Как найти клад разбойников

Наверное каждый поисковик копая разные безделушки, рано или поздно задается вопросом: а где же собственно зарыты настоящие сокровища, от которых голова пойдет кругом.

А настоящие сокровища братцы, как ни странно, зарыты в безлюдных местах

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Гуляя по лесу с металлоискателем, многие даже не задумываются над тем, что очередной сигнал может кардинально изменить судьбу – так называемого кладоискателя.

В исторических книгах подробно описываются события прошлых лет. Помимо того, что я увлекаюсь приборным поиском, попутно читаю книги. Телевизор давно не смотрю, зомбоящик – заменяют книги.. Но об этом как-нибудь в другой раз, сегодня по-жужжим на тему золота, которое прятали разбойники.

Кто такие разбойники? По сути это те же бандиты, но между ними всё же есть разница. Если современного бандита сложно распознать, то разбойников наши предки чуяли за версту.

  • Современные бандиты это “волки в овечьих шкурах”. Одеваются элегантно, занимают высокие должности и при этом не брезгуют брать на лапу и крутить свои тёмные делишки.
  • Разбойники в старину, сторонились общества. Жили в отдаленных лесах и лишь периодически выходили на охоту, дабы остановить очередную карету и вытрусить из карманов вельмож, чуточку золота.

У меня такая романтика симпатии не вызывает, ибо знаю точно, что в жизни работает бумеранг. Если ты грабишь? Будь готов – быть ограбленным! Если ты причиняешь людям страдания? Будь готов к тому, что и тебя накажут.

Моя философия проста как двери, но она реально работает. Проверено.

Золото разбойников и где его искать?

Конечно, подзаголовок можно было-бы немного иначе написать.. Золото – не разбойников, но так или иначе, оно попало к ним в руки и романтики с большой дороги распоряжались им, как сами хотели. Могли потратить, могли раздать. Но всё же, большая часть несметных сокровищ зарывалась в землю.

Если жители села и деревень прятали свои сбережения в черте двора и своего дома, то грабители зарывали награбленные сокровища в лесной чаще, возле дорог. Понимаете ли, разбойнички хорошо знали лес. Быстро перемещались, у них были свои запутанные тропы, по которым они легко уходили от царской погони.

В литературных книгах упоминаются такие личности как:

  • Кудеяр;
  • Ванька Каин;
  • Ляля.

Кстати, у последнего разбойника в команде было более трехсот человек, а промышлял он в Костромских лесах. Грабил купцов и богатых помещиков. Бедных и даже среднего достатка людей – не трогал.

Может по этому Ляленой шайке удавалось уходить от солдат царского полка. Жители попросту предупреждали их об опасности и те к сожалению или счастью, легко уходили от своих преследователей.

Доступ к основному запасу золота и серебра был только у вожаков шайки и это понятно. Они его прятали – они за него отвечали. Но обстоятельства для вожаков складывались не всегда хорошо. Закопав в землю сундук с золотом они не всегда возвращались и причин тому предостаточно.

Почему разбойники прятали золото возле лесных дорог?

Фото из открытых источников. Используется в качестве иллюстрации
Фото из открытых источников. Используется в качестве иллюстрации

Ну и наконец разберем самый главный вопрос который интересует любого поисковика. Я конечно не эксперт в области кладоискательства, но некоторые вещи знаю хорошо.

Понимаете ли, запрятать в лесу можно что угодно, но отыскать потом – очень сложно. Все деревья практически одинаковые и прятать золото без хорошего ориентира – это было бы глупо.

Другое дело лесная дорога. Сделав тайник в правильном месте, разбойник мог в любое время прийти и быстро забрать золотишко.

Подбивая итоги хочу пожелать всем поисковикам здорового фарту и дать дельный совет. Ищите старые тропы и будет вам счастье! Благодарю всех за внимание. Буду рад если поддержите мои рассуждения лайком и добрым комментарием. Для вас старался Сергей – автор канала Золото под ногами.

Где искать клад? Приметные места и кладовые записи

Каждое озеро, глубокий лесной овраг, дремучий лес, обросший мохом валун и одиноко стоящая столетняя сосна имеют свою собственную легенду. Заброшенные торговые пути по лесным волокам и рекам, заросшие за века лесом остатки старинных городищ и безвестные могилы и курганы хранят свои тайны. По народным поверьям, чаще всего в этих приметных местах скрыты клады.

Особенно часто легенда о кладе приурочивает местонахождение сокровища к древнему кургану или городищу. В костромском селе Унорожье, например, ходит много рассказов о кладах кургана «Журавец». В кургане, что на «Мышьем враге» у реки Костромы, по рассказам, также имеется клад. Близ села Есиплева под Кинешмой, в бывшем имении помещиков Колачевых, существует курган, а с ним связано предание, что тут зарыто оружие.

В трех верстах от Уфы находится так называемое Чертово городище. Рассказывают, что некогда жили на нем какие-то нерусские, неверные люди, которым покровительствовали силы ада. Места эти нехорошие, здесь живет сила бесовская, и оттого на городище водится множество змей. На этом городище зарыто несколько заклятых кладов. Много раз принимались их искать, и сколько народу даже разорилось от этих поисков – ничего не нашли, только кости, черепки, обломки – вещи, о которых и говорить не стоит. Рядом с городищем было несколько курганов, так кладоискатели просто срыли их, и следа от них не осталось.

Немало легенд о кладах связывают с озерами и реками. Указывают клад в озере близ Парфентьева посада, на месте бывшего здесь монастыря. В этом озере, говорят, находится бочка с золотом, брошенная в воду монахами при нападении на монастырь разбойников. В другом озере, у деревни Ледино, под Кологривом, лежат бочки с золотом и драгоценностями, брошенные в озеро помещиком, жившим на горе над озером, когда на него напали разбойники. В Пеузском озере близ города Макарьева также есть клад – бочка с деньгами на якоре, покрывшаяся от времени мохом. Таких рассказов – о бочках и сундуках с золотом и серебром и другими драгоценностями, которые иной раз в ясный день видно на дне, – существует великое множество.

Традиционно с кладами связываются пещеры, тем более что для России пещеры – довольно редкая деталь рельефа. Так, близ села Осокина, что под Нерехтой, в горе около реки Нойги есть пещера, в которой будто бы есть неизвестно кем сложенная печь, и где-то здесь же, по сказанию, находится больших размеров медный кувшин с кладом.

Там, где нет других приметных мест, клады приурочиваются к старым деревьям, к лесам или раздорожьям. Предания о том, как «стояла когда-то старая сосна на горе, и около нее был схоронен клад», существуют в любой местности. Рассказывают, например, что близ реки Сендеги, у деревни Семенково (Костромская губерния), есть яма, и около нее под одной из елок зарыт клад – трехведерный горшок с деньгами. Очень часто деревья, под которыми спрятаны заговоренные клады, невозможно срубить – искры от топора летят. Впрочем, «знающим людям» и это удается: так, старую сосну, стоявшую на дороге в село Минское из Костромы в лесу «Гривы», и под корнями которой точно был зарыт клад, срубил какой-то крестьянин-«ворожец». Правда, клад ему не достался – в руки кладоискателя попал только старинный пятак, который был врезан в дерево в качестве приметы.

Иногда местонахождением клада называют густой лес. В Черемисском Бору на реке Ветлуге, по преданию, находился черемисский город Рудень. Здесь сокрыт клад – 12 бочек оружия и 12 бочек золота и серебра. Указывают клады и у перекрестков дорог. Эти – самые опасные: по поверьям, именно у перекрестков дорог чаще всего обитает нечистая сила.

Не надо думать, что все эти «приметные места» являются лишь плодом народной фантазии. Как справедливо заметил один смоленский кладоискатель XIX века, оставивший интересное описание своих поисков, «не следует смотреть на предание как на чистую ложь: в каждом предании есть доля правды». Пример тому – отысканная вятским исследователем В. А. Бердинских любопытнейшая история о найденном «в приметном месте» кладе…

В Вятской губернии, в селе Лекма Слободского уезда, вблизи дороги росла огромная старая сосна. Старые легенды запрещали мужикам рубить это дерево под страхом несчастья. По преданию, возле нее в давние годы был зарыт клад, заклятый страшным зароком. Вблизи сосны даже не пахали – боялись. Лекминские крестьяне говорили: «Старики без завета в клад деньги не клали, и так сильны были прежде люди чарованием, что без дьявольского караулу кладов своих не оставляли. Ключ к этому замку тому, кто счастливым назначен. И когда придут для клада назначенные часы, тогда он сам счастливцу покажется». Рассказывали, что на клад положено заклятие: если кто до урока начнет клад искать, да ключа к завету не знает, тот, пожалуй, и головой поплатится.

«Счастливым назначен» оказался 16-летний крестьянский мальчик-сирота Савватий Бердинских. В мае 1863 года они с мачехой пахали свою полоску земли близ «приметной» сосны. Тяжелая соха была подростку не по силам. При очередном повороте он, не удержав соху, своротил в сторону к сосне, задев непаханое прежде место. Соха разрезала и выкинула на поверхность клубок старой бересты. Мальчик, ничего не заметив, стал боронить и тут-то по пашне и рассыпались мелкие серебряные деньги…

Подросток, как громом пораженный, застыл в замешательстве. Что делать? Позвать мачеху или утаить, воспользоваться самому?

Решил открыться мачехе. Цены находке оба не знали (как оказалось, клад состоял из более чем трехсот серебряных копеек XVII века, времен царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича). Продать серебро кому-либо из местных побоялись: «чтоб головы своей от воров не потерять – воровства в то лето было много». Мачеха сдуру кинулась со своим секретом к богатому родственнику в соседнюю волость – чтобы дома молва не разнеслась. Тот за сто монет дал бабе всего два рубля. Пораженный мизерностью суммы, мальчик рассказал все односельчанам. По селу пронеслась буря восторга: не наобум старики говорили, что сосна эта заветна, – клад хранит. Вот и сбылось! А предреченный счастливец-то – вот он, Савватий Бердинских!

Однако, несмотря на находку, счастливым сирота себя не чувствовал. Мачеха, схоронив своих детей, перебралась на жительство в город, а Савватий остался нищим горемыкой, один с младшими братом и сестрой на руках. Тогда он пришел за советом к местному священнику и показал ему остаток клада – 197 монет. Тот посоветовал послать клад в Петербург, в Археологическую комиссию. Так и сделали. А в 1864 году мальчик получил из Археологической комиссии как находчик клада небольшое вознаграждение – с изъятием, впрочем, почтовых расходов…

Похожий случай имел место в 1839 году в селе Белый Омут, Зарайского уезда Рязанской губернии. Местный крестьянин, копаясь возле своей избы, про которую давно шел слух, что под ней скрыто какое-то древнее богатство, нашел небольшой клад арабских монет Х века. Благодаря содействию местного священника эта находка попала в руки ученых.

О том, что клады закапывались в удаленных и труднодоступных местах, свидетельствуют и иноземные путешественники, посещавшие Россию в XVI–XVII веках. Англичанин Флетчер, в частности, отмечал: «Чрезвычайные притеснения, которым подвергаются бедные простолюдины, лишают их вовсе бодрости заниматься своими промыслами, ибо чем кто из них зажиточнее, тем в большей находится опасности не только лишиться своего имущества, но и самой жизни. Если же у кого и есть какая собственность, то старается он скрыть ее, сколько может, иногда зарывая в землю и в лесу…» Флетчеру вторит немец Мейерберг: «Деревенские жители, да и сами дворяне, живущие в своих деревнях и поместьях, обыкновенно зарывают свои нажитые деньги в землю в лесах и полях».

Одним словом, уединенные глухие и особо приметные места в большинстве случаев связаны с преданиями о кладах. Но как точно узнать место «поклажи»? На этот случай существовали и имели широкое хождение кладовые записи и чертежи, служившие указателями и руководством при отыскании кладов.

Кладовые записи иногда писались в форме завещания или письма на чье-либо имя с подробным перечислением зарытых вещей, составляющих клад, и с детальным указанием места: «Повыше села Воскресенского восемь верст выпала река Большая Кокша, вверх по Кокше есть пустошь Ченебечиха, от Ченебечихи три версты есть Подборная Грива, от Подборной Гривы верст двадцать вверх по Кокше есть Быково озеро не очень велико продолговато, один конец в летний восток, а другой в зимний запад. Из озера бежит речка Медянка в Большую Кокшу. Версты полторы от речки по озеру три кучи костей, от костей по берегу была изба пятистенная в три ряда, выкопана в земле против озера лестница о семи ступеней. От лестницы на берегу сосна и на том озере погреб в печатную сажень вышиной и шириной. В том погребе денег два винных перереза серебра, ларь меди, на ларе сундук золота, на сундуке пудовка медная – мерять деньги, двенадцать пистолетов, двенадцать тесаков, паникадило. Кто эти деньги найдет, паникадило отдать в Вознесенскую церковь, да выстроить семипрестольную церковь. Кто сделает истинную правду и друг друга не обманет, то и можно получить».

Старых рукописей с записями о кладе было известно немало. Их хранили как зеницу ока, за ними охотились, их искали, передавали из поколения в поколение, добывали «лаской и деньгами», обменивали, покупали, списывали, наконец, просто крали. Многие кладовые записи имели весьма почтенный возраст – в несколько веков. Известно, например, что в конце XIX века несколько кладоискателей в Ветлужском уезде искали клад по записи, сделанной в 1685 году.

Насколько подлинными являются кладовые записи? Несомненно, что в основе большинства из них лежат подлинные документы, написанные самими собственниками зарытых сокровищ. Несмотря на то, что позднейшие переписчики были прямо заинтересованы в точном воспроизведении текста, содержащего важные приметы клада, в процессе многократного переписывания они подвергались переработке и переделке, и позднейшие редакции кладовых записей уже несут на себе явные следы фантазии и сказочности. Так в записях появляются сведения о «бочках с золотом», «сундуках с казною», «пивных котлах» с жемчугом и проч., и проч.

Вот один из примеров. В конце XIX столетия председатель Нижегородской ученой архивной комиссии А. С. Гацисский за полтинник приобрел у какого-то крестьянина кладовую запись, якобы сделанную Степаном Разиным и датированную 1650 (!) годом (напомним, что реальный Степан Разин появился в Поволжье значительно позднее – в 1667–1672 гг.). Кроме того, дата была изображена арабскими цифрами, а не славянскими буквами, как это было принято в XVII столетии.

Запись адресована неким «Мурахину и Купреяну Билякову и другу милому». В ней было указано местонахождение аж сорока кладов, якобы зарытых Разиным на территории Арзамасского и Лукояновского уездов:

«Другу милому. Предъявляю я тебе клады и выходы. В лесах, в крепких местах, на реке Алатыре, на Суходоле, на сухих вершинах, в кургане поклажа – пивной котел денег. От кургана до сосны 80 сажен. От той сосны до избы 50 сажен. Как взойдешь в избу, повороти на левую сторону: тут в углу пивной котел серебра, в другом углу – тоже. В чуланном углу над перерубом – 3 пуда и 30 фунтов жемчугу. Среди избы над перерубом куб, на кубе складни золотые и весьма дорогие табакерки и часы, в другой горнице напротив положено без счету… Против кургана привязана лодка – в ней две четверти серебра, а другая лодка в Кочкарском болоте – медь с серебром, да еще у молодого дуба у зеленого, на левом берегу, от воды отмерить три аршина, положен сундук арабского золота, а его я взял у арзамасского воеводы…

Едучи от Арзамаса, на правой стороне за Галевым бором, где жил Калина Голявин, были Калиновый бор, и Клюковское болото, и Косая поляна, где в двух верстах был мордвин Рузан… На тропеночной тропе в правой руке на сосне вырезана статуя медвежья харя, которая пальцем кажет на поклажи, а по другую сторону против лица хари, в 30-ти саженях, на полуденную сторону положен куб серебра…»

Трудно представить себе реального Разина, держащего в руках «весьма дорогие» табакерку и часы – ведь этих предметов в России XVII века просто не было. Впрочем, подобные анахронизмы энтузиастов не смущают, и поиски лукояновских «кладов Степана Разина» велись и в XIX веке, ведутся и до сих пор. Как говорится, помогай Бог…

Скептики еще в XIX веке отмечали, по кладовым записям трудно добраться до правды; многие, имея в руках эти записи, пускались и пускаются на поиски кладов, но почти всегда попусту: и свои деньги затратили, и кладов не нашли. Впрочем, и кроме этих записей имеется много исторических указаний, что в недрах русской земли сокрыто множество кладов.

В большинстве случаев тексты кладовых записей туманны и содержат большое количество местных примет, из которых, однако, почти невозможно уяснить целостную картину: «Вверх по реке… где пала река Шомохта, по верхотине Шомохты реки и где пал в Буев овраг и где изошед оного Буева верхотине и где пала Шуршма, в этой верхотине Шуршме реке на правой стороне и есть каменная закладь в пояс человеку, и двои ворота и при той заклади было жилище и от того жилища в ночную сторону и пошед недалече и есть превысокий холм, и на том холму стоят четыре сосны. На первой сосне проделано сверлом, на другой против ее также и между теми соснами лежит камень, а под тем камнем лежит посуда медная и серебряная. От того холма в правую сторону вырезана харя человеческая и на другой сосне харя вверх ногами и от оной сосны прямо вырезан человек с луком и стрелою и от той приметы была келья потаенная, у оной кельи на углах четыре пихты саженыя, которая всех выше к востоку, тут и казна вся».

Другая запись о кладе, дошедшая в отрывочном, очень испорченном виде, по-видимому, говорит о разбойничьем кладе: «Против города Юрьевца, против самого базара за монастырем по речке Кувшинихе вверх есть место, называемое “Овин Дрянкин”, от того овина на восток, 12 часов, дубовый старый пень, от того пня к яме овинной девять аршин есть выход, в том овине закопано наше все добро деньгами (дальше оторвано) восемь… и два… дубовый трех… чугун в оном с половиной… тенья запон… серег…»

Выше уже упоминались сделанные владельцами клада «приметы»: врезанный в сосну пятак, вырезанные на коре дерева «хари», человеческие фигуры и др. Эти приметы были, по-видимому, не только плодом народной фантазии – о «резьбе» на деревьях и камнях, о различных знаках на них известно из многих источников: так, в бору Белая Грива у озера Соловецкого в старину сохранялись дубы, у которых, по преданию, находилось становище разбойников. На дубах имелась «резьба» – человеческие лица и полукруг месяца. В одно из деревьев был врублен медный крест. По одной из записей, в Гжатском уезде Смоленской губернии «погреб» с вещами, награбленными французами в Москве в 1812 году, находился в нескольких саженях от сосны, на коре которой была вырезана сабля, а с другой стороны – крест. Впрочем, эта сосна была спилена еще в середине XIX века.

Наряду с кладовыми записями устные предания сохранили великое множество рассказов о зарытых то тут, то там сокровищах. Можно без преувеличения сказать, что такие рассказы бытовали в каждой деревне, что подтверждается многочисленными свидетельствами, опубликованными в различных источниках. В качестве примера можно привести одну публикацию во «Владимирских губернских ведомостях»[2]. Она любопытна тем, что, в отличие от множества баснословных легенд о «бочках» и «пивных котлах» с золотом, содержит довольно правдоподобные сведения о кладах в окрестностях села Груздева Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне это Ивановская область). Так, автор публикации приводит сведения о «кладе разбойника Ивана» – 18 (всего восемнадцать, а не миллион и не сто тысяч!) золотых монет зарыты близ села Груздева – в деревне Петушки, на берегу пруда. Другой такой же небольшой (и оттого выглядящий весьма правдоподобным!) клад – кубышку с золотыми монетами – некий скупой старик, не желая оставлять золото нелюбимому сыну, закопал в Кубышкином овраге, что в полуверсте от Груздева. Этот овраг пересекает старая дорога, ведущая из Груздева в Холуй.

Таких рассказов о мифических и полумифических сокровищах, укрытых по всей Руси, набралось бы, вероятно, не на один том. Конечно, дыма без огня не бывает – но вот чего в этих рассказах больше: дыма или огня?

ТЕОРИЯ ЛЕСНЫХ КЛАДОВ. ГДЕ ИСКАТЬ КЛАД.

Методичка по поиску клада в лесу.

Данное методическое пособие рекомендовано к применению для поиска кладов в лесных массивах вдали от населённых пунктов.

Постулаты:

1. Клад есть.

Это основной ключ не только ко всей теории, но и к мотивации кладоискателя. Дело в том, что любые сомнения в этом постулате или любые производные такого сомнения приводят кладоискателя к отсутствию всякой мотивации на поиск клада. Наиболее вредной является интерпретация кладоискателем факта предположительного наличия клада, как факта маловероятного. Домыслы подобного рода влекут за собой только одно последствие, отказ от поиска. Приводимая здесь трактовка первого и главного постулата данной теории предполагает полный отказ от использования расчётов вероятности, так как они бессмыленны ввиду того, что вероятность отсутствия клада равна 100%

2. Клад лежит не в пространстве, а во времени.

Допустим, на месте клада выросло большое дерево. Мы не сможем взять клад до тех пор, пока оно не закончит свой жизненный цикл, потому что ствол и корни не позволяют нам провести катушкой прибора над кладом. Выходит, что кладоискатель, не нашедший здесь клад, ставит крест на этом месте, мол, здесь ничего нет, хотя, на самом деле, всё дело во времени. Через 50 лет дерево погибнет и упадёт, открыв окно обнаружения клада во времени. Теперь допустим, что на месте клада нет дерева, но наш прибор не достаточно совершенен для получения отклика от данного клада. Из этого следует, что окно обнаружения клада во времени, откроется после приобретения такого прибора или после его изобретения, производства и приобретения. Это окно закроется тогда, когда над кладом вырастет дерево. Можно пречислить ещё большее множество факторов, открывающих и закрывающих окна обнаружения кладов. Все эти факты будут реальными и объективными, но вся их совокупность настолько значима для кладоискателя, что фактом нахождения клада в неком пространстве можно пренебречь.

Применение на практике этого постулата даёт кладоискателю возможность найти клад там, где его уже искали ранее другие кладоискатели или он сам. Тезис “я уже здесь был” не применяется, так как не имеет смысла, не может принести результат и заменяется на тезис “я сегодня ещё здесь не был”. Появляются новые безграничные возможности. Кладоискатель, овладевший этим знанием перестаёт искать в пространстве, он ищет во времени и это реально круто в натуре

3. Клад является незавершённым действием.

Очевидно, что человек, закопавший клад, сделал это не для того, что бы избавиться от денег. Очевидно, что его целью было спрятать деньги на некоторое время, что бы воспользоваться ими позже. Не востребованный клад обладает свойствами не завершённого действия. Это свойство можно сравнить с эффектом не завершённой мелодии, когда психика человека требует её завершения не зависимо от практической целесообразности. Незавершённое действие находится в состоянии неустойчивого равновесия и вызывает у человека ощущение дискомфорта. Закапывание клада связано с выбором места, поиском и запоминанием ориентиров, маскировкой и намерением вернуться, изъять и воспользоваться содержимым клада по назначению. Клад не мог быть заложен без намерения его изъятия, поэтому не изъятый клад является незавершённым действием, которое требует завершения. На практике это означает, что кладоискатель должен внимательно относиться к своим ощущениям типа «что-то в этом месте есть» или «что же меня туда опять тянет», возникающим во время или после посещения конкретного места. Будь то астральная связь с человеком, не сумевшим изъять свой клад, будь то обычное и банальное искривление пространства вокруг не изъятого клада, незавершённое действие требует завершения, а кладоискатель это чувствует.

4. Место клада парадоксально.

Парадокс заключается в том, что клад закапывался в местах, посещаемых людьми, а не наоборот. Я не берусь утверждать, что именно является первичным. То ли место, часто посещаемое людьми, обладает определённой энергетикой, которая и привлекает человека, закапывающего клад, идти именно в это место. То ли сам не изъятый клад обладает энергетикой, которая привлекает к себе других людей. На практике кладоискатель должен обращать особое внимание на места, изобилующие “потеряшками”. Так называемые “потеряшки” или монеты, потерянные случайным образом, свидетельствуют об активной посещаемости данного места в прошлом. Здесь и надо искать клад.

5. Клад находится на Расстоянии Большой Нужды.

Нет более приватного действия, кроме закапывания клада. Исключением является только справление большой нужды. Чтобы справить большую нужду путник отходит в лес на такое расстояние от дороги, которое позволит ему видеть людей на дороге и быть невидимым для людей, зашедших в лес в Зону Малой нужды. Человек, справляющий большую нужду садится жопой к лесу, а лицом к дороге. При этом он не боится, что его за жопу схватит леший, но смотреть в сторону дороги ему обязательно. Для справления большой нужды человек не станет заходить ещё глубже в лес, так как в этом случае он теряет главный ориентир, а именно дорогу, которую он должен видеть, оставаясь невидимым. Расстояние Большой Нужды это баланс между необходимым и достаточным с точки зрения безопасности столь приватного занятия. Любой человек, проходящий по дороге воспринимает лес, как стену и не видит ничего дальше первых деревьев. Но стоит, однако, только зайти в лес и оказаться в Зоне Малой Нужды, что бы видимость вглубь увеличилась до нескольких десятков метров. Расстояние Большой Нужды это такое расстояние от дороги, при котором видны люди, проходящие по дороге и при котором можно распознать намерения людей, находящихся в Зоне Малой Нужды, оставаясь при этом невидимым. Совсем не обязателен факт того, что клад находиттся на РБН от дороги. РБН работает от оврагов, рек, опушек и исчезнувших дорог.

Теория металлопоиска с металлоискателем

6. Чем больше в кладе монет, тем слабее сигнал и меньше глубина обнаружения. В случаях хорошей компактности, особенно, если монеты мелкие и все одинаковые, прибор может не видеть клад совсем.

Координаты где спрятан клад

7. Координаты клада связаны с координатами других кладов и основными ориентирами расстояниями, соответствующими уровням Фибоначчи. При чём, эти расстояния вычисляются через время, необходимое на их преодоление. В координатах, вычисленных таким образом, располагаются не только клады, но и другие находки всех эпох.

Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie

Поиск кладов – это азартное времяпровождение, которое состоит из активного отдыха на свежем воздухе, изучения истории страны и тех мест, где вы родились, работы с картами разных лет, знание географии, изучение различных артефактов и множества других составляющих этого увлекательного хобби.

Дисклеймер (важное предупреждение): Необходимо изучить и соблюдать закон №245-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии».  Закон не запрещает использование, покупку, продажу металлоискателей и не требует специальной лицензии. Запрет на использование установлен лишь в отношении памятников археологии.

Содержание

  • Снаряжение
    • Металлодетектор
    • Пинпоинтер
    • Транспорт
    • Аксессуары
  • Места и время поиска
    • Сезоны для поиска
  • Находки
  • Про клады
  • Заключение

Снаряжение

Металлодетектор

Первое, что вам понадобиться, чтобы влиться в ряды современных кладоискателей – это металлоискатель. Не стоит сразу засматриваться на дорогие модели этих приборов. Вряд ли в первое время вам понадобятся все многочисленные функции и возможности, которыми обладают профессиональные детекторы. Поэтому, лучше для начала купить недорогой прибор.

Например, самой популярной моделью для поиска среди любителей является металлоискатель Garrett Асе 250. Эта модель одна из лучших для начинающего кладоискателя. Garrett ACE 250 позиционируется как облегченный металлоискатель для новичков, но имеющий особенности, которые часто можно встретить только в более дорогих детекторах. ACE 250 является одним из наиболее продаваемых Garrett’ов во всем мире за все времена. На него можно устанавливать сменные по катушки других типоразмеров при поиске на полях или фундаментах домов. Чем больше катушка, тем на большей глубине она определяет цель, но с меньшей точностью. За большим диаметром гнаться не стоит, нужно сначала научится работать комплектной универсальной катушкой.

Пинпоинтер

Необходим как для начинающего кладоискателя, так и для опытного ещё один прибор: пинпоинтер. Это небольшой металлоискатель, без дискриминации металлов, с малым радиусом действия для облегчения поиска находок в яме или отвале после большого металлоискателя.

Плюсы работы пинпоинтером:

  • Экономия времени. Чем быстрее ты найдешь в отвале выкопанную цель, тем больше сможешь обойти территории. Ведь сеять землю рукою занятие неудобное, иногда и долгое (если попалась дробинка, чешуйка и т. д.).
  • Экономия сил. Когда цель где-то в ямке, как правило, начинаешь ее расширять и углублять, пытаясь выбросить находку вместе с землей. Пинпоинтером можно, не копая лишнего, локализовать цель в ямке и потом, сделав всего один «копок», выбросить находку наружу.
  • Производить поиск в тёмное время. В основном,  пинпоинтеры оснащены внешним светодиодом и можно на темном грунте легко отыскать предмет. Также, подсветка очень пригодиться при поиске в заброшенном здании, в подвале.

Я рассказывал про современный пинпоинтер Shrxy 2-го поколения. Обзор

Транспорт

Сколько лет распространены металлодетекторы у нас? — Лет 25-30. За это время все интересные места для находок уже «выбиты», остались только труднодоступные.

Доступность можно примерно показать так: Куда можно добраться на легковой машине -> внедорожнике -> квадроцикле -> пешком.

Транспорт для выездов на коп надо подбирать сообразно локации, но ноги никогда не подведут.

Аксессуары
  • Лопаты для копа. Fiskars понимает в этом деле.
  • Наушники к детектору. Использование наушников позволяет различить тихие сигналы, защищает от влияния посторонних шумов и продлевает срок службы батарей.
  • Рюкзаки для переноски снаряжения и личных вещей.
  • Сумки для находок. Например на пояс.
  • Совки для подчистки вырытых ям и при работе на домовых фундаментах.
  • Скупы (совок-просеиватель) для поиска на пляжах.
  • Налобный фонарь, при поиске на чердаках в подвалах и в тёмное время суток.
  • Маленькая складная пила для подпила и удаления корней при копе под небольшими деревьями и кустарниками.
  • Перчатки – необходимы, чтобы уберечь руки от порезов.
  • Защитные средства от насекомых (репелленты).
  • Разгрузка. Удобная одежда для кладоискателей, позволяющая равномерно расположить  нужные и важные предметы при поиске
  • Нож. Это один из важных инструментов туристического направления и для кладоискателя является нужным инструментом. Опыт показывает, порой именно благодаря наличию ножа, удается аккуратно откопать что-то действительно ценное, а если предстоит ночевка или передвижение по лесистой местности, вообще сложно представить быт без ножа, пусть даже самого простого.

Еще, при длительных выездах на природу на коп, организм кладоискателя хочет кушать уже через пару часов. Оно и естественно, работа с лопатой на свежем воздухе.

Что бы не отвлекаться на приготовление пищи на природе, рекомендую использовать готовые пищевые наборы. И это не только лапша быстрого приготовления, а более сытные наборы, например, ★ армейский ИРП. Его хватает одному взрослому на один день!

Еще совет. Если забираетесь совсем в глушь (заброшенные урочища в лесах), нужно взять, чем отпугнуть диких зверей. Например: сигнал охотника.

Звери бывают менее дружелюбные, чем этот:

Места и время поиска

В настоящее время очень много вымерших и заброшенных деревень, которые есть в любой области. Брать старые карты, сравнивать с современными картами и проводить поиски.

Старые заброшенные деревни – это магазины, бани, клубы, школы, танцплощадки, места отдыха и конечно дома и фундаменты. В городах – это пляжи, лесопарки, места занятий спортом, соревнований. Очень старые деревни давно перепаханы. Вспаханные поля — это любимые места поисковиков. Здесь принцип поиска таков: искать там, где жили люди, обязательно будут находки.

Особенно хочу отметить места постоялых (заезжих) дворов в Российской Империи, которые располагались по большим трактам (большакам) через 10-15 км друг от друга. Это тип недорогой гостиницы — помещение для ночлега с двором для размещения лошадей и экипажей. При дворе имелась кузница для ремонта экипажей, подковывались лошади, при необходимости производилась их замена. В постоялом дворе обычно имелся также трактир.

Сезоны для поиска

Весна.Вспаханные поля, земля оттаяла, влажная, нет травы, глубина обнаружения у прибора будет немного больше. Весна копают там, где нельзя копать летом: поля, огороды, лесные поляны.

Лето. Коп по старым лесным дорогам, сохранившимся в первозданном виде, высохшие переправы, шурф фундаментов, поиск закладных монет под венцами домов.

Осень. Копаем в основном по вспаханным убранным полям. Травы немного, опять нам в помощь.

Зима.Если зима не морозная и малоснежная продолжаем копать по своим любимым местам. Обследуем старые заброшенные дома и чердаки, подвалы. Также ищем закладные монеты под венцами срубов домов.

Находки

Первое, что всегда попадается – это гвозди, проволока, пробки.  Почти всегда попадаются: старые различные пуговицы, крестики, иконки, образки, иногда значки, медали, части от самоваров, колокольчики, «конина» (предметы конской упряжи) и многое всякое другое.

Примеры находок старины по категориям:

Коллеги по хобби красиво оформляют старинные находки в панно:

Про клады

Простые люди, прятали клады в погребах, чердаках, на огородах, в лесах. А вот где пряталось в доме? А именно: в подоконниках, в печках, в наличниках дверей, также в колодцах.
Если прятали на огороде, то отсчитывалось определенное количество шагов от какого-либо ориентира, копалась яма и туда ложились сбережения, в погребах обычно прятали в каком-то одном углу в полу, или стене, если мы возьмем колодец, то прятали как на дне колодца, так и в стене, а это может быть сруб или камень.

Воры и разбойники прятали клады там, где разбойничали, в глубине лесов, полей подальше от людского глаза, около мостов и переправ. Награбленное могло быть в виде посуды, золотых украшений и монет. Обычно такие клады прятались в ямы, которые были на глубине больше метра, под валунами, в дуплах деревьев. Также использовались такие места как болота и водоемы. Ориентиром были старые деревья, большие камни, валуны, овраги.

Владельцы мельниц, трактиров прятали обычно своё состояние, в полях, сооружениях (будь то мельница, корчма, трактир и так далее), также в стенах подвалов.

Клады военных. На таких местах солдаты перед боем прятали свои сбережения, ценные предметы. Прятали чтобы не досталось добро противнику или неприятелю, обычно делали это недалеко от расположения войск, находя недалеко большое дерево, скалу, камень, или еще что-нибудь, что будет в цели ориентира. Найденные клады военных действий могут состоять из монеты также ценных вещей. 

Заключение

Труд копателя сложный, требует терпения, усидчивости и любви к своему хобби. Но удача благоволит смелым. Клад найти вполне реально.

Спасибо за внимание! Интересных находок!

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

6 лет назад · 2396 просмотров

Всем привет! Продолжаем нашу экспедицию с металлоискателями. В этот раз мы отправились проверять легенду о некогда спрятанном и потерянном кладе разбойников. Кому лень смотреть все повествование целиком, находки начинаются с 2.45 по 12.30 и с 14.11 по 25.11.Ниже будет фотоотчет и небольшой рассказ о наших поисках.

Источник:

И так, в прошлой серии мы искали один старинный хутор, увы из-за болот не смогли попасть к его точному месторасположению.
Одна из находок по дороге стал кусок угля, который давал устойчивый положительный сигнал. Камень я повертел в руках и выкинул. Однако пытливый взгляд зрителя разглядел в угле край крупной монеты! Вы ее видите? Я сомневаюсь, но все-таки надеюсь туда вернуться, найти и проверить.

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

Возвращаться придется далеко, ибо наш импровизированный лагерь мы переместили к другому перспективному месту. В этом районом центре, есть один такой же как и я фанатик приборного поиска. Когда-то от местного учителя истории, он (и многие другие) услышал интересную легенду о потерянном кладе разбойников. Она гласит, что некогда в 16-17 веке, рядом с его городком успешно промышляла банда лихих людей численностью больше ста человек и все их сокровища до сих пор где-то там в лесу.

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

Наш путь лежал через распаханное поле. Когда-то здесь стояла небольшая деревенька об этом свидетельствует битый кирпич и плохо сохранившиеся находки эпохи 18-19 века. Некогда крепкие монетки, увы разъедены временем и химическими удобрениями.

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

В поле попалось вот такой топорище. Кто знает каких годов? Буду признателен за подсказку.

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

Углубляемся в глухой лес. Здесь так же в основном попадаются имперские монетки.

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

Вот так выглядет редкая и дорогая монета – 4 копейки 1762 года. Редкая, потому что начеканить их успели, а толком распространить нет. Петр III был свергнут и убит, а его супруга Екатерина II придя к власти, повелела собрать и изъять данные монеты.

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

Что сделали с изъятыми монетами? Не переплавлять же их. Правильно, их перечеканили в 2 копейки. Почти каждая двушка тех годов имеет следы такой обработки. Вот и мне попалась аналогичная. За качество фото извините, монета еще толком не чищена, но уже сейчас можно увидеть на ней остатки старых надписей.

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

Лесной сохран радует. Монеты раннего СССР выглядят как будто только что из кошелька. Вот моя находка 3 копейки 1946 года, одна из самых частых находок у копателей. Поэтому как правило много не стоит. Но даже у нее бывают очень дорогие разновидности. Особенно если попадается так называемая перепутка, это когда монеты 3-х копеечного достоинства, чеканили штемпелем 20-ти копеечной монеты. Увы, моя вроде не такая)

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

Возвращаемся к сказанию о разбойничьем кладе! Эти лихие люди поджидали одиноких путников на Угличесвком тракте, а в последние годы нападали на различные обозы. Золота у них скопилось очень много. И по легенде атаман банды, повелел складывать все в бочку, которую они подвесили между двух старинных дубов. Каждый мог подойти увидеть и пощупать эти сокровища. Но в один прекрасный день, во время грозы удар молнии пришелся точно в цепи на коих висел бочонок! Земля разверзлась и все добро провалилась в глубокую расщелину. Так гласит легенда.

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

Так вот кладоискатели не часто верят, в такие легенды, хотя по мне так всегда такие рассказы складываются не на ровном месте. И как говорится дыма без огня не бывает. В общем местный копатель на столько поверил в эту легенду, что разбил прилегающую территорию на сектора, а это не много не мало более 100 ГА, и методично выбивает леса и поля в поисках клада. Год за годом. Территория поиска становится все больше, но он не отчаивается! Каждый сезон он там, раздобыл какие-то старинные карты и копает, копает. Находок у него очень много, но клада пока не нашел. Мне всегда импонировала его вера и энтузиазм, плюс к этому гложет мысль – а вдруг правда? Раз столько лет он ищет, может и знает что-то более достоверное чем рассказы учителей и пересказы бабушек? Погода жутка испортилась, а в лесу дождь не так страшен, и мы решили наведаться в “его владения”. Что из этого вышло смотрите в нашем видео. Всем спасибо за внимание и легкой вам рабочей недели!

Как мы разбойничий Клад в глухом лесу искали

Маленький P.S. Сделал трейлер-анонс наших странствий. Кто сомневается смотреть ему длинное видео или нет, предлагаю вначале посмотреть этот ролик! Приятного просмотра!)

Источник:

Источник:

Добавить комментарий