Как найти имена существительные в творительном падеже

Творительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект, инструмент, с помощью которого совершается действие, или различные обстоятельства действия (время, место и пр.) и отвечает на вопросы кем? чем?

Узнаем, что такое творительный падеж существительных в русском языке, какие имеет значения и грамматические особенности, с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем типичные окончания существительных в форме творительного падежа, по которым можно его узнать среди других форм слов.

Падеж — это непостоянный признак имени существительного. С его помощью выражается грамматические отношения имён существительных с другими словами в словосочетании или в предложении.

В русском языке различают шесть падежей, среди которых только один прямой падеж. Его называют именительным (от слова «именовать»). Слово в форме именительного падежа является подлежащим. Остальные падежи называют косвенными. Слова в форме косвенных падежей выступают в роли второстепенных членов предложения и употребляются без предлогов и с предлогами.

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(доволен)
кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Творительный падеж — это косвенный падеж имени существительного, который обозначает объект, инструмент действия или различные обстоятельства действия и отвечает на вопросы кем? чем?

Творительный падеж

Чтобы образовать творительный падеж существительного воспользуемся словами-помощниками «горжусь», «интересуюсь», «любуюсь»:

  • горжусь (кем?) братом;
  • интересуюсь (чем?) книгой;
  • любуюсь (чем?) живописью.

Окончания творительного падежа существительных

Окончания существительных в форме творительного падежа единственного числа связаны с их родом и с принадлежностью к 1, 2 и 3 склонению.

Падежные окончания в творительном падеже

Существительные мужского, женского и общего рода первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -ой, -ей.

Для существительных второго склонения характерны окончание -ом/-ём после твердых и мягких согласных и безударное окончание -ем после мягких согласных и шипящих.

У существительных женского рода третьего склонения выделим окончание .

Понаблюдаем:

1 склонение

  • дядя — дя́дей
  • мама — мамой
  • задира — задирой

2 склонение

  • город — городо́м
  • гвоздь — гвоздём
  • известие — изве́стием
  • мякиш — мя́кишем
  • обруч — о́бручем

3 склонение

  • вещью — вещью
  • фасоль — фасолью

Множественное число

В форме множественного числа существительные имеют окончание -ами после твердых согласных и шипящих, -ями — после мягких согласных:

  • книги — книгами
  • вещи — вещами
  • деревья — деревьями

Разносклоняемые существительные

У разносклоняемых существительных окончание совпадает с флексией существительных единственного числа мужского рода второго склонения:

  • путь — путём
  • бремя — бременем
  • пламя — пламенем

Существительное «дитя» имеет вариантные окончания:

дитя — дитятей, дитятею.

Творительный падеж имен существительных имеет множество значений. Укажем основные из них.

Значение творительного падежа

Творительный падеж существительных своим названием обязан древнерусском глаголу «творити», который управлял словами с предметным значением. Этот косвенный падеж, в первую очередь, обозначал инструмент или предмет, с помощью которого действует субъект:

  • прибить молотком;
  • срезать пилой;
  • махнуть головой;
  • ударить кулаком;
  • написать ручкой.

Творительный падеж обозначает занятие субъекта, его профессию, увлечение чем-либо:

  • работать медсестрой;
  • заниматься музыкой;
  • увлекаться футболом;
  • хочет стать программистом.

Существительные в форме этого косвенного падежа употребляются как без предлога, так и с различными предлогами.

Предлоги

с, со, над, под, перед, за, между

Предлоги уточняют значение творительного падежа имён существительных.

С предлогом «с» этот косвенный падеж обозначает лицо или предмет, участвующий в совместном действии:

  • гулять (с кем?) с малышом;
  • прийти (с чем?) с цветами;
  • разговаривать с сестрой;
  • плавать с детьми;
  • плов с грибами.

Словоформы с предлогом «с» имеет значение цели действия:

  • обратиться с просьбой;
  • прийти с жалобой;
  • явиться с повинной.

Предлоги «над», «под», «за», «между», «перед» помогают оформить пространственные значения падежа:

  • спрятаться под кроватью;
  • летать над полем;
  • находиться за углом;
  • ходить между рядами;
  • стоять перед зданием.

Предлог «перед» создает временное значение творительного падежа:

  • проститься перед отъездом;
  • дать экзамен перед распределением;
  • смотреть передачу перед обедом.

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 30

Творительный падеж


Творительный падеж

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 643.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 643.

Творительный падеж употребляется как в приименной (с существительным), так и в приглагольной (с глаголом) позиции. Интересно, что существительные в творительном падеже могут иметь разные значения, которые подробно описаны здесь. В статье приведены способы определения творительного падежа с примерами, дан список наиболее распространенных предлогов.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое творительный падеж?

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросыКем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже: горжусь

дочерью

, наслаждаются

искусством

, зажечь

спичкой

, написано

учеником

, стоять

боком

, идти

колоннами

, быть

кассиром

.

Как определить творительный падеж?

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить падежные вопросы, вопросы творительного падежа – (Кем?

Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Склонение Ед. число Мн. число
1 склонение -ой (-ей),

-ей (-ею)

Улыбкой, улыбкою,

Статуей, статуею,

Сладкоежкой, сладкоежкою,

Дядей, дядею

-ами, -ями,

(-ми)

Улыбками,

Статуями,

Сладкоежками,

Дядями

2 склонение -ом (ем) Пряником,

Роялем,
Кольцом,

Хранилищем

Пряниками,

Роялями,
Кольцами,

Хранилищами

3 склонение Лошадью,

Печалью

Лошадями, лошадьми,

Печалями

Разносклоняемые -ей, -ею, -ем Дитятей, дитятею,

Путем,

Знаменем

Детьми,

Путями,

Знаменами

Обратите внимание. В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);
  • Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);
  • Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);
  • Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем).

С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять

под дождем

, блюдце

под чашкой

, видно

за облаками

, нести

за спиной

, спор

между учениками

, тропинка

между деревьями

, смеяться

над шуткой

, выступать

перед аудиторией

, дача

под Москвой

, брат

с сестрой

, говорить

с другом

.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Бади Аффара

    7/7

  • Светлана Гаевая

    7/7

  • Ольга Самохвалова

    7/7

  • Сергей Ефремов

    7/7

  • Қайрат Талип

    7/7

  • Елена Антипова

    6/7

  • Марианна Апицарян

    7/7

  • Лера Петруновская

    7/7

  • Настя Скляр

    6/7

  • Ақпанбетова Мейрамкүл

    6/7

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 643.


А какая ваша оценка?

Творительный падеж существительных

Творительный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект, инстру­мент, с помо­щью кото­ро­го совер­ша­ет­ся дей­ствие, или раз­лич­ные обсто­я­тель­ства дей­ствия (вре­мя, место и пр.) и отве­ча­ет на вопро­сы кем? чем?

Узнаем, что такое тво­ри­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие име­ет зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в рус­ском язы­ке. Приведем типич­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа, по кото­рым мож­но его узнать сре­ди дру­гих форм слов.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. С его помо­щью выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ские отно­ше­ния имён суще­стви­тель­ных с дру­ги­ми сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии или в предложении.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, сре­ди кото­рых толь­ко один пря­мой падеж. Его назы­ва­ют име­ни­тель­ным (от сло­ва «име­но­вать»). Слово в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся под­ле­жа­щим. Остальные паде­жи назы­ва­ют кос­вен­ны­ми. Слова в фор­ме кос­вен­ных паде­жей высту­па­ют в роли вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния и упо­треб­ля­ют­ся без пред­ло­гов и с предлогами.

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Творительный падеж — это кос­вен­ный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект, инстру­мент дей­ствия или раз­лич­ные обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кем? чем?

Творительный падеж

Чтобы обра­зо­вать тво­ри­тель­ный падеж суще­стви­тель­но­го вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «гор­жусь», «инте­ре­су­юсь», «любу­юсь»:

  • гор­жусь (кем?) бра­том;
  • инте­ре­су­юсь (чем?) кни­гой;
  • любу­юсь (чем?) живо­пи­сью.

Окончания творительного падежа существительных

Окончания суще­стви­тель­ных в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла свя­за­ны с их родом и с при­над­леж­но­стью к 1, 2 и 3 скло­не­нию.

Падежные окончания в творительном падеже

Существительные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода пер­во­го скло­не­ния с твер­дой и мяг­кой осно­вой име­ют окон­ча­ния -ой, -ей.

Для суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния харак­тер­ны окон­ча­ние -ом/-ём после твер­дых и мяг­ких соглас­ных и без­удар­ное окон­ча­ние -ем после мяг­ких соглас­ных и шипящих.

У суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния выде­лим окон­ча­ние .

Понаблюдаем:

  • дядя — дя́д ей
  • мама — мам ой
  • зади­ра — задир ой
  • город — город о́м
  • гвоздь — гвозд ём
  • изве­стие — изве́сти ем
  • мякиш — мя́киш ем
  • обруч — о́бруч ем
  • вещью — вещь ю
  • фасоль — фасоль ю

Множественное чис­ло

В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные име­ют окон­ча­ние -ами после твер­дых соглас­ных и шипя­щих, -ями — после мяг­ких согласных:

  • кни­ги — книг ами
  • вещи — вещ ами
  • дере­вья — деревь ями

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные

У раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных окон­ча­ние сов­па­да­ет с флек­си­ей суще­стви­тель­ных един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода вто­ро­го склонения:

  • путь — пут ём
  • бре­мя — бре­мен ем
  • пла­мя — пла­мен ем

Существительное «дитя» име­ет вари­ант­ные окончания:

дитя — дитят ей , дитят ею .

Творительный падеж имен суще­стви­тель­ных име­ет мно­же­ство зна­че­ний. Укажем основ­ные из них.

Значение творительного падежа

Творительный падеж суще­стви­тель­ных сво­им назва­ни­ем обя­зан древ­не­рус­ском гла­го­лу «тво­ри­ти», кото­рый управ­лял сло­ва­ми с пред­мет­ным зна­че­ни­ем. Этот кос­вен­ный падеж, в первую оче­редь, обо­зна­чал инстру­мент или пред­мет, с помо­щью кото­ро­го дей­ству­ет субъект:

  • при­бить молотком;
  • сре­зать пилой;
  • мах­нуть головой;
  • уда­рить кулаком;
  • напи­сать ручкой.

Творительный падеж обо­зна­ча­ет заня­тие субъ­ек­та, его про­фес­сию, увле­че­ние чем-либо:

  • рабо­тать медсестрой;
  • зани­мать­ся музыкой;
  • увле­кать­ся футболом;
  • хочет стать программистом.

Существительные в фор­ме это­го кос­вен­но­го паде­жа упо­треб­ля­ют­ся как без пред­ло­га, так и с раз­лич­ны­ми предлогами.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние тво­ри­тель­но­го паде­жа имён существительных.

С пред­ло­гом «с» этот кос­вен­ный падеж обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет, участ­ву­ю­щий в сов­мест­ном действии:

  • гулять (с кем?) с малы­шом;
  • прий­ти (с чем?) с цве­та­ми;
  • раз­го­ва­ри­вать с сестрой;
  • пла­вать с детьми;
  • плов с грибами.

Словоформы с пред­ло­гом «с» име­ет зна­че­ние цели действия:

  • обра­тить­ся с просьбой;
  • прий­ти с жалобой;
  • явить­ся с повинной.

Предлоги «над», «под», «за», «меж­ду», «перед» помо­га­ют офор­мить про­стран­ствен­ные зна­че­ния падежа:

  • спря­тать­ся под кроватью;
  • летать над полем;
  • нахо­дить­ся за углом;
  • ходить меж­ду рядами;
  • сто­ять перед зданием.

Предлог «перед» созда­ет вре­мен­ное зна­че­ние тво­ри­тель­но­го падежа:

  • про­стить­ся перед отъездом;
  • дать экза­мен перед распределением;
  • смот­реть пере­да­чу перед обедом.

Видеоурок

Все падежи русского языка

В русском языке есть как изменяемые, так и неизменяемые слова. Чтобы разбираться в теме, иметь грамотно поставленную речь, знание падежей обязательно для любого человека. Как освоить материал легче и быстрее, вам расскажут педагоги из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.

Что такое падежи?

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.

Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Таблица падежей

Вопросы падежей

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Как определить именительный падеж

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? Например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), а также имеют особые падежные окончания.

Окончания существительных в именительном падеже для разных склонений представлены в таблице.

Употребление имен существительных в именительном падеже

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может употребляться в качестве:

– Подлежащего (имеет номинативное значение).

Примеры: Чайник закипел. Дверь захлопнулась.

– Главного члена односоставного номинативного предложения (с номинативным значением)

Примеры: Вечер. Тишина. Сумерки.

Обращения (имеет вокативное значение).

Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте тетради.

Зависимый именительный падеж может использоваться в роли:

– Именной части составного именного сказуемого (имеет предикативное значение).

Примеры: Конец – делу венец. Днепр – река.

– Приложения (имеет оппозитивное значение – значение добавочного сообщения).

Примеры: Он выписывает роман-газету. Доцент Владислав Виноградов прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,

Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, чтение романа, не подобрать слов, убирать около дома, налить из кувшина.

Как определить родительный падеж

Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.

Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).

Значение имен существительных в родительном падеже

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:

Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);

Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);

Определительное значение – может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).

В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:

Дополнением (Он устал от работы);

Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);

Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.

Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку полгода, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.

Как определить дательный падеж

Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.

Значение дательного падежа

В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:

Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.

Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.

Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.

Как определить винительный падеж

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);

Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);

Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.

Как определить творительный падеж

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);

Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);

Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);

Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять под дождем, блюдце под чашкой, видно за облаками, нести за спиной, спор между учениками, тропинка между деревьями, смеяться над шуткой, выступать перед аудиторией, дача под Москвой, брат с сестрой, говорить с другом.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке – косвенный падеж, который употребляется в речи исключительно с предлогами (на, в, о, об, обо, при). Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы – О ком? О чем? (На ком? На чем?), и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже: говорить о физике, слова о любви, сидеть на диване, проснуться на рассвете, нуждаться в ласке, ехать в лифте, сообщить при встрече, читать при свете.

Склонение имен существительных в предложном падеже

Существительные 1 и 2 склонения мужского, женского и среднего рода с окончаниями в начальной форме -ий, -ия, -ие в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, свойственное формам существительных 3 склонения и разносклоняемым существительным в П. п. единственного числа.

Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже с примерами показаны в таблице.

Обратите внимание! У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Поэтому при определении предложного падежа обращайте внимание не только на окончание существительного, но и на то, отвечает ли слово на вопросы предложного падежа (О ком? О чем?).

Значение предложного падежа

В словосочетаниях и предложениях предложный падеж может выражать различные частные значения:

Объектное (беседовать об увлечениях, объявить о мероприятии, книга о любви);

Определительное (небо в облаках, стул о трех ножках, поле в цветах);

Обстоятельственное (отдыхать в Греции, жить в деревне, ужинать при свечах, вырастить на огороде).

Косвенные падежи

Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один – именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы “кто?” и “что?”. Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном – “кого?”, “чего?”; в дательном – “кому?”, “чему?” и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.

Значение косвенных падежей

Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).

Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.

Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.

Разница между родительным и винительным падежами

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

– на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);

– в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);

– в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

– на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);

– в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);

– в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Предлоги падежей

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.

кенгуру, такси, метро, фламинго;

некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);

нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);

русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);

сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);

фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Падежи прилагательных

Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Несклоняемые прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Видеоурок на тему падежи русского языка

Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:

Знание падежей – не просто прихоть преподавателей, а необходимость для изучения. Невозможно быть грамотным и образованным, не зная этих простых правил.

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/tvoritelnyy-padezh.html

https://classroom24.ru/article/russkiy-yazyk/gramatika/sintaksis/Vse_padezhi_russkogo_yazyka_Teoriya/

[/spoiler]

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я вчера побывал в соседней школе на уроке творчества.

Что это за урок? Там каждый создавал что-нибудь необычное,
особенное, то, что у него получается лучше, чем у других. То есть ребята
творили чудеса. Кто-то рисовал. Кто-то вышивал. Кто-то что-то выпиливал. Но для
того, чтобы заниматься подобным творчеством, необходимы инструменты и
приспособления. Рисуют карандашом, фломастером или красками и кисточкой.
Вышивают иголкой с ниткой. Выпиливают лобзиком. Это – инструменты для
творчества. И, наверное, поэтому падеж, в котором стоят слова, их обозначающие,
называется творительным.

Рисуют чем? Карандашом, фломастером или красками и кисточкой –
творительный падеж.

Вышивают чем? Иголкой (с чем?) с ниткой – творительный
падеж
.

Выпиливают чем? Лобзиком – творительный падеж.

Как видите, один из вопросов творительного падежа
– «чем?». Этот вопрос ставится к неодушевлённым именам существительным.
Ну а если существительное одушевлённое? Конечно, к нему ставим вопрос
«кем?».

Этот рисунок выполнен кем? Андреем. Имя Андрей здесь стоит в
творительном падеже.

Эта вышивка сделана кем? Олей. Творительный падеж.

Этот кораблик выпилен кем? Сашей. Творительный падеж.

Конечно, имена существительные в творительном падеже
обозначают не только инструменты для творчества или тех, кто что-то создаёт, то
есть творцов.

Вот, прочитайте такую «мирилку» – это рифмованные слова, которые помогают помириться:

Мир миром, вареники с сыром, пирожки с капустой.
С другом есть вкусно!

Найдите в этой «мирилке» имена
существительные в творительном падеже
. Не забывайте, что имена
существительные в творительном падеже отвечают на вопросы «кем?» или «чем?».

Ну что же, давайте проверим, как вы справились с заданием.

Первое слово в творительном падеже – «миром».
Оно отвечает на вопрос «чем?».

Читаем дальше. Вареники с чем? С сыром. Слово «с сыром» тоже стоит
в творительном падеже.
Да ещё и с предлогом «с».

Пирожки с чем? С капустой. И здесь творительный падеж.

Есть с кем? С другом. Вот и ещё имя существительное в
творительном падеже
.

Имена существительные в этой «мирилке» не обозначают
инструменты для творчества или людей, которые что-то создают. О том, что эти
слова стоят в творительном падеже, нам подсказывают вопросы «кем?» и «чем?», на
которые они отвечают.

А как вы думаете, друзья мои, какими членами предложения
являются имена существительные в творительном падеже?

Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Корнея Ивановича
Чуковского «Путаница»:

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Это одно предложение. Подлежащим
в нём является слово «крокодил». Оно отвечает на вопрос «кто?» и стоит в
именительном падеже. А вот в творительном падеже стоят слова, называющие
предметы, которыми крокодил тушил море. Чем он море тушил? Пирогами и блинами,
да ещё и сушёными грибами.

Эти слова – второстепенные члены предложения.
Ведь подлежащее обычно отвечает на вопросы «кто?» или «что?», а вопросы творительного
падежа
– «кем?», «чем?».

А ещё имена существительные в творительном падеже могут
употребляться с предлогами. С какими же предлогами дружит творительный падеж?

Это могут быть предлоги с (со), за, под, над, перед, между.

Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я хотел вам сегодня рассказать.
Не забывайте, друзья мои:

Имена существительные в творительном падеже
отвечают на вопросы кем? или чем?

С именами существительными в творительном падеже
могут употребляться предлоги с (со), за, под, над, перед, между.

В предложении имена существительные в творительном
падеже
являются второстепенными членами.

А я прощаюсь с вами. До новых встреч.

Русский язык, 4 класс

Урок № 40 «Творительный падеж»

На уроке Вы:

  1. Узнаете, что такое творительный падеж имён существительных.
  2. Научитесь определять вопросы и предлоги творительного падежа.
  3. Сможете сами составлять словосочетания и предложения с именами существительными в творительном падеже.

Основные термины к уроку:

  1. Начальная форма
  2. Творительный падеж
  3. Имя существительное
  4. Склонение
  5. Предлог
  6. Член предложения
  7. Падеж

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал:

  • Помните ли Вы, сколько падежей в русском языке?
  • Какие падежи Вы знаете?
  • Какой падеж идёт пятым по счёту?
  • Какие вопросы у этого падежа?
  • А предлоги?

Давайте разбираться!

Пятый из шести падежей русского языка называется «Творительный». Давайте познакомимся с ним поближе.

Послушайте текст. Ученики пишут текст ручками в тетради и рисуют карандашами на ватмане. Учительница очень довольна ребятами.

А теперь ответьте на вопросы.

ЧЕМ пишут дети в тетрадях?

ЧЕМ рисуют дети на ватмане?

КЕМ довольна учительница?

Посмотрите на эти вопросы: Кем? Чем? Это вопросы творительного падежа.

Вы уже знаете, что определить падеж нам помогают вспомогательные слова, от которых мы задаём вопросы. У творительного падежа вспомогательные слова: доволен (кем? чем?), играть (с (над, под, между, за, перед) кем? с (над, под, между, за, перед) чем?)

Послушайте предложения:

Сегодня здесь будет праздник. Между столами мы поставим вазы с цветами, над гостями повесим шарики, а перед входом поставим большой плакат с надписью «Добро пожаловать». За сценой будут ждать музыканты с гитарами, а перед ней будет ждать конферансье, чтобы начать вечер.

А теперь давайте ещё раз зададим вопросы:

МЕЖДУ ЧЕМ мы поставим вазы с цветами?

НАД КЕМ мы повесим шарики?

ПЕРЕД ЧЕМ мы поставим большой плакат?

ЗА ЧЕМ будут ждать музыканты?

С ЧЕМ музыканты будут ждать за сценой?

ПЕРЕД ЧЕМ будет ждать конферансье?

Как изменились вопросы? Рядом с ними появились предлоги «между», «над», «перед», «за» и «с». Это предлоги творительного падежа.

Итак, давайте сравним начальную форму имён существительных и их изменение в творительном падеже.

Собака – собакой, собаками

Заря – зарёй, зорями

Кот – котом, котами

Конь – конём, конями

Окно – окном, окнами

Море – морем, морями

Начальная форма

(И.п., ед.ч.)

Творительный падеж

(ед.ч и мн.ч.)

Женский род

Собака

Заря

Мужской род

Кот

Конь

Средний род

Окно

Море

Женский род

Собакой, собаками

Зарёй, зорями

Мужской род

Котом, котами

Конём, конями

Средний род

Окном, окнами

Морем, морями

А теперь давайте потренируемся!

Задание 1

Найдите все слова в творительном падеже:

Варианты ответа:

а) стенами

б) мыши

в) девочка

г) мышью

д) лис

Задание 2

Заполните таблицу. Напишите слово в творительном падеже.

Начальная форма

Творительный падеж

Хомяк

Окунь

Трамвай

Редис

Ресторан

Небо

Порог

Гусь

Кровать

Задание 3

Поставьте слова так: именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж

1 юле, маму, море, палкой, коня

2 сестру, свиньёй, магнитофона, ванна, телевизору

3 ими, я, её, тебя, мне

3 сметане, рыбу, свеча, ноги, колбасой

4 говядина, лошадью, свёклу, лука, столу

5 окна, белку, облако, волком, еноту

Задание 4

Выберите имена существительные в творительном падеже и найдите их в филворде.

Слова: метле, коса, телёнком, селом, полки, карандашу, юбкой, паруса, морем, фильмом, кошмару, игрой, монетой, медведя, замком, шторах

О

С

З

О

С

Е

Л

О

М

О

С

Т

У

Х

Т

Р

А

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

О

А

Ы

К

З

Б

П

Р

И

В

Е

Т

Л

И

В

Ы

Й

Ф

А

А

М

С

М

М

О

П

А

М

Ы

В

З

И

Б

В

О

Д

О

О

В

И

К

А

Ф

Ы

А

Л

О

Н

Н

А

Р

Ы

А

Г

О

Р

В

И

М

Ь

Т

А

Е

Е

Е

Е

С

Р

Л

А

Я

В

К

М

Л

Я

Т

П

М

П

П

О

Ц

Е

С

О

О

О

И

У

О

У

А

А

О

Й

О

Л

Ф

В

М

М

В

Т

Й

У

Д

О

Л

Ю

Б

И

В

Ы

Е

О

Ы

Р

У

Т

Е

Л

Ё

Н

К

О

М

У

Р

Р

Е

Л

И

Т

Ь

А

Р

А

А

С

И

Т

О

К

О

И

Н

Т

Е

Р

Е

С

Н

О

Е

К

А

Ю

Б

К

О

Й

А

П

П

И

Н

О

В

Ы

Й

Задание 5

Найдите в тексте имена существительные в творительном падеже и напишите, какими членами предложения они являются.

Чтобы дойти до центрального парка, Вам нужно повернуть налево и пройти между банком и магазином «Игрушки». Затем повернуть направо. За поворотом будет аптека. Обойдите её слева. За ней будет магазин «Продукты», а рядом с ним маленький мост с маленькой речкой под ним. После моста Вы увидите парк.

Ответы:

Задание 1

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Г

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б, В, Д.

Задание 2

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Начальная форма

Творительный падеж

Хомяк

Хомяком

Окунь

Окунем

Трамвай

Трамваем

Редис

Редисом

Ресторан

Рестораном

Небо

Небом

Порог

Порогом

Селезень

Селезнем

Кровать

Кроватью

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными.

Задание 3

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1 море, коня, юле, маму, палкой

2 ванна, магнитофона, телевизору, сестру, свиньёй

3 я, тебя, мне, её, ими

3 свеча, ноги, сметане, рыбу, колбасой

4 говядина, лука, столу, свёклу, лошадью

5 облако, окна, еноту, белку, волком

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты ответа.

Задание 4

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Слова: телёнком, селом, юбкой, морем, фильмом, игрой, монетой, замком

О

С

З

О

С

Е

Л

О

М

О

С

Т

У

Х

Т

Р

А

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

О

А

Ы

К

З

Б

П

Р

И

В

Е

Т

Л

И

В

Ы

Й

Ф

А

А

М

С

М

М

О

П

А

М

Ы

В

З

И

Б

В

О

Д

О

О

В

И

К

А

Ф

Ы

А

Л

О

Н

Н

А

Р

Ы

А

Г

О

Р

В

И

М

Ь

Т

А

Е

Е

Е

Е

С

Р

Л

А

Я

В

К

М

Л

Я

Т

П

М

П

П

О

Ц

Е

С

О

О

О

И

У

О

У

А

А

О

Й

О

Л

Ф

В

М

М

В

Т

Й

У

Д

О

Л

Ю

Б

И

В

Ы

Е

О

Ы

Р

У

Т

Е

Л

Ё

Н

К

О

М

У

Р

Р

Е

Л

И

Т

Ь

А

Р

А

А

С

И

Т

О

К

О

И

Н

Т

Е

Р

Е

С

Н

О

Е

К

А

Ю

Б

К

О

Й

А

П

П

И

Н

О

В

Ы

Й

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными.

Задание 5

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Чтобы дойти до центрального парка, Вам нужно повернуть налево и пройти между банком (обстоятельство) и магазином (обстоятельство) «Игрушки». Затем повернуть направо. За поворотом (обстоятельство) будет аптека. Обойдите её слева. За ней (обстоятельство) будет магазин «Продукты», а рядом с ним (дополнение) маленький мост с маленькой речкой (дополнение) под ним (обстоятельство). После моста Вы увидите парк.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Все остальные варианты ответа.

Добавить комментарий