Как найти какое вещество в недостатке

“Я не сдам ЕГЭ, потому что у меня нет таланта! У Кати талант есть, у Паши – тоже есть, а у меня нет!” Сколько раз каждый из вас так думал? Много? Ха-Ха и еще раз Ха-Ха! Марк Твен говорил: «Существует тысяча причин для того, чтобы себя оправдать, но ни одной реальной». Секрет таланта и успеха на ЕГЭ я раскрою в конце статьи, а пока продолжаем изучать Стехиометрию. Сегодня разберемся с деликатной темой: избыток-недостаток в расчетах по уравнениям реакций.

В ряде задач представлены данные для обоих реагентов. Как в таких случаях выполнять расчеты по уравнения реакций? Что брать в качестве точки расчета? Давайте разбираться. Вначале определимся с понятиями.

Эквимолярное соотношение – равные количества веществ

Стехиометрическое соотношение – количества веществ в соответствии с коэффициентами в уравнении реакции

Для того, чтобы понять, в каких соотношениях представлены количества веществ-реагентов в конкретной задаче, необходимо начать анализ задачи по уже известным Четырем Заповедям. После выполнения Предварительных Расчетов (Третья Заповедь), следует выписать количества веществ над формулами реагентов в уравнении реакции и произвести пересчет количества одного вещества через количество другого. После определения избытка-недостатка дальнейшие расчеты в задаче производим по недостатку.

ПОМНИ!!!

Расчеты по уравнению реакции производятся по НЕДОСТАТКУ!

Как определить избыток-недостаток и провести дальнейшие расчеты, лучше разобрать на конкретной задаче. Читайте внимательно и попробуйте записать решение задачи на отдельном листе бумаги.

Задача 1

На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.

1) Первая Заповедь. Выписать данные задачи в разделе “Дано”.

Секретная шпаргалка по химии. 3.4 Избыток-недостаток

2) Вторая Заповедь. Написать уравнение реакции.

Немного теории химии. Оксиды щелочных металлов проявляют ярко выраженные основные свойства. Они легко реагируют с кислотами с образованием солей.

Секретная шпаргалка по химии. 3.4 Избыток-недостаток

3. Третья Заповедь. Сделать предварительные расчеты по данным условия задачи

В условии задачи представлены данные по обоим реагентам – оксиду калия и азотной кислоте, поэтому определяем количество вещества каждого участника процесса.

Секретная шпаргалка по химии. 3.4 Избыток-недостаток

На этой стадии необходимо определить, кто из реагентов в избытке, а кто в недостатке. Для этого следует провести пересчет количества одного вещества через количество другого. Покажу два способа пересчета и анализа. Можете пользоваться любым, какой понятней.

1) Считаем количество вещества азотной кислоты по количеству вещества оксида калия (обычный расчет по уравнению реакции). Читайте внимательно! Я мысленно произношу: “Пусть весь оксид калия вступил в реакцию. Сколько тогда прореагирует азотной кислоты?” И делаю расчет по уравнению реакции. Азотной кислоты, по расчетам, требуется больше, чем дано, значит, азотная кислота – в недостатке.

Секретная шпаргалка по химии. 3.4 Избыток-недостаток

2) Считаем количество вещества оксида калия по количеству вещества азотной кислоты (обычный расчет по уравнению реакции). Я мысленно произношу: “Пусть вся азотная кислота вступила в реакцию. Сколько тогда прореагирует оксида калия?” Оксида калия, по расчетам, требуется меньше, чем дано, значит, оксид калия в избытке.

Секретная шпаргалка по химии. 3.4 Избыток-недостаток

4. Четвертая заповедь. Составить алгоритм решения задачи.

Формулизируем вопрос задачи “Найдите массу образовавшегося нитрата калия”, т.е. записываем формулу расчета массы, которая для нас, как для химиков, должна быть представлена произведением количества вещества на молярную массу. Анализируем компоненты формулы: молярную массу нитрата калия определяем по таблице Менделеева, количество вещества нитрата калия рассчитываем по уравнению реакции исключительно по недостатку!

Секретная шпаргалка по химии. 3.4 Избыток-недостаток

Задача 2

Смешали 7,3 г хлороводорода и 4 г аммиака. Какая масса соли при этом образуется?

Немного теории. При смешивании хлороводорода и аммиака образуется густой белый дым (“дым без огня”) – кристаллики соли хлорида аммония.

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе “Дано”

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Определить избыток-недостаток

5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!)

6) Составить алгоритм решения

7) Сделать окончательный расчет

Секретная шпаргалка по химии. 3.4 Избыток-недостаток

Задача 3

На 36 г алюминия подействовали 64 г серы. Найдите массу образовавшегося сульфида алюминия.

При поджигании смеси порошкообразных алюминия и серы между ними начинается интенсивная экзотермическая реакция с образованием сульфида алюминия, который полностью гидролизуется водой, поэтому не может быть получен обменными реакциями в водных растворах.

Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:

1) Выписать данные в разделе “Дано”

2) Написать уравнение реакции

3) Сделать предварительные расчеты.

4) Определить избыток-недостаток

5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!)

6) Составить алгоритм решения

7) Сделать окончательный расчет

Секретная шпаргалка по химии. 3.4 Избыток-недостаток

Секрет таланта и успеха на ЕГЭ

Талант не дается от природы, он создается самим человеком. Это определенные способности, которые раскрываются с приобретением навыков и опыта. Успех на ЕГЭ зависит от ежедневного упорного труда и достижения мастерства в выбранном деле. Думаю, вывод не трудно сделать. Хотите добиться успеха – принимайтесь за работу!

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии http://repetitor-him.ru. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7(903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы “Решение задач по химии” – и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!

PS! Если вы не можете со мной связаться из-за большого количества звонков от моих читателей, пишите мне в личку ВКонтакте, или на Facebook. Я обязательно отвечу вам.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова

Методика решения задач
на «избыток–недостаток»
в курсе основной
общеобразовательной школы

Умение решать химические задачи –
важная составляющая знаний по предмету. Согласно
государственному стандарту образования по химии
учащиеся, оканчивающие школу, должны уметь
решать более десятка типов стандартных задач.
Среди них и задачи на «избыток–недостаток».
Предлагаю свой вариант подачи материала по
решению таких задач в курсе химии 9-го класса.
На изучение этой темы отвожу 2–2,5 урока, в
зависимости от уровня способностей учеников
класса. Ознакомление с алгоритмом решения задач
данного типа происходит в рамках изучения темы
«Теория электролитической диссоциации». Однако
если класс сильный, то в рамках эксперимента этот
тип задач иногда изучаем и в конце 8-го класса в
главе «Галогены», а высвободившееся время можно
потратить на изучение органической химии в курсе
9-го класса.
На первом уроке разбираю два типа задач на
«избыток–недостаток»:
одно из двух
вступивших в реакцию веществ дано в избытке;
оба вступивших в
реакцию вещества расходуются на взаимодействие
друг с другом без остатка, т. е. даны в
стехиометрических количествах.
В качестве домашнего задания обязательно
предлагаются две-три задачи, подобные изученным
на уроке.
На втором уроке закрепляю и углубляю изученный
материал, ввожу понятия «процентная
концентрация растворов веществ», вступивших в
реакцию, «плотность растворов». Кроме того,
усложняю задачи, вводя «процентное содержание
примесей в исходном веществе» и т. д. Такой прием
позволяет повторить элементы уже изученного
материала, сэкономить время. В конце второго
урока изучения темы или в начале третьего
провожу небольшую самостоятельную работу на
закрепление изученного материала, включающую
одну-две задачи, причем самостоятельная работа
предлагается в трех уровнях сложности, в
зависимости от способностей ученика.

Урок 1

Решение задач на «избыток–недостаток»

Цели.

  • научить алгоритму решения
    задач нового типа;
  • закрепить навыки устного
    счета;
  • повторить правила расчета
    относительных молекулярных масс веществ;
  • закрепить правила грамотного
    оформления условия задачи;
  • формировать навыки
    химического мышления, логики, а также
    способствовать воспитанию гармоничной,
    всесторонне развитой личности.

ХОД УРОКА

Рассмотрим вариант,
когда одно из вступивших в реакцию веществ дано в
избытке, другое – в недостатке.
Решая химические задачи, следует не забывать о
правилах их грамотного оформления по схеме: дано,
найти, решение, ответ.

ЗАДАЧА 1. На 47 г оксида калия
подействовали раствором, содержащим 40 г азотной
кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата
калия.

Дано:

m(K2O) = 47 г,
m(HNO3) = 40 г.

Найти:

m(КNO3).

Решение

Рассчитаем относительные молекулярные массы
интересующих нас веществ:

Mr(K2O) = 2Ar(K) + 1Ar(O)
= 2•39 + 1•16 = 94,

Mr(HNO3) = 1Ar(H) + 1Ar(N)
+ 3Ar(O) = 1•1 + 1•14 + 3•16 = 63,

Mr(KNO3) = 1Ar(K) + 1Ar(N)
+ 3Ar(O) = 1•39 + 1•14 + 3•16 = 101.

Для удобства расчета за х1 примем
массу НNО3 и найдем, какое из веществ,
вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в
недостатке.

47/94 = х1/126, х1 = 63 г.

Следовательно, азотная кислота дана в
недостатке, т. к. по условию ее 40 г, а по расчету
необходимо 63 г, поэтому расчет ведем по HNO3:

40/126 = х/202, х = 64 г.

Ответ. m(КNO3) = 64 г.

ЗАДАЧА 2. На 24 г металлического магния
подействовали 100 г 30%-го раствора соляной кислоты.
Найдите массу образовавшегося хлорида магния.

Дано:

m(Mg) = 24 г,
m(р-р HCl) = 100 г,
(HCl) = 30%.

Найти:

m(MgCl2).

Решение

Рассчитаем относительные молекулярные массы
интересующих нас веществ:

Mr(HCl) = 1Ar(H) + 1Ar(Cl)
= 1 + 35,5 = 36,5,

Mr(MgCl2) = 1Ar(Mg) +
2Ar(Cl) = 24 + 2•35,5 = 95.

Для удобства расчета за х1 примем
массу соляной кислоты и найдем, какое из веществ,
вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в
недостатке.

24/24 = х1/73, х1 = 73 г.

Из расчета видно, что соляная кислота дана в
недостатке, т. к. по условию задачи ее дано 30 г, а
для реакции требуется 73 г. Следовательно, расчет
ведем по соляной кислоте:

30/73 = х/95, х = 39 г.

Ответ. m(MgCl2) = 39 г.

Рассмотрим вариант,
когда оба вступивших в реакцию вещества даны в
стехиометрических количествах, т. е. реагируют
друг с другом без остатка.

ЗАДАЧА 1. На 36 г алюминия подействовали
64 г серы. Найдите массу образовавшегося сульфида
алюминия.

Дано:

m(Al) = 36 г,
m(S) = 64 г.

Найти:

m(Al2S3).

Решение

Примем массу Al за х1 и найдем, какое
из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке,
какое – в недостатке.

х1/54 = 64/96, х1 = 36 г.

В данном случае вещества, вступившие в реакцию,
взяты в стехиометрических количествах, поэтому
расчет можно вести по любому из них:

64/96 = х/150, х = 100 г.

Ответ. m(Al2S3) = 100 г.

ЗАДАЧА 2. На раствор, содержащий 53 г
карбоната натрия, подействовали раствором,
содержащим 49 г серной кислоты. Найдите массу
образовавшейся соли.

Дано:

m(Na2CO3) = 53 г,
m(H2SO4) = 49 г.

Найти:

m(Na2SO4).

Решение

Рассчитаем относительные молекулярные массы
интересующих нас веществ:

Mr(Na2CO3) = 2Ar(Na)
+ 1Ar(C) + 3Ar(O) = 2•23 + 1•12 + 3•16 =
106.

Mr(H2SO4) = 2Ar(H)
+ 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•1 + 1•32 + 4•16 = 98.

Mr(Na2SO4) = 2Ar(Na)
+ 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•23 + 1•32 + 4•16 =
142.

Примем за х1 массу cерной кислоты,
чтобы узнать, какое вещество дано в избытке,
какое – в недостатке.

53/106 = х1/98, х1 = 49 г.

В данном случае оба вещества взяты в
стехиометрических количествах, поэтому расчет
можно вести по любому из них:

49/98 = х/142, х = 71 г.

Ответ. m(Na2SO4) = 71 г.

Однако учитель, подбирая задачи для решения в
классе, должен помнить, что в некоторых случаях
(например, если кислота или кислотный оксид дан в
избытке) решение задачи не ограничивается
расчетом двух пропорций, т. к. реакция будет
протекать дальше с образованием кислой соли. Это
повысит сложность материала. На первых уроках
при решении задач данного типа я не включаю в
материал задачи на прохождение реакций с
образованием кислых или основных солей.

Домашнее задание

ЗАДАЧА 1. На 200 г 10%-го раствора серной
кислоты подействовали 40 г оксида алюминия.
Найдите массу образовавшейся воды.

Дано:

M(р-р H2SO4) = 200 г,
(H2SO4) =
10%,
m(Al2O3) = 40 г.

Найти:

m2O).

Решение

Рассчитаем относительные молекулярные массы
интересующих нас веществ:

Mr(Al2O3) = 2Ar(Al)
+ 3Ar(O) = 2•27 + 3•16 = 102,

Mr(H2SO4) = 2Ar(H)
+ 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•1 + 1•32 + 4•16 = 98,

Mr(H2O) = 2Ar(H) + 1Ar(O)
= 2•1 + 1•16 = 18.

m(H2SO4) = 200•10/100 = 20 г.

Найдем, какое из вступивших в реакцию веществ
дано в избытке, а какое – в недостатке.

х1/102 = 20/294, х1 = 6,94 г.

Из расчета видно, что Al2O3 дан в
избытке, следовательно, расчет ведем по кислоте:

20/294 = х/54, х = 3,67 г.

Ответ. m2O) = 3,67 г.

ЗАДАЧА 2. На 40 г оксида меди(II)
подействовали раствором серной кислоты,
содержащим 49 г безводного вещества. Найдите
массу образовавшейся соли.

Дано:

m(CuO) = 40 г,
m(H2SO4) = 49 г.

Найти:

M(СuSO4).

Решение

Найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию,
дано в избытке, а какое – в недостатке.

х1/80 = 49/98, х1 = 40 г.

Cогласно уравнению данной реакции вещества
взяты в стехиометрических количествах, поэтому
расчет можно вести по любому из них:

40/80 = х/160, х = 80 г.

Ответ. m(CuSO4) = 80 г.

В.А.ДЕМИДОВ,
учитель химии Синегорской
средней школы
(Нагорский р-н,
Кировская обл.)

Задачи на избыток и недостаток

22-Фев-2014 | комментариев 16 | Лолита Окольнова

Задачи такого типа (точнее, это может быть даже не самой задачей, а частью задачи) есть в части С ГИА, они входят в часть С ЕГЭ, теперь они появились и в части B.

Задачи на избыток и недостаток

задачи на избыток недостаток

Классический пример задачи на избыток и недостаток.

Этапы решения задачи:

1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:

Cu + Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2

2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:

n(Cu) = mAr =3.2 г 63.5 гмоль = 0,05 моль

m(Hg(NO3)2) = mMr = 20 324 = 0,06 моль

3. Сравниваем количество моль веществ и определяем недостаток:

Cu  +  Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2

0,05 моль     0,06 моль

по уравнению реакции меди и нитрат ртути реагируют 1:1, значит, их количество моль тоже должно быть одинаковым

0,05 моль   <  0,06 моль — медь в недостатке

Задачи на избыток и недостаток всегда решаются ПО НЕДОСТАТКУ

Почему по недостатку? Это аналогично вопросу — «сколько целых яблок можно сложить из 5 половинок? «

4. Вычисляем массу продукта по количеству моль, соответствующему недостатку:

Cu  +  Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2

0,05 моль   ——>  0,05 моль

m(Hg)= n*Ar = 0,05 моль * 200 гмоль = 10 г

______________________________________________________________________________________

 Пример задачи на избыток и недостаток,

где вещества в другом соотношении:

Задачи на избыток и недостаток

те же самые этапы решения:

1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:

2N2 + 5O2 = 2N2O5

2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:

n(N2 ) = mMr = 1428=0.5 моль

n(O2) = mMr =1632=0.5 моль

3. Сравниваем количество моль веществ и определяем недостаток:

2N2 + 5O2 = 2N2O5

0.5  моль  0.5 моль

в этом уравнении все не так очевидно, как в предыдущем, поэтому нужно просто прикинуть:

  • если считать по азоту (0.5 моль), то по соотношению коэффициентов (2:5) кислорода должно быть в 2.5 раза больше, т.е. (0.5*2.5) 1,25 моль, а у нас только 0.5, значит, O2  в недостатке;
  • если бы количество моль азота оказалось бы меньше, значит, считали бы по азоту

4. Вычисляем массу продукта по количеству моль, соответствующему недостатку:

m(N2O5) = n*Mr = 2* 0.55  моль * 108 гмоль = 21 г

______________________________________________________________________________________

Есть задачи, очень похожие на задачи избыток-недостаток,

но это задачи на кислые и основные соли:

Задачи на избыток и недостаток

1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:

здесь у нас возможно 2 варианта — образование средней и кислой соли:

CO2 + 2NaOH → Na2CO3 + H2O

CO2 + NaOH → NaHCO3

2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:

n(CO2 ) = V22.4 лмоль = 24.9 22.4 = 1,11 моль

n(NaOH)= mMr = 44.440 = 1,11 моль

т.к. количество моль веществ одинаково, то делаем вывод, что реакция протекает по схеме образования кислой соли:

CO2 + NaOH → NaHCO3

4. Вычисляем массу продукта по количеству моль: 

m ( NaHCO3) = n*Mr = 1,11 * 84 = 93,24  г

______________________________________________________________________________________

Задачи на избыток и недостаток не трудные, зачастую они являются частью более сложных задач, поэтому все, что нужно сделать, это натренироваться — порешать как можно больше таких примеров, внимательно уравнивая и работая с коэффициентами.

Обсуждение: “Задачи на избыток и недостаток”

(Правила комментирования)

Методика решения задач
на «избыток–недостаток»
в курсе основной
общеобразовательной школы

Умение
решать химические задачи – важная составляющая знаний по предмету. Согласно
государственному стандарту образования по химии учащиеся, оканчивающие школу,
должны уметь решать более десятка типов стандартных задач. Среди них и задачи
на «избыток–недостаток».
Предлагаю свой вариант подачи материала по решению таких задач в курсе химии
9-го класса.
На изучение этой темы отвожу 2–2,5 урока, в зависимости от уровня способностей
учеников класса. Ознакомление с алгоритмом решения задач данного типа
происходит в рамках изучения темы «Теория электролитической диссоциации».
Однако если класс сильный, то в рамках эксперимента этот тип задач иногда
изучаем и в конце 8-го класса в главе «Галогены», а высвободившееся время можно
потратить на изучение органической химии в курсе 9-го класса.
На первом уроке разбираю два типа задач на «избыток–недостаток»:
http://him.1september.ru/2003/44/a2a.gif одно
из двух вступивших в реакцию веществ дано в избытке;
http://him.1september.ru/2003/44/a2a.gif оба
вступивших в реакцию вещества расходуются на взаимодействие друг с другом без
остатка, т. е. даны в стехиометрических количествах.
В качестве домашнего задания обязательно предлагаются две-три задачи, подобные
изученным на уроке.
На втором уроке закрепляю и углубляю изученный материал, ввожу понятия
«процентная концентрация растворов веществ», вступивших в реакцию, «плотность
растворов». Кроме того, усложняю задачи, вводя «процентное содержание примесей
в исходном веществе» и т. д. Такой прием позволяет повторить элементы уже
изученного материала, сэкономить время. В конце второго урока изучения темы или
в начале третьего провожу небольшую самостоятельную работу на закрепление
изученного материала, включающую одну-две задачи, причем самостоятельная работа
предлагается в трех уровнях сложности, в зависимости от способностей ученика.

Урок 1

Решение задач на «избыток–недостаток»

Цели.

  • научить
    алгоритму решения задач нового типа;
  • закрепить
    навыки устного счета;
  • повторить
    правила расчета относительных молекулярных масс веществ;
  • закрепить
    правила грамотного оформления условия задачи;
  • формировать
    навыки химического мышления, логики, а также способствовать воспитанию
    гармоничной, всесторонне развитой личности.

ХОД УРОКА

http://him.1september.ru/2003/44/s.gif Рассмотрим
вариант, когда одно из вступивших в реакцию веществ дано в избытке, другое – в
недостатке.
Решая химические задачи, следует не забывать о правилах их грамотного
оформления по схеме: дано, найти, решение, ответ.

ЗАДАЧА
1.
 На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40
г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.

Дано:

m(K2O)
= 47 г,
m(HNO3) = 40 г.

Найти:

m(КNO3).

Решение

Рассчитаем
относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:

Mr(K2O) = 2Ar(K)
+ 1Ar(O) = 2•39 + 1•16 = 94,

Mr(HNO3) = 1Ar(H)
+ 1Ar(N) + 3Ar(O) = 1•1 + 1•14 + 3•16 = 63,

Mr(KNO3) = 1Ar(K)
+ 1Ar(N) + 3Ar(O) = 1•39 + 1•14 + 3•16 =
101.

http://him.1september.ru/2003/44/25-1.jpg

Для
удобства расчета за х1 примем массу НNО3 и
найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в
недостатке.

http://him.1september.ru/2003/44/25-2.jpg

47/94 = х1/126, х1 =
63 г.

Следовательно,
азотная кислота дана в недостатке, т. к. по условию ее 40 г, а по расчету
необходимо 63 г, поэтому расчет ведем по HNO3:

http://him.1september.ru/2003/44/26-1.gif

40/126 = х/202, х = 64 г.

Ответm(КNO3)
= 64 г.

ЗАДАЧА
2
. На 24 г металлического магния подействовали 100 г 30%-го
раствора соляной кислоты. Найдите массу образовавшегося хлорида магния.

Дано:

m(Mg)
= 24 г,
m(р-р HCl) = 100 г,
http://him.1september.ru/2003/44/o1.gif(HCl) = 30%.

Найти:

m(MgCl2).

Решение

Рассчитаем
относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:

Mr(HCl) = 1Ar(H) + 1Ar(Cl)
= 1 + 35,5 = 36,5,

Mr(MgCl2) = 1Ar(Mg)
+ 2Ar(Cl) = 24 + 2•35,5 = 95.

http://him.1september.ru/2003/44/26-2.gif

Для
удобства расчета за х1 примем массу соляной кислоты
и найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в
недостатке.

http://him.1september.ru/2003/44/26-3.gif

24/24 = х1/73, х1 =
73 г.

Из
расчета видно, что соляная кислота дана в недостатке, т. к. по условию задачи
ее дано 30 г, а для реакции требуется 73 г. Следовательно, расчет ведем по
соляной кислоте:

http://him.1september.ru/2003/44/26-4.gif

30/73 = х/95, х = 39 г.

Ответm(MgCl2)
= 39 г.

http://him.1september.ru/2003/44/s.gif Рассмотрим
вариант, когда оба вступивших в реакцию вещества даны в стехиометрических
количествах, т. е. реагируют друг с другом без остатка.

ЗАДАЧА
1.
 На 36 г алюминия подействовали 64 г серы. Найдите массу образовавшегося
сульфида алюминия.

Дано:

m(Al)
= 36 г,
m(S) = 64 г.

Найти:

m(Al2S3).

Решение

http://him.1september.ru/2003/44/26-5.gif

Примем
массу Al за х1 и найдем, какое из веществ,
вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2003/44/26-6.gif

х1/54 = 64/96, х1 =
36 г.

В
данном случае вещества, вступившие в реакцию, взяты в стехиометрических
количествах, поэтому расчет можно вести по любому из них:

http://him.1september.ru/2003/44/26-7.gif

64/96 = х/150, х = 100 г.

Ответm(Al2S3)
= 100 г.

ЗАДАЧА
2
. На раствор, содержащий 53 г карбоната натрия, подействовали
раствором, содержащим 49 г серной кислоты. Найдите массу образовавшейся соли.

Дано:

m(Na2CO3)
= 53 г,
m(H2SO4) = 49 г.

Найти:

m(Na2SO4).

Решение

Рассчитаем
относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:

Mr(Na2CO3) = 2Ar(Na)
+ 1Ar(C) + 3Ar(O) = 2•23 + 1•12 + 3•16 =
106.

Mr(H2SO4) = 2Ar(H)
+ 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•1 + 1•32 + 4•16 = 98.

Mr(Na2SO4) = 2Ar(Na)
+ 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•23 + 1•32 + 4•16 =
142.

http://him.1september.ru/2003/44/26-8.gif

Примем
за х1 массу cерной кислоты, чтобы узнать, какое
вещество дано в избытке, какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2003/44/26-9.gif

53/106 = х1/98, х1 =
49 г.

В
данном случае оба вещества взяты в стехиометрических количествах, поэтому
расчет можно вести по любому из них:

http://him.1september.ru/2003/44/27-1.gif

49/98 = х/142, х = 71 г.

Ответm(Na2SO4)
= 71 г.

Однако
учитель, подбирая задачи для решения в классе, должен помнить, что в некоторых
случаях (например, если кислота или кислотный оксид дан в избытке) решение
задачи не ограничивается расчетом двух пропорций, т. к. реакция будет протекать
дальше с образованием кислой соли. Это повысит сложность материала. На первых
уроках при решении задач данного типа я не включаю в материал задачи на
прохождение реакций с образованием кислых или основных солей.

Домашнее задание

ЗАДАЧА
1
. На 200 г 10%-го раствора серной кислоты подействовали 40 г
оксида алюминия. Найдите массу образовавшейся воды.

Дано:

M(рр H2SO4)
= 200
г,
http://him.1september.ru/2003/44/o1.gif(H2SO4)
= 10%,
m(Al2O3) = 40
г.

Найти:

m2O).

Решение

Рассчитаем
относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:

Mr(Al2O3) = 2Ar(Al)
+ 3Ar(O) = 2•27 + 3•16 = 102,

Mr(H2SO4) = 2Ar(H)
+ 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•1 + 1•32 + 4•16 = 98,

Mr(H2O) = 2Ar(H)
+ 1Ar(O) = 2•1 + 1•16 = 18.

m(H2SO4) = 200•10/100
= 20 г.

http://him.1september.ru/2003/44/27-2.gif

Найдем,
какое из вступивших в реакцию веществ дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2003/44/27-3.gif

х1/102 = 20/294, х1 =
6,94 г.

Из
расчета видно, что Al2O3 дан в избытке,
следовательно, расчет ведем по кислоте:

http://him.1september.ru/2003/44/27-4.gif

20/294 = х/54, х = 3,67 г.

Ответ. m2O)
= 3,67 г.

ЗАДАЧА
2.
 На 40 г оксида меди(II) подействовали раствором серной кислоты,
содержащим 49 г безводного вещества. Найдите массу образовавшейся соли.

Дано:

m(CuO)
= 40 г,
m(H2SO4) = 49 г.

Найти:

M(СuSO4).

Решение

http://him.1september.ru/2003/44/27-5.gif

Найдем,
какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2003/44/27-6.gif

х1/80 = 49/98, х1 =
40 г.

Cогласно
уравнению данной реакции вещества взяты в стехиометрических количествах,
поэтому расчет можно вести по любому из них:

http://him.1september.ru/2003/44/27-7.gif

40/80 = х/160, х = 80 г.

Ответm(CuSO4)
= 80 г.

Урок 2

Закрепление алгоритма решения задач
на «избыток – недостаток»

Продолжение. Начало см. в № 44/2003

Цели.

  • повторить
    способы решения задач;
  • закрепить
    навыки решения;
  • повторить
    правила расчета молекулярной массы;
  • закрепить
    правила грамотного оформления задачи;
  • формировать
    навыки химического мышления, логики;
  • повторить
    материал о процентной концентрации, плотности растворов, переводе объемов
    растворов в граммы.

ХОД УРОКА

ЗАДАЧА
1.
 На 300 г 20%-го раствора хлорида натрия подействовали 100 г
10%-го раствора нитрата серебра. Найдите массу осадка хлорида серебра.

Дано:

m(р-р
NaCl) = 300 г,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(NaCl) = 20%,
m(р-р AgNO3) = 100 г,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(AgNO3) = 10%.

Найти:
m
(AgCl).

Решение

m(NaCl)
= 300•20/100 = 60 г,

m(AgNO3)
= 100•10/100 = 10 г.

http://him.1september.ru/2004/01/30-1.jpg

Найдем,
какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/01/30-2.jpg

х1/58,5
= 10/170, х1 = 3,44 г.

Из
расчета видно, что NaCl дан в избытке. Следовательно, дальнейший расчет ведем
по AgNO3:

http://him.1september.ru/2004/01/30-3.jpg

10/170
х/143,5, х = 8,44 г.

Ответ. m(AgCl)
= 8,44 г.

ЗАДАЧА
2.
 На 40 г алюминия, содержащего 10% примесей, подействовали
100 г 10%-й соляной кислоты. Найдите массу образовавшегося хлорида алюминия.

Дано:

m(Al
с прим.) = 40 г,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(прим.) = 10%,
m(р-р HCl) = 100 г,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(HCl) = 10%.

Найти:

m(AlCl3).

Решение

m(прим.)
= 40•10/100 = 4 г,

m(Al)
= 40 – 4 = 36 г,

m(HCl)
= 100•10/100 = 10 г.

http://him.1september.ru/2004/01/30-4.jpg

Найдем,
какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/01/30-5.jpg

36/54
х1/219, х1 = 146 г.

Соляная
кислота дана в недостатке, следовательно, расчет ведем по ней:

http://him.1september.ru/2004/01/30-6.jpg

10/219
х/267, х = 12,2 г.

Ответ. m(AlCl3)
= 12,2 г.

ЗАДАЧА
3.
 На сплав массой 20 г, содержащий 30% алюминия и 70% магния,
подействовали раствором, содержащим 100 г серной кислоты. Найдите массы
образовавшихся солей.

Дано:

m(сплав)
= 20 г,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(Al) = 30%,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(Mg) = 70%,
m(H2SO4) = 100 г.

Найти:

m(Al2(SO4)3),
m(MgSO4).

Решение

m(Al)
= 30•20/100 = 6 г,

m(Mg)
= 20 – 6 = 14 г,

http://him.1september.ru/2004/01/30-7.jpg

Найдем,
какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/01/31-1.jpg

6/54
х1/294, х1 = 33 г.

Кислота
взята в избытке, поэтому расчет ведем по Al:

http://him.1september.ru/2004/01/31-2.jpg

6/54
х/342, х = 38 г.

http://him.1september.ru/2004/01/31-3.jpg

Найдем,
какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/01/31-4.jpg

14/24
y1/98, y1 = 57 г.

m‘(H2SO4)
= 100 – 33 = 67 г.

67 г
кислоты достаточно для полного взаимодействия с 14 г Mg, cледовательно, кислота
дана в избытке и расчет ведем по Mg:

http://him.1september.ru/2004/01/31-5.jpg

14/24
х/120, х = 70 г.

Ответ. m(Al2(SO4)3)
= 38 г, m(MgSO4) = 70 г.

ЗАДАЧА
4.
 К 100 мл 10%-го раствора гидроксида калия
плотностью 1,11 г/мл прибавили 200 мл 28%-го раствора азотной кислоты
плотностью 1,21 г/мл. Найдите массу образовавшейся соли.

Дано:

V(р-р
KOH) = 100 мл,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(KOH) = 10%,
http://him.1september.ru/2004/01/r.gif(р-р KOH) = 1,11 г/мл,
V(р-р HNO3) = 200 мл,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(HNO3) = 28%,
http://him.1september.ru/2004/01/r.gif(р-р HNO3) = 1,21 г/мл.

Найти:

m(KNO3).

Решение

m(р-р
KOH) = http://him.1september.ru/2004/01/r.gifV =
1,11•100 = 111 г,

m(KOH)
= 111•10/100 = 11,1 г,

m(р-р
HNO3) = http://him.1september.ru/2004/01/r.gifV =
1,21•200 = 242 г,

m(HNO3)
= 242•28/100 = 68 г.

http://him.1september.ru/2004/01/31-6.jpg

Найдем,
какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/01/31-7.jpg

х1/56
= 68/63, х1 = 60,4 г.

KOH дан
в недостатке, следовательно, расчет ведем по нему:

http://him.1september.ru/2004/01/31-8.jpg

11,1/56
х/101, х = 20 г.

Ответ. m(KNO3)
= 20 г.

ЗАДАЧА
5.
 На 500 мл 10%-го раствора гидроксида калия плотностью
1,11 г/мл подействовали раствором, содержащим 20 г соляной кислоты. Найдите
массу образовавшейся воды
.

Дано:

V(р-р
KOH ) = 500 мл,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(KOH) = 10%,
http://him.1september.ru/2004/01/r.gif(р-р KOH) = 1,11 г/мл,
m(HCl) = 20 г

Найти:

m2О).

Решение

m(р-р
KOH) = http://him.1september.ru/2004/01/r.gifV =
1,11•500 = 555 г,

m(KOH)
= 555•10/100 = 55,5 г.

http://him.1september.ru/2004/01/31-9.jpg

Найдем,
какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/01/31-10.jpg

х1/56
= 20/36,5, х1 = 30,7 г.

KOH дан
в избытке, следовательно, расчет ведем по HCl:

http://him.1september.ru/2004/01/31-11.jpg

20/36,5
х/18, х = 9,86 г.

Ответ. m(H2O)
= 9,86 г.

Домашнее задание

ЗАДАЧА
1.
  К 400 мл 20%-го раствора карбоната натрия с плотностью 1,18
г/мл прибавили раствор, содержащий 40 г соляной кислоты. Найдите массу хлорида
натрия.

Дано:

V(рр Na2CO3)
= 400
мл,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(Na2CO3)
= 20%,
http://him.1september.ru/2004/01/r.gif(рр Na2CO3)
= 1,18
г/мл,
m(HCl) = 40
г.

Найти:
m
(NaCl).

Решение

m(р-р
Na2CO3) = http://him.1september.ru/2004/01/r.gifV = 1,18•400 = 472 г,

m(Na2CO3)
= 20•472/100 = 94,4

http://him.1september.ru/2004/01/32-1.jpg

Найдем,
какое из вступивших в реакцию веществ дано в избытке, какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/01/32-2.jpg

х1/106
= 40/73, х1 = 58,1 г.

Na2CO3 дан
в избытке, следовательно, расчет ведем по HCl:

http://him.1september.ru/2004/01/32-3.jpg

40/73
х/117, х = 64 г.

Ответ. m(NaCl)
= 64 г.

ЗАДАЧА
2.
 На 40 г оксида цинка, содержащего 20% примесей,
подействовали 100 г 20%-го раствора азотной кислоты. Найдите массу нитрата
цинка.

Дано:

m(ZnO
с прим.) = 40 г,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(прим.) = 20%,
m(р-р HNO3) = 100 г,
http://him.1september.ru/2004/01/o1.gif(HNO3) = 20%.

Найти:

m(Zn(NO3)2).

Решение

m(прим.)
= 40•20/100 = 8 г,

m(ZnO)
= 40 – 8 = 32 г,

m(безводн.
HNO3) = 100•20/100 = 20 г.

http://him.1september.ru/2004/01/32-4.jpg

Найдем,
какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/01/32-5.jpg

32/81
х1/126, х1 = 50 г.

Азотная
кислота дана в недостатке, расчет ведем по ней:

http://him.1september.ru/2004/01/32-6.jpg

20/126
х/189, х = 30 г.

Ответ. m(Zn(NO3)2)
= 30 г.

Урок 3

Самостоятельная
работа

Цель.
Проверить усвоение алгоритма решения типовых задач на «избыток – недостаток».

Вариант на оценку три балла

ЗАДАЧА. На 40 г
оксида магния подействовали 200 г 10%-го раствора азотной кислоты. Найдите
массу нитрата магния.

Дано:

m(MgO) =
40 г,
m(р-р HNO3) = 200 г,
http://him.1september.ru/2004/11/o1.gif(HNO3) = 10%.

Найти:

m(Mg(NO3)2).

Решение

m(HNO3 безводн.) = 200•10/100 = 20 г.

http://him.1september.ru/2004/11/25-1.jpg

Найдем, какое из веществ, вступивших в
реакцию, дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/11/25-2.jpg

40/40 = х1/126, х1 = 126 г.

HNO3 дана в недостатке, расчет ведем по
ней:

http://him.1september.ru/2004/11/25-3.jpg

20/126 = х/148, х = 23,5 г.

Ответ. m(Mg(NO3)2)
= 23,5 г.

Вариант на оценку четыре
балла

ЗАДАЧА 1. На
40 г алюминия, содержащего 20% примесей, подействовали 100 г 20%-го раствора
соляной кислоты. Найдите массу хлорида алюминия.

Дано:

m(Al с
прим.) = 40 г,
http://him.1september.ru/2004/11/o1.gif(прим.) = 20%,
m(р-р HCl) = 100 г,
http://him.1september.ru/2004/11/o1.gif(HCl) = 20%.

Найти:

m(AlCl3).

Решение

m(прим.)
= 40•20/100 = 8 г,
m(Al) = 40 – 8 = 32 г,

m(HCl) =
100•20/100 = 20 г.

http://him.1september.ru/2004/11/25-4.jpg

Найдем, какое из веществ, вступивших в
реакцию, дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/11/25-5.jpg

32/54 = х1/219, х1 = 129,8 г.

HCl дана в недостатке, расчет ведем по ней:

http://him.1september.ru/2004/11/25-6.jpg

20/219 = х/267, х = 24,4 г.

Ответ. m(AlCl3)
= 24,4 г.

ЗАДАЧА 2. К 300 г
10%-го раствора гидроксида калия прибавили раствор, содержащий 20 г азотной
кислоты. Найдите массу нитрата калия.

Дано:

m(р-р
KOH) = 300 г,
http://him.1september.ru/2004/11/o1.gif(KOH) = 10%,
m(HNO3) = 20 г.

Найти:

m(KNO3).

Решение

Для расчета по уравнению реакции найдем
относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:

Mr(KOH) = 1Ar(K) + 1Ar(O)
+ 1Ar(H) = 39 + 16 + 1 = 56,

Mr(HNO3) = 1Ar(H)
+ 1Ar(N) + 3Ar(O) = 1 + 14 + 48 = 63,

Mr(KNO3) = 1Ar(K)
+ 1Ar(N) + 3Ar(O) = 39 + 14 + 48 = 101.

http://him.1september.ru/2004/11/25-7.jpg

Найдем, какое из вступивших в реакцию
веществ дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/11/26-1.jpg

х1/56
= 20/63, х1 = 18 г.

Гидроксид калия дан в избытке,
следовательно, расчет ведем по азотной кислоте:

http://him.1september.ru/2004/11/26-2.jpg

20/63 = х/101, х = 32 г.

Ответ. m(KNO3)
= 32 г.

Вариант на оценку пять баллов

ЗАДАЧА 1. На 40 г
сплава, содержащего 50% натрия и 50% калия, подействовали 200 г воды. Сколько
образовалось граммов гидроксида натрия и гидроксида калия?

Дано:

m(сплав)
= 40 г,
http://him.1september.ru/2004/11/o1.gif(К) = http://him.1september.ru/2004/11/o1.gif(Na) = 50%,
m(H2O)
= 200 г.

Найти:

m(NaOH),
m(KOH).

Решение

Рассчитаем относительные молекулярные массы
интересующих нас веществ:

Mr(H2О) = 2Ar(Н) + 1Ar(O)
= 2•1 + 1•16 = 18,

Mr(KOH) = 1Ar(K) + 1Ar(O)
+ 1Ar(H) = 39 + 16 + 1 = 56,

Mr(NaOH) = 1Ar(Na) + 1Ar(O)
+ 1Ar(H) = 23 + 16 + 1 = 40.

http://him.1september.ru/2004/11/26-3.jpg

Найдем, какое из вступивших в реакцию
веществ дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/11/26-4.jpg

х1/78
= 200/36, х1 = 433 г.

Калий дан в недостатке, расчет ведем по
нему:

http://him.1september.ru/2004/11/26-5.jpg

20/78 = х/112, х = 29 г.

http://him.1september.ru/2004/11/26-6.jpg

Найдем, какое из вступивших в реакцию
веществ дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/11/26-7.jpg

y1/46
= 200/36, y1 = 256 г.

Натрий дан в недостатке, расчет ведем по
нему:

http://him.1september.ru/2004/11/26-8.jpg

20/46 = y/80, y =
35 г.

Ответ. m(KOH)
= 29 г, m(NaOH) = 35 г.

ЗАДАЧА 2. К 500
мл 10%-го раствора гидроксида калия плотностью 1,11 г/мл прибавили раствор,
содержащий 10 г серной кислоты. Найдите массу образовавшегося сульфата калия.

Дано:

V(р-р
КОН) = 500 мл,
http://him.1september.ru/2004/11/r.gif(КОН) = 1,11 г/мл,
http://him.1september.ru/2004/11/o1.gif(КОН) = 10%,
m(H2SO4) = 10 г.

Найти:

m(K2SO4).

Решение

Рассчитаем относительные молекулярные массы
интересующих нас веществ:

Mr(KOH) = 1Ar(K) + 1Ar(O)
+ Ar(H) = 39 +
16 + 1 = 56,

Mr(Н2SO4)
= 2Ar(H) + 1Ar(S) + 4Ar(O)
= 2•1 + 1•32 + 4•16 = 98,

Mr(K2SO4) = 2Ar(K)
+ 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•39 + 1•32 + 4•16 =
174.

m(р-р
KOH) = http://him.1september.ru/2004/11/r.gifV = 1,11•500 = 555 г,

m(KOH)
=555 • 10/100 = 55,5

http://him.1september.ru/2004/11/26-9.jpg

Найдем, какое из вступивших в реакцию
веществ дано в избытке, а какое – в недостатке.

http://him.1september.ru/2004/11/26-10.jpg

х1/112
= 10/98, х1 = 11,4 г.

Гидроксид калия дан в избытке,
следовательно, расчет ведем по cерной кислоте:

http://him.1september.ru/2004/11/26-11.jpg

10/98 = х/174, х = 17,7 г.

Ответ. m(K2SO4)
= 17,7 г.

Как узнать в любой задаче по химии, что в избытке? плиз подскажите



Ученик

(103),
закрыт



9 лет назад

dredan

Знаток

(266)


10 лет назад

Для начала необходимо рассчитать химическое количество каждого вещества. Затем посмотреть, какое значение меньше. Но необходимо учитывать стехиометреческие коэффициенты в реакции. Например:
А + 2Б = В
Вещества А – 3 моль, а вещества Б – 4 моль. Но на каждый моль А нужно 2 моля Б. Поэтому в недостатке вещество Б.
Вот простой не химический пример. У нас есть 7 ручек и 5 колпачков к ним. Сколько мы можем сделать ручек с колпачками? Только 5.

Добавить комментарий