Как найти имя прилагательное с именами существительными

Существительное, прилагательное, глагол

Существительное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол — это само­сто­я­тель­ные части речи рус­ско­го язы­ка, име­ю­щие харак­тер­ные мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Предложение и слова разных частей речи

Чтобы сооб­щить что-то или узнать о чём-то, мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми. В сво­ей речи гово­ря­щий под­би­ра­ет сло­ва не бес­по­ря­доч­но, а в соот­вет­ствии с вос­тре­бо­ван­ным зна­че­ни­ем сооб­ще­ния, при­чём ста­вит их в опре­де­лён­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, необ­хо­ди­мую для оформ­ле­ния связ­но­го высказывания.

Из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем и в задан­ной грам­ма­ти­че­ской фор­ме скла­ды­ва­ет­ся такая еди­ни­ца обще­ния, как предложение.

Предложение это

Какие же сло­ва выра­жа­ют мысль? О ком гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? О котён­ке. Смысловым цен­тром пред­ло­же­ния явля­ет­ся сло­во «котё­нок», к кото­ро­му зада­дим вопрос кто?

Рассмотрим дру­гой пример.

В этом пред­ло­же­нии гово­ря­щий сооб­ща­ет нам о солн­це. К это­му сло­ву поста­вим вопрос что?

Рассмотрим сло­ва, состав­ля­ю­щие эти пред­ло­же­ния, как части речи рус­ско­го язы­ка, выяс­нив их грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские признаки.

Существительное прилагательное глагол

Имя существительное

Слова «котё­нок» и «солн­це» объ­еди­не­ны общим зна­че­ни­ем. Оба сло­ва назы­ва­ют пред­мет. Это общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти харак­тер­но для мно­гих слов рус­ско­го язы­ка, кото­рые по это­му важ­но­му при­зна­ку объ­еди­ня­ют­ся в один класс — само­сто­я­тель­ную часть речи имя существительное.

Итак, суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие живой пред­мет, отве­ча­ют на вопрос кто?

  • (кто?) уче­ник;
  • (кто?) девоч­ка;
  • (кто?) ёжик;
  • (кто?) рыб­ка.

Существительные, кото­рые назы­ва­ют нежи­вые пред­ме­ты, отве­ча­ют на вопрос что?

  • (что?) солн­це;
  • (что?) дере­во;
  • (что?) город.

Имя существительное это

Слова этой части речи име­ют свои харак­тер­ные при­зна­ки. Каждое суще­стви­тель­ное обла­да­ет кате­го­ри­ей рода:

  • силь­ный ветер (муж. род);
  • весе­лая музы­ка (жен. род);
  • тон­кое полот­но (ср. род).

Если к име­ни суще­стви­тель­но­му мож­но подо­брать сло­ва «он», «мой», зна­чит оно нахо­дит­ся в фор­ме муж­ско­го рода.

Существительные изме­ня­ют­ся по чис­лам. Слова, обо­зна­ча­ю­щие один пред­мет, име­ют фор­му един­ствен­но­го чис­ла. То же сло­во может обо­зна­чать несколь­ко или мно­го пред­ме­тов, если его поста­вить в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, изме­нив в нём окончание.

Понаблюдаем:

  • один каран­даш — пять каран­даш ей
  • сосн а — сосн ы
  • облак о — облак а .

Существительное изме­ня­ет­ся по паде­жам, при­об­ре­тая необ­хо­ди­мую грам­ма­ти­че­скую фор­му для упо­треб­ле­ния его в предложении.

Лягушки гром­ко ква­ка­ют (к чему?) к дождю (д. п.).

Имя прилагательное

В пред­ло­же­нии имя суще­стви­тель­ное пояс­ня­ет зави­си­мое от него сло­во, кото­рое выра­жа­ет при­знак пред­ме­та. От име­ни суще­стви­тель­но­го поста­вим к нему вопрос:

  • котё­нок (какой?) пуши­стый;
  • солн­це (какое?) яркое.

Слова «пуши­стый», «яркое» име­ют общее зна­че­ние при­зна­ка. В соот­вет­ствии с этим зна­че­ни­ем они при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ной части речи, кото­рая в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся име­нем прилагательным.

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам в зави­си­мо­сти от того, суще­стви­тель­ное како­го рода и чис­ла оно определяет:

  • светл ый день (м. р.);
  • светл ая поло­са (ж. р.);
  • светл ое пла­тье (ср. р.);
  • светл ые воло­сы (мн. ч.).

Слова этой части речи изме­ня­ют­ся по падежам:

  • и. п. сме­лый, сме­лая, сме­лое, смелые
  • р. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • д. п. сме­ло­му, сме­лой, сме­ло­му, смелым
  • в. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • т. п. сме­лым, сме­лой, сме­лым, смелыми
  • п. п. о сме­лом, о сме­лой, о сме­лом, о смелых

Качественные при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся тем, что име­ют крат­кие фор­мы (тем­ный — тёмен) и сте­пе­ни срав­не­ния, выра­жа­ю­щие интен­сив­ность про­яв­ле­ния признака:

  • тём­ный — тем­нее, более тём­ный, самый тём­ный, тем­нее всех;
  • слад­кий — сла­ще, менее слад­кий, самый слад­кий, сла­ще всех.

Что такое глагол?

В каж­дом пред­ло­же­нии обя­за­тель­но есть сло­во, кото­рое выра­жа­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, что о нём говорится.

  • котё­нок (что дела­ет?) мяу­ка­ет;
  • солн­це (что дела­ет?) све­тит.

Способность обо­зна­чать дей­ствие отли­ча­ет эти сло­ва от суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных. В рус­ском язы­ке такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глагол име­ет ряд харак­тер­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков: вре­мя, лицо, чис­ло, род.

глагол

Глаголы изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам. Они могут назы­вать дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в момент речи о нём, то есть сей­час; дей­ствие про­изо­шло до момен­та речи (в про­шлом) или про­изой­дет после сооб­ще­ния о нем (в буду­щем). В свя­зи с пери­о­да­ми про­те­ка­ния дей­ствия у гла­го­лов раз­ли­ча­ют насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее время:

  • маль­чик (что дела­ет?) рису­ет (наст. время);
  • маль­чик (что делал?) рисо­вал (прош. время);
  • маль­чик (что будет делать?) будет рисо­вать (буд. время).

В фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­гол име­ет кате­го­рию лица и числа:

  • 1 лицо я пиш у — мы пиш ем
  • 2 лицо ты пиш ешь — вы пиш ете
  • 3 лицо он пиш ет — они пиш ут

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни у гла­го­лов опре­де­ля­ет­ся род:

  • он (что сде­лал?) сооб­щил (м. р.);
  • она (что сде­ла­ла?) сооб­щил а (ж. р.);
  • радио (что сде­ла­ло?) сооб­щил о (ср. р.).

Другие кате­го­рии гла­го­ла (вид, воз­врат­ность, спря­же­ние, накло­не­ние) изу­ча­ют­ся в стар­ших классах.

Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»

Как найти прилагательные с именами существительными

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Имя прилагательное как часть речи

Раздел кодификатора ОГЭ: 4.1 Самостоятельные части речи.

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает при­знак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? , что определяет зависимость его основных категорий (рода, числа и падежа) от рода, числа и падежа имени существительного.

Понятие признака охватывает множество самых разных значений: цвет (зе­лёный, синий), величину (большой, маленький), протяженность (длинный, ко­роткий), пространственные и временные отношения (прибрежный, вечерний), материал (шерстяной, бронзовый), принадлежность (мамин, дядин), внутренние и внешние качества (умный, худой) и др.

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Начальная форма имени прилагательного — именительный падеж един­ственного числа мужского рода.

Синтаксическая функция: определение или именная часть сказуемого (в крат­кой форме), реже — другие члены предложения.

Все конспекты уроков по теме «МОРФОЛОГИЯ: Имя прилагательное»:

Разряды имён прилагательных (краткий обзор)

Качественные прилагательные:
1. Имеют степени сравнения (светлее, светлейший).
2. Имеют краткую форму (светлая — светла).
3. Образуют наречия (светло).
4. Могут образовывать (путём повтора слова) сложные прилагательные (синий-синий).
5. Могут образовывать прилагательные с приставкой не-(недобрый).
6. Образуют прилагательные с уменьшительно-ласкатель-ным суффиксом (миленький).
7. К ним можно подобрать синонимы и антонимы (поразительный — удивительный, дивный, потрясающий; хороший — плохой, добрый — злой).

Относительные прилагательные обозначают признаки предмета, которые проявляются через отношение к другому предмету (шерстяной — из шерсти, приморский — около моря, осенний — относящийся к осени).

Притяжательные прилагательные обозначают признак по принадлежности предмета лицу (отцовский дом) или животному (кошкин дом) и отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?

Переход прилагательных в существительные
(СУБСТАНТИВАЦИЯ)

1. Имена прилагательные могут переходить в существительные: военный парад (прил.) — красивый военный (сущ.). Такие существительные (субстантивированные имена прилагательные) называют:

Как связано имя прилагательное с именем существительным?

Как связано имя прилагательное с именем существительным?

Имя прилагательное с именем существительных связано числами.

Существительное связанно с прилагательным по вопросу.

К именам существительным подбери имена прилагательные, выдели у имён прилагательных окончание?

К именам существительным подбери имена прилагательные, выдели у имён прилагательных окончание.

Замини имена прилагательные однокореными именами существительными с предлогами из с для?

Замини имена прилагательные однокореными именами существительными с предлогами из с для.

Как связано имя прилагательное с именем существительным?

Как связано имя прилагательное с именем существительным?

Образовать от имени существительного “деревня” однокоренное имя прилагательное?

Образовать от имени существительного “деревня” однокоренное имя прилагательное.

Склоните имя прилагательное морской вместе с каждым именем существительным?

Склоните имя прилагательное морской вместе с каждым именем существительным.

По каким признакам можно узнать имена существительные имена прилагательные?

По каким признакам можно узнать имена существительные имена прилагательные?

Выпиши из предложения словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного.

Почөму имена прилагательные связаны именно с именами существительными?

Почөму имена прилагательные связаны именно с именами существительными.

Подобрать к имени существительному имя прилагательное?

Подобрать к имени существительному имя прилагательное.

Почему имя прилагательное связано с именем существительным?

Почему имя прилагательное связано с именем существительным.

Выпишите имена прилагательные с теми именами существительные , с которыми они связаны?

Выпишите имена прилагательные с теми именами существительные , с которыми они связаны.

На странице вопроса Как связано имя прилагательное с именем существительным? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 1 – 4 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

1)Часть речи слова Необыкновенная — имя прилагательное. 2)Морфологические признаки : Начальная форма : необыкновенный (именительный падеж единственного числа мужского рода) ; Постоянные признаки : качественное ; Непостоянные признаки : единственное ..

В тумане кружатся жёлтые листья. Я поднимаюиз колодца ведро воды. Из ведра вы­ска­ки­вает лягушка. Я обливаюсь колодезнойводой и слушаюрожок пастуха. Он слышится ещё далеко, у самой околицы. Я иду в пустуюбаню, кипячучай. На печке заводит свою ..

В туманЕ кружАтся жЁлтые листЬя. Я под­ни­маю из кОлодца ведро воды. Из ведра вы­ска­ки­ваЕт лЯгушка. Я облИваюсь кОло­дез­ной водой и слу­шаю рожок пАстуха. Он слышИтся ещё дАлеко, у самой око­лицЫ. Я иду в пу­стую баню, ки­пя­чу чай. На печкЕ..

Параллелипипед вроде вот так.

Вот так – параллелипипед.

Яркие звезды , огромные стада , могучие деревья.

Но тут же всё ясно написано.

Яркие звезды, огромные стада, могучие деревья.

Тут ведь слова все существительные. Крепость, вещь, ночь, мебель, полотенце, здоровье, дочь, лица, река, озеро, высота, ель, мышь, речь, дядя с окончанием. Остальнлные нулевые.

Недалекое 1. Н. ф. Недалекий 2. Пост. – качеств ; непост. – в Им. П. , ед. Ч. , ср. Р. Солнечных Н. Ф солнечный пост. Качеств. Не пост. В Им. П. мн. Ч. Изумрудными н. Ф. изумрудный.

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/suschestvitelnoe-prilagatelnoe-glagol.html

Имя прилагательное как часть речи

https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/6969833_kak-svazano-ima-prilagatelnoe-s-imenem/

[/spoiler]

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 44. Как определить имя прилагательное.

Цель:

  • повторить всё об имени прилагательном.

Задача:

  • упражняться в распознавании кратких и полных имён прилагательных.

На уроке

мы узнаем:

  • как находить в предложении связанные по смыслу имена прилагательные и имена существительные;
  • как распространять предложения с помощью имён прилагательных;

мы научимся:

  • распознавать краткие и полные имена прилагательные;

мы сможем:

  • применить знания об имени прилагательном.

Тезаурус

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив.

Полные прилагательные – форма имени прилагательного, изменяется по родам, падежам и числам. В предложении полные прилагательные чаще всего являются определением. Например: весёлый, интересный, чуткий.

Краткие имена прилагательные – форма имени прилагательного, изменяется только по родам и числам. В предложении краткие прилагательные чаще всего являются сказуемым. Например: весел, интересен, чуток.

Связь имени прилагательного с именем существительным. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и связанное с ним имя прилагательное: весёлым клоуном, к дорогой мамочке, для хорошего друга.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

https://onlinetestpad.com/ru/test/72647-russkij-yazyk-3-klass-imya-prilagatelnoe

Тест «Имя прилагательное»

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы актуализируете свои знания об имени прилагательном.

Рассмотрите таблицу и расскажите всё, что Вы знаете об имени прилагательном.

часть речи

вопросы

обозначает

изменяется

роль в предложении

Имя прилагательное

какой?

какая?

какое?

какие?

чей?

признак предмета

по числам, падежам, родам

второстепенный член предложения

Полные и краткие имена прилагательные.

Сравните имена прилагательные:

Красивый – красив, молодая – молодá, ласковое – ласково, весёлые – веселы.

Как Вы думаете, к какой части речи относятся слова красив, молода, ласково, веселы?

Правильно, это тоже имена прилагательные. Но эти имена прилагательные в краткой форме.

Сравните окончания имён прилагательных в полной и краткой форме:

Весёлый – весел•, весёлая – весела, весёлое – вéсело, весёлые – веселы.

Какую особенность окончаний Вы замечаете?

Правильно, в полной форме прилагательных в окончании две буквы, а в краткой – нулевое или одна буква.

Попробуйте задать вопрос к прилагательным в краткой форме. Проверьте себя:

полное прилагательное

вопросы

краткое прилагательное

вопросы

умный

какой?

умён

каков?

умная

какая?

умна

какова?

умное

какое?

умно

каково?

умные

какие?

умны

каковы?

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Нельзя так сказать: красивый девочка, умная мальчик. Если имя прилагательное зависит от имени существительного, то оно употребляется в том же роде, числе и падеже: красивая девочка, умный мальчик.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. В каждом ряду родственных слов подчеркните имена прилагательные.

Умная, ум, умелец, умник, заумный.

Три, тройка, тройник, тройной.

Чернота, чёрная, чернеть.

Сила, сильное, усилие, силовой, пересилить.

Проверьте себя по эталону:

Умная, ум, умелец, умник, заумный.

Три, тройка, тройник, тройной.

Чернота, чёрная, чернеть.

Сила, сильное, усилие, силовой, пересилить.

2. Найдите в пословицах краткие имена прилагательные.

В холе да в почёте и всяк умён. Велик, да глуп — так больше бьют. Красна птица пеньем, а человек ученьем. Корень учения горек, да плод его сладок. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Проверьте себя по эталону:

В холе да в почёте и всяк умён. Велик, да глуп — так больше бьют. Красна птица пеньем, а человек ученьем. Корень учения горек, да плод его сладок. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

3. Распределите краткие имена прилагательные в три столбика: мужского рода, женского рода, среднего рода.

Хитёр, высоко, честна, умён, сварлива, красиво, мудра, откровенна, чуток.

Проверьте себя по эталону:

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Хитёр

умён

чуток

мудра

сварлива

честна

откровенна

красиво

высоко

4. Вставьте окончания имён прилагательных.

Веск___ причина, хорош___ компьютер, верн___ подруга, временн___ жилище, высок___ здание, местн___ кухня, прилежн___ ученик, трудн___ задача, бел___ бумага, любим___ город.

Проверьте себя по эталону:

Веская причина, хороший компьютер, верная подруга, временное жилище, высокое здание, местная кухня, прилежный ученик, трудная задача, белая бумага, любимый город.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

  1. Разгадайте кроссворд «Имя прилагательное»

По горизонтали:

  1. Мелкая – мелкие, честный – честные. Что изменилось?
  2. Мягок, светел, угрюм, хороша, тускло. Какое имя прилагательное?

По вертикали:

  1. Мягкий, светлый, угрюмый, хорошая, тусклое. Какое имя прилагательное?
  2. Светлый, к светлому, о светлом. Что изменилось?

Проверьте себя по эталону:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

2. ЧИСЛО 

4. КРАТКОЕ 

ПО ВЕРТИКАЛИ

1. ПОЛНОЕ 

3. ПАДЕЖ 

  1. Тест.

1. Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

А) по числам и падежам;

Б) по падежам и родам;

В) по родам, числам и падежам;

Г) по родам и падежам.

2. Летней ночью хорошо дышать свежим, чистым воздухом. В этом предложении…

А) Имён прилагательных три.

В) Имён прилагательных два.

В) Имён прилагательных нет.

Г) Имён прилагательных четыре.

3. Летней ночью воздух свеж, чист и прозрачен. В этом предложении…

А) Полных имён прилагательных 2, кратких имён прилагательных 2.

В) Полных имён прилагательных 1, кратких имён прилагательных 3.

В) Полных имён прилагательных 1, кратких имён прилагательных 1.

Г) Полных имён прилагательных 1, кратких имён прилагательных 2.

Проверьте себя по эталону:

1 В

2 А

3 В

  • Главная
  • 5-Класс
  • Русский язык
  • Видеоурок «Согласование имени прилагательного с именем существительным»

Видеоурок «Согласование имени прилагательного с именем существительным»


В разделе Русский язык 11 уроков

Содержание:

  • § 1  Согласование имени прилагательного с именем существительным
  • § 2  Как появилось имя прилагательное
  • § 3  Примеры
  • § 4  Написание безударных окончаний прилагательных
  • § 5  Краткие итоги урока

§ 1  Согласование имени прилагательного с именем существительным

Начнём урок с наблюдения.

Из телепрограммы выпишем три названия телепередач, включающих прилагательные, а также вспомним и запишем три названия художественных произведений, включающих имена прилагательные.

Я нашла такие названия телепередач: «Местное время», «Дорожная азбука», «Чудеса Солнечной системы», вам предстоит найти и другие названия, соответствующие нашему заданию.

Из названий художественных произведений я предлагаю записать: «Безумная Евдокия» (автор повести Анатолий Алексин), название повести «Весенние перевёртыши» (В. Тендряков), название рассказа В.А. Бахревского «Собака на картофельном поле».

Определим род, число и падеж имен существительных, к которым относятся имена прилагательные, а также род, число и падеж имен прилагательных.

Занесём полученные данные в таблицу, состоящую из трех колонок, где

1 колонка это название художественных произведений и телепередач,

2-ая – род, число, падеж имени существительного,

3-я – род, число и падеж имени прилагательного.

Сравним результаты.

Название

Род, число, падеж имени существительного

Род, число и падеж имени прилагательного

«Местное время»

время – ср.р., ед.ч., И.п.

Местное
(н.ф. – местный) – употреблено в ср.р., ед.ч., И.п.

«Дорожная азбука»

азбука – ж.р., ед.ч., И.п.

Дорожная
(н.ф. – дорожный) – употреблено в ж.р., ед.ч., И.п.

«Чудеса Солнечной системы»

системы
(н.ф. – система) –
ж.р., ед.ч., Р.п.

Солнечной
(н.ф. – солнечный) – употреблено в ж.р., ед.ч., Р.п.

«Безумная Евдокия»

Евдокия – ж.р., ед.ч., в им. п.

Безумная
(н.ф. – безумный) – употреблено в ж.р., ед.ч., И.п.

«Весенние перевёртыши»

перевёртыши
(н.ф.- перевёртыш) –
м.р., мн.ч., И.п.

Весенние
(н.ф. – весенний) – употреблено во мн.ч., И.п. Род определить нельзя, т.к. прилагательное во мн.ч.

«Собака на картофельном поле»

(на) поле
(н.ф. – поле) –
ср. р., ед.ч., П.п.

картофельном
(н.ф. – картофельный) – употреблено в ср. р., ед.ч., П. п.

Какой вывод можно сделать?

Называя признаки предметов, прилагательные поясняют существительные, поэтому и морфологические признаки прилагательного помогают ему приспособиться к имени существительному.

Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, т.е. имеют тот же род, число и падеж, что и существительные. Если существительное женского рода, то и прилагательное принимает форму женского рода (дорожная азбука), если существительное употреблено в предложном падеже, то и прилагательное употребляется в том же падеже (на картофельном поле), если существительное в форме множественного числа, то и прилагательное принимает форму множественного числа: весенние перевёртыши.

Изменяются имена прилагательные по родам, числам и падежам. Даже в самых сложных случаях прилагательное сообщает нам о роде существительного.

Например,

ценная бандероль (прилагательное ценная в женском роде),

просторный вестибюль (прилагательное просторный в мужском роде).

А если существительное неизменяемое? Какаду, пальто, шимпанзе, пенальти. Опять же, на помощь приходит имя прилагательное, потому что по его форме можно определить род неизменяемого существительного:

решающий пенальти прилагательное в м.р.,

модное пальто прилагательное в ср.р.,

смешной какаду прилагательное в м.р.,

заботливая шимпанзе прилагательное в ж.р., здесь речь идёт о самке шимпанзе.

Во множественном числе род прилагательного не различается:весенние перевёртыши, весенние птицы, весенние деревья. Независимо от рода существительного в единственном числе (перевёртыш, птица, дерево), форма прилагательного одна и та же (весенние).

§ 2  Как появилось имя прилагательное

Прилагательное очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному. Об этом есть сказка Сергея Шумахера «Как появилось имя прилагательное».

В сказке рассказывается о том, что

Думаю, что эта сказка поможет вам запомнить, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в формах рода, числа и падежа.

§ 3  Примеры

Раз имя прилагательное согласуется с именем существительным по таким грамматическим признакам, как род, число и падеж, то и определить данные признаки можно по роду, числу и падежу имени существительного.

Прилагательное + существительное. Нужно уметь находить такие словосочетания в тексте.

Потренируемся. Прочтём отрывок из текста Д. Зуева об июле:

Июль – макушка лета. Трепещет и дрожит жаркий полдень. Не шелохнутся в тени густые заросли трав и кустов. В золотистом мареве зелёный мираж июльского пейзажа.

Выпишем словосочетания, соответствующие схеме прилагательное + существительное:

1 предложение – говорится ( о чём?) об июле, прилагательных, которые поясняют существительное июль нет.

Во 2 предложении рассказывается (о чём?) о полдне. Полдень (какой?)жаркий. 

Первое словосочетание жаркий полдень.

В 3 предложении повествуется о зарослях трав и кустов. Заросли (какие?)густые.Густые заросли – Второе словосочетание.

В 4 предложении говорится о мираже. Мираж(какой?)зелёный. Мираж(чего?)пейзажа.Пейзажа (какого?)июльского. Мираж(в чём? где?)в мареве. В мареве(каком?) золотистом. Выписываем словосочетания: зелёный мираж, июльского пейзажа, золотистом мареве.

Грамматические признаки и существительного, и прилагательного в каждом словосочетании совпадают. Имена прилагательные стоят в том числе, роде и падеже, что и имена существительные.

§ 4  Написание безударных окончаний прилагательных

Можем ошибиться в написании безударных окончаний прилагательных:

весе́нн.. перевёртыши, на карто́фельн.. поле, со́лнечн.. системы, в золоти́ст.. мареве, ию́льск.. пейзажа.

Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, нужно:

1. выяснить, к какому существительному оно относится;

2. задать к прилагательному вопрос от этого существительного;

3. по окончанию вопроса определить окончание прилагательного.

Первый шаг нами уже выполнен ранее: мы выясняли, к каким существительным относятся прилагательные:

весе́нние перевёртыши,

на карто́фельном поле,

со́лнечной системы,

в золоти́стом мареве,

ию́льскогопейзажа.

Переходим ко 2-му шагу: задаём вопрос от существительного к прилагательному:

§ 5  Краткие итоги урока

Итак, имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, согласуются с именами существительными в формах рода, числа и падежа. Во множественном числе род прилагательного не различается, род определяем только у прилагательных в форме единственного числа. Безударные окончания прилагательных определяем по вопросам от существительного к прилагательному.Окончания -ый, -ий не проверяются вопросами.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Книга для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. – 2-е изд. – М.: Линка – Пресс, 1994.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. – 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. – М.: 2010. – 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы – составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; под ред. Шанского Н.М. – М.: Просвещение ,1993. – 287 с.
  14. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка.
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; под ред. Быстровой Е.А. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с. – ФГОС.

Подпишись и будь
в курсе новых событий и новостей!

Из определения имени существительного мы знаем, что существительное называет предмет, явление и отвечает на вопрос кто? или что?. Имя прилагательное, в свою очередь, называет признак предмета, явления и отвечает на вопрос какой?

Очень часто сочетание прилагательное + существительное ( или наоброт, существительное + прилагательное ) составляют словосочетание, то есть они связаны между собой по смыслу.

В подобных словосочетаниях между словами ( прилагательным и существительным ) существует подчинительная связь согласование.

В словосочетании имя существительное является главным словом или определяемым ( от него можно задать вопрос к прилагательному ), а прилагательное – зависимым словом. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным в роде числе и падеже ( отсюда и название этого вида подчинительной связи ), это значит, что имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово словосочетания – существительное:

осенний сад – в осеннем саду,

теплый ветер – от теплого ветра,

разумный довод – вопреки разумным доводам.

Как понять выписать прилагательные вместе с теми существительными с которыми они согласуются.

Вы зашли на страницу вопроса Как понять выписать прилагательные вместе с теми существительными с которыми они согласуются?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 1 – 4 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Добавить комментарий