Русский язык пользуется преимущественно алфавитной письменностью на основе кириллицы.
Вопрос о дохристианском письме у восточных славян[править | править код]
Ряд исследователей (В. А. Истрин[1], Л. П. Якубинский, С. П. Обнорский, Б. А. Ларин, П. Я. Черных, А. С. Львов) высказывали предположение о существовании дохристианской некириллической письменности у восточных славян[2]. Об этом косвенно свидетельствуют упоминания в ряде исторических источников: в сказаниях черноризца Храбра «О письменах»[3], в «житиях Мефодия и Константина»[4], записях Ибн Фадлана[1] и Фахр-и Мудаббира[5][к. 1], «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» Ан-Надима[1], книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» Аль-Масуди[1][6]. Однако сами литературные памятники этой письменности не обнаружены[7].
Древнейшими известными русскими памятниками письменности являются договоры с Византией X века. Они свидетельствуют о знакомстве Руси с кириллицей ещё до Крещения. Однако их подлинники не сохранились. Известны только списки в составе «Повести временных лет»[8][1][9].
Кирилло-мефодиевская миссия и Русь[править | править код]
Кирилл и Мефодий и их непосредственные ученики, насколько можно судить по известным нам источникам, лично не проповедовали у восточных славян. Однако по некоторым косвенным свидетельствам предполагают, что восточные славяне могли входить в перспективный кругозор их миссии. В «Житии Кирилла» сказано о чудесном обретении им в Крыму Евангелия и Псалтири «руськыми письмены писаных» (ряд исследователей предполагает, что это место испорчено вместо «сурськыми» — сирийскими). В IX веке предположительно в монастыре Райхенау в Швабии, где, как недавно доказано, останавливался со спутниками Мефодий, был создан так называемый Баварский географ, где упоминаются восточные славяне, в том числе Русь, и их соседи — хазары и жившие тогда в Причерноморье угры (венгры). Комплекс болгарских памятников, связанных с миссией Кирилла и Мефодия (их жития, «Сказание о преложении книг на словенский язык», «Повесть о поселении славян на Дунае и нашествии угров»[10], «Сказание черноризца Храбра о письменах», возможно, также апологетическая «Речь философа»), попадает на Русь в X веке и становится очень популярным. Создатели славянской азбуки на Руси осознаются как просветители всех славян, в том числе и восточных.
Проникновение славянской азбуки на Русь[править | править код]
Вероятно, старославянская письменность (старославянская кириллица и глаголица) использовалась на Руси ещё в языческий период (в том числе христианским меньшинством), к данному периоду относится кириллическая гнёздовская надпись на корчаге (вторая четверть — середина X века[15]). С самого начала безусловно преобладает кириллица, однако есть свидетельства бытования и глаголицы на Руси в X—XI веках, причём из дошедшей до нас в поздней копии записи попа Упыря Лихого 1044 года известно, что глаголица на Руси ассоциировалась с Кириллом и называлась «кириллицей».
Массовым стало проникновение письменности на Русь после Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Начинается централизованное «учение книжное» детей социальной элиты («нарочитой чади»). К памятникам самого раннего периода относятся: церковные книги (Новгородский кодекс рубежа X—XI веков, Остромирово евангелие середины XI века), надписи на древнерусских деревянных «цилиндрах-замках» (пломбах)[16] и мечах (конец X века), легенды монет Владимира, Святополка и Ярослава, тексты на княжеских печатях, надписи на стенах церквей, берестяные грамоты (примерно с 1030 года).
Древнерусская письменность (XI—XVII века)[править | править код]
Надпись из «Каллиграфического подлинника» 1604 года: «Помяни, Господи, душа усопших раб Своих и рабынь»
Типы почерков[править | править код]
Тексты переписывались писцами либо в ширину всей страницы, либо в два столбца, особенно если формат рукописи был велик.
Различаются три типа почерков:
- устав — торжественное, спокойное, крупное письмо,
- полуустав — более беглое, менее строгое письмо; может быть наклонным, но еще сохранять чёткость и раздельное написание каждой буквы; появляется с конца XIV века; имеет много вариантов,
- скоропись — письмо, в котором буквы соединяются между собой связками, что давало писцу возможность писать относительно быстро.
Кроме этих основных почерков, имеется много промежуточных типов: полуустав, переходящий в скоропись, каллиграфический полуустав, которым, например, написаны тома Лицевого летописного свода XVI века, своеобразная скоропись, которой написаны берестяные грамоты и др.[17]
Материал письма[править | править код]
Первоначально рукописи писались на особым образом выделанной коже. На Руси она называлась «кожа», «телятина», позднее — «хартия». Чаще всего материал выделывался из кожи телят. В науке он носит название «пергамен».
Примерно на стыке XIV и XV веков начинает использоваться бумага. Бумага была импортной. При Иване Грозном и в XVII веке была бумага и русского производства. На бумаге обычно имелись водяные знаки, или филиграни, видные на просвет. Фабриканты, производившие бумагу, выкладывали знак своей фабрики на проволочной сетке, на которую откидывалась бумажная масса при изготовлении. Эти знаки изнашивались, их приходилось менять, при этом знак варьировался. По бумажным знакам фабрикантов определяется время изготовления бумаги и приблизительно устанавливается время создания рукописи[17].
Древнерусская письменность XI—XIV веков[править | править код]
Книжная письменность[править | править код]
- Устав (шрифт)
Бытовая письменность[править | править код]
- Скоропись (шрифт)
Второе южнославянское влияние[править | править код]
Основная статья: Второе южнославянское влияние
Великорусская (старорусская) письменность XIV—XVII вв[править | править код]
- Полуустав (шрифт)
- Вязь
Петровская реформа шрифта и графики[править | править код]
Гражданский шрифт «первого типа» крупного кегля, 1707
В 1708 году был создан русский гражданский шрифт, причём в изготовлении эскизов букв принимал активное участие сам Пётр I. В 1710 году был утверждён образец нового шрифта азбуки. Это была первая реформа русской графики. Суть петровской реформы заключалась в упрощении состава русского алфавита за счёт исключения из него таких избыточных букв, как «пси», «кси», «омега», «ижица» и другие, упразднении омофоничных пар «иже — и» (И — I), «зело — земля» (S — З). Однако впоследствии часть этих букв была восстановлена в употреблении. В ходе введения гражданского шрифта появилась буква Э («Э» оборотное), для того чтобы отличать её от йотованной буквы Е, а юс малый был вытеснен буквой Я (восходящей к одному из его скорописных вариантов).
В гражданском шрифте впервые устанавливаются заглавные (большие) и строчные (малые) буквы.
Изменения графики и орфографии XVIII—XIX веков[править | править код]
Буква Й (и краткое) была введена Академией наук в 1735 году Букву Ё впервые применил Н. М. Карамзин в 1797 году для обозначения звука [о] под ударением после мягких согласных, например: нёбо, тёмный.
К XVIII веку в разговорном языке звук, обозначавшийся буквой ять, совпал со звуком [э] (в литературном языке до конца XVIII века на месте «ять» полагалось произносить дифтонг «иэ», такое произношение сохранялось в начале XIX века в ряде провинциальных диалектов). Буква Ѣ, ѣ (ять), таким образом, оказалась излишней, но по традиции, она ещё длительное время удерживалась в русской азбуке, вплоть до 1917—1918 годов.
XX век[править | править код]
Реформа графики и орфографии 1917—1918[править | править код]
Реформой орфографии 1917—1918 годов были исключены все буквы, дублировавшие друг друга: «ять», «фита», «и десятеричное». Буква Ъ (ер) была сохранена только как разделительный знак, Ь (ерь) — как разделительный знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного. В отношении Ё в декрете имеется пункт о желательности, но не обязательности употребления этой буквы. Реформа 1917—1918 годов упростила русское письмо и вызвала серьёзную критику со стороны И. А. Бунина, И. А. Ильина, В. И. Иванова и других выдающихся деятелей философии и литературы.
См. также[править | править код]
- Русская_латиница#Советский_проект
- Русский язык
- Кириллица
- Глаголица
- Известия отделения русского языка и словесности Академии наук
- Древнерусские тайнописи
Примечания[править | править код]
- Комментарии
- ↑ В исторической литературе прежних лет его имя часто приводится как Фахр ад-Дин Мубарак-шах Марварруди. Английский востоковед Э. Д. Россruen, опубликовавший в 1927 году часть рукописи «Тарих-и Фахр уд-дин Мубарак-шах», по ошибке приписал её авторство Фахр уд-дин Мубарак-шах Марваруди (Faḵr-al-Dīn Abū Saʿīd Mobārakšāh b. Ḥosayn Marverūdī), придворному поэту Гуридов, умершему в 1205 году. Как позже установил индийский ученый Ага Абдус-Саттар Хан (Abdus-sattar Khan), на самом деле, рукопись принадлежала перу историка Фахр-и Мудаббиру, по прозвищу Мубаракшах.
- Источники
- ↑ 1 2 3 4 5 В. А. Истрин. Возникновение и развитие письма, М., 1965. Дохристианская письменность славян. стр. 442—466 Архивная копия от 3 октября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Ковалевская Е. Г. Избранное. 1963—1999 / Под ред. д-ра филол. наук проф. К. Э. Штайн. — СПб. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. — 687 с. стр. 42—43 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- ↑ Черноризец Храбр. О писменехь Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine Перевод В. Я. Дерягина
- ↑ Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. стр. 131
- ↑ Бартольд В. В. Работы по исторической географии: В 4 т. О письменности у хазар. — М.: Вост. лит., 2002—2003. стр. 466 Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди (писал от 20 или 30 до 50-х годов X века по Р. X.). Дата обращения: 25 декабря 2015. Архивировано 3 октября 2015 года.
- ↑ Н. К. Фролов, С. М. Белякова, Л. А. Новикова. Введение в славянскую филологию. Тюмень, 2002. С. 124.
- ↑ Памятники русского права. М. : Госюриздат, 1952. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X—XII вв. / под ред. С. В. Юшкова; сост. А. А. Зимин.
- ↑ С. П. Обнорский. Язык договоров русских с греками. Сб.: «Язык и мышление», вып. V—VI. М,—Л., 1936, стр. 403.
- ↑ Свердлов М. Б. К истории великоморавской культурной традиции на Руси конца XI — начала XII в. Архивная копия от 3 мая 2019 на Wayback Machine // Петербургский исторический журнал, 2015
- ↑ Гнёздово / Пушкина Т. А. // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 271. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
- ↑ Нефедов В. С. Археологический контекст «древнейшей русской надписи» из Гнёздова // Гнёздово. 125 лет исследования памятника. Труды ГИМ. Вып. 124. М., 2001. С. 65.
- ↑ Гнёздовская надпись — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Львов А. С. Еще раз о древнейшей русской надписи из Гнездова // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. — Т. XXX. Вып. 1. — М., 1971. — С. 47—52 Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Нефедов В. С. Археологический контекст «древнейшей русской надписи» из Гнездова // Гнездово. 125 лет исследования памятника. Труды ГИМ. Вып 124. М., 2001. С. 65.
- ↑ В. Л. Янин: Очерки истории средневекового Новгорода. Дата обращения: 2 января 2011. Архивировано 16 августа 2018 года.
- ↑ 1 2 Лихачёв Д. С. Введение Архивная копия от 13 сентября 2019 на Wayback Machine // История русской литературы X—XVII вв. : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье и др.; Под ред. Д. С. Лихачева. М. : Просвещение, 1979. 462 с., ил.
Ссылки[править | править код]
- Письменность в дохристианской Руси
- Второе южнославянское влияние в Древней Руси: историко-культурные условия и книжные центры
К содержанию журнала «Советская археология» (1960, №2)
1
Археологические исследования древнерусских городов и поселений, широко развернувшиеся в послевоенный период, позволили сделать целый ряд выдающихся открытий по истории культуры древней Руси и, в частности, по истории письменности. Находки грамот на бересте в древнем Новгороде[ref]За 1951—1959 гг. при раскопках в Новгороде было найдено 375 грамот на бересте и одна на свинцовой пластинке. Кроме того, при земляных работах в Новгороде было найдено еще три грамоты. См. А. В. Арциховский и М. Н. Тихомиров. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 года). М., 1953; А. В. Арциховский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1952 года), М., 1954; А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1953 и 1954 гг.). М., 1958; их же. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1955 г.). М., 1958; А. В. Арциховский. Раскопки 1956 и 1957 гг. в Новгороде. СА, 1958, № 2, стр. 227—242; его же. Новые Новгородские грамоты. СА, 1960, № 1, стр. 230—244.[/ref], а затем в Смоленске[ref]Д. А. Авдусин. Возникновение Смоленска. Смоленск, 1957, стр. 49—51, рис. 12.[/ref], Пскове[ref]Раскопки Г. П. Гроздилова 1958 г. Доклад 8 апреля 1959 г. на пленуме ИИМК, посвященном археологическим исследованиям за 1958 г.[/ref] и Витебске[ref]Н. Н. Дроченина, Б. А. Рыбаков. Берестяная грамота из Витебска. СА, 1960. № 1, стр. 282—283.[/ref], сотни предметов с надписями, найденные во многих древнерусских городах, сотни вновь открытых надписей XI—XII вв. на стенах древних церквей — все эти открытия свидетельствуют о широком распространении письменности и грамотности среди городского населения древней Руси, а не только среди знати и духовенства, как считалось раньше.
Благодаря раскопкам стали известны не только грамоты и надписи, но и многочисленные орудия, с помощью которых были написаны (процарапаны) все упомянутые памятники древнерусской письменности.
Только в Новгороде за последние годы было найдено более 50 подобных железных, бронзовых и костяных инструментов для писания на бересте и на специальных навощенных дощечках (см. табл. 1). Четыре такие дощечки также найдены при раскопках. Инструменты для писания на навощенных дощечках имеют вид заостренного стержня с лопаточкой на противоположном конце (рис. 1, 1—10).
В античный период в Греции и Риме подобные орудия письма имели широкое распространение и назывались стилями (stilos — греч. и stilus — лат.). На Руси они назывались писалами (ед. ч. — писало).
Кроме Новгорода, подобные инструменты для писания (66 экз.) были найдены более чем в 30 древнерусских городах и городских поселениях (табл. 2). Единственное исключение представляют находки двух писал на Пировом селище Владимирской области, но, по заявлению автора раскопок В. В. Седова, и это поселение, по-видимому, было не селищем, а городским посадом.
До последнего времени древнерусские стили — писала в музейных описях и публикациях именовались «булавками», «обломками браслетов» (В. Б. Антонович), «ложечками для причастия» (Б. Н. и В. И. Ханенко и Я. Пастернак), «инструментами для обработки кожи» (В. Р. Тарасенко) и т. п. Между тем полная аналогия их с древнеримскими стилями, как и полная аналогия новгородских дощечек с навощенными дощечками Рима, на которых писали стилями, не оставляет никакого сомнения в их назначении[ref]Daremberg et Saglio. Dictionnaire des antiquites grecques et romaines, т. 4, ч. 2, Paris, 1908, стр. 1510, рис. 6635; т. 5, Paris, 1912, стр. 12, рис. 6730.[/ref]. Острием стержня писали по навощенной дощечке, а лопаточкой разглаживали слой воска и затирали написанное. В древней Руси, судя по характеру надписей, стили-писала широко использовались и для писания на бересте, камне и штукатурке. Это своеобразный древнерусский карандаш, который необходимо было время от времени затачивать.
Рис. 1. Новгородские писала X — начала XII вв. 1, 2 — костяные, середины X в. и первой половины XI в.; 3 — железное, середины XI в.; 4, 5, 6 — железные, рубежа XI —XII вв.; 7 — железное, второй половины XI в.; 8— бронзовое, второй половины XI в.; 9, 10 — бронзовые, рубежа XI —XII вв.
Рис. 2. Новгородские писала XII—XIII вв. 1 — железное, первой половины XII в.; 2 — железное с серебристым покрытием (в кожаном чехле), середины XIII в.; 3 — костяное с резной головой дракона, XII — XIV в в.
Подобные стили, помимо древней Руси, где они получили очень широкое распространение уже в XI в., известны и по находкам в Польше (в Познани и Гнезно). Ян Жак, опубликовавший эти стили в 1954 г., правильно определил их назначение по аналогии с древнеримскими[ref]Jап Jak. Wczesnosrednioweczne rylce do pisania na tablicach woskowych. Dawna Kultura, вып. 1, 1954, стр. 15—16; его жe. Z dziejow znajomosci pisma w Polsce. Slavia Antiqua, т. V. Poznan, 1956, стр. 377—387.[/ref]. Из советских исследователей только Б. А. Тимощук в 1956 г. истолковал назначение подобных стержней как инструментов для писания на навощенных дощечках[ref]Б. А. Тимощук. Об инструментах для письма («стилях»), КСИИМК, вып. 62, 1956, стр. 155—156.[/ref].
Тот факт, что они являются орудиями писания, доказывают также случаи нахождения их в кожаных чехлах. В Новгороде, в этой неисчерпаемой кладовой материальной культуры древней Руси, из 50 стилей четыре были найдены в специально для них сделанных кожаных чехольчиках: из них три стиля металлических (рис. 2, 2; рис. 3, 9, 10 и рис. 4, 2, 3, 6; табл. 1, №№ 32, 48 и 49) и один костяной (типа, изображенного на рис. 4, 5)[ref]Найден в 1958 г. в слое 11-го яруса (XIII в.), пласт 15, квадрат 1539. Подобных инструментов в Новгороде найдено несколько, но без футляров. Они относятся к XII—XIV вв. (например, 18—20—971 и 9—14—71). Длина их — от 11 до 15 см, в сечении круглые и граненые.[/ref]. Их носили писцы и грамотные горожане на узких ремешках подвешенными к поясу. Эти находки подтверждают высказанное М. Н. Тихомировым предложение, что многочисленные граффити новгородских церквей XI—XII вв. были сделаны писцами или горожанами постоянно носившими эти орудия писания при себе[ref]А. В. Арциховский и М. Н. Тихомиров. Новгородские грамоты на бе реете (из раскопок 1951 года), стр. 14.[/ref].
Новые материалы имеют важное значение для истории древнерусской письменности. Они позволяют выяснить некоторые вопросы культурного развития древней Руси, и в частности, вопрос о письменных принадлежностях, употреблявшихся при обучении грамоте. Древнерусские писала представляют большой интерес для археологов еще и потому, что форма их лопаточки была устойчивой и характерной для определенного исторического периода и имеет датирующие признаки.
Из известных в настоящее время 117 стилей абсолютное большинство (82) сделаны из железа, 30 — из бронзы и других сплавов и только 5 из кости. По форме лопаточки их можно разделить на 15 типов, каждый из которых употреблялся в определенное время. Основу нашей классификации составляют писала из Новгорода, так как новгородская стратиграфия позволяет датировать слои с точностью до четверти века.
Время бытования стилей из других центров древней Руси, где их дата хорошо определяется, полностью совпадает с периодом их употребления в Новгороде. Это лишний раз подтверждает единство культуры древней Руси и значение стратиграфической шкалы Новгорода для определения абсолютных дат разных категорий древнерусских вещей.
Ниже приводится характеристика типов в хронологическом порядке, от более древних к более поздним.
Тип 1. Лопаточка имеет форму четырехугольника (рис. 1, 1) или слегка расширенной к острию трапеции с отверстием в центре (рис. 1, 2). Все пять экземпляров костяные, из Новгорода, относятся ко второй половине X в. и к первой половине XI в. (табл. 1, №№ 1—5).
Тип 2 (рис. 1, 3—5; табл. 1, №№ б—8)[ref]Ввиду того, что подробные данные о размерах, материале, месте находки и др. приведены в таблицах 1 и 2, при характеристике типов они даваться не будут.[/ref]. Лопаточка почти полукруглой формы. Всего известно 10 экземпляров: три из Новгорода, остальные из Минска, Новогрудка, Друцка, Старой Рязани и Галича. Новгородские стили найдены в слоях середины XI — первой половины XII вв. Этим же временем датируются стили из Минска (Э. М. Загорульским), Друцка и Новогрудка (см. табл. 2, №№ 2, 3, 12, 13, 15, 38 и 54). Они железные и бронзовые, как и все последующие типы.
Рис. 3. Новгородские писала XII—XIII вв. 1 — железное, второй половины XII в.; 2 — железное с покрытием из золотисто рубежа XII — XIII вв.; 3— железное, середины XIII в.; 4, 5. 6 — железные, второй пол. XII в.; 7, 8 — железные с серебристым покрытием, первой половины XIII в.; железное с серебристым покрытием писало и кожаный чехол от него, середины XIII железное с серебристым покрытием, середины XIII в.
Рис. 4. Новгородские писала XIII—XV вв. и дощечки для писания по воску. 1 — железное, второй половины XIII в.; 2, 3 — кожаный чехольчик (а — вид спереди, о — вид сбоку, в — вид сзади) и писало из белого сплава, хранившееся в нем, рубеж XIV — XV вв.; 4 — железное, первой половины XIV в.; 5 — костяная проколка первой половины XII в. (подобные проколки использовались для писания на навощенных дощечках и бересте); 6 — железное, хранившееся в кожаном чехле, рубежа XIV — XV вв.; 7 — обломок деревян¬ной дощечки (можжевельник) для писания по воску, первая половина XI в.; 8 — сосновая дощечка для писания по воску, рубеж XIV — XV вв., незаконченная обработкой
Тип 3 (рис. 1,6,7; табл. 1, №№9—11). Лопаточка имеет форму широкого бокальчика. Известно только четыре писала этого типа: три из Новгорода и один из Вщижа. Новгородские относятся ко второй половине XI — началу XII в. и один — к первой половине XIII в. Писало из Вщижа (рис. 5, 3) датируется слоем городища (XI — первая половина XIII в.). Вероятно, этими рамками и ограничивается период бытования данного типа.
Тип 4 (рис. 1, 8, 9; рис. 2, 1; табл. 1, №№ 12—14). Лопаточка имеет форму полукруга или перевернутого треугольника с полукруглыми зубчиками по краям. Всего известно 12 экземпляров писал этого типа: из Новгорода, Киева, Минска, Вышгорода Киевского, Новогрудка, Волковыска, Ковшаровского городища (табл. 2, №№ 1, 8, 10, 11, 23, 24, 29, 33, 58). В Новгороде они бытовали во второй половине XI и первой половине XII в. В Минске и Новогрудке они датируются также XI—XII вв , в остальных городах — домонгольским периодом.
Тип 5 (рис. 1, 10; табл. 1, № 15). Лопаточка фигурная, с крестообразной прорезью. Известно четыре писала этого типа двух вариантов. Все они бронзовые, литые. К первому варианту относятся два писала: из Новгорода (рубеж XI и XII вв.) и из Вышгорода Рязанского (рис. 5, 1; табл. 2, № 56). Второй вариант представлен также двумя экземплярами: из Витичева и Звенигорода Львовской области (рис. 5, 7; табл. 2, №№ 30 и 47). Оба они датируются суммарно домонгольским периодом. Если писало из Вышгорода Рязанского, тождественное новгородскому, можно отнести к XI—XII вв., то второй вариант, вероятнее всего, датируется XII—первой половиной XIII вв., судя по некоторым элементам сходства с типом 6. Не исключено, что два последних были отлиты в одной литейной форме.
Тип 6 (рис. 3, 1; табл. 1, № 16). Лопаточка имеет форму острореберного бокальчика. К лезвию лопаточка сильно расширяется, боковые сто¬роны ее резко вогнуты, а короткие плечики прямые или слегка вогнутые. Известно пять писал этого типа: из Новгорода (вторая половина XII в.), из Галича Волынского (слой XII в.), из Княжей Горы и из б. Киевской губ. (рис. 5, 5; табл. 2, №№ 25, 27, 31, 37).
Тип 7 (рис 3, 2, 3; табл. 1, №№ 17—21) Лопаточка имеет форму изящного бокальчика с оттянутыми краями. Известно 29 желез¬ных и бронзовых стилей этого типа из 15 древнерусских городов: Новго¬рода, Киева (рис. 5, 10), Минска, Волковыска, Браслава, Изяславля, Галича, Чернигова, Старой Рязани (рис. 5, 9), Вышгорода Рязанского (рис. 5, 2) и других (табл. 2, №№ 4, 5, 7, 14, 16—21, 26, 28, 34, 36, 39—41, 44, 55, 57, 59, 60, 61). Это самый распространенный тип древнерусского писала XII и первой половины XIII вв.
Период бытования этого типа на Руси определяется по пяти новгородским экземплярам и писалам из Киева, Изяславля и Галича, найденным в хорошо датированных слоях. В Новгороде писала данного типа появились в первой половине XII в. и употреблялись до середины XIII в. В Киеве подобный бронзовый стиль был найден при раскопках М. К. Каргера в мастерской ювелира XII — первой половины XIII в. Изяславль, раскопанный М. К. Каргером, датируется тем же временем. В Галиче подобные стили происходят из слоя XII—XIII вв. (Галич так же, как Изяславль, был разрушен монголами в 1241 г.). Безусловно, не может быть случайным удивительно точное совпадение периода бытования сходных типов стилей из Новгорода и других городов во всех случаях, когда датировка слоев или жилищ там не суммарная, а вполне определенная и хорошо обоснованная.
Рис. 5. Древнерусские писала XI—XIII вв. 1 — бронзовое, из Вышгорода Рязанского, XI—XII вв.; 2 — бронзовое, из Вышгорода Рязанского, первой половины XIII в.; 3 — железное, из Вщижа, XI — XIII вв., 4 — бронзовое, из Новогрудка, XI XII вв.; 5 — железное, из Друцка, XII в.; 6 — железное с серебристым покрытием, из Новогрудка, XI —XII вв.; 7 — бронзовое, из Битичева, XII — первой половины XIII в.; 8 — железное, из Галича Волынского, XII в.; 9 — железное, из Старой Рязани, XIJ —первой половины XIII в.; 10 — железное, из Киева, XII — первой половины XIII в.; 11 — железное, изПирова се¬лища (городской посад) Владимирской обл., XI —XIII вв.; 12 — железное, из Смоленска, XIII в.
Тип 8 (рис. 3, 4—6; табл. №№ 22—29). Лопаточка писала этого типа вместе с шейкой и стержнем имеет форму буквы «Т» или иногда форму сечки. Этот тип был одним из самых распространенных в Новгороде со второй половины XII в. до середины XIII в. В Новгороде найдено восемь экземпляров таких писал и по одному в Пскове (XIII в.) и Минске (табл. 2, №№ 6 и 53). Все они железные, как и в Познани (Польша), где этот тип также имел распространение[ref]Jan Zak. Wczesnosredniowieczne rycle do pisania па tablicach woskowych, стр. 15—16; его ж e. Z dziejow znajomosci pisma w Polsce. стр. 377 сл., рис. 7 и 9.[/ref]. Датировка писал этого типа из Минска и Познани твердо не установлена. Единственный экземпляр из Минска Э. М. Загорульским относится к XI в., что явно не соответствует дате абсолютного большинства стилей. В Познани Ян Жак датирует их, видимо, слишком поздним временем (XIV и XVI вв.), правда, со знаком вопроса[ref]Slavia Antiqua, V, стр. 380.[/ref].
Тип 9 (рис. 3, 7; табл. 1, № 30). Лопаточка пятиугольная. Известно всего четыре экземпляра этого типа: один из Новгорода первой половины XIII в., один из Киева и два из Ленковецкого городища (табл. 2, №№ 22, 48 и 50), где они датируются XII и первой половиной XIII в. Это, видимо, и есть период их распространения на Руси.
Тип 10 (рис. 3, 8, 9 табл. 1, №№ 31—36). Лопаточка в виде овала со срезанным верхом, прямым лезвием с прямоугольными крылышками. В Новгороде найдено шесть экземпляров, которые датируются с первой половины XIII в. до середины XIV в. включительно. Одно писало этого типа, относящееся к середине XIII в., было найдено в прекрасном кожа¬ном чехольчике с клапанком и отверстиями для узенького ремешка или шнурка для подвешивания к поясу (рис. 2, 2 и 3, 9, 10; табл. 1, № 32). Само писало железное, покрытое серебристым металлом (серебром или полудой; анализ не производился). По-видимому, этот тип характерен для Новгорода, так как в других городах он пока не встречен.
Следует отметить, что стержень стилей этого типа, как и типа № 7 и некоторых других, часто бывает перекручен у лопаточки, тогда как рабо¬чая часть острия всегда круглая в сечении. Нередко писала этого типа имели серебристое покрытие.
Тип 11 (рис. 3, 11; табл. 1, №№ 37—41). Лопаточка писал этого типа с зубчатыми фигурными вырезами с двух сторон. Эти зубчики часто имеют вид ласточкина хвоста. Всего известно девять экземпляров: пять из Новгорода и по одному из Смоленска (рис. 5, 12), с Княжей Горы, из Старой Ладоги и Пирова селища (рис. 5, 11). Время их распространения в Новгороде определяется второй половиной XII — серединой XIII в. (включительно). В Смоленске стиль найден в слое XIII в., стиль из Княжей Горы датируется домонгольским временем, стиль из Старой Ладоги — датой слоя XII—XV вв. и из Пирова селища — XI—XIII вв. (табл. 2, №№ 32, 52, 62, 64).
Тип 12 (рис. 4, 1; табл. I, №№ 42—44). Лопаточка имеет вид треуголь¬ника, с прямым лезвием и выпуклыми, плавно переходящими в стержень сторонами. Лопаточка иногда с тремя круглыми отверстиями, стержень бывает перекручен. Всего известно пять стилей этого типа: из Новгорода, Ленковецкого городища и Пирова селища (табл. 2, №№ 51, 63). В Нов¬городе этот тип появился в первой половине XIII в. и существовал до начала XIV в. включительно. Оба остальные поселения прекратили свое существование во время монгольского нашествия.
Тип 13 (рис. 4, 4; табл. 1, №№ 45—47). Лопаточка в виде перевернутого треугольника. Всего известно семь писал этого типа: три из Новго¬рода, где они бытовали со второй половины XII в. до первой половины XIV в. включительно, и по одному из Волковыска (верхний слой), Чернигова (XII—XIII вв.), Ленковецкого городища (XII—XIII вв.) и Спасского городца (XII—XIV вв.). Следовательно, период бытования данного- типа на Руси — XII—XIV вв. (табл. 2, №№ 9, 45, 49, 65).
Тип 14 (рис. 4, 2, 3; табл. 1, № 48). Этот тип представлен единственным экземпляром из Новгорода, датирующимся рубежом XIV и XV вв. Лопаточка его с тремя круглыми отверстиями, расположенными в два яруса; стороны с перехватом. Писало или покрыто полудой, или сделано из какого-то белого сплава; найдено в кожаном чехольчике с отверстия¬ми для узкого ремешка, на котором оно висело на поясе.
Тип 15 (рис. 4, 6; табл. 1, №№ 49, 50). Этот тип писала не имеет лопаточки и был предназначен, по-видимому, для писания на бересте. Известно три писала этого типа. Все они имеют вид граненого железного за¬остренного стержня с головкой. Появился этот тип писала в Новгороде в самом конце XIV в. и просуществовал до XVI в. Кроме Новгорода, один экземпляр найден в Никульчино близ Кирова в слое XIV—XV вв. (табл. 2, № 66). Один новгородский стиль был в кожаном чехле.
Заканчивая обзор типов древнерусских писал, следует сказать, что они почти всегда украшались. В основании лопаточки стержень имел яблоко или ряд резных валиков, железо покрывалось серебристой полудой или золотистой бронзой, лопаточка иногда инкрустировалась узорами из серебра или украшалась фигурной резьбой, прорезями и т. п.
Употреблялись они, несомненно, для писания как на навощенных дощечках, так и на бересте. Для писания на бересте могли использоваться писала 15-го типа, а также многочисленные костяные «проколки» и острия вроде толстых игл, подобные изображенному на рис. 4, 5. Одно такое острие, найденное в кожаном чехле (о чем упоминалось выше), позволяет с уверенностью считать такие острия стилями для писания на бересте.
Иногда костяные писала украшались резным узором и представляли собой замечательные произведения искусства. Одно писало, из рога лося с выразительной резной головой дракона и сложной плетенкой по шейке, было найдено Е. В. Дружининой в октябре 1959 г. в Новгороде при наблюдениях за земляными работами примерно в 24 м к югу от древней Козьмодемьянской улицы. Судя по орнаменту, оно может относиться к XII—XIV вв. Писало это длительное время использовалось по назначению, о чем свидетельствует стертость орнамента на боковых его сторонах и следы обстругивания на рабочем остром конце. Его носили подвешенным на узком ремешке или шнуре, продевавшемся в оскаленную пасть дра¬кона. Стержень, круглый в сечении, слегка изогнут и очень удобно дер-жится в руке в рабочем положении. Заостренный конец его чуть-чуть об¬ломан (рис. 2, 3).
На бересте писали (судя по характеру процарапанных штрихов на новгородских грамотах) костяными и металлическими писалами, а иног¬да просто острием ножа[ref]Грамота № 69, написанная во время похода под Угличем в XIII в. См. А. В. Арциховский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1952 г.), стр. 71.[/ref].
Описанные выше стили на Руси назывались писалами, что этимологически точно соответствует орудию писания[ref]См. И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка, т. II, СПб., 1895, стр. 934.[/ref]. Древнейшие упоминания этих орудий писания восходят к середине XI в. Писало упоминается в рукописи Упыря Лихого 1047 г.[ref]И. И. Срезневский. Ук. соч., т. I, СПб., 1893; указатель сокращений, стр. 22.[/ref]. В другой рукописи XI в. писало упоминается в сочетании с доской, что вполне соответствовало их реальной взаимосвязи[ref]А. Будилович. «XIII слов Григория Богослова» в древнеславянском переводе по рукописи имп. публичной библиотеки XI века. Критико-палеографический труд А. Будиловича. СПб., 1875, стр. 64 (листы рукописи 83—84).[/ref]. Исследователь этой рукописи А. Будилович считает ее новгородской. Данная рукопись в 1276 г. находилась в Новгороде у переписчика, имя которого было Чегл или Чегол. (Интересно, что в Неревском конце Новгорода уже в XII в. упоминается Чеглова улка.)
Писала упоминаются и в более поздних письменных источниках, в частности в «Житии Евфросина Псковского», первоначальная редакция которого, как убедительно доказал Н. Серебрянский, относится к самому концу XVI в. и была составлена в одном из новгородских монастырей[ref]«Житие преподобного Евфросина Псковского» (первоначальная редакция).— К изданию приготовил Н. Серебрянский; Памятники древней письменности и искусства, CLXXIII (173), 1909, стр. XVII—XVIII.[/ref]. В этом житии отражены все обстоятельства, связанные с процессом писания. Писец был монахом и писал в своей келье при свете лампады или светильника. Писало бралось в правую руку, а хартия (материал для писания) — в левую. «Сице же и въспр!ахъ писало в деснщу мою и хартию в шуйцю мою и множицею покушахся поставити в ряду слово…»[ref]Там же, стр. 66, л. 87 об. На упоминание писала в этом Житии мне любезно указал научный сотрудник Псковского историко-краеведческого музея Л. А. Творогов.[/ref]. (Писца клонило ко сну, поэтому он и не мог поставить в ряду слово.).
Бросается в глаза, что все дошедшие до нас упоминания орудия писания под этим именем («писало») связаны с Новгородом. Не исключено, что писало — это местное название орудия писания на навощенных дощечках и бересте. В Новгороде это орудие имело очень широкое распространение уже с начала XI в., как показали археологические раскопки в Неревском конце города. Это вполне согласуется с известиями названных выше письменных источников.
2
Древнерусская письменность возникла, несомненно, значительно раньше «крещения Руси». Об этом можно судить не только по данным древнейшей русской летописи о договорах Руси с греками первой половины X в.[ref]Повесть временных лет, ч. I, М.— Л., 1950, стр. 25 (под 907 г., «испишут имена их»), стр. 26 (под 912 г. «не точью просто словесемъ, и писанием и клятвою твердою»), стр. 34, 35 (под 945 г. «и вЪлеша глаголати и псати обоихъ речи на харатьЪ»),[/ref], но и по реальной древнерусской надписи на глиняной амфоре первой четверти X в. из Гнёздовского кургана[ref]Д. А. Авдусин и М. Н. Тихомиров. Древнейшая русская надпись. ВАН, У? 4. М., 1950, стр. 71—79.[/ref]. По сообщениям болгарских и арабских источников X в., славяне еще до крещения Руси имели какие-то письмена, вырезанные или процарапанные на дереве[ref]П. А. Лавров. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Тр. Славянской комиссии, т. I, Л., 1930, стр. 162; см. также Л. В. Черепнин. Русская палеография. М., 1956, стр. 76, 77; П. Я. Черных. Язык и письмо. История культуры древней Руси, т. II, М.— Л., 1951, стр. 130, 131; А. Д. Маневский. К вопросу о древнерусском добуквенном письме (Техника выполнения восточнославянских письмен до 10 в.). Журнал «Вестник истории мировой культуры». 1957, № 6, стр. 37—54; Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.— Л., 1939, стр. 83; А. Я- Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по P. X.). СПб., 1870, стр. 240; см. также стр. 237—244[/ref]. В существовании этих способов писания по дереву и по другим твердым материалам (камню, глине) на Руси до ее крещения едва ли можно сомневаться. Древнейшая русская надпись начала X в. на амфоре была сделана именно путем процарапывания или прочерчивания каким-то металлическим острием вроде шила по обожженной глине. Подобный прием писания на Руси был широко распространен с X по XVI в. (граффити на стенах церквей, на амфорах из Киева, Старой Рязани, Пинска и других мест).
В своей статье о древнерусском добуквенном письме А. Д. Маневский, используя сравнительное языкознание, убедительно показывает, что глагол «писать» во многих индоевропейских языках первоначально имел значение: процарапывать, скрести, прочерчивать, выдавливать, вырезать, высекать или, иначе говоря, наносить знаки путем углубления на твердом или пластичном материале (к последнему относились глина и воск). И лишь позднее этот глагол получил современное значение[ref]А. Д. Маневский. Ук. соч., стр. 42—43.[/ref].
Гипотеза А. Д. Маневского о существовании у восточных славян уже в VI—IX вв. какого-то «добуквенного» письма не может быть доказана на фактическом материале. Наличие на различных предметах непонятных знаков и меток не является аргументом в пользу этой гипотезы. Письменность у славян появилась вместе с образованием государства.
Сложение феодального государства на Руси, развитие общественно-экономических и правовых отношений, а также внешних торговых и политических связей только в IX в. породили необходимость распространения грамотности и письменности. Христианская религия, к которой все чаще и чаще обращаются в X в. представители феодальной верхушки для укрепления своего господства, способствовала распространению письменности так же, как и торговля и ростовщичество. И эта письменность была не «добуквенной», а, по всей вероятности, кириллической.
Дошедшие до нас древнейшие памятники древнерусской письменности (надписи на сосудах и камнях, на стенах церквей, берестяные грамоты) написаны кириллицей, как и все более поздние памятники. Это и дало полное основание М. Н. Тихомирову[ref]Д. А. Авдусин и М. Н. Тихомиров. Древнейшая русская надпись. ВАН, № 4, 1950, стр. 74, 78—79.[/ref], П. Я. Черных и другим исследователям прийти к убеждению, что славянские и русские письмена, упомянутые арабскими и болгарскими писателями X в., были такими же и что кирилловское письмо появилось и получило распространение на Руси задолго до крещения (988 года). После крещения кирилловское письмо окончательно утверждается как официальный алфавит[ref]П. Я. Черных. Язык и письмо. История культуры древней Руси, т. II, М.— Л., 1951, стр. 130, 135—136.[/ref].
Самым доступным материалом для письма в древней Руси было, конечно, дерево. Доски и береста, пригодные для этой цели, могли быть приготовлены в любом количестве и в любом уголке обширной русской земли. Пергамент был очень дорогим и поэтому малодоступным материалом для письма не только в X в., но и во все последующие века его употребления. Бумага, получившая сравнительно широкое распространение на Руси лишь в XIV в., также была недоступна для широкого пользования. Даже в середине XVI в. летописцы нередко жалуются на дороговизну бумаги[ref]Новгородские II и III летописи. СПб., 1879, стр. 74 (под 1545 г. «бысть дорога бумага десть два алтына книжная»), стр. 88 (под 1555 г. «бумага дорога была лист полденги писчая»),[/ref].
Писание на досках на Руси неоднократно упоминается в летописях и других документах. Иногда эти упоминания косвенные, иносказательные[ref]Новгородская IV летопись. ПСРЛ, т. IV, ч. I, вып. 1, Птрг., 1915, стр. 25 (под 912 годом «списа на дщицу»); А. Будилович. «XIII слов Григория Богослова» в древнеславянском переводе по рукописи нмп. публичной библиотеки XI в., СПб., 1875, стр. 64, листы рукописи 83—84 («подвиже писало акы от доскы духовный»); И. И. Срезневский. Ук. соч., т. I, стр. 762.[/ref], но, несомненно, отражавшие реальные факты. Чаще всего эти сведения прямые и точно соответствуют исторической истине[ref]Новгородская I летопись. СПб., 1888, стр. 191; Новгородская IV летопись, стр. 182; М. Н. Тихомиров. Крестьянские и городские восстания на Руси XI—XIII вв. М., 1955, стр. 240; Псковская судная грамота. СПб., 1914, стр. 4, 5, 7—10, 15, 17, 20 и 22 (статьи: 14, 19, 28, 29, 30, 31, 36, 38, 61, 62, 75, 92 и 103).[/ref]. В XI веке иногда писали и на свинцовых пластинках (Новгород, 21/22—30—1430). М. Н. Тихомиров убедительно доказал, что «доски» наших летописей и письменных источников — это письменные документы[ref]М. Н. Тихомиров. Городская письменность в древней Руси XI—XIII вв. Тр. отдела древнерусской литературы (Института русской литературы АН СССР), М.— Л., 1953, т. IX, стр. 51—66.[/ref]. Археологические материалы подтверждают это.
А. В. Арциховский, вслед за А. И. Яковлевым и Л. В. Черепниным, склонен отождествлять «доски» летописей и Псковской судной грамоты с берестяными грамотами, аналогичными по содержанию (с долговыми и закладными записями)[ref]А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1955 года), стр. 15.[/ref]. Основания для этого есть, но полной уверенности в тождестве «досок» и грамот пока нет.
Не случайно писание на «досках» зафиксировано летописцами именно в Новгороде и Пскове. Эти данные полностью подтверждаются археологическими исследованиями в названных городах, где встречено множество самых разнообразных надписей на деревянных досках, бирках, бочках, берестяных поплавках и других предметах. Особенно много надписей на досках обнаружено в Новгороде при проведении раскопок экспедицией Института археологии АН СССР, руководимой А. В. Арциховским. Все надписи или вырезаны ножом, или процарапаны (прочерчены) металлическим острием вроде шила.
Кроме упомянутых выше образцов письма на досках и бытовых предметах на Руси, по-видимому, широко употреблялись для писания специальные навощенные дощечки, подобные тем, которые были в обиходе в античном мире — в Греции и Риме[ref]Daremberg et Saglio. Dictionnaire des antiquites grecques et romaines. т. 5, стр. 1—3, 12 (tabulae, tabella), рис. 6711—6715 и 6730. См. также R. Cagnat et V. Chapot. Manuel d’archeologie Romaine, т. II, Paris, 1920.[/ref].
При раскопках в Неревском конце Новгорода были найдены две прекрасно сохранившиеся дощечки, обломок от третьей и незаконченная обработкой заготовка четвертой дощечки. Эти уникальные для древней Руси памятники письменности или, точнее, письменные принадлежности представляют исключительный интерес для истории древнерусской письменности и культуры. Две из них относятся к XI в., одна — к рубежу XIII и XIV вв. и заготовка — к рубежу XIV и XV вв. Все три дощечки сделаны из можжевельника, а заготовка — из сосны.
Древнейшая из новгородских дощечек относится к первой половине XI века[ref]Найдена в 1954 г. в слое 24 яруса, пласт 23, квадрат 522.[/ref]. От нее сохранился обломок, свидетельствующий о том, что дощечка раскололась во время ее окончательной обработки. Длина дощечки — 13,4 см, ширина — около 7 см (ширина обломка — 2,5 см), толщина — 1 см (рис. 4, 7). Размеры выемки, заполнявшейся слоем воска и являвшейся собственно площадью для писания, следующие: длина — 9 см, ширина — около 4,5 см, глубина — 0,5 см. Ширина бокового бортика дощечки — около 1 см; в нем имеется отверстие для ремешка или тесемочки, служившей своеобразной застежкой. Этой тесемкой завязывали две такие дощечки-створки, соединявшиеся друг с другом бортиками и имевшие на другой стороне, также в бортиках, по два отверстия для таких же тесе¬мочных петель. Диаметр отверстия для тесемки или веревочки — 3 мм.
Вторая дощечка сохранилась целиком и относится ко второй половине XI в.[ref]Найдена в 1958 г. в слое 21/22-го ярусов, пласт 23, квадрат 1589.[/ref]. Она представляет собой одну из двух створок, соединявшихся двумя петлями из тесемок или веревочек и составлявших своеобраз¬ную двустворчатую тетрадь. Подобные двустворчатые дощечки в антич¬ном мире назывались диптихами. Дощечка, как и первая, сделана из можжевельника и являлась верхней половинкой или лицевой стороной диптиха. Вся поверхность внешней или лицевой стороны украшена пре¬красным резным орнаментом в виде растительных завитков с пальметками на концах. По краю дощечки с трех сторон (кроме нижней) идет кайма из зигзагообразной линии, заключенной между двумя прямыми линиями (рис. 6, 1). Длина дощечки — 16 см, ширина — 9,5 см, толщина — 9 мм. Выемка для воска на внутренней стороне дощечки имеет следующие раз¬меры: длина — 12,6 см, ширина — 6,5 см и глубина — 4 мм (см. рис. 6, 2)
Вся площадь выемки покрыта штриховой крестообразной нарезкой острием ножа, подобно тому как это делается при нанесении последнего слоя штукатурки. Делалось это для того, чтобы воск при разглаживании его лопаточкой писала не сдвигался и ложился ровным слоем по всей поверх¬ности углубления. Ширина бортиков — 1,5 см. На одной стороне дощечки, в бортике имеются два отверстия (шириной 4—5 мм) для петель, а на другой — одно такое же отверстие для завязки. Отверстия имеют следы стертости с внешней стороны, свидетельствующие о том, что данная дощечка продолжительное время использовалась по прямому назначению.
Рис. 6. Дощечка для писания по воску. Новгород, вторая половина XI в.
Третья дощечка для писания по воску относится к концу XIII в. или к началу XIV в. и является самой замечательной из всех новгородских дощечек[ref]Найдена в 1954 г. в слое Ю го яруса, пласт 11, квадрат 937. Древесина определялась в Институте леса АН СССР В. Е. Вихровым.[/ref]. Вырезана она из можжевельника и имеет форму вытянутого пятиугольника. На ее внешней стороне вырезана полная древнерусская азбука из 36 букв, которая неоднократно издавалась[ref]А. В. Арциховский. Раскопки 1954 г. в Новгороде. ВИ, 1955, № 2, стр. 61 — 68; его же. Археологическое изучение Новгорода. МИА, № 55, 1956, стр. 19—22, рис. 10; Б. А. Колчин. Древнейшая русская азбука. Журнал «Русский язык в школе», 1956, № 2, стр. 7—9. Б. А. Колчин правильно определил назначение внутренней стороны дощечки, но ошибочно считает азбуку древнейшей.[/ref], но внутренняя сторона этой дощечки, с выемкой и крестообразной нарезкой острием ножа, публикуется здесь впервые (рис. 7).
Длина дощечки — 18 см, ширина — 7,5 см, толщина — 1 см. Выемка на внутренней стороне имеет пятиугольную форму и размеры 15,5 X 6,5 см. Глубина выемки — 4 мм, как и у дощечки второй половины XI в. Ширина бортиков — от 3 до 10 мм. На одной из боковых сторон дощечки имеются два отверстия для петель (диаметр — 2—3 мм), а на другой стороне — одно отверстие (диаметр — 4 мм) для завязки. Поскольку боковые бортики у этой дощечки очень узкие, то около отверстий специально оставлялась утолщенная часть для прочности.
Рис. 7. Новгородская дощечка для писания по воску с вырезанной азбукой.
Описанная дощечка с азбукой имела, несомненно, учебное назначение. Ученик мог упражняться в написании азбуки, глядя на лицевую сторону дощечки. По-видимому, и другие подобные дощечки употреблялись для обучения грамоте.
Заготовка для четвертой дощечки относится к концу XIV или к началу XV в.[ref]Найдена в 1955 г. в слое 6-го яруса, пласт 8, квадрат 1264.[/ref]. Она представляет собой грубо обработанную толстую сосновую дощечку, с большим запасом толщины для дальнейшей обработки. На одной ее плоской стороне вырезана обычная прямоугольная выемка и оставлены бортики шириной от 1 до 2 см, в которых еще не прорезаны отверстия для петель и завязки. Размер этой заготовки: 12 X 7 X X 2,5 см. Размер выемки: 7,5 X 4 X 1 см (рис. 4, 5). Глубина выемки у готовых восковых дощечек, судя по трем упомянутым экземплярам, обычно не превышала 4—5 мм. На заготовке она вдвое глубже потому, что эта плоскость еще имеет большие неровности, которые при окончательной обработке были бы срезаны и глубина выемки стала бы обычной.
Рис. 8. Миниатюра XVI в., иллюстрирующая приезд в Новгород в 1341 г. тверского княжича Михаила Александровича для обучения грамоте
Вся обработка таких дощечек производилась ножом. Сквозные отверстия в бортиках также просверливались с двух сторон дощечки острием ножа, отчего отверстия имеют вид двойных воронок (рис. 6 и 7).
Все описанные древнерусские дощечки для писания по воску совершенно аналогичны по форме и размерам дощечкам того же назначения, имевшим широкое употребление в античном мире. Особенно широко двустворчатые и трехлистные дощечки (триптихи) были распространены в древнем Риме. Они делались из ели, клена, самшита, смоковницы и других пород дерева[ref] Daremberg et Saglio. Dictionnaire des antiquites grecques et romaines, т. 5, стр. 1—3 ii 12, рис. 6711—6715 n 6730; т. 4, ч. 2, стр. 1329. рис. 6444; стр. 1510. рис. 6635.[/ref]. В Новгороде трехлистные дощечки пока не обнаружены.
Жорж Лафайе, основной исследователь античных стилей и диптихов, пишет, что древнеримские навощенные дощечки использовались не только как принадлежности для обучения грамоте, но иногда и для составления гражданских документов (сделки, договоры и т. п.)[ref]Daremberg et Saglio. Dictionnaire des antiquites grecques et romaines. т. 5, стр. 12.[/ref].
Новгородские дощечки использовались, по-видимому, исключительно или почти исключительно для обучения грамоте. Юридические документы в Новгороде писались на более надежном, более прочном материале — бересте или пергаменте.
Писание на навощенных дощечках на Руси засвидетельствовано не только упомянутыми дощечками из Новгорода, найденными при археологических раскопках, но также и в древнерусских письменных источниках.
В собрании кратких стихов и изречений, написанном в XIV или XV в. в Новгороде и известном под названием «Древняя русская Пчела», имеется интересное сравнение, характеризующее писание по воску: «Н и на воскъ можеши исписати, не погладивше образы пре(д) лежащих (разрядка моя.— А. М.), ни въ душу въложити божественныхъ догматъ, древняго обычая не отгнавше»[ref]Древняя русская Пчела по пергаменному списку. Труд В. Семенова. Сборник отделения Русского языка и словесности Академии наук, т. 54, № 4, СПб., 1893, стр. 365 (лист 115).[/ref]. Иначе говоря — невозможно писать по воску, не разгладивши его надлежащим образом. Воск в данном случае фигурирует как материал для письма, что отмечал в свое время И. И. Срезневский[ref]И. И. Срезневский. Ук. соч., т. III, СПб., 1903; Дополнения СПб., 1912, стр. 38.[/ref].
Воск уже в X в. был предметом экспорта на Руси: он упоминается в речи князя Святослава 969 г. перед его дунайским походом[ref]Новгородская I летопись по синодальному харатейному списку. СПб., 1888, стр. 20.[/ref]. Куски воска постоянно встречаются при археологических раскопках в Новгороде во всех слоях от X до XVI в. включительно. Как дощечки и береста, так и воск на Руси были повсеместно доступны для широкого использования в качестве материала для писания.
3
Археологические раскопки показали, что в древней Руси были все условия для распространения письменности (в том числе и повсеместно доступные письменные принадлежности) и что грамотность среди городского населения древней Руси была для своего времени чрезвычайно широко распространена.
Распространение грамотности и письменности возможно путем обучения главным образом в детском возрасте. Что же нам известно о системе обучения грамоте и счету в древней Руси?
Как мы видели по археологическим данным, грамотность и письменность на Руси известны с самого начала X в. и особенно широко распространились с XI в. Эти вещественные данные подтверждаются сообщениями письменных источников. В русских летописях есть прямые указания о существовании массового обучения детей уже в первой половине XI в. И в этом деле Великий Новгород играл большую роль. Он был крупнейшим центром распространения грамотности. В Новгородских летописях говорится, что в 1030 г. Ярослав Мудрый после успешного похода на Чудь
прибыл в Новгород «и с ъ б р а отъ старо с тъ и отъ поповъ д-Ьтей 300 оучити книгамъ»[ref]Новгородская IV летопись, стр. 113; Софийская летопись. ПСРЛ, т. V, СПб., 1851, стр. 136.[/ref], т. е. обучать грамоте. Это известие подкрепляется находками в Новгороде учебных навощенных дощечек и стилей в слое именно этого времени. Из этого известия ясно, что обучались грамоте прежде всего дети зажиточных слоев населения и обучение столь большого числа детей возможно лишь в школах, бывших, видимо, при монастырях.
Блестящим доказательством существования систематического (школьного?) обучения детей грамоте в Новгороде в конце XII в. или в начале XIII в. является архив мальчика Онфима, состоящий из 16 берестяных листков и предметов с неоднократно написанной древнерусской азбукой и упражнениями в написании слогов и фраз[ref]А. В. Арциховский. Берестяные грамоты мальчика Онфима. СА, 1957, № 3.[/ref].
В семи метрах от архива школьника Онфима, на территории той же усадьбы, в том же пласте, в слое того же 15-го
яруса было найдено железное, покрытое золотистой бронзой писало (типа 7, рис. 3, 2), характерное для второй половины XII и первой половины XIII в. Этот тип писала имел, как мы видели выше, очень широкое распространение на Руси только в домонгольский период. Разумеется, утверждать, что грамоты Онфима были написаны именно этим писалом, нельзя, хотя это и не исключено.
Обучение на Руси начиналось, вероятно, с семи лет, что и отражено в древнерусских былинах[ref]Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М.—Л., 1958, стр. 40, 59—61. См. былину «Про Василия Буслаева» и др.[/ref]. В аристократических семьях обучение начиналось иногда и раньше, лет с пяти.
Помимо архива школьника Онфима, в Новгороде найдены и другие грамоты с учебными упражнениями в написании цифр (грамота № 287 второй половины XIII в., 11/12—18—1372). В названной грамоте написано в три ряда восемь букв, и все они имеют цифровое значение. В нижнем ряду в алфавитном порядке написаны пять букв, кроме «Б», не имеющей цифрового значения. В 1958 г. найдена берестяная грамота (№ 342 первой половины XIV в., 9—7—1706), представляющая прекрасный образец в написании цифр и чисел от единицы до 50 тысяч в числовой последовательности (единицы, десятки, сотни с титлами, тысячи с титлами и хвостиками, десятки тысяч в кружочках). К началу XIV или к концу XIII в. относится и вышеупомянутая, несомненно, учебная дощечка для писания по воску с вырезанной на ней древнерусской азбукой. Такие азбуки были доступны даже самым бедным горожанам[ref]При раскопках в Новгороде в 1959 г. было найдено шиферное пряслице середины XII в. с процарапанной на нем азбукой.[/ref].
Рис. 9. Сцена обучения грамоте на миниатюре XVI века. Ученик в левой руке держит дощечку (вероятно, навощенную), на которой пишет азбуку; в правой руке у него писало
Князья, по-видимому, обучались индивидуально. В 1341 г. в Новгороде у владыки Василия обучался грамоте княжич Михаил Александрович Тверской[ref]«Той же зимы приехалъ Михаилъ княжичъ Олександровичь со Тьфери в Новгородъ ко владыце, сынъ хрестьный, грамоте учится». (Новгородская I летопись по синодальному харатейному списку. СПб., 1888, стр. 340—341).[/ref].
Очень интересна миниатюра в Никоновской летописи, в списке Лицевого летописного свода XVI в. (так называемый I Остермановский том)[ref]Рукопись БАН (Ленинград), 31.7.30, т. I, лист 392, миниатюра 757. Сведения получены от зав. отд. рукописей и редких книг В. Ф. Покровской, за что выражаю ей искреннюю благодарность.[/ref], иллюстрирующая это событие (рис. 8). Княжич Михаил сидит напротив владыки Василия и в левой руке держит за рукоятку дощечку, вероятно навощенную, а в правой — тонкую палочку (писало) с лопаточкой на одном конце. Конец этой палочки подведен к угловато написанным буквам (АБВГ) на дощечке (рис. 9). Обучение, как и всюду, начиналось с азбуки.
Все вышеизложенное свидетельствует о существовании на Руси уже с первой половины XI в. определенной системы школьного обучения грамоте и о широком распространении грамотности на Руси и особенно в Новгороде.
Рубрики
- Археология Ближнего Востока
- Археология Дальнего Востока
- Археология Европы
- Археология Кавказа
- Археология Северного Причерноморья
- Археология Сибири
- Археология Средней Азии
- Археология Урала
- Без рубрики
- Древнерусская археология
- Методика
- Новости
- Памятники
- Первобытное искусство
- Смежные науки
- Теоретическая археология
Как писали на Руси до распространения кириллицы? Общепринятой датой возникновения письменности у славян считается 863 год, но некоторые исследователи утверждают, что писать на Руси умели и раньше.
Как писали на Руси до кириллицы
Как писали на Руси до распространения кириллицы? Общепринятой датой возникновения письменности у славян считается 863 год, но некоторые исследователи утверждают, что писать на Руси умели и раньше.
1 Закрытая тема Тема
Дохристианской письменности в Древней Руси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. Только в последние десятилетия появился ряд работ, посвященных этой проблеме. К примеру, в фундаментальной монографии «История письма» Н. А. Павленко предлагает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причем, приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена. Впрочем, официальная наука и сейчас к авторам, занимающимся подобной тематикой, относится с известной долей скептицизма. До сих пор подлинность образцов дохристианской письменности многими лингвистами и историками ставится под сомнение.
2 Миф или реальность?
Историк Лев Прозоров уверен, что доказательств существования письменности до появления на Руси кириллицы более чем достаточно. Он утверждает, что наши далекие предки не только могли писать отдельные слова, но и составлять юридические документы. В качестве примера Прозоров обращает внимание на заключение Вещим Олегом договора с Византией. В документе речь идет о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании». Правда, на каком языке писались подобные завещания не уточнятся. В «Житиях Мефодия и Кирилла», составленных в Средние века, пишется о том, как Кирилл посетил Херсонес и увидел там Священные книги, написанные «роусьскыми письменами». Впрочем, многие исследователи склонны критически относиться к данному источнику. Например, Виктор Истрин считает, что под словом «роуськие» следует понимать «соурськие», – то есть сирийские письмена. Однако есть другие свидетельства, подтверждающие, что у язычников-славян все-таки была письменность. Об этом можно прочитать в хрониках западных авторов – Гельмольда из Босау, Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, которые при описании святынь балтийских и полабских славян упоминают о надписях на основаниях изваяния Богов. Арабский хронист Ибн-Фодлан писал, что своими глазами видел погребение руса и то, как на его могиле была установлена памятная метка – деревянный столб, на котором было вырезано имя самого покойного и имя царя руссов.
3 Археология Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода.
На месте старого городища были обнаружены писала – стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, при том, что христианство в Новгород проникло только в конце X века. Такие же писала были найдены в Гнёздово при раскопках древнего Смоленска, более того, там есть археологические доказательства использования стрежней для писания. В кургане середины X века археологи раскопали фрагмент амфоры, где прочли сделанную кириллицей надпись: «Гороух пса». Этнографы считают, что «Гороух» это обережное имя, которое давалось нашими предками, чтобы «горе не привязывалось». Также среди археологических находок древнеславянских поселений фигурируют останки мечей, на клинках которых кузнецы гравировали свое имя. К примеру, на одном из мечей, найденном возле станицы Фощеватой можно прочесть имя «Людота».
4 «Чертами и резами»
Если появление образцов кириллического письма в дохристианское время еще может быть оспорено, в частности, объяснено неверной датировкой находки, то письмена «чертами и резами» это признак более древней культуры. Об этом способе письма, все еще популярном у славян даже после принятия крещения в своем трактате «О письменах» (начало X века) упоминает болгарский монах Черноризец Храбр. Под «чертами и резами», по мнению ученых, скорее всего имелась ввиду разновидность пиктографическо-тамгового и счетного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития. Попытки расшифровать надписи, выполненные по типу «черт и резов» предпринял российский дешифровщик-любитель Геннадий Гриневич. Всего он рассмотрел около 150 надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян (IV-X вв. н.э.) При тщательном изучении надписей исследователь выявил 74 основных знака, которые, по его мнению, составили основу слогового древнеславянского письма. Также Гриневич предположил, что некоторые образцы праславянского слогового письма были выполнены с помощью рисуночных знаков – пиктограмм. К примеру, изображение лошади, собаки или копья означают, что нужно использовать первые слоги данных слов – «ло», «со» и «ко». С появлением кириллицы слоговое письмо, по мнению исследователя, не исчезло, а стало использоваться как тайнопись. Так, на чугунной ограде Слободского дворца в Москве (ныне здание МГТУ им. Баумана) Гриневич прочитал, как «хасид Доменико Жилярди имеет в своей власти повара Николая I».
5 «Славянские руны»
У ряда исследователей существует мнение, что древнеславянская письменность это аналог скандинавского рунического письма, что якобы подтверждает так называемое «Киевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева. Текст документа написан на иврите, а подпись сделана руническими символами, которые до сих пор не смогли прочесть. О существовании рунического письма у славян пишет немецкий историк Конрад Шурцфлейш. В его диссертации 1670 года речь идет о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство историк приводил образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII—XVI веков. 6 Письменность как свидетель миграции Упомянутый выше Гриневич считает, что с помощью древнеславянского слогового алфавита можно читать также критские надписи XX-XIII вв. до н.э., этрусские надписи VIII-II вв. до н.э., германские руны и древние надписи Сибири и Монголии. В частности, по словам Гриневича, он сумел прочесть текст знаменитого «Фестского Диска» (о. Крит, XVII в. до н.э.), в котором повествуется о славянах, нашедших новую родину на Крите. Однако смелые выводы исследователя вызывают серьезное возражение со стороны академических кругов. Гриневич в своих изысканиях не одинок. Еще в первой половине XIX века русский историк Е. И. Классен писал, что «славяноруссы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности». Итальянский филолог Себастьяно Чьямпи на практике показал, что между древней славянской и европейской культурами существовала определенная связь. Для расшифровки этрусского языка ученый решил попробовать опираться не на греческий и латынь, а на один из славянских языков, которым хорошо владел – польский. Каково было удивление итальянского исследователя, когда переводу стали поддаваться некоторые этрусские тексты.
Тарас Репин
Источник: Как писали на Руси до кириллицы
© Русская Семерка russian7.ru
Согласно господствующей точке зрения, у славян не существовало собственной грамоты до её изобретения греческими монахами Кириллом и Мефодием. Но так ли это на самом деле?
Кириллица и глаголица
Считается, что Мефодий и Кирилл (в миру Константин) были братьями. Мирское имя Мефодия неизвестно. Константин принял монашество и стал Кириллом только на смертном одре. Они служили дипломатами у византийских императоров и работали в миссиях, направленных в Хазарию и в Великоморавское государство. Для приобщения славян к греческому богослужению они разработали славянский алфавит на основе одного из говоров Болгарии. Братья были родом из Салоник, где окрестности были наводнены славянами, а потому с детства хорошо знали славянскую речь.
В наше время большинство учёных пришло к выводу, что славянская азбука, изобретённая Мефодием и Константином в конце 9 века, это не знакомая нам всем кириллица, а более вычурная глаголица, давно уже не употребляемая (хотя до 17 века на ней печатали евангелия в Хорватии). Более простая кириллица была придумана в начале 10 века одним из учеников Мефодия и Константина – святым Климентом Охридским, болгарином.
«Черты и резы»
Общепризнанных свидетельств наличия у славян докириллической письменности нет. Это создаёт повод третировать древних славян как племя, культурно отсталое от соседей вследствие собственной неспособности. Получается, что древние германцы создали свою руническую письменность на основе латинского и греческого алфавитов, древние тюрки тоже придумали своё письмо, а у славян не было чего-то подобного. Потребность в письме возникает на некоторой стадии общественного развития. Выходит, что славяне в I тысячелетии нашей эры были менее развитыми, чем современные им тюрки?
Некоторые учёные давно и настойчиво пытаются доказать наличие у славян письменности ещё до конца 9 века. В частности, следы этих знаков видели на монетах русского князя Владимира Святого (начало 11 века), где в словах «Володимер на столе, а се его сребро» отдельные буквы были заменены чёрточками разной формы. В связи с этим вспоминали свидетельство болгарского монаха Храбра (10 век), в котором тот указывал, что до принятия христианства славяне «чертами и резами читали и гадали». Не являются ли чёрточки на монетах Владимира этими самыми «чертами и резами» древнеславянской азбуки?
Однако все попытки убедить большинство историков и лингвистов в том, что указанные знаки представляют собой фонетическую систему, успеха не имели. Слишком мало такого материала имеется в распоряжении археологов.
Есть версия, что славяне ещё в первые века нашей эры и даже раньше писали буквами греческого или латинского алфавита, приспособив его под звуки своей речи. Однако науке неизвестны древнеславянские надписи, сделанные чужим письмом. Попытки прочитать по-славянски нерасшифрованные пока надписи древних этрусков (они писали видоизменённым греческим письмом, откуда потом появился латинский алфавит) пока неубедительны.
«Роуськие письмены»
В «Житии святых Кирилла и Мефодия» есть одна деталь, которую иные исследователи склонны трактовать в пользу наличия у славян докириллической азбуки и даже, что кириллица либо глаголица была не придумана этими монахами, а уже взята ими в готовом виде и выдана за своё изобретение. В Крыму в руки Константина попала Псалтирь, писаная некими «роуськими письмены».
Что это за русские письмена? Впрочем, поскольку мы не знаем достоверно даже, были ли русы того времени славянами, то это свидетельство не может быть однозначно принято в пользу наличия тогда письменности у славян. Есть и версия, что в «Житии» описка, и вместо «роуськими» следует читать «сурьскими». Псалтирь была написана по-сирийски, то есть по-арамейски – на одном из широко распространённых языков древнего Ближнего Востока.
Итак, на сегодня нет признанных свидетельств наличия у славян докириллической азбуки. Что это – констатация факта или научная мода отрицать древность славянской истории? Предоставляем решать это читателям, отметив, что поиски продолжаются, и вопрос не может считаться закрытым.
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ и ЮТУБ КАНАЛЕ.
18 доказательств наличия письменности у славян и русов до Кирилла и Мефодия.
Когда, кто-то начинает говорить о том, что письменность на Руси существовала задолго до прихода Кирилла и Мефодия, тут же налетает целая стая слепо верящих в учебники и начинает истошно вопить “А где ваши доказательства?”. Так вот, доказательств этого предостаточно и их можно обнаружить в различных исторических источниках прошлого.
Ну а чтобы, прекратить эту вакханалию любителей религиозных сказок, советую им внимательно прочесть житие этих самых христианских святых. Но и помимо этого есть множество других доказательств того, что наши предки не были до прихода христианства “дикими варварами, не имеющими письменности”. На одном интересном сайте я обнаружил 18 таких доказательств. которыми и хочу поделиться со своими читателями.
1. Невозможно оспорить свидетельства немецкого хрониста Титмаpа Мерзебургского (нем. Thietmar von Merseburg; 975—1018 г.г.), описавшего надписи на языческих идолах, выполненные «особыми», не геpманскими pyнами в славянском хpаме Ретpы, расположенном в землях лютичей. Внутри храма Ретры стояли идолы и на каждом из них было написано его имя.
2.Арабский историк, географ и путешественник Хассан Аль-Массyди в конце I тысячелетия, при описании Славянского храма в золотых лугах говорит, что там на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были будущие дела, т.е. события предсказанные.
3.В договоре князя Игоря с греками сказано: «Ношаху сли печати златы, а гостiе сребряны: ныне же уведел есть Князь ваш посылати грамоту ко царству нашему: иже посылаеми сице, яко послах корабль селько…».
4. В договоре князя Олега с греками сказано: «о работающих в Грецех Руси у Христианского царя: аще кто умрет, не урядив своего имения, ци и своих не имать, да возвратить именье к малым ближникам в Русь. Аще ли створить обряженье, таковой возметь уряженное его, кому будет писал наследите именье, да наследуете». (т.е. кому он отпишет в наследство имение, тот и унаследует)
5. Арабский путешественник и писатель 1-й половины X века Ибн Фодлан, пишет, как очевидец о Руссах дохристианских, что они на столбе намогильном писали всегда имя покойника вместе с именем Князя.
6. В житии св. Кирилла, в списке, хранящемся в Рыльском монастыре, сказано, что он прежде отправления в Моравию был в Херсоне (Херсонес Таврический) и: «Обреть тоу Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано и человека обреть глаголюща тою беседою, и беседовав с ним и силоу рече прием, своей беседе прикладае и вскоре начеть чисти и сказовати и дивляхуся емоу Бога хваляще», — из этого явствует, что Руссы имели не только письмена до Кирилла и Мефодия, но были уже и христиане до пришествия его в Моравию; ибо имели уже на своем языке Евангелие. Это обстоятельство согласно и с церковной историей, говорящей, что Руссы Черноморские имели уже свою церковь в 4-м веке.
7. Арабский учёный Ибн Эль Hедим говорит о существовании славянского до-киpиллического письма, древние Руссы действительно писали на деревянных дощечках, письмена врезаны на белом дереве (на бересте берёзы). Ибн Эль Hедим даже приводит в своём сочинении снимок с письма Руссов, найденном им у одного кавказского жителя. Берестяные грамоты были распространены по всей Руси — народ знал грамоту.
8. Сведения о наличии у славян в до-«кирилловскую» эпоху своего письма содержатся во многих работах арабских авторов Ибн Фодлана и Эль Массуди, персидского историка Фахр ад Дина и других учёных и путешественников рассказывающих о том, что уже в 40-х годах IX века среди восточных славян были крещёные люди, именно для них священные книги, и были изложены русскими буквами. Известен диплом папы Льва IV (папа Римский с 847 по 855 гг.), написанный кириллицей до её «изобретения».
9.Екатерина II в своих «Записках касательно русской истории» писала: «… славяне древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены и ещё не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели».
Павленко Н.А. в фундаментальной монографии «История письма» (Мн., 1987) обсуждает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причём приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.
10. Русский историк XIX века доктор философии и магистр изящных наук Классен Е.И. отмечал, что «Славяноруссы, как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности, искусствах и просвещении. Памятники пребудут навсегда неоспоримыми доказательствами…».
О многочисленности названий славянских племён и их расселении на больших территориях говорится в книге архиепископа Белорусского Георгия Конинского «История руссов или малой России», опубликованной в начале XIX века.
11.. Черноризец Храбр, болгарский монах, живший на рубеже IX и X вв., в «Сказании о письменах» упоминает о наличии у славян рунического письма: «Прежде убо словене не имяху книг, но чертами и резами чьтяху и гадаху, погани (т.е. идолопоклонники) суще».
12. Константин Порфирородный говорит, что славяне — хорваты тотчас по принятии Христианства, следовательно, прежде чем могли научиться грамоте, собственными подписями подтвердили свою клятву Папе не воевать с другими народами.
13. Педагог и публицист Авдий Иванович Соколов перевёл на русский язык и опубликовал в 1846 г. «Краледворскую рукопись» 9 века, случайно найденную чешским учёным Ганкою в городке Кралевин Двор, в одной из церковных башен. В чешской «Песне о суде Любуши» 9 века, рассказывается, что у престола княжны Любаши во время народного собрания стояли две судные девы; у одной из них был «меч кривду караючи» (меч, кривду карающий), у другой «дески правдо-датне» (доски законов). Это значит, что законы славян-чехов в 9 веке были уже написаны.
14. В 6-м веке Византийцы говорят уже о северных Славянах как о народе образованном, имеющем свои собственные письмена, называющиеся буквицею. Корень этого слова сохранился по сие время в словах: буква, букварь, азбука, и даже во второй букве алфавита (буки — происходящей из санскрита bhU — bhUr — земля); отсюда и английское слово book -книга; (нем. Buch; голланд. boek; дат. bog; исланд. bók; норв. bok; швед. boken — книга) происходит от славянских корней слов — буки, буква, буквица.
15. Царь Скифов вызывал персидского царя Дария ругательным письмом на бой ещё в 513 году до Рождества Христова
16. Co 2-го по 7-й век мы часто находим у Скандинавов и Византийцев письменные свидетельства о том, что Славяне — образованный народ, обладающий многими знаниями и имеющий свои собственные письмена.
17. В скандинавских сагах славян -Винетов называют образованными людьми. Славянские жрецы и мудрецы писали народные законы на деревянных дощечках; у славян для предсказаний употреблялись руны.
18. Славяне имели письмена задолго до Кирилла и Мефодия, свидетельствуется весьма старыми славянскими письменами, находящимися в Мюнхенской библиотеке. В древние племена Славяне имели свои рунические письмена — это уже несомненно и не оспаривается даже и германцами, привычно отрицающими каждый шаг славянского просвещения.
Используйте эти источники для того, чтобы открывать глаза на наше подлинное прошлое всем тем, кто слепо верит в псевдоисторические русофобские сказки фальсификаторов. Может быть, это поможет им перейти от слепой веры к более критическому взгляду на официальную версию истории, которая отнюдь не является доказанной истиной. И по этой самой причине, не стоит слепо в нее верить. А лучше всего начинать самим исследовать наше подлинное прошлое и смотреть на окружающий мир незашоренными глазами.
michael101063 ©
https://michael101063.livejournal.com/1359802.html