и выполнение базовых упражнений позволит вам освежиться и найти потрясающие идеи. Ниже приведен список нескольких классических книг по рисованию:

    • “Основы учебного академического рисунка” Николая Ли;
    • “Основы композиции” Н. М. Сокольниковой;
    • “Техника акварельной живописи” П. П. Ревякина;
    • “Полный курс масляной живописи” Хеннеса Руиссинга;
    • “Изображение человека” Готтфрида Баммеса;
    • “Искусство цвета” Иоханнеса Иттена.[9]

    Реклама

  1. Изображение с названием Dance at Parties Step 12

    1

    Попробуйте себя в чем-то еще, кроме рисования. Читайте, слушайте музыку, танцуйте или занимайтесь иной творческой деятельностью. Ходите на прогулки. Все это поможет освежить голову и окажет содействие дальнейшему творчеству. Кроме того, в этих занятиях можно найти идеи для своих новых рисунков. Попробуйте воспользоваться указанными ниже советами.[10]

    • Во время прогулки по окрестностям старайтесь обращать внимание на внешне банальные вещи или сцены, которые на самом деле могут стать потрясающими объектами для рисования.
    • Подумайте о тех образах, которые рождает прослушиваемая вами музыка, и нарисуйте их.
  2. Изображение с названием Paint on Canvas Step 5

    2

    Не ограничивайтесь одним единственным средством рисования. Использование новых средств может воодушевить вас, особенно когда вы застряли и не знаете, что нарисовать. Даже повторное рисование привычных предметов может оказаться по-новому вдохновляющим при использовании новых средств. Попробуйте применять разнообразные средства рисования, такие как:

    • карандаши;
    • уголь;
    • пастель;
    • ручки;
    • маркеры;
    • восковые карандаши;
    • мелки.
  3. Изображение с названием Get Good at Drawing Step 1

    3

    Рисуйте ежедневно. Все время подталкивайте себя и обязательно что-нибудь рисуйте даже тогда, когда, как вам кажется, у вас нет хороших идей. Даже если вам не нравится то, что вы нарисовали в какой-то день, в этом есть своя польза, не отчаивайтесь. Развитие привычки регулярно рисовать увеличит ваши шансы создать хорошую работу, когда к вам придет настоящее вдохновение.[11]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 84 438 раз.

Была ли эта статья полезной?

Добавить комментарий