Календарно-тематическое планирование по ФГОС
КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к. (сл 2) Календарно-тематическое планирование позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно – тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно – тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.
Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
– определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
– определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Коли-чество часов |
Вид занятия |
Вид контроля |
Дата проведения занятий |
|
Плани-руемая |
Факти-ческая |
|||||
1 |
||||||
1.1 |
||||||
1.2 |
Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)
- наименование разделов и тем;
- количество часов;
- вид занятия;
- виды контроля или самостоятельной работы;
- дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)
По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».
В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:
– используемая дополнительная литература;
– содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся;
– запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
– используемые нетрадиционные формы уроков;
– необходимое оборудование на уроке и др.
В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела.
Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.
Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)
Название темы(тема урока) |
Количество часов |
№ п/п |
№ урока |
Дата проведения занятия |
Тип урока |
Вид самостоятельной работы |
Домашнее задание |
||
По плану |
Факти-чески |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
ТЕМА 1: Введение |
4 |
||||||||
Тема урока Тема урока Тема урока |
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. |
1.1 |
1 |
3.09.12 |
3.09.12 |
вводный |
П. 1-3 |
||
Физические величины. Погрешность измерений. |
1.2 |
2 |
4.09 |
4.09 |
комб. |
работа с приборами |
П. 4-5 упр.1 |
||
Физика и техника. |
1.4 |
3 |
10.09 |
10.09 |
комб. |
П.6 |
|||
,,Определение цены деления измерительного прибора. |
1.3 |
4 |
11.09 |
11.09 |
Л.Р. № 1 |
Л.Р. № 1 |
П. 1-5 повт. Зад.1 |
Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Контроль навыков чтения |
Контроль навыков говорения |
Контроль навыков восприятия на слух |
Контроль навыков письма |
Дата проведения занятий |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||||||
I четверть |
24 |
|||||||
1 |
Цикл 1. Мои планы на этот учебный год. |
13 |
||||||
1.1. |
Мои планы на этот учебный год. |
1 |
02.09.14 |
|||||
1.2. |
Различные стратегии чтения. |
1 |
03.09.14 |
|||||
1.3. |
Новости из школы Святого Давида. |
1 |
05.09.14 |
Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),
– по русскому языку – контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание;
– по литературе – контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты;
– по математике – контрольные и самостоятельные работы, тесты;
– по физике, химии, биологии – контрольные и лабораторные работы, тесты;
– по географии – контрольные и практические работы;
– по истории и обществознанию – контрольные срезы знаний, тесты;
– по черчению – контрольные и графические работы;
– по ОБЖ – контрольные и практические работы, тесты;
– по музыке, изобразительному искусству – практические работы и контрольные срезы знаний;
– по физической культуре – нормативы физической подготовленности учащихся;
– по информатике – контрольные срезы знаний, тесты.
В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о рабочей учебной программе по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:
– номер раздела; номер урока;
– перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
– количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
– темы отдельных уроков;
– календарные сроки по плану;
– фактические сроки с описанием причин корректировки дат;
– тип и вид урока; (См. Приложение №7)
– виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);
– формы контроля;
– дополнительные разделы по усмотрению учителя. Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.
Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:
- Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
- Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
- Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
- Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.
Теперь что касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.
Календарно-тематическое планирование.
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс
№ раздела / № урока |
Раздел |
Тема урока |
Тип урока / вид урока |
Дата урока |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Форма контроля |
Домашнее задание |
||
Предметные УУД (знать, уметь, владеть) |
Метапредметные и личностные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
|||||||||
План. |
Факт. |
|||||||||
Давайте теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.
Календарно – тематическое планирование по химии в 8 классе
№ п/п |
Дата/Факт |
Тема |
Цели и задачи урока |
УУД |
Оборудование, эксперимент |
Дом. задание |
Применение ИКТ |
Цель и задачи: Формирование у учащихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:
|
|||||||
1 |
03.09 |
Предмет химии. Вещества. |
Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления: а) о веществе, а также о простых и сложных веществах; б) о химическом элементе и о трех формах его существования; в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства. |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1.Мотивация на учения предмету химия 2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку 3.Нравственно-этическое оценивание КОММУНИКАТИВ-НЫЕ: 1. Планирование практической работе по предмету 2.Разрешение конфликта 3.Управление поведением партнера ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1.Формирование познавательной цели
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1.Целеполагание и планирование . |
Хим.опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду» и «Превращение «воды» в «кровь» Хлорид кальция (р-р) Карбонат натрия (р-р) Соляная к-та Вода Уксусная к-та Фенолфталеин |
Введение §1 Упр. 6,8,9 |
+ |
2 |
05.09 |
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. |
1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений. 2.Дать начальные представления о химической реакции. 3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии. |
§ 2, 3 – пересказ |
+ |
||
3 |
10.09 |
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. |
1.Ввести понятие о знаках хим.элементов. 2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы. |
Таблица Д.И.Менделеева, |
§ 4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1) |
||
4 |
12.09 |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. |
1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их. 2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах. 3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу. |
Таблица Д.И.Менделеева, |
§ 5. Упр.1,2 |
||
5 |
17.09 |
Массовая доля элемента в соединении. |
Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении |
Таблица Д.И.Менделеева, |
§ 5. Упр. 6,7 |
||
6 |
19.09 |
Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» «Правила Т.Б» |
1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним. 2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии |
Лабораторная посуда, лабораторное оборудование |
Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе
Дата урока (план) |
Дата ( факт) |
Цель урока |
Д/з |
Тема урока |
Вид контроля |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|
|
5.09 |
§3 |
Тема 1. Земля и ее изображение (5 часов). От плоской Земли к земному шару. |
Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. |
|||
|
10.09 |
§3 |
Форма, размеры и движения Земли. |
Предметные: давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Личностные: понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. |
Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе
№ |
Темы урока. |
Кол-во часов |
Основные элементы содержания урока. |
Характеристика основных видов деятельности учащихся. |
Формы и виды контроля. |
Домашнее задание. |
Дата по плану |
Фактическая |
1. |
Введение. |
1 |
Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. |
ПУУД: составить план текста. |
Составление плана текста. Рисунки, презентации. |
Стр. 6 читать, |
Учебно-тематическое планирование по математике в 5 классе (ФГОС ООО)
№ п/п |
№ п/т |
Дата |
Тема урока |
Основное содержание по темам урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Форма организации образовательного процесса КОЦ |
Деятельность обучающихся |
||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||||||||
Повторение (3ч) |
||||||||||
1 |
1 |
Повторение. Урок- путешествие к острову «Натуральных чисел». |
Натуральный ряд чисел и его свойства. Изображение натуральных чисел точками и числовой прямой. |
1 |
Читают и записывают многозначные числа |
Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества |
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде. Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций |
Практикум по решению наиболее типичных задач из курса 1Vкласса |
Работа по индивидуал. Картам |
|
2 |
2 |
Решение задач. |
Арифметические действия с натуральными числами. |
1 |
Математическая эстафета |
|||||
3 |
3 |
Использование свойств натуральных чисел при решении задач. |
Моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов. |
1 |
Работа у доски |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
№ урока |
Кол-во часов |
Тема урока |
Содержание урока |
Теория литературы Лексич. работа |
Предметные результаты. / Основные виды деятельности учащихся |
Метапредметные и личностные результаты. / Универсальные учебные действия |
Задание к уроку |
Дата по плану |
Дата фактич. |
5 |
1 |
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. |
Истоки устного народного творчества, его основные виды. |
Загадки, антитеза, антонимы, иносказа ние. |
Различать виды устного народного творчества. Различать виды загадок, определять жанр. Создавать загадку. Определять тему своего рассказа. |
Познавательные: Строить логические цепи рассуждений. Выбирать основания и критерии для классификации объектов. Регулятивные: Сопоставлять способ и результат своих действий с заданным эталоном Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической речью. Личностные: Потребность в самовыражении через слово. Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. |
Д.з: прочитать статью учебника, заполнить вторую часть таблицы «УНТ». Составление словарной статьи. Инд.задание: подготовить сообщения «Загадка в русских сказках», «Что представляет собой загадка в наше время?» Выразитель ное чтение загадок Г.Остера. |
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку во 2 классе
№ раздела / № урока |
Раздел Тема урока |
Тип урока / вид урока |
Дата урока |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Домашнее задание |
Планируемая/фактическая |
Предметные УУД (знать, уметь, владеть)- Пр. Метапредметные и личностные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)- Л., Р., П., К. |
|||||
Вводный курс. Часть I |
||||||
1. Что надо знать перед тем, как отправиться в путь |
Вводный |
02.09 |
Л. Иметь информацию о стране изучаемого языка — Германии. П. Иметь представление об учебном комплекте «Немецкий язык. Первые шаги». К. Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника, выражения классного обихода и речевые клише (приветствие, прощание) Р. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. |
• Воспринимать на слух информацию о стране изучаемого языка — Германии. • Рассматривать учебный комплект «Немецкий язык. Первые шаги». • Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника и информацию о предстоящих проектах: — подготовка «Праздника алфавита» на материале первой части учебника; — подготовка праздника «Прощай, 2-й класс!» к концу учебного года. • Раскрашивать рисунки персонажей учебника и «Праздника алфавита». |
Раскрасить картинки в рабочей тетради 1. |
Форма календарно – тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно – научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.
ОБЛАСТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа-интернат
для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи»»
Методические
рекомендации по составлению календарно-тематического планирования (КТП)
Методист:
Яриловец Л.В
Томск 2020
Календарно-тематическое
планирование по ФГОС
Календарно-тематический план (КТП) – это учебно-методический документ,
составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана
и календарного учебного графика. В нем раскрывается последовательность изучения
разделов и тем программы, распределение учебного времени по разделам и темам
дисциплины. С помощью КТП преподаватель планирует образовательный процесс по
своей дисциплине, выстраивает ход изучения теоретического материала, выполнения
практических заданий, четко распределяет время на изучение необходимого
материала и для освоения умений и навыков.
Назначение календарно-тематического плана:
-распределить
содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным
занятиям;
-заранее
спланировать формы и виды учебных занятий, лабораторные и практические работы,
экскурсии, деловые игры, учебные конференции т. п.;
-определить
объем домашних заданий, их равномерное распределение;
-определить
задания и контроль внеаудиторной самостоятельной работы;
-подготовить
нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, учебно-методические
материалы и средства обучения).
Задачами календарно-тематического планирования
являются:
–
определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
–
определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
Форма календарно – тематического
плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные ниже таблицы
носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором
преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью
проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно –
научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе
обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах,
можно планировать семинары. Кроме того, могут быть включены экскурсии,
конференции и другие формы проведения занятий.
В календарно – тематическом планировании должны быть отражены разделы и
темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы
обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на
отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть,
триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится
с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с
электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит
изменения в календарно – тематический план, обеспечивая условия для прохождения
программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Календарно-тематическое
планирование осуществляется на учебный год.
Приложение
№1
№ пп |
Наименование |
Коли-чество |
Вид занятия |
Вид контроля |
Дата |
|
Плани-руемая |
Факти-ческая |
|||||
1 |
||||||
1.1 |
||||||
1.2 |
Содержание
календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся включает
·
наименование разделов и тем;
·
количество часов;
·
вид занятия;
·
виды контроля или
самостоятельной работы;
·
дата проведения занятия (планируемая дата
проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с
расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту
проведённых занятий еженедельно)
По
своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание»,
«примечания».
В
графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе
работы по данному тематическому планированию, например:
–
используемая дополнительная литература;
–
содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся;
–
запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
–
используемые нетрадиционные формы уроков;
–
необходимое оборудование на уроке и др.
В КТП может применяться сплошная
нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы,
учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать
нумерацию и внутри каждого раздела.
В принципе, с таким КТП все работают, все
с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается
КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о рабочей учебной программе по предметам,
педагога, реализующего ФГОС КТП должно включать в себя:
– номер раздела;
– номер урока;
– перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
– количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
– темы отдельных уроков;
– календарные сроки по
плану;
– фактические сроки с
описанием причин корректировки дат;
– тип и вид урока;
– виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);
– формы контроля;
–
дополнительные разделы по усмотрению учителя.
Хотелось бы кратко напомнить виды УУД (Универсальные учебные действия). Они разнятся, в зависимости от образовательной
ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших
классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных
действий:
- Личностные. Помогает учащемуся
познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует
формированию нравственной и этической оценке. - Познавательные. Сводятся к
возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе
полученных данных делать новый вывод. - Коммуникативные. Под этим умным
словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми,
учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов
социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать
долгие годы, уже по завершению обучения. - Регулятивные. Способность составлять
план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный
навык, который можно приобрести, учась в школе.
Теперь что касается видов деятельности. Основные
виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в
различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при
этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в
минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках,
проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности
школьников в совокупности. И это производится с использованием самых
современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видео
пособия и т. д.) И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек,
наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной
деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем
инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать
у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на
выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на
уроке комбинированного типа.
Давайте
теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Календарно-тематическое планирование: понятие и назначение
Определение 1
Календарно-тематический план (КТП) – это документ, содержащий плановые мероприятия по реализации учебной программы и эффективному проведению учебных занятий.
Составление КТП необходимо для того, чтобы распределить содержание учебной программы по отдельным учебным дисциплинам и отдельным занятиям. В нем утверждается порядок проведения и количество лабораторных занятий, семинаров и контрольных работ, а также самостоятельная работа учащихся.
Календарно-тематическое планирование распределяет объем и количество часов, отводимых на усвоение конкретного курса и отдельной его темы. Планы составляются по отдельным дисциплинам, что позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным. При этом учебная нагрузка распределяется равномерно, а материал изучения распределяется равномерно. При этом реализуется оптимальный выбор методов и средств обучения, реализуется своевременная поставка материала и техническое снабжение.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Календарно-тематическое планирование было разработано в качестве инструмента контроля администрацией учебного учреждения и внешними органами государственной власти за реализацией образовательной программы, ее выполнением и распределением учебной нагрузки в оптимальном объеме.
КТП составляется педагогом на основании утвержденной программы деятельности на конкретный учебный период: четверть, полугодие, год. Он может быть составлен на бумажном носителе и в электронной форме. План утверждается директором учебного заведения и хранится у него. Как правило, данный план детализируется по отдельным направлениям работы педагога.
Составление календарного плана позволяет реализовывать воспитательное и образовательное воздействие на учащихся систематически и поэтапно. Это помогает достигнуть положительного эффекта в педагогической деятельности. Кроме того, это позволяет реализовать план учебно-воспитательной работы по всем основным направлениям.
Условия эффективного составления КТП
Составление календарно-тематического плана должно производиться таким образом, чтобы его реализация отвечала условиям эффективности образовательной деятельности и помогало в достижении целей и задач образования.
«Составление КТП на учебный год» 👇
В этой связи к составлению КТП предъявляются следующие требования, он должен:
- соответствовать принципам развивающего обучения. План должен быть ориентирован на развитие ребенка;
- быть полным и обоснованным, а также содержать достаточный объем детализированной информации;
- отвечать принципам обучения и воспитания, их целевому назначению и комплексному применению;
- отвечать принципу комплексного построения и тематической организации образовательного процесса;
- отвечать принципу интеграции образовательных областей;
- решать образовательные задачи, с учетом возрастной специфики развития и индивидуальных особенностей учащихся;
Замечание 1
Помимо того, информация плана должна быть научно-обоснованной и практически применяемой, оформление КТП должно отвечать требованиям ФГОС, в плане необходимо четко прописывать форму проведения любых занятий.
В основу составления плана закладывается пример основной общеобразовательной программы, по которой реализуется деятельность образовательного учреждения.
Содержание календарно-тематического плана
По своей структуре календарно-тематический план состоит из следующих разделов:
- Титульный лист.
- Содержание КТП на учебный период.
- Отчет о реализации плановой работы за утвержденный период.
Каждый раздел плана имеет свою специфику заполнения.
Титульный лист заполняется таким образом, чтобы в верхней части было прописано наименовании учебной дисциплины и специальности, период плановой деятельности.
В нижней части указывается количество учебных часов по определенной дисциплине, дата утверждения КТП и подпись педагога, а также председателя комиссии, утвердившей план.
Титульный лист включает таблицу, состоящую из одиннадцати граф. Каждая графа содержит определенную информацию, касающуюся пояснения плана.
Что касается содержания КТП, то оно, также, представлено в табличной форме и содержит 8-10 граф. Каждая графа содержит определенную информацию по учебной работе. Рассмотрим содержание каждой графы:
- Содержит номер учебного занятия.
- Прописывание темы каждого учебного занятия в лаконичной и доступной для восприятия форме.
- Количество часов, отведенных на проведение одного учебного занятия.
- Тип каждого учебного занятия.
- Рабочий материал: средства, методы, техническое снабжение, методический материал, который планируется использовать на каждом учебном занятии.
- Материал для самостоятельного изучения учащихся и задания для самостоятельной работы.
- Количество часов, отводимых на самостоятельную работу учащихся.
- Название вида и типа самостоятельной работы, которая реализуется не в домашних условиях.
Некоторые планы могут содержать 10 граф, в которых отражается информация о дополнительных мероприятиях и формах организации отдельного занятия: экскурсии, лабораторные работы, исследовательская деятельность.
В отчете о реализации плановой деятельности проводится мониторинг и оценка организации педагогического процесса по изучению конкретной дисциплины, степень ее освоения учащимися. педагог составляет этот отчет в конце периода реализации КТП.
Происходит заполнение граф по рабочей деятельности педагога, утвержденной содержанием плана и исполненной по факту. Если какие-то темы были не пройдены, то педагог приписывает их в отдельной графе.
Этапы утверждения КТП
Утверждение календарно-тематического плана проходит в несколько этапов:
- Предоставление КТП методисту на согласование в конце августа текущего года.
- Реализация проверки методистом соответствия разделов плана всем требованиям и стандартам его заполнения.
- Контрольные мероприятия по подготовке плана и его согласование директором учебного учреждения.
- Утверждение КТП приказом директора после его принятия методическим советом.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование обеспечивает методически правильное планирование учебных занятий в соответствии с рабочей программой.
Планирование позволяет:
- равномерно распределить учебную нагрузку и образовательные материалы.
- сформировать подборки материалов для учащихся по темам к уроку.
- показать родителям и учащимся взаимосвязь между требованиями образовательной программы и оценками освоения темы через сервис «Планируемые результаты».
После привязки поурочного плана к группе заполните календарно-тематическое планирование (КТП).
Выберите группу и нажмите на кнопку «Создать КТП» (рис.1).
Рисунок 1. Календарно-тематическое планирование
Откроется страница «Разработка календарно-тематического плана» (рис.2).
Рисунок 2. Разработка календарно-тематического плана
Даты проведения уроков расставлены автоматически в соответствии с расписанием из электронного журнала школы.
На странице разработки КТП вы можете:
- найти урок, воспользовавшись поисковой строкой;
- пересчитать или достроить даты уроков;
- внести правки в КТП.
Для удобства работы в КТП есть возможность свернуть боковую панель, нажав на пиктограмму «стрелка влево».
При нажатии на кнопку «Действия» (рис.2), расположенную в правом верхнем углу страницы, вы можете:
- пересчитать даты – полный пересчет всего КТП;
- достроить даты – добавить даты только тем урокам, у которых нет дат.
Для действий с темами, уроками и материалами можно воспользоваться теми же кнопками, что и при разработке поурочного плана.
На странице «Разработка КТП» есть возможность добавлять и удалять дидактические единицы к уроку, добавлять материалы к уроку и на дом, менять их местами.
Также на странице КТП есть возможность посмотреть отмеченные вами в карточке урока планируемые результаты, над которыми вы работали в течение уроков. Для этого наведите курсор мыши на тему урока с цветовым индикатором, который показывает в какой стадии находится изучение темы (рис.3).
Рисунок 3. Индикаторы планируемых результатов
В выпадающем списке вы увидите отмеченные планируемые результаты.
После заполнения всех полей на странице «Разработка календарно-тематического планирования» нажмите на кнопку «Опубликовать», расположенную в правом нижнем углу страницы.
Календарно-тематический план опубликован (рис.4).
Рисунок 4. Публикация календарно-тематического плана
После публикации КТП при нажатии на пиктограмму с тремя точками вы можете (рис.5):
- просмотреть КТП;
- достроить даты в КТП;
- пересчитать даты в КТП;
- сохранить КТП как поурочный план.
Рисунок 5. Действия с опубликованным КТП
Календарно-тематическое планирование
Содержание:
-
Что такое календарно-тематическое планирование
- Для чего нужно, сфера применения
- Виды тематического календарного плана в ДОУ
- Содержание документа согласно ФГОС
- Рекомендации по структуре, содержание
Что такое календарно-тематическое планирование
Определение
Календарно-тематическое планирование (КТП) — это учебно-методический документ, который составлен на основе образовательной программы, календарного графика и учебного плана.
КТП определяет, в каком порядке, и в какие сроки необходимо пройти определенную тему. План обязательно должен быть выполнен в конце учебного года. Его используют для того, чтобы обучение предмету было целенаправленным и систематичным, а также чтобы учебная нагрузка была равномерно распределена.
Для чего нужно, сфера применения
Ежегодный календарно-тематический план составляется перед началом учебного года каждым педагогом: учителем-предметником, руководителем кружка, факультатива или спортивной секции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
КТП — комплексный документ, в котором отображается:
- класс;
- количество часов на прохождение блока;
- тема и дата урока;
- цель и дидактические задачи каждого занятия;
- краткое содержание материала;
- форма организации познавательной деятельности;
- методы и средства обучения;
- формируемые компетенции;
- методы контроля и т. д.
Календарно-тематическое планирование совмещает в себе функции тематического и поурочного планирования.
Определение
Тематическое планирование (ТП) — перспективный рабочий план преподавателя. Он учитывает темы и сроки их прохождения. Может корректироваться в течение учебного периода по объективным и субъективным причинам: праздникам, болезни преподавателя и т. д.
Определение
Поурочное планирование — основанный на основе тематического плана конкретизированный порядок проведения каждого урока в течение учебного периода.
Администрация отслеживает и контролирует соблюдение КТП, его сроков и качества подготовки учащихся.
Значение данной методики планирования для педагога заключается в том, что это помогает ему организовать процесс обучения. К тому же, в процессе составления плана необходимо проанализировать большие объемы информации и предугадать возможные вопросы и ответы учеников. Это способствует более структурированной подаче информации и лучшей подготовке к форс-мажорным обстоятельствам.
Целевое назначение календарно-тематического планирования — определить место каждой темы учебной дисциплины в рамках курса и значимость каждого отдельного занятия.
Виды тематического календарного плана в ДОУ
Согласно федеральным стандартам образования, календарно-тематический план является обязательным документом для образовательных учреждений всех видов.
КТП учреждений дошкольного образования опирается на учебно-воспитательную программу. Помимо этого, учитывается направленность образовательного учреждения. К примеру, углубленное изучение иностранных языков и материально-техническая база.
Нет единого обязательного вида календарного плана. Администрация и преподаватели могут сами выбирать, в каком формате им удобнее всего воплощать КТП. Однако существуют государственные рекомендации. План может быть:
- Текстовый. Это относительно свободный формат, который рекомендуют молодым неопытным специалистам.
- Схематический. Представлен в виде таблицы, графы которой заполнены видами работы, темами и датами проведения занятий.
Форма написания может быть различна. Она зависит от периода, на который разбивается КТП. Форма может быть:
- Календарная — по месяцам.
- Цикличная — формы работы повторяются в определенные промежутки времени.
- Блочная — план разбит на тематические блоки работы.
Внутри каждого отдельного ДОУ принято использовать унифицированный вариант календарно-тематического плана. Такой вариант практичнее и удобнее для ведения документации.
Грамотно составленный КТП соответствует ряду принципов:
- его целью является развитие учащегося;
- полон и самодостаточен;
- научно обоснован и практически применим;
- объединяет воспитательные, развивающие и обучающие цели;
- интегрирует образовательные области в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся;
- предусматривает совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность;
- включает в себя игровую деятельность.
Хотя не существует жестких требований к виду календарного плана, есть требования к его оформлению.
Он должен быть написан аккуратно, понятным почерком, или напечатан.
Титульный лист должен содержать:
- группу обучающихся;
- ФИО составителя плана;
- даты начала и окончания плана.
Обязательно наличие следующих разделов:
- годовые задачи;
- расписание образовательной деятельности;
- ежедневные и еженедельные занятия, в т. ч. дополнительные;
- список учащихся группы.
Оформление строго в соответствии с рекомендациями ФГОС.
Содержание документа согласно ФГОС
Определение
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это совокупность обязательных к выполнению требований к образованию. Он учреждается федеральными органами исполнительной власти.
Одним из важнейших новых критериев ФГОС является ориентация на воспитание личности учащегося и индивидуализацию обучения. Это влияет на содержание образцового КТП.
Согласно ФГОС, календарно-тематический план обязательно должен содержать следующие разделы:
- Титульный лист: номер и название группы, ФИО педагогов, учебный год.
- Данные о детях и родителях.
- Расписание занятий.
- Сетка занятий на месяц с указанием тем и дат, когда они должны быть пройдены.
- Запланированная деятельность по охране безопасности жизни и здоровья.
- Предполагаемые формы взаимодействия с родителями.
- Ежедневное планирование деятельности.
Непосредственный учет деятельности включает в себя:
- Название разделов и тем.
- Количество часов, отведенных на прохождение данной темы или тематического блока.
- Вид учебной деятельности.
- Формы самостоятельной и контрольной работы.
- Дата проведения занятия: планируемая выставляется до занятия, фактическая — после проведения, т. к. план может меняться в связи с различными обстоятельствами. Все даты выставляются в формате принятого в данной местности календаря.
Примечание
Можно добавлять графы для домашнего задания или дополнительных примечаний и заметок.
На изображении ниже представлен примерный образец, соответствующий требованиям ФГОС.
Рекомендации по структуре, содержание
В целом преподаватель имеет относительную свободу в составлении календарно-тематического плана образовательной деятельности. Опираясь на ФГОС и анализ удачного многолетнего опыта других преподавателей, можно предложить рекомендации по составлению КТП.
- План стоит составлять самостоятельно, а не копировать планы других учителей или прошлых лет, поскольку каждый класс уникален, как и стиль преподавания учителя. Составлять КТП стоит, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
- Чем детальнее КТП, тем меньше работы впоследствии необходимо будет выполнить преподавателю.
- Необходимо заранее планировать предполагаемые результаты на конец учебных периодов: модуля, четверти, триместра, полугодия, года.
- Темы стоит распределять по принципу «от простого — к сложному». В начале тематического блока большинство упражнений выполняются под контролем педагога, в конце — независимо и самостоятельно.
- Для каждого урока стоит заранее выбрать дополнительные ресурсы: упражнения, домашние задания, примеры. Их можно вписать в раздел «вид занятия» или «примечания».
- В рамках каждого урока стоит выбирать различные виды деятельности.
- Содержание плана соответствует рабочей программе, разработанной для учащихся данного возраста.
Примечание
Отхождения от плана возможны, но их должно быть немного. Все такие случаи стоит отдельно прописывать в примечаниях и объяснять, почему так произошло.