Вычисление качества знаний, успеваемости, обученности онлайн
Количество учащихся
Количество пятерок
Количество четверок
Количество троек
Количество двоек
Количество н/а без уважительной причины
Методика расчета:
Успеваемость = (кол-во “5” + кол-во “4” + “кол-во “3”) / общее количество учащихся
Качество знаний = (кол-во “5” + кол-во “4”) / общее количество учащихся
Обученность = (кол-во “5” + кол-во “4” * 0,64 + кол-во “3” * 0,36 + кол-во “2” * 0,16 + кол-во “н/а” * 0,08 ) / общее количество учащихся
Если учащийся имеет уважительную причину неаттестации, его учитывать при подсчете не стоит.
Технология педагогической диагностики учебных
возможностей учащихся
Введение
Объективная оценка результатов деятельности отдельного учителя и всего педагогического коллектива – актуальная проблема теории и практики управления, решение которой позволит достичь высокой эффективности управленческой деятельности руководителя школы и качественных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Проблема оценки качества образовательного процесса вызывает большой интерес как практических работников, так и ученых. В последние годы появилось немало исследований, связанных с вопросами теории и методики педагогического анализа в оценке результатов деятельности школы. Была создана фундаментальная теоретическая база по этой проблеме. В ряде работ педагогический анализ как функция управления школой выступает в качестве предмета самостоятельного исследования. Учеными доказана связь между эффективностью управления и объективными результатами учебно-воспитательной работы.
Направленность системы внутришкольного управления на конечный результат предполагает новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу и процессу принятия управленческих решений.
Аналитическая деятельность в современной школе является одной из ведущих и в конечном счете определяет характер профессиональной деятельности руководителя школы, ее направленность и эффективность. Однако многими учеными отмечается, что в проведении педагогического анализа большинство руководителей школ испытывают затруднения, поскольку не овладели этим видом деятельности в полной мере.
Так как характер, качество и обоснованность управленческих решений во многом определяются наличием достоверной информации, проблемы информационного обеспечения внутришкольного управления являются чрезвычайно актуальными. В процессе исследований удалось установить связь между эффективностью управленческой деятельности руководителя школы и качеством образования. В настоящее время существует множество методологических позиций, которые определяют применение различных оценочных технологий в системе управления качеством образования. В данном пособии представлена модель оценки качества образования, основанная на диагностическом подходе, которая успешно применяется в ходе мониторинга качества образования образовательных организациях г. Москвы и регионов.
В профессиональном стандарте «Педагог» умение «объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей» относится к числу значимых, необходимых умений в трудовых действиях педагога.
Возникает вопрос, как в условиях образовательной организации, осуществить педагогическую диагностику реальных возможностей учащихся?
Если принять предмет анализа (качество образования) за систему, то в нем можно выделить 2 подсистемы (прогнозируемые показатели и анализируемые показатели), каждая из которых представляет совокупность элементов и находится в сравнении по отношению к другой.
Таким образом, элементы подсистемы «Прогнозируемые показатели» сравниваются по своим количественным значениям с элементами подсистемы «Полученные показатели».
В нашем исследовании элементами «Прогнозируемые показатели» стали:
ИРО – индекс реальных возможностей учащихся, определяемых как индекс результатов обучения (ожидаемые результаты обучения);
ИКО – индекс качества обученности,
ИНО – индекс прогнозируемой (ожидаемой) неуспешности обучения;
ИСО – индекс степени обученности ( успеваемости).
Под элементами подсистемы «Полученные показатели» мы понимаем:
РЕЗ – результативность,
ОЦ – оценочный показатель,
КО – показатель качества обучения,
УР – показатель уровня реализации учебных возможностей учащихся,
НО – показатель неуспешности,
СО – показатель успеваемости.
Характеристики элементов подсистемы
«Прогнозируемые (ожидаемые )показатели»
ИРО (индекс реальных учебных возможностей учащихся, понимаемый как индекс результатов обучения) представляет собой определенную в ходе диагностики фиксируемую величину, выраженную в количественном значении. Это ожидаемый объем выполненных заданий всеми учащимися класса.
ИКО (индекс качества обученности) – величина, показывающая количество учащихся, вышедших на высокий или повышенный уровень, выраженная в процентном значении.
Определяется этот показатель по количеству учащихся, получивших за учебный период отметки «4» и «5».
ИНО (индекс неуспешности) – показатель прогнозируемого объема заданий, в выполнении которых у части учащихся (пониженного или низкого уровня обученности) возникнут затруднения. Разница между значением 100% и показателем ИРО является числовым выражением ИНО.
ИСО – индекс степени обученности (успеваемости) – определяется по формуле – 100% – количество ( в %) неуспевающих учащихся.
Таким образом, математическая модель измерения качества образования может быть представлена следующей схемой:
РЕЗ > ИРО,
ОЦ = РЕЗ,
КО > ИКО,
УР > 0
НО < ИНО
СО > ИСО
Разработанная нами модель оценки качества образовательного процесса предполагает принципиально новый путь организации аналитической деятельности. Для того чтобы реализовать эту модель, необходимо четко представлять реальное первоначальное состояние учебного процесса по всем показателям.
Прогнозируемые показатели определяются в ходе обработки данных диагностических карт или данных соответствующих программ диагностики. Полученные показатели выявляются в ходе анализа проведенных контрольных работ и в ходе внутриклассного и внутришкольного оценивания (см. материалы лекций 4,5,6).
Методика определения прогнозируемых показателей
(ИРО, ИКО, ИНО, ИСО)
Под диагностикой в педагогике понимается специальное изучение педагогической системы с целью выявления ее сущности. Важность диагностики подчеркивалась еще Я.А. Коменским[1]1 и К.Д. Ушинским[2]2. В связи с тем, что правильно и квалифицированно проведенная диагностика имеет решающее значение в определении эффективности учебной деятельности учителя, в ходе исследования были разработаны следующие способы диагностики:
а) по отметкам по предмету за учебный период, выставленным в классный журнал (см. программу №1) . Применяется при анализе контрольных работ.
б) по индивидуальному баллу учащихся (применяется при анализе контрольных работ в 1 учебном периоде, когда итоговых оценок за предшествующий период нет, а анализ контрольной работы уже необходим ( входной мониторинг) ( см. Программу №2),
д) по результатам проведенных в классе контрольных работ (см. программу №3).
Первые 2 метода применяются при анализе контрольных работ и позволяют провести сопоставительный анализ ( прогнозируемые результаты сравниваются с полученными и происходит проверка достоверности представленных учителем результатов).
3-й метод позволяет получить интегральный показатель, характерный для данного класса, поэтому он позволяет определить уровень реальных возможностей класса наиболее точно и затем применяется при внутриклассном и внутришкольном оценивании.
В практике работы школ г. Москвы и регионов широкое распространение получил именно 3-й метод, отличающийся полнотой, точностью и объективностью процедуры диагностирования ожидаемых результатов обучения.
Технология диагностики индексов учебных
возможностей учащихся
Метод №1. Диагностика по отметкам за учебный период
Этот метод позволит определить ожидаемые (прогнозируемые) результаты обучения по выставленным отметкам за предшествующий учебный период, так как в текущем учебном периоде, в котором проводится контрольная работа, они, как правило, еще не выставлены.. Существует 2 метода диагностики: по диагностической карте и с применением программного обеспечения.
- Метод диагностики ожидаемых результатов обучения по диагностической карте.
Для проведения этой диагностики необходимо внести данные в диагностическую карту и затем провести необходимые вычислительные операции.
Диагностическая карта
_____класса
(_____сентября ___________года)
№ п/п |
Ф.И.О. |
Оценка за период |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
||
…. |
Итого____уч. На 4 и 5____уч. Сумма_____ |
|
ИРО ИКО ИСО ИНО |
% % % % |
Учитель |
Этапы заполнения:
- Скопировать или внести ФИО учащихся.
- Скопировать или внести оценку за предшествующий учебный период ( в конце периода допускается выставление округленного значения по среднему баллу).
- Внести значения в строку (Итого) под таблицей.
- Произвести расчеты и внести значения индексов.
Эта карта удобна для обучения педагогов расчету ожидаемых результатов обучения. Сравнивая полученные в ходе анализа контрольной работы показатели с ожидаемыми, учителя часто убеждаются в необъективности выставленных за учебный период отметок отдельным учащимся, не подтвердившим эту отметку.
Программа количественной обработки результатов диагностики уровня реальных возможностей состоит из таких этапов, как заполнение диагностической таблицы и обработка результатов
Пример 1.
Диагностическая карта
6 класса
(_22_сентября __20__года)
№ п/п |
Ф.И.О. |
Оценка за период |
1 |
Б.Н. |
5 |
2 |
Б.Ю. |
4 |
3 |
Г.К. |
5 |
4 |
Г.Н. |
3 |
5 |
Ж.Е. |
4 |
6 |
К.Л. |
2 |
7 |
П.Л. |
5 |
Итого 7 уч. На 4 и 5__5__уч. Сумма___27_ |
|
ИРО ИКО ИНО ИСО |
% % % % |
Учитель |
Обработка результатов:
- Определение ИРО (ИРО – индекс результатов обучения)
Сумма баллов х 100%
———————————————— =
«5» х кол-во уч-ся
Сумма баллов – сумма оценок, выставленных за предыдущий учебный период, 100% – для перевода данных в проценты, «5» – неизменяемая величина ( не количество на «5»), общее количество учащихся класса.
28 х 100%
______________________________ = 80%
«5» х 7
- Определение ИКО (Индекс качества обученности –прогнозируемая доля учащихся, обучающихся на «4» и «5»)
Кол-во уч-ся, обуч. на «4» и «5» х 100%
ИКО = ———————————————————
Общее кол-во уч-ся
5 х 100%
ИКО = —————– = 71%
7
- Определение ИНО (ИНО – индекс неуспешности в обучении (ожидаемый % невыполненных заданий в контрольной работе (тесте)
ИНО = 100% – ИРО = 100% – 80% =20%
- Определение ИСО – индекс степени обученности (успеваемости)
(Общее кол-во уч-ся – кол-во «2») х 100%
ИСО =—————————————————————— =
Общее кол-во уч-ся
6 х 100%
= ——————— = 86%
7
- Занесение полученных данных в таблицу.
Диагностическая карта
6 класса
(_22_сентября __20__года)
№ п/п |
Ф.И.О. |
Оценка за период |
1 |
Б.Н. |
5 |
2 |
Б.Ю. |
4 |
3 |
Г.К. |
5 |
4 |
Г.Н. |
3 |
5 |
Ж.Е. |
4 |
6 |
К.Л. |
2 |
7 |
П.Л. |
5 |
Итого 7 уч. На 4 и 5__5__уч. Сумма___28_ |
|
ИРО ИКО ИНО ИСО |
80% 71% 20% 86% |
Учитель |
1.2. Метод диагностики ожидаемых результатов обучения с применением программного обеспечения
Программа количественной обработки результатов диагностики уровня реальных возможностей состоит из таких этапов, как заполнение программы, обработка результатов производится автоматически.
Пример 2. Программа №1
При проведении контрольной работы следует интерпретировать эти результаты таким образом:
Ожидаемая результативность – 80% (уровень высокий), количество учащихся, которые могут освоить ОП на высоком и повышенном уровне , составит 71%, объем невыполненных заданий не превысит 20%, учащихся, освоивших стандарт образования, прогнозируется 86%.
Метод. 2. Определение индексов учебных
возможностей учащихся по индивидуальному баллу
Этот метод применяется при анализе контрольных работ в 1-м учебном периоде, когда итоговых оценок за предшествующий период нет, а анализ контрольной работы уже необходимо выполнить (текущий или административный мониторинг, входная или стартовая диагностика). Существует 2 метода диагностики: по диагностической карте и с применением программного обеспечения.
2.1. Метод диагностики ожидаемых результатов обучения по диагностической карте.
I этап. Внесение или копирование списка учащихся в диагностическую таблицу.
II этап. Определение индивидуальных учебных возможностей учащихся путем выбора из данных одного показателя, соответствующего реальным учебным возможностям каждого ученика. Параметры выбора: ученик обучается на «5» ; на «4» и «5»; на «4» ; на «3» и «4»; на «3» ; на «2» и «3»; на«2» по диагностируемому предмету. Диагностику проводит учитель, у которого предполагается проведение текущей или административной контрольной работы.
III этап. Выделение промежуточных параметров ( 4 и 5, 3 и 4, 2 и 3 ) и перевод их в удобные для расчета показатели через запятую: 4 и 5 = 4,5; 3 и 4 = 3,5; 2 и 3 = 2,5.
IV этап. Определение индексов ИРО, ИКО, ИНО, ИСО.
Так, например, индексы учебных возможностей 3-го класса имеют следующие количественные значения: ИРО = 77%, ИКО = 56%, ИНО = 23%. ИСО =100%, Эти показатели были определены в результате обработки диагностической карты.
Диагностическая карта учебных возможностей
3-го класса
Ф. И. уч-ся |
Обучается на … |
Индив. балл |
Б.Н. |
4 и 5 |
4,5 |
Б.Ю. |
4 |
4 |
Г.К. |
4 и 5 |
4,5 |
Г.Н. |
3 |
3 |
Ж.Е. |
4 |
4 |
К.Л. |
3 и 4 |
3,5 |
П.Л. |
3 |
3 |
Т.С. |
3 и 4 |
3,5 |
С.А. |
4 и 5 |
4,5 |
Итого |
34,5 |
ИРО =
ИКО =.
ИНО = 100% – ИРО = 100% – 77% = 23%.
ИСО = 100%- 0 = 100%
При проведении контрольной работы следует интерпретировать эти результаты таким образом:
Ожидаемая результативность – 77% (уровень высокий), количество учащихся, которые могут освоить ОП на высоком и повышенном уровне, составит 56%, объем невыполненных заданий не превысит 23%, учащихся, не освоивших стандарт образования, не прогнозируется.
2.2. Метод диагностики ожидаемых результатов обучения с применением программного обеспечения
Программа количественной обработки результатов диагностики уровня реальных возможностей состоит из таких этапов, как заполнение программы, обработка результатов производится автоматически (программа 2).
Пример 2.
Метод 3. Метод диагностики реальных учебных возможностей по результатам контрольных работ.
Это самый объективный и точный показатель ожидаемых результатов. Он наиболее полно приближен к ожидаемым результатам внешней диагностики, так как в диагностику закладываются результаты однотипных процедур – результатов контрольных работ. Интегральный (общий) показатель этой диагностики закладывается в процедуры внутриклассного и внутришкольного оценивания. Для проведения этой диагностики необходимо внести в диагностическую карту отметки учащихся по результатам всех проведенных за данный период контрольных работ по всем предметам. В связи с тем, что результаты по таким предметам, как история, география, биология, литература значительно отличаются от результатов по предметам: русский язык, математика, физика и химия, в интегральный расчет идут результаты именно этих предметов.
Нами разработаны 2 метода диагностики: по диагностической карте и с применением программного обеспечения.
3.1. Метод диагностики ожидаемых результатов обучения по диагностической карте.
Диагностическая карта
__класса
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Рус. яз. |
Матем./ алгеб. |
Физика |
Химия |
Ср. знач. |
Итог. инд. балл |
1. |
|||||||
2. |
|||||||
3. |
|||||||
4. |
|||||||
5. |
|||||||
6. |
|||||||
7. |
|||||||
8. |
|||||||
9. |
|||||||
10 |
|||||||
11 |
|||||||
12 |
|||||||
13 |
|||||||
14 |
|||||||
15 |
|||||||
… |
Вычисление индивидуального балла по типичному показателю:
2,0 2,1 2,2
2,3 2,4 2,5 2,6 2,7
2,8 2,9 3,0 3,1 3,2
3,3 3,4 3,5 3,6 3,7
3,8 3,9 4,0 4,1 4,2
4,3 4,4 4,5 4,6 4,7
4,8 4,9 5,0
%
Этапы диагностики
1.Распечатайте бланк.
2.Внесите список учащихся класса (по журналу).
3. Выпишите отметки, полученные учащимися за учебный период по результатам контрольных работ (тестов)., из классного журнала (по русскому языку выписываются оценки только за контрольные диктанты (первая оценка) или тесты. Оценка за грамматическое задание не учитывается)
4.Вычислите средний показатель. В соответствии с прилагаемой ниже таблицей выберите соответствующий индивидуальный балл (типичный показатель). В табличке показателей он выделен цветом.
Выбор типичного показателя:
2,0 2,1 2,2
2,3 2,4 2,5 2,6 2,7
2,8 2,9 3,0 3,1 3,2
3,3 3,4 3,5 3,6 3,7
3,8 3,9 4,0 4,1 4,2
4,3 4,4 4,5 4,6 4,7
4,8 4,9 5,0
По расчетам, представленным в модели 2 (см. выше), рассчитайте индексы ИРО, ИКО, ИНО, ИСО и занесите в таблицу индексов.
Пример 3.1
Диагностическая карта
(Метод диагностических контрольных работ)
__класса
№ п/п |
Ф.И. |
№ п/п |
Русс. яз. |
Матем. |
Физика |
Химия |
Средн. знач. |
Индив. балл |
|
Б.Н. |
1. |
3443 |
33 |
34 |
454 |
3,53 |
3,5 |
|
Б.Ю. |
2. |
4444 |
44 |
33 |
444 |
3,8 |
4,0 |
|
Г.К. |
3. |
2332 |
33 |
32 |
222 |
2,5 |
2,5 |
|
Г.Н. |
4. |
4344 |
44 |
44 |
454 |
3,93 |
4,0 |
|
Ж.Е. |
5. |
4555 |
54 |
45 |
545 |
4,64 |
4,5 |
Итого |
5 |
На 4, 4,5 и 5 |
2 |
На 2, 2,5 |
1 |
Сумма |
18,5 |
По формулам вычислите интегральные индексы этого класса. Внесите в диагностическую карту.
а) Индекс ожидаемой результативности (ИРО)
сумма баллов х 100% 18,5 х 100%
ИРО. = —————– = ———————– = 74%
“5” х общее колич-во уч-ся « 5» х 5
б) Индекс качества обучения (ИКО) – количество учащихсяся, обучающихся на 4 и 5 (в %)
кол-во уч-ся, имеющих 4; 4,5 ;5 х 100%
3 х 100%
ИКО = ———————————————— = —————– = 60%
общее кол-во уч-ся 5
в) Индекс неуспешности ( ИНО) – предполагаемый объем невыполненных заданий:
ИНО = 100% – ИРО = 100% – 72% = 26%
г) Индекс прогнозируемой успеваемости (степени обученности – ИСО)
количество без 2;2,5 , х 100% 4 х 100%
ИСО = —————————————- = —————- = 80%
Общее кол-во уч-ся 5
Таблица полученных индексов
Примечание: данные диагностической карты можно внести в программу диагностики. Индексы будут определены автоматически.
Пример 3.2.
Метод диагностики ожидаемых результатов обучения с применением программного обеспечения (программа 3)
После того, как этап диагностирования закончен, можно переходить к проведению анализа контрольной работы, ориентируясь на проведенную диагностику (см. занятие 4)
Так как целью анализа является степень совпадения показателей, предварительно продиагностированных любым из приведенных выше методов , с действительно полученными, то анализ получается обоснованным, достоверным и учитывающим специфику работы одного и того же учителя в классах с различными реальными учебными возможностями учащихся.
Предлагаемая нами методика диагностики учебных возможностей учащихся позволяет качественно, оперативно, объективно провести необходимые диагностические процедуры и определить прогнозируемые показатели образовательного процесса.
[1]1 Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. – М., 1955. – С. 231 – 234.
[2]2 Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М., 1950. – Т.8.
Как найти СОУ, качество знаний и успеваемость?
СОУ — это степень обученности учащихся или степень обученности;
Качество знаний (КЗ) — это отношение количества обучающихся получивших оценки отлично и хорошо к общему количеству обучающихся;
Успеваемость — это отношение количества обучающихся получивших положительную оценку к общему количеству обучающихся;
Средний балл — это среднее арифметическое всех оценок, полученных обучающимися.
Общее количество обучающихся — это количество всех обучающихся за вычетом количества неаттестованных по уважительной причине (освобожденных).
СОУ можно найти по формуле:
СОУ = ((G5 + 0,64G4 + 0,36G3 + 0,16G2 + 0,07Gн/а) / Go) x 100%
Качество знаний (КЗ) можно найти по формуле:
КЗ = ((G5 + G4) / Go) x 100%
Успеваемость (У) можно найти по формуле:
У = ((G5 + G4 + G3) / Go) x 100%
Средний балл (СБ) можно найти по формуле:
СБ = (5G5+ 4G4+ 3G3+ 2G2) / Go
Общее количество обучающихся можно найти по формуле:
Go = G — Gосв
Условные обозначения в формулах:
G5 — количество пятерок (оценка отлично);
G4 — количество четверок (оценка хорошо);
G3 — количество троек (оценка удовлетворительно);
G2 — количество двоек (оценка неудовлетворительно);
G — количество всех обучающихся;
Go — общее количество обучающихся;
Gн/а — количество неаттестованных без уважительной причины;
Gосв — количество освобожденных от обучения, неаттестованных по уважительной причине;
Онлайн калькулятор для расчета СОУ (степени обученности учащихся), качества знаний, успеваемости (абсолютной и качественной), среднего балла оценок учащихся.
Формулы для расчета качество успеваемости и качества знаний:
– Процент успеваемости (абсолютная успеваемость) = (кол-во “пятёрок” + кол-во “четвёрок” + кол-во “троек”) × 100% / общее кол-во учащихся;
– Процент качества знаний (качественная успеваемость) = (кол-во “пятёрок” + кол-во “четвёрок”) × 100% / общее кол-во учащихся;
– Степень обученности учащихся (СОУ) = (кол-во “пятёрок” × 100 + кол-во “четвёрок” × 64 + кол-во “троек” × 36 + кол-во “двоек” × 16 + кол-во “н/а” × 7) / общее кол-во учащихся;
Н/А – количество неаттестованных по не уважительной причине, неаттестованные по уважительной причине не должны учитываться при подсчете количества учащихся.
Для 10ти или 12-балльной шкалы, применяются те-же формулы, только каждый “уровень” успеваемости включает несколько баллов, например:
для 10-балльной шкалы:
“5” = 10, 9;
“4” = 8,7;
“3” = 6,5;
“2” = 4,3,2,1;
для 12-балльной шкалы:
“5” = 12,11,10;
“4” = 9,8,7;
“3” = 6,5,4,
“2” = 3,2,1;
Единые подходы
к анализу результатов достижений учащихся
Педагогический анализ проводится в 4 этапа:
1 этап
определение предмета, состава, содержания анализа:
– сбор информации
– определить цель
2 этап
структурно- функциональное описание предмета анализа:
– изучить способ связей, педагогических условий, способов взаимодействия по достижению целей
3 этап
анализ причинно-следственных связей в логической цепочке:
– явление – причина – условие – следствие
4 этап
установление фактов достижения целей
Структура аналитической справки.
1.Цель
2. Исполнитель
3. Содержание
4. Вывод с указанием проблем
5. Механизмы устранения проблем
ПОЭЛЕМЕНТНЫЙ АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поэлементный анализ работ учащихся способствует повышению объективности не только качественной, но иногда и количественной оценки (отметки). Такой анализ заключается в расчленении контрольного задания на возможные элементарные составные части в соответствии с выполняемыми показателями результатов усвоения и рассмотрении ответов учащихся на основе этих показателей и связей между ними.
Элементом ответа (элементом знаний) называют составную часть ответа, соответствующую тем или иным показателям общего результата. В качестве основы для поэлементного анализа можно использовать следующую матрицу: Файл:Matrica analiz k rab.jpg . Для заполнения матрицы используют символы «+» – правильный ответ, «-» – неправильный ответ (ошибка), «0» – ответ отсутствует.
Использование подобной матрицы дает возможность:
– получить точную и объективную количественную оценку ЗУН учащихся. Для этого общее количество выделенных элементов принимается за 100% и вычисляется процент верных ответов по формуле:
Процент выполнения работы = Кол-во правильных ответов/ Общее кол-во элементов х 100%
Полученный процент переводится в баллы по шкале:
А) для контрольной работы
отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
процент |
96-100% |
76-95% |
51-75% |
менее 50% |
Б) для теста
отметка |
5 |
4 |
3 |
2 |
процент |
80-100% |
65-79% |
50-64% |
менее 50% |
– получить наглядную информацию об основных ошибках, допущенных в работе, сделать выводы о типичности ошибок, причинах их возникновения и, как следствие, дает широкие возможности для коррекции.
– автоматизировать процесс обработки данных, использовать математические и статистические закономерности для их обработк
Контрольные работы проводятся с целью получения информации об уровне усвоения материала учащимися. Необходимо проводить и анализ контрольной работы. Но как это сделать? На что обратить внимание? Цель любого анализа – подвести итог, выявить типичные ошибки, сравнить с предыдущими результатами
Начать анализ необходимо с указания даты проведения контрольной работы и класса. Напишите тему, по которой вы оценивали знания учащихся. Отметьте, сколько человек обучается в этом классе и сколько выполняли задание. Затем подсчитайте, сколько учащихся справились с заданием на “пять”, “четыре”, “три” и т.д.
Например:
“5” – 10 учащихся (0 ошибок);
“4” – 12 учащихся (1-2 ошибки);
“3” – 10 учащихся (3-4 ошибки);
“2” – 4 учащихся (5-6 ошибок);
“1” – 1 учащийся (более 6 ошибок).
Обратите внимание, что критерии выставления оценок в начальной, средней и старшей школе разные.
Дальше вы должны посчитать уровень обученности и качество знаний учащихся.
Уровень обученности подсчитывается следующим образом: складывается количество “5”, “4” и “3” и делится на общее количество писавших.
Например:
10+12+10=32
32:37=0,86
Таким образом, уровень обученности составляет 86%.
Качество знаний подсчитывается следующим образом: складывается количество “5” и “4” и делится на количество учащихся, написавших без “2” и “1”.
Например:
10=12=22
22:32=0,69
Таким образом, качество знаний составляет 69%.
Далее необходимо отметить типичные ошибки, допущенные учениками, и указать их количество. Можно составить таблицу, в которую вы внесёте список учеников, типичные ошибки. Вы сможете отмечать напротив каждой фамилии, допустил ли ученик по данной орфограмме или в данном задании ошибку. Такая таблица удобна тем, что можно подсчитать процент ошибок, допущенных в контрольной работе на каждом этапе, а также процент правильно выполненных заданий.
Можно провести сравнение с результатами предыдущей контрольной работы. Например, если вы построите в графике кривую, отмечая проценты ошибок, а затем, обозначая другим цветом, построите кривую по результатам последней контрольной работы, то будет очевидно, по каким правилам или в каких заданиях наметился спад, а где отмечается положительная динамика.
Таким образом, педагог видит, на что обратить внимание в обучении, что необходимо повторить на последующих занятиях.