Дательный падеж — это косвенный падеж существительных, который отвечает на вопросы кому? чему?
Узнаем, что такое дательный падеж существительных, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем примеры словосочетаний с существительными в форме дательного падежа.
Что такое дательный падеж существительных?
Чтобы понять, что такое дательный падеж, вспомним, что в русском языке имена существительные имеют постоянный грамматический признак — это первое, второе или третье склонение.
Определение
Склонение существительных — это их изменение по падежам в единственном и множественном числе.
Склонение | Род | Окончание | Примеры |
---|---|---|---|
Первое | мужской | -а, -я | юноша дядя |
женский | птица земля |
||
Второе | мужской | нулевое | отец день |
средний | -о, -е | зерно счастье |
|
Третье | женский | нулевое | дочь рожь |
В системе склонения существительных вторым косвенным падежом после родительного является дательный падеж. Чтобы образовать эту падежную форму существительного, воспользуемся глаголами-помощниками «дать», «отдать», «передать» и зададим от них вопросы кому? или чему?
- страна — дать (чему?) стране
- товарищ — отдать письмо (кому?) товарищу
- общество — передать сообщение (чему?) обществу
В зависимости от принадлежности к определённому склонению существительные в форме дательного падежа имеют характерные окончания и отвечают на вопросы кому? чему?
Так, существительные первого склонения в форме единственного числа имеют типичное окончание -е, кроме слов женского рода, заканчивающихся на -ия, у которых отметим флексию -и:
- соседка — отдам (кому?) соседке
- слава — предпочту (чему?) славе
- Лидия — расскажем (кому?) Лидии
- иллюзия — (чему?) иллюзии
В форме дательного падежа единственного числа для существительных второго склонения с твердой и мягкой основой характерно окончание -у/-ю:
- город — подъезжаем (к чему?) к городу
- гербарий — добавим (к чему?) к гербарию
- озеро — плывём (по чему?) по озеру
- уныние — предадимся (чему?) унынию
Существительные третьего склонения имеют окончание -и:
- лазурь — рад (чему?) лазури
- гуашь — добавлю (к чему?) к гуаши.
В форме дательного падежа множественного числа все существительные в зависимости от твердой или мягкой основы имеют окончание -ам/-ям:
- страна — странам
- вишня — вишням
- ветер — ветрам
- соловей — соловьям
- вещь — вещам
- метель — метелям
Предлоги дательного падежа
Дательный падеж имен существительных употребляется как без предлогов, так и с непроизводными предлогами «к» и «по»:
- поднять глаза (к чему?) к небу
- лететь (к кому?) к матери
- гуляет (по чему?) по лугу
- семена разносит (по чему?) по полям
В этом падеже используются также производные предлоги:
- благодаря погоде
- согласно приказу
- вопреки предсказанию
- наперекор судьбе
- навстречу волне
Значение дательного падежа
Дательным падежом имен существительных управляют глаголы и существительные. Сочетаясь способом управления с указанными частями речи, этот косвенный падеж существительных выражает определённые значения:
1. объектное
- передать школе
- позвонить подруге
- подарить маме
- налить молока коту
2. определительное
- медаль чемпиону
- монумент герою
- цена обещанию
- радиопередача по письмам
3. объектно-обстоятельственное
- приблизиться к реке
- в гости к друзьям
- ползёт по травинке
- топчется по луже
Как определить дательный падеж существительного?
Чтобы определить дательный падеж имени существительного, выясним его склонение, поставив в начальную форму. Затем зададим к слову вопрос кому? или чему? Далее посмотрим на падежное окончание, в соответствии с которым можно понять, что имя существительное находится в форме дательного падежа.
Примеры
Малыши босиком шлёпали по воде.
По воде — начальная форма «вода». Это существительное женского рода первого склонения. Поставим к нему вопрос от глагола:
шлёпали по чему?
Слово «по воде» отвечает на вопрос по чему? Оно имеет типичное окончание — е как существительное первого склонения.
Вывод
Слово «по воде» имеет форму дательного падежа единственного числа.
Рыбаки направили лодку к берегу.
К берегу — начальная форма «берег». Это существительное мужского рода с нулевым окончанием принадлежит ко второму склонению.
Направили к чему? (куда?)
Слово «к берегу» с окончанием -у имеет объектно-обстоятельственное значение. Это существительное имеет форму дательного падежа.
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.
Проголосовало: 16
Дательный падеж существительных
Узнаем, что такое дательный падеж существительных, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем примеры словосочетаний с существительными в форме дательного падежа.
Что такое дательный падеж существительных?
Чтобы понять, что такое дательный падеж, вспомним, что в русском языке имена существительные имеют постоянный грамматический признак — это первое, второе или третье склонение.
Склонение | Род | Окончание | Примеры |
---|---|---|---|
Первое | мужской | -а, -я | юнош а дяд я |
женский | птиц а земл я |
||
Второе | мужской | нулевое | отец день |
средний | -о, -е | зерн о счасть е |
|
Третье | женский | нулевое | дочь рожь |
В системе склонения существительных вторым косвенным падежом после родительного является дательный падеж. Чтобы образовать эту падежную форму существительного, воспользуемся глаголами-помощниками «дать», «отдать», «передать» и зададим от них вопросы кому? или чему?
- страна — дать (чему?) стране
- товарищ — отдать письмо (кому?) товарищу
- общество — передать сообщение (чему?) обществу
В зависимости от принадлежности к определённому склонению существительные в форме дательного падежа имеют характерные окончания и отвечают на вопросы кому? чему?
Так, существительные первого склонения в форме единственного числа имеют типичное окончание -е, кроме слов женского рода, заканчивающихся на -ия, у которых отметим флексию -и:
- соседка — отдам (кому?) соседк е
- слава — предпочту (чему?) слав е
- Лидия — расскажем (кому?) Лиди и
- иллюзия — (чему?) иллюзи и
В форме дательного падежа единственного числа для существительных второго склонения с твердой и мягкой основой характерно окончание -у/-ю:
- город — подъезжаем (к чему?) к город у
- гербарий — добавим (к чему?) к гербари ю
- озеро — плывём (по чему?) по озер у
- уныние — предадимся (чему?) уныни ю
Существительные третьего склонения имеют окончание -и:
- лазурь — рад (чему?) лазур и
- гуашь — добавлю (к чему?) к гуаш и .
В форме дательного падежа множественного числа все существительные в зависимости от твердой или мягкой основы имеют окончание -ам/-ям:
- страна — стран ам
- вишня — вишн ям
- ветер — ветр ам
- соловей — соловь ям
- вещь — вещ ам
- метель — метел ям
Предлоги дательного падежа
Дательный падеж имен существительных употребляется как без предлогов, так и с непроизводными предлогами «к» и «по»:
- поднять глаза (к чему?) к небу
- лететь (к кому?) к матери
- гуляет (по чему?) по лугу
- семена разносит (по чему?) по полям
В этом падеже используются также производные предлоги:
- благодаря погоде
- согласно приказу
- вопреки предсказанию
- наперекор судьбе
- навстречу волне
Значение дательного падежа
Дательным падежом имен существительных управляют глаголы и существительные. Сочетаясь способом управления с указанными частями речи, этот косвенный падеж существительных выражает определённые значения:
- передать школе
- позвонить подруге
- подарить маме
- налить молока коту
- медаль чемпиону
- монумент герою
- цена обещанию
- радиопередача по письмам
- приблизиться к реке
- в гости к друзьям
- ползёт по травинке
- топчется по луже
Как определить дательный падеж существительного?
Чтобы определить дательный падеж имени существительного, выясним его склонение, поставив в начальную форму. Затем зададим к слову вопрос кому? или чему? Далее посмотрим на падежное окончание, в соответствии с которым можно понять, что имя существительное находится в форме дательного падежа.
Примеры
По воде — начальная форма «вода». Это существительное женского рода первого склонения. Поставим к нему вопрос от глагола:
Слово «по воде» отвечает на вопрос по чему? Оно имеет типичное окончание — е как существительное первого склонения.
К берегу — начальная форма «берег». Это существительное мужского рода с нулевым окончанием принадлежит ко второму склонению.
Направили к чему? (куда?)
Слово «к берегу» с окончанием -у имеет объектно-обстоятельственное значение. Это существительное имеет форму дательного падежа.
Видеоурок
Имя существительное как часть речи
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
ИС, называя всё живое и неживое в окружающем и мысленном пространстве, разделятся на одушевленные и неодушевленные.
- к одушевленным лексемам подходит вопрос «кто?»: мужчина, заяц, гном;
- к неодушевленным – «что?»: дерево, камень, ненависть.
Собственные и нарицательные имена существительные
- Собственные – названия единичных предметов, лиц, которые выделяют их из ряда однородных: имена, фамилии, клички, названия городов, планет. Все собственные имена существительные пишутся с прописной буквы, не считая, конечно, тех слов, которые стоят в начале предложения. Дмитрий Петрович, собака Шарик, кинотеатр «Октябрь», планета Земля.
- Нарицательные – названия однородных предметов: цветок, конфета, мышь.
Падежи имён существительных
Падеж существительного – это морфологический признак. Он выражает грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж определяет форму существительного, является словоизменительным признаком.
Падежей шесть, один из них – И. п. (кто?/что?) – прямой. Остальные пять – Р. п. (кого?/чего?), Д. п. (кому?/чему?), В. п. (кого?/что?), Т. п. (кем?/чем?), П. п. (о ком?/о чем?) – косвенные.
Им.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Тв.п.
П.п.
Склонение имён существительных
Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.
1-е склонение
- Существительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я
- Например: Вася, дедушка, мама, обжора
2-е склонение
- Существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е
- Например: Дом, планетарий, воскресенье, чудо
3-е склонение
- Существительные ж.р. с нулевым окончанием
- Например: Жизнь, тишь, степь
Несклоняемые
- Существительные иноязычного происхождения без окончания
- Например: Кенгуру, пальто, какао, пенсне
Разносклоняемые
- Часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя
- Например: Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя
Адъективное склонение
- Субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)
- Например: Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое
Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.
Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.
Роды имён существительных
Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.
Род существительных определяется путём подстановки слов:
- он, мой – кот (мужской род),
- она, моя – кошка (женский род),
- оно, моё– дитя (средний род.
Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.
Число имён существительных
Число – непостоянный признак существительного, который обозначает единичность или множественность.
У существительных два числа: единственное и множественное. В форме И. п. ед. ч. – называет один предмет, в той же форме мн. ч. – два и более предметов: столб – столбы, дом – дома. Число – формообразующая категория, она выражается в окончании слова, в ударении, в чередовании согласных: снег – снега: друг – друзья.
Кроме этого, в русском языке имеется значительное количество ИС, которые не имеют ед. или мн. числа: тряпье, храбрость, серебро; сани, штаны, выборы. Начальная форма данных слов – именительный падеж.
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор – целостная характеристика части речи. Разбор ИС предполагает установления значения и части речи слова, его начальной формы, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли в контексте предложения. Разбор производится по общепринятому плану.
3.2.2. Род, число, падеж и склонение имён существительных
1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему.
Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :
мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко – мужской род;
моя жена, моя стена, моя ночь – женский род,
моё окно, моё небо, моё животное – средний род.
Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу – мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).
2. Род неизменяемых существительных определяется следующим образом.
Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.
Храбрый идальго, изысканная леди.
Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.
Военный атташе, ночной портье.
Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.
Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
Шимпанзе кормила своих детёнышей.
Исключения: цеце, иваси – женский род.
Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.
Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.
Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).
3. Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.
Какой ты неряха ! Какая ты неряха !
Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.
Нерях а , заводил а , запевал а , работяг а , грязнул я , стиляг а , пьяниц а , неженк а , сон я , плакс а .
4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.
Ясли, макароны, брюки, вилы.
Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют!
Б) Число имени существительного
1. Большинство существительных имеют два числа – единственное и множественное. В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа – несколько предметов.
Карандаш – карандаши; врач – врачи.
2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.
Только форму единственного числа имеют:
большинство вещественных существительных;
Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.
большинство отвлечённых существительных;
Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.
большинство собирательных существительных;
Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.
большинство имён собственных.
Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.
1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:
а) видов, сортов вещества:
вино – десертные вина, масло – технические масла;
б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:
вода – воды океана, песок – пески Каракумов;
2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:
а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:
возможность – новые возможности, радость – наши радости;
б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:
Только форму множественного числа имеют:
некоторые вещественные существительные;
Чернила, опилки, очистки.
некоторые отвлечённые существительные;
Именины, выборы, нападки, козни, побои.
Деньги, финансы, дебри.
некоторые имена собственные;
слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;
Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.
некоторые названия отрезков времени.
Сумерки, сутки, будни, каникулы.
В) Падеж и склонение имён существительных
1. В русском языке шесть падежей:
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу – Д. п.
Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.
2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).
Ср.: Я видел [кого? что?] друга – В. п.; Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.; Я видел [кого? что?] фильм – винительный падеж; В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм «Сталкер» – именительный падеж.
3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.
4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.
2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.
Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.
Он сидел [в ком? в чём?] в пальто – единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто – единственное число, родительный падеж.
3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа. Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.
Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):
1-е скл. | -а, -я | Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . | Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля. |
2-е скл. | нулевое | Существительные мужского рода с нулевым окончанием. | Дом □ , край □ , мяч □ , планетарий □ . |
-о, -е | Все существительные с окончаниями -о, -е . | Окно, поле, подозрение – средний род; волчище, подмастерье – мужской род. | |
3-е скл. | нулевое | Существительные женского рода с нулевым окончанием. | Мать □ , дочь □ , ночь □ , степь □ . |
Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из трёх типов склонения!
4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).
5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек – люди), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:
человек (единственное число) – склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) – склоняется как существительное 3-го склонения.
6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!
Г) Образцы склонения имён существительных
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Мама | Няня | Ария | Мамы | Няни | Арии |
Р. п. | Мамы | Няни | Арии | Мам | Нянь | Арий |
Д. п. | Маме | Няне | Арии | Мамам | Няням | Ариям |
В. п. | Маму | Няню | Арию | Мам | Нянь | Арии |
Т. п. | Мамой(-ою) | Няней(-ею) | Арией(-ею) | Мамами | Нянями | Ариями |
П. п. | О маме | О няне | Об арии | О мамах | О нянях | Об ариях |
Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии.
На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья и др. – это правило не распространяется (!).
2-е склонение. Мужской род
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Дом | Конь | Кий | Дома | Кони | Кии |
Р. п. | Дома | Коня | Кия | Домов | Коней | Киев |
Д. п. | Дому | Коню | Кию | Домам | Коням | Киям |
В. п. | Дом | Коня | Кий | Дома | Коней | Кии |
Т. п. | Домом | Конём | Кием | Домами | Конями | Киями |
П. п. | О доме | О коне | Об кии | О домах | О конях | Об киях |
Ср.: о радии, о планетарии.
На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. – это правило не распространяется (!).
2-е склонение. Средний род
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Окно | Море | Здание | Окна | Моря | Здания |
Р. п. | Окна | Моря | Здания | Окон | Морей | Зданий |
Д. п. | Окну | Морю | Зданию | Окнам | Морям | Зданиям |
В. п. | Окно | Море | Здание | Окна | Моря | Здания |
Т. п. | Окном | Морем | Зданием | Окнами | Морями | Зданиями |
П. п. | Об окне | О море | О здании | Об окнах | О морях | О зданиях |
Ср.: о здании, о решении, о бытии.
На существительные на -ьё (окончание -ё ): житьё, бытьё, мытьё и др. – это правило не распространяется (!).
[spoiler title=”источники:”]
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/datelnyy-padezh.html
https://bingoschool.ru/manual/chto-takoe-imya-sushhestvitelnoe/
https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/663-322_rod__chislo__padezh_i_sklonenie_imen_suschestvitelnyh.html
[/spoiler]
Дательный падеж
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 249.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 249.
Кому? Чему? – эти вопросы характерны для существительных в дательном падеже. Примечательно, что в русском языке дательный падеж может употребляться не только при существительных, но при глаголах. В данной статье можно узнать, каково значение дательного падежа, познакомиться со способами его определения.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое дательный падеж?
Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.
Существительные в дательном падеже, примеры: подарить
дочери
, гулять по
полю
,
детям
весело,
котенку
полгода, ода
славе
, приблизиться к
цели
, купить по
дороге
.
Как определить дательный падеж?
Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.
Склонение | Ед. число | Мн. число | ||
1 склонение | -е | Окраине, заре, сынишке, соне | -ам (-ям) | Окраинам, зорям, сынишкам, соням |
2 склонение | -у (-ю) | Грому, слесарю, сердцу, полю | Громам, слесарям, сердцам, полям | |
3 склонение | -и | Мыши, грани | Мышам, граням | |
Разносклоняемые | -и | Дитяти, пути, племени | Детям, путям, племенам |
Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.
Значение дательного падежа
В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:
- Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.
- Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.
- Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.
- Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Светлана Фирстова
7/7
-
Игорь Каштанов
7/7
-
Сергей Ефремов
6/7
-
Лена Панова
7/7
-
Илья Гульчевский
6/7
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 249.
А какая ваша оценка?
Здравствуйте, дорогие друзья.
У меня сегодня прекрасное
настроение. Ведь сегодня мой день рождения. По этому поводу мама испекла мне замечательный
пирог. Я разрезал его на кусочки и стал угощать своих маленьких друзей.
Этот кусочек Диме, этот кусочек
Марине. Этот кусочек Оле, этот кусочек Зое. Этот кусочек Юре. Этот кусочек
Жене. Этот кусочек Ире. Всем дал по куску пирога и себе оставил кусочек.
А, кстати, когда я называл имена
ребят, которым давал пирог, они стояли в дательном падеже. Вы
сомневаетесь? Давайте проверим – поставим к ним вопрос.
Дал пирог кому? Диме.
Дал пирог кому? Марине.
Дал пирог кому? Оле, Зое, Юре, Жене,
Ире.
Как видите, все имена отвечают
на вопрос «кому?». Этот вопрос, как и вопрос «чему?» являются вопросами дательного
падежа.
Знаем мы – «кому?» «чему?»
относится к дательному падежу.
Нет, конечно, не все имена
существительные в дательном падеже употребляются в значении «кому-то что-то
дать». И вы сейчас в этом сможете убедиться.
Прочитайте эти предложения, найдите
в них имена существительные и определите их падеж.
Однажды лиса шла по тропинке. Захотелось
лисе есть. Решила она наведаться к зайцу.
Ну, как вы справились с заданием?
Давайте проверим.
В первом предложении имена
существительные «лиса» и «тропинке». Слово «лиса» отвечает на вопрос «кто?» и в
предложении является подлежащим. Значит, «лиса» стоит в именительном
падеже. Лиса шла по чему? по тропинке. Чему? – это вопрос
дательного падежа. Значит, здесь у нас дательный падеж.
Во втором предложении имя
существительное «лисе». Есть захотелось кому? Лисе. Вновь вопрос нам
подсказывает, что это дательный падеж.
В третьем предложении подлежащее
выражено местоимением «она», а имя существительное здесь – «к зайцу». Наведаться
к кому? К зайцу. Вновь вопрос напоминает, что имя существительное «зайцу» стоит
в дательном падеже. Как видите, в этих предложениях никто никому
ничего не даёт. Однако, имена существительные «по тропинке», «лисе» и «к зайцу»
стоят в дательном падеже.
Друзья мои, вы обратили внимание
на то, что имена существительные в дательном падеже могут употребляться
как без предлогов, так и с предлогами. А какие же предлоги дружат с
дательным падежом? Это предлоги «к» и «по» И это
всё.
Больше никаких предлогов в
друзья дательный падеж не принимает.
Ну и, конечно, вы заметили, что
ни одно имя существительное в дательном падеже не является
подлежащим. Имена существительные в дательном падеже обычно являются второстепенными
членами предложения.
А теперь я хочу предложить вам
игру-соревнование. Кто быстрее всех и абсолютно правильно сможет расставить
слова на свои места. Их надо распределить по падежам. В первую колонку – имена
существительные в именительном падеже. Во вторую – имена существительные в
родительном падеже. А в третью колонку – имена существительные в дательном
падеже.
По моей команде… Начали!
А теперь давайте проверим
результат вашей работы.
Именительный падеж Родительный
падеж Дательный падеж
окно окна
окну
стена стены
стене
пень пня
пню
земля земли
земле
лиса лисы
лисе
лев льва
льву
Ну что же, пришла пора подводить
итоги нашего урока.
Что же вам надо запомнить?
Имена существительные в
дательном падеже отвечают на вопросы кому? или чему? и могут
употребляться без предлогов или с предлогами по или к.
В предложении имена
существительные в дательном падеже обычно являются второстепенными
членами.
А я прощаюсь с вами. До новых
встреч!
Русский язык. 3 класс
№ 58
Раздел. Имя существительное.
Тема. Дательный падеж.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое склонение имён существительных, определять падеж имени существительного, отличать дательный падеж имён существительных от других падежей, составлять предложение с именем существительным в дательном падеже.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами по, к.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017, с. 46 – 47.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- в чём особенность дательного падежа имени существительного;
Научимся:
- отличать дательный падеж имени существительного от других падежей;
- приводить примеры существительных в дательном падеже.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитаем стихотворение известного автора Татьяны Рик.
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!
Ответьте на вопрос.
Почему дательный падеж герой стихотворения предлагает назвать дарительным?
потому что мальчик любит дарить подарки;
потому что отвечает на вопросы: кому? чему?
потому что хочет нарядиться дедом морозом.
На этом уроке мы узнаем, в чём особенность дательного падежа имени существительного.
Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами по, к.
Азбука – к мудрости ступенька.
Ступенька (к чему?) к мудрости (Д.п.).
Дательный падеж (греческий dotike) – это также дословный перевод с греческого языка. Возможно, название дательного падежа произошло от слова дать, ведь не случайно вопросы дательного падежа кому? чему? так хорошо сочетаются со словом дать.
Дать (кому? чему?) Саше, маме, Коле, дому (Д.п.).
Разбор заданий
- Текст вопроса
Прочитайте словосочетания. Поставьте падежные вопросы к именам существительным.
бродил ( _________?) по лесу
росли ( _____________?) под дубом
вспоминали ( _____________?) о лете
заплакал ( ________________?) от обиды
подарили (____________?) игрушку
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
бродил (по чему?) по лесу
росли (под чем?) под дубом
вспоминали (о чём?) о лете
заплакал (от чего?) от обиды
подарили (что?) игрушку
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Неправильный ответ.
бродил (где?) по лесу
росли (где?) под дубом
вспоминали (о чём?) о лете
заплакал (почему?) от обиды
подарили (чего?) игрушку
2. Текст вопроса
Составьте словосочетания. У имён существительных определите падеж.
Удивляться (чему?) _____________ (… .п.)
Играть (на чём?) ______________(… .п.)
Прикоснулась (к чему?) ____________(… .п.)
Беспокоиться (о ком?) ___________(… .п.)
Размахивает (чем?) _____________(… .п.)
Побежал (по чему?) _____________(… .п.)
Слова для справок: событию, на лужайке, к мячу, о больном, флажком, по дорожке.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Удивляться (чему?) событию (Т .п.)
Играть (на чём?) на лужайке (П.п.)
Прикоснулась (к чему?) к мячу ( Д.п.)
Беспокоиться (о ком?) о больном (П.п.)
Размахивает (чем?) флажком (Т.п.)
Побежал (по чему?) по дорожке (Д.п.)
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.