Как найти интервалы в музыке

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

 Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

примы от всех нот

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

секунды от всех нот

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

терции от всех нот

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

кварты от всех нот

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

квинты от всех нот

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

сексты от всех нот

септимы от всех нот

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

октавы от всех нот

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

интервалы от ноты до вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

интервалы от ноты соль вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

интервалы от ноты до вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

интервалы от ноты ля вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

интервал секунда на фортепиано

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

интервал терция на пианино

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние.  Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

кварты и квинты на клавиатуре фортепиано

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

интервал секста на клавиатуре пианино

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

интервал октава как играть на фортепиано

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

интервал септима на пианино

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

интервал септима на фортепиано

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

интервалы в музыке

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Интервалы в музыке. Общая информация
  • 3 Что такое музыкальные интервалы
  • 4 Как найти интервалы на гитаре
    • 4.1 Прима
    • 4.2 Малая секунда
    • 4.3 Большая секунда
    • 4.4 Малая терция
    • 4.5 Большая терция
    • 4.6 Чистая кварта
    • 4.7 Увеличенная кварта/уменьшенная квинта
    • 4.8 Чистая квинта
    • 4.9 Малая секста
    • 4.10 Большая секста
    • 4.11 Малая септима
    • 4.12 Большая септима
    • 4.13 Октава
  • 5 Классификация
    • 5.1 Простые
    • 5.2 Составные
    • 5.3 Благозвучные
    • 5.4 Неблагозвучные
  • 6 Таблица интервалов в музыке
    • 6.1 Простые интервалы
    • 6.2 Составные интервалы
  • 7 Как использовать музыкальные интервалы
  • 8 Обращение
  • 9 Как научиться слышать интервалы

Интервалы в музыке. Общая информация

Музыкальные интервалы – одна из ключевых основ теории, которую необходимо выучить и знать любому начинающему композитору. Именно из них выстраиваются все композиции в целом и их отдельные элементы. В данной статье мы подробно расскажем, что такое интервалы в музыке, как найти их на гитарном грифе и как они звучат.

Что такое музыкальные интервалы

название интервалов в музыке

Интервалами называют созвучие, которое образуется от одновременной игры двух любых нот. Зажмите любые две струны на двух любых ладах и сыграйте их одновременно – это будет интервал. Ноты, из которых состоит интервал, могут находиться в одной или разных октавах – от этого меняется их звучание и функция, которую они выполняют внутри композиции

Европейская музыкальная теория разделяет интервалы на консонирующие и диссонирующие. Первые – те, которые дают приятный человеческому уху звук, вторые – те, которые вместе не звучат и режут слух. Раньше диссонансы почти не применялись внутри музыкальной гармонии, однако со временем все больше и больше композиторов начали использовать их, и сейчас неблагозвучные интервалы плотно вошли в музыкальный обиход.

Как найти интервалы на гитаре

интервал в музыке гитара

Самый простой интервал, который можно сыграть на гитаре берется просто ударом по двум открытым струнам, к примеру, по 4-ой и 5-ой. Это – кварта, она считается консонирующим звуком.

Благодаря специфике и схеме настройки этого инструмента, вы можете взять на нем один и тот же интервал разными способами, однако аппликатуры этих интервалов будут схожими для всех струн.

Самое простое расположение интервалов выглядит так.

Прима

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу и сыграйте ее вместе с открытой струной выше.

Малая секунда

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу, а соседнюю выше на первом; или зажмите на этой же струне шестой лад.

Большая секунда

То же самое, но соседняя зажимается на втором ладу или седьмом этой же струны.

Малая терция

Струна на пятом, соседняя выше на третьем.

Большая терция

То же самое, но соседняя зажимается на четвертом ладу

Чистая кварта

Обе струны зажимаются на одном и том же ладу

Увеличенная кварта/уменьшенная квинта

Зажмите любую струну на пятом ладу, соседняя выше на шестом.

Чистая квинта

5-ая струна на пятом ладу, соседняя выше на седьмом.

Малая секста

То же самое, но соседняя выше зажимается на восьмом ладу

Большая секста

То же самое, соседняя выше зажимается на девятом; или же вторая нота берется четвертом ладу через одну струну выше.

Малая септима

5-ая струна на пятом ладу, струна выше через одну зажимается так же на пятом.

Большая септима

То же самое, струна выше через одну зажимается на шестом.

Октава

То же самое, струна выше через одну зажимается на седьмом.

Как только вы найдете все интервалы таким способом, вы одновременно с этим найдете и их формы. Таким образом, вам не придется каждый раз вспоминать, как выстраивать их от разных нот – даже если зажмете не пятый, а девятый лад, и через струну вверх возьмете ноту на одиннадцатом – это все равно будет октава.

Стоит отметить, что если в качестве второго звука берется нота на второй струне, то на ней вся схема сдвигается на один лад выше.

Классификация

Как уже было сказано выше, интервалы в музыке по-разному классифицируются. В этом разделе мы расскажем, каким именно образом.

Простые

Стандартный тип интервалов – два звука, звучащие вместе на расстоянии какого-то количества полутонов. Из простых интервалов выстраиваются простые аккорды – из большой и малой терций строятся мажорные трезвучия, а малая и большая, построенные подряд, дают минорные трезвучия.

Кроме этого, существует понятие качества интервала, и оно определяется количеством ступеней второй ноты относительно тоники. Обозначается эта классификация терминами «большая», «малая», «дважды большая» и «дважды малая».

Составные

Составными интервалами называют простые, в которых вторая нота выходит за пределы одной октавы. Если обе ноты находятся в соседних октавах, то эти интервалы приобретают свои собственные названия и музыкальные краски.

К ним относятся:

  1. Нона – секунда, взятая через октаву от тоники.
  2. Децима – терция через октаву.
  3. Ундецима – кварта.
  4. Дуодецима – квинта.
  5. Трецдецима – секста.
  6. Квартдецима – септима.
  7. Квинтдецима – двойная октава от тоники.

Благозвучные

Как уже было сказано выше, благозвучные интервалы – те, которые приятны человеческому уху. Эти интервалы разделяются на «весьма совершенные», «совершенные» и «несовершенные». Каждый из этих типов обладает своим настроением и музыкальной краской.

Весьма совершенные интервалы – это чистая прима и чистая октава. Они не имеют какого-то настроения и могут украшать или дополнять музыкальное полотно.

Совершенные интервалы – это чистая квинта и кварта. Квинта нейтральна по настроению, а кварта обладает торжественной краской.

Несовершенные интервалы – это малая и большая терции и сексты. Они имеют минорное и мажорное настроение, служат для построения аккордов и выстраивания настроения общей гармонии.

Неблагозвучные

Неблагозвучные, или диссонирующие интервалы – те, которые неприятны человеческому слуху. К ним относятся секунды и септимы. Они обладают напряженным звучанием, и могут служить добавочными интервалами в аккорды, а также создавать мрачное и недружелюбное настроение.

Таблица интервалов в музыке

Ниже представлена таблица, в которой находятся названия интервалов в музыке, количество ступеней, их виды и как они звучат.

Простые интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Звучание
Прима 0 Чистая Плотное, нейтральное
Секунда 0,5; 1 Малая (0,5 тонов)

Большая (1 тон)

Колючее, жалобное, напряженное
Терция 1,5; 2 Малая (1,5 тонов)

Большая (2 тона)

Малая – грустное, мягкое

Большая – мажорное, радостное, мягкое

Кварта 2,5; 3 Чистая (2,5 тона)

Увеличенная (3 тона)

Чистая – уверенное, торжественное

Увеличенная – диссонирующее, напряженное

Квинта 3; 3,5 Уменьшенная (3 тона)

Чистая (3,5 тона)

Уменьшенная – диссонирующее, напряженное

Чистая – пустое, нейтральное

Секста 4; 4,5 Малая (4 тона)

Большая (4,5 тона)

Малая – певучее, грустное, широкое

Большая – торжественное, веселое, размашистое

Септима 5; 5,5 Малая (5 тонов)

Большая (5,5 тонов)

Малая – напряженно, неблагозвучно

Большая – напряженное, кричащее

Октава 6 Чистая Нейтральное, более плотное

Составные интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Как звучит
Нона 6,5; 7 Малая (6,5 тонов)

Большая (7 тонов)

Почти аналогично секундам
Децима 7,5; 8 Малая (7,5 тонов)

Большая (8 тонов)

Почти аналогично терциям
Ундецима 8,5; 9 Чистая (8,5 тонов)

Увеличенная (9 тонов)

Почти аналогично квартам
Дуодецима 9; 9,5 Уменьшенная (9 тонов)

Увеличенная (9,5 тонов)

Почти аналогично квинтам
Терцдецима 10; 10,5 Малая (10 тонов)

Большая (10,5 тонов)

Почти аналогично секстам
Квартдецима 11; 11,5 Малая (11 тонов)

Большая (11,5 тонов)

Почти аналогично септимам
Квинтдецима 12 Чистая Аналогично октавам

Читайте также: Знаки альтерации

Как использовать музыкальные интервалы

Таблица интервалов в музыкеВ первую очередь – построение аккордов. В зависимости от того, как вы расположите терции относительно друг друга, можно получить минорное или мажорное трезвучие. Добавляя к уже готовым аккордам новые интервалы, вы можете изменять его звук и настроение.

Квинты – стандартный инструмент рок-музыки, которая почти вся построена на использовании этого интервала. Не обладая серьезным перекосом в сторону настроения, с его помощью можно задавать тональность и текстуру композиции, а комбинируя вместе с другими интервалами – и создавать мелодику и движение.

При помощи октав вы можете дополнить свою сольную партию, выстраивая ноты по гамме. Благодаря тому, что одновременно играют сразу два звука, данная партия будет звучать плотнее обычного соло.

Кроме этого, вы можете выстраивать партии других инструментов в соответствии с тональностью и интервалами внутри нее. Например, чтобы бэк-вокалы пели партии в терцию основному голосу. Благодаря таким дополнениям и раскладыванию того, что играют отдельные инструменты, можно добиться красочного и мелодичного музыкального полотна.

Не стесняйтесь так же пользоваться диссонирующими интервалами. С их помощью можно создать напряженное, зловещее настроение, которое может подойти некоторым композициям.

Обращение

Обращением называется прием, когда тоника интервала переносится на октаву вверх относительного второго звука. В этом случае интервал инвертируется, и мы получаем другое настроение и другой окрас всей мелодии.

Ниже приведена таблица обращений интервалов

Основной Обращенный
Прима Октава
Секунда Септима
Терция Секста
Кварта Квинта
Квинта Кварта
Секста Терция
Септима Секунда
Октава Прима
Нона Септима
Децима Секста
Ундецима Квинта
Дуодецима Кварта
Терцдецима Терция
Квартдецима Секунда
Квинтдецима Октава

Обращения можно использовать для того, чтобы поменять гармонию или настроение отдельного куска композиции. Особенно это помогает, если вы не можете придумать, как развить или продолжить ее.

Как научиться слышать интервалы

Мало того, чтобы выучить расположение интервалов – очень полезно научиться слышать их. Понимая то, как звучит то или иное сочетание, вы сможете более подробно разбирать чужие песни, а также лучше понимать, как сочинять свои. Кроме этого, это положительно скажется на ваших музыкальных навыках солирования.

В целом, это отличное упражнение для тренировки слуха. Для начала возьмите каждый интервал и сыграйте его. Запомните, как он звучит, какое у него настроение, как ноты сочетаются относительно друг друга.

После этого запишите эти интервалы на диктофон, или же скачайте простейший секвенсор вроде Fruity Loops и там выстройте все интересующие вас на данный момент интервалы.

Запустите запись и отвернитесь от компьютера. На слух попробуйте угадать, какой из них сейчас звучит. Помните про их свойства – секунда звучит очень напряженно и неприятно, а малая терция – грустным, «минорным» звуком.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день – сначала играйте интервалы сами и слушайте их, а потом пытайтесь услышать в готовой записи.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Интервал – это созвучие двух нот. На уроках сольфеджио учат определять интервалы на слух, пропевают их, строят от каждой ноты.

Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.

В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.

Содержание статьи:

  • Разновидности интервалов
  • Простые интервалы
  • Количественная и качественная величина интервала
  • Тритон — Кварта или Квинта
  • Увеличенный и уменьшенные интервалы
  • Составные интервалы
  • Как запоминать и отличать интервалы

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

  • 1 – прима
  • 2 – секунда
  • 3 – терция
  • 4 – кварта
  • 5 – квинта
  • 6 – секста
  • 7 – септима
  • 8 – октава

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

primy ot vsekh not

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

sekundy ot vsekh not

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

tercii ot vsekh not

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

kvarty ot vsekh not

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

kvinty ot vsekh not

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

seksty ot vsekh not

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

septimy ot vsekh not

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

oktavy ot vsekh not

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.

Качественная величина интервала

До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.

Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:

Bol'shaya sekunda Do Re

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

malaya sekunda Do Re bemol

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

До-Ре:

До-Ре бемоь:

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Малыми или Большими бывают только Секунды, Терции, Сексты и Септимы.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Tablica vsekh intervalov ot do

Тритон

Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

Triton Fa Si

Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

Triton Si Fa

Вот как звучит этот тритон:

Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

sekunda Do Re

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

Uvelichennaya sekunda DO Re diez

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным.  Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда. 

Tablica uv 2 = m 3

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

  • 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
  • 10 – Децима (10 ступеней)
  • 11 – Ундецима (11 ступеней)
  • 12 – Дуодецима (12 ступеней)
  • 13 – Терцдецима (13 ступеней)
  • 14 – Квартдецима (14 ступеней)
  • 15 – Квинтдецима (15 ступеней)

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

 nona Do Re

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

malaya nona Do Re bemol'

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

decima

Ундецима – Октава + Кварта.

undecima

Дуодецима — Октава + Квинта.

duodecima

Терцдецима — Октава + Секста.

tercdecima

Квартдецима – Октава + Септима.

kvartdecima

Квинтдецима – Октава + Октава.

kvintdecima

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

 vse sostavnye intervaly v tablice

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Первый шаг.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

konsonansy i dissonansy tablica

Консонансы:

Диссонансы:

Второй шаг.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Третий шаг.

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима –  «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

  1. Услышать консонанс это или диссонанс
  2. Близко звуки расположены или широко
  3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
  4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте. До новых встреч!

Понятие интервала было известно ещё древним грекам. Да, семантика этого слова уходит корнями именно в древность. Латинское intervallum означает расстояние. Слово используется невероятно широко, есть оно и в музыке. Интервалы в музыке подобны целому миру, который заслуживает самого пристального внимания и детального изучения. Что же это такое?

Что такое интервалы в музыке

Музыкальный interval определяет соотношение двух ступеней звукоряда. Он сообщает о расстоянии между ними. Их построение подчиняется математическим законам, а расстояние определяется точным количеством полутонов. Акустическая величина здесь измеряется в особых единицах, в центах. В зависимости от того, как берутся эти звуки (взять их можно либо одновременно, либо последовательно), интервалы бывают гармоническими и мелодическими.

В первом случае ноты берут одновременно, во втором — последовательно. Дальше — больше. Существует множество вариантов звучания двух нот, что зависит от расстояния между ними. Но всегда нижний звук — это его основание, а верхний звук называют вершиной. Полутон образует наименьший interval.

Для каждого интервала характерно особое звучание, одни легки и благозвучны, другие звучат напряжённо и мрачно, третьи буквально навевают грусть. Однако бывают интервалы, которые гораздо меньше полутона. Человеческий слух уловить такое звучание не может. Владея теорией, эти характеристики можно использовать при написании музыки.

Из всего разнообразия выделяют ряд основных интервалов, создающих основу этого важного направления.

Основные интервалы

Существует определённый ряд звуков, который обеспечивает разнообразие интервалов. Для обозначения самих интервалов были взяты латинские числительные.

Числительное сообщает только о количестве ступеней, но о качестве интервала говорят другие составляющие:

  • полутон — это самое короткое расстояние, то есть промежуток между соседними нотами хроматической гаммы;
  • тон — большая величина, образованная двумя короткими полутонами; так выглядит, например, мажорная секунда;
  • тритон — это особый interval, содержащий три тона: увеличенную кварту и уменьшенную квинту, звучат они всегда напряжённо.

Исключение из правила составляет совершенный унисон — прима, образованная двумя одинаковыми нотами, размер её всегда равен нулю. Важно, что одинаковое расстояние бывает присуще разным интервалам: четыре полутона составляют терцию от D до F♯, эти же четыре полутона образуют и уменьшенную кварту от D до G♭ и т. д.

Любой interval можно увеличить или уменьшить, для этого достаточно расширить или сгладить его на один или два полутона. Звучание его при этом станет совершенно другим. Некоторые из этих интервалов используют чаще, другие — значительно реже. Почему эти интервалы названы основными? Именно от них образуют все остальные интервалы.

Однако основными элементами музыка не ограничивается. Ведь между звуками бывают такие расстояния, которые значительно меньше тона или больше одной октавы. Не являясь основными, такие Intervals существенно расширяют возможности музыканта.

Интервалы в музыке таблица

Количество и качество

Любому интервалу присущи две важные характеристики — тоновая и ступеневая. Тоновая — характеристика качественная (quality), ступеневая — количественная (number). Но именно ступеневая даёт название интервалу и отвечает на вопрос «что это».

Тоновая же составляющая отвечает на вопрос «какой?» и характеризуется числом тонов и полутонов в конкретном интервале. В совокупности это определяет number and quality каждого интервала.

Вот пример того, как выглядят intervals, образованные от одного звука.

Сначала interval строится по ступеневой величине, потом по тоновой с добавлением знаков альтерации. Качественная сторона словно уточняет количественное определение: повышенный на полутон — увеличенный; пониженный на полутон — уменьшенный. Но при этом interval может быть дважды увеличенным или дважды уменьшенным, это происходит в том случае, когда увеличивают или уменьшают на целый тон.

Сокращённая запись

Intervals имеют свои буквенные обозначения, которые указывают их основные признаки:

  • «Р» — идеальный;
  • «M» — мажор;
  • «m» — минор;
  • «d» — уменьшенный;
  • «A» — увеличенный;
  • «Т» — тритон.

Например, Р8 обозначает октаву, в то время как Р1 — это унисон. Обычно его так и называют «унисон», игнорируя буквенное обозначение.ТТ — буквенное обозначение тритона, уменьшенного пятого или увеличенного четвёртого.

Для обозначения качества интервалов также используют сокращения:

  • perf — идеальный;
  • min — второстепенный;
  • maj — большой мажорный;
  • dim — уменьшенный;
  • aug — увеличенный.

Увеличенный или уменьшенный interval можно обозначить и простым сокращением — «ув» и «ум».

Инверсия

Инвертированный interval получается после переноса основы простого интервала на октаву вверх. Одновременно с этим новый интервал получает и другое название. Ярким примером инверсии служат унисон и октава. Аналогично можно проследить инверсию других интервалов: C-D, D-C и т. д. Если сложить номер любого инвертированного интервала и номер его инверсии, в результате получится число девять.

Классификация интервалов

Для классификации интервалов используют их главные и второстепенные особенности, а именно: количество ступеней, качественный состав, способ «взятия» и т. д. То есть признаков для классификации достаточно много, рассмотрим основные из них.

Мелодичные и гармонические

Если взять две ноты одновременно (гармонически), получится гармонический interval. Такая форма называется вертикальной. Читается гармонический interval снизу вверх. Если ноты брать последовательно, получится interval мелодический, то есть горизонтальный. Мелодическому интервалу свойственны два направления, восходящее и нисходящее.

Диатонический и хроматический

Интервалы, состоящие из диатонических, т. е. неизменных ступеней, называются диатоническими. Те же, в которых присутствуют альтерированные, изменённые ступени гаммы, называются хроматическими.

Согласный и диссонирующий

Это одна из важнейших особенностей интервалов. Консонанс — согласное звучание, напрямую зависящее от устойчивости звука, подтверждающее его стабильность. Диссонанс всегда вызывает напряжение, что объясняется его незавершённостью. Диссонанс создают неустойчивые intervals, требующие разрешения. Благодаря консонансам и диссонансам создают разные музыкальные стили.

Особенности каждого интервала были описаны ещё в период средневековья. Но эти описания опирались на современные той эпохе стили. Так, в 15 и 16 веках идеальными были приняты квинты и октавы, мажорные и минорные терции. Гармоничными были признаны и сексты. Все остальные intervals были отнесены к диссонирующим, включая и чистую кварту.

Как диссонирующая она была описана Йоханнесом Тинкторисом в 1573 году. С течением времени практика использования диссонансов изменилась. Теперь многие диссонансы вполне применимы в некоторых контекстах, хотя за основу по-прежнему берётся теория средних веков.

В 19 веке диссонансы были описаны физиком Германом фон Гельмгольцем. Он объяснял их особенность присутствием характерного биения и описал звучание гармонических звуков: чем меньше ударов в звучании, тем более созвучны звуки.

Как согласные Герман фон Гельмгольц классифицировал октаву, большую шестую, совершенную пятую и четвёртую, а также малую и большую третью. Все остальные intervals он отнёс к диссонирующим. Анализ проводился строго с вертикальными интервалами.

В 1997 году Дэвидом Коупом была принята ещё одна классификация, основанная на силе интервала.

Шаги и пропуски

В теории музыки при описании мелодических интервалов существует такое понятие, как шаги и пропуски. Шаг — расстояние между последовательно расположенными нотами, разрыв между звуками называется пропуском. Например:

  • секунда (малая или большая) — это шаг;
  • терция (большая или малая) — это пропуск.

То есть шаг — это узкий interval, в то время как пропуск — широкий, он всегда напоминает скачок. Мелодия, для которой более характерны шаги, называется ступенчатой и характеризуется мелодическим движением. Частые пропуски делают её прерывистой, скачкообразной.

Энгармонические интервалы

Подобно энгармоническим гаммам существуют и enharmonic intervals. Это одни и те же звуки, которые записаны по-разному. То есть качество и количество звуков полностью совпадает. Для слуха их звучание будет полностью одинаковым. Но написание отличается сильно. Это связано с энгармонизмом звуков, присущим им априори. Определяют энгармонизм по знакам альтерации в ключе.

Минутные интервалы

Существует ещё ряд интервалов, которые не учтены в хроматической шкале. Причина кроется в их размере, поэтому классифицируют такие интервалы как микротоны или запятые. Все они имеют своё личное название. Размер их измеряется в центах.

Цент — самая маленькая величина, которая составляет сотую долю полутона. Но именно он позволяет оценить различия между разными интервалами. Вот несколько примеров:

  • Синтоническая запятая равна 21,5 центам и представляет собой разницу между четырьмя идеальными квинтами и двумя октавами с мажорной третью.
  • Пифагорейская запятая равна 23,5 центам и представляет собой разницу между семью октавами и двенадцатью идеальными квинтами.
  • Разделительная запятая равна 27,3 центам и представляет собой разницу между 3-предельным «седьмым» или пифагорейским интервалом и «гармоническим седьмым».
  • Diesis равен 41,1 центам, его чаще используют, обозначая разницу между октавой и тремя мажорными третями, но его же можно использовать и для обозначения других небольших интервалов.
  • Diaschisma равен 19,6 центам, он обозначает разницу между идеальными квинтами с мажорными третями и тремя октавами.

Интервалы в аккордах

Аккорд — это созвучие из трёх и более звуков. Это всегда комбинация разных интервалов с одной общей нотой — корнем аккорда. Например:

  • трезвучие с интервальным составом 3 + 3, состоящий из трёх звуков;
  • септаккорд с интервальным составом 3 + 3 + 3, состоящий из четырёх звуков;
  • нонаккорд с интервальным составом 3 + 3 + 3 + 3, состоящий из пяти звуков.

Нижний звук аккорда называется основным тоном или примой, все последующие — это название последовательно образованных от него интервалов. От интервального состава зависит фоническая сторона звучания.

Размер интервалов

С помощью изменения высоты ступеней гаммы, любой диапазон диатонического интервала можно увеличить или уменьшить. Исключение здесь составляет только чистая прима, поскольку её уменьшить нельзя. В результате изменения интервального диапазона получаются хроматические intervals, в которых присутствуют альтерированные ступени. Изменение этих величин сильно отражается на звучании мелодии.

Увеличенные интервалы (extended intervals) обычно получают из чистых и больших форм, а вот уменьшенные (reduced) наоборот — из чистых и малых. От изменения величины на два хроматических полутона могут получиться дважды увеличенные или дважды уменьшенные intervals. Чаще всего встречаются двойные увеличенные кварты и квинты.

Корень интервала

Основанием любому интервалу служит его нижняя нота. Тем не менее американский композитор Дэвид Коуп и немецкий композитор Хиндемит выдвинули особую концепцию корня интервала и предложили метод его вычисления:

  • по их утверждению, у диатонических интервалов с нечётным номером корнем будет нижняя нота, то есть он будет совпадать с основанием интервала;
  • у диатонических интервалов с чётным номером корнем будет верхняя нота, то есть его вершина интервала.

Корнем же совокупности интервалов будет корень самого сильного интервала в ряду, то есть тоника. Примером здесь может служить сильный тонический аккорд, завершающий композицию.

Интервальные циклы

Это понятие напрямую связано с высотой звучания. Интервальный цикл начинается со звука определённой высоты, поднятого на конкретный интервал, когда после многократного повторения interval достигнет первоначальной высоты. Простыми словами — это развёрнутая серия одного интервала, который возвращается к первоначальному звучанию.

Обозначение интервального цикла с помощью латинской литеры «С» было введено Джорджем Перлом. Цифра рядом с литерой указывает на количество тонов в цикле: С1, С2, С3 и т. д. У каждого цикла свой темперамент. Для создания одного цикла требуется как минимум три звука.

Ещё одной особенностью интервальных циклов является симметричность. Интервальные циклы — важная единица в музыке. Каждый из них имеет особую тональную окраску, что использовали в своих произведениях композиторы романтики. Важны интервальные циклы и в джазе. Они бывают восходящими и нисходящими, а между собой циклы связаны инверсией, так как дополняют друг друга.

Интервалы основного тона

В пределах 12 полутонов можно построить множество интервалов. Многообразие определяется не только расстоянием между звуками, но и направлением звука вверх или вниз — восходящие и нисходящие intervals. На основе множества диатонических интервалов можно создать новое множество интервалов хроматических.

Строение каждого из них подчиняется общему принципу и характеризуется шириной, расстоянием между ступенями, количеством тонов и полутонов. Также они классифицируются как упорядоченные и неупорядоченные. В первом случае важен выбор точки отсчёта, то есть выбор основания интервала.

Общие и специальные

В музыкальной теории intervals делятся на два множества — общие и специальные. Общие измеряются ступенями, а специальные (или специфические) измеряются количеством полутонов. Здесь важен учёт первой позиции в специальных интервалах, в общих эта позиция не учитывается, поэтому их размер будет на единицу меньше, чем у специальных интервалов.

Интервалы на гитаре

Два любых звука, сыгранных на гитаре, создают interval. Расположение на грифе, высота и звучание при этом могут быть совершенно разными. Если на гитаре взять одновременно две открытые струны, например, четвёртую и пятую, то получится консонирующий звук — кварта.

Аналогично её можно построить и на других струнах, настройка инструмента это позволяет. То есть выучив определённый ряд интервалов, их можно переносить на другие лады или брать один и тот же, но разными способами. Ниже приведём самый простой способ расположения интервалов на грифе. Основание берём на пятой струне, зажимая её на пятом ладу:

Intervals in music

Понятие интервала было известно ещё древним грекам. Да, семантика этого слова уходит корнями именно в древность. Латинское intervallum означает расстояние. Слово используется невероятно широко, есть оно и в музыке. Интервалы в музыке подобны целому миру, который заслуживает самого пристального внимания и детального изучения. Что же это такое?

Что такое интервалы в музыке

Музыкальный interval определяет соотношение двух ступеней звукоряда. Именно двух:

  • до — ре;
  • ми — фа;
  • ре — ля и т. д.

Он сообщает о расстоянии между ними. Их построение подчиняется математическим законам, а расстояние определяется точным количеством полутонов. Акустическая величина здесь измеряется в особых единицах, в центах. В зависимости от того, как берутся эти звуки (взять их можно либо одновременно, либо последовательно), интервалы бывают гармоническими и мелодическими.

В первом случае ноты берут одновременно, во втором — последовательно. Дальше — больше. Существует множество вариантов звучания двух нот, что зависит от расстояния между ними. Но всегда нижний звук — это его основание, а верхний звук называют вершиной. Полутон образует наименьший interval.

Для каждого интервала характерно особое звучание, одни легки и благозвучны, другие звучат напряжённо и мрачно, третьи буквально навевают грусть. Однако бывают интервалы, которые гораздо меньше полутона. Человеческий слух уловить такое звучание не может. Владея теорией, эти характеристики можно использовать при написании музыки.

Из всего разнообразия выделяют ряд основных интервалов, создающих основу этого важного направления.

Основные интервалы

Латинское числительное сообщает только о количестве ступеней, но о качестве интервала говорят другие составляющие:

  • полутон — это самое короткое расстояние, то есть промежуток между соседними нотами хроматической гаммы;
  • тон — большая величина, образованная двумя короткими полутонами; так выглядит, например, мажорная секунда;
  • тритон — это особый interval, содержащий три тона: увеличенную кварту и уменьшенную квинту, звучат они всегда напряжённо.

Исключение из правила составляет совершенный унисон — прима, образованная двумя одинаковыми нотами, размер её всегда равен нулю. Важно, что одинаковое расстояние бывает присуще разным интервалам: четыре полутона составляют терцию от D до F♯, эти же четыре полутона образуют и уменьшенную кварту от D до G♭ и т. д.

Любой interval можно увеличить или уменьшить, для этого достаточно расширить или сгладить его на один или два полутона. Звучание его при этом станет совершенно другим. Некоторые из этих интервалов используют чаще, другие — значительно реже. Почему эти интервалы названы основными? Именно от них образуют все остальные интервалы.

Однако основными элементами музыка не ограничивается. Ведь между звуками бывают такие расстояния, которые значительно меньше тона или больше одной октавы. Не являясь основными, такие Intervals существенно расширяют возможности музыканта.

Сокращённая запись

Intervals имеют свои буквенные обозначения, которые указывают их основные признаки:

  • «Р» — идеальный;
  • «M» — мажор;
  • «m» — минор;
  • «d» — уменьшенный;
  • «A» — увеличенный;
  • «Т» — тритон.

Например, Р8 обозначает октаву, в то время как Р1 — это унисон. Обычно его так и называют «унисон», игнорируя буквенное обозначение.ТТ — буквенное обозначение тритона, уменьшенного пятого или увеличенного четвёртого.

Для обозначения качества интервалов также используют сокращения:

  • perf — идеальный;
  • min — второстепенный;
  • maj — большой мажорный;
  • dim — уменьшенный;
  • aug — увеличенный.

Увеличенный или уменьшенный interval можно обозначить и простым сокращением — «ув» и «ум».

Инверсия

Инвертированный interval получается после переноса основы простого интервала на октаву вверх. Одновременно с этим новый интервал получает и другое название. Ярким примером инверсии служат унисон и октава. Аналогично можно проследить инверсию других интервалов: C-D, D-C и т. д. Если сложить номер любого инвертированного интервала и номер его инверсии, в результате получится число девять.

Классификация интервалов

Для классификации интервалов используют их главные и второстепенные особенности, а именно: количество ступеней, качественный состав, способ «взятия» и т. д. То есть признаков для классификации достаточно много, рассмотрим основные из них.

Мелодичные и гармонические

Если взять две ноты одновременно (гармонически), получится гармонический interval. Такая форма называется вертикальной. Читается гармонический interval снизу вверх. Если ноты брать последовательно, получится interval мелодический, то есть горизонтальный. Мелодическому интервалу свойственны два направления, восходящее и нисходящее.

Диатонический и хроматический

Интервалы, состоящие из диатонических, т. е. неизменных ступеней, называются диатоническими. Те же, в которых присутствуют альтерированные, изменённые ступени гаммы, называются хроматическими.

Устойчивый и неустойчивый

В музыке существует понятие ладового тяготения, которое объясняется наличием устойчивых и неустойчивых ступеней. Неустойчивые (unstable) всегда тянутся к устойчивым (steady). Музыкальные intervals, построенные из звуков тонического трезвучия, относятся к устойчивым.

Ниже приведены варианты неустойчивости:

  • когда один звук устойчивый, а второй неустойчивый, стремящийся к разрешению;
  • оба звука являются неустойчивыми и тянутся к разрешению;
  • особое разрешение секунд и септим, нижний звук здесь всегда диссонирует (даже устойчивый), при разрешении, например, секунды его необходимо понизить на одну ступень, а затем разрешить в соответствии с существующими правилами;
  • в септиме даже неустойчивый верхний звук диссонирует, его также следует понизить на одну ступень и разрешить в соответствии с правилами.

Согласный и диссонирующий

Это одна из важнейших особенностей интервалов. Консонанс — согласное звучание, напрямую зависящее от устойчивости звука, подтверждающее его стабильность. Диссонанс всегда вызывает напряжение, что объясняется его незавершённостью. Диссонанс создают неустойчивые intervals, требующие разрешения. Благодаря консонансам и диссонансам создают разные музыкальные стили.

Особенности каждого интервала были описаны ещё в период средневековья. Но эти описания опирались на современные той эпохе стили. Так, в 15 и 16 веках идеальными были приняты квинты и октавы, мажорные и минорные терции. Гармоничными были признаны и сексты. Все остальные intervals были отнесены к диссонирующим, включая и чистую кварту.

Как диссонирующая она была описана Йоханнесом Тинкторисом в 1573 году. С течением времени практика использования диссонансов изменилась. Теперь многие диссонансы вполне применимы в некоторых контекстах, хотя за основу по-прежнему берётся теория средних веков.

В 19 веке диссонансы были описаны физиком Германом фон Гельмгольцем. Он объяснял их особенность присутствием характерного биения и описал звучание гармонических звуков: чем меньше ударов в звучании, тем более созвучны звуки.

Как согласные Герман фон Гельмгольц классифицировал октаву, большую шестую, совершенную пятую и четвёртую, а также малую и большую третью. Все остальные intervals он отнёс к диссонирующим. Анализ проводился строго с вертикальными интервалами.

В 1997 году Дэвидом Коупом была принята ещё одна классификация, основанная на силе интервала.

Как использовать музыкальные интервалы

Интервалы в музыке напоминают кирпичики здания. Однако функций у них больше, чем у строительного материала. Например, определение тональности или построение аккордов. Они помогают менять настроение мелодии, её звучание — мажорное или минорное.

Каждое музыкальное направление тяготеет к своим интервалам. Например, рок, в основу которого всегда закладывается квинта. Именно она задаёт настроение и создаёт текстуру. Динамичность композиции придаст комбинация квинты с другими интервалами.

Октава значительно уплотняет звучание и даёт место соло. Выстраивая партии разных инструментов и вокала, отталкиваясь от интервалов внутри тональности, можно обогатить мелодию, и существенно. Так звучат параллельно две партии в терцию. Большее количество партий добавит красок в музыкальную палитру.

Диссонирующие звуки, которые редко использовались раньше, теперь играют значительную роль. Они помогают создавать нестандартные композиции, адекватно воспринимающиеся на слух.

При этом использовать можно каждый элемент теории, то есть все существующие возможности интервалов. Например, если зашли в тупик, и мелодия не движется дальше, можно использовать их обращения, которые меняют настроение всей композиции или её отдельного фрагмента.

Обращение

Обращение априори означает какой-то поворот. Обращением интервалов называют перенос на определённую высоту нижнего звука. Перенести его можно на октаву вверх или наоборот на октаву вниз. В результате такого переноса получается уже другой interval, образующий при соединении с первым октаву. При этом чистые интервалы также остаются чистыми, малые становятся большими, большие превращаются в малые, увеличенные становятся уменьшенными, а уменьшенные — увеличенными. Консонанс всегда обращается в консонанс, а диссонанс в диссонанс.

Как научиться слышать интервалы

Знания теории недостаточно. Очень важно изучить расположение интервалов, но помимо это их необходимо научиться слышать. Так легче работать не только над своей композицией, это умение поможет разобраться и в чужой музыке. Недооценивать этот навык нельзя, ведь параллельно он развивает слух.

Чтобы научиться слышать intervals, начните с малого: возьмите всего один interval и сыграйте его. Прислушайтесь к его настроению, уловите гармонию, сочетание звуков, и в целом запомните его. Запомнив, переходите к следующему. Так у вас появится целый ряд знакомых интервалов. Запишите их на диктофон или скачайте любой подходящий секвенсор, тот же Fruity Loops.

Постройте эти интервалы в программе и угадывайте их звучание на слух. Отвернитесь в этот момент от монитора. Постепенно вы легко научитесь отличать секунду от терции, кварты, квинты и т. д. При обучении полезно пользоваться алгоритмом:

  • записать;
  • сыграть;
  • прослушать;
  • услышать, то есть определить на слух.

Повторяйте упражнения ежедневно, тогда результат обязательно будет.

Заключение

Интервалы в музыке — это целый мир, законы которого могут не только удивлять, но и вдохновлять. Благодаря им звук приобретает множество оттенков, почему изучение темы не только повышает музыкальную грамотность, но и даёт в руки хороший инструмент. Владеющий теорией способен легко манипулировать этими яркими «кирпичиками», создавая свой собственный стиль. Мир музыкальных интервалов поистине бесконечен. Сколько бы ни было написано произведений великими (и не очень великими) композиторами, мир музыки неисчерпаем, как неисчерпаем океан.

Интервалы в музыке — мера определения соотношения между двумя звуками разной высоты. Несмотря на то, что интервалы можно представить в виде математической (соотношение двух чисел) или акустической (центы) величины, музыкальная теория пошла простым путем, рассчитав музыкальные интервалы на основе звукоряда, в котором главная роль отведена количеству тонов и полутонов между двумя нотами.

Каждый интервал характеризуется собственным звучанием: одни звуки, извлеченные одновременно, в интервале звучат приятно и легко (см. приму, квинту или октаву), в то время как другие — режут слух (см. малую или большую секунду); одни интервалы отличаются «веселым» характером звучания, вторые — грустным.

Интервал всегда состоит из двух звуков, при этом нижний звук называют основанием интервала, а верхний звук — вершиной интервала.


Интервалы в музыке

  • Прима
  • Малая секунда
  • Большая секунда
  • Малая терция
  • Большая терция
  • Чистая кварта
  • Увеличенная кварта или уменьшенная квинта
  • Чистая квинта
  • Малая секста
  • Большая секста
  • Малая септима
  • Большая септима
  • Чистая октава
  • Малая нона
  • Большая нона
  • Малая децима
  • Большая децима
  • Чистая ундецима
  • Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима
  • Чистая дуодецима
  • Малая терцдецима
  • Большая терцдецима
  • Малая квартдецима
  • Большая квартдецима
  • Чистая квинтдецима

Классификация и виды интервалов

Классифицировать и упорядочить интервалы можно по нескольким признакам:

  1. Особенностям «взятия»;
  2. Общему количеству ступеней в интервале;
  3. Качеству интервала;
  4. Особенностям состава.

Виды музыкальных интервалов по особенностям «взятия»

По методу «взятия» различают два вида интервалов:

  • Гармонические интервалы, также называемые вертикальные, в которых звуки извлекаются одновременно;
  • Мелодические интервалы или горизонтальные интервалы, звуки которых звучат последовательно.

Виды музыкальных интервалов на основе количества ступеней

Классификация интервалов по количеству ступеней отталкивается от цифрового обозначения, связанного с каждым интервалом:

Количество ступеней в интервале (цифровое обозначение) Название интервала на русском Название интервала на английском
1 Прима Unison
2 Секунда Second
3 Терция Third
4 Кварта Fourth
5 Квинта Fifth
6 Секста Sixth
7 Септима Seventh
8 Октава Octave
9 Нона Ninth
10 Децима Tenth
11 Ундецима Eleventh
12 Дуодецима Twelfth
13 Терцдецима Thirteenth
14 Квартдецима Fourteenth
15 Квинтдецима Fifteenth

Виды музыкальных интервалов на основе их качественных характеристик

Качественные виды интервалов вносят уточнения в количественные определения. Именно для уточнения качественных характеристик интервала в название добавляют слова «увеличенный», «уменьшенный», «большой», «малый», «дважды увеличенный», «дважды уменьшенный» и «чистый».

Увеличенный интервал — это интервал, повышенный на полутон, уменьшенный — пониженный на полутон. Дважды увеличенные и уменьшенные интервалы повышаются и понижаются на целый тон.

Название интервала Английское обозначение Краткая запись Количество полутонов Увеличенные или уменьшенные интервалы, равные исходному интервалу Краткая запись увеличенного или уменьшенного интервала
Чистая прима Unison ч. 1 0 Уменьшенная секунда ум. 2
Малая секунда Minor Second м. 2 1 Увеличенная прима ув. 1
Большая секунда Major Second б. 2 2 Уменьшенная терция ум. 3
Малая терция Minor Third м. 3 3 Увеличенная секунда ув. 2
Большая терция Major Third б. 3 4 Уменьшенная кварта ум. 4
Чистая кварта Perfect Fourth ч. 4 5 Увеличенная терция ув. 3
Увеличенная кварта или уменьшенная квинта Augmented Fourth / Diminished Fifth ув. 4 / ум. 5 6
Чистая квинта Perfect Fifth ч. 5 7 Уменьшенная секста ум. 6
Малая секста Minor Sixth м. 6 8 Увеличенная квинта ув. 5
Большая секста Major Sixth б. 6 9 Уменьшенная септима ум. 7
Малая септима Minor Seventh м. 7 10 Увеличенная секста ув. 6
Большая септима Major Seventh б. 7 11 Уменьшенная октава ум. 8
Чистая октава Octave ч. 8 12 Увеличенная септима ув. 7
Малая нона Minor Ninth м. 9 13 Увеличенная октава ув. 8
Большая нона Major Ninth б. 9 14 Уменьшенная децима ум. 10
Малая децима Minor Tenth м. 10 15 Увеличенная нона ув. 9
Большая децима Major Tenth б. 10 16 Уменьшенная ундецима ум. 11
Чистая ундецима Perfect Eleventh ч. 11 17 Увеличенная децима ув. 10
Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима Augmented Eleventh / Diminished Twelfth ув. 11 / ум. 12 18
Чистая дуодецима Perfect Twelfth ч. 12 19 Уменьшенная терцдецима ум. 13
Малая терцдецима Minor Thirteenth м. 13 20 Увеличенная дуодецима ув. 12
Большая терцдецима Major Thirteenth б. 13 21 Уменьшенная квартдецима ум. 14
Малая квартдецима Minor Fourteenth м. 14 22 Увеличенная терцдецима ув. 13
Большая квартдецима Major Fourteenth б. 14 23 Уменьшенная квинтдецима ум. 15
Чистая квинтдецима Perfect Fifteenth ч. 15 24 Увеличенная квартдецима ув. 14

Виды музыкальных интервалов по особенностям составления

Если же посмотреть на особенности составления, то здесь можно выделить четыре основных вида интервалов:

  • Простые;
  • Составные;
  • Микроинтервалы;
  • Особые интервалы.

Важно отметить, что строить интервалы можно в обе стороны (как вверх, так и вниз) и от любой ноты — качество и количество промежуточных ступеней (тонов и полутонов) останется неизменным. Так, 5 ступеней вверх от ноты До приведут к образованию квинту с вершиной на ноте Соль, а 5 ступеней вниз образуют квинту с основанием на ноте Фа.

Интервалы в музыке

Интервалы можно строить в обе стороны — вверх и вниз. Пять ступеней вверх от ноты До образуют квинту До-Соль (Соль-До), пять ступеней вниз — квинту Фа-До (До-Фа).

Простые интервалы

Простые интервалы существуют в пределах одной октавы, а их названиями служат порядковые числительные на латыни. Само по себе название интервала отражает количество ступеней между двумя звуками.

Прима

Схема примы (обозначается как ч. 1 — чистая прима).

Прима (англ. Unison) образуется при помощи двух одинаковых звуков, и именно от этой особенности происходит английское название интервала — унисон. Значение слова «Унисон» совпадает со смыслом примы — одновременное звучание двух или более звуков одинаковой высоты.

Так как взять две одинаковых ноты на клавиатуре пианино не представляется возможным, прима обычно отображается двумя последовательными извлечениями звука. Единственный вариант взять одинаковые звуки — использовать два инструмента.

Тем не менее, такое положение вещей не относится к большинству струнных инструментов (гитара, скрипка, виолончель), чей гриф позволяет взять два идентичных звука на разных струнах.

Малая секунда

Схема малой секунды (обозначается как м. 2).

Второй интервал в музыке — малая секунда (англ. minor second). В основе интервала — два звука, отличающиеся по высоте всего на полтона (вверх или вниз). Малая секунда обозначается буквенно-цифровым сочетанием «м. 2».

Большая секунда

Схема большой секунды (обозначается как б. 2).

Большая секунда (англ. major second) — интервал, звуки которого отличаются на целый тон. В музыкальной теории большая секунда обозначается «б. 2».

Малая терция

Схема малой терции (обозначается как м. 3).

Следующий интервал — малая терция, обозначаемая «м. 3». Малая терция — нижний интервал минорного трезвучия, который в некоторых случаях может заменять минорный аккорд, не изменяя звуковых характеристик.

Большая терция

Схема большой терции (обозначается как б. 3).

Большая терция — интервал в три ступени, обозначаемый «б. 3». В отличие от малой, большая терция — нижний интервал мажорного трезвучия. В некоторых случаях, большая терция может заменять мажорный аккорд.

Чистая кварта

Схема чистой кварты (обозначается как ч. 4).

Название кварты происходит от латинского слова «quarta» (лат. «четыре» или «четвертый»). В средние века в музыкальной теории звук кварты описывался как четвертый голос от тенора (лат. quarta vox), если вести счет по ступеням звукоряда вверх или вниз. В те времена тенор считался главным и чистым голосом, фундаментом многоголосной музыки.

В современной элементарной теории музыки принято различать несколько видов кварты — чистая, увеличенная и уменьшенная. С точки зрения практического использования, под термином кварта подразумевается чистая кварта, обозначаемая «ч. 4». Из наименования интервала понятно количество ступеней между основанием и вершиной кварты — 4 ступени.

Увеличенная кварта или уменьшенная квинта

Схема увеличенной кварты (обозначается как ув. 4) или уменьшенной квинты (обозначается как ум. 5).

Увеличенная кварта (обозначается «ув. 4») равна уменьшенной квинте («ум. 5»). Увеличенная кварта считается важным интервалом в теории музыки — на него опирается вся система мажорно-минорных ладов.


[jaw_panel_box panel_title=»Голос скептика» message_style=»info» ] — А где же здесь тритон?[/jaw_panel_box][jaw_clear]

Голос скептика: «А где же здесь тритон?»У тех, кто хотя бы поверхностно знаком с интервалами и теорией музыки, возникнет закономерный вопрос: «Почему пропустили тритон?». Если посмотреть внимательнее, то он на месте, где и должен быть.

Тритон — интервал, звуки которого отдалены друг от друга тремя тонами (вверх или вниз). Фактически, тритон — другое название увеличенной кварты или уменьшенной квинты. Чистая кварта состоит из 2,5 тонов (5 полутонов), а чистая квинта из 3,5 тонов (7 полутонов). Увеличение кварты на полутон приведет к образованию увеличенной кварты или тритона, равно как уменьшение квинты на полутон приведет к образованию уменьшенной квинты или тритона.

Как ни крути, расстояние равно трем полным тонам.

Тритон всегда рядом.

Чистая квинта

Схема чистой квинты (обозначается как ч. 5).

Квинта — интервал, разница между основанием и вершиной которого составляет пять ступеней. Обозначается «ч. 5».

Малая секста

Схема малой сексты (обозначается как м. 6).

Секста — интервал в шесть ступеней или четыре тона, обозначающийся «м. 6».

Большая секста

Схема большой сексты (обозначается как б. 6).

Как и в случае с малой, расстояние между нотами в большой сексте составляет четыре тона. В отличие от малой сексты, между звуками большой сексты располагаются четыре с половиной тоной. В музыкальной теории записывается при помощи буквенно-цифрового обозначения «б. 6».

Малая септима

Схема малой септимы (обозначается как м. 7).

Септима — седьмой музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной которого составляет семь ступеней. Между звуками малой септимы располагаются пять тонов, а сам интервал обозначается как «м. 7».

Большая септима

Схема большой септимы (обозначается как б. 7).

Главное отличие большой септимы от малой заключается в количество звуков между нотами: между основанием и вершиной располагаются пять с половиной тонов (пять тонов + один полутон). Большая септима обозначается как «б. 7».

Октава

Схема чистой октавы (обозначается как ч. 8).

Октава — восьмой и последний простой музыкальный интервал, расстояние участниками которого равно восьми ступеням. На слух октава воспринимается как устойчивый музыкальный интервал. Несмотря на то, что основание и вершина интервала очень похожи друг на друга, ноты отчетливо различаются по высоте.

В Древней Греции октаву называли «διὰ πασῶν», что буквально переводится как «через все струны». Свое современное название октава получила в средние века: музыканты использовали слово octavus (восьмая) наряду со словом diapason (диапазон).

В музыкальной теории октава записывается обозначением «ч. 8».

Составные интервалы

Составные интервалы получаются за счет сложения двух простых интервалов. Любые составные интервалы по объему превышают октаву.

Малая нона

Схема малой ноны (обозначается как м. 9).

Нона — условно девятый интервал, расстояние между звуками которого составляет девять ступеней. Для упрощения запоминания нону рассматривают как секунду через октаву. Исходя из этого, нона, как и секунда, делится на большую и малую, а значит интервал можно рассмотреть как малую секунду через октаву.

Малая нона обозначается как «м. 9».

Большая нона

Схема большой ноны (обозначается как б. 9).

Большую нону (обозначается «б. 9») может рассматриваться как большая секунда через октаву (б. 2 + ч. 8).

Малая децима

Схема малой децимы (обозначается как м. 10).

Интервал в музыке, чья ширина составляет десять ступеней, называется децима. Децима, как и другие составные интервалы превышает размером октаву.

С точки зрения состава, малая децима (обозначается «м. 10») представляет собой малую терцию через октаву (октава плюс малая терция), а между основанием и вершиной интервала располагаются пятнадцать полутонов.

Большая децима

Схема большой децимы (обозначается как б. 10).

Большая децима («б. 10») — это большая терция через октаву. Между звуками интервала находятся шестнадцать полутонов.

Чистая ундецима

Схема чистой ундецимы (обозначается как ч. 11).

Музыкальный интервал шириной в 11 ступеней называется ундецима и обозначается как «ч. 11». Рассмотрение ундецимы в качестве составного интервала позволяет обозначить ее как октаву через кварту. Чистая ундецима состоит из семнадцати полутонов.

С точки зрения гармонии ундецима соответствует кварте, обладая теми же свойствами и особенностями. В джазовой теории музыки ундециму определяют как пятую терцию после основного тона.

Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима

Схема увеличенной ундецимы (обозначается как ув. 11) или уменьшенной дуодецимы (обозначается как ум. 12).

Увеличенная ундецима (обозначается «ув. 11») равна уменьшенной дуодециме («ум. 12»). Интервалы идентичны по своим качествам увеличенной кварте и уменьшенной квинте, представляя собой сумму из октавы и увеличенной кварты, и октавы и уменьшенной квинты соответственно.

Чистая дуодецима

Схема чистой дуодецимы (обозначается как ч. 12).

Двенадцатый музыкальный интервал, шириной в 12 ступеней, называется дуодецима (обозначается «ч. 12»). Дуодецима состоит из октавы и квинты, а в средние века ее называли «diapason cum diapente», что означает «октава с квинтой».

Знаменитый русский композитор Сергей Рахманинов брал чистую дуодециму на клавиатуре фортепиано мизинцем и большим пальцем одной руки.

Малая терцдецима

Схема малой терцдецимы (обозначается как м. 13).

Тринадцатый музыкальный интервал, состоящий из 13 ступеней, называется терцдецимой. Терцдецима представляет собой комбинацию октавы и сексты. Как и секста, терцдецима бывает малой и большой.

В малую терцдециму входят 20 полутонов, а интервал обозначается как «м. 13».

Большая терцдецима

Схема большой терцдецимы (обозначается как б. 13).

Большая терцдецима состоит из октавы и большой сексты или из 21 полутона. Большая терцдецима записывается буквенно-цифровым обозначением «б. 13».

Малая квартдецима

Схема малой квартдецимы (обозначается как м. 14).

Квартдецима — четырнадцатый музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной в которой составляет 14 ступеней. Состоит из октавы и септимы, ввиду чего может быть как малой, так и большой.

Малая квартдецима состоит из 11 тонов (22 полутонов) и обозначается как «м. 14».

Большая квартдецима

Схема большой квартдецимы (обозначается как б. 14).

Большая квартдецима («б. 14») состоит из чистой октавы и большой септимы. В составе интервала 23 полутона.

Чистая квинтдецима

Схема чистой квинтдецимы (обозначается как ч. 15).

Чистая квинтдецима («ч. 15») — составной интервал, в который входят две октавы. Между основанием и вершиной квантдецимы располагаются 15 ступеней (12 тонов, 24 полутона). Иногда квартдециму обозначают цифрой 16 (две октавы).

Добавить комментарий