Что такое ИДЕЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ? Как её можно определить в тексте?)))
Ира Щемелинина
Ученик
(83),
закрыт
14 лет назад
Лучший ответ
T.A.N.Y.A.
Мыслитель
(7264)
14 лет назад
то, ради чего писался рассказ, т. е. в чем состоит смысл, мораль данного произведения
Остальные ответы
Похожие вопросы
Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.
В этой статье:
Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике
На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
Чем различаются тема и главная мысль текста
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберемся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Как определить тему и главную мысль текста
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
- подчеркнуть ключевые слова,
- выделить микротемы по абзацам,
- постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть
Отработка на практике
«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
(по А. Платонову)
Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:
- Что произошло в тексте?
- О чем вы задумались после прочтения текста?
- Какая мысль заставила автора написать этот текст?
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Содержание
- Что значит идея высказывания
- Идея и бездействие
- Как писать эссе по обществознанию в 2021 году
- Структура эссе по обществознанию
- ✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор
- Раскрытие проблемы
- Аргументация
- Теоретическая аргументация
- Фактическая аргументация
- Вывод
- Полезные советы
- 477 красивых цитат про идеи
Что значит идея высказывания
Вечер удался: драка в ресторане, фингал под глазом, два наряда милиции… А ведь еще с утра, идея, пропустить с подружкой по бокальчику мартини, казалась совсем безобидной…
Только мой папа догадался купить новую мобилу, заматать скотчем к пульту от телевизора и звонить на него когда тот теряется?
Никакая идея, даже самая величайшая, не стоит того, чтобы во имя нее гибли люди.
Может чтобы каждый раз не искать пульт от телевизора, держать его в холодильники? Все-ровно, прежде, чем что-то смотреть, ищешь что пожрать.
Сложно победить зло, когда сам бегаешь с топором. Хотя идея очень заманчивая.
не потому, что любишь зло, ты просто любишь бегать с утяжелением.
Придержите коней
Вызывайте пожарных быстрее
Не хочу больше я
Экстремальных, безумных идей
Не подумайте, нет
Совершенно себя не жалею,
Просто хочется мне нежно розовый видеть рассвет.
Хрупкой быть, словно ветка весенней сирени,
Словно пух тополей невесомо парить в небесах
Быть уютным теплом и прохладной ласкающей тенью.
Умирать и рождаться в твоих неустанных руках.
Сильной быть нет нужды и кому то доказывать что-то.
Жизнь моя, как могу проживаю ее… как хочу.
Я могу окружить и теплом и добром и заботой.
… показать весь текст …
Джон Рокфеллер мечтал заработать $ 100 тыс. и дожить до 100 лет. Заработал он $ 318 млрд. и умер в 97 лет.
Не все мечты сбываются!
То, что популярно, то – убивает сознание своей бездарностью.
Истинное искусство создаётся не для широкой публики, а для тонкого ценителя прекрасного.
Зачастую массовый зритель/читатель не поймёт охват и драматургию мыслей, заложенных в глубоком произведении.
Идея и бездействие
Как ни была б блестяща твоя мысль,
Как ни была б идея хороша,
Пока её не воплотишь ты в жизнь —
Она не стоит медного гроша.
© Copyright: Арина Забавина, 2013 Свидетельство о публикации №113040409751
Если сумасшедшая мысль пришла в голову, главное, чтобы она выход нашла, а не превратилась в навязчивую идею…
« Себя надо любить» — идея, конечно, неплохая, если только она не становится главенствующей. С этой идеей теперь окружают себя комфортом, путешествуют, заводят собачек вместо детей… Но вот странность: при всем при этом всё больше неудовлетворенности, скуки и недовольства. Все реже загораются глаза от интереса и искренней радости!
Мир сходил с ума , а я шел следом , собирая безумные идеи.
Нелепые идеи, принесшие миллионы…
В этом посте вы познакомитесь с 10 идеями, которые казались бесперспективными всем, кроме их авторов. Инвестировать деньги в эти проекты могли только безумцы. Однако, каким бы абсурдом не казались изначально эти идеи, их воплощение позволило сколотить целые состояния.
1. Million Dollar Homepage 1 000 000 пикселей, нужно заплатить один доллар за пиксель — это, возможно, самая глупая идея онлайнового бизнеса, которая могла прийти в голову человеку. Тем не менее,…
… показать весь текст …
У меня есть идея! Только я ее забыла…
Блестящие идеи бывают настолько хороши, что вполне способны ослепить даже вашу объективность.
Все те , кто готовы отдать свою жизнь за идею и те , кто готовы за неё отнять её у других — это одни и те же люди.
Когда нет ни сил, ни желания работать, — представь, что ты снимаешься в кино и играешь роль очень энергичного и ответственного работника. Ты же не хочешь сыграть свою роль фальшиво?
За идеи платят редко , часто расплачиваются.
Черпая идеи из мутных источников, фильтруйте мысли.
Нет ни одной, даже самой блистательной, идеи, которую не смог бы опошлить тупой и самовлюблённый бюрократ и пиарщик.
Источник
Как писать эссе по обществознанию в 2021 году
Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.
В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.
преподаёт обществознание в Фоксфорде
Структура эссе по обществознанию
✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор
✏️ Теоретическая аргументация
✏️ Фактическая аргументация
✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог
Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:
«Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть» (П. Бергер).
Раскрытие проблемы
Это самое главное условие успешного написания эссе. Если по критерию «Раскрытие смысла высказывания» ставится 0 баллов, то по всем остальным критериям также выставляется 0 баллов. Вы должны правильно определить проблему, которая обозначена в теме, и чётко изложить, в чём она состоит.
Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.
Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.
В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.
Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.
То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.
Аргументация
Теоретическая аргументация
Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:
🔑 Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);
📚 Теоретические положения по теме.
В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.
В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.
Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».
Фактическая аргументация
Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:
🗞️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);
🤓 Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;
Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.
К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.
Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».
Вывод
В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.
Полезные советы
👉 Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.
👉 Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.
👉 Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.
👉 Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.
👉 Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.
👉 Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник
477 красивых цитат про идеи
Идеи — редкая дичь в лесу слов.
Я всегда рад, когда меня обслуживают из рук вон плохо. Нет, я вовсе не мазохист — просто лучшие из моих бизнес-идей возникли, когда меня плохо обслуживали.
Идиотские идеи бессмертны, каждое поколение открывает их заново!
Если хотите, чтобы у вас были хорошие идеи, вам следует иметь много идей. Большинство из них окажутся ошибочными, и вам следует научиться распознавать их и отбрасывать.
Не слишком удачная, но осуществленная задумка на 100% лучше, чем прекрасная, но не осуществленная.
Образ не может быть идеей, но может играть роль знака или, точнее, сосуществовать с идеей в знаке.
Любой прогресс, будь он хоть три тысячи раз техническим, начинается с мечты, с воображения. И с передачи этой мечты массе.
Картина мира, образ целых стран, городов, народов и их история формируется, в том числе благодаря кино. Что известно про Северную Корею? Что известно про выход Леонова в космос? Что известно про Индию, про Восточную Европу, про Ирак, про Москву, про США? Как и книги, СМИ, комиксы, ролики на YouTube, кино пропагандирует человеку определённые идеи и взгляды. К слову, пропаганда необязательно должна быть осознанной. Куда важнее, про что именно она; какие идеи продвигает. Про плохих ли чёрных, про сильных ли белых, про революцию, про победу, про поражение, про Вьетнам, про ужасы гражданской войны, про опасность распутного образа жизни, про ужас абортов, про плохих русских, плохих корейцев, плохих американцев, плохих сербов или про плохой «Майн Кампф», что читает Дональд Дак. Для кого-то будет новостью, но даже «Трансформеры» распространяют определённые идеи и взгляды.
Человек умирает, нации развиваются и переживают упадок, но идея продолжает жить. Идеям неведома смерть.
Интеллектуал — это человек, который верит, что идеи важнее, чем ценности; разумеется, его идеи и чужие ценности.
Мне кажется, хорошей идея – установить мораторий на установку памятников политикам. Сто лет после смерти. И ни днем раньше.
Фантазия пробегает весь мир, собирая идеи, относящиеся к какому-нибудь предмету.
Откуда берутся идеи? Только из упорных поисков, граничащих с безумием. Для этого человек должен обладать способностью мучиться и не утрачивать увлечённости в течение длительных периодов.
Власть – это лишь возможность реализовать свои собственные идеи, а не заработать денег или получить какие-то блага.
Идея, которая не может быть претворена в жизнь, подобна мыльному пузырю.
По идеям не палят из ружей.
— Знаю, что эта ситуация могла тебя напугать, Стейси, но есть выбор. Разумеется, в первом случае тебя похоронят заживо в этом дорогущем ящике. Но, во втором ты останешься жив и получишь то, что я с гордостью называю поистине удивительной бизнес-возможностью. Так что, хочешь услышать больше об этой незабываемой возможности? — Выслушивать твой бизнес-план? Какой там был первый вариант?
Как только мы принимаем некую идею как данность, она начинает воплощаться в жизнь, и ничто не в силах этому помешать. Например, если в нашем сознании закрепилась мысль о собственной неполноценности, об ограниченности своих возможностей и способностей, то именно она начнет управлять нашей жизнью. Решить эту проблему может только изменение умонастроения. Что посеешь, то и пожнешь. Посадил помидор – вырастет помидор. Он не передумает и не станет огурцом только потому, что решит, будто огурец вам нужнее. Пока вы будете сажать помидоры, из земли будут прорастать только они, даже если у вас на них аллергия.
Муж должен считать идею жены своей идеей. Пусть это и не так.
Ты искала новых идей для своей книги, ты искала вдохновение, и вот по своей вине ты оказываешься в безвыходной ситуации.
Идея — прообраз реальности, представление о действии, предмете или явлении, которое предстоит воплотить. В замысле содержатся основные черты будущего произведения или изобретения, общее понятие, составленное в мыслях. Как продукт сознания идея отражает существующие явления, но всегда содержит что-то новое. В философии идея означает смысл, который может себе представить ум человека на основании реально существующего. Вместе с тем, идеи влияют на развитие материально мира.
Источник
Определение темы и основной мысли текста
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Содержание:
- Тема и основная мысль: связь и различие
- Тема
- Основная мысль
- Как определить тему текста
- Как выделить основную мысль
- Пошаговая инструкция
- Видео
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
Тема
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
- Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
- Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
- Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
- Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
- Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
- Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
- Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
- Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
-
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
- автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
- автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
- автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
- Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
- Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
- Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
- Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
Отзывы и Комментарии
Зарегистрируйтесь
Пройдите легкую процедуру регистрации, чтобы получить свой личный кабинет
Напишите первую статью
Все новые публикации отображаются на главной странице
Получайте постоянный доход
Мы платим не за объем, а за то, насколько ваши тексты интересны читателям
Всем пламенный приветище! На связи с Вами суровый уральский препод Андрей Пучков!
Недавно ко мне на почту пришло письмо от читателя сайта с просьбой объяснить в чем разница между проблемой и идеей. Ведь всем прекрасно известно, что теперь в сочинении надо раскрывать именно идею высказывания автора, а также связанные с нею аспекты.
Главное отличие и примеры
Сразу скажу, что проблему искать труднее, чем идею. Ведь проблема — это противоречивая ситуация в реальности, в которой есть противоречие между двумя и более элементами. Например: плохие дороги в России — это проблема? С научной точки зрения нет, потому что в формулировке нет второго элемента, который вступал в бы в противоречие с первым (плохие дороги).
А вот влияние качества дорог на уровень аварийности на дорогах — это уже проблема. Ведь в ней есть два элемента: качество дорог (плохие они или хорошие) и уровень аварийности (высокая она или низкая).
Таким образом ранее в задании 29 ЕГЭ по обществознанию надо было:
- Выделить два элемента в высказывании автора, которые могут вступать в противоречие
- Осмыслить связь между этими элементами: влияние, соотношение, взаимосвязь или пр.
А теперь ничего этого делать не нужно. Ведь идея — это просто мысль, заложенная в высказывании. Кстати, не рекомендую путать идею со смыслом цитаты.
Смысл цитаты — это ее содержание, о чем она говорит, а вот идея — это основная или ключевая мысль, которая в ней содержится.
Например:
«Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень) — Политология
Смысл высказывания: целостность народа зависит от того, насколько хорошо государственное устройство
Идея высказывания: государственное устройство должно сохранить народ как целое
То есть смысл высказывания — это его пересказ Вашими (своими) словами. А идея — это мысль, которая содержится в высказывании. Идей может быть много , равно как и их аспектов.
Или еще пример:
«Личность может проявить свои таланты только тогда, когда она займёт необходимое для этого положение в обществе». (Г.В. Плеханов) — Социальные отношения
Смысл высказывания: личность может найти применение своим талантам только в обществе, благодаря тому, что займет положение в обществе
Идея высказывания: личность может реализоваться только в обществе, социуме, достигнув какого-то статуса; вне общества это невозможно
У Вас может сложиться впечатление, что смысл и идея — это одно и тоже. Но нет. Смысл можно получить, ответив на вопрос: «О чем высказывание, что я из него понял(а)?» А идея — это уже некая конкретная мысль, которая содержится в высказывании.
Таким образом, я думаю, вы поняли разницу между проблемой и идеей высказывания.
Кстати, если интересная моя проверенная временем расширенная методика написания сочинений по обществознанию, которую я даю на своих курсах подготовки, то она здесь=>>
Поделитесь этой записью с друзьями в социальных сетях! Вопросы и свое мнение о материале пишите в комментариях!
С уважением, Андрей Пучков