Как найти клавишу до на пианино

Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:

черные клавиши располагаются группами по две и по три

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

нота до находится слева от группы из двух черных клавиш

Итак, вот что мы выяснили:

  • Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
  • Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
  • Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
  • Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
  • Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
  • Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.

Какие бывают октавы на фортепиано?

Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.

Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.

первая, вторая, третья и четвертая октава на клавиатуре фортепиано

Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.

Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.

малая, большая, контроктава и субконтроктава на клавиатуре фортепиано

Для чего нужны черные клавиши?

С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.

В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).

правило: диез повышает ноту, а бемоль - понижает

ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.

И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:

диезы на клавиатуре фортепиано

Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).

Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:

бемоли на клавиатуре фортепиано

Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!

Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.

как научиться импровизировать

В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.

Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д. Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие. Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.

Белые клавиши фортепиано называются также как и 7 основных нот – до ре ми фа соль ля си. Этот «набор» клавиш повторяется по всей клавиатуре несколько раз, каждое его повторение называется октавой. Другими словами, октава – это расстояние от одной ноты «до» до следующей (можно откладывать октаву как вверх, так и вниз). Все остальные клавиши (ре ми фа соль ля си) между двумя до входят в данную октаву, помещаются внутри неё.

Где находится нота до?

Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).

нота до на клавиатуре

Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:

клавиши фортепиано

Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь. На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».

Названия октав

Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто. В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?). Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).

Смотрим ещё разок и запоминаем:

названия октав

Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:

ноты первой октавы, ноты малой октавы

Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые. Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах. Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.

Как играть диезы и бемоли?

Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных). Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька). Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.

Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).

диезы на фортепиано

Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).

бемоли на фортепиано

Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?

Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами. Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа. Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).

Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.

знаки альтерации

Небольшое заключение

Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.

Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.

Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.

Вверх

Как быстро выучить нотный ряд и научиться различать ноты на клавишах пианино?

Ин Су

5 февраля 2016  · 6,6 K

Музыкант, DJ, маркетолог, телеком-специалист  · 5 февр 2016

На самом деле это очень просто:

  1. Восходящий нотный ряд – «До», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Запоминаем этот ряд наизусть, просто зазубриваем. Аналогично зазубриваем нисходящий нотный ряд (в обратном порядке).

  2. Смотрим на клавиши пианино. Замечаем, что белые клавиши расположены непрерывно, а чёрные – с перерывами, по 2 и 3 клавиши поочередно. 

  3. Смотрим на группу из 2-х чёрных клавиш. Белая клавиша слева от левой чёрной – нота “до”.

  4. Чуть правее смотрим на группу из 3-х чёрных клавиш. Белая клавиша справа от правой чёрной – нота “си”. 

  5. Видим, что справа от ноты “си” из пункта 4 есть еще одна нота “до”. Последовательность нот от “до” до другого “до” повторяется на пианино несколько раз и называется “октавой”. 

4. Нажимаем последовательно все белые клавиши от одного “до” другого “до” слева направо – «До», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», «до». Получается красиво. Поздравляю, вы сыграли восходящую гамму в тональности “до мажор”. Радуемся. Играем в обратном порядке.

Теперь мы знаем ноты и представляем, где они расположены на клавиатуре пианино. Остаётся один вопрос – зачем нужны чёрные клавиши.

Разбираемся с чёрными клавишами:

  1. Повторяем пункт 4. Запоминаем, как звучит последовательность звуков.

  2. Находим в этой последовательности ноту “ми”, это будет третья клавиша слева. Повторяем пункт 4, но вместо этой клавиши жмём чёрную, которая слева от неё. Звучит красиво, но грустно. Поздравляю, вы сыграли восходящую гамму в тональности “до минор”. Это чёрная клавиши в разных случаях будет называться либо “ми-бемоль” (когда она заменяет клавишу “ми”), либо “ре-диез” (когда она заменяет клавишу “ре”). 

Это был один из частных случаев применения чёрных клавиш. 

Дальше можно переходить к интервалам, гармониям и гаммам в других тональностях, чтобы понять, зачем нужны остальные чёрные клавиши. Но это уже совершенно другая история.

Спойлер – такую гамму можно сыграть от любой ноты, в том числе чёрной. Но чтобы она звучала красиво и правильно, необходимо запомнить последовательность чёрных и белых нот в каждом конкретном случае (или логически понять, как эти последовательности строить).

1,1 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?

Оглавление

Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока

Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе.  Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.

Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.

Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.

Ноты и клавиши

Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!

 Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.

Расположение нот на клавишах

Расположение нот на клавишах фортепиано

Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.

Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.

Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.

Знаки альтерации

Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.

Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.

Как располагаются полутоны на фортепиано

# – диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.

Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:

знаки альтераций

Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.

Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо  от того, в какой октаве они находятся.

случайные знаки альтераций

Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный  бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.

Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.

Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.

Учимся играть гамму До – мажор и другие

Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.

Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.

 Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке  чередования тонов и полутонов. Гамма  – чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по –   разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.

Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».

Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:

До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.

Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.

При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.

Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.

обозначение пальцев при игре на фортепиано

Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:

  • 1-большой,
  • 2 – указательный,
  • 3 – средний
  • 4 – безымянный,
  • 5 – мизинец.

А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.

Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.

Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.

 В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.

Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.

 Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).

Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):

1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.

 Для левой руки аппликатура будет следующей:

5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.

Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.

Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.

Следующее занятие

мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.

Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!

Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в 
школу фортепиано в Москве

на Раушской набережной.

Записаться на занятие

Как называются клавиши фортепиано, Музыкальный класс

В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.

Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д.

Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие.

Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.

Белые клавиши фортепиано называются также как и 7 основных нот – до ре ми фа соль ля си . Этот «набор» клавиш повторяется по всей клавиатуре несколько раз, каждое его повторение называется октавой.

Другими словами, октава – это расстояние от одной ноты «до» до следующей (можно откладывать октаву как вверх, так и вниз).

Все остальные клавиши (ре ми фа соль ля си) между двумя до входят в данную октаву, помещаются внутри неё.

Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).

Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:

Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь.

На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».

Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто.

В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?).

Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).

Смотрим ещё разок и запоминаем:

Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:

Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые.

Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах.

Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.

Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных).

Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька).

Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.

Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).

Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).

Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?

Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами.

Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа.

Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).

Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.

Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.

Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.

Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.

Источник: http://rk-ekvator.ru/isskustvo-dlya-dushi/kak-nazyvayutsya-klavishi-fortepiano-muzykalnyj-klass

1 урок. Название нот на пианино

Первый вводный урок по игре на пианино. Тут мы разберем основы игры на пианино. Поехали!

Пианино — то же самое, что и рояль, фортепиано. Конечно, различия есть, но об этом мы не будем. Мы будем подразумевать под пианино все клавишные инструменты, будь то синтезатор, midi-клавиатура и т. д. Ведь нам нужны только клавиши для уроков.

То, что будет написано с пометкой «Важно», Вы запоминайте, а лучше вооружитесь блокнотом и записывайте, потому что запомнить все это сразу очень трудно.

Клавиши на пианино

Вот так выглядят клавиши на пианино:

Клавиши пианино (Рис. 1)

Если у Вас под рукой есть пианино или синтезатор (если нет, воспользуйтесь онлайн пианино pianoplays.

com), посмотрите на него: самая левая клавиша на рисунке из всех — соответствует самой левой клавише на рисунке (рис. 1). Это нота «До». Сосчитайте 7 белых клавиш слева направо на своем пианино.

С восьмой (белой) клавиши идет повторение, опять нота «До». Здесь уже началась следующая октава…

Таким образом, восьмая клавиша — До — будет концом одной октавы и началом другой. Подробнее об октавах мы говорим в уроке Октавы на пианино Эти октавы отличаются только высотой звука. Октавы, что левей — басовые, тяжелые. А чем правей октавы или клавиши — тем звук становится тоньше.
Пока что все понятно? Если нет, читайте дальше, и Вам станет немного понятнее.

Название нот на пианино

Посмотрите на рисунок:

Название нот на пианино (Рис. 2)

Здесь перечислены 7 чистых нот.

Ноты на пианино (Вид. 1)

Теперь мы с Вами знаем названия нот на пианино. Вы уже можете чуть-чуть погордиться собой

Источник: https://muzykantam.net/pianino/nazvanie-not-na-pianino.php

Клавиатура фортепиано. Октавы. Названия нот

Как выглядит клавиатура фортепиано

Начнем обучение со знакомства с инструментом, на котором Вы будете учиться играть. Клавиатура фортепиано состоит из белых и черных клавиш. Их количество может варьироваться в зависимости от инструмента. На моем пианино 88 клавиш – 52 белых и 36 черных.

Чтобы Вы не запутались в таком количестве клавиш и легко ориентировались на клавиатуре, посмотрим, из чего она состоит.

Октавы

Клавиатура делится на равные части – октавы. Каждая октава имеет свое название. Ограничивается октава клавишами со звуком «до». То есть от «до» начинается каждая следующая октава. На фото ниже – фотография первой октавы с подписанными названиями (от “до” до “си”). Первая октава находится по середине клавиатуры. Если у Вас акустическое пианино, то в пределах первой октавы находится замочек.

Названия октав

Каждая октава имеет свое название. Первая октава – в середине клавиатуры. Если сдвигаемся от нее направо, к более высоким звукам, за ней следуют вторая, третья и четвертая октавы. У меня еще одна клавиша «до» от пятой октавы поместилась.

Если сдвигаемся влево от первой октавы, к более низким звукам, то за ней следует малая октава, большая октава, контроктава и небольшой кусочек субконтроктавы.

На этом видео я подробно показываю расположение октав на клавиатуре фортепиано.

Высота звуков

Наверняка Вы уже пробовали нажимать клавиши на своем пианино и обратили внимание, что слева звуки более низкие, а справа – высокие. Детям на уроке музыки обычно объясняют, что слева, где низкие звуки – живут мишки, а справа, где высокие звуки – птички.

Когда упоминается, что звуки повышаются – это означает, что на клавиатуре мы сдвигаемся вправо. А если понижаются – то влево. Надо запомнить для себя: вверх – вправо, вниз – влево.

Названия клавиш

Как понятно из фото выше, названий белых клавиш всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля си. Дальше они повторяются уже в других октавах.

https://www.youtube.com/watch?v=7_8oxNaDr38

Черные клавиши своих названий не имеют. Для их наименований используют обозначения «диез» и «бемоль». Диез – означает повышение звука, бемоль – понижение.

То есть если мы говорим «до диез», мы подразумеваем соседнюю черную клавишу справа от клавиши «до». А если говорим, например, «соль бемоль», мы имеем ввиду соседнюю черную клавишу слева от клавиши «соль».

Таким образом, например, «до диез» и «ре бемоль» обозначает одну и ту же черную клавишу.

То, как правильно называть черную клавишу – с диезом или с бемолем – зависит от тональности произведения, в котором они употребляются. Об этом будем говорить позже.

Вот так графически выглядят обозначения диеза и бемоля:

Клавиши, ноты, звуки – в чем разница?

Все очень просто. Клавиши находятся на инструменте (синтезаторе, пианино, рояле). У каждой клавиши есть свое название, которое соответствует звуку и ноте. Звук – это звучание, то, что мы слышим. Нота – это графическое обозначение звука (то, что мы записываем значком).

Задание

  1. Выучить название и расположение клавиш. Как это делать? Выбираете клавишу «до» и играете ее во всех октавах. Сразу называйте название октавы, в которой играете. Потом берет «ре» и так все белые клавиши.
  2. Найти на своей клавиатуре следующие клавиши:

ля 1 октавы си бемоль 2 октавы фа большой октавы ре диез 3 октавы ми бемоль 1 октавы соль малой октавы си 2 октавы до большой октавы ре малой октавы

соль диез 4 октавы

  1. Задание на развитие музыкального слуха. Пропевать звуки белых клавиш одновременно с игрой. Берете «до» и поете его. Слушайте себя, слушайте, как звучит инструмент. Старайтесь попасть в ноту голосом. Отмечайте для себя высоту звуков относительно друг друга – выше стал звук или ниже. Для начала пойте звуки подряд – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. При выборе октавы, в какой будете петь, ориентируйтесь на свой голос. Для женщин скорее всего подойдет первая октава, для мужчин – чаще верхняя часть большой октавы и нижняя часть – малой.

Если у Вас возникли вопросы и что-то непонятно, пишите свои вопросы в комментариях к этой статье.

Источник: http://music.leruny.ru/blog/nazvaniya-not/

Ноты на фортепиано

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.

Оглавление

Клавиатура фортепиано. Белые клавиши

Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.

Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.

Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.

Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:

При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.

Интервал между любыми соседними одноименными звуками (до — до, ре — ре, ми — ми и т. д.) равен октаве.

Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.

Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм

Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.

Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон.

Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез.

Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.

С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.

Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия.

До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны.

То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.

Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту до — си-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а ми — фа-бемолем.

Интервалы между нотами

Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону.

Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши.

Таким образом, между нотами последовательности до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Буквенные обозначения нот

Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.

В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.

Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.

Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.

Деление на октавы

Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.

Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.

При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.

«Нот всего семь»

Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать.

Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез.

Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.

Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
  2. Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
  3. Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
  4. Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
  5. Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
  6. Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
  7. Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
  8. Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
  9. Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
  10. Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
  11. Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
  12. Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
  13. Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?

Успехов!

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник: https://www.mikeloginov.ru/blog/piano-notes/

Названия белых клавиш фортепиано

Белая клавиша между двумя черными — ре

Две белые клавиши справа от ре — ми,фа.

Две белые клавиши справа от фа (между трех черных) -соль, ля

Две белые клавиши справа от ля (после трех черных) — си, до.

Названия октав

Октавой называется группа звуков от до до каждого следующего до.

Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называетсяпервой.

Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава.

Размещение нот на нотоносце.

Ноты — это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ — это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

до — на первой дополнительной линии, ре — под первой линией, ми — на первой линии, фа — между первой и второй линиями, соль — на второй линии, ля — между второй и третьей линиями, си — на третьей линии.

Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Белая нота (круг) без палочки — целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой — половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой — четвертная нота

Черная нота с палочкой и хвостиком — восьмая нота.

Основное деление длительности звуков:

Целая делится на 2 половинные, половинная — на 2 четверти, четверть — на 2 восьмые

Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии — вниз.

6.Размер 2/4— это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая — слабая.

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте.

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые , четверть

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

Запись песни со словами и без слов.

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

Мажор и минор. Тоника.

Мажор и минор — наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Гамма До мажор.

Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней.

Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике.

В До мажоре тоникой является звук до.

Ступени гаммы До мажор: до-I, ре-II, ми-III, фа-IV, соль-V, ля-VI, си-VII,до-снова I

Тоническое трезвучие.

Кроме тоники (первая ступень), к опорным звукам лада относятся также третья и пятая ступени. Первая, третья и пятая ступени образуют тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие в До мажоре: до-I, ми-III, соль-V.

12. Вводные звуки — звуки, окружающие тонику (VII и II ступени).

Вводные звуки в До мажоре: си — ре.

Восходящий вводный звук в До мажоре — си.

Нисходящий вводный звук в До мажоре — ре.

Переход восходящего вводного звука в тонику: си переходит в до.

Переход нисходящего вводного звука в тонику: ре переходит в до.

Полутон и тон.

Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. Два полутона составляют целый тон.

Тоны и полутоны в гамме До мажор:

до-ре — тон, ре-ми — тон, ми-фа — полутон, фа-соль — тон, соль-ля — тон, ля-си — тон,си-до — полутон.

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 1 класса сольфеджио в До мажоре.

Диез, бемоль, бекар.

Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации, или хроматическими знаками.

Диез — знак повышения звука на полтона: #

Бемоль — знак понижения звука на полтона: b

Бекар — знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Названия черных клавиш фортепиано

Черная клавиша между до и ре — до-диез или ре-бемоль

Черная клавиша между ре и ми — ре-диез или ми-бемоль

Черная клавиша между фа и соль — фа-диез или соль-бемоль

Черная клавиша между соль и ля — соль-диез или ля-бемоль

Черная клавиша между ля и си — ля-диез или си-бемоль

Диезы или бемоли, поставленные около ключа, называются ключевыми знаками альтерации. Ключевые знаки сохраняются на протяжении всей мелодии.

Диез или бемоль, стоящие перед нотой, называются неключевыми, или случайными знаками альтерации. Случайные знаки сохраняются только в данном такте.

Тональность Соль мажор

Соль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук соль (лад с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит Соль мажор: соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, (соль).

Ключевой знак в тональности соль мажор: фа-диез.

Гамма Соль мажор и ее ступени: соль-I, ля — II, си — III, до — IV, ре — V, ми — VI, фа-диез — VII, (соль) — I.

Тоническое трезвучие в Соль мажоре: соль-I, си — III, ре — V

Вводные звуки в Соль мажоре: фа-диез — VII,ля — II

Тональность Фа мажор

Фа мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук фа (лад с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит Фа мажор: фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми, (фа).

Ключевой знак в тональности Фа мажор: си-бемоль.

Гамма Фа мажор и ее ступени: фа-I, соль- II, ля — III, си-бемоль — IV, до- V, ре — VI, ми — VII, (фа) — I.

Тоническое трезвучие в Фа мажоре: фа-I, ля — III, до — V

Вводные звуки в Фа мажоре: ми — VII, соль — II

Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую. При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

Пауза.

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза, равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза, равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза, равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза, равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

Музыкальная фраза.

Фразы — это части, на которые разделяется мелодия.

Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии — точная или с некоторыми изменениями — создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком «галка» или «запятая».

Реприза.

Репризой называется знак повторения, это две точки — выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

22. Басовый ключ — это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Соответственно расположению ноты фа на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота до большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота до малой октавы — между второй и третьей линией.

Тональность ля минор.

Ля минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Это лад, параллельный До мажору.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ля минор и ее ступени:

ля-I, си — II, до — III, ре — IV, ми — V, фа — VI, соль — VII, (ля) — I.

Тоническое трезвучие в ля миноре: ля — I, до — III, ми — V

Тональность ми минор

Ми минор —минорныйлад, в котором тоникой является звук «ми» (лад, параллельный Соль мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит ми минор: ми, фа-диез, соль, ля, си, до, ре, ми.

Ключевой знак в тональности ми минор: фа-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма ми минор и ее ступени вверх: ми — I, фа-диез — II, соль — III, ля — IV, си — V,

до — VI, ре -VII , ми — I.

Гамма ми минор и ее ступени вниз: ми -I, ре -VII, до — VI, си — V, ля — IV,соль — III,

фа-диез — II, ми — I

Тоническое трезвучие в ми миноре: ми -I, соль — III, си — V.

Тональность ре минор

Ре минор-минорныйлад, в котором тоникой является звук «ре» (лад, параллельный Фа мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит ре минор: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.

Ключевой знак в тональности ре минор: си-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма ре минор и ее ступени вверх: ре — I, ми — II, фа — III, соль — IV, ля — V,

си-бемоль — VI, до -VII , ре — I.

Гамма ре минор и ее ступени вниз: ре -I, до -VII, си-бемоль — VI, ля — V,

соль — IV,фа — III,ми — II, ре — I

Тоническое трезвучие в ре миноре: ре -I, фа — III, ля — V.

Размер 3/4

Размер 3/4 —это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4:вниз — в сторону — вверх.

Размер 3/8

Размер 3/8 —это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8:вниз — в сторону — вверх.

Затакт.

Затакт —это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты — четверть, восьмая, две восьмые.

Тональность Ре мажор

Ре мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит Ре мажор: ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре.

Ключевые знаки в тональности Ре мажор: фа-диез, до-диез.

Гамма Ре мажор и ее ступени: ре -I , ми — II, фа-диез — III, соль — IV, ля — V, си- VI, до-диез — VII, (ре) — I.

Тоническое трезвучие в Ре мажоре: ре-I, фа-диез — III, ля — V

Вводные звуки в Ре мажоре: до-диез — VII,ми — II

Лига.

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

Источник: https://infopedia.su/1×9069.html

Сколько октав на пианино

10-04-2018

Вы знаете, сколько октав у пианино и рояля? Их количество 9 штук. семь из них присутствуют на клавиатуре полностью и две частично.

Количество нот на клавиатуре соответствует количеству клавиш. У фортепиано их 88. Каждой клавише принадлежит своя нота.

Нужно заметить, что гитара имеет в 2 раза меньший звуковой диапазон, поэтому именно на рояле чаще всего играют сложные серьезные произведения музыканты на своих концертах. Так же это еще один аргумент в пользу того, что гитара любого вида будет легче в обучении, чем клавишный инструмент.

Название октав на пианино

Давайте перечислим название октав на пианино по порядку:

  • Субконтроктава (Три ноты);
  • Контроктава;
  • Большая;
  • Малая;
  • Первая;
  • Вторая;
  • Третья;
  • Четвертая;
  • Пятая; (Одна нота).

Расположение октав на пианино по порядку очень простое, они идут от субконтроктавы к пятой слева направо. Субконтроктава самая низкая по звучанию, соответственно пятая — самая высокая по звучанию.

Современные синтезаторы могут иметь меньшее количество клавиш на своей клавиатуре. По этой причине для обучения стоит покупать именно электронное фортепиано с полным набором клавиш.

Кстати, когда вы будете учиться вокалу, вам тоже понадобится инструмент с постоянным строем. Для этой цели подойдет любой средний синтезатор, так как голосом вы вряд ли сможете перебрать весь диапазон звучания настоящего фортепиано даже когда сможете петь профессионально.

Первая октава на пианино

Как вы уже заметили, первая октава на пианино вовсе не первая, а субконтроктава. Если вы собираетесь заниматься профессионально, то это важно помнить. 1 октава на пианино на самом деле по счету будет пятой.

Именно ноты центральных клавиш на фортепиано и рояле чаще всего задействуют при исполнении произведений музыканты.

Какой инструмент подойдет для обучения

Для обучения новичку идеально подойдет Casio 130. Это уже не синтезатор, а хороший инструмент с полным диапазоном звучания — 88 клавиш.

Вы сможете играть полноценные произведения и вам не придется тащить обычный акустический инструмент в свой дом.

Цифровые инструменты не занимают много места, их легко перемещать если потребуется.

Так же у Casio есть более сложные профессиональные цифровые фортепиано. Если вы хотите что-то подороже, то можно обратить свой взор на фирму Yamaha.

Помните, что в начале вы не поймете различия. Дорогие цифровые фортепиано нужны только для профессиональных музыкантов. Иногда вам хватит простого синтезатора.

Построение аккордов

Аккорды строятся из нескольких нот и бывают мажорного (веселого) и минорного (грустного) звучания.

Для начала ученик просто выучивает как строится аккорд. В процессе обучения вы поймете закономерность их построения и сможете самостоятельно построить нужный вам аккорд, если вы его забыли.

Для начала самое сложное — это научиться играть двумя руками. Как только вы освоите этот навык остальное будет получаться гораздо легче.

Чем отличается рояль

Рояль имеет горизонтально расположенные струны по которым при игре на клавиатуре бьют молоточки.

Молоточки возвращаются на место под действием силы тяжести, что позволяет получать более интересный звук если требуется играть одну ноту несколько раз подряд (Репетиционная механика).

Так как при изготовлении рояля компактность — вопрос второстепенный, звук который получается лучше всего подойдет для исполнения на больших концертных площадках.

Источник: https://shkolamuzyki.ru/statii/title/skolko-oktav-na-pianino

Клавиатура фортепиано. положение нот на клавиатуре

Вы уже познакомились с нотами и знаете, что живут они на нотном стане. Однако в музыке ноты – не самое главное! В нотах музыка всего лишь погружена в сон и ждет, чтобы ее разбудили.

Музыка живет по-настоящему не тогда, когда музыкант читает ноты, а тогда, когда она звучит, когда ее слушают.

Для ее исполнения было придумано множество инструментов: флейта, балалайка, гитара, труба, скрипка, саксофон – всех не перечислить!

Но королем всех инструментов по праву считается рояль, или фортепиано.

Название этого инструмента произошло от двух итальянских слов: форте (что в переводе означает громко) и пиано (тихо). А изобрел его итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году.

Есть у этого инструмента и струны, и педали, и клавиши. С их помощью музыканты извлекают различные звуки. Давайте поближе познакомимся с этим инструментом.

Посмотрите внимательно на клавиши Фортепиано (рояля, пианино). Их очень много – 88! Они белые и чёрные. Белые клавиши широкие и длинные. ЧЁрные — короче и уже, чем белые, и находятся чуть дальше от края, как бы на ступеньку выше.

Но самое главное – то, что все эти клавиши расположены в определенном порядке. Такое расположение называется Клавиатура.

Клавиатура – это клавиши, расположенные в определенном порядке.

На клавиатуре Фортепиано Белые клавиши чередуются с чЁрными, а звуки музыкальной лесенки выстраиваются по высоте слева направо и попадают то на белые клавиши, то на чёрные.

На левых клавишах живут низкие звуки, на правых – высокие, а на средних – средние.

У рояля много клавиш –

Сразу все не сосчитаешь!

В крайних слева бас гудит,

Будто он всегда сердит.

Справа звук высокий, тонкий,

Словно жаворонок звонкий.

У средних клавиш – голосок

Не низок, но и не высок.

Низкие звуки музыканты называют нижним регистром, высокие – верхним регистром, а средние – средним регистром.

Регистр объединяет похожие по тембру (окраске) звуки.

Теперь пора вам узнать, где на клавишах ноты искать.

Но сначала нужно по порядку их имена повторить. Не забудьте, что нот всего семь, а после «Си» снова идет нота «До».

На фортепиано эти ноты живут на белых клавишах. Каждая белая клавиша – нота. Ноты собраны в октавы.

Октава – это 7 нот от «До» до следующего «До».

В каждой октаве ровно семь нот,

Семь белых клавиш в октаве живет.

Слева направо их назови

Все по порядку: от «До» до «Си».

Вы скажите: если все семь нот живут на белых клавишах, зачем же нужны чёрные?.. Как мы уже заметили, белые клавиши чередуются с чёрными и на чёрных клавишах тоже живут звуки. Только называются они по-другому. Тайну их имен вы узнаете чуть позже. А пока постарайтесь запомнить, что чёрные клавиши важны не меньше, чем белые. Даже больше! Именно с их помощью находят ноты на белых клавишах.

Если вы внимательно посмотрите на клавиатуру, то заметите, что не всегда после белой клавиши следует чёрная. Чёрные клавиши как бы объединяются в группы по 2 и по 3 клавиши.

Слева от 2-х черных клавиш живет нота «До», а слева от 3-х черных – нота «Фа». Посмотрите, как разместились все ноты на белых клавишах.

Итак, в октаве 7 белых клавиш и 5 чёрных. Каждая следующая нота «До» — это начало новой октавы. Внешне все октавы одинаковы, но звучат они по-разному. Это зависит от регистра, в котором они находится.

На клавиатуре фортепиано 7 полных октав и каждая имеет название.

В середине, прямо по центру, находится первая октава, справа – вторая, третья и четвертая октавы, слева – малая, большая и контроктава. Есть также неполные октавы: три самые низкие ноты – это субконтроктава, а пятая октава вообще имеет только одну, самую высокую ноту.

Задание 10. Какие звуки отмечены на клавиатуре? Назовите их в указанном цифрами порядке.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 5746;

Источник: https://poznayka.org/s76970t1.html

Термины, названия частей пианино

Абкник — регулировочный винт для установки высоты подъема репетиционного рычага механики рояля.

Абстракт — деревянный стержень, подвешенный шарнирно к фигуре, соединяющий молоточковый механизм с клавишей.

Аграф — латунный винт с отверстиями в головке, фиксирующими положение струн хора.

Аксендрат — латунные прутки для изготовления осей, на которых вращаются молоточки и другие рычаги механизма.

Ауслезирование — отвод толкающего рычага-шпилера в сторону от молоточкового узла.

Ауслезерная пупка — круглая кнопка на винте, превращающая прямолинейное движение шпилера во вращательное.

Ауслезерный лейстик — линейка, в которую завинчены винты с ауслезерными пупками.

Аншлаг — части струн от линии удара молоточков до струнных штабиков.

Бачки — части корпуса, несущие клавишно- молоточковый механизм.

Бакенклетцы — бруски, заполняющие пространство между крайними

клавишами и бачками корпуса.

Бентик — гибкая ленточка, соединяющая молоточковый узел с фигурой.

Вирбель — колок для закрепления струны.

Вирбельбанк — деревянное ложе для вирбелей.

Вагебанк — опорный брусок клавиатурной рамы, на штифты которого надеваются клавиши.

Вебфильц — мягкий, протканный нитью, пружинящий войлок, наклеивающийся на шультерные выступы.

Гаммербанк — брус, на котором монтируются все детали молоточкового механизма.

Гаммерштиль — деревянная палочка, несущая на себе молоточек.

Гаммерлейстик — планка с войлочной подушкой, на которую ложатся молоточки механизма рояля. Гарнировка — отделка частей молоточковых механизмов и клавиатур суконными, войлочными и замшевыми прокладками.

Демпфер — глушитель струн.

Демпфергальтер — рычаг, держащий демпферную головку в механизме пианино.

Декатировка — уплотнение суконных и войлочных материалов.

Дреббелирование — явление дрожания молоточков, вызывающее дробные удары их по струнам.

Друк клавиатурный — глубина опускания клавиш от исходной позиции до упора в суконные друкшайбы клавиатурной рамы.

Друкклетц — шаблон для измерения глубины опускания клавиш.

Друкцанги — специальные плоскогубцы для обжатия суконных прокладок клавиш.

Друк струн — давление, создаваемое струнами на резонансную деку.

Затц — комплект однотипных деталей молоточкового механизма и клавиатуры.

Заглушка — брусок, наклеенный на резонансную деку, ограничивающий распространение звуковых волн.

Интонировка — обработка молоточковых головок с целью улучшения окраски звука.

Канитель — набивка на басовых струнах.

Капсюль — деревянная или металлическая колодочка, направляющая движение рычагов молоточковых механизмов и клавиш.

Каподастр — металлическая планка, привинчиваемая к вирбельбанку и прижимающая струны к струнному штабику.

Керн — деревянный брусочек, являющийся основой фортепианного молоточка.

Клап — откидная крышка, закрывающая клавиатуру.

Клетцы — деревянные бруски различной формы и размеров, несущие функции ограничителей и упоров.

Консоли — вертикальные фигурные стойки корпуса пианино.

Контрфенгер — тормозной башмачок на каждом молоточковом узле механизма пианино.

Креповка — регулирование проволочных деталей механизма путем изгибания.

Крепейзены — специальные регулировочные инструменты для выгибания проволочных деталей.

Крепцанги — специальные плоскогубцы для регулирования частей клавишного и молоточкового механизмов.

Контрклавиатура — набор демпферных рычагов, встроенных в корпус рояля позади клавиатуры.

Лейстики — длинные рейки и планки, ограничивающие перемещение рычагов клавишно-молоточкового механизма.

Линяя удара — совокупность точек удара фортепианных молоточков на струнах.

Ложка — металлический стерженек на заднем конце фигуры молоточкового механизма, приводящий в движение демпфер.

Механика — бытовое название фортепианного молоточкового механизма.

Модератор — устройство для приглушения звука, вдвигающего планку с полоской мягкого войлока в пространство между струнами и молотками.

Нагель — деревянный штифт для укрепления клеевых соединений.

Нахдрук — добавочный ход клавиши после вывода толкающего рычага шпиллера из-под молоточкового узла.

Обердемпфер — старая демпферная система в пианино, где все демпферные узлы, привинченные на деревянную доску, накладываются сверху на молоточковый механизм.

Панцирь — сплошная плита чугунной рамы, закрывающая вирбельбанк.

Пасовка — точная подгонка частей при сборке.

Польстер — подушка в виде длинной полосы из толстого мягкого сукна. на которую ложатся молотки или клавиши.

Педаль — система рычагов, приводимых в действие ногой исполнителя для изменения продолжительности и громкости звучания.

Пилоты — регулируемые винты, передающие движение от клавиши к фигурам механизма.

Пупка — круглая колодочка, служащая для упора или держания мелких деталей молоточковых механизмов.

Пушель — мягкий плоский войлок демпферов, заглушающий гладкие струны.

Рулейстик — планка, на которую ложатся молотки в механизме пианино.

Резонансная дека — деревянная пластина, усиливающая звучание струн.

Репетиция — устройство клавишно-молоточковых механизмов, позволяющее быстро повторять удары молотков по струнам.

Рипки — упругие деревянные бруски, наклеенные на резонансную деку для улучшения ее акустических и механических качеств.

Рихтовка — выравнивание кода молотков и других частей механизма.

Фенгер — тормозная колодочка на проволочной стойке, захватывающая фортепианный молоточек при его отходе от струн.

Форшибунг — металлический угольник, передвигающий механизм рояля при нажатии левой педали.

Фильц — высокосортный технический войлок различной плотности, из которого изготавливают молоточковые и демпферные головки.

Фигура — промежуточный горизонтальный рычаг с насаженным на ось толкателем — шпилером, передающий движение от клавиши к молоточку.

Флейка — малые суконные шайбы на опорных штифтах клавиатурной рамы.

Форбаум — брусок лицевой части корпуса рояля, закрывающий спереди чугунную раму и вирбельбанк.

Фусклетц — верхняя широкая часть ножки рояля или брус, в который ввинчиваются ножки.

Фуга — линия прилегания или склейки деревянных частей.

Футор — массивная деревянная рама, несущая на себе все части пианино и рояля.

Хор — созвучие двух или трех струн, настроенных в один тон и ударяемых одним молоточком.

Хорейзен — стальная оправка для выравнивания интервалов струн на штабике рамы.

Цирлейстик — длинный брусок, закрывающий просвет между клавишами и клавиатурным клапом пианино.

Цуги — деревянные рычаги педального механизма.

Цоколь — деревянный пол, закрывающий снизу корпус пианино.

Штабик струнный — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на работающую (звучащую) и неработающую части.

Штанга демпферная — металлический стержень на гаммербанке, отводящий демпферы пианино от струн.

Шток — короткий деревянный штифт, передающий движение подъема демпферов при нажатии правой педали рояля.

Штег — подставка для струн в виде деревянного бруса на лицевой стороне резонансной деки.

Штейнунг — расстояние, на котором отстоят фортепианные молоточки от струн.

Штиц — упор для подъема крышки рояля.

Штифтовка — соединение подвижных частей механизма с капсюлями на коротких осях (штифтах).

Штульрама — массивная рама, привинчиваемая к бачкам корпуса и служащая базой для клавишно-молоточкового механизма.

Шпатц — расстояние (зазор) между однотипными деталями клавишно-молоточкового механизма.

Шпатцейзен — инструмент для регулирования зазоров между узлами и деталями механизма.

Шпилер — толкающий рычажок, приводящий в движение молоточек.

Шпилерлюфт — зазор между головкой шпилера и выступом шультера в исходной позиции механизма. Шпрейцы — брусья футора и чугунной рамы, несущие нагрузки от сил натяжения струн.

Шпон — строганная и лущеная фанера

Шлейф — проволочный стерженек с петлей на конце для присоединения ленточки бентика к фигуре.

Шультер — фигурная плоская колодочка, в которой крепится молоточек и имеется выступ для упора шпилера.

Источник: https://webhamster.ru/mytetrashare/index/mtb0/1347

Добавить комментарий