Как найти индикаторный кпд

ГЛАВА
5

ДВИГАТЕЛИ
ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ

§ 5.1. ПАРАМЕТРЫ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ

Среднее индикаторное
давление и индикаторная мощность.

Под средним индикаторным давлением pi
понимают
такое условное постоянное давление,
которое, действуя на поршень в течение
одного рабочего хода, совершает работу,
равную индикаторной работе газов в
цилиндре за рабочий цикл.

Согласно определению,
среднее индикаторное давление (Па) равно
отношению индикаторной работы Li
газов за цикл к еди­нице рабочего
объема Vh
цилиндра,
т. е.

. (5.1)

При наличии
индикаторной диаграммы, снятой с
двигателя (рис. 5.1), среднее индикаторное
давление можно определить по формуле

. (5.2)

где
F
— полезная
площадь индикатор­ной диаграммы, м2;
l
— длина индика­торной диаграммы, м;
т
масштаб давления индикаторной диаграммы,
Па/м.

Среднее индикаторное
давление при полной нагрузке у
четырехтакт­ных карбюраторных
двигателей 8·105…12·105
Па, у четырехтактных дизелей —
7,5·105…10·105
Па, у двух­тактных дизелей — 6·105…9·105
Па.

Индикаторной
мощностью Ni
(кВт) двигателя
называют работу, соверша­емую газами
в цилиндрах двигателя в единицу времени,
т. е.

, (5.3)

где
р
i
— среднее
индикаторное давление, Па; Vh
— рабочий
объ­ем цилиндра, м3;
п
частота вращения коленчатого вала,
об/с; τ
— тактность двигателя (τ=4
— для четырехтактных двигателей и τ=2
— для двухтактных); i
— число
цилиндров.

Рабочий объем (м3)
цилиндра

Vh=nD2S/4, (5.4)

где D
— диаметр
цилиндра, м; S
— ход поршня,
м.

Если известны
степень сжатия е двигателя и объем Vc
камеры
сгорания, то рабочий объем Vh
цилиндра
может быть определен по формуле

Vh=(-1)Vc, (5.5)

где
— степень сжатия, равная отношению
полного объема Va
цилиндра к
объему Vc
камеры
сгорания, т. е.

.

Эффективная
мощность двигателя и среднее эффективное
дав­ление. Эффективной мощностью Ne
называют
мощность, снима­емую с коленчатого
вала двигателя для получения полезной
работы.

Эффективная
мощность меньше индикаторной мощности
Ni
на величину
мощности NM
механических
потерь, т. е.

Ne=NiNM. (5.6)
.

Механические
потери в двигателе оцениваются
механическим кпд ηм
который
представляет собой отношение эффективной
мощности к индикаторной:

. (5.7)

Для современных
двигателей механический кпд составляет
0,72…0,9. Зная механический кпд, можно
определить эффектив­ную мощность

Ne=ηмNi. (5.8
)

Эффективная
мощность Ne
(кВт) двигателя
аналогично ин­дикаторной мощности
может быть выражена через среднее
эф­фективное давление:

. (5.9
)

Среднее эффективное
давление ре
равно разности
между сред­ним индикаторным давлением
pi
и средним давлением рм
механи­ческих
потерь:

pe=pipм. (5.10)

Зная механический
кпд, можно определить среднее эффектив­ное
давление (Па):

ре=ηмрi. (5.11)

Среднее эффективное
давление при максимальной мощности у
четырехтактных карбюраторных двигателей
составляет 6,5·105…9,5·105
Па, у четырехтактных дизелей —
6·105…8·105
Па, у двухтактных дизелей — 5·105…7,5·105
Па.

Литровая мощность
двигателя.

Литровой мощностью двига­теля Nл,
(кВт/м3)
называют отношение эффективной мощности
Nе
к литражу
двигателя iVh:

. (5.12)

Индикаторный
кпд и удельный индикаторный расход
топлива.

Экономичность действительного рабочего
цикла двигателя оце­нивается
индикаторным кпд ηi
и удельным индикаторным рас­ходом
топлива bi.

Индикаторный кпд
ηi
оценивает степень использования тепло­ты
в действительном цикле с учетом всех
тепловых потерь и представляет собой
отношение теплоты, эквивалентной
полез­ной индикаторной работе, ко
всей затраченной теплоте:

. (5.13)

где Ni
— индикаторная
мощность, кВт; В
— расход
топлива, кг/с; Q
— низшая теплота сгорания топлива,
кДж/кг.

Удельный индикаторный
расход топлива bi,
[кг/(кВт·ч)]
пред­ставляет собой отношение расхода
топлива В к
индикаторной мощности Ni.

bi=B·3600/Ni. (5.14)

Значения
ηi
и bi
для двигателей
при их работе на номинальном режиме
приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Тип
двигателей

Индикаторный
кпд

Эффективный
кпд

Удельный
индикаторный расход топлива bi
г/(кВт·ч)

Удельный
эффективный расход топлива be
г/(кВт·ч)

Карбюраторные

0,26…0,38

0,25…0,32

230…300

280…325

Дизели

0,43…0,52

0,35…0,45

160…200

190…240

Эффективный кпд
и удельный эффективный расход топлива.

Экономичность работы двигателя в целом
оценивается эффек­тивным кпд
ηе
и удельным эффективным расходом топлива
bе.

Эффективный кпд
ηе
оценивает степень использования тепло­ты
топлива с учетом всех видов потерь
(как тепловых, так и механических) и
представляет собой отношение теплоты,
эквивалентной полезной эффективной
работе, ко всей затраченной теплоте:

. (5.15)

Если известны
индикаторный кпд и механический кпд,
то

ηеiηм. (5.16)

Удельный эффективный
расход топлива bе
[кг/(кВт·ч)]
пред­ставляет собой отношение расхода
топлива В к
эффективной мощности Ne:

be=B·3600/Ne. (5.17)

Значения ηе
и bе
для двигателей
при их работе на номинальном режиме
приведены в табл. 5.1.

Расход (кг/с)
воздуха, проходящего через двигатель:

Mв=2VhηVniρв/τ, (5.18)

где Vh
— рабочий
объем цилиндра, м3;
ηV
— коэффициент
напол­нения цилиндров; п
— частота
вращения коленчатого вала, об/с; i
— число цилиндров; ρв
— плотность
воздуха, кг/м3;
m
— тактность двигателя.

Задача 5.1.
Определить индикаторную и эффективную
мощ­ности восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее индикаторное
давление pi=7,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м, частота вращения коленчатого вала
n=3000
об/мин и механический кпд ηм=0,8.

Ответ: Ni=112,5
кВт; Ne=90
кВт.

Задача 5.2.
Определить
эффективную мощность и удельный
эффективный расход топлива восьмицилиндрового
четырехтакт­ного дизельного двигателя,
если среднее индикаторное давление
рi=7,5·105
Па, степень сжатия =16,5,
объем камеры сгорания Vc=12·10-5
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=220
рад/с, механический кпд ηм=0,8
и расход топлива B=1,02·10-2
кг/с.

Решение:
Среднее эффективное давление определяем
по формуле (5.11):

ре=ηмрi
=7,5·105·0,8=6·105
Па.

Рабочий объем
цилиндра, по формуле (5.5),

Vh=(-1)Vc=(16,5-1)12·10-5=18,6·10-4
м3.

Частота вращения
коленчатого вала

n=w/(2)=220/(2·3,14)=35
об/с.

Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.9),

=156
кВт.

Удельный эффективный
расход топлива, по формуле (5.17),

be=B·3600/Ne=1,02·10-2·3600/156=0,235
кг/(кВт·ч).

Задача 5.3.
Определить удельный эффективный расход
топ­лива шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее эффективное давление
pе=7,2·105
Па, полный объ­ем цилиндра Va=1,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала п=37
об/с и расход
топлива В=3,8·10-3
кг/с.

Ответ: bе=0,238
кг/(кВт·ч).

Задача 5.4.
Определить индикаторную мощность и
среднее индикаторное давление
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=100
кВт, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, сте­пень сжатия =15,
объем камеры сгорания Vc=2,5·10-4
м3
и ме­ханический кпд ηм=0,84.

Ответ: Ni=119
кВт; pi=6,8·105
Па.

Задача 5.5.
Определить
индикаторную мощность и удельный
индикаторный расход топлива
шестицилиндрового четырехтакт­ного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление pe=6,2·105
Па, диаметр
цилиндра D=0,11
м, ход поршня S=0,14
м, средняя скорость поршня ст=8,4
м/с, расход топлива B=5,53·10-3
кг/с и механический кпд ηм=0,82.

Ответ: Ni=90,5
кВт; bi=0,220
кг/(кВт·ч).

Задача 5.6.
Определить диаметр цилиндра и ход поршня
че­тырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=80
кВт, среднее эффективное давле­ние
pe=6·105
Па, частота
вращения коленчатого вала п=1800
об/мин и средняя скорость поршня ст=9,6
м/с.

Ответ: D=0,135
м; B=0,16
м.

Задача 5.7.
Определить мощность механических потерь
восьмицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигате­ля, если
среднее индикаторное давление рe=1,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м, частота вращения коленчатого вала
n=50
об/с и механический кпд ηм=0,8.

Ответ: NM=22,4
кВт.

Задача 5.8.
Определить индикаторную мощность и
мощ­ность механических потерь
шестицилиндрового двухтактного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление рe=6,36·105
Па, степень сжатия =16,
объем камеры сгорании Vc=7,8·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала n=35
об/с
и механический
кпд ηм=0,84.

Ответ: Ni=186
кВт; NM=29,8
кВт.

Задача 5.9.
Определить
среднее индикаторное давление и среднее
давление механических потерь
восьмицилиндрового че­тырехтактного
карбюраторного двигателя, если эффективная
мо­щность Ne=145
кВт, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня Vh=0,09м,
средняя скорость поршня ст=12,0
м/с и механический кпд ηм=0,8.

Ответ: pi=9,6·105
Па; pм=1,92·105
Па.

Задача 5.10.
Определить эффективную мощность и
удельный эффективный расход топлива
восьмицилиндрового четырехтакт­ного
карбюраторного двигателя, если
индикаторная работа газов за цикл Li=649
Дж, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня
S=0,095
м, средняя скорость поршня сm=9,5
м/с, механический кпд ηм=0,85
и расход топлива В=9,1·10-3
кг/с.

Ответ: Ne=110,5
кВт; bе=0,316
кг/(кВт·ч).

Задача 5.11.
Определить удельные индикаторный и
эффек­тивный расходы топлива
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если среднее
индикаторное давление pi=6,8·105
Па, степень сжатия =15,
полный объем цилиндра Va=37,5·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, механический кпд ηм=0,84
и расход топлива B=5,95·10-3
кг/с.

Ответ: bi=0,180
кг/(кВт·ч); bе=0,214
кг/(кВт·ч).

Задача 5.12.
Определить эффективную мощность и
мощность механических потерь
шестицилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление рe=5,4·105
Па, диаметр цилиндра D=0,108
м, ход поршня S=0,12
м, средняя скорость поршня ст=8,4
м/с и механический кпд ηм=0,78.

Ответ: Ne=62,4
кВт; NM=17,6
кВт.

Задача 5.13.
Определить
среднее индикаторное давление и
индикаторную мощность шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если диаметр цилиндра D=0,15
м, ход поршня S=0,18
м, частота вращения коленчатого вала
n=1500об/мин.
Индицированием двигателя получена
индикатор­ная диаграмма полезной
площадью F=l,95·10-3
м2,
длиной l=0,15
м при масштабе давлений т=0,6·108
Па/м.

Ответ: рi=7,8·105
Па, Ni=186
кВт.

Задача
5.14. Определить
удельный индикаторный расход то­плива
шестицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигателя, если диаметр
цилиндра D=0,082
м, ход поршня S=0,11
м, частота вращения коленчатого вала
n=2800об/мин,
расход топлива B=4,5·10-3
кг/с. Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,6·10-3
м2,
длиной l=0,2
м при масштабе давлений m=1108
Па/м.

Решение:
Среднее индикаторное давление определяем
по формуле (5.2):

pi=Fm/l=1,6·103·1·108/0,2=8·105
Па.

Рабочий объем
цилиндра, по формуле (5.4),

Vh=D2S/4=3,14·0,0822·0,11/4=5,8·104
м3.

Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),

=65
кВт.

Удельный индикаторный
расход топлива, по формуле (5.14),

bi=B·3600/Ni=4,5·10-3·3600/65=0,249
кг/(кВт·ч).

Задача 5.15.
Определить индикаторную мощность и
мощ­ность механических потерь
четырехцилиндрового четырехтакт­ного
дизельного двигателя, если степень
сжатия =17,
полный объем цилиндра Vа=11,9·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с и механический кпд ηм=0,81.
Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,8·10-3
м2,
длиной l=0,2
м при масш­табе давлений т=0,8·108
Па/м.

Ответ: Ni=40,3
кВт; NM=7,7
кВт.

Задача 5.16.
Определить среднее эффективное давление
и сре­днее давление механических
потерь двухцилиндрового четырех­тактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=18
кВт, диаметр цилиндра D=0,105
м, ход поршня S=0,12
м, частота вращения коленчатого вала
n=30
об/с и ме­ханический кпд ηм=0,78.

Ответ: ре=5,77·105
Па; рм=1,63·105
Па.

Задача 5.17.
Определить эффективную мощность и
механи­ческий кпд шестицилиндрового
четырехтактного дизельного дви­гателя,
если среднее эффективное давление
pе=7,2·105
Па, пол­ный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала n=37
об/с и мощность механических потерь
NM=14,4
кВт.

Ответ: Ne=57,6
кВт; ηм=0,8.

Задача 5.18.
Определить среднюю скорость поршня и
степень сжатия четырехцилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если эффективная мощность
Ne=51,5
кВт, среднее эффективное давление
ре=6,45·105
Па, ход поршня
S=0,092
м, частота вращения коленчатого вала
n=4000
об/мин и объем
камеры
сгорания Vc=1·10-4
м3.

Ответ: сm=12,3
м/с; =7,0.

Задача 5.19.
Определить угловую скорость вращения
колен­чатого вала и степень сжатия
шестицилиндрового четырехтакт­ного
карбюраторного двигателя, если эффективная
мощность Ne=66
кВт, среднее эффективное давление
ре=6,5·105
Па, часто­та
вращения коленчатого вала п=60
об/с и полный объем цилин­дра Va=6,63·10-4
м3.

Ответ: w=377
рад/с; =6,7.

Задача 5.20.
Определить индикаторную мощность и
механи­ческий кпд восьмицилиндрового
четырехтактного карбюратор­ного
двигателя, если среднее индикаторное
давление ре=7,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м3
средняя скорость поршня ст=9,5
м/с и мощность
механических потерь NM=23,5
кВт.

Ответ: Ni=111,8
кВт; ηм=0,79.

Задача 5.21.
Определить
литраж и удельный эффективный расход
топлива шестицилиндрового четырехтактного
карбюра­торного двигателя, если
эффективная мощность Ne=52
кВт, сре­днее эффективное давление
ре=6,4·105
Па, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=314
рад/с и расход топлива B=3,8·10-3
кг/с.

Ответ: iVh=32,5·10-4
м3;
bе=0,263
кг/(кВт·ч).

Задача 5.22.
Определить
расход топлива четырехцилиндрово­го
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее индика­торное давление
pi=6,8·105
Па, частота вращения коленчатого вала
n=25
об/с, степень сжатия =15,
объем камеры сгорания
Vc=2,5·10-4
м3,
механический кпд ηм=0,84
и удельный эффек­тивный расход топлива
be=0,180
кг/(кВт·ч).

Ответ: В=5·103
кг/с.

Задача 5.23.
Определить
расход топлива шестицилиндрового
четырехтактного карбюраторного двигателя
если среднее инди­каторное давление
pi=8·105
Па, диаметр цилиндра D=0,082
м, ход поршня S=0,11
м, средняя скорость поршня ст=9,9
м/с, механический
кпд ηм=0,85
и удельный эффективный расход топ­лива
be=0,276
кг/(кВт·ч).

Ответ: B=4,08·103
кг/с.

Задача 5.24.
Определить
литровую мощность и удельный ин­дикаторный
расход топлива восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее индикаторное
дав­ление pi=8·105
Па, диаметр цилиндра D=0,12
м, ход поршня S=0,1
м, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=377
рад/с, механический кпд ηм=0,8
и расход топлива B=16·10-3
кг/с.

Решение:
Рабочий объем цилиндра определяем по
формуле (5.4):

Vh=nD2S/4=3,14·0,122·0,1/4=11,3·104
м3.

Частота вращения
коленчатого вала

n=w/(2)=377/(2·3,14)=60
об/с.

Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),

=217
кВт.

Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.8),

Ne=ηмNi=217·0,8=173,6
кВт.

Литровая мощность
двигателя, по формуле (5.12),

=19200
кВт/м3.

Удельный индикаторный
расход топлива, по формуле (5.14),

bi=B·3600/Ni=16·10-3·3600/217=0,265
кг/(кВт·ч).

Задача 5.25.
Определить
литровую мощность шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее эф­фективное давление
ре=1·105
Па, частота вращения коленчатого вала
п=35
об/с, степень сжатия =14,5
и объем камеры сгорания Vс=22·10-5
м3.

Ответ: Nл=12250
кВт/м3.

Задача 5.26.
Определить
индикаторную мощность и расход топлива
восьмицилиндрового карбюраторного
двигателя, если среднее эффективное
давление ре=6,56·105
Па, диаметр цилинд­ра D=0,12
м, ход поршня
S=0,1
м, частота вращения коленчатого вала
n=70
об/с, механический кпд ηм=0,82
и удельный
индикаторный расход топлива bi=0,265
кг/(кВт·ч).

Ответ: Ni=
253 кВт; В=18,6·10-2
кг/с.

Задача 5.27.
Определить
частоту вращения коленчатого вала и
удельный эффективный расход топлива
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощ­ность Ne=109
кВт, среднее эффективное давление
ре=5,6·105
Па, степень сжатия =14,
объем камеры сгорания Vс=2,5·10-4
м3
и расход топлива B=6,5·10-3
кг/с.

Ответ: п=30
об/с; bе=0,215
кг/(кВт·ч).

Задача 5.28.
Определить
эффективный кпд шестицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее эф­фективное
давление ре=6,2·105
Па, низшая теплота сгорания топлива
Q=44
000 кДж/кг, диаметр цилиндра D=0,092
м, ход поршня S=0,082
м, средняя скорость поршня ст=8,2
м/с и рас­ход топлива B=4,4·10-3
кг/с.

Решение:
Рабочий объем цилиндра определяем по
формуле (5.4):

Vh=nD2S/4=3,14·0,0922·0,082/4=5,45·10-4
м3.

Частота вращения
коленчатого вала

n=cm/(2S)=8,2/(2·0,082)=50
об/с.

Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.9),

=50,7
кВт.

Эффективный кпд,
по формуле (5.15),

=0,26.

Задача 5.29.
Определить
индикаторный и механический кпд
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, ес­ли среднее
индикаторное давление pi=6,8·105Па,
низшая тепло­та сгорания топлива
Q=41800
кДж/кг, угловая скорость вра­щения
коленчатого вала w=157
рад/с, степень сжатия =15,
объем камеры сгорания Vс=2,5·10-4
м3,
расход топлива B=6·10-3
кг/с и эффективный кпд ηe=0,4.

Ответ: ηi=0,476;
ηм=0,84.

Задача 5.30.
Определить
индикаторный кпд шестицилиндрового
двухтактного дизельного двигателя,
если среднее эффектив­ное давление
ре=6,36·105
Па, низшая теплота сгорания топлива
Q=42000
кДж/кг, степень сжатия =16,
объем камеры сгора­ния Vс=7,8·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала
n=2100
об/мин, расход топлива B=1,03·10-2
кг/с и мощность механических потерь
NM=29,8
кВт.

Ответ: ηi=0,43.

Задача 5.31.
Определить индикаторный и эффективный
кпд четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, ес­ли степень
сжатия =17,
полный объем цилиндра Va=11,9·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, низшая теплота сгорания топлива
Q=42600
кДж/кг, расход топлива B=2,2·10-3
кг/с и механичес­кий кпд ηм=0,81.
Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,9·10-3
м2,
длиной l=0,19
м, при масштабе давлений m=0,72·108Па/м.

Ответ: ηi=0,43;
ηe=0,35.

Задача 5.32.
Определить
расход топлива для восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее эффективное
давление ре=7·105Па,
полный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=7,0·10-5
м3,
ча­стота вращения коленчатого вала
n=53
об/с, низшая теплота сгорания топлива
Q=46000
кДж/кг и эффективный кпд ηe=0,28.

Ответ: B=8,3·103
кг/с.

Задача 5.33.
Определить
расход топлива для шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее ин­дикаторное давление
pi=9·105
Па, полный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала
п=2220
об/мин, низшая теплота сго­рания
топлива Q=42800
кДж/кг, эффективный кпд ηe=0,35
и механический кпд ηм=0,84.

Решение:
Рабочий объем цилиндра

Vh=VaVc=1,9·104-6,9·105=7,2·104
м3.

Индикаторный кпд
определяем из формулы (5.16):

ηiе/ηм=0,35/0,84=0,44.

Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),

=72
кВт.

Расход топлива,
по формуле (5.13),

=3,82·103
кг/с.

Задача 5.34.
Определить экономию топлива в процентах,
ко­торую дает замена, карбюраторного
двигателя дизельным яри средней
индикаторной мощности Ni=148
кВт, если индикатор­ный кпд карбюраторного
двигателя ηi1=0,34,
дизельного — ηi2=0,45.
Низшая теплота сгорания бензина Q=43500
кДж/кг, дизельного топлива Q=42600кДж/кг.

Эффективность действительного теплового цикла ДВС характеризуется индикаторными показателями, которые определяются расчетом или экспериментально при обработке индикаторных диаграмм. Рассмотрим следующие индикаторные показатели: среднее индикаторное давление Pi; индикаторную мощность Ni; индикаторный КПД ƞi; удельный индикаторный расход топлива gi.

Средним индикаторным давлением p¡ ДВС называется условное постоянное давление газа, которое, действуя на поршень при расширении, совершает работу, равную работе газов за весь цикл.

Индикаторная расчетная (теоретическая) работа газов, Дж, за один цикл в одном цилиндре

Формула 18

где p¡p — расчетное среднее индикаторное давление цикла, МПа;

Формула 17— площадь поршня, см2 , Du — диаметр цилиндра, см, S — ход поршня, см.

Отсюда получаем расчетное среднее индикаторное давление, МПа:

Формула 16

Чтобы понять физический смысл понятия расчетного среднего индикаторного давления p¡p, рассмотрим индикаторную диаграмму в координатах р— V на рис. 2.8. Геометрически среднее индикаторное давление газа p¡ — это высота прямоугольника, равновеликого полезной площади действительной индикаторной диаграммы, построенного на основании Vh. Работа, эквивалентная площади теоретической индикаторной диаграммы, для рабочего цикла дизеля определится следующим образом:

Формула 15

Индикаторная диаграмма и среднее индикаторное давление

Рис. 2.8. Индикаторная диаграмма и среднее индикаторное давление: р — давление газа; V— объем, занимаемый газом; Vс, Vh, Vа — соответственно
объем камеры сгорания, рабочий объем цилиндра и полный объем цилиндра;
ВМТ, НМТ — соответственно верхняя и нижняя мертвые точки положения
поршня; r — начало впуска; а — начало сжатия; с — конец сжатия; z’ — начало расширения при постоянном давлении у дизеля; r — начало расширения
при изменяющемся давлении; b — конец расширения; р0 — давление атмосферного воздуха; рi — среднее индикаторное давление газа

где Lz’z, Lzb — работа газов соответственно на участках z’z и zb, Дж;
Lас — работа сжатия газа на участке ас, Дж.

Суммарная полезная работа, Дж, за цикл дизеля после определения
и сложения выражений для Lz’z, Lzb, Lас и соответствующих
преобразований.

формула 13

Делением полезной работы L, Дж, на рабочий объем Vh, см3, цилиндра получаем с учетом формула 12иформула 11выражений расчетное (теоретическое) среднее индикаторное давление дизеля, МПа:

формула 10

Уравнение расчетного среднего индикаторного давления рабочего цикла бензинового двигателя получаем при подстановке в предыдущее уравнение р = 1 и δ =ε, т.е.

формула 9

Площадь действительной индикаторной диаграммы меньше теоретической диаграммы за счет скругления у расчетных точек с, z’, z, b и насосных потерь Δр, возникающих при впуске и выпуске газа. Скругления диаграммы обусловлены тепловыми потерями, поскольку реальный процесс горения отличается от теоретического горения.

Среднее индикаторное давление, МПа, действительного цикла

формула 8

где φg — коэффициент, учитывающий полноту действительной индикаторной диаграммы (φg = 0,92…0,97). Значения коэффициента φдля бензиновых ДВС больше, чем для дизелей.

Насосные потери, МПа, в четырехтактных двигателях равны разности давлений на выпуске Pr и на впуске Pа:

формула 7

Действительная величина среднего индикаторного давления рi, при полной нагрузке составляет, МПа:

Бензиновые ДВС Дизели
  без наддува с наддувом
0,8… 1,2 0,9… 1,2 До 2,5

Индикаторная мощность Ni,- — мощность, развиваемая газами в цилиндре двигателя, — это работа газов в единицу времени (кДж/с).

Индикаторная работа Li кДж, за один цикл многоцилиндрового1 двигателя с числом цилиндров i

1 В многоцилиндровых двигателях сумма рабочих объемов всех цилиндров
выражается в литрах (1 л = 1 дм3) и называется литражом двигателя.

формула 6

где Vh=FS— рабочий объем цилиндра, л.

Умножив индикаторную работу на число рабочих циклов в  секунду формула 5—, получим индикаторную мощность, кВт:

формула 4

где 2n — число ходов поршня в минуту; n — частота вращения коленчатого вала в минуту, мин-1; τ — число тактов за рабочий цикл (тактность).

В действительном цикле ДВС часть теплоты отводится системой охлаждения, а часть теряется с отработавшими газами, через стенки цилиндров и за счет неполного сгорания топлива. Степень использования теплоты в действительном цикле оценивается индикаторным КПД.

Индикаторным КПД ƞi, называется отношение индикаторной работы, кДж, произведенной газами в цилиндре ДВС, к расчетной теплоте, получаемой при полном сгорании топлива:

формула 3

где GT, — часовой расход топлива, кг/ч; hu— низшая удельная теплотворная способность топлива, кДж/кг; 3 600 — часовая индикаторная работа, кДж/(кВт ч) (термический эквивалент работы, равный 1 кВт ч).

Индикаторный КПД ƞi,можно также выразить через параметры рабочего цикла где V0 — теоретически необходимое количество молекул воздуха для полного сгорания этого топлива, кмоль; ƞv — коэффициент наполнения цилиндра; р0, T0— давление, МПа, и температура, К, атмосферного воздуха.

формула 2

Индикаторные показатели действительных циклов четырехтактных ДВС

Таблица 2.3

Двигатель

р,, МПа

ƞi

gi г/(кВт ч)

Дизель:

без наддува

с наддувом

0,9… 1,2

1,4…2,5

0,4…0,5

0,4…0,5

170…220

160.„200

Бензиновый

0,9… 1,2

0,3….0,4

190…280

Из формулы следует, что индикаторный КПД цикла зависит, в основном, от значений среднего индикаторного давления Pi МПа, коэффициента избытка воздуха а и коэффициента наполненияƞv цилиндра. Индикаторный КПД цикла характеризует эффективность протекания теплового процесса в двигателе.

Для дизелей значения индикаторного КПД ƞi, = 0,4…0,5; для бензиновых ДВС — 0,3…0,4. Экономичность действительного цикла оценивается удельным индикаторным расходом топлива g¡. 

Индикаторный расход топлива g¡ — расход топлива, г/(кВт ч), необходимый для получения 1 кВт индикаторной работы в 1 ч:

формула 1

С учетом зависимости для индикаторного КПД ƞi,- индикаторный расход топлива можно представить также в следующем виде:

ric 54

Индикаторные показатели действительных циклов ДВС приведены
в табл. 2.3.


Индикаторный КПД

Что такое индикаторный КПД?

Индикаторный КПД – это соотношение теплоты, которая была преобразована в механическую работу рабочего цикла, ко всей теплоте, которая была занесена с помощью топлива в двигатель.

Зависимость индикаторного КПД

Зависит показатель индикаторного КПД от параметра степени сжатия и коэффициента избытка воздуха, а также от оборотов коленчатого вала.

Индикаторный КПД формула:


Ni=(0,05+0,2a) (0,6+0,08ξ) (0,93+0,0007nдв)

При стабильной и постоянной степени сжатия, в пределах 6,5 и оборотах коленчатого вала 2000 мин-1 при обеднении смеси – индикаторный кпд повышается от 0,6 до 1,15N меняется от 0,20 до 0,34. При а=1,15, с повышением оборотов коленчатого вала от 1000 до 3000 КПД возрастает от 0,32 до 0,39.

Практически на всех легковых автомобилях рабочие режимы с высокой степенью сжатия индикаторный КПД варьируется в пределах 0,34 – 0,37. Чем выше  индикаторный КПД, тем ниже расход топлива. Если рассматривать карбюраторные двигатели, то индикаторный КПД повышается при увеличении массы груза автомобиля, увеличении скорости движения автомобиля и суммарного сопротивления дороги колесам. В дизельных двигателях все да наоборот.

Расчеты показывают, что для уменьшения расхода топлива автомобиля необходимо поднять его грузоподъемность и увеличить скорость движения.

Конструктивные особенности введу разных обстоятельств мы изменить не в состоянии, но многие факторы водитель может изменить посредством правильного выбора скорости автомобиля и переключения передачи в зависимости от выбранного режима движения. Например, для автомобиля ЗИЛ-130  индикаторный КПД составил 0,33.

Q == 2,49 • ik+0,096 • ik2 • Vk + 0,0105 • Ga • Ψ+0,0026 • Vk2.

При оборотах коленчатого вала двигателя 1000 об.,  во время включения прямой передачи и скорости движения автомобиля 50 км/час расход топлива автомобиля ЗИЛ 130 составил 26,6 литров на 100 км, а для сравнения на 3 передаче расход топлива увеличился до 43 литров на 100 км, практически 60 процентов перерасхода. Это говорит о том, что необходимо во время переключать передачи.

Передаточное число коробки передач – внушаемый фактор, который влияет на износ и работоспособность двигателя и в своем роде на расход топлива. Это объясняется тем, что моторесурс двигателя определяется не пробегом автомобиля, а рассчитывается суммарное  количество оборотов коленчатого вала, после чего делаем выводы о износе двигателя. Следовательно, движение на пониженных передачах увеличивает как расход топлива, так и износ двигателя.

Движение автомобиля с постоянной скоростью более выгодно, экономично и целесообразно – это было известно еще давно. У каждого автомобиля карбюраторного или дизельного, есть свой оптимальным режим работы двигателя. Также можно выбрать оптимальную скорость, при которой износ двигателя и расход топлива будет минимален. Оптимальная скорость для грузовых автомобилей составляет 40…60 км/ч. Для легковых 60-80 км/час.

При эксплуатации автомобиля необходимо обращать внимание на расход топлива и на денежные затраты. Уменьшение расхода топлива положительно сказывается на вашем кошельке, и природа загрязняется меньше. Ведь чем меньше топлива сгорает, тем меньше выделяются вредные вещества.

Энергетические и экономические показатели работы ДВС



Действительная индикаторная диаграмма

Полезная работа, которую совершает поршень при перемещении внутри цилиндра, получается в результате частичного преобразования теплоты при сгорании топлива. Эту работу называют индикаторной.
Индикаторная работа соответствует площади, заключенной между кривой сжатия и кривой расширения на индикаторной диаграмме (рис. 1).
Площадь на индикаторной диаграмме, заключенная между кривыми впуска и выпуска, соответствует работе, затраченной на процесс газообмена (насосные ходы поршня). Как известно, точки с и z‘, полученные на расчетной индикаторной диаграмме, не соответствуют реально протекающим процессам сжатия и сгорания. В результате предварительного открытия клапанов и запаздывания их закрытия относительно ВМТ и НМТ поршня часть площади, соответствующей индикаторной работе, выпадает из индикаторной диаграммы (пунктирная линия b’bb”).

В результате площадь действительной индикаторной работы (сплошные линии) оказывается меньше расчетной (штриховые линии).
Для получения действительной индикаторной диаграммы используют коэффициент скругления φi. Значения коэффициента скругления в зависимости от типа четырехтактного двигателя могут принимать значения от 0,92 до 0,97.

индикаторная диаграмма четырехтактного двигателя

***

Индикаторные показатели

Индикаторными показателями называют показатели, характеризующие работу, совершаемую газами в цилиндре двигателя. Эти показатели определяют эффективность использования рабочего объема двигателя и степень преобразования выделяемой теплоты в полезную работу внутри цилиндров.
К индикаторным показателям относятся:

  • индикаторная мощность Ni;
  • среднее индикаторное давление pi;
  • индикаторный КПД ηi;
  • удельный индикаторный расход топлива gi.

Среднее индикаторное давление

Среднее индикаторное давление – это условное постоянное по величине избыточное давление, которое, действуя на поршень в течение одного хода, совершает работу, равную работе газов за весь цикл:

Li = piFS = piVh      (1),

где Li – работа газов за один цикл в одном цилиндре двигателя;
pi – среднее индикаторное давление;
F – площадь поршня;
S – ход поршня;
Vh – рабочий объем цилиндра.

Тогда можно записать:

pi = Li/Vh      (2),

Т. е. среднее индикаторное давление численно равно работе газов за цикл, отнесенной к единице рабочего объема. Таким образом, этот показатель оценивает степень эффективности использования объема цилиндра.

Значения pi могут быть получены расчетным путем или по индикаторным диаграммам. При расчете используют параметры характерных точек расчетных циклов. При этом работа расчетного цикла может быть выражена как разность работ расширения и сжатия:

Li’ = L’yz + L’zb – L’ac      (3),

где L’yz + L’zb – индикаторная работа расширения расчетного цикла двигателя, L’ac – работа сжатия.

Так как работа (и среднее индикаторное давление) действительных циклов на самом деле меньше, чем расчетных циклов, то с учетом коэффициента скругления φi индикаторной диаграммы:

Li = Li’φi,     pi = pi’φi.

С помощью индикаторной диаграммы можно найти среднее индикаторное давление, обозначив индикаторную работу через площадь Fi:

pi = Fi/mрl,

где mр – масштаб диаграммы по оси ординат; l – длина диаграммы по оси абсцисс.

Индикаторная мощность

Индикаторная мощность Ni – это мощность, которая развивается газами внутри цилиндра. В общем случае мощность – это скорость выполнения работы, т. е. работа, совершаемая в единицу времени. Работа газов в цилиндрах двигателя за 1 мин рассчитывается по формуле:

Li = piVh(2π/τ)i      (4),

где n – частота вращения коленчатого вала; τ – число тактов; i – число цилиндров.

Тогда работа, совершаемая газами за 1 сек, т. е. индикаторная мощность будет равна:

Ni = piVhni/(30τ)      (5).

Индикаторный КПД

Индикаторный КПД ηi – это отношение теплоты, преобразованной в индикаторную работу Qi к общему количеству теплоты затраченного топлива Q1:

ηi = Qi/Q1 = Li/GтцHи      (6),

где Gтц – цикловая подача топлива; Hи – низшая теплотворная способность топлива.

Индикаторные КПД характеризует экономичность действительного цикла. Он всегда меньше термодинамического КПД вследствие дополнительных потерь в действительном цикле, которые не учитываются при определении ηi. К таким потерям относятся теплоотдача в стенки цилиндра, потери на неполноту и несвоевременность сгорания топлива, на диссоциацию (распад) продуктов сгорания.

Для оценки степени уменьшения использования теплоты в действительном цикле по сравнению с термодинамическим циклом используют относительный КПД ηo:

ηо = ηit.

Индикаторный удельный расход топлива

Другим показателем, характеризующим экономичность действительного цикла, является индикаторный удельный расход топлива gi:

gi = 103Gт/Ni      (7),

где Gт – часовой расход топлива.

Удельный индикаторный расход топлива и индикаторный КПД связаны между собой отношением:

gi = 3600/(ηiHи)      (8).

Из уравнения (6) получим:

Li = HиGтцηi/Vh      (9).

Подставив это выражение в уравнение (2), получим:

pi = HиGтцηi/Vh.

Выразив цикловую подачу топлива в зависимости от цикловой подачи воздуха и коэффициента избытка воздуха, и подставив эти выражения в предыдущее уравнение, получим:

pi = (Hи/lo)(ηi/α)ηvρ      (10).

***



Факторы, влияющие на индикаторные показатели

На индикаторные показатели оказывают влияние следующие факторы:

1. Топливо

Изменение фракционного состава топлива в зависимости от способа смесеобразования приводит к ухудшению или улучшению индикаторных показателей.

2. Состав смеси

Для дизельных и карбюраторных двигателей состав смеси оказывает различное влияние (рис. 2).
У карбюраторного двигателя наибольшее значение индикаторного КПД достигается при α = 1,05…1,1, когда имеет место полное и достаточно быстрое сгорание топлива.
У дизелей вследствие недостатков внутреннего смесеобразования топлива полностью сгорает при α = 2,5…4,0, чему способствует наибольшее значение индикаторного КПД. Уменьшение коэффициента избытка воздуха от указанных значений приводит к недогоранию топлива, увеличению тепловых потерь с воздухом, не участвующим в горении.

факторы, влияющие на индикаторные показатели двигателя

3. Угол опережения зажигания

С увеличением угла опережения зажигания увеличивается максимальное давление сгорания, «жесткость» работы, потери теплоты в окружающую среду. При позднем зажигании процесс сгорания смещается на процесс расширения, из-за чего падает давление и с ним индикаторная работа. Поэтому КПД снижается при любом отклонении угла опережения зажигания от оптимального.

4.Частота вращения коленчатого вала

Рост частоты вращения коленчатого вала приводит к увеличению индикаторного КПД, поскольку сокращается время цикла и суммарная теплоотдача в стенки цилиндров. Однако при некоторых максимальных значениях частоты вращения коленчатого вала индикаторный КПД падает, так как догорание топлива все более завершается на линии расширения (по индикаторной диаграмме).

5. Нагрузка

У карбюраторных двигателей наибольшие значения индикаторного КПД соответствуют средним нагрузкам при экономичном составе смеси 1,05<α<1,15. У дизелей экономичный состав смеси соответствует 2,5<α<3,5, а диапазон средних нагрузок при максимальном значении индикаторного КПД более широк и составляет 25…45% максимальной нагрузки.

6. Тип камеры сгорания

В случае раздельных камер сгорания индикаторный КПД становится несколько меньше, так как возрастают тепловые и газодинамические потери, однако дизели с такими камерами сгорания имеют меньший период задержки воспламенения, работают бездымно и с допустимой токсичностью при меньших значениях коэффициента α, чем дизели с однополостными камерами сгорания. Поэтому, несмотря на меньшую величину индикаторного КПД, среднее индикаторное давление двигателей с раздельными камерами сгорания не уступает среднему индикаторному давлению двигателей с неразделенной камерой сгорания.

7. Степень сжатия

Степень сжатия влияет на индикаторный КПД также, как и на термодинамический КПД, поэтому при проектировании двигателей стремятся к увеличению степени сжатия. Однако у карбюраторных двигателей увеличение степени сжатия ограничено детонацией. У дизельных двигателей индикаторный КПД при увеличении степени сжатия более некоторых оптимальных значений будет изменяться незначительно.

8. Климатические условия (окружающая среда)

При увеличении температуры окружающей среды и снижении давления уменьшается наполнение цилиндров по массе. При неизменной подаче топлива уменьшается коэффициент избытка воздуха, что ведет к снижению показателей индикаторного КПД и индикаторного давления.

***

Основные термины и определения теплотехники



Лекция 5
Тема 4: индикаторные и эффективные показатели двигателей

4.1 Порядок построения индикаторной
диаграммы двигателей

Индикаторная диаграмма двс строится с использованием данных расчёта рабочего процесса.

Порядок построения:

Изобразим индикаторную диаграмму смешанного цикла

1. Выбор масштабов давления (μр) и объёма (μv) цилиндра. Высота диаграммы д. б. в 1,2…1,8 раза больше основания. Масштаб давлений рекомендуется брать:

μр=0,02; 0,025; 0,04; 0,05; 0,08…0,10 МПа/мм;

По оси объёма (хода поршня) [V(S)] лучше всего откладывать не абсолютные, а относительные величины . Для этого выбираем единичный отрезок объёма камеры сгорания Vc=1. Далее в этом же масштабе откладываем относительный объём  вплоть до  т. к. Vc=1.

Вместе со шкалой V можно представить шкалу .

.

Рекомендуемые материалы

2. По данным теплового расчёта на диаграмме на оси ординат откладываем в выбранном масштабе величины давлений в характерных точках: а, с, b, z, z/, l, r.

3. Проводим прямые через точки Рr, Pa, Pz/, параллельно осям. Причём отрезок  z/z для дизелей, работающих по циклу со смешанным подводом теплоты.

ρ – степень предварительного расширения.

Описание: bа)

Описание: bб)

Описание: bв)

а – дизельный двигатель без наддува

б – карбюраторный двигатель

в – дизельный двигатель с наддувом

             

4. Соединяем точки а и с z и b по политропам сжатия (ас) и расширения (zb). Построение политроп сжатия и расширения можно производить аналитическим или графическим методами.

4.1.1 Аналитический метод построения политроп сжатия и расширения

При аналитическом методе построения политроп сжатия и расширения вычисляются ряд точек для промежуточных относительных объёмов (или хода поршня), расположенных между Vc (c) и Va (a) и между Vz и Vb (zb) по уравнению политропы:

– для политропы сжатия:

Отношение  имеется в пределах (ε…1)

– Для политропы расширения:

Отношение  изменяется в интервале:

– для карбюраторных двигателей – (1…ε) – сжатие, расширение

– для дизелей – (1…δ) расширение

                         (1…ε) сжатие

При аналитическом методе построения диаграммы определение ординат точек политроп сжатия и расширения удобно производить табличным методом.

1

к. д.

2

3

ε

ε/ρ

ε/2

ε/3

1(ε/ ε)

Точка

«с»

Точка

«а»

__

__

__

__

Точка

«b»

Соединяя расчётные точки между точками «а» и «с» – получим политропу сжатия, а между точками «z» и «b» – политропу расширения.

Процессы выпуска и впуска принимаются протекающими при P=const и V=const (прямые bl, lr, rr, ra).

4.1.2 Графический способ построения политроп сжатия и расширения (Брауэра)

Описание: b

Порядок построения

1. Из начала координат (О) проводят луч Ос под углом α (лучше взять α=15).

2. Проводят лучи ОД и ОЕ под углами β1 и β2

.

      3. Политропу сжатия строят с помощью лучей ОС и ОД.

      4. Из точки С проводят горизонталь до пересечения с осью ординат, а затем луч под углом 450 к вертикали линию до пересечения с лучом ОД, а из этой точки – вторую горизонталь.

      5. Из точки С проводят вертикаль до пересечения с лучом ОС,  а затем луч под углом 450 к вертикали линию до пересечения с осью абсцисс, а из этой точки вторую вертикальную линию, параллельную оси ординат.

      6. Точка пересечения горизонтали и вертикали даёт промежуточную точку 1 политропы сжатия.

      7. Точка 2 находится аналогичным способом, причём за начало построения принимается предыдущая точка, т. е. точка 1.

      8. Политропу расширения строят с помощью лучей ОС и ОЕ, начиная от точки z, аналогично построению политропы сжатия.

На индикаторной диаграмме нужно установить место положение точек:

с – опережение зажигания (впрыска);

f – воспламенение топлива;

с – повышение давления в конце процесса сжатия;

zд – максимальное действительное давление;

b – открытие выпускного клапана;

b – снижение давления в конце расширения;

r – начало открытия впускного клапана;

а – закрытие впускного клапана;

а – закрытие выпускного клапана.

Для этого необходимо установить связь между углом φ поворота коленчатого вала двигателя и перемещением поршня. Положение этих точек определяется углом поворота кривошипа к. в. д.

где λ – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна,    

4.2  Индикаторные показатели двигателя

К индикаторным показателям двигателя относят:

– среднее индикаторное давление Pi;

– индикаторная мощность Ni;

– индикаторный удельный расход топлива qi;

– индикаторный КПД ηi.

4.2.1 Среднее индикаторное давление

Среднее индикаторное давление – это значение условного постоянного давления в цилиндре двигателя, при котором, работа произведённая рабочим телом за один такт, равнялась бы индикаторной работе цикла.

[или, Pi – это такое условное постоянно действующее избыточное давление, при котором работа газов, произведённая за один ход поршня, равна индикаторной работе цикла.]

т. е.               МНм  (Мдж)

где Pi – среднее индикаторное давление, МПа

       F – площадь поршня, м2

       S – ход поршня, м

или  ,             МПа.

Описание: bxа)

Описание: bб)

Площадь нескругленной части диаграммы aczzba в определённом масштабе выражает теоретическую расчётную работу газов за цикл.

Площадь скруглённой части acczдbba – действительная работа газов.

Рассмотрим определение теоретической индикаторной работы смешанного цикла дизеля, т. е. для наскруглённой  расчётной диаграммы (aczzba).

Работа цикла:

Работа на участке zz при P=const.

    т. к.         .

Работа политропного процесса расширения, участок zb:

Умножим и разделим правую часть на Vc, и получим, что

              

.

Удельная работа политропного процесса.

Из характеристического уравнения   

   

Работа политропного процесса сжатия:

(участок ас):

Теоретическая индикаторная работа цикла

4.2.2 Среднее теоретическое индикаторное давление цикла

Среднее теоретическое индикаторное давление цикла, или работа цикла, приходящаяся на единицу рабочего объема цилиндра для нескруглённой диаграммы.

    

        

,  Дж/м3        ,   МПа

Подставим в формулу значение

Для смешанного цикла, с учётом , а:

.диз.

Для цикла при V=const, ρ=1 и  δ=ε.

Тогда среднее теоретическое индикаторное давление:

, карб.

Среднее индикаторное давление Pi действительного цикла меньше среднего теоретического индикаторного давления на величину за счёт скругления в точках c, z, b.  .

Это уменьшение Pi оценивается коэффициентом полноты диаграммы .

Значения :  – карбюраторный двигатель

                         – дизельный двигатель

Среднее давление насосных потерь впуска и выпуска

ΔPi = Pr – Pa , может быть положительной и отрицательной. Потери на газообмен учитываются в механических потерях двигателя.

Среднее индикаторное давление может быть определенно, планиметрированием площади диаграммы Fac(z)zba, мм2.

Теоретическое индикаторное давление нескруглённой диаграммы Pi

, МПа

где  – площадь диаграммы в мм2

 – масштаб давления, МПа/мм

АВ – длинна диаграммы, мм

 – расширение

 – сжатие

Среднее индикаторное давление процесса расширения и сжатия

Значения: Pi=0,6…1,4 МПа – карбюраторный двигатель

                  Pi=до 1,6 МПа карбюраторный двигатель форсированный

                  Pi=0,7…1,1 МПа дизельный без наддува

                  Pi=до 2,2 МПа дизельный с наддувом

4.2.3 Индикаторная мощность двигателя

Индикаторная мощность двигателя – работа, совершаемая газами внутри цилиндров в единицу времени:

      КНм – индикаторная работа цикла

Время цикла    , с время в одном цилиндре

 КВт – индикаторная мощность всего двигателя

Pi – среднее индикаторное давление, МПа;

Vh – рабочий объём цилиндров двигателя, л;

n – частота вращения вала двигателя, об/мин;

I – число цилиндров двигателя;

 – тактность двигателя (число ходов поршня за один цикл)

2n – число тактов в минуту в одном цилиндре,

 – число одноимённых тактов (циклов) в минуту в одном цилиндре

4.2.4 Индикаторный удельный расход топлива

Эффективность использования теплоты в двигателях можно оценить по удельному расходу топлива.

Удельный индикаторный расход топлива – это количество топлива расходуемое на единицу выполняемой работы

, г/КВт ч

GT – часовой расход топлива, кг/ч

NI – индикаторная мощность двигателя, КВт.

4.2.5 Индикаторный КПД

Индикаторный КПД представляет собой отношение теплоты, эквивалентной индикаторной работе цикла ко всему количеству теплоты, внесённой в цилиндр с топливом.

,

где Li – теплота, эквивалентная индикаторной работе цикла, МДж/кг;

QH – низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг.

, (КВт ч/г);   ,   (КВт ч/кг)

       МДж/кг

т.е. 1КВт ч=3600КДж

Тип двигателя

дизель

0,38…0,50

170…230

карбюр.

0,26…0,35

235…320

газовый

0,28…0,34

—-

 может быть определенно по параметрам рабочего тела

     МДж

Vh определим из характеристического уравнения

, но          

тогда

Подставим Vh в уравнение

 – коэффициент наполнения цилиндра двигателя

M1 – действительное количество свежего заряда, кмоль

P0, T0 – условия, при которых поступает свежий заряд, МПа

QH – низшая температура сгорания топлива, МДж/кг

 – Относительный КПД – оценивает степень совершенства действительного рабочего цикла по отношению к теоретическому КПД.

    

Для дизельных выше, для карбюраторных ниже.

4.3 Механические потери в двигателе

Часть индикаторной мощности двигателя затрачивается на преодоление механических потерь.

Мощность механических потерь – NM

, КВт

где NТ, Nг, Nвм, Nв, Nк – мощности, затрачиваемые соответственно на трение, на процесс газообмена, на привод вспомогательных механизмов(топливного, водяного и масляного насосов, вентилятора, генератора и др.) на перетекание заряда в дизеле с раздельными камерами сгорания, на привод в действие компрессора.

По аналогии с индикаторной мощностью формула для механических потерь:

, КВт

где: РМ – среднее давление механических потерь – это работа механических потерь, приходящаяся на единицу рабочего объема цилиндра. Часть среднего индикаторного давления, затрачиваемого на механические потери, МПа.

, МПа

Обозначения аналогичные NМ.

80% всех потерь приходится на трение, из них 45…55% цилиндропоршневая группа.

РМ – определяют по эмпирическим зависимостям

,

где a и b – коэффициенты, зависящие от типа, конструкции, размеров, числа цилиндров [справочные данные 1, 2] двигателя.

СП – средняя скорость поршня, м/с.

 , м/с

где: S – ход поршня, м;

        n – частота вращения вала двигателя, об/мин.

4.4 Эффективные показатели двигателя.

4.4.1 Среднее эффективное давление

Среднее эффективное давление Pe – это отношение эффективной работы на валу двигателя к единице рабочего объёма цилиндра.

Т. е. это условное постоянное давление в цилиндре двигателя, при котором работа, проводимая в нём за один такт, равнялась бы эффективной работе за цикл.

, МПа

где:

Li – индикаторная работа цикла

LМ – работа механических потерь.

Ре можно представить как:

, МПа

где Рi, PМ – соответственно среднее индикаторное давление и давление механических потерь, МПа

Ре = 0,6…1,1 – карбюраторный

Ре = 0,55…0,85 – дизельный без наддува

Ре = до 2,0 – дизельный с наддувом.

Длительное время стремились к увеличению Ре. Однако, за последние 10…15 лет эта тенденция заметно изменилась в связи с растущими требованиями к токсичности двигателей.

Сейчас характерно сохранение и даже снижение Ре при резком уменьшении токсичности.

4.4.2 Эффективная мощность

Эффективная мощность Ne – это мощность двигателя снимаемая с коленчатого вала двигателя, КВ.

Эта мощность передаётся трансмиссии тракторов и автомобилей.

, КВт

где:

Ni – индикаторная мощность, КВт

NМ – мощность, затрачиваемая на преодоление механических потерь, КВт.

По аналогии с Ni формула Nе может быть записана:

, КВт

Крутящий момент двигателя (НМ) можно описать формулой

   , рад/с  , НМ

где ω – угловая скорость коленчатого вала, рад/с

, Нм

или подставляя значение Nе

откуда

, МПа

Если обозначим    , то  

Следовательно, для данного двигателя крутящий момент прямо пропорционален среднему эффективному давлению.

При испытании двс.

4.4.3 Литровая мощность

Литровая мощность – эффективная мощность, приходящаяся на единицу рабочего объёма цилиндров двигателя.

, КВт/л

где

Vл – литраж двигателя:   

Nл=15…40 КВт/л – карбюраторный двигатель

Nл=11…22 КВт/л – дизельный двигатель

4.4.4 Удельная масса двигателя

Удельная масса двигателя – отношение массы незаправленного двигателя к его номинальной мощности, кг/КВт;

, кг/КВт

где mд –  масса незаправленного двигателя, кг

gN = 2…6 кг/КВт – карбюраторный двигатель

gN = 4,5…14 кг/КВт – дизельный двигатель.

4.4.5 Механический КПД

Механический КПД – оценочный показатель механических потерь в двигателе.

ηм – отношение среднего эффективного давления, эффективной мощности и момента к соответственным индикаторным показателям.

Из уравнений имеем:

     

ηм = 0,7…0,9 – карбюраторный двигатель

ηм = 0,7…0,82 – дизельный двигатель без наддува

ηм = 0,8…0,9 – дизельный двигатель с наддувом

4.4.6 Эффективный КПД

Эффективный КПД (ηе) – отношение количества теплоты, эффективной полезной работы на валу двигателя, к общему количеству теплоты, внесённой в двигатель с топливом.

где Le – теплота, эквивалентная эффективной работе, МДж/кг топл;

Qн – низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг

т. к. ;  

, то

 – характеризует степень использования теплоты в двигателе с учётом всех потерь: тепловых и механических.

4.4.7 Эффективный удельный расход топлива

Эффективный удельный расход топлива (г/КВт ч) определяется

, г/КВт ч

где:

GT – часовой расход топлива, кг/ч

ηе по аналогии с ηi можно записать

.

4.4.8 Часовой расход топлива

Часовой расход топлива может быть определён

, кг/ч

Примерные значения

Двигатель

ηе

ge, г/КВт ч

Карбюраторный

0,25…0,33

250…325

Дизельный

Неразделенная камера сгорания

0,35…0,40

210…245

Разделенная камера сгорания

0,35…0,40

230…280

4.5 Определение основных размеров цилиндра двигателя.

Методом тягового динамического расчёта определяется необходимая эффективная мощность двигателя.

По Ne определяем Vл (литраж двигателя)

из формулы

найдём

Рабочий объём одного цидиндра

где

S – ход поршня, м;

Обозначим:

 – выбирается (короткоходность двигателя).

В зависимости от  двигатели делятся на:

а) короткоходные ;

б) длинноходные

Рекомендуется принимать:

а) =0,7…1,0  – карбюраторный двигатель

б) =0,9…1,2 – дизельный автомобильный

в) =1,1…1,3 – дизельный тракторный

Тогда:  и  ,    Dà дм

, мм  Зависимость не учитывает Сп

или если подставим    

где    , м/с – скорость поршня, Sàмм

, мм

где: Ne – КВт;  Pe – МПа;   Сп – м/с.

Ход поршня будет . Полученные значения S и D округляют до целых чисел и по принятым значениям уточняют основные параметры и показатели двигателя.

Vл, Ne, Ме, Сп, GT по выше приведённым формулам

Скорость поршня Сп является критерием быстроходности:

Сп<6,5 м/с – тихоходные

Сп>6,5 м/с – быстроходные.

На современных мобильных машинах Сп, м/с

1) Карбюраторный двигатель легковых автомобилей Сп=12…15 м/с

2) Карбюраторный двигатель грузовых автомобилей Сп=9…12 м/с

3) Автомобильные газовые двигатели Сп=7…11 м/с

4) Дизели автомобильные Сп=6,5…12 м/с

5) Дизели тракторные Сп=5,5…10,5 м/с.

4.6  Тепловой баланс двигателя.

При рассмотрении рабочего цикла выяснили, что только 20…40% тепла от сгорания топлива используется для совершения полезной работы (эффективной). Остальная часть составляет тепловые потери.

Тепловой баланс в целом и отдельные его составляющие в частности позволяют оценить:

показатели теплонапряжённости двигателя, рвсчитать систему охлаждения, определить резервы в использовании теплоты отработавших газов и пути повышения экономичности двигателя.

Уравнение теплового баланса в абсолютных единицах:

, КДж/ч

где:

Q – количество теплоты вводимое в двигатель при сгорании топлива в единицу времени, КДж/ч

, КДж/ч

Qн – низшая теплотворная способность топлива, КДж/кг

Gт – часовой расход топлива, кг/ч

Qе – теплота, эквивалентная эффективной работе, КДж/ч

, КДж/ч   или

Ne – эффективная мощность двигателя, КВт

Qохл  -количество теплоты, выделяемое окружающей средой (система охлаждения).

, КДж/ч

где:

Gохл – расход охлаждающей жидкости, проходящей через систему охлаждения, кг/ч.

С – теплоёмкость охлаждающей жидкости, КДж/кг град

(для воды С=4,186 КДж/кг град)

tвых tвх – температура выходящей из двигателя с входящей в двигатель охлаждающей жидкости, град.

Теплоту, передаваемую охлаждающей среде, можно определить по эмпирической зависимости:

для карбюраторных двигателей

, КДж/ч

здесь: С – коэффициент пропорциональности (для четырех тактного двигателя С = 0,45…0,53).

I – число цилиндров;

D – диаметр цилиндра, см

m – показатель степени (для четырех тактного двигателя m=0,6…0,7)

n – частота вращения вала двигателя, об/мин

α – коэффициент избытка воздуха;

ΔQн – количество теплоты, теряемое из-за неполноты сгорания топлива в связи с недостатком кислорода, КДж/кг

Для дизеля:

, КДж/ч

Qгаз – количество теплоты, теряемое с отработавшими газами

, КДж/ч

где:

Gт – часовой расход топлива, кг/ч;

М2 М1 – число молей продукта сгорания и свежего заряда, Кмольсв. зар./кгтопл

,  – мольные теплоёмкости газов, КДж/кмоль град

Т2 Т0 – температуры отработавших газов и свежего заряда, соответственно за выпускным патрубком и поступившего в цилиндр, град.

Qнс – теплота не выделившаяся в двигателе в следствии неполноты сгорания.

При α≥1, Qнс включают в Qост.

При α<1:  , КДж/ч

ΔQн – потеря теплоты из-за неполноты сгорания.

Qост – потери теплоты, неучтённые приведёнными членами уравнения баланса.

Qост – включает теплоту, рассеиваемую в окружающую среду.

 Тепловой баланс можно определить в процентах по отношению ко всему количеству теплоты.

,    ,

,       .

Примерные значения составляющих тепловой баланса двигателя

%

Т и п   д в и г а т е л я

карбюраторный

дизельный

газовый

gе

24…30

26…32

37…40

gохл.

20…35

15…30

18…23

gгаз.

35…55

30…45

30…40

gн.с.

0…30

0…5

0…5

gост.

3…10

4…10

2…5

На режиме полной нагрузки теплота расходуется более полезно.

Вам также может быть полезна лекция “1 Введение”.

С увеличением n увеличиваются потери с отработавшими газами qгаз.

Описание: ТЕПЛ_БАЛ

Описание: ИНДИК_К

Индикаторная диаграмма карбюраторного двигателя

Описание: ИНДИК_Д

Индикаторная диаграмма дизельного двигателя

Добавить комментарий