Запреты никогда не становились непреодолимой преградой для истых искателей приключений. Так, например, первые русские переселенцы в Сибири не только промышляли охотой на пушных зверей, которая, к слову, приносила им немалую выгоду, но и активно занимались кладоискательством. Некоторые из них, так называемые бугровщики, раскапывали могилы скифов, обнаруживая там удивительные вещи — и дорогие, кстати. Известный промышленник Никита Демидов даже как-то подарил жене Петра I, Екатерине, одну из таких золотых вещиц. В 1715 году сибирский генерал-губернатор князь Матвей Гагарин привёз царю ещё десять предметов, найденных в «буграх». Петру так приглянулись старинные украшения, что он отправил в Сибирь экспедицию, которая вернулась с уникальной коллекцией золотых украшений. До сих пор она – гордость Эрмитажа.
Скифское золото. Фото: Peter Dejong/АР/ТАСС
Никакие запреты не останавливали бугровщиков. Оно и понятно – в некоторых могильниках (их ещё называли «золоторями») находили столько благородного металла, что разум человеческий не мог смириться с мыслью, что корысти ради копать нельзя. Тогдашние власти, издавая грозные постановления, на деле сами потворствовали гробокопателям – смотрели на их деятельность сквозь пальцы, поскольку солидная доля сокровищ оседала и в их карманах. Всё это привело к тому, что уже к середине XVIII века практически все курганы разграбили. Более того, в поисках сокровищ артели кладоискателей углублялись всё дальше на юг, в степь, где часто сталкивались с воинственными ордами киргиз-кайсаков и калмыков.
Что же касается практики скупки могильного золота, то многие полицейские и гражданские чины нелегально его приобретали – вплоть до конца XIX века. Некоторые даже сами брали в руки лопаты и шли «на дело». Так, известен факт: в 1853 году судебный заседатель Туринского округа лично вскрыл старинный курган с серебряными вещами. Ходят слухи, что и сегодня, если очень постараться, то на бескрайних сибирских просторах можно отыскать немало ценного – правда, так легко, как прежде, оно теперь в руки людям не даётся.
Атаманово золото
С Сибирью связано немало легенд о кладах. До сих пор никто не может отыскать золото Ермака, который, согласно некоторым историческим источникам, укрыл несколько кладов. Первый – в 1581 году, после победы над татарами, одержанной у берегов Туры и Тобола. Якобы тогда Ермак завладел такой добычей, что всё увезти не смог. Вот и зарыл большую часть где-то в тех краях… До сих пор найти не могут. Другой клад связан уже с последним его походом – из Искера вверх по Иртышу. Здесь, около Бегишевского озера, Ермак получил «множество богатства», которое, чтобы уберечь, приказал закопать в землю. Как известно, из того похода он и большинство его соратников не вернулись. О судьбе клада тоже ничего не известно – будто и вовсе сгинул, оставив о себе лишь устное воспоминание.
К слову, Ермаку приписывают ещё несколько кладов: один якобы схоронен в пещере под известной скалой Ермак-камень, два других «Ермаковских городища» будто бы спрятаны на реке Серебрянке, при впадении в неё ручья Кокуй, и на реке Тагил, при устье речки Медведки. У кого есть желание – может рискнуть поискать.
Россия. Новочеркасск. Памятник Ермаку. Фото: Виктор Погонцев/ТАСС
Очень много преданий связано с золотом противника Ермака – хана Кучюма. В основном «сокровища Кучюма» ищут на месте бывшей столицы Сибири – Искера. Ям тут понакопано – не счесть. Говорят, были и не напрасные поиски. На городище Искера долгое время существовал провал, который, скорее всего, в более ранние времена был колодцем. Согласно молве, в этом «подземном ходе» укрыта часть сокровищ Кучюма. Из поколения в поколение местные жители передают друг другу, что этот провал когда-то был выложен плитами, но в конце XIX века его, мол, разобрали крестьяне на печи, «да видно, зарок был у татар наложен: все перемерли, которые плиты-то взяли… Не приведи Бог и богатство его (Кучюма) искать».
Еще кучюмовы сокровища ищут в старых городищах в окрестностях Тобольска, но самая большая часть находится якобы на реке Кучу-Мында – непосредственно в могиле хана. Здесь вроде бы были насыпаны три кургана – один большой и два, по бокам, поменьше. В среднем, как полагают, покоится сам Кучюм, а в боковых – его сокровища.
Ищут в Сибири и так называемое «золото калмыков». По преданию, укрыто оно на реке Калжир. Где-то в обрывистой скале в пещере и притаилась «калмыцкая поклажа». Клад схоронен в то время, когда калмыки скрывались в русские пределы от преследований китайского вассала – джунгарского князя. Место, где лежит клад, называется «кайма» – то есть «поклажа». Отсюда и название.
Золото империи на дне?
Ещё одна нераскрытая тайна – сокровища русских царей, припрятанные Колчаком. Правда, есть мнение, что никакого колчаковского клада вовсе и не было, потому что его вывезли в свое время мелкими партиями каппелевцы и белочехи. Ходят слухи, что бывшие чешские легионеры именно на деньги царской казны основали пражский «Легия-банк». Миф об адмиральском золоте усиленно поддерживали белоэмигрантские круги, чтобы получить от западных покровителей кредиты «на борьбу с большевиками». Каких только леденящих кровь историй не рассказывалось. Например, такая…
13 ноября 1919 года адмирал Александр Васильевич Колчак отступил из Омска в направлении Восточной Сибири. За ним потянулась длинная вереница беженцев – более миллиона тех, кто опасался зверств большевиков больше, чем ужасов скитаний жестокой зимой. В их числе шли и 500 тыс. солдат – отступавшая армия Колчака. Именно она охраняла бронепоезд из двадцати восьми вагонов, перевозивший 500 тонн золота императорской казны. Это было то самое золото, которое в 1916 году, опасаясь вторжения в столицу немецких солдат, император Николай II приказал перевезти из Санкт-Петербургского монетного двора в Москву. Тогда эту операцию удалось провести успешно, но Москву уже лихорадили революционные настроения. Поэтому оставлять золотой запас России в «логове революционеров» показалось опасно. Эшелон отправили на Урал – в глубинку, куда ещё революционные страсти не дошли. Это золото и досталось в «наследство» адмиралу Колчаку, который, будучи верен солдатскому долгу, всеми силами пытался его сохранить.
Колчаковский обоз двигался вдоль Транссибирской железной дороги, преодолевая в условиях сурового мороза не более тридцати километров в сутки. Через три месяца этого «крестного» пути, полного непередаваемых мучений, обоз добрался до Байкала. До пересечения маньчжурской границы, означавшего конец мучениям, оставалось совсем немного.
Колчак Александр Васильевич, адмирал царского флота, один из лидеров белогвардейской контрреволюции. Расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета 7 февраля 1920 года. Фото: фонд Государственного архива кинофотофонодокументов. Репродукция ТАСС
Иркутские железнодорожники приказы Колчака активно саботировали, не осталось ничего другого, как снять золото с поезда и попытаться переправить его через Байкал санным путем – благо толщина льда была от двух до четырех метров.
Однако 24-километровый переход через Байкал с тяжелой ношей в условиях снежной бури оказался непосильной задачей. Ослеплённые вьюгой, обмороженные, до костей продрогшие люди остановились. Армия Колчака застыла вокруг своего сокровища. Ни крика, ни стона… Подобно механизму, исчерпавшему ресурс. Снег всех укрыл, как саваном, а поминки справляла только торжествующая лютая зима.
В начале мая Байкал растаял, и от людей, и от золота не осталось и следа.
Клад с золотыми украшения эпохи железного века. Фото: Joe Giddens/ТАСС
В Сибири, кстати, ищут и золото Великого Чингисхана – по крайней мере официально могилу тирана-завоевателя так и не нашли. Как и клад Иваницкого, и ещё множество кладов купцов и купчишек… Правда, иногда весьма ценные находки случались совершенно случайно.
Например, такая история случилась 28 июня 1893 года в деревне Терехово Тарского округа. В тот день Акулина Полынская, спускаясь с горки близ деревни, заметила на склоне торчащий из земли глиняный черепок. Потянула его, прямо как репку, а земля вокруг возьми да поддайся. Вот и вытащила тетка вместе с черепком множество серебряных вещиц: несколько десятков мелких серебряных «бухарских» монет, две серебряные чаши, два серебряных ковша с рельефными изображениями зверей, крупные слитки серебра – тоже… два.
Похоже, ещё не все сокровища выкопали бугровщики.
Россия. Московская область. Участник фестиваля кладоискателей в Серпухове. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Истории о сибирских кладах – и крупных, и малых – можно рассказывать бесконечно. Всегда находятся любители загадок и приключений, готовые их искать.
Огромные и загадочные территории по ту сторону Уральского хребта по сей день будоражат сердца археологов и кладоискателей. Да, речь о Южной Сибири. Эта область России располагается неподалеку от границ с Казахстаном и Монголией.
За многие годы исследований, эта земля остается изученной не до конца. Никто не может сказать точно, сколько кладов сокрыто на Юге Сибири. Однако определенные выводы можно сделать, опираясь на уже найденные сокровища.
Погребальные курганы, ставшие наследием времен скифов и сарматов, клады, оставленные после сражений за присоединение территорий к России, красивые истории и таинственные мифы – все это ждет искателей приключений в Сибири.
Содержание
- Найденные клады Сибири
- Священная атрибутика
- Накладки на поясные ремни
- Акинак, “отражающий” мир
- Легенды о кладах и сокровищах Сибири
- Клад Кучума
- Самый загадочный и труднодоступный клад
- Фантастический клад
- Истинно томский клад
- Роскошный клад Колчака
- Заключение
Найденные клады Сибири
Древние схроны наиболее интересны не только кладоискателям, но и в первую очередь археологам. Курганы несут в себе ценную информацию о людях прошлого, их быте, жизни и смерти. Самые “старые” клады ученые относят к эре мезолита и к периоду раннего железа. Один из наиболее популярных и крупных кладов найден в 70-х годах прошлого века Семёном Алексеевичем Фефеловым – работником Июсского совхоза. “Сундук сокровищ” был обнаружен совершенно случайно, во время пахоты поля, расположенного в тридцати километрах от поселка Июс. Изначально внимание рабочего привлек кусок белоснежной бересты, на том месте, где только что прошел плуг. Осмотрев место, Семён Алексеевич и его сын Владимир вытащили из земли бронзовый котёл. Он набитый десятками разнообразных предметов, среди которых и несколько металлических пластин с причудливыми орнаментами.
Найденный клад отнесен к периоду искусства тагарской эпохи – VIII-III вв. до н. э.. Для археологов это стало, хоть и не неожиданным, но настоящим праздником. Дело в том, что ученые давно знают, что большая область горы Сарат (входящая в своеобразный природный регион “Сундуки”), богата множеством древних памятников: от могильников и наскальных рисунков до поминальных камней. В восточной части горы, на окраине, располагается одно из самых известных астро-святилищ, которое старожилы называют “Саратский сундук”.
В этой местности было обнаружено множество высокогорных святилищ и скальные храмы. Из чего исследователи сделали вывод, что в V-I вв. до н. э. здесь находился крупный культово-религиозный центр северной Хакасии, относящийся ко времени заката тагарской эпохи.
Давайте заглянем внутрь июсского клада и рассмотрим две самые значимые находки.
Священная атрибутика
Абсолютно уникальная по разнообразию и сохранности. Более ранние находки, частично разрушенные временем, вызывали у исследователей предположения о том, что ажурные бронзовые пластины были ничем иным, как бляхами от поясных ремней. Долгое время считалось, что хозяева этих атрибутов относились к определенному, вероятно, высшему сословию древнего общества.
Июсский клад, в том числе благодаря прекрасно сохранившимся в нем кожаным ремням, помог ученым понять, что пластины были частью священного одеяния жрецов того времени. Подобные изделия выполнялись в виде подвесок или пришивались непосредственно к одежде. Цели и функции бляшек были отнюдь не только в том, чтобы выполнять роль “пуговиц”. Они несли огромную смысловую нагрузку. Они олицетворяли образы и даже голоса священных духов, изображения небесных светил, в частности – Луны, то “погибающей”, то “возрождающейся” вновь.
Если подходить к вопросу дотошно, то находка из Июсса – не клад. По сути, это комплект вещей, принадлежащих умершему жрецу. Эта атрибутика предназначалась для совершения священных обрядов. По предположениям археологов, они совершались недалеко от храмовых святилищ, открытых как раз в районе поселка Июс.
Среди найденных предметов, помимо прочего, был жезл с навершием в виде образа горного козла. Вероятно, жрец носивший такую атрибутику принадлежал в высшему сословию последователей древнего культа. По поверьям, такой посох, как по взмаху волшебной палочки, мог переносить своего “хозяина” в недоступные для непосвященных места. Человек мог оказаться обиталище светлых духов, в чертоги голубых небес и даже в царство мертвых.
Накладки на поясные ремни
Отдельного внимания заслуживают удивительные и уникальные предметы с изображениями… драконов! Обычно образ этого мифического существа ассоциируется с Китаем. Но, как оказалось, на территории Южной Сибири еще в первом тысячелетии до нашей эры, был сформирован оригинальный взгляд на него. Причем, с китайскими традициями это не связано никак!
Доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский провел исследования изображений драконов. Ученый сделал выводы об оригинальном происхождении этих образов на землях Южной Сибири времен раннего железного века.
“Драконий” декор размещался на металлических поясных пряжках многих эпох. Однако именно в Июсской находке их было больше всего. Фигура легендарного существа выполняла роль оберега и была призвана защищать своего обладателя от бед и опасностей.
Акинак, “отражающий” мир
Этот бронзовый кинжал, найденный среди вещей жреца, является одним из наиболее значимых среди прочих предметов июсского сокровища. Место соединения рукояти и клинка (перекрестье) виртуозно выполнено в форме объемных протом. Это слово происходит от греческого protome и означает, буквально, “передняя часть животного”. На данном акинаке изображена голова кабана, а на его рукояти две объемные фигуры пантер.
Примечательно, что декор на кинжале выполнен таким образом, что для правильного визуального восприятия его нужно разместить острием вверх. Такая особенность изображений на оружии времен скифов встречается достаточно редко.
Отдельного внимания заслуживает блестящее мастерство древнего мастера. Длина рукояти клинка, изображения фигур зверей и навершие идеально соотносятся с “золотым сечением”.
Помимо описанного выше акинака, на территории юго-западной Сибири было найдено всего три подобных клинка, ставших культовыми:
1. Случайно обнаруженный недалеко от села Каменка, ныне хранится в коллекции И.А. Лопатина, собранной в конце XIX века.
2. По неизвестным причинам оказавшийся в составе Бурбинского клада, найденного в 1958 году. В настоящее время кинжал является экспонатом Томского областного краеведческого музея.
3. Также неожиданно обнаруженный акинак из Минусинской котловины. Впоследствии был выкуплен Н. П. Макаровым для краеведческого музея Красноярска.
Исследователи предполагают, что все четыре находки тесно связаны с древними культами, распространенными на южных территориях Западной Сибири в эпоху раннего железа. Подобные выводы сделаны на основании письменных и археологических фактов времен скифов.
Например, для скифо-сибирского мира, в частности, индо-иранской мифологии, характерно расположение ритуальных комплексов на самых высоких возвышенностях. Это объясняется олицетворением связи древних народов с Мировой горой. Июсский и чепошский клинки как раз-таки были найдены неподалеку от горных возвышенностей – образов мироздания.
В связи с тем, что “клады” на территории Южной Сибири формировались последовательно и в течение продолжительного периода, их детальное исследование в хронологическом порядке дает ученым уникальную информацию.
Так, археологам удалось выяснить часть истории, связанной с духовной и материальной культурой народов, проживающих на этих землях во времена скифов и гунно-сарматов.
Если говорить конкретно о Июсской находке – это настоящее сокровище для археологов и дело здесь абсолютно не в материальной стороне. Настоящее чудо, что котел обнаружил А. Фефелов, а не “черные копатели”. Это сыграло огромную роль в том, что ученые получили для исследования всю коллекцию, вплоть до последней бусинки, а не разворованные на сувениры остатки.
Легенды о кладах и сокровищах Сибири
Мечты о сказочных сокровищах и горах золота тысячелетиями не дают спокойно спать искателям приключений и кладоискателям. Многие из возможных кладов обросли легендами и уходят корнями в древность. Какие-то появились относительно недавно. Рассмотрим самые популярные.
Клад Кучума
Клад Кучума, последнего сибирского хана – один из старейших и самых желанных сокровищ. По преданию, боясь приближающейся армии Ермака, Кучум надежно похоронил свои бесчисленные богатства.
Существует несколько предполагаемых мест расположения клада, начиная от древней столицы Сибири Искер до мифического островка Золотой Рог. Местные легенды гласят: “На острове, среди болот, под землей располагается замок Кучума, где заболевший хан доживал свои последние часы. Врата в подземелье охраняет волшебный конь, наповал сражающий ударом копыта всех недостойных, осмелившихся приблизиться к нему.” Сам хан Кучум, говорят, погребен там же, среди своих сокровищ. Он, в прямом смысле, забрал свои богатства с собой в могилу.
Также, кучумов клад неоднократно пытались отыскать в древних городищах неподалеку от Тобольска. По слухам, самая большая часть богатств находится на реке Кучу-Мында – очередном предполагаемом месте захоронения хана. Предполагается, что там были три насыпи: большая и две по бокам поменьше. Считалось, что в середине находится могила самого Кучума, а по бокам – богатства.
Самый загадочный и труднодоступный клад
Многие годы на Алтае ведутся поиски так называемого атаманского клада. По слухам принадлежал командиру партизанского отряда Александру Кайгородову. Во времена Гражданской войны, он сражался против красных и погиб в 1922 году.
Местные жители поговаривают, что атаман уходил от армии красных в Солоновку – село в Алтайском крае. Путь его лежал через деревню, недалеко от Урочища Щёки, в которую, по легенде, он заехал с поклажей. А покинул ее налегке. Для жителей поселения он был вроде местного героя. Поэтому как ни старались позже красноармейцы “разговорить” местных, никто так ничего и не выдал.
По другой версии, Кайгородов спрятал свои ценные вещи и оружие в труднодоступной пещере. Вход в нее был затруднен как сверху, так и снизу, начинаясь вертикально, под откосом. Способ, который использовался солдатами атамана, тоже покрыт тайной. Считается, что для того, чтобы добраться до входа, бойцы Кайгородова шашками рубили овец и “примораживали” части мяса с шерстью к поверхности скалы. При помощи таких “ступенек”, которые были сбиты при спуске, и был спрятан клад.
До сих пор доподлинно неизвестно, существует ли вообще атаманский клад. Учитывая, что оружейные схроны времен гражданской войны находят до сих пор во всевозможных местах Алтая, такой вариант исключать нельзя.
Фантастический клад
Много лет по Томску ходят легенды о спрятанных в окрестностях города золоте, некогда принадлежащего самому Александру Македонскому. По слухам, великий полководец и завоеватель во времена своих походов дошел не только до Томска, но и дальше по Енисею вплоть до Северного ледовитого океана.
По преданиям, Александр Великий спрятал свой клад в Грасионе – древнем пещерном городе, на месте которого нынче и стоит Томск. Однако, никаких историографических подтверждений тому, что армия Македонского когда-либо бывала в Сибири, к сожалению нет.
Истинно томский клад
Помимо слухов о сокровищах Александра, жителям Томска известно еще множество легенд. Говорят, что места захоронения кладов находятся в подвалах и подземных ходах, где некогда прятали свои ценности купцы и налетчики.
Еще одно предание гласит, что купец Иннокентий Гадалов, аккурат после революции замуровал свои несметные богатства в стенах принадлежащего ему мануфактурного магазин.а Несмотря на многочисленные допросы служащих купца и его самого, этот клад так и не найден по сей день. Следы Гадалова теряются в Красноярске. Туда в начале 20-х годов прошлого столетия он перебрался вместе с семьей, после того, как большевики отобрали у него все имущество.
Роскошный клад Колчака
По мнению ряда исследователей, сокровища адмирала Колчака являются самым крупным в мире кладом. Такой вывод неудивителен: под его контролем находилась внушительная часть золота Российской Империи.
Господин Г. К. Гинс, управляющий делами совета министров правительства А. В. Колчака, обозначил следующие подконтрольные адмиралу цифры: 43000 пудов золота и 30000 пудов серебра. В пересчете на сегодняшние меры веса, это 688 тонн и 480 тонн, соответственно. На часть этих средств было закуплено оружие, еще часть – вывезена за границу. Некая сумма из резерва была захвачена чехословаками и отдана большевикам в качестве гарантии беспрепятственного выхода с территории России.
Что стало с остальным золотом и серебром неизвестно по сей день. Это богатства и ищут сотни кладоискателей со всей страны. По информации из архивов сокровища были разделены на три части:
1. Клад Колчака под Красноярском, спрятанный в склепе разваленной церкви. Последний свидетель, присутствующий при захоронении, погиб в 1960 году. Он был застрелен, при попытке перейти советско-турецкие границы.
2. Тобольский клад Колчака, отправленный в свое время на пароходе “Пермяк” и закопанный в окрестностях Сургута. Было организовано несколько поисковых экспедиций, пока безрезультатных.
3. Клад Колчака на станции Тайга, состоящий из двадцати шести ящиков золота, сгруженных с поезда и закопанных на лесной полянке. Кстати, в 1941 году чекисты активно искали этот схрон. К счастью или сожалению – безуспешно.
Клад адмирала Колчака ищут не только в указанных местах, по и по всей территории Сибири – от Иркутска и Тобольска до всей Томской области. Особенно интересны для искателей сокровищ места, где проходила когда-то белая армия.
Заключение
Истории о сокровищах, спрятанных на территории Сибири, еще долго будут волновать кладоискателей и ученых. Какие-то богатства – не более, чем миф, какие-то вполне реальны. Многие годы исследователи уже получили уникальные свидетельства невероятного быта древних жрецов, узнали особенности быта племен железного века.
Никто не может точно сказать, где именно можно найти клады, принадлежащие великим полководцам, представителям старинных культов и простым жителям былых эпох. Однако точно ясно одно: эта земля хранит еще множество секретов. Их хватит не на одно поколение археологов и искателей приключений.
«Вечерний Омск» выяснил, можно ли разбогатеть на поиске сокровищ.
Электрик Рустам Абдуллин в свободное от работы время изучает историю Сибири, ведет блог и ищет клады. О своем необычном увлечении омич рассказал нашему изданию.
В России больше всего «земляных банков» в мире
— Сначала просто смотрел видео в интернете, — рассказывает Рустам «Вечернему Омску». — И у моих родителей было несколько старых монет. Лежали в банке на полке. Я их достал. Среди них оказался полтинник 1924 года. Не такая уж старая монета. Но она наполовину серебряная. И я понял: раз такие монеты есть у меня, значит, они где-то еще могли храниться.
— Решили попробовать искать их?
— Да. Я занимаюсь кладоискательством шесть лет, из них три года — профессионально. Сначала металлоискатель у меня был довольно простой и дешевый. Я его купил за 19 тысяч рублей. Походил один сезон. Понял, что этого недостаточно для поиска. Ты можешь найти какое-то железо. Но это неинтересно. Интересно искать и находить клады.
Приобрел прибор подороже, получше. И начал заниматься вплотную поиском, изучая местность, — в основном по гугл-картам. По ним очень хорошо видно, где раньше были поселения. Ну и езжу постоянно.
— Есть данные, что больше всего кладов в мире спрятано не где-то пиратами на Карибских островах, а в России. Как обстоит дело в Сибири?
— Я начал вдаваться в историю нашего региона и понял, что у нас очень много кладов до сих пор не найдены. Если была какая-то деревня, то в ней должен быть как минимум один клад. Ведь раньше банков не было, и людям надо было где-то хранить деньги. Их держали в сундучках.
А те, кто побогаче, старались их где-то закапывать. Такие «земляные банки» размещали в приметных местах или поближе к себе — на чердаке, в подвале. Или рядом с домом – допустим, в углу сарая.
В период становления Советского Союза людей раскулачивали, вывозили. И они просто не возвращались домой — их или расстреливали, или отправляли в лагеря. И спрятанные ими клады оставались на месте, о них больше никто не знал.
Фото: pastvu.com / М.И.Фрумгарц
Клады раскулаченных
— Вы уже находили золото-бриллианты?
— Лично мне пока еще не удавалось найти такой клад. Но я знаю с 99% вероятности местоположение накоплений одних раскулаченных. Главу семьи увели за болото и расстреляли. А его жена, если не ошибаюсь, была родственницей купчихи Шаниной. Они бежали из Омска. Часть семьи — дети — уехали, если не ошибаюсь, в Китай. Последний след самой Шаниной обрывается в Москве.
— То есть у нас в Омске где-то есть клад купчихи Шаниной?
— Скорее всего. Кроме того, у нее же были родственники. Вот этот купец. Он жил на Сибирском тракте, который идет в сторону Тары, в деревне. Ее уже нет давно. И там рядом с его домом или где-нибудь на перекрестке, опушке леса — на приметном месте, скорее всего, тоже зарыт клад.
— Что мешает его найти?
— Каждый раз, когда я туда приезжаю, что-то меня останавливает: или застреваю на дороге, или резко меняется погода — и мне приходится уезжать.
— Как обстоит юридическая сторона вопросов при поиске кладов?
— Прежде чем куда-нибудь выехать, я смотрю карту реестра земель. Проверяю, чтобы данный участок не находился в частной собственности, а принадлежал государству. Соответственно, я могу туда спокойно въехать, и меня не прогонят.
Если я нахожу клад на этой земле, то делю его с государством 50% на 50%. Если это частная собственность, то договориться тоже можно. Государству я отдаю 50% и по 25% мне и собственнику земли.
Закладные монеты и загадочный шар
— Где можно найти клад?
— Практически везде. Если есть деревня, которая стоит наполовину опустевшая и вы видите там старые заброшенные дома, можете взять с собой небольшой ручной металлоискатель и просто вдоль стен поводить. Были так называемые закладные монеты. Их прятали, как правило, в оконных рамах, углах дома.
— Что самое необычное находили?
— Шар черного цвета с узорами. В диаметре он где-то 5 см. Когда находишь предмет, прибор выдает определенный диапазон, сигнал. Вы видите цифры и можете понять, какой это предмет — медный, серебряный, золотой или просто железный. Этот шар подавал цветной сигнал на металлоискателе, колеблющийся от меди до серебра.
Я, честно говоря, так и не выяснил, что это за шар. Но вещь интересная. Помыл его — на нем есть какие-то рисунки. Предполагаю, это что-то из советского времени. Он покрыт эмалью и слишком идеальной формы для ручной работы.
«Не люблю и не ищу оружие»
— Собираете ли какие-то трофеи времен войны?
— Военные предметы я не ищу. Я не люблю оружие . Очень часто попадаются патроны, гильзы. Один раз испугался. Торчит что-то острое. Думаю: «Доставать или нет? Вдруг снаряд?!» Оказалось, кусок наковальни.
Ну а так, для всех патронов, которые я нахожу, делаю ямку и обратно их закапываю. Это уголовная статья, поэтому они мне не нужны.
— Какими бывают клады?
— Совершенно разными. Есть самые простые: сверток, а в нем обычные церковные крестики. Это тоже считается кладом. И это тоже интересно.
А есть клады монет. Золотых в Омской области очень мало. В большинстве случаев находят серебряные и медные. За один выезд можно найти одну монету, а можно 20-30.
Все, что глубже в историю, соответственно, и лежит глубже. Нужны приборы мощнее. Я находил монету с Александром II.
Вот была деревня, ее распахали. Там ничего нет. Лежат кирпичики, все перемешано — советские находки с более ранними. Этот слой своего рода суп, в котором есть алюминий, железо. Они ржавеют, дают более цветные сигналы. И это перекрывает тот самый главный слой, в котором лежат клады. Со слабым прибором пробиться через него практически невозможно.
— Какими металлоискателями пользуетесь?
— У меня два прибора, которые относятся к профессиональным, и один прибор для начинающих. Я его специально купил в прошлом году. Когда стану стареньким, буду на пенсии собирать с ним металл. Он очень хорошо его находит.
Есть и более дорогие. У меня «Эквинокс-600». Это профессиональный прибор средней ценовой категории. Он отлично находит монеты и может искать клады. И следующий прибор уже полностью профессиональный. Это «Деус-2». Он находит монеты и клады на большей глубине – порядка 20-25 см. Он пробивает слой вот этого супа на поверхности.
Но независимо от того, насколько это дорогой металлоискатель, его возможности ограничены. Максимальная глубина, на которой вы можете зацепить горшок с монетами, – это 45-50 см. Больше невозможно.
— Какие металлоискатели существуют?
— Есть средний сегмент. Это приборы от 50 000 до 70 000 рублей. Профессиональный сегмент до 150 000 рублей. Потом идут приборы для подводного поиска кладов, такие как «Экскалибур». Они с полным погружением. Можно искать в море, океане — где угодно. И последние — металлоискатели от 250 000 рублей. Они предназначены для тех, кто профессионально занимается поиском золотых самородков, песка и жил.
Редкая монета стоит на аукционе миллионы
— Что самое ценное находили?
— Деньгу времен Павла I. Это медная монета. Она была практически на поверхности, глубине буквально на 4-5 см. Я был удивлен — можно сказать, под травой.
Это была ходовая монета, полкопейки. Но ценность ее в другом. Их выпускал наш Сузунский монетный двор. В те времена их было два: наш сибирский — Сузунский и Екатерининский монетный двор в Санкт-Петербурге.
Сибирские монеты очень редкие. Их тираж был совсем небольшим, поэтому в определенном состоянии они стоят от 8000 рублей. Есть монеты не обязательно очень старые, но ценные. Например 2 копейки 1927 года. Она производилась на Московском монетном дворе.
Когда эта советская монета появляется на аукционе, начинается ажиотаж. Суммы могут доходить до миллионов. Все потому, что она очень редкая, достать практически невозможно. Но у нас ее найти можно — я вам это точно говорю, находил.
«Важно видеть невидимые объекты на распаханном поле»
— У вас есть система поиска кладов?
— Конечно, нужно знать, где конкретно раскапывать. Представьте, вы открываете гугл-карту самую простую и переключаете в режим «слои», вид со спутника. Например, где-нибудь рядом с Омском есть место, где расположено несколько деревень: справа сверху одна, слева сверху вторая и, допустим, снизу слева и справа еще две. А посередине такое пустое пятно. И вот там как раз могли находиться малые деревни, которых больше нет.
На распаханном поле можно видеть невидимые объекты. Остаются белые пятна в виде домовых ямок. Вы смотрите: в линеечку стоят вот эти белые пятнышки. И понимаете, что на этом месте находились какие-то строения. Перед тем как дом строится, копается погреб, ставится фундамент.
Поле распахивается ровно, углубления нет. Но белое пятно остается — потому что слой почвы долгое время был закрыт от солнечных лучей. Плюс там еще керамика, кирпичики. Печка стояла посреди дома, нагревала землю. Земля меняла свою структуру. Соответственно — остается пятно. И вот такие метки надо обследовать.
«Больше всего кладов на севере»
— В какой части Омской области больше всего кладов?
— Чаще всего клады встречаются на севере Омской области. Дело в том, что основание нашего региона началось от Тобольска. Дальше Тюкалинск — и пошли сибирские тракты. Один — на Тару, второй — на Омск. И только в 1886 году был открыт тракт за Омском, в сторону Калачинска. Сейчас мы ездим по нему в сторону Татарска. Это уже более поздний тракт. Да, там встречаются интересные находки. Но все старинные — на севере. Как раз вдоль трактов все поселения начинались именно с севера. Основные постройки были там.
— Есть клад, который вы мечтаете найти?
— Колчаковский клад. Чисто теоретически, он есть. И между прочим, где-то в районе Калачинска. Где и как он спрятан, непонятно. Но есть очень много интересных статей и рассказов людей. Когда в Калачинск пришли колчаковцы, они же там несколько дней стояли. Вместе с вагоном с золотом. После этого эшелон снова двинулся. Дальше часть войск Колчака направилась через Горьковское в сторону Тары, часть — на Омск.
С момента после Калачинска по поводу золота Колчака больше ничего не известно.
Этот клад нельзя найти прямо вот целиком. Я склонен думать, что его унесли частями. Какая-то часть была закопана, что-то уносили офицеры в чемоданах. Они провели в Калачинске и достаточно большое количество времени.
— Что мешает найти золото Колчака в таком случае?
— Возможности и время. У нас большая часть Сибири — это болотистые места. В том числе — и возле Калачинска. А в болоте найти что-то невозможно, проще самому пропасть.
— В городе что-то ищете?
— Я езжу только по селам. Это связано с тем, что Омск является по большей части памятником культурного и архитектурного наследия. А поиски в таких местах — это уже уголовная статья.
— Сейчас в Москве после реновации набирает популярность поиск в расселенных «хрущевках». Там действительно находят что-то ценное?
— Мне более интересен приборный поиск. А так, конечно, в старых домах можно найти достаточно ценные вещи. Например, стоимость елочных игрушек доходит до миллиона рублей.
— По статистике кладоискатели уступают по численности только рыбакам и охотникам. В нашем регионе оно пока еще редкость?
— В Омской области около 5000 кладоискателей. Это не редкое увлечение.
«Если вы думаете, что разбогаете, то ничего не найдете»
— Есть популярные места у кладоискателей?
— Ребята ищут клады в основном по распаханным полям.
Например, плуг зацепляет кладовую яму в течение нескольких лет. Монеты рассыпаются по всему полю. Но у клада всегда остается ядро. Это место, где он лежит. Если кладоискатель идет по полю и находит монету, он делает метку на этом месте. Идя дальше, находит еще две-три монеты. Оставляет метки, смотрит, в каком направлении распахивалось поле. Когда несколько меток выстраиваются, можно определить ядро. А вот найти его сложнее всего, потому что оно находится глубже и не всякий прибор может его зацепить. Как я уже сказал, верхний слой «супа» не всегда дает возможность увидеть ядро.
Ребята рассказывали мне об одном месте, несколько раз туда приезжали. Нашли по точкам монеты приблизительно. Знают, где находится ядро, но так его пока и не нашли. Участок очень большой. Это не сотка земли, а может быть квадрат 500 на 500 метров. Физически даже 2-3 человека пройти и точно найти место не могут. Учитывая отсутствие мощных приборов, это еще сложнее.
— Вы работаете один? Проводите ли экскурсии или какие-то выезды по заказу?
— Я ищу сам. Иногда ребята спрашивают, можно ли поехать со мной. Да, я беру некоторых людей. У меня есть товарищ, его зовут Георгий, он начинающий. Выехал со мной два раза. Понял, что это его. И в этом году он приобрел себе мощный профессиональный прибор. И в этом году он уже будет ходить с «Эквиноксом-800».
— Не боитесь воспитать себе конкурентов?
— Нет. Если ты не умеешь читать карты, не можешь видеть невидимые объекты и понимать, где была деревня, то сложность увеличивается в несколько раз. Один выезд человеку без опыта почти ничего не даст.
Я беру один раз на общий выезд. На место, о котором все знают. Там не один десяток кладоискателей побывал. Практически все найдено. Это просто распаханное поле, чтобы потренироваться.
Но даже на этих местах можно что-то найти. Как у нас говорят: «Выбитых мест не бывает».
Бывало даже так, что ребята приезжали и ничего не находили. Я следом за ними проходил и собирал монеты. Те же 20 копеек 1924 года. Это довольно-таки хорошая, приятная находка. Попадаются медные монеты. Все зависит от навыка и от прибора.
— Как мы с вами выяснили, кладоискательство – увлечение не из дешевых. Это хотя бы в какой-то мере окупается?
— Нет. Это хобби. Если думаете: «Вот возьму прибор и разбогатею», вы ничего не найдете. Должен быть энтузиазм. Вы — как первопроходец, как пират. Я могу ничего не найти. Зато получу массу удовольствия. И это окупает затраты.
***
Какие древние клады можно найти в Южной Сибири?
Сибирь – громадные территории России за Уральским хребтом. Юг Сибири, как вы можете догадаться, расположен поблизости от границы с Казахстаном и Монголией. Это не до конца исследованная в археологическом плане местность, поэтому давайте разберемся, какие древние клады здесь могут встречаться. Конечно же, выводы следует делать на основе сокровищ, откопанных ранее.
На обширных территориях от Енисея до Верхней Оби обнаружены десятки кладов, среди них Июсский, Косогольский, Знаменский, Ново-Обинцевский, клад у Черной речки в окрестностях Томска. Наиболее древние из кладов, обнаруженных в Южной Сибири, относятся к эпохе мезолита, однако большая часть их приходится на эпоху металлов, особенно на период раннего железного века.
Июсский клад
Открытия обычно делает тот, кто способен увидеть необычное в привычном и повседневном. Июсский клад был обнаружен в 1970-х годах Семеном Фефеловым, рабочим Июсского совхоза в Хакасии, при обработке поля возле озера Сарат.
Поле это, расположенное в 30 км от поселка Июс, распахивалось в течение уже многих лет. И когда лемех плуга, который тянул за собой идущий впереди «Кировец», вывернул нечто громоздкое и металлическое, то Фефелов вначале не обратил на это внимания. Но потом бросились в глаза клочья ослепительно белой бересты на черной земле. «Кировец» остановился рядом со странной находкой, и Семен вытянул из земли бронзовый котел. В нем оказались более сотни разнообразных артефактов, часть кожаной сумки и что-то похожее на остатки берестяного туеска, кусочки которого и рассыпал по кромке вспаханного поля плуг…
Найденный клад, состоящий из многочисленных бронзовых предметов искусства так называемой тагарской эпохи (VII-III вв. до н. э.), – находка неслучайная. Вся округа горы Сарат насыщена большим количеством разнообразных находок, ведь именно здесь размещалось одно из самых известных святилищ, названное местным населением Саратский Сундук. Историки отмечают, что данную местность стоит рассматривать как крупнейший культово-религиозный центр севера Хакасии времен финала тагарской эпохи (V-I вв. до н. э.).
Ну а теперь о составе Июсского клада. Строго говоря, это комплект вещей умершего жреца, предназначенных для священнодействий. Например, жезл с навершием в виде фигуры горного козла свидетельствует о том, что жрец с берегов Июса мог принадлежать к одной из самых высших категорий служителей древних культов. Считалось, что такой священный посох-жезл мог при желании переносить его владельца, как по мановению волшебной палочки, в места, доступные лишь избранным, — в глубины бездонного голубого неба, обитель светлых духов, и в мир мертвых — в мрачные бездны преисподней.
Одним из наиболее значимых предметов в Июсском кладе является бронзовый кинжал – акинак. Его перекрестье выполнено в виде объемных кабаньих голов, а навершие рукояти – в виде больших кошачьих хищников (барс или тигр). Общий зооморфный декор на кинжале выполнен таким образом, что для его обозрения и восприятия клинок должен быть расположен острием вверх. Эта особенность достаточно редка для колющего оружия скифского времени. Чаще всего в кинжалах, декорированных в скифо-сибирском зверином стиле, украшение рукояти воспринимается в правильном положении лишь при расположении кинжала в ножнах на поясе, то есть клинком вниз.
Образ кошачьего хищника, явно соотносимый в представлениях древних племен с так называемым Нижним миром, задает вполне определенную смысловую нагрузку расположению головы кабана. Этот персонаж, стилистически и физиологически сочетающий в себе признаки плотоядного и копытного, является своеобразным посредником между Нижним и Верхним мирами. Структура оформления июсского кинжала вполне соответствует такой логике. Не исключено, что Верхний небесный мир олицетворяло главное в оружии – клинок, его устремленное вверх треугольное лезвие.
Кстати, косвенное подтверждение этому можно найти у древнегреческого историка Геродота. В описаниях скифских святилищ северного Причерноморья, сделанных Геродотом, читаем: «В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в три стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка, три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда до полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Аресу».
Кстати, находки подобных акинаков очень редки. Всего лишь два подобных клинка хранятся в Томском областном краеведческом музее и Красноярском краеведческом музее.
Ну и еще одной из находок Июсского клада стоит признать ажурные пластины из бронзы. Эти изделия художественного литья довольно часто находились ранее. Исследователи обычно ограничивались предположениями, что владельцы поясов с такими накладками занимали в древнем обществе высокое социальное положение.
Однако специфический подбор подобных предметов в Июсском кладе, соединенных с помощью превосходно сохранившихся кожаных ремешков, не оставляет сомнений в том, что они представляют собой металлические детали священного одеяния первобытного жреца.
Так же, как и разного рода металлические предметы на сибирских шаманских костюмах, они несли, прежде всего, смысловую нагрузку. Пластины олицетворяли образы (а при ударах между собой — и голоса) духов, а также лики небесных светил, и, в первую очередь, — переменчивой, то умирающей, то воскресающей луны.
Вот так благодаря исследованиям предметов из клада было сделано несколько важных открытий. Более того, открытие на берегах Июса позволило проникнуть в святая святых, что обычно остается тайной за семью печатями, в духовный мир древнего человека с его удивительными представлениями о вселенной и о себе самом.
Продолжение следует…
П. Макаров, по исследованиям В.Е. Ларичева, А.П. Бородовского