Как найти испытуемых для исследования

Company

  • /
  • /

Где искать и как привлекать участников исследований

От аудитории, мнение которой вы узнаете в процессе исследования, зависит качество информации, а значит, результаты исследовательских и бизнес-задач. К поиску участников исследования следует подойти ответственно.

Определите требования к участникам исследования

Перед тем, как искать участников, важно понять, каким критериям они должны соответствовать. Проговорите критерии своими словами, без использования исследовательских клише. Их должно быть немного, и обычно они легко укладываются в список ниже:

  • Отношение к определенному рынку / продукту (например, пользователи приложений для чтения электронных книг).
  • Характер (в т.ч. частота, ситуации) взаимодействия с продуктом (например, пользуются приложением не менее 2 раз в неделю ИЛИ отказались от использования приложения в течение последнего месяца).
  • Привычки, интересы (например, читают преимущественно художественную литературу).
  • Город / регион проживания (например, Екатеринбург или УФО).
  • Пол, возраст, уровень доходов (например, женщины и мужчины, 25−45 лет, личный доход от 40 тысяч рублей).

Далее вы выбираете оптимальный сценарий поиска участников — самостоятельно или с помощью специально обученных людей.

Сценарий 1. Ищу участников сам

Будьте готовы к тому, что процесс самостоятельного поиска участников исследования может быть долгим и трудоемким. В случае очных интервью и наблюдения много времени уйдет на звонки потенциальным участникам: на уточнение критериев, согласование даты, времени, места встречи, напоминания.

Составьте отборочную анкету

У вас есть список критериев. Для упрощения отбора нужных людей создайте анкету.

Анкета может быть в бумажном или электронном виде (например, в Google Forms) в зависимости от способа поиска. Если вы проводите опрос, то отборочные вопросы являются частью основной анкеты. Если это наблюдение или интервью, то анкета нужна только для отбора наиболее подходящих участников.

При составлении списка вопросов ориентируйтесь на общие рекомендации:

  • Используйте «человеческий» язык.
  • Не старайтесь предусмотреть все возможные вопросы в анкете. Чем она короче и понятнее, тем вероятнее человек ее заполнит. Длинная отборочная анкета на 30 минут с финалом «К сожалению, Вы не подошли по критериям» может вызвать гнев и раздражение, так как у человека складывается впечатление, что он все про себя рассказал, а результат нулевой. Спрашивайте необходимый минимум.
  • Логика должна подчиняться принципу «от общего к частному», вопросы преимущественно закрытые с несколькими вариантами ответов. Избегайте наводящих вопросов, где ответ очевиден.

Пример

Как НЕ надо
Вы используете приложение Литрес для чтения электронных книг? (да / нет)

Как надо
Какие приложения для чтения электронных книг Вы используете? (несколько вариантов ответа)

  • Все вопросы, касающиеся семейного статуса, дохода, контактов и любой другой персональной информации, задавайте в конце. Люди чувствительны к ним, и если вы поставите подобные вопросы в начале, то с наибольшей вероятностью они не будут продолжать заполнять анкету.

Для поиска участников можно использовать один способ или комбинацию. Каждый подход имеет сильные и слабые стороны, исходит из метода исследования и целевой аудитории.

Способ 1. В местах скопления целевой аудитории

Это могут быть кафе, торговые центры, конференции в зависимости от вашего продукта и критериев ЦА.

Метод исследования:

  • Наблюдение.
  • Интервью.

Целевая аудитория:

  • Широкая.
  • Узкая.

Преимущества:

  • Большое количество потенциальных участников.

Риски:

  • Интервью будет коротким (5−10 минут).
  • Риск некачественных респондентов, так отбор проводится по минимальному набору критериев.
  • Требуются развитые коммуникативные навыки (не все люди легко идут на контакт с незнакомым человеком).

Способ 2. «Снежный ком» (поиск через друзей и знакомых, в том числе через посты в социальных сетях, через людей, которые уже участвовали в исследовании)

Метод исследования:

  • Наблюдение.
  • Интервью.

Преимущества:

  • Больше доверия к исследованию.
  • Подходят по критериям.

Риски:

  • Могут быть знакомы между собой.
  • Могут быть не вполне искренни, чтобы не обидеть вас.
  • Может потребоваться небольшое вознаграждение.

Способ 3. Собственная база пользователей (если уже есть продукт и его пользователи)

Метод исследования:

  • Наблюдение.
  • Интервью.
  • Опрос.

Целевая аудитория:

  • Узкая (например, купили продукт в течение последних 2 недель; текущие / лояльные пользователи).

Преимущества:

  • Уверенность в релевантности ЦА.
  • Есть дополнительная информация о ЦА.

Риски:

  • Большой объем работы (звонки, письма).
  • Требуется вознаграждение, специальное предложение.

Способ 4. Социальные сети, форумы (группы по интересам, сообщества)

Метод исследования:

  • Наблюдение.
  • Интервью.
  • Опрос.

Целевая аудитория:

  • Узкая (в том числе B2B).

Преимущества:

  • Быстро.
  • Большая концентрация подходящих респондентов.
  • Готовы делиться мнением.

Риски:

  • Не работает, если исследование включает конфиденциальную информацию.
  • Может потребоваться вознаграждение.
  • Могут быть знакомы друг с другом.
  • Трудно получить к ним доступ (может потребоваться разрешение владельца / администратора паблика).
  • Смещение выборки (опрос).

Способ 5. Интернет-реклама, баннеры в социальных сетях

Метод исследования:

  • Опрос.

Целевая аудитория:

  • Широкая.

Преимущества:

  • Большой охват ЦА.

Риски:

  • Затраты на размещение.
  • Требуется специальное предложение для участников.

Способ 6. Сайты для подработки (не рекомендуем!)

Метод исследования:

  • Интервью.
  • Опрос.

Целевая аудитория:

  • Широкая.

Риски:

  • «Профессиональные» респонденты (мотивация заработать деньги и слишком формальный подход).
  • Требуется вознаграждение.
  • Выборка смещена по доходу.

Здесь нет «коридорных» тестов, тестов на друзьях и знакомых без отбора по критериям. Эти способы (для наблюдения и интервью) соблазняют легкостью и отсутствием временных и финансовых затрат, но принимать решения на основе таких исследований рискованно. Друзья, коллеги и единомышленники будут стремиться похвалить продукт, чтобы сохранить с вами хорошие отношения, но их мнение может быть очень далеким от мнения реальной целевой аудитории. Из таких тестов можно доставать критику и инсайты, но нельзя внутри своей среды проверять идеи на жизнеспособность. Единственная ситуация, когда возможен такой подход — очень узкая целевая аудитория, когда найти участников, соответствующих критериям, объективно проблематично, а вы лично знакомы с подходящими людьми. В таком случае можете их пригласить, но разговор проведут ваши коллеги.

Что важно учесть при самостоятельном поиске:

  1. Помните, что недостаточно пригласить человека на исследование, надо довести его до него — позвонить накануне и напомнить, скинуть адрес и время встречи. А по окончании — поблагодарить, выплатить вознаграждение или предоставить специальное предложение, если оно оговаривалось на этапе отбора.
  2. Проверяйте участников ДО исследования любыми доступными способами. Если это опрос, вставляйте в анкету «вопросы-ловушки», чтобы отсеять тех, кто не подходит и хочет участвовать из-за вознаграждения. Если это интервью, проверяйте открытые источники, профили в социальных сетях.

Сценарий 2. Мне нужна помощь

Поиск участников исследования собственными силами отнимает много времени, которое вы можете использовать для решения более важных задач. В таком случае рекрут можно отдать на аутсорс — профессионалам, которые помимо поиска участников возьмут на себя составление отборочной анкеты, контроль «чистоты» участников, соблюдение квот, организацию встречи (наблюдение, интервью), вопросы с выплатой вознаграждения.

Метод исследования:

  • Наблюдение.
  • Интервью.
  • Опрос.

Целевая аудитория:

  • Широкая.

Преимущества:

  • Большие выборки.
  • Респонденты готовы участвовать.
  • Разные ЦА.
  • Много дополнительной информации о респондентах.
  • Контроль отбора респондентов.
  • География — вся Россия.

Риски:

  • Невозможно гарантировать рекрут узкой ЦА.
  • Нет доступа к людям без интернета.

Онлайн панель респондентов

670 000 живых людей, готовых рассказывать о своих желаниях, проблемах и предпочтениях, оценивать идеи ваших продуктов, высказывать мнения о рекламе.

Способ 2. Рекрутинговое агентство (собственная база)

Метод исследования:

  • Наблюдение.
  • Интервью.

Риски:

  • Риск «профессиональных» респондентов.
  • Невозможно гарантировать рекрут узкой ЦА.

Способ 3. Рекрутер-фрилансер

Метод исследования:

  • Наблюдение.
  • Интервью.

Преимущества:

  • Респонденты готовы участвовать.
  • Небольшой % отказов.

Риски:

  • Риск «профессиональных» респондентов.
  • География ограничена городом или областью.

Метод исследования:

  • Наблюдение (удаленное тестирование).
  • Опрос.

Целевая аудитория:

  • Любая (ограниченные возможности отбора, например, по доходу, региону, опыту).

Преимущества:

  • Дешево.
  • Быстро.

Риски:

  • «Профессиональные» респонденты: толокеры настроены на заработок и стремятся как можно быстрее выполнить задание.
  • «Экспертность» участников (выполняют большое количество схожих задач — рекомендуем предварительно самостоятельно зарегистрироваться и посмотреть уровень и характер заданий).
  • Выборка смещена по доходу и возрасту.

Вы можете отдать задачу агентству и оно действительно разгрузит ваши руки и голову, однако не стоит пренебрегать процессом контроля.

Чтобы быть уверенным в том, что рекрут участников исследования прошел качественно:

  1. Самостоятельно проверяйте и согласовывайте список критериев и финальную анкету для отбора участников.
  2. Проверяйте «вопросы-ловушки», уточняйте у агентства, как обеспечивается чистота набора и проверка участников.
  3. Если вы набираете респондентов для интервью, наблюдения, вы вправе запросить данные участников и проверить, соответствуют ли они необходимым критериям.

125315, г. Москва, Ленинградский проспект 68, стр. 2, 3 этаж
+7 (495) 648 78 20
client@tiburon-research.ru

Всем доброго времени суток!
Пару дней назад я уже опубликовывал подобный пост, с целью найти респондентов готовых потратить около 1-1.5 часа своего времени для заполнения опросников.
На мое удивление, почти 100 человек за сутки прошли опросники. Но, нужное количество людей все еще не набрано, очень надеюсь на позитивный отклик и понимание со стороны посетителей сайта!
Огромная благодарность всем тем, кто уделил свое внимание и проявил терпение!!!!
Мы приглашаем вас поучаствовать в научном исследовании, с помощью которого, вы сможете узнать о себе много нового!
Немного о нашем исследовании: Мы проводим исследование “игривости”, это очень интересная, живая и веселая черта характера человека, позволяющая ему включаться в игры, создавай игры, и вообще, быть способным играть! Результаты заполненных вами опросников войдут анонимно и группой в диссертацию на эту тему. Это первый шаг в исследовании. И у нас будет еще два шага. Следующим шагом после опросников будет онлайн тренинг, где нашей целью будет помочь участникам развивать в себе игривость и некоторые важные составные части игривости. Если вам это интересно, дайте нам знать. Через три месяца, мы попросим часть людей (тех, кто захочет) заполнить эти опросники снова, чтобы мы смогли посмотреть, как происходит развитие личностихарактера и т.д.
У нас есть 12 опросников, заполнив которые, вы сможете составить очень обширную картину своей личности.
Вы узнаете: Какой у вас стиль юмора? Насколько вы способны понимать эмоции другого человека? Уровень вашей креативности, как вы относитесь к себе, какое поведение, работу и отношения вам лучше всего создавать и много других интересных и полезных данных о себе.
Как принять участие в исследовании?
Очень просто! Перед вами (внизу) 12 ссылок на опросники. Пройдите эти опросники, ответив на все вопросы. В каждом из них от 30 вопросов и более, т.е. примерно 10 минут, а иногда и немножко больше, у вас уйдет на один опросник. В конце каждого опросника вам будут выдавать ваши результаты. Можете себе копировать текст или сохранять ссылку на ваши ответ, чтобы позже вы смогли вернуться к своим ответам. (И да, нам не нужно посылать ваши ответы, они у нас сохраняются в базе автоматически). Перед каждым опросником будет инструкция, внимательно ее прочитайте, оно вам расскажет как правильно подойти к заполнению именно этого опросника. Нам важны от вас всего два пункта: Ваше реальное имя и фамилия нам не нужны, вы можете придумать себе любое имя, главное, чтобы в каждом из 12 опросников вы указали именно этот один вариант фамилииимени, который вы будете использовать. Хотите оставить настоящие свои фамилииимена? Без проблем, они останутся у нас в тайне. Хотите придумать себе вымышленное? Без проблем, главное, именно это одно и тоже вымышленное фамилиюимя используйте в каждом из 12 опросников. (нам это нужно, чтобы мы связывали данные результатов между собой и видели взаимосвязи) Нам очень важно, чтобы вы прошли все 12 опросников. Если вы пройдете одиннадцать, мы не сможем использовать ваши ответы для исследования, так как нашей целью является нахождение связей между ответами во всех 12 опросниках. (Если вам тяжело будет за раз пройти эти опросники, разбейте их на части, и можете заполнить за несколько дней, в любом порядке – главное сами не запутайтесь, какой уже проходили)
Ну вот и опросники, приятного вам путешествия в свою личность:
1. Опросник стилей юмора Мартина
https://onlinetestpad.com/hofqbryordzwc
2. Опросник игровой компетентности
https://onlinetestpad.com/hmabswvdhhjam
3. Методика исследования самоотношения https://onlinetestpad.com/howjk6p37s6po
4. Опросник толерантности к неопределенности https://onlinetestpad.com/hoxb7mjgbdxhu
5. Тест эмоционального интеллекта
https://onlinetestpad.com/ho2odvchpl4p6
6. Проактивное собладающее поведение https://onlinetestpad.com/hoywtvcq6ingi
7. Методика «Измерение чувства вины и стыда» https://onlinetestpad.com/hozkcmxzuq7sg
8. Пятифакторный опросник личности
https://onlinetestpad.com/hoz4la4eqydv2
9. Шкала Психологической разумности https://onlinetestpad.com/hoymqk42u27om
10. Диагностика уровня эмпатических способностей https://onlinetestpad.com/ho42hrkhamgxk
11. Типология личности (тут побольше вопросов, но проходится очень быстро) https://onlinetestpad.com/hopvh7hltkvdm
12. Диагностика личностной креативности https://onlinetestpad.com/houz3kjatoblu
P. S.
И если вы хотели бы, чтобы вам прислали ссылку на готовую диссертацию, где будут сделаны выводы об этом исследовании, дайте нам знать.
Это можно сделать заполнив эту форму: https://forms.gle/CE42UiRurxZU1EZe9
Спасибо вам огромное за ваш интерес к нашему исследованию и вашу помощь!

  • Помогаю в написании дипломных, курсовых, магистерских работы по психологии, а также рефератов и эссе; контрольных, отчетов по практике и статистических расчетов.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 15 лет (этот сайт существует с 2007). Качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

    УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Выборка эмпирического исследования

Выборка в дипломной работе по психологии – это испытуемые или респонденты, которые приняли участие в эмпирическом исследовании.

Если говорить более строго, научно, то выборка – это какая-то часть некоторой большой группы (генеральной совокупности), которая отражает ее свойства. В этом случае говорят, что выборка репрезентативна. И поэтому полученные на выборке результаты распространяют на всю генеральную совокупность.

Например, психолог-исследователь намерен выяснить взаимосвязи ощущения счастья и уровня личностной автономии у современных российских студентов. Строго говоря, для решения этой задачи нужно провести исследование на всех студентах – генеральной совокупности. Это практически не выполнимо, поэтому из всех студентов делают выборку, скажем, человек 50, – представителей какого-то конкретного ВУЗа. Формируют выборку так, чтобы она была подобна генеральной совокупности – репрезентативна. То есть, чтобы в ней было такое же соотношение юношей и девушек, жителей больших и малых городов и пр. Далее проводят в этой выборке исследование и, например, выявляют положительную корреляцию между ощущением счастья и уровнем личностной автономии. И, так как выборка была репрезентативна, то делают вывод: для всех российских студентов справедлива закономерность, согласно которой чем выше уровень автономии, тем выше уровень счастья. Конечно, с учетом 5-ти процентной вероятности ошибиться (уровень статистической значимости при расчете корреляций).

Существуют разнообразные процедуры формирования репрезентативной выборки: простой случайный отбор, стратифицированный случайный отбор и др. Они описываются в книгах по экспериментальной психологии и математической статистике. Выполнение этих процедур важно при проведении серьезных психологических исследований. В практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ в современных российских ВУЗзах репрезентативность выборки, как правило, не оговаривается и специальные процедуры не применяются. При этом по умолчанию предполагается, что выборка репрезентативна.

Например, вы исследовали взаимосвязь тревожности женщин и срока их беременности. Вы взяли в качестве испытуемых своих знакомых. Получили результат, что чем выше срок, тем выше тревожность. На защите можно смело говорить о том, что «выявлена положительная взаимосвязь тревожности и срока беременности у женщин среднего возраста». То есть, вы смело распространяете полученный на маленькой группе результат на всех женщин. Хотя, строго говоря, не известно, была ли ваша выборка репрезентативна группе всех беременных женщин среднего возраста в нашей стране.

Очень часто именно выборкой определяется тема исследования. Преподаватели часто расспрашивают студента-психолога об обстоятельствах его жизни (где работает и т.п.). На основании этой информации и делается вывод, на какой выборке удобнее провести исследование.

Например, если вы – педагог, то в качестве выборки могут выступить учащиеся. Сотруднику организации научный руководитель может предложить взять в качестве испытуемых его коллег-сотрудников. Домохозяйка может выбрать в качестве респондентов своих знакомых женщин. Часто студенты берут в качестве выборки тоже студентов и проводят эмпирическое исследование на своих сокурсниках.

В связи с формированием экспериментальной выборки при написании выпускной работы по психологии у студентов могут возникнуть следующие вопросы:

  1. Чем определяется численность выборки в психологическом исследовании?
  2. Как увеличить объем экспериментальной выборки?
  3. На какие характеристики выборки нужно обращать внимание?
  4. Как формируются экспериментальная и контрольная группы?

Объем (численность) выборки

Численность экспериментальной выборки в психологическом исследовании определяется особенностями статистических расчетов. Например, минимальная численность испытуемых, при которой можно рассчитать коэффициент ранговой корреляции Спирмена при уровне значимости 0,01, равна 7. Но, как правило, при анализе взаимосвязей выборка не должна быть меньше 10 человек. Столько же человек должно быть минимум и при расчете достоверных различий с помощью U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента.

Иногда преподаватели уверенно говорят студентам, что результаты их исследования будут недостоверны, если объем выборки будет меньше 30, 50, 70, 100 человек и т.д. Строго говоря, это не корректное утверждение. В данном случае важно понимать, что во всех статистических расчетах действует такое правило: чем меньше объем выборки, тем жестче критерии, при которых результат статистического расчёта считается достоверным.

Например, вы проводите анализ взаимосвязей показателей агрессивности и тревожности младших школьников в группе из 30 человек. Если принять достаточным уровень статистической значимости в 0,05 (5%), то значимыми будут коэффициенты корреляции больше либо равные 0,36. А ваш коллега – студент-психолог – проводит анализ взаимосвязей карьерных ориентаций и стажа сотрудников организации в группе из 10 человек. В его случае значимыми будут считаться коэффициенты ранговой корреляции не ниже 0,64 при том же уровне значимости.

Итак, статистически достоверные результаты эмпирического исследования можно получить на любой выборке (от 10 человек). При этом чем меньше экспериментальная выборка, тем жестче критерии статистической достоверности полученных на ней результатов.

Однако, чем меньше выборка, тем в меньшей степени она отражает генеральную совокупность, тем заметнее в ней влияние отдельных результатов на общий показатель. То есть, формально можно брать выборку в 10 человек, но практически в эмпирическом исследовании этого недостаточно.

Строгих правил по численности выборки для получения статистически достоверных результатов психологического исследования нет, но есть следующие рекомендации:

  • При разработке тестов объем выборки должен быть от 200 до 2000 человек.
  • При сравнении двух групп (например, с помощью U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента) их численность должна быть примерно 30-50 человек. Группы могут быть не равны по численности, но различия должны быть не очень существенны.
  • При исследовании взаимосвязей показателей в группе, например, с помощью коэффициента ранговых корреляций, ее численность должна быть не меньше 30 человек.

Но эти правила не строгие, и на практике, как правило, для курсовых и дипломов объем выборки колеблется от 15 до 40 человек. В магистерской диссертации может потребоваться более объемная группа испытуемых – до 80-100 человек. Здесь многое решают требования конкретного ВУЗа и предпочтения руководителя.

Есть одна вполне невинная хитрость, позволяющая увеличить численность экспериментальной выборки. Например, если в ВУЗе требуют большие выборки (80-100 человек), а набрать столько испытуемых проблематично, можно сделать следующее. Реальное эмпирическое исследование провести на небольшой выборке, например, 20 человек. А далее увеличить объем выборки в кратное количество раз (2, 3, 4 и т.д.), то есть получить выборку в 40, 60, 80 человек и т.д. Такая процедура существенно не повлияет на результат. В этом случае станут более мягкими критерии значимости статистических критериев (см. выше правило соотношения объема выборки и жесткости критериев статистической значимости результатов).

Например, вы пишете дипломную работу на тему «Исследование взаимосвязи ощущения одиночества и субъективного благополучия у женщин среднего возраста, занимающих руководящие должности». Руководитель потребовала, чтобы выборка была не меньше 60 человек. Вы резво взялись за дело. Но вскоре выяснилось, что найти женщин-руководителей среднего возраста, готовых участвовать в тестировании, не так просто. Вы протестировали 15 человек и больше найти не можете. Что делать?

Берете данные по этим 15 испытуемым в сводной таблице результатов и копируете 4 раза. Получается выборка из 60 человек. Главное, что взаимосвязи, которые вы выявите на этой увеличенной выборке, будут отражать реальные корреляции ощущения одиночества и субъективного благополучия в исходной выборке из 15 человек. Изменения будут незначительны – станут значимыми некоторые корреляции, которые в выборке из 15 женщин были не значимы.

Характеристики выборки

При описании выборки в дипломной работе по психологии указываются социально-демографические характеристики испытуемых: пол, возраст, образование, семейный статус, профессия и пр.

Существует множество характеристик, которые можно указать при описании выборки. Какие включить в описание, а какие – нет?

Строго говоря, нужно указывать характеристики выборки, которые имеют отношение к сути исследования. Например, если сравниваем женщин-руководителей и простых сотрудниц, то важно при описании выборки указать профессиональный статус.

При описании выборки всегда указывают пол, возраст и образование (для взрослых испытуемых). Остальные характеристики указывают по необходимости, если они важны. Например, при исследовании корпоративной культуры сотрудников организации вряд ли необходимо указывать их семейный статус, так как он имеет очень отдаленное отношение к теме исследования.

Некоторые научные руководители требуют описывать выборку с указанием максимального количества характеристик.

Контрольная и экспериментальная группы

В каких случаях в дипломной работе по психологии возникает необходимость введения экспериментальной и контрольной групп? Если тема ВКР связана с выявлением индивидуально-психологических различий испытуемых, имеющих какую-то особенность и не имеющих ее. Например, в качестве таких особенностей могут быть:

  • заболевание (экспериментальная группа – лица, страдающие заболеванием…; контрольная – лица, не страдающие заболеванием…);
  • семейный статус (экспериментальная группа – лица, состоящие в браке; контрольная – лица, не состоящие в браке);
  • профессия (экспериментальная группа – лица, чья профессиональная деятельность связана с повышенными стрессовыми нагрузками (например, сотрудники МЧС; контрольная – лица, чья профессиональная деятельность не связана с повышенными стрессовыми нагрузками).

Смысл эмпирического исследования с экспериментальной и контрольной группой состоит в том, что различия психологических показателей, выявленные между этими группами, укажут на влияние критерия разделения на личность человека. Например, если лица с заболеванием окажутся более тревожны, чем без заболевания, то можно будет сделать вывод о том, что данная болезнь ведет к росту тревожности или что повышенная тревожность выступает одной из причин данной болезни. Или если окажется, что у семейных выше осмысленность жизни, то вывод будет в том, что семья повышает осмысленность жизни. И, наконец, если выяснится, что у пожарных выше выраженность психологического стресса, то сделаем вывод о том, что работа в МЧС создает предпосылки развития стресса.

Так вот, чтобы выводы о влиянии критерия разделения на группы на выраженность тех или иных психологических показателей были обоснованы, между экспериментальной и контрольной группами не должно быть никаких других различий, кроме того, которое выбрано. Например, состоящие и не состоящие в браке испытуемые не должны различаться ни по каким другим характеристикам. То есть, у них должны быть примерно одинаковые возраст, социальный статус и пр. Только в этом случае можно будет сказать, что выявленный более высокий уровень осмысленности жизни у семейных по сравнению с не состоящими в браке связан именно с тем, что у представителей экспериментальной группы есть семья.

Если экспериментальная и контрольная группа не выровнены по другим социально-демографическим показателям, то, возможно, на осмысленность жизни повлиял какой-то другой фактор. Например, если состоящие в браке работают дизайнерами, а не состоящие в браке – безработные, то различия в уровне осмысленности жизни могут быть связаны не с наличием супруга, а с наличием интересной работы.

Естественно, невозможно выровнять экспериментальную и контрольную группу по всем социально-демографическим показателям. Нужно ограничиться некоторыми ключевыми: возраст, образование, социальный и семейный статус.

Существует устойчивый миф, что для корректной статистической обработки результатов численность выборки в контрольной и экспериментальной группе должна быть одинаковой. В моей практике были случаи, когда научные руководители требовали выравнивать численность испытуемых в контрольной и экспериментальной группе, когда исследование было уже проведено. Такие требования указывают на непонимание сущности статистических расчётов, которые имеют дело с усредненными величинами. А среднее значение величины в группе (среднее арифметическое) не зависит от численности группы, так как при его расчете сумма показателей всех участников группы делится на число человек.

Пример описания экспериментальной и контрольной групп:

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 50 подростков, разделенных на две группы:

  • Экспериментальная группа – подростки-спортсмены, занимающиеся индивидуальным видом спорта (самбо или дзюдо); 25 человек (20 мальчиков, 5 девочек); возраст 14-16 лет. База – спортивный комплекс «Сова» ГБУ «МГФСО» Москомспорта, г. Москвы.
  • Контрольная группа – подростки, не занимающиеся спортом; 25 человек (17 мальчиков, 8 девочек); возраст 14-16 лет. База – гимназия №111 Свиблово подразделение школа №222, г. Москвы.

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Поиск респондентов для юзабилити-тестирования. Часть 2: самостоятельный поиск

24 января 2019

24 Январь

Сейчас мы предпочитаем работать с рекрутинговыми агентствами: это экономит ресурсы наших специалистов и позволяет быстрее выполнять проекты. Однако довольно долгое время мы рекрутировали респондентов своими силами и хотим поделиться опытом. Если вам надо найти респондентов для своего исследования и вы по каким-то причинам не хотите обращаться в агентства, эта статья для вас.

В целом процесс самостоятельного поиска респондентов выглядит так:

  1. вы определяетесь с требованиями к участникам юзабилити-тестирования (или другого вашего исследования);
  2. на основе требований создаете скрининговую анкету в подходящем для ваших целей сервисе;
  3. распространяете анкету среди потенциальной целевой аудитории;
  4. среди заполненных анкет выбираете те, которые соответствуют вашим требованиям;
  5. связываетесь с респондентами и согласуете время тестирований.

Про первый этап мы уже рассказывали раньше, а сейчас поговорим об остальных шагах.

Скрининговая анкета

Скрининговая анкета помогает отсеять респондентов, не подходящих для исследования. Вопросы формируются на основании требований к участникам исследования. Кроме того мы выясняем предыдущий опыт участия респондентов в тестированиях и опросах.

Как правило, чем короче будет анкета, тем лучше. Люди не любят заполнять длинные опросники и опасаются много рассказывать о себе. Но если требования к участникам исследования специфичные, анкета неизбежно превращается в длинный опросник со сложной разветвленной структурой. Такие опросники заполняют неохотно и часто бросают на середине, но все-таки лучше выявить нерелевантных респондентов на этапе скрининга, чем непосредственно перед тестированием.

Например, для тестирования приложения одного из российских гипермаркетов учитывался опыт и в покупке продуктов в оффлайн-супермаркетах, и в покупке товаров через интернет, и в пользовании мобильными приложениями. Несмотря на все наши старания, анкета растянулась на 20 вопросов.

Скрининговая анкета в веб-интерфейсе (в данном случае — Oprosso). Как правило, эти же вопросы мы обсуждаем с подходящими нам кандидатами при обзвоне

По возможности лучше не использовать открытые вопросы, предполагающие, что респондент дает ответ в свободной форме. Такие вопросы потом сложно и долго обрабатывать. Лучше использовать вопросы с несколькими вариантами ответов. По таким ответам удобно отбирать подходящих респондентов инструментами опросного сервиса. Кроме того, варианты ответов иногда помогают лучше понять суть вопроса.

Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы не допускать разных трактовок. Например вопрос: «Являетесь ли вы постоянным клиентом магазина Х?» сформулирован неудачно. Разные люди по-разному понимают, что такое «постоянный клиент»: для кого-то это значит посещать магазин каждый день, а для кого-то — раз в несколько месяцев. Поэтому лучше спросить: «Как часто вы совершаете покупки в магазине Х?», — а потом отобрать тех респондентов, которые совершают покупки с интересующей вас частотой.

Не задавайте вопросов, которые могут подсказать респонденту «правильный» ответ. Если вы спросите: «Пользуетесь ли Вы кредитной картой?», — часть респондентов могут намерено ответить положительно, чтобы попасть под критерии отбора. Лучше сформулировать вопрос так: «Какими банковскими продуктами Вы пользуетесь?» — и дать варианты ответа.

Перед отправкой полезно показать анкету кому-то из коллег (кто не в теме проекта), чтобы убедиться, что анкета выглядит нормально на разных устройствах, а окружающие понимают ваши вопросы так же, как и вы.

Инструменты для создания анкеты

Для анкетирования мы используем сервисы Опроссо, SurveyGizmo, Google Forms. Google Forms бесплатны, но имеют ограниченные инструменты анализа результатов. В Опроссо и SurveyGizmo можно использовать фильтры при обработке результатов и удобнее настраивать логику отображения вопросов в зависимости от ответов.

Все сервисы поддерживают разные форматы вопросов, позволяют рассылать анкеты по почте и встраивать в социальные сети, настраивать ограничение на число отвечающих. При этом они просты в использовании: обычно на создание небольшой анкеты уходит не более получаса.

Список заполненных анкет можно отфильтровать по ответу на какой-либо вопрос. Например, для тестирования сайта аптеки нам интересны 2 группы респондентов: те, кто ни разу не покупал лекарства через интернет и те, кто делают это регулярно. Мы выбираем в фильтрах соответствующий вопрос и один из ответов на него. В списке остаются только анкеты с респондентами, относящимися к одной из интересующих нас групп. Можно обзванивать!

Фильтры в правой колонке позволяют отфильтровать заполненные анкеты по конкретному ответу на конкретный вопрос (скриншот сервиса Oprosso)

Размещение анкеты

Для самостоятельного поиска подойдут любые места, где собирается ваша целевая аудитория. Если вы собираетесь проводить исследование с участием пользователей собственного продукта, можете разослать анкету по базе клиентов, разместить ссылку на нее на своем сайте и на своих страницах в социальных сетях, заранее собрать контактные данные с потенциальных респондентов на тематических мероприятиях.

Если же вам нужны те, кто никогда еще не пользовался вашим продуктом или те, кто пользуется продуктами конкурентов, придется проявить фантазию и подумать, где разместить ссылку. Это различные тематические паблики, группы в соцсетях или форумы. Выберите подходящее сообщество и напишите сообщение с приглашением принять участие в исследовании. В сообщении нужно представиться, кратко описать тематику исследования, указать длительность исследования и размер вознаграждения, дать ссылку на скрининговую анкету. Лучше договориться с администраторами о размещении объявления заранее, иначе его могут удалить как спам.

Это объявление мы разместили в сообществе “Клуб любителей суши”, где общалась потенциальная целевая аудитория исследования

В социальных сетях можно искать не только в специализированных сообществах, но и с помощью рекламы. В рекламных кабинетах ВКонтакте и Фейсбука можно задать нужные критерии по интересам пользователей, демографии и устройствам, которыми они пользуются. Этот способ быстрее, чем поиск через сообщества и форумы, но потребует оплаты. Если всё правильно настроить, то стоимость одного респондента получится всё равно ниже, чем при обращении в рекрутинговое агентство.

                                                              Рекламный личный кабинет ВКонтакте.

Если вам нужно найти очень редких или сложных респондентов, можно воспользоваться дополнительными сервисами для таргетинга в ВКонтакте, например, Церебро Таргет. Он позволяет найти конкретных людей по интересам, участников конкретных сообществ, посещавших определенные события, а также искать по пересечению этих параметров, например, “Люди, которые интересуются кулинарией и состоят в сообществе Альфа-банка” и направить рекламу исследования именно на них.

Если вы решите самостоятельно искать респондентов, помните: нельзя размещать анкеты в пабликах, связанных с поиском работы или респондентов для маркетинговых и социологических исследований. В тексте объявления нельзя указывать, что это подработка, и описывать критерии отбора респондентов. В противном случае вместо целевой аудитории вы получите потенциальных искателей дополнительного заработка, готовых подстроиться под ваши требования и написать в скрининговой анкете что угодно, лишь бы получить обещанное вознаграждение. Такие респонденты нерелевантны, так как не обладают нужными вам опытом и поведенческими особенностями. А ещё их, как правило, отличает крайне формальный подход к заданиям юзабилити-тестирования.

Обзвон респондентов

После сбора анкет, нужно обзвонить отобранных респондентов, уточнить данные, указанные в анкете, и пригласить на тестирование, если респондент подходит. Поскольку не каждый респондент из тех, кто заполнил анкету, согласится на участие, наберите подходящих контактов с запасом и заложите на обзвон минимум полдня.

Определенного списка вопросов, которые необходимо задать при обзвоне, не существует. Ваша задача понять, правильно ли респондент понял вопросы анкеты и добросовестно ли на них ответил. При этом важно не забыть представиться и сказать собеседнику, откуда у вас его телефон, иначе есть риск, что вас примут за очередного распространителя рекламы и просто не захотят с вами разговаривать.

Даже если ваши потенциальные участники прошли «отборочный тур» при обзвоне, часть из них откажется от участия по разным причинам: нет времени, уезжаю, болею, передумал и т.д. Чей-то телефон будет недоступен, а кто-то попросит перезвонить. Чтобы ничего не забыть, отмечайте исход каждого звонка в отдельной таблице.

Составляйте график юзабилити-тестирований (или других исследований) из расчета 1,5-2 часа на один сеанс. Примерно пятнадцать минут у вас займет встреча респондента и вводная беседа инструктаж, ещё час-полтора — непосредственно исследование, а за оставшееся время надо успеть подготовить помещение и оборудование к следующему респонденту. Поэтому составлять более плотное расписание неразумно. Респонденты нередко опаздывают, и полчаса перерыва между тестами позволяют держать расписание под контролем.

Договариваясь с респондентом о встрече, не забудьте сообщить адрес того места, где будет проходить тестирование, и телефон организатора, предупредите о правилах прохода на территорию (если вход по пропускам).

Всегда есть риск, что в назначенный день респондент не приедет к вам, даже если вы обо всём с ним договорились и отправили все напоминания. А ещё может случиться так, что провести юзабилити-тестирование с пришедшим респондентом окажется невозможно. У нас бывали случаи, когда респондент забывал очки и ничего не видел на экране, или когда по скрининговой анкете выходило, что человек регулярно покупает продукты через интернет, а на юзабилити-тестировании оказывалось, что на самом деле за него это делает взрослый сын. В подобных случаях нужно оперативно найти замену тем, кто не пришел или не подошел под требования исследования. Поэтому держите несколько подходящих контактов про запас и заложите в план проекта дополнительный день, чтобы в случае форс-мажора иметь возможность провести исследования взамен сорвавшихся.

На поиск подходящей аудитории и ресурсов, составление анкеты, сбор и анализ ответов и обзвон респондентов может уйти несколько дней. Зато такие респонденты, как правило, на 100% подходят под ваши требования.

Сложности с подбором

Найти респондентов для тестирования интернет-магазина обычно не составляет проблем. Сложнее обстоит дело с тестированием узкоспециализированных сервисов, решений для бизнеса, сервисов с немассовой специфической аудиторией (например, сервисов для премиум-сегмента). Таких респондентов сложно найти даже агентству с его обширной базой и опытом. Например, для тестирования торговой онлайн-площадки телеком-решений для бизнеса нам нужны были сотрудники, принимающие решения о подключении услуг операторов в офисах. На поиск 16 респондентов ушло около месяца.

В подобных случаях мы просим заказчика помочь нам с рекрутингом. Например, заказчик может привлечь к тестированию собственных клиентов или сотрудников, если тестируется продукт для внутреннего использования. Так, когда мы тестировали сайт Российского Экспортного Центра, в каждую выбранную нами фирму предварительно звонил персональный менеджер, рассказывал о предстоящем исследовании и предлагал принять участие. После этого нам оставалось лишь договориться с респондентами о времени встречи.

База респондентов

Каждый респондент, который согласился прийти к вам на юзабилити-тестирование, представляет собой большую ценность. Он убедился, что вы не мошенники и что участие в юзабилити-тестировании — это не страшно, а вы имели возможность понаблюдать за его поведением и убедиться в его адекватности. Поэтому данные всех респондентов, которые когда-либо участвовали в ваших исследованиях, имеет смысл сохранять. Особенно это актуально, если респондентов для вашего только что проведенного исследования было трудно найти — их отличал очень высокий доход, редкая профессия или другие уникальные характеристики.

При необходимости респондентов из базы можно привлекать к исследованиям повторно. Главное не забывать, что с момента последнего исследования с участием этого респондента должно пройти не меньше нескольких месяцев. Считается, что если срок будет меньше, опыт участия в предыдущем исследовании повлияет на результаты следующего.

Проблема с респондентами из базы заключается в том, что вы знаете о них только те данные, которые они внесли в скрининговую анкету для прошлого исследования. Если вы планируете исследование в принципиально новой области, то вам придется либо рассылать им новую анкету, либо лично обзванивать всех, кто подходит вам по социально-демографическим показателям и задавать им вопросы из анкеты. Иногда это оказывается сопоставимо по трудоемкости с поиском “холодных” респондентов в сообществах и на форумах.

Заключение

Самостоятельный подбор респондентов — трудоемкий и длительный процесс. Нужно самостоятельно найти площадки для поиска, разместить объявления, собрать и обработать заполненные анкеты, лично обзвонить респондентов и пригласить на тестирование.

Время, потраченное на рекрутинг, специалист мог бы использовать на выполнение других задач, напрямую связанных с его обязанностями: например, написать и согласовать сценарий юзабилити-тестирования. Поэтому мы предпочитаем обращаться в рекрутинговые агентства. Об особенностях работы с такими агентствами мы поговорим в следующей статье.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграме, чтобы не пропустить выход новых статей: t-do.ru/usabilitylab


Контакты

Для тех, кто хочет помочь науке, но не знает как, «Теории и практики» выбрали наиболее интересные исследования, в которых можно принять участие. Тестирование нового опросника гендерной идентичности, изучение эффективности рекламных роликов с помощью МРТ, поиск способов борьбы с фобиями и безлекарственное лечение депрессии — в этом сезоне молодые ученые ищут испытуемых для самых разных проектов.

Страхи и методы борьбы с ними

Цель эксперимента: Для эксперимента, посвященного методам борьбы со страхом, нужны люди со специфической комбинацией страхов и бесстрашия. Исследователи не расскажут о цели исследования заранее, чтобы испытуемые не смогли подстроиться под ожидания и гипотезы, на первом этапе все будет излагаться в общих чертах. Настоящая цель раскроется только после серии экспериментов.

Что нужно делать: Для начала — заполнить опросник. У большинства людей это займет не больше пяти минут, но, как полагают исследователи, тем, кто имеет именно те страхи, которые изучаются, может понадобиться минут 15. Затем подходящих испытуемых позовут в лабораторию ВШЭ на эксперимент — он займет около часа. Исследователи будут показывать картинки и измерять эмоциональный отклик с помощью несложных приборов и тестов. Позднее некоторые испытуемые смогут поучаствовать в более необычных экспериментах.

Бонус: Оплачивается («Не очень щедро, но на обед в «Макдоналдсе» хватит»). Те, кто подойдет по всем характеристикам, примерно с апреля смогут опробовать на себе транскраниальную магнитную стимуляцию и даже принять ради науки лекарственный препарат (конечно, разрешенный и безопасный для здоровья). Также участникам после эксперимента наконец расскажут, для чего все это нужно.

Требования: Комбинация определенных страхов — храбрых не берут.

Сроки набора: Неизвестны.

Контакты: Ася Казанцева (aakazantseva_1@edu.hse.ru, Facebook); Влад Муравьев (vmuravyev@hse.ru, Facebook)

Как работает долговременная память и как происходит забывание информации

Цель исследования: Принято думать, что долговременная память обширна, но при этом не очень точна. Но исследования последних лет показали, что репрезентация сложных объектов в долговременной памяти может быть удивительно точной, если убрать шум (то есть те случаи, в которых испытуемый просто угадывает, а не вспоминает). Цель этого исследования — узнать, что происходит, если признак реального объекта (например, цвет кресла или чашки) попросят вспомнить несколько раз в течение какого-то промежутка времени. Останутся ли эти воспоминания такими же (просто увеличится количество ошибок), или сами ошибки из первого припоминания тоже станут устойчивыми? Исследование поможет понять, как именно информация хранится в долговременной памяти и что влияет на ее забывание.

Что нужно делать: Пару раз встретиться с исследователем в лаборатории, чтобы пройти эксперимент. Нужно будет просмотреть 500 изображений объектов на компьютере, после чего дважды вспомнить, какого они были цвета.

Бонус: Тренировка внимания и проверка памяти, плюс рассказ о том, как это работает.

Требования: Нет.

Сроки набора: Начало исследования запланировано на конец января или начало февраля, когда закончится набор — пока неизвестно.

Контакты: Мария Серветник (VK)

Исследование гендерной идентичности с помощью нового расширенного опросника

Цель исследования: В обществе по умолчанию принята установка, что существует всего два гендера: либо мальчик, либо девочка. Но современные исследования расширяют понятие гендера и персонализируют — как в рамках дихотомии мальчик/девочка, так и за ее пределами. В этом исследовании адаптируется на русский язык недавно разработанный более инклюзивный опросник гендерной идентичности и проверяется ряд гипотез о связи гендера и различных характеристик личности.

Что нужно делать: Пройти онлайн-опросник, заполнение занимает в среднем 20 минут.

Бонус: Когда данные будут собраны, всем, кто оставил адрес электронной почты в специальном поле опросника, отправят индивидуальную обратную связь (в остальном полученные данные строго анонимны и будут использоваться только в обобщенном виде и в исследовательских целях).

Требования: Знать русский язык.

Сроки набора: До конца апреля — середины мая.

Контакты: Анастасия Егорова (avegorova.psy@gmail.com)

Исследование влияния рекламы на потребителей с помощью МРТ

Цель исследования: О целях исследования участникам расскажут после эксперимента. Он позволит лучше понять, как реклама воздействует на потребителей.

Что нужно делать: Оценивать идеи для рекламы прямо из томографа. Весь эксперимент занимает примерно три часа вместе с подготовкой: участников ждут три периода по 20 минут (с перерывами), во время которых надо будет оценивать картинки, а в конце — аналогичный тест вне сканера.

Бонус: Участие оплачивается (200 рублей за присутствие и по 200 рублей за каждый час, приведенный на эксперименте), плюс бесплатные структурные сканы мозга. Кроме того, испытуемым расскажут о работе томографа и избавят от интриги — пояснят цели эксперимента.

Требования: Нужны правши, носители русского языка, с хорошим зрением (либо в линзах). Противопоказания — металл в теле (кардиостимуляторы, металлические импланты, искусственные суставы), история психических заболеваний.

Сроки набора: До конца марта 2018 года.

Контакты: Мария Азанова (mazanova@nes.ru)

Эксперимент по обработке
эмоциональной информации

Цель эксперимента: Поведенческий эксперимент по обработке эмоциональной информации на факультете психологии Высшей школы экономики, точная цель не разглашается.

Что нужно делать: Сидеть перед компьютером, смотреть на картинки и заполнять опросники. Вся процедура займет от 30 минут до часа.

Бонус: «В награду за прохождение вам обещаны вкусняшки». И интересная беседа, конечно.

Требования: Носители русского языка.

Сроки набора: До нужного количества испытуемых.

Контакты: Абдул-Рахим Мохаммед (arm.raheem@gmail.com)

Разработка метода безлекарственной терапии депрессии в Новосибирске

Цель эксперимента: Исследовать, как бороться с депрессивными состояниями без таблеток. Участвовать в эксперименте примут только в случае выраженных признаков депрессии. Тем, кто хочет поучаствовать, но не уверен, что действительно имеет депрессивное расстройство, поможет разобраться психотерапевт — для этого нужно обратиться к авторам исследования за консультацией.

Что нужно делать: Три раза с интервалом в несколько месяцев прийти на обследование в Международный томографический центр. Обследование включает снимки в МРТ и электроэнцефалографию (это займет около двух с половиной часов). Также потребуется пройти несколько получасовых сессий по обретению навыков регуляции эмоционального состояния. Будут использоваться разные техники: фМРТ-биоуправление, LORETA-биоуправление, ЭЭГ-биоуправление или когнитивная терапия.

Бонус: Психологическая помощь и возможность научиться лучше контролировать эмоции.

Требования: Испытуемые с признаками депрессии, не принимающие антидепрессанты, в возрасте от 20 до 50 лет.

Сроки набора: Неизвестны.

Контакты: Натарова Кира Александровна, психотерапевт, преподаватель Международного института психологии, зав. отделением психотерапии клиники «Беркана» (VK)

Визуальное исследование
психического здоровья в городской среде

Цель эксперимента: Исследование посвящено проблемам психического здоровья в мегаполисе. Проект не совсем обычный: он находится на пересечении дизайна, урбанистики и психологии, а его основу составляют изображения и инфографика. Автор хочет понять, помогает ли современная городская среда в лечении психических расстройств и меняет ли отношение общества к ним — или все наоборот, и жизнь в городе только стимулирует проблемы с ментальным здоровьем?

Что нужно делать: Написать автору проекта о желании принять участие.

Бонус: Вклад в изменение восприятия психических заболеваний в обществе и участие в необычном междисциплинарном исследовании.

Требования: Автор проекта ждет две основные категории участников: тех, чья профессиональная деятельность близка теме (психологи, психотерапевты, нейробиологи, архитекторы, урбанисты), и тех, кто страдает от каких-либо психологических проблем (степень тяжести не имеет значения). Также исследовательнице может написать любой заинтересовавшийся проектом.

Сроки набора: Неизвестны.

Контакты: Наталья Широкова (Facebook)

Добавить комментарий