Как найти инверсию в тексте

Инверсия – что это такое понятным языком, как ее найти в предложении и для чего она нужна

Непрямой порядок слов. Когда сказуемое перед подлежащим, а определение после определяемого слова.

3 343

Инверсия – что это такое понятным языком

Инверсия – это заумное название непрямого порядка слов. Прямой – это такой, когда сначала идет подлежащее, а уже после него – сказуемое, сначала определение, а потом – то слово, которое оно определяет. Например: «Я вакцинируюсь», «Широкая река».

Непрямой порядок, или инверсионный – это когда «наоборот». То есть сначала сказуемое, а за ним уже подлежащее, сначала определяемое слово, а потом только – его определение: «Вакцинируюсь я», «Река широкая».

Как легко запомнить инверсионный порядок слов

С подлежащим и сказуемым проблем нет. Когда перед нами сначала сказуемое, а потом подлежащее, мы сразу «чувствуем», что в предложении что-то немного не так: «Мечтает юноша о любви», «Летят журавли по небу».

Сложнее с определением. Я почему-то долго не мог запомнить, что прямой порядок – это определение + существительное/местоимение. Но вообще, это так, даже звучит как-то привычнее: синее море, холодный ветер, северное сияние.

А если мы сделаем инверсию и поставим определение после определяемого слова, получится как-то странно: «море синее», «ветер холодный», «сияние северное».

Чтобы запомнить было проще, придумайте себе какие-то примеры. Для меня образцом инверсионной речи был и остается магистр Йода из «Звездных войн». Например, он говорит Оби Вану: «Подумать об этом должен я» – сначала ставит сказуемое, а потом подлежащее. Или вот его диалог с Люком Скайуокером, когда Люк не мог поднять свой летательный аппарат силой мысли, а Йода это легко сделал:

– Я не могу поверить…
– Отсюда и неудачи твои.

В прямом порядке было бы так: «Отсюда твои неудачи» – сначала определение «твои», а потом существительное «неудачи». Но Йода использует инверсию: «неудачи твои».

Инверсия дополнений и обстоятельств

Этот тип непрямого порядка слов встречается реже и не выносится на экзамены, но давайте его рассмотрим.

Обстоятельство образа действия, по идее, всегда должно стоять перед сказуемым. Например: «Я медленно шел в гору», «Мы быстро поужинали и легли спать», «Горец смело сражался в бою». Обстоятельства «медленно», «быстро», «смело» стоят перед сказуемыми «шел», «поужинали и легли спать», «сражался».

Но бывает так, что это обстоятельство ставится после сказуемого или «отрываются» от него: «Медленно, тяжело дыша, я шел в гору», «Я шел в гору медленно, тяжело дыша», «Мы поужинали быстро», «Горец сражался смело».

Дополнения при прямом порядке слов должны находиться после сказуемых:

  1. Ученик пишет ручкой.
  2. Я помогаю брату.
  3. Сосед доит корову.

А если мы их поставим перед сказуемым или вообще вынесем в начало предложения – будет звучать уже как-то странно, инверсионно:

  1. Ручкой пишет ученик.
  2. Брату помогаю я.
  3. Корову доит сосед.

Зачем нужна инверсия

Чтобы сделать акцент на каком-то слове. Например:

– Ты что там делаешь?
– Корову дою!

Чтобы сделать текст более выразительным, художественным. Это особенно касается стихотворений: «Волны крутые, штормы седые // – Доля такая у кораблей» (из песни про крейсер Аврора).

Инверсия иногда нужна для того, чтобы связывать предложения в тексте. Например: «Книги откроют вам дорогу в новый мир. С книгами вы никогда не будете чувствовать себя одинокими и непонятыми». Дополнение «С книгами», которое я поставил перед сказуемым, помогает мне и связывать два предложения, и еще раз делать акцент на книгах.

Шпаргалка вам в помощь

Итак, давайте обобщим. Прямой порядок слов:

  1. Подлежащее + сказуемое: «Я должен подумать».
  2. Определение + определяемое слово: «Твои неудачи».
  3. Обстоятельство образа действия + сказуемое: «Медленно дышать».
  4. Сказуемое + дополнение: «Дою корову».

Обратный:

  1. Сказуемое + подлежащее: «Подумать об этом должен я».
  2. Определяемое слово + определение: «Неудачи твои».
  3. Сказуемое + обстоятельство образа действия: «Дышать медленно».
  4. Дополнение + сказуемое: «Корову дою».

Функции инверсии:

  1. Делать акцент на каком-то слове.
  2. Связывать предложения.
  3. Делать текст более выразительным.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие полгода я планирую выписать весь материал по русскому языку, чтобы детям (и их родителям) было легче его учить.

Посмотрите вот эти мои статьи по средствам выразительности. Я стараюсь там все подробно разжевывать и объяснять простыми словами:

  1. Что такое эпитеты.
  2. Метафора.
  3. Метонимия.

Если западает синтаксис – читайте статьи по синтаксису:

  1. Словосочетание.
  2. Сложное предложение.
  3. Второстепенные члены предложения.
  4. Однородные члены предложения.

Там внутри еще много ссылок на другие статьи.

Посмотрите мои подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я сам подбирал для них материал, там есть ссылки на очень хорошие курсы для всех классов и полезные электронные пособия для скачивания.

На этом, пожалуй, все. Напишите, пожалуйста, понравилась ли вам статья, легко ли было ее читать, достаточно ли я дал примеров. Можете критиковать мой материал смело, я обязательно учту ваши замечания и постараюсь доработать текст.

Спасибо.

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Одним из средств выразительности художественной речи является стилистическая фигура — инверсия, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке.

Латинское слово «inversio» значит «перестановка, переворачивание».

Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур в художественной литературе. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок:

  • подлежащее располагается после сказуемого;
  • определение находится в постпозиции по отношению к определяемому слову;
  • отрыв эпитета от определяемого слова;
  • дополнение выносится вперед сказуемого.

Определение

Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.

Инверсия

Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

А. Ахматова

Примеры инверсии в художественной литературе

Пришла она, желанная, пришла благоуханная,
Из света дня сотканная волшебница-весна.

К. Феофонов

Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль (Н. Гумилёв).

Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк (В. Высоцкий).

Постпозитивное расположение определений характерны для стиля творчества писателей XIX века. При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение, так как зачастую его атрибутивное значение осложняется оттенком предикативности, как у М. Лермонтова:

Со всех сторон горы неприступные.

Понаблюдаем, как многие  писатели используют инверсию в своем творчестве:

На меня она имела влияние сильное (И.С. Тургенев).

Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Н. Толстой).

Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (И.С. Тургенев).

В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой (А. С. Пушкин).

Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой (И. Бродский).

Сидит на камне между ними лезгинец дряхлый и седой (М. Лермонтов).

Сильным средством смыслового выделения определения является его «отрыв» от определяемого слова, причем оно может находиться как в начале, так и в конце предложения. Этот прием инверсии мастерски использовал известный русский писатель И.С. Тургенев:

Удивительное со мной произошло приключение.

Книгу для вас приобрёл интереснейшую.

Обеды задавал он отличные.

Кипя враждой нетерпеливой, ответа дома ждёт поэт (А. С. Пушкин).

Где глаз людей обрывается куцый… (В. Маяковский)

Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины (А. Коптяева).

Расположение дополнения перед сказуемым носит инверсионный характер, например, у поэта С. Есенина:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосёт.

Отметим также, что в стихотворных текстах инверсия выполняет ритмообразующую функцию.

В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

А. С. Пушкин

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 36

Инверсия — это красивое коверканье русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим».

Например, во французском или английском предложения строятся только по определенной форме – сначала идет подлежащее, потом сказуемое, а после них уже все остальное. И ни в коем случае нельзя поменять порядок слов, это будет считаться ошибкой.

Чтение книг

А вот русский язык дает больше свободы. Предложение можно строить практически любым образом. И от перестановки слов местами может меняться общий посыл фразы, его интонационное ударение. И этот прием называется инверсией.

Инверсия — это изменение привычного порядка слов

Инверсия – одно из средств выразительности речи, которое заключается в расположении слов, нарушающих привычный порядок. Сам термин произошел от латинского слова «inversio», что означает «переворачивание, перестановка».

Для начала давайте сразу определимся, что такое привычный порядок слов. Как мы уже сказали, жестких правил при построении предложения в русском языке нет. Но при этом в разговорной речи мы массово пользуемся следующими структурами:

  1. За подлежащим идет сказуемое. ПАПА КУПИЛ новую куртку.
  2. Определение ставится перед существительным. В НОВОЙ КУРТКЕ папа был очень красив.
  3. Несогласованное определение стоит после существительного. Папа купил КУРТКУ В ПОЛОСКУ.
  4. Дополнение ставят после слова, от которого оно зависит. Папа ВЕШАЕТ куртку в ШКАФ.

Именно так мы почти всегда расставляем слова в разговорной речи.

Мастер Йода

Разве что Мастер Йода в легендарных «Звездных войнах» говорил иначе. Он-то как раз постоянно коверкал предложения, и зрителям казалось это забавным.

А на самом деле он осознанно использовал инверсию, делая ударение на тех словах, которые нужно выделить именно в тот или иной момент. Точно таким же приемом в своих произведениях пользуются писатели и поэты.

Инверсия это..

Изменение смысла при помощи инверсии

Чтобы лучше было понятно, как инверсия влияет на эмоциональное содержание, возьмем для примера известную строчку из стихотворения Агнии Барто.

«Наша Таня громко ПЛАЧЕТ».

Таня громко плачет

Тут слова расставлены в привычном порядке. И смысловое ударение идет на то, что девочка плачет. А вот что будет, если слова поменять местами:

  1. «Плачет наша Таня ГРОМКО» — упор именно на то, что Таня очень расстроена.
  2. «Громко плачет наша ТАНЯ» — констатация того, что, когда Таня плачет, она делает это очень громко.
  3. «Таня НАША плачет громко» — указание, что именно конкретная Таня плачет громче, чем все остальные.

Таким образом, инверсия нужна для того, чтобы до читателя лучше дошла главная мысль автора.

Примеры использования инверсии в поэзии

Именно в стихотворениях чаще всего можно встретить примеры инверсий. В них с помощью этого приема любой автор преследует сразу две цели. Первая – художественная выразительность текста. А вторая – подбор рифмы.

Возьмем для примера самое известное стихотворение Михаила Лермонтова «Парус».

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Тут Лермонтов осознанно использует инверсию, выдвигая на первое место глаголы, а эмоциональное ударение уходит на определения – «парус ОДИНОКИЙ», «море ГОЛУБОЕ», «страна ДАЛЕКАЯ», «край РОДНОЙ». Благодаря этому, читатель более явственно представляет себе картину безысходности, в которую попал человек на лодке.

Белеет парус одинокий

А вот у Александра Сергеевича Пушкина в «Евгении Онегине» есть такие строчки:

В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

Тут поэт использовал сразу несколько инверсий, чтобы усилить эмоциональную подоплеку ситуации. Во-первых, более красочно описывается место действия – «поле ЧИСТОЕ», «свет СЕРЕБРИСТЫЙ». А во-вторых, наглядно показано состояние Татьяны – «в мечты ПОГРУЖЕНА».

И наконец, у Анны Ахматовой есть замечательные строчки о том, каково это — быть поэтессой:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Ахматова осознанно поместила главное слово «СТИХИ» не в самое начало. А прежде акцентировала внимание на том, что настоящим поэтам не нужно специально стараться, чтобы что-то написать. У истинных талантов стихи рождаются сами собой.

Инверсия в прозаической литературе

Многие писатели используют этот прием. С помощью инверсии они показывают свое авторское отношение к персонажу или ситуации, а параллельно концентрируют на нем внимание читателей.

Например:

  1. Сегодня у берега нашего бросил якорь свой доселе неизвестный нам корабль. (Гумилев)
  2. На него она имела влияние сильное. (Тургенев)
  3. Любовь и участие непритворные были отражены на лице Анны. (Толстой)
  4. Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой. (Бродский)
  5. Сколь прискорбно мне ваш покой мирный тревожить. (Багрицкий)

Еще один яркий пример можно найти у Достоевского. В романе «Преступление и наказание» титулярный советник Мармеладов так общается с Раскольниковым:

«А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо, хотя вы и не в значительном виде, опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного».

В этом отрывке Достоевский хотел особенно подчеркнуть витиеватость речи Мармеладова. С помощью инверсий «разговор ПРИЛИЧНЫЙ», «опытность МОЯ», «человека ОБРАЗОВАННОГО» и «к напитку НЕПРИВЫЧНОГО» автор показывает, что советник специально заискивает перед Раскольниковым, говоря ему комплименты и выделяя собственные достоинства, чтобы в конечном счете расположить к себе собеседника.

Раскольников

А иногда на инверсии строятся целые произведения. То есть они начинаются с конца и движутся в начало, чтобы читатель узнал, как до этого развивались события.

Примерами таких произведений могут служить «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста или «Буранный полустанок» Чингиза Айтматова. Называется это «сюжетной инверсией».

А есть еще и «временная инверсия», когда в одном произведении переплетаются события из разных эпох. Тут примером может служить роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Не только в литературе

Обязательно надо упомянуть, что термин «инверсия» используется не только в литературе.

  1. Например, в геометрии – это преобразование евклидовой плоскости.
  2. В информатике – операция, превращающая 0 в 1 и наоборот.
  3. В физике – преобразование пространства в квантовой механике.
  4. В химии – это процесс расщепления вещества.
  5. В биологии – изменение структуры хромосом.
  6. В геологии – это изменение направления магнитного поля Земли.
  7. И наконец, в метеорологии – это аномальное изменение температуры в зависимости от высоты.
СХВ. Инверсия (26 задание ЕГЭ)

Инверсия – средство выразительности речи, которое заключается в расположении слов, нарушающем ПРИВЫЧНЫЙ ПОРЯДОК.

Инверсия - это...
Инверсия – это…

▪️Были все готовы завтра бой затеять новый. (Лермонтов)

▪️И к мудрому старцу подъехал Олег. (Пушкин)

▪️На него она имела влияние сильное. (Тургенев)

▪️Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины. (Коптяева)

Перед нами примеры, где слова заняли не своё место. А разве у слов бывают какие-то особые места?

В русском языке жёстких требований к расстановке слов нет, но есть некий привычный для нас порядок их следования.

Нормой для русского языка является, когда

♦️за подлежащим идёт сказуемое (Я купила подарок другу);

♦️определение ставится перед существительным, к которому относится (Необычный подарок всех удивил);

♦️Несогласованное определение встаёт за существительным (Я купила шапку с кармашком);

♦️ Дополнение привычно ставится после сказуемого (Я оставила шапку себе);

♦️Обстоятельство образа действия (как?) опережает сказуемое (Я быстро выбрала подарок)…

В ряде случаев изменённый порядок вызывает некий диссонанс или же привлекает внимание к “заблудившемуся” слову.

Сравним❗️

Наша Таня громко плачет.⬇️

👉Наша Таня плачет громко.

👉Плачет громко наша Таня.

👉Таня наша громко плачет.

Что мы видим? Меняется порядок слов, а с ним и восприятие привычной с детства фразы.

Важно подчеркнуть, что плач был громким. Что плачет именно Таня. Что Таня наша, а не соседская. 😉

То есть меняя привычное местоположение слова, мы акцентируем внимание на какой-то особенности.

О таком приёме знают писатели и поэты, активно используют её в создании художественных образов. В стихотворениях инверсия встречается особенно часто.

М.Ю.Лермонтов
М.Ю.Лермонтов

Какова основная роль инверсии❓️

1. Она задаёт особый ритм в стихах.

2. С её помощью автор расставляет акценты, выделяет значимое для раскрытия образа слово (меняется интонационное ударение, а с ним и общий посыл фразы).

3. С помощью инверсии авторы показывают своё отношение к изображаемому.

❓️Всегда ли изменения порядка слов является художественным приёмом?

▪️В сентябре школа открыла свои двери для первоклассников после ремонта.

После ремонта первоклассники? Или всё-таки школа?

▪️Мы смогли победить соперников вместе с пришедшими запасными игроками.

Соперники играли совместно с запасными игроками? Или мы вместе с запасными игроками смогли победить соперников?

Конечно, здесь мы имеем дело не с художествннным приёмом, а неумело выстроенной фразой.

Кроме того, надо понимать, что в ряде случаев инверсия звучит или странно, или неуместно. Что хорошо в художественном тексте, то вряд ли будет приемлемым в разговорной речи, а также в научном или деловом стиле.

▪️Иду домой я дорогой долгой... ➡️ Наверняка мы так не расскажем о своём возвращении из школы домой. Куда легче и проще зазвучит фраза, если слова займут свои “законные” места! ➡️ Я иду домой долгой дорогой.

🍂Совсем иначе изменённый порядок слов работает в художественном тексте❗️⬇️

Вот нахмурил царь брови чёрные и навёл на него очи зоркие. (Лермонтов).

Таким образом, использовать инверсию следует осознанно, чётко понимая конечную цель.

СХВ. Инверсия (26 задание ЕГЭ)

Цель урока.

Углубить знания учащихся о смысловой и
грамматической сочетаемости слов; познакомить с
новыми выразительными средствами языка;
обобщить и систематизировать знания учащихся о
том, что языковые средства выбираются в
зависимости от стиля, от конкретной речевой
ситуации.

Язык неистощим в соединеньи слов…
А. С. Пушкин

Порядок слов – главная сокровищница
русского языка.
А. М. Пешковский

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке
присутствует много гостей. Они пришли посмотреть
на то, как мы умеем работать.

Сегодня мы продолжаем разговор о
средствах художественной изобразительности
русского языка.

Тема нашего урока – Порядок слов в
предложении. Инверсия. Мы должны познакомиться с
новыми выразительными средствами языка,
углубить знания о сочетаемости слов в
предложении, обобщить знания о том, что слова в
языке выбираются в зависимости от ситуации.

2. Проверка домашнего задания.

Но сначала проверим домашнее задание
– ваши письменные работы, в которых вы учились
использовать в тексте гиперболы и синекдоху.

– Что такое гипербола?

– Гипербола – это художественное
преувеличение.

– Что такое синекдоха?

– Синекдоха – это употребление слова в
переносном значении на основе количественной
связи между явлениями.

Прочитайте свои миниатюры, написанные
дома, в которых вы употребили синекдоху и
гиперболу.

3. Погружение в тему.


  • Беседа.

Мы с вами знаем теперь, какие
выразительные средства может использовать автор
в своем произведении, но мы не обращали внимание
на синтаксис, на то, как построено предложение.

Как вы думаете, что значат слова А. С.
Пушкина, взятые эпиграфом к нашему уроку: “Язык
неистощим в соединеньи слов…”.

Учитель делает вывод.

– Для выражения своей мысли человек
использует различные слова.

– В зависимости от цели высказывания
выбираются форма речи и средства связи слов.

– Разные речевые ситуации требуют
своих правил.

4. Объяснение нового материала.

Давайте посмотрим, какие же существуют
правила построения предложений в тексте.

Обратимся за информацией к учебнику.

§16, стр.75.

Прочитаем эти правила.

  • не повторять одни и те же слова, не строить
    одинаково стоящие рядом предложения;
  • использовать синтаксис в соответствии с
    требованиями стиля;
  • использовать порядок слов для передачи смысла
    высказывания.

Но в русском языке, несмотря на все
правила, есть и другие разнообразные
возможности, которые позволяют сделать речь
более выразительной. Это, прежде всего, порядок
слов в предложении. Александр Матвеевич
Пешковский (известный ученый-руссист) отметил,
что “порядок слов – главная сокровищница
русского языка”.

Обратимся к отрывку из рассказа Л. Н.
Толстого “Кавказский пленник”.

Упр.78, стр.76.

Обратите внимание на то, как
проявляются здесь три названных нами правила.

Прочитаем текст.

Была раз гроза сильная, и дождь час
целый как из ведра лил. И помутились все речки;
где брод был, там на три аршина вода пошла, камни
ворочает. Повсюду ручьи текут, гул стоит по горам.

Вот как прошла гроза, везде по деревне ручьи
бегут. Жилин выпросил у хозяина ножик, вырезал
валик, дощечки, колесо оперил, а к колесу на двух
концах кукол приделал.

Найдите языковые средства, которые
вы уже знаете.

Лил как из ведра – синекдоха.

Что такое синекдоха?

– Синекдоха – это… .

Вода пошла, ворочает, гул стоит, гроза
прошла, ручьи бегут – олицетворения.

Что такое олицетворение?

– Олицетворение – это изображение
неодушевленных предметов и животных в виде живых
существ, способных мыслить, действовать,
чувствовать.

Как проявляются в данном отрывке
названные правила?

Как построены предложения?

– Все предложения начинаются с разных
членов предложения (1 – глагол-сказуемое, 2 – союз,
3 – наречие-обстоятельство, 4 – указательное
местоимение-обстоятельство, 5 –
существительное-подлежащее).

– Все предложения построены по-разному
(1 – сложносочиненное, 2- сложное с разными видами
связи, 3- сложное бессоюзное, 4 –
сложноподчиненное, 5 – простое с однородными
сказуемыми).

Что еще необычного в построении
предложений вы заметили?

– Слова стоят в необычном порядке.

– Обратите внимание, что сказуемое
стоит перед подлежащим, определение после
определяемого слова. Это нехарактерно для
русского языка.

Найдите такие примеры в тексте
примеры.

Была гроза, помутились речки, прошла
гроза, гроза сильная.

Как же называется это явление?

Посмотрим определение в учебнике и
откроем ещё одну неизвестную строчку в нашей
таблице.

§17, стр.77.

Инверсия – необычный порядок слов. Это
одно из изобразительных средств языка.
Инверсия помогает выделить самое важное слово, а
также стилистическую и эмоциональную окраску
речи.

5. Закрепление нового материала.

Очень часто поэты и писатели в своих
произведениях используют инверсии.

Мы видели, как владел этим мастерством
Л. Н. Толстой в прозаическом тексте.

Обратимся к лирике.

Упр.81, стр78.

Прочитаем отрывки из стихотворения М.
Ю. Лермонтова “Три пальмы”.

Родник между ними из почвы
бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Ещё не склонялся под кущей зеленой…
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселой раскинулся стан…
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный,
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

Мы с вами научились находить
инверсии в тексте.

Усложним работу.

  • Задание 1.

У вас на столах лежат карточки с
текстом.

Прочитаем его.

Лес роняет багряный свой убор,
Мороз сребрит увянувшее поле,
День проглянет, как будто поневоле,
И за край скроется окружных гор.

Поменяйте местами подлежащее и
сказуемое, чтобы получился авторский текст.

На эту работу вам отводится 2 минуты.
Время определяют песочные часы.

Работа проводится в парах.

Прочитаем то, что у вас получилось.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.

У кого получился такой же вариант
стихотворения, встаньте.

(Если есть неправильные ответы, то их
нужно проработать).

Для чего автор использовал
инверсию?

– Чтобы читатель обратил внимание на
главные слова.

– Инверсия помогает выделить самое
важное в тексте.

Теперь вы знаете, что такое
инверсия, для чего она нужна автору. Выполняя
следующую работу, мы увидим, кто из вас уже может
правильно находить и использовать порядок слов в
предложении.

  • Задание 2.

Используя инверсию, переделайте
предложение так, чтобы получился отрывок из
стихотворения А. С. Пушкина. На эту работу
отводится 2 минуты. Время определяют песочные
часы. Те, кто из вас сделают раньше времени, могут
встать. Выполняем это задание в группах по 4
человека.

По зимней, скучной дороге
Борзая тройка бежит,
Однозвучный колокольчик
Гремит утомительно.

Прочитаем, что у вас получилось.
Поднимите руки те, у кого получился иной вариант
ответа.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

6. Подведение итогов урока.

– Сегодня на уроке вы познакомились с
новым выразительным средством.

– Каким?

– Инверсией.

– Что это такое?

– Это необычный порядок слов в
предложении.

– Вы научились находить инверсию в
тексте, выяснили, для чего она нужна.

– Для чего же используется инверсия в
художественных произведениях?

– Помогает выделить значимые слова.

– Помогает создать стилистическую и
эмоциональную окраску текста.

7. Домашнее задание.

§§ 16,17, упр.80, 83.

**********

Творческая мастерская.

– А теперь примените свои знания на
практике. Используя инверсию, напишите несколько
предложений или связный текст (по выбору).

На столах лежат разноцветные карточки,
в которых указаны темы мини-сочинений, а также
опорные слова и словосочетания. Они помогут вам в
работе. Ребята, которые чувствуют себе силы
написать сочинение-миниатюру, выбирают зеленые,
которые сомневаются – желтые.

На это задание вам дается 7 минут.

Время будут отсчитывать настенные
часы и музыка.

Задание 3.

Зеленая карточка

Темы сочинений:

1. “Люблю я пышное природы увяданье”.
А. Пушкин

2. “В багрец и золото одетые леса”.
А. Пушкин

3. “Здравствуйте, дни голубые,
осенние”
В. Брюсов

4. “Шумит золотой дождь”.
Н. Сладков

Желтая карточка

Опорные слова и словосочетания.

Осенний, сонные березки, блеск
холодный солнца, воздух желтоват, лес золотой,
пожухла листва; листья, когда-то зеленевшие; лучи
последние, слетают листы, лес поредевший, аромат
опавшей листвы; листва огненная, сухая.

Список литературы:

  1. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к
    словесности: Учеб. для 6кл. общеобразоват.
    учреждений.
  2. Горшков А. И. Русская словесность: Учеб. для
    10-11кл. общеобразоват. учреждений.
  3. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к
    учебнику “Русская словесность. От слова к
    словесности. 6 класс”.

Добавить комментарий