Творительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект, инструмент, с помощью которого совершается действие, или различные обстоятельства действия (время, место и пр.) и отвечает на вопросы кем? чем?
Узнаем, что такое творительный падеж существительных в русском языке, какие имеет значения и грамматические особенности, с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем типичные окончания существительных в форме творительного падежа, по которым можно его узнать среди других форм слов.
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. С его помощью выражается грамматические отношения имён существительных с другими словами в словосочетании или в предложении.
В русском языке различают шесть падежей, среди которых только один прямой падеж. Его называют именительным (от слова «именовать»). Слово в форме именительного падежа является подлежащим. Остальные падежи называют косвенными. Слова в форме косвенных падежей выступают в роли второстепенных членов предложения и употребляются без предлогов и с предлогами.
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | – |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Творительный падеж — это косвенный падеж имени существительного, который обозначает объект, инструмент действия или различные обстоятельства действия и отвечает на вопросы кем? чем?
Чтобы образовать творительный падеж существительного воспользуемся словами-помощниками «горжусь», «интересуюсь», «любуюсь»:
- горжусь (кем?) братом;
- интересуюсь (чем?) книгой;
- любуюсь (чем?) живописью.
Окончания творительного падежа существительных
Окончания существительных в форме творительного падежа единственного числа связаны с их родом и с принадлежностью к 1, 2 и 3 склонению.
Существительные мужского, женского и общего рода первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -ой, -ей.
Для существительных второго склонения характерны окончание -ом/-ём после твердых и мягких согласных и безударное окончание -ем после мягких согласных и шипящих.
У существительных женского рода третьего склонения выделим окончание -ю.
Понаблюдаем:
1 склонение
- дядя — дя́дей
- мама — мамой
- задира — задирой
2 склонение
- город — городо́м
- гвоздь — гвоздём
- известие — изве́стием
- мякиш — мя́кишем
- обруч — о́бручем
3 склонение
- вещью — вещью
- фасоль — фасолью
Множественное число
В форме множественного числа существительные имеют окончание -ами после твердых согласных и шипящих, -ями — после мягких согласных:
- книги — книгами
- вещи — вещами
- деревья — деревьями
Разносклоняемые существительные
У разносклоняемых существительных окончание совпадает с флексией существительных единственного числа мужского рода второго склонения:
- путь — путём
- бремя — бременем
- пламя — пламенем
Существительное «дитя» имеет вариантные окончания:
дитя — дитятей, дитятею.
Творительный падеж имен существительных имеет множество значений. Укажем основные из них.
Значение творительного падежа
Творительный падеж существительных своим названием обязан древнерусском глаголу «творити», который управлял словами с предметным значением. Этот косвенный падеж, в первую очередь, обозначал инструмент или предмет, с помощью которого действует субъект:
- прибить молотком;
- срезать пилой;
- махнуть головой;
- ударить кулаком;
- написать ручкой.
Творительный падеж обозначает занятие субъекта, его профессию, увлечение чем-либо:
- работать медсестрой;
- заниматься музыкой;
- увлекаться футболом;
- хочет стать программистом.
Существительные в форме этого косвенного падежа употребляются как без предлога, так и с различными предлогами.
Предлоги
с, со, над, под, перед, за, между
Предлоги уточняют значение творительного падежа имён существительных.
С предлогом «с» этот косвенный падеж обозначает лицо или предмет, участвующий в совместном действии:
- гулять (с кем?) с малышом;
- прийти (с чем?) с цветами;
- разговаривать с сестрой;
- плавать с детьми;
- плов с грибами.
Словоформы с предлогом «с» имеет значение цели действия:
- обратиться с просьбой;
- прийти с жалобой;
- явиться с повинной.
Предлоги «над», «под», «за», «между», «перед» помогают оформить пространственные значения падежа:
- спрятаться под кроватью;
- летать над полем;
- находиться за углом;
- ходить между рядами;
- стоять перед зданием.
Предлог «перед» создает временное значение творительного падежа:
- проститься перед отъездом;
- дать экзамен перед распределением;
- смотреть передачу перед обедом.
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 30
Творительный падеж
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 643.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 643.
Творительный падеж употребляется как в приименной (с существительным), так и в приглагольной (с глаголом) позиции. Интересно, что существительные в творительном падеже могут иметь разные значения, которые подробно описаны здесь. В статье приведены способы определения творительного падежа с примерами, дан список наиболее распространенных предлогов.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое творительный падеж?
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Примеры существительных в творительном падеже: горжусь
дочерью
, наслаждаются
искусством
, зажечь
спичкой
, написано
учеником
, стоять
боком
, идти
колоннами
, быть
кассиром
.
Как определить творительный падеж?
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить падежные вопросы, вопросы творительного падежа – (Кем?
Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Склонение | Ед. число | Мн. число | ||
1 склонение | -ой (-ей),
-ей (-ею) |
Улыбкой, улыбкою,
Статуей, статуею, Сладкоежкой, сладкоежкою, Дядей, дядею |
-ами, -ями,
(-ми) |
Улыбками,
Статуями, Сладкоежками, Дядями |
2 склонение | -ом (ем) | Пряником,
Роялем, Хранилищем |
Пряниками,
Роялями, Хранилищами |
|
3 склонение | -ю | Лошадью,
Печалью |
Лошадями, лошадьми,
Печалями |
|
Разносклоняемые | -ей, -ею, -ем | Дитятей, дитятею,
Путем, Знаменем |
Детьми,
Путями, Знаменами |
Обратите внимание. В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
- Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);
- Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);
- Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);
- Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем).
С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять
под дождем
, блюдце
под чашкой
, видно
за облаками
, нести
за спиной
, спор
между учениками
, тропинка
между деревьями
, смеяться
над шуткой
, выступать
перед аудиторией
, дача
под Москвой
, брат
с сестрой
, говорить
с другом
.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Бади Аффара
7/7
-
Светлана Гаевая
7/7
-
Ольга Самохвалова
7/7
-
Сергей Ефремов
7/7
-
Қайрат Талип
7/7
-
Елена Антипова
6/7
-
Марианна Апицарян
7/7
-
Лера Петруновская
7/7
-
Настя Скляр
6/7
-
Ақпанбетова Мейрамкүл
6/7
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 643.
А какая ваша оценка?
Творительный падеж существительных
Творительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект, инструмент, с помощью которого совершается действие, или различные обстоятельства действия (время, место и пр.) и отвечает на вопросы кем? чем?
Узнаем, что такое творительный падеж существительных в русском языке, какие имеет значения и грамматические особенности, с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем типичные окончания существительных в форме творительного падежа, по которым можно его узнать среди других форм слов.
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. С его помощью выражается грамматические отношения имён существительных с другими словами в словосочетании или в предложении.
В русском языке различают шесть падежей, среди которых только один прямой падеж. Его называют именительным (от слова «именовать»). Слово в форме именительного падежа является подлежащим. Остальные падежи называют косвенными. Слова в форме косвенных падежей выступают в роли второстепенных членов предложения и употребляются без предлогов и с предлогами.
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | – |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Творительный падеж — это косвенный падеж имени существительного, который обозначает объект, инструмент действия или различные обстоятельства действия и отвечает на вопросы кем? чем?
Чтобы образовать творительный падеж существительного воспользуемся словами-помощниками «горжусь», «интересуюсь», «любуюсь»:
- горжусь (кем?) братом;
- интересуюсь (чем?) книгой;
- любуюсь (чем?) живописью.
Окончания творительного падежа существительных
Окончания существительных в форме творительного падежа единственного числа связаны с их родом и с принадлежностью к 1, 2 и 3 склонению.
Существительные мужского, женского и общего рода первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -ой, -ей.
Для существительных второго склонения характерны окончание -ом/-ём после твердых и мягких согласных и безударное окончание -ем после мягких согласных и шипящих.
У существительных женского рода третьего склонения выделим окончание -ю.
Понаблюдаем:
- дядя — дя́д ей
- мама — мам ой
- задира — задир ой
- город — город о́м
- гвоздь — гвозд ём
- известие — изве́сти ем
- мякиш — мя́киш ем
- обруч — о́бруч ем
- вещью — вещь ю
- фасоль — фасоль ю
Множественное число
В форме множественного числа существительные имеют окончание -ами после твердых согласных и шипящих, -ями — после мягких согласных:
- книги — книг ами
- вещи — вещ ами
- деревья — деревь ями
Разносклоняемые существительные
У разносклоняемых существительных окончание совпадает с флексией существительных единственного числа мужского рода второго склонения:
- путь — пут ём
- бремя — бремен ем
- пламя — пламен ем
Существительное «дитя» имеет вариантные окончания:
дитя — дитят ей , дитят ею .
Творительный падеж имен существительных имеет множество значений. Укажем основные из них.
Значение творительного падежа
Творительный падеж существительных своим названием обязан древнерусском глаголу «творити», который управлял словами с предметным значением. Этот косвенный падеж, в первую очередь, обозначал инструмент или предмет, с помощью которого действует субъект:
- прибить молотком;
- срезать пилой;
- махнуть головой;
- ударить кулаком;
- написать ручкой.
Творительный падеж обозначает занятие субъекта, его профессию, увлечение чем-либо:
- работать медсестрой;
- заниматься музыкой;
- увлекаться футболом;
- хочет стать программистом.
Существительные в форме этого косвенного падежа употребляются как без предлога, так и с различными предлогами.
Предлоги уточняют значение творительного падежа имён существительных.
С предлогом «с» этот косвенный падеж обозначает лицо или предмет, участвующий в совместном действии:
- гулять (с кем?) с малышом;
- прийти (с чем?) с цветами;
- разговаривать с сестрой;
- плавать с детьми;
- плов с грибами.
Словоформы с предлогом «с» имеет значение цели действия:
- обратиться с просьбой;
- прийти с жалобой;
- явиться с повинной.
Предлоги «над», «под», «за», «между», «перед» помогают оформить пространственные значения падежа:
- спрятаться под кроватью;
- летать над полем;
- находиться за углом;
- ходить между рядами;
- стоять перед зданием.
Предлог «перед» создает временное значение творительного падежа:
- проститься перед отъездом;
- дать экзамен перед распределением;
- смотреть передачу перед обедом.
Видеоурок
Все падежи русского языка
В русском языке есть как изменяемые, так и неизменяемые слова. Чтобы разбираться в теме, иметь грамотно поставленную речь, знание падежей обязательно для любого человека. Как освоить материал легче и быстрее, вам расскажут педагоги из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.
Что такое падежи?
Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.
Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.
Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.
Таблица падежей
Вопросы падежей
Именительный падеж
Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.
Как определить именительный падеж
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? Например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), а также имеют особые падежные окончания.
Окончания существительных в именительном падеже для разных склонений представлены в таблице.
Употребление имен существительных в именительном падеже
В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.
Независимый именительный падеж может употребляться в качестве:
– Подлежащего (имеет номинативное значение).
Примеры: Чайник закипел. Дверь захлопнулась.
– Главного члена односоставного номинативного предложения (с номинативным значением)
Примеры: Вечер. Тишина. Сумерки.
Обращения (имеет вокативное значение).
Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте тетради.
Зависимый именительный падеж может использоваться в роли:
– Именной части составного именного сказуемого (имеет предикативное значение).
Примеры: Конец – делу венец. Днепр – река.
– Приложения (имеет оппозитивное значение – значение добавочного сообщения).
Примеры: Он выписывает роман-газету. Доцент Владислав Виноградов прочел доклад.
Родительный падеж
Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,
Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, чтение романа, не подобрать слов, убирать около дома, налить из кувшина.
Как определить родительный падеж
Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.
Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).
Значение имен существительных в родительном падеже
Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:
Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);
Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);
Определительное значение – может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).
В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:
Дополнением (Он устал от работы);
Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);
Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).
Дательный падеж
Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.
Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку полгода, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.
Как определить дательный падеж
Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.
Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.
Значение дательного падежа
В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:
Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.
Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.
Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.
Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.
Винительный падеж
Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.
Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.
Как определить винительный падеж
Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.
Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).
Значение винительного падежа
Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:
Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);
Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);
Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).
В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.
Как определить творительный падеж
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Обратите внимание! В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);
Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);
Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);
Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять под дождем, блюдце под чашкой, видно за облаками, нести за спиной, спор между учениками, тропинка между деревьями, смеяться над шуткой, выступать перед аудиторией, дача под Москвой, брат с сестрой, говорить с другом.
Предложный падеж
Предложный падеж в русском языке – косвенный падеж, который употребляется в речи исключительно с предлогами (на, в, о, об, обо, при). Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы – О ком? О чем? (На ком? На чем?), и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Примеры имен существительных в предложном падеже: говорить о физике, слова о любви, сидеть на диване, проснуться на рассвете, нуждаться в ласке, ехать в лифте, сообщить при встрече, читать при свете.
Склонение имен существительных в предложном падеже
Существительные 1 и 2 склонения мужского, женского и среднего рода с окончаниями в начальной форме -ий, -ия, -ие в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, свойственное формам существительных 3 склонения и разносклоняемым существительным в П. п. единственного числа.
Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.
Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже с примерами показаны в таблице.
Обратите внимание! У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Поэтому при определении предложного падежа обращайте внимание не только на окончание существительного, но и на то, отвечает ли слово на вопросы предложного падежа (О ком? О чем?).
Значение предложного падежа
В словосочетаниях и предложениях предложный падеж может выражать различные частные значения:
Объектное (беседовать об увлечениях, объявить о мероприятии, книга о любви);
Определительное (небо в облаках, стул о трех ножках, поле в цветах);
Обстоятельственное (отдыхать в Греции, жить в деревне, ужинать при свечах, вырастить на огороде).
Косвенные падежи
Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один – именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы “кто?” и “что?”. Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном – “кого?”, “чего?”; в дательном – “кому?”, “чему?” и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.
Значение косвенных падежей
Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).
Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.
Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.
Разница между родительным и винительным падежами
У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».
Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:
– на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
– в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
– в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).
То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.
В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:
– на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
– в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
– в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).
Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.
Предлоги падежей
Несклоняемые существительные
Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.
кенгуру, такси, метро, фламинго;
некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).
Падежи прилагательных
Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого
Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.
Несклоняемые прилагательные
Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.
Видеоурок на тему падежи русского языка
Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:
Знание падежей – не просто прихоть преподавателей, а необходимость для изучения. Невозможно быть грамотным и образованным, не зная этих простых правил.
[spoiler title=”источники:”]
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/tvoritelnyy-padezh.html
https://classroom24.ru/article/russkiy-yazyk/gramatika/sintaksis/Vse_padezhi_russkogo_yazyka_Teoriya/
[/spoiler]
Здравствуйте, дорогие друзья!
Я вчера побывал в соседней школе на уроке творчества.
Что это за урок? Там каждый создавал что-нибудь необычное,
особенное, то, что у него получается лучше, чем у других. То есть ребята
творили чудеса. Кто-то рисовал. Кто-то вышивал. Кто-то что-то выпиливал. Но для
того, чтобы заниматься подобным творчеством, необходимы инструменты и
приспособления. Рисуют карандашом, фломастером или красками и кисточкой.
Вышивают иголкой с ниткой. Выпиливают лобзиком. Это – инструменты для
творчества. И, наверное, поэтому падеж, в котором стоят слова, их обозначающие,
называется творительным.
Рисуют чем? Карандашом, фломастером или красками и кисточкой –
творительный падеж.
Вышивают чем? Иголкой (с чем?) с ниткой – творительный
падеж.
Выпиливают чем? Лобзиком – творительный падеж.
Как видите, один из вопросов творительного падежа
– «чем?». Этот вопрос ставится к неодушевлённым именам существительным.
Ну а если существительное одушевлённое? Конечно, к нему ставим вопрос
«кем?».
Этот рисунок выполнен кем? Андреем. Имя Андрей здесь стоит в
творительном падеже.
Эта вышивка сделана кем? Олей. Творительный падеж.
Этот кораблик выпилен кем? Сашей. Творительный падеж.
Конечно, имена существительные в творительном падеже
обозначают не только инструменты для творчества или тех, кто что-то создаёт, то
есть творцов.
Вот, прочитайте такую «мирилку» – это рифмованные слова, которые помогают помириться:
Мир миром, вареники с сыром, пирожки с капустой.
С другом есть вкусно!
Найдите в этой «мирилке» имена
существительные в творительном падеже. Не забывайте, что имена
существительные в творительном падеже отвечают на вопросы «кем?» или «чем?».
Ну что же, давайте проверим, как вы справились с заданием.
Первое слово в творительном падеже – «миром».
Оно отвечает на вопрос «чем?».
Читаем дальше. Вареники с чем? С сыром. Слово «с сыром» тоже стоит
в творительном падеже. Да ещё и с предлогом «с».
Пирожки с чем? С капустой. И здесь творительный падеж.
Есть с кем? С другом. Вот и ещё имя существительное в
творительном падеже.
Имена существительные в этой «мирилке» не обозначают
инструменты для творчества или людей, которые что-то создают. О том, что эти
слова стоят в творительном падеже, нам подсказывают вопросы «кем?» и «чем?», на
которые они отвечают.
А как вы думаете, друзья мои, какими членами предложения
являются имена существительные в творительном падеже?
Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Корнея Ивановича
Чуковского «Путаница»:
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
Это одно предложение. Подлежащим
в нём является слово «крокодил». Оно отвечает на вопрос «кто?» и стоит в
именительном падеже. А вот в творительном падеже стоят слова, называющие
предметы, которыми крокодил тушил море. Чем он море тушил? Пирогами и блинами,
да ещё и сушёными грибами.
Эти слова – второстепенные члены предложения.
Ведь подлежащее обычно отвечает на вопросы «кто?» или «что?», а вопросы творительного
падежа – «кем?», «чем?».
А ещё имена существительные в творительном падеже могут
употребляться с предлогами. С какими же предлогами дружит творительный падеж?
Это могут быть предлоги с (со), за, под, над, перед, между.
Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я хотел вам сегодня рассказать.
Не забывайте, друзья мои:
Имена существительные в творительном падеже
отвечают на вопросы кем? или чем?
С именами существительными в творительном падеже
могут употребляться предлоги с (со), за, под, над, перед, между.
В предложении имена существительные в творительном
падеже являются второстепенными членами.
А я прощаюсь с вами. До новых встреч.
Русский язык, 4 класс
Урок № 40 «Творительный падеж»
На уроке Вы:
- Узнаете, что такое творительный падеж имён существительных.
- Научитесь определять вопросы и предлоги творительного падежа.
- Сможете сами составлять словосочетания и предложения с именами существительными в творительном падеже.
Основные термины к уроку:
- Начальная форма
- Творительный падеж
- Имя существительное
- Склонение
- Предлог
- Член предложения
- Падеж
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал:
- Помните ли Вы, сколько падежей в русском языке?
- Какие падежи Вы знаете?
- Какой падеж идёт пятым по счёту?
- Какие вопросы у этого падежа?
- А предлоги?
Давайте разбираться!
Пятый из шести падежей русского языка называется «Творительный». Давайте познакомимся с ним поближе.
Послушайте текст. Ученики пишут текст ручками в тетради и рисуют карандашами на ватмане. Учительница очень довольна ребятами.
А теперь ответьте на вопросы.
ЧЕМ пишут дети в тетрадях?
ЧЕМ рисуют дети на ватмане?
КЕМ довольна учительница?
Посмотрите на эти вопросы: Кем? Чем? Это вопросы творительного падежа.
Вы уже знаете, что определить падеж нам помогают вспомогательные слова, от которых мы задаём вопросы. У творительного падежа вспомогательные слова: доволен (кем? чем?), играть (с (над, под, между, за, перед) кем? с (над, под, между, за, перед) чем?)
Послушайте предложения:
Сегодня здесь будет праздник. Между столами мы поставим вазы с цветами, над гостями повесим шарики, а перед входом поставим большой плакат с надписью «Добро пожаловать». За сценой будут ждать музыканты с гитарами, а перед ней будет ждать конферансье, чтобы начать вечер.
А теперь давайте ещё раз зададим вопросы:
МЕЖДУ ЧЕМ мы поставим вазы с цветами?
НАД КЕМ мы повесим шарики?
ПЕРЕД ЧЕМ мы поставим большой плакат?
ЗА ЧЕМ будут ждать музыканты?
С ЧЕМ музыканты будут ждать за сценой?
ПЕРЕД ЧЕМ будет ждать конферансье?
Как изменились вопросы? Рядом с ними появились предлоги «между», «над», «перед», «за» и «с». Это предлоги творительного падежа.
Итак, давайте сравним начальную форму имён существительных и их изменение в творительном падеже.
Собака – собакой, собаками
Заря – зарёй, зорями
Кот – котом, котами
Конь – конём, конями
Окно – окном, окнами
Море – морем, морями
Начальная форма (И.п., ед.ч.) |
Творительный падеж (ед.ч и мн.ч.) |
Женский род Собака Заря Мужской род Кот Конь Средний род Окно Море |
Женский род Собакой, собаками Зарёй, зорями Мужской род Котом, котами Конём, конями Средний род Окном, окнами Морем, морями |
А теперь давайте потренируемся!
Задание 1
Найдите все слова в творительном падеже:
Варианты ответа:
а) стенами
б) мыши
в) девочка
г) мышью
д) лис
Задание 2
Заполните таблицу. Напишите слово в творительном падеже.
Начальная форма |
Творительный падеж |
Хомяк |
|
Окунь |
|
Трамвай |
|
Редис |
|
Ресторан |
|
Небо |
|
Порог |
|
Гусь |
|
Кровать |
Задание 3
Поставьте слова так: именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж
1 юле, маму, море, палкой, коня
2 сестру, свиньёй, магнитофона, ванна, телевизору
3 ими, я, её, тебя, мне
3 сметане, рыбу, свеча, ноги, колбасой
4 говядина, лошадью, свёклу, лука, столу
5 окна, белку, облако, волком, еноту
Задание 4
Выберите имена существительные в творительном падеже и найдите их в филворде.
Слова: метле, коса, телёнком, селом, полки, карандашу, юбкой, паруса, морем, фильмом, кошмару, игрой, монетой, медведя, замком, шторах
О |
С |
З |
О |
С |
Е |
Л |
О |
М |
О |
С |
Т |
У |
Х |
Т |
Р |
А |
У |
Г |
О |
Л |
Ь |
Н |
И |
К |
О |
А |
Ы |
К |
З |
Б |
П |
Р |
И |
В |
Е |
Т |
Л |
И |
В |
Ы |
Й |
Ф |
А |
А |
М |
С |
М |
М |
О |
П |
А |
М |
Ы |
В |
З |
И |
Б |
В |
О |
Д |
О |
О |
В |
И |
К |
А |
Ф |
Ы |
А |
Л |
О |
Н |
Н |
А |
Р |
Ы |
А |
Г |
О |
Р |
В |
И |
М |
Ь |
Т |
А |
Е |
Е |
Е |
Е |
С |
Р |
Л |
А |
Я |
В |
К |
М |
Л |
Я |
Т |
П |
М |
П |
П |
О |
Ц |
Е |
С |
О |
О |
О |
И |
У |
О |
У |
А |
А |
О |
Й |
О |
Л |
Ф |
В |
М |
М |
В |
Т |
Й |
У |
Д |
О |
Л |
Ю |
Б |
И |
В |
Ы |
Е |
О |
Ы |
Р |
У |
Т |
Е |
Л |
Ё |
Н |
К |
О |
М |
У |
Р |
Р |
Е |
Л |
И |
Т |
Ь |
А |
Р |
А |
А |
С |
И |
Т |
О |
К |
О |
И |
Н |
Т |
Е |
Р |
Е |
С |
Н |
О |
Е |
К |
А |
Ю |
Б |
К |
О |
Й |
А |
П |
П |
И |
Н |
О |
В |
Ы |
Й |
Задание 5
Найдите в тексте имена существительные в творительном падеже и напишите, какими членами предложения они являются.
Чтобы дойти до центрального парка, Вам нужно повернуть налево и пройти между банком и магазином «Игрушки». Затем повернуть направо. За поворотом будет аптека. Обойдите её слева. За ней будет магазин «Продукты», а рядом с ним маленький мост с маленькой речкой под ним. После моста Вы увидите парк.
Ответы:
Задание 1
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б, В, Д.
Задание 2
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Начальная форма |
Творительный падеж |
Хомяк |
Хомяком |
Окунь |
Окунем |
Трамвай |
Трамваем |
Редис |
Редисом |
Ресторан |
Рестораном |
Небо |
Небом |
Порог |
Порогом |
Селезень |
Селезнем |
Кровать |
Кроватью |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными.
Задание 3
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
1 море, коня, юле, маму, палкой
2 ванна, магнитофона, телевизору, сестру, свиньёй
3 я, тебя, мне, её, ими
3 свеча, ноги, сметане, рыбу, колбасой
4 говядина, лука, столу, свёклу, лошадью
5 облако, окна, еноту, белку, волком
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Все остальные варианты ответа.
Задание 4
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Слова: телёнком, селом, юбкой, морем, фильмом, игрой, монетой, замком
О |
С |
З |
О |
С |
Е |
Л |
О |
М |
О |
С |
Т |
У |
Х |
Т |
Р |
А |
У |
Г |
О |
Л |
Ь |
Н |
И |
К |
О |
А |
Ы |
К |
З |
Б |
П |
Р |
И |
В |
Е |
Т |
Л |
И |
В |
Ы |
Й |
Ф |
А |
А |
М |
С |
М |
М |
О |
П |
А |
М |
Ы |
В |
З |
И |
Б |
В |
О |
Д |
О |
О |
В |
И |
К |
А |
Ф |
Ы |
А |
Л |
О |
Н |
Н |
А |
Р |
Ы |
А |
Г |
О |
Р |
В |
И |
М |
Ь |
Т |
А |
Е |
Е |
Е |
Е |
С |
Р |
Л |
А |
Я |
В |
К |
М |
Л |
Я |
Т |
П |
М |
П |
П |
О |
Ц |
Е |
С |
О |
О |
О |
И |
У |
О |
У |
А |
А |
О |
Й |
О |
Л |
Ф |
В |
М |
М |
В |
Т |
Й |
У |
Д |
О |
Л |
Ю |
Б |
И |
В |
Ы |
Е |
О |
Ы |
Р |
У |
Т |
Е |
Л |
Ё |
Н |
К |
О |
М |
У |
Р |
Р |
Е |
Л |
И |
Т |
Ь |
А |
Р |
А |
А |
С |
И |
Т |
О |
К |
О |
И |
Н |
Т |
Е |
Р |
Е |
С |
Н |
О |
Е |
К |
А |
Ю |
Б |
К |
О |
Й |
А |
П |
П |
И |
Н |
О |
В |
Ы |
Й |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными.
Задание 5
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Чтобы дойти до центрального парка, Вам нужно повернуть налево и пройти между банком (обстоятельство) и магазином (обстоятельство) «Игрушки». Затем повернуть направо. За поворотом (обстоятельство) будет аптека. Обойдите её слева. За ней (обстоятельство) будет магазин «Продукты», а рядом с ним (дополнение) маленький мост с маленькой речкой (дополнение) под ним (обстоятельство). После моста Вы увидите парк.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Все остальные варианты ответа.