Классицизм — художественный стиль в европейской культуре периода XVII-XIX веков.
Появление классицизма как направления в искусстве относят к XVII веку. Он сформировался во Франции на волне возрастания критики абсолютизма под влиянием идей Просвещения и философии рационализма Рене Декарта, который возводил человеческую личность в статус высшей ценности бытия.
Основным конфликтом в рамках классицизма стал конфликт страсти и разума, где именно разум всегда должен выходить победителем. Образы лишены индивидуальных черт, они отражают устойчивые социальные и духовные характеристики, не являющиеся уникальными для какого-либо конкретного времени. Целью классицизма является построение лучшего общества.
Что касается пионеров классицизма в рамках различных литературных направлений, то традиционно выделяют следующих представителей:
Франсуа Малерб, поэзия. Будучи одним из ключевых лиц французской поэзии того времени, Малерб не стал основателем поэтической школы. Однако его вклад в развитие французского языка и поэзии велик: он провел реформу языка и стиха. Первая подразумевала очищение французского языка от греческих и латинских заимствований, архаизмов, провинциализмов и ориентацию на речь широких слоев населения Парижа, то есть отказ и от региональных диалектов. Для поэтического языка он выдвинул три требования: чистота (отказ от внедрения всех подряд слов), ясность (у каждого слова должно быть строгое значение) и точность (нужно писать так, чтобы язык нельзя было не понять).
Пьер Корнель, Жан-Батист Расин, драматургия. Стали основателями французской национальной трагедии как литературного жанра, строили свои произведения на основе конфликта между общественным долгом и личными страстями.
Жан де Лафонтент, басня.
Никола Буало-Депрео, сатира.
Жан Батист Мольер (Поклен), комедия.
В России классицизм начал развиваться после реформ Петра I. М.В. Ломоносов адаптировал правила французской поэтики к русскому языку и выдвинул теорию «трех штилей», различающую высокий, средний и низкий стили в литературе. Особенностью русского классицизма является большая распространенность жанров, требующих от автора оценки действительности: комедия, сатира, басня, ода.
Основные черты
Одним из основных принципов классицизма является обращение к античному искусству как источнику вдохновения. Античная философия и поэзия провозглашались идеалом эстетики, а Аристотель и Гораций стали основными ориентирами. Кроме того, на основе античной драматургии было разработано правило триединства (Аристотелевы единства) — жесткие ограничения, отклонения от которых не допускалось в классицизме.
Этими единствами являются:
Единство действия — должен быть один четко выделенный главный сюжет, в то время как второстепенные сводятся к минимуму.
Единство места — на протяжении всего произведения действия должны происходить в одном месте.
Единство времени — события произведения должны произойти за одни сутки.
При этом стоит отметить, что сам Аристотель в трактате «Поэтика» обязательным считал только единство действия; единство времени было просто распространено в драматургии той эпохи, а про единство места речи вообще не идет.
В классицизме также сложилась строгая иерархия жанров и образов. Жанры подразделяются на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). У каждого из жанров есть свои характерные особенности, смешение которых не допускается каноном. Что касается образов, то в классицистических произведениях всегда есть строго положительный и строго отрицательный персонаж, они олицетворяют, соответственно, один порок и одну добродетель и являются носителями одного человеческого качества. При этом действия положительных персонажей всегда подчинены разуму, в то время как отрицательных — страстям и эмоциям.
Несмотря на использование классицизмом античности как эталона, целью его было воспитание в людях положительных качеств, прежде всего, чувства долга. В этой связи классицисты обнажали пороки общества через образы, близкие широким массам, передавали с их помощью переживания и страсти обычных людей. Таким образом авторы добивались более глубокого восприятия их произведений и действительно могли рассчитывать на изменения в порочной природе человека.
Особенности
Сатира
Одной из особенностей классицизма (особенно характерной для России) является развитие сатирического направления.
Сатира — форма обличительной поэзии, где целью критики была не человеческая личность, а ее пороки.
В этой связи образы не обладали индивидуальностью, а представляли собой некие архетипы, наиболее характерные для целевой аудитории. Кроме того, сатирики считали своей задачей просвещение и нравоучение, поэтому, чтобы добиться большего эффекта, изобличали пороки, используя приемы сарказма и иронии.
Национальные образы
Несмотря на ориентацию на античное искусство, классицистические авторы использовали национальные образы. Это связано с тем, что произведения должны быть близки широким массам, отражать местный колорит, а в героях люди должны узнавать себя и своих соседей. Именно так авторы достигали своих целей: указывая на недостатки одних, они подталкивали остальных не повторять ошибок, а следовать чувству долга и голосу разума.
Патриотический пафос
Идеал писателей-классицистов — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями злонравия и тирании. Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу. Стремительное развитие идея патриотизма получила в русском классицизме после Отечественной войны 1812 года.
Ода
В рамках классицизма ода как жанр высокой торжественной поэзии получила особое развитие, так как в то время в искусстве было провозглашено торжество общих интересов над личными. Поэтому ода отвечала задачам эпохи лучше, чем любой другой жанр. Массовый интерес могли вызвать лишь те переживания автора, в которых отражались события глобального масштаба.
Ода является жанром строгой формы и строится из трех частей: «приступа» (представления темы), рассуждения (развитие темы с помощью образов) и краткого, но эмоционально сильного заключения.
Жанры в классицизме
Жанры в классицизме делятся на высокие и низкие.
К высоким жанрам относятся:
трагедия;
ода;
дифирамб;
героическая поэма.
К низким жанрам относятся:
комедия;
сатира;
эпиграмма;
авантюрный роман;
бурлескная пародийная поэма;
басня.
Примеры произведений
Примеры известных писателей классицизма и их произведения:
Пьер Корнель. Трагедии «Сид», «Гораций», «Полиевкт».
Вольтер. Трагедии «Эдип», «Брут», «Заира», «Цезарь» и другие, эпопея «Генриада».
М.В. Ломоносов. Оды «На взятие Хатина», «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны».
Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке. Основоположник классицизма является Буало, в частности его произведение «Поэтическое искусство» (1674 г). Буало основывался на принципах гармонии и соразмерности частей, логической стройности и лаконизма композиции, простоты сюжета, ясности языка. Франции особого развития достигли «Низкие» жанры – басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало). Расцвет классицизма в мировой литературе послужили трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, проза Ларошфуко. В эпоху просвещения с классицизмом связанно творчество Вольтера, Лессинга, Гёте и Шиллера.
Важнейшие черты классицизма:
1. Обращение к образам и формам античного искусства.
2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:
1. «Высокие» жанры – трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина.
2. «Низкие» жанры – комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам)
В России классицизм зародился в первой половине XVIII. Первым писателем, который использовал классицизм, был Антиох Кантемир. В русской литературе классицизм представлен трагедиями Сумарокова и Княжнина, комедиями Фонвизина, поэзией Кантемира, Ломоносова, Державина. С критикой «правил» классицизма выступили Пушкин, Грибоедов, Белинский.
История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:
1. Литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность – интенсивный процесс “обмирщения” (то есть замена литературы религиозной литературой светской – 1689-1725 года) – предпосылки возникновения классицизма.
2. 1730-1750 года – эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
3. 1760-1770 года – дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4. Последняя четверть века – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций
a. Направление, развитие, склонность, стремление.
b. Замысел, идея изложения, изображения.
Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.
Классицизм — это направление, главной особенностью которого является естественное стремление человека к целостности, гармонии, красоте, идеалу. В области литературы это проявилось в полной мере, раскрыв миру плеяду новых имён и бессмертных произведений. Время возникновения данного направления в Европе – XVII век. Место рождения классицизма – Франция.
История возникновения
Определённые исторические условия породили этот жанр. Когда в Европе господствовал абсолютизм, была полная идеология власти, человек тогда считался лишь рабом государства и главной целью его жизни должно было быть служение своей стране, гражданское мышление, готовность исполнить свой гражданский долг. Поэтому в произведениях классицизма главное внимание уделялось конфликту между разумом и чувствами, долгом и своими личными интересами. Здесь нет психологической углубленности в характерах персонажей, поскольку в то время никому не было дела до того, что чувствует обычный человек. Более того, в данном направлении в большей степени сложилось так, что отрицательными героями становятся те, кто живёт чувствами, а положительными – кто руководствуется рациональностью и умом, благодаря чему побеждают первых. Таким образом вырисовывался тот идеал, к которому должен был стремиться каждый человек. Главной опорой, на которой возник классицизм, была философская концепция Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Этими словами утверждалось, что всем правит разум, рационализм, осмысленность.
Особенности классицизма
Правило триединства:
1. Единство действия – сфокусирована главная мысль, идея, на которой строится сюжет, именно ему автор уделяет главное внимание, а второ
Замысел, идея изложения, изображения.
Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.
Классицизм — это направление, главной особенностью которого является естественное стремление человека к целостности, гармонии, красоте, идеалу. В области литературы это проявилось в полной мере, раскрыв миру плеяду новых имён и бессмертных произведений. Время возникновения данного направления в Европе – XVII век. Место рождения классицизма – Франция.
История возникновения
Определённые исторические условия породили этот жанр. Когда в Европе господствовал абсолютизм, была полная идеология власти, человек тогда считался лишь рабом государства и главной целью его жизни должно было быть служение своей стране, гражданское мышление, готовность исполнить свой гражданский долг. Поэтому в произведениях классицизма главное внимание уделялось конфликту между разумом и чувствами, долгом и своими личными интересами. Здесь нет психологической углубленности в характерах персонажей, поскольку в то время никому не было дела до того, что чувствует обычный человек. Более того, в данном направлении в большей степени сложилось так, что отрицательными героями становятся те, кто живёт чувствами, а положительными – кто руководствуется рациональностью и умом, благодаря чему побеждают первых. Таким образом вырисовывался тот идеал, к которому должен был стремиться каждый человек. Главной опорой, на которой возник классицизм, была философская концепция Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Этими словами утверждалось, что всем правит разум, рационализм, осмысленность.
Особенности классицизма
Правило триединства:
1. Единство действия – сфокусирована главная мысль, идея, на которой строится сюжет, именно ему автор уделяет главное внимание, а второстепенных сюжетных линий должно быть как можно меньше.
2. Единство места – всё действие происходит в одном конкретном месте, не выходя за его пределы.
3. Единство времени – ограничитель по времени действия – сутки.
Иерархия жанров:
Высокие жанры: ода, трагедия, эпопея; Низкие жанры: комедия, басня, сатира. Смешивать жанры не разрешалось.
– Античное искусство – это основа, источник вдохновения для классицизма, поэтому все античные идеалы воплощаются в этом новом направлении.
– Главная цель классицизма – воспитание нравственных чувств долга и ответственности.
– Главный конфликт в произведениях классицизма – борьба между чувствами и разумом.
– Преобладание государственных интересов над личными: воспитание гражданских чувств, патриотизма.
– Возвышение разума и рациональности.
– Чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, часто каждый персонаж являлся воплощением какого-либо определённого качества: порока либо добродетели (мужества, жадности и т.д.).
Таким образом, характер не получал развития, а герои не были наделены какими-либо индивидуальными чертами. Они воплощали конкретные образы, которые служили бы ориентиром для читателей.
– Жанр определяет форму и тему.
– Гармония, логичность, чистота языка, строгость, конкретика.
Представители классицизма в мировой литературе
Ж.-Б. Мольер «Мещанин по дворянстве», «Мизантроп», «Скупой» (Франция)
Ж. Расин «Андромаха», «Митридат» (Франция)
И.В. Гёте «Эгмонт» (Германия)
П. Корнель «Гораций», «Сид»
Дж. Аддисон – трагедия «Катон» (Англия)
Классицизм в русской литературе
В России данное направление появилось лишь спустя 100 лет после его возникновения в Европе. Это было связано в первую очередь с преобразованиями Петра 1, с тем, что он «прорубил окно в Европу», привнеся огромный вклад не только в промышленность, экономику и политику, но и в культуру.
Первый период До этого момента основные книги, которые мог тогда прочитать русский человек, были исключительно религиозного, церковного содержания. Классицизм же предполагал светскую литературу, поднимавшую социальные темы и проблемы. Первыми произведениями этого направления стали работы зарубежных авторов в переводе. Но вскоре в России появились свои представители классицизма, и ими стали А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Благодаря этим авторам активно развивались жанры сатиры и оды.
Второй период – 1730-1770-е гг. Это самый яркий этап развития классицизма в России. Тогда главным его представителем стал М.В. Ломоносов, стремившийся развивать родной язык и отечественную литературу, желающий чётко разделить её на светскую и духовную.
Третий период – конец XVIII века. Это время А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина. Они являются последними представителями классицизма в России. И даже они уже начинают нарушать строгие правила, что явно говорило о кризисе направления.
Особенности классицизма в отечественной литературе
Основной конфликт – между разными социальными классами (аристократия и буржуазия) Классицизм в России процветал в период просвещённого абсолютизма, поэтому быстро стал очень популярным жанром. Патриотизм, чувство долга перед отечеством – всё это закладывалось в основу произведений данного направления. Авторы славили своё государство, его прошлое, его богатую историю. Если у европейцев в основе была античная культура, то в России её аналогом стала собственная история. Особое внимание уделяется сатирической направленности, развиваются такие жанры, как комедия, басня, где высмеивались пороки и утверждалась добродетель. Воспитание в читателе нравственных чувств, установка моральных правил, гуманность, доброта. Традиционный сюжет состоял из 3 главных героев – участников любовного треугольника.
Представители классицизма в отечественной литературе
М.В. Ломоносов – «Ода на день вошествия…»
Д.И. Фонвизин – комедия «Недоросль»
Г.Р. Державин – «Памятник»
В.К. Тредиаковский – «Тилемахида»
Тексты для презентации по литературе на тему «Классицизм в русской культуре», 9 класс
Классицизм в русской культуре
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) в самом первом приближении — это стиль, ориентирующийся на художественное наследие античной Греции и Рима как на образец для подражания или источник вдохновения.
Для классицизма в России свойственны ясность и четкость линий, рациональность, соразмерность и уравновешенность, проявляющиеся в различных видах искусства.
В Древней Греции в V-IV вв. до н. э. после победы греков над персами наступает эпоха невиданного расцвета культуры, которая породила шедевры, считающиеся до сих пор непревзойденными, классическими. Именно этой древнегреческой классике подражали позже в Древнем Риме, а потом и в Италии эпохи Возрождения.
В центре античного искусства – образ гармоничного, красивого, сильного человека, совершающего подвиги или побеждающего в спортивных состязаниях. Даже боги античного мира антропоморфны (человекоподобны), они изображались в виде прекрасных и могущественных мужчин и женщин.
Особенно ярко проявились эти идеалы античности в скульптуре. У древних греков эталоном красоты стало атлетическое, пропорционально сложенное тело. При этом каноны красоты греческие художники представляли, основываясь на математически выверенном соотношении пропорций тела и лица.
Большинство древнегреческих статуй не сохранилось. Они дошли до нас в римских копиях, которые часто не передают всего совершенства оригинала. Древние римляне в отличие от греческих скульпторов, изображавших отвлеченный идеал красоты, стремились передавать портретное сходство, доходившее до натурализма.
В Россию классицизм пришел во второй половине XVIII века и получил дальнейшее развитие в первой половине XIX столетия. Этот художественный стиль расцветал на почве идей Просвещения.
Идеалы патриотизма и общественной пользы черпались в эпохе древнегреческой классики. Провозглашение Екатериной II правления в духе просвещенного абсолютизма придало мощный импульс развитию классицизма в русской культуре.
В эпоху Екатерины II рост могущества Российской империи сопровождался масштабным строительством дворцов, усадеб и общественно значимых зданий. Античные эстетические идеалы торжественной строгости в архитектуре зримо воплощали возросший престиж России.
После победы в Отечественной войне 1812 в архитектуру России была привнесена эстетика позднего классицизма – ампира. Ампир (от фр. style Empire — «стиль империи») зародился во Франции в период правления императора Наполеона I.
Художественные средства ампира тяготели к образцам императорского Рима, Древнего Египта и отличались большей пышностью и парадностью. Сооружения в духе ампира призваны были подчеркнуть военную мощь Российской империи и увековечить ее триумф. Ампир оставался ведущим стилем в архитектуре до 1830—1840 гг.
Русская живопись эпохи классицизма не проявлялась в «чистом виде», смешиваясь с другими стилями того времени. Наиболее зримо классицизм проявился в историческом жанре живописи, а среди художников, работавших в этом жанре, можно выделить имена А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, И. А. Акимова. А.П.Лосенко.
На картинах этих художников мы видим характерные для живописи классицизма героические сюжеты, весьма неестественные позы и патетические жесты персонажей. В композициях картин отчетливо просматривается искусственность и надуманность. Г.И.Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря.
Полотна выглядят как фрагменты театральных постановок. Однако в те годы, когда создавались эти произведения, такой весьма условный художественный язык считался нормой и вызывал одобрение у публики.
Определение и черты литературного классицизма
Расшифровать термин можно как «распространённое направление в литературе 17–19 веков, впервые появившееся во французской культуре».
Классицизм носит воспитательный характер. Так, в произведениях описываются герои, достойные подражания. Как правило, они сильны духом и готовы бороться с трудностями, имеют хорошо слаженный ум и следуют нравственности и морали. Такие люди пропагандировались как патриоты, достойные своей страны и воспитанного общества. В таких сочинениях читатели находили ответы на некоторые вопросы и учились жить. Поэтому классицизм иногда называют «учебником жизни».
Направление обладает четко фиксированными чертами, которые обязательны к соблюдению в произведении. Если взять любое классическое сочинение, в нём без труда можно заметить:
- приверженность античности и искусству того времени;
- деление героев на группы;
- наличие любовного треугольника между персонажами, причём выступает в нём одна женщина и два мужчины;
- добро одерживает победу над злом;
- соблюдение принципа трёх единств.
Жанровое деление
Жанры принято делить на три категории:
- высокие – ода, эпопея и трагедия;
- средние – элегия и драма;
- низкие – сатира, комедия и басня.
Они во многом отличаются по тому, какая лексика используется для повествования. Так, в низких присутствуют просторечия, в то время, как в высоких это недопустимо. Средние же допускают смешение и просторечий, и церковных слов.
Смешение жанров между собой в классицизме является недопустимым.
Деление персонажей
Герои делятся на две группы, промежуточных состояний между ними нет. Либо персонаж отрицателен и имеет какой-либо порок, либо положителен и достоин подражания. Каждый участник событий является олицетворением только одного качества или черты, выделенного наиболее ярко.
В литературном классицизме положительный персонаж всегда выбирает сторону разума. Чувства присутствуют, но не имеют такой степени влияния. В финале произведения герои нравственные одерживают победу в конфликте, антагонисты терпят крах.
Широко распространено использование говорящих фамилий, способных многое сказать об их носителях.
Принцип трех единств
Заключается в соединении времени, места и действия. Временной промежуток описываемых событий – не более суток. В в центре сюжета только один конфликт, который обязательно будет решён.
Проблематика
Разум всегда борется с чувственной составляющей. Но исход в их борьбе известен заранее, победа остаётся за логикой и разумом. Чувства остаются на заднем плане, если появляются гражданские обязанности.
Наиболее часто поднимаемые проблемы – общественные и гражданские, патриотические. Долг и честь среди них появляются регулярно.
Классицизм в русской литературе
До русских писателей направление дошло только в первом пятидесятилетии 18 века. Как известно, Россия развивалась с небольшим отставанием по сравнению с Европейскими странами.
Первым писателем, применившим направление, стал Антиох Кантемир. Его перу принадлежат сатиры (например, «К своему уму», «Сатир и Периерг», «О различии страстей человеческих»), которые стали широко известны.
Классицизм в русской литературе можно разделить на несколько этапов его развития:
- предпосылки к проникновению, уход от религиозных сочинений и переход к светской – примерно с 1690 по 1725 годы;
- создание жанра в русской трактовке – с 1730 по 1750;
- наиболее яркий расцвет классицизма – с 1760 по 1770;
- начало кризиса направления, усиление реализма в произведениях – 1775–1800 гг.
Главными представителями являются:
- А. Сумароков – «Пустая ссора», «Опекун», «Нарцисс»;
- М. Ломоносов – «Ода на прибытие… Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации», «Ода на день рождения… Елисаветы Петровны… 1746 года»;
- Г. Державин – «Фелица», «Водопад»;
- Д. Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».
Классицизм в зарубежной литературе
Человеком, который дал начало классицизму, считается Н. Буало и его рукопись «Поэтическое искусство», появившаяся на свет в 1674 году.
Другие яркие представители:
- Ж. Лафонтен – «Мор зверей»;
- И. Гёте – «Письма для поощрения гуманности»;
- П. Корнель – «Сид», «Гораций»;
- Ф. Шиллер – «Письма об эстетическом воспитании человека»;
- Мольер – «Скупой», «Дон Жуан»;
- Г. Лессинг – «Мисс Сара Сампсон», «Гамбургская драматургия».
Tata
Оракул
(51908)
11 лет назад
Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств» , соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным.
2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) .
3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире”
4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться») .
5.Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
Евгений Челышефф
Ученик
(238)
4 года назад
Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств» , соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным.
2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) .
3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире”
4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться») .
5.Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
Сеня певцов
Ученик
(206)
4 года назад
Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств» , соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным.
2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) .
3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире”
4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться») .
5.Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
Някута
Знаток
(306)
4 года назад
Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств» , соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным.
2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) .
3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире”
4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться») .
5.Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
Филиал МОУ – СОШ с.Лебедевка в с.Ямское
Знаток
(412)
4 года назад
1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным.
2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) .
3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире”
4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться») .
5.Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
Дарья Борзова
Профи
(639)
4 года назад
1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени, но нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический.
2. Герои комедии делятся на отрицательных и положительных
3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями.
4. Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая
Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной»
5.Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются очень важные вопросы
андрей
Знаток
(277)
3 года назад
Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств» , соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным.
2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) .
3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире”
4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться») .
5.Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
костя лоскутов
Ученик
(248)
7 месяцев назад
лассицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств» , соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
1. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но Фонвизин нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным.
2. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) .
3. Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительная. Отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире”
4. Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться») .
5.Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
Особенности классицизма в литературе
Содержание:
- Понятие классицизма
- Основные черты
-
Особенности
- Сатира
- Национальные образы
- Патриотический пафос
- Ода
- Жанры в классицизме
- Примеры произведений
Понятие классицизма
Классицизм — художественный стиль в европейской культуре периода XVII-XIX веков.
Появление классицизма как направления в искусстве относят к XVII веку. Он сформировался во Франции на волне возрастания критики абсолютизма под влиянием идей Просвещения и философии рационализма Рене Декарта, который возводил человеческую личность в статус высшей ценности бытия.
Основным конфликтом в рамках классицизма стал конфликт страсти и разума, где именно разум всегда должен выходить победителем. Образы лишены индивидуальных черт, они отражают устойчивые социальные и духовные характеристики, не являющиеся уникальными для какого-либо конкретного времени. Целью классицизма является построение лучшего общества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Что касается пионеров классицизма в рамках различных литературных направлений, то традиционно выделяют следующих представителей:
- Франсуа Малерб, поэзия. Будучи одним из ключевых лиц французской поэзии того времени, Малерб не стал основателем поэтической школы. Однако его вклад в развитие французского языка и поэзии велик: он провел реформу языка и стиха. Первая подразумевала очищение французского языка от греческих и латинских заимствований, архаизмов, провинциализмов и ориентацию на речь широких слоев населения Парижа, то есть отказ и от региональных диалектов. Для поэтического языка он выдвинул три требования: чистота (отказ от внедрения всех подряд слов), ясность (у каждого слова должно быть строгое значение) и точность (нужно писать так, чтобы язык нельзя было не понять).
- Пьер Корнель, Жан-Батист Расин, драматургия. Стали основателями французской национальной трагедии как литературного жанра, строили свои произведения на основе конфликта между общественным долгом и личными страстями.
- Жан де Лафонтент, басня.
- Никола Буало-Депрео, сатира.
- Жан Батист Мольер (Поклен), комедия.
В России классицизм начал развиваться после реформ Петра I. М.В. Ломоносов адаптировал правила французской поэтики к русскому языку и выдвинул теорию «трех штилей», различающую высокий, средний и низкий стили в литературе. Особенностью русского классицизма является большая распространенность жанров, требующих от автора оценки действительности: комедия, сатира, басня, ода.
Основные черты
Одним из основных принципов классицизма является обращение к античному искусству как источнику вдохновения. Античная философия и поэзия провозглашались идеалом эстетики, а Аристотель и Гораций стали основными ориентирами. Кроме того, на основе античной драматургии было разработано правило триединства (Аристотелевы единства) — жесткие ограничения, отклонения от которых не допускалось в классицизме. Этими единствами являются:
- Единство действия — должен быть один четко выделенный главный сюжет, в то время как второстепенные сводятся к минимуму.
- Единство места — на протяжении всего произведения действия должны происходить в одном месте.
- Единство времени — события произведения должны произойти за одни сутки.
При этом стоит отметить, что сам Аристотель в трактате «Поэтика» обязательным считал только единство действия; единство времени было просто распространено в драматургии той эпохи, а про единство места речи вообще не идет.
В классицизме также сложилась строгая иерархия жанров и образов. Жанры подразделяются на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). У каждого из жанров есть свои характерные особенности, смешение которых не допускается каноном. Что касается образов, то в классицистических произведениях всегда есть строго положительный и строго отрицательный персонаж, они олицетворяют, соответственно, один порок и одну добродетель и являются носителями одного человеческого качества. При этом действия положительных персонажей всегда подчинены разуму, в то время как отрицательных — страстям и эмоциям.
Несмотря на использование классицизмом античности как эталона, целью его было воспитание в людях положительных качеств, прежде всего, чувства долга. В этой связи классицисты обнажали пороки общества через образы, близкие широким массам, передавали с их помощью переживания и страсти обычных людей. Таким образом авторы добивались более глубокого восприятия их произведений и действительно могли рассчитывать на изменения в порочной природе человека.
Особенности
Сатира
Одной из особенностей классицизма (особенно характерной для России) является развитие сатирического направления.
Сатира — форма обличительной поэзии, где целью критики была не человеческая личность, а ее пороки.
В этой связи образы не обладали индивидуальностью, а представляли собой некие архетипы, наиболее характерные для целевой аудитории. Кроме того, сатирики считали своей задачей просвещение и нравоучение, поэтому, чтобы добиться большего эффекта, изобличали пороки, используя приемы сарказма и иронии.
Национальные образы
Несмотря на ориентацию на античное искусство, классицистические авторы использовали национальные образы. Это связано с тем, что произведения должны быть близки широким массам, отражать местный колорит, а в героях люди должны узнавать себя и своих соседей. Именно так авторы достигали своих целей: указывая на недостатки одних, они подталкивали остальных не повторять ошибок, а следовать чувству долга и голосу разума.
Патриотический пафос
Идеал писателей-классицистов — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями злонравия и тирании. Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу. Стремительное развитие идея патриотизма получила в русском классицизме после Отечественной войны 1812 года.
Ода
В рамках классицизма ода как жанр высокой торжественной поэзии получила особое развитие, так как в то время в искусстве было провозглашено торжество общих интересов над личными. Поэтому ода отвечала задачам эпохи лучше, чем любой другой жанр. Массовый интерес могли вызвать лишь те переживания автора, в которых отражались события глобального масштаба.
Ода является жанром строгой формы и строится из трех частей: «приступа» (представления темы), рассуждения (развитие темы с помощью образов) и краткого, но эмоционально сильного заключения.
Жанры в классицизме
Жанры в классицизме делятся на высокие и низкие.
К высоким жанрам относятся:
- трагедия;
- ода;
- дифирамб;
- героическая поэма.
К низким жанрам относятся:
- комедия;
- сатира;
- эпиграмма;
- авантюрный роман;
- бурлескная пародийная поэма;
- басня.
Примеры произведений
Примеры известных писателей классицизма и их произведения:
- Пьер Корнель. Трагедии «Сид», «Гораций», «Полиевкт».
- Вольтер. Трагедии «Эдип», «Брут», «Заира», «Цезарь» и другие, эпопея «Генриада».
- М.В. Ломоносов. Оды «На взятие Хатина», «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны».
КЛАССИЦИЗМ — от латинского classicus («образцовый»): в искусстве воссоздаются идеальные, образцовые формы. Ориентация на классику (античность) как эстетику совершенства форм.
В содержании — дидактизм, изображение не «того, что есть», а «того, что должно быть», в форме — строгий канон, регламентация приемов и средств для каждого жанра, разделение высоких и низких жанров. В философии — картезианство, культ разума, главенство разума над чувством. Потом — эпоха Просвещения и Великая Французская революция. Вольтер и «вольтерьянство». Это подготавливает романтизм.
Классицизм — литературное направление (течение) XVII — нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам в строгих стилистических нормативах.
Хронологические рамки классицизма: вторая половина XVII первая треть XVIII вв. (на Западе уже исчерпало себя к середине XVIII в.).
Основной исторической предпосылкой возникновения классицизма был абсолютизм, единоличное правление монарха (король, царь, император) в европейских странах, особенно во Франции, где классицизм зародился и получил своё развитие.
Единовластие требовало от каждого человека абсолютного подчинения монарху, а литература и искусство должны были этому учить. В свою очередь, правитель строго следил (регламентировал) за творчеством художников, не допуская никакого свободомыслия.
Образцом искусства было признано античное искусство, античная эстетика в лице Аристотеля и Горация, в связи с чем классицистами был выдвинут принцип «подражания природе», подразумевающий строгое соблюдение незыблемых правил, примером чему является «Поэтика» Аристотеля, на которую опирался теоретик классицизма Н.Буало в своем «Поэтическом искусстве»
Наивысшего расцвета классицизм достигает в XVII в. во французской литературе; именно тогда Н. Буало-Депрео сформулировал основные её принципы в дидактической поэме ≪Поэтическое искусство≫ (1674). В основе классицизма картезианская философия, которая выводит материальное существование из идеи (≪Я мыслю, следовательно, я существую≫). Разум интерпретируется как первичная и высшая духовная способность человека.
Картина мира в классицизме делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический.
Эмпирический уровень – это хаос разрозненных материальных предметов и явлений, над которым существуют всеобщая идея мироздания и совокупность идеальных образов материальных объектов. Подобная бинарная картина мира обусловливает такие аспекты классицизма, как концепция личности и типология конфликта.
Концепция личности в классицизме тоже двухуровневая: первый уровень ≪естественный≫ человек, часть материального, эмпирического мира; второй – ≪общественный≫ человек, часть идеального мира, руководствующийся не страстями, а разумом. Так складывается сложная и противоречивая концепция личности, т.к. ≪естественный ≫ и ≪общественный≫ человек – это один и тот же характер, находящийся в ситуации выбора.
Законы классицизма опирались на идеализацию жизни, то есть при абсолютизме все ограничено правилами, регламентом, тем, что полезно, нужно государству. Главная идея искусства – долг перед государством. Поэтому основной конфликт в произведениях – между долгом и чувством, при этом герой подчиняет личные интересы государственным, а в случае нарушения данного соотношения всегда несет наказание.
Законам разума подчинен и классицизм, называемый иногда рационалистическим; его определяющими категориями являются иерархичность и нормативность.
Литературным образцом для классицизма стала античная литература, понимаемая как наивысший эталон искусства. Одним из главных достижений античной литературы теоретики классицизма считали подражание природе. Но природа представлена как строго распланированный сад, в котором все подчинено красоте (хорошему вкусу). Классицистов не интересует правда, если она изображает безобразное. Поэтому правде они предпочитают правдоподобие.
Жанры классицизма подразделяются на три категории:
- Высокие (ода, трагедия, эпопея).
- Средние (идиллия, эклога)
- Низкие (сатира, комедия, басня).
Была установлена строгая иерархия жанров. Произведения, в которых воспевалось служение государю, относили к высоким – эпопея, героическая поэма, ода (их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники), трагедия (В России авторами трагедий на исторические темы были А.Сумароков («Дмитрий Самозванец») Я.Княжнин («Вадим Новгородский)). Произведения, где описывалась жизнь обыкновенных людей, считались низкими (комедия, басня, сатира). Блестящим создателем комедий был Д.Фонвизин, автор знаменитых комедий «Недоросль» и «Бригадир»; создателем басни в русской литературе был И.Крылов («Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Слон и Моська»).
Между высокими и низкими помещались средние жанры – проза, послание (эпистолы), научная поэзия.
Классицистическая драматургия утвердила принцип «трёх единств»: места, времени, действия, усиливая строгость поэтики. Все события в произведениях должны были проходить в одном месте, за двадцать четыре часа (сутки) и должны быть объединены действием вокруг одной интриги, определяющей события и поступки всех героев. Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» все события происходят в доме госпожи Простаковой в течение 24 часов и все главные герои (Митрофанушка, Скотинин, Милон) хотят жениться на Софье.
Образы в классицистических произведениях были лишены индивидуальных черт, так как призваны были запечатлевать устойчивые, неизменяющиеся родовые признаки (тупоумие, скупость, деспотизм и пр.). Классицистический герой не эволюционирует. Автор в классицистическом произведении предстает как высоконравственная личность, он всегда ставит перед собой дидактические цели.
Жанровые образцы, на которые ориентировались писатели-классицисты это эпопея Гомера и Вергилия, трагедия Эсхила, Софокла и др., ода Пиндара, комедия Аристофана, басня Эзопа, сатира Горация и Ювенала.
В XIX в. произведения, которые полностью или частично определяются эстетикой классицизма: анакреонтическая поэзия А. С. Пушкина и К. Н. Батюшкова, из программных — басни И. А. Крылова, «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Элементы классицизма можно найти и в более поздних произведениях («Вакхическая песня», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина, следы традиционных комедийных характеров и ситуаций в «Грозе», «Лесе» А. Н. Островского).
Своеобразие классицизма в русской литературе обусловлено целым рядом факторов:
- Во-первых, возникает почти на век позже французского, в середине XVIII в. Во французской литературе этой же эпохи классицизм сочетается с идеологией Просвещения. Русский классицизм сразу же ставит перед собой просветительские задачи, и его становление начинается с низкого жанра, социально-критического по своей природе (сатиры А.Д. Кантемира).
- Во-вторых, для русского классицизма характерен особый конфликт, принципиально отличный от конфликта западноевропейской классицистической литературы. Для русского менталитета не актуальна трагедия отказа от личного в пользу высшей надличностной силы (общество, государство), так как подобный выбор предрешен. Но ситуация выбора остается. Это актуальный в эпоху дворцовых переворотов выбор между легитимной и нелигитимной властью, а, точнее, поскольку ни один из русских монархов с момента смерти Петра I и до воцарения Павла I, не пришел к власти законным путем, конфликт между представлением о власти как о возможности реализации эгоистических страстей и представлением о власти, осуществляемой во благо подданных. Выбор между разумной и неразумной страстью сохраняется, однако конфликт становится социально-политическим. Герой не смиряет индивидуальную эгоистическую страсть ради общего блага, но защищает свой персонализм от тиранических посягательств. Как следствие, русские классицисты (главным образом, драматурги) черпали свои сюжеты не столько из античной мифологии и истории, сколько из русских летописей и отечественной истории (≪Димитрий Самозванец ≫ А.П. Сумарокова).
- В-третьих, русский классицизм, в отличие от французского или иных западноевропейских аналогов, не имел опоры на сложившуюся литературную традицию. И литературный язык, и систему стилей и жанров, и систему стихосложения нужно было создать, и, таким образом, литературная теория в русском классицизме опередила практику.
Основные нормативные акты русского классицизма: ≪Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий≫ В.К. Тредиаковского (1735) и ≪Письмо о правилах российского стихотворства ≫ М.В. Ломоносова (1739), содержащие идеи о реформе стихосложения; ≪Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)≫ А.П.Сумарокова (1748), предлагающие регламентацию жанровой системы, и ≪Предисловие о пользе книг церковных в российском языке≫ М.В.Ломоносова (1758), посвященное реформе русского литературного языка.
Наиболее репрезентативные жанры русского классицизма:
- ода (М.В. Ломоносов),
- трагедия (А.П. Сумароков),
- комедия (Д.И. Фонвизин).
Все они так или иначе рассматривают проблему власти. Типический лирический сюжет торжественной оды в классицизме (и у Ф. Малерба, и у М. Ломоносова) – прославление монарха. Однако с приходом к власти Екатерины II., легитимность которого была весьма спорной, тональность ломоносовской оды меняется: в ≪Оде торжественной Екатерине Алексеевне на ее восшествие на престол 28 дня 1762 года≫ поэт позволяет себе поучать монархиню. Сходной проблематике посвящена значительная часть трагедий русского классицизма, в том числе и ≪Димитрий Самозванец ≫ (1771) А.П. Сумарокова. Автор подчеркивает, что значение имеет не столько легитимность власти, сколько действия и поступки самого монарха (≪Когда б не царствовал в России ты злонравно, / Димитрий ты иль нет, сие народу равно≫). Проблеме власти (и злоупотребления властью) посвящена и комедия Д.И. Фонвизина ≪Недоросль≫.
Элементы просветительской идеологии в названных текстах очевидны, и это представляется характерной особенностью русского классицизма, который, при всей его нормативности, открыт для иных стилей и направлений. Впоследствии один из первых русских сентименталистов М.Н. Муравьев обратится именно к оде Ломоносова как к литературному образцу и источнику эмоционально окрашенной лексики.
На Западе — Выдающимися представителями классицизма были французские драматурги П.Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б.Мольер, баснописец Лафонтен.
В России: Главными представителя классицизма были В.Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.Сумароков, а ведущим жанром классицизма была ода, создателем которой считают римского поэта Горация (65-8 до н.э.), написавшего оду «Памятник».
Список литературы:
- Гуковский Г.А. О русском классицизме // Поэтика.
- Курилов A.C. О сущности понятия ≪классицизм≫ и характере литературно-художественного развития в эпоху классицизма // Русский и западноевропейский классицизм. Проза.
- Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра.
- Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма // Контекст
- Серман ИЗ. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира.
- Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе.
- Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы.
- Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
- Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
- О.И. Федотов. Основы теории литературы.