Можно найти любое число, если знать какую-то его часть и условие, сколько эта известная часть составляет от искомого целого числа.
Поясним на примере:
Задача 1
Необходимо найти длину отрезка, если известно, что (4 over 9) этого отрезка составляет 16 см.
Итак, нам надо найти число, которое в этом примере является длиной отрезка. Это число нам не известно. Но нам известно, что (4 over 9) длины этого отрезка составляет 16 см. То есть, нам известна часть этого отрезка – 16 см. И эта часть составляет ровно (4 over 9) от длины всего отрезка.
Правило нахождения искомого числа звучит так:
«Чтобы найти число, зная его часть, выраженную дробью, необходимо это число разделить на эту дробь»
В нашем случае, зная, что при делении числа на дробь, мы деление заменяем умножением и «переворачиваем» дробь, получим:
(16 : {4 over 9}=16*{9over4}={16*9over4}={4*9over1}=36)
Искомое число – 36. Это значит, что длина отрезка составляет 36 см.
Давайте решим еще одну задачу, чтобы закрепить полученные знания.
Трактор вспахал (2over5) всего поля. Площадь вспаханной части составила 1200 м2. Найдите площадь всего поля.
Решение
Обозначим искомое число за «х».
Воспользуемся правилом нахождения числа, если известна его часть:
«Чтобы найти число, зная его часть, выраженную дробью, необходимо это число разделить на эту дробь»:
(x = 1200:{2over5}=1200*{5over2}={1200*5over2}={600*5over1}=3000)
Получаем, что если (2over5) всего поля составляет 1200 м2 , то площадь поля составляет 3000 м2.
Ответ: 3000 м2.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
В этом уроке мы научимся, зная дробь от числа, находить все число.
Также мы узнаем, как делать аналогичные действия для процентов, то есть по данному количеству процентов находить все число.
Потом применим полученные навыки для решения задач.
Сформулируем, в чем состоит задача нахождения числа по его дроби.
Имеется дробь; она говорит о том, какая часть от числа нам дана.
Имеется число, равное данной дробной части от искомого числа.
Мы уже умеем находить дробь от числа. Вспомним как это делать.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Чтобы найти дробь от числа нам нужно исходное число умножить на эту дробь, тогда получится какое-то значение, обозначающее дробь от числа.
В этой задаче было известно все число и то, какую дробную часть от него необходимо получить. Дробь от числа оставалась неизвестной.
В задаче этого урока дробь от числа нам уже известна, а все число, напротив, только предстоит найти.
Для его нахождения можно составить уравнение, аналогичное тому, которое было на картинке выше. Отличие будет только в том, какие переменные нам известны.
Решая это уравнение, вы переносите известный нам множитель, то есть дробь, в правую часть.
Как делить на дробь мы изучили в прошлом уроке. Напомним, что для этого надо домножить на взаимно обратное число к этой дроби.
Итак, вы получили выражение для неизвестного числа.
Сформулируем правило: чтобы найти дробь от числа необходимо разделить известную часть числа на дробь.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Пример 1
(mathbf{frac{3}{4}}) от числа равны 21-му, найдите исходное число.
Для решения необходимо разделить известную часть на дробь, то есть 21 разделить на (mathbf{frac{3}{4}})
(mathbf{21divfrac{3}{4}=21cdotfrac{4}{3}=frac{21cdot4}{3}=frac{7cdot4}{1}=28})
Пример 2
(mathbf{frac{2}{7}}) от числа равны 12, найдите исходное число.
Для решения надо разделить данную часть числа на данную дробь, то есть 12 разделить на (mathbf{frac{2}{7}})
(mathbf{12divfrac{2}{7}=12cdotfrac{7}{2}=frac{12cdot7}{2}=frac{6cdot7}{1}=42})
Пример 3
Далеко не всегда часть числа делится на числитель данной дроби; в таких случаях мы будем получать в ответе не целые числа, а дроби или смешанные числа.
(mathbf{frac{2}{3}}) от числа равны 11, найдите исходное число.
Во всем остальном решение ничем не будет отличаться- также разделим дробь от числа, равную (mathbf{frac{2}{3}}), на величину дроби, равную 11 и получим результат.
(mathbf{11divfrac{2}{3}=11cdotfrac{3}{2}=frac{11cdot3}{2}=frac{33}{2}=16frac{1}{2}})
Для получения ответа нам понадобилось выделить целую часть.
Важен еще один случай.
Никто не гарантирует, что данная нам часть числа сама по себе не будет являться дробью.
Такого случая не стоит пугаться, а стоит придерживаться алгоритма, а именно делить часть числа на то, какой дробью она является.
Пример 4
(mathbf{frac{5}{6}}) от числа равны (mathbf{frac{2}{3}}), найдите все число.
Для решения этого примера разделим (mathbf{frac{2}{3}})- часть числа, на (mathbf{frac{5}{6}})- дробь.
(mathbf{frac{2}{3}divfrac{5}{6}=frac{2}{3}cdotfrac{6}{5}=frac{2cdot6}{3cdot5}=frac{2cdot2}{5}=frac{4}{5}})
Все исходное число равняется (mathbf{frac{4}{5}})
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Теперь представим, что дан какой-то определенный процент от числа и необходимо найти, от какого числа брали процент.
Вспомним, что процент- это способ записи десятичной дроби.
То есть, чтобы из процента получить десятичную дробь, которую он обозначает, надо величину процента разделить на 100.
Поэтому для решения такого рода задач надо преобразовать процент в десятичную дробь, а дальше сделать все то же самое: разделить число на эту дробь.
Пример 1
Известно, что зарплата работника увеличилась на 2 000 рублей или на 25 процентов. Какая зарплата у работника была изначально?
Решение:
Переведем проценты в дроби: (mathbf{25%=25div100=0.25})
Разделим число на дробь: (mathbf{2000div0.25=8000})
Ответ: изначально зарплата работника была 8000 рублей.
Сформулируем правило.
Чтобы найти число по проценту от него, надо перевести процент в десятичную дробь, а после разделить данную часть числа на полученную дробь.
Пример 2
Сказано, что 9% от числа равны 81. Необходимо найти все число.
Решение:
Первым действием переводим проценты в десятичную дробь.
(mathbf{9%=9div100=0.09})
Вторым действием делим данное число на эту дробь.
(mathbf{81div0.09=900})
Ответ: искомое число 900
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Задачи, в которых фигурируют дроби от числа часто встречаются не только в школьных учебниках и задачниках, но и в реальной жизни, поэтому стоит уделить им особое внимание.
Сначала разберем некоторые из таких задач вместе, а дальше вы попробуете свои силы в самостоятельном решении задач.
Часть задач тривиальна, иными словами, их решение очевидно, достаточно лишь увидеть в них формулу, подставить в нее данные значения и получить результат.
Пример:
Айсберг возвышается над водой на (mathbf{frac{1}{11}}) своей высоты.
Капитан корабля заметил, что от воды до макушки айсберга по вертикали 16 метров.
Какова общая высота айсберга?
Решение:
В данном случае мы сразу можем сказать, что все число- это общая высота айсберга, дробь от числа- 16 (метров), а величина дроби- (mathbf{frac{1}{11}}).
Соответственно, по правилу, для получения ответа мы делим 16 на (mathbf{frac{1}{11}}) и получаем результат.
(mathbf{16divfrac{1}{11}=16cdot11=176}) (метр)- общая высота айсберга
Ответ: 176 (метров).
Некоторые задачи для своего решения требуют более глубокого анализа.
Пример:
Магазин продал (mathbf{frac{2}{3}}) пар новых кроссовок специальной партии, после чего на складе осталось 56 пар.
Какого размера была специальная партия?
Решение:
В данной задаче, если не вчитываться в условие, интуитивно хочется просто поделить 56 на (mathbf{frac{2}{3}}) и получить ответ, но ответ не будет правильным.
Если посмотреть внимательно, то 56 пар соответствуют оставшейся части партии, в то время как дробь (mathbf{frac{2}{3}}) описывает проданную часть.
Но мы пока не знаем общего количества пар и не можем сказать, какому числу соответствует (mathbf{frac{2}{3}})
Зато мы можем вычислить размер оставшейся части.
Если вся партия – это 1, и продано (mathbf{frac{2}{3}}), значит осталась (mathbf{frac{1}{3}}) товара.
Эта дробь соответствует 56 оставшимся парам.
Дальнейшие действия аналогичны рассмотренным в предыдущей задаче.
Теперь оформим решение:
1) (mathbf{1-frac{2}{3}=frac{1}{3}}) составляет оставшаяся часть от всего размера партии
2) (mathbf{56divfrac{1}{3}=56cdot3=168}) (пар) кроссовок всего было в партии
Ответ: 168 (пар).
Вам могут встретиться задачи и с более сложными условиями, все их разобрать невозможно, но главное:
- не давать себя запутать
- расписать, какой части какая дробь и какое число соответствует
- понять, где данных достаточно, чтобы узнать что- то новое
- и так постепенно продвигаться к ответу
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Задачи математики часто диктуются другими науками, в том числе экономикой.
Существуют поднауки других наук, связанные с математикой. Примерами таких могут служить математическая физика, изучающая, как следует из названия, физические модели, а также математическая экономика, о которой мы вам сейчас расскажем.
Предметом изучения этой теории является математическое описание экономических объектов, явлений и процессов.
В самом деле, интересно применить мощнейший математический аппарат к таким насущным вопросам, как изменение цен и доходов, изменение предпочтений покупателей и пр.
Истоки математической экономики идут с XVII века. Тогда преподаватели германских университетов начали использовать новый стиль преподавания, который включал в себя статистику. Там, где появляется статистика, то есть множество чисел, появляется и математика, которая выявляет какие-то закономерности.
К примеру, расчет среднего дохода крестьян не является сложной задачей и сводится к вычислению среднего арифметического, но тоже является задачей математики.
В это же время группа английских ученых создала метод «численной аргументации государственной политики», который затрагивал темы налогов, сборов, таможенных пошлин, и прочие экономические процессы, в которых участвует государство.
К XIX веку появляется и развивается классическая школа политической экономики, чьим лицом принято считать Адама Смита.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Именно в этот период математика начала активно применяться в экономике.
В дальнейшем все большее количество математических инструментов переходило в экономику, а в наши дни на нее трудятся еще и информационные технологии.
Так что в наши дни великим экономистом может быть не тот, кто изначально учился на экономиста, а успешный математик или программист.
Задачу из вопроса можно решить как минимум двумя способами.
*****************************************************************************Первый способ:
Чтобы найти одну шестую ( 1/6 ) часть от числа, необходимо данное число разделить на шесть. Полученное в результате деления частной и будет являться шестой частью числа. Для того чтобы найти целое число, нужно вспомнить правило:
чтобы найти делимое необходимо частное умножить на делитель.
В нашем случае 36 – это частное, а 6 – делитель.
36 х 6 = 216.
**************************************************************************
Второй способ.
Решим задачу через уравнение.
Пусть х – исходное число. Так как по условию задачи 36 составляет его шестую часть, составим уравнение:
х : 6 = 36, х = 6 х 36, х = 216.
Ответ: 216 – искомое число.
Если известно сколько составляет часть от целого, то по известной части можно “восстановить”
целое.
Для этого пользуемся правилом нахождения целого (числа)
по его дроби (части).
Запомните!
Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, нужно данное число
разделить на дробь.
Пример. Рассмотрим задачу.
Поезд прошёл 240 км, что составило
всего пути.
Какой путь должен пройти поезд?
Решение. 240 км — часть всего пути. Эти же километры
выражены дробью 15/23
от всего пути. Знаменатель дроби говорит о том, что весь путь разделён на 23 части,
и 15 таких частей составляют 240 км
(числитель дроби равен 15).
Значит, можно найти, сколько составляет
часть пути.
240 : 15 = 16 (км)
Весь путь (целое) всегда обозначаем за единицу, которую можно выразить дробью
.
Значит, чтобы найти весь путь (23 части, каждая из которых по
16 км) нужно:
16 · 23 = 368 (км)
Кратко запись решения такой задачи можно сделать следующим образом.
Ответ: поезд должен пройти 368 км.
Сложные задачи на нахождение числа по его части
Часто задачи данного типа сложнее, чем рассмотренная задача выше, и более сложные задачи приходиться решать в
несколько действий.
Рассмотрим задачу.
При подготовке к диктанту по английскому языку Оля
выучила четверть всех слов, заданных учителем.
Если бы она выучила ещё 4 слова, то была
бы выучена треть всех слов.
Сколько всего слов надо было выучить Оле?
Решение. Как обычно подчеркнём в условии задачи все важные данные.
Как видно из условия, четыре невыученных слова — это часть от всех слов, которую можно найти в виде
разности дробей.
Такую часть всех слов составляют 4 слова.
Итак, 4 слова — это
от всех слов (целого). Теперь по правилу нахождения
числа по его части данное числовое значение разделим на соответствующую ему дробь
.
Ответ: всего 48 слов надо было выучить к диктанту.
Ваши комментарии
Важно!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи
«ВКонтакте».
Оставить комментарий:
Время чтения: 15 минут
В задании 3 ты можешь встретить различные задачи на части. Давай разберемся, какие типы задач могут встречаться и как их решать!
В основном существует 2 типа задач: нахождение части от числа и нахождение числа по его части. Подробно разберем каждый из них.
Нахождение части от числа 🍕
Для нахождения части от числа необходимо целое умножить на дробь, соответствующую этой части.
Нахождение числа по его части🍎
Для нахождения числа по его части необходимо часть разделить на соответствующую дробь.
🚩Сохрани формулы, чтобы не потерять👇
Изменение числа 📊
Часто встречаются задачи, где исходное число уменьшают/увеличивают НА некоторое число, либо В несколько раз. Что нужно делать в этом случае?
Предлог НА означает операцию сложения или вычитания:
- Число 5 увеличили на 2: 5 + 2 = 7
- Число 9 уменьшили на 4: 9 – 4 = 5
Предлог В означает операцию умножения или деления:
- Число 4 увеличили В 3 раза: 4 * 3 = 12
- Число 15 уменьшили в 5 раз: 15 : 5 = 3
Решение задач с помощью уравнений👩🏫
Встречаются более сложные типы задач, для которых удобнее всего составить уравнение и решить его.
Алгоритм:
- За неизвестное (x), берут искомое число;
- Записывают уравнение по условию задачи;
- Находят значение х.
Задание 1 (см. картинку ниже): Если от задуманного числа отнять 220, то получится число, которое в пять раз меньше задуманного. Найдите задуманное число.
Решение:
- Обозначим задуманное число как x.
- “Если от задуманного числа отнять 220” – эту фразу можно записать в виде: x – 220.
- “Число, которое в пять раз меньше задуманного” – это значит, что задуманное число нужно разделить на 5: x/5.
- Получается следующее уравнение: x – 220 = x/5
Аналогичным образом решается Задание 2 (листай карусель ниже)
Разбор заданий из вариантов ВПР🥴
Давай посмотрим, каким типы задач могут встретиться тебе в Задании №3 и как их решать! Ниже представлено несколько примеров для ознакомления.
Больше различных заданий ты найдешь на сайте РЕШУ ВПР: https://math6-vpr.sdamgia.ru/?redir=1
На этом все! Остались вопросы? Напиши о них в комментариях!👇
Обязательно подпишись на канал, чтобы не пропустить больше полезных статей!🧠
#впр #огэ #егэ #математика #репетитор #6класс #алгебра #часть от числа #арифметика #средняяшкола