Как найти интерес к школе

Занимайтесь в одно и то же время, разбивайте задачи на мелкие шаги и награждайте себя за проделанную работу.

14 способов заставить себя серьёзно взяться за учёбу

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Мотивируйте себя

1. Составьте список причин, по которым вы учитесь

Запишите их на листке бумаги и держите перед глазами. Когда захочется пропустить учёбу, перечитайте их. Так вы напомните себе, для чего вам нужно стараться. Например, чтобы поступить в хороший университет, получить стипендию или сменить работу. Записывайте как можно больше причин — и весомых, и маленьких.

Иногда у вас совсем не будет мотивации, это естественно. В такие дни вам понадобится немного самодисциплины и этот список как раз придёт на помощь.

2. Находите что‑то интересное во всём

Подумайте, как изучаемый материал соотносится с вашей жизнью. Например, вам скучно читать книгу, которую задали по литературе, — попробуйте найти что‑то общее с героями. Не хочется учить биологию — представьте, сколько всего вы узнаете о самом себе и других живых существах.

Конечно, все предметы не могут интересовать одинаково. Но постарайтесь увидеть, как можно приложить полученные знания к собственной жизни. Это поможет не забросить занятия.

3. Ставьте таймер

Выделяйте по 30–50 минут на занятия, а потом делайте небольшой перерыв. Как только он закончится, возвращайтесь к учёбе. Или попробуйте интервальную технику Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и начните заниматься. Когда раздастся сигнал, отдохните 5 минут, а затем поработайте ещё 25. После того как повторите четыре интервала, сделайте более длинный перерыв.

Поставьте отдельный таймер на время завершения занятий. Например, если вы начали в обед, заканчивайте к ужину. Если позднее — как минимум за 30 минут до сна, чтобы было время расслабиться.

4. Регулярно поощряйте себя

После занятия достаточно чего‑то небольшого: съешьте любимую еду, поиграйте с домашним питомцем, посмотрите смешное видео или полежите в горячей ванне. А после экзамена радуйте себя чем‑нибудь более значительным. Например, выпейте кофе с друзьями или купите то, что давно хотели.

5. Учитесь вместе с кем‑то

Необязательно сидеть вместе в одной комнате. Но важно, чтобы был человек, с которым можно поделиться проблемами и рассказать о своём прогрессе. Договоритесь отчитываться друг другу о проделанной работе раз в несколько дней — так будет легче двигаться к цели и не терять время.

Составьте график занятий

1. Приступайте к учёбе каждый день в одно и то же время, чтобы это стало привычкой

Если вы жаворонок, попробуйте вставать пораньше и заниматься по утрам. Если сова — выделяйте несколько часов на учёбу вечером. Если вам нравится сразу расправиться с делами, чтобы потом отдыхать, выполняйте задания, как только придёте домой. Фиксируйте выбранное время в календаре, чтобы не было соблазна занять его чем‑то другим.

2. Распланируйте подготовку к экзаменам

Как только узнали дату теста или зачёта, внесите её в календарь. Поставьте напоминание за несколько дней или недель до этого, чтобы начать готовиться. Пусть у вас будет достаточно времени, чтобы всё выучить и повторить.

3. Разделите материал на части

Когда нужно усвоить большой объём информации, мы чувствуем себя подавленными и не знаем, с чего начать. Чтобы такого не было, разбивайте крупные задачи на более мелкие. Запишите каждый шаг на бумаге и постепенно выполняйте их один за другим, а рядом с выполненными ставьте галочку. Так вы будете видеть свой прогресс и чувствовать, что ситуация у вас под контролем.

4. Запланируйте время на отдых и расслабление

Не занимайтесь несколько часов подряд — давайте мозгу отдых. Делайте короткие паузы каждые 30–50 минут. На перерыве встаньте и немного пройдитесь, подышите воздухом, перекусите или просто дайте отдохнуть глазам.

Не забывайте выделять время на расслабление, особенно в период подготовки к экзаменам. Когда неделями напряжённо учите что‑то, обязательно нужно устраивать дни полного отдыха — так вы защитите себя от перегрузки.

Устраните отвлекающие факторы

1. Перед занятиями перекусите чем‑то полезным и выпейте воды

Голод и жажда могут сильно отвлекать от умственных занятий, так что устраните их заранее. Не ешьте сладкое: от него вы только быстрее снова проголодаетесь. Перекусите чем‑то полезным, например овощами, фруктами, орехами, сыром, йогуртом или хумусом. Если захотелось напитка с кофеином, ограничьтесь одной‑двумя чашками или одной банкой газировки, чтобы не перевозбудить нервную систему.

2. Повысьте концентрацию с помощью физической активности

За 10–15 минут упражнений или ходьбы вы избавитесь от стресса и повысите уровень эндорфинов в организме. После этого легче будет сосредоточиться и запоминать информацию. Можете даже попробовать совместить тренировки и учёбу. Захватите свои записи в спортзал и читайте их, пока занимаетесь на беговой дорожке. И мозг, и тело будут вам благодарны.

3. Найдите место, где вас ничто не будет отвлекать

Если дома вы постоянно переключаетесь на другие дела, поищите новое место для занятий. Например, в библиотеке или кафе. Если вы готовитесь к экзаменам с друзьями, но они не дают сосредоточиться, договоритесь о правилах совместных занятий. В идеале нужно, чтобы не было отвлекающих звуковых и зрительных стимулов.

Также держите под рукой чистый листок бумаги. Когда в голову приходят мысли о каких‑то делах, не связанных с учёбой, записывайте их и возвращайтесь к заданию.

4. Отключите все электронные устройства, которые не нужны для учёбы

Не включайте телевизор как фон. Оставьте смартфон в другой комнате или в сумке. Если используете его в качестве таймера, установите режим полёта, чтобы не отвлекаться на уведомления. Или применяйте специальные приложения, которые ограничивают доступ в интернет. Например, Freedom, AppDetox. С их помощью можно на время заблокировать доступ к выбранным сайтам и приложениям.

5. Занимайтесь с музыкой

Особенно если вы в общественном месте. Музыка в наушниках поможет заглушить окружающие звуки и сосредоточиться. Для этого лучше всего подходят инструментальные композиции. Если музыка вас отвлекает, попробуйте включить звуки природы или белый шум.

Почему важно? Развитие интереса к учебе у ребенка напрямую влияет на его успеваемость, скорость усваивания материала и вовлеченность в образовательный процесс. И чем лучше дети понимают предмет в начальных классах, тем легче им будет осваивать дисциплину в старшей школе и вузе.

Как способствовать? Мотивировать к обучению должны не только педагоги, но и родители. Существует множество игровых техник, а также простых советов и рекомендаций, которые помогут развивать интерес у детей разных возрастов.

Оглавление:

  1. Виды мотивации и признаки демотивации ребенка к учебе
  2. Развитие интереса к учебе у детей младшего школьного возраста
  3. Развитие интереса к учебе у детей среднего и старшего школьного возраста
  4. Что влияет на развитие интереса к учебе у ребенка
  5. Советы педагогу по развитию интереса к учебе у ребенка

Виды мотивации и признаки демотивации ребенка к учебе

Тяга к знаниям у детей школьного возраста зависит от наличия у них:

  • мотивации к получению новой информации – желания понять устройство этого мира, получить новые навыки и успешно их применять, освоить какую-либо профессию;
  • социальной мотивации, при которой стремление учиться исходит из потребности в общественном признании, похвале и одобрении сверстников, родителей и наставников.

Познавательные мотивы являются непосредственной частью учебной деятельности, а социальная мотивация – внешний фактор. Эти стороны, побуждающие развитие интереса к учебе у дошкольников, можно рассматривать как полярные.

С одной стороны, это внутренний интерес к получению новых знаний и навыков. Другая сторона, напротив, полностью зависит от того, что происходит вне личности. Это родительская любовь, уважение друзей и одноклассников, ведь почти все любят нравится другим и быть в центре внимания, а у подростков и школьников эти мотивы могут быть особенно выражены.

Виды мотивации

Педагог должен стремиться, чтобы у школьников в большей степени формировалась именно внутренняя мотивация, как наиболее устойчивая и эффективная.

Сама учебная деятельность, подкрепленная внутренним желанием, являет собой ценность и источник интереса для ребенка. Она приносит удовольствие и удовлетворение, чувство потока, увлеченности процессом.

Проводимые исследования наглядно показали, что внутренняя мотивация в связке с решением творческих задач и познавательной гибкостью – важнейший фактор эффективного планирования учебной деятельности, формирования настойчивости, действенных антистрессовых стратегий, а также академических успехов, моральной устойчивости и психологического комфорта.

Социальная мотивация эффективна для развития интереса к учебе в том случае, если внутренних побуждений явно недостаточно. Пример такой стимуляции – организовать игру непосредственно во время учебного процесса, в которой будут создаваться ситуации, связанные с общением или пообещать какую-либо награду за хорошие оценки в школе.

Демотивация у ребенка

Демотивация у ребенка всегда бросается в глаза. Можно даже перечислить «красные флаги» отсутствия мотивации к учебе, симптоматика следующая:

  • ребенок получает низкие оценки по одному или нескольким предметам на протяжении длительного срока, при условии, что ранее успеваемость была на более высоком уровне;
  • домашнее задание выполняется крайне неохотно и по несколько часов или не делается вовсе;
  • школьник открыто заявляет о нежелании посещать учебное заведение, опаздывает на уроки или прогуливает их;
  • уровень активности на уроках существенно снижается;
  • ребенок говорит, что ему не нужны и никогда не понадобятся знания, полученные в школе;
  • часто появляется грусть, расстройство и плохое настроение. Все эмоции, связанные со школой, носят негативный оттенок.

Развитие интереса к учебе у детей младшего школьного возраста

Принято считать, что готовность к школе определяется возрастом (обычно 7 лет), освоенным счетом, умением читать, сравнивать и другими навыками. Но физиологическая, психологическая, эмоциональная готовность важны не меньше, чем достижение определенного уровня интеллекта.

Ребенок должен уметь следовать определенным правилам и делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Для младших школьников такой навык гораздо полезнее для успешной учебы, чем комплекс имеющихся знаний.

Ученикам начальных классов обязательно нужно много времени проводить на открытом воздухе для насыщения мозга кислородом, правильно и сбалансированно питаться, придерживаться режима дня. Хороший эффект для развития навыков планирования и самоконтроля будет от нейропсихологических игр и упражнений. Они также тренируют память, внимание, концентрацию.

Как понять слабые стороны ребенка и своевременно их скорректировать? Обратите внимание на его обычные жалобы:

  • «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с запоминанием.
  • «Нечаянно пропустил, не заметил» — дефицит внимания.
  • «Не понял» — нужно поработать над скоростью восприятия и обработки информации.
  • «Не могу представить» — необходимо развивать воображение.

Развитие интереса к учебе у детей среднего и старшего школьного возраста

  • Подростки (10−14 лет): Знания — это сила!

Педагогу важно искать разнообразные и небанальные форматы изучения предметов. Хорошим дополнением к уроку истории станут интерактивные видео на различных хостингах или просмотр сериалов, математика станет увлекательнее с мобильными играми и приложениями. Нужно дать школьнику попробовать самые разные способы получения информации и выбрать наиболее подходящий и интересный. Хобби тоже может поспособствовать учебе, в том числе и игры на ПК.

Развитие интереса к учебе

  • Старшеклассники (15−17 лет): Путь к мечте — через уроки

Для детей этого возраста важно честно самому себе ответить на вопрос для чего им нужна учеба: где в их жизни найдут применение полученные знания, как помогут достичь желаемого и воплотить мечту, какие двери перед ними откроют и т.д. Подростки ценят, когда родители общаются с ними на равных и дают возможность принимать жизненно важные решения: куда пойти после школы, какую профессию выбрать.

Развитие таланта ребенка: советы и рекомендации

Если старшее поколение выберет верную линию поведения: не будет критиковать, даст необходимую поддержку, направит – мотивация к учебе появится сама собой.

Не лишними для родителей будут советы педагога. Например, о том, что важно с позитивом отзываться о школе и обучении в целом. Если ребенок будет слышать реплики наподобие: «Ну вот, завтра опять в школу, как уже надоело» или «Вот мне вообще ничего из школьной программы в жизни не пригодилось!», то весь этот негатив он будет считать правильной точкой зрения, ведь родители – это авторитет.

Развитие интереса к учебе

Нужно напротив, почаще говорить о пользе знаний для качественного улучшения жизни, самому стремиться узнавать что-то новое и получать от этого удовольствие. А еще налаживайте с ребенком тактильный контакт и почаще хвалите. Обязательно делайте акцент на том, что именно у него получилось сделать хорошо, вместо дежурного «ты молодец», так школьник научится ценить свои сильные стороны.

Что влияет на развитие интереса к учебе у ребенка

  1. Ребенок еще не готов к школе. Взрослые полагают, что если их чадо много знает для своих лет, то можно идти в школу. Но даже высокий интеллект не говорит о том, что психика созрела для нового жизненного этапа. Может случиться, что маленький ребенок просто не сможет следовать определенным правилам в силу возраста. К тому же малышам сложно длительное время оставаться без движения, как этого требуют уроки.
  2. Конфликты с учителями. Учитель может даже не подозревать, что такой конфликт имеет место быть. Могут обозначиться плохая успеваемость, изменения в поведении ребенка, хотя открытой ссоры как таковой не было. Воспитанник может обидеться на слова в свой адрес и скрывать это чувство, испытывая при этом страх, подавленность, неприязнь к педагогу. Чтобы избежать такой ситуации, учителю необходимо выстраивать доверительные отношения со своими подопечными.
  3. Конфликты с учениками. Если такая проблема имеет место быть, то придется приложить немало усилий всех сторон, чтобы сгладить ее без последствий для ребенка. Зачастую доходит даже до необходимости смены коллектива.
  4. Физические дефекты. Дефекты речи, нервные тики и прочее. Дети очень болезненно воспринимают свое отличие от большинства сверстников. Особенно негативно воспринимается эта ситуация, когда одноклассники начинают насмехаться над ребенком. Осознавая свою проблему, ученик может избегать школы, как источника негативных эмоций.
  5. Конфликты внутри семьи. Ссоры между родственниками заставляют ребенка замкнуться в себе, лишают интереса и мотивации не только к учебе, но и вообще ко всему.
  6. Давление со стороны старших родственников. Родитель часто ставят перед ребенком недостижимую планку, нанимая для него лучших репетиторов и отдавая на различные секции. И делается это часто даже не посоветовавшись со школьником. Взрослых очень возмущает, если их дитя не соответствует той идеальной картинке, которую они сами себе нарисовали в воображении. Важно вовремя остановиться и прекратить излишнее давление на ребенка.

Советы педагогу по развитию интереса к учебе у ребенка

  • Предоставьте свободу выбора там, где это допустимо.
  • Радость и интерес должны быть основными эмоциями, связанными с процессом обучения.
  • При планировании обучения обязательно учитывать индивидуальность и интересы детей.
  • Лучше всего стимулирует обучение чувство, что что-то удалось. Отсутствие такого переживания лишает учебу смысла. Важно научить ребенка разбираться со сложными темами, начиная с азов. Большую задачу можно разложить на отдельные пункты, доступные для освоения. Если ребенок научится делать что-то мастерски, то он будет с большим энтузиазмом относиться к дальнейшему получению знаний.
  • Внутренняя мотивация растет с ростом уверенности в себе и своих силах.
  • Всегда замечайте успехи ребенка. Когда достижения отмечены и высоко оценена, возникает желание учиться дальше. Создавайте список успехов, он поможет достичь новых вершин и повысит самостоятельность.
  • Не ругайте за неудачи, они и есть наказание. Чувство страха и неуверенности, порожденные ожиданием наказания, создают трудности в процессе обучения. Как следствие мотивация снижается.

развитие интереса к учебе

  • Для школьников важен образ и личность наставника (очень часто даже скучный предмет, который ведет любимый учитель, хорошо усваивается).
  • Преподносите информацию увлекательно и небанально.
  • Изучайте новые методики и приемы образовательной деятельности и применяйте их на практике.
  • Если есть возможность, находите индивидуальный подход и общайтесь с каждым из учеников во время урока. Всегда поощряйте обратную связь – это поможет вовремя заметить и объяснить не понятый материал.
  • При оценке ученика ставьте баллы не за один ответ, а за активность на уроке в целом. Используйте так называемый «поурочный балл».
  • Работайте над развитием познавательных способностей своих подопечных средствами своего предмета. Важно совершенствовать быстроту реакции, все виды памяти, внимание, фантазию. Главная задача школы не только вложить знания, но и научить думать и работать с информацией самостоятельно.
  • Применяйте интегративный подход в преподавании своего предмета, связывайте темы курса с родственными дисциплинами, это расширит кругозор учеников.
  • Делайте все, что в ваших силах, чтобы учебный процесс был интересным и увлекательным. Для этого будьте интересны как личность, используйте всевозможные методы донесения информации, сделайте свою дисциплину более творческой.

развитие интереса к учебе

  • Используйте игру – это мощный стимулятор интереса к происходящим событиям. В игры любят играть абсолютно все, это не исключительная прерогатива малышей. Теперь к практике, а она показывает, что игровая мотивация наиболее эффективна в среднем школьном возрасте.

    В начальной школе детьми легко управлять, а старшеклассники уже взрослые и целеустремленные. Те, что посередине как раз падки на азарт и вдохновение. Игровая деятельность разнится в зависимости от возраста, это зависит от формирования новых психических процессов по мере взросления.

    В младшем возрасте подойдут линейные игры, в среднем – командные и с акцентом на личные поступки.

    Старшеклассники оценят необходимость качественного отыгрыша и воссоздания новых образов, нестандартные модели реальности. Для каждого возраста в игре есть что-то особенное, и в целом этот процесс максимально эффективен для развития мышления и формирования личности.

  • Успех должен достигаться на базе выполнения задач, которые по плечу каждому из класса. Новый материал ложится на старые знания.
  • Положительная энергетика и эмоциональный фон достигаются при помощи дружественной атмосферы на уроке, яркой и немонотонной речи учителя.
  • Стимулируйте самопознание, путем оценки своей деятельности и деятельности окружающих. Полезно научить учеников задавать себе вопросы, подразумевающие множество вариантов ответа, такие как «почему я столкнулся с трудностями?», «что было интересного на уроке, что нового?».
  • Оживите урок необычным вступлением, музыкальными паузами, играми и соревнованиями, минутками юмора.
  • Поощряйте коллективную деятельность, работу в группах, командные соревнования, коллективное решение задач, взаимопомощь.
  • Преподносите материал в нестандартной и неожиданной форме.
  • Используйте такие приемы как дискуссия, эвристическая беседа, дедукция и индукция, классификация, обобщение, создание ситуативных моделей.
  • Стимулируйте деятельность через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
  • Выявляйте слабые стороны и причины отсутствия мотивации: неумение учиться или промахи в воспитании. Прорабатывайте проблемные моменты.
  • Поддерживайте контакт и доверительные отношения со всеми подопечными, будьте им другом и наставником.
  • Подпитывайте атмосферу энтузиазма, активности, оптимизма и уверенности в собственных силах у детей.
  • Используйте современные цифровые технологии.
  • Разнообразьте учебную деятельность при помощи приема ролевой игры.
  • Помните, каждый ребенок – это личность, имеющая свой особенный характер. Уважайте это.

Создание мотивации к обучению – процесс не одного дня, он требует полной самоотдачи и больших трудозатрат. Никогда не поздно начать сначала и исправить ошибки в работе с учениками. На любом этапе взаимодействия возможно выстроить отношения, основанные на уважении, доверии и взаимопонимании.

#статьи

  • 14 сен 2022

  • 0

Мотивация ребёнка: как поддержать интерес к школе

Почему у младших школьников пропадает желание учиться и как его вернуть — рассказывают психологи.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Мотивированный к учёбе ребёнок — мечта любого родителя! Он сам интересуется предметом, стремится выполнять задания, готов браться за сложные задачи и преодолевать трудности. Многие дети с удовольствием приходят в первый класс и с энтузиазмом приступают к обучению, но постепенно интерес теряется.

Психологи Юлия Старостина и Александр Покрышкин рассказали:

  • когда у ребёнка возникает мотивация и какая она бывает;
  • когда и почему пропадает желание учиться;
  • какие приёмы помогут родителям поддерживать мотивацию детей.

Примерно после кризиса трёх лет у человека появляется осознанная мотивация: он начинает понимать, чего он хочет и зачем ему это нужно. Если до этого периода дети часто хотят делать всё и прямо сейчас, то к младшему школьному возрасту у них развивается иерархия мотивов — умение определять для самих себя более и менее важные мотивы. Ребёнок уже не кидается немедленно исполнять то, чего ему захотелось, он способен придержать и в чём-то ограничить себя, если у него есть цель.

Мотивация бывает внешняя и внутренняя.

  • Внутренние мотивы связаны с самим процессом обучения: это когда ребёнок искренне любит то, чем занимается.
  • Внешние мотивы связаны с результатами, которые приносит дело. Ребёнок может учиться для того, чтобы занять социальную позицию. Допустим, он хочет получать пятёрки, потому что ему важно быть авторитетом среди одноклассников или он боится разочаровать родителей. Ещё к внешней мотивации можно отнести стремление к учёбе ради того, чтобы родители купили новые вещи, разрешили побольше играть в гаджеты, и страх быть наказанным.

Внешняя мотивация хороша тем, что её можно создать. Но, к сожалению, никакая внешняя мотивация не может быть постоянной.

Исследования показывают, что стремление получить похвалу или награду, избежать наказания напрямую связано с повышением тревожности, а в состоянии тревоги человеку трудно существовать, получать удовольствие от жизни и полноценно развиваться.

Часто бывает, что дети идут в первый класс в радостном возбуждении, но постепенно теряют интерес к учёбе. При этом родители думают, что ребёнок попросту ленится. Бывает, что такую оценку дают и учителя: «Ребёнок способный, но ему мешает лень».

Традиционно лень рассматривают как качество характера, которое мешает прилагать усилия и добиваться результата. Лень выражается в снижении активности и учебной мотивации ребёнка.

Но современные психологи склонны считать, что лень — это зачастую не черта характера, а симптом — сигнал о том, что человек находится в сложных для себя обстоятельствах. Например, ребёнку может быть просто неинтересно в школе — или, возможно, у него возникли сложности в отношениях с одноклассниками. Ещё причиной лени может быть стресс от слишком сложной задачи или отсутствие понятной цели.

Как слишком сложная задача может лишить мотивации? Представим ребёнка шести лет, который очень любит конструкторы и может посвящать им массу своего времени. Но что будет, если дать ему слишком сложный набор — например, рассчитанный на людей 12–14 лет? У него есть детали, есть образ результата — красивая картинка модели, которая в итоге должна получиться. Но инструкция слишком объёмная, детали слишком мелкие, нужно много читать. Некоторое время ребёнок будет стараться, но в конце концов бросит задачу, потому что «не получается».

Американская исследовательница Эмили Нагоски в книге «Выгорание», которая посвящена потере мотивации, описывает механизм, с помощью которого мозг человека определяет достижимость задачи. Этот механизм, который она называет монитором, непрерывно рассчитывает расстояние от нашего текущего местоположения до конечной цели. И если в течение долгого времени к цели не удаётся приблизиться, «монитор» решает не тратить время на решение этой задачи. Зачем стараться, если всё равно ничего не получается?

Также на мотивацию пагубно влияет отсутствие понятной цели. Это как в известном анекдоте, где прапорщик приказал новобранцам копать яму от забора и до обеда. Задача вроде бы простая, но зачем делать эту работу? Какой результат нужно получить?

К сожалению, часто школьное обучение становится такой «ямой от забора до обеда»: ученик не может сформулировать, зачем ему выполнять эту задачу, и теряет мотивацию.

Одна из самых популярных научных теорий на тему мотивации — теория самодетерминации. Вкратце — это теория о том, как осознанность и свобода выбора помогают людям эффективнее работать.

Психологи, работающие с этой теорией, называют четыре основных условия, при которых человек может сохранять мотивацию к чему-либо:

1) находиться в безопасной и комфортной среде;

2) понимать цель работы и самостоятельно организовывать процесс;

3) чувствовать достижимость успеха;

4) чувствовать поддержку.

Исследовать учебные трудности. Какие конкретно сложности в учёбе есть у вашего ребёнка? С чем они связаны? Как вы можете помочь? Возможно, трудности связаны с усталостью от слишком большой нагрузки в школе и на кружках? Или с нездоровым эмоциональным климатом в школе? Или с личными особенностями восприятия ребёнка?

Исследовать обстановку в классе и отношения с учителем. Например, чувствительным детям может быть сложно работать с чрезмерно строгим и требовательным учителем, а для непосед это, наоборот, лучший вариант.

Больше включаться в школьные процессы. Учёба вашего ребёнка в каком-то смысле определяет и ваше будущее, и будущее вашей семьи. Если вы сами с энтузиазмом относитесь к ней, ребёнок почувствует это и тоже загорится интересом.

Организовать интересный и развивающий досуг, который позволит ребёнку добиваться успеха вне уроков. Желательно, чтобы этот досуг нравился и вам, — тогда вы сможете продуктивно проводить время вместе, поддерживать интерес и замечать успехи ребёнка.

Интересоваться тем, что любит ребёнок. Часто родителям кажется, что их детям нравится какая-то ерунда, и они запрещают ей заниматься. Так делать не стоит. Лучше попробуйте понять, почему ребёнка так увлекает это хобби. Чем оно ему полезно, что даёт? Как можно дать ему то, в чём он нуждается, другими способами?

Поддерживать эмоционально. Обязательно хвалить даже за небольшие успехи и помогать справляться с эмоциями, когда что-то не получается. Механизм работы похвалы очень простой: когда нас хвалят, мы чувствуем удовольствие и стараемся, чтобы в будущем снова заслужить похвалу. Да, это внешняя мотивация, но в ней нет ничего плохого. Наоборот, когда ребёнка хвалят, его уверенность в себе растёт, а значит, растёт и его устойчивость к трудностям.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше

Нередко родители школьников сталкиваются с нежеланием детей учиться. Для начала важно понять, чем обусловлено такое отторжение. О возможных причинах, отталкивающих детей от школы, рассказала психолог.

Фото: Министерство образования Красноярского края/сайт Минпросвещения России

Причины для того, чтобы у ребенка пропало желание идти в школу, могут быть разные. Как сообщает ресурс Deti.mail, основных вариантов несколько. Так, ребенку может быть слишком трудно учиться. Он плохо понимает и усваивает материал. Так случается, если ученика перевели из одной школы в другую или он пропустил занятия из-за болезни.

Учиться слишком скучно – еще одна причина нежелания учиться. Бывает так, что уровень подготовки ребенка выше, чем у одноклассников – тогда ему скучно на уроках, неинтересны задания, где от него не нужны никакие усилия.

Причиной может стать и конфликт с учителями. К сожалению, сегодня не редкость, когда педагог и ученик не сходятся характерами, и выйти из положения не так просто, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, конфликт может случиться и с одноклассниками. Непростые отношения со сверстниками надолго отбивают у школьников желание ходить в школу. Бывает, что такие ситуации разрешаются сами собой. Однако в ряде случаев необходимо вмешательство психологов и учителей.

Теряется желание посещать школу и тогда, когда пропадает потребность в новых знаниях. Сегодня многие зациклены на гаджетах. Такая зависимость нередко лишает ребенка природной любознательности. Иногда причиной отказа идти учиться выступает лишний контроль родителей. Они из лучших побуждений стараются облегчить ребенку обучение. Взрослые иногда берут всю ответственность на себя, каждый шаг ребенка контролируют. Тогда у него пропадает заинтересованность в процессе и результате учебы.

Иногда дети не хотят идти в школу, потому что плохо себя чувствуют. Проблемы со здоровьем могут проявляется в плохом сне и аппетите. Следует обратить на здоровье внимание, если дети с трудом просыпаются и быстро устают – даже от несложной работы.

Фото: pixabay.com

Потеря мотивации – нередкая причина снижения интереса к школе в подростковом возрасте. В этот период дети бунтуют против учебных нагрузок и даже идеи получения школьного аттестата. Такое время нужно пережить, объясняя подростку необходимость школьного образования. В случае обострения проблемы, стоит обратиться к детскому психологу.

На интерес к учебе влияет также возраст ребенка. Обычно наиболее мотивированы дети в начальной школе, особенно первоклашки. Для них школа дает новый статус, новые ситуации, а все новое кажется любопытным. У младших школьников сниженная мотивация обусловлена двумя типами причин: либо недостаточной психологической и физиологической готовностью к учебе, либо проблемой социальной адаптации в коллективе. В средней школе мотивация к учебе снижается. Наиболее низкий ее уровень наблюдается у 8 и 9-классников. Зато в старших классах она снова растет.

Общими рекомендациями для детей разного возраста для роста мотивации выступают корректировка нагрузки, увеличение длительности сна, обязательное включение в расписание двигательной активности на свежем воздухе. Необходимо также интересоваться отношениями ребенка с одноклассниками и педагогами, советует психолог Мария Буртман. Важно выслушивать и анализировать не всегда интересные для взрослых рассказы — иногда они помогают разобраться в причинах происходящего с ребенком.

Поддерживают интерес к учебе участие в фестивалях науки и олимпиадах, конкурсах. И обязательным элементом должно быть родительское одобрение и похвала. В переходном возрасте, когда некоторые дети бросают привычные кружки, может оказаться важной кардинальная смена таких внеурочных занятий. Новое увлечение может помочь ребенку пережить непростой период. В старших классах важны четкие цели. Профессиональная ориентация, выбор вуза и набор экзаменационных предметов помогают ученику вернуть мотивацию.

Добавить комментарий