Как найти интервалы по сольфеджио

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

 Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

примы от всех нот

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

секунды от всех нот

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

терции от всех нот

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

кварты от всех нот

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

квинты от всех нот

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

сексты от всех нот

септимы от всех нот

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

октавы от всех нот

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

интервалы от ноты до вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

интервалы от ноты соль вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

интервалы от ноты до вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

интервалы от ноты ля вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

интервал секунда на фортепиано

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

интервал терция на пианино

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние.  Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

кварты и квинты на клавиатуре фортепиано

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

интервал секста на клавиатуре пианино

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

интервал октава как играть на фортепиано

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

интервал септима на пианино

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

интервал септима на фортепиано

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Интервал – это созвучие двух нот. На уроках сольфеджио учат определять интервалы на слух, пропевают их, строят от каждой ноты.

Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.

В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.

Содержание статьи:

  • Разновидности интервалов
  • Простые интервалы
  • Количественная и качественная величина интервала
  • Тритон — Кварта или Квинта
  • Увеличенный и уменьшенные интервалы
  • Составные интервалы
  • Как запоминать и отличать интервалы

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

  • 1 – прима
  • 2 – секунда
  • 3 – терция
  • 4 – кварта
  • 5 – квинта
  • 6 – секста
  • 7 – септима
  • 8 – октава

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

primy ot vsekh not

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

sekundy ot vsekh not

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

tercii ot vsekh not

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

kvarty ot vsekh not

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

kvinty ot vsekh not

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

seksty ot vsekh not

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

septimy ot vsekh not

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

oktavy ot vsekh not

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.

Качественная величина интервала

До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.

Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:

Bol'shaya sekunda Do Re

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

malaya sekunda Do Re bemol

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

До-Ре:

До-Ре бемоь:

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Малыми или Большими бывают только Секунды, Терции, Сексты и Септимы.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Tablica vsekh intervalov ot do

Тритон

Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

Triton Fa Si

Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

Triton Si Fa

Вот как звучит этот тритон:

Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

sekunda Do Re

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

Uvelichennaya sekunda DO Re diez

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным.  Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда. 

Tablica uv 2 = m 3

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

  • 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
  • 10 – Децима (10 ступеней)
  • 11 – Ундецима (11 ступеней)
  • 12 – Дуодецима (12 ступеней)
  • 13 – Терцдецима (13 ступеней)
  • 14 – Квартдецима (14 ступеней)
  • 15 – Квинтдецима (15 ступеней)

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

 nona Do Re

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

malaya nona Do Re bemol'

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

decima

Ундецима – Октава + Кварта.

undecima

Дуодецима — Октава + Квинта.

duodecima

Терцдецима — Октава + Секста.

tercdecima

Квартдецима – Октава + Септима.

kvartdecima

Квинтдецима – Октава + Октава.

kvintdecima

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

 vse sostavnye intervaly v tablice

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Первый шаг.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

konsonansy i dissonansy tablica

Консонансы:

Диссонансы:

Второй шаг.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Третий шаг.

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима –  «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

  1. Услышать консонанс это или диссонанс
  2. Близко звуки расположены или широко
  3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
  4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте. До новых встреч!

Одно из самых распространенных заданий в сольфеджио — построить интервал от ноты. Почему так важно знать и понимать интервалы?

Таблицы всех интервалов приведены ниже.

Вы также можете потренироваться в Определении интервалов на слух.

Что такое интервалы в музыке?

Интервал — это расстояние между любыми двумя нотами. Это — как отрезок в геометрии — есть точка А и точка Б, расстояние между ними такое-то.

Интервал - это расстояние между двумя нотами

На картинке изображены четыре интервала (отрезка) — до#-ре#, до-ля♭, ми-ля, си-до.

Из интервалов состоит любая мелодия. Каждые две последовательные ноты отстоят друг от друга на какой-то интервал. Например:

интервальный состав мелодии

Вот, например, выше приведенная мелодия, состоит из интервалов: м.6-м.2-м.3+м.2-б.2-б.2-м.2+м.2-м.3+ч.5-б.3-м.2+ч.1. Знаками плюс и минус обозначено направление интервалов — вверх или вниз.
Интервалы являются своеобразными «кирпичиками», из которых строится мелодия.

Из чего состоят интервалы

Интервалы бывают узкие и широкие. Если отрезок в математике измеряется в сантиметрах или миллиметрах, то интервалы измеряются тонами или полутонами.

Вот, например, все интервалы от ноты До.

Из чего состоят интервалы

Цифрами отмечены полутоны, из которых состоят интервалы:

Название интервала Обозначение Количество тонов Количество полутонов От ноты До
Прима ч.1 0 0 до-до
Малая секунда м.2 0,5 1 до-реb
Большая секунда б.2 1 2 до-ре
Малая терция м.3 1,5 3 до-миb
Большая терция б.3 2 4 до-ми
Чистая кварта ч.4 2,5 5 до-фа
Тритоны ув.4, ум.5 3 6 до-фа#, до-сольb
Чистая квинта ч.5 3,5 7 до-соль
Малая секста м.6 4 8 до-ляb
Большая секста б.6 4,5 9 до-ля
Малая септима м.7 5 10 до-сиb
Большая септима б.7 5,5 11 до-си
Чистая октава ч.8 6 12 до-до (через октаву)

Если интервалы измерять целыми тонами, то получится цифра в два раза меньшая, чем количество полутонов. Ведь тон состоит из двух полутонов.

Количественная и качественная сторона интервалов

Определение качественной и количественной стороны интервалов придумали музыковеды -теоретики. И вам теперь из-за них надо запомнить что это означает.

Так вот, количественная сторона интервалов — это их имя — прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8). А имя интервала обозначает количество ступеней, составляющих интервал.

Качественная сторона интервалов — это их размер — малые, большие, уменьшённые, увеличенные, чистые. Качество интервала измеряется тонами и полутонами.

Один и тот же интервал, например, секунда (в ней 2 ступени), может быть малой, большой, увеличенной, уменьшённой, и даже дважды увеличенной и дважды уменьшённой. То есть, при сохранении количества ступеней, изменяется количество полутонов в интервале, меняя его качество.

Количественная и качественная сторона интервалов

В приведённой выше секунде количество ступеней не изменяется, их постоянно две — до и ре. А качество интервала меняется путём изменения полутонов, знаков альтерации.

Интервалы от всех нот

Здесь вы найдёте все интервалы, построенные от любой клавиши вверх. Чтобы построить интервалы от ноты вниз, просто примените правило обращения интервалов.

Например, вам надо построить все интервалы вниз от ноты Фа#. Запишите ноту фа# на октаву выше, все остальные ноты остаются на месте. Подпишите интервалы от ч.8 до ч.1. Если вам нужна последовательность от ч.1 до ч.8, запишите в требуемом порядке.

Интервалы от ноты Фа# вниз

Интервалы от белых клавиш

При построении интервалов, их можно записывать двумя способами — в мелодическом виде (нота за нотой, в последовательном звучании), как в примерах от белых клавиш. А также в гармоническом виде (нота над нотой, в одновременном звучании), как в примерах от диезных и бемольных нот.

Если вы еще не проходили интервалы тритоны (ув.4 и ум.5), то не пишите их, выполняя домашнее задание.

Интервалы от ноты ДоИнтервалы от ноты РеИнтервалы от ноты МиИнтервалы от ноты ФаИнтервалы от ноты СольИнтервалы от ноты ЛяИнтервалы от ноты Си

Интервалы от диезных нот

Интервалы от ноты До#Интервалы от ноты Ре#Интервалы от ноты Ми#Интервалы от ноты Фа#Интервалы от ноты Соль#Интервалы от Ля#Интервалы от ноты Си#

Интервалы от бемольных нот

Интервалы от ноты До♭ Интервалы от роты Ре♭Интервалы от ноты Ми♭Интервалы от ноты Фа♭Интервалы от ноты Соль♭Интервалы о ноты Ля♭ Интервалы от ноты Си♭

Вы узнаете, что такое музыкальный интервал и как его использовать в композициях. Кроме того, разберем все виды и характеристики звучания. Покажу, как использовать обращение. Также будут таблицы, примеры и обозначения.

Все про музыкальный интервал и его характеристики в музыке

Содержание:

  • Определение
  • Простые интервалы
  • Составные
  • Дополнительные виды:
    • Большие и малые
    • Чистые
    • Увеличенные и уменьшенные
  • Построение интервалов
  • Обращение
  • Характерность
  • Вывод

Музыкальный интервал

Музыкальный интервал — это расстояние между двумя нотами или звуками. Если ноты берутся одновременно, то это гармонический интервал. А если последовательно, то мелодический.

Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.

Как выглядит мелодический и гармонический интервал на нотном стане

Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.

И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано. Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.

Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.

Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.

В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.

Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.

Таблица интервалов в музыке

Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.

Простые интервалы
Название интервала Обозначение Кол-во тонов Кол-во ступеней Тип
Чистая прима ч. 1 0 1 Совершенный консонанс
Увеличенная прима ув. 1 0,5 1 Диссонанс
Уменьшенная секунда ум. 2 0 2 Совершенный консонанс
Малая секунда м. 2 0,5 2 Диссонанс
Большая секунда б. 2 1 2
Увеличенная секунда ув. 2 1,5 2 Несовершенный консонанс
Уменьшенная терция ум. 3 1 3 Диссонанс
Малая терция м. 3 1,5 3 Несовершенный консонанс
Большая терция б. 3 2 3
Увеличенная терция ув. 3 2,5 3 Весьма совершенный консонанс
Уменьшенная кварта ум. 4 2 4 Несовершенный консонанс
Чистая кварта ч. 4 2,5 4 Весьма совершенный консонанс
Увеличенная кварта ув. 4 3 4 Диссонанс (другое название — тритон)
Уменьшенная квинта ум. 5 3 5
Чистая квинта ч. 5 3,5 5 Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квинта ув. 5 4 5 Несовершенный консонанс
Уменьшенная секста ум. 6 3,5 6 Весьма совершенный консонанс
Малая секста м. 6 4 6 Несовершенный консонанс
Большая секста б. 6 4,5 6
Увеличенная секста ув. 6 5 6 Диссонанс
Уменьшенная септима ум. 7 4,5 7 Несовершенный консонанс
Малая септима м. 7 5 7 Диссонанс
Большая септима б. 7 5,5 7
Увеличенная септима ув. 7 6 7 Совершенный консонанс
Уменьшенная октава ум. 8 5,5 8 Диссонанс
Чистая октава ч. 8 6 8 Совершенный консонанс

Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.

Составные интервалы
Название Обозначение Кол-во тонов Кол-во ступеней Тип
Чистая октава ч. 8 6 8 Консонанс
Увеличенная октава ув. 8 6,5 8
Уменьшенная нона ум. 9 6 9 Диссонанс
Малая нона м. 9 6,5 9
Большая нона б. 9 7 9
Увеличенная нона ув. 9 7,5 9
Уменьшенная децима ум. 10 7 10 Консонанс
Малая децима м. 10 7,5 10
Большая децима б. 10 8 10
Увеличенная децима ув. 10 8,5 10
Уменьшенная ундецима ум. 11 2 4 Консонанс
Чистая ундецима ч. 11 2,5 4
Увеличенная ундецима ув. 11 3 4
Уменьшенная дуодецима ум. 12 3 5 Консонанс
Чистая дуодецима ч. 12 3,5 5
Увеличенная дуодецима ув. 12 4 5
Уменьшенная терцдецима ум. 13 3,5 6 Консонанс
Малая терцдецима м. 13 4 6
Большая терцдецима б. 13 4,5 6
Увеличенная терцдецима ув. 13 5 6
Уменьшенная квартдецима ум. 14 4,5 7 Диссонанс
Малая квартдецима м. 14 5 7
Большая квартдецима б. 14 5,5 7
Увеличенная квартдецима ув. 14 6 7
Уменьшенная квинтдецима ум. 15 5,5 8 Консонанс
Чистая квинтдецима ч. 15 6 8

Простые интервалы

Простые интервалы находятся в пределах одной октавы. Ступенчатая величина определяется количеством охватываемых ступеней. В пределах октавы есть 8 ступеней.

Простые интервалы на нотном стане вверх от ноты Ло и вниз от Ре

Простые интервалы от ноты До и Ре

Тоновая величина определяется количеством заключенных тонов. Она тоже нужна поскольку ступенчатая величина интервала определяет приблизительное расстояние.

К примеру, секунда До — Ре составляет целый тон. А секунда Ми — Фа составляет полутона.

Между основными ступенями звукоряда есть следующие интервалы.

Интервалы в музыке на нотоносце между основными ступенями звукоряда

Давайте посмотрим на основные.

Как выглядят основные музыкальные интервалы на нотном стане

Главные музыкальные интервалы

Сначала идут две ноты одной высоты. Такой интервал называется «Prima» (прима) или «Unison» (унисон). Нота, расположенная на ступень выше, дает интервал в секунду. Поэтому и называется «Secunda» (секунда).

Следующая ступень даст интервал в терцию «Tertia» (три ступени).

Далее идет кварта «Quarta», то есть четыре ступени. Затем квинта «Quinta», то есть пять ступеней. Потом секста «Sexta», то есть шесть ступеней. После нее идет септима «Septima» с семью ступенями.

Наконец, возвращаясь к первоначальной ноте октавой выше, получаем интервал в октаву. Отсюда и название «Octave».

Все это простые диатонические интервалы. Они принадлежат одной тональности. В данном случае, ноте «До».

Но при одинаковой ступеневой величине, один и тот же интервал в музыке может иметь разное количество тонов. Поэтому интервалы могут быть большие, малые и чистые. А также увеличенные и уменьшенные.

Секунды, терции, сексты и септимы могут быть как малыми, так и большими.

А примы, кванты, квинты и октавы являются чистыми или совершенными интервалами. Они никогда не могут быть большими или малыми.

Секунда

Секунда (лат. Secunda — вторая) — это интервал в две ступени. Такой звук приземленный, прижимистый. Его используют в частях, которые должны подогревать и готовить слушателя к чему-то важному.

Музыкальный интервал secunda на нотном стане от всех нот

Интервал секунда от всех нот

Часто используют в хип-хоп культуре во время читки рэпа.

Интервал секунда в музыке может быть большим (б) и малым (м). Характеристика звучания тут разная. Большая очень приземленная и прижимистая. Она четкая, структурированная и конкретная.

Маленькая кажется грустной. Может создавать большой нагнетающий эффект при использовании фригийского лада.

Терция

Терция (лат. tertia — третья) — это музыкальный интервал в три ступени. Она гармоничная и легко воспринимается.

Музыкальный интервал в три ступени на нотном стане

Терция в 3 ступени

Часто используется в классической музыке. Это такой добрый и успокаивающий интервал. Он всегда создает уютное сочетание и состояние слушателя.

Очень гармоничный. Часто присутствует в музыке Моцарта.

Бывает большая (б) и малая (м) терция. Большая всегда звучит радостно, а малая грустно.

Этот музыкальный интервал в 3 ступени определяет, как будет звучать аккорд. Кстати, он тоже состоит из терции.

Пример отображения большой и малой терции в аккордах на нотном стане

Большая и малая терция в аккордах

Самая первая терция стоит в низу аккорда. Она определяет, насколько аккорд будет звучать грустно или весело.

Кварта

Кварта (лат. quarta — четвертая) — интервал в четыре ступени. Он очень динамичный и яркий. Звучит кричаще.

Музыкальный интервал quarta на нотном стане

Интервал кварта

Очень похожа на фанфары потому что они звучат торжественно.

Интервал Тритон

Интервал тритон находится между квартой и квинтой.

Интервал тритон на нотном стане и клавишах фортепиано

В средние века он являлся дьявольским интервалом. За его использование в то время могли запросто сжечь на костре. В 19 веке его еще называли «Черт в музыке» (от лат. diabolus in musica).

Почему он является таким страшным?

Дело в том, что он является сильным диссонансом. То есть не строящимся интервалом. Находится прямо по середине в пределах одной октавы. Также он обращается сам на себя.

Схема обращения интервалов и особенности тритона среди остальных видов

Обращение интервалов

Вот почему его не любили в средние века.

Сейчас его используют, когда нужно передать что-то таинственное, секретное и ужасное. Считается, что у него очень плохая энергетика.

Часто используется в heavy metal.

Квинта

Квинта (лат. quinta — пятая) — это интервал в пять ступеней. Хорошо подойдет для неземного восприятия, которое не вяжется с чем-то бытовым и простым.

Интервал квинта в музыке на нотном стане и фортепиано

Музыкальный интервал в 5 ступеней

Используют в тех композициях, где нужно создать больше драматизма. Можно использовать в эпичных моментах. Он звучит широко, таинственно и пространственно.

Секста

Секста (от лат. sexta — шестая) — это расстояние в шесть нот. Она очень масштабная и большая. За счет этого создается важность какого-то события.

Большой и маленький интервал sexta в шесть ступеней

Музыкальный интервал в 6 ступеней

Есть большая (б) и малая секста (м). За счет них произведения получают более серьезное восприятие.

Септима

Септима (лат. septima — седьмая) — это музыкальный интервал в 7 ступеней. Очень плохой с точки зрения гармонии. Звучит не приятно. Бывает большим и малым.

Музыкальный интервал септима в семь ступеней

Музыкальный интервал septima

Используется в аккордах. Например, в септаккордах на крайнем расстоянии между нотами. Но если внутрь добавить несколько нот, то аккорд будет звучать симпатично.

Отображение музыкального интервала септима в септаккорде (Cmaj7) на фортепиано и нотном стане

Интервал септима в большом мажорном септаккорде (Cmaj7)

Септима звучит грязно. Можно использовать в тех случаях, когда хотите взбунтовать нервную систему слушателя.

Однако можно вовремя переключить ее на более устойчивую ноту. Например, на тонику на первую ступень. Тогда будет хороший результат.

Переключение музыкального интервала септима на тонику первой ступени

Октава

Октава (лат. octava — восьмая) — это музыкальный интервал в восемь ступеней. Повторяется один и тот же звук через диапазон.

К примеру, у нас есть на первой ступени нота. Далее мы ее просто повторяем в следующем диапазоне (октаве).

Музыкальный интервал октава в восемь ступеней на нотном стане и фортепиано

Музыкальный интервал в 8 ступеней

Это чистый интервал. Поэтому его легко использовать во многих музыкальных композициях. За счет расстояния в 8 ступеней достигается масштабность и объемность звучания.

К примеру, у нас идет звук конкретного инструмента. Нам он кажется слишком плоским и простым. Как сделать так, чтобы обогатить его звучание и придать объем?

Можно добавить к нему еще одну ступеньку на октаву выше или ниже. Это зависит от того, чего именно нужно достичь.

Если нужна полнота звучания, то лучше добавлять снизу. Так получим хороший и насыщенный звук инструмента.

Если хотим увеличить тембровку и создать новые обертона, то можно добавить октаву сверху. В итоге, получим яркий, четкий и насыщенный звук.

Большинство музыкантов ограничиваются использованием интервалов в пределах одной октавы. Это то, что мы рассмотрели ранее.

Но возникает необходимость играть чуть выше октавы.

Составные интервалы

Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.

Музыкальные составные интервалы на нотном стане

Составные интервалы в музыке

Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.

Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.

Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).

А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.

Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.

В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.

Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.

Другие виды интервалов в музыке

Выше вы узнали, что основные виды интервалов в музыке делятся на простые и составные. Но есть дополнительные типы, о которых стоит упомянуть ниже.

Большие и малые интервалы

Интервалы могут быть большими «б» и малыми «м». Таким образом, расстояние между До и Ре ♭ — малая секунда (м2). А между До и Ре натуральной — большая секунда (б 2).

Большие и малые интервалы в музыке на нотном стане

Между До и Ми ♭ будет интервал в малую терцию (м 3). До и Ми натуральное образуют большую терцию (б 3). Интервал в кварту является чистым (ч 4).

Но если поднимем верхнюю ноту кварты на полутон, то получим увеличенную кварту (ув). Она называется тритоном. Потому что между нотами До и Соль бемоль три тона.

Далее добираемся до пятой ступени, образуя чистую квинту (ч 5). Затем идет малая секста (м 6). А До и Ля натуральные образуют большую сексту (б 6).

После идет малая (м 7) и большая септима (б 7). Затем чистая октава (ч 8).

Давайте вернемся к прошлой схеме (картинке) «Главные музыкальные интервалы». Посмотрим, какие у нас были интервалы в диатонической гамме.

В гамме До мажор мы имеем большую секунду. На рисунке обозначено, как Second. Затем идет большая терция, чистая кварта и чистая квинта. Далее большая секста, большая септима и чистая октава.

То есть все другие интервалы не участвуют в формировании диатонической гаммы. Но здесь их можно встретить если отчитывать не от ноты До, а от других ступеней.

Например, можно найти малую секунду (м 2) между седьмой ступенью и восьмой. Между ними полутон, но две ступени.

Малая секунда между интервалами септима и октава

Малая терция (м 3) между третьей ступенью и пятой. То есть между Ми и Соль.

Интервал в малую терцию на нотном стане

Малая терция

Большую терцию (б 3) мы можем найти между первой и третьей ступенью.

Музыкальный интервал большая терция

Большая терция

А между третьей ступенью и восьмой у нас малая секста (м 6). То есть между Ми и До.

Музыкальный интервал в малую сексту на нотном стане

Малая секста

В итоге, гамма содержит в себе все возможные интервалы. Но если будем добавлять полутона по ступенькам последовательно, то получим то, как на картинке «Главные музыкальные интервалы»

Чистые интервалы

Чистые интервалы при исполнении звучат слитно (мягко). При обращении они тоже образуют чистые интервалы. Поэтому их еще называют консонирующими.

Слитность звучания обусловлена тем, что гармоники двух нот тесно связаны друг с другом.

В диатонической гамме все кварты, квинты, примы и октавы являются чистыми.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Слова уменьшенный или увеличенный могут прибавляться к названию интервала. Они означают его расширение или сужение на хроматический полутон.

Увеличенные и уменьшенные интервалы в музыке на нотном стане

Если интервал большой и малый, но не чистый, тогда уменьшается малый, а увеличивается большой. Например, увеличенная секунда составляет 1,5 тона, а уменьшенная ноль тонов.

Возможны также дважды увеличенные и уменьшенные интервалы.

Например, нужно построить дважды увеличенную кварту. В таком случае, от основания До отсчитываем 3 ступени и получаем вершину Фа.

Дважды увеличенная кварта составляет 3,5 тона. А интервал До — Фа 2,5 тона. Тогда вершиной дважды увеличенной кварты будет Фа дубль диез.

Ниже показаны видоизмененные интервалы.

Видоизмененные интервалы в музыке на нотном стане

Если возьмем чистую квинту и сузим ее на полутон, то получим уменьшенную квинту (ум.5). Увеличивая на полутон чистую кварту, получаем увеличенную кварту (ув.4).

Эти две ноты одинаковые. Поэтому их еще называют энгармоническими. Потому что Соль бимоль и Фа диез, это одна и та же высота.

Увеличивая квинту, получаем увеличенную квинту (ув.5). Понижая шестую ступень, получаем уменьшенную сексту (ув.6). Но чаще всего такой интервал мы называем увеличенной квинтой.

А дальше идет пример пониженной второй ступени. Теоретически, мы получаем уменьшенную секунду (ум.2). Но на практике, применяем название малая секунда (м.2).

Тоже самое и с терцией.

Понятие уменьшенная терция на практике не применяется. Такая комбинация тонов обычно называется малой терцией (м.3).

В общем, если в чистый интервал добавлен полутон, то он становится увеличенным. А если из чистого расстояния вычли полутон, то такой интервал становится уменьшенным.

Как построить музыкальные интервалы

Чтобы построить музыкальные интервалы от заданной ноты, нужно установить ступеневую величину. То есть отсчитать требуемое количество ступеней. А затем отрегулировать если это нужно, тоновую величину расстояния знаком альтерации.

Как правильно построить музыкальные интервалы

К примеру, нужно построить большую терцию от основания До диез.

В таком случае, отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. А поскольку большая терция составляет два тона, вершиной интервала должен быть звук Ми диез.

Можно построить малую терцию от основания До. Тогда отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. И поскольку малая терция имеет 1,5 тона, вершиной будет звук Ми бимоль.

Обращение интервалов

Если нужно сделать обращение интервалов, то достаточно передвинуть одну из нот в другую октаву. Причем сделать так чтобы верхняя нота стала нижней, а нижняя верхней.

Ка сделать обращение интервалов в музыке

Обращение интервалов

В результате получается другой интервал, который в сумме с исходным составляет октаву.

Обращением является вычитание из октавы первоначального расстояния. Оба этих интервала являются взаимообратимыми.

Если мы вычтем название исходного интервала из девяти, то получим название обращенного. Например, между До и Ля расстояние в сексту (6 ступеней).

Для того чтобы узнать, какой интервал мы получим при обращении сексты, вычтем шесть из девяти. В итоге, получим три ступени или терцию между Ля и До.

Между До и Си интервал в септиму. 9 — 7 = 2. Поэтому между Си и До интервал в секунду.

Это правило работает во всем диапазоне.

Качество интервалов при обращении сменяется на противоположное. Исключение лишь составляют чистые. Последние всегда обращаются в чистые.

Большой интервал обращается в малый. А малый всегда обращается в большой. Например, обращение большой сексты в малую терцию.

И возьмем, к примеру, расстояние в малую терцию между Ми и Соль. Давайте я перенесу основание интервала Ми на октаву выше. В итоге, это будет большая секста.

Увеличенный интервал обращается в уменьшенный, а уменьшенный в увеличенный.

Итак, интервалы определяются охватом ступеней. То есть внутри малой секунды всегда две ступени, но при этом один полутон. А внутри большой секунды тоже две ступени, но уже два полутона.

Малая терция охватывает три ступени, но при этом три полутона. Четыре полутона дают большую терцию. Пять полутонов дают чистую кварту и так далее.

Ступеневой охват дает прима, секунда, терции и так далее. А тоновый охват определяет, будет ли интервал малым или большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.

Пара взаимообратимых интервалов в ступеневых величинах выглядят так. Секунда и септима. Терция и секста. Кварта и квинта.

Равенством интервалов по их тоновой величине при различных названиях, называется энгармонизмом интервалов.

Что такое энгармонизм интервалов в музыке

Энгармонизм интервалов в музыке

Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Также интервалы делятся на консонансы (мягкие на слух) и диссонансы (резкие).

Консонансы и диссонансы в музыке на нотном стане

Характерные интервалы

Характерные интервалы — это те расстояния между нотами, которые встречаются только в гармоническом мажоре или миноре.

То есть характерны только для гармонического вида лада. А также содержат в себе ступени, характерные только для него.

Ниже представлена таблица характерных интервалов.

Название Сокращенное обозначение Ступени
Гарм. мажор Гарм. минор
Уменьшенная септима ум. 7
Увеличенная секунда ув. 2
Уменьшенная кварта ум. 4
Увеличенная квинта ув. 5

Гармонический мажор

Ниже можно увидеть гамму натурального мажора в тональности До мажор.

Гамма натурального мажора в тональности До мажор на нотном стане

До мажор натуральный

А в гармоническом мажоре понижается 6 ступень, что вносит в мажор частичку минорной гаммы. Это придает ей особый минорный оттенок.

Пониженная 6 ступень в гармоническом мажоре

В гармоническом мажоре в результате понижения шестой ступени появляются характерные для гармонического лада интервалы.

Первый из них, является ярким признаком лада. Это увеличенная секунда. Строится она на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Си.

Обращение увеличенной секунды в чистую кварту

Разрешается в чистую кварту от пятой. Поскольку Ля бимоль обращается в Соль, а Си в До.

Далее обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму, которая строится на 7 ступени Си — Ля бимоль. Она разрешается в чистую квинту от первой.

Как проходит обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму

Следующая пара, у которых тоже пониженная шестая ступень. Это уменьшенная кварта от третьей Ми — Ля бимоль, которая разрешается в малую терцию от третьей.

Обращение интервала уменьшенная кварта в малую терцию

Ля бимоль разрешается в Соль. А Ми остается на месте, так как это устойчивый звук.

И четвертый интервал, это обращение уменьшенной кварты. Это увеличенная квинта, которая строится на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Ми.

Как происходит на примере обращение уменьшенной кварты

Разрешается она в большую сексту от пятой.

Гармонический минор

А теперь давайте рассмотрим гармонический минор. Ниже гамма натурального минора в тональности Ля минор.

Ля минор натуральный в музыке на нотном стане

Ля минор натуральный

А в гармоническом миноре повышается седьмая ступень. Это придает ему большую остроту тяготения в тонику.

Ля минор гармонический в музыке на нотном стане

Гармонический Ля минор

В результате повышения 7 ступени в гармоническом миноре тоже появляются четыре характерных интервала. Первый из них, это увеличенная секунда на 6 ступени Фа — Соль диез. Она разрешается в чистую кварту от пятой.

Обращение увеличенной секунды в чистую кварту от пятой

Обращение увеличенной секунды

Далее обращение увеличенной секунды. Это уменьшенная септима, которая строится на повышенной 7 ступени Соль диез — Фа. Разрешается в чистую квинту от первой.

Обращение интервала уменьшенной септимы в чистую квинту

Обращение уменьшенной септимы

Следующая пара характерных интервалов, это уменьшенная кварта от 7 ступени Соль диез — До. Разрешается в малую терцию от первой.

Как происходит обращение уменьшенной кварты в малую терцию

Обращение интервала уменьшенной кварты

И обращение уменьшенной кварты в увеличенную квинту от третьей До — Соль диез. Разрешается в большую сексту от третьей.

Обращение музыкального интервала уменьшенной кварты в увеличенную квинту

Обращение уменьшенной кварты

Таким образом, в гармоническом мажоре и миноре существует по четыре характерных интервала.

Еще одно замечание!

Во всех характерных интервалах содержится повышенная или пониженная ступень. И она характерная для гармонического мажора или минора.

Для мажора, это пониженная 6 ступень. А для минора — повышенная седьмая.

В заключение, подытожим правила построения характерных интервалов для гармонического мажора и минора.

Схема построения характерных музыкальных интервалов

Построение характерных интервалов

Снизу прямоугольниками выделено в каком ладу (мажоре или миноре) строятся интервалы. Левая часть к мажору. Правая к минору. А центральная часть к обеим одновременно.

То есть увеличенная секунда и уменьшенная септима строятся от 6 и 7 ступеней, как в гармоническом мажоре и миноре. А вот ступени с увеличенной квинтой и уменьшенной квартой, в мажоре и миноре различаются.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое интервалы в музыке. По сути, это главная составляющая всей музыкальной гармонии. Красота песни во многом заключается в их правильном подборе.

Ведь вся мелодия состоит из разных расстояний между звуками.

На самом деле интервалов не так много. И у каждого есть своя персональная характеристика звучания. Если вы ее знаете, то сможете грамотно внедрить подходящий вид в нужную часть композиции.

Например, у нас начало мелодии. Есть серединная часть и та, которая подготавливает слушателя. Также есть кульминационная часть, ради которой слушается вся композиция.

Получается, что для каждой части идет индивидуальная задача. Но те интервалы, которые используются в различных частях, будут восприниматься по-разному.

В кульминационной части можно психологически неверно поставить интервал, который отвечает не тем эмоциям. В таком случае, вы испортите весь трек.

Есть и те, которые звучат приземленно. Их легко использовать в каких-то не нагружаемых эмоциональных композициях.

Конечно же, в разных мелодиях мы фактически можем использовать все интервалы. Но на эмоциональные части композиции лучше брать те, которые максимально точно передают эмоциональное содержание.

Есть интервалы, которые не будут звучать так роскошно и эпично. Потому что изначально они имеют другую характеристику звучания. И если такой тип вы засунете в кульминационную часть, то потом не сможете получить эффект масштабности.

[ratings]

Интервалы — определение на слух — это ключевой навык в курсе сольфеджио. Все изучаемые темы так или иначе связаны с построением и узнаванием на слух интервалов.

Что такое интервал?

Интервал — это расстояние между двумя звуками.

По звучанию интервалы делятся на консонансы (благозвучные) и диссонансы (резко звучащие).
Консонансы бывают совершенные и несовершенные.

Читать статью про Интервалы и посмотреть таблицу интервалов от любой ноты можно здесь (время чтения 5 минут).

Совершенные консонансы (чистые интервалы) – определение на слух

К совершенным консонансам относятся чистые интервалы — ч.1, ч.4, ч.5, ч.8.

  1. Нажми на плеер и послушай интервал.
  2. Выбери под плеером правильный ответ.

Диссонансы – определение на слух

К диссонансам относятся секунды (м.2, б.2) и септимы (м.7, б.7).

  1. Послушай интервал.
  2. Выбери правильный ответ под плеером.

Несовершенные консонансы – определение на слух

К несовершенным консонансам относятся терции (м.3, б.3) и сексты (м.6, б.6).

Обратите внимание, что звуки в этих интервалах сливаются, звучат певуче, не «конфликтуют» друг с другом.

Добавить комментарий