Как найти йотированные гласные в предложении

Что такое "йотированные гласные"?

Продолжаем уроки русского языка, а именно уроки фонетики. Сегодня на очереди разбираем так называемые йотированные гласные. О них немного я писала в этом посте: “Про гласные звуки”.

Мы уже знаем, что в русском алфавите у нас 10 гласных букв, но при этом всего лишь 6 гласных звуков: [А], [И], [О], [У], [Э], [Ы]. Все потому, что в русском языке есть такие буквы, которые на письме не только обозначают гласный звук, но и указывают на мягкость стоящего перед ним согласного, а в некоторых словах обозначают два звука. Такие буквы и называют йотированными. Практически во всех учебниках начальной школы к таким буквам относят 4 буквы – Е, Ё, Ю, Я, но на самом деле таких букв 5, т.к. буква “И” в некоторых случаях также может давать двойной звук. В каких именно, мы сейчас разберем.

Я заметила, что самой распространенной ошибкой в этой теме является то, что почему то большинство детей считают, что буквы Е, Ё, Ю и Я во всех случаях дают двойной звук. И поэтому всегда обозначают их соответствующим звуком: [Й’А], [Й’О], [Й’Э], [Й’У]. Почему это так закрепилось в их памяти, мне не понятно, но предполагаю, что в процессе изучения темы больше делают акцент на зазубривании теории, а не учат слышать звуки. Попробуйте, например, распеть с ребенком слово “Ёлка”, и вы услышите, что вместо “Ё” у нас получается [Й’О], а вот теперь попробуйте пропеть слово “мёд”, ну разве там можно услышать [Й’]? Нет, там мы слышим только [О]. Так вот, данные буквы у нас могут обозначать не только двойной, но и одиночный звук. Но как это еще можно проверить?

В учебниках русского языка у нас есть такое правило:

Что такое "йотированные гласные"?

При объяснении темы именно на этом правиле акцентируют внимание детей, а именно на этих трех пунктах, когда йотированная гласная дает двойной звук. При этом опускают факт, что есть случаи, когда буквы дают один звук. Как вы думаете, что детям легче запомнить? Правило из трех пунктов или одно исключение? Я все-таки думаю, что одно исключение. Поэтому я бы лучше сделала акцент на вот этой строчке из правила:

Во всех остальных случаях эти буквы дают один звук.

Потому что “во всех остальных случаях” на самом деле включает в себя только один, а именно: если перед Е, Ё, Ю и Я стоит согласный звук. Поэтому лучше сделать акцент именно на этом: “Что если перед Е, Ё, Ю и Я стоит согласный звук, то они будут давать только один звук”. Смотрим на примере:

Что такое "йотированные гласные"?

На карточке как раз показаны оба случая.

Для запоминания этого правила есть ряд приемов. Самый лучший прием, который я видела – это придумать из этого правила сказку. Пример видела у одного педагога:

Буквы Е, Ё, Ю и Я очень любят хулиганить и часто используют рогатку – “Й” и дают два звука. Но очень бояться согласную букву – полицейского и когда ее видят перед собой, то никогда рогатку не используют.

Здесь можно придумать много разных вариантов, использовать героев, которые интересны ребенку. Вспоминая эту сказку, ребенок точно не ошибется.

Теперь про букву “И” и почему она тоже бывает йотированная. В учебниках этому не уделяется особое внимание, но задания с буквой “И” могут встретиться в конкурсных или олимпиадных заданиях. Буква “И” дает йотированный звук только в одном случае – если перед ней стоит разделительный мягкий знак. Это могут быть такие слова, как воробьи, соловьи, скамьи и т.п. Попробуйте пропеть эти слова, и вы в этом убедитесь.

Что такое "йотированные гласные"?

Вот и все про йотированные гласные! Если было полезно, не поленитесь поставить лайк и оставить комментарий! До встречи в новых постах!

#русский язык #начальная школа #фонетика #разбор #детям #помощь родителям #шпаргалка #школьная программа #репетитор #учитель

Содержание

  1. Что такое йотированные гласные
  2. Йотированные гласные (Е, Ё, Ю, Я) в начале слова
  3. Презентация к уроку
  4. I. Организационный момент
  5. II. Основная часть
  6. Йотированные гласные слова примеры
  7. Ожидайте
  8. Перезвоните мне
  9. Бесплатные занятия с логопедом
  10. I. Организационный момент
  11. II. Основная часть

Что такое йотированные гласные

Гласных букв в алфавите насчитывается 10, но в их числе есть 4 буквы, у которых написание и звучание различно (несоответствие фонетики с графическим оформлением). Такие буквы получили название «йотированные», так как в их звуковом составе присутствует [й’].

К йотированным гласным в русском языке относят:

Отличаются они от остальных гласных следующими особенностями:

✓ я — [й’] [а] под ударение (друзья — [друз’й’а]);

✓ я — [й’] [и] для безударного положения (ряды — [рй’иды]);

✓ Ю — [й’] [у] в ударном и безударном положении (солью — [сол’й’у]; болью — [бол’й’у]

✓ Е — [й’] [э] под ударением (Пьер — [п’й’эр]);

✓ Е — [й’] [и] для безударного положения (поезд — [пой’изт]; валенок — [вал’инок]; бежать — [б’ижат’];)

✓ Ё — [й’] [о] (ёлка — [й’олка])

Данное свойство зависит от позиции соответствующей буквы в слове. И применяется, когда буквы:

[x] находятся в начале слова:

✓я: ястреб — [й’астр’ип]; яркий — [й’арк’ий’]; якорь — [й’акар’].

✓ ю: юбка — [й’упка]; юнга — [й’унга]; южный — [й’ужный’];

✓ е: ель — [й’эл’]; енот — [й’энот]; ежевика — [й’ижыв’ика];

✓ ё: ёжик — [й’ожык]; ёлка — [й’олка]; ёршик — [й’оршык];

[x] находятся после гласных:

✓ я: баян — [бай’ан]; лаять — [лай’ат’]; фаянс — [фай’анс];

✓ ю: поют — [пай’ут]; каюта — [кай’ута]; приют — [прий’ут];

✓ё: куёт — [куй’от]; поёт — [пай’от]; смеётся — [см’ий’оц:а];

✓ е: поел — [пай’эл]; боец — [бай’эц]; реет — [р’эй’ит];

[x] находятся следом за мягким и твёрдым знаком:

✓ я: полынья — [палын’й’а]; объятия — [абй’ат’ий’а]; семья — [с’эм’й’а];

✓ ю: перелью — [пирил’й’у]; предъюбилейный — [пр’идй’уб’ил’эй’н ы й’];

✓ е: съел — [сй’эл]; пенье — [п’эн’й’э]; въезд — [в’й’эст]

[x] я — [а] (мята — [м’ата]; ряд — [р’ат]; ряса — [р’аса])

[x] ю [у] (люстра — [л’устра]; Люба [л’уба]; сюртук [с’уртук]);

[x] е [э] (лесник — [л’эсник]; паркет — [парк’эт]; весна — [в’эсна]);

[x] ё [о] (плёнка — [плонка]; селёдка — [с’ил’отка].

[x] я — после «ж», «ш», «ц» не пишется, а используется «а»;

[x] ю — после «ж», «ш» не пишется, а используется «у» (исключение: брошюра — [брашура], жюри — [жур’и], парашют — [парашут] и названия географических объектов, фамилий, имён иноязычного происхождения). После «ц» возможно только в словах иноязычного происхождения (Цюрих — [цур’их]);

[x] е под ударением — [э] (шесть — [шэст]; шествовать — [шэствават’]);

[x] е в безударной позиции [ы] или [ъ] (шестьдесят — [шъст’д’исат]; Шекспир — [шыксп’ир]);

[x] ё — [о] (шёлк — [шолк]; жёг — [жок]; жёлтый — [жолтый’]).

Согласно «ж», «ш», «ц» всегда обозначают твёрдые звуки [ж], [ш], [ц], поэтому буквы «ю», «е», «ё» превращаются в звуки [у], [э], [о].

Йотированные буквы играют двойную роль в слове и могут обозначать один или сразу два звука в определенных позициях. Также изменение фонетического строения этих букв зависит также от ударного или безударного положения. Важно помнить, что в фонетический состав таких йотированных гласных входит мягкий согласный звук [й’].

Источник

Йотированные гласные (Е, Ё, Ю, Я) в начале слова

Презентация к уроку

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

I. Организационный момент

II. Основная часть

Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.

Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

Мы собирали ягоды.
Мы наловили ершей.
Мы встретили ёжика.
Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

— В начале слова (приведите примеры слов)

— После гласной буквы (приведите примеры слов)

— После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной):

1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.

Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.
Егор ест яблоки и абрикосы.
Яша наряжает ёлку.
Елисей едет на автобусе.
Ящерица очень юркая.
Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

Источник

Йотированные гласные слова примеры

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

Бесплатные занятия с логопедом

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

I. Организационный момент

II. Основная часть

Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.

Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

Мы собирали ягоды.
Мы наловили ершей.
Мы встретили ёжика.
Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

— В начале слова (приведите примеры слов)

— После гласной буквы (приведите примеры слов)

— После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной):

1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.

Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.
Егор ест яблоки и абрикосы.
Яша наряжает ёлку.
Елисей едет на автобусе.
Ящерица очень юркая.
Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

Источник

Проясняй слова: русский язык!

Рассылка закрыта

При закрытии подписчики были переданы в рассылку «Ваш простой бизнес-помощник» на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.

Октябрь 2010
1 2 3
4 5 7 8 9 10
11 12 14 15 16 17
18 19 21 22 23 24
25 26 28 29 30 31

Автор Курсы Easy Speak

Статистика

1.977 подписчиков +1 за неделю

  • Выпуски
  • Статистика

Все выпуски

Йотированные гласные

[td]

Выпуск № 86 от 2010-10-20 www.clearwords.ru Количество человек, получивших этот выпуск: 1875

«Чтобы цивилизация выживала, необходимо ещё в школе воспитывать у детей привычку и способности к обучению. Школа – это не то место, куда отдают детей, чтобы они не путались под ногами у взрослых в течение дня. Это было бы слишком дорогим удовольствием. Школа также не предназначена для того, чтобы делать из детей попугаев. Школа – это место, где развивают умение учиться и где детей можно подготовить к встрече с реальной жизнью, научить их компетентно справляться с ней и подготовить к тому, чтобы взять в свои руки завтрашний мир, в котором сегодняшние взрослые будут уже пожилыми людьми и стариками »

— Л.Рон Хаббард.

Что такое гласный звук?

Гласные звуки – это минимальная единица речи, которая произносится только с помощью голоса. Способы образования гласных звуков:

  • [а] создадим с помощью широко раскрытого рта: рАб
    ;
  • [о] получим, если округлить губы: кОт
    ;
  • [у] возникнет при вытягивании губ в трубочку: рУль
    ;
  • [и] услышим, если растянем губы в улыбку: кИт
    ;
  • [ы] формируется слегка растянутыми губами и немного отодвинутым назад языком: сЫр
    ;
  • [э] – губы растягиваем горизонтально, не открывая широко рот: Эхо
    .

Определение

Йотированные гласные — это гласные, которые в определённых случаях составляют 2 звука (е, ё, ю, я). Соответственно: е=йэ, ё=йо, ю=йу, я=йа. Пример: Йотированные гласные буквы всегда обозначают только два звука.

Давайте рассмотрим случаи, когда эти гласные состоят из двух звуков.

1. В начале слова. Например, когда вы произносите слово «яма» [йама].

Изображение с сайта goldenhill.ru

Еще несколько примеров, когда гласная стоит в начале слова: Ёжик, Енот, Юла, Яблоко.

2. После гласных, например в слове «заяц» [зайац].

Еще несколько примеров: заявка, приют, Пелагея.

3. После букв ъ, ь, например в слове «вьюга» [вйуга]

Еще примеры, когда гласная стоит после Ь или Ъ:въезд, вьюнок, Наталья.

Сколько звуков может обозначать гласная буква?

Проговорите данные слова, «пропевая» первые гласные звуки: ёж, яма, юла, ель.

Прислушайтесь к ним. При произнесении услышим два звука:

  • [йо]ж;
  • [йа]ма;
  • [йу]ла;
  • [йэ]ль.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, т.к. ним присоединяется мягкий сонорный согласный Й (йот).

Сравним со словами: арбуз, игла, обруч, крыса, экватор

. Здесь четко произносятся звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э]. Буквы А, У, Ы, И, О, Э имеют один звук.

Таблица «Гласные буквы и звуки»

Буквы Звуки
ударные безударные йотированные
А [А]

лАска [лАска]

[А]

сачОк [сАчок]

_
Е [Э]

пЕсня [п`эс`н`а]

[И]

снегА [сн`Ига]

[ЙЭ], [ЙИ]

Ель [ЙЭл`]

Енот [ЙИнот]

Ё [О]

тЁлка [т`Олка]

_ [ЙО]

Ёжик [ЙОжык]

И [И]

пИща [п`Ищ`а]

[И]

пилА [п`Ила]

_
О [О]

кОсмос [кОсмас]

[А]

кОсмос [космАс]

_
У [У]

Утка [Утка]

Читайте также:  Урок русского языка на тему «Различение Ж – Ш, З-С», 3 класс

[У]

клубОк [клУбок]

_
Ы [Ы]

КрЫм [крЫм]

[Ы]

прыжОк [прЫжок]

_
Э [Э]

Эра [Эра]

[Э]

экипАж [Эк`ипаш]

_
Ю [У]

лЮк [л`ук]

[У]

любОвь [л`убоф`]

[ЙУ]

Юбка [ЙУпка]

южАнка [ЙУжанка]

Я [А]

Яблоко [ЙАблака]

[ЙИ]

пятЁрка [п`Ит`орка]

[ЙА], [ЙИ]

Яма [ЙАма]

проявИл [праЙИв`ил]

Какие бывают гласные звуки?

Типы гласных звуков определяются позицией в слове:

  • ударные, т.е. находятся под ударением: уд[А]р, стан[О]к, к[У]кла;
  • безударные: л[е]са, л[и]сток, ст[о]лы.

Звуки, находящиеся в слабой, т.е. безударной позиции, называются орфограммами. Их правописание зависит от правил письменной речи. Для проверки необходимо поместить такие звуки в сильную позицию:

  • леса — л[Е]с;
  • листок — л[И]ст;
  • столы — ст[О]л.

Звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают звуки [Э], [О], [У], [А] после согласных:

  • лямка [л`амка];
  • пчёлка [пч`олка];
  • конфитюр [канф`ит`ур];
  • рябчик [р`апч`ик].

Йотированные звуки произносятся с [j]:

  • в начале слова: юбка [йупка];
  • после гласного: поют [пайут];
  • после Ь иЪ: бульон [бул`йон].

Гласная после гласной. Гласные после шипящих

Гласные в русском языке немногочисленны, однако орфографических правил, касающихся их, достаточно много. Эти буквы встречаются в различных частях слова и в сочетании с различными согласными. Особые затруднение вызывают гласные после шипящих. Правил здесь достаточно много, постараемся их систематизировать и привести конкретные примеры.

Также много споров вызывает йотированная гласная. После гласной такого рода, как правило, пишется разделительный мягкий знак. Обычно орфограммой считается та буква, которая стоит в слабой позиции (т.е. под ударением), однако в сочетании с шипящими и сильная позиция может вызвать много вопросов.

Поэтому разбирать правила будем для гласных как в сильной, так и в слабой позиции.

Йотированные гласные

Для начала разберем, что такое йотированная гласная.

После гласной, в начале слова или перед твердым либо мягким знаком подобные буквы произносятся со звуком [й] в начале: [йо]ж (еж), вран’[йо] (вранье), пле[йа]да (плеяда). Это е, ё, ю, я, а также и.

Последняя гласная после гласной имеет йотированное оформление, а также в начале слова, а вот или после мягкого и твердого знаков – нет. Например, Зина[йи]да (Зинаида), но [и]горь.

Е после гласной дает также йотированный звук: по[йэ]хал, во[йэ]нный.

Буквы а, у после шипящих

Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц.

Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, [ж], [ш]) либо из исконно твердых стали мягкими ([ч]).

Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а или у (употребление я или ю считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.

Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.

Правописание и, ы после шипящих

Следует помнить, что после всех шипящих, кроме ц, пишется только буква и. После гласной может идти любой согласный или другой гласный звук.

Например: жирный, животное, жизнь, широкий, фашист, малыши, щит, плащи, лещи, чистка, мечи, читать.

Есть в правиле и исключения, они касаются имен собственных, в них может писаться ы. Например, вьетнамское имя Чыонг.

И или ы в сочетании с ц

Разберем, какие следует писать гласные после ц. Буква ы пишется в следующих случаях:

  1. Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
  2. В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.
  3. В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.

В фамилиях и либо ы после ц не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание. Допустим, в фамилиях Куницын, Старицын пишется ы, а Ельцин или Вицин необходимо писать через и.

Теперь разберем случаи, когда после ц требуется употреблять и. Это все те, которые не попадают под перечисленные выше правила.

  • Корни слов (кроме исключений, перечисленных в пункте 3 предыдущего правила). Например: цифра, цирк, цигейка, специфический, цилиндр, Циолковский, вакцина.
  • Суффиксы иноязычного происхождения: конституция, революция, организация, интерпретация, медицина, маршрутизация, кальцит.
  • В качестве связки между частями сложного слова и в аббревиатурах также пишется и: ВЦИК, специнтервью, блицинформ.

Ударное положение о, е в сочетании с шипящим

В сильной позиции для передачи звука [э] после шипящих следует писать е. Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.

Гласные о/е после шипящих подчиняются своим правилам. Для начала разберем, когда следует писать о.

  1. Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
  2. Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а: поножовщина.
  3. Если является суффиксом прилагательного -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
  4. Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
  5. Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки ( кишок – родительный падеж).
  6. Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).

Когда под ударением следует писать е?

Перечислим случаи, когда в корне после шипящей следует писать е:

  1. В глагольных окончаниях 1 лица –ем (печем, стрижем, лжем), 2 лица -ешь/-ете (обожжешь, лжешь, печешь, обожжете, лжете, печете) и 3 лица -ет (печет, лжет, обожжет).
  2. Если глагол оканчивается на -евывать: дожевывать, размежевывать; в причастиях, образованных от подобных слов: размежеванный, дожеванный; отглагольных существительных: размежевка, затушевка.
  3. Если слово – существительное, образовавшееся от глагола: ночевать – ночевка, корчевать – корчевка, тушить – тушенка, перекочевать – перекочевка.
  4. Если у слова суффикс -ер (как правило, он означает какую-либо деятельность): ухажер, дирижер, коммивояжер, стажер, тренажер.
  5. Если слово страдательное причастие: запеченный, приглушенный, погруженный, подожженный.
  6. Если можно подобрать слово, где в корне будет четко слышаться е. Решетка – решето; щетка – щетина; шерстка – шерсть; жеванный – жевать; жесткий – жесть; печенка – печень; жердочка – жердь; желудь – (нет) желудей; челка (чело – устаревшее «лоб»); шепот – шептать; щеголь – щеголять; щечки – щека. Следует отметить, что существуют имена собственные, не поддающиеся данному правилу.
  7. В вопросительно-относительном местоимении что, употребленном в предложном падеже (о чем), также производных слов (нипочем, ни о чем, причем).

О и е в безударном положении

Что касается правописания о или е в безударном положении, то необходимо запомнить, что в слабой позиции следует писать ту букву, которая слышится в сильной. Это касается как корней: жестянка – жесть; шерстянка – шерсть; желтеть – желтый; так и суффиксов: ключевой, плащевой, бичевой; и окончаний: мужем, сторожем, рыжему.

Следует запомнить иноязычные слова, в которых в безударной позиции пишется о: мажордом, шоссе, шокировать, лечо, Шопен, пончо, банджо и другие. Их написание следует сверять с орфографическим словарем.

Если у слова есть приставка меж-, а корень начинается с гласной в слабой позиции, то следует писать о: межотраслевой, межорбитальный. Также это правило распространяется для сложносокращенных слов: кожобувной.

О и е в сочетании с ц

После буквы ц стоящие в слабой позиции о и е проверяются сильной позицией: цедить – цедит, цензура – цензор, цеховой – цех. Также: перцовый, бойцовый, пыльцовый.

Слова иноязычного происхождения могут содержать безударную о после ц: меццо, скерцо, герцог.

Цокотать пишется через о (цокот).

Источник: https://FB.ru/article/221701/glasnaya-posle-glasnoy-glasnyie-posle-shipyaschih

Позиции в словах гласных букв, дающих 2 звука

Позиции гласных букв, дающих два звука, требуют выполнения определенных условий. Их мы рассмотрели выше.

Чтобы легче запомнить правило, можно воспользоваться таблицей обозначения.

Йотированные гласные Е, Ë, Ю, Я дают 2 звука, если стоят:
в начале слова после гласной буквы после разъединительного Ь или Ъ знака
якорь змея курьер

объезд

Проясняй слова: русский язык!

Рассылка закрыта

При закрытии подписчики были переданы в рассылку «Ваш простой бизнес-помощник» на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.

Октябрь 2010
1 2 3
4 5 7 8 9 10
11 12 14 15 16 17
18 19 21 22 23 24
25 26 28 29 30 31

Автор Курсы Easy Speak

Статистика

1.977 подписчиков +1 за неделю

  • Выпуски
  • Статистика

Все выпуски

Сколько гласных звуков и букв в русском языке: йотированные, безударные, мягкие

В современном русском алфавите 33 буквы. Из них 10 обозначают гласные звуки, поэтому их называют гласные буквы. Все гласные буквы русского алфавита: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Гласных звуков в русском языке 6: [а], [э], [о], [и], [у], [ы].

гласные буквы и звуки в русском языке

Буквы, обозначающие гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: а – я, э – е, ы – и, о – ё, у – ю. Парные гласные буквы в таблице выглядят так:

Все парные гласные
а э ы о у
я е и ё ю

Чтобы определить, из чего состоят гласные звуки, достаточно их произнести нараспев и почувствовать, как воздух проходит через ротовую полость. При произношении они не встречают на своём пути никаких преград, поэтому состоят только из голоса, в отличие от согласных. Отсюда и название.

Позиции в словах гласных букв, дающих 2 звука

Позиции гласных букв, дающих два звука, требуют выполнения определенных условий. Их мы рассмотрели выше.

Чтобы легче запомнить правило, можно воспользоваться таблицей обозначения.

Йотированные гласные Е, Ë, Ю, Я дают 2 звука, если стоят:
в начале слова после гласной буквы после разъединительного Ь или Ъ знака
якорь змея курьер

объезд

Ударение

Иногда у школьников возникают затруднения, как определить ударный гласный звук. Ударным называется тот слог в слове, который произносится с большей силой. Поэтому достаточно вслух произнести слово и послушать самого себя.

Гласные буквы в русском языке выполняют слогообразующую функцию. Слог может состоять только из гласной или гласной в сочетании с согласной (или несколькими согласными). Например: у-ли-ца, и-гол-ка. Отсюда правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов.

Ударные гласные стоят в сильной позиции: под ударением чётко различаются все 6 гласных звуков. Безударный слог — это слабая позиция, в которой гласный звучит кратко, менее разборчиво, нечётко.

Без ударения различаются только 4 звука: [а], [и], [у], [ы]. Орфоэпические правила гласят. что для русского литературного языка нормой являются иканье и аканье: то есть безударная гласная Е звучит [и], безударная О – как [а]. Примеры: колесо – к[а]л[и]соʹ.

Обычно в слове один гласный с ударением, то есть один ударный слог. Исключение – сложные слова. В них одно ударение основное, а другое – второстепенное. Например, леʹсозаготоʹвки, целлюлоʹзно-бумаʹжный. Основное ударение то, которое падает на вторую часть сложного слова. При фонетическом разборе учитывается только оно.

Редукция гласных

В позиции без ударения наблюдается изменение звучания, происходит редуцирование гласных(или редукция). В современном русском языке редуцированные гласные — это гласные, подвергающиеся редукции. Чем дальше гласный звук от ударного слога, тем менее долго и чётко он звучит. Звуки [а], [о], [э] редуцируются. Ударные и безударные гласные звуки[и], [ы], [у] звучат одинаково разборчиво.

Выделяется количественная и качественная редукция гласных. В первом случае звук становится более кратким (сравни: м[уʹ]ка – м[у]каʹ), во втором – изменяется его звучание (м[и]шок).

В современной фонетике для обозначения редуцированных гласных в безударных слогах, кроме первого предударного, используются [ъ] и [ь]. В транскрипции [ъ] обозначает гласный, если он стоит после твёрдого согласного, а [ь] – после мягкого. Например: п[ь]рехоʹд, м[ъ]локоʹ.

Общеобразовательные школьные программы по русскому языку не предусматривают такого глубокого изучения, обычно фонетическую запись подобных звуков выполняют следующим образом: п[и]рехоʹд, м[а]локоʹ.

Классификация гласных

Классификация гласных звуков русского языка связана с местом и способом их образования и возможна по нескольким основаниям.

По подъёму

Язык в ротовой полости может быть опущен или поднят к нёбу. В зависимости от его положения выделяются гласные звуки:

  • верхнего подъёма. Иначе их называют ещё узкими: язык высоко поднимается, образуя узкую щель. Это звуки [и], [ы], [у];
  • среднего подъёма. Язык ниже, чем при произнесении гласных предыдущей группы. Это звуки [э], [о];
  • нижнего подъёма. Язык полностью опущен, оставляя широкое пространство до нёба. Это звук [а], его ещё называют широким.

В русском языке различаются три подъёма, в некоторых есть все четыре из возможных.

По ряду

Учитывается горизонтальное положение языка. Гласные звуки бывают:

  • переднего ряда. Язык выдвинут вперёд. Это звуки [и], [э];
  • среднего ряда. Язык занимает серединное положение. Это звуки [а], [ы];
  • заднего ряда. Язык отодвинут назад. Это звуки [у], [о].

По участию губ

Гласные [о] и [у] образуются путём вытягивания губ в трубочку. Они называются лабиализованными (или огубленными). Остальные гласные ([а], [э], [и], [ы]) называются нелабиализованными (или неогубленными).

Объединить все классификационные признаки гласных звуков можно в таблице:

Подъём Передний ряд Средний ряд Задний ряд
верхний И Ы У
средний Э О
нижний А
Нелабиализованные Лабиализованные

Признаки гласных

Гласные звуки обладают рядом признаков, помимо ударения.

Подъём гласных

Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

  • верхним – спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
  • Средне-верхним – язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
  • Средне-нижним – звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
  • Нижним – язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]

ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

Ряд гласных

Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

  • передним – язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
  • средним – язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
  • задним – тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют “темными”.

ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

Огубленность (лабиализация)

Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].

СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

Назализация

В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.

Фонация

Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

  1. В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
  2. Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.

Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

  • скрипучего голоса (вьетнамский),
  • глухих гласных (японский).

Положение корня языка

На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

  • выдвинутое вперёд,
  • отодвинутое назад.

СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

Дополнительные артикуляции

Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

Эризация

Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

«Напряжённость»

В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

  • «напряжённые» или кардинальные гласные,
  • «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.

СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

Долгота

Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).

ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.

Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]

Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).

Шва

Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].

Вывод: таким образом, гласные звуки-это звуки, которые произносятся только голосом. Каждый гласный звук образует в слове слог. Гласные могут быть ударными и безударными. Также существует большое количество различных признаков гласных звуков.

Йотированные гласные

Буквы Е, Ё, Ю, Я – гласные, обозначающие два звука, а не один. Первый из них – йот. Поэтому они называются «йотированные гласные». В транскрипции йот может обозначаться по-разному: [j] или [й]. Схематично это выглядит так:

  • е – [jэ]
  • ё – [jо]
  • ю – [jу]
  • я – [jа].

Йотированные гласные

Иногда ученики на вопрос: «Что такое йотированные гласные буквы?» – отвечают: «Это мягкие гласные буквы». Это неверный ответ. Твёрдых и мягких гласных не бывает, так же, как и гласных звонких или глухих. Йотированные – это смягчающие гласные в том случае, если они стоят после согласной.

Гласные буквы А, О, У, Э, Ы указывают на то, что предыдущий согласный – твёрдый. Это гласные первого ряда. Гласные буквы Я, Е, Ё, И, Ю указывают на мягкость предыдущего согласного, это гласные второго ряда. Сравни: мал [мал] – мял [мʼал].

Из-за того, что в гласных буквах при транскрибировании обнаруживается [j], некоторые ученики ошибочно считают, что й – это гласная буква. На самом деле звук [й] ([j]) – согласный, звонкий, мягкий. Как правило, учитель всегда обращает на этот факт особое внимание.

В словах с йотированными гласными часто количество звуков больше, чем букв. Примеры: яма (3 буквы) – [jама] (4 звука)

Таблица гласных букв и звуков
Гласные первого ряда А [а] О [о] У [у] Ы [ы] Э [э]
Гласные второго ряда Я [jа] Ё [jо] Ю [jу] И [и] Е [jэ]

Йотированные гласные представляют один или два звука в зависимости от места в слове.

  • в начале слова (яма – [jа]ма, ёжик – [jо]жик, ехал – [jэ]хал, юрта – [jу]рта);
  • после другой гласной буквы (маяк – ма[jа]к, поёт – по[jо]т, поездка – по[jэ]здка, ка[jу]та);
  • после ь или ъ (обезьяна – обезь[jа]на, подъём – подъ[jом], устье – усть[jэ], подъюбник – подъ[jу]бник) .

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, если стоят после согласных. В этом случает [j] выполняет функцию смягчения. Примеры: мясо – [мʼа]со, пёстрый – [пʼо]стрый, ветер – [вʼэ]тер, люстра – [лʼу]стра.

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

I. Организационный момент

II. Основная часть

Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.

Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

Мы собирали ягоды. Мы наловили ершей. Мы встретили ёжика. Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

— В начале слова (приведите примеры слов)

— После гласной буквы (приведите примеры слов)

— После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной):

1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.

Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами. Егор ест яблоки и абрикосы. Яша наряжает ёлку. Елисей едет на автобусе. Ящерица очень юркая. Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

III. Подведение итогов

— О каких звуках и буквах мы говорили?

— В каких случаях они образуют два звука?

Йотированная гласная – что это такое? Слова с йотированной гласной

3 года назад · 8387 просмотров

Что значит «йотированная гласная»? Cколько звуков она обозначает? Какие существуют слова с йотированной гласной?

Йотированная гласная - что это такое? Слова с йотированной гласной

Источник:

Йоти́рованные гласные – это гласные буквы, которые в отдельных случаях могут обозначать сразу два звука.

Йотированная гласная: звуки

Прилагательное «йотированный» образовано от глагола «йотировать». Йотировать – значит произносить со звуком [j] (йот). В русском языке существуют четыре йотированные гласные:

е [jэ], ё [jо], ю [jу], я [jа]

Йотированная гласная - что это такое? Слова с йотированной гласной

Фото: Depositphotos

Йотированная гласная: правило

В каких случаях йотированные гласные обозначают два звука?

  1. Йотированная гласная стоит в начале слова

Например: «ель» [j❜эл❜]; «ёжик» [j❜о́жык]; «ю́нга» [j❜у́нга]; «я́сли»: [j❜а́сл❜и]

  1. Йотированная гласная стоит после гласной

Например: «надое́л»: [надаj❜э́л]; «твоё» [тваj❜о́]; «мо́ю» [мо́j❜у]; «ма́я» [ма́jа]

  1. Йотированная гласная стоит после разделительных твердого [ъ] или мягкого [ь] знаков

Например: «подъе́зд» [падj❜э́ст]; «валерья́на» [вал❜иер❜j❜а́на]

Йотированная гласная - что это такое? Слова с йотированной гласной

Фото: Depositphotos

Добавить комментарий