Как писать план анализа стихотворения по литературе
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- Мое восприятие стихотворения.
Анализ стихотворения:
Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.
Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.
Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.
Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.
Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
Автор использовал такие художественные средства, как:
- инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
- метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
- эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения — «Анчар, как грозный часовой».
В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.
Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)
Наверх
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblock
detector
Материалы, используемые для анализа поэтического
текста
1. План анализа стихотворения
1. Название стихотворения и его автор.
2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).
3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).
4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите.
(Обратите
внимание на детали картины, их цветовую гамму.)
5. Настроение, чувства, передаваемые автором.
Как меняются
чувства от начала к финалу стихотворения?
6. Главные образы стихотворения.
7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры,
олицетворения, звукопись.
8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение,
вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения,
повторы, параллелизм.
9. Собственное отношение к прочитанному.
Какие чувства
вызывает стихотворение?
2.Определение
настроения стихотворения
(возможные шаблоны
для использования при анализе)
Положительное (хорошее) настроение |
Отрицательное (плохое) настроение |
торжественное восторженное поэт с восторгом описывает… поэт испытывает восторг… восторженно-радостное поэт очарован… поэт восхищается… радостное веселое легкое светлое нежное поэт с нежностью пишет о… игривое умиротворенное теплое спокойное приподнятое |
грусть поэт с грустью говорит о… поэт тоскует по … печаль поэт жалеет о … сожаление о… поэту жаль … поэт переживает за … поэт негодует… поэт расстроен… поэту больно от …, с болью в сердце поэт пишет о… поэт с волнением говорит о… поэт испытывает чувство горечи… |
3. Словарь
терминов
Анафора – повторение начальных слов.
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)
Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств
предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин)
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении
свойств предмета или явления.
(«И дольше
века длится день» (Б.Л. Пастернак).)
Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация) или
гласных (ассонанс).
(«Забором
крался конокрад, загаром крылся виноград»; «Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа…»
(Б.Л. Пастернак).)
Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической
последовательности речи. («И курганов зеленеет убегающая даль» (А.А. Фет).)
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении,
переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не
идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.
Литота – художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо
свойств предмета или явления.
(«Только в
мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатёр» (А.А. Фет).)
Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по
принципу сходства. («Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский);
«Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).)
Любую метафору
можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет
называть метафору скрытым сравнением.
Мотив – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в
фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных
произведениях.
Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет,
характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или
материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ
узника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник»)
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления
природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого
существа. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно»
(Ф.И. Тютчев).)
Риторический
вопрос (обращение, восклицание) –
синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий
ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М.
Светлов).)
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение
состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или
союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно». («Смех звенит, как
сережки» (С. Есенин).)
Сравнение может
быть выражено формой Т.п. («В железных латах самовар // Шумит домашним
генералом…» Н.А. Заболоцкий)
Тропы (от греч. – поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз,
выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и
вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию,
гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.
Эпитет – выразительное художественное определение предмета или
явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.
(«Под нами с грохотом
чугунным мосты мгновенные гремят». (А.А. Фет))
Постоянные
эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая
вода» и др.
Эпифора – повторение заключительных слов.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.А. Блок)
Примерный
анализ поэтического текста
Земное сердце
стынет вновь,
Но стужу я
встречаю грудью.
Храню я к людям на
безлюдьи
Неразделённую
любовь.
Но за любовью –
зреет гнев,
Растет презренье и
желанье
Читать в глазах мужей
и дев
Печать забвенья
иль избранья.
Пускай зовут:
Забудь поэт!
Вернись в красивые
уюты
Нет! Лучше сгинуть
в стуже лютой!
Уюта – нет! Покоя
– нет!
(А.Блок.1911-
февраль 1914г.)
По замыслу автора,
стихотворение «Земное сердце стынет вновь…» должно было стать заключением 3й
главы поэмы «Возмездие». Поэма была задумана в 1910 году и в общих чертах
«набросана» (А.Блок) в 1911 году.
«Тема заключается
в том, – писал А.Блок, – что род, испытавший на себе возмездие истории, среды,
эпохи, начинает в лице последнего первенца в свою очередь творит возмездие…» Но
поэма не была закончена, и данное стихотворение (как и другие «наброски») вошло
в цикл «Ямбы».
Стихотворение
состоит из трех четверостиший. В первой строфе даётся «пейзаж души» лирического
героя: сердце поэта «стынет», потому что его любовь к людям «неразделенная».
Находясь среди людей он живет на «безлюдьи». Но герой мужественен: тяготы жизни
(«стужу»), одиночество он встречает «грудью». Во второй строфе раскрывается его
отношение к людям: с одной стороны, « любовь», с другой – «призренье». На
вопрос, почему в душе лирического героя «зреет гнев», дается ответ в третьей
строфе: людям нужен покой, они и поэта зовут в «красивые уюты»; но для
лирического героя их «нет», ему « лучше сгинуть в стуже лютой», чем пребывать в
сером мещанстве.
Авторская
позиция заявлена очень чётко: человек должен активно
вмешиваться
в жизнь.
В системе образов
ясно противостоят друг другу лирический герой и окружающие его люди, иначе
говоря, поэт и толпа.
Основной
художественный прием, используемый автором для раскрытия идеи, – антитеза: в
стихотворении несколько рядов антонимов ( к людям – безлюдье; любовь – гнев,
презренье; покой, уют, – стужа).
Блок усиливает
общую картину использованием в стихотворении эмоционально окрашенных эпитетов
(любовь – не разделенная, стужа – лютая), метафоры (сердце – земное, т.е.
жаждущее любви, общение), олицетворения (гнев – зреет, презрение – растет,
сердце стынет). В тексте много слов, имеющих переносное значение (уюты –
спокойная жизнь, безлюдье – отсутствие общения, храню – испытываю). Эмоциональность
возрастает в последней строфе, где автор использует только восклицательные
односоставные предложения , что позволяет не только более точно передать накал
эмоций поэта, но яркими красками интонационно обрисовать отношение к роли
поэта и поэзии в мире и своему предназначению.
Стихотворение, как
и вся поэзия Блока, носит символистский характер.
При анализе поэтического текста нужно выражать собственную точку зрения, обосновывать выводы после прочитанного, используя цитаты из произведения и литературоведческие термины. Исследование стихотворения – целостная, подробная интерпретация.
Подробный план анализа стихотворения
1. Автор и название. Информация о поэте, заглавие лирического произведения.
2. История создания. Дата и место написания стихотворения, события, побудившие автора к созданию текста.
3. Жанр. Жанровое своеобразие поэтического произведения.
- Баллада – рассказ исторического, мифического, героического характера в поэтической форме. Тематически связана с фольклорными преданиями, народными легендами.
- Гимн- лирическая песнь, восхваляющая, прославляющая государственное единство.
- Дума – поэтический текст в виде размышлений на философские, патриотические, исторические, нравственные темы.
- Лирическое стихотворение – рифмованный поэтический текст на разные темы (описание природы, чувств и эмоций лирического героя).
- Ода – торжественное стихотворение, восхваляющее государственного деятеля, историческое событие, страну.
- Послание – письмо в стихах, обращенное к конкретному человеку.
- Поэма – поэтическое произведение с развернутым сюжетом, описанием внутренних переживаний лирического героя.
- Романс – небольшое стихотворение на любовную тематику, предназначенное для исполнения под музыкальное сопровождение.
- Сатира – стихотворение, обличающее человеческие пороки, общественные явления.
- Сонет – поэтический текст, состоящий из 14 стихов.
- Эпиграмма – лирическое произведение, остроумно высмеивающее общественное явление, конкретного человека.
- Элегия – грустное, печальное стихотворение с философскими размышлениями о сложных жизненных проблемах.
4. Тема, основная мысль. О чем, каком явлении/событии идет речь в стихотворении. Формулировка собственного понимания основных мыслей, чувств, переживаний автора.
5. Образ лирического героя. Позиция автора в поэтическом произведении: автор-рассказчик или наблюдатель, когда повествование ведется от третьего лица. Описание настроения лирического героя (радостное, грустное, тревожное, восторженное и др.).
6. Композиция. Смысловое разделение лирического текста на части. Описание содержания каждого четверостишия стихотворения.
7. Средства художественной выразительности.
- Аллегория – описание отвлеченного понятия через конкретные осязаемые предметы или образы: Лиса – «хитрость», Заяц – «трусость».
- Анафора – многократное повторение слов, сочетаний в начале стиха: «Жди, когда снега метут,/ Жди, когда жара,/ Жди, когда других не ждут…».
- Антитеза – противопоставление, контраст: «Они сошлись. Стихи и проза, вода и пламень…».
- Гипербола – художественное преувеличение размера, силы, значения для усиления впечатления: «Море слез», «пир горой», «не виделись сто лет».
- Инверсия – нарушение установленного порядок слов в предложении: «Белеет парус одинокой/ В тумане моря голубом…».
- Лилота – художественное преуменьшение величины, силы: «Младший сын был ростом с пальчик…», «Жизнь человека – один миг».
- Метафора – скрытое сравнение по сходству: «Горит восток», «Зимы последние кусочки…».
- Олицетворение – перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы: «Отговорила роща золотая…», «Ясный воздух сам робеет…».
- Оксюморон – сочетание несочетаемого (контраст): «Мертвые души», «живой мертвец».
- Риторические вопросы, восклицания, обращения – художественные фигуры речи для усиления внимания, не требующего ответа от читателя: «Что стоишь, качаясь, тонкая береза?», «О времена, о нравы!», «Куда вы рветесь, думы, постоянно…».
- Сравнение – сопоставление одного предмета/явления с другим: «Анчар, как грозный часовой…», «Лес, точно терем расписной…».
- Эпитет – образное определение: «Грустная береза», «таинственный свет».
- Эпифора – многократное повторение концовки: «Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твое – это наше горе, Родина. Правда твоя – это наша правда, Родина».
8. Значение произведения в творчестве поэта. Место стихотворения в литературной деятельности автора.
9. Личные впечатления. Собственное отношение к стихотворению, выражение мыслей, переживаний, возникших после прочтения.
Интерпретация поэтического произведения – единый структурированный текст. Для полного понимания рекомендуется изучить биографию автора, познакомиться с другими творческими работами лирика. Каждый пункт плана – отдельный абзац. Совместить можно тему, идею, настроение стихотворения, чувства автора. Каждая мысль должна подтверждаться отрывком из лирического произведения.
Подписывайтесь на мой канал! Вас ждут ежедневные литературные подборки, обзор бестселлеров и анализ стихотворений!
Поэты часто используют средства выразительности в стихотворении для придачи ему более красочного описание чего-либо. В сегодняшней статье мы узнаем что это такое, какие они бывают, и как их находит в стихотворениях различных авторов на примере известных стихотворений из школьной программы: Ф. Тютчева «Листья» и А.С. Пушкин «Зимнее утро».
Эта статья поможет выполнить вам домашнее задание по литературе, которое было задано и поможет вам быстро научиться разбираться в этой теме.
Что такое средства выразительности?
Средство выразительности речи – это комплекс звуковых (фонетических), синтаксических, лексических или фразеологических элементов, используемых для достижения лучшего эффекта от высказанного, привлечения внимания, подчеркивания некоторых аспектов в речи.
Выделяют:
- Звуковые (фонетические) средства. Сюда относится использование определенных звуков, что периодически повторяются, придавая особое звучание. Такие способы часто использовали поэты-символисты. Например, всем известное стихотворение Константина Бальмонта «Камыши» завораживает шипящими звуками, что создают эффект шума камышей.
- Синтаксические. Это особенности построения предложений. Например, у В. Маяковского – краткие, хлесткие фразы, что сразу же заостряют внимание на теме.
- Фразеологические. Сюда относится применение автором фразеологических оборотов или так называемых крылатых выражений – афоризмов.
- Лексические и семантические: связанные со словом и его значением.
- Тропы. Наиболее часто присущи они именно художественной речи. Это метафоры и метонимии, гиперболы.
Средства выразительности в стихотворении
Прежде чем перейти к стихотворению и изучению его средств выразительности, стоит обратить внимание на стиль данного жанра. Как мы уже говорили выше, средства выразительности для каждого жанра используются свои. Наиболее часто данные способы подчеркивания авторского замысла встречаются в художественном стиле. Поэзия – это однозначно художественный жанр (за некоторыми очень редкими исключениями), поэтому средства выразительности в стихотворении применяются для того, чтобы читатель мог воспринять больше информации, лучше понять автора. Писателям-прозаикам форма и стиль позволяют не быть стесненными в размерах их произведений, тогда как поэтам сложнее вместить в сравнительно недолгие строки свои чувства и мысли, видение и понимание.
Наиболее часто применяемые приемы выразительности в поэзии
Средства художественной выразительности в стихотворении достаточно разнообразны. Они не являются достоянием конкретного автора, так как создавались и совершенствовались десятилетиями. Но вот на конкретных примерах и по излюбленным средствам иногда узнать автора становится очень легко. Поэзия Сергея Есенина, к примеру, всегда наполнена красивыми эпитетами и удивительными метафорами. Если знающему его стиль человеку зачитать неизвестное стихотворение, скорее всего, автора он назовет без заминки.
Средства выразительности в стихотворении:
- Аллегория. Суть ее в выражении объекта или черты характера через определенный образ. Например, волк в сказках и баснях – всегда аллегорический символ жестокости, свирепости, своеволия.
- Гипербола и литота. Проще говоря, художественное преувеличение и преуменьшение.
- Антитеза. Способ выразительности, который достигается при помощи сопоставления или размещения рядом двух и больше контрастных понятий. У А. С. Пушкина, например, о буре говорится: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя».
- Анафора. Это одинаковое начало нескольких строк, как в гениальном стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
- Аллитерация. Употребление согласных звуков конкретного звукового ряда, как в «Камышах» Бальмонта, шипящие звуки, чередующиеся друг с другом, создают мистическое присутствие шума растений ночью.
- Метафора. Переносное значение слова, обоснованное на одном или нескольких признаках. «Изба-старуха» у Есенина, например. Хлипкая избушка сравнивается со старухой в силу преклонного возраста обеих.
- Метонимия. Одно слово вместо другого, или часть вместо целого.
- Олицетворение. Прием, когда неживому предмету приписываются свойства живого.
- Сравнение и эпитет. Первое – когда один предмет сравнивают с другим для лучшего эффекта передачи информации. Второй многим известен по урокам литературы и являет собой художественное определение.
Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева
Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.
Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность – настоящий шедевр пейзажной лирики. Она – это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.
Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).
Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.
Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов. Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.
Стихотворение «Зимнее утро»
Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение – образец лучшей пейзажной лирики.
Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы – холодной снежной бури и прекрасного утра – в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.
Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».
Видео урок о средствах выразительности в литературе и русском языке
Выводы
Средство выразительности речи не просто украшают и дополняют речь, они делают ее живой, художественной. Они – будто яркие краски, которыми художник оживляет свою картину. Их цель – подчеркнуть и обратить внимание, усилить впечатление, возможно, даже удивить. Поэтому, читая поэзию, не спешите, вдумайтесь, что хочет донести автор. Пропуская скрытые между строк мысли великих художников слова, вы много теряете.
Недавно мы написали хорошую статью о том, с чего начинать подготовку к ЕГЭ, эта статья будет полезна всем школьникам, которые скоро или через несколько лет будут сдавать ЕГЭ.
Источники: fb.ru
Поэтический образ- художественное изображение
в литературном произведении человека,
природы или отдельных явлений.
Обычно в стихотворении присутствует целый
образный ряд.
Это ряд тех зрительных образов-картинок, которые автор
закладывает в произведение, те, которые мы должны
представлять по ходу прочтения, чтобы понять основной
смысл произведения.
Если это стихотворение о природе, то это ряд картин природы.
Как правило, образный ряд выражен существительными.
Дополняют этот рад эпитеты.
Так, выделяя ключевые слова в тексте мы этот ряд выделяем.
У Есенина – берёза – посеребрённые заснеженные ветви –
зимняя тишина – искры снежинок – заря – лёгкий снежок.
В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива”
Лермонтов создаёт не общую картину природы, а
последовательный образный ряд,
образы которого становятся персонажами стихотворения:
“волнуется желтеющая нива”–свежий лес шумит–прячется
в саду малиновая слива–ландыш серебристый приветливо
кивает головой–студёный ключ играет по оврагу”.
Пример анализа образного ряда в ст. Б. Ахмадуллиной
см. https://otvet.mail.ru/question/207611974