Как найти идею для картины

Как развить воображение и наладить творческий процесс, чтобы придумать сюжет картины.

Бывало ли у  вас такое, что хочется что-то нарисовать, и идея уже витает в воздухе, но как воплотить это на листе, не знаешь? Или и того хуже,  нужно что-то нарисовать , а в голове – будто чистый лист, ни одной идеи…  Как же преодолеть этот ступор и наладить творческий процесс, как развить воображение, чтобы просто фонтанировать идеями и образами?

Я знаю и использую четыре способа поиска идеи для картин. Расскажу о трёх из них.

I способ как развить воображение: Начать с главного.

Не бывает так, чтобы, задумав картину, вы не имели идей совсем. Обязательно хоть какой-то образ в голове крутится.

Например, вы знаете, какой персонаж должен быть в картине. Или каким должно быть цветовое решение. Или фон, окружение.

Поэтому первый способ состоит в том, чтобы ухватиться за тот минимум, который есть в голове, и начать его раскручивать.

ВАЖНО! Фишка здесь в том, что вы не должны переживать о композиции картины заранее.

Вы берёте образ, который есть в голове и на него нанизываете всё остальное. А о композиции думаете после того, как оформится идея.

Как это выглядит на практике:

Для маленького эскиза вы берёте большой лист. Это важно! Нужно дать пространство, в котором будет разрастаться идея.

Рисуете главное (то, за что вы зацепились) в центре большого листа.

Затем добавляете окружение. Шаг за шагом. Ваше воображение само начнет подсказывать вам какие-то детали. Так уж оно устроено – потянется цепь ассоциаций и воспоминаний, одна деталь подтащит следующую, та – ещё одну и так далее.

Когда некий образ, пусть не в конкретных деталях, найден – обозначайте границы композиции, отчеркивайте прямоугольник формата. Есть “минус” – такой вариант бывает трудно подогнать под имеющийся формат холста. Но можно нарисовать еще один эскиз на основе полученного в уже заданном формате.

как развить воображение, первый способ

Так происходило в моем случае с этой картиной. Сначала я просто бездумно нарисовала сидящего человечка. Вдруг у него выросли крылья, и он превратился в ангела. “Где может сидеть такой задумчивый ангел? – подумала я. – Наверно, на крыше…” Начала рисовать крышу, дом, вспомнила детство, свой двор, где жила, и понеслось…

Поскольку холст для картины у меня был квадратный, то эскиз я перерисовала, изменив композицию для квадратного формата. При этом, посмотрите, я в поиске идеального расположения не перерисовывала домики, а двигала рамки эскиза.

В следующем же способе рамки двигать нельзя. В чём его суть?

II способ: Задать питательную среду для воображения

Бывает, что идеи нет от слова “совсем”.

Вернее, я бы сказала, что эта идея в вас есть, но где-то очень глубоко, в пластах бессознательного. Поэтому у вас есть некое внутреннее томление и желание творить, но вы ни словом, ни образом не можете это проявить.

В этом случае мне помогает следующий способ.

Чертим прямоугольник с пропорциями будущей картины. А лучше сразу несколько. Я рисую либо четыре прямоугольника 6х8 см, либо парочку 10х15.

Начинаем простым карандашом рисовать хоть что-то: чёркать, делить пространство, стирать, исправлять, пристраивать какой-нибудь элемент, играть с тоном.

Это и есть питательная среда для воображения. В какой-то момент ваша фантазия хватается за возникающие пятна и домысливает их.  Пространство вашего формата уже не безжизненно пустое, уже есть за что зацепиться. Вы вдруг начинаете видеть образы, придумывать истории.  В результате ступор пропадает.


Полезная статья: Почему у детей фантазия богаче?


как развить воображение, 2 способ

Что интересно, в этом случае часто рождается серия картин. Ваше подсознание выталкивает на поверхность те образы, которые его будоражили, но не были вами осознаваемы.

Так у меня родились картины серии “белое на белом”.

      

III способ: Использование композиционных приёмов

Если уйти от всякой лирики про подсознание и образы, которые в нас есть, то третий способ будет заключаться в планомерном и логичном следовании композиционным приёмам.

У нас есть персонаж. Мы продумываем его характер, образ. Ищем ему место в пространстве листа, исходя из правил композиции.

Идём от схемы, логично расставляя все элементы.

Этот способ я подробно описывала в прошлой статье “Эскиз картины. Вопросы композиции”.

Итак, чтобы придумать сюжет картины, используйте любой способ, который вам ближе.
Кстати, а каким способом создания эскизов чаще всего пользуетесь вы? Может есть свой? Поделитесь в комментариях!

Расскажите об этой статье в соцсетях, люди будут вам благодарны:


А какой же способ №4?

Да, я в начале упомянула, что у меня четыре способа для поиска идеи картины.

Четвертый способ похож на способ №2. Но он более специфичен. Это моя собственная технология, которую я придумала однажды.

Она сложна для объяснения, здесь нужно показывать. Поэтому я в своё время создала курс “Карандашные Фантазии”. Рекомендую его всем, кто хочет нырнуть в бездну своего творческого мышления и воображения и понять, что на самом деле все мы от природы обладаем богатым воображением. Просто зачастую “не умеем его готовить”. Доказано участниками курса. 🙂


АКТУАЛЬНО!


Визуальная библиотека как основа креатива

От художников, дизайнеров, да и всех людей творческих профессий постоянно ожидают чего-то нового. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с крамольной мыслью: «А зачем всё это? Разве в 2021 ещё можно создать что-то оригинальное?».

Наблюдая, как профессиональный художник публикует очередную крутую и необычную работу, можно и вовсе оказаться в точке тотального уныния: я никогда так не смогу — у меня недостаточно воображения. Давай остановимся и отвлечемся от мрачных мыслей.

Что если на самом деле воображения у тебя куда больше, чем ты сам думаешь? Надо только взглянуть на мир иначе.  Наверняка ты слышал про такую штуку, как насмотренность. Это навык художника, который позволяет ему преобразовать ранее увиденные им изображения в опыт и использовать в своей работе.

Смотрел британского «Шерлока», который Камбербэтч? Детектив раскрывает дела, доставая информацию из «чертог своего разума». Ну так вот, это как раз про насмотренность. А чертоги разума художника — это визуальная библиотека.

Кадр из сериала «Шерлок Холмс»
Кадр из сериала «Шерлок Холмс». Источник

Имея обширную визуальную библиотеку и хорошо развитую насмотренность, художник получает значительное преимущество перед теми, у кого их нет. И дело тут не только в более интересных идеях.   

Коротко о плюшках, которые дает насмотренность:

  • Ты помнишь и полезное, и вредное. Визуальный опыт поможет не только применить увиденные классные идеи, но и избежать ранее замеченных ошибок (и своих, и чужих).
  • Ты постепенно вырабатываешь свой стиль и начинаешь лучше разбираться в личных предпочтениях. Таким образом ты сможешь «отряхнуться» от навязанных культурой трендов и понять, что тебя на самом деле привлекает.
  • Ты работаешь быстрее. Тебе уже не нужно так сильно полагаться на референсы, потому что многие из них лежат в твоих «чертогах». А пока ты не рисуешь, а, допустим, ешь или спишь, подсознание снова и снова перерабатывает информацию в твоей визуальной библиотеке и подмечает новые детали.

Примеры хорошей визуальной библиотеки

Корейский художник Ким Джун Ги известен своими детализированными работами и сумасшедшими идеями, которые в них воплощены. Интересный факт: Ким почти не пользуется референсами в процессе рисования. Он может себе это позволить, потому что насмотренность позволяет ему воссоздать в памяти увиденные ранее образы и понять, как их эффективнее собрать в единую картинку. Ким Джун Ги — наверное, самый яркий пример богатой визуальной насмотренности. Каждый раз, когда он видит какой-либо объект, он отмечает детали и придумывает, как проще его запомнить. 

А самое классное то, что насмотренность — это не талант, а навык. Она есть у каждого, но ее надо развивать. Как же это сделать?

Пример нейросетей

В 2017 году художник и креативный технолог Мемо Аткен опубликовал инсталляцию под названием «Учиться видеть». Это серия видео, где параллельно показаны две реальности: каким видит мир глаз человека и как тот же мир воспринимается специально обученным искусственным интеллектом. 

Магия в том, что в нейросеть загружена библиотека из нескольких тысяч изображений на одну и ту же тематику: фотографии моря или океана. С момента «рождения» искусственный интеллект не видит ничего, кроме моря. И, если его выпустить в мир, полный самых разнообразных объектов, он не сможет увидеть их объективно, а лишь пропустив через призму привычного восприятия.

Проще говоря, нейросеть будет видеть море в каждом объекте, потому что это единственное, что она когда-либо видела. А две идентичные нейросети с разным набором изученных изображений будут видеть окружающее пространство совершенно по-разному.

Человеческое восприятие

Можно провести параллель между базой данных нейросети и визуальной библиотекой, формирующейся у нас в голове в течение жизни. Любое произошедшее с тобой событие меняет призму, через которую ты видишь мир. 

Кадр из фильма «Социальная сеть»

Кадр из фильма «Социальная сеть». Источник

Другой человек увидит те же самые вещи иначе, ведь его восприятие мира опирается на свою уникальную базу данных, сформированную в голове. Поэтому важно помнить, что визуальный опыт часто играет ключевую роль в уникальности твоего творчества.

Нюансы

В зависимости от того, как ты пользуешься своей визуальной библиотекой, результат будет меняться — иногда в лучшую, а иногда и в худшую сторону. Если неправильно настроить объектив фотоаппарата, то фотография не получится. Так и здесь: если ты изучаешь и замечаешь разные аспекты окружающего мира, то сможешь увидеть больше оригинального, чем зная много только об одном. Но помни: если пополнять библиотеку бездумно и хаотично, это вряд ли сильно повлияет на твою насмотренность.

С одной стороны, эксперименты Мемо Аткена с нейросетями впечатляют тем, как в неприметных вещах можно увидеть красоту, драму и историю. С другой — видение мира искусственного интеллекта в этих работах нарочито однобокое. Если в твоей базе данных есть только изображения моря, ты не сможешь увидеть лес или горы.

Врожденная однобокость

Мы везде видим лица, потому что привыкли быть окруженными людьми. Это не плохо, но «зашоривает» наш творческий потенциал. Желание мозга видеть привычные образы может стать помехой в поиске новых. Старайся развивать насмотренность на разных объектах и набирать визуальную библиотеку из всех областей, которые могут тебе пригодиться в работе. 

Например, художник из Сан-Франциско Эрик Гюз умело использует опыт работы программным инженером в своем творчестве. Он берет за основу предметы повседневного быта и создает на их основе необычные, но реалистичные концепты космических кораблей.

Концепты из простых предметов

Концепты из простых предметов. Источник

Основная профессия Эрика помогает ему придумывать крутые концепты буквально из из чего угодно. Это полезно, но с этим нужно работать осторожно, чтобы не уйти в  однобокость. Тогда ты сможешь мыслить креативно и не думать о космических кораблях в тот момент, когда тебе нужно придумать концепт оружия. 

При этом библиотеку можно набирать постепенно, систематизированно переходя от темы к теме. Если сейчас ты работаешь над концептом космического корабля, тебе точно не помешает присмотреться к работам других художников, и изучить разные модели реальных шаттлов и ракет.

Общая насмотренность переносит на новый уровень: ты можешь соотносить формы, цвета и динамику не связанных между собой предметов, чтобы получить что-то новое. 

Рисунок дополняет реальность

Рисунок дополняет реальность. Источник

Главный вопрос

Так как же развить навык насмотренности и начать пользоваться своей визуальной библиотекой? Прежде всего, помни: чтобы визуальный опыт был полезен, нужно параллельно развивать два гибких навыка — память и креативность. Чтобы собрать визуальную библиотеку у себя в голове, надо сначала подготовить материальную базу — реальную библиотеку изображений, которые могут тебе пригодиться.

Где хранить референсы

Для этого можно создать папку на компьютере или в облаке, а можно использовать рефборды вроде Pinterest и Tumblr. Главное — не сохраняй все подряд. Старайся отнести каждое изображение к какой-либо категории. Например, если ты сохраняешь фото человека, пойми, что именно тебя заинтересовало: одежда, поза или черты лица?

Упорядочивая данные в своем хранилище с самого начала, ты облегчишь себе работу в будущем, а заодно начнешь анализировать визуальный контент.

Стадики 

Делай быстрые зарисовки, чтобы лучше разобраться как рисовать тот или иной объект. Если ты работаешь над конкретным проектом — выбери изображения, относящиеся к его теме. Если ты находишься в «свободном полете» и не привязан к определенной тематике, выбери, что тебе интереснее всего на данный момент. Главное — не забудь периодически менять тему.

Кадр из фильма «Выживший»

Кадр из фильма «Выживший». Источник

Учебные работы помогут тебе быстро набить руку и понять, как устроен изучаемый предмет — будь то человек, космический корабль или дерево. Обращай внимание на аспекты, которые помогут тебе лучше запомнить изображение. Подумай: из каких простых форм оно состоит? Как части соотносятся пропорционально и объединяются в единый объект? Попробуй рисовать один и тот же предмет в разных ракурсах, чтобы понять, как он устроен. 

Если рисовать одно и то же снова и снова, в какой-то момент ты начнешь понимать, как сделать изгибы естественными, а рисунок динамичнее, научишься играть с пропорциями и расставлять акценты. 

Важно подмечать детали 

Обращай внимание на мир вокруг: как ведёт себя тень на разных поверхностях, как свет влияет на цвета предметов, чем отличается текстура асфальта от текстуры бордюрной плитки. Попробуй дойти до метро без наушников и посмотри, изменит ли это твоё восприятие.

Кадр из фильма «Голгофа»

Кадр из фильма «Голгофа». Источник

Побудь исследователем: сначала это может выматывать, но с каждый днем замечать необычные мелочи будет проще и интереснее.

Учись у лучших

Составь список художников, которые тебя вдохновляют, и попробуй разобраться, что именно делает их арты классными. Если замечаешь интересную композицию, необычную работу со светом или текстурку, которую хочется лизнуть потрогать — попробуй использовать этот прием в своей следующей работе.

Не факт, что он тебе подойдет, но это будет полезный опыт. В любом случае, не пытайся просто копировать чужой стиль — экспериментируй с увиденным, чтобы найти себя в творчестве.

Бросай вызов

В интернете проходит много челленджей, которые помогут развить насмотренность и выйти из зоны комфорта. Например, художники часто пробуют рисовать свою работу в стиле других авторов. Это может быть проект-коллаборация с другим знакомым художником, а может быть учебный проект на основе работ профессионалов. Развить насмотренность не так сложно как кажется. Просто надо начать не просто смотреть, но и делать это осмысленно.

Если обычному человеку глаза нужны, чтобы свободно передвигаться и не подвергать себя опасности, то художнику нужно стать сверхчеловеком. А как это сделать, ты уже знаешь.

Изображение одного персонажа в разных стилях за авторством Анны Антоновой

Изображение одного персонажа в разных стилях за авторством Анны Антоновой

В общем, чтобы научиться видеть и создавать новое, смотри, анализируй и пробуй. И на всякий случай резюмируем:

  • Чтобы твои работы были интереснее, пополняй визуальную библиотеку. Это не сделает тебя великим художником по щелчку пальцев, но поможет находить необычные идеи и лучше понимать то, чем ты занимаешься.
  • Развивай внимательность. Помни, что каждый образ, увиденный тобой на улице, в чужой картине или в фильме, станет частью твоей внутренней базы данных.
  • Анализируй окружающий мир и работы других художников. Понимание базовых приемов и форм укрепит образы в твоей памяти: ты будешь работать быстрее и допускать меньше ошибок.
  • Тренируй память и креативность. Пробуй увидеть необычные образы в обычных вещах, и со временем это станет привычной частью твоей жизни. 

Помни: в «базу данных» каждого человека заложена разная информация, и все мы видим мир по-разному. Чем выше твоя насмотренность, тем больше идей придет тебе в голову — а значит, тем выше шанс создать что-то новое и оригинальное.

У вас нет художественного образования, но вам очень хочется научиться рисовать. Что же делать?

Самообразование.

Читайте статьи и книги, смотрите видео. В Интернете размещено очень много бесплатных материалов, где описываются различные техники, пошаговое создание картин.

Не забудьте, про теорию! Композиция, перспектива, пропорции, светотень, объем, анатомия – все это Вам пригодится.

Обратитесь к профессионалам.

Если Вам недостаточно самообразования, посетите мастер-классы или запишитесь на онлайн-курсы. А может быть у вас есть знакомый художник, который поможет вам советами?

Ищите вдохновение в картинах известных художников.

Так как у меня не особо развито воображение, я начала свое обучение через воспроизведение картин и рисунков, размещенных в Интернете.

Почему я советую начинать обучение именно так? Автор уже продумал композицию, сочетание цветов, света и тени. Вам остается только внимательно все рассмотреть и заметить закономерности, чтобы использовать это в своих работах. Например, свою первую самостоятельную работу я написала по картине «Озеро в лесу» Басова Сергея Геннадьевича.

Как научиться рисовать и откуда новичку брать идеи для картин?

Конечно, я и не стараюсь создавать точные копии произведений других авторов, не повторяю каждый мазок или оттенок. Делая свободную копию, я беру сюжет, но вношу в него собственное содержание, использую другую технику. Таким образом, не только нарабатывается навык, но и развивается воображение. С каждой работой, я привношу все больше и больше своих элементов.

Пересмотрите свои фотоальбомы или сделайте новое фото.

Пересмотрев фотографии, вы можете найти много интересных идей для картин. И это уже не «чужие» идеи, а родные для вас места, близкие люди или ваши любимые домашние животные, интересные события. Работая над такой картиной, Вы получите совсем другие чувства и эмоции.

Река Тара вблизи деревни Окунево
Река Тара вблизи деревни Окунево

Рисуйте всегда и везде!

Изображайте то, что вас окружает.

Если вы дома, рисуйте окружающие Вас предметы, интерьер комнаты, домашних животных, членов своей семьи, себя.

Отправившись на прогулку, рисуйте деревья, облака, здания, памятники, людей, животных, птиц.

Река Омь, Юбилейный мост
Река Омь, Юбилейный мост

Рисование с натуры имеет свои особенности. Это не статичная картинка. Солнце в течение дня меняет свое положение или может спрятаться за тучкой. А человек, сидящий на соседней лавке, которого вы решили нарисовать, решил прогуляться.

Развивайте свое воображение.

Развивайте умение наблюдать. На основе наблюдений в Вашей памяти откладываются зрительные образы, которые затем Вы сможете использовать в своих работах.

Начните рисовать по памяти. Сначала, что-то простое. Например, Вы же знаете, как выглядит яблоко, нарисуйте его. Не забудьте про источник света и тень от яблока.

Затем усложняйте себе задачу, каждый раз выбирая более сложные объекты.

Вспомните свой любимый фильм, мультик, книгу, нарисуйте сначала отдельных героев, затем какой-то сюжет.

Например, я решила изобразить свой зоопарк: три кошки и кот. Композицию усложнять не стала. Все просто – кошки сидят, кот лежит. Почему не стала изображать животных в движении? Конечно, было бы интересно, если бы были разные позы. Но была другая задача: изобразить не просто кошек, а кошек, максимально похожих на моих.

Почему я привожу пример с кошками именно в этом разделе? Вы же понимаете, что они не будут мне позировать. Кошка не будет ждать пока ее дорисуют, перевернется на другой бок или убежит в другую комнату. Даже по-отдельности невозможно было их сфотографировать в такой позе, не то что всех четверых. Вот тут и пришлось развивать воображение и напрягать память, несмотря на то, я наблюдаю за ними каждый день.

И вспомните, в начале статьи, я уже писала, что даже используя готовые сюжеты, я вношу в них свои элементы, что тоже способствует развитию воображения. Наверное, когда-нибудь я научусь фантазировать и начну сама придумывать сюжеты картин.

Рисуйте примитивами.

Не важно, что вы делаете, срисовываете готовую картинку или рисуете воображаемый сюжет, не старайтесь прорисовать сразу каждую деталь, начните изображение объектов с примитивов – круг, прямоугольник, треугольник и т.п. А потом, как скульптор – отсекайте лишнее и добавляйте уточняющие элементы. Если объект симметричный, используйте оси симметрии.

Пример из Интернета
Пример из Интернета

Рисование примитивами поможет Вам правильно расположить на картине несколько объектов в необходимом ракурсе, соблюдая объемы и пропорции. В таком случае не возникнет ситуация, когда вы хотели, например, изобразить семью, а папа не поместился.

Практикуйтесь и у Вас получится!

Дорогие читатели! Если Вы, как и я, не имеете художественного образования, но Вам хотелось бы попробовать себя в творчестве, подписывайтесь на мой канал, будем творить вместе.

Желаю всем творческого настроения!

Все мои статьи можно посмотреть здесь.

Откуда я беру идеи для картин, фото № 1 И снова Здравствуйте))) вот уж не думала, что меня затянет в написание блога))) Решила продолжить рассказ о себе. На этот раз, расскажу откуда я черпаю вдохновение))) Надеюсь, что этот рассказ поможет Вам лучше узнать меня, и мы с Вами станем чуточку ближе)))

…я очень мечтательна, люблю сказки, мультики, и очень жаль, что волшебство только в книжках. А ещё я сентиментальная натура, меня незначительная вещь может растрогать до глубины души…Увижу как голуби играют в небе, и тепло разлилось по всему телу, или едешь в деревне среди хлебных полей и не можешь “наестся” этим зерновым воздухом, такой он вкусный….а дождь-летний дождь в деревне)))непередаваемо…Рисование изменило мой внутренний мир, точнее восприятие мира вокруг. Если раньше меня увлекали фильмы ужасов, давящие на психику, то сейчас я избегаю этой мрачности. Я в этом твердо убедилась, когда сходила на оперу ” Пеллеас и Мелизанда“. Я вовсе не считаю себя знатоком театра, точнее я не считаю себя знатоком чего-либо, у меня все интуитивно, либо нравиться, либо нет… В антракте я хотела уйти, но не потому, что опера была скучной, нет, мне понравилась и постановка и декорации, но вот её настрой…это трагедия, боль, несчастная любовь, смерть…мрак…Я досмотрела постановку, но для себя решила избегать сумрачности и читать анотацию, прежде чем посетить то или иное событие))))) Моя душа требует солнца и позитива))))

Мне нравиться старинная архитектура, яркие краски, все нестандартное(в хорошем смыслеОткуда я беру идеи для картин, фото № 1), люблю путешествовать, бывать в новых местах, познавать мир (правда, я только вначале этого “познания”). Наверное, я в душе ребенок и такой останусь. Коллега по работе как-то заметил(мы с ним работаем уже 4 года), что я “большой ребенок”))) Наверное по этому большинство моих работ – это слияние реальности и фантазии. Мне хочется, чтоб они несли хорошее настроение, дарили позитив. Самое интересное для меня в рисовании это то, что я никогда не знаю, какая получиться картина на выходе))) В воображении рождается идея, примерным наброском она появляется на холсте, а все остальное – это волшебство красок и моего восприятия)))и всегда картинка, возникшая в голове отличается от той, которая рождается на холсте))))Идеи возникают спонтанно, ведь вдохновение вокруг нас))) иду ли я на работу, плаваю в бассейне, смотрю фильм или слушаю музыку…

Так картина “Сказка”

Откуда я беру идеи для картин, фото № 3

появилась после просмотра мультфильма Хаяо Миядзаки “Ведьмина служба доставки”…была плохая погода…и как-то грустно на душе, я “листала” телевизор, там шёл этот мультик, а я очень люблю японские мультики…в результате появилась “Сказка”.

Совсем другая история у картины”Вселенская Черепаха”

Откуда я беру идеи для картин, фото № 4

она навеяна воспоминаниями после прочтения о приключениях одного волшебника, описанных в сказочном цикле Терри Пратчетта “Плосский Мир” Откуда я беру идеи для картин, фото № 5Честно признаюсь, что полностью цикл я не прочла, ну…вот такая не постоянная натура))) Я же уже оговаривалась, что идеи рождаются спонтанно, и это касается не только картин, а всего))) мне свойственно “жить по наитию”, но это не абсолют обо мне))))я же нахожусь в огромном социуме и не могу игнорировать общепринятые нормы поведения…вот приходится тратить 8 часов в день на работу бухгалтера…бывает это так мешает, мою голову буравят сюжеты картин, просят реализации, а я не могу, у меня просто не хватает времени(((( но , когда поток сидей переполняет мое сознаниеОткуда я беру идеи для картин, фото № 5 я беру день отпуска или выходной и полностью отдаюсь своей страсти- живописи, и тогда я счастлива))))….

Мне нравятся мои картины, я их люблю, но не судите меня ))))просто каждая из них – частичка моей души, мои эмоции, воспоминания, это мои “детки”))))) конечно мне хочется, чтоб они перешли в теплые добрые руки))))

Например, картины “Бабочки”

Откуда я беру идеи для картин, фото № 7

и “Сезоны”

Откуда я беру идеи для картин, фото № 8

написаны во время отпуска в деревни, в которой вырос мой папа. Это в Белоруссии. Мне там оооочень нравиться, я там отдыхаю. Такое ощущение, что как только я схожу с поезда и еду в деревню, моя “флэш-карта” полностью очищается))))и я впитываю в себя “розовый мир”. Дом на картине – это “родовое гнездо”)))) правда, я его немного приукрасила черепицей и цветами. На что моя тетя сказала, что поняла намек)))) ей нужно посадить розывый куст вместо девичьего винограда, а крышу покрыть черепицейОткуда я беру идеи для картин, фото № 9

Совсем другая история появления у картины “Муленруж”

Откуда я беру идеи для картин, фото № 10

Мне нравиться французская музыка)))французская классика)))она такая легкая, кружевная, либо успокаивает, либо обдает бурей ярких эмоций, но точно не оставляет меня равнодушной…И вот, как то в московском метро, слушая Мерлен Матьен Paris vor hundert Jahren, воображение нарисовало яркое зрелище: женщины, танцующие кан-кан, восторженные мужчины… ))) вот так и появилась эта картина)))) Заметьте, я не знаю французского, но после написания картины, мне стало интересно, о чём поется в песне, которая меня вдохновила)))) и вы не поверите, как я была приятно удивлена, что картина созвучна с песнейОткуда я беру идеи для картин, фото № 5

Каждая моя работа заключает в себе историю моего воображения, которую я пытаюсь Вам рассказать)))Моя подружка, она дизайнер, когда видит очередное мое творение, говорит, что меня опять опоили кислотой)))))))) Торжественно клянусь!!!что не принимаю ничего))))галлюциногенного)))) Мои картины – это мои эмоции, мое воображение, мир вокруг меня, такой, каким я его вижу. Ведь для кого-то стакан на половину пуст, а для меня он – на половину полон. Я считаю себя счастливым человеком, п.ч. поняла, в чем моё призвание…пусть для осознания этого и понадобилось 18 лет))))

  • Дизайн
  • 11 мин на чтение
  • 43081

Александр Богатов, иллюстратор и графический дизайнер из Ижевска, поделился своими методами поиска отличных идей для иллюстраций и графического дизайна.


Меня зовут Саша Богатов — иллюстратор, графический дизайнер из Ижевска. Развиваю собственный проект Daily Sketchups — ежедневные иллюстрации, где упор делается на работу с смыслями, смешением техник и стилей, инструментов.

Нет времени ждать музу, когда ведешь подобный проект и работаешь, одновременно. Поэтому, я углубился в поиски методов генерации идей. В итоге, у меня сложился определенный список техник, которые я использую часто. Генерирование идей — не волшебство. Это навык, который можно прокачать. Прокачать можно, например, с помощью нижеперечисленных методов.

В статье нет следующих методик: мозговой штурм и его вариации; шесть шляп Эдварда Де Боно; ТРИЗ. О них много написано, пересказывать нет смысла.

1. Генератор генераторов идей

Виктор Меламед, руководитель курса иллюстрации в Британской высшей школе дизайна, написал статью в фейсбуке о придумывании генераторов для генерации образов.

Описание и механизм работы. Внутри генератора: ток, трансформатор, тестер. Ток — то, что вас вдохновляет: яблочные хвостики, хвосты енотов, постеры хоррор-фильмов, английский фарфор. Трансформатор — преобразование исходного материала в сюжеты, идеи. Тестер — критерии, выходящие из требований задач, по которым мы оценим сгенерированные идеи.

«Хороший генератор должен производить разные идеи в рамках одной логики и не выгорать раньше, чем на пятой идее. Хорошая идея не только запоминается и интригует, но и запускает пластическое развитие картинки»

В. Меламед.

Виды генераторов:
● Трансформатор — трансформирование ситуации в сюжет
● Инвертор — объекты меняются местами
● Коллайдер — когда есть два источника тока
● Рандомайзер — случайные константы
● Инкубатор — когда нужно детализировать выдуманный мир
● …

Всегда можно придумать генераторы со своими параметрами, дерзайте! К посту приложена таблица с генераторами. Генераторы описали студенты Меламедовского курса на примерах любимых иллюстраторов, а также представлены собственные наработки.

0*e1GY2Jpw2NF0GzMXТрансформатор; ток №1 — люди, звери, объекты; ток №2 — контраст размеров; тестер — абсурдная правдоподобность. Иллюстрация  — Brad Holland,  описание генератора  —  Алёна Белякова.

0*L76LF52DeMpO8L0jИнвертор; ток — любые предметы и животные; трансформатор — аттрибут или деталь существа или объекта отчуждается от него и используется не по назначению; тестер — необычно и смешно.Иллюстрация — Brock Davis,описание генератора — Виктор Меламед.

0*6r_y29fU36k78bTq.Коллайдер;ток №1 — фотографии выпускников, любые жанры бытовой фотографии; ток №2 — лица из хорроров; трансформатор — столкновение; тестер — издевательский ужас. Иллюстрация  — Charles Burns,  описание генератора  — Анастасия Сухарькова.

0*h-uzvUvDtusG4UQcРандомайзер; ток — пять слов, начинающихся на одни и те же две буквы; трансформатор — объединение в сюжет.Иллюстрация — Wren Mcdonald;контекст иллюстрации — troll tromping [through] tropical [rainforest, with] trombone [playing] troopers [on a] trolley;описание генератора — неизвестно.

1*obPolnVtrI46Lo_axs1ENAИнкубатор; ток №1 — бытовые ситуации, ток №2 — животные; трансформатор — мир детей и разумных роботов, изображающих животных; тестер — тепло, покой, сюрреализм.Иллюстрация — Shaun Tan (Rules of summer),описание генератора — Анастасия Сухарькова.

0*KQ9OqSc4Or9LwjmwТрансформатор; ток — фотографии людей, любых предметов и животных; трансформатор — составляем из двух фотографий единый объект по принципу гармонии формы; тестер — странно, смешно, умно. Подсмотрено у Stephen mcmennamy, иллюстрация  Daily Sketchups

2. Ментальная карта

Описание метода. Ментальная карта или mind mapping — техника визуализации мышления. Карты нужны для разработки тем, поиска идеи, систематизации знаний.

Механизм работы. Берете лист бумаги или запускаете онлайн-редактор карт, в середине листа пишем главную тему или слово, от темы рисуем ветки с ассоциациями. Кто-то пишет только словами, кто-то добавляет простые рисунки, иконки.

Так выглядят карты:

0*aZPwddxkmgOrMIOc.Скриншот из онлайн-редактора карт Mindmeister

1*kR11QV5Edpwm9CUBXhZZ6QОдна из карт в моем блокноте

0*6teWAgBHYsKLT9y4Карта о тайм-менеджменте. MindTools

Мой подход к составлению карт:

  1. Анализ собственных ассоциации, связанных с темой;
  2. Расширяю список слова в карте с помощью ассоциативных словарей: sociation.org, wordassociations.ru, www.slovesa.ru;
  3. Набираю главные слова и ассоциации в Пинтерест и гугл имейдж, ищу образы и слова в картинках. В Пинтересте перебираю тэги, добавляю к теме слова #illustration или #graphic_design.

Сервисы для работы с картами:

  • Mindmeister.com— приятный онлайн-редактор карт. Пользуюсь им. Есть ограничения в бесплатной версии;
  • Mind42.com — не пробовал, но любим у составителей карт;
  • Mindnode.com — редактор карт для техники Apple.

Подробнее о методе написано на Хабрахабре в статье Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше.


3. Системный подход к ассоциациям

Методология похожа на метод составления ментальных карт. Найдено в блоге Нейта Вильямса, американского иллюстратора, в этой записи.

Краткий перевод статьи с механизмом работы:
1. У вас есть тема, задача. Опишите тему 2–4 главными словами. Например, тема — «расширение возможностей учителей с помощью технологий». Главные слова: расширение возможностей, учитель, технологии.

2. Подбираем для каждого слова ассоциации:
1*or8sxK5QrxzktVvOKuosKw
3. Соединяем по одной ассоциации из каждого столбца в предложения:

  • кран управляемый учителем, опускает лампочки в головустудента;
  • студент забирается по ДНК-лестнице, чтобы нарисовать лампочки на доске;
  • студенты и учителя идут по мосту из компьютеров до Луны.

Визуализируем предложения:

0*7xTDsF_UXztNLJNG.«Мост в другой мир». Студенты иучителя пересекаютмост изкомпьютеров на Луну.

0*P6MQRToastUgOS38.«Езда на голове». Голова учителя — средство передвижения, которое везетстудентов к новым знаниям с помощьютехнологий / компьютера

0*n_Pliu8rg2M6XB8g.«Взрыв знаний». Компьютер, метафора портала

0*O3vf9iHcCnn-Zouw.«Супер Учитель».Учитель в героической позе (стоя накомпьютере) вдохновляетстудентов

0*mx8TuXfT7g0EbWZZ.Иллюстрация готова!


4. Тропы и стилистические фигуры

Описание метода. Весь мир текст, и он состоит из знаков и смысловых единиц. Изучением знаков и смыслов, правил коммуникации занимается семиотика. В. Меламед популяризирует этот метод в иллюстрации. Иллюстрация — это текст, значит в ней действуют правила речи, стилистические фигуры речи.

«Хорошую иллюстрацию можно пересказать на словах»

В. Меламед

Механизм работы. Вспомним литературные тропы: метафора, метонимия, cинекдоха, эпитет, гипербола, дисфемизм, каламбур, литота, сравнение, перифраз, аллегория, олицетворение, ирония, пафос, сарказм, эвфемизм, анафора, градация, антитеза, умолчание, параллелизм, инверсия. Определения найдете в гугле, если забыли.

Есть два варианта работы с данным методом. Первый, усиливаете вашу идею с помощью тропов. Второй вариант, подбираете тропы, которыми создадите визуальную метафору вашей идеи.

Подробнее о методе в лекции В. Меламеда «визуальная метафора в иллюстрации».

Реализация тропов в графике:
0*D9OnA8Lp91-oaODVМетафора полета фантазии раскрыта через элегантное сравнение крыла самолета и книги.Jungho Lee, illustration for book « Promenade»

0*HVnd7rhFHP6AlrihСарказм. Кто кем управляет, кто хозяин своей жизни?Pawel Kuczynski, pawelkuczynski.com

0*uLz9a3MV7V1a1iJYГипербола, каламбур. Преувеличении веса тубы и игра слов.Matt Blease, mattblease.com

0*w__0KevoiQvlrBewЛитота, каламбур, сравнение. Автобус и ботинки timberland в пути. Daily Sketchups

0*sJRXNKaKfP06PVE8Градация, инверсия, гипербола, каламбур. Профессор синтезировал гигантского комара, которого он пытается убить, не видя, что он уже увеличился в размерах. Кто кого теперь ловит?Brecht Vandenbroucke, brechtvandenbroucke.blogspot.com

0*VDNJurEmOxAni82xАнтитеза, метонимия. Союз веселого и скучного, однотонного и пестрого.Broke Davis, itistheworldthatmadeyousmall.com


5. Использование другой стилистики, техники, материала

Описание метода и механизм работы. Дело в том, что выбор материала, стилистики, инструмента может являться уже решением задачи.

«В Британке много времени уделялось, чтобы заставить нас делать что-то своими руками. Потому что зачастую верный выбор инструмента уже является решением задачи», — Владимир Аюев в статье про обучение дизайнеров в Британке.

Screen Shot 2016-08-10 at 07.52.35Травяной чай для сторонников здорового образа жизни «Tweet» (Марина Апевалина)

Screen Shot 2016-08-10 at 07.52.41Постер (Таня Лазарева, Стас Неретин), Московский муравейник (Раушан Султанов), Постер (Мария Зайцева)

Screen Shot 2016-08-10 at 07.52.45Туалеттеринг (Артур Лебсак), Постер (Раушан Султанов)

Screen Shot 2016-08-10 at 07.52.52Афиши для ижевской Печа-Кучи. Материалы и инструменты (слева направо): цифровая иллюстрации; 3д графика; самодельное печенье. (Саша Богатов)

Помимо рук, есть замечательные инструменты, которые мы упускаем в цифровой среде. Попробуйте поработать с 3д-графикой, видео, посмотрите в сторону интерактивных инсталляций, анимации, саунд-дизайна, маппинга, веб-иллюстрации. Владение инструментами расширяет ваш язык, на котором вы говорите с зрителем, заказчиком, аудиторией. Повторюсь, выбор инструмента может подсказать решение задачи, усилить визуальную метафору или стать ее хребтом.

Взаимодействие новых технологий и мира иллюстрации:

1. Неординарный новостной ресурс «Батенька, да вы трансформер», опубликовал спецпроект с крутыми веб-иллюстрациями: taxi.batenka.ru.

2. Центр Марс в Москве представил в этом году экспериментальную выставку — «Метаформы». Известные стрит-арт художники России перенесли свои работы в виртуальную среду. Увидеть сделанные работы можно с помощью шлемов виртуальной реальности.

Тизер к открытию выставки «Метаформы»

3. Дмитрий Карпов воодушевленно рассказывает о пользе освоения программы Cinema 4d, где вы сможете решать интереснее любые визуальные задачи, создавать сложные формы, настраивать под себя все окружение.

Дмитрий Карпов. «Вселенная 3D для иллюстратора» from Bang Bang Education on Vimeo.

Тизер к курсу «Вселенная 3D для иллюстратора. Быстрый старт с Cinema4D»

4. Еще один способ расширить свой инструментарий — работа с скульптурой, пластикой

0*T1-YwkPI3qvd2WXc«Объятия» отRonit Baranga, ronitbaranga.com

5. Визуальный эксперимент от Данила Криворучко, показывающий соединение видео и кодинга с использованием алгоритмов нейронных сетей

6. Еще один пример скрещивания книжной иллюстрации и веб-технологий в проекте An Awesome Book!

0*M7_9WVscmBFkJ1jVОдна из иллюстраций проекта An Awesome Book!


6. Синестезия

Описание метода. Синестезия — способность воспринимать мир органами чувств, пользуясь при этом описанием ощущений из мира других органов чувств. Примеры: цветной слух, восприятие определенных цветов при виде букв, запах песни Seven Nation Army у The white stripes, вкус Симпсонов.

О том, как синестезию включить в арсенал творческих инструментов, рассказывает В. Меламед в одноименной лекции.

Механизм работы на примере синестезийного анализа:

1. Слух. Как заставить иллюстрацию шуршать, гудеть, дребезжать как старый холодильник?

0*-DVEfcr7A8RPxZNh.Передача ощущения кромешной тишины на морском дне и появление шума в виде рыб. Valerio Vidali, valeriovidali.com

0*9CyR7JPs0a1CTmMPПередача музыкального жужжания через знак мелодии и комара. Daily Sketchups

2. Обоняние. Может ли картинка сладко пахнуть как роза, или вонять забористым потом?

0*MTPRIw13YnbrNyyaЗапах болота, лилий, затхлость в работеAndrea Wan, andreawan.com

3. Вкус. Какая же иллюстрация на вкус? Может быть кислая, сладенькая, горькая, недосоленая креветка?

0*rkxbVUqHfujX0tgeМятное мороженое и кекс с хрустящими орехами.Mouni Feddag, mounifeddag.com

0*ETQ7pZNaGcAJXCmdОщущение сладкой прохладной, клубничной газировки летом, или шампанское.Monica Ramos, monramos.com

4. Осязание. Можно ли передать тактильные ощущения визуально, ощутить шёлк или кожу черепахи?

0*bHewAUKKjZZC4IZTКолючая иллюстрация, где-то чувствуется мох. Henry McCausland, henrymccausland.com

5. Мышечное чувство или кинестезия. Способна ли картинка уничтожить ваш вестибулярный аппарат, закружить голову?

0*pTkrIlHJrEUIF--_Представляешь себя на месте одной из девушек, становится дурновато. Невесомость. Javi Aznarez,javiaznarez.blogspot.com

6. Чувство времени. А как насчет почувствовать текучесть времени в картинке?

0*TWbqN1a0AOytRQh8.Мы замираем, ждем. Сколько будет длиться это издевательство в розовых тонах? Brad Holland bradholland.net

7. Персонификация темы

Описание метода. Придаем нашей идее человеческий облик.

Механизм работы. Представим, что наша идея, тема, продукт, главное слово , текст — человек. Придаем этому человеку характер, определяем его свойства, манеры, во что он одет, что любит и ненавидит. Далее приступаем к поиску визуального решения, которые бы описывало наш объект.

Комедийная персонификация образов Mac и ПК

Не нашел корни метода, но идея подслушана в лекции «типографика бренда » Михаила Шишкина из брендингового агентства Shishki.

Бренд — образ в голове аудитории. Он говорит по средствам визуальных коммуникаций определенным языком, тоном с аудиторией. Язык и тон — используемые образы, типографика, шрифтовая составляющая, цвета. Язык бренда формируется на этапе исследования, где составляется подробный портрет адресата, аудитории. В презентации есть примеры подбора шрифтов на основании выделенных свойств характера человека и природных ассоциаций.

1*lRwU65bWP_t3WbjnmyvRjAПара слайдов из презентации « типографика бренда»

Иллюстраторам нужно заменить во всем сказанном слово бренд на визуальную метафору. Каков язык у этой метафоры, с какой интонацией она говорит, какими словами и цветами, техникой? У данного метода не сложно заметить связь с синестезией.


Материалы для закрепления и углубления знаний:

  1. Лаконичный расказ на Хабрахабре о техниках креативности
  2. Саша Ермоленко в ВШЭ рассказывает о популярных креативных методиках
  3. Платный курс «Дизайн-мышление — накачка идеями» от Дмитрий Карпова в рамках Bang!Bang! Education
  4. Онлайн-школа иллюстраторского агентства Bang! Bang!
  5. Классная книга Бруно Мунари «Фантазия» о творческом мышлении и решении задач. На нее написал рецензию Сергей Король
  6. Cargocollective.com пригодится тебе для поиска идей глазами, а также для улучшения чувства вкуса
  7. Лекция с Просмотра 2014, Николай Лисов о «методиках генерирования идей»
  8. Записи основных лекций Виктора Меламеда
  9. Книга Алексея Иванова «как придумать идею, если вы не Огилви»

Автор: Александр Богатов
Источник: medium

  • 3

Добавить комментарий