Как научиться разбираться в искусстве, если совсем ничего в нем не понимаешь? Вот 5 советов, которые помогут не сдаться в самом начале пути.
Существует внушительный список причин, по которым каждому человеку было бы полезно уметь разбираться в искусстве. Обладая базовыми знаниями, различая стили и направления, а главное — умея вступать в диалог и прислушиваться к своим ощущениям от увиденного, вы научитесь видеть мир без границ, использовать свой творческий потенциал и мыслить нестандартно. И это далеко не все плюсы, которые ждут каждого, кто решит углубить свои знания в этом направлении.
Думаете, вам “не дано” разбираться в искусстве? Культурологи и искусствоведы утверждают обратное. Попробуйте ежедневно выполнять хотя бы один пункт из нашего списка, и тогда уже совсем скоро вы сможете расширить свой кругозор и начать получать удовольствие от искусства.
1. Сделайте искусство частью своей жизни
Научиться разбираться в искусстве и при этом не ходить на выставки – просто нереально. Ваше первое задание – узнать адреса и режим работы всех ближайших к вам галерей и музеев. Заведите привычку регулярно ходить в места, где можно увидеть все, что относится к искусству: любуйтесь картинами на выставках, чаще бывайте в галереях и музеях. Лайв-трансляции, виртуальные путешествия и онлайн-экскурсии — это тоже отличная идея, особенно если в вашем городе не так уж много культурных заведений, а душа просит прогуляться по музею Орсе или посетить The Metropolitan Museum of Art.
Не преуменьшайте достоинства аудиогидов и экскурсоводов. Даже если вы перед посещением культурного мероприятия прочитаете подходящую литературу, все равно полученной информации будет гораздо меньше, чем может рассказать гид.
Всматривайтесь в детали, размышляйте об ассоциациях, вызванных увиденным или услышанным. Подумайте, что хотел сказать мастер, выполнивший работу. Наблюдайте за тем, что чувствуете, никак не оценивая произведения. Что вы испытываете при взгляде на картину: раздражение, восхищение, радость, безразличие? А потом спросите себя, почему именно так реагируете. Такой подход позволит лучше узнать свой внутренний мир и стать ближе к миру искусства.
2. Изучайте книги про искусство
Если вы до сих пор считаете искусство сферой избранных, то знайте, что на самом деле успех зависит в большей степени от уровня подготовленности зрителя. Чтобы доставить себе истинное удовольствие, к произведениям искусства нужно прикасаться осознанно. А осознанность приходит через знание, которое можно добыть из разных источников: подкастов, блогов, сайтов, и, конечно же, книг.
Бумажные книги в этом вопросе намного лучше остальных ресурсов — читая с экрана, наши глаза быстро просматривают содержимое, не задерживаясь на важных местах. А чтение реальной книги замедляет этот процесс, позволяет остановиться и погрузиться в свои размышления. К тому же проверить профессионализм блогера, считающего себя хорошим искусствоведом, крайне сложно, тогда как запечатлеть свои слова на бумаге удается лишь профи.
Качественные издания об искусстве вы найдете в интернет-магазине Continuum Art. Удобная сортировка произведений помогает облегчить поиск нужного источника, а ассортимент тщательно отобран экспертами.
Что почитать новичкам?
Начинающим ценителям прекрасного Continuum Art рекомендует прочитать:
1. Филипп Даверио “Игра в живопись”
Это вторая книга известного искусствоведа, которая представляет собой сборник из 50 очерков о великих художниках. Описания интересных событий из жизни известных мастеров живописи написаны таким живым языком, что увлекут даже далекого от искусства читателя с самой первой страницы. Эта книга — то, что нужно для новичков. Из нее вы узнаете много интересных фактов об истории создания шедевров и начнете лучше понимать их.
2. Оссиан Уорд “Лучше посмотреть еще раз: как полюбить искусство прошлого”
Перед вами — гайд по главным вехам истории искусства. Автор знакомит читателей со своим способом знакомства с шедеврами мировой культуры. Он помогает рассматривать их через призму философии, глубокого понимания драмы и красоты произведений искусства. Цель книги — помочь сократить дистанцию между мастерами прошлых эпох и современными зрителями.
3. А.Н. Ходж “История искусства: живопись от Джотто до наших дней”
Справочник об истории живописи западных художников от Средневековья до современности поведает о лучших живописцах тех времен, стилях работ и их вкладе в развитие искусства. Автор убежден, что для понимания живописи нужны серьезные размышления. “История искусства” Ходжа учит читателей находить связь между полотнами разных художников и дает ценные знания об особенностях направлений в искусстве. Все вместе это дает возможность научиться лучше понимать живопись.
3. Если на искусство есть только полчаса – используйте эти полчаса
Все мы – люди занятые, с бесконечными списками дел и полыхающими дэдлайнами. В такой суматохе и череде насущных дел очень просто оставить затею “изучать искусство” под предлогом “ну нет у меня времени”. Это не так: хотя бы полчаса в день вы точно сможете на это выделить, например во время завтрака или по дороге в магазин после работы.
С этой целью очень классно подписаться на подкасты об искусстве и время от времени вспоминать об их существовании, а также смотреть видео-лекции. Специализированные онлайн-журналы помогут глубже погрузиться в тему. Так, например, в разделе “Журнал” на сайте continuum-art.ru регулярно выходят экспертные статьи об искусстве.
4. Найдите единомышленников
Ходить на выставки с другом — веселее и продуктивнее. Не стесняйтесь делиться впечатлениями, которые могут сильно отличаться, ведь мы все по-разному воспринимаем увиденное. Просто отлично, если ваш друг разбирается в искусстве, пусть даже немного. Просите его рассказать, что он знает об экспонате, или что думает по поводу сюжета.
Многие искусствоведы рекомендуют брать с собой детей, ведь их взгляд на вещи часто противоположен восприятию взрослых. Детский разум еще не замусорен cтереотипами общества, а сердце открыто прекрасному.
Если же близких друзей, желающих узнать мир искусства поближе, у вас нет, то найти единомышленников онлайн совсем несложно. Общайтесь на тематических форумах и в социальных сетях, а еще обязательно заводите новые знакомства на мероприятиях.
5. Станьте не только зрителем, но и участником
Читать о путешествиях, не выходя из дома, и колесить по всему свету – не одно и то же. Такая же ситуация и с искусством. Если вы любите живопись, попробуйте рисовать сами, изучите техники художественного изображения объектов. И пусть первое время ничего не будет получаться, но ведь мы же не ставим цель стать знаменитым художником, главное – участие.
Фотографируйте, пойте, если умеете, попробуйте игру на музыкальных инструментах. Попробуйте записаться на занятия по ораторскому мастерству или в ближайшую гончарную мастерскую, все это расширит ваши границы и разовьет кругозор.
В любом деле главное – большое желание. Понимать искусство не так сложно, как это может показаться, но для этого нужно предпринять какие-то действия. И тогда результат не заставит себя ждать.
Continuum Art – это гуманитарный проект, который объединил лучшие мировые произведения по искусству и философии. Здесь вы всегда найдете книги по живописи, графике и архитектуре, биографии и мемуары, гайды по фотографии, иллюстрированные альбомы и каталоги.
Книги, представленные на сайте, всегда есть в наличии, поэтому больше не нужно тратить время на их поиски. Условия доставки и ассортимент можно узнать на сайте continuum-art.ru
Это распространенный вопрос, ответить на который непросто — я не эксперт! Мой стиль всегда был со мной. Я часто чувствовал, что пора “осесть” в определенном стиле, но мне нравилось экспериментировать с техниками и материалами. Вспоминая себя в прошлом, я осознаю, как сильно помогли мне эксперименты в становлении себя как художника. Повторение для меня — смерть! И если не смерть, то скука как минимум. Со временем я остановился на аутентичном стиле, оставляющим свободу для роста и изменений. Теперь я могу помочь развить его вам. Запомните, стиль должен развиваться постоянно. Искусство — путешествие без конечной заданной координаты.
1. Найдите связь с цветом
Естественно, большинство художников любит цвет — это неотъемлемая часть творческого человека. Цвет привлекает нас, посредством него выражаются эмоции.
Обычно человек может назвать наиболее и наименее любимые цвета. Важно спросить себя: почему мне нравится именно этот цвет? Например, вы выбрали синий. Почему именно синий? Вам просто нравится, как он выглядит? Или вас цепляет ощущение, которое синий цвет вызывает? Поймете причину своего выбора — осознайте, какой смысл привнесет цвет в работу.
Важно понимать и влияние цвета на настроение. Прямо сейчас, пока я пишу все это, я сижу в серых штанах, белой безрукавке и серой хлопковой футболке. Это моя рабочая форма. Я выбрал серый не потому, что не люблю цвета. Напротив, я их обожаю! Но также я знаю, что у меня к ним повышенная чувствительность. Носить одежду ярких цветов значит влиять на настроение и образ мысли. Поэтому мне легче работать в серой одежде — она нейтральна, не влияет на работу и не вступает с ней в конфликт.
По той же причине я не люблю использовать в работах яркие краски, предпочитая им более мягкие. Яркими красками можно делать акценты. Слишком яркие, насыщенные цветом иллюстрации ассоциируются с хаосом. Виной этому моя зрительная чувствительность, плюс цвет влияет на меня в эмоциональном плане. Многих привлекает насыщенность добавочных цветов, мне же зачастую сложно на них смотреть (ощущения схожи с мигренью).
Знаю человека с абсолютно противоположным взглядом на цвет. Яркие краски поднимают ему настроение и заряжают энергией. Он обожает использовать МНОГО цвета. Его стиль был сформирован под влиянием этой зависимости.
Исследуя свою связь с цветом, выясните, какими оттенками вы пользуетесь и как к ним относитесь. Это поможет выбрать цветовую палитру. Вам не придется использовать только эти цвета, они лишь добавят целостность работам.
2. Проанализируйте свой стиль работы
Четко следуете дневной рутине или предпочитаете непоследовательность? Вы трудоголик или прокрастинатор? Наслаждаетесь возможностью привнести изменения или предпочитаете стабильность?
Понимание особенностей своей личности поможет подобрать наиболее комфортный для вашей деятельности стиль работы. Я, к примеру, не могу назвать себя последовательным и не являюсь фанатом расписаний. Меня часто тянет прокрастинировать, мне нравятся изменения и эксперименты.
Я знаю, что мне не нужно брать работу, которая требует следования графику и определенной схеме. Еще я осознаю, что с большим удовольствием закончу работу за пару дней, а не растяну ее на целые месяцы. А тестирование новых техник придаст мне в процессе работы еще больше энтузиазма.
Художникам с противоположными привычками мысль быстрого выполнения работы может показаться ужасной. Они чувствуют дискомфорт при сжатых сроках. Любителям стабильности подойдёт стиль с наиболее предсказуемым результатом.
Сочетание любимых художественных техник с привычками работы создаст идеальную среду для рождения наиболее подходящего вашей личности художественного стиля. Хорошая новость состоит в том, что нет правильных и неправильных способов рисования, так что найти стиль можно вне зависимости от того, какие техники вы используете.
3. Найдите то, что вызывает эмоции
Это довольно очевидный способ разработки личного стиля. Посмотрите на работу, поймите, что вам в ней нравится, научитесь рисовать так же. Но что если вам нравятся диаметрально разные стили? Легче будет задаться вопросом, какие стили не вызывают у вас совершенно никаких чувств. Так можно исключить те стили, к которым вы ни в коем случае не будете обращаться.
Смотря на картину, наступает момент, когда она заставляет вас поменять характер наблюдения. В какой момент вы перестали просто наслаждаться ею и начали анализировать? “Как автор сделал это? Какую кисть он использовал? Я смогу такое повторить?” Замечая за собой такие вопросы, вы можете быть уверенными, что стиль картины увлек художника внутри вас.
Следуйте следующему шагу и начните разбирать волнующие вас картины и техники. Цвет неба в работах такого-то автора, неровные осколки вазы в картине следующего, контраст в цвете воды в иллюстрациях третьего. Скоро вы будете иметь четкое представление о любимых стилях.
4. Что именно вы хотите тренировать?
Художественный стиль не задается текущим уровнем мастерства. Он задается теми навыками, которые вы хотите развивать и совершенствовать, ведь на подобную работу над собой будут уходить часы практики. Вы можете быть несильны в рисовании портретов, но если вы представляете себя, часы напролет тренирующих работу в этом жанре, то оно может стать элементом вашего стиля.
В полной мере выразить свой стиль без соответствующего уровня техники не получится. Уровень поднимается посредством постоянной практики. Выбирайте для тренировки то, что сделает вас счастливыми. Я уверен в том, что стал бы хорошим портретистом, но еще я точно знаю, что меня не захватывают мысли о практике портретного рисунка. Я не чувствую необходимости двигаться в этом направлении.
5. Объедините повседневную жизнь и искусство
В идеале, ваши работы должны быть отражением вашей жизни. Если вы фанат долгих прогулок, то вашим жанром может стать пейзаж. Если сердце лежит к садоводству, рисуйте цветы. Это очевидный способ выбора сюжета для работы, но еще и шаг к тому, чтобы научиться творить исходя из событий повседневной жизни.
Чем вы увлекаетесь? Как развлекаетесь? Когда чувствуете себя самим собой? Какой жизненный опыт смогли бы запечатлеть в картинах? Ответы на эти вопросы уже влияют на ваш стиль, но это влияние можно расширить.
Мне нравится тишина. Общество — это хорошо, но зачастую мне необходимо побыть одному. Выбирая между шумной, людной вечеринкой и скромным уютным ужином, я выберу последнее. Поэтому в моих работах превалируют приглушенные цвета и мягкий контур. Это не значит, что все работы выйдут нежными и пастельными, но подавляющее большинство будет выражать мою личность.
6. Творческий процесс должен быть приятным
Рисуйте для себя. Нельзя рисовать только из желания продать работу или выиграть награду. Нужно рисовать, потому что вам этого хочется.
Подумайте, какая часть творческого процесса ваша любимая. Вам нравится непредсказуемость и импровизация в работе? Или, скажем, точность и методичность? Когда вы полностью погружаетесь в работу и теряете чувство времени? Мне лично нравится этап разработки концепта иллюстрации, который может привести к тому, что я даже не ожидал получить. Обожаю эксперименты и создание эффекта таинственности.
Если творческий процесс не приносит удовольствия, есть два выхода: поменять угол наблюдения или сменить деятельность.
7. Разрешите последней работе влиять на следующую
Наверно, лучший способ разработки стиля — это забыть о стиле и просто работать, работать, работать.
Создайте иллюстрацию, подметьте ее лучшие фрагменты, выполните следующую работу в стиле этих фрагментов. Повторите. Повторяйте опять и опять.
Многие художники создают серии работ, связанные темой или стилем. На их создание уходят дни, месяцы или годы. Это могут быть три работы или все триста. Еще не пробовали рисовать связную серию? Попробуйте. Этот метод эффективен тем, что научит двигаться по
инерции и разовьет навыки в самых неожиданных для вас направлениях. Лучший учитель — ваши рисунки, так позвольте же им учить вас.
Если поиск фирменного стиля вызывает в вас смятение, расслабьтесь. Даже стиль известнейших художников менялся на протяжении их деятельности. И кроме того, если только вы не владелец галереи, кого волнует ваш стиль? Разве не здорово рисовать что угодно и как угодно? Разве вас поджидает за углом полиция искусств?
Рисуйте так, как чувствуете. Творите постоянно. Покажите, кто вы есть на самом деле. Естественность в творчестве придет только тогда, когда вы сами этого захотите.
ВИДЕО: Как найти свой АВТОРСКИЙ стиль в рисовании
Поделиться статьей:
Приветствую вас, дорогие подписчики и случайно заглянувшие!
Трудясь в сфере искусства, в частности, в кино, хореографии и фотографии, я часто наталкивалась на непонимание со стороны большинства людей, если речь идет о чем-то более сложном, чем селфи, “Сваты” или “Танец маленьких утят”. В лучшем случае говорят: “Красиво, но ничего не понятно” и просят объяснить, а в худшем… “Что за х..ня , зря потратили время” или стандартное “Что курил автор?”…
Честно признаюсь (хотя мне всегда ооочень сложно признаваться, что я чего-то не знаю или не понимаю), я сама не в каждом признанном мировом шедевре могу найти великий смысл и великое искусство, и тоже иногда на выставках или артхаусных спектаклях чувствую себя по-идиотски. НО! Я занялась этим вопросом понимания искусства и готова предложить вам несколько путей для того, чтобы начать получать удовольствие от сложного искусства, даже если пришли на выставку, где просто “пахучая куча” посреди зала.
Дам вам 3 направления и 9 подсказок, как получать удовольствие и понимать искусство.
Путь 1. Знания.
Самый, наверно, трудоемкий и не факт, что самый верный способ. Один из. Путь искусствоведа. Чем больше вы читаете книг, знаете биографические подробности авторов, изучаете азы разных направлений искусства, историю, философию, тем больше вы начинаете понимать. Вы получаете удовольствие от того, что можете распознать стиль, жанр, почерк автора. Вы понимаете, как то или иное технически сложно выполнить, сколько за этим труда, и от этого оперный вокал и 32 фуэте вызывают у вас восхищение.
На что я советую обратить особое внимание, если вы решили пойти этим путем? На мифологию, сказки и религиоведение. В искусстве много прямых и косвенных отсылок к мифам, сказочным персонажам, к религиозным притчам. Иногда очень завуалированно и тонко, своего рода “пасхалки” (это термин киношников – они в своем кино прячут некие маленькие послания, сувенирчики для внимательных зрителей. А пасхалка- так называется по аналогии с христианской традицией-забавой для детей: прятать и искать крашеные яйца на Пасху).
А еще я люблю слушать подкасты, смотреть видеоблоги и читать тех, кто в этом разбирается и доносит в доступной форме. Как ни жаль, но всего на свете знать нельзя и разбираться во всем тоже. Можно начать с обзоров на книги и кино, и потихоньку добирать знания там, где у вас пробелы. Тогда постепенно скрытые смыслы будут вам легче открываться без помощи искусствоведов, а удовольствие от решения интеллектуальных головоломок будет все ярче.
Путь 2. Ассоциации.
Если вы пришли на спектакль неподготовленными или случайно натолкнулись на новый жанр искусства и ни черта не понимаете, предлагаю вам игру. Не стоит пытаться угадать, что там хотел сказать автор, почему все вокруг стоят с одухотворенными важными лицами (открою секрет: чаще всего они точно так же стоят в шоке и всячески скрывают, что вообще не в теме), а занять себя игрой в ассоциации.
Особенно это весело, когда имеете дело с абстрактным искусством. Смотрите, слушайте и отслеживайте, какие у вас ассоциации или эмоции рождаются при просмотре, какие воспоминания будятся. Может быть, от этой музыки вам хочется есть, а от этой картины срочно захотелось надеть старую соломенную шляпу или понюхать мел. А вот эта клякса напоминает вам об альбоме с фотографиями. Ничего не рождается – и ладно, идите дальше.
Путь 3. Без мозга. От сердца к сердцу.
А вот это, мне кажется, самый сложный из всех способов. Воспринимать искусство сразу душой, нутром. Отправить мозг отдыхать, не пытаться мозгом понять, проанализировать, сопоставить факты, а просто воспринимать. Безоценочно. Не ставя сразу маркеры “нравится” – “не нравится”, а просто отслеживая, как меняются эмоции и ощущения всем телом, тотально. Иногда после такого просмотра даже сложно выразить словами, что вы почувствовали и пережили. Если искусство было, акт, так сказать, состоялся, то вы точно почувствуете изменения в себе. Иногда эти ощущения неприятные, даже гадливые, иногда наоборот. Анализ пусть будет потом: что вы возьмете с собой, что отпустите. А в момент восприятия не мешайте себе.
Какой путь ваш – выбирайте. Какой бы ни выбрали – вы больше не будете скучать на странных спектаклях, перфомансах и выставках. А что я выбираю? Всё и сразу! Точнее не сразу. Начать с 3 пути и подключать постепенно 2-ой и потом 1-ый. Тройное удовольствие.
А теперь несколько подсказок, которые вам помогут понять, в чем шедевральность и гениальность этого образца искусства, и получить свое законное удовольствие.
Подсказка 1. Ага!-эффект
Это то, за что мы любим разгадывать кроссворды и головоломки, играть в квесты и решать прочие загадки. Эффект “эврика!”. Своего рода оргаzm мозга. Когда ты ПОНЯЛ!. В этот момент вырабатываются гормоны счастья и вам действительно очень классно. (Так что можете смело считать ученых “торчками”, которые сидят на этих гормонах). И когда ты в кино или картине нашел отсылку к известной тебе притче или намек на исторические события, то в награду получаешь приток радости. Это характерно для пути 1.
Подсказка 2. Символы и метафоры.
В любом (почти) предмете искусства есть скрытые смыслы, которые спрятаны через символы и метафоры. Чтобы их понимать, опять же нужна эрудиция. Например, яблоко, яйцо, гранат – символы, которые таят в себе много смыслов, которые предстоит распаковать эрудированному зрителю/слушателю/читателю.
Подсказка 3. Что-то не так.
Авторы часто нам подсказывают, куда смотреть. Они выделяют особенно те элементы, на которые нужно обратить внимание. Часто, если вы видите, что что-то не так, что-то выбивается из нормальности, из логики. Ну, например, в кино посреди русского поля скачет кенгуру. И это везде: и в музыке, и на картине. Просто нужно быть внимательным, включенным, и вы не пропустите. А дальше в этом “не так” увидеть символ, его распаковать, и получить свой дофаминовый приз.
Подсказка 4. Юмор и сарказм.
Не думайте, что автор всегда серьёзен и “топит” за великое. Художники все – большие дети, которые не прочь пошалить. Часто под маской серьезности кроется юмор. Не упускайте это из виду. Просто это юмор немого более высокого порядка. Но если вам удалось его раскусить, будете долго и безудержно смеяться. И, откровенно говоря, частенько художники издеваются над зрителями и критиками, подсовывая с серьезным видом какую-нибудь “мульку” подразниться, и хихикают, наблюдая, как серьезные умы сочиняют объяснение тому, что на самом деле просто откровенный стёб автора 😉 Тоже своего рода “пасхалка” (см. выше). А иногда целое произведение – это шалость художника, будьте осторожнее, не ведитесь 😉
Подсказка 5. Исторические события и биография автора.
Помогают “распаковать” смысл, заложенный в произведении. Интересно наблюдать и отслеживать, как личные события в жизни автора влияют на его искусство, как отражаются в нем внешние события вокруг.
Подсказка 6. Что вас цепляет?
Полезно наблюдать, что вас конкретно цепляет в том или ином произведении. Это уже не к искусству, а к саморазвитию относится. Почему вас так бесит именно этот персонаж в кино? Или так возмущает голый зад Аполлона? Почему раздражают костюмы или звук? Или почему именно этот розовощекий малыш на картине не отпускает вас от себя? Тоже любопытно отслеживать свои реакции.
Подсказка 7. Включить ребенка.
Пустите своего внутреннего Почемучку погулять. Он задаст вам миллион странных вопросов, в поисках ответов на которые, вы найдете скрытые смыслы и свои Ага! . Почему трава фиолетовая? Почему ботинок рваный? А почему он не поздоровался? Если и сами не додумаетесь до ответов, то будет понятно, что гуглить. =)
Подсказка 8. А попробуй сам!
Чтобы получать удовольствие от музыки, оперы, актерской игры и т.д. попробуйте что-то сами. Тогда вопрос “А что тут такого?!” отпадет сам собой. И вы поймете, что та легкая небрежность, с которой мастера делают свое дело, это плод колоссального самоотверженного труда. Вы не обязаны любить балет и оперу, каждый имеет право на свое чувство эстетики, на свой вкус, но и обесценивать не стоит.
Подсказка 9. “Совы не то, чем кажутся.”
Хочу предостеречь также от переусердствования в поисках скрытых смыслов и объяснений. Не всегда, далеко не всегда (ближе к никогда) вы не узнаете в точности, что хотел сказать автор. Даже если он сам вам что-то объяснил. Часто такое происходит, что ты что-то создаешь, а потом от-ума сочиняешь постфактум смыслы для того, что уже создано. Никто в этом не признается, но это так. Искусство на то и искусство, что задействует подсознание и нечто еще более глубокое, что невозможно описать словами. Поэтому каждый видит свое. Художник создает лишь зеркало, в котором каждый видит свое отражение, и нет смысла кому-то доказывать, что ваше отражение – единственно верное, а то, что видит другой – это неправильно. Правильно то, что вы увидели, то, что вы почувствовали. И пусть это не сходится с общепринятым пониманием.
Спасибо, что дочитали! Если вам было интересно и полезно, мне особенно приятно. А было бы вам интересно прочитать про понимание современного искусства?
Благодарю за лайк, подписку и комментарий!
Люблю, целую. Ваша Алеся Лукьянова.
С чего начать свой путь в искусстве?
«В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант», — отмечал великий немецкий писатель Гёте. Нельзя с ним не согласиться, но помимо природных личностных качеств любому творцу нужно развиваться и двигаться, учиться и совершенствоваться. С чего же начать свой путь в искусстве?
Искусство — это не одно направление
Любой путь начинается с исследования. Изучите все возможности — современное искусство прекрасно тем, что это не только исторические формы творческой деятельности, но и возможность реализовать себя на стыке разных дисциплин.
Какие форматы больше всего популярны:
- изобразительное искусство;
- декоративно-прикладное искусство;
- архитектура;
- фотография;
- музыка;
- литература;
- хореография;
- театральное искусство;
- киноискусство;
- культуроведение и искусствоведение.
Каждое направление — это множество вариантов для самореализации и творчества. Например, декоративно-прикладное искусство отличается тем, что это еще и утилитарное направление, удовлетворяющее нужды людей. Оно предполагает множество техник, материалов и интересных возможностей — от чеканки, работы с деревом и камнем до вышивки, создания ювелирных украшений и дизайна одежды.
Новые возможности и современные профессии
Современное искусство включает в себя и всевозможные методы самовыражения через цифровое пространство, например, блогерство, иллюстрацию, дизайн и режиссуру историй и видеороликов для Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и TikTok, криптоарт и NFT-дизайн, геймдизайн, аудиорежиссуру и актерское мастерство для создания контента и спектаклей в формате подкастов, диджеинг или тату.
В этом направлении прекрасно работают Саша Масюк — основательница студии SASHATATTOOING, мастер мини-тату Маша Виво — создательница VIVOTATTOOSTUDIO и другие.
Многие современные художники выбирают междисциплинарный подход, который позволяет быстрее добиться успеха за счет неординарности, новаторства и большего интереса со стороны зрителя. Однако, чтобы стать профи, все равно необходимо получить образование. Именно благодаря ему расширяется кругозор и появляется творческое окружение и возможности для продвижения таланта.
Выбираем учебное заведение
Образование влияет на способности и возможности деятеля искусства, цену на его творения и весь образ автора в профессиональном сообществе. Быть самоучкой неплохо, но это существенно ограничивает творческий путь и добавляет препятствий.
Для музыкальных, хореографических и изобразительных направлений желательно начинать учиться с детства. Основы балета можно начинать учить даже с двух лет, но эксперты советуют профессиональную подготовку с семи лет, когда ребенок уже может сам требовать от себя успехов. Стать профессиональной балериной самостоятельно не получится, необходима работа с хореографом и опытными педагогами. В первый балетный класс идут дети 9–10 лет, там начинается серьезная подготовка к училищу и танцевальной карьере.
Музыкальные школы, студии танца и художественные училища для детей доступны детям по всей стране. В крупных городах выбор поражает. Также есть специальные курсы для взрослых. Профессиональной балериной в 30 лет, конечно, уже не станешь, зато художником — легко! Можно получить второе высшее образование в сфере искусства, например, стать культуроведом или искусствоведом.
Есть направления, в которых можно обойтись без высшего образования, например, работа гримера или визажиста — в данном случае большую роль будет играть именно портфолио, но для поиска работы придется потрудиться, рассылая его самостоятельно и используя соцсети для продвижения. Обучаясь и общаясь с экспертами, вращаясь в творческой среде, становление артиста и художника проходит более гладко и логично.
Это касается и блогерской сферы, и всех модных творческих профессий — от геймдизайна до ведущего корпоративов и стендап-комиков. Можно выбирать краткосрочные курсы и совершенствоваться на них, посещать специальные выездные школы, лагеря и мастер-классы — все это помогает глубже погрузиться в среду и получить уникальные знания.
После общего образования, например, музыкальной или художественной школы, можно отправиться учиться в колледж или училище. Для того чтобы стать ювелиром или получить другую специальность декоративно-прикладного характера, также будет достаточно среднего специального образования. Хорошие колледжи есть в любом крупном городе.
Высшее образование — лучший вариант для становления в сфере искусства. Вузы и академии позволяют полностью окунуться в творческую атмосферу, найти единомышленников, полезные контакты и свой уникальный путь. Только в Москве действует более 230 программ в самых разных сферах искусства! Опытные преподаватели помогут обратить внимание на детали, которые легко упустить, поставить руку, голос, отработать важные навыки и харизму, а также пройти практику и организовать первые выставки или найти подработку.
Увеличиваем возможности
Соцсети — это отличная возможность для продвижения, но не единственная, а главное — цифровое пространство в отличие от физического не всегда увеличивает ценность создаваемых арт-объектов. Зато выставки, конкурсы и гранты в сфере искусств помогают это сделать.
Конкурсы позволяют растиражировать идеи и проекты деятеля искусств на более широкую аудиторию, получить новый опыт и открыть двери для дальнейшего роста. Все заслуги на таких мероприятиях становятся частью портфолио, которое повышает значимость творца в сфере искусства и стоимость услуг. Также многие кураторы и организаторы выставок ориентируются именно на послужной список и опыт участия в конкурсах при выборе претендентов для новой экспозиции.
Отдельно стоит отметить и гранты — подавать заявки для участия очень важно. Как минимум это тоже опыт и строчка в портфолио, как максимум — серьезная сумма, которую можно потратить на выставку, создание новых произведений искусства, аренду мастерской, помещения для работы и жизни, транспорт, инструменты и новые материалы.
Любому начинающему творцу важно следить за грантами и конкурсами, например, арт-кластер «Таврида» проводит их регулярно и помогает быстрее продвигаться юным талантам. Систематически организовывают конкурсы Британская высшая школа дизайна, Институт «Стрелка», AIR (Art.ITMO.Residency). Отличная резиденция для работы над творческими проектами есть у многих объединений и кластеров, например, у «Винзавода».
Путь в искусстве начинается с изучения своих талантов и возможностей для их проявления. Часто подростки хотят творческую профессию, но не знают свои сильные стороны. В таком случае вместе с родителями можно исследовать все возможные варианты. Может оказаться, что человек учился десять лет в музыкальном училище, но более близкая сфера для него — аранжировка и работа диджеем. Современное искусство — это масса возможностей и перспектив. Главное — пробовать и расширять границы!
Хотите разбираться в искусстве, но не понимаете, с чего начать и откуда брать достоверную и интересную информацию? Конечно, конкретного плана «погружения» в эту сферу не существует – каждому человеку нужен свой подход. Одни предпочитают читать, вторые – слушать, третьи – смотреть.
Мы поговорили с преподавателем «Истории художественной культуры» на направлении «Реклама и связи с общественностью» МГПУ Еленой Юдиной и составили небольшую подборку рекомендаций для желающих знать и понимать искусство.
Базовые советы
Дробите материал
Чтобы хорошо разбираться в каком-либо вопросе, необходим прочный теоретический фундамент. Это касается и искусства. Оно состоит из разных видов, направлений, и везде есть своя специфика. Чтобы уловить, как в этом механизме всё устроено, почитайте профильную литературу по теме, раскройте ранее неизвестные термины, разложите большое и непонятное на малое и простое. С базовым знанием теории знакомство с искусством пройдет куда легче – вы будете понимать, к чему и как дальше подступиться.
Соблюдайте последовательность
Искусство начинается с Античности. Первым делом ознакомьтесь с работами творцов Древней Греции и Древнего Рима, а после – последовательно двигайтесь от эпохи к эпохе, вдумчиво погружаясь в каждую. Только так сложится чёткое понимание истории искусства. искусства.
Не заставляйте себя
Любой процесс обучения должен приносить положительные эмоции. Если вы начинаете скучать – переключайтесь. Например, посмотрите фильм об искусстве вместо чтения или послушайте подкаст. Получение знаний может быть не только полезным, но и приятным, нужно только найти походящий для вас способ!
Смотрите вживую — это гораздо эффективнее
Ни одна книга или статья не заменит настоящие объекты искусства в полной мере. Прочтённый или просмотренный материал лучше отложится в голове, если закрепить его походом в музей.
Полагайтесь на книги, а не статьи в интернете
В Сети часто можно наткнуться на недостоверную или неполную информацию, без должных знаний отличить ее от качественной трудно. Стоит отдавать предпочтение профильной литературе – ее составляют специалисты в своем деле с внушительным опытом за плечами. Именно чтение хороших книг позволит наиболее полно изучить ту или иную тему.
Что посмотреть?
- «Мировые сокровища культуры»
- YouTube-канал «История»
- Фильмы цикла «Сокровища цивилизации»
Интернет-платформы
- «Арзамас»
- «Синхронизация»
- «Прямая речь»
Что почитать?
- И. Э. Грабарь. «История русского искусства»
- Генрих Вёльфлин. «Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве»
- Борис Виппер. «Введение в историческое изучение искусства»
- «Всеобщая история искусств». Академия художеств СССР
Куда сходить?
- Третьяковская галерея
- Пушкинский музей
- ЦВЗ «Манеж»
- Музей русского импрессионизма