Как найти индивидуальный подход к каждому ребенку

Доклад

в
педагогическом семинаре, проводимом на Международном портале
«Солнечный
свет»

тема:

«Индивидуальный
подход к каждому ребенку»

Подготовила:

Педагог-психолог

ГУТО
СРЦН №2

Семенова
Л.В.

Белев,
2020

в процессе воспитания и обучения
необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная
точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.

А. С. Макаренко

Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить
положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем
веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание
должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность,
инициативу. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому
ребенку. Персональный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств
личности каждого ребенка В индивидуальном – неповторимом и особенном – подходе
нуждается каждый без исключения ребенок Индивидуальный подход нацелен, в первую
очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При
умении и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса
перевоспитания.

В чем же сущность индивидуального подхода?

 Индивидуальный подход является активным, формирующим,
развивающим принципом обучения и является главным принципом педагогики. Сама
проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют
основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: −
знание и понимание детей, − понимание актуальных потребностей каждого ребенка,
− основательный теоретический баланс, − способность педагога размышлять,
анализировать, рефлексировать и осознавать себя (в первую очередь – себя).
Важно помнить, что ребенок – это субъект собственного развития. Но дети всегда
должны чувствовать поддержку педагога. Безусловно, индивидуальный подход
требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях
поведения, способности увидеть потребность ребенка. Индивидуальный подход никак
не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только
воспитания, но и всего уклада жизни. «Индивид» есть общественное существо,
поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной
форме коллективного, является появлением и утверждением общественной жизни».
Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только
потому, что есть «мы». Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен
пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий
принцип воспитания. Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию
обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка,
создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и
каждого ребенка в отдельности. Знание воспитателем возможностей каждого ребенка
поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого
воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого,
темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать
конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие. Одним из
главных факторов индивидуализации воспитательного процесса является учет
индивидуально-типологических качеств ребенка (например, темперамент). Тип
темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. И изменить его
невозможно, так же как и цвет глаз, например. И, как правило, он определяет
темп деятельности. Персональный подход к ребенку осуществляется как в процессе
организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы. При
организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели: − характер
переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или
вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного
отношения к изучаемому материалу), − уровень знаний и умений (осознанность,
действенность), − работоспособность (возможность действовать длительное время,
степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость), −
уровень самостоятельности и активности. − отношение к обучению, − характер
познавательных интересов, − уровень волевого развития.

Примеры индивидуального подхода:

• ребенка, который плохо слышит или видит, лучше
посадить ближе к столу воспитателя;

• подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от
основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные
задания;

 • ребенку, который медленно, неуверенно действует,
вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех
детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого
ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха
в умственном труде. В педагогике принцип индивидуального подхода должен
пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных
возрастов.

Библиографическое описание:

Матафонова, Т. Н. Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания / Т. Н. Матафонова, Е. А. Емельяненко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16326/ (дата обращения: 18.05.2023).



Дети, в отличие от взрослых не устают поражать своим своеобразным поведением, индивидуальными способностями. Однотипных детей нет, все разные, но задачи обучения и воспитания остаются одинаковыми для всех.

Перед педагогом стоит вопрос, как найти подходящий подход к тому или иному ребенку, учесть индивидуальные особенности каждого для наилучшего результата формирования его личности. Любое воздействие на ребенка осуществляется путем индивидуального подхода, беря во внимание его личные особенности, способности и внутренние установки, без учета которых невозможен процесс воспитания и обучения.

Формирование личности не может проходить вне общества. Только в коллективе ребенок может показать свои способности, творческий потенциал, раскрыть особенности своего характера.

Некоторые дети отличаются от своих сверстников, имеют отклонения в поведении. Их поведение выходит за рамки допустимых шалостей и проступков. Они не желают учиться, нарушают дисциплину, плохо поддаются обучению. Такая категория детей нуждается в индивидуальном подходе, требует особого внимания и участия окружающих. Индивидуальный подход направлен на искоренение негативных свойств личности и укрепления положительных качеств, требующий от педагога много умений и большого терпения. Задачи воспитания, стоящие перед педагогом, работающим с группой детей, решаются им методом педагогического воздействия на каждого ребенка, учитывая его психологические особенности, знания, а также условия проживания. Своевременное выявление негативных взаимоотношений между детьми позволяет педагогу оказать позитивное влияние на его развитие.

Целью воспитания должно быть стремление сформировать гармонически развитую личность с творческим мышлением, желающую познавать что-то новое, прекрасное. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему обучения и воспитания. Это, прежде всего, дифференцированный подход к детям: знать, понимать, любить ребенка, умение педагога размышлять и анализировать.

Ребенок — это отдельный субъект собственного развития, имеющий свою самоцель. В процессе воспитания и обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности его личности. По мере взросления у индивида меняется характер деятельности, мышление, расширяется круг интересов, запросов. В нём постепенно формируется личность со своими взглядами и убеждениями. При этом в каждом возрасте существуют свои ограничения в развитии. Например, в детские и юношеские годы наиболее развиты мыслительные способности и память. Если же, в этот период, не развивать мышление и память, то в будущем будет иногда и невозможно наверстать упущенное.

В младшем школьном возрасте познавательная деятельность происходит преимущественно в процессе обучения. Дети познают что-то новое, постигают сферы общения, как с взрослыми, так и со сверстниками, а также отличаются своей неорганизованностью, неустойчивостью. Их внимание не произвольно, не достаточно устойчиво и ограниченно по объему. Произвольное внимание развивается постепенно, наряду с другими функциями, такими как: мотивация к учебной деятельности, чувством ответственности за успех в учении. Обучение должно быть построено так, чтобы ребенок смог показать индивидуальные возможности. Индивидуализация учения дает возможность педагогу увидеть особенности психофизиологического развития ребенка, его достоинства и недостатки, исходя из этого, строить образовательный процесс.

Средний школьный возраст характеризуется общим подъемом жизнедеятельности. Его называют переходным возрастом, переходом от детства к юности. Для этого возраста характерна повышенная возбудимость, нервозность. Подросток более восприимчив к окружающей среде, поступки целенаправленны, организованы, а также присутствует некая специфическая избирательность. Мышление становится более последовательным, зрелым, систематическим. Заметна тенденция к правильному, логическому обоснованию чего-либо, доказательным рассуждениям. Часто ребенок в этом возрасте воспринимается как уже сформировавшаяся личность со своими индивидуальными особенностями характера. Во время учебной деятельности в них формируется склонность ориентироваться на наиболее успешных учеников, как на некий эталон. В случае напряженных ситуаций в школе, семье ученик концентрирует свое внимание на конфликте, а учебу переносит на второй план. Согласно возрастным особенностям волевые усилия подростка часто не соответствуют его желаниям и стремлениям. Стимуляция к обучению со стороны родителей и педагога является внешним мотивом побуждения к получению хорошей отметки и одобрения со стороны взрослых. Его внутренние мотивы направлены на общение со сверстниками, стремление занять определенное, значимое место в их кругу.

Когда проявляются нарушения в поведении, такие как неуспеваемость, по учебным предметам, невыполнение домашнего задания, пропуски в школе подросток считается трудным в воспитательном отношении. Он провоцирует конфликты с учителями, сверстниками, с семьей, отказывается выполнять требования старших. К факторам, побуждающим к такому поведению можно отнести природные особенности личности подростка, возрастные особенности, особенности семейных отношений, положение его в классном коллективе, социальные условия жизни.

Задача педагога — оказание индивидуальной помощи в решении проблем воспитанника, создание специальных условий для позитивного раскрытия, повышения статуса, стимулирования саморазвития личности, а так же приобретение знаний, удовлетворение потребностей и интересов.

Индивидуальная помощь — это осознанная попытка помочь человеку приобрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения потребностей и интересов других людей, в осознании и в необходимых случаях изменении человеком своих ценностей и установок, в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации, в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия, в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам, в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму, в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме [1, с. 192]

На практике используются три технологии индивидуальной помощи подросткам:

− технология профилактики, которая направлена на предупреждение, устранение различного рода социальных отклонений. Форма работы групповая или индивидуальные беседы.

− технология психолого-педагогического сопровождения, которая направлена на индивидуальную поддержку. Это сбор информации, психолого-педагогическая диагностика, разработка рекомендаций для педагогов, родителей.

− технология социально-педагогической реабилитации, которая направлена на проведение системы мероприятий. Мероприятия разрабатываются специалистом, которые организуют контроль воспитания и поведения подростка, их социальную поддержку.

Используя эти технологии, решаются задачи выявления педагогами и родителями причин отклоняющегося поведения, вырабатываются способы устранения девиаций.

В подростковом возрасте идет социальное и нравственное формирование личности. От того какой нравственный опыт приобретет подросток, будет складываться его личность в дальнейшем. Педагогам необходимо понимать особенности развития и поведения современных подростков, умение ставить себя на его место в противоречивые условия современной, реальной жизни.

В старшем школьном возрасте происходит выработка собственного мировоззрения. Старшеклассники имеют уже собственные убеждения, готовы к самоутверждению, самоопределению, к активному осмыслению своего будущего. Отношение к предметам становится избирательным. Мотивы поведения более сознательные. Дети старших классов оценивают учебный процесс с точки зрения своего будущего, иначе смотрят на школу. Выбор профессии способствует формированию учебных интересов. Возникает потребность разобраться в самом себе и окружающем мире, найти смысл происходящего. В отличие от подростков они более самокритичны, что помогает объективно контролировать свое поведение.

Педагогу важно понимать, что отношения с воспитанниками должны строиться на основе диалога и доверительных отношениях. Дети нуждаются в постоянном общении друг с другом и с взрослыми. Посредством беседы педагог может вместе с детьми анализировать различные события их жизни, узнавать их точку зрения на происходящее. Доверительные отношения позволяют педагогу видеть ребят с различных сторон в разных ситуациях. В итоге для педагога появляется возможность для изучения внешних и внутренних процессов, происходящих в их среде.

Чтобы изучить индивидуальные особенности каждого ребенка в отдельности требуется немало времени и систематических наблюдений. Для этой цели педагогу необходимо вести индивидуальные дневники наблюдений на каждого воспитанника, в котором фиксируется особенности поведения ребенка, периодически обобщая результаты своих наблюдений. В дальнейшем, полагаясь на собранный материал, педагог выстраивает свою работу с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Все дети разные, у каждого ребенка свой уровень развития, свои психологические особенности, умственные способности и возможности. Педагог должен знать особенности каждого ребенка, для того чтобы правильно выстраивать работу с ним, способствовать всестороннему развитию его личности. Если деятельность педагога основана на глубоких знаниях возрастных этапов развития человека, умения видеть его внутренний мир, тогда он успешно выполняя задачи воспитания и обучения, взрастит полноценную личность для современного общества.

Важнейшей формой проявления жизни человека является деятельность, его отношение к окружающей действительности. Деятельность должна быть целенаправленной, осознанной. Только делая что-то человек, проявляет свою индивидуальность, способности, свое отношение к окружающим людям, свои интересы. Для формирования личности подрастающего поколения необходимы новые подходы, средства, технологии, соответствующие индивидуальным особенностям обучающегося, максимально реализующие их интересы, способности и склонности. Индивидуально-дифференцированному подходу к детям, в образовательном учреждении должно уделяться достаточно времени. Большое значение имеет составление методик о способах и подходах к детям с отставаниями в психическом и физическом развитии. Индивидуальная помощь должна заключаться в организации жизнедеятельности воспитанника, решения его возрастных задач при столкновениях с опасностями, характерными для того или иного возраста. Необходимо следовать всем правилам и параметрам при воспитании и обучении подрастающего поколения, чтобы дети были здоровы, успешны, подготовлены к различным жизненным ситуациям.

Литература:

  1. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.: под ред. М. А. Галагузовой, — 2-е изд., стереотип, — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 192 с.

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

Период от рождения до 6 лет имеет важное значение для всей будущей жизни ребенка. У детей, занимающихся в ДОУ по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво учатся организованности, что ведет к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей к самоорганизованности – формирует предпосылки на всю жизнь к организации своей деятельности, учебы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.

Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид» есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, – является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

–        знание и понимание детей;
–        любовь к детям;
–        основательный теоретический баланс;
–         способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоценен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Организация индивидуального подхода к детям

    NovaInfo 43, с.245-250, скачать PDF
    Опубликовано 4 апреля 2016
    Раздел: Педагогические науки
    Просмотров за месяц: 58

    Аннотация

    В статье рассматривается сущность индивидуального подхода, как педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни

    Ключевые слова

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, РЕБЕНОК, ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАЦИЯ

    Текст научной работы

    Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни [1,2]

    Индивидуальный подход предполагает, что педагог занимается с группой воспитанников, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

    Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих прогрессивных педагогов. Индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир, а также на гуманное отношение педагога к ребенку. Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность [4,5].

    Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    При разработки образовательной программы, в соответствии с ФГОС, можно выделить один из принципов: учитывание индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками. Условия, которые предъявляет ФГОС, к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:

    • Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности;
    • Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей;
    • Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами;
    • Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными [6,7,8].

    Развитие личности требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов [16]. Опираясь только на природные задатки, положительные средовые влияния и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определенную роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.

    В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей каждого ребенка. У детей одного возраста много общих особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.

    В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания – все это обуславливает необходимость индивидуального подхода.

    Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем [9,10,11]:

    • Эмоциональность и впечатлительность (развитие психических свойств личности);
    • Запоминание услышанного, понимание своих высказываний (развитие логического мышления);
    • Развитие и пластичность нервной системы (помогает при воспитании и обучении);
    • Склонность к повторению с постепенным нарастанием и усложнением материала (приобретение и закрепление навыков);
    • Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.
    • Развития речи и воображения; восприятия различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что самое главное, для нашего исследования, развития художественных способностей.

    Я.И.Ковальчук выделяет несколько условий для осуществления индивидуального подхода:

    • Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива;
    • Взаимосвязь в воспитании ребенка, педагогов дошкольного учреждения с семьей;
    • Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка.

    Индивидуальный подход требует от педагога дошкольного учреждения любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка, он направлен на повышение качества освоения программы, создание имиджа группы, повышение уровня активности родителей [12,13,14].

    Указывая на неповторимость индивидуальности, на необходимость дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка В.Д.Еремеева и Т.П.Хризман дают педагогам некоторые рекомендации:

    • Наглядность очень важна при обучении дошкольников;
    • При неудачах не нервничать самим и не нервировать ребенка, а находить причины трудностей и смотреть с оптимизмом в будущее;
    • Не ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять. Пройдет время и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше чем вы;
    • Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими;
    • Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности;
    • Педагогу следует быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным, не перебивать ребенка;
    • Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга;
    • Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу;
    • Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы;
    • Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового;
    • Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину;
    • Признайте за детьми право на индивидуальность, право быть другим.

    По мнению Е.А. Аркина в изучении индивидуальности каждого ребенка важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик [11,14].

    Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. По мнению Я.И. Ковальчук, технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

    1. Изучение особенностей ребенкапосредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.
    2. Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.
    3. Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
    4. После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

    Педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика в которую входят [1,5,8]:

    • Общие сведения о ребенке;
    • Данные о физическом состоянии;
    • Положительные проявления ребенка;
    • Отношения к коллективу;
    • Отношение к труду;
    • Особенности умственного развития;
    • Педагогические выводы.

    С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.

    Положительное влияние на формирование личности каждого ребенка оказывает индивидуальный подход, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенка в общей педагогической работе со всеми детьми.

    Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему: в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность [17]. Воспитывая интерес к изобразительному искусству, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. О содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний хорошо сказала Е.А.Флерина: «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным» [11,14].

    К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.

    К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот мы какие»; создание рукописного журнала «Это было недавно, это было давно…»; проведение бесед и анкетирование «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество в семье и детском саду». Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».

    Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирование личности ребенка [18], он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

    Читайте также

    • Здоровьесберегающие технологии

      1. Ахмедова С.Т.
      NovaInfo 105, с.92-93, 9 июня 2019, Педагогические науки
    • Зачем нужна спортивная ходьба?

      1. Хурамшина И.Н.
      NovaInfo 105, с.92, 9 июня 2019, Педагогические науки
    • Оценка функционального состояния нервно-мышечной системы баскетболистов 12-13 лет различных типов темперамента

      1. Глухов Л.Ю.
      2. Максимихина Е.В.
      NovaInfo 105, с.90-91, 6 июня 2019, Педагогические науки
    • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

      1. Хусаинов И.Г.
      NovaInfo 76, с.299-303, 25 декабря 2017, Педагогические науки
    • Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников

      1. Шамис В.А.
      NovaInfo 43, с.324-329, 12 апреля 2016, Педагогические науки

    Список литературы

    1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
    2. Борисова Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании. \ Дошкольное воспитание. 2002.
    3. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М, 1994 – 320 с.
    4. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. – М.: Пед. Общество России, 2002. – 147с.
    5. Дубровина И.В. Практическая психология образования/– СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5
    6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников-2-е изд., ипр.- М.:ТЦ Сфера, 2010.-192с.
    7. Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста: Учебное пособие. / Мордовский –государственный педагогический институт. – Саранск, 2000. – 70 с.
    8. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.
    9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с.
    10. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/.– М.: Учитель, 2009.–118с.
    11. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. – М, 1996 – 78 с.
    12. Маруннковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. – М: Пресс, 1997.
    13. Минкина Е.В. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. –Волгоград: учитель, 2012.-132с.
    14. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5
    15. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. – 148с. – ISBN 5-85094-080-4.
    16. Шамис В.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМЫ //Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 10. С. 51-53.
    17. Шамис В.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Казань, 2005
    18. Шамис В.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СРАВНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ)// диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казань, 2005

    Цитировать

    Шамис, В.А. Организация индивидуального подхода к детям / В.А. Шамис. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 245-250. — URL: https://novainfo.ru/article/5011 (дата обращения: 18.05.2023).

    Поделиться

    Добавить комментарий