Инверсия — это красивое коверканье русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим».
Например, во французском или английском предложения строятся только по определенной форме – сначала идет подлежащее, потом сказуемое, а после них уже все остальное. И ни в коем случае нельзя поменять порядок слов, это будет считаться ошибкой.
А вот русский язык дает больше свободы. Предложение можно строить практически любым образом. И от перестановки слов местами может меняться общий посыл фразы, его интонационное ударение. И этот прием называется инверсией.
Инверсия — это изменение привычного порядка слов
Инверсия – одно из средств выразительности речи, которое заключается в расположении слов, нарушающих привычный порядок. Сам термин произошел от латинского слова «inversio», что означает «переворачивание, перестановка».
Для начала давайте сразу определимся, что такое привычный порядок слов. Как мы уже сказали, жестких правил при построении предложения в русском языке нет. Но при этом в разговорной речи мы массово пользуемся следующими структурами:
- За подлежащим идет сказуемое. ПАПА КУПИЛ новую куртку.
- Определение ставится перед существительным. В НОВОЙ КУРТКЕ папа был очень красив.
- Несогласованное определение стоит после существительного. Папа купил КУРТКУ В ПОЛОСКУ.
- Дополнение ставят после слова, от которого оно зависит. Папа ВЕШАЕТ куртку в ШКАФ.
Именно так мы почти всегда расставляем слова в разговорной речи.
Разве что Мастер Йода в легендарных «Звездных войнах» говорил иначе. Он-то как раз постоянно коверкал предложения, и зрителям казалось это забавным.
А на самом деле он осознанно использовал инверсию, делая ударение на тех словах, которые нужно выделить именно в тот или иной момент. Точно таким же приемом в своих произведениях пользуются писатели и поэты.
Изменение смысла при помощи инверсии
Чтобы лучше было понятно, как инверсия влияет на эмоциональное содержание, возьмем для примера известную строчку из стихотворения Агнии Барто.
«Наша Таня громко ПЛАЧЕТ».
Тут слова расставлены в привычном порядке. И смысловое ударение идет на то, что девочка плачет. А вот что будет, если слова поменять местами:
- «Плачет наша Таня ГРОМКО» — упор именно на то, что Таня очень расстроена.
- «Громко плачет наша ТАНЯ» — констатация того, что, когда Таня плачет, она делает это очень громко.
- «Таня НАША плачет громко» — указание, что именно конкретная Таня плачет громче, чем все остальные.
Таким образом, инверсия нужна для того, чтобы до читателя лучше дошла главная мысль автора.
Примеры использования инверсии в поэзии
Именно в стихотворениях чаще всего можно встретить примеры инверсий. В них с помощью этого приема любой автор преследует сразу две цели. Первая – художественная выразительность текста. А вторая – подбор рифмы.
Возьмем для примера самое известное стихотворение Михаила Лермонтова «Парус».
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Тут Лермонтов осознанно использует инверсию, выдвигая на первое место глаголы, а эмоциональное ударение уходит на определения – «парус ОДИНОКИЙ», «море ГОЛУБОЕ», «страна ДАЛЕКАЯ», «край РОДНОЙ». Благодаря этому, читатель более явственно представляет себе картину безысходности, в которую попал человек на лодке.
А вот у Александра Сергеевича Пушкина в «Евгении Онегине» есть такие строчки:
В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.
Тут поэт использовал сразу несколько инверсий, чтобы усилить эмоциональную подоплеку ситуации. Во-первых, более красочно описывается место действия – «поле ЧИСТОЕ», «свет СЕРЕБРИСТЫЙ». А во-вторых, наглядно показано состояние Татьяны – «в мечты ПОГРУЖЕНА».
И наконец, у Анны Ахматовой есть замечательные строчки о том, каково это — быть поэтессой:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Ахматова осознанно поместила главное слово «СТИХИ» не в самое начало. А прежде акцентировала внимание на том, что настоящим поэтам не нужно специально стараться, чтобы что-то написать. У истинных талантов стихи рождаются сами собой.
Инверсия в прозаической литературе
Многие писатели используют этот прием. С помощью инверсии они показывают свое авторское отношение к персонажу или ситуации, а параллельно концентрируют на нем внимание читателей.
Например:
- Сегодня у берега нашего бросил якорь свой доселе неизвестный нам корабль. (Гумилев)
- На него она имела влияние сильное. (Тургенев)
- Любовь и участие непритворные были отражены на лице Анны. (Толстой)
- Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой. (Бродский)
- Сколь прискорбно мне ваш покой мирный тревожить. (Багрицкий)
Еще один яркий пример можно найти у Достоевского. В романе «Преступление и наказание» титулярный советник Мармеладов так общается с Раскольниковым:
«А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо, хотя вы и не в значительном виде, опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного».
В этом отрывке Достоевский хотел особенно подчеркнуть витиеватость речи Мармеладова. С помощью инверсий «разговор ПРИЛИЧНЫЙ», «опытность МОЯ», «человека ОБРАЗОВАННОГО» и «к напитку НЕПРИВЫЧНОГО» автор показывает, что советник специально заискивает перед Раскольниковым, говоря ему комплименты и выделяя собственные достоинства, чтобы в конечном счете расположить к себе собеседника.
А иногда на инверсии строятся целые произведения. То есть они начинаются с конца и движутся в начало, чтобы читатель узнал, как до этого развивались события.
Примерами таких произведений могут служить «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста или «Буранный полустанок» Чингиза Айтматова. Называется это «сюжетной инверсией».
А есть еще и «временная инверсия», когда в одном произведении переплетаются события из разных эпох. Тут примером может служить роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Не только в литературе
Обязательно надо упомянуть, что термин «инверсия» используется не только в литературе.
- Например, в геометрии – это преобразование евклидовой плоскости.
- В информатике – операция, превращающая 0 в 1 и наоборот.
- В физике – преобразование пространства в квантовой механике.
- В химии – это процесс расщепления вещества.
- В биологии – изменение структуры хромосом.
- В геологии – это изменение направления магнитного поля Земли.
- И наконец, в метеорологии – это аномальное изменение температуры в зависимости от высоты.
Одним из наиболее часто используемых средств художественной выразительности в стихах является инверсия, которая не так ярко смотрится, как метафора или олицетворение, но вносит заметный вклад в звучание и смысловой оттенок стихотворения.
📝 Инверсия – это перестановка привычного порядка слов в строке, что преследует цель подчеркивания смыслового значения конкретного слова или же придания всей фразе особой интонации.
☝ Если говорить по-простому, то инверсия это когда привычное слуху построение фразы меняется в угоду одному из слов или для придания в стихотворении особого значения и оттенка строке.
Примеры инверсий
Простой пример использования троп:
Снег идет, густой-густой.
(Пастернак).
При обычном построении фраза должна звучать так:
Идет снег, густой-густой.
Однако автор изменил порядок слов, он использовал инверсию, чтобы придать строки больше напевности и колорита.
Вот ещё пример из стиха «Мирок» Цветаевой:
Взгляды глазок боязливых.
В обычном, привычном слуха варианте, строка должна звучать так:
Взгляды боязливых глазок.
Но поэтесса поменяла слова местами, отчего акцент во фразе сменился с существительного «глазки» на прилагательное «боязливых». В лучшую сторону изменилась и напевность строки.
Какие бывают типы инверсий
☝ Инверсии достаточно серьезно градируются по типам, это средство выразительности далеко не всегда перестановка местами рядом стоящих слов.
👀 Вот основные типы инверсий:
- ✔ Сказуемое стоит перед подлежащим (алеет заря).
- ✔ Определяемое слово стоит после определения (небо голубое, солнце золотое).
- ✔ Между эпитетом и определяемым словом (полная больше не светит луна).
- ✔ Изменение порядка в парах глагол – дополнение, глагол – обстоятельство.
Как видим, не все так просто, но общее правило определения инверсий не меняется, что и позволяет его быстро найти и идентифицировать в стихотворении.
У Александра Блока
В стихотворении «О, как безумно за окном» мы видим у Блока инверсию, которая относится к первому типу – сказуемое стоит перед подлежащим:
Несутся тучи, льют дождем,
Так Блок делает акцент на тучи и дождь, что и требует смысл произведения.
Такой же тип инверсии мы видим в стихотворении «Сны»:
А в произведении «Художник» Блок использует другой вид средства художественной выразительности:
Тянет он еле приметную нить.
У Анны Ахматовой
☝ У Анны Ахматовой инверсия также является одной из излюбленных троп, которую она часто использует в стихах.
В стихотворении «Я научилась просто, мудро жить» мы видим СХВ:
«И ярко разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни».
Сразу когорта инверсий ожидает нас в стихе «Я пришла к поэту в гости», который описывает встречу поэтессы с Александром Блоком. Тут три тропы:
- Запомнится беседа.
- В доме сером и высоком.
- В комнате просторной.
📝 С помощью инверсий Анна Андреевна делает акценты в стихотворении на:
- Беседу с Блоком в противовес внешнему описанию.
- Высоту дома, где жил Блок (это показывает возвышенность Александра над другими поэтами).
- Простор комнаты (гигант не может творить в каморке).
Использованы инверсии и в произведении «Дверь полуоткрыта», написанном Ахматовой в сложном для себя 1911 году. Тут мы видим тропы:
- Завтра будет утро.
- Веют липы.
С их помощью поэтесса делает акцент на:
- Все пройдет, придет и завтрашний день.
- Липы за окном на фоне полуоткрытой двери.
☝ Инверсии являются в руках поэта годным инструментом для наполнения стихотворения нужным смыслом, придания ему желаемой тональности и оттенка.
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Одним из средств выразительности художественной речи является стилистическая фигура — инверсия, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке.
Латинское слово «inversio» значит «перестановка, переворачивание».
Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур в художественной литературе. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок:
- подлежащее располагается после сказуемого;
- определение находится в постпозиции по отношению к определяемому слову;
- отрыв эпитета от определяемого слова;
- дополнение выносится вперед сказуемого.
Определение
Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.
Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.А. Ахматова
Примеры инверсии в художественной литературе
Пришла она, желанная, пришла благоуханная,
Из света дня сотканная волшебница-весна.К. Феофонов
Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль (Н. Гумилёв).
Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк (В. Высоцкий).
Постпозитивное расположение определений характерны для стиля творчества писателей XIX века. При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение, так как зачастую его атрибутивное значение осложняется оттенком предикативности, как у М. Лермонтова:
Со всех сторон горы неприступные.
Понаблюдаем, как многие писатели используют инверсию в своем творчестве:
На меня она имела влияние сильное (И.С. Тургенев).
Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Н. Толстой).
Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (И.С. Тургенев).
В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой (А. С. Пушкин).
Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой (И. Бродский).
Сидит на камне между ними лезгинец дряхлый и седой (М. Лермонтов).
Сильным средством смыслового выделения определения является его «отрыв» от определяемого слова, причем оно может находиться как в начале, так и в конце предложения. Этот прием инверсии мастерски использовал известный русский писатель И.С. Тургенев:
Удивительное со мной произошло приключение.
Книгу для вас приобрёл интереснейшую.
Обеды задавал он отличные.
Кипя враждой нетерпеливой, ответа дома ждёт поэт (А. С. Пушкин).
Где глаз людей обрывается куцый… (В. Маяковский)
Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины (А. Коптяева).
Расположение дополнения перед сказуемым носит инверсионный характер, например, у поэта С. Есенина:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосёт.
Отметим также, что в стихотворных текстах инверсия выполняет ритмообразующую функцию.
В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.А. С. Пушкин
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 36
Помните известную шутку современного сатирика о том, что перестановка слов в простой фразе «I love you» вызовет недоумение у англоговорящего человека? Этот пример замечательно иллюстрирует правило о порядке слов в предложении, присущем многим языкам мира. Принято, чтобы в правильно составленной фразе на первом месте стояло подлежащее, на втором – сказуемое, а затем следовали второстепенные члены, дополняющие и распространяющие основу предложения. Действительно, нарушение прямого порядка является ошибкой для большинства языков. Однако в русском языке подобная вольность не только не считается недочётом, но и может служить средством усиления выразительности речи, известным как «инверсия».
Этот термин происходит от латинского глагола «inverto», который означает «переворачивать, переставлять, извращать». В русском разговорной речи тоже принято формулировать фразы в соответствии с прямым порядком слов. При инверсии предполагается, что члены предложения меняют свою позицию, вследствие чего меняется интонация всей фразы. Например, в случае с упомянутой шуткой: если по-русски сказать не «Я тебя люблю», а «Тебя люблю я», то акцент с действия («люблю») сместится на объект, то есть «я» станет важнее.
Выделяют несколько типов инверсий.
Сказуемое предшествует подлежащему.
Помещение определяемого слова после определения (для русской речи характерен порядок «определяемое слово – определение», например «голубое небо», «вкусный суп» и др.).
Разрыв между эпитетом и определяемым словом.
Перестановка в паре «глагол (дополняемое слово) – дополнение», «глагол – обстоятельство».
В русской литературе инверсия имеет большое значение. Чтобы понять, насколько востребована эта стилистическая фигура, рассмотрим несколько примеров из различных прозаических и лирических произведений отечественных авторов различных эпох.
Вот как писатели пользуются инверсией:
Такой оборот призван заинтриговать читателя перед тем, как знакомить с нравами общества.
Перемещение обстоятельства в начало фразы лучше передаёт рискованность ситуации, заставляет нас вместе с героиней опасаться разоблачения.
Здесь мы видим два типа инверсии. Благодаря первому создаётся эффект ускорения, усиленный перестановкой градацией определений.
Инверсия также является популярным приёмом придания выразительности лирическим произведениям.
В этом отрывке сочетаются сразу несколько типов инверсии. Переставленные местами обстоятельства, сказуемые и подлежащие создают эффект непрерывного движения. Эпитет, оторванный от определяемого слова, уменьшает монолитность образа гряды и делает его более воздушным.
Этой особенностью менять настроение эпитета пользуется советская поэтесса Юлия Друнина в своём стихотворении «Кто говорит, что умер Дон Кихот?»:
Здесь мы видим два тревожных эпитета, но будучи разбавленными другими словами, они не кажутся более такими пугающими.
Иннокентий Анненский в стихотворении «Зимние лилии» применяет инверсию с целью подчеркнуть сказочность, невероятность момента:
Эта фигура обнаруживается во многих произведениях А. А. Фета:
Часто использующаяся поэтом перестановка подлежащего и сказуемого позволяет сосредоточить внимание читателя на лирическом герое стихотворения или субъекте действия. Как мы видим из первых двух примеров, главным в повествовании являются чувства автора, его переживания. Когда Афанасий Афанасьевич говорит о природных явлениях, выделяя интонационно слово «туман», читатель легко может представить, как огромная степь теряет значение, передавая его таинственному туману.
Стихотворения, построенные на перестановке слов, характерны для творчества И. А. Бродского. Почти в каждом его произведении можно встретить тот или иной тип инверсии.
Поэт ставит глагол после дополнения. Таким образом обычные фразы-предположения приобретают статус утверждения, в них звучит упрямство и напористость.
В некоторых случаях инверсия применяется, чтобы сформировать единый образ. Примером тому служит отрывок стихотворения «Газированная вода» Б. А. Ахмадулиной:
Показательно, что все эпитеты, связанные с образом лирического героя построены одинаково: сначала определяемое слово, затем определение, выраженное именем прилагательным. Так облик этого персонажа становится более цельным и точным.
Встречается инверсия в произведениях современных авторов. Вот стихотворение Д. А. Пригова:
Обратившись к произведениям различных эпох, а здесь рассматривались стихи XVIII, XIX, XX и XXI вв., мы обнаруживаем, что инверсия постоянно используется авторами для достижения различных целей. В первую очередь, инверсия меняет интонационный рисунок текста, расставляет иные акценты, нежели при типичной организации речи. Перестановка слов в предложении помогает концентрировать внимания читателя на каких-либо важных деталях и формирует настроение произведения. Инверсия – это эффективное средство создания выразительной, запоминающейся речи.
Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур в художественной литературе. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный (прямой) порядок. Яркий пример инверсии, характерной для поэтической речи, показан в стихотворных строках М. Лермонтова – «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом». Без инверсии, т. е. при прямом порядке слов это выглядит так «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Какие члены предложения могут подвергаться инверсии? Рассмотрим основные случаи.
Прямой порядок слов:
Подлежащее + сказуемое: «Я должен подумать».
Определение + определяемое слово: «Твои неудачи».
Обстоятельство образа действия + сказуемое: «Медленно дышать».
Сказуемое + дополнение: «Дою корову».
Обратный порядок слов (инверсия):
Сказуемое + подлежащее: «Подумать об этом должен я».
Определяемое слово + определение: «Неудачи твои».
Сказуемое + обстоятельство образа действия: «Дышать медленно».
Дополнение + сказуемое: «Корову дою».
Функции инверсии:
Делать акцент на каком-то слове.
Связывать предложения.
Делать текст более выразительным.
Источник: https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/inversiya-chto-eto
Из статьи Инверсия как ошибка https://vk.com/@lovi_stroku-inversiya-kak-oshibka
Инверсия, то есть нарушение порядка слов в предложении – замечательный прием, выразительное средство, но неоправданное применение инверсии – это синтаксическая ошибка… В поэзии нужно смотреть, куда падает ударение и где возникает пауза в строке. Именно ударение и пауза помогут понять, является ли инверсия ошибкой. Выделим основные случаи (примеры из сети).
Слияние двух слов Неправильно Правильно
Ведь она была спортсменкой, Ведь она была спортсменкой,
Её трудно нам догнать… Трудно нам её догнать.
Возникновение ненужной паузы на стыке согласных
У щенка такая сила, У щенка такая сила
Он // смог лапу оторвать. Смог он лапу оторвать.
Смешение пунктов 1 и 2 с искажением смысла
Вдруг всё ясно стало нам – Вдруг всё ясно стало нам:
Пришёл новенький! Руслан!.. Новенький пришёл – Руслан!
Инверсия для сохранения ритма с сопутствующим искажением ударения при чтении
В лЕсу тыковка росла. ТЫковка в лесу росла…
Инверсия для сохранения рифмы, размера
В данном случае лучше подыскать другую рифму или другие слова, чтобы сохранить размер.
Неправильно:
Хозяйка каждый день твердит:
«Стройный надо иметь вид»
Правильный порядок слов:
Хозяйка каждый день твердит: «Надо иметь стройный вид».
Перестановка оборота ради сохранения размеры, рифма и т.д. Нужно или убирать оборот или переделывать строку полностью.
Неправильно:
Увидав старушку, мне стало её жаль –
Старенькая шляпка, старенькая шаль…
Например, правильно:
Увидел я старушку, мне стало её жаль –
Старенькая шляпка, старенькая шаль…
Как видите, инверсия-ошибка может сделать стихотворение плохим, повлияет на ударения, паузы, а то и изменит смысл.
Задание №1. Пройдите тест на усвоение материала по теме «Инверсия».
А) Какое предложение не является инверсионным?
1. Погрузишься ты в сон непробудный
2. Ты погрузишься в непробудный сон
3. Ты погрузишься в сон непробудный
Б) Укажите предложение с прямым порядком слов.
1. Отвёл он сюда ягнят спозаранку.
2. Стоит Байсугур долго, как в забытьи.
3. Сейчас он слушает песню внимательно и забывает о голоде.
4. Он сидит верхом на хромоногом стригуне.
В) Найдите предложение с инверсией определения
1. За далекими буграми волчица перешла на шаг и поползла.
2. Но дождик в этот раз меня не послушался.
3. Глинистая почва только кое-где покрыта сизоватой полынкой.
4. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное.
Г) Найдите предложение с инверсией сказуемого.
1. Все последние дни мама волновалась.
2. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев.
3. Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля.
4. Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьев.
Д) Укажите предложения с инверсией.
1. Тихо спустился сумрак.
2. Мертвая тишина повисла над застывшим морем.
3. В темной пучине колеблются яркие звезды.
4. С вышины льется голубоватое сияние.
5. Синеватый отсвет озаряет водную гладь.
Задание №2. Трудно найти стихотворение, в котором не было бы инверсии. Опубликуйте своё стихотворение, выделив заглавными буквами случаи инверсии. Например,
СНЕГОПАД
Тёплым тихим зимним вечерком
Выйду прогуляться вдоль дороги.
СВЕТЯТСЯ СНЕЖИНКИ СЕРЕБРОМ, (сказ+подл)
ОПУСКАЯСЬ МЕДЛЕННО под ноги. (дееприч+ обст обр действ)
Их полёт в безмолвии красив,
СЛОВНО НА БАЛУ СОБРАЛИСЬ ФЕИ. (сказ+ подл)
И для них лишь слышимый мотив
Раздаётся в парке у аллеи.
В темпе вальса в свете фонарей
КРУЖАТСЯ БЛЕСТЯЩИЕ ПУШИНКИ. (сказ+подл)
На душе становится теплей
От такой заснеженной картинки.
СТАЛО ВСЁ ВОКРУГ БЕЛОМ-БЕЛО –
Я как будто в сказке очутилась.
Как же быстро город замело!
Мне такое чудо и не снилось.
( Л. Тимофеева)