Имя существительное – что это за часть речи, какие у него есть постоянные и непостоянные признаки, чем оно является в предложении
Имя существительное – это самостоятельная часть речи. То есть к ней можно задать вопрос и у нее есть лексическое значение. Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное. Например: (кто?) собака, человек, муха; (что?) дом, счастье, вода.
Если проанализировать все слова, которые мы постоянно употребляем в речи, то 40 % из них – существительные. На втором месте – глаголы, их 26 %.
4 типа существительных по значению
Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.
Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:
- Они обозначают вещества.
- Если эти вещества делить на части, у частей будут те же свойства, что и у целого.
Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.
В этом отличие вещественных от конкретных. Конкретные в принципе не делятся на части. Если у стола отпилить ножку – это будет ножка стола, а не стол.
Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?
А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.
Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.
У собирательных обычно есть особые суффиксы – «-еств-», «-в-» и другие.
Постоянные признаки существительных
Постоянные морфологические признаки – это такие, которые невозможно изменить.
Род – мужской, женский, средний. Каждое существительное принадлежит только к одному из них: стол – мужского рода, парта – женского, солнце – среднего.
Склонение. Их три:
- Первое – мужской и женский род с окончаниями -а, -я: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Второе – мужской род с нулевым окончанием и все существительные среднего рода: дом, гром, палец, солнце.
- Третье – женский род с нулевым окончанием (у этих слов еще всегда мягкий знак): мышь, тушь, кровь, ночь, боль, роль, моль.
Собственное или нарицательное. Собственные – это имена, клички, прозвища. Они применимы к одному-единственному предмету. А вот нарицательные называют несколько одинаковых предметов.
У меня был пес Цыган. Пес – нарицательное, потому что псов полно. А Цыган – собственное, потому что оно называет моего единственного Цыгана. Я человек, меня зовут Алексей. Человек – нарицательное, так как людей полно, а Алексей – собственное, потому что оно называет именно меня.
Да, Алексеев тоже много. Но когда преподаватель мне говорит: «Алексей!» или однокурсницы говорят: «Леш!» – я понимаю, что они обращаются именно ко мне.
Одушевленное или неодушевленное. Это не значит «живое» – «неживое». Неодушевленное – это когда Винительный падеж во множественном числе равен Именительному: вижу столы = стоят столы. Одушевленное – когда Винительный падеж во множественном числе не совпадает с именительным: вижу коров – коровы спят, вижу мужиков – мужики работают.
Про мертвеца и куклу
Мертвец – одушевленное существительное. У него винительный падеж во множественном числе не равен именительному: лежат мертвецы – вижу мертвецов.
Вот видите, мертвецы – не живые, однако одушевленные.
То же самое с куклами: у меня есть куклы – одеваю кукол. Одушевленные, хоть и не живые.
Непостоянные признаки
Эти признаки меняются.
Число. Множественное или единственное: дом – дома, кукла – куклы.
Падеж. Ребенок – именительный, рожать ребенка – родительный, творить с ребенком – творительный.
Запоминалочка падежей
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван – именительный падеж, родил – родительный, девчонку – дательный, велел – винительный, тащить – творительный, пеленку – предложный.
Другие советы по запоминанию падежей есть вот в этом видео. Оно моё, я записывал сам.
В зависимости от контекста существительное может быть в разных числах и падежах.
Начальная форма существительного
Это всегда именительный падеж единственного числа: колдун, веревка, кольцо, печаль.
Ее обязательно надо указывать при морфологическом разборе, чтобы правильно определить постоянные признаки.
Синтаксическая роль
Существительное может быть всеми членами предложения. Смотрите:
-
: Ученик спит. : Школа – наш дом (дом – сказуемое, отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем?»). : Стучу (чем?) молотком. : Иду (куда?) в школу (это обстоятельство места).
- Несогласованное определение: кораблик (какой?) с флажком.
На заметку
Если существительное у вас в предложении является определением, то это определение всегда несогласованное.
Что такое имя существительное в русском языке?
Узнаем, что такое имя существительное в русском языке, определив его общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки.
Части речи
Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.
Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.
Существительное как часть речи
Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:
- кто?человек, патриот, сын, хозяин;
- что?дело, результат, радость, белизна.
Имена существительные называют
- конкретные предметы (телевизор, калитка);
- части предметов (экран, дно, рукоятка);
- названия лиц (человек, рабочий, врач);
- животных (заяц, белка, тигр);
- растения (клен, гвоздика, хвощ);
- явления природы (снег, дождь, радуга);
- признаки (белизна, ширина);
- действия (бой, ходьба, плавание);
- состояния (сон, дрёма, болезнь)
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.
Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?
Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.
В языке к одушевленным существительным относятся
- названия игрушек, механизмов, похожих на человека (Мальвина, Золушка, робот);
- названия шахматных фигур и карт (ладья, туз);
- названия мифических существ (фея, русалка, Кощей).
Собственные и нарицательные имена существительные
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):
- Тарас Михайлович Бурый;
- Венера
- Куликовская битва
- «Война и мир» и пр.
Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.
Лексико-грамматические группы имен существительных
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.
Они сочетаются с количественными числительными:
- два дома
- три гаража.
Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.
Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.
Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.
Для них характерны суффиксы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.
Род существительных
Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.
- сестра — мо я сестр а , старш ая сестр а ;
- старик — люб ой старик , седой старик ;
- озер о — наш е озер о , глубок ое озер о .
Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.
Мужской род
1. существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием
2. некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола
3. существительные, имеющие оценочные суффиксы, с окончанием -о/-е, -а
4. существительное «подмастерье».
Женский род
1. существительные с окончанием -а/я
2. существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием
Средний род
1. существительные с окончанием -о/-е
2. существительные на -мя
3. существительное «дитя».
Общий род
1. существительные, называющие людей обоего пола по качествам
2. некоторые имена собственные
У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.
Число имен существительных
У имен существительных категория числа является непостоянным морфологическим признаком.
Число является словоизменительной категорией существительных, которая выражается в противопоставлении сопоставимых форм единственного и множественного числа:
- дорога — дорог и
- погон — погон ы
- слово — слов а
- лошадь — лошад и
Большинство существительных изменяются по числам. Ряд слов этой части речи имеет формы единственного или только множественного числа:
- злость (ед. ч.)
- умиление (ед. ч.)
- деньги (мн. ч.)
- каникулы (мн. ч.)
Склонение существительных
Склонение — постоянный признак существительных.
Падеж — это непостоянный признак существительных.
В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.
К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
Существительные I, II и III склонения имеют следующую систему падежных окончаний.
Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются разносклоняемыми.
Отдельные типы склонения имеют:
- существительные множественного числа (перила, дебаты, проводы);
- существительные, образованные способом перехода прилагательных и причастий (набережная, запятая, сказуемое, подлежащее, слагаемое).
Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.
Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.
Морфологические признаки имени существительного
I. Общее грамматическое значение предметности. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.
II . Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;
- род
- склонение
III . Непостоянные признаки:
- число
- падеж
Видеоурок
Имя существительное как часть речи
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
ИС, называя всё живое и неживое в окружающем и мысленном пространстве, разделятся на одушевленные и неодушевленные.
- к одушевленным лексемам подходит вопрос «кто?»: мужчина, заяц, гном;
- к неодушевленным – «что?»: дерево, камень, ненависть.
Собственные и нарицательные имена существительные
- Собственные – названия единичных предметов, лиц, которые выделяют их из ряда однородных: имена, фамилии, клички, названия городов, планет. Все собственные имена существительные пишутся с прописной буквы, не считая, конечно, тех слов, которые стоят в начале предложения. Дмитрий Петрович, собака Шарик, кинотеатр «Октябрь», планета Земля.
- Нарицательные – названия однородных предметов: цветок, конфета, мышь.
Падежи имён существительных
Падеж существительного – это морфологический признак. Он выражает грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж определяет форму существительного, является словоизменительным признаком.
Падежей шесть, один из них – И. п. (кто?/что?) – прямой. Остальные пять – Р. п. (кого?/чего?), Д. п. (кому?/чему?), В. п. (кого?/что?), Т. п. (кем?/чем?), П. п. (о ком?/о чем?) – косвенные.
Им.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Тв.п.
П.п.
Склонение имён существительных
Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.
1-е склонение
- Существительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я
- Например: Вася, дедушка, мама, обжора
2-е склонение
- Существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е
- Например: Дом, планетарий, воскресенье, чудо
3-е склонение
- Существительные ж.р. с нулевым окончанием
- Например: Жизнь, тишь, степь
Несклоняемые
- Существительные иноязычного происхождения без окончания
- Например: Кенгуру, пальто, какао, пенсне
Разносклоняемые
- Часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя
- Например: Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя
Адъективное склонение
- Субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)
- Например: Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое
Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.
Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.
Роды имён существительных
Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.
Род существительных определяется путём подстановки слов:
- он, мой – кот (мужской род),
- она, моя – кошка (женский род),
- оно, моё– дитя (средний род.
Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.
Число имён существительных
Число – непостоянный признак существительного, который обозначает единичность или множественность.
У существительных два числа: единственное и множественное. В форме И. п. ед. ч. – называет один предмет, в той же форме мн. ч. – два и более предметов: столб – столбы, дом – дома. Число – формообразующая категория, она выражается в окончании слова, в ударении, в чередовании согласных: снег – снега: друг – друзья.
Кроме этого, в русском языке имеется значительное количество ИС, которые не имеют ед. или мн. числа: тряпье, храбрость, серебро; сани, штаны, выборы. Начальная форма данных слов – именительный падеж.
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор – целостная характеристика части речи. Разбор ИС предполагает установления значения и части речи слова, его начальной формы, постоянных и непостоянных признаков, синтаксической роли в контексте предложения. Разбор производится по общепринятому плану.
[spoiler title=”источники:”]
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suschestvitelnoe-chto-eto
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-imya-suschestvitelnoe.html
https://bingoschool.ru/manual/chto-takoe-imya-sushhestvitelnoe/
[/spoiler]
Как определить признаки имени существительного?
Разряды существительных: одушевлённые и неодушевлённые, собственные……
А) Общее грамматическое значение | Примеры |
---|---|
Б) Морфологические признаки | Примеры |
Это род, число, падеж, склонение. | |
Имена существительные: | |
принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому, среднему, но не изменяются по родам; | Океан, река, море. |
Как Подчёркиваются имена существительные?
В первом случае видно, что существительное стоит рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его волнистой линией. Определение, выраженное именем существительным, обычно стоит в родительном падеже, реже — дублирует грамматическую форму определяемого ИС. Во втором случае его называют приложением.
Что имеет имя существительное?
Имена существительные бывают: собственными (Москва, Русь, «Спутник») и нарицательными (страна, мечта, ночь), одушевлёнными (конь, лось, брат) и неодушевлёнными (стол, поле, дача). Имена существительные относятся к мужскому (друг, юноша, олень), женскому (подруга, трава, сушь) и среднему (окно, море, поле) роду.
Что такое существительное 3 класс?
Имя существительное — часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?, обозначает предмет. Предмет — всякое материальное явление, вещь.
Какие есть непостоянные признаки у существительного?
Непостоянные признаки существительных
- Число – указывает на количественную характеристику называемого предмета. Единственное (щука, ложка, слово); …
- Падеж – категория, выражающая синтаксическое отношение существительного к другим словам (в словосочетаниях, предложениях). Именительный (ребенок, ромашка);
2 окт. 2020 г.
Как определить постоянные и непостоянные признаки?
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
Как подчёркивается имя прилагательное существительное?
В предложении имя прилагательные подчеркивается волнистой линией в случае, если оно выступает в роли определения, либо двумя чертами, если является именным сказуемым (частью именного сказуемого). Примеры предложений, в которых имя прилагательное подчеркивается волнистой линией: У Маши красивый почерк.
Какой линией подчеркивать имя существительное?
Таблица-помощник
Член предложения | Как подчеркивается | Части речи |
---|---|---|
определение | Волнистой линией | Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное |
обстоятельство | Точка-тире | Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив |
•27 мая 2020 г.
Какие бывают существительные?
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
- конкретные
- абстрактные
- вещественные
- собирательные
Какую роль играют имена существительные в предложении?
Роль существительных в предложении Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.
Что такое часть речи правило 3 класс?
Часть речи — категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. Морфология — отдел грамматики, изучающий формы слов. Имя существительное — часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?, обозначает предмет.
Какие есть части речи?
Части речи, различаемые в современном русском языке
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Имя числительное
- Местоимение
- Глагол
- Наречие
- Предикатив (слова категории состояния)
- Причастие
Какие бывают постоянные и непостоянные признаки существительного?
А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа. В предложении выполняет роль приложения.
Что такое постоянные и непостоянные признаки существительного?
Постоянные и непостоянные признаки существительного
- Признаки имени существительного
- Какие же существуют признаки
- Одушевленность
- Род
- Склонение
- Нарицательность
- Число
- Падеж
Какие признаки глагола являются постоянными?
Постоянные признаки глагола
- вид (совершенный или несовершенный);
- возвратность
- переходность
- спряжение.
Какие признаки имени существительного являются постоянными?
Какие грамматические категории относятся к постоянным признакам существительного?
- Одушевленность, падеж, число, нарицательные и собственные признаки
- Падеж, число, нарицательные и собственные признаки
- Одушевленность, род, склонение, нарицательное или собственное
- Падеж, число, склонение
2 окт. 2020 г.
Как подчеркивают приложения?
Как уже выяснено, приложение — это особый вид определения. Этот второстепенный член предложения аналогично подчеркивается волнистой линией.
Все, что существует в мире, названо словом, и эти слова — имена существительные. Существительным является почти каждое второе слово в нашей речи.
Имя существительное как часть речи
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Существительные обозначают:
- конкретные предметы (стол, кукла);
- живые существа и растения (человек, тигр, дуб);
- явления природы (радуга, дождь, ветер);
- события (праздник, каникулы, парад);
- процесс действия (бег, рост);
- свойства, качества, состояния (доброта, дружба, волнение);
- вещества (золото, нефть);
- географические названия (Россия, Байкал) и др.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки существительных
1. Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные
одушевлённые | неодушевлённые |
отвечают на вопрос кто? | отвечают на вопрос что? |
называют живые предметы (люди и животные) | называют неживые предметы |
Например: кот, ученик | Например: окно, рюкзак |
2. Имена существительные делятся на собственные и нарицательные
Одинаковые однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Так, словом книга называются все книги, хотя сами книги могут отличаться друг от друга содержанием, размерами.
Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными.
Например: ученик, страна, город, река и т.п.
Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название.
Например, чтобы из всех рек выделить одну, ей дали название: Ока, Волга.
Каждый человек имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы из массы людей выделить этого человека.
Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными.
Например: Пушкин Александр Сергеевич, Тузик, Москва и т.д.
собственные |
нарицательные |
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений |
Остальные имена существительные |
пишутся с заглавной буквы |
пишутся с маленькой буквы |
Например: Москва, Волга, Алиса |
Например: город, река, девочка |
3. Имена существительные бывают трёх родов
мужской род |
женский род |
средний род |
он, мой |
она, моя |
оно, моё |
Например: ключ, лес |
Например: машина, Таня |
Например: облако, животное |
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: быки – бык (м.р.), куклы — кукла (ж. р.), облака — облако (ср. р.).
4. Имена существительные изменяются по числам
единственное число (ед.ч.) |
множественное число (мн.ч.) |
обозначает один предмет |
обозначает два или несколько предметов |
Например: цветок, собака |
Например: цветы, собаки |
Имена существительные, имеющие только множественное число:
Каникулы, грабли, сливки, брюки, вес,. ворота, деньги, дети, люди, ножницы, очки, сани, духи, консервы, часы, сутки.
Имена существительные, имеющие только единственное число:
Мебель, охота, масло, мясо, молоко, одежда, обувь, посуда, беготня, лук, пюре, сахар, соль, мёд, картофель, небо, пение, поэзия, творчество, лирика, юмор, погода, метро, радио, ловкость, клубника, крапива, кукуруза, крыжовник, морковь, здоровье, верность, любовь, ненависть, кофе.
А так же слова среднего рода иностранного происхождения метро, кино, кашне, пальто, радио и др.
5. Имена существительные бывают трёх склонений
Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:
- Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к 1 склонению.
- Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е относятся
ко 2 склонению. - Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к 3 склонению.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
м.р. –а, –я |
м.р. — |
ж.р. -ь |
ж.р. –а, -я |
ср.р. –о, -е |
|
Например: лиса, поляна |
Например: окно, утро |
Например: любовь, мышь |
6. Существительные изменяются по падежам
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
- найти в предложении слово, к которому относится это существительное, и поставить от него вопрос;
- по вопросу: предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над озером кружились чайки.
кружились (над чем?} над озером —- Т. п.
Полезная статья:
Как запомнить падежи русского языка
Постоянные признаки (не меняются) существительного:
— собственное или нарицательное;
— одушевлённое или неодушевлённое;
— род;
— склонение.
Падеж и число — непостоянные (могут меняться) признаки существительного.
Все эти признаки указываются при выполнении морфологического разбора имени существительного.
Правописание имён существительных
Основные орфограммы с именами существительными
-
Буквы И, А, У после шипящих ЖИ – ШИ пишутся с буквой И. ЧА – ЩА с буквой А. ЧУ – ЩУ с буквой У.
-
Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся без мягкого знака.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
- Правописание глухих и звонких согласных(парных).
- Правописание непроизносимых согласных.
- Правописание словарных слов.
- Соединительная гласная в сложных словах.
- Правописание суффиксов ек и ик.
- Разделительный Ъ и Ь.
- Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
Ь — пишется |
Ь — не пишется |
У сущ. ж.р., ед.ч. |
У сущ. м.р., |
У сущ. в Р.п., мн.ч. |
|
Например: мышь, брошь |
Например: камыш, туч |
10. Правописание безударных падежных окончаний существительных.
Алгоритм написания безударного окончания имени существительного
1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):
Например: сидит на берёз… — берёза.
2. Определить склонение: ж.р., окончание –а, значит, 1 склонение.
3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием: пример: лиса.
4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова: сидит на лисе.
5. Написать в проверяемом слове ту же букву, что и в проверочном: сидит на берёзе.
Карточки по теме «Имя существительное как часть речи»
Карточка 1
- Прочитай текст. Выпиши имена существительные.
Пригревает солнышко. Наступили тёплые деньки. Сосульки плачут на крышах. Снег сделался грязным. Забулькали весёлые ручьи. У крыльца стоят лужи. Шумный воробей трещит весь день.
2. Придумай и напиши по три существительных женского, мужского и среднего рода.
Мужской род: __________
Женский род: __________
Средний род: __________
Карточка 2
- Выписать слова в два столбика: в первый — слова, которые отвечают на вопрос что?, во второй — слова, которые отвечают на вопрос кто?
Пришла весна. На реке треснул лёд. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. В небе звонко трубили лебеди. Солнце ярко светило.
2. Напиши по три имени собственных.
Имя: _________________________
Фамилия: _____________________
Кличка животного: _____________
Город: _______________________
Карточка 3
- Напиши имена существительные во множественном числе.
карандаш — _____________
ёж — ____________________
чертёж — _______________
гараж — ________________
малыш — _______________
клубника — _____________
2. Составь и запиши из слов предложение. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что? Напиши 3 слова, которые отвечают на вопрос кто?
Д…рев…ев, луч, осв…тил, яркий, солнца, в…рхушки.
Карточка 4
- Спиши. Подчеркни имена собственные.
Трудовое молочко
Весь день Алёша пасет корову на лугу. У коровы кличка Добрыня. Светит солнышко. Корова жует сочную травку. К вечеру Алёша подоил Добрыню. Кружка полна молока. Мальчик достал хлеб и стал есть. Хорошо трудовое молочко! (По С. Романовскому)
2. Продолжи ряд слов по образцу. Придумай и запиши по 4 слова.
(кто?) воробей, ________, ________, ________, ________.
(что?) ручей, ________, ________, ________, ________.
Придумай и напиши с любыми словами одно предложение. Подчеркни главные члены.
Карточка 5
Прочитай слова. Выпиши в первый столбик слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик — что? Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова. Придумай и напиши с любыми словами 1 предложение.
Подчеркни в нем главные члены.
Девочка, класс, карандаш, дежурный, пенал, тетрадь, ученик, учитель.
Карточка 6
Прочитай слова. Выпиши в первый столбик слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик — что? Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова. Придумай и напиши с любыми словами одно предложение. Подчеркни в нем главные члены.
Ребята, лес, грибы, ёж, цветы, соловьи, солнце, дятел.
Карточка 7
1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что? Напиши 3 слова, которые отвечают на вопрос кто?
Уж тает снег, б…гут руч…и,
В …кно повеяло в…сною.
Засвищ…т скоро солов…и,
И лес оденется л…ствою.
2. Запиши существительные во множественном числе.
Пейзаж —
вираж —
стекло —
ведро —
чудо —
крыло —
Карточка 8
- Напиши слова в три столбика по родам (1-й столбик — мужской род, 2-й столбик — женский род, 3-й столбик — средний род). Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова.
Молоко, арбуз, карандаш, кастрюля, стакан, пальто, малина, растение, лопата, яблоко, орех, ягода, народ.
2. Выпиши существительные, которые употребляются только во множественном числе.
Листья, брюки, щипцы, корни, очки, юбки, шахматы, песни, салки, игры, забавы, прятки.
Карточка 9
- Напиши слова в три столбика по родам (1-й столбик — мужской род, 2-й столбик — женский род, 3-й столбик — средний род). Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова.
Класс, шоссе, посуда, рассказ, сорока, растение, горох, морковь, здоровье, капуста, панно, трамвай, дорога, воробей.
2. Выпиши существительные, которые употребляются только во множественном числе.
Деревья, ворота, краски, ножницы, ножи, щипцы, сумерки, крючки, каникулы, ночи, сутки, ноты.
Карточка 10
- Напиши слова в два столбика по числам (1-й столбик — слова в единственном числе, 2-й столбик — во множественном числе). Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова.
Валенки, лисицы, тетради, молоко, сороки, коньки, деревня, собака, машины, пальто, воробьи, арбуз, народ.
2. Определи падеж существительных в словосочетаниях.
уронила в воду ( _____ ),
живёт в норе ( _____ ),
достал из корзины ( _____ ),
бежал по тропинке ( _____ ),
укрыться одеялом ( _____ ).
Карточка 11
- Напиши слова в два столбика по числам (1-й столбик — слова в единственном числе, 2-й столбик — во множественном числе). Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова.
Город, девочка, дежурные, сапоги, карандаши, посуда, сороки, завод, мороз, улицы, коровы, мальчики, медведь, граждане.
2. Определи падеж существительных в словосочетаниях.
Лежит на столе ( _____ ),
прочитал письмо ( _____ ),
далеко от дороги ( _____ ),
подарили брату ( _____ ),
нарисовал красками ( _____ ).
Карточка 12
- Запиши слова в три группы по склонениям.
Стена, вихрь, удивление, память, Вова, обувь, заря, Владимир, радость.
2. Выпиши словосочетания, в которых морфологические признаки существительного указаны неверно. Исправь ошибки.
Смотрю на снег (м.р., 2 скл., В.п.), увлекаться музыкой (ж.р.,
1 скл., Т.п.), фотографировать героя (м.р., 2 скл., В.п.), развести
огонь (ж.р., 1 скл., В.п. ), бежать по траве (ж.р., 2 скл., П.п. ).
Карточка 13
- Запиши слова в три группы по склонениям.
Ворона, зелень, башня, Степан, счастье, Стёпа, дверь, рояль, память.
2. Выпиши словосочетания, в которых морфологические признаки существительного указаны неверно. Исправь ошибки.
Рисовать дом (м.р., 2 скл., И.п.), соревноваться с товарищем
(м.р., 2скл., Т.п.), приготовить коктейль (ж.р., Зскл., В.п. ), учить
басню (м.р., 1скл., В.п. ), плыть по реке (ж.р., 1 скл., П.п.).
Карточка 14
- Найди все имена существительные. Подчеркни однородные члены предложения.
Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала полощет их в воде
2. Запиши существительные в единственном числе.
Вещи —
Мечи —
Богачи —
Печи —
Речи —
Силачи —
Карточка 15
- Найди все имена существительные. Подчеркни однородные члены предложения.
Найдёт сорока стёклышко, бусинку, монетку, любую блестящую безделушку и спрячет в укромное место.
2. Запишите словосочетания, поставив имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Пять (килограммы), килограмм (яблоки, лимоны), пара (чулки, носки), много (места), две пары (сапоги), несколько (полотенца), пара (туфли), нет (мандарины), подвиг (солдаты).
Ответ:
Пять килограммов, килограмм яблок, лимонов, пара чулок, носков, много мест, две пары сапог, несколько полотенец, пара туфель, нет мандаринов, подвиг солдат.
Карточка 16
- Определи, какую роль выполняет мягкий знак в данных словах. Раздели слова на 3 группы в зависимости от роли мягкого знака.
Роскошь, семья, лебедь, молодёжь, обезьяна, ложь, морковь, платье, прорубь.
2. Найди и зачеркни лишнее слово в каждой группе (обрати внимание на склонения существительных).
1) скорость, мозоль, дверь, огонь, горечь;
2) якорь, декабрь, дрожь, автомобиль, рельс.
Карточка 17
- Допиши окончания, в скобках укажи склонение и падеж существительных.
Ехал по деревн.. (_______), по город.. (_______), по площад..(————— );
купаться в озер.. (_______), в океан.. (_______), в проруб..(————— );
заботиться о мам.. (_______), о брат.. (_______), о дочер..(————— ).
2. Продолжи объяснение.
В слове в тетрадк.. пишется буква…, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове в тетрад., пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове на площадк.. пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове на площад.. пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
Карточка 18
- Допиши окончания, в скобках укажи склонение и падеж существительных.
Говорить о кошк.. (_______), о верблюд.. (_______), о мыш..(————- );
жить в деревн.. (_______), в город.. (_______), в роскош..(————- );
подойти к беседк.. (_______), к сцен.. (_______), к двер..(————- ).
2. Продолжи объяснение.
В слове 3 кроват.. пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове в кроватк., пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове о мам… пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове о матер…, пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ БУДЕТ ТАКЖЕ ПОЛЕЗНО ПОРАБОТАТЬ С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ
О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»
В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.
Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.
Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.
• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.
Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.
Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс»
Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.
Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс»
Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-Ым классом.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
Собственное и нарицательное
- СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
- НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).
Одушевленные и неодушевленные
- ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица).
- НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода, тетрадь, автобус).
Число имён существительных
- ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
- МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).
Род имени существительного
РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
- МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
- ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
- СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо).
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).
- ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
- Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
- Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ).
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.
Склонение имени существительного
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
- Именительный падеж (есть) кто? что?
- Родительный падеж (нет) кого? чего?
- Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
- Винительный падеж (вижу) кого? что?
- Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
- Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?
ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).
Три склонения имён существительных
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.
- К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -А, -Я в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
- Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
- К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).
ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.
Морфологический разбор
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.
ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА
Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.
5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ
Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).
Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.
Подборка правил: наречие
Опубликовано: 27.02.2019
Подборка правил: наречие.Читать далее
нет комментариев
Сочинение-рассуждение к ЕГЭ: Буква Ё: её судьба и её будущее
Опубликовано: 19.02.2018
В статье предлагается образец сочинения по ЕГЭ. Предмет — русский язык. Стиль изложения — научно-популярный. Повествование ведется от 1 лица. Читать далее
нет комментариев
Как помочь детям учить буквы?
Опубликовано: 04.03.2018
Детки возрастом 1,5-2 года, даже не научившись говорить, могут уже запоминать буквы.Читать далее
нет комментариев
Как научить ребенка читать по слогам?
Опубликовано: 11.02.2018
У каждого родителя наступает момент следующей ступени развития его ребёнка. Поэтому, многие задаются вопросом: «Как же мне научить читать своего ребёнка?!»Читать далее
нет комментариев
Подборка правил: имя существительное
Опубликовано: 10.02.2018
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся. Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. ТакжеЧитать далее
нет комментариев
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи, ведь существительным является почти каждое второе слово русского языка!
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Существительные обозначают:
- Конкретные предметы окружающего мира – картина, корабль, дом.
- Живые существа и растения – девочка, собака, акула, клен, кактус.
- Явления природы – снег, вьюга, радуга, солнце.
- Общественные явления – парад, восстание, война.
- Вещества – нефть, серебро, газ, золото.
- Географические названия – Россия, Австралия, Волга, Амазонка, Урал.
Слова, которые обозначают свойства, качества, действия или состояния, тоже могут являться именами существительными:
Синева, глупость, вежливость (свойства, качества)
Беготня, давка, решение (действия)
Сон, волнение, веселье (состояния)
Это слова хоть и не обозначают конкретных предметов, но имеет значение предметности и отвечают на вопрос что?
Итак, имя существительное – самостоятельная часть речи, которая:
- Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
- Имеет грамматические признаки: род, число, падеж.
- Изменяется по падежам и числам.
В предложении существительное может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством или сказуемым.
При морфологическом разборе имени существительного указываются его постоянные и непостоянные признаки.
Постоянные признаки имен существительных:
- Нарицательное или собственное
- Одушевленное или неодушевленное
- Род
- Склонение
Непостоянные признаки имен существительных:
- Падеж
- Число
Советуем посмотреть:
Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Падеж имен существительных
Склонение имен существительных
Морфологический разбор имени существительного
Части речи
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 65,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 66,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 71,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 115,
Полякова, Учебник
2 класс
Упражнение 76,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 104,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 51,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 67,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 14,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 19,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 61,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 249,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 4,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 50,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 105,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 64,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 286,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 309,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 135,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 182,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 202,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 23,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 39,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 131,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
5 класс
Упражнение 328,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 478,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 527,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 529,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 608,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 693,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 694,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 695,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 696,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 84,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 96,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 97,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение ЗСП – 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 51,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник