Как правильно искать и обрабатывать информацию? Советы школьнику
Умение находить информацию, анализировать её и выделять главное – важный навык как для школьника, так и для студента. Адукар расскажет, как работать с большим объёмом информации для реферата, доклада, сочинения или пересказа.
Определись с темой
Какая бы задача перед тобой ни стояла (написать реферат, сочинение или выучить экзаменационный билет), сперва определись с темой. Зная её, ты легко составишь чёткий план, по которому можно собрать информацию. Например, тебе необходимо написать сочинение на тему «Как я провёл лето». Сперва распиши план с тезисами: вступление (общие впечатления от каникул), основная часть (где побывал, что делал и почему) и вывод (чем полезен был для тебя отдых, какие планы на следующее лето и так далее).
Собери информацию
Почитай книги по теме, изучи научные статьи, посмотри программы или видеолекции. Не ограничивай себя интернетом! Хорошо, когда в сети выложен электронный вариант нужной тебе книги. Если же её там нет, желательно отыскать в библиотеке. Важно найти как можно больше источников, сравнить информацию и выделить для себя главные тезисы. Твои старания преподаватель точно оценит.
Ориентируйся на рекомендованную литературу
Если преподаватель дал тебе список рекомендованных книг, не игнорируй его. Внимательно изучи и отметь в перечне те, которые нужно обязательно прочесть и которые тебя заинтересовали. Твоя задача — найти наиболее точную и актуальную информацию из проверенных источников.
Будь внимательным к фактам
Анализируй и оценивай всю информацию. Ты должен быть уверен, что собранные тобой данные правдивы. Разделяй факты и мнения. Факты — то, что произошло или существовало на самом деле. Мнения — субъективная оценка произошедшего. Уделяй внимание фактам, а мнения можешь учитывать, когда пишешь текст. Для аргументации используй свежие данные и проверенные цитаты. Тогда твоя работа будет считаться актуальной и достойной внимания.
Практикуй выборочное чтение
Чтобы эффективно распоряжаться своим временем, используй беглое чтение. Просматривая книгу, обращай внимание на оглавление и указатели, предисловия и вступления к каждой главе. Быстро пробегай глазами по страницам книги, отыскивая нужную мысль и останавливайся на частях, относящихся к твоей теме.
Делай заметки
Оставляй пометки в тетради по ходу чтения, записывай важные мысли и отмечай интересные страницы. Используй для этого закладки и наклейки. Если книга библиотечная, то отсканируй нужные страницы, чтобы было удобно делать пометки маркером или ручкой.
Подготовь работу
Осталось оформить собранную информацию в работу (реферат, доклад, сочинение и так далее). Подумай, как связать между собой все факты и собрать в общую картину, где лучше использовать цитаты и какие выводы можно сделать. Если тебе предстоит выступать перед классом, отрепетируй выступление несколько раз.
Надеемся, наши советы помогут тебе справиться с любым объёмом информации и не бояться таких школьных работ, как рефераты, доклады, сочинения. Главное — не откладывать всё на последний момент и умело распределять нагрузку в течение учебной недели.
***
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Как выступать перед аудиторией: действительно работающие советы
Подкасты, которые сделают изучение языка и литературы интереснее
7 книг, которые стоит прочесть будущему учителю
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжитесь с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Записывайся на итоговые занятия!
Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦЭ и ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Без умения добывать информацию, анализировать ее и использовать на практике не обойтись ни одному школьнику. Вот несколько советов, которые помогут развить этот важный навык.
Определение темы
Как научить ребенка учиться
Какая бы задача перед тобой ни стояла — подготовить реферат, написать сочинение или просто найти четкий ответ на экзаменационный вопрос, — прежде всего определи тему и разбей ее на более простые части. Составь примерный план. Это облегчит поиск информации.
Скажем, тебе нужно сделать доклад о правлении Ивана Грозного. Можно выделить следующие тематические блоки: внутренняя политика и реформы, внешняя политика, личность царя, оценки результатов правления.
Начни записывать первые мысли, пришедшие в голову. Краткие заметки помогут выявить связи между разными аспектами и понять, какая информация у тебя уже есть. Затем приступай к поиску материала.
Сбор информации
Для создания полной картины нужно изучить как можно больше источников. Ты можешь почитать книги по теме, найти научные статьи и заметки в газетах, посмотреть новостные сюжеты и видеолекции, изучить мнения экспертов, узнать о последних исследованиях.
Не ограничивайся интернетом! Библиотека — более надежный источник. Узнай, какие книги, журналы или электронные ресурсы там есть. Зайди в разные отделы. Возможно, где-то тебе покажется слишком шумно, но всегда можно найти зал для работы, требующей тишины. Выбери место, где тебе будет удобно заниматься.
Вопросы репортера
При подготовке к работе над темой или проектом стоит ставить перед собой шесть вопросов, которые учатся задавать репортеры-стажеры: «Кто в этом участвует?», «Что это за проблемы?», «Когда это случилось?», «Где?», «Почему?» и «Как так вышло?».
Смысл этих вопросов в том, чтобы собрать как можно больше информации из разных источников. Когда найдешь ответы, подумай, какой материал включить в работу.
Рекомендуемая литература
Если учитель дал список литературы по изучаемой теме, постарайся найти рекомендуемые книги. Однако не нужно читать каждую из них от корки до корки — следует подходить к ним избирательно и использовать самые полезные для твоей работы.
Задача заключается в том, чтобы найти наиболее точную и актуальную информацию из надежных источников.
Оценка информации
Нужно внимательно относиться к фактам. Большинство людей ищут информацию в интернете, но на многих сайтах она зачастую не проверяется и не редактируется. Проявляй здоровый скептицизм и избегай скоропалительных выводов.
Анализируй и оценивай все, что читаешь. Не бойся задавать вопросы. Ты должен быть уверен, что все собранные тобой факты верны. Следующие советы помогут тебе избежать нелепых ошибок.
1. Используй несколько источников. Изучи и сравни разные источники. Определи, с чем ты согласен. Можно ли проверить источник и узнать, заслуживает ли он доверия?
2. Отделяй факты от мнений. Факт — то, что случилось или существовало на самом деле. Мнение — всего лишь чья-то точка зрения. Единственного правильного ответа может и не быть. В таком случае твоя задача — рассмотреть аргументацию разных сторон.
3. Анализируй язык источника. Объективна ли статья (книга)? Или в ней чувствуется предвзятость? Делает ли автор необоснованные обобщения (используя слова вроде «всегда» или «никогда»)?
4. Зри в корень. Может, книга или сайт выглядят прекрасно, но насколько точна содержащаяся в них информация? Есть ли основания не доверять ей?
5. Ищи самые свежие данные. Изменилась ли информация или идеи, с тех пор как был опубликован первоисточник? Регулярно ли обновляется сайт или другой источник?
6. Следи за качеством цитат. Проверь, надежные ли источники цитирует автор. Сколько источников приведено? Достаточно ли они свежие? Проверь ссылки.
Выборочное чтение
Хочешь использовать свое время эффективнее? Учись выбирать необходимую информацию, бегло просматривая текст. Нужно искать ключевые слова и темы в оглавлении и указателе. Следует внимательно читать аннотации и предисловия, а также начало каждой главы — там тоже изложены основные мысли.
Изменяй скорость чтения. Пропусти или быстро пробеги глазами текст, не относящийся к теме, а то, что важно, прочитай в спокойном темпе. Если начинаешь клевать носом — значит, пора закрыть книгу.
Заметки и конспекты
Делай пометки по ходу чтения, записывай важные мысли и отмечай ключевую информацию. Перечитай текст еще раз, если сразу не удалось сосредоточиться и уловить суть.
Прочитав абзац или главу, постарайся кратко изложить основные идеи своими словами.
Используй маркеры или наклейки, чтобы отметить текст, который ты планируешь более подробно изучить позже.
Если в качестве источников информации ты используешь аудио- и видеолекции, сосредоточься, слушай внимательно, конспектируй ключевые пункты и записывай возникающие вопросы.
Не надо записывать каждое слово — это не диктант. Лучше следить за аргументами или главными моментами, чем автоматически конспектировать все подряд.
Чтобы ускорить запись, пользуйся сокращениями. Можно разработать свою систему символов, например ставить стрелочки для обозначения связей между идеями.
Интеллект-карты
На любом этапе работы можно пользоваться методом интеллект-карт. Он поможет связать и систематизировать идеи, выделить главное, вспомнить прочитанное.
Интеллект-карта наглядно показывает, что уже известно по теме. Она помогает мыслить четче, если зашел в тупик.
Составление интеллект-карты начинают с ключевого слова, которое помещают в центр. Обычно это название предмета, тема или категория. Слово обводят и проводят от него несколько линий — «ветвей». Каждая соответствует понятию, связанному с этим словом. От толстых линий могут отходить более мелкие «веточки» — детали или примеры, связанные с основными понятиями.
Вписывай только ключевые слова и примеры, без полных предложений. Чтобы карта легче читалась, можно использовать разные цвета и рисунки. Картинки могут быть схематичными, но пусть они будут утрированными, смешными, странными. Тогда они легче запомнятся.
Финальный этап
Итак, информация собрана. Осталось лишь применить ее — подготовить презентацию/реферат, продумать план пересказа или написать сочинение.
Подумай, как связать между собой все факты и доказательства. К каким выводам приведет совокупность всех имеющихся данных? Устрой мозговой штурм. Если у тебя уже есть черновой вариант плана, перепиши его с учетом полученных сведений. Твоя задача — логично структурировать информацию.
После вступления ясно и по возможности лаконично изложи факты, идеи и аргументы. В каждом абзаце — свой тезис. Можешь добавить цитаты, если они уместны и подкрепляют твои доводы. Постарайся свести все воедино в виде убедительного заключения.
Если тебе предстоит отвечать устно, отрепетируй свою речь несколько раз. Можешь даже записать свое выступление на камеру, чтобы увидеть себя со стороны и понять, что не так и как это улучшить.
По материалам книги «Как научить ребенка учиться»
Обложка поста отсюда
01.02.2023
Как искать достоверную информацию безопасно: гайд для учителей и учеников
Сегодня человек может провести 8 часов, изучая медиа — полный рабочий день. Это время уходит на новости, видеоролики, онлайн-лекции, подкасты, развлекательные шоу.
Медиа увлекают не только взрослых, но и детей. Школьники уже не представляют свою жизнь без гаджетов — и вместо бумажных словарей ищут информацию в интернете. Чем популярнее становится онлайн-среда, тем больше в ней опасностей и рисков. Можно столкнуться с мошенниками, передать личные данные не тем, кому нужно, наткнуться на фейки и недостоверные источники.
В этой статье мы расскажем, почему важно быть грамотным в интернете — и как с помощью этого навыка искать авторитетные источники, которые помогут ученикам написать интересный доклад или подготовиться к конференции.
Разобраться в этом помогла Анна Толоконникова, кандидат филологических наук, доцент, куратор работы со школами факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.
Что такое медиаграмотность
Из-за популярности цифрового пространства стоит обратить внимание на развитие медиаграмотности у школьников. Это уровень владения навыками безопасного поведения в цифровой среде. Медиаграмотность включает:
- умение ориентироваться в современном медиапространстве и системе СМИ, находить авторитетные источники;
- способность оценивать содержание сообщения, анализировать, отсекать фейки и находить первоисточник;
- умение использовать полученную информацию осознанно;
- знание принципов медиакоммуникации в современном обществе и тех технологий, которые можно для этого использовать;
- возможность самореализации с помощью медиа.
Школьникам особенно важно учиться критически работать с информацией: проверять её, находить первоисточники, определять фейки.
Почему важно искать достоверную информацию
При работе над материалами журналисты руководствуются шестью принципами. На эти же принципы можно опираться ученикам, когда они будут писать доклад или выполнять проектную работу. Вот они.
- Достоверность — соответствие действительности (то, что подлежит фактчекингу — можно проверить).
- Точность — соответствие тому, что произошло.
- Полнота — наличие всех существенных и необходимых для раскрытия темы деталей и других элементов содержания.
- Уместность — оправданность включения фактов в текст.
- Непротиворечивость — соответствие логике изложения.
- Актуальность — отражение текущих представлений о предмете, явлении, событии.
Если нарушить хотя бы один из принципов, то могут возникнуть ошибки.
- Напишете недостоверную информацию — исказится представление об объективной действительности.
- Допустите неточность — исказится сам факт. Самые частые ошибки — в событиях, номинациях, характеристиках, геолокациях, датах: например, новый и старый стиль.
- Приведёте не все факты — не будет полной картины того, о чём рассказываете.
- Приведёте факты, которые не имеют отношения к теме материала — можете запутать читателя или слушателя.
- Добавите факты, которые противоречат друг другу — вызовете сомнение и недоверие к вашей работе.
- Будете использовать неактуальные факты — дезориентируете аудиторию вашего материала. Частые ошибки — это отсылки к устаревшим документам, законам, научным сведениям, использование неактуальных номинаций, ошибки в геолокации.
Как проверять информацию: чек-лист
-
У любой новости должен быть источник, и авторитетные медиа всегда дают на него ссылку.
-
Если в новости ссылаются на высказывание эксперта, в тексте должны быть указаны его имя и фамилия.
-
Если в тексте ссылаются на документ, должно быть указано его название — чтобы вы могли его найти, посмотреть и прочитать.
-
Не стоит доверять неизвестным интернет-пользователям, а к комментариям очевидцев лучше относиться с большой осторожностью.
-
Лучше ссылаться на новости, потому что они не содержат оценку или суждений автора. А также данных, которые не подкреплены источником или мнением экспертов.
-
Если ссылаетесь на эксперта, оцените, действительно ли он — специалист в нужной области.
-
Следите за тем, чтобы имена и фамилии людей, их должности и любые названия по всему тексту были написаны правильно и одинаково.
Скачайте чек-лист в PDF, распечатайте, используйте сами и раздайте ученикам. Пусть подготовка учебных работ будет качественной и без фейков!
Самоопределение
к деятельности
– Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть и очень хотим начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Тогда вперед!
– Прочтите слова, разгадайте одно общее слово, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. (слайд 2)
— А ученики часто работают с информацией?
— Что ученики делают с информацией?
— Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как ИСКАТЬ информацию. Недаром известный премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Слайд 2, анимация 2).
— Если вы будете узнавать новое, то какой урок будет у вас?
— Как вы действуете на уроке открытия нового знания? ( слайд 3)
Настраиваются на урок.
Да.
Информация.
Да.
Воспринимают, сообщают, ищут, пользуются…
Урок открытия нового знания.
Мы открываем новое знание сами, для этого сначала выполняем шаги первого этапа урока, чтобы выяснить, что не знаем, а затем шаги второго этапа – сами находим способ
Л: Смыслообразование.
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний, введение в ситуацию.
Основной
— Какие виды источников информации вы знаете? (Слайд 4)
— Какие ещё есть источники информации?
-Почему на слайде отмечено только три источника информации?
— Приведите примеры, когда вам нужно найти информацию?
— Почему для вас важно САМИМ УМЕТЬ ИСКАТЬ нужную информацию?
— Как же ученику САМОМУ найти информацию, что ему необходимо для этого сделать?
— Оказывается, чтобы ученику найти нужную информацию, ему надо ответить на три важных вопроса. Посмотрите на них, они стоят в неправильном порядке (Слайд 5).ГДЕ? ЧТО? КАК?
— Каждому вопросу соответствует своё действие, свой шаг. Посмотрите на эти шаги, они тоже перепутаны.
— Как вы думаете, что нам нужно сейчас сделать?
— Верно. Молодцы!
-Ребята, давайте поставим перед собой цель и сформулируем тему урока.
-Ребята, давайте прочитаем рассказ ученика «Как я искал информацию для проекта». Все шаги поиска информации Матвей выполнил верно. Подумайте, как вы можете воспользоваться его рассказом.
-С чего вы начнёте свою работу? (Слайд 6)
— Что надо сделать потом?
— Итак, у вас есть план, по которому вы будете действовать, и рассказ Матвея. Сейчас мы раздадим на каждую парту белый лист А4, по три карточки с вопросами и по три карточки с действиями ученика при поиске информации. Разложите правильно карточки на листе белой бумаги и приклейте, чтобы у вас получился ответ на вопрос: «Как найти информацию?»
— Для выполнения работы вам даётся 5 минут. Действуйте смелее. Я желаю вам удачи!
— Посмотрите на слайд «Как найти информацию» и скажите, что в нём необходимо заполнить? (Слайд 7)
— Верно. А как обозначены действия ученика?
— Давайте разберёмся. На какой вопрос нужно ответить, чтобы определить предмет поиска информации? И назовите его. (Слайд 7)
—Что символизирует значок напротив вопроса «Что я ищу?»
— На какой вопрос отвечает ученик, когда выбирает источник информации?
—Что символизируют значки напротив этого вопроса?
— Назовите вопрос, на который надо ответить, чтобы выбрать способ поиска.
Что обозначают стрелки от источников информации? (Выбираем нужный способ в зависимости от источника информации. Если ученик выбрал источник информации – сеть Интернет, значит, ему надо будет пользоваться одной из поисковых систем, поэтому здесь изображены значки поисковых систем. Если ученик выбрал источник – книгу, тогда ему надо найти книгу, например, в библиотеке. Если ученик спрашивает у другого человека, тогда он выступает в роли «понимающего», для этого ученику надо правильно задать вопрос и понять ответ.)
— Что будет результатом поиска информации?
— Да, это результат поиска информации. Объясните, что символизируют значки рядом со словами «получаю текст»?
— Объясните, почему важно при поиске информации получить результат?
— Молодцы, вы успешно разобрались с заданием «Как найти информацию».
-Какую цель мы ставили?
— Достигли вы цели?
— Какой следующий шаг ученика на уроке?
— Для этого предлагаю вам заполнить Карту поиска информации. Посмотрите на слайд ( слайд 9) вам нужно вставить последовательно вопросы, на которые надо ответить ученику, чтобы найти нужную информацию.
— Назовите вопрос первого столбика.
— Какой ответ записан во второй строке первого столбика?
— Ответьте на вопрос второго столбика и дополним предложения. (Чтобы ответить на вопрос «Где я ищу?», надо выбрать источник информации, это может быть другой человек, поэтому после слова «спросить» дописываю слова «другого человека»)
— Назовите вопрос третьего столбика. Допишите во второй строке третьего столбика, как вы будете действовать, если выберете этот источник. (Сначала надо задать вопрос, затем получить ответ и понять основную мысль автора, учащиеся аналогично продолжают заполнять второй и третий столбики, комментируя по очереди: «Источником информации может быть книга, поэтому после слова «прочитать» дописываем «в книге или журнале». Чтобы воспользоваться книгой, надо сначала найти книгу в библиотеке или в магазине, прочитать содержание и выбрать нужный текст. Источником информации может быть сеть Интернет, поэтому во втором столбике после слова «найти» дописываю «в Интернете». Чтобы воспользоваться этим источником, надо сначала войти в поисковую систему, написать правильно запрос и выбрать нужный текст.
— Посмотрите на картинки, в каком виде может быть представлен в результате поиска информации текст?
-Молодцы, вы составили Карту поиска информации.
— Ребята, а только ли на уроках вы будете использовать данный эталон?
Другой человек, книги, Интернет
Телевидение, радио, газета.
Потому что ученик чаще всего пользуется именно этими источниками информации
Ответы учащихся.
Что, Где, Как.
Расставить в правильном порядке.
Узнать, как самому найти информацию.
«Учусь искать информацию»
Ответы детей.
Сначала мы внимательно прочитаем рассказ.
Найдём вопросы, на которые отвечал себе Матвей, и расставим их в правильном порядке; соотнесём эти вопросы с действиями (шагами), которые сделал Матвей.
Выполняют задание.
Левый столбик.
В виде картинок.
Что я ищу?
Отвечая на этот вопрос, ученик определяет предмет поиска, то есть формулирует тему, основную мысль или ключевые слова и записывает их, поэтому значок тетради и ручки поместили напротив вопроса «Что я ищу?».
Где я ищу?
Это значки с изображением источников информации: вопрос другому человеку, книга, сеть Интернет, а многоточие обозначает, что могут быть и другие источники информации.
Как я ищу?
Выбранный текст.
Текст может быть представлен письменно или устно, текст может быть представлен в форме видео или аудио.
Ответы учащихся.
Узнать, как найти информацию.
Да, у нас есть эталон «Как найти информацию»
Будем учиться применять новое знание.
Что я ищу?
Определяю тему поиска.
Где я ищу?
Как я ищу?
В виде рукописного текста, в виде аудиофайла, видеотекста.
Нет, знание способа поиска информации нам пригодится на внешкольных занятиях, в жизни, когда надо найти какую-либо информацию.
П: Извлечение необходимой информации.
К: Выражение своих мыслей с достаточной точностью.
П: Оценка процесса и результата деятельности.
П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкретизируют примерами из рабочих тетрадей по предмету «Литературное чтение» УМК «Школа России». В статье предлагается вниманию читателей методы и приемы, позволяющие развивать умение осуществлять поиск информации. Во второй части статьи представлены результаты исследования, проведенные с младшими школьниками по методике «Неоконченное стихотворение».
Ключевые слова:
читательская компетентность, поиск информации, рабочая тетрадь, ФГОС НОО, метапредметные результаты, УМК, учебник, исследование.
В современном мире поток информации растет стремительными темпами. Никогда прежде мы не получали такой объем нового материала, как в наши дни. Следовательно, возникает актуальная проблема, как же нам найти необходимую информацию? Важно отметить, что поиск информации и ее получение, мы осуществляем каждый день будь то просмотр телевизора, новостей в интернете или просто чтение книг. Но как именно мы осуществляем этот поиск?
Проблема поиска информации актуальна не только для взрослого человека, но и для младшего школьника, так как уже в начальной школе детям даются задания, в которых необходимо осуществлять поиск информации. На предмете «Литературное чтение» мы замечаем, что учащиеся ищут информацию для ознакомления с биографией писателя, осуществляют поиск книг, создают сообщения по разным темам, знакомятся с терминами.
Особенностями поиска информации и способами получения информации занимались такие педагоги, как Е. Л. Колганова, Н. Г. Мальцева, Е. М. Дукач, В. П. Фиалковская и др.
Умение осуществлять поиск, сбор, обработку, анализ информации заложено в ФГОС НОО. Стандарт это умение относит к обязательным образовательным метапредментым результатам. [1] Именно в начальной школе происходит активизация развития познавательных способностей, поэтому знакомство с основами информационной культуры и формирование информационной грамотности, должны начинаться в период обучения ребенка в 1–4-х классах. И поэтому перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача — научить учащихся ориентироваться в массивах информации, способность развитию умения работать с информацией.
Чтобы стать квалифицированным читателем, одних знаний недостаточно, нужно еще научиться работать с книгой до чтения, во время чтения и после прочтения, кроме того, понимать цель своей деятельности и этапы работы.
В настоящее время проблема поиска информации затрагивает почти все сферы, но важным остается определить, для чего мы осуществляем этот поиск. А. А. Гречихин выделяет три основные цели информационного поиска:
1) поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников;
2) поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых может содержаться нужная информация;
3) поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге. [2]
В начальной школе учащиеся осуществляют поиск информации в основном с целями, изложенными во втором и третьем пункте, а именно «Найди сборник стихов Саши Черного в алфавитном каталоге библиотеки. Прочитай несколько его произведений. Какое тебе понравилось? О чем оно?» (Р.Т. 3 класс УМК «Школа России») и «Дополни свое высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете» (Р.Т. 3 класс УМК «Школа России»).
Исследователи К. Маннинг, П. Рагхван, Х.Шютце выделяют следующие этапы информационного поиска: определение совокупности источников информации, получение информации из выделенных источников, ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска [7, с. 232] Н. Е. Колганова выделяет следующие этапы работы по формированию читательских умений: этап адаптации, познавательно — деятельностный этап, этап коммуникативной активности и последний этап — самореализации. [3, с. 108]
Важно отметить, что учащихся учат ориентироваться в потоке информации, осуществлять поиск информации, для этого в УМК «Школа России» существует специальная рубрика «Советы маленьким школьник». В этой рубрике по пунктам объясняется, как искать информацию в разных источниках «Как найти нужную книгу в библиотеке» (Р.Т. 2 класс УМК «Школа России» стр.11), также это умение формирует и проект, которые представлены в данном УМК.
Осуществление поиска информации в начальной школе представляет собой работу с доступными источниками информации: ведение наблюдений, получение информации при общении со взрослыми, работа с текстовой информацией (в книге, компьютере).
Кроме того, стандарт нового поколения диктует нам, что необходимо формировать не только умение осуществлять поиск информации, но формировать у младших школьников читательскую компетентность. (Поиск информации компонент читательской компетентности) Читательская компетентность младших школьников — это высокий уровень владения читательской деятельностью: глубокая мотивация, знание круга детского чтения в его жанрово-тематическом отношении, умение выполнять необходимые читателю действия с детской книгой и произведением, действенный интерес к чтению и литературе, доступной по содержанию и форме. [3, с. 109]
Нами было проведено исследование.Вданном исследовании в качестве объекта выступает умение осуществлять поиск информации младшими школьниками.
Предмет исследования: особенности поиска информации младшими школьниками.
Гипотеза исследования: использование методики «Неоконченные предложения» даст возможность выявить особенности поиска информации младшими школьниками.
Задачи исследования:
– Ознакомиться со списком произведений, которые учащиеся проходят по программе;
– Подобрать для эксперимента стихотворение;
– Изучить биографию автора стихотворения;
– Подготовить «легенду» для учащихся;
– Подготовить раздаточный материал и инструментарий для проведения эксперимента;
– Согласовать организационные моменты с администрацией школы;
– Согласовать дату и время с учителями классов, в которых будет проведен эксперимент;
– Обсудить с учителями классов, в которых будет проведен эксперимент, детали работы;
– Заинтересовать учащихся и вовлечь в поисковую деятельность;
– Собрать у учащихся результаты поиска;
– Провести с учащимися беседу с уточнением деталей поиска;
– Обработать полученные результаты;
– Сделать выводы по результатам исследования.
В данном исследовании была применена методика «Неоконченное стихотворение». Учащимся необходимо было найти начало и конец стихотворения, автора данного стихотворения и познакомиться с его биографией.
Эксперимент проводился с учащимися 3 «Г» класса школы № 124 г.о. Самара. Всего в исследовании принял участие 21 ученик.
Учащимся предлагался отрывок стихотворения Роберта Рождественского из цикла стихотворений «Алешкины мысли»:
«Придумали снег
с морозами,
придумали море
с дюнами.
Придумали кашу вкусную,
ванну
и мыло пенное».
Оригинал стихотворения:
«Пока меня не было,
взрослые
чего только не придумали!
Придумали снег
с морозами,
придумали море
с дюнами.
Придумали кашу вкусную,
ванну
и мыло пенное.
Придумали песню грустную,
которая —
колыбельная.
И хлеб с поджаристой коркою!
И елку
в конце декабря!..
Вот только
лекарства горькие
они придумали
зря!»
Роберт Рождественский
Отрывок стихотворения был написан на доске. Так же с учениками была проведена мотивирующая беседа, озвучены критерии и оговорены варианты поиска.
Критерии оценки результатов поиска:
- Правильно указано название стихотворения (если есть)
- Указан автор стихотворения
- Стихотворение представлено в полном объеме (письменно или в печатном виде)
- Представлена биография автора (письменно или в печатном виде)
- Проявлен творческий подход (имеется рисунок к стихотворению, красивое оформление, отзыв и т. п.)
Во время первичной беседы с учащимися обсуждались возможные варианты поиска стихотворения и информации. По результатам беседы, учениками были предложены следующие варианты поиска информации:
Один ученик предложил найти информацию в библиотеке, четыре ученика — спросить у взрослых, остальные — найти в интернете.
Предложенное задание заинтересовало большую часть класса, учащиеся активно принимали участие в обсуждении задания. По итогам исследования, получились следующие данные:
Всего |
Приняли участие |
Справились с заданием |
Не справились с заданием |
|
Кол-во учащихся |
21 |
11 |
8 |
3 |
Не справились с заданием 3 учащихся.
Причины:
- «Сходил в библиотеку, но она была закрыта»
- «Спросил у мамы, но она не знает»
- Учащийся нашел в интернете другое стихотворение (А.Тальковский «В парусиновых брюках»).
Учащиеся, принявшие участие в эксперименте, искали информацию следующим образом:
По данным двух диаграмм можно сделать вывод о том, что учащиеся, справившиеся с заданием, нашли верную информацию исключительно в интернете.
Анализ литературы показал, что для того, чтобы способствовать повышению информационной культуры младшего школьника необходимо учитывать в образовательном процессе определенные особенности и создавать необходимые условия. М. А. Мухина и Н. Н. Чистякова считают, что оптимальным средством обучения учащихся поиску информации являются — словари. По их мнению, необходимо создать условия (систематическая работа со словарями на уроках и внеклассных занятиях; разработка и применение алгоритма работы со словарями), которые приведут к положительному результату, а именно формированию у учеников умения осуществлять поиск информации. [8, с. 94]
М. Л. Кусова предлагает проводить работу по формированию умения осуществлять поиск информации используя научно-познавательные тексты, т. е. учебно-научный текст выступает как способ обработки и хранения полученной информации. [5, с. 121] Фиалковская предлагает использовать в работе по формированию информационной грамотности различные методы и приемы, в том числе отдельно проводить работу с электронными текстами, словарями, давать дифференцированные задания, использовать проектную, исследовательскую деятельность и другие приемы. [9, с. 128]
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс] // Сайт министерства образования и науки Российской Федерации URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn
- Гречихин А. А. Библиографическая эвристика: История, теория и методика инфорационного поиска [Электронный ресурс] // Онлайн — версия: [web — сайт] (29.05.2021).
- Колганова Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. Вестник ТГУ. 2013. № 3. С. 106–111.
- Кусова М. Л. Учебно-научный текст как средство формирования информационных умений у младших школьников. Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С.118–123.
- Мальцева Н. Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника. — Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 86–90.
- Маннинг К. Введение в информационный поиск / К.Манниг, П. Рагхван, Х. Шютце. — Москва: Вилиамс, 2011. — 528 с.
- Мухина М. А., Чистякова Н. Н. Словари как средство формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации.: Новая наука: опыт, традиции, инновации. — 2016. С. 93–95.
- Фиалковская В. П. Эффективные приёмы работы с информацией на уроках русского языка и литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 127–129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7158/ (дата обращения: 28.05.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): поиск информации, учащийся, Читательская компетентность, начальная школа, особенность поиска информации, умение, информационная грамотность, информационная культура, информационный поиск, младший школьник.