Альфонс Муха (чеш. Alfons Maria Mucha; 24 июля 1860, Иванчице — 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво.
Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной “Славянской эпопеи” (20 картин размером 6х8 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар.
Известные произведения Альфонса Мухи: серия “Времена года”, “Зодиак”, афиша к спектаклю “Жисмонда”.
Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Даже сейчас именно в стиле Мухи создаются модные принты для одежды и аксессуаров, разнообразная полиграфическая продукция и даже татуировки.
Случайная известность художника Альфонса Мухи
1893 год. Близится Рождество. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Единственным доступным художником в предпраздничные дни оказывается некий Альфонс Муха, который соглашается выполнить заказ.
Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Сара Бернар была в таком восторге от его работы, что заключила с Альфонсом Мухой шестилетний контракт. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи.
Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
Под счастливой звездой
Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали началом самого плодотворного периода в творчестве художника Альфонса Мухи. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896; «Медея», 1898; «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи»: страстные, чувственные, нежные, иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4).
Муха быстро стал душой парижского светского общества. Одним из его близких друзей был Поль Гоген, да и со многими другими художниками у Мухи сложились приятельские отношения. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то “от Мухи”. Художник больше не нуждался в деньгах и смог позволить себе купить любую красивую вещь, попадавшуюся ему на глаза (из-за чего квартира художника больше напоминала музей). Казалось бы, оставалось только жить и радоваться…
Но как же Альфонс Муха устал от всего этого! От того, что здесь его называют Мюша. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то “точно такое же, как на картинке, но немного другое”. От претенциозных и чересчур раскрепощенных парижанок… Художник был отчаянно одинок и тосковал по родине.
Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Какое-то время Альфонс работал в местном суде на скучной должности писаря, свободное время посвящая созданию декораций и афиш для любительского театра. Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств.
В 1887 году Альфонс Муха переедет в Париж и будет учиться в двух самых известных и престижных художественных школах того времени – Академии Жюлиана и Академии Коларосси. Но на этом сказка закончилась. Из-за финансовых трудностей патрон Мухи граф Куэн-Беласси больше не мог снабжать деньгами своего подопечного, и молодой художник быстро оказался на мели. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Знакомство с Сарой Бернар и внезапная известность позволили художнику вновь уверовать в свою счастливую звезду.
Две любви художника Альфонса Мухи
Несмотря на резко выросшую популярность, Муха, в отличие от многих своих коллег, не пользовался ее легкими плодами. Женщин в его жизни было очень мало, и о своих романах он не распространялся. По сути, до 43 лет художник жил аскетом. В частности, из-за того, что во француженках он не мог найти ничего родственного, созвучного своей славянской душе. Здесь Мухе снова повезло: судьба нашла его сама. Юная Мария Хитилова, приехавшая в Париж из Праги в 1903 году, увидела художника в театре и влюбилась. Она сама устроила их первую встречу и оставалась рядом с Мухой до самой его смерти.
В письмах своей любимой Марушке художник признавался, что до этого любил лишь однажды, в 16 лет. Но тогда жизнь его возлюбленной унесла болезнь. Муха женился на Марии в 1906 году. Свадьбу они сыграли в маленькой чешской деревушке, вместо того, чтобы устроить пышное торжество в Париже.
К тому времени художник Альфонс Муха уже отчетливо понимает, что должен во что бы то ни стало вернуться в Чехию. До этого момента большая часть его работ обожествляла и идеализировала образ западной женщины. Но после знакомства с Марией все эти томные и сексуальные красавицы отходят на второй план. К тому же, с начала ХХ века популярность модерна начинает стремительно падать. Художник снова оказывается в долгах и по совету Сары Бернар решает заработать денег в Штатах написанием картин с изображением жен миллионеров.
Момент прибытия Мухи New York Daily News отметила специальным выпуском на семи страницах. Но в Новом Свете художник был известен только как создатель афиш, а в качестве портретиста успеха не снискал. Однако судьба снова оказалась к нему благосклонной. На одном из приемов Муха познакомился с сыном миллионера Чарльзом Ричардом Крейном, который разделял панславянские идеи художника и вызвался профинансировать самую масштабную его работу – «Славянскую эпопею». Благодаря финансовой поддержке Крейна Муха наконец-то смог вернуться в родную Чехию и приступил к работе над циклом из двадцати громадных полотен, которая заняла около двадцати лет. Половину работ художник посвятил Чехии, а остальные – другим славянским культурам и знаковым событиям в их истории. Альфонс Муха завершил серию картин «Славянская эпопея» в 1928 году и подарил ее Праге. В 1937 году картины были спрятаны от нацистов, и долгое время никто понятия не имел, где они находятся. Полотна обнаружили только спустя 25 лет. С 1963 года они выставляются в замке Моравский Крумлов.
В марте 1939 года нацисты захватили Прагу. Альфонс Муха, который был широко известен своим патриотизмом и даже разрабатывал, как сказали бы сейчас, «фирменный стиль» независимой Чехословакии, был включен в список врагов Третьего Рейха. 78-летнего художника несколько раз арестовывали и таскали на допросы. Все это окончательно подорвало и без того слабое здоровье старика. Во время одного из допросов Муха сильно простудился и заболел пневмонией. И, тем не менее, счастье улыбнулось художнику в последний раз: он умер не в холодной камере, а в собственной постели рядом с любимой Марушкой.
Автор: Евгения Сидельникова
Перейти к биографии
-
Работы понравились
539 пользователям
- Работы в 8 коллекциях и 404 подборках
На чтение 8 мин Просмотров 11.4к. Обновлено 25.06.2021
Содержание
- Hippobosca equina
- Обыкновенная зелёная падальница
- Большая навозная муха
- Овод
- Бычий слепень
- Большой серый слепень
- Слепень Tabanus chrysurus
- Акантомера Чемпиона (Pantophthalmidae)
- Ктырь
- Gauromydas heros
- В завершение
На планете обитает около 300 тысяч видов мух, и практически ко всем человек относится с недоверием, а большие мухи и вовсе могут напугать. К тому же их всех насекомых, это одно из самых надоедливых. Доказано, что эти двукрылые являются переносчиками опасных заболеваний, а некоторые из них больно кусаются и сосут кровь. Большинство мух маленькие, но в нашем обзоре рассмотрим самых крупных представителей отряда двукрылых и узнаем какая самая большая муха нашей планеты. Опишем наших рекордсменов от самой мелкой к самой крупной.
10
Hippobosca equina
Источник фото: Captainpixel, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Длина тела: 6–8 мм.
На фото крупная муха лошадиная кровососка. Ареал обитания довольно широкий. Они поселилась в Европе, странах Азии, Африке.
В России их можно встретить в южных регионах. Взрослые особи достигают длины тела от 6 до 8 миллиметров. На массивном теле с округлой грудью расположены два развитых крыла. После нападения на жертву, сбрасывают свои крылья, так что летать может только молодняк. Цикл жизни не более 7 месяцев.
Жертвами этих мух становятся лошади, крупный рогатый скот. Большие жёлтые мухи неподвижно висят под хвостом, на брюхе животных, сосут кровь, чем доставляют им сильное беспокойство.
9
Обыкновенная зелёная падальница
Длина тела: до 10 мм.
Видовое название ярко характеризует образ жизни этих двукрылых. Мухи моментально находят мёртвую плоть, откладывая в них яйца. Здесь же развиваются личинки, способствующие разложению.
Вырастают не больше 1 сантиметра, а окрас их тела имеет характерный зелёный с золотистым отливом оттенок. Описаны ещё в «Илиаде» Гомера, где падальницы моментально набрасывались на погибших на поле боя воинов.
Широко используются в криминалистике с целью установления времени смерти, а также в медицине. В годы Первой мировой войны их использовали для обеззараживания ран.
8
Большая навозная муха
Длина тела: 15 мм
Навозницы относятся к семейству Skatophagidae. Многие путают их с зелёными падальными мухами. Навозница имеет рыжий окрас, а вырастает чуть больше 1,5 сантиметров.
Всё тело покрыто рыжеватым ворсом, напоминающим своеобразный мех. На голове огромные по сравнению с пропорциями тела красные глаза, над которыми видны два усика-антенны.
Расселились практически по всей планете. Зоологи насчитывают более 250 видов навозниц. Это хищники, с удовольствием поедающие насекомых, в том числе и другие виды мух. Они зажимают жертву лапками и разламывают своими мощными челюстями. В будущем на TheBiggest появится статья о самых мощных челюстях животных!
7
Овод
Длина тела: до 25 мм
Мухи, своим внешним видом чем-то похожие на пчёл и шмелей, вырастают до 2,5 сантиметров. Это синантропные двукрылые насекомые, в больших количествах встречающиеся у жилища человека.
В 1781 году был открыт вид, который нападает на человека. Это единственный, из более чем 170 видов оводов, опасных для людей. Летают они над просторами Центральной Америки. Место укуса опухает, начинается аллергические реакции, а бактерии могут вызвать заражение.
Примечательно, но оводы долгое время находились на страницах Книги рекордов Гиннеса, как самые быстролетающие насекомые. Но потом учёные опровергли это заявление. Нашлись более скоростные.
6
Бычий слепень
Источник фото: James Lindsey at Ecology of Commanster, CC BY-SA 2.5, via Wikimedia Commons
Длина тела: до 27 мм
Крупное двукрылое насекомое из семейства слепней достигает длины тела до 2,7 сантиметров. Широко расселились в странах Африки, Европе, Азии.
Предпочитают держаться ближе к пастбищам, популяции встречаются в лесу. Тельце имеет тёмно-бурый окрас с чёрными полосами на всех сегментах. Огромные фасеточные глаза переливаются разными цветами.
Самцы не кровожадные, питаясь исключительно нектаром цветов, а вот самки, чтобы продолжить потомство пьют кровь животных. Укус довольно болезненный. Самки откладывают яйца на листочках недалеко от водоёмов. В одной кладке может быть до 1 000 яиц.
5
Большой серый слепень
Источник фото: James Lindsey at Ecology of Commanster, CC BY-SA 2.5, via Wikimedia Commons
Длина тела: до 30 мм
Ещё одна кровососущая большая муха, длина тела которой может достигать 3 сантиметров. Но средние размеры слепней этого вида от 1,6 до 2,3 сантиметров.
Ареал расселения это страны Европы. Северная часть Африканского континента, Юго-Восточная Азия. Небольшая популяция обнаружена в одном из штатов Индии. Это самый многочисленный вид слепней, активно сосущий кровь животных. Самки-кровососы согревают таким образом яйца и откладывают их на седьмые сутки после того, как попили кровь.
Человека кусают редко, но их опасность кроется в другом. Это переносчики смертельно опасных заболеваний, среди которых туляремия.
4
Слепень Tabanus chrysurus
Длина тела: 30–40 мм
В англоязычном мире слепней называют бульдожьей мухой, а вот на постсоветском пространстве они известны под именем оводы или слепни. Самым крупным среди слепней считается вид Tabanus chrysurus. Его размеры колеблются от 3 до 4 сантиметров.
Окрас блёклый, но иногда задняя часть может иметь яркие полосы, чем желает её похожей на осу. Имеет большие глаза и мощные крылья. В брачный период самки держатся стаями, питаясь всё вместе.
Интересно, но каждый год слепни спариваются в одном определённом месте. Ещё в Древней Руси их именовали слепнями (от слова «слепой») из-за того, что во время кровососания насекомые теряют зрение и их можно легко снять с тела.
3
Акантомера Чемпиона (Pantophthalmidae)
Источник фото: Andrew Butko, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Длина тела: до 45 мм
Встретить этих крупных представителей отряда двукрылых можно во влажных лесах от Аргентины до Мексики. Эти большие мухи вырастают до 4,5 сантиметров в длину.
Внешне схожи на мух-львинок. Окрас тела может быть чёрным, красноватым, но всегда с продольными полосками. Огромные глаза занимают практически всю площадь головы. У самок глаза разделены небольшим лбом, а вот у самцов сближены.
Энтомологи выделяют 20 видов этих огромных мух, объединённых в два рода. В рацион питания входят в основном бобовые растения, а личинки развиваются в стволах деревьев.
2
Ктырь
Длина тела: до 80 мм
Эта хищница из подотряда короткоусых расселилась на всех континентах кроме холодной Антарктиды. Окрас, а также размер тела их может быть разным. Всё зависит от места обитания.
С умеренном климате вырастают до 5 сантиметров в длину, а в субтропиках можно повстречать гигантов этого вида с длиной тела до 8 сантиметров. Отлично летают, захватывая своих жертв прямо с лету. В рационе питания многие виды беспозвоночных как летающих, так и ползающих.
Строением тела напоминает стрекозу, но есть подвиды, у которых не удлинённое, а уплощённое тельце. Может вертеть головой на 180 градусов, а на темечке есть дополнительные органы осязания.
1
Gauromydas heros
Источник фото: Biologoandre, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Длина тела: до 10 см
Муха подсемейства Mydidae обитает в лесах Южной Америки, и на сегодня это самая крупная муха из всех известных науке двукрылых. Обнаружил новый вид немецкий энтомолог Максимилиан Перт в 1833 году.
Только представьте, но в длину вырастает до 6 сантиметров, но встречались ещё более крупные экземпляры. У них же самый большой размах крыльев до 10 сантиметров. Имеют массивное тело с чёрным окрасом.
Питаются нектаром цветков, а личинки развиваются в муравейниках листорезов. Взрослея, личинка Gauromydas heros поедает личинки муравьёв. Пока учёные мало знают о биологии этого вида, но уже выяснили, что самки, в отличие от самцов, вполне могут обходиться без пищи.
В завершение
Несмотря на негативное отношение к мухам со стороны человека, у них обнаружили редкую способность вымещать болезненные клетки из своего организма. Возможно, в будущем это поможет фармацевтам создать препараты, способные побороть опасные заболевания. К примеру, кочевые народы степи использовали мух и их личинок для очищения ран, а в Древнем Египте они были символом смелости и дерзости. Кинематографисты даже сняли фильм про мух, пусть и фантастический. Редакция TheBiggest просит вас написать в комментариях насколько большие мухи вам встречались в жизни. Если у Вас есть интересная история, связанная с мухами, поделитесь ею с нашими читателями в комментах!
«Воспеватель женской красоты» — так можно было бы назвать Альфонса Муху. Каждая работа мастера — отдельный шедевр изобразительного искусства, но мало кто знает, что то были не картины, а плакаты и что большинство работ художник создавал в основном для прикладной сферы — для дизайна и рекламы. Кроме рекламы, Муха занимался также театральным оформительством, ювелирным искусством, дизайном интерьера, монументальной живописью и отчасти фотографией. Наследие художника велико, а история его жизни и творчества продолжительная и интересна. Предлагаем заглянуть в биографию блестящего мастера — ярчайшего представителя стиля ар нуво.
Ранние годы
Альфонс Муха родился в 1860 году в небольшом городе региона Моравия Чешской республики, в семье небогатого чиновника. Он и его братья и сестры рано остались без матери и воспитывались овдовевшим отцом. Альфонс начал пробовать себя в живописи еще в детстве, позже также был занят в любительском театре сначала в качестве актера, а затем как художник и декоратор. Серьезные же занятия искусством юноша хотел продолжить в Пражской академии художеств, но не смог туда поступить.
В 1879 году переезжает в столицу Австрии Вену и работает театральным художником, но недолго — через два года его мастерская будет уничтожена пожаром и он переедет в небольшой моравский город, где будет расписывать частные владения графа Карла Куэна-Беласси.
Альфонс Муха за работой над плакатом для издательского дома Cassan (1896). Фото: StiefkinDR
Благодаря поддержке графа Беласси, который высоко оценил талант молодого творца, Альфонс Муха смог себе позволить учебу в Мюнхенской академии искусств, где он впоследствии возглавит Ассоциацию славянских художников. Но в Баварской столице художник пробудет недолго, всего два года — в 1987 году Муха переезжает в Париж для обучения в Академии Жюлиана, правда, уже без финансовой поддержки со стороны каких-либо меценатов.
Париж и расцвет творчества
В Париже успех к художнику приходит не сразу. Долгое время он практически не занимается живописью, но много работает в прикладной сфере — создает рисунки для афиш, приглашений, визитных карточек, ресторанных меню и календарей. Однако именно коммерческий заказ для рекламной сферы сделает его знаменитым.
В 1983 накануне Рождества театр «Ренессанс» ищет художника для создания афиши к премьере спектакля «Жисмонда», в котором принимала участие уже великая на тот момент Сара Бернар. В связи с предпраздничной суетой и краткими сроками, отозваться на запрос на тот момент не смог ни один художник Парижа, но еще никому не известный Альфонс Муха не остался в стороне и вызвался выполнить работу.
Плакат к спектаклю «Жисмонда», созданный Альфонсом Мухой в 1983 г.
Художник подошел к заказу максимально творчески — формат афиши был вытянутый, что отличалось от тогдашнего стандарта, а образ актрисы преподнесен так, что и сама Сара Бернар восхитилась и по-достоинству оценила талант автора, навсегда став его постоянной заказчицей.
После того рождественского заказа, начались насыщенные годы творчества художника — он стал работать на регулярной основе в театре, получать огромное количество заказов. Все хотели приобрести себе что-то, созданное рукой мастера. С ним заключали контракты на тиражи, покупали идеи дизайна. В Париже и далеко за пределами славились уникальные виньетки и ювелирные украшениями, плакаты и муралы, которые создавал Альфонс Муха.
Графическая серия «Времена года», 1896
В 1897 году происходит первая персональная выставка Альфонса Мухи, а в 1900 году он участвует в престижной Всемирной выставке, для которой оформляет павильон Боснии и Герцеговины. В работе над национальным павильоном он всерьез заинтересуется темой истории славян, что в последующем отразится в его творчестве в виде масштабной монументальной работы «Славянская эпопея».
Ювелирный магазин Ж. Фуке в Париже, оформленный Альфонсом Мухой. Фото: (с) O.Taris
Каскадный кулон, созданный ювелирным домом Фук по авторскому дизайну Альфонса Мухи (1900). Фото: (с) David Siefkin
Рекламный плакат бисквитов LeFevre-Utile (1896)
Меню ресторана в павильоне Боснии и Герцеговины, созданное по авторскому дизайну Альфонса Мухи (1900)Фото: (с) SiefkinDR
Сцена декорации в павильоне Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке 1900 года в Париже (1900) Фото: (с) Jean-Pierre Dalbéra
Свадьба и поездка в Америку
В 1906 году Альфонс Муха будучи уже в возрасте 46 лет женится на соотечественнице и своей ученице Марии Хитиловой, которая станет любовью всей жизни художника и музой а также матерью двоих детей. Свадьбу влюбленные сыграли не в богемном Париже, где за двадцать лет жизни Муха крепко укоренился и мог бы отыграть пышную церемонию, а на родине молодых — в Праге в часовне Св. Роха Страговского монастыря. В тот же год молодожены на четыре года переезжают в Америку, где Альфонс Муха преподает, выполняет заказы и еще теснее приближается к началу работы над «Славянской эпопеей».
Альфонс Муха с семьей. Фото: http://www.muchafoundation.org
Возвращение на родину и работа над «Славянской эпопеей»
Еще будучи в Америке, художник Альфонс Муха мечтал вернуться на родину в Чехию. В 1910 году он наконец-то делает это. Сразу по прибытии приступает к работе над монументальным циклом живописи «Славянская эпопея», над которой трудится 18 лет. В серию вошли 20 полотен, каждое размером 6 на 8 метров.
Альфонс Муха «Симеон, царь Болгарский» из серии «Славянская эпопея (1923)
Альфонс Муха за работой над «Славянской эпопеей» (1920-е)
Картины изображали важные, на взгляд автора, исторические события славянских народов и назывались соответствующе, например, «Славяне на прародине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса» или «Отмена крепостного права на Руси». После того как серия попала в дар городу, возникли трудности с ее хранением и экспонированием. В послевоенное время и вплоть до 2011 года картины находились в замке в небольшом чешском городе Моравский Крумлов и не были столь широко представлены публике. Сегодня они находятся в Выставочном дворце в Праге.
Кроме «Славянской эпопеи в этот период Муха также работает над государственными символами для новообразовавшейся Чехословакии, создает образцы банкнот, марок, эскиз герба, оформляет правительственные бланки, конверты. Также художник оформляет Муниципальный дом, коммерческие сооружения, создает эскизы витража для собора св. Вита. В декоративно-прикладных работах Альфонс Муха оставил значительный след как художник искусства модерна и ар нуво.
Оформление потолка в Муниципальном доме в Праге, созданное Альфонсом Мухой (1910–1912) (с) Jorge Royan / http://www.royan.com.ar
Купюры Чехословацкой республики, выполненные по дизайну Альфонса Мухи (1920)
Закат жизни и карьеры
В 1930-е на смену стилям ар нуво с его витиеватыми линиями и орнаментами, символизмом и образами женщин приходит холодный функционализм. В архитектуре и дизайне больше приветствуются строгие линии, в плакате — фотомонтаж и коллаж. Искусство Мухи становится не популярным и утрачивает интерес широкой публики, как и его убеждения не вызывают более особого одобрения.
Так, во время гитлеровской оккупации в 1939 году Альфонс Муха будучи уже солидного возраста подвергся допросам и арестам за свой славянский патриотизм и националистическое творчество. Художник не выдержал такого напряжения, заболел и впоследствии скончался 14 июля 1939 года в возрасте 78 лет. Был похоронен на Вышеградском кладбище.
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!
Парадокс: в России о нем известно ничтожно мало, тогда как его работы знают все. Еще бы, ведь стиль его живописи стал символом целой эпохи, именуемой “модерн”, “югендстиль”, “арнуво”.
Черезчур красивый, черезчур витиеватый и декоративный, черезчур сахарный… Он во всем “черезчур”, в общем-то как и любит модерн, с его плавными, тягучими линиями, гирляндами орнамента и прекрасными роковыми красавицами.
Это, конечно, АЛЬФОНС МУХА, приторная сладкость которого мне ну совсем никак не резонирует (с легкостью и радостью заменяю кусок любого торта на сыр).
Вот и сегодня мне хочется показать вам ДРУГОГО МУХУ. Муху – символиста, мистика, глубокого и философичного.
И всегда эстета. Сладкого эстета (“сладкий” – это эпитет Мухи).
Вообще, это очень интересно, ведь художник славен своими рекламными плакатами и театральными афишами, разного рода ювелирными украшениями (т.е по большому счету прославился как дизайнер и именно эти его работы стали эталоном стиля модерн). Можно, конечно, еще вспомнить его “Славянскую серию”, но ее видели единицы.
То, о чем пойдет речь сегодня видело еще меньше народа. Но сперва расскажу один момент его биографии:
Альфонс Муха увлекался спиритуализмом (он был знаком с работами Елены Блаватской, которая жила какое-то время в Нью-Йорке, в Лондоне и несколько месяцев в Париже), оккультизмом, теософией и эзотерикой. А в 1898 году стал масоном (сперва в качестве художника, позже должен был возглавить конгломерат чехословатской ложи). Неожиданно, да?!
Уточню, масоном Муха стал в 1898 году, т.е за несколько месяцев до того, как начал работу, тататадам, над иллюстрациями к книге “Отче наш” или “Le Pater”, выпущенную в 1899 году в Париже в издательстве Анри Пьацца в 510 экземплярах (390 на французском и 120 на чешском языках). На обложке, кстати, изображено 7 масонских и еврейских символов, вписанных в 8-ми конечную звезду.
Сам Муха безумно ценил этот цикл (еще бы, ему так хотелось истинного творчества, а работать приходилось совсем в ином русле; коммерческие заказы росли, художник тосковал). Он представил книгу на Всемирной выставке в Париже в 1900 году вместе с монументальными работами для павильона Боснии и Герцеговины.
И иллюстрации эти выходят за рамки догмы и нормы, если так можно выразится. Католическая интерпретация Библии в корне иная, лишенная аллюзий и отсылок к разного рода теософическим учениям.
В сети (и не только) вы можете найти, что Бог трактован Мухой как тень, покрывающая землю, женщина есть персонификация любви, а юноша – природы. Не без этого, но, думается, сие толкование все же не главное.
Для начала напомню вам молитву:
“Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.” (Матф. 6:9-13)
Каждой из семи строк молитвы Господней посвящена отдельная “глава” из трех страниц книги. Две страницы представляют собой цветные литографии: на первой текст молитвы на латыни и французском со сложными геометрическими фигурами, на второй авторская текстовая интерпретация строчки из молитвы в виде страницы из иллюминированного манускрипта. На третьей – символическая черно-белая ручная фотогравюра.
Итак, фотогравюры. Бог на них не один! Их как минимум ТРИ, ибо даже женщина, которая якобы любовь, и юноша, который якобы природа, возникают в небесном пространстве как некие божества, вселенские мировые души.
1️⃣ Бог, который есть Мировой Глаз (читаем: “Отче наш, сущий на небесах!”).
2️⃣ Бог, который есть ЖЕНЩИНА (читаем: “да святится имя Твое”), ибо именно она является вспыхнувшим между скал образом.
Вообще, это крайне животрепещущий вопрос до сих пор – о том, какой гендерной принадлежности был Бог, ибо он, вроде как, гендора не имеет вовсе (дилемма эта существует еще со времен раннего христианства).
Раннехристианские гностики и мистики считали, что Бог, непознаваемый в самом (или самой?) себе имеет множество ипостасей – как мужских, так и женских. Среди женских ипостасей различали следующие духовные сущности: Алетейю (Истину), Зою (Жизнь), Спиритус (Душу), Экклезию (Церковь) и Софию (Мудрость).
Гностики, конечно, довольно далеко отошли от традиционных церковных представлений. Однако даже те христианские авторы, чьи труды целиком и полностью принимались церковью, отмечали женскую составляющую божественной сущности.
Например, английская затворница Юлиана Норичская в XIV веке написала в своей книге “Откровения божественной любви” (кстати, это первая книга, написанная женщиной на английском языке): “Как Бог есть наш Отец, так же Бог есть наша Мать”. Далее она пишет о “нашей драгоценной Матери Иисусе”.
Святой Ансельм, который был архиепископом Кентерберийским в XI веке, молился “Христу, моей Матери”, и называл Бога “великой Матерью”, а Иоанн Златоуст называл Христа нашим “другом, и сотоварищем, и главой, и братом, и сестрой, и матерью”.
3️⃣ Бог, который есть крылатый титанический юноша (читаем: “и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”).
И тут снова хочется вспомнить толкование Юлианы Норичской, связанной со Святой Троицей, которую традиционно описывают как Отец, Сын и Святой Дух ➡️ Юлиана пишет: “Наш Отец желает, наша Мать действует, и наш добрый Господь, Святой Дух утверждает”.
То есть, по сути, не сильно ушел Муха в ересь. Его толкование молитвы есть ее интерпретация не через единого Бога-Творца, но как его ТРИЕДИНСТВО , воплощенное в идеях, в том числе, и Юлианны Норичской – Бог-отец, Бог-Мать и Бог-Святой Дух.
Тест на глазастость: Сможешь найти муху на картине Альфонса Мухи?
Объединим приятное с полезным: посмотрим на картину и разовьем внимательность ❤
10 января 2021
Альфонс Мариа Муха — чешский живописец из Моравии, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист. Альфонс — один из наиболее известных представителей стиля «ар нуво». Ты наверняка видела его прекрасные картины. Работы Муха отличаются невероятно изысканным стилем, теплыми оттенками и прорисовкой мелких деталей. На одном из его произведений мы и решили устроить тебе эту небольшую проверку на внимательность. Ну что, ты готова найти муху?
Нажмите