Как найти казака войска донского

Ростов-на-Дону, 12 февраля 2018. DON24.RU. О том, почему казака сложно найти в переписях населения, что делать, если он был раскольником, и какое сословие проще всего отыскать в архивах, рассказала генеалог Оксана Компаниец. Она назвала десятки источников, которые могут помочь во время поиска донского служивого предка. Корреспондент ИА «ДОН 24» решил выбрать несколько источников и рассказать об их нюансах.

«Вы должны знать имя, фамилию, отчество, определенную дату и место. Это три базовых принципа, которые необходимы, чтобы найти информацию о предке», – объяснила Оксана Компаниец.

Больше всего информации о донских казаках можно найти в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО).

Генеалог пояснила, что источники для поиска предков в России и непосредственно казаков отличаются от самых популярных источников в мировой генеалогии – переписи населения и загсовых записей. Если говорить о переписях, в России их проводили редко. Так, в Государственном архиве Ростовской области переписные листы есть только по Новочеркасску. Кроме того, среди казаков не проводили ревизий (перепись податного населения. – Прим. ред.), так как казаки не платили налоги. Зато информацию о них можно найти, например, в военных документах, которые составлялись на каждого казака с 19-летия – возраста, с которого казаки шли служить.

Кроме того, есть документы о входе в казачье сословие и выходе из него, например документы о переходе в мещанское сословие. Упрощает поиск принадлежность казака к дворянскому сословию – по таким заводились специальные дела о дворянстве. Если казак был, например, священником, информацию о нем можно найти в ведомостях церковного клира.

Стоит помнить и о том, какие источники могут вызвать сложности при работе с архивами ГАРО. Например, по словам Оксаны Компаниец, там довольно плохо сохранились метрические книги (книга для официальной записи факта рождения, брака и смерти. – Прим. ред.) и исповедные ведомости.  Если казак был старообрядцем или другим раскольником, его и вовсе не будет в исповедных ведомостях и метрических книгах. При этом в войсковых делах информация о нем будет. При поиске, например, по брачным обыскам надо учитывать то, что больше шансов найти в них информацию, если предок-казак проживал именно в городе, а не в станице или хуторе.

Информацию о предках казаках можно найти и при помощи специальной литературы. Например, воспользоваться книгой Сергея Корягина «Генеалогия и семейная история донского казачества», альманахом «Донской архив», книгами о донской армии Андрея Венкова и работами Виталия Гусева.

Напомним, что в конце января память репрессированных казаков почтили в Новочеркасске.

Как искать предков донских казаков, рассказали в Ростове
(о трех принципах, работе с областным архивом и литературе)

  О том, почему казака сложно найти в переписях населения, что делать, если он был раскольником, и какое сословие проще всего отыскать в архивах, рассказала генеалог Оксана Компаниец. Она назвала десятки источников, которые могут помочь во время поиска донского служивого предка. Корреспондент ИА «ДОН 24» решил выбрать несколько источников и рассказать об их нюансах (

ok.ru/donskaja.zemlja.zemlja.predkov/topic/68095239555859) .

📌 1 «Вы должны знать имя, фамилию, отчество, определенную дату и место. Это три базовых принципа, которые необходимы, чтобы найти информацию о предке», – объяснила Оксана Компаниец.
  Больше всего информации о донских казаках можно найти в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО).

📌 2 Генеалог пояснила, что источники для поиска предков в России и непосредственно казаков отличаются от самых популярных источников в мировой генеалогии – переписи населения и загсовых записей. Если говорить о переписях, в России их проводили редко. Так, в Государственном архиве Ростовской области переписные листы есть только по Новочеркасску. Кроме того, среди казаков не проводили ревизий (перепись податного населения. – Прим. ред.), так как

#казаки не платили налоги. Зато информацию о них можно найти, например, в военных документах, которые составлялись на каждого казака с 19-летия – возраста, с которого казаки шли служить.
  Кроме того, есть документы о входе в казачье сословие и выходе из него, например документы о переходе в мещанское сословие. Упрощает поиск принадлежность казака к дворянскому сословию – по таким заводились специальные дела о дворянстве. Если
#казак был, например, священником, информацию о нем можно найти в ведомостях церковного клира.

📌 3 Стоит помнить и о том, какие источники могут вызвать сложности при работе с архивами ГАРО. Например, по словам Оксаны Компаниец, там довольно плохо сохранились метрические книги (книга для официальной записи факта рождения, брака и смерти. – прим. ред.) и исповедные ведомости. Если казак был старообрядцем или другим раскольником, его и вовсе не будет в исповедных ведомостях и метрических книгах. При этом в войсковых делах информация о нем будет. При поиске, например, по брачным обыскам надо учитывать то, что больше шансов найти в них информацию, если

#предок – казак проживал именно в городе, а не в станице или хуторе.
  Информацию о предках казаках можно найти и при помощи специальной литературы. Например, воспользоваться книгой Сергея Корягина «Генеалогия и семейная
#история_донского_казачества», альманахом «#Донской_архив», книгами о донской армии Андрея Венкова и работами Виталия Гусева.

См. DON24.RU

http://don24.ru/rubric/kultura/kak-iskat-predkov-donskih-kazakov-rasskazali-v-rostove.html и альбомы группы “Донская земля – земля предков”
https://ok.ru/donskaja.zemlja.zemlja.predkov/album/54541039501331 #Донцы
https://ok.ru/donskaja.zemlja.zemlja.predkov/album/54295911202835
https://ok.ru/donskaja.zemlja.zemlja.predkov/album/54553954091027
https://ok.ru/donskaja.zemlja.zemlja.predkov/album/54369455570963 #наши_предки
https://ok.ru/donskaja.zemlja.zemlja.predkov/album/54491059388435 #мои_предки
https://ok.ru/donskaja.zemlja.zemlja.predkov/album/54714612056083
#старинные_казачьи_фотографии
#донские_казаки #казаки_Дона #предки #поиск #генеалогия #архивы

Источник фото: rian.ru
Источник фото: rian.ru

Знаете, что среди предков были казаки, но не знаете, как найти о них информацию? В этом посте расскажем об основных источниках для поиска казаков.

Основной, или первичный, генеалогический источник генеалогии казаков — это все те же классические метрические книги. Найти их можно в региональных архивах, РГВИА (за 1830‒1880-е годы) и ЦГИА СПб (за 1880‒1914 годы).

Основная часть всех казаков второй половины XIX ‒ начала XX века были православными в рамках официальной Православной Церкви. Однако надо помнить, что на Дон и Яик с последней четверти XVII века потянулись противники никоновских реформ.

Кроме того, в составе Войска Донского служили калмыки- буддисты, в составе Забайкальского казачьего войска — и буряты-буддисты, и тунгусы-шаманисты. В Оренбургском казачьем войске казаки-башкиры исповедовали ислам. Небольшой инославный элемент присутствовал в Терском казачьем войске.

А вот со вторым по популярности источником — ревизскими сказками — у казаков дело обстоит никак, или почти никак. Проводить ревизии населения, не обложенного подушным окладом, просто не было необходимости. Некоторые исключения по части проведения ревизий мы встречаем на Кубани и в Забайкалье. В Черноморском казачьем войске из-за не полностью разрешенного его статуса, а также значительного в его составе крестьянского элемента были проведены ревизии в 1811, 1812, 1816 и 1835 годах в станицах Кавказского линейного казачьего войска. В Забайкальской области ревизия 1858 года была проведена для уточнения численности учрежденного в 1851 году Забайкальского казачьего войска.

За XVIII век сохранилось немало разнообразных списков, присяг и прочих перечневых документов. Особой полнотой отличаются списков казаков к переселению. Кроме того, полезным источником могут оказаться материалы Первой Всероссийской переписи населения 1897 года.

Полный перечень конкретных документов, которые пригодятся для поиска казаков, можно найти на нашем сайте. А подробнее о поиске по сословиям и социальным группам читайте в книге «История Тебя». В ней мы собрали опыт лучших генеалогов страны, чтобы абсолютно каждый смог узнать, какой была судьба его предков.

Шаг 3 • #архивныйпоиск

Подписывайтесь на наше сообщество Вконтакте, на телеграм-канал «История тебя», переходите на сайт «Проекта Жизнь»

Чин, ФИО    Возраст

Служилый казак Етеревской станицы Дмитрий Маркелиев Юткин    23
служилый казак Нижне-Новочеркасской станицы Михайла Каменьщиков    39
служилый урядник ст.Нижне-Новочеркасской Иван Данилов Евсегнеев, холост, состоит в ДКП №43    30
Служилый казак ст.Верхне-Новочеркасской Пантилей Васильев Волохов    31
оставной казак Потемкинской станицы Алексей Павлов Генералов    33
служилый урядник Луковской станицы Фатей Фролов    38
служилый урядник Луковской станицы Трафим Хомутов    35
служилый урядник Мигулинской станицы Андрей Данилов Ковалев    29
Служилый казак Мигулинской станицы Тимофей Савельев Вихлянцов    26
Служилый казак ст.Мигулинской Абрам Фомин Павлов    22
служилый казак ст.Мигулинской Федор Фомин Павлов    20
казак ст.Митякинской Федор Федоров Аревьев служилый    27
Зотовской станицы вдова казачья жена Матрена Филипова Каплина    55
внук ее Арженовской станицы выросток Парамон Фролов    17
служилый казак Зотовской станицы Алексей Данилов Сафронов    27
служилый казак ст.Луковской Иван Матвеев Герасимов    26
небывший на службе казак ст.Луковской Григорий Васильев Фомин    21
служилый урядник Котовской станицы Алексей Варков    34
служилый есаул ст.Старочеркасской Степан Четвертев    46
служилый урядник ст.Нижне-Новочеркасской Иван Данилов Евсегнеев, холост, состоит в ДКП №43    30
Служилый казак ст.Верхне-Новочеркасской Пантилей Васильев Волохов    31
служилый казак ст.Нижне-Новочеркасской Михайла Каменщиков    39
отставной казак ст.Старочеркасской Михайла Казьмин Грибенников    60
служилый казак ст.Старочеркасской Иван Андреев Булгаков    39
служилый в ДКП№22 урядник ст.Глазуновской Архип Потапов    26
служилый в ДКП№22 казак ст.Кобылянской Василий Косов    34
служилый в ДКП№22 казак ст.Есауловской Евтей Московкин    34
служилый в ДКП №22 казак ст.Потемкинской Никита Безукладнов    35
служилый в ДКП №22 казак ст.Голубинской Ермил Тихонов    23
служилый в ДКП №22 ст.Клецкой казак Федор Попов    40
служилый в ДКП№22 казак ст.Нижне-Чирской Василий Сысоев    30
казак ст.Вешенской Егор Степанов Авчинников, отставной    56
казак ст.Вешенской Григорий Егоров Авчинников, служилый    27
казак ст.Вешенской Ефим Егоров Авчинников, служилый    27
казачья жена ст.Вешенской Елена Иванова Лапченкова, вдова    38
казак ст.Вешенской Иван Козмин Козин, служилый    32
дед казак Федор Иванов Козин, отставной    75
казак ст.Вешенской Онофрий Степанов Чукарин, служилый    45
казак ст.Вешенской Осип Афанасьев Афаткин, пеше-внутренний    37
казак ст.Вешенской Семен Никитин Афанасьев, служилый    37
казак ст.Вешенской Никифор Зотов Пильшов, служилый    33
казак ст.Вешенской Егор Антипов Кудинов, служилый    23
казак ст.Вешенской Онисим Симонов Симонов, служилый    36
казачья жена ст.Вешенской Прасковья Филиппова Глухова, вдова    70
казак ст.Вешенской Устин Филипов Шпынев, служилый    29
казак ст.Вешенской Василий Гаврилов Грачов, служилый    38
казак ст.Вешенской Игнат Степанов Кирсанов, служилый    27
казак ст.Вешенской Николай Степанов Кирсанов, служилый    22
казак ст.Вешенской Степан Трофимов Кирсанов, отставной    62
казак ст.Еланской Александр Семенов Мартынов    25
есаул ДКП№19 ст.Распопинской Илья Попов, служилый    44
ДКП№19 урядник ст.Арчадинской Федор Трафимов    35
ДКП№19 казак ст.Луганской Матвей Валуйсков    32
ДКП№19 казак ст.Луганской Михайла Пшеничнов    34
ДПК№19 ст.Старочеркасской казак Василий Павленков    34
ДКП№34 казак Фома Старцев    30
ст.Слащевской казак Василий Барабанов, служилый    40
ДКП№35 ст.Нижне-Чирской служилый урядник Григорий Чубраков    33
ДКП№35 казак ст.Верхнекурмоярской Савелий Жариков    36
ДКП№35 казак ст.Верхнекурмоярской Фома Федулов    25
ДКП№35 ст.Константиновской казак Иван Московкин    36
ДПК№19 ст.Константиновской казак Григорий Рышкин    36
ДКП№35 ст.Кобылянской казак Иван Лагутин    23
ДКП№30 есаул Федор Гаврилов Леонов, служилый    48
ДКП№30 сотник Алексей Яковлев Клунников, служилый    40
ДКП№30 казак Кандрат Александров Дурнев, служилый    31
ДКП№30 казак Григорий Понамарев, служилый    24
ДКП№30 казак Иван Казлов, служилый    24
Донской конно-артиллерийской №6 батареи казак ст.Чернышевской Василий Фокин    39
Донской конно-артиллерийской №6 батареи казак ст.Нижне-Чирской Филат Чивилев    34
ДКП№26 служилый казак Никандр Стефанов Землянухин    27
ДКП№21 приказный Нижне-Чирской станицы Трафим Рыхлов    31
ДКП№21 казак Иван Соломатин Добринской станицы, служилый    33
ДКП№21 ст.Нижне-Чирской сотник Поликарп Рыхлов    41
ДКП№9 Константиновской ст.из дворян урядник Федор Антонов    28
ДКП№9 ст.Нижне-Чирской казак Игнат Кузнецов    28
ДКП№9 ст.Арчадинской казак Григорий Дронов    38
ДКП№33 казак Егор Шиповсков    33
ДКП№33 казак Абрам Телешов    31
ДКП№29 урядник ст.Зотовской Иван Агапов    33
ДКП№33 приказный Аннинской станицы Иосиф Попов, холост    27
ДКП№33 казак ст.Орловской Алексей Зенкин    36
ДКП№33 казак ст.Орловской Петр Зенкин    36
ДКП№33 ст.Зотовской казак Иван Щепетков    33
ДКП№33 ст.Преображенской казак Иван Смычькин    25
ДКП№33 ст.Луковской казак Григорий Постухов    36
ДКП №25 ст.Усть-Белокалитвенской служилый казак Григорий Алексеев Кузнецов    36
ДКП№25 ст.Вешенской служилый казак Ефим Сидоров Попов    37
ДКП№25 ст.Вешенской служилый казак Михаил Ильин Иванков    39
ДКП №25 ст.Вешенской служилый казак Василий Петров Кастрикин    26
ДКП№ 25 ст.Слащовской служилый казак Харлан Григорьев Никулин    26
ДКП№33 ст.Островской служилый хорунжий Дмитрий Рыбенцов    33
ДКП№26 ст.Глазуновской казак Андрей Сухов    24
ДКП №26 ст.Зотовской казак Фирс Дудаков    39
ДКП№26 ст.Кременской казак Павел Чеботарев    35
ДКП№54 ст.Средне-Новочеркасской фельдшер урядник Илья Аксенов Алентьев    38
ДКП№54 ст.Потемкинской казак Филипп Афанасьев Сулацков    37
ДКП№54 ст.Нагавской казак Максим Ларионов Власов    30
ДКП№54 ст.Верхне-Новочеркасской Лев Сидоров Соинов    26
ДКП№54 ст.Богоявленской казак Иван Хоритонов Ивашуткин    38
ДКП№54 ст.Богоявленской казак Николай Степанов Попов    33
ДКП№39 ст.Распопинской казак Максим Плешаков    36
ДКП№39 ст.Сиротинской казак Алексей Панов    33
2 сотни ДКП№27 ст.Старочеркасской урядник Андрей Матвеев Багаевсков    34
ДКП№24 ст.Мигулинской казак Никандр Бабкин    29
ДКП№24 ст.Мигулинской казак Казьма Бачьков    37
ДКП№24 ст.Вешенской казак Даниил Никонов    30
ДКП№24 ст.Нижне-Чирской казак Иван Синяпкин    36
ст.Верхне-Новочеркасской казак Пантилей Васильев Волохов    31
ст.Нижне-Новочеркасской урядник Иван Данилов Евсегнеев(холост), состоит в ДКП№43    30
ДКП№23 3 сотни ст.Гугнинской казак Тимофей Зенкин    36
ДКП№23 3 сотни ст.Терновской казак Петр Егупов    37
ст.Гугнинской казак Зот Зенкин    43
ДКП№2 ст.Филоновской казак Никита Лукин Редин    21
ДКП№2 ст.Михайловской казак Степан Петров Пономарев    23
ст.С Медведицы Раздорской казак Семен Андреев Романовсков    49
ст.С Медведицы Раздорской казак Андрей Федотов Берников – отставный, в службу вступил 1.01.1835г.    45
ст.Кочетовской урядник Василий Андреев Здоровцов, в службе с 1.01.1845г    38
ст.Луковской казак Ефрем Иванов Барцов, в службе с 1.01.1859г    23
ДКП№32 урядник Иван Тюрин    38
ДКП№23 урядник Семен Бабичев    36
ДКП№23 казак Тимофей Брелов    34
ДКП№17 ст.Верхне-Чирской казак Григорий Щербаков    30
ДКП№12 ст.Нагавской казак Иван Леонов Атарщиков    27
ДКП№12 ст.Верхне-Курмоярской казак Василий Родионов Чекин    24
ДКП№12 ст.Верхне-Курмоярской казак Владимир Семенов Подскребалин    36
ДКП№12 ст.Пятиизбянской казак Трафим Дронов Пономарев    36
ДКП№23 ст.Голубинской казак Егор Аверьянов Стариков    24
ДКП№23 ст.Нижне-Чирской казак Илья Казмин Караичев    25
ДКП№23 ст.Кобылянской казак Егор Артемов Денисов    38
ДКП№23 ст.Нагавской казак Федор Ефремов Паршиков    25
ДКП№15 ст.Митякинской приказной Иван Менаев    29
ДКП№15 ст.Екатерин.приказной Егор Зуйкин    34
ДКП№15 ст.Митякинской казак Емельян Кадацков    33
ДКП№23 ст.Митякинской казак Ефим Темников    30
ДКП№15 ст.Митякинской казак Евлампий Свидовсков    33
ДКП№15 ст.Луганской казак Матвей Пшеничнов    24
ДКП№15 ст.Усть-Белокалитвенской казак Василий Абухов    34
ДКП№15 ст.Вешенской казак Иван Похомов    27
ДКП№15 ст.Бесергеневской казак Григорий Гаевсков    42
ДКП№10 урядник ст.Верхне-Черкасской Иван Фирсов    48
ДКП№10 ст.Новониколаевской урядник Илья Кужилев    34
ДКП№10 ст.Терновской урядник Степан Кузнецов    40
ДКП№10 ст.Средне-Черкасской казак Ефим Чистяков    30
ДКП№10 ст.Средне-Черкасской казак Матвей Кунников    33
ДКП№10 ст.Средне-Черкасской казак Григорий Косов    30
ДКП№10 ст.Средне-Черкасской казак Федор Чумаков    38
ДКП№10 ст.Средне-Черкасской казак Алексей Мисин    33
ДКП№10 ст.Каменской казак Илья Слюняев    53
ДКП№10 ст.Митякинской казак Петр Кочетков    31
ДКП№10 ст.Верхне-Черкасской казак Иван Васильев    38
ДКП№18 ст.Гундоровской из дворян урядник Александр Зубов служилый уроженец из горских князей    38
ДКП№18 ст.Старочеркасской приказный Николай Магиянсков    37
ДКП№18 ст.Манычской казак леон Абрамов    34
ДКП№18 ст.Гундоровской казак Сергей Рамазанов    27
ДКП№18 ст.Гундоровской казак Казьма Титов    34
ДКП№26 казак ст.Вешенской Гурей Чукарин    43
ДКП№26 ст.Вешенской казак Моисей Ресцов    35
ДКП№26 ст.Вешенской казак Мирон Колмыков    35
ДКП№26 ст.Вешенской казак Николай Колундаев    35
ДКП№26 ст.Глазуновской казак Алексей Чикунов    35
ДКП№26 ст.Мигулинской казак Дмитрий Фатеев    25
ДКП№26 ст.Казанской казак Минай Сидоров    33
ДКП№3 ст.Федосеевской служилый казак Елисей Егоров Прошин    26
ДКП№3 ст.Усть-Хопреской служилый казак Василий Антонов Макевнин    29
ДКП№3 ст.Усть-Хоперской служилый казак Павел Никитин Атепин    26
ДКП№13 Гельсингфорскаго отряда ст.Глазуновской служилый казак Ефрем Медведев    29
ДКП№13 Гельсингфорскаго отряда ст.Глазуновской служилый казак Леон Алаторцов    36
ДКП№13 Гельсингфорскаго отряда ст.Федосеевской служилый казак Алексей Рубцов    23
ДКП№13 Гельсингфорскаго отряда ст.Федосеевской служилый казак Андрей Ларин    29
ДКП№13 ст.Вешенской приказный служащий Степан Назаров    34
ДКП№13 ст.Голубинской урядник Семен Егоров Катагяров    43
ДКП№13 ст.Казанской казак Иван Тарасов Тапольсков    29
ДКП№13 ст.Казанской казак Мирон Алимов Макушкин    25
ДКП№13 Выборгскаго отряда ст.Еланской служилый казак Егор Тимофеев Бондарев    26
ДКП№13 Выборгскаго отряда ст.Еланской служилый казак Павел Петров Исаев    26
ДКП№13 Сестрорецкаго отряда ст.Мигулинской казак Дмитрий Яковлев Туркин    37
ДКП№13 Сестрорецкаго отряда ст.Мигулинской казак Леон Никифоров Федоров    25
ДКП№13 Сестрорецкаго отряда ст.Мигулинской казак Никита Михаилов Чудин    25
ДКП№13 Сестрорецкаго отряда ст.Мариинской казак Федор Яковлев Голубов    36
ДКП№13 Сестрорецкаго отряда ст.Мигулинской казак Сила Степанов Баранников    29
ДКП№13 Сестрорецкаго отряда ст.Мигулинской казак Аверьянн Иванов Коновалов    25
ДКП№13 Сестрорецкаго отряда ст.Распопинской казак Антон Яковлев Пономарев    38
ДКП№28 ст.Урюпинской служилый казак Григорий Тихонов Кутырёв    31
ДКП№28 ст.Филоновской служилый казак Влас Михайлов Егоров    28
ДКП№28 ст.Ново-Островской служилый казак Андрей Иванов Синёв    31
ДКП№28 ст.Аннинской служилый казак Иван Михайлов Попов    33
ДКП№28 ст.Скуришенской служилый казак Зеновей Алексеев Лактионов    31
ДКП№28 ст.Орловской служилый казак Митрофан Дмитриев Мурзин    34

Все указанные казаки в архивном деле с полным составом семьи.
Маршрут, по которому должны были следовать переселенцы:
от Средняго Егорлыка
сел.Белоглинское
Новопавловская(Бурая балка)
ст.Успенская
Разшеватская
Григориполизская
Прочный Окоп
Урупская
Чамлыкская
Лабинская

Казачество. Рекомендации по поиску


Казаки ‒ представители нескольких особых, военно-социальных общностей сформировавшихся на территории двух крупнейших государств Восточной Европы: России (Московского государства) и Польши (Речи Посполитой). 

Появления слова «казак» (видимо, тюркского, происхождения, означавшего «вольный» «свободный») относится к весьма раннему периоду. Так, в 1444  году в документах упоминаются рязанские казаки – т.е. как уже что-то сформированное, с определенными функциями. 

К середине XV  века в Польше и России казаки – один из разрядов служилых людей (городовые, реестровые и пр. казаки). Казачьи команды размещались при пограничных и ключевых в оборонительной системе городах и подчинялись, как все служилые люди по прибору, местным воеводам.Рязанские, орловские, данковские, невельские, опочецкие и пр. казаки получали от правительства денежное довольствие и военные припасы, а по нехватке денег в казне денег ‒ поместную землю. Эти казаки не имели особых отличий от всей массы служилых людей по прибору (т.е. по добровольному набору на военную службу из свободного населения) того времени, но принципиально отличаются от казаков, что известны нам по истории России XIX–XX веков. Показательна и судьба этих казаков, мизерная часть которых одворянилась (например, Половцовы из великолуцких казаков), а основная масса пройдя те или иные формы, включая однодворчество, с 1834 года влились в сословную группу государственных крестьян. 

В XVI веке на Днепровских порогах и на Дону, чуть позже на реках Терек и Яик (переименованный по приказу Екатерины II в Урал) начали складываться вольные казачьи общности. С усилением централизованной власти непокорные войска распускались и изгонялись (Запорожская сечь и ее преемницы), или постепенно подчинялись воле правительства (Донские, Уральские), а с XVIII века и вовсе начали формироваться самим правительством (Волгское, Черноморское).

За многовековую историю на всех окраинах России, в разных условиях, на разной этнической основе, в разные эпохи, и на разных началах сформировалось весьма пестрое разнообразие казачьих общностей. Какие-то из этих общностей (войск) имели схожие черты, какие-то принципиально отличались друг от друга.

Широко бытующее мнение о казаках как об особом субэтносе не носит научного характера. Уже одно, то, что часть казаков были малороссами (украинцами), в Великом Княжестве Литовском основу грунтовых казаков составляли белорусы, а в России, помимо этнически русских донских (но, с отдельным калмыцким округом), уральских, волгских и терских, а также войска с большой долей нерусского элемента (Оренбургское, Кубанское, Терское, Забайкальское), существовали полностью нерусское Башкиро-мещерякское казачье войско.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казаки#/media/Файл:Cossacks._May_5,_1916._Goryachy_Klyuch._Russian_Empire.JPG

Кубанские казаки в мае 1916 года. Источник: https://ru.wikipedia.org
Целый ряд казачьих институтов, а затем оформленных казачьих войск перестали существовать еще задолго до революции 1917 года. Накануне Первой мировой войны в составе иррегулярных войск Российской Императорской армии было одиннадцать казачьих войск. Назовем их в хронологическом порядке исторического старшинства: Донское (с 1650 года), Оренбургское, Терское, Сибирское, Уральское, Забайкальское, Кубанское,  Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское (с 1865 года). В их числе мы видим казачьи войска сформировавшиеся исторически самостоятельно (Донское, Сибирское, Уральское), и позже полностью подчиненному правительству; казачьи войска, сформированные на основе предшествующих казачьих войск (Астраханское, Кубанское, Терское); и казачье войско, сформированное из горнозаводского крестьянства /т.е. из положенных в оклад/ и представителей коренных народов /состоявших в ясашном оброке/ (Забайкальское, образованное указом от 17 марта 1851 года в составе: 1-го, 2-го, 3-го русских полков, 4-го тунгусского полка и 5-го и 6-го бурятских полков).

В историко-генеалогическом плане о каждом перечисленном и исчезнувшем ранее (Запорожское, Задунайское, Азовское, Черноморское, Кавказское линейное) войске стоит рассказать отдельно, как и рассказать о грунтовых казаках и казачьем реестре в Речи Посполитой, национальных казачьих войсках, казачьих полках формирования 1812 года, малороссийских козаках XIX века. Их история, этническая составляющая, хозяйственно-бытовое устройство, культура и традиции весьма разнились.

Убедиться в разнообразии понятия «казак» и казачьих войск в России несложно, но очень важно полагаться именно  на научную литературу и смотреть в корень. Исторические очерки о разных казаках и казачьих войсках мы оставим на будущее. А сейчас уделим внимание общим чертам особой военно-сословной группе ‒ казакам XIX ‒ начала XX века.

Принципиальное отличие казаков от прочего непривилегированного населения Российской Империи заключалось в том, что подушная подать для них была заменена обязательное военной службой всего мужского казачества. Начиналась она с 20-ти летнего возраста и продолжалась с перерывами на льготу (домовыми отпусками со службой внутри войска) от пожизненной в XVIII веке до 18 лет или 22 лет (в разных войсках сроки разнились) в последний период существования казачьих войск. Казаки были также освобождены от разнообразных повинностей и сборов земского характера, так как вся внутренняя административно-хозяйственная структура содержалась из войсковых сумм и государственной казны. Помимо денежного и вещевого довольствия казаки получали в пользование землю, которую и обрабатывали сами или наемным трудом иногородних (жителей войсковых земель незаписанных в казачество). В войсках наделение казаков определялось 30 десятинами земли на одну мужскую душу. В Донском Войске офицеры получали особые офицерские дачи в 100, 200 и 300 десятин. Земля время от времени перераспределялась из общевойскового земельного фонда.Ю. Коссак. Донские казаки

Ю. Коссак. Донские казаки
Другим принципиальным фактом является то, что казачество не было сословием в классическом понимании этого термина. Казачество в целом присутствовало во всех четырех сословиях: казачья старшина, приравненная Императорам Павлом I к российскому дворянству, была частью благородного сословия (т.е. атаман граф Платов был и казаком, и дворянином); священники и церковнослужители, оставаясь казаками, были часть духовного сословия и жили именно по правилам и узаконениям духовного сословия; незначительная часть казаков была часть третьего сословия ‒ торговые казаки; по своему основному месту проживания и хозяйствования казаки в своей основной массе были сельским сословием. Соответственно все действующие в Империи законы в той или иной степени казались всего казачества, что отражалось и делопроизводстве, конечно, с некоторыми особенностями и отступлениями. В целом же дворянин-казак и казак-священник законодательно и в делопроизводстве не имел отличий от любого другого дворянина и священника в Российской Империи. А значит и никаких особенностей в изучении истории и родословия казачьих дворян, священников, купцов просто не существует. Разве что, в Области Войска Донского не вели дворянскую родословную книгу, но все делопроизводство ничем не отличалось от делопроизводств в других губерниях. Никаких особенностей не имело делопроизводство Донской духовной консистории. Казаки же других войск и вовсе свое дворянство и духовные потребности имели такое же, как и все жители губерний и областей, на территории который располагались их казачьи войска.

Последним важным фактором жизни казачества была административно-территориальная обособленность. Началась она в екатерининские времена, с подачи князя Г.А. Потемкина-Таврического.

Единственное казачье войско, имевшее полностью обособленную территорию и административное управление, было Донское войско. Обратите внимание на то, что в официальном названии этого казачьего войска не было слова «казачье». До учреждения губерний казачий Дон никак формально не обозначался в составе Русского государства, по сути, была некой автономной областью. В 1708 году все казачьи городки по Дону и Хопру были определены в Азовскую (с 1725-го Воронежская) губернию. И только в 1786 году уже вполне обособившаяся казачья территория получила официальное наименование ‒ Земля Войска Донского. В 1870 году Земля была переименована в Область Войска Донского, а в 1918‒1920 годах надеявшиеся на автономию Дон именовал себя Всевеликим Войском Донским. 

Все другие (десять) казачьих войск имели свою обособленность и права самоуправления в пределах общегосударственных административно-территориальных единиц, губерний и областей. Военные губернаторы одновременно были и наказными атаманами казачьих войск.

Сам термин «наказной» говорит о том, что атаманами войск назначали указами (наказами), первый из которых дал царь Петр Алексеевич в 1708 году. Уже выбранного казаками атамана П.Е. Рамазанова Петр I своим указом назначил им в атаманы. С указом на Дон поступил хлеб, порох и денежное содержание. Донцы постепенно «продавали» свою свободу. В течение XVIII века полную вольницу сохраняли только запорожцы. Во всех казачьих войсках самоуправление (и выборы) сохранялись только на станичном и хуторском уровне, которое немногим превосходило правами общегосударственное земское самоуправление.

Все вышесказанное о военно-сословной группе касалось второй части определения казаков. Стоит сказать немного и о военной службе казаков.

Основой всех казачьих войск была легкая кавалерия. Для большинства образ казака состоит их папахи и коня. Заметим здесь, что все казачьи войска имели свою особую форму.

В XIX веке в казачьих войсках были сформированы отдельные гвардейские части (первым был лейб-гвардии Казачий полк Воска Донского), артиллерийские батареи, а в начале XX века ‒ пулеметные и др. специализированные части. В рядах Кубанского казачьих войск существовали пехотные части ‒ пластунские полки.

Черноморские пластуны

Черноморские пластуны Источник: https://ru.wikipedia.org

Источники по генеалогии казаков

Основной, или первичный, генеалогический источник генеалогии казаков ‒ метрические книги. В казачьих церквях также как во всех прочих, велись исповедные росписи (увы, они тоже сохранились плохо, в ряде казачьих регионов очень плохо). Хранятся метрические книги в региональных архивах, Российском государственном военно-историческом архиве (за 1830‒1880-е годы) и Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (за 1880‒1914 годы).

Основная часть всех казаков второй половины XIX ‒ начала XX века были православными в рамках официальной Православной Церкви. Однако надо помнить, что на Дон и Яик с последней четверти XVII века потянулись противники никоновских реформ. В XVIII веке староверие в казачьей среде занимало значительное место, но с начала XIX века часть старообрядцев примкнуло к единоверию, а часть вернулось в лоно официальной Церкви. Крайних форм раскола в казачьей среде почти не было. Однако этот фактор при изучении казачьих родословных обязательно помнить. В составе Войска Донского служили калмыки- буддисты, Забайкальского казачьего войска и буряты-буддисты и тунгусы-шаманисты. В Оренбургском казачьем войске казаки-башкиры исповедовали ислам. Небольшой инославный элемент присутствовал в Терском казачьем войске. 
А вот со следующим по востребованности генеалогическим источником ‒ ревизским сказкам ‒ у казаков дело обстоит никак, или почти никак.

Нужны проводить ревизии населения, не обложенного подушным окладом, просто не было необходимости. Ревизии «токмо для счета» описывали по всем губерниям священно- и церковнослужителей. Теоретически это могли делать и в казачьих регионах. На практике такие ревизии неизвестны.

Некоторые исключения по части проведения ревизий мы встречаем на Кубани и в Забайкалье. В Черноморском казачьем войске из-за не полностью разрешенного его статуса, а так же значительного в его составе крестьянского элемента были проведены ревизии в 1811, 1812, 1816 и 1835 годах в станицах Кавказского линейного казачьего войска. В Забайкальской области ревизия 1858 года была проведена для уточнения численности учрежденного в 1851 году Забайкальского казачьего войска.
В Земле Войска Донского ревизиями описывались иногородние и крепостные крестьяне, но это, конечно, не казачья тема.

Е. М. Корнеев «Черноморский казак»

Е. М. Корнеев «Черноморский казак»
За XVIII век сохранилось немало разнообразных списков, присяг и прочих перечневых документов. Особой полнотой отличаются списков казаков к переселению: с Дона на Волгу и на Терек, переселение Волгского войска на Северный Кавказ и пр. В последующее время регулярно составлялись списки молодых казаков, льготников, отставных. Переселение с Дона, пусть и в меньших масштабах, было связано с образованием новых войск на новых рубежах Империи. В ряде казачьих войск (Кубанском, в войсках Восточной Сибири и Дальнего Востока) велись посемейные списки, в том числе по образцу 1871 года.

Казаки, как и все подданные Империи, были описаны в ходе Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, но материалы ее сохранились в ничтожно малом количестве, а вот Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 года в казачьих регионах не проводилась. Итоги переписи 1897 года показали, что казачество из общего населения Империи составляло около 2,5 процентов.

Мы уже упомянули об отсутствии каких-то особых различий источниковой базе для изучения генеалогии священников, дворян и чиновников из казаков. Документы казаков-офицеров составлялись также как и на всех прочих, и хранятся они в том же Российском военно-историческом архиве, как в общих фондах, так и специально казачьих, с обычным набором военных документов: формулярные списки, списки нижних чинов, приказы по личному составу. Дополнением в военной части может быть только наличие в региональных архивах фондов войсковых правлений (Кубанского в краснодарском архиве, Терского во владикавказском и т.д.). Отдельные отличительные черты в изучении привилегированной части казачества по сути своей – не более, чем региональные особенности. Документы на казаков-чиновников можно найти в Российском государственном историческом архиве. Документы на священников (клировые ведомости и пр.) хранятся обычным порядком в региональных архивах.

Не является какой-то особенностью и запись в казачество, и выход из оного. В своей сути запись в ту или иную сословную группу определяется фактором получения или утери привилегий, закрепленными за тем или иным сословием или сословной группой. 

Можно только говорить о специфике казачьей терминологии. Не волостное правление, а станичное; не уездные учреждения, а отдельные (т.е. канцелярия начальника отдела, разнообразные присутствия отделов); не губернское правление, а войсковое; не канцелярия губернатора, а канцелярия наказного атамана.

Важной характеристикой для каждого казака в любом из войск была его принадлежность к станичной казачьей общине. Почти в каждом документе после имени казака будет указано, из какой станицы он казак ‒ своеобразная приписка, которой надо руководствоваться в поисках семьи казака. С начала XX века приписка казака уточняется (особенно на Дону) до хутора, на котором казак имел свой дом и хозяйство.
Нет смысла останавливаться на какой-то особенной сохранности или несохранности «казачьих» источников. Пострадавшие от советских макулатурных кампаний и в годы Великой Отечественной войны архивы Северного Кавказа потеряли и казачьи и неказачьи документы в равной степени. А вот более благополучно приживший советскую власть и войну ростовский архив сохранил значительное число документов, в том числе и казачьих. В очерках, посвященным каждому казачьему войску в отдельности, мы детальнее остановимся на сохранности документов и местах их хранения.

После установления советской власти в казачьих территориях уже никаких отличий от общесоветских правил учета населения, ведения документации не было.

Основные архивы, хранящие документы о казаках второй половины XIX ‒ начала XX века

Все казачьи войска:

  • Российский государственный архив древних актов
  • Фонды Отдела фондов Верховного управления (Внутреннее управление, Кавказские дела, Донские дела) и другие фонды
  • Российский государственный военно-исторический архив 
  • Фонды Казачьей экспедиции Военной коллегии Главного управления казачьих войск, полевого штаба казачьих войск, казачьих войск и казачьих частей и учебных заведений
  • Российский государственный исторический архив 
  • Документы общих вопросов устройства казачьих войск в Государственном совете, комитетах и министерствах, по гражданской и хозяйственной частям (например, по землепользованию в Области Войска Донского) 
  • Государственный архив Российской Федерации
  • Фонды казачьих объединений, работавших в Западной Европе, картотеки «Белое движение» и «Эмиграция»
  • Российский государственный военный архив 
  • Документы казачьих формирований периода Гражданской войны
  • Российская национальная библиотека, отдел газет 
  • Документы казачьих формирований периода Гражданской войны

Войска Донского:

  • Государственный архив Ростовской области 
  • Государственный архив Волгоградской области 
  • Государственный архив Донецкой области (только метрические книги)
  • Государственный архив Луганской области (только метрические книги)

Кубанское казачье войско:

  • Государственный архив Краснодарского края 
  • Государственный архив Ставропольского края 
  • Оренбургское казачье войско
  • Государственный архив Оренбургской области 
  • Сибирское казачье войско
  • Исторический архив Омской области 
  • Терское казачье войско
  • Центральный государственный архив Республики Северная Осетия‒Алания 
  • Центральный государственный архив Республики Дагестан (первичные листы Первой Всероссийской переписи населения 1897 года по Кизлярскому отделу)
  • Уральское казачье войско
  • Государственный архив Западно-Казахской области 
  • Государственный архив Оренбургской области 
  • Забайкальское казачье войско
  • Государственный архив Забайкальского края 
  • Астраханское казачье войско
  • Государственный архив Астраханской области 
  • Семиреченское казачье войско
  • Центральный государственный архив Республики Казахстан 
  • Амурское казачье войско
  • Государственный архив Амурской области 
  • Уссурийское казачье войско
  • Российский государственный исторический архив Дальнего Востока

Революция и Гражданская война затронули казачество, в силу их поголовной «военизированности» до самого основания. После войны «белых» и «красных», началось поголовное расказачивание, когда быть «казаком», были также опасно, как дворянином, помещиком, священником. Эта часть истории казачества не имеет в исследованиях каких-то особенностей против общих по теме «репрессированные». 
Великий исход 1920 года Русской армии увел и за границу и казаков, воевавших за Вольный Дон или за «белых»: на кораблях из крымских портов, конным строем в Манчжурию. Процент их был не выше чем прочих русских изгнанников, но они были значительно более сплоченными и активными. В русской эмигрантской жизни казаки были очень заметны.

Россию покинуло более 100 тысяч казаков всех казачьих войск. Особенно массовым был исход донцов (34 тысяч), кубанцев (более 20 тысяч) и забайкальцев (20‒30 тысяч).
До Второй мировой войны казаки проживали в основном в Югославии, Болгарии, Чехословакии, меньшая часть во Франции, Германии, Польше.
В разное время в различных концах света выходило более 100 казачьих журналов и газет. Наиболее известными были журналы «Родимый край», «Вольное казачество», «Казачье единство», «Казачьи думы», газета «Казак».

В последние десятилетия появилось немало литературы по генеалогии казачества (общеисторическую литературу в данном случае во внимание не принимаем) разных казачьих войск. По объему и серьезности материала лидирует литература о донском казачестве (одна серия С.В. Корягина «Генеалогия и семейная история донского казачества» на сегодня имеет 136 выпусков!). 

Думаем, что в рассказах о каждом войске в отдельности, будет описаны все особенности  и свойственные конкретным войскам особенности, а также дана библиография литературы по каждому казачьему войску.   

Добавить комментарий