Творительный падеж
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 643.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 643.
Творительный падеж употребляется как в приименной (с существительным), так и в приглагольной (с глаголом) позиции. Интересно, что существительные в творительном падеже могут иметь разные значения, которые подробно описаны здесь. В статье приведены способы определения творительного падежа с примерами, дан список наиболее распространенных предлогов.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое творительный падеж?
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Примеры существительных в творительном падеже: горжусь
дочерью
, наслаждаются
искусством
, зажечь
спичкой
, написано
учеником
, стоять
боком
, идти
колоннами
, быть
кассиром
.
Как определить творительный падеж?
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить падежные вопросы, вопросы творительного падежа – (Кем?
Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Склонение | Ед. число | Мн. число | ||
1 склонение | -ой (-ей),
-ей (-ею) |
Улыбкой, улыбкою,
Статуей, статуею, Сладкоежкой, сладкоежкою, Дядей, дядею |
-ами, -ями,
(-ми) |
Улыбками,
Статуями, Сладкоежками, Дядями |
2 склонение | -ом (ем) | Пряником,
Роялем, Хранилищем |
Пряниками,
Роялями, Хранилищами |
|
3 склонение | -ю | Лошадью,
Печалью |
Лошадями, лошадьми,
Печалями |
|
Разносклоняемые | -ей, -ею, -ем | Дитятей, дитятею,
Путем, Знаменем |
Детьми,
Путями, Знаменами |
Обратите внимание. В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
- Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);
- Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);
- Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);
- Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем).
С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять
под дождем
, блюдце
под чашкой
, видно
за облаками
, нести
за спиной
, спор
между учениками
, тропинка
между деревьями
, смеяться
над шуткой
, выступать
перед аудиторией
, дача
под Москвой
, брат
с сестрой
, говорить
с другом
.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Бади Аффара
7/7
-
Светлана Гаевая
7/7
-
Ольга Самохвалова
7/7
-
Сергей Ефремов
7/7
-
Қайрат Талип
7/7
-
Елена Антипова
6/7
-
Марианна Апицарян
7/7
-
Лера Петруновская
7/7
-
Настя Скляр
6/7
-
Ақпанбетова Мейрамкүл
6/7
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 643.
А какая ваша оценка?
Творительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект, инструмент, с помощью которого совершается действие, или различные обстоятельства действия (время, место и пр.) и отвечает на вопросы кем? чем?
Узнаем, что такое творительный падеж существительных в русском языке, какие имеет значения и грамматические особенности, с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем типичные окончания существительных в форме творительного падежа, по которым можно его узнать среди других форм слов.
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. С его помощью выражается грамматические отношения имён существительных с другими словами в словосочетании или в предложении.
В русском языке различают шесть падежей, среди которых только один прямой падеж. Его называют именительным (от слова «именовать»). Слово в форме именительного падежа является подлежащим. Остальные падежи называют косвенными. Слова в форме косвенных падежей выступают в роли второстепенных членов предложения и употребляются без предлогов и с предлогами.
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | – |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Творительный падеж — это косвенный падеж имени существительного, который обозначает объект, инструмент действия или различные обстоятельства действия и отвечает на вопросы кем? чем?
Чтобы образовать творительный падеж существительного воспользуемся словами-помощниками «горжусь», «интересуюсь», «любуюсь»:
- горжусь (кем?) братом;
- интересуюсь (чем?) книгой;
- любуюсь (чем?) живописью.
Окончания творительного падежа существительных
Окончания существительных в форме творительного падежа единственного числа связаны с их родом и с принадлежностью к 1, 2 и 3 склонению.
Существительные мужского, женского и общего рода первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -ой, -ей.
Для существительных второго склонения характерны окончание -ом/-ём после твердых и мягких согласных и безударное окончание -ем после мягких согласных и шипящих.
У существительных женского рода третьего склонения выделим окончание -ю.
Понаблюдаем:
1 склонение
- дядя — дя́дей
- мама — мамой
- задира — задирой
2 склонение
- город — городо́м
- гвоздь — гвоздём
- известие — изве́стием
- мякиш — мя́кишем
- обруч — о́бручем
3 склонение
- вещью — вещью
- фасоль — фасолью
Множественное число
В форме множественного числа существительные имеют окончание -ами после твердых согласных и шипящих, -ями — после мягких согласных:
- книги — книгами
- вещи — вещами
- деревья — деревьями
Разносклоняемые существительные
У разносклоняемых существительных окончание совпадает с флексией существительных единственного числа мужского рода второго склонения:
- путь — путём
- бремя — бременем
- пламя — пламенем
Существительное «дитя» имеет вариантные окончания:
дитя — дитятей, дитятею.
Творительный падеж имен существительных имеет множество значений. Укажем основные из них.
Значение творительного падежа
Творительный падеж существительных своим названием обязан древнерусском глаголу «творити», который управлял словами с предметным значением. Этот косвенный падеж, в первую очередь, обозначал инструмент или предмет, с помощью которого действует субъект:
- прибить молотком;
- срезать пилой;
- махнуть головой;
- ударить кулаком;
- написать ручкой.
Творительный падеж обозначает занятие субъекта, его профессию, увлечение чем-либо:
- работать медсестрой;
- заниматься музыкой;
- увлекаться футболом;
- хочет стать программистом.
Существительные в форме этого косвенного падежа употребляются как без предлога, так и с различными предлогами.
Предлоги
с, со, над, под, перед, за, между
Предлоги уточняют значение творительного падежа имён существительных.
С предлогом «с» этот косвенный падеж обозначает лицо или предмет, участвующий в совместном действии:
- гулять (с кем?) с малышом;
- прийти (с чем?) с цветами;
- разговаривать с сестрой;
- плавать с детьми;
- плов с грибами.
Словоформы с предлогом «с» имеет значение цели действия:
- обратиться с просьбой;
- прийти с жалобой;
- явиться с повинной.
Предлоги «над», «под», «за», «между», «перед» помогают оформить пространственные значения падежа:
- спрятаться под кроватью;
- летать над полем;
- находиться за углом;
- ходить между рядами;
- стоять перед зданием.
Предлог «перед» создает временное значение творительного падежа:
- проститься перед отъездом;
- дать экзамен перед распределением;
- смотреть передачу перед обедом.
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 30
Творительный падеж существительных
Творительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект, инструмент, с помощью которого совершается действие, или различные обстоятельства действия (время, место и пр.) и отвечает на вопросы кем? чем?
Узнаем, что такое творительный падеж существительных в русском языке, какие имеет значения и грамматические особенности, с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем типичные окончания существительных в форме творительного падежа, по которым можно его узнать среди других форм слов.
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. С его помощью выражается грамматические отношения имён существительных с другими словами в словосочетании или в предложении.
В русском языке различают шесть падежей, среди которых только один прямой падеж. Его называют именительным (от слова «именовать»). Слово в форме именительного падежа является подлежащим. Остальные падежи называют косвенными. Слова в форме косвенных падежей выступают в роли второстепенных членов предложения и употребляются без предлогов и с предлогами.
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | – |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Творительный падеж — это косвенный падеж имени существительного, который обозначает объект, инструмент действия или различные обстоятельства действия и отвечает на вопросы кем? чем?
Чтобы образовать творительный падеж существительного воспользуемся словами-помощниками «горжусь», «интересуюсь», «любуюсь»:
- горжусь (кем?) братом;
- интересуюсь (чем?) книгой;
- любуюсь (чем?) живописью.
Окончания творительного падежа существительных
Окончания существительных в форме творительного падежа единственного числа связаны с их родом и с принадлежностью к 1, 2 и 3 склонению.
Существительные мужского, женского и общего рода первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -ой, -ей.
Для существительных второго склонения характерны окончание -ом/-ём после твердых и мягких согласных и безударное окончание -ем после мягких согласных и шипящих.
У существительных женского рода третьего склонения выделим окончание -ю.
Понаблюдаем:
- дядя — дя́д ей
- мама — мам ой
- задира — задир ой
- город — город о́м
- гвоздь — гвозд ём
- известие — изве́сти ем
- мякиш — мя́киш ем
- обруч — о́бруч ем
- вещью — вещь ю
- фасоль — фасоль ю
Множественное число
В форме множественного числа существительные имеют окончание -ами после твердых согласных и шипящих, -ями — после мягких согласных:
- книги — книг ами
- вещи — вещ ами
- деревья — деревь ями
Разносклоняемые существительные
У разносклоняемых существительных окончание совпадает с флексией существительных единственного числа мужского рода второго склонения:
- путь — пут ём
- бремя — бремен ем
- пламя — пламен ем
Существительное «дитя» имеет вариантные окончания:
дитя — дитят ей , дитят ею .
Творительный падеж имен существительных имеет множество значений. Укажем основные из них.
Значение творительного падежа
Творительный падеж существительных своим названием обязан древнерусском глаголу «творити», который управлял словами с предметным значением. Этот косвенный падеж, в первую очередь, обозначал инструмент или предмет, с помощью которого действует субъект:
- прибить молотком;
- срезать пилой;
- махнуть головой;
- ударить кулаком;
- написать ручкой.
Творительный падеж обозначает занятие субъекта, его профессию, увлечение чем-либо:
- работать медсестрой;
- заниматься музыкой;
- увлекаться футболом;
- хочет стать программистом.
Существительные в форме этого косвенного падежа употребляются как без предлога, так и с различными предлогами.
Предлоги уточняют значение творительного падежа имён существительных.
С предлогом «с» этот косвенный падеж обозначает лицо или предмет, участвующий в совместном действии:
- гулять (с кем?) с малышом;
- прийти (с чем?) с цветами;
- разговаривать с сестрой;
- плавать с детьми;
- плов с грибами.
Словоформы с предлогом «с» имеет значение цели действия:
- обратиться с просьбой;
- прийти с жалобой;
- явиться с повинной.
Предлоги «над», «под», «за», «между», «перед» помогают оформить пространственные значения падежа:
- спрятаться под кроватью;
- летать над полем;
- находиться за углом;
- ходить между рядами;
- стоять перед зданием.
Предлог «перед» создает временное значение творительного падежа:
- проститься перед отъездом;
- дать экзамен перед распределением;
- смотреть передачу перед обедом.
Видеоурок
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Как определить творительный падеж?
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить падежные вопросы, вопросы творительного падежа – (Кем?
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Склонение | Ед. число | Мн. число |
1 склонение | -ой (-ей), |
Статуей, статуею,
Сладкоежкой, сладкоежкою,
Статуями,
Сладкоежками,
Роялем,
Кольцом,
Роялями,
Кольцами,
Путем,
Путями,
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
- 1. Родительный падеж
- 2. Правописание – творительный падеж
- 3. Предложный падеж отвечает на вопрос ..
- 4. Дательный падеж отвечает на вопрос ..
- 5. Винительный падеж отвечает на вопросы ..
- Субъектное(гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);
- Объектное(восхищаться музыкой, обладать навыками);
- Определительное(чистка пылесосом, она была неумехой);
- Обстоятельственное(чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем).
Тест по теме
- Кого? Чего?
- Кому? Чему?
- Кого? Что?
- Кем? Чем?
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 521.
- Все
- Литература
- Русский язык
- Чтение
- География
- Окружающий мир
- Физика
- Английский язык
- Биология
- Геометрия
- Алгебра
- Математика
- Обществознание
- Химия
- Информатика
- История России
- История
Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.
Содержание
- Что такое творительный падеж?
- Как определить творительный падеж?
- Значение имен существительных в творительном падеже
- Предлоги творительного падежа
Бонус
- Тест по теме
- 1. Артём Белогорцев 136
- 2. Алёна Кожевникова 83
- 3. alt=”Игорь Проскуренко” width=”32″ height=”32″ />Игорь Проскуренко 75
- 4. Nominee . 71
- 5. Давид Попкин 70
- 6. Ирина Бочкова 55
- 7. Елизавета Кичатова 54
- 8. Женя Васильев 53
- 9. alt=”Алиса Маркова” width=”32″ height=”32″ />Алиса Маркова 52
- 10. Евгения Торосян 50
- 1. alt=”Игорь Проскуренко” width=”32″ height=”32″ />Игорь Проскуренко 26,046
- 2. Кристина Волосочева 19,120
- 3. Ekaterina 18,721
- 4. Юлия Бронникова 18,580
- 5. Darth Vader 17,856
- 6. Алина Сайбель 16,787
- 7. Мария Николаевна 15,775
- 8. Лариса Самодурова 15,735
- 9. alt=”AC DC” width=”32″ height=”32″ />AC DC 15,448
- 10. Liza 15,165
Найти и выписать имена существительные в форме родительного и творительного падежа?
Найти и выписать имена существительные в форме родительного и творительного падежа.
В хорошую погоду комаров мало – жди ненастья.
Сильная завязь орехов – к урожаю проса.
Если черви выползают из земли – к непогоде.
Листья на ддеревьчх ветром поворачиваются нижней стороной наверх – перед дождём.
Если медведи ходят недалеко от дорог и человеческого жилья – в лесу голодно.
Спишите?
Ставя имена существительные из скобок в форму творительного падежа.
Измени имена существительные так, чтобы они стояли в форме родительного и творительного падежей?
Измени имена существительные так, чтобы они стояли в форме родительного и творительного падежей.
Праздник, радость, снег, перемена, счастье, веселье, молния, турнир.
Прочитай нородные приметы ?
Прочитай нородные приметы .
Найди и выпише и имена существительные в форме родительного и творительного падежа.
Измени имена существительные так, чтобы они стояли в форме родительного и творительного падежей?
Измени имена существительные так, чтобы они стояли в форме родительного и творительного падежей.
Праздник, радость, снег, перемена, счастье , веселье , молния , турнир.
Найди и выпиши имена существительные в родительного и творительного падежей?
Найди и выпиши имена существительные в родительного и творительного падежей.
В хорошую погоду комаров мало – жди ненастья.
Поставь имена существительные сугроб, зверь, лес, поле, во множественном числе и запиши в формах родительного, дательного, творительного и придложного падежа?
Поставь имена существительные сугроб, зверь, лес, поле, во множественном числе и запиши в формах родительного, дательного, творительного и придложного падежа.
Измени имена существительные так чтобы они стояли в форме родительного и творительного падежей?
Измени имена существительные так чтобы они стояли в форме родительного и творительного падежей.
Определит падеж существительных?
Определит падеж существительных.
1)погоду 2)завязь 3)проса 4)черви 5)листья 6)медведи 7)голодно.
Выпиши имена существительные в форме родительного и творительного падежей если черви выползают из земли к непогоде листья на деревьях с ветром поворачиваются нижней стороной на верх Перед дождем если ?
Выпиши имена существительные в форме родительного и творительного падежей если черви выползают из земли к непогоде листья на деревьях с ветром поворачиваются нижней стороной на верх Перед дождем если медведи ходит недалеко от дороги и человеческого жилья в лесу голодно.
Дополни высказывание?
Имена существительные 1 склонения при измененим по падежам в дательном падеже имеют окончание – , в творительном падеже – , в родительном падеже – .
На этой странице сайта размещен вопрос Найти и выписать имена существительные в форме родительного и творительного падежа? из категории Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 1 – 4 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.
[spoiler title=”источники:”]
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/tvoritelnyy-padezh.html
https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/tvoritelnyy-padezh
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1925311_najti-i-vypisat-imena-susestvitelnye-v/
[/spoiler]
Здравствуйте, дорогие друзья!
Я вчера побывал в соседней школе на уроке творчества.
Что это за урок? Там каждый создавал что-нибудь необычное,
особенное, то, что у него получается лучше, чем у других. То есть ребята
творили чудеса. Кто-то рисовал. Кто-то вышивал. Кто-то что-то выпиливал. Но для
того, чтобы заниматься подобным творчеством, необходимы инструменты и
приспособления. Рисуют карандашом, фломастером или красками и кисточкой.
Вышивают иголкой с ниткой. Выпиливают лобзиком. Это – инструменты для
творчества. И, наверное, поэтому падеж, в котором стоят слова, их обозначающие,
называется творительным.
Рисуют чем? Карандашом, фломастером или красками и кисточкой –
творительный падеж.
Вышивают чем? Иголкой (с чем?) с ниткой – творительный
падеж.
Выпиливают чем? Лобзиком – творительный падеж.
Как видите, один из вопросов творительного падежа
– «чем?». Этот вопрос ставится к неодушевлённым именам существительным.
Ну а если существительное одушевлённое? Конечно, к нему ставим вопрос
«кем?».
Этот рисунок выполнен кем? Андреем. Имя Андрей здесь стоит в
творительном падеже.
Эта вышивка сделана кем? Олей. Творительный падеж.
Этот кораблик выпилен кем? Сашей. Творительный падеж.
Конечно, имена существительные в творительном падеже
обозначают не только инструменты для творчества или тех, кто что-то создаёт, то
есть творцов.
Вот, прочитайте такую «мирилку» – это рифмованные слова, которые помогают помириться:
Мир миром, вареники с сыром, пирожки с капустой.
С другом есть вкусно!
Найдите в этой «мирилке» имена
существительные в творительном падеже. Не забывайте, что имена
существительные в творительном падеже отвечают на вопросы «кем?» или «чем?».
Ну что же, давайте проверим, как вы справились с заданием.
Первое слово в творительном падеже – «миром».
Оно отвечает на вопрос «чем?».
Читаем дальше. Вареники с чем? С сыром. Слово «с сыром» тоже стоит
в творительном падеже. Да ещё и с предлогом «с».
Пирожки с чем? С капустой. И здесь творительный падеж.
Есть с кем? С другом. Вот и ещё имя существительное в
творительном падеже.
Имена существительные в этой «мирилке» не обозначают
инструменты для творчества или людей, которые что-то создают. О том, что эти
слова стоят в творительном падеже, нам подсказывают вопросы «кем?» и «чем?», на
которые они отвечают.
А как вы думаете, друзья мои, какими членами предложения
являются имена существительные в творительном падеже?
Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Корнея Ивановича
Чуковского «Путаница»:
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
Это одно предложение. Подлежащим
в нём является слово «крокодил». Оно отвечает на вопрос «кто?» и стоит в
именительном падеже. А вот в творительном падеже стоят слова, называющие
предметы, которыми крокодил тушил море. Чем он море тушил? Пирогами и блинами,
да ещё и сушёными грибами.
Эти слова – второстепенные члены предложения.
Ведь подлежащее обычно отвечает на вопросы «кто?» или «что?», а вопросы творительного
падежа – «кем?», «чем?».
А ещё имена существительные в творительном падеже могут
употребляться с предлогами. С какими же предлогами дружит творительный падеж?
Это могут быть предлоги с (со), за, под, над, перед, между.
Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я хотел вам сегодня рассказать.
Не забывайте, друзья мои:
Имена существительные в творительном падеже
отвечают на вопросы кем? или чем?
С именами существительными в творительном падеже
могут употребляться предлоги с (со), за, под, над, перед, между.
В предложении имена существительные в творительном
падеже являются второстепенными членами.
А я прощаюсь с вами. До новых встреч.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Падеж |
Вспомогательные слова |
Падежные вопросы | Смысловые вопросы |
Именительный | есть |
Кто? лиса Что? земля |
Кто? Что? |
Родительный | нет |
Кого? лисы Чего? земли |
Где? Откуда? Чья? Чьи? Чье? |
Дательный | дать |
Кому? лисе Чему? земле |
Где? Как? |
Винительный | вижу |
Кого? лису Что? землю |
Где? Куда? |
Творительный | доволен |
Кем? лисой Чем? землей |
Где? Как? |
Предложный | думаю |
О ком? о лисе О чем? о земле |
Где? |
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
- Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
- По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
- Как отличить именительный и винительный падежи:
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
- Как отличить родительный и винительный падежи:
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.
Проверяем:
Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.
- Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
- Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. – написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка
- Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
- Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
- Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Советуем посмотреть:
Родительный падеж множественного числа
Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Склонение имен существительных
Морфологический разбор имени существительного
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 59,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 77,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 62,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 77,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 53,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 93,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 108,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 117,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 12,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 186,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 225,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 245,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 270,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 47,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 61,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 105,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 58,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 150,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 101,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 180,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 183,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 531,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 562,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 572,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 606,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 485,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 266,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 522,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 127,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 445,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 327,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник