Структура аккордов: из чего складываются аккорды, и почему они так странно называются?
Итак, структура аккордов – тема, которую мы сегодня будем развивать. И, прежде всего, давайте обратимся к определению аккорда, уточним, что он собой представляет.
Аккорд – это созвучие, звуковой комплекс. В аккорде единовременно или друг за другом по очереди должны звучать не меньше трёх звуков, потому что созвучия, в которых только два звука, называются по-другому – это интервалы. И ещё, классическое определение аккорда гласит, что звуки аккорда либо уже расположены по терциям, либо их будет можно расположить по терциям при перестановке. Вот этот последний пункт, как раз, имеет непосредственное отношение к структуре аккорда.
Поскольку, современная гармония ушла далеко вперёд от норм, установленных музыкой композиторов-классиков, то вот это последнее замечания по поводу расположения по терциям звуков в аккорде не применимо к некоторым современным аккордам, так как их структура имеет в основе другой принцип построения аккорда. Появились такие созвучия, в которых может быть три звука или даже больше, но при всём желании, даже если очень постараться, их ну никак по терциям не расположишь, а только, например, по септимам или секундам.
Какая бывает структура аккордов?
Что из этого всего следует? Во-первых, из этого следует, что структура аккордов – это их строение, принцип, по которому расположены тоны (звуки) аккорда. Во-вторых, из выше сказанного также следует, что структура аккордов бывает двух видов: терцовая (классический вариант) и нетерцовая (в основном, характерна для музыки XX века, но встречалась и раньше). Правда, есть ещё так вид аккордов с так называемой усложнённой терцовой структурой – с заменёнными, пропущенными или добавочными тонами, но мы отдельно рассматривать этот подвид не будем.
Аккорды с терцовой структурой
При терцовой структуре аккорды строятся из звуков, расположенных по терциям. Такой структурой обладают разные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды вместе с их обращениями. На рисунке изображены как раз примеры таких аккордов с терцовой структурой – как говорит Алексей Кофанов, они чем-то напоминают снеговиков.
Теперь давайте рассмотрим эти аккорды как бы под увеличительным стеклом. Структуру аккордов образуют интервалы, из которых состоит данный аккорд (например, те же терции), а интервалы в свою очередь складываются из отдельных звуков, которые называются «тонами» аккорда.
Главный звук аккорда является его основанием, остальные тоны будут называться так же, как называются и интервалы, которые эти тоны образуют с основанием – то есть терция, квинта, септима, нона и так далее. Названия всех интервалов, в том числе и широких составных, можно повторить с помощью материалов на этой страничке.
Структура аккордов отражается в их названии
Для чего нужно определять название тонов в аккорде? Например, для того чтобы по структуре аккорда дать ему название. Скажем, если между основанием и самым верхним звуком аккорда образуется интервал септимы – то аккорд называется септаккордом, если нона – то нонаккордом, если ундецима – то, соответственно, ундецимаккордом. С помощью анализа структуры можно дать название и любым другим аккордам, например всем обращениям доминантсептаккорда.
Итак, в D7, в его основном виде, все звуки расположены по терциям и между основанием аккорда и его самым верхним тоном образуется интервал малой септимы, по причине чего мы и называем этот аккорд септаккордом. Однако, в обращениях D7 расположение тонов иное.
Первое обращение данного септаккорда – квинт-секст аккорд. Название ему даётся по тому, как септима (верхний тон D7) и основной тон соотносятся с басом аккорда, какие интервалы при этом образуются. Основной тон в нашем примере – нота соль, си – терция, ре – квита, а фа – септима. Мы видим, что бас в данном случае – нота си, расстояние от ноты си до ноты фа, которая является септимой – квинта, а до ноты соль (основания аккорда) – секста. Вот и получается, что название аккорда складывается из названий двух интервалов – квинты и сексты: квинт-секст аккорд.
Терц-кварт аккорд – откуда берётся его название? Бас аккорда в данном примере – нота ре, всё остальное называется по-прежнему. Расстояние от ре до фа (септимы) – терция, интервал от ре до соль (основание) – кварта. Теперь всё понятно.
Теперь разберёмся с секунд аккордом. Итак, басовой нотой в данном случае становится сама госпожа септима – нота фа. От фа до фа – прима, а интервал от ноты фа до основания соль – секунда. Точное название аккорда должно было бы произносить как прим-секунд аккорд. В этом названии первый корень почему-то опускается, по-видимому, для удобства, а может быть и потому что между септимой и септимой интервала не образуется – повторения ноты фа ведь нет.
Вы можете мне возразить. Как можно отнести эти всякие квинт-сексты с секунд-аккордами к терцовым аккордам? Действительно, в их структуре есть иные интервалы, чем терции – например, кварты или секунды. Но тут нужно иметь в виду то, что эти аккорды не являются самородками по своей природе, это всего лишь обращения тех аккордов-снеговиков, звуки которых прекрасно себя чувствуют, будучи расположенными по терциям.
Аккорды с нетерцевой структурой
Да, такие тоже бывают. Например, квартовые, квинтовые созвучия или так называемые «секундовые гроздья», попробуйте-ка их звуки расположить по терциям. Я вам просто покажу примеры таких аккордов, а вы уж сами решайте – обычные они или не обычные. Смотрите:
Выводы
Давайте, наконец, остановимся и подведём некоторые итоги. Мы начали с того, что дали определение аккорду. Аккорд – это созвучие, целый комплекс звуков, в нём не менее трёх звучащих одновременно или не одновременно нот, которые организованы по какому-либо структурному принципу.
Видов структур аккордов мы назвали два: терцовая структура (характерна для трезвучий, септаккордов с их обращениями) и нетерцовая структура (характерна для секундовых гроздьев, кластеров, квинтовых, квартовых и других аккордов). Проанализировав структуру аккорда, можно дать ему чёткое и точное название.
© Автор – (админ).
Построение аккордов
Построение аккордов
Интервал — разница в высоте звучания между двумя звуками.
Интервалы обозначают цифрами и измеряют в тонах.
½ тона (полтона) — это разница в высоте звучания между открытой струной и I ладом той же струны, или между I и II ладом, или II и III ладом и т.д. В общем, полтона — это расстояние между соседними ладами одной струны, самый маленький интервал на гитаре.
1 тон — расстояние между открытой струной и вторым ладом или между первым и третьим ладами и т.д., то есть через лад.
1½ тона (полтора) — расстояние через два лада.
Зная величину интервала в тонах, можно сосчитать, как его сыграть.
Название интервалов — это название чисел на итальянском языке.
Прима
1 — Прима — первый музыкальный интервал. Когда два человека поют (или играют) один и тот же звук, разница в звучание равна нулю, это и есть интервал прима, его обозначают ч.1 Примой так же называют первый звук аккорда, от которых отсчитывают расстояние до других звуков.
Сокращение ч. обозначает чистая
Секунда
2 — Секунда — второй музыкальный интервал, его обозначают числом 2. Секунда — разница в высоте звучания (расстояние) между звуками, идущими по порядку, например, от первого до второго. Секунды бывают малые и большие.
Малая секунда — м.2 -расстояние между звуками, которые играют на соседних ладах одной струны. Величина малой секунды — ½ тона.
Большая секунда — б.2 -это расстояние между звуками, лежащими через лад на одной струне. Величина большой секунды — 1 тон.
Расстояние между звуками, идущими по порядку, — секунда
Пример: Звуки идут по порядку
Терция
3 — Терция — третий музыкальный интервал (обозначают 3). Это расстояние между звуками, которые идут через одного, от первого до третьего, от второго до четвертого и т.д. Терции тоже бывают малые и большие.
Малая терция — м.3. Это расстояние между звуками, которые лежат друг от друга через два лада на одной струне. Величина малой терции — 1½ тона.
Большая терция — б.3. Это расстояние между звуками, которые лежат друг от друга через три лада на одной струне. Величина большой терции — 2 тона.
Пример: Звуки идут через один
Звуки в парах «C — E» и «G — B» — находятся на расстоянии большой терции (обозначение б.3, величина 2 тона) друг от друга.
Звуки в парах «A — C» и «E — G» — находятся на расстоянии малой терции (обозначение м.3, величина 1½ тона) друг от друга.
Для тренировки самостоятельно поищите большие и малые терции от других звуков, как обычных, так и от звуков с диезами и бемолями.
Когда звуки идут через один, интервал между двумя соседними звуками всегда терция, т.е. в аккордах звуки идут по терциям.
Теперь, когда Вы научились находить от разных звуков терцию, — самый важный музыкальный интервал, расскажем о других интервалах, которые используются при построении аккордов и в обозначениях аккордов по буквенно-цифровой системе.
Таблица — Простые интервалы
Интервал | Обозначение интервал | Количество тонов |
Прима — 1 | ч.1 | 0 тонов |
Секунда — 2 | м.2 | ½ тона |
б.2 | 1 тон | |
Терция — 3 | м.3 | 1½ тона |
б.3 | 2 тон | |
Кварта — 4 | ч.4 | 2½ тонов |
Квинта — 5 | ч.5 | 3½ тонов |
Сэкста — 6 | м.6 | 4 тона |
б.6 | 4½ тон | |
Сэптима — 7 | м.7 | 5 тона |
б.7 | 5½ тон | |
Октава — 8 | ч.8 | 6 тонов |
Интервалы сокращённо обозначают: ч. — чистый; это интервалы прима, октава, кварта и квинта (величина чистых интервалов всегда одинакова и они не бывают большими и малыми). Б — большой, м. — малы; это интервалы секунда, терция, сэкста, сэптима.
Интервалы можно увеличивать или уменьшать на ½ тона. тогда их называют и обозначают соответственно. Например, ув.5 — увеличенная квинта (4тона), или ум.5 — уменьшенная квинта (3 тона). Исключением является прима и октава, их не уменьшают.
Пример: Простые интервалы от звука A на гитаре
Аналогично можно найти расстояние между любыми другими звуками.
Таблица: Составные интервалы
Интервал | Как получают интервал |
нона — 9 | октава + секунда |
децима — 10 | октава + терция |
ундецима — 11 | октава + кварта |
дуодецима — 12 | октава + квинта |
терцдецима — 13 | октава + сэкста |
Составные интервалы получают прибавлением простых интервалов к октаве.
Когда к октаве добавляют чистые простые интервалы, составные интервалы получаются чистые.
Когда к октаве прибавляют большие и малые простые интервалы, составные интервалы получаются большими и малыми. Например, октава + малая секунда = малая нона, октава + большая секунда = большая нона, октава + малая терция = малая децима и т.д.
- Подробности
- Автор: JetNet
- Просмотров: 8615
- 15.10.2017 20:46
- Категория: Основы теории музыки
Содержание: [Скрыть]
-
- 1. Аккорды и трезвучия. Общие понятия
- 1.1.Виды аккордов
- 2.Трезвучия. Виды трезвучий
- 3.Септаккорды
- 4.Другие виды аккордов
- 4.1.Пауер-аккорды (Power Chords)
- 4.2.Suspended (задержанные) аккорды
- 1. Аккорды и трезвучия. Общие понятия
В третьей части нашего опуса об основах музыкальной теории мы поговорим об аккордах. Согласитесь, первое, что вы слышите, когда хотите освоить гитару, это аккорды. Что надо их учить и знать. Иначе играть нельзя. Да, безусловно, знать надо. Но в музыкальном мире десятки и сотни разных аккордов, как же все их запомнить и знать? На самом деле очень просто. Главное знать основные их виды и как их брать на гитаре. В этой статье я как раз и расскажу о теоретической части этой большой темы – что вообще такое аккорды и какие они существуют. Об аппликатурах, или о том как их брать на гитаре, смотрите в этой статье. Итак, поехали.
Аккорды и трезвучия. Общие понятия
Аккорд – сочетание трех звуков и более, расположенных по определенным интервалам.
Виды аккордов
Аккорд это сочетание как минимум трех звуков. В зависимости от того, сколько звуков в аккорде и какие между ними интервалы, аккорды делятся на следующие виды:
- аккорды терцевой структуры. В них интервалы между соседними звуками составляют терцию;
- аккорды нетерцевой структуры. Интервалы между соседними звуками составляют кварту, квинту или секунду.
Рассмотрим аккорды терцевой структуры. В зависимости от количества звуков в аккорду, они подразделяются на следующие виды:
- Трезвучия. Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучие. Между соседними звуками интервал терция, между крайними чистая квинта (5).
- Септаккорд. Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Между соседними звуками интервал терция, а между крайними септима (7).
- Нонаккорд. Аккорд, состоящий из пяти звуков, расположенных по терциям. Между соседними звуками интервал терция, а между крайними нона (9).
Перечисленные выше виды аккордов, являются основными в современной музыке. Этот ряд можно продолжить другими созвучиями, которые формируются по тому же принципу. К таким можно отнести ундецимаккорд (6 звуков по терциям), терцдецимаккорд (7 звуков по терциям), квинтдецимаккорд (8 звуков по терциям). Но применяются такие аккорды намного реже, и рассматриваться они в рамках данной статьи не будут.
Трезвучия. Виды трезвучий
Трезвучия бывают четырех видов:
- мажорное трезвучие, или большое, состоит из большой и малой терции б.3 + м.З – обозначение Б.53;
- минорное трезвучие, или малое, состоит из малой терции и большой м.З + б.З – обозначение М.53;
- увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций б.З + б.З – обозначение Ув.53;
- уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций м.З + м.З – обозначение Ум.53.
Обозначаются такие аккорды нотой, которая является тоникой трезвучия. Например, возьмем трезвучие с тоникой До (С):
- Мажорный аккорд: C E G обозначается С;
- Минорный аккорд: C D# G обозначается Cm;
- Уменьшенный аккорд: С D# F# обозначается Cdim;
- Увеличенный аккорд: C E G# обозначается Caug.
Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия:
- трезвучие I ступени — тоническое (Т);
- трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
- трезвучие V ступени — доминантовое (D).
В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами — t, s, d.
Септаккорды
Септаккорд состоит из 4-х нот, расположенных по терциям. Простыми словами, если добавить к трезвучию еще одну ноту через терцию, то мы и получим септаккорд. Основных видов септаккордов насчитывается 7:
- Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
- Большой минорный септаккорд – большая септима + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
- Малый мажорный септаккорд – малая септима + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7) – доминантсептаккорд;
- Малый минорный септаккорд – малая септима + минорное трезвучие (М.мин.7);
- Увеличенный септаккорд – малая септима + увеличенное трезвучие
- Полууменьшенный септаккорд – доминантсептаккорд с пониженной квинтой
- Уменьшенный септаккорд – большая секста + уменьшённое трезвучие (Ум.7).
Для примера возьмем септаккорды от ноты Ми (E):
- Большой мажорный септаккорд Emaj7;
- Большой минорный септаккорд Em7+;
- Малый мажорный септаккорд E7;
- Малый минорный септаккорд Em7;
- Увеличенный септаккорд E7+5;
- Полууменьшенный септаккорд E7-5;
- Уменьшенный септаккорд Edim7.
Подробнее о септаккордах читайте в статье Септаккорды. Теория и аппликатуры.
Другие виды аккордов
Пауер-аккорды (Power Chords)
На электрогитаре с сильным перегрузом, как правило, не играют полными аккордами, потому что получается очень грязный звук. Вместо них используют так называемые пауер-аккорды, которые состоят всего лишь из тоники и квинты и по сути аккордами и не являются (звуков менее трех). Они довольно мощно звучат на перегрузе и имеют очень простую аппликатуру. Обозначается цифрой 5, например E5, D5, A#5 и т. д.
Suspended (задержанные) аккорды
Образуются путем замены терции на кварту (Sus4) или большую секунду (Sus2) от основного тона.
Вот в общем-то вкратце я и рассказал вам о самых основных аккордах, о которых нужно знать каждому гитаристу. Это конечно далеко не все аккорды, которые существуют в музыкальном мире. Опять же повторюсь, необязательно заучивать аппликатуру каждого, достаточно лишь знать их виды и принцип построения. Ну а аппликатуры я, как и обещал, дам в отдельном разделе. Успехов!
Раздел «Интервалы. Аккорды»
ИНТЕРВАЛ.
Одновременное или последовательное
сочетание двух звуков называется
интервалом (От лат. intervallum- промежуток,
расстояние). Звуки интервала, взятые
последовательно, образуют мелодический
интервал. Звуки интервала, взятые
одновременно, образуют гармонический
интервал. Нижний звук интервала называется
основанием интервала, а верхний – вершиной
интервала.
Например:
В мелодическом
движении интервалы образуются восходящие
и нисходящие. Все гармонические интервалы
и восходящие мелодические интервалы
читаются вверх от основания. Нисходящие
мелодические интервалы читаются вниз,
при этом упоминается также направление
движения.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И
КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛОВ.
ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ.
ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Каждый интервал
определяется двумя величинами –
количественной и качественной.
Количественной называется величина,
выраженная количеством ступеней,
составляющих интервал. Качественной
называется величина, выраженная
количеством тонов и полутонов, составляющих
интервал. Интервалы, образующиеся в
пределах октавы, называются простыми.
Всего – восемь простых интервалов. Их
названия зависят от количества ступеней,
которое они охватывают. Названия
интервалов применяются на латинском
языке в виде порядковых числительных.
Эти числительные обозначают, какая по
счету ступень – верхний звук интервала
по отношению к нижнему звуку. Кроме
того, для сокращения применяется цифровое
обозначение интервалов. Ниже приводится
перечень всех простых интервалов, а
также построение их от звука до вверх
и вниз.
Прима – 1, первая
(звучание двух звуков в унисон) Унисон,
в буквальном смысле, означает объединение
звуков. Унисон тождествен приме лишь
как гармоническому интервалу.
Секунда – 2, вторая
Терция – 3, третья
Кварта – 4, четвертая
Квинта – 5, пятая
Секста – 6, шестая
Септима – 7, седьмая
Октава – 8, восьмая
Следует упомянуть,
что из-за иностранного происхождения
названий, буква “е” в словах всегда
произносится как “э” – это относится
ко всем музыкальным терминам, кроме,
как ни странно, названий знаков альтерации.
Выше мы говорили,
что расстояние между соседними ступенями
может быть равно полутону или целому
тону. Отсюда следует, что секунда может
состоять из полутона или целого тона.
Например, секунда
ми-фа=1/2 тона; секунда фа-соль=1 тону.
Другие однородные
интервалы также не одинаковы по количеству
тонов. Например, терция до-ми=2 тонам;
терция ре-фа=11/2 тонам.
Из сказанного
следует, что качественная сторона
названий отражает величину интервала
лишь приблизительно. Количественная
же величина интервала уточняется
словами: малая, большая, чистая,
увеличенная, уменьшенная. Между основными
ступенями звукоряда (в пределах октавы)
образуются следующие интервалы:
1. Чистые примы = 0
т.
2. Малые секунды =
1/2 т.
3. Большие секунды
= 1 т.
4. Малые терции =
1,1/2 т.
5. Большие терции
= 2 т.
6. Чистые кварты =
2,1/2 т.
7. Увеличенная
кварта = 3 т.
8. Уменьшенная
квинта = 3 т.
9. Чистые квинты =
3,1/2 т.
10. Малые сексты =
4 т.
11. Большие сексты
= 4,1/2 т
12. Малые септимы
= 5 т.
13. Большие септимы
= 5,1/2 т.
14. Чистые октавы
= 6 т.
Например:
Все перечисленные
выше интервалы называются основными.
Эти интервалы принято называть также
диатоническими интервалами благодаря
тому, что они образуются между ступенями
и натурального мажора, и натурального
минора.
Все диатонические
интервалы могут быть построены от любой
основной или производной ступени вверх
или вниз.
Диатонические
интервалы являются основой мелодии. От
их сочетания в различной последовательности
мелодическое движение приобретает
многообразную выразительность.
Не будем перегружать
Вас лишними примерами. Просто на
практических занятиях на музыкальном
инструменте постарайтесь проанализировать
на простых примерах, из каких интервалов
построена та или иная мелодия. Так Вы
сможете применять теоретические знания
на практике.
УВЕЛИЧЕННЫЕ И
УМЕНЬШЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ (ХРОМАТИЧЕСКИЕ).
ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО ИНТЕРВАЛОВ
Каждый диатонический
интервал может быть увеличен или уменьшен
при помощи повышения или понижения на
хроматический полутон одной из образующих
его нот. Увеличенные интервалы могут
образовываться от чистых и больших
интервалов, а уменьшенные – из чистых и
малых. Исключение составляет только
чистая прима. Сами подумайте, куда ей
уменьшаться? Ведь отрицательных
интервалов не бывает по определению.
Возьмем, к примеру, большую терцию до –
ми, где до является основанием. Повысим
ноту ми на полтона – получим ми-диез (ни
в коем случае нельзя говорить фа, потому
что тогда изменится качественное
название, то есть, интервал превратится
в кварту). Если вместо повышения ноты
ми понизить до, то получится также
увеличенная терция до-бемоль – ми (а не
си – ми). А теперь попытайтесь построить
от других больших или чистых интервалов
увеличенные.
Теперь разберем
пример построения уменьшенных интервалов.
Вспомним, что они строятся только из
малых и чистых. Возьмем, к примеру, малую
сексту от ноты до вверх. Т.е. до – ля-бемоль.
Уменьшим (понизим) ля-бемоль на полтона
– в итоге получим ля-дубль-бемоль. Опять
же, ни в коем случае нельзя говорить
соль-бекар, потому что это окажется
названием чистой квинты – вскоре Вы
убедитесь, что от правильного названия
сильно зависит смысл. Интервалы различной
количественной величины, но одинаковые
по звучанию, называются энгармонически
равными интервалами.
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Перемещение звуков
интервала, благодаря которому нижний
звук становится верхним, а верхний звук
– нижним, называется обращением интервала.
Возможны два
способа перемещения звуков, а именно:
1. Перенесение
основания интервала (нижнего звука) на
октаву вверх.
2. Перенесение
вершины интервала (верхнего звука) на
октаву вниз.В результате обращения
данного интервала получается новый
интервал.
Как правило, все
чистые интервалы обращаются в чистые,
малые – в большие, большие – в малые,
увеличенные – в уменьшенные, уменьшенные
– в увеличенные, дважды увеличенные – в
дважды уменьшенные и наоборот. Если
сложить данный интервал и его обращение,
в результате получится октава. Поэтому
сумма качественной величины интервалов,
обращающихся друг в друга, всегда будет
равна шести тонам.
Чтобы облегчить
построение больших и неудобных интервалов
вверх и вниз от данного звука, очень
удобно пользоваться обращением
интервалов. Для построения заданного
интервала вверх берется октава от
исходного звука вверх и из нее вычитается
обращение заданного интервала сверху
вниз. Например, малая секста от звука
фа вверх: от ноты фа строим вверх чистую
октаву, от верхней ноты вниз строим
большую терцию.
Для построения
заданного интервала вниз берется в том
же направлении октава от исходного
звука от исходного звука и из нее
вычитается обращение заданного интервала
снизу вверх. Например, большая септима
от звука до-диез вниз. На основе
вышеуказанного примера строим вниз
чистую октаву, от нижней ноты строим
вверх малую секунду.
СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Кроме простых
интервалов, в музыке применяются также
интервалы шире октавы. Такие интервалы
называются составными. Они образуются
путем прибавления октавы к простым
интервалам. Таким образом получаются
те же интервалы, но уже через октаву.
Понятно, я надеюсь? Сначала давайте
познакомимся с названиями таких
интервалов, а потом разберем один-два
практически.
нона – 9, секунда
через октаву
децима – 10, терция
-“-
ундецима – 11, кварта
-“-
дуодецима – 12,
квинта -“-
терцдецима – 13,
секста -“-
квартдецима – 14,
септима -“-
квинтдецима – 15,
октава -“-
Если Вы заметили,
эти названия тоже имеют латинские корни:
“деци” – означает “десять”
(например, “дециметр”). А “дуодецима”
– десять плюс два. А в остальном все так
же, как и с простыми интервалами.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И
ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Интервалы также
подразделяются на два вида: консонирующие
и диссонирующие.
Слово консонанс
в музыке означает согласное, сливающееся
звучание (созвучание).
Слово диссонанс
означает разнозвучание, резкое, не
сливающееся. Это слово можно буквально
перевести: “не звучит”, или “неприятно
звучит”.
К консонирующим
интервалам относятся:
а) чистая прима чистая октава |
весьма совершенный |
б) чистая кварта чистая квинта |
совершенный |
в) малая терция большая терция малая секста большая секста |
несовершенный |
К диссонирующим
интервалам относятся: малая секунда,
большая секунда, увеличенная кварта,
уменьшенная квинта, малая септима,
большая септима.
Все консонирующие
интервалы обращаются в консонирующие,
а диссонирующие интервалы обращаются
в диссонирующие.
Нотные примеры
разбирать не будем, попробуйте сами
сыграть (или набрать на компьютере), а
я вот что хочу сказать. Диссонирующие
интервалы весьма помогают в обогащении
гармонического спектра аккорда.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Музыкальные интервалы, пожалуй, самое основное с чего можно начать изучение теории игры на гитаре.
Интервал – это расстояние между двумя нотами, на гитарном грифе интервал в полтона соответствует одному ладу грифа, интервал в тон – два лада. Каждая октава, а это соотношение двух звуков одной ноты по частоте различающихся между собой в пропорции 1 к 2м, делится обычно на 12 полутонов и это составляющие этого музыкального интервала.
Чтобы не углубляться далеко в изучение данной темы, а выделить лишь то, что действительно необходимо при обучении игры на музыкальном инструменте, стоит сказать, что интервалы бывают простые и составные, благозвучные и неблагозвучные, так считается и в современной музыке используются как те, так и другие.
Простые интервалы состоят из двух звуков, отстоящих друг от друга на определенное количество полутонов. Такие созвучия и используются при составлении звукорядов – аккордов и др.
Составные интервалы – это те, в которых вторая нота из другой октавы. Сейчас все это можно рассматривать только в качестве ознакомления.
К весьма благозвучным интервалам относятся чистая Прима и чистая Октава, к благозвучным относятся чистая Квинта и Кварта, к несовершенным Терции и Сексты.
Неблагозвучными считаются диссонирующие интервалы, а это Секунды и Септимы. Они служат добавлением к аккордам, все это применяется при игре на музыкальных инструментах.
Музыкальный интервал в полтона на гитарном грифе называется Малой секундой.
Малая секунда
Стоит сразу сказать, что полтона от одной ноты до другой будет как на одной струне, зажатых двух соседних ладах, так и, как показано на рисунке, пятый лад верхней струны и первый лад струны ниже. Такие интервалы можно брать в любом месте гитарного грифа, везде это будет Малой Секундой.
Большая секунда
Интервал в два полутона или в тон называется Большой Секундой. Соответственно, как и в примере выше, расстояние в два полутона будет между 5м ладом верхней струны и 2м ладом нижней. Так же все это относится к любым нотам гитары, везде этот интервал называется Большой Секундой.
Прима
Прима – это интервал в 0 тона, или в унисон. Везде, где две струны звучат одинаково, это будет Примой.
Малая терция
Часто применяемые интервалы в построении аккордов и это терции. Малая Терция подразумевает собой музыкальный интервал в 3 полутона.
При построении созвучий на гитарном грифе всегда необходимо учитывать тональность 2й струны.
Вторая струна, применяющейся в интервале с 3й, является исключением и на ней нота берется на полтона выше. Это правило для всех без исключения звукорядов.
Большая терция
Большая Терция – это расстояние между нотами в 4 полутона.
Действующее правило для 2й струны.
Кварта
Чистая Кварта – интервал в 5 полутонов.
5 полутонов для 3й и 2й струны.
Увеличенная кварта/уменьшенная Квинта/Тритон
Шесть полутонов или Тритон(три тона) содержит Увеличенная Кварта или Уменьшенная Квинта.
Эти созвучия для 2й струны.
Квинта
Чистая Квинта – это 7 полутонов.
Квинта на 3й и 2й струне.
Малая секста
Малая Секста – это уже 8 полутонов.
Для 1й и 3й струны.
Большая Секста
Соответственно Большая Секста имеет 9 полутонов.
Большая Секста через 2ю струну.
Малая септима
Часто применяется при игре на музыкальных инструментах Малая Септима. 10 полутонов.
Большая септима
В Большой Септиме задействованы ноты на соседних ладах через струну. 11 полутонов.
11 полутонов на 1й и 3й струне будут через такой промежуток на любом ладу.
Октава
И, наконец, 12 полутонов и это Октава. Этот интервал можно найти в любом месте гитарного грифа между нотами, расположенными через лад и через струну.
Исключением, как это говорилось, будет Октава на 3й и 1й струне, через 2ю, ведь от нее второй звук должен быть на полтона выше.
Об интервалах много информации в интернете, в обучающих материалах и курсах по музыкальной теории. Но для построения аккордов, того, о чем говорилось в этой заметке, достаточно. Не обязательно заучивать сразу все эти звукоряды, понимание придет со временем, по мере изучения принципов построения аккордов и гамм. Но все это используется в создании музыки на гитаре.
В следующих заметках будет продолжение темы музыкальной теории.
Введение. Ноты на грифе. Часть 1.
Построение аккордов(трезвучий). Часть 3.
Больше об интервалах. Обращение аккордов (трезвучий). Часть 4.
Открытые аккорды. Sus, Add, Септаккорды. Часть 5.
Больше о гаммах. Построение аккордов на ступенях гаммы. Часть 6.
Создание музыкальных партий без гамм и нот. Система CAGED. Часть 7.
Позиции мажорной и минорной гаммы. Пентатоника. Виды гамм. Часть 8.
Теория игры на гитаре. Чтение табов. Виды ладов. Часть 9.
Подписывайтесь на канал, дальше будут заметки на разные темы, которые интересны сегодня многим.