Содержание
- Лабораторная работа. «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».
- Вопросы после параграфа
- Подумайте
Лабораторная работа. «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».
-
Рассматриваем микроскоп. Находим тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясняем, какое значение имеет каждая часть.
Тубус представляет собой зрительную трубку, в которую вставляются увеличительные стекла.
Окуляр – это верхняя часть тубуса, через которую можно увидеть изображение в микроскопе.
Штатив – это специальное приспособление, которое служит соединяющим и удерживающим креплением для всех частей микроскопа.
Объектив – это нижняя часть тубуса, позволяющая еще больше увеличивать рассматриваемый объект при помощи дополнительных увеличительных стекол.
Винты – это механизмы, которые нужны для того, чтобы настраивать в окуляре максимально четкое изображение.
Зеркало – это еще одна деталь микроскопа, которая предназначена для улавливания солнечных лучей и направления их на располагающийся на предметном столике объект.
Предметный столик – это подставка, у которой по центру есть отверстие, предназначенная для размещения стеклянной пластины (предметного стекла) с изучаемым объектом.
-
Определяем, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта. В среднем микроскоп может увеличить изображение объекта до 3600 раз. Чтобы узнать, какое увеличение дает тот или иной прибор, необходимо перемножить увеличительные возможности объектива (это обычно подписано на соответствующих частях микроскопа) на увеличительные возможности окуляра.
-
Знакомимся с правилами пользования микроскопом.
-
Отрабатываем последовательность действий при работе с микроскопом: установка микроскопа, чищение от пыли окуляра и зеркала, начало работы с малого увеличения, изучение объекта при большом увеличении, уборка прибора в места его хранения.
Вывод:
Микроскоп является важным оптическим прибором, который необходим для проведения биологических исследований. Он имеет сложное строение и требует соблюдения правил при обращении с ним. С его помощью можно увидеть детальное строение клетки, ее состав.
Стр. 53
Вопросы после параграфа
№ 1. Какие увеличительные приборы используются для изучения микроскопических объектов?
Для изучения микроскопических объектов используются такие увеличительные приборы, как лупа и микроскоп.
№ 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?
Лупа является самым простым из увеличительных приборов. Она бывает двух видов – ручная и штативная. Ручная лупа состоит из ручки, за которую нужно держать прибор при использовании, и увеличительного стекла. Увеличительное стекло имеют выпуклую с двух сторон форму и вставлено в оправу.
Для изучения объекта лупу берут за ручку (рукоятку) и подносят к предмету на то расстояние, при котором его изображение будет видно максимально четко. Такая лупа позволяет увеличить изображение предмета в 2 – 20 раз.
Штативная лупа – это аналог ручной лупы. Ее конструкция немного сложнее: в оправу вставлены два увеличительных стекла, которые крепятся на штативе. К штативу также присоединен предметный столик, на котором есть зеркало и отверстие. Такая лупа позволяет увеличить изображение предмета в 10 – 25 раз.
№ 3. Как устроен световой микроскоп?
Световой микроскоп состоит из таких основных элементов, как объектив и окуляр, которые закреплены в подвижном тубусе. Тубус располагается на металлическом основании или штативе. Также к штативу крепится предметный столик. В тубус вставляются линзы.
На верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. На нижнем конце тубуса – объектив, который состоит из оправы и нескольких увеличительных стекол.
У современных моделей светового микроскопа также есть специальная осветительная система, которая состоит из нескольких линз. В учебном приборе ее роль выполняет вогнутое зеркало.
Предметный столик у микроскопа выполняет роль поверхности, на которой располагается микроскопический препарат. В центре у него есть отверстие, которое пропускает свет, отражаемый зеркалом.
№ 4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?
Микроскоп позволяет получить максимальное увеличение изучаемого предмета до 3600 раз. Чтобы точно узнать, какое же увеличение дает микроскоп, нужно умножить число, которое указано на окуляре, на число, которое указано на используемом объективе.
Пример: на окуляре написано «10», а на объективе «20». Это значит, что: 10 умножаем на 20 и получаем 200. Микроскоп дает увеличение в 200 раз.
Стр. 53
Подумайте
Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?
При помощи светового микроскопа можно изучать только прозрачные объекты, например, тонкий срез растительной или животной ткани. Все потому, что под стеклом прибора располагается источник света или зеркало, лучи которого проходят сквозь изучаемый предмет и попадают на систему линз объектива. Эти линзы и позволяют получить увеличенное изображение. Если предмет будет непрозрачным, то лучи от зеркала или источника света просто не смогут пройти сквозь него, а значит, не удастся получить нужное изображение.
👉 Ответы к странице 33. Биология 5 класс учебник. Авторы: В. В. Пасечник.
Устройство микроскопа и приемы работы с ним
Задание 1
Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
Ответ:
- Тубус – узел служащий для установки объективов и окуляторов.
- Окуляр – элемент оптической системы.
- Объектив – увеличивает изображение объекта.
- Штатив с предметным столиком – фиксирует фотокамеру, а на столик кладут изучаемый предмет.
- Зеркало – служит для освещения.
- Винты – для фиксации положения столика.
Микроскоп увеличивает изображение объекта в 3600 раз.
Вопросы
Вопрос 1
Какие увеличительные приборы вы знаете?
Ответ:
Лупа (штативная и ручная), микроскоп.
Вопрос 2
Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?
Ответ:
Лупа — самый простой увеличительный прибор. Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Ручная лупа увеличивает предметы в 2-20 раз.
Вопрос 3
Как устроен микроскоп?
Ответ:
Световой микроскоп может увеличивать предметы до 3600 раз. В тубус этого микроскопа вставлены линзы. В верхнем конце тубуса вставлен окуляр, через который рассматривают различные предметы. Он состоит из оправы и двух увеличительных стекол.
На нижнем конце тубуса помещен объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол.
Тубус прикреплен к штативу, а также предметный столик, в центре которого имеется отверстия, а под ним зеркало.
Вопрос 4
Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?
Ответ:
Чтобы узнать, какое увеличение дает микроскоп, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе.
Подумайте
Вопрос
Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?
Ответ:
Потому что через непрозрачные предметы свет не проходит. Значит изображение мы не увидим.
Задания
Задание
Выучите правила работы с микроскопом.
Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.
Ответ:
С помощью самых современных микроскопов можно рассмотреть строение клеток живых организмов, вирусы и бактерии. Под микроскопом можно увидеть, что клетка имеет оболочку, цитоплазму, в которой расположены ядро с ядрышком и вакуоли с клеточным соком.
Интерактивное задание
Перетяните с помощью мыши названия элементов строения светового микроскопа.
Ответ:
Интерактивное задание
Перетяните с помощью мыши увеличение, которое дает соответствующая комбинация «объектив – окуляр».
Ответ:
В микроскопе есть система линз и призм, расположенная в тубусе (трубке). В верху тубуса система линз называется окуляром ( своим оком смотрим на изучаемый предмет), где имеется число, указывающее во сколько раз окуляр увеличивает предмет. В нижней части тубуса тоже внутри располагаются линзы. Эта часть тубуса называется объективом, т.к. направлен на объект увеличения. На нем указывается знак умножения (х) и число, показывающее во сколько раз данный объектив увеличивает. Для определения увеличения микроскопа с данным объективом (их в микроскопе может быть несколько) необходимо перемножить число на окуляре с числом на объективе. Например, число на окуляре 30, а на объективе х 100, то увеличение составит 30х 100 = 3000 раз. Знаете ответ? |
Смотрите также: Биология 5 класс, Доклад на тему: “Чарльз Дарвин”, как написать? Биология 5 класс, Доклад на тему: “Грибы-паразиты”, как написать? Биология 5 класс Доклад на тему – “Лишайники” как составить план? ВПР Биология 5 класс, Как по природным условиям определить…(см.)? ВПР Биология 5 класс, Как ответить на вопросы о сыче и ящерице? ВПР по биологии 5 класс, Как сделать описание волка серого по плану? ВПР по биологии 5 класс 2020, задания, ответы, демоверсии, где найти? ВПР биология 5 класс, Анна решила посадить дерево на своём дачном…(см.)? ВПР по биологии 5 класс 2021, задания, ответы, демоверсии, где найти? ВПР Биология 5 класс, Как ответить на вопрос о функции части микроскопа? |
- ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Вопросы в начале параграфа
1. Какие увеличительные приборы вы знаете?
Очки, лупа, микроскоп, подзорная труба, бинокль, телескоп
2. Для его их применяют?
Данные приборы необходимы для того, чтобы рассматривать предметы, которые сложно рассмотреть невооружённым глазом. Это могут быть либо очень мелкие объекты, либо очень далеко расположенные, например, небесные тела.
Лабораторные работы
Лабораторная работа: Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений
1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
Ручная лупа состоит из трёх частей: ручки, оправы и двояковыпуклого увеличительного стекла.
Ручка нужна для того, чтобы было удобно пользоваться лупой, оправа — для присоединения увеличительного стекла к ручке, а увеличительное стекло (главная составная часть лупы) — для получения увеличенного изображения рассматриваемого предмета.
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
Если внимательно рассмотреть мякоть томата, арбуза или яблока, то даже невооруженным взглядом можно заметить, что мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок — клеток.
3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
- Клетки мякоти томата напоминают маленькие зёрнышки. Они имеют вытянутую угловатую форму.
- Клетки арбуза прозрачные и шарообразные, щедро наполненные соком.
- Клетки яблока маленькие и круглые. Они располагаются очень близко друг к другу.
Лабораторная работа: Устройство микроскопа и приёмы работы с ним
1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
- Тубус — это зрительная трубка, в которую вставлены увеличительные стёкла.
- Окуляр — верхняя часть тубуса микроскопа, через которую смотрят на изображение в микроскопе.
- Объектив — нижняя часть тубуса, которая при помощи дополнительных увеличительных стёкол позволяет ещё больше увеличить рассматриваемый объект.
- Штатив — специальное крепление, которое соединяет и удерживает все части микроскопа.
- Предметный столик — подставка с отверстием по центру, на которую помещают стеклянную пластину с изучаемым объектом.
- Зеркало — деталь микроскопа, предназначенная для улавливания солнечного луча и направления его на изучаемый объект.
- Винты — это механизмы, позволяющие настроить максимально чёткое изображение в окуляре.
Световой микроскоп может увеличивать изображение предметов до 3 600 раз. Для того чтобы узнать какое увеличение позволяет получить тот или иной световой микроскоп, надо перемножить увеличительные возможности окуляра на увеличительные возможности объектива (подписано на соответствующих частях микроскопа).
2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
Правила работы с микроскопом
- Для работы микроскоп ставят на 2-3 см от края стола немного левее от себя. Вся работа ведётся сидя.
- Перед началом работы микроскоп осматривают, очищают от пыли зеркало и окуляр мягкой салфеткой.
- После этого полностью открывают диафрагму микроскопа.
- Начинать работу всегда следует с малого увеличения.
- Объектив должен быть установлен в рабочее положение, то есть примерно на расстоянии 1 см от предметного стекла.
- При помощи зеркала устанавливается максимально эффективное освещение объекта. Для этого глядя в окуляр надо подвигать зеркало и поймав луч света направить его к объектив.
- Изучаемый объект (микропрепарат) кладётся на предметный столик под объектив. Затем, при помощи винтов, объектив опускается на расстояние 4-5 мм до микропрепарата. Внимание! В это время вы не должны смотреть в окуляр, а всё внимание уделить опускаемому объективу.
- После этого при помощи винта грубой наводки объектив устанавливается в неоходимое для рассматривания объекта положение. Внимание! Если вы глядите в окуляр, то винт грубой настройки можно вращать только на себя, то есть можно только понимать объектив. В противном случае (если глядя в микроскоп пробовать опускать объектив) можно повредить покровное стекло.
- Медленно передвигая микропрепарат рукой необходимо найти наиболее выгодное положение для его рассматривания.
- После окончания работы с микроскопом необходимо привести его в положение малого увеличения, поднять объектив, снять с предметного стола стекло с микропрепаратом, протереть мягкой салфеткой все части микроскопа и убрать его в место хранения.
3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
Выполните самостоятельно.
Вопросы в конце параграфа
1. Какие увеличительные приборы вы знаете?
Ручная лупа, штативная лупа, оптический микроскоп, электронный микроскоп.
2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?
Лупа — это самый простой увеличительный прибор. Она состоит из увеличивающей линзы, оправы и ручки или штатива.
Ручные лупы могут увеличивать предметы в 2 — 20 раз. Штативные лупы обычно мощнее. Они могут увеличивать предметы в 10 — 25 раз.
3. Как устроен микроскоп?
Световой микроскоп состоит из тубуса, окуляра, одного или нескольких объективов, штатива, предметного стола с отверстием, винтов и зеркала.
В тубусе, окуляре и объективах находятся увеличительные линзы. Предметный столик используется для размещения на нем микропрепарата, а зеркало — для направления луча света на исследуемый объект. При помощи винтов можно установить микроскоп в оптимальное для исследования положение. Штатив же удерживает все элементы микроскопа и делает работу на нем удобной.
4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?
Для того, чтобы узнать какое увеличение даёт конкретный микроскоп нужно посмотреть на цифры, которые написаны на оправе окуляра и объектива, а затем перемножить эти цифры. Например, на окуляре может быть написано 10х, а на объективе 30х. Тогда наибольшее возможное увеличение, которое может дать данный микроскоп, будет равно 10 • 30 = 3 000 раз. То есть можно будет увеличить рассматриваемый объект в 3 000 раз.
Подумайте
Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?
Невозможность изучения на световом микроскопе непрозрачных предметов объясняется особенностью конструкции данного типа оборудования.
Как мы знаем, зеркало, отражающее и направляющее световые лучи на изучаемый объект, находится под предметным столом с микропрепаратом. То есть изучаемый объект должен быть подсвечен снизу для того, чтобы мы могли увидеть его структуру.
Если же в качестве микропрепарата используется непрозрачный объект, то световой луч от зеркала не может пробиться сквозь него и в окуляр можно будет увидеть только тёмное пятно.
Задания
Выучите правила работы с микроскопом.
Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.
С помощью современных микроскопов, например электронных, можно рассмотреть вирусы, бактерии, клетки живых организмов, составные части клеток: вакуоль, ядро, цитоплазму и т.д. Можно понаблюдать за кровяными тельцами, строением растений и их частей и прочими объектами.
Сейчас существуют устройства, которые позволяют увидеть объемное 3-х мерное изображение изучаемого объекта. Называются такие устройства стереомикроскопы. При помощи такого оборудования чаще всего проводится изучение поверхности металла, древесины, пластмассы, минералов и других твёрдых предметов.
Словарик
Клетка — это элементарная единица строения всех живых организмов кроме вирусов.
Лупа — это самый простой увеличительный прибор, который состоит из двояковыпуклого увеличительного стекла, оправы и ручки (или штатива).
Микроскоп — это увеличительный прибор, который работает при помощи оптических линз и способен увеличивать изображение объекта в десятки, сотни или даже в тысячи раз.
Тубус — это деталь микроскопа, в которой расположены увеличительные линзы.
Окуляр — это верхняя часть тубуса микроскопа, состоящая из линзы и оправы и предназначенная для рассматривания изучаемого объекта.
Объектив — это нижняя часть тубуса микроскопа, включающая в себя несколько увеличительных стекл и оправу и предназначенная для дополнительного увеличения изображения объекта.
Штатив — это деталь микроскопа, предназначенная для соединения и удержания остальных деталей этого прибора.
- ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Оптика-Видео39
Интернет-магазин «Оптика-Видео» занимается продажей микроскопов, биноклей, телескопов и… · 16 нояб 2019 · optika-video.ru
ОтвечаетАлександр В.
Общее увеличение микрокопа рассчитывается как произведение увеличения объектива на увеличение окуляра.
Если в тубусе микроскопа установлена еще линза Барлоу, то полученное значение еще умножаем на 2.
Например: установлен объектив 40 крат, окуляр 10 крат и линза Барлоу, то формула выглядит следующим образом: 40х10х2 = 800 крат – общее увеличение микроскопа.
32,8 K
Татьяна Ш.
17 января 2020
Спасибо за ответ 😀
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
скрыт(Почему?)