Как найти идею в литературе

Как определить тему и идею текста

Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте и что хотел сказать автор? То, о чем говорится в произведении – это и есть тема (например, тема любви и верности, тема патриотизма и т.д.). То, что хотел выразить автор – это идея. Например, нужно беречь природу, сажать деревья. Или нужно научиться любить своих ближних. Надо судить по самому произведению.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Shins­hila
[248K]

3 месяца назад 

ТЕКСТ. Текстом называют два или более предложения, объединенных между собой общим смыслом и грамматической связью.

ТЕМА. Темой текста будет считаться обсуждаемый или освещаемый предмет в тексте, его фактическое и смысловое содержание, то есть это то, о чем говорится в тексте.

ИДЕЯ. Идеей текста будет считаться основная мысль, идейный посыл текста, задачи и цели писателя, то есть это то, о чем хотел сказать автор своим текстом.

Если коротко, то тема – это о чем текст, а идея – это для чего текст.

Очень хорошо это можно понять, рассмотрев примеры, которые показывают в чем разница между темой и идеей текста. Разница, конечно, есть, только вот грань между ними тонкая, поэтому часто возникают трудности в выделении темы и идеи текста.

Rogne­da
[416K]

5 лет назад 

Тему текста определяем, внимательно прочитав его содержание и выяснив, о чем в нем говорится.

Например, в тексте ведется повествование о том, что прощение является великим искусством. Не каждый человек умеет прощать другого. Прощение является великой освобождающей силой во Вселенной. Вспомним, как однажды сказал Иисус Христос:” Исцеление начинается с прощения”.

Следует ли прощать всегда и всех?

Индира Ганди говорила:

Многие люди не умеют прощать других. Для них это является большой эмоциональной и рациональной проблемой.

Вот можно обозначить тему этого текста – прощение.

В тексте обязательно заключается какая-то идея – основная мысль, то, ради чего создается текст. Основная мысль часто передает авторскую позицию по обсуждаемому вопросу.

Идеей текста с темой о прощении может быть “нужно научиться прощать близких нам людей”.

wiedz­zzmin
[9.6K]

5 лет назад 

Способность чётко улавливать основную суть содержания текстового материала при его прочтении характеризует людей вдумчивых, обладающих системным мышлением. Данную способность можно запросто натренировать.

Для этого важно при чтении обращать внимание на ключевые моменты, акцентируя на них внимание, отсеивая лишнюю “воду”. Тренируйтесь на небольших рассказах, пересказывая после прочтения их смысл. Помню как смотрел интервью легендарного изобретателя, основоположника социокибернетики Жака Фреско. В молодости он занимался авиационной инженерией. Только начав разбираться в вопросе, начав с самых основ он “перелопачивал” книги известных братьев Райт. Потратив уйму времени на чтение он пришёл к выводу что ценной информации в прочитанном было около 5%. Остальное чтиво представляло из себя околохудожественные размышления вроде “Однажды майским прекрасным утречком..” и вроде того. Жак основательно решил для себя что впредь при чтении нужной ему литературы он будет бегло перечёркивать карандашом среди текста то что не несёт смысловой нагрузки. Отточив навык, он сильно преуспел, перечитав таким образом немыслимое множество крайне полезных научных статей и технических журналов. Позже, он вошёл в историю как один из самых выдающихся инженеров и мыслителей XX века.

Примерно также и в художественной литературе. Подумайте: что стоит в центре всего повествования, какие ключевые объекты/фигуры присутствуют в тексте?

Бульб­озавр
[450K]

3 года назад 

Наверно чтобы ответить на такой вопрос нужно понять, что из себя представляет каждое это понятие.

Под темой мы подразумеваем то, что автором описывается в самом тексте, это люди, события, какие-то явления и т.п.

Под Идеей или по другому – Главной мыслью нужно понимать то, что что сам автор хочет читателю сказать. Причем здесь заложена именно авторская позиция, мнение, чувства, попытка донести свою точку зрения. Автор для выражения своей идеи использует разные описания, характеризует персонажи. Иными словами Идея, это то, что послужила причиной писателя написать этот текст, мотивы, побудившие к этому.

Если кратко сформулировать, то:

  • тема, это сам сюжет текста, т.е. то, о чем там повествуется (рассказывается);
  • идея, то, что способствовало написанию текста и ради чего он был написан.

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[1.4K]

5 лет назад 

Тема текста – это то, чему посвещено какое-либо произведение. Например, Великая Отечественная война. Или какие-то отдельные подвиги, битвы наших солдат в этой войне.

Идея текста – это то, о чем хотел сказать автор, то, что он хотел донести до читателя. Например, призыв защищать свою родину во что бы то ни стало, патриотизм, взаимовыручка и т.п.

Как правило, тема текста становится понятной уже по ходу прочтения. А вот идея текста окончательно может сформироваться лишь после полного знакомства с ним.

Lune
[10.2K]

более года назад 

Тема текста

Её определить проще, так как темой текста является то, о чём в нём говорится.

Это может быть:

  • конкретный человек, группа людей.
  • животное или растение.
  • неодушевлённый предмет (объект).
  • событие.
  • явление.
  • и т.д.

Иногда о теме становится сразу понятно исходя из названия.

Например:

“Мартин Иден” Джека Лондона.

повесть-сказка “Щелкунчик и Мышиный король” Эрнста Гофмана.

“Анна Каренина” Льва Толстого.

Или, допустим, заголовки научных произведений.

В остальных случаях достаточно просто внимательно прочитать произведение и мысленно задать вопросы “о чём рассказывает это произведение (какое в нём смысловое ядро)?”, “что объединяет все его части?”.

Идея текста

По-другому её называют основной мыслью.

Идея текста – это какой-то вывод, то, чему учит и к чему призывает текст, то что хотел донести нам его автор.

Иногда в произведении может отражаться авторская позиция по какому-либо злободневному вопросу.

Например, основной идеей романа Александра Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” является то, что в Российской империи угнетаются крестьяне, и то, что самодержавие – это очень плохо.

После выхода этого романа, Екатерина II отправила писателя в ссылку, работа оказалась под запретом, и почти весь его тираж был уничтожен.

Чтобы правильно определить идею текста, нужно внимательно следить за тем, как развивается сюжет, какие события происходят, и к чему приводят действия главных героев.

Попытайтесь понять, какие моменты являются для автора самыми важными, на чём он больше всего делает акцент.

Помочь также могут заголовки глав / частей произведения.

Вообще, сложнее определять главную мысль в произведениях приключенческого жанра и текстах-автобиографиях (как, например, “Детство” Максима Горького / Льва Толстого).

После их прочтения можно иногда сделать не один вывод, а сразу несколько.

Просто спросите сами у себя “чему меня научил этот текст?”, “какое рациональное зерно я из него извлёк?”, “изменилось ли во мне что-то после того, как я прочитал его до конца?” – и вы без проблем поймёте основную мысль произведения.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Нужно внимательно прочесть текст и понять, что является его ядром, сутью, чему он посвящен. Не всегда в тексте одна тема, иногда их бывает несколько, тогда целесообразно говорить о тематике.

Идея по своему характеру, конечно же, отличается от темы, ибо в идее прослеживается отношение автора к описываемой теме. По ходу текста он задает вопросы, формулирует ответы, решает проблемы, делает заключение, т.е. дает идейную оценку.

В отличие от темы, суть которой вместится, скорее всего, в пару-тройку слов, идею бывает сложно конкретизировать, выразить словесно, ведь не всегда читающий текст понимает автора или имеет ту же точку зрения.

Ninaa­rc
[479K]

3 года назад 

Анализ любого произведения начинается с определения темы и идеи, и в этих понятиях часто возникает путаница. На самом деле определить тему и идею конкретного произведения довольно легко, если внимательно ознакомиться с текстом.

Тема – это то, о чем говориться в тексте, или о ком или о чем ведется речь. Часто в произведениях поднимаются общеизвестные, “вечные” темы, такие как противостояние добра и зла, становление личности, любовь и ненависть, дружба и предательство.

Для того чтобы определить тему текста, нужно поразмыслить какие общечеловеческие проблемы описаны в произведении. Зачастую подсказка кроется в заголовке. Например: “Война и мир”, “Ромео и Джульетта”.

Если нам нужно определить тему произведения Александра Грина “Алые паруса”, то можно обозначить её так: жизнь девушки по имени Ассоль, пребывающей в ожидании принца.

Идея текста – это замысел автора, который ради этого создавал образы и придумывал сюжетную линию. Если идей у писателя было несколько, то мы должны отследить ряд мыслей автора о человеке или об окружающем мире.

Например, автор может отразить идею в изображении зарисовки природы, которая будет пробуждать у читателей желание защищать все живое на планете. А если автор изображает напряженные отношения в семье, то он наверняка хотел заставить читателей подумать о своей семье и о том, что нужно любить и беречь своих близких.

Ольга­1177
[107K]

5 лет назад 

Когда мы берем в руки книгу, то прежде всего интересуемся, о чем она, то есть его темой. У каждого произведения своя тема – совокупность событий, описываемых в произведении и служащих для постановки социальных, философских, этических и других проблем.

Тема – это предмет интереса, осмысления и оценки автора.

Например, темой “Капитанской дочки” А.С. Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Тема некоторых произведений звучит уже в заглавии: “Крестьянские дети”, “Муму”, “Отцы и дети” и др.

Читая произведение, углубляясь в его художественный мир, мы стараемся понять, что пытался донести до нас автор, что в целом хотел нам сказать. Другими словами, мы анализируем идею произведения, его основную мысль. Идея предполагает интерпретацию и оценку жизненных явлений, взглядов автора на мир. Например, идея “Слова о полку Игореве” – призыв к единению Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных распрей.

Гориз­онт
[14.3K]

4 года назад 

Для того, чтобы определить тему и основную идею того или ниого текста, нужно его обязательно полностью прочитать и понять о чем идет речь в произведении. Сделайте для себя краткий пересказ данного произведения. Для того, чтобы понять основную идею текста и тему, задайте вопрос – что хотел показать автор данного рассказа? О чем этот текст? Например: тема текста – о мальчике, что хотел передать автор – о дне рождения мальчика.

Ad libit­um
[122K]

9 лет назад 

Мне кажется, что тема – это то, о чем автор хотел бы рассказать в данном тексте.

А идея – это для чего он вообще затеял написание этого текста с такой темой.

Знаете ответ?

Как определять тему и идею произведений? Как вникать в книги и как понять, что хотел сказать автор?

Я не могу так легко определять тему и идею произведения, как остальные, читаю и не понимаю о чем, и что хочет сказать автор, помогите советами. И как вникать в книги? Не понимаю

ЛитератураЛитературные произведения

Анонимный вопрос

5 октября 2019  · 9,7 K

Не надо пытаться вникать и не надо пытаться понять. Это такие “сверхзадачи”, которыми школьников мучают учителя, потому как это им предписывает программа.

Не насилуйте мозги. Попробуйте просто читать. Не торопясь. Не превращая чтение в адский труд. По прочтении расскажите себе, о чём книга. Расскажите кратко. Одного-двух предложений будет достаточно. А затем обобщите.

Обломов был ленив, проспал свои идеи на кровати, подорвал малоподвижным образом жизни здоровье и помер, не добравшись до счастья.

Это упрощённая передача содержания толстого романа. Как видите, я уложился в одно предложение.

Тема и идея передаются ещё короче, ибо они обобщают, обходятся без конкретики (без персонажа Обломова в данном примере).

Тема романа: лень.

Идея романа: как русский человек проспал смысл жизни.

Идея обобщает содержание произведения и выражается ёмко и коротко, обобщает самую суть, передаёт главную авторскую мысль.

Посмотрите другие примеры идей классических произведений здесь и здесь. Формулировки мои.

512

Комментировать ответ…Комментировать…

Клуб любителей книг. Поможем разобраться в книгах и извечном вопросе – что бы почитать…  · 13 окт 2019  · bookmix.ru

Самое простое — это то самое первое слово или словосочетание, которое придет на ум после того, как зададут вопрос о чем книга. Продолжение таких определений — тоже темы и идеи.

Могут помочь критические статьи, хотя, например тот же Г. Г. Маркес в своих заметках не раз писал о том, как он был удивлен, что многие критики в его текстах находили ТО, что он не… Читать далее

2,2 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Стаентист-клюкальщик. Профессионал. Лёгкая атлетика, среднее и тяжёлое машиностроения в…  · 27 апр 2021

Тут дело вот в чем. Веками человечество приучалось верить печатному слову, и эти века не прошли даром. У нас глубоко внутри сидит убеждение, что книга – наш учитель, что книга не врет, читать ее нужно прилежно и внимательно, что там кругом одно доброе, разумное, вечное. На самом деле дела обстоят не совсем так. Автор, представляющийся читателю этаким сверхчеловеком, на… Читать далее

335

Комментировать ответ…Комментировать…

Если Вы новичок в литературе, очень советую после прочтения поискать статьи литературных критиков о том или ином произведении – они детально анализируют сюжет, персонажей, символику произведения. После прочтения критики можно еще рас сесть за прочтение самого произведения и тогда мозг уже подсознательно будет выделять моменты, на которые было обращено внимание критиков… Читать далее

1,3 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Начните с выделения управляющей идеи в самых-самых простых произведениях. Например (нет, я не шучу) в детских сказках. Какова основная идея сказки о Колобке? А о трёх поросятах? Это нетрудно — дети ведь ощущают её интуитивно, для того им сказки вместо прямых моралей и читают. Но вы попробуйте сформулировать. Скажем, управляющая идея сказки о Колобке: “попытки полностью… Читать далее

5,0 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Как определить идею текста

Идею текста достаточно легко определить после того, как вы прочитаете или прослушаете текст. Либо перед написанием собственной работы на заданную тему. Несколько простых рекомендаций помогут вам без проблем справиться с заданием.

Как определить идею текста

Инструкция

Примите во внимание, что определение идеи относится к процессу лингвистического анализа текста. Наряду с идеей при таком анализе в тексте также определяются тема и форма, то есть тип, композиция, стиль и изобразительно-выразительные средства.

Обратите внимание на то, что идею текста рекомендуется обозначать перед написанием сочинения на любую тему, при анализе текста, а также при написании специальных работ на тему определения идеи текста или лингвистического анализа в общем. В любом случае, перед написанием сочинения вы должны представлять, какова будет идея вашего текста, поэтому заняться определением идеи собственного произведения рекомендуется перед выполнением работы.

Имейте ввиду, что слово «идея» переводится с греческого как «форма, вид, прообраз», на деле означает мысленный прообраз каких-либо явлений, предметов или принципов, который отображает их суть, существенные характеристики. Таким образом, в литературе идеей называют главную мысль произведения, замысел автора или наиболее важная деталь замысла.

Для анализа уже существующего текста прочтите или прослушайте произведение с карандашом в руках.

Постарайтесь кратко зафиксировать повторы. Обычно при помощи повторов автор концентрирует внимание читателя на каких-либо деталях.

Вдумайтесь в текст. Постарайтесь найти ответ на вопрос: зачем он написан? Для чего автор работал над произведением, расходовал свое время и силы? С какой целью было создано произведение? Что хотел сказать автор в этом тексте? К чему он старается нас призвать? Иными словами, на какой проблеме или вопросе писатель хотел заострить внимание.

Постарайтесь не путать идею текста с темой. Тема определяется ответом на вопрос: о чем написан текст? Идея, в отличие от темы, может иметь более глубокое значение.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

5 шагов к идее произведения

Здравствуйте
Я уже говорил, что связь темы, проблемы, идеи – основа художественного произведения. Определять их нужно хотя бы для того, чтобы убедиться: ничего не забыто, раскрыто, задача выполнена, цель достигнута. А еще
ТИП – основа знания своих читателей.

Читатель выбирает книгу по теме, проблема – это его возможный интерес, идея…
Идея – это, на мой взгляд, и «послевкусие» от книги: классная! И дискуссионный клуб, потому как у читателя есть своя точка зрения на проблему. Даже «прием у психолога»: а ну-ка, как это решается? Каким способом? Скажу одним словом: идея – это
диалог с читателем. Ошибки, связанные с идеей, куда как опаснее, чем те, которые связаны с темой и проблемой. Вот с них и начнем. Их много можно наделать, я назову основные.

I. ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С ИДЕЕЙ

1. «Топор»
Понятно, что в рассказе может быть не одна идея, а уж в романе – само собой. В рассказе хорошо выделить главную. Однако выраженная четким, конкретным предложением-выводом в тексте (обычно в конце), словно вырубленная топором, да еще с моралью, – она, скорее всего, вызовет раздражение. Да и читателю не стоит искать предложение, с выраженной дословно идеей.Такое, конечно, может быть в определенных жанрах, но мы говорим об обычном рассказе.

2. «Лейся песня»
Друга сторона «топора», когда идея настолько размазана, размыта – никаких ключевых слов, намеков, закрепов, акцентов – или же настолько вынесена в контекст, что словами передать ее затруднительно. У читателя формируется собственное суждение, а автор возмущается, что его не поняли.

3. «Подмена»
Проблема в тексте одна, идея тоже, но в какой-то момент автор решает, что «вот об этом» сказать интереснее. Мне это напоминает «неправильную» матрешку: матрешка, в ней матрешка, в ней еще матрешка… а в конце – опачки! – фигурка крокодила.
Идея – не застывшее явление, она, конечно, видоизменяется, читатель ожидает одного, а будет другое, это интригует, но вряд ли он ожидает откровенного обмана.
Помните «Десять негритят»? Одна из главных идей: зло должно быть наказано, но не просто так, а с осознанием вины. Человек – сам себе судья. Но если бы в конце не было бы «наказания» виновника всего (не буду спойлерить), истории была бы грош цена.

4. «Белка в колесе»
Другая сторона «подмены», кстати. Автор не позволяет себе даже дышать в сторону от идеи. С маньячеством белки в колесе он крутит идею по сто раз, доказывая читателю одно и то же. Зацикленность на идее не позволит автору выслушать любое мнение читателя.
Да простят меня поклонники Ф.М. Достоевского, но я у него вижу такое. В том же романе «Преступление и наказание» идеи повторяются много раз: в разных ситуациях, разными словами, разными героями.

5. «Подгонка»
Идея подгоняется под тему, проблему. Или же наоборот. То есть всем руководит заготовка, от которой автору не хочется отказываться. Рассказ «жмет», как новенькие ботинки. На конкурсах часто так бывает.

А теперь покажу вам шпаргалку-инструкцию для писателей, которые иногда не могут четко сформулировать тему, проблему и идею собственного рассказа. Но и читатели могут ею пользоваться, например, комментируя произведения на литературных конкурсах.

II. ПЯТЬ ШАГОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИДЕИ
Примеры по рассказу «Наследники»

ШАГ 1
Перечитываю текст. Определяю общую тему, ориентируясь на название рассказа. Если она в нем не выражена – на содержание. Кратко формулирую, например: «Мой рассказ (О чем? О ком?)… о любви, о войне, о природе» и т.д.
Пример:
мой рассказ о том, как в 18 лет наследный принц должен навсегда стать драконом, «погибнуть» для всех.

ШАГ 2
Определяю микротему. Она, как правило, отражена в главном событии рассказа. Не всегда в произведении лишь одна микротема. Чтобы выявить все – ориентируюсь на абзацы с событиями. Выписываю события, дав им названия, формулирую микротемы (о чем?), выделив главную. (Это пригодится для синопсиса).
Пример:
О прощании принца
О странной просьбе короля к Мелвину
О зеркале Истины
О страшном ультиматуме короля
Главная: о поисках выхода и т.д.

ШАГ 3
Определяю проблему. Нахожу в тексте абзац, в котором впервые говорится о проблеме героя, о его конфликте с чем-то или с кем-то. Формулирую ее в виде вопроса (или вопросов. Все равно ищем один главный вопрос. Только помните, что множество проблем в рассказе – это плохо. Тут стоит задуматься – не нужно ли что-то убрать, сократить).
Пример:
Каким способом можно спасти сына короля, чтобы не случилась беда с собственным? И что случится, когда способ будет найден?

ШАГ 4
► Вариант 1: «Ленивый». Звоню другу, подруге, родителям, начальнику и говорю примерно следующее: «Слушай, вот… (вставить тему), прикинь, что будет, если… (вставляю вопрос-проблему). Лично я думаю, что… я рассказ новый написал». Кратко пересказываю текст. Выслушиваю дифирамбы, версии, мнения, обсценную лексику, угрозы.
На самом деле, этот вариант вполне приемлем. Дело в том, что, пересказывая текст кратко, мы невольно вычленяем в нем самое главное. Но сформулировать идею точно это вряд ли поможет.
Перехожу ко второму варианту.

► Вариант «Эврика!» Ищу ответ на выделенный выше вопрос – то есть идею. Понимаю, что бесполезно искать предложение, начинающееся с «Идея тут!». Представляю, что автор – не я, пытаюсь ответить на вопрос: «Что автор хотел сказать, донести до читателя?».
Слова закрепы, все языковые и образные средства, логика событий позволяют найти ответ-заключение, которое крайне редко вырублено в тексте топором. Потому я в каждом событии подчеркиваю самое важное. Выписываю эти предложения и думаю, как из самого главного выделить наиважнейшее (потому как идея может быть не одна).
Нахожу в записи то, что относится больше к теме, чем к микротеме. Ура,
Общую идею нашел!
Пример:
Ключевые слова, закрепы, акценты:
глаза, сапфировые глаза, как смотрит принц на Мелвила, какой он.
«Он знал, что будет видеть этот мир и после неизбежного, но больше не будет собой — никогда».
«Как будто мозг пронзили раскаленной иглой…»
«Рождение Дракона значило смерть принца-наследника».
«Принц поистине должен быть сокровищем, если ради него столько людей готовы пожертвовать собой!»
«Этот юноша еще и утешает его, Мелвина?!»
«Если уж умирать… а… то есть перерождаться в Дракона, то на свободе. Я бы хотел запомнить мир таким, каким знаю его я».
«Многовековое заклятие было снято, но какой ценой?!»
«У него не было выбора, понимаешь?»
«Дракон — это все мы: каждый человек, каждый камешек, каждая травинка нашего королевства»
.

Формулирую общую идею: У любого поступка есть цена. И она бывает страшной.

ШАГ 5
Вспоминаю, что авторская позиция – моя то есть – «стоит на трех китах»:
идейная оценка (что я хочу сказать, донести?)
нравственная оценка (одобряю я или нет то, в чем заключается идея, или же склоняюсь к тому или другому, сомневаюсь).
эмоциональная оценка (что меня в этом волнует, что я переживаю и хочу, чтобы читатель это почувствовал)
По записи шага 4 нахожу именно это и формулирую идею кратко, стараясь «китов» не упустить.
Пример:
ИО: У любого поступка есть цена. И она бывает страшной, когда нет выбора.
НО: Власть сильна, но ломающая волю власть – ужасна.
ЭО: Мне жалко принца, но я в него верю, он теперь – надежда королевства. Мне неприятен король, погубивший все из благих намерений – наказан он страшно, но и справедливо. С сочувствием, но и с некоторой брезгливостью я отношусь к Мелвину – он не сделал никакой попытки изменить ход событий, да и потом не предпринял ничего, чтобы жить.

Подведем итоги:

5 шагов к идее произведения

III. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ИДЕЕЙ

Дальше можно еще поработать с идеей, если хочется убедиться, что в рассказе все хорошо, ничего не упущено, раскрыто.
1. С одной или нескольких сторон рассматривается проблема?
2. Чья точка зрения заключает в себе идею? (Героя, персонажа, писателя). Всем ли событиям, явлениям, предметам дается оценка?
3. Какие речевые приемы, языковые средства выражают идею?
4. Как идея формулируется? В тексте. В контексте (см. виды)
5. Сможет ли читатель сделать выводы самостоятельно, если идея в контексте?
6. Какие эмоции я хотел вызвать у читателя?
7. Какая нравственная оценка лежит в основе идеи? Она сама на чем-то основана?
8. Насколько идея нова, оригинальна, убедительная и достоверна? Чем отличается от похожих по теме? Есть ли у меня аргументы, чтобы поддерживать свою авторскую позицию?
9. Насколько она исчерпана, завершена? Достиг ли писатель задачи, цели?
10. Имеет ли она ценность не только для меня?

Нет идеи нет произведения. работать с идеей увлекательно ☺. А уж когда читатель ее понимает, разделяет или нет, но получается интересный диалог вообще восторг.

©

Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература

В этой статье я поведаю о нескольких способах найти идею для будущего произведения.
Берем за данность, что нам уже поставлена тема (прямо как на конкурс) – «Повернуть время вспять.»
Итак, чтобы придумать сюжет, завязку, а может и центральную идею рассказа, я открыл несколько способов:

1. Раскрыть тему в лоб. Т.е. написать про героя, которого что-то не устроило в жизни, и он решил повернуть время вспять. Изобрел машину времени, нашел портал или что-то еще. Естественно, на эту тему уже снято много фильмов и написано огромное количество книг. Т.е. идя по этому пути, вы должны осознавать – конкуренция очень высока. Вас все время будут сравнивать с известными романами и ожидать такой же высокой планки. В общем, выбирая самый просто путь, одновременно вы выбираете и самый сложный.

2. Порыться в энциклопедиях.
Объясню буквально. Тема «Повернуть время вспять», ключевые слова, которые приходят в голову, если разобрать детально: Время, Поворот, Флэшбек, Тряхнуть стариной. Далее загуглите все по очереди, ищите определения, статьи (например, в Википедии), внимательно читайте. Возможно какая-то деталь или перекрестная ссылка покажется вам интересной идеей для рассказа.
Пример: Цитирую статью из Вики
– В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее)
Пофантазируйте. А так ли оно необратимо?
Читаем дальше:
– внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Тем не менее, существуют теории с симметричным временем, например, теория Уилера — Фейнмана.
Что это за теория? Что такое симметричное время? У нас есть научная теория, развивайте ее. Полезно, особенно фантастам)))

3. Посмотреть старые черновики, зарисовки.
Почему нет? Это не жульничество. Возможно когда-то вы придумали хорошую идею, но никак не могли найти времени, сил и мотивации ее реализовать. Пощупайте, можно ли туда вплести тему со временем? Если можно и сохраняется логика – дерзайте.

4. Подумайте, а о чем вы хотели бы написать? Допустим, вы любите писать о роботах, или звездных войнах, или детективы про гениального сыщика. Возможно ли тему про «Время» впихнуть в эту вселенную? Возможно это будет очередной рассказ из вашей любимой серии.

5. Этот метод я совсем недавно прочитал в книге Юргена Вольфа «Школа литературного мастерства». Сам еще не пробовал, но идея понравилась.
Устройте мозговой штурм (сядьте за стол с белым листом бумаге и генерируйте любые идеи на заданную тему)
– Стремитесь к большему количеству. Старайтесь высказывать как можно больше идей и как можно быстрее.
– Не оценивайте идеи сразу. Проанализируйте их позже. Оценка в процессе генерации тормозит появление новых идей
– Записывайте ВСЕ
– Используйте все, что известно. Не старайтесь придумать что-то совершенно новое. Даже самые впечатляющие открытия основаны на том, что уже известно, и являются комбинацией прежних достижений.

Это мои методы поиска идеи для рассказа или романа. Возможно, вам это все известно, и вы не прочитали ничего нового, но, возможно, кому-то данная статья окажется полезной. Спасибо за внимание.

Добавить комментарий