Как найти индуктивность звуковой катушки

Расчёт катушки индуктивности под динамик

Данный расчет является примером для определения данных катушки индуктивности на воздушном сердечнике, нагруженной динамиком. В этом примере выбрана катушка без сердечника во избежание искажений, обусловленных перемагничиванием сердечника.

На рисунке показана оптимальная катушка индуктивности в смысле отношения индуктивности катушки и ее активному сопротивлению. Конструкция получается, когда внутренний диаметр цилиндрического слоя обмотки вдвое больше его высоты, а внешний диаметр в четыре раза больше высоты и в два раза больше внутреннего диаметра.

hd800-pic_03

высота 1 см; внутренний диаметр 2 см; внешний диаметр 4 см.

Пример расчета

Современные программы по расчету пассивных фильтров для акустики, дают значение катушек индуктивности в мГн, здесь нужно перевести в мкГн, т.е. умножить на 1000.

Определим данные катушки с индуктивностью 1,25 мГн (или 1250 мкГн) разделительного фильтра, нагруженного динамиком сопротивлением 4 Ом. Активное сопротивление рассчитываемой катушки должно составлять 5% сопротивления динамика. Это соотношение можно считать вполне приемлемым. Активное сопротивление катушки: R = 0,05 х 4 = 0,2 Ом.

  1. откуда: L/R = 1250 / 0,2 = 6250 мкГн/Ом;
  2. далее имеем: h =  ((L/R) / 8,6) = √ (6250 / 8,6) = 26,96 мм;
  3. длинна жилы: l = 187,3 х √ (L х h) = 187,3 х √ (1250 х 26,96) = 34383 мм = 34,3 м;
  4. количество витков: ω = 19,88 √(L / h) = 19,88 х √ (1250 / 26,96) = 135,36 витков;
  5. диаметр жилы: d =0,84h / ω = 0,84 х 26,96 / √ 135,36 = 1,95 мм;
  6. масса намотки: m = (h3 х 10-3) / 21,4 = (26,963 х 10-3) / 21,4 = (19595,65 х 0,001) / 21,4= 0,9 кг.

Полученные значения должны быть округлены (в первую очередь диаметр жилы) до ближайшего стандартизированного. Окончательные значения индуктивности подгоняют путем отматывания нескольких витков обмотки, намотанной с некоторым превышением числа витков сравнительно с рассчитанным.

Итак имеем данные, которые понадобятся для расчета будущей катушки:

  1. высота намотки h = 26,96 мм;
  2. значит внутренний диаметр a = 53,92 мм;
  3. соответственно внешний: b = 107,84 мм;
  4. длинна жилы: 34,3 м;
  5. количество витков: 135;
  6. диаметр жилы, соответствует стандартизированному: 1,95 мм (по меди).

Статья специально подготовлена для сайта ldsound.info

Звуковая катушка является основной частью электродинамической головки. Перемещаясь в поле постоянного магнита под воздействием приложенного сигнала звуковой частоты, катушка заставляет колебаться диффузор. От него в пространство распространяются звуковые волны, слышимые ухом человека. Перемотка катушки сабвуфера потребуется в двух случаях: перегорание обмотки или её повреждение. Обмотка звуковой катушки может перегореть вследствие пробоя транзисторов или интегральной микросхемы на выходе усилителя. В этом случае через обмотку катушки пойдёт большой ток, и она будет пробита. Механические частицы, попавшие внутрь подвижной системы динамика, могут так повредить обмотку катушки, что её придётся заменить. Для того чтобы перемотать катушку на сабвуфере потребуется полная разборка электродинамической головки.

Как намотать катушку динамика?

Намотка катушек динамиков производится виток к витку до получения заданной длины катушки. Количество витков при этом, как правило, не считают.

  1. Катушка.
  2. Гильза.
  3. Прокладка.
  4. Шаблон.

При намотке следует поддерживать постоянное натяжение провода и тщательно укладывать витки. Особенно тщательно укладываются витки второго слоя, когда каждый виток должен быть строго уложен между витками первого слоя.

Чтобы было удобно осуществлять такую точную работу, позаботьтесь об упоре для руки.

Катушку с обмоточным проводом можно закрепить любым удобным для Вас способом и установить на полу.

Подробнее о самом простом станке для намотки динамиков можно прочесть здесь.

Другой полезный инструмент, который понадобится для намотки катушек, это вот такая прищепка с грузиком.

Далее я расскажу о том, как намотать катушку, и зафиксировать её витки клеем «БФ-2» или «БФ-4».

Необходимую вязкость клея можно обеспечить добавлением небольшого количества спирта с тщательным перемешиванием.

Разверните плеер на весь экран, чтобы увидеть видео в полном разрешении.

Перед основной намоткой, на гильзу наматывается несколько лишних витков, для того, чтобы надёжно закрепить провод и гильзу на поверхности шаблона. Затем во время очередного лишнего витка на гильзу кисточкой наносится равномерный слой клея.

После этого, быстро мотается первый слой катушки. Затем к проводу цепляется грузик, который позволяет сохранить необходимое натяжение провода и освободить до этого занятую руку. Затем, первый слой катушки покрывается клеем.

Не пытайтесь на этом этапе крепить конец провода, намоткой на какой-нибудь предмет!

Любой лишний перегиб провода может увеличить габариты катушки, уменьшив тем самым внешний воздушный зазор.

Если всё-таки не удалось избежать перегибов провода, то несколько раз протяните проблемное место через ноготь большого пальца.

Через пятнадцать-двадцать минут, когда клей подсохнет, можно приступать к намотке второго слоя.

Сначала мотается один два витка второго слоя, а затем первый слой катушки покрывается клеем. Это делается для того, чтобы свежий клей не растворил клей, нанесённый ранее, и первый виток второго слоя не провалился в образовавшуюся щель между крайними витками первого слоя.

После намотки второго слоя провода, катушка подсушивается в течение 10-15 минут, а затем снова покрывается клеем.

Когда клей хорошо подсохнет, можно, либо снять с оправки катушку вместе с гильзой, если она уже вклеена в диффузор, либо вклеить её в диффузор прямо на шаблоне.

Однако в некоторых случаях гильзу вклеивают в диффузор уже во время сборки динамика.

Чтобы снять гильзу с шаблона, то место прокладки, где была нанесена фиксирующая капля клея, отрезается, и гильза снимается с оправки вместе с катушкой и прокладкой.

Если прокладка не скользит по оправке, значит, натяжение провода при намотке было слишком велико. Нужно отметить, что чрезмерное натяжение провода может уменьшить зазор между гильзой и керном и сделать сборку динамика невозможной. Это обусловлено тем, что медный провод может растягиваться и сжиматься, как и любой другой металл.

Так как в гильзе имеется щель, то во время намотки катушки в неё проникает клей и гильза приклеивается к прокладке.

Для того чтобы отделить прокладку от гильзы достаточно при помощи кисточки слегка смочить ацетоном или спиртом место, где прокладка склеилась с гильзой.

Вот наша катушка и готова. Теперь её следует досушить до конца.

Для окончательного отверждения клея, на катушку подаётся электрический ток. Силу тока подбирают для достижения оптимального режима отверждения.

Температуру в процессе сушки можно измерить электронным термометром.

Если нет подходящего блока питания, то катушку можно подключить к УНЧ и подать на его вход сигнал от Генератора Низкой Частоты (ГНЧ). Ссылка на программный ГНЧ есть в «Дополнительных материалах».

Режим отверждения клеев «БФ-2», «БФ-4».

Выдержать 60 мин. при комнатной температуре.

Затем 15 мин. при 55… 60ºС.

Затем 60 мин. при 85… 90ºС.

Вернуться наверх к «Навигации».

Сегодня в разделе Теория Автозвука, мы постараемся вместе разобраться, как устроен мотор сабвуфера (магнитная система и звуковая катушка), а так же узнаем с какими сложностями сталкиваются производители при проектировании магнитной системы и звуковой катушки сабвуфера.

Основа привода динамика осталась практически без принципиальных изменений со времен выдачи первого патента в 1925 г. Пять основных частей привода неизменны и незыблемы: магнит, полюсный наконечник, передний и задний магнитопроводы и звуковая катушка. Задача первых четырех элементов — создать по возможности мощное магнитное поле и сконцентрировать его в зазоре между полюсным наконечником и верхним магнитопроводом. А «пятый элемент» — звуковая катушка, обязан в этом поле двигаться при протекании по обмотке тока. Все вроде бы просто. Однако подробностей за эти годы выяснилось немало.

Самая консервативная часть привода — материал магнитопроводов. Ничего, кроме магнитомягких материалов, а проще говоря — отожженной малоуглеродистой стали, почти чистого железа, здесь не применяется. С материалами для магнитов колдовали долго, вначале перепробовав разнообразные литые магниты из специальных сплавов, а затем, с разработкой ферритовых композиций, вопрос практически закрылся. Металлические магниты теперь применяются практически исключительно в пищалках, где масса магнита мала и можно использовать значительно более эффективные редкоземельные сплавы — почти всегда на основе неодима. Крупных магнитов из неодимовых сплавов не делают лишь потому, что элемент этот в самом деле редкий, и большая часть выпуска идет, на изготовление микродвигателей.

Момент истины в проектировании привода — как обеспечить эффективное взаимодействие магнитного поля и звуковой катушки, которая в него погружена. Геометрия и пропорции рабочего зазора магнитной системы и звуковой катушки — необъятный простор противоречий и компромисов. Основной параметр, определяющий результаты этого взаимодействия — так называетмый силовой фактор B x L, часто приводимый в технических характеристиках породистых динамиков. Силовой фактор — произведение индукции в зазоре на длину провода звуковой катушки, находящуюся в пределах этого зазора. Чем больше силовой фактор, тем более контролируемым становится движение диффузора и тем больше его электрическое демпфирование. Ясно, что чем массивнее магнит, тем силовой фактор будет больше, поскольку будет больше индукция. Но последняя величина зависит также и от размеров зазора: чем шире кольцевая щель в магнитной системе, чем она большего диаметра и чем она глубже (чем толще верхний магнитопровод), тем меньше будет индукция в зазоре, поскольку магнитное поле окажется «размазанным» в пространстве. Сделать зазор узким, маленьким и неглубоким — и негде будет поместить звуковую катушку, намотанную достаточно толстым проводом. Уменьшить сечение провода — возрастет сопротивление и упадет отдача. И так далее. А если принять во внимание, что диаметр звуковой катушки небезразличен и для поведения диффузора, ситуация еще усложняется.

Существует два основных типа геометрии звуковой катушки в зазоре: короткая катушка и длинная катушка. Длинной звуковая катушка по длине существенно превышает глубину зазора в магнитной системе и в каждый момент «работает» только часть витков, находящаяся в пределах его глубины. Эта часть, а следовательно, длина пповода, находящаяся в зазоре, будет оставаться неизменной пока внутрь зазора не войдет край катушки. Динамик считается работающим в линейном диапазоне перемещений диффузора, именно до этого момента. То, насколько катушка длиннее зазора и будет определять максимальный линейный ход диффузора — знаменитый X max.

Но, поскольу только те витки, что попали «в поле» реально работают, плотность намотки стараются сделать наибольшей и именно за этим придумали в свое время ленточную намотку плоским проводом, уложенным на ребро. Сейчас многослойные катушки, выполненные обычным круглым проводом, мирно уживаются с однослойными ленточными, а высший пилотаж в смысле плотности намотки показала датская компания Dynaudio, которая использует провод шестиугольного сечения, полностью заполняющий медью сечение обмотки. В результате, правда, каждую звуковую катушку наматывают вручную в течение 30 минут (по норме), что потом соответственно отражается в цене готовой продукции.

Привод с длинной звуковой катушкой применяется в подавляющем большинстве сабвуферных динамиков и любим производителями за возможность получить большую индукцию в коротком зазоре, сделать звуковую катушку большой и хорошо охлаждаемой, получить большой ход дифузора. Короткая катушка в пределах линейного диапазона находится полностью внутри магнитного зазора. Сам зазор при этом приходится делать длиннее, а катушку — короче, поэтому типичные значения силового фактора B x L у таких динамиков — меньше. Казалось бы, при таких делах можно эту конструкцию и похоронить, но именно она обеспечивает наименьшие искажения при больших ходах диффузора.

Типичная картина изменения силового фактора со смещением звуковой катушки для двух типов привода выглядит следующим образом:

У длинной звуковой катушки поведение в пределах линейной области пристойное, а за его пределами — значение силового фактора (а, значит, вносимые искажения) меняется довольно плавно. При выходе короткой катушки из зазора искажения нарастают быстро, зато пока этого не случилось, линейность — идеальная.

Здесь есть одна тонкость: различные сочетания длины звуковой катушки и глубины зазора определяют разное поведение динамика на границе его линейного диапазона (и за ней). Возьмем два динамика — у одного глубина зазора (толщина верхней плиты магнитной системы 8 мм, а длина звуковой катушки — 12 мм. У другого — 4 мм и 8 мм соответственно. Максимальный рабочий ход диффузора у обоих будет одинаковым — 2 мм (12-8)/2 = (8-4)/2 = 2.

Однако у первого, с большим отношением глубины зазора к X max за пределами линейного диапазона, нелинейность будет нарастать относительно плавно, а второй = захрипит уже при незначительном превышении X max. Так что есть прямой смысл смотреть не только на величину X max из документации, но и на толщину переднего магнитопровода на самом динамике — чем больше, тем лучше.

Другой источник искажений, определяемых конструкцией привода — его ассиметрия. В идеальном случае сила, действующая на звуковую катушку при движении в одну и другую сторону, то есть внутрь магнитной системы и наружу, должны быть одинаковы по величине. Не будет этого — искажения сигнала неизбежны. Для этого магнитное поле, создаваемое в зазоре, должно быть максимально симметричным. Так бы оно и случилось, без особых ухищрений, если бы все магнитное поле оказывалось в зазоре. На деле этого не происходит и силовые линии поля «выплескиваются» из зазора и образуют поле рассеяния. Но, поскольку выше зазора — воздух, а ниже — сталь полюсного наконечника, рассеяние происходит существенно несимметрично.

Чтобы как-то навести симметирию, некоторые фирмы применяют более сложную геометрию рабочего зазора магнитной системы. Некоторые, например, просто удлинняют полюсный наконечник (в сабвуферах Kicker, например, очень это любят)

В результате магнитная обстановка сверху и снизу существенно выравнивается, но дается это в результате увеличения общего рассеяния — силовые линии «лезут» вверх по стволу удлинненного полюсного наконечника, а место им — в зазоре, все остальное — нежелательные побочные поля. Для компенсации возросшего рассеяния приходится ставить более мощные магниты. Другие и уменьшают рассеяние ниже магнитопровода, для чего полюсный наконечник делается ступенчатым.

Более «тощий» ствол замыкает на себя меньше силовых линий и они поневоле скапливаются в зазоре, но возрастает общее магнитное сопротивление системы и падает индукция в зазоре. Вообще, магнитное сопротивление стараются сделать возможно меньшим, для этого часто полюсный наконечник выполняют заодно с нижним магнитопроводом, чтобы не было лишнего стыка, хотя это намного хлопотнее, чем сделать их по отдельности и соединить при сборке. Еще одно, довольно эфективное, но не очень распространенное решение — полюсный наконечник с выемкой, можно найти в довольно пафосных марках динамиков. Здесь, помимо усложнения технологии, возрастает чувствительность к разбросу характеристик магнита, поэтому менее притязательные изготовители головок на такое решение идут неохотно.

Особняком стоят радикальные решения — вывернутые «наизнанку» магнитные системы, у которых магнит — внутри звуковой катушки, а все, что вокруг — магнитопровод, замыкающий магнитную цепь.

Такие «обращенные» магнитные системы сделаны главным образом для того, чтобы улучшить линейность работы диффузора, а с точки зрения их функционирования как «мотора» — сплошная головная боль для разработчиков — оттого они и редки. Оссобого внимания заслуживают моторы tohatsu.

Привод динамика, как любая машина постоянного тока — обратим, то есть одновременно работает и как своего рода трансформатор. При движении звуковой катушки в мощном магнитном поле в ней наводится ЭДС и протекает ток, поскольку катушка закорочена практически нулевым выходным сопротивлением усилителя. Этот ток приводит к модуляции магнитного поля в зазоре, а поскольку звуковая катушка то «надета» на полюсный наконечник, то вылезает наружу, характер этой модуляции тоже ассиметричен и приводит к дополнительным искажениям. Для снижения этих нежелательных эффектов необходимо сделать так, чтобы, оставаясь эффективным двигателем, привод динамика перестал быть эффективным трансформатором. Известно, что злейший враг трансформатора — короткозамкнутые витки. Вот их-то и поставили на службу обществу в усовершенствованных магнитных системах. Чаще всего такие короткозамкнутые витки делаются в виде покрытия медью верхнего торца полюсного наконечника,

установки медного (реже — алюминиевого) наконечника…

…или с помощью так называемого «стабилизатора магнитного потока» — проводящего кольца, установленного у основания полюсного наконечника, подобная конструкция замечена в сабвуферах марки Fi Audio.

Побочным эффектом от короткозамкнутых витков в различных вариантах является уменьшение индуктивности звуковой катушки, из-за влияния которой с повышением частоты растет импеданс сабвуфера. Поэтому косвенно о наличии описанных устройств в конструкции динамика можно судить по величине индуктивности звуковой катушки. Если величина этой индуктивности 5-6 дюймового мидбаса не превышает 0,3-0.4 мГн, а у сабвуферов 10 — 12 дюймов 0,6-1,0 мГн, можно дать голову на отсечение, что создатели динамика позаботились о стабилизации потока, за что им можно быть только признательными.

по материалам журнала Автозвук
Добро Пожаловать на Форум Автозвука »

Диффузор

Изначально диффузор делался из целлюлозы — бумаги или картона. Из того же материала выполнялся и пылезащитный колпачок (если он был предусмотрен). Целлюлозные диффузоры очень часто применяются до сих пор. Бумага хороша своим сочетанием легкости и жесткости. Влагоустойчивости, прочности и долговечности ей добавляют с помощью пропитки синтетическими материалами.

В этом смысле хорош пластик, но чисто пластиковый некомпозитный диффузор имеет ряд недостатков. Для их исправления применяются композитные материалы с разнообразными компонентами: от древесных или стеклянных волокон до кевлара или даже графена. Повышенную жесткость имеют металлические диффузоры. Чаще всего они делаются из алюминиевых сплавов.

Одними из лучших параметров обладает бериллий, но, ввиду повышенной стоимости материала и технологий его обработки, такой вариант достаточно дорог. В так называемых купольных высокочастотных динамиках чаще всего применяется ткань с пропиткой, иногда армирующая слой максимально жесткого композита, с жестким наполнителем, вплоть до алмазного порошка.

Важнейшие требования к диффузору — минимум собственных резонансов и максимальная жесткость, при которой становится возможным «поршневой» режим движения диффузора по всей его площади. Эти параметры должны сочетаться с важнейшим требованиям к весу подвижной системы динамика — он должен быть минимальным. Таким образом, качественный диффузор всегда является компромиссом взаимоконфликтующих условий.

Подвес динамика

Внутренний (ближний к магниту) подвес динамика еще называют центрирующей шайбой. Чаще всего эту деталь формуют на прессе с нагреванием из легкой, крепкой на разрыв ткани с эластичной синтетической пропиткой — прочно и подвижно. В некоторых мощных низкочастотных динамиках применяются две центрирующие шайбы, расположенные одна за другой.

С внешним подвесом все немного сложнее. Изначально он делался в виде концентрических волн (гофров) по внешнему краю бумажного диффузора. Так в некоторых случаях поступают и сейчас, добавляя синтетическую пропитку зоны гофров. Для больших амплитуд колебаний внешний подвес делают из резины, чаще всего это — искусственный бутадиеновый каучук. Резиновый подвес в сечении, в большинстве случаев, представляет собой выпуклую дугу. Есть варианты и «многоволновых» резиновых подвесов, либо применения других профилей, в том числе и переменных по углу.

Оба подвеса должны обеспечить строго плоско-параллельное возвратно-поступательное движение всей подвижной системы динамика с минимальными отклонениями в сторону от его оси.

Подбор кабелей и проводов

Это касается и соединения обмоток динамических головок. Как проложить провода к сабвуферу?

Такое сопротивление звуковой индуктивности позволяет получить максимальную выходную мощность, но некоторые автолюбители подключают две обмотки сабвуфера параллельно.

Так как встроенной мощности магнитолы не хватит для правильной работы сабвуфера и нормального баса вы не получите.

Питание усилителя Теперь необходимо обеспечить питание для автоусилителя. Далее нужно подключить сигнальные провода от линейных выходов магнитолы.

Статья по теме: Электрическая лаборатория

Как подключить в 2 ома саб с 1 катушкой на 4 ом?

Его можно найти в автомагазинах. При подключении саба с 2 катушками должно соблюдаться важное правило. В ином случае звук будет недостаточно качественным, а перепады напряжения могут вовсе вывести систему из строя.

Подключение катушек Для уменьшения сопротивления в устройстве сабвуферов применяются такие элементы, как катушки. Параллельное слева и последовательное подключение.

Хочу еще добавить, если сопротивление скоммутированых катушек превышает допустимую нагрузку усилителя, это совсем не страшно, просто отдаваемая мощность усилителя будет меньше. Провода следует выбирать медные, многожильные. Две звуковые обмотки позволяют менять сопротивление акустической системы, её мощность и характер звучания. Это касается и соединения обмоток динамических головок. В ином случае звук будет недостаточно качественным, а перепады напряжения могут вовсе вывести систему из строя.

Проведите отрезанную часть провода обратно, оставив запас в 30 см. Подключение к усилителю Схема подключения сабвуфера Если попробовать утрамбовать все вышесказанное в единую схему, то она будет выглядеть следующим образом: аккумулятор, усилитель, магнитола, усилитель, сабвуфер. В таком случае потребуется только прокладка коаксиального кабеля в экран к соответствующему разъему. Первое нужно для увеличения мощности усилителя при общем расчете на низкую нагрузку. При этом есть мнение о том, что активный саб проще и удобнее в эксплуатации, установке и настройках. Как подключить сабвуфер и усилитель. Быстро и понятно.

Где установить

В результате сопротивление оказывается равным 1 Ому. Стандартным вариантом будет подключение двух колонок и одного сабвуфера. Также возможно разведение двух сабвуферов по отдельным тыловым каналам.

Это одна из схем, позволяющих подключить двухкатушечный саб. Тем, кто предпочитает максимально громкий бас, может потребоваться уровень 40 Гц. При этом возрастает ток, а, следовательно, и мощность. К штатной магнитоле Чтобы подключить сабвуфер к штатной магнитоле, необходимо проверить для начала, есть ли на ее задней панели разъемы для соответствующих проводов. После того как питание найдено, на вход саба подается аудиосигнал, который можно взять с магнитолы ее линейного выхода.

Его можно найти в автомагазинах. Он ведь работает с низкоомной нагрузкой. Как подключить сабвуфер к усилителю Прежде всего стоит запомнить, что мощность сабвуфера и усилителя должны совпадать. Мощность акустики будет снижена, но уменьшится и коэффициент нелинейных искажений. Для этого используются параллельные или последовательные схемы. Как подключить сабвуфер (последовательное и параллельное подключение динамиков)

Ремонт сабвуфера в домашних условиях

Re: Подключение сабвуфера

Провода следует выбирать медные, многожильные. Это очень опасный предел, так как при таком сопротивлении сильно снижается коэффициент демпфирования, и возрастают искажения. Совсем другое дело, если сабвуфер с двумя звуковыми катушками или их два и более. Так можно подключить сабвуфер к двух или к четырехканальному усилителю, используя 2 канала для акустики, а оставшиеся 2 для сабвуфера. Большую часть затруднений вызывают схемы соединений с двуя двухкатушечными сабвуферами.

Магнитная система

Эффективность магнитной системы динамика определяется, в первую очередь, материалом магнита. Самый распространенный — феррит. В середине прошлого века были распространены магниты из сплава AlNiCo (железо-алюминий-никель-кобальт), в отдельных случаях этот вариант до сих пор применяется. В новейший исторический период все большее распространение получают неодимовые магниты, создающие гораздо более сильное магнитное поле. Проблемой здесь стало получение неодимовой заготовки нужных размеров: неодим — материал труднообрабатываемый. Кроме того, стоимость неодимовых магнитов в последнее время растет.

Появление динамика

С началом активного использования электричества появилась возможность передавать звуковой сигнал, преобразуя его в электрический и обратно. В разное время изобрели много способов этого преобразования. Среди них — электродинамический, электростатический, изодинамический, ленточный, излучатель Хейла, пьезо и даже плазменный излучатель.

Они работают на разных физических принципах, различаются спецификой применения. Но самым первым все-таки было устройство, реализующее электродинамический принцип. Оно и остается самым распространенным. Динамик, электродинамическая головка, динамический драйвер — все эти термины являются синонимами к одному и тому же изобретению.

Слева — Ханс Эрстед. Справа — первая коммерческая версия электродинамического излучателя (6-дюймовый динамик, стоимость — около $3000 в современном эквиваленте)
Физические принципы, на которых работает динамик, основаны на электромагнетизме, открытом Хансом Эрстедом и описанном впоследствии целой плеядой физиков 19-го века. Тот факт, что проводник с током выталкивается магнитным полем, а в проводнике, движущемся в этом поле, наоборот, возникает ток, собственно, и привел к изобретению динамика.

Первое устройство, в котором применены все основные конструктивные принципы современного динамика, было запатентовано в 1898 году Оливером Лоджем после приблизительно тридцати лет самых разных попыток нащупать эффективный способ реализации. А сам динамик, в том виде, к которому мы все привыкли, появился спустя еще приблизительно тридцать лет.

С тех пор принципы его работы и основные элементы конструкции остаются неизменными. При этом, — вот что особенно удивительно, — не проходит и года без информации об очередном революционном усовершенствовании динамика, позволяющего ему работать еще лучше.

Размышлизмы о катушках индуктивности в фильтрах акустических систем

Все верно. Сказанное ниже относится не только к железу, но к любому ферромагнитному материалу. Слово «железо» употребляется для простоты. 1. Железо нелинейное. Причем на самом деле нелинейное и на малых амплитудах тока намотанной на нем катушки. Причем сами параметры нелинейности железа меняются с амплитудой тока катушки. Что вносит совершенно противоестественные гармонические и интермодуляционные составляющие. Хоть они и малы (при малых токах), но как раз забивают собой «воздух». 2. Магнитные свойства железа (и его нелинейность) зависят от частоты. То есть для разных составляющих спектра (например основного тона и его первого — самого сильного — обертона инструмента) свойства катушки будут разными и изменяться по-разному от уровня сигнала (например атака и затухание). 3. Нелинейность железа не только создает собственные нелинейные искажения. Изменение магнитной проницаемости, вызванное изменением тока катушки, изменяет (модулирует) ее индуктивность. В результате динамически изменяются параметры фильтра — не только частота среза, но и характеристическое сопротивление, ответственное за взаимодействие фильтра с нагрузкой (динамиком). И появляется параметрическая модуляция тока катушки самой катушкой — дополнительные искажения. 4. Железо имеет хоть и небольшой, но гистеререзис. Это вообще катастрофа — нелинейные искажения и модуляция индуктивности происходят «хаотично» (эффект «памяти» — начинает иметь значение в какую сторону изменяется ток: например, уменьшается после того, как увеличивался, или продолжает увеличиваться) и с некоторым переменным запаздыванием — величина тока должна измениться на определенную величину, а для этого требуется время, обратно пропорциональное скорости изменения тока. Есть мнение, что на «тонкие моменты» звука (вроде «воздуха»), гистерезис влияет даже сильнее, чем нелинейность магнитной проницаемости. 5. Феррит в этом плане хуже железа — у него все эти вещи выражены сильнее. Но у железа есть еще беда — вихревые токи в пластинах. С точки зрения сетевых трансформаторов ими можно пренебречь (железо и делают ради сетевых трансформаторов). А для гораздо более высокочастотного звука, тем более в котором изменения сигнала на «жалкие» 0,1% на самом деле хорошо слышны, влияние вихревых токов тоже сказывается неприятно (хоть и малозаметно). 6. А еще бывает, что пластины сердечника сложены недостаточно аккуратно, некоторые пластины «выпирают» из общей стопки. Таким пластинам достается больше всего, и они могут даже сильно насыщаться при работе. 7. Если катушка не пропускает через себя ток сигнала, а «уводит его в землю», как в ФВЧ через которые работают ВЧ динамики, эти негативные эффекты снижены (ток катушки не проходит через динамик), но все равно есть. В этом случае есть шанс, что искажения, вызванные влиянием железа, будут незаметны. Но это выясняется только экспериментально. Жаль, что катушки с сердечником используются даже в дорогих Hi-End колонках (видел такие на MHES-2017).
5+

Компенсация индуктивности звуковой катушки ГГ внешними цепями

Эта информация для размышления.

Красным — АЧХ Драйвера 1А22 Шелк без отверстия Re=21 Ом и дудка 1А20, через фильтр последовательный/гибридный 2го Порядка 1кГц и 10кГц . Фиолетовым — включена Внешняя Компенсация индуктивности звуковой катушки драйвера в пассивных фильтрах с 10кГц до 20кГц. На частоте 14кГц видим подъем даже на 10dB с СЧ дудкой 1А20.

Теперь про Beyma CP21/F. Синий цвет графика это АЧХ CP21/F с фильтром 2_го порядка (срез с 7,5кГц) без внешней компенсации индуктивности звуковой катушки твитера.

Бирюзовый цвет графика это АЧХ CP21F с фильтром 2_го порядка (срез с 7,5кГц), где включена внешняя компенсация индуктивности звуковой катушки твитера, хорошо видно подъем звукового давления с 7,5кГц до 18кГц. В среднем она давить стала на 10дБ громче, примерно 115дБ. Подводимое напряжение в обоих случаях одинаковое.

Вывод: индуктивность звуковой катушки существенно съедает микродинамику на СЧ-ВЧ у любого низкоомного или высокоомного драйвера. Чем меньше Re звуковой катушки драйвера, тем больше искажений THD у него, но индуктивность у такого драйвера ниже. Чем больше Re звуковой катушки драйвера, тем меньше искажений THD у него, но индуктивность у такого драйвера больше. Лучше иметь высокоомные драйвера и уменьшать их большую индуктивность с помощью специальной намотки (типа у КОНДО) звуковой катушки, или уменьшать индуктивность с помощью внешней схемы компенсации индуктивности звуковой катушки в пассивных разделительных фильтрах. Это значительно увеличит микродинамику таких высокоомных драйверов и очень положительно отразится на качестве их звучания при минимальной подводимой мощности.

И еще. Проверял разнообразные компрессионные драйвера с классическим фазовым плугом. Так вот, при подаче на драйвера коротких прямоугольных импульсов в диапазоне частот от 300Гц до 20кГц,все они переворачивают фазу на 180 градусов примерно с 10 — 12кГц. Драйвера СЧ с дудками различной конфигурации, с 300Гц и примерно до 12кГц имеют примерно идентичную фазу, а вот с 12кГц есть резкий переворот из-за фазового плуга!

Это нужно обязательно учитывать при стыковке с дополнительным ВЧ твитером. Смешно, когда СЧ дудка работающая до 7,5кГц, стыкуется с ВЧ твитером через конденсатор или фильтр первого порядка, а в реалии фаза начинает изменяться и после фильтрации с 10-12кГц и при реальной совместной работе с твитером на ВЧ, теряется ощущение воздуха, хотя ВЧ режет по ушам.

Желаю всем успехов в творчестве.

Сайт установщиков

Самыми основными параметрами, по которым можно рассчитать и изготовить сабвуфер являются:

  • Резонансная частота динамика Fs (Герц)
  • Эквивалентный объем Vas (литров или кубических футов)
  • Полная добротность Qts
  • Сопротивление постоянному току Re (Ом)

Для более серьезного подхода понадобится еще знать:

  • Механическую добротность Qms
  • Электрическую добротность Qes
  • Площадь диффузора Sd (м2) или его диаметр Dia (см)
  • Чувствительность SPL (dB)
  • Индуктивность Le (Генри)
  • Импеданс Z (Ом)
  • Пиковую мощность Pe (Ватт)
  • Массу подвижной системы Mms (г)
  • Относительную жесткость Cms (метров/ньютон)
  • Механическое сопротивление Rms (кг/сек)
  • Двигательную мощность BL

Большинство этих параметров может быть измерено или рассчитано в домашних условиях с помощью не особо сложных измерительных приборов и компьютера или калькулятора, умеющего извлекать корни и возводить в степень. Для еще более серьезного подхода к проектированию акустического оформления и учета характеристик динамиков рекомендую читать более серьезную литературу. Автор этого «труда» не претендует на особые знания в области теории, а все тут изложенное является компиляцией из различных источников — как иностранных, так и российских.

Измерение Re, Fs, Fc, Qes, Qms, Qts, Qtc, Vas, Cms, Sd.

Для проведения измерений этих параметров вам понадобится следующее оборудование:

  • Вольтметр
  • Генератор сигналов звуковой частоты
  • Частотомер
  • Мощный (не менее 5 ватт) резистор сопротивлением 1000 ом
  • Точный (+- 1%) резистор сопротивлением 10 ом
  • Провода, зажимы и прочая дребедень для соединения всего этого в единую схему.

Конечно, в этом списке возможны изменения. Например, большинство генераторов имеют собственную шкалу частоты и частотомер не является в таком случае необходимостью. Вместо генератора можно также использовать звуковую плату компьютера и соответствующее программное обеспечение, способное генерировать синусоидальные сигналы от 0 до 200Гц требуемой мощности.

Измерение параметров Тиля-Смолла

Схема для измерений

Калибровка:

Для начала необходимо откалибровать вольтметр. Для этого вместо динамика подсоединяется сопротивление 10 Ом и подбором напряжения, выдаваемого генератором, надо добиться напряжения 0.01 вольта. Если резистор другого номинала, то напряжение должно соответствовать 1/1000 номинала сопротивления в омах. Например для калибровочного сопротивления 4 ома напряжение должно быть 0.004 вольта. Запомните! После калибровки регулировать выходное напряжение генератора НЕЛЬЗЯ до окончания всех измерений.

Нахождение Re

Теперь, подсоединив вместо калибровочного сопротивления динамик и выставив на генераторе частоту, близкую к 0 герц, мы можем определить его сопротивление постоянному току Re. Им будет являться показание вольтметра, умноженное на 1000. Впрочем, Re можно замерить и непосредственно омметром.

Нахождение Fs и Rmax

Динамик при этом и всех последующих измерениях должен находиться в свободном пространстве. Резонансная частота динамика находится по пику его импеданса (Z-характеристике). Для ее нахождения плавно изменяйте частоту генератора и смотрите на показания вольтметра. Та частота, на которой напряжение на вольтметре будет максимальным (дальнейшее изменение частоты будет приводить к падению напряжения) и будет являться частотой основного резонанса для этого динамика. Для динамиков диаметром больше 16см эта частота должна лежать ниже 100Гц. Не забудьте записать не только частоту, но и показания вольтметра. Умноженные на 1000, они дадут сопротивление динамика на резонансной частоте Rmax, необходимое для расчета других параметров.

Нахождение Qms, Qes и Qts

Эти параметры находятся по следующим формулам:

Нахождение Qms, Qes и Qts

Нахождение Qms, Qes и Qts

Как видно, это последовательное нахождение дополнительных параметров Ro, Rx и измерение неизвестных нам ранее частот F1 и F2. Это частоты, при которых сопротивление динамика равно Rx. Поскольку Rx всегда меньше Rmax, то и частот будет две — одна несколько меньше Fs, а другая несколько больше. Вы можете проверить правильность своих измерений следующей формулой:

Если расчетный результат отличается от найденного ранее больше, чем на 1 герц, то нужно повторить все сначала и более аккуратно.

Итак, мы нашли и рассчитали несколько основных параметров и можем на их основании делать некоторые выводы:

  1. Если резонансная частота динамика выше 50Гц, то он имеет право претендовать на работу в лучшем случае как мидбас. О сабвуфере на таком динамике можно сразу забыть.
  2. Если резонансная частота динамика выше 100Гц, то это вообще не низкочастотник. Можете использовать его для воспроизведения средних частот в трехполосных системах.
  3. Если соотношение Fs/Qts у динамика составляет менее 50-ти, то этот динамик предназначен для работы исключительно в закрытых ящиках. Если больше 100 — исключительно для работы с фазоинвертором или в бандпассах. Если же значение находится в промежутке между 50 и 100, то тут нужно внимательно смотреть и на другие параметры — к какому типу акустического оформления динамик тяготеет. Лучше всего для этого использовать специальные компьютерные программы, способные смоделировать в графическом виде акустическую отдачу такого динамика в разном акустическом оформлении. Правда при этом не обойтись без других, не менее важных параметров — Vas, Sd, Cms и L.

Нахождение Sd

Это так называемая эффективная излучающая поверхность диффузора. Для самых низких частот (в зоне поршневого действия) она совпадает с конструктивной и равна:

Нахождение Sd

Радиусом R в данном случае будет являться половина расстояния от середины ширины резинового подвеса одной стороны до середины резинового подвеса противоположной. Это связано с тем, что половина ширины резинового подвеса также является излучающей поверхностью. Обратите внимание что единица измерения этой площади — квадратные метры. Соответственно и радиус нужно в нее подставлять в метрах.

Нахождение индуктивности катушки динамика L

Для этого нужны результаты одного из отсчетов из самого первого теста. Понадобится импеданс (полное сопротивление) звуковой катушки на частоте около 1000Гц. Поскольку реактивная составляющая (XL) отстоит от активной Re на угол 900, то можно воспользоваться теоремой Пифагора:

Нахождение индуктивности катушки динамика L

Поскольку Z (импеданс катушки на определенной частоте) и Re (сопротивление катушки по постоянному току) известны, то формула преобразуется к:

Найдя реактивное сопротивление XL на частоте F можно рассчитаь и саму индуктивность по формуле:

Нахождение индуктивности катушки динамика L

Измерения Vas

Есть несколько способов измерения эквивалентного объема, но в домашних условиях проще использовать два: метод «добавочной массы» и метод «добавочного объема». Первый из них требует из материалов несколько грузиков известного веса. Можно использовать набор грузиков от аптечных весов или воспользоваться старыми медными монетками 1,2,3 и 5 копеек, поскольку вес такой монетки в граммах соответствует номиналу. Второй метод требует наличия герметичного ящика заранее известного объема с соответствующим отверстием под динамик.

Нахождение Vas методом добавочной массы

Для начала нужно равномерно нагрузить диффузор грузиками и вновь измерить его резонансную частоту, записав ее как F’s. Она должна быть ниже, чем Fs. Лучше если новая резонансная частота будет меньше на 30%-50%. Масса грузиков берется приблизительно 10 граммов на каждый дюйм диаметра диффузора. Т.е. для 12″ головки нужен груз массой около 120 граммов.

Затем необходимо рассчитать Cms на основе полученных результатов по формуле:

Нахождение Vas методом добавочной массы

где М — масса добавленных грузиков в килограммах.

Исходя из полученных результатов Vas(м3) рассчитывается по формуле:

Нахождение Vas методом добавочной массы

Нахождение Vas методом добавочного объема

Нужно герметично закрепить динамик в измерительном ящике. Лучше всего это сделать магнитом наружу, поскольку динамику все равно, с какой стороны у него объем, а вам будет проще подключать провода. Да и лишних отверстий при этом меньше. Объем ящика обозначен как Vb.

Затем нужно произвести измерения Fс (резонансной частоты динамика в закрытом ящике) и, соответственно, вычислить Qmc,Qec и Qtc. Методика измерения полностью аналогична описанной выше. Затем находится эквивалентный объем по формуле:

Нахождение Vas методом добавочного объема

Практически с теми же результатами можно использовать и более простую формулу:

Нахождение Vas методом добавочного объема

Полученных в результате всех этих измерений данных достаточно для дальнейшего расчета акустического оформления низкочастотного звена достаточно высокого класса. А вот как оно рассчитывается — это уже совсем другая история…

Файлы:

Измерение параметров Тиля-Смолла
Программа для измерения параметров Тиля-Смолла сабвуфера
284.27 KB
Генератор звуковых частот Генератор звуковых частот. Удобный вариант генератора для измерения параметров Тиля-Смолла низкочастонтных динамиков. 21 KB

#1


OFFLINE
 

Nomemory

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 100 сообщений
  • Регистрация: 28.07.2008

Отправлено 10 August 2010 – 11:25

Понадобилось мне померить индуктивность звуковой катушки динамика.Есть мультиметр с функцией измерения L и C-но этот простой путь не подошел-он меряет на частоте 100Гц (да еще меандром-что даст спектр гармоник до радиодиапазона-он пищит при подключению к мультиметру на слух что-то вроде 1 кгц), это рядом с резонансной частотой- должен выдать цены на дрова этой зимой.Не вопрос- померим полный импеданс где-нибудь на 500-1000 гц и из нее вычтем сопртивление постоянному току насколько себе представляю эквивалентную модель динамика- это последовательно соединенные Re,катушка индуктивности с нулевым омическим сопротивлением и параллельный колебательный контур -эквивалент мех. резонанса. Если меряем вдали от Fs-последний отбрасывается. Но- открываю справочник- например здесь http://www.gelezo.co…enniiy_tok.html и вижу -надо активное и индуктивное сопротивления складывать как среднее геометрическое. Это противоречит оставшимся в голове следам институтского курса ТОЭ,для контроля открываю книжку Виноградовой в части измерения параметров динамиков- там тоже используется простое сложение . Как быть?

  • Наверх

#2


OFFLINE
 

miko

miko

    Опытный участник

    • Откуда: casablanca
  • житель Блюза
  • 623 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 10 August 2010 – 11:55

Понадобилось мне померить индуктивность … … на слух что-то вроде 1 кгц),… ?

ах, ну да, это ж “себе”..
а почему бы не померить так, как это все делают? в чём проблема?!
(всех устраивает – а его не устраивает…)

  • Наверх

#3


OFFLINE
 

SOVA

SOVA

    Опытный участник

    • Откуда: Киев
  • житель Блюза
  • 545 сообщений
  • Регистрация: 15.01.2010

Отправлено 10 August 2010 – 11:59

Всё намного проще. Компьютер у тебя есть, скачай программу SpeakerWorkShop. Используй “коробочку” из пяти деталей и грузик 10-20 граммов. Программа выдаст тебе ВСЕ параметры эквивалентной модели твоего динамика и нарисует аппроксимированную Z-характеристику. Можно сразу посмотреть, как индуктивность динамика влияет на увеличение сопротивления на высоких частотах.
ЗЫ здесь сразу можно подкинуть цепочку Цобеля и увидеть, подходит ли она динамику.

  • Наверх

#4


OFFLINE
 

Nomemory

Nomemory

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 100 сообщений
  • Регистрация: 28.07.2008

Отправлено 10 August 2010 – 13:27

Ребята, спасибо за советы-но вопрос-то теоретический- сталкиваются два взаимно противоречивых утверждения- Re и XL складываем арифметически или геометрически? Помимо Цобеля, хочу еще и элементами кроссовера поиграццо.

  • Наверх

#5


OFFLINE
 

John_Li

John_Li

    Опытный участник

    • Откуда: Омск
  • житель Блюза
  • 662 сообщений
  • Регистрация: 01.03.2008

Отправлено 10 August 2010 – 15:28

-надо активное и индуктивное сопротивления складывать как среднее геометрическое. Это противоречит оставшимся в голове следам институтского курса ТОЭ,

Вы в институте полное сопротивление считали иначе?

  • Наверх

#6


OFFLINE
 

Nomemory

Nomemory

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 100 сообщений
  • Регистрация: 28.07.2008

Отправлено 10 August 2010 – 21:19

Вы в институте полное сопротивление считали иначе?

Эх , недоучился я в свое время в институте…

  • Наверх

#7


OFFLINE
 

Василий

Василий

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 4039 сообщений
  • Регистрация: 10.03.2006

Отправлено 12 August 2010 – 00:13

… Но от темы мы как-то отклонились…

Просто тема какая-то… бесперспективная. Ну, измерите вы индуктивность излучателя и – что? Если боитесь, что она попадет в рабочую полосу воспроизводимых (динамиком) частот и подпортит АЧХ с кроссом на пАру, то поверьте, для этого очень придется постараться. В остальных же случаях знание величины индуктивности излучателя не более полезно, чем знать, что у этого человека врожденное косоглазхие, а у этого – врожденная хромота. С этим живут, это НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ, а нужно просто смириться. А если это нужно вам для расчета цобеля, то еще один совет (уж положитесь на многолетнюю практику): от цобеля по жизни еще НИ ОДИН динамик лучше не запел. Просто убьете динамику во имя выпрямления импедансной кривой, да еще время на замеры-расчеты потеряете. Малоактуальная темка, уж извините. Вот, лучше вам бородатого в тему, задумайтесь: :)
… Шерлок Холмс и доктор Ватсон заблудились в тумане, путешествуя на воздушном шаре. Когда туман немного рассеялся, а шар опустился ниже, они увидели поле, а на нем человека.
– Простите, сэр, вы не подскажите, где мы находимся? – спросил Холмс.
– В небе… – ответил человек.
– Видите, Ватсон, это был математик: его ответ столь же точен, сколь БЕСПОЛЕЗЕН, – сказал Холмс.

  • Наверх

#8


OFFLINE
 

vvv

vvv

    Опытный участник

    • Откуда: Minsk
  • житель Блюза
  • 2111 сообщений
  • Регистрация: 28.11.2005

Отправлено 12 August 2010 – 00:32

А если это нужно вам для расчета цобеля, то еще один совет (уж положитесь на многолетнюю практику): от цобеля по жизни еще НИ ОДИН динамик лучше не запел. Просто убьете динамику во имя выпрямления импедансной кривой, да еще время на замеры-расчеты потеряете.

Василий, Вы привыкли оперировать домашними системами, а тут речь идет об автомобильных, поэтому цобель – меньшее из зол, хотя бы исходя из того, что он может быть не просто цобель:

http://cxem.net/soun…cs/dinamic9.php

в полемику с Вами постараюсь не вступать, каждый из нас останется при своем мнении, даже если Ваше правильное :D

p.s. извините, не удержусь: расскажите пожалуйста, чем с точки зрения “убивания динамики” цобель отличается от фильтров высоких (2-й и выше) порядков? ведь и в ФНЧ 2-го (и выше) порядка и в цобеле конденсатор в параллель катушке динамику, а ведь именно конденсатор и мажет фронт импульса, убивая динамику, не так ли?

с уважением,
Вадим

  • Наверх

#9


OFFLINE
 

Василий

Василий

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 4039 сообщений
  • Регистрация: 10.03.2006

Отправлено 12 August 2010 – 02:43

Василий, Вы привыкли оперировать домашними системами, а тут речь идет об автомобильных…

Что-то не врубаюсь… Это автомобильный форум? Дык и я акустику car audio имел в виду. Эспэшелли фор ю такими буковками на Ваши глаза наехал.:D

p.s. извините, не удержусь: расскажите пожалуйста, чем с точки зрения “убивания динамики” цобель отличается от фильтров высоких (2-й и выше) порядков? ведь и в ФНЧ 2-го (и выше) порядка и в цобеле конденсатор в параллель катушке динамику, а ведь именно конденсатор и мажет фронт импульса, убивая динамику, не так ли?
с уважением,
Вадим

А не расскажу!:D Можете ликовать: позорно убЁг от ответа. Здесь (и от флейма заодно) :D. А вот в гости заглянете, я злопамятный, там обстоятельно побеседуем. И схемки АС кое-какие (секретные, здесь нельзя – от именитых производителей) покажу. Посмотрите, как они к цобелю относятся, на какие частоты его считают и для чего ставят (если ставят вообще). А если найдется свободное время, попробуйте такой несложный эксперимент: сваяйте два полосовых (для СЧ-динамика) фильтра. Один классический – последовательный L-C, а второй просто C-C, когда один конденсатор последовательно с динамиком (HPF), а второй параллельно динамику (LPF).
А теперь вопрос: сравнив звучание среднечастотника с этими двумя (одинаковыми по полосе пропускания, считаются легко, времени занимают мало) фильтрами, скажите пожалуйста, почему с фильтром C-C так сильно упала динамика?:D (может, и на цобеля тогда другим глазом взглянете?)
С уважением,
Василий.

  • Наверх

#10


OFFLINE
 

Vasy1

Vasy1

    Опытный участник

    • Откуда: Odessa.
  • житель Блюза
  • 382 сообщений
  • Регистрация: 09.11.2005

Отправлено 12 August 2010 – 08:12

…сваяйте два полосовых (для СЧ-динамика) фильтра. Один классический – последовательный L-C, а второй просто C-C, когда один конденсатор последовательно с динамиком (HPF), а второй параллельно динамику (LPF).
А теперь вопрос: сравнив звучание среднечастотника с этими двумя (одинаковыми по полосе пропускания, считаются легко, времени занимают мало) фильтрами, скажите пожалуйста, почему с фильтром C-C так сильно упала динамика?:D (может, и на цобеля тогда другим глазом взглянете?)
С уважением,
Василий.

“просто С-С” это не фильтр, а емкостная нагрузка для усилителя, на которую он (усилитель) может отреагировать возбуждением, и каким образом у этих цепочек (L-C и C-C) будет одинаковая АЧХ чтобы их сравнивать?
По поводу цобеля приведу собственную цитату: “Цепь цобеля это еще и резистор последовательно с конденсатором, поэтому в отличие от фильтра второго порядка конденсатора включенного параллельно головке нет – значит цобель не мешает измениться напряжению на клеммах головки скачком ( я надеюсь Вы знаете один из законов коммутации – напряжение на емкости, как и ток через индуктивность не могут измениться мгновенно)”
из ветки FAQ не помог….фриайр, которая, надеюсь, будет интересна топикстартеру.

  • Наверх

#11


OFFLINE
 

vvv

vvv

    Опытный участник

    • Откуда: Minsk
  • житель Блюза
  • 2111 сообщений
  • Регистрация: 28.11.2005

Отправлено 12 August 2010 – 09:51

Что-то не врубаюсь… Это автомобильный форум? Дык и я акустику car audio имел в виду. Эспэшелли фор ю такими буковками на Ваши глаза наехал.:D

БМ всегда был форумом по звуку с уклоном в сторону звука в автомобиле, и Вы это прекрасно знаете, не лукавьте.

А не расскажу!:D Можете ликовать: позорно убЁг от ответа. Здесь (и от флейма заодно) :D. А вот в гости заглянете, я злопамятный, там обстоятельно побеседуем. И схемки АС кое-какие (секретные, здесь нельзя – от именитых производителей) покажу. Посмотрите, как они к цобелю относятся, на какие частоты его считают и для чего ставят (если ставят вообще). А если найдется свободное время, попробуйте такой несложный эксперимент: сваяйте два полосовых (для СЧ-динамика) фильтра. Один классический – последовательный L-C, а второй просто C-C, когда один конденсатор последовательно с динамиком (HPF), а второй параллельно динамику (LPF).
А теперь вопрос: сравнив звучание среднечастотника с этими двумя (одинаковыми по полосе пропускания, считаются легко, времени занимают мало) фильтрами, скажите пожалуйста, почему с фильтром C-C так сильно упала динамика?:D (может, и на цобеля тогда другим глазом взглянете?)
С уважением,
Василий.

в схематехнике кроссов АС нет никаких секретов, все уже давным давно придумано, понимание, расчеты и измерения – ключ к успеху.
цобель, которого использовал я – очень далек от расчетного, рассказаьть вам на какие частоты я его применял?
неужели Вы считаете, что я не пробовал С-С?
если не хотите отвечать про цобеля, ответьте, чем С-С отличается от ФНЧ в котором L и С и при этом С в параллель динамику? тоже не хотите отвечать?
тогда я: любой ФНЧ высоких порядков убивает динамику.
при этом будет там потом цобель или не будет – уже не важно, динамики уже нет
а по Вашему выходит, что использовать фильтры высоких порядков это благо, а цобель значит ни-ни?

  • Наверх

#12


OFFLINE
 

Nomemory

Nomemory

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 100 сообщений
  • Регистрация: 28.07.2008

Отправлено 12 August 2010 – 16:00

С катушками, емкостями и прочими активами для пассива и действительно можно играть по-всякому, например так- http://www.avtozvuk….008/01/084.html, я и точно хотел сделать цобеля без выкрутасов, но убедившись, что мультиметр не помощник, сунулся в формулы и увидел неувязочку. Разглядывая АЧХ разных акустик, у многих видел характерные выбросы слегка выше частоты раздела- вот и решил допросить с пристрастием. Теория и практика-не всегда одно и то же, в теории, чтобы летать, достаточно просто махать руками, а на практике проще построить самолет.

  • Наверх

#13


OFFLINE
 

Василий

Василий

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 4039 сообщений
  • Регистрация: 10.03.2006

Отправлено 12 August 2010 – 19:33

“просто С-С” это не фильтр, а емкостная нагрузка для усилителя, на которую он (усилитель) может отреагировать возбуждением, и каким образом у этих цепочек (L-C и C-C) будет одинаковая АЧХ чтобы их сравнивать?

Эээ… приходится с небес до уровня маслопупов опускаться…:( Да фильтр это, самый настоящий фильтр первого порядка, с крутизной спада 6 дБ/окт. Учите матчасть.

По поводу цобеля приведу собственную цитату… (цитата убрана с признаками покраснения на лице за всю мировую науку)

Точно вам говорю: учите матчасть.

  • Наверх

#14


OFFLINE
 

Василий

Василий

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 4039 сообщений
  • Регистрация: 10.03.2006

Отправлено 12 August 2010 – 19:46

БМ всегда был форумом по звуку с уклоном в сторону звука в автомобиле, и Вы это прекрасно знаете, не лукавьте.

“Заметьте! Не я первым начал!”:D
(с) к/ф “Покровские ворота”
А теперь посмотрите, кто меня упрекнул в “домашнем” уклоне, хотя я вел беседу (вот такими буквами!) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО об автомобильной акустике.:)

… в схематехнике кроссов АС нет никаких секретов, все уже давным давно придумано, понимание, расчеты и измерения – ключ к успеху.

Ошибаетесь, есть. Потому-то серьезные разработчики и держат свои схемы и расчеты в секрете. Не будь это – из прЫнципа выложил бы здесь один кроссик и ткнул бы Вас в него.:)

цобель, которого использовал я – очень далек от расчетного, рассказаьть вам на какие частоты я его применял?

Не надо, верю и очень рад этим Вашим словам: сам хотел при встрече показать подобные примеры.:)

… любой ФНЧ высоких порядков убивает динамику.
при этом будет там потом цобель или не будет – уже не важно, динамики уже нет
а по Вашему выходит, что использовать фильтры высоких порядков это благо, а цобель значит ни-ни?

Угу. Приедете – покажу наличие динамики в фильтрах 4 порядка. Если не приедете – придется бросать клич на форуме, что-то вроде: “Ау, отзовитесь те, кто бывал у меня и слушал мою акустику! Скажите уважаемому vvv, была там динамика, аль нет?!”:D
Ну, как-то так…
С уважением,
Василий.

  • Наверх

#15


OFFLINE
 

vvv

vvv

    Опытный участник

    • Откуда: Minsk
  • житель Блюза
  • 2111 сообщений
  • Регистрация: 28.11.2005

Отправлено 12 August 2010 – 23:24

“Заметьте! Не я первым начал!”:D
(с) к/ф “Покровские ворота”
А теперь посмотрите, кто меня упрекнул в “домашнем” уклоне, хотя я вел беседу (вот такими буквами!) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО об автомобильной акустике.:)

ок, договорились, Вы правы :)

Ошибаетесь, есть. Потому-то серьезные разработчики и держат свои схемы и расчеты в секрете. Не будь это – из прЫнципа выложил бы здесь один кроссик и ткнул бы Вас в него.:)

абсолютно все цепи и сочетания в любых сочетаний R, C и L известны. вопрос лишь в месте применения.
я очень плотно увлекался этим вопросом, выводы сделал.

Угу. Приедете – покажу наличие динамики в фильтрах 4 порядка. Если не приедете – придется бросать клич на форуме, что-то вроде: “Ау, отзовитесь те, кто бывал у меня и слушал мою акустику! Скажите уважаемому vvv, была там динамика, аль нет?!”:D
Ну, как-то так…

да я верю, что покажете.
на форуме есть человек, который был у Вас дома и слушал мою автомобильную систему, с цобелями :D (в том числе), можете у него спросить, была ли там динамика.
продемонстрировать, к сожалению, не могу, может быть в след. авто.

с Уважением,
Вадим

  • Наверх

#16


OFFLINE
 

FIL

FIL

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 5531 сообщений
  • Регистрация: 12.07.2005

Отправлено 13 August 2010 – 03:31

“Заметьте! Не я первым начал!”:D
(с) к/ф “Покровские ворота”……
С уважением,
Василий.

Василий, помница цитата звучит иначе – “Заметьте! Не я это предложил!”(с) к/ф “Покровские ворота :D это в сцене, когда Мюллеру :D предложили опрокинуть по рюмашке :D

Не всё очевидное по теории, верно на практике если применять в слепую…. ;)

  • Наверх

#17


OFFLINE
 

Василий

Василий

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 4039 сообщений
  • Регистрация: 10.03.2006

Отправлено 13 August 2010 – 15:56

  • Наверх

#18


OFFLINE
 

lexxm6

lexxm6

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 5535 сообщений
  • Регистрация: 19.04.2007

Отправлено 13 August 2010 – 22:27

на форуме есть человек, который был у Вас дома и слушал мою автомобильную систему, с цобелями :D (в том числе), можете у него спросить, была ли там динамика.
продемонстрировать, к сожалению, не могу, может быть в след. авто.

И есть так же тот, кто не были у Василия :D, но слышали динамику в твоем авто с цобелями.
А позже повторил и в своем с ними же. За что – спасибо!

  • Наверх

   1. В простейшем случае “мотор” электродинамического
громкоговорителя состоит из магнитной системы (магнит+магнитопровод) и звуковой
катушки (каркас+намотанный на него провод). При протекании тока через звуковую
катушку на нее действует сила Ампера (F=B*L*I), приводящая ее в движение.
Здесь B — индукция магнитного поля в зазоре, L— часть длины провода катушки,
находящаяся в зазоре магнитопровода, I— ток через катушку. Вроде все просто
и прозрачно. Если бы не одно но, появляющееся при более пристальном взгляде
на физические свойства магнитопровода…

Рис.1.

   С точки зрения схемотехника звуковая катушка (ЗК) фактически
представляет собой обычную индуктивность с ферромагнитным сердечником/магнитопроводом,
имеющим некоторое постоянное подмагничивание. Поэтому, как и положено индуктивности,
с ростом частоты импеданс ЗК возрастает, из-за возрастания вклада ее реактивного
сопротивления в общий импеданс ЗК. На низких частотах импеданс динамика также
возрастает из-за влияния основного механического резонанса его подвижной системы
через противо-ЭДС, наводящуюся в ЗК. Но в рамках данной статьи поведение импеданса
динамика на низких частотах нас не интересует. Гораздо интереснее заняться
рассмотрением влияния нелинейных магнитных свойств ферромагнитного сердечника
на индуктивность ЗК на средних и высоких частотах, там, где вклад индуктивности
в общий импеданс становится значительным. Еще более упростим себе задачу тем,
что не будем рассматривать нелинейность, возникающую из-за механического изменения
положения ЗК относительно магнитной системы динамика при его работе.

Рис.2. Электрическая модель динамика

  2.  Согласно формуле, сила Ампера F линейно зависит от тока
I, протекающего через ЗК. А так как ток через катушку при использовании источника
напряжения с низким выходным сопротивлением (например, УМЗЧ) по закону Ома
в основном зависит от импеданса этой катушки, то и возможная нелинейность
“мотора” будет также определяться амплитудной нелинейностью импеданса
звуковой катушки. Откуда же она может взяться, эта нелинейность?
   Прояснить задачу нам поможет моделирование с помощью симулятора,
который позволяет вводить в схемы модели реальных магнитных цепей. Рассмотрим
поведение катушки с подобным сердечником в переменном магнитном поле. Пока
абстрактно. Как известно, индукция магнитного поля (МП) в сердечнике имеет
участки насыщения и характеризуется гистерезисом, при котором
кривые намагничивания и размагничивания не совпадают. На участках насыщения
сердечника индуктивность катушки падает, так как эффективная магнитная проницаемость
сердечника уменьшается. Это приводит к броскам переменного тока в цепи катушки
в моменты насыщения сердечника.

Рис.3. Процессы в индуктивности с ферромагнитным сердечником.

   Казалось бы, что уменьшив амплитуду тока в цепи
катушки так, что сердечник перестанет насыщаться, мы устраним модуляцию величины
индуктивности и эта нелинейность исчезнет. Не тут то было .
Из-за наличия гистерезиса, при изменении напряженности МП, индукция в сердечнике
в определенные моменты остается на неизменном уровне, что также равносильно
уменьшению магнитной проницаемости сердечника, и, соответственно, резкому
падению мгновенного значения индуктивности. На следующих графиках этот процесс
можно рассмотреть подробнее.

Рис.4.

   В динамике сердечник находится под воздействием
МП постоянного магнита, что приводит к тому, что МП от тока, протекающего
по ЗК и проникающего в сердечник, изменяет индукцию в нем по частной петле
гистерезиса
. И, естественно, все нелинейные эффекты, описанные выше, сохраняются.
Более подробно эти явления и способы борьбы с ними будут рассмотрены дальше
на более конкретных примерах.

Рис.5. Частная петля гистерезиса.

   3. Для определенности, в качестве материала магнитопровода
возьмем электротехническую сталь с максимальной индукцией насыщения 2.2 Тесла,
введем в магнитную систему воздушный зазор и дадим постоянное подмагничивание
в 1 Тесла через дополнительную катушку. В качестве источника сигнала возьмем
источник тока, который позволит оценить нелинейность импеданса, измерив искажения
по напряжению на входных клеммах V(OUT). Вот результаты моделирования взаимодействия
ЗК и такой магнитной цепи при частоте малого сигнала 2KHz:

Рис.6.

   А вот что показывают натурные замеры искажений
(значение THD относится к желтому графику, остальные графики демонстрируют
спектры искажений при снижении уровня сигнала на 10dB (THD=0.517%) и 20dB
(THD=0.221%) соответственно):

Рис.7.

  Видно, что эти искажения не настолько малы, что ими можно
пренебречь. А по сравнению с искажениями современных УМЗЧ – они просто катастрофичны
. Один из способов
уменьшить этот вид искажений – применить токовое управление динамиком. Но
здесь мы не должны упустить из рассмотрения тот факт, что сила, возникающая
в “моторе” динамика, зависит не только от величины тока, но и от
мгновенного значения магнитной индукции в зазоре. Поэтому интересно с помощью
симулятора (а иначе – никак) взглянуть на искажения параметра B*I (смотрим
на формулу силы Ампера).
  Для начала можно посмотреть, как влияет на искажения B*I уровень постоянного
подмагничивания в сердечнике (положение частной петли гистерезиса на кривой
намагничивания):

Рис.8. Зависимость искажений B*I от постоянного подмагничивания.

  На последнем фрейме видно как падают индуктивность ЗК
и уровень искажений при нахождении сердечника в полном насыщении. Естественно
предположить, что от амплитуды сигнала также зависит уровень искажений B*I.
Симулирование показывает, что уровень третьей гармоники мало изменяется, нарастает
только вторая гармоника, хотя ток в цепи ЗК (черный график) имеет преимущественно
доминирующую третью гармонику:

Рис.9. Зависимость искажений B*I от уровня синусоидального
сигнала.

  Сравним теперь величины возникающих искажений в случае
традиционной запитки динамика от источника напряжения (ИНУН) и источника тока
(ИТУН) при одинаковой силе тока в ЗК.

Рис.8. Сравнение искажений при питании ЗК от ИНУН и ИТУН.

   Видно, что в случае ИТУН, вторая гармоника уменьшилась
незначительно, а третья практически исчезла. Это во многом объясняет улучшения
в звуке при использовании ИТУНа. Подобный характер поведения гармоник соблюдается
в широком диапазоне уровней постоянного подмагничивания в сердечнике и амплитуд
сигнального тока в отличие от случая с ИНУНом.

  4. Для уменьшения влияния индуктивности ЗК в некоторых
динамиках применяют короткозамкнутый виток, одеваемый на керн магнитопровода.
Так как влияние индуктивности при работе с ИТУНом минимально, рассмотрим случай
работы динамика от ИНУНа. Моделируется это просто добавлением обмотки с резистором.
Но, что-то в модели положительное влияние КЗ-витка на искажения не так значительно…

Рис.9. Влияние КЗ-витка на искажения.

   Хотя общий импеданс ЗК при применении КЗ-витка,
изготовленного из материала с высокой электропроводностью, например, меди,
на высоких частотах достаточно хорошо выравнивается:

Рис.10. Влияние КЗ-витка на импеданс ЗК.

   5. Известна технология
AIC (ACTIVE IMPEDANCE CONTROL) или технология активной компенсации импеданса.
Заключается она в использовании дополнительной неподвижной катушки индуктивности,
расположенной на полюсе магнитной системы и включенной параллельно, но противофазно
движущейся. За счет нее происходит “выталкивание” из магнитопровода
переменной составляющей МП, генерируемой ЗК, что приводит к уменьшению нелинейных
эффектов, связанных с наличием гистерезиса в магнитопроводе.

Рис.11. Конструкция магнитной системы и распределение МП.

  В статье об AIC приведены результаты измерений,
подтверждающие снижение искажений при использовании этой технологии.
  Ее применение со слов разработчиков дает следующие эффекты:
   1. Линеаризация импеданса в рабочем диапазоне частот;
   2. Линеаризация акустической и электрической фазы;
   3. Значительное увеличение чувствительности и общего звукового
давления;
   4. Уменьшение общего уровня гармонических искажений;
   5. Стабильность передаваемой мощности.

   Насчет 3 и 5 пунктов – не уверен, а вот 1, 2 и 4 пункты можно
проверить симулятором. К примеру – смотрим поведение ЗК в частотной области:

Рис.12. Суммарный импеданс ЗК.

  В общем-то, в случае идеальной компенсации, имеем
чисто активный импеданс звуковой катушки динамика. Кроме того, теоретически,
можно добиться практически полного отсутствия искажений, возникающих за счет
нелинейности магнитного сердечника:

Рис.13. Искажения B*I при полной компенсации модуляции МП.

  Конечно, при этом мы имеем определенные накладные
расходы: приходится питать от выхода усилителя и дополнительную катушку. Но
преимущества такого подхода должны перевешивать такой небольшой недостаток.

  6. Заключение.
  Хотя схемотехническое моделирование имеет определенные ограничения
и по точности моделей, и по тем упрощениям, которые мы ввели в начале статьи,
многое из процессов, происходящих в “моторе” динамика проясняется.
Основная причина проблем, как выясняется – это наличие петли гистерезиса магнитной
цепи, характеризующая степень сопротивляемости ферромагнетика к перемагничиванию,
физически связанная с затратой энергии на переориентацию магнитных доменов
в веществе. При этом мгновенная эффективная магнитная проницаемость материала
падает, что приводит к возникновению искажений в динамике, как через амплитудную
нелинейность импеданса, так и через нелинейность модуляции магнитного поля
в сердечнике.
   Напрашивается аналогия со специфическим видом искажений – “Memory
Distortion
” (искажения, связанные с предысторией сигнала/системы),
которые практически невозможно скомпенсировать. Неплохим методом уменьшения
этих искажений в месте их возникновения, является использование токового управления
ЗК динамика. Свести к нулю этот вид искажений можно только полностью устранив
сигнальную модуляцию МП в ферромагнетике. Короткозамкнутый виток частично
решает эту задачу. Технология AIC теоретически позволяет это сделать наиболее
полно. Хотя, никто не мешает придумать свои методы решения этой проблемы

Добавить комментарий