Данный рабочий лист можно использовать на первом-втором уроках изучения темы, когда ребята получают представление о числительном как части речи, изучают разряды по составу и значению.
В РЛ содержится краткая теория, представленная в виде схемы, а также ряд заданий, в помощью которых отрабатываются следующие умения:
- находить числительные в тексте;
- отличать числительные от других частей речи с количественным значением;
- определять разряд числительных по составу и значению.
Есть также задание на орфографию и пунктуацию.
Хочется также отдельно подчернкуть, что, во-первых, все материалы, предлагаемые мною, опробованы в реальных условиях на реальных учениках, во-вторых, вовсе не обязательно использовать абсолютно все упражнения на одном уроке (что-то можно пропустить или оставить ребятам на дом), а можно вообще не применять в своей работе (это ведь дело добровольное).
Рабочий лист
Теория
Практическая работа
Упражнение 1.
1) Прочитайте текст. Определите его тему.
2) Выпишите из текста слова с числовыми значениями, распределив их по группам. Названия группам дай самостоятельно.
В русском языке есть немало слов, значение которых связано с понятием числа, количества. Это такие, например, слова, как два, трое, три седьмых, пятёрка, десяток, дюжина, пара, сотня, тысяча, миллион, тройной, второй, удвоить, много, дважды и др.
По своим грамматическим свойствам эти слова принадлежат к разным частям речи. Слова пятёрка, десяток, большинство, дюжина, пара, сотня – имена существительные, слово тройной – имя прилагательное, слово удвоить – глагол, слово дважды – наречие.
Слова два, трое, второй и другие относятся к особой части речи – имени числительному.
Упражнение 2.
Выпишите в один столбик имена существительные, в другой – числительные.
Пара, шесть, тройка, седьмой, десяток, тройня, одиночка, первый, восемьдесят, шесть, одиночество, полтора, четверо, сотня, пятачок, дюжина, тысяча девятьсот девяносто пятый, один.
Существительные / Числительные
Упражнение 3.
«Расселите» слова по «квартирам».
- четыре, четверка, четвертак, четверть, четырёхэтажный, вчетверо;
- пять, пятнадцать, пятерня, пятак, впятером, пятитонный;
- семь, семерка, семнадцать, семьдесят, всемером, семиклассник;
- три, утроить, втрое, тройка, троица, трехмерный.
Упражнение 4
Прочитайте предложения. Выпишите слова с количественными значениями: числительные – отдельно, остальные части речи – отдельно. У числительных определите разряды по составу и по значению. У остальных слов определите части речи.
1) К пятисотлетию Успенского собора в тысяча девятьсот семьдесят девятом году проведены крупные реставрационные работы.
2) Большой театр – яркая глава в летописи русского искусства. Он основан в тысяча семьсот семьдесят шестом году. К двухсотлетию его создания проводились фундаментальные работы по восстановлению и обновлению фасада и внутренних интерьеров.
3) Здание Киевского вокзала в Москве воздвигнуто к столетию Бородинской битвы, в которой русская армия одержала победу над войсками Наполеона.
4) К стопятидесятилетию исторического сражения под Бородино на Кутузовском проспекте открыт новый музей для демонстрации панорамы «Бородинская битва».
5) Кутузовский проспект завершает площадь Победы, которая названа так в ознаменование тридцатилетия победы над фашистской Германией.
6) Наиболее ответственная роль в формировании Ленинского проспекта принадлежит тридцатипятиэтажному Центральному дому туриста – самой высокой в Москве гостиницы.
7) Спустя сто лет со дня гибели А.С.Пушкина, восьмого февраля тысяча девятьсот тридцать седьмого года был открыт памятник поэту – девятиметровый обелиск из красного гранита.
8) В новых районах Москвы шестнадцатиэтажные дома чередуются с двадцатиэтажными и двадцатипятиэтажными.
Числительные / Другие части речи
Упражнение 5.
Прочитайте текст. Найдите в нем числительные. Подчеркните их. Определите их разряд по составу и значению. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Пч__ловодство интересное и п__лезное занятие.
Матка это самая крупная пч__ла в сем__е. Длина матки от двадцати до двадцати пяти ми___иметров. Вес от ста пятидесяти до трёхсот ми___играммов. За с__зон одна матка откладывает от ста пятидесяти до двух тысяч тыс__ч яиц а х__рошие матки могут откладывать за сутки по две тыс__чи яиц. Живут матки до пяти лет.
Трутни это пч__лы му__ского пола. Прод__лжительность их развития – двадцать четыре дня. Длина тела пятнадцать – семнадцать ми___иметров. Живут три – четыре месяца. Осен__ю все пог__бают.
Основная масса представлена р__бочими пч__лами. Свою де__тельность внутри ул__я р__бочие пч__лы нач__нают сразу после вых__да из ячеек: чистят ячейки корм__т л__чинок прин__мают нектар корм__т матку стро__т соты охр__няют деток. Оружием для этого им служит жало.
Длина р__бочей пч__лы двенадцать-четырнадцать ми___иметров, вес – сто миллигра___ов. Сто тысяч р__бочих пч__л весят один килогра___. За н__ктаром пч__лы могут л__тать на ра___тояние до пяти кило__етров. При этом на каждом кило__етре пути ра__ходуется около одного килогра___а н__ктара. Поэтому ра__пол__гать пасеки от основных м__доносных р__стений далее двух кило__етров (не) р__комендуется.
Файл для распечатки, а также ответы к рабочему листу можно скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.
В2 предполагает умение находить в указаннных предложениях слова разных частей речи, в частности, числительных.
Образцы формулировок заданий
Найдите в предложениях 15 – 18 все числительные.
Из предложений 12 -16 выпишите порядковые прилагательные.
Из предложений 2 – 7 выпишите количественные числительные.
Что требуется для выполнения заданий В2
- Отличать числительные от других частей речи: прилагательных, существительных, местоимений, наречий.
- Различать порядковые и количественные числительные.
- Знать правописание числительных. См. Орфография. Интерактивный обучающий справочник. §79 – §80
Материал для справок
Примеры числительных: первый, сто, две восьмых, шестеро, одиннадцатый, оба, полтора, две тысячи тринадцатый, тысяча восемьсот шестьдесят первый, миллион, миллиард, триллион, полтораста, пять целых пять десятых, три четверти, трое, семеро
Большие списки прилагательных можно найти в СОС-е — Сводном обучающем словаре. См.: СОС/Старшая школа/Грамматический словарь/Числительные
Примеры местоимений: который, каждый, любой, весь, сколько, столько, несколько, сколько-то
Примеры существительных: сотня, треть, четверть, на третье (был десерт)
Примеры прилагательных: пятиэтажный, двухчасовой, пятидневных, тройной, двойной, трёхнедельный
Примеры наречий: вдвоём, втроём, вдесятером, много, мало, дважды, трижды
Внимание
Обычно эти существительные, прилагательные, местоимения и наречия люди путают с числительными, поэтому все приведённые выше примеры рекомендуется запомнить. Для В2 это ошибкоопасные слова.
Тренинг № 1
Найдите в тексте все числительные: просто укажите их мышкой.
По численности населения Вьетнам находится на тринадцатом месте в мире. Примерно двадцать процентов вьетнамцев живут в городах, а остальные — в сельской местности. Ежегодно численность населения увеличивается на один миллион человек. Всего во Вьетнаме проживает 54 этнические группы. Более восьмидесяти процентов населения страны — вьеты, или кинь. Они населяют в основном дельты рек, приморские равнины, крупные города. А большинство национальных меньшинств живёт в предгорных и горных районах.
(“Вокруг света”, путеводитель, “Вьетнам”)
Тренинг № 2
Найдите в тексте все числительные:
Как и во всяком многонациональном государстве, у каждой из вьетнамских этнических групп свои язык и культурные особенности; у 24 народностей есть своя письменность. В целом вьетнамцы говорят на языках восьми различных групп. Более восьмидесяти процентов жителей используют вьетнамский язык (кинь). Это государственный язык Вьетнама.
(“Вокруг света”, путеводитель, “Вьетнам”)
Тренинг № 3
Найдите в тексте все порядковые числительные:
Вьетнамская литература, возникшая на основе народного творчества и фольклора — множества мифов, легенд, народных песен и танцев, театральных представлений, — первоначально была устной. В Х веке тексты на вьетнамском языке стали записывать китайскими иероглифами, их использовали до начала ХХ века. В современном вьетнамском языке лексика китайского происхождения составляет шестьдесят – семьдесят процентов базовой.
В ХI – ХIV веках появилась литература на тю ном, модификации китайских иероглифов с вьетнамским произношением. В ХVII веке христианские миссионеры начали использовать для записи вьетнамских слов латинский алфавит. В течение двухсот лет созданная португальцем Александром де Родом письменность куок нгы становилась всё более популярной среди самих вьетнамцев. В конце ХIХ века она получила официальное признание, а в 1945 году, после обретения независимости, стала использоваться в качестве официальной национальной письменности.
(“Вокруг света”, путеводитель, “Вьетнам”)
Тренинг № 4
Найдите в тексте все порядковые числительные:
Буддизм, самая популярная во Вьетнаме религия, пришёл во II веке до н.э. благодаря индийским буддийским монахам, а в ХI веке стал государственной религией. В это время построено много пагод и храмов.
К концу ХIV века в буддизме появились черты раскола. При династии Ле в ХV веке буддизм уступил лидерство конфуцианству. Однако идеологическое влияние буддизма остаётся очень сильным до наших дней. Сейчас в стране около 10 миллионов буддистов. В наше время, в начале ХХI века, во Вьетнаме действуют почти 20 000 буддийских пагод.
(“Вокруг света”, путеводитель, “Вьетнам”)
Тренинг № 5
Нйдите в тексте все количественные числительные:
В зоопарке Тхуле на территории около 20 га живут примерно 600 животных 92 видов (рептилии, птицы, млекопитиющие), в том числе около 40 видов, занесённых в Красную книгу Вьетнама. Небольшое озеро и несколько холмов делают парк очень живописным. На территории находится пагода, известная как храм Коленопреклонённого Слона. Она построена во время правления Ли Тхань Тонга (1028 – 1054) и посвящена принцу Линь Лангу, погибшему в срважении с китайскими войсками на реке Кау. В храме сохранились два бронзовых изваяния и большая каменная плита.
(“Вокруг света”, путеводитель, “Вьетнам”)
Тренинг № 6
Найдите в тексте все количественные числительные:
Этнографический музей в Ханое открыт в 1997 году. В экспозиции выставлено более 10000 экспонатов, 15000 фотографий, сотни видеозаписей, отражающих особенности 54 этнических групп Вьетнама.
(“Вокруг света”, путеводитель, “Вьетнам”)
Тренинг № 7
Найди в списке слов все числительные и запиши их буквами:
Сотня, несколько, тройка, втрое, три, 33, четверть, четвёртая часть, пятнадцатое января, 2013 год, одиннадцатое февраля, одиннадцатый класс, ХVII век, 40000 рублей, семеро, впятером
Правильное написание числительных:
три, тридцать три, четвёртая, пятнадцатое, две тысячи тринадцатый, одиннадцатое, одиннадцатый, семнадцатый, сорок тысяч, семеро
Тренинг № 8
Определи, какие слова не являются числительными:
две третьих, несколько, столько, семьсот, семнадцатый, пятеро, пятёрка, впятером, трёшка, множество, девяносто девять и девять десятых, каждый, десятиминутный
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 250 человек из 56 регионов
- Сейчас обучается 59 человек из 31 региона
- Сейчас обучается 115 человек из 45 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Электронное дидактическое пособие по русскому языку
по теме
«Имя числительное»
4 класс
автор: Гракова Светлана Анатольевна
СОШ № 26
г.Павлодар – 2014 год -
2 слайд
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Гракова Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
СОШ №26,
стаж работы 27 лет ,
высшая категория.
Образование – высшее. -
3 слайд
Как управлять пособием
Переход между слайдами осуществляется с помощью гиперссылок:
слайд 3 – содержание,
слайд 6 – теоретический материал,
слайд 13 – тренажёр,
слайд 14 – выбери задание,
слайд 56 – выполните тест
и управляющих кнопок:
– возврат к содержанию,
– возврат к теоретическому материалу,
– возврат к выбору заданий на тренажёре,
– следующий слайд,
– предыдущий слайд. -
4 слайд
СОДЕРЖАНИЕ
Сведения об авторе
Теоретический материал
Тренажёр
Проверь себя
Используемые ресурсы
Пояснительная записка
Тест -
5 слайд
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное электронное дидактическое пособие
предназначено для уроков русского языка в 4 классе при изучении темы «Числительное». Может быть использовано при повторении данной темы в 5 классе. Пособие можно использовать для фронтальной работы на интерактивной доске, индивидуальной и групповой работы в компьютерном классе, самостоятельной работы учащихся дома. Пособие содержит материал для изучения морфологических признаков числительного, упражнения для отработки навыков правописания числительных с мягким знаком на конце и в середине, правильного употребления числительных в речи. -
6 слайд
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Понятие об имени числительном
Разряды имён числительных
Мягкий знак на конце и
в середине числительных
Изменение количественных
числительных по падежам
Изменение порядковых числительных
по родам, числам и падежам -
7 слайд
Понятие об имени числительном
Имя числительное – это часть речи,
которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?
Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Но числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами. -
8 слайд
Имя числительное
Порядок и количество!
Всегда, везде, во всём;
Без номера не встретите
На улице вы дом.
Понятно всем, что без меня
Никто б не мог считать,
И пальму первенства, друзья,
Вы мне должны отдать. -
9 слайд
Разряды имён числительных
Количественные отвечают на вопросы сколько?
Обозначают количество предметовПорядковые
отвечают на вопросы который? какой?
Обозначают порядок предметов при счёте -
10 слайд
Изменение количественных имён числительных по падежам
Имена числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам.Числительные от 11 до 19 в Родительном, Дательном и Предложном падежах
имеют окончание – И. -
11 слайд
Изменение порядковых имён числительных по родам, числам и падежам
Порядковые имена числительные
изменяются по родам, числам
и падежам.
Род, число, падеж имени
числительного определяют
по имени существительному,
к которому оно относится. -
12 слайд
Мягкий знак на конце и
в середине числительныхМягкий знак пишется
на конце числительных от 5 до
20 и в числительном 30.
В середине числительных
от 50 до 80
и от 500 до 900
Мягкий знак не пишется
в середине числительных
15, 16, 17, 18, 19 -
13 слайд
ТРЕНАЖЁР
Выберите
задание -
14 слайд
Выберите задание
Найдите в тексте имена числительные.
Замените числа именами числительными.
Найдите числительные и определите их разряд.
Поставьте числительные в нужные падежные формы.
Ответьте на вопросы, используя имена числительные.
Преобразуйте предложения, согласовав числительные с именами существительными.
Решите примеры, записывая ответы именами числительными.
Вставьте, где надо, мягкий знак в середине и на конце числительных
Занимательная грамматика -
15 слайд
Найдите в тексте имена числительные
Знал я невысокий дом
В переулке за углом.
Здесь когда-то проживалоНа работу шли, бывало,
отца.
Уходили по деламВ школу шли до перекрестка
В ясли шли и детский сад
Замечательный был дом!
Дружно дети жили в нем.
(Ю. Коринец)
Восемьдесят два
Триста тридцать три
Девяносто восемь
жильца.
мам.
Девяносто два
подростка.
Тридцать восемь
дошколят -
16 слайд
Отгадайте загадки и найдите в них имена числительные
Один
пастух
тысячу
овец пасёт.
Сговорились
две
ноги
Делать дуги и круги.
На
десять
братьев
двух
шуб хватит. -
17 слайд
Найдите имена числительные
в пословицах
Кто голодал хоть день, у того не спрашивай совета дней.
один
сорок
товарищей – хорошо,
но друг лучше.
Тысяча
один
( каз.народ.пословицы)
В котёл барана не поместятся.
один
два
Сильный победит , учёный – –
одного
тысячу. -
18 слайд
Замените числа в тексте именами числительными
По площади Казахстан
занимает девятое место в мире.
Наше государство расположено на стыке двух континентов- Европы и Азии.В нашей стране живут граждане
более ста двадцати национальностей.
По уровню образования Казахстан
занимает десятое место в мире.
2
120
10
9 -
19 слайд
Это было шестнадцатого ноября сорок первого года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было двадцать восемь человек. Среди них были русские, казахи, украинцы.
Прямо на них шли двадцать фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Враг двинул на них еще тридцать танков.
Двадцать восемь героев бились с врагом до последней капли крови. Ни одного танка они не пропустили.
16
41
28
20
30
28
1
Замените числа в тексте именами числительными -
20 слайд
Замените числа в тексте именами числительными
Павлодар – сердце ПрииртышьяИстория нашего города насчитывает
почти три века. Территория Павлодара
составляет четыреста квадратных метров. Он вытянут вдоль Иртыша почти на шестнадцать километров. Общая численность населения Павлодара – триста шестнадцать тысяч человек.
316 000
16
3
400 -
21 слайд
Замените числа в тексте именами числительными
Цветы раскрываются и закрываются каждый в своё время. Утром в пять утра раскрывается мак, одуванчик – в шесть. Кувшинки просыпаются в семь часов утра, а подсолнечник – только в двенадцать. К пяти часам дня все утренние и дневные цветы закрываются. К вечеру открывают свои нарядные глазки ночные цветы. Табак просыпается в семнадцать часов, герань – в восемнадцать часов, а в девятнадцать- ночная свеча.
5
6
7
12
5
19
17
18 -
22 слайд
Замените числа в тексте именами числительными
Рецепт приготовления блинов.
Взбейте пятьсот миллиграммов молока с тремя яйцами. Добавьте две столовые ложки сахара, сто пятьдесят граммов подсолнечного масла, одну чайную ложку гашённой соды и щепотку соли.
Всё тщательно перемешайте.
Из данного количества продуктов получится пятнадцать – шестнадцать блинчиков.500
3
150
15
2
1
16 -
23 слайд
Найдите числительные во фразеологических оборотах и определите их разряд
как капли воды,
плакать в ручья,
колесо в телеге,
вода на киселе,
дело
как свои пальцев,
на все стороны,
чувство.
две
три
пятое
седьмая
десятое
пять
четыре
шестое
,
Количественные
Порядковые -
24 слайд
Найдите числительные в сказках А.С.Пушкина и определите их разряд
месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
С
щелка
Со
А с
щелка
Вышибло ум у старика.
Прыгнул поп до потолка;
щелка
И
витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.
девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Количествен
ные
Порядковые
Девять
первого
второго
третьего
тридцать
Три -
25 слайд
Поставьте числительные в нужные падежные формы
Одно дерево – не лес.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Одна лиса семь волков проведёт.
Трус умирает тысячу раз, а герой- один раз.
один
один
сто
дваодин
один
семь
тысяча
один -
26 слайд
Поставьте числительные в нужные падежные формы
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
два
один
Старый друг лучше новых двух.
два
Конь о четырёх ногах, и то спотыкается.
четыре
Руки поборют одного , а знанье – тысячу.
один
тысяча
Один добытый опыт важнее семи поучений.
семь
Тот, кто учён, от тысячи бед защищён.
тысяча -
27 слайд
Поставьте числительные в нужные падежные формы
Бе́ркут — одна из наиболее известных хищных птиц семейства ястребиных, самый крупный орёл. Длина тела более семидесяти сантиметров, а размах крыльев более двухсот сантиметров . У беркута, как и у других орлов, чрезвычайно острое зрение. Так, например, зайца он видит на расстоянии до двух километров. Приметив жертву, беркут пикирует вслед за ней, достигая скорости около двухсот километров в час.
двести
двести
семьдесят
один
два -
28 слайд
Поставьте числительные в нужные падежные формы
Самое крупное животное на Земле синий
кит. Он достигает более тридцати метров
в длину и может весить около
ста пятидесяти тонн. Китёнок появляется на
свет ростом около восьми метров, а вес
малыша равняется шести тоннам.
За сутки младенец прибавляет
в весе до ста килограммов.
тридцать
восемь
сто пятьдесят
шесть
сто -
29 слайд
Отгадайте загадки, поставив числительные в нужные падежные формы
На пяти проводах отдыхает стая птах.Я стою на двух ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? …Рук много, а нога одна.
пять
один
два
?
?
?
На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
три
? -
30 слайд
Отгадайте загадки, поставив числительные в нужные падежные формы
Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
два
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
один
Вот это случай очень редкий –
На голове растут две ветки.два
?
?
? -
31 слайд
Ответьте на вопросы, используя имена числительные
Сколько лет отметил Казахстан
со дня провозглашения
Независимости в 2011 году?
На какой срок избирают
президента нашей страны?
Сколько областей на территории Казахстана?
Когда в Казахстане отмечают
Наурыз?
двадцать лет
на семь лет
четырнадцать
областей
двадцать второго
марта -
32 слайд
Ответьте на вопросы, используя имена числительные
Сколько месяцев в году ?
Сколько часов в одних сутках?
Сколько минут в одном часе?
Сколько миллиметров
в одном километре?
двенадцать
месяцев
шестьдесят минут
двадцать четыре
часа
один миллион
миллиметров -
33 слайд
Ответьте на вопросы, используя имена числительные
Дайте полное название сказки
А.С.Пушкина о мёртвой царевне.
«Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях»
Как называется сказка С.Маршака
о братьях – месяцах?
«Двенадцать месяцев»
Как называется русская народная
сказка про волка и козлят?
«Волк и семеро козлят» -
34 слайд
У меня одна сестра и два брата.
У нас в школе сорок пять кабинетов ,
две мастерских, один спортзал.В нашем классе пятнадцать мальчиков
и двенадцать девочек.1(сестра)
2(брата)
45 (кабинет)
2(мастерская)
1 (спортзал)
15 (мальчик)
12 (девочка)
Преобразуйте предложения,
согласовав числительные с именами существительными -
35 слайд
Преобразуйте предложения,
согласовав числительные с именами существительными
За весь день мы поймали лишь
двух раков и трёх окуней .
Гараж построили в ста метрах от дома.
На урок труда нужно принести
два листа белой бумаги и
пять листов цветной.
2(рак)
3(окунь)
100(метр)
5(лист)
2(лист) -
36 слайд
Преобразуйте предложения,
согласовав числительные с именами существительными
Завтра ожидается ветер более
двадцати метров в секунду.
Воздух прогреется до пятнадцати градусов
тепла.
Влажность воздуха составит шестьдесят два процента .
20(метр)
15(градус)
62(процент) -
37 слайд
Решите примеры, записывая ответы именами числительными
1000: 2 =
68 – 52=
33: 3=
10000∙100=
пятьсот
шестнадцать
одиннадцать
миллион -
38 слайд
Решите примеры, записывая ответы именами числительными
(210+40) :5=
7000 : 100 + 10=
81000: 9 : 10=
(100 – 62) : 2=
пятьдесят
восемьдесят
девятьсот
девятнадцать -
39 слайд
Решите примеры, записывая ответы именами числительными
(90 – 36) : 3=
восемнадцать
810 000: 81 : 10=
тысяча
(320+40) :6=
шестьдесят
250∙2 + 200=
семьсот -
40 слайд
Вставьте, где надо, мягкий знак в середине и на конце числительных
девят…надцат…
пят..сот
трид…цат…
восемьсот
шест…
сем…надцат…
сем…десят
двадцат…
девятнадцать
пятьсот
тридцать
семьдесят
восем…сот
семнадцать
шесть
двадцать -
41 слайд
Вставьте, где надо, мягкий знак в середине и на конце числительных
шест…сот
двенадцат…
пят…десят
девятьсот
шест…десят
одиннадцат…
сем…сот
восем…
шестьсот
двенадцать
пятьдесят
семьсот
девят…сот
одиннадцать
шестьдесят
восемь -
42 слайд
Занимательная грамматика
Отгадайте ребусы
смор1апо2л
элек3чка
ви3на
100рона
смородина
подвал
электричка
витрина
сторона -
43 слайд
Занимательная грамматика
Отгадайте ребусы
100янкапи100лет
40а
7я
с3жи
стоянка
пистолет
сорока
семья
стрижи -
44 слайд
Занимательная грамматика
Прочитайте стихотворениеНочью шум стоял в по2ле,
Там 2 гнома побывали.
Залезали на весы.
Часто морщили носы,
Но без гирь они е2 ли
На весах свой вес узнали!Ночью шум стоял в подвале,
Там два гнома побывали.
Залезали на весы.
Часто морщили носы,
Но без гирь они едва ли
На весах свой вес узнали!
Проверь -
45 слайд
Занимательная грамматика
Прочитайте стихотворениеУ про100го 100рожа-
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
У простого сторожа-
Непросторный дом:
Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Проверь -
46 слайд
Прочитайте стихи,
написанные числами17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
В стиле Пушкина
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 105
2 00 13
37 08 5
20 20 20!
Весёлый стих
Частушки
117 117
19 9 5!
117 117
48 35! -
-
48 слайд
Найдите имена числительные,
удалив другие части речи
один,
пятерня,
четвёрка,
треугольник,
одиночка,
одиночество
пятёрка,
пять,
четырёхугольник,
четыре,
треуголка
третий, -
49 слайд
Найдите имена числительные,
удалив другие части речи
двойка
двойной
два
десятый
десятка
десятичная
семёрка
семь
семиугольник
сотый
сотка
сотня -
50 слайд
Найдите во фразеологических оборотах количественные числительные
за
печатями
восьмое
чудо
в
голос
первый
блин комом
заблудился в
соснах
семью
один
трех -
51 слайд
Найдите во фразеологических оборотах порядковые числительные
сидеть в
на
меж
искать
дыхание
четырех
стенах
небе
двух
огней
угол
седьмом
пятый
второе -
52 слайд
Выберите те числа, при записи которых в середине пишется Ь знак
60
12
18
600
900
шестьдесят
двенадцать
восемнадцать
шестьсот
девятьсот -
53 слайд
Выберите те числа, при записи которых в середине не пишется Ь знак
11
50
13
17
700
одиннадцать
пятьдесят
тринадцать
семьсот
семнадцать -
54 слайд
Выберите те числа, при записи которых в середине пишется Ь знак
80
19
500
800
17
девятнадцать
восемьдесят
пятьсот
семнадцать
восемьсот -
55 слайд
Спишите текст, заменяя числа именами числительными
Самое долговечное из домашних животных – осел, он доживает до лет, лошадь и верблюды живут до лет. Собака и кошка живут до лет. Самым древним животным считают черепаху – она живет около лет.50
пятидесяти
30
тридцати
15
пятнадцати
300
Предельный возраст китов – около лет, а слонов – около50
80.
трёхсот
пятидесяти
восьмидесяти . -
-
57 слайд
Укажите верное утверждение
Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
А) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
В) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. -
58 слайд
Укажите верное утверждение
Б) Имена числительные отвечают на вопросы кто? что?
А) Имена числительные отвечают на вопросы какой? какая? какие?
В) Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой ? который? -
59 слайд
Укажите имя числительное
В) один
А) единичный
Г) единственный
Б) единица -
60 слайд
Укажите имя числительное
В) двойной
А) двойка
Г) удвоить
Б) два -
61 слайд
Укажите ряд с количественными числительными:
Г) тройка, семнадцать, пятьсотА) семерка, пятый, один;
Б) пятый, двести, седьмой;
В) пять, пятьдесят, пятнадцать; -
62 слайд
Укажите ряд с порядковыми числительными:
Г) двое, пятый, один;
Б) шестьсот, двести, третий;
В) семь, семьдесят, семёрка;
А)первый, семнадцатый, пятисотый -
63 слайд
В каком из отрывков употреблено порядковое числительное
А) И по милости своей дал в прибавок пять рублей.
П.ЕршовВ) На шестнадцатом году повстречаешь ты беду.
В. ЖуковскийБ) Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку.
А.Куприн -
64 слайд
В каком из отрывков С.Маршака употреблено количественное числительное
А) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».
Б) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
В) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день». -
65 слайд
Укажите число, при записи которого в середине пишется Ь знак
А) 80
Б) 18
В) 20
Г) 19 -
66 слайд
Укажите число, при записи которого в середине НЕ пишется Ь знак
А) 70
Б) 700
В) 15
Г) 500 -
67 слайд
Проверим результаты теста
10 -8 балов – 5
7-6 балов – 4
5- 4 балов – 3
ниже 4 балов – 2 -
68 слайд
Используемые ресурсы
Xara Xtreme Pro 5 и векторный клипарт http://www.grafamania.net/vector/vector_cliparts/111728-office-of-the-vector.html
http://smiles.33b.ru
http://tapisarevskaya.rusedu.net
Волина В.Весёлая грамматика. Знание.- М.,1995
Шкляров Т. Русский язык. Сборник упражнений. 6 класс. Грамотей. – М.- 2010.
Краткое описание документа:
Данное электронное дидактическое пособие предназначено для уроков русского языка в 4 классе при изучении темы «Числительное». Может быть использовано при повторении данной темы в 5 классе. Пособие можно использовать для фронтальной работы на интерактивной доске, индивидуальной и групповой работы в компьютерном классе, самостоятельной работы учащихся дома.Пособие содержит материал для изучения морфологических признаков числительного, упражнения для отработки навыков правописания числительных с мягким знаком на конце и в середине, правильного употребления числительных в речи.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 008 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 28.11.2014
- 634
- 0
- 28.11.2014
- 3679
- 11
- 28.11.2014
- 765
- 0
- 28.11.2014
- 1387
- 1
- 28.11.2014
- 1356
- 1
- 28.11.2014
- 781
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 28.11.2014
- 4367
- 104
Найди в тексте числительные.
На какие вопросы они отвечают?
Упр 166.
На этой странице находится вопрос Найди в тексте числительные?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 1 – 4 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
Говорить о том, как подчеркивается числительное (далее – ЧС), значит, иметь в виду синтаксическую роль имени числительного в предложениях. Известно, что каждая часть речи (самостоятельная или служебная) выполняет определенные функции. Такая участь не обошла и ЧС. Далее мы рассмотрим все синтаксические роли ЧС, расскажем, как их подчеркивать.
Роль в предложении
В контексте все ЧС (количественные, собирательные, порядковые) могут составлять грамматическую основу или играть роли второстепенных членов предложения.
Однако количественные и собирательные могут выполнять лишь второстепенную роль, вступая во взаимодействия с именами существительными и образуя неделимые конструкции (словосочетания). В качестве определения чаще всего выступают порядковые ЧС.
Понятно, что при синтаксическом разборе предложения имена числительные должны подчеркиваться соответственно выполняемой ими роли. Далее подробно разберем, в каких случаях ЧС выступает в качестве главных и второстепенных членов предложения, как подчеркивается при синтаксическом разборе.
Подлежащее
Выступая в роли подлежащего, ЧС отвечают на вопросы «кто?» и «что?», выражают его полностью или являются его частью:
- Шестью восемь (что?) – сорок восемь.
- Около дома были рабочие: двое (кто?) – сидели на скамейке, трое (кто?) – стояли.
- В автобусе было семь пассажиров (кто?), двое (кто?) – сидели.
- Одна целая две десятых (что?) делится пополам.
Подчеркиваются числительные в роли подлежащего традиционно – сплошной прямой линией (–).
Сказуемое
Функция сказуемого обычно заключается в обозначении действия или состояния подлежащего. Если же оно выражено числительным то, как правило, обозначает результат и обычно отвечает на вопрос «сколько?». Может полностью выражать этот главный член предложения, может быть частью составного именного сказуемого. При разборе подчеркивается двумя сплошными линиями (=).
- Моя любимая цифра – (сколько?) восемнадцать.
- День Победы – (каково?) девятое мая.
- Три плюс три – (сколько?) шесть.
Дополнение
Чаще всего, ЧС бывают дополнениями в сочетании с сущ., подразумеваемыми или графически отраженным в контексте. Отвечают дополнения на вопросы всех падежей, кроме именительного, обозначаются при синтаксич. разборе прерывистой линией (—).
- К 75-летию Победы мы посадили в парке (что?) семьдесят пять елей.
- Трудоустройство прошло отлично – (кого?) обоих приняли на завод.
- Весь день думал (о чем?) об одном, когда закончится смена.
Обстоятельство
Выполняя роль обстоятельства, ЧС вступают во взаимодействие с другими частями речи, образуют словосочетания. Подчеркиваются – тире точка (-.-.-), к ним можно задать вопросы, присущие обстоятельствам – места, времени, образа действия и т. д.
- Через три минуты (когда?) поезд тронется.
- В трех шагах (где?) стоял еще один человек.
- На рыбалку собрались быстро – за десять минут (каким образом?).
Определение
В отличие от других членов предложения выражается порядковыми числительными, отвечающими на вопрос – «как(-ой, -ое, -ая, -ие)?», реже – собирательными.
Подчеркивается волнистой линией (~).
Седьмой (какой?) участник заезда вырвался вперед.
Все (какие?) шестеро детей были хорошо воспитаны.
Девушка живет на (каком?) пятом этаже.