Чтобы оперативно обрабатывать текстовую информацию, нужно быстро читать. В этом помогут техники скорочтения — они повышают скорость чтения, благодаря чему мы быстрее находим ответы на вопросы в книгах, статьях и других материалах.
В этой статье мы расскажем, как научиться читать быстро. Рассмотрим 13 эффективных техник и методик, которые помогут освоить навык скорочтения. Изучим полезные онлайн-курсы и книги по этой теме.
Содержание
- Как определить скорость чтения: проходим тест
- Как научиться читать быстро: 13 способов, техник и методик (осваиваем скорочтение)
- Какие навыки нужны, чтобы читать быстро и эффективно
- Курсы, чтобы начать читать быстрее
- Книги по скорочтению
- Что в итоге
Как определить скорость чтения: проходим тест
Перед тем, как научиться читать быстро, нужно определить текущую скорость чтения. Для этого воспользуйтесь специальным онлайн-тестом от платформы «Викиум».
Тренажер «Проверка чтения» помогает измерить скорость и оценить уровень понимания чтения; проверяет эффективность техники чтения.
Как научиться читать быстро: 13 способов, техник и методик (осваиваем скорочтение)
Теперь перейдем к практике. Рассмотрим 13 эффективных способов, техник и упражнений, с помощью которых вы научитесь читать быстро — освоите полезный навык скорочтения. Техники и методики подходят для взрослых и детей.
1. Водите пальцем по тексту
Откройте книгу и поставьте палец в начало нужного абзаца. Начните читать текст. Параллельно ведите пальцем по каждому предложению.
Так вы сконцентрируетесь только на одном предложении, которое «ведете» пальцем. Это поможет увеличить скорость чтения.
Вместо пальца можно использовать ручку или карандаш. Главное — «вести» текст, чтобы сконцентрироваться на конкретной строке и не «цеплять» взглядом соседние абзацы.
2. Попробуйте читать по диагонали
Читайте по диагонали: от верхнего левого угла страницы к нижнему правому. Старайтесь не двигать глазами влево и вправо, а также не перечитывайте уже прочитанные участки текста.
Не вчитывайтесь в каждое слово — старайтесь охватить как можно больше слов одновременно.
Поначалу будет сложно: читая по диагонали, вы будете «терять» некоторые слова. Практикуйте этот стиль чтения каждый день — это один из самых эффективных способов скорочтения.
3. Тренируйтесь по таблице Шульте
Это методика немецкого психиатра Вальтера Шульте. Она развивает перифирическое зрение, внимание и улучшает оперативную память.
Таблица Шульте состоит из чисел. Чтобы начать тренировку, посмотрите на число, которое находится в центре таблицы. Не отрывайте взгляд от цифры.
Попробуйте увидите числа, которые расположены сверху, снизу, справа и слева. Вам нужно увидеть цифры с помощью периферического зрения — не отводя взгляд от числа в центре.
Тренируйтесь по таблице Шульте каждый день. Со временем вы разовьете периферическое зрение и научитесь читать быстрее.
4. Читайте текст наоборот
Читайте тексты справа налево. Это поможет «прокачать» концентрацию и память. Благодаря таким тренировкам вы будете читать быстрее и лучше запоминать прочитанное.
В первые несколько дней уделяйте этому упражнению 5-10 минут. Потом постепенно увеличивайте время чтения текста наоборот — до 40-50 минут.
5. Старайтесь не возвращаться назад
Одна из причин, почему мы читаем медленно — постоянное перечитывание слов и предложений. Мы то и дело «пропускаем» слова и предложения: например, задумавшись о чем-то другом. Из-за этого приходится начинать чтение абзаца сначала.
Старайтесь не возвращаться назад по тексту. Тренируйте концентрацию и внимание, чтобы не пропускать важные слова и предложения. А если и пропустили, то все равно «идите» вперед — продолжайте чтение текста.
6. Тренируйте внимание и концентрацию
Чтобы увеличить скорость чтения — и освоить полезный навык скорочтения, — нужно постоянно тренировать внимание и концентрацию. Для этого используйте сервис «Викиум».
На платформе собраны полезные онлайн-тренажеры, которые развивают внимание, память, мышление, концентрацию. Ежедневные тренировки помогут увеличить скорость чтения; также вы будете лучше запоминать прочитанную информацию, увеличите личную эффективность и продуктивность.
7. Сокращайте паузы
Не делайте длинные паузы между абзацами. Старайтесь читать без перерывов. Например, выделите 30-40 минут на чтение без пауз; также не отвлекайтесь на внешние раздражители: отключите уведомления на телефоне, закройте дверь в комнате, чтобы не слышать посторонних звуков из соседних комнат.
8. Не произносите слова в голове
Когда мы читаем, то мысленно произносим каждое слово. Такой «стиль» чтения мы выработали еще в детстве.
Старайтесь избавиться от этой привычки — не произносите слова в голове. Так вы заметно увеличите скорость чтения.
9. Делайте перерывы
Делайте перерывы между сеансами чтения. Например, 60 минут чтения → 15 минут отдыха.
Иначе вы быстро устанете, из-за чего резко снизится скорость чтения — вы просто не сможете быстро «перемещать» взгляд по тексту.
10. Не читайте каждое слово
Еще одна причина, которая снижает скорость чтения — концентрация на каждом слове. Не читайте каждое слово — старайтесь «охватить» взглядом целое предложение.
Так вы будете читать книги, статьи и другие текстовые материалы в 2-3 раза быстрее.
11. Используйте технику фоточтения
Эта методика позволяет «сфотографировать» страницу текста взглядом. При этом нужно уловить суть материала.
Как использовать технику фоточтения:
- Первым делом — изучите структуру текста. Посмотрите оглавление, заголовки и подзаголовки. Это поможет составить представление о том, что вас ждет в книге или статье.
- Далее — постарайтесь захватить взглядом небольшие текстовые участки на каждой странице, не вчитываясь в каждое слово.
- После того, как вы прочитаете таким образом весь материал — вернитесь к важным местам и прочитайте их внимательнее.
12. Упражнение «Назови цвет»
Это полезное упражнение, которое тренирует способность воспринимать слово, как целостный образ, а не набор букв.
Суть метода очень проста: на картинке ниже изображены слова — названия цветов.
Они выделены разным цветом: например, белый — красным, коричневый — синим. Ваша задача — назвать цвет, не читая написанное слово.
13. Попробуйте тренажеры для скорочтения
Еще один эффективный способ освоить скорочтение — тренироваться на специальных онлайн-тренажерах. Мы собрали ТОП-2 полезных тренажера, где вы научитесь читать быстрее и эффективнее.
Сервис: | Особенности: |
Chtenie.net | — Тренажер для обучения быстрому чтению. — Доступно 18 уровней. — Можно выбрать скорость: 5 вариантов. — Можно включить или отключить учет времени. |
Readster.club | — Удобный и простой тренажер скорочтения. — Можно вставить свой текст для тренировки. — Есть статистика, где указывается текущая скорость чтения. |
Какие навыки нужны, чтобы читать быстро и эффективно
Чтобы научиться читать быстро и лучше запоминать прочитанное, вам потребуются следующие полезные навыки:
- Концентрация внимания.
- Усидчивость.
- Умение правильно планировать свое время, чтобы тренировать скорочтение каждый день.
- Хорошая память. О том, как «прокачать» этот навык, читайте в нашей статье «Как развить и улучшить память: 15 упражнений и игр + 10 советов [Для взрослых и детей]».
- Развитое периферическое зрение.
Курсы, чтобы начать читать быстрее
В этом разделе — лучшие онлайн-курсы, которые помогут быстро и эффективно освоить навык скорочтения.
«Быстрое чтение и эффективное усвоение информации» — 4Brain
Онлайн-программа от платформы 4Brain, где вы существенно увеличите скорость чтения, повысите качество работы с информацией и закрепите умение запоминать изучаемый материал.
Длительность: 4 недели (20-30 минут в день). Более 20 полезных упражнений.
Как проходит обучение:
- Сначала вы пройдете большой тест, который выявит, что вам мешает читать быстрее.
- Для вас будет составлен индивидуальный план обучения, чтобы вы подтягивали именно свои слабые места.
- Затем на протяжении трех недель вы будете 1 раз в день проходить специальные задания, которые сформируют навык быстрого чтения и запоминания информации. В среднем каждое занятие будет длиться 15-30 минут.
- За период обучения вы будете проходить промежуточные тесты, которые будут корректировать план обучения.
- В конце обучения вам предстоит пройти финальное тестирование, на которое будет выделены несколько дней. А результаты теста вы сможете увидеть в персональном конспекте.
Стоимость: 1 990 руб.
«Скорочтение» — Викиум
На курсе от Викиум вы освоите навык скорочтения за 21 урок. Изучите особые техники, которые развивают способность быстро обрабатывать и запоминать информацию в текстовом виде.
После обучения вы сможете:
- Прочитать всю книгу, не отходя от полки в книжном магазине.
- Подготовиться к презентации по пути на работу.
- Замечать сноски мелким шрифтом.
- Быстрее готовиться к экзаменам и зачетам.
- Иметь большее количество свободного времени.
- Быть на шаг впереди конкурентов.
Стоимость: 1 990 руб.
«Курс для развития навыка скорочтения» — BrainApps
Онлайн-курс, где вы освоите навык скорочтения, который позволит быть более эффективными во время обучения, на работе, занимаясь своим любимым хобби.
На курсе вы:
- Увеличите скорость чтения.
- Научитесь легче усваивать суть прочитанного.
- Узнаете, как быстрее находить нужную информацию в сети.
- Расширите периферическое зрение.
- Узнаете, как успешно сдавать экзамены и зачеты.
Стоимость: 490 руб.
Книги по скорочтению
Теперь давайте рассмотрим полезные книги, которые помогут «прокачать» навык скорочтения.
«Скорочтение» — Питер Камп
Описание книги: книга представляет собой абсолютно новый формат самоучителя по скорочтению. Вы можете тренироваться, исходя из своей собственной скорости прогресса или из количества времени, которое можете себе позволить на практику, и делать все это на собственном материале, совмещая чтение с обучением.
Вы найдете теории, которые преподают на лучших курсах скорочтения, а также уникальные авторские методики.
Купить книгу:
- Электронная версия [ЛитРес] →
- Бумажная версия [Лабиринт] →
«Развитие мозга» — Роджер Сайп
Описание книги: книга заменит собой сразу несколько изданий, посвященных развитию памяти, интеллекта, скорочтению и управлению энергией.
Читайте ее с карандашом в руке, записывайте свои мысли и выполняйте все упражнения, предлагаемые автором. Благодаря этому вы станете сверхэффективным профессионалом.
Купить книгу:
- Электронная версия [ЛитРес] →
«Скорочтение на практике» — Павел Палагин
Описание книги: книга Павла Палагина покажет, как эффективно работать с информацией. Правильные привычки при чтении, которые вы сможете развивать с помощью этой книги, могут придать вам большое ускорение в продвижении вперед.
Купить книгу:
- Электронная версия [ЛитРес] →
- Бумажная версия [Лабиринт] →
Что в итоге
Подведем итоги:
- Скорочтение — очень полезный навык. Он позволяет быстро изучать текстовые материалы, тем самым повышая нашу эффективность и продуктивность.
- Чтобы оценить текущую скорость чтения — пройдите специальный тест от «Викиум».
- Следуйте советам, которые описаны в статье — они помогут научиться читать быстро.
- Также в освоить навык скорочтения помогут онлайн-курсы и книги.
Перед прочтением статьи возьмите таймер и засеките время.
Проблема нехватки информации исчезла, но на смену пришла другая — её переизбыток, в котором человек просто теряется. В информационном пространстве необходимо ориентироваться, чтобы улавливать и запоминать только то, что нам действительно важно. Поэтому навык быстро и с пользой воспринимать получаемую информацию очень важен.
Само по себе умение быстро читать статьи, учебники или книги позволяет его обладателю становиться эффективнее и успешнее. К тому же это экономит драгоценное время, которого, как правило, постоянно не хватает. Освоив методы быстрого чтения, вы будете обрабатывать гораздо больше информации за меньшее время.
Средняя скорость чтения — 200–400 слов в минуту, а под скорочтением подразумевается не только сам навык читать быстрее среднего темпа, но и умение запоминать прочитанное. Помните, как в начальных классах учитель давал вам на прочтение фрагмент текста и следил за временем с секундомером в руке? Во взрослой жизни вы уже вряд ли столкнётесь с такими проверками, если ваша профессия их не подразумевает, но развивать эффективное чтение важно в любом возрасте.
Как научиться быстро читать
Скорочтение — навык не столько про саму скорость, сколько про правильный подход к чтению. Существует несколько действенных методик, которые помогут вам достигнуть скорости до 800 слов в минуту и выше, чтобы при этом понимать и запоминать всё прочитанное.
Итак, что же делать, чтобы развить навык скорочтения?
Тренируйте внимание и память
Ваше умение концентрировать внимание на том, что вы читаете, и запоминать прочитанное — важный навык, который нужно постоянно развивать, используя специальные упражнения .
Расширяйте поле зрения
Скорость чтения увеличится примерно в 2 раза, если в ваше поле зрения попадёт не 1–2 слова, а сразу половина строки. Чтобы расширить поле зрения, можно потренироваться на числовых пирамидках. Также подойдет таблица Шульте — поле 5×5, на котором хаотично расположены цифры от 1 до 25. Задача простая — сконцентрироваться на клетке посередине и найти все цифры в правильном порядке. Упражнение развивает периферическое зрение только в том случае, если не блуждать взглядом по всей таблице.
Избегайте реверсивного чтения
Привычка возвращаться к уже прочитанным фрагментам есть у многих. Чтобы её искоренить, понимать всё с одного раза и ускориться, приучите себя закрывать строки выше листом бумаги. Эта методика называется «чтение со шторкой». Ведите импровизированную шторку сверху вниз чуть быстрее, чем вы успеваете прочитать строку целиком. Заставив свой мозг забыть о бесцельных перепрочитываниях, вы невольно начнёте ускоряться и будете внимательнее к тексту.
Избавьтесь от проговаривания
Наш речевой аппарат работает куда медленнее, чем мозг. И даже если проговаривать текст про себя, скорость всё равно снижается. Чтобы этого избежать, попробуйте упражнение «ритм». Настукивайте простой ритм карандашом во время чтения, тогда внутренний голос вместо проговаривания текста начнёт поддерживать ритм. В итоге вы научитесь запоминать прочитанное без дополнительного проговаривания.
Выделяйте главную информацию
Если речь идёт не об остросюжетном детективе или интересном романе, которым вы хотите насладиться сполна, а о научной литературе или учебнике, то необходимо учиться отделять важную информацию от фона, чтобы мозг пропускал всё лишнее, экономя ваше время. Это ключевой пункт технологий работы с текстом. Выделите главное цветными маркерами, термины выпишите на карточки, а остальную важную информацию превратите в майнд-карту .
Проверяйте эффективность
В школьных учебниках после каждой главы часто можно встретить контрольные вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы закрепить материал. Такая методика работает и с обычными книгами. Возьмите за правило задавать себе вопросы по содержанию текста после прочтения, пересказывать его или конспектировать по памяти. Чем больше деталей вы вспомнили, тем выше эффективность чтения.
Засекайте время
Не поленитесь поставить таймер, когда приступаете к чтению. Можно начать с двух минут, а затем сокращать время, стараясь прочитать такой же объём текста. Очень важно тренироваться как можно чаще, так вы быстрее освоите скорочтение.
Имейте в виду, что тренироваться нужно каждый день, читая хотя бы по полчаса различными методиками .
Если же вам мало просто самостоятельно тренироваться и вы хотите достичь результата ещё быстрее, используя уже готовые материалы, всегда можно записаться на курс «Эффективное чтение» , где вы научитесь:
- читать как минимум в два раза быстрее, полностью понимая прочитанное;
- максимально концентрировать внимание и при этом увеличивать скорость восприятия;
- запоминать большие объёмы текстовых материалов;
- читать вслух с идеальной дикцией — ясно и чётко.
Ну, сколько времени вам понадобилось, чтобы дочитать эту статью до конца? Если ваш результат больше минуты — самое время начать тренироваться!
Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше. Но стоит ли торопиться с обучением? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно проследить за тем, как развивается интеллект детей в раннем возрасте.
До 5 лет у малыша сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за эмоции, фантазии и творческую деятельность. Ребенку в этом возрасте сложно запомнить и распознать буквы, цифры и другие символы. Поэтому обучать детей алфавиту до 5 лет психологи и педагоги не рекомендуют. Однако это не значит, что до этого возраста нужно вовсе отложить любые книги. Как раз напротив: родителям лучше как можно чаще читать малышу сказки и рассказы, которые ему нравятся. Если с раннего возраста показывать ребенку, что чтение — это увлекательный процесс, изучение букв в дальнейшем пройдет с гораздо большим энтузиазмом.
После 5 лет интеллект детей меняется: они становятся более усидчивыми, внимательнымм и сосредоточенными. Все потому, что левое полушарие, отвечающее за анализ, логику и запоминание, делает большой скачок в развитии. Именно поэтому обучать детей чтению специалисты советуют не раньше 5-6 лет.
Как понять, что ребенок готов обучаться?
Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, и развитие его способностей происходит линейно — это нельзя изменить или ускорить.
К 3-4 годам ребенок еще не может понять разницу между такими понятиями, как звук, буква, слог и слово. В таком возрасте дети могут сложить буквы в слог и даже запомнить, как он пишется. Но прочитать и тем более понять прочитанное им сложно. Поэтому нет никакого смысла торопить события, пытаясь «проскочить» какой-то этап развития. Ближе к 6-7 (иногда к 5) годам у детей обычно появляется желание читать.
Специалисты по дошкольному воспитанию детей выделяют несколько признаков того, готов ли ребенок учиться читать, на которые родители могут ориентироваться.
Признак 1
Ребенок активно разговаривает и понимает значение того, о чем говорит. Речь связная, продолжительная и состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести к задержке развития речи. Объясняется это тем, что в то время, когда мозг должен активно работать над формированием речи, его «переключают» на запоминание звуков, букв и слогов.
Признак 2
У ребенка уже развился фонематический слух — проще говоря, он различает звуки. То есть малыш легко может понять на слух, чем отличается «дом» и «том», «лук» и «люк».
Признак 3
Малыш произносит все звуки без ошибок, не картавит и не шепелявит. Если не устранить проблемы с произношением, ребенок будет неверно ассоциировать буквы со звуками.
Если есть трудности с выговариванием, перед началом обучения стоит поработать с логопедом. Однако имейте в виду, что детям до 5 лет помощь логопеда не требуются. Корректировать произношение звуков нужно позднее, если речь малыша сама не исправится.
Признак 4
У ребенка развита логика, он хорошо ориентируется в пространстве и понимает, где «верх», а где «низ», где «право», а где «лево».
Иногда дети путают, с какой буквы начинать чтение, или даже пытаются полностью прочитать слова «зеркально», то есть с конца. Чтобы научиться читать, важно, чтобы малыш умел следовать по тексту слева направо и сверху вниз.
Как научить ребенка считать
«Всем поровну» и другие интересные игры для обучения счету
Подробнее
Признак 5
Ребенок усидчив и умеет концентрироваться. Он может сосредоточиться на какое-то время, занимаясь чем-то одним, например лепкой или рисованием.
Признак 6
У сына или дочки есть интерес к книгам. Без этого, конечно же, никуда. Нельзя заставлять малыша читать через силу. Это может навсегда отбить желание заниматься чтением. Чтобы ребенок полюбил читать, важно, чтобы родители подавали соответствующий пример, например, читая ребенку книги, которые его увлекают. Делать это можно с раннего возраста, еще до обучения чтению. Вот увидите, со временем ему и самому будет интересно узнать, что же такое написано на этих красочных страницах.
Иногда проблемы с чтением появляются из-за того, что у детей нарушен слух. В такой ситуации следует обратиться за помощью к сурдопедагогу.
Если у ребенка есть перечисленные признаки или хотя бы их часть, можно приступать к обучению. Но перед этим с малышом нужно провести небольшую подготовку.
Как подготовить ребенка к чтению
Чтобы ребенок быстрее научился читать, у него должно быть развито чувство ритма и фонематический слух. Чтобы развить первое качество, используйте музыку и танцы. Включите ритмичную музыку и в игровой форме (веселясь, дурачась и развлекаясь) продемонстрируйте ребенку, какой у музыки ритм. Танцуйте, выполняя движения под музыку, и постепенно малыш начнет повторять за вами, научившись чувствовать ритм.
Узнавание и последующее воспроизведение звуков, то есть фонематический слух, развивайте с помощью следующих упражнений.
Упражнение 1
Расскажите ребенку, что каждое слово состоит из отдельных букв. Начните изучать простые слова (мама, папа, кошка, собака). С помощью них продемонстрируйте, с какого звука начинается и каким заканчивается определенное слово. На данном этапе важно четко проговаривать согласные буквы, как бы выделяя их голосом, а гласные — тянуть. Таким образом ребенок, сам того не осознавая, научиться интуитивно их различать.
Когда малыш поймет объяснения, предложите ему назвать первый и последний звук произнесенных вами слов. Постепенно переходите от простых к более сложным словам, дожидаясь момента, когда и их разбор будет даваться без труда.
Упражнение 2
Назовите звук и попросите ребенка назвать слово, начинающееся с этого звука.
Упражнение 3
После того как малыш хорошо справится с предыдущим упражнением, сыграйте с ним в «Слова». Назовите слово и попросите назвать следующее, начинающееся на букву, которой окончилось названное вами слово.
Упражнение 4
И наконец, самое трудное упражнение. Договоритесь с ребенком, что он будет искать какой-либо звук в словах, которые слышит. Произносите любые слова, а малыша попросите хлопать в ладоши каждый раз, как он услышит нужный звук.
Если ребенок легко справляется с заданиями — можно начинать обучение.
Пошаговая инструкция по обучению ребенка чтению
Итак, вы поняли, что малыш достаточно развит, чтобы научиться читать. Он понимает, что слова состоят из звуков и умеет выделять отдельные звуки из слов. При этом ребенок тянется к полке с книгами, ему нравится слушать рассказы и, возможно, он уже даже мечтает сам прочесть, что написано в его любимых книжках. Значит, пришла пора учиться. Как правильно это делать?
Начинайте с малого
Учите буквы и закрепляйте знание звуков, например, на прогулке. Нарисуйте палочкой на земле букву, затем слог. Можно собирать буквы из камушек. Ребенку будет интересно узнавать знакомые буквы, а затем и слоги на вывесках. Покажите, что слова, состоящие из слогов и букв, окружают нас повсюду.
Позднее можно учиться не только на улице, но и дома. Обустройте специальное место для учебы. Пусть там будет удобная мебель — стул и стол для письма и чтения. Настройте правильное освещение. Разместите недалеко полку для книг.
Учите ребенка быть аккуратным и организованным
Для начала крохе на обучения хватит всего 10 минут в день. После этого попросите его вернуть вещи (книжку, тетрадь, ручку или карандаш) на то место, где они лежали. Только ни в коем случае не заставляйте его делать это через силу. И тем более не повышайте на него голос и не ругайтесь, если что-то сделано не так, как бы вам этого хотелось. Процесс должен проходить в непринужденной или даже игровой форме.
Читайте сами
Ребенок смотрит на родителей и старается быть похожим на них. Поэтому важно самому любить то, чему хочется научить детей. Читайте с удовольствием и развивайте в семье любовь к литературе. Можете создать традицию — например, всей семьей читать по вечерам.
— Вовлечь ребенка в какую-либо деятельность можно только одним путем: заниматься ею вместе с ним и при нем. Соответственно, если старшие родственники читают много, то и ребенок начинает интересоваться тем, что делают взрослые, — говорит Наталья Манухина, кандидат психологических наук и семейный психолог. — Вот только что именно они читают? Если бумажные книги, то малыш тоже может начать их брать, трогать, смотреть, заглядывать, рассматривать буквы, складывать в слова, то есть читать. Если же взрослые читают только электронные книги, с экрана гаджетов или компьютеров, то ребенок долго к этому не проявит интереса. Его больше будут увлекать движущиеся картинки: мультфильмы и электронные игры.
Важно не только читать рассказы и сказки, но и обсуждать прочитанное с малышом. Если ребёнок совсем маленький, задавайте ему простые вопросы: про кого эта сказка? кто нарисован на картинке? Когда кроха подрастет, можно спрашивать что-то более сложное: почему герой рассказа поступил именно так? что бы ты сделал на его месте?
От первых линий до целого слова
Учим ребенка красиво писать
Подробнее
Переходите от простого к сложному
Начните обучение со слов с повторяющимися слогами (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя). Только после того, как малыш их освоит, переходите к более сложным для ребенка конструкциям, в которых разные слоги (кош-ка, де-ре-во, ве-тер).
Купите обучающие материалы
Дети обучаются через игры, поэтому в доме должны быть кубики с буквами, магнитная азбука и другие развивающие предметы. Ребятам постарше купите несколько хороших учебников. Например, буквари В. Горецкого, Н. Павлова, Д. Фонина.
Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по дому. Периодически меняйте карточки местами. Постепенно ребенок запомнит их все. Потом проделайте то же с согласными.
— Игра для детей дошкольного возраста вообще является ведущей деятельностью, — говорит Наталья Манухина. — Поэтому если учебный материал подавать в форме игр, знания усваиваются по мере развития умений. Ребенок действует все более ловко, и это ему нравится, а с навыком укладываются и знания.
Развивайте ассоциативное мышление
«А» — арбуз, «Б» — белочка, «В» — велосипед.
Дети легче запоминают информацию визуально, с помощью красочных изображений и понятных объектов, а не через утомляющее заучивание символов. Но старайтесь делать так, чтобы малыш не привязывался к одному лишь образу и не ассоциировал букву только с ним. Используйте для изучения разные слова. Например, если в одном занятии «А» — это арбуз, в другом пусть будет альбом или аист.
Повторяйте изученное ранее
Не зря говорят, что повторение — мать учения. Начинайте каждое занятие с закрепления материала, который изучили в прошлый раз. Дополнительно можно освежать информацию где угодно и когда угодно: на прогулке в парке, в очереди в магазине или в машине, по дороге домой.
Сочиняйте
Память и фантазия — это то, что можно и нужно развивать у ребенка ещё до обучения чтению.
— Как я замечаю в своей практике семейного психолога, в семьях, где и читают, и сочиняют сами взрослые, дети читают и лучше, и больше. Сочинять можно везде: на прогулке, в транспорте, дома и на отдыхе. Темы любые: про людей, машины, облака, букашек, птичек, буквы, героев игр, да про что угодно! Для ребенка фантазировать — это естественно, — напоминает Наталья Манухина. — Если же его истории еще и записывать (сначала взрослые, потом он сам), то сочинять самому и сравнивать с тем, что пишут другие, становится естественным увлекательным занятием. Ребенок становится не только читателем, но и автором, что может ему очень пригодиться в будущей учебе.
Относитесь с пониманием и заботой
Вам как взрослому процесс обучения чтению может показаться легким, но помните, что для ребенка это целая наука. Не нервничайте, если у крохи что-то не получается, и не заставляйте его заниматься через силу. Все придет со временем. Имейте терпение, умейте ждать и проявляйте понимание на каждом этапе обучения. Хвалите малыша даже за небольшие успехи — и, вот увидите, вскоре ему понравится учиться.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Ирина Данилина, методист образовательной онлайн-платформы Учи.ру.
Как научить ребенка читать по слогам?
Чтобы ребенок быстро научился читать по слогам, не нужно учить буквы в алфавитном порядке. Предложите малышу сначала изучить несколько гласных букв, а затем прочитать их вместе (например, «ау»). Затем добавьте к ним согласные. Так с первых занятий ребенок учится читать сочетания букв, а затем и слоги.
Начинайте изучение алфавита со звуков, не используйте названия букв. Вот так: это звук «м» (не «эм»), это звук «о», вместе звучат как «мо». Так ребенок научится читать по слогам намного быстрее.
Как научить ребёнка быстро читать?
Самое главное — это понимание текста. Если есть понимание, то скорость будет расти сама собой. Чтобы ребенок научился читать быстро, убедитесь, что он знает все звуки и не путает их. Большой скачок в скорости произойдет тогда, когда ребенок не будет допускать ошибок в звучании букв.
Не торопите ребенка, если он допускает ошибки. Вернитесь и повторите звуки еще раз. Дальше только систематическое чтение по 10-15 минут в день и отработка навыка. А когда ребенок овладеет хорошей техникой чтения от 40-50 слов в минуту, можно использовать различные методики скорочтения. С помощью них можно развить скорость чтения до 1000 слов в минуту.
Почему ребёнок не хочет читать?
Нужно понимать, что если ребенку читать неинтересно, то он не захочет. Вот основные причины, почему у детей нет желания читать:
1. Неправильно подобрана книга, неподходящий жанр или тема текста.
2. Ребенок не понимает прочитанный текст, читает автоматически, не вдумывается в смысл.
3. Нет мотивации и интереса.
4. Ребенок совершает много ошибок в звучании слогов, от этого не понимает прочитанные слова.
5. Чтение воспринимается как наказание.
Что с этим делать?
1. Читайте ребенку самостоятельно книги разных жанров. Попробуйте найти те, что его заинтересуют, чтобы он с нетерпением ждал продолжения. Выбирайте книги в соответствии с потребностями ребенка. Если интересно узнавать новые факты о мире, выбирайте познавательные книги. Если интересно узнавать, как развивается жизнь героев из вымышленной Вселенной, выбирайте фантастические книги. И так далее.
2. Когда вы найдете подходящие книги, остановитесь читать на самом интересном месте. Ребенок проявит интерес, захочет узнать, что было дальше.
3. После того как ребенок прочитал книгу или даже маленький текст, всегда интересуйтесь, о чем был рассказ, что нового он узнал из него, как можно полученную информацию применить в жизни, какие выводы сделать. Так вы формируете у малыша вдумчивое чтение.
4. Не заставляйте ребенка читать. Привить любовь к чтению можно лишь через интерес.
5. Читайте сами, показывайте пример ребенку. Рассказывайте об интересных фактах и историях из книг, которые прочитали.
6. Играйте в игры с ребенком. Находите на скорость слова на загаданную букву, ищите спрятанные слова в тексте. Развивайте воображение, интересуйтесь, какие события могут быть в книге дальше. Обращайте внимание ребенка на вывески в магазинах, на этикетках, упаковках, чтобы он искал знакомые буквы.
Download Article
Download Article
Adult learners bring their own set of needs to the table. The amount of knowledge adult learners start out with can vary widely. It’s important to assess what your students know, so you can figure out where to begin. Try working on the alphabet and sounds first, then help them pull those together into words. After that, you can build up towards fluency and comprehension.
-
1
Assess what the reader knows. Start by figuring what letter sounds, or phonemes, the person already knows. That way, you can help fill in where they need help without rehashing what they do know.[1]
- Most curriculums have an assessment you can do with students. However, if you need to make your own, make it based on the 6 phoneme tasks.
-
2
Ask questions about phoneme isolation. Phoneme isolation is the ability to identify sounds in words. For instance, you might ask, “What is the first sound in ‘finish’?” or “What is the last sound in ‘past’?”[2]
Advertisement
-
3
Figure out what the student knows about phoneme categorization. Phoneme categorization is the ability to pick out the sounds that don’t belong. For instance, you might ask, “Which word has a different vowel sound: bat, bag, or babe?”[3]
-
4
Discuss phoneme identity. In this task, the student must find the same sound in different words. For example, you might ask, “What is the common sound in ‘paper,’ ‘pitch,’ and ‘pipe’?”[4]
-
5
Ask about phoneme blending. Phoneme blending requires students to join separate sounds together. You could say, “what word do these sounds spell? /s/ /k/ /u/ /p/ (scoop)?”[5]
-
6
Assess the student’s phoneme segmentation. Here, you see whether students can pull the sounds out of a word. It’s the opposite of blending. You could ask, “How many phonemes are there in ‘scoop’?” (/s/ /k/ /u/ /p/)[6]
-
7
Discuss phoneme deletion. In this task, you ask students to delete a sound from a word and see what is leftover. You might ask, “How would you say ‘scoop’ without the /s/ sound?”[7]
Advertisement
-
1
Introduce sounds individually. Go through all the phonemes, using listening activities. For instance, you could use the phoneme /f/ which is the “F” sound in the English language. Start by saying the sound several times while holding up a card with /f/ on it. Then, using flash cards, show the students words that begin with /f/ as you say them slowly, such as “fine,” “fall,” “fast,” and “furry.”[8]
- You can also use words that make that sound with different letters, such as “phone.”[9]
- You can also use words that make that sound with different letters, such as “phone.”[9]
-
2
Differentiate between each individual sound and others. Walk around the room and point to different objects. If it has the /f/ sound, for instance, hold up the card and say the word. If it doesn’t have the sound, don’t hold up the card.[10]
-
3
Reinforce each sound with a short quiz. Have the person number a paper 1 through 10 if they are able. Say a word out loud for each number. On the words that have an /f/ sound, for instance, the student should mark an “f” by it.[11]
Advertisement
-
1
Work on phoneme blending. Give examples of how sounds blend together to form words, such as /k/ /a/ /sh coming together to form cash. Say each sound, then slowly enunciate the word, so the students see how the word comes together.[12]
- Once you’ve given examples, give the students sounds, and have them try to sound out the word for you.
-
2
Play around with other phoneme tasks. Work through other phoneme tasks, such as phoneme deletion and phoneme segmentation. Provide examples of each task, and then ask the students to give you answers.[13]
- For instance, show students how removing the /s/ /p/ from “splash” forms “lash.”
- You could also show students how “hat” can be broken into /h/ /a/ /t/.
-
3
Help with non-decodable words. Non-decodable words are ones that don’t follow the rules of phonetics, such as “who.” English has borrowed words from many languages, which is why many words don’t follow “the rules.” As the adults are trying to sound out words, help them figure out the ones that can’t be decoded by saying it for them. Mostly, these words just need to be memorized.
-
4
Work on spelling. Say a word out loud, one that is phonetically regular and follows the rules you’ve gone over already. Have the students put down a poker chip for each sound in the word, then go back and put a different-colored chip over each spot where a vowel sound is. Then, have the students write down the corresponding letter for each sound.[14]
-
5
Use a children’s book. Using children’s books with adults is a bit controversial, as some feel like it can be demoralizing or condescending for adults. However, children’s books can take adults back to when they were first trying to read, which can be helpful.[15]
Plus, children’s books often include rhyming and alliteration, which helps any beginning reader learn the phonetics of reading.[16]
- Try reading these aloud to your students. If you feel like it might be condescending, try breaking the ice with a little joke, like “Well, we all know Humpty-Dumpty had a great fall, but now we get to read about it! Extra, extra!”
Advertisement
-
1
Have the student(s) read a passage. Begin with a passage the students can read at least some of. Have each student read the passage out loud. As they do, provide feedback on words and anything else they need help with.[17]
- Start with very basic passages. Look for passages for beginning learners.
-
2
Read the passage aloud. Have your students listen to you read the passage aloud, while following along with the text. This helps the students hear how it’s supposed to sound.[18]
-
3
Encourage the students to re-read the passage. Re-reading passages is the main way to learn fluency. Have each student re-read the passage aloud several times, while you provide feedback.[19]
Advertisement
-
1
Introduce new words to the students each lesson. Spend 10 to 15 minutes each lesson working on vocabulary. Bring out 6 to 10 new words, and give them a definition. Talk about the meaning of each word, and use it in a sentence. Ask different students to use the word in a sentence.[20]
-
2
Ask students to look up words as they’re reading. One easy way to build vocabulary is to be exposed to new words in texts. As students are reading at home, they’ll come across words they don’t know. Tell the student to try to figure out what it means first by looking at the sentence. Then, ask the student to look it up to learn the meaning.[21]
-
3
Try vocabulary games. Vocabulary games can help students build up their word knowledge without as much pressure. You can even use common games like Pictionary, Scategories, and charades to help students work on their vocabulary.[22]
- You can also try a game like chalkboard anagram. Write a word on the board, and then have students come up and write a word for each letter. Ask them to pick a word related to the anagram.
- For instance, if you write “COMPUTER,” students could write “Crash,” “Order,” “Mouse,” “Pictures,” “User,” “Technology,” “Email,” and “Reboot.”
-
4
Ask students to paraphrase. As you read together or as they read at home, have the students put what they read in their own words. You can help them along by asking them questions, which can give them hints about what they should be focusing on.[23]
- For instance, you could ask students to paraphrase this passage: “The cat longed to go outside. The cat waited for its chance. It stood by the door and watched for it to open. The humans finally opened it, and the cat ran out when they weren’t looking. The cat visited the neighbors, chased a mouse, and found a warm sun spot to nap. When it got dark, the cat decided to go home because he wanted his dinner.”
- The student might say, “The cat wanted to go outside, so he did. He had an adventure and then came home when he was hungry.”
-
5
Encourage students to draw what they hear. Another way to help students comprehend what they’re hearing is to draw a picture as you read. Creating a visual image can assist students in synthesizing information, as it requires them to listen, hear, and reproduce the text in some form.[24]
- If students have trouble with this task, start by helping them study pictures that are already with the text. You can also talk about what you see when you read the text.
-
6
Create summaries by highlighting main ideas. Have students read a passage. As they do, ask them to highlight or underline what they see as the main ideas or thoughts of the passage. When they’re done have them pull it together in a summary.
Advertisement
Resources for Teaching Adults to Read
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
The good thing about adult learners is they can work on their own, and they are generally motivated to learn. They also have a lot of experience. However, they also tend to have less time than younger learners. They may get frustrated more easily, as they tend to be self-conscious about not being able to read. It’s important to be patient and encouraging with adult learners.[25]
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To teach adults to read, introduce sounds individually by holding up a card with a letter on it, such as “F,” and saying the sound several times Then, show the student words that begin with the “F” sound, such as “fine,” “fun,” and “fast.” Additionally, point to different objects and hold up the “F” card if it starts with that sound. Once the student masters a sound, work on how they blend together to form words. For example, say each sound in the word “fun,” then show how they come together to form a word. To learn how to use children’s books when helping adults learn how to read, keep reading!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 28,623 times.
Did this article help you?
Возьмите книгу и проверьте эффект на себе прямо сейчас.
Предыстория: «Проект PX»
Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Эта статья — выдержка сведений из того семинара и личный опыт ускорения чтения.
Итак, «Проект PX» — это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Он проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.
Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас в связи с особенностями языка — от 120 до 180. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.
Всё, что нужно, — это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.
Подготовка
Для нашего эксперимента вам понадобится:
- книга объёмом не менее 200 страниц;
- ручка или карандаш;
- таймер.
Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).
На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.
Полезные советы
Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, которые помогут увеличить скорость чтения.
1. Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста
Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.
Каждая остановка глаз на тексте длится от ¼ до ½ секунды.
Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:
Ну как, чувствуете?
2. Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту
Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.
В среднем на сознательные и бессознательные возвраты уходит до 30% времени.
3. Улучшайте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку
Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.
4. Тренируйте навыки по отдельности
Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.
Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.
Упражнения
1. Определение начальной скорости чтения
Сейчас придётся посчитать количество слов и строчек в книге, которую вы выбрали для тренировки. Будем вычислять примерное количество слов, поскольку вычислять точное значение будет слишком муторно и долго.
Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40 : 5 = 8 — в среднем восемь слов в строчке.
Дальше считаем количество строчек на пяти страницах книги и делим полученное число на пять. У меня получилось 194 строки, я округлила до 39 строк на странице: 195 : 5 = 39.
И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 × 8 = 312.
Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.
Сколько получилось? У меня чуть больше страницы — 328 слов.
2. Ориентир и скорость
Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса. В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец.
Техника (2 минуты)
Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.
Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания, ведь это упражнение на развитие скорости.
Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.
Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.
С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь при помощи ручки или карандаша, кажется, что зрение опережает карандаш и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредотачивается по странице, будто фокус отпустили и он начал плавать по всему листу.
Скорость (3 минуты)
Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше половины секунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).
Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из прочитанного, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.
За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении — не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.
Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.
3. Расширение области восприятия
Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.
Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.
Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а человек теряет от 25 до 50% времени.
Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.
Вот пример. Прочитайте это предложение:
Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.
Если вы начинаете читать со слова «студенты» и заканчиваете «чтением», то экономите время на прочтение целых пяти слов из восьми! А это сокращает время на чтение этого предложения более чем вдвое.
Техника (1 минута)
Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее: начинайте с первого слова строчки и заканчивайте последним. То есть пока никакого расширения области восприятия — просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.
Техника (1 минута)
Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.
Скорость (3 минуты)
Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).
Если вы не поймёте ничего из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о понимании. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.
4. Проверка новой скорости
Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту — в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.
Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.
Если вы попробовали эту методику прямо сейчас, делитесь успехами в комментариях. Сколько слов в минуту получилось до и после?
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.