Как отличить именительный падеж от винительного
Слова в винительном падеже нередко совпадают с формой в именительном или родительном. Особенно это касается существительных, обозначающих неодушевленные предметы 2-го и 3-го склонения. Как отличить именительный падеж от винительного падежа? Определиться можно, запомнив ряд простых правил.
Падежи
Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет: как живой, так и неодушевленный. Соответственно, будет отвечать на «кто?», «что?». Все существительные изменяются по падежам. Всего их шесть:
- Именительный. Кто, что делает?
- Родительный. Нет кого, чего?
- Дательный. Отдам кому или чему?
- Винительный. Вижу кого, что?
- Творительный. Восхищаюсь кем, чем?
- Предложный? Пишу о ком, о чем?
Сами падежи по порядку легко запомнить по присказке: «Иван рубит дрова, Ваня топит печь». Каждое слово в ней начинается с первой буквы названия падежей. Но важнее запомнить падежные вопросы, так как именно с их помощью можно быстро и безошибочно определять, в том числе, именительный и винительный падеж.
Характеристика именительного падежа
Это начальная форма всех имен существительных. Он противопоставляется всем остальным пяти косвенным. Как различить именительный падеж от винительного? Главное здесь:
- Никогда не применяется вместе с предлогом.
- В предложении выступает или подлежащим, или именной частью сказуемого.
Чем отличается именительный от винительного падежа? Слова в именительном неизменно отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Это субъектная форма существительного: какой-либо деятель («мальчик нес сумку») или объект, на который направлено действие («дерево наконец-то полили»). Слова в такой форме – подлежащие.
Также существительное в именительном падеже может быть в определительной форме. Тут оно выступает в предложении именной частью сказуемого. «Мой друг – студент» («он есть студент»), «новое здание – фабрика» («это здание – есть фабрика»). Второе существительное в именительном падеже выступает определяющим – характеристика первому. Оно дает подлежащему описание по его свойствам, качествам, признакам. Однако существительное в именительном падеже никогда не описывает обстоятельства.
Более редкие, но встречающиеся в русском языке значения:
- Оценка кого-либо, чего-либо (как именная часть сказуемого): «мой отец – добряк», «этот работник –растяпа».
- Выражение временного признака, актуального в прошлом: «ее муж, тогда еще ребенок…»
- Информационно-восполняющее значение: «его назвали Олег», «она записана как учительница» (и для собственных, и для нарицательных имен). Чаще всего актуально в отношении географических названий: «потом его назвали Ленинград».
В именительный и винительный падежи ставятся не только существительные, но и местоимения, числительные, причастия и прилагательные.
Характеристика винительного падежа
Слово в винительном падеже отличается следующими характеристиками:
Обозначает переход какого-либо действия на предмет. «Я веду машину», «он открыл книгу», «школьница написала сочинение».
Передача каких-либо временных или пространственных характеристик. «Пройду еще километр», «каникулы будут длиться неделю», «увидел через два года».
Зависимость от наречия (самое редкое употребление). «Стыдно за тебя», «обидно за команду города», «радостно за друга».
Как различить именительный и винительный падежи? Слово во втором отвечает на вопросы:
- (Вижу) кого? Для одушевленных существительных.
- (Вижу) что? Для неодушевленных существительных.
Вместе со словом в винительном падеже чаще всего могут употребляться следующие предлоги (но нередко управление им в предложении проходит без них):
- «в»;
- «про»;
- «за»;
- «на»;
- «через».
Как определить: именительный или винительный падеж? Слова различных склонений имеют определенные окончания при постановке их в винительный падеж:
- Первое склонение: «-ю», «-у».
- Второе склонение: «-я», «-а».
- Третье склонение: нулевое окончание.
На основе характеристик падежей можно составить проверочные правила.
Проверка через вопрос
Как различить винительный и именительный падеж? Действенное школьное правило: постановка падежного вопроса:
- Именительный: кто, что? Примеры: (лежит что?) щепка, (играет кто?) пес, (разбилось что?) блюдо.
- Родительный: кого, чего? Примеры: (сегодня нет кого, чего?) щепки, пса, блюда.
- Винительный: кого, что? Примеры: (я не вижу кого, что?) щепку, пса, блюдо.
Небольшая путаница с самим винительным падежным вопросом: для одушевленных предметов он повторяет родительный, для неодушевленный – именительный.
Поэтому нужно запомнить проверяющий глагол, чтобы правильно его задать:
- Нет чего? Кого? Дерева, машины, леса, человека, предмета. Здесь слова стоят в родительном падеже.
- Виню что? Кого? Сына, обстоятельство, победу, сюжет. А здесь уже в винительном.
Запомнив проверку с одним из этих глаголов, можно легко отличить винительный от именительного.
Проверка через разбор предложения
Надо запомнить синтаксическое отличие винительного падежа от именительного. Подлежащим может выступать существительное только в именительном падеже. Оно чаще всего главный член в предложении. А вот слова в винительном – зависимые, второстепенные.
Как различать именительный и винительный падеж? Просто запомнить:
- Подлежащее-существительное – только в именительном.
- Словоформы в винительном не могут быть подлежащими.
Примеры применения правила:
«Мальчик впервые увидел лес». «Мальчик» — существительное в именительном падеже, это подлежащее. «Лес» — существительное в винительном, второстепенный член, дополнение.
Не лес увидел мальчика, а мальчик увидел лес.
«Мальчик увидел, что лес изменился с прошлого года». Что сделал мальчик? Увидел. Что сделал лес? Изменился. Оба существительных – два члена предложения, подлежащие, стоят
в именительном падеже.
Нужно запомнить, что подлежащее никогда не будет в винительном падеже.
Проверка через предлоги
Разница между именительным и винительным падежом видна, если обратить внимание на наличие предлогов. С именительным они никогда не употребляются. Только с косвенными падежами:
- «Цех построен по последнему слову техники». «Цех» в именительном падеже.
- «Я снова прохожу через цех». «Цех» в винительном падеже (с существительным употребляется предлог «через»).
- «Откуда-то выкатился мяч». «Мяч» — в именительном.
- «Дети устроили настоящую битву за мяч». «Мяч» в винительном падеже (употребляется с предлогом «за»).
Но такое правило не будет определяющим. Ведь слова в винительном падеже употребляются и без предлога: «Я увидел цех», «Ребенок отдал мне мяч». В таком случае их можно проверить, разобрав состав предложения или задав падежный вопрос.
Алгоритм проверок
Простой алгоритм «Чем отличается винительный падеж от именительного»:
- Задайте вопрос. Слово в именительном отвечает на: «кто, что делает?». Слово в винительном: «вижу что, кого?»
- Если слово употреблено в контексте предложения, сделайте его разбор. Подлежащее, главный член будет в именительном падеже, а дополнение, второстепенный член – в косвенном, каким и выступает винительный.
- Наличие предлогов перед словом. С существительными в именительном их нет. А со словоформами в винительном падеже употребляются предлоги: «через», «на», «в», «за».
- Сравнение характерных для склонения окончаний. Так, существительные 1 склонения в именительном падеже имеют окончание «-а», «-я». В винительном они изменяются на «-у», «-ю».
Но есть и исключения, для которых применение алгоритма затруднительно. Это разряд несклоняемых существительных:
На какие вопросы отвечает винительный падеж
Винительный падеж используют в сочетаниях слов и предложениях только с глаголами либо с его формами, такими как причастие или деепричастие. А также винительный падеж отвечает на вопросы: «Что?» и «Кого?». Чаще всего он используется как выражение прямого объекта действия: пишу текст, играю в футбол, строю дом и подобные словосочетания. Подробнее о винительном падеже и его отличиях от родительного будет написано в этой статье.
Какие значения имеет винительный падеж
Такой падеж может обозначать абсолютно разные значения. Винительный:
- (Времени) — время действия, которое уже совершено: гулять каждое утро.
- (Количества) — количественная сторона отглагольного действия: стоить тридцать рублей.
- (Меры) — мера времени или пространства: пройти сто шагов.
- (Объекта) — объект, на который направлено действие: открыть дверь.
- (Результата) — предмет — результат какого-либо действия: сварить суп.
Если вы запомните вопросы винительного падежа «Кого?» или «Что?», у вас не возникнет трудностей с его определением.
Какие окончания может иметь винительный падеж
По вопросам падежа можно определить окончание слова.
У винительного падежа бывают такие окончания:
- Имя существительное, которое стоит в единственном числе: собаку, дверь, стол, компьютер, дорогу, машину.
- Винительный падеж во множественном числе: собак, дверей, столов, компьютеров, дорог, машин.
- В единственном числе прилагательное и причастие заканчиваются: круглый и круглого, круглую, круглое; твердый и твердого, твердую, твердое, собачий и собачьего, собачью, собачье.
Какие предлоги употребляются
Такая форма слова совмещается с множеством предлогов, сложных и простых. В том случае, если слово совмещается с такими предлогами как: с, на, за, в или под (простыми), то оно определяет какое-либо значение. Определение может быть по цели, причине, времени, свойству, состоянию и т.д. В совокупности с простым предлогом, такие слова могут иметь совсем другие значения: собирать ягоды, плыть по реке, играть в прятки и так далее, то есть иметь объективное значние. Также слово может нести в себе восполнение информации.
В случае полных предложений, в которых есть простые предлоги, словосочетания выступают совсем в другом значении. К примеру, словосочетание указывает на предикативное значение (награда за участие). А также может распространять предложение ( недалеко от дома — школа; летом наступают долгожданные каникулы.) Вместе с предлогами «под», «за» высказывается неточные факты (ей около двадцати, ему под тридцать).
Еще такие существительные сочетаются с составными предлогами (не обращая внимания на, спустя сутки).
Отличие винительного падежа от родительного
Для того чтобы не запутаться при определении падежа, необходимо понять, что для каждого варианта есть индивидуальный вопрос, который важно правильно задать.
Если задать ключевой вопрос и найти совпадающий вариант, то вы запросто определите, в родительном или винительном падеже слово. Слово в родительном падеже часто называет отношение предмета к чему-то, отношение между целыми и частями, описание объекта в сравнении с другим предметом, предмет, на который оказывают влияние и тому подобное. Эти существительные должны отвечать на вопросы «чего» и «кого». Выяснить падеж существительного, ориентируясь только на окончание или значение довольно трудно, так есть множество нюансов и можно ошибиться.
В таких вариантах иногда совпадают даже концовки слов. Чаще всего можно ошибиться, если необходимо определить форму одушевленного имени существительного. В том случае, если с вопросом «кого» довольно сложно понять форму, то необходимо мысленно заменить одушевленное слово неодушевленным. Поставьте вопрос в винительной форме «вижу что?», а в родительной — «нет чего?». Если же существительное, форму которого необходимо выяснить, получится таким же, как и в именительном падеже, то это будет означать то, что оно стоит в винительном.
Следующий способ различия винительной и родительной формы. В том случае если вам необходимо определить форму падежа существительного неодушевленного, то поставьте необходимый вопрос, на который нужно ответить. Например: несу (что?) пакет, смотрю (на что?) на пакет. Во втором варианте слово находится в родительной падеже.
Если существительное одушевленное, имеет второе склонение и мужской род, то достаточно заменить его любым словом первого склонения и обратить внимание на концовку. К примеру: вижу кота — вижу собаку: окончание -у обозначает родительный падеж; нет кота — нет собаки: окончание -и — винительный).
В том случае, если существиетльное одушевленное и стоит во множественном числе, то его необходимо мысленно изменить на любое неодушевленное, которое отвечает на вопрос «что?» (люблю лошадей — люблю (что?) одежду — винительный; люблю красоту лошадей — люблю красоту одежды — родительный).
Важно обратить внимание на то, что в русском языке присутствует множество слов, которые не склоняются ( пальто, метро и другие). Во всех вариантах они остаются неизменными.
Есть вероятность, что описанные выше способы не помогут. Необходимо всегда проверять падеж, задавая ключевой вопрос, чтобы избежать ошибок.
Видео
Из этого видео вы получите дополнительную информацию по теме “Винительный падеж имен существительных”.
[spoiler title=”источники:”]
https://liveposts.ru/articles/education-articles/russkiy-yazyik/vinitelnyj-padezh
[/spoiler]
Винительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект или обстоятельства действия и отвечает на вопросы кого? или что?
Выясним, что такое винительный падеж существительных, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем примеры существительных в форме винительного падежа.
Что такое винительный падеж существительных?
Чтобы понять, что такое винительный падеж существительных, вспомним некоторые важные моменты об этой части речи.
Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Её постоянным признаком является категория рода (мужского, женского или среднего), в соответствии с которой и характерными падежными окончаниями большинство имен существительных распределяют по трём основным типам склонения.
Определение
Склонение — это изменение существительного по падежам в форме единственного и множественного числа.
Склонение | Род | Окончание | Примеры |
---|---|---|---|
Первое | мужской | -а, -я | юноша дядя |
женский | птица земля |
||
Второе | мужской | нулевое | отец день |
средний | -о, -е | зерно счастье |
|
Третье | женский | нулевое | дочь рожь |
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. В системе склонения существительных выделяют один прямой падеж, который называется именительным, и пять косвенных падежей.
Рассмотрим один из косвенных падежей. Винительный падеж существительного выражает синтаксическую зависимость слова этой части от глагола или другого существительного.
Чтобы образовать винительный падеж существительных, воспользуемся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.
Важно!
Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
К одушевленному имени существительному от глагола зададим вопрос кого? К неодушевлённому существительному зададим вопрос что?
- стрекоза — вижу (кого?) стрекозу
- хозяин — виню (кого?) хозяина
- соловей — слушаю (кого?) соловья
- тепло — ощущаю (что?) тепло
Значения винительного падежа
Винительный падеж существительных выражает объектные и обстоятельственные значения:
1. обозначает объект, на который направлено действие
- видим (кого?) зайца
- возьму с собой (кого?) друга
- верим (во что?) в победу любимой команды
- собираю (что?) землянику
2. обозначает направление
- пойдем (во что? куда?) в поле
- нырнешь (во что? куда?) в море
- переступить (через что? куда?) через порог
3. выражает время действия
- соберемся (во что? когда?) в среду
- переписываться (что? сколько?) неделю
- звонить (что? когда?) каждое утро
4. образ действия
- собрать (во что? как?) в круг
- посеять (во что? как?) в ряд
- стоять (во что? каким образом?) в шеренгу
и пр.
Окончания винительного падежа существительных
В зависимости от категории одушевленности и неодушевленности существительного и его принадлежности к определённому склонению в форме винительного падежа слова имеют характерные окончания.
1 склонение
Существительные первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -у/-ю в форме единственного числа:
- вижу (кого?) собаку, Митю
- вижу (что?) сосну, башню
В форме множественного числа окончания винительного и родительного падежа совпадают у одушевленных существительных, у неодушевленных — винительного и именительного падежа:
- в.п. кормлю (кого?) собак — р.п. лай (кого?) собак
- в.п. вижу (что?) сосны — и.п. сосны растут
2 склонение
Для одушевлённых существительных мужского рода второго склонения в единственном числе характерно окончание -а/-я, во множественном -ей, -ов/-ев
- узнаю (кого?) друга, друзей
- позову (кого?) матроса, матросов
- знаю (кого?) гения, гениев
- вижу (кого?) медведя, медведей
Неодушевленные существительные имеют нулевое окончание в форме единственного числа, а во множественном числе — -а/-я, -ы/-и
- видим (что?) лист , листья
- вижу (что?) провод , провода
- строим (что?) мост , мосты
- кручу (что?) обруч , обручи
Существительные единственного числа среднего рода имеют окончание -о/-е, в форме множественного числа — соответственно -ых или -а/-я:
- животное — пасёт (кого?) животное, животных
- крыльцо — строим (что?) крыльцо, крыльца
- дерево — посадим(что?) дерево, деревья
3 склонение
Существительные женского рода единственного числа третьего склонения отличаются нулевым окончанием, а в форме множественного числа имеют флексии -ей, -и:
- дочь — вижу (кого?) дочь — дочерей
- брешь — закроем (что?) брешь — бреши
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемые существительные имеют следующие окончания:
- дитя — вижу (кого?) дитя, детей
- стремя — встанет (на что?) на стремя, стремена
Предлоги винительного падежа
Винительный падеж существительных образуется как без предлогов, так и с предлогами. Для форм винительного падежа характерны непроизводные предлоги в (во), за, на, по, под, про, через.
- зашёл в воду
- лестница на чердак
- спрятался за дом
- бурьян по пояс
- задвинула под кровать
- рассказ про героя
- прошел через испытание
Винительному падежу свойственны производные предлоги сквозь, спустя, включая, несмотря на.
- светить сквозь стекло
- прийти спустя час
- прочесть включая эпилог
- выйти в сад несмотря на дождь
Как определить винительный падеж существительного?
Винительный падеж существительного можно определить по заданному вопросу и по характерному окончанию. К тому же при совпадении формы именительного и винительного падежа у неодушевленных существительных обращаем внимание на наличие предлога. Прямой падеж не имеет предлога.
Существительное в форме именительного падежа является подлежащим, а форма винительного падежа принадлежит второстепенному члену предложения — дополнению или обстоятельству.
Сравним:
Из-за леса показалось солнце (и.п.)
Невозможно смотреть на солнце широко открытыми глазами (в.п.)
Чтобы не перепутать винительный и родительный падеж одушевлённых существительных мужского рода, воспользуемся методом подстановки. Вместо существительного мужского рода подставляем одушевлённое существительное женского рода единственного числа, формы которого в винительном и родительном падеже отличаются окончаниями.
- нет (кого?) брата — нет сестры
- вижу (кого?) брата — вижу сестру.
Видеоурок
Тест
Винительный падеж
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 526.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 526.
Cуществительные в винительном падеже отвечают на вопросы Кого? Что?. Данный падеж обладает характерными особенностями, которые подробно описаны в этой статье. Для удобства запоминания информации приведены таблицы, примеры, важные моменты.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое винительный падеж?
Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.
Примеры существительных в винительном падеже: переписать
статью
, перейти через
реку
, закончить
работу
, встретить
преподавателя
, слушать
музыку
, указать на
доску
, ждать
подругу
.>
Как определить винительный падеж?
Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.
Мужской род
Мужской род | |||
ед. число | мн. число | ||
1 склонение | Одушевленное | Мужчину, Дядю |
Мужчин, Дядь |
Неодушевленное | – | – | |
2 склонение | Одушевленное | Столяра, Пекаря | Столяров, Пекарей |
Неодушевленное | Стол, Тополь |
Столы,
Тополя |
|
3 склонение | Одушевленное | – | – |
Неодушевленное | – | – | |
Разносклоняемые | Одушевленное | – | – |
Неодушевленное | – | – |
Женский род
Женский род | |||
ед. число | мн. число | ||
1 склонение | Одушевленное | Красавицу, Тетю |
Красавиц, Теть |
Неодушевленное | Антенну, Вишню |
Антенны, Вишни |
|
2 склонение | Одушевленное | – | – |
Неодушевленное | – | – | |
3 склонение | Одушевленное | Мать Рысь |
Матерей,
Рысей |
Неодушевленное | Тетрадь Новость |
Тетради,
Новости |
|
Разносклоняемые | Одушевленное | – | – |
Неодушевленное | – | – |
Средний род
Средний род | |||
ед. число | мн. число | ||
1 склонение | Одушевленное | – | – |
Неодушевленное | – | – | |
2 склонение | Одушевленное | Существо,
Насекомое |
Существ,
Насекомых |
Неодушевленное | Полотно, Решение |
Полотна, Решения |
|
3 склонение | Одушевленное | – | – |
Неодушевленное | – | – | |
Разносклоняемые | Одушевленное | Дитя | Детей |
Неодушевленное | Путь,
Время |
Пути,
Времена |
Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).
Значение винительного падежа
Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:
- Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);
- Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);
- Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).
В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Вера Спиричева
6/7
-
Val Laz
7/7
-
Martin Eden
7/7
-
Iерус Русский
7/7
-
Наталья Лукинцова
7/7
-
Сергей Ефремов
5/7
-
Алёна Лобанова
7/7
-
Петр Криночкин
5/7
-
Артем Хохлачёв
6/7
-
Марианна Апицарян
7/7
Оценка статьи
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 526.
А какая ваша оценка?
Детям сложно дается определение падежа у имен существительных. Понимание приходит не сразу. Поэтому после изучения этой темы в школе, у дочки остались вопросы. Мне потребовалось полчаса, чтобы моя дочка разобралась, как определять падеж у имен существительных .
Сейчас я опишу сложные моменты при определении падежей. А в конце статьи будет небольшой план, как объяснить падежи ребенку.
Итак, если вы заметили, что ваш ребенок не понимает, как определить падеж, то обратите внимание на следующие моменты:
- Знает ли ваш ребенок названия падежей и вопросы к ним.
- Умеет ли ребенок задавать к слову вопрос.
Например, предложение Я расскажу маме о котенке. Нужно определить падеж существительного «маме».
- Ищем слово, от которого задаем вопрос. Это будет слово «расскажу». Расскажу кому? маме.
- Вспоминаем, что вопрос кому? – это дательный падеж.
Падеж имен существительных – это формы одного и того же слова, которые выражают связь существительного с другими словами в предложении.
Запомнить порядок и названия падежей помогут стихи. С детства многие знают эти строки: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.
В Интернете нашла много вариантов «запоминалок»:
Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.
Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.
Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.
Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.
А мы с дочкой сочинили такую «запоминалку»: Имя Рождает, Дает и Винит, Творит, Предлагает.
Распечатайте ребенку такую табличку.
Потренируйтесь вместе с ребенком определять падеж, используя вопросы и слова-помощники. Очень помогают тексты-истории, в которых одно и тоже слово употребляются в разных падежах.
Котенок сидел на лавочке. (Кто? Котенок – именительный)
Я тихонечко подошла и потрогала котенка. (вижу кого? котенка – винительный)
Потом я дала котенку сосиску. (дать кому? Котенку – дательный)
И пошла домой, чтобы рассказать дочке о котенке (думать о ком? о котенке – предложный)
Дочка вышла на улицу и закричала, что нет котенка. (нет кого? котенка – родительный)
А потом он нашелся в кустах, и теперь дочка гордится своим котенком (горжусь кем? котенком – творительный)
Небольшие “секретики” запоминания у какого падежа какой вопрос.
- Именительный падеж.
Запоминается легко, обычно, – кто? что? - Родительный падеж
Родить кого-то – кого? чего? - Дательный падеж
Дать – кому? чему? - Винительный падеж
Винить – кого? что? - Творительный падеж
Творить – кем? чем? - Предложный падеж
Предлагаю подумать – о ком? о чем?
Как различать именительный и винительный падежи на примере существительного “сухарик” в предложении – Котенок грызет сухарик
- Определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Сухарик – неодушевленное - Задайте вопрос. Вопросы лучше задавать в паре: кто? что? или кого? что?
Грызет кого? что? (нельзя задать кто? что?) сухарик. - Используйте слова-помощники. Именительный – вспомогательное слово – есть, Винительный – вижу.
Вижу что? сухарик. - Существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим, а в винительном – дополнением.
Котенок грызет сухарик. Здесь существительное “сухарик” в винительном падеже, потому что “сухарик” в предложении является дополнением.
Сухарик лежит в тарелке у котенка. Здесь существительное “сухарик” в именительном падеже, потому что “сухарик” в предложении является подлежащим. - У винительного падежа может быть предлог, а у именительного не бывает предлогов.
В данном случает нам этот способ не поможет. - Замена одушевленного неодушевленным и наоборот.
Котенок грызетмышку.
Грызет кого? мышку
Делаем вывод: существительное “сухарик” стоит в винительном падеже.
Как различить родительный и винительный падежи на примере существительного “котенка” в предложении – Мышка убежала от котенка.
- Определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Котенок – одушевленное - Задайте вопрос. Вопросы лучше задавать в паре: кого? чего? или кого? что?
Убежала от кого? чего? (нельзя задать кого? что?) от котенка. - Используйте слова-помощники. Родительный – нет, Винительный – вижу.
- Предлоги родительного падежа – от, до, из, без, у, для, около, с
предлоги винительного падежа – в, на, за, через, про
Делаем вывод: существительное “котенка” стоит в родительном падеже.
Как объяснить ребенку про падежи:
- Научите задавать ребенка вопрос к существительному и находить слово, от которого задается вопрос.
- Убедитесь, что ребенок знает названия падежей.
- Проверьте, что ребенок выучил вопросы падежей.
- Напомните ему о вспомогательных словах (словах-помощниках)
- Потренируйтесь определять падеж на рассказе о котенке (опубликован в начале статьи).
- Просклоняйте вместе несколько имен существительных – одушевленных и неодушевленных.
Затем возьмите любую книгу, откройте ее на любой странице, находите существительные и вместе с ребенком определяйте падеж.
Если Вам этот план не помог, то возможно, вы сами забыли, как определять падежи. Или у ребенка есть пробел в знаниях.
Всегда можно обратиться за помощью к учителю.
Ставьте “лайк”, если статья оказалась полезной для вас.
Как отличить родительный падеж от винительного у существительных?
Русский языкПравила русского языка
Анонимный вопрос
9 января 2018 · 192,9 K
Люблю путешествовать, ходить на сплавы и в несложные походы)) Еще кататься на коньках… · 9 янв 2018
Для того, чтобы определить, винительный или родительный падеж, нужно для начала определить, является ли данное существительное одушевлённым. Дело в том, что одушевлённые имена существительные как в родительном, так и в винительном падеже отвечают на вопрос “кого?”. Если существительное неодушевлённое, оно отвечает в родительном падеже на “чего?”, но зато в винительном на “что?” – вопрос, который совпадает с вопросительным словом именительного падежа.
Существительное нужно проверить – сочетается ли оно в родительном падеже со словом “нет”. К примеру, в вопросе “Нет чего?”. Винительный падеж проверяется сочетаемостью с глаголами, находящимися в форме первого лица, единственного числа, настоящего времени, например “знаю, вижу”. “Вижу что? – стул” или “Вижу кого? – ученика.” Как мы видим, форма винительного и родительного падежей у существительных одушевлённых и мужского рода второго склонения одинаковы.
Вместо одушевлённого существительного мужского рода во втором склонении подставьте любое слово первого склонения. К примеру, “Нет кого? – человека”, “Вижу кого? – человека”. У первого склонения для родительного падежа “ы”, а для винительного “у”.
Заменяем множественное существительное неодушевлённым существительным этой же формы, после чего определяем падеж аналогично. К примеру – “Знаю (кого?) людей” нужно заменить на “Знаю (что?) имена”. Получается, что “имена” – это существительное во множественном числе в винительном падеже.
Если взять пример с родительным падежом – заменяем “Знаю адрес (кого?) друзей” на “Знаю адреса (чего?) фирм”. “Фирм” находится в родительном падеже во множественном числе.
131,5 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Родительный падеж отвечает на вопрос кого, чего; винительный падеж: кого, что.например: родительный падеж-нет чего, книги, винительный падеж-винить что?книгу Виталий – 2 0. А чтоб голову не забивать проще для проверки родительного падежа спрашивать: “Нет чего или кого?”. Тогда не важно, одушевлённое или нет. Спросить: “Нет что?” не получится.
9,7 K
Комментировать ответ…Комментировать…
По предлогам и сигнальным словам .
род.п – от, до , из , с, у , без, вокруг, для, после, кроме ;
сигнальное слово: (нет кого ?- чего?) друга- лисы , кошки, дерева .
в. п – в, за, на, про, через;
сигнальное слово: (вижу кого ?- что?) друга- лису, кошку, дерево Читать далее
17,0 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Чтобы отличить Р.п от В.п нужно применить слово _лиса_. В Р.п это слово будет звучать как (нет)_лисы_, а в В.п-(вижу) _лису_.
Например:
От одноклассника- от лисы-Р.п
В комнату-в лису-В.п.
Ну, в крайнем случае нас так учили.
30,3 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Родительный падеж отвечает на вопрос кого,чего; винительный падеж :кого,что.например: родительный падеж-нет чего,книги, винительный падеж-винить что?книгу
26,7 K
Получить “Оскар” или получить ” Оскара”? Что ответите?
Комментировать ответ…Комментировать…
А чтоб голову не забивать проще для проверки родительного падежа спрашивать: “Нет чего или кого?” Тогда не важно, одушевлённое или нет. Спросить: “Нет что?” не получится. Спросить: “Винить чего?” тоже для нормального человека сложно, чтобы перепутать.
31,6 K
Если жизнь кипит делами ты тогда не унывай позабудь проблемы ведь недаром говорят для дела времечко течет а потеха подаждет.
Комментировать ответ…Комментировать…