Как найти клеймо фарфора

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Клеймо на фарфоре — это свидетельство качества и многолетних традиций. Компании таким образом подтверждают качество изделия и заверяют в нем покупателя.

Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)

Ныне Императорский фарфоровый завод , основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки)

«Фарфор Вербилок » — первая в России частная фабрика по производству фарфора, основанная в XVIII веке (бывшая фабрика Гарднера) и имеющая мировую известность, расположена в поселке городского типа Вербилки .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Дулевский фарфоровый завод (Дулево)

Дулёвский фарфоровый завод был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым в пустоши Дулево , которая с 1937 года называется Ликино-Дулево и находится в Московской области. Фарфоровый завод с 1889 по 1917 год принадлежал т-ву М. С. Кузнецова. Завод приобрел популярность в начале XX века благодаря своим крупным ярким расписным кружкам и чайникам, которые пользовались спросом среди купечества и мещанства.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Барановский фарфоровый завод (Барановка)

ОАО «Барановский фарфоровый заводБарановский фарфор ». Адрес: 12700, Украина, Житомирская область, город Барановка, улица Ленина, дом 55. Основан в 1802 году братьями Мезерами. Царь Александр I уделял особое внимание данному заводу , даровавший заводу право метить свои изделия государственным гербом России, что говорило только о высочайшем качестве продукции.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Богдановический фарфоровый завод (Богдановичи)

Завод основан в 1973 году в г. Богдановичи Свердловской области (в настоящее время — г. Богданович , Свердловская обл., ул. Степана Разина, 62). В 1992 году он преобразован в ТОО «Богдановичский фарфор ». С 1993-го существует филиал в г. Асбест (СП «Асбестовский фарфор »), организованный АООТ «Асбестовское монтажное управление».

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Бориславский фарфоровый завод (Борислав)

Львовская обл., г. Борислав. Основан в 1964 году.
Закрыт в 2002 году, вновь начал работать в 2004 году под названием ЗАО “Фарфор”.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Будянский фаянсовый завод – Серп и Молот (Буды)

Перед первой мировой войной Будянский фаянсовый завод выпускал 11 млн. единиц фаянсовых изделий в год, а уже в 1940г. – в 4 раза больше. В 1922 году предприятие было включено в состав всеукраинского треста Фарфор-фаянс -стекло».

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Владивостокский фарфоровый завод (Владивосток)

Завод основан в 1971 году во Владивостоке (ул. Командорская, 11). С 1996-го — преобразован в ОАО. В начале 2000-х годов был закрыт, но после реорганизации в 2003 году возобновил свою работу. Клеймо 1982-1990гг. (по изданию “Марки советского фарфора , фаянса и майолики” Насонова И.С., Насонов С.М., Гольский И.А., Дворкин Г.Л. М.,2009).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Гжель – производственное объединение (Гжель)

Производственное объединениеГжель “, созданное в 1972 году на базе Трошковского гончарного завода, Турыгинского фарфорового завода, керамических предприятий в деревнях Фенино, Коломино, Жирово, продолжает и развивает старые народные традиции знаменитой гжельской керамики.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Гжель – турыгинский фарфоровый завод – Гжель (Турыгинский фз.(Гжель))

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Гжель – речницкий фарфоровый завод (Речицкий фз.(Гжель))

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Городницкий фарфоровый завод (Городница)

Городницкий фарфоровый завод [ Украина ] основан в 1799 году в поселке Городница, Новоград-Волынского района, Житомирской области. Это одно из старейших предприятиий на Украине по производству фарфоровых изделиий хозяйственного и культурно-бытового предназначения.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Добрушский фарфоровый завод (Добруш)

Строительство завода началось в 1975 году, проектировали его ленинградские специалисты. 28 декабря 1978 года была изготовлена первая продукция. В 1991—1992 годах завод стал арендным предприятием, в 1993 году завод был акционирован и приватизирован.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Довбышевский фарфоровый завод (Довбыш)

Довбышcкий фарфоровый завод основан в 1823 году. Основатель в разных исторических истоках не однозначные. Учредил завод польский помещик Пшебельський. Выпуск продукции складывал 550-600 тыс. шт. изделий в год.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Дружковский фарфоровый завод (Дружковка)

Дружковский фарфоровый завод находится в важном регионе Украины – Донбасс. Первый фарфор был получен «4» ноября 1971 г. Эта дата считается днем рождения завода .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Ереванский фаянсовый завод (Ереван)

Ереванский фаянсовый завод Армянская ССР (АРМФАРФОР). В 1947 году в Ереване был основан завод по производству фаянсовых хозяйственных изделий (до этого существовала небольшая керамическая мастерская при Ереванском цементном заводе ). Годы работы 1947-1988г.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Каменнобродский фаянсовый завод (Каменнобродск)

Каменнобродский фаянсовый завод . Месторасположение: Украина, Житомирская область, п. Каменный брод. Производство было основано в середине 19 века. В 1913 году предприятие находилось в собственности Волынского отделения крестьянского поземельного банка.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (Киев)

Киевский экспериментальный керамикохудожественный завод . Завод был основан в 1924 году как экспериментальная лаборатория по производству керамических красок. Мастерская развивалась быстрыми темпами. Руководил мастерской Э. Я. Ерусалимский. Уже 27 июня 1925 г. при заводе создали художественную секцию, где решали вопросы связанные с раскраской изделий фаянсовых и фарфоровых заводов , которые входили в Всеукраинский трест.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кировский фаянсовый завод (Киров)

Кировский фарфоровый завод был основан на базе Песочной фаянсовой фабрике, принадлежащей до революции М.С. Кузнецову. До революции завод производил ванны, писсуары, клозетные чаши и другие изделия санитарно-технического назначения. С 1937 г. завод носил название “Завод строительного фаянса “.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кисловодская фабрика сувениров (Кисловодск)

Кисловодский фарфоровый завод (Кисловодский ХудожПромКомбинат; Кисловодская сувенирная фабрика ; ЗАО “Кисловодский фарфор – Феникс”). История завода началась в 1952 г., когда из артели, специализирующейся по изготовлению сувениров из кости выделяется самостоятельное производство, связанное уже с фарфором – Кисловодкий ХудожПромКомбинат. (клеймо КХПК).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Конаковский фаянсовый завод им. Калинина (Конаково)

В 1929 г. на фабрике им . М.И. Калинина было решено прекратить изготовление фарфора и полуфаянса, специализировав ее исключительно на фаянсовых и майоликовых изделиях. Начало 1930-х годов ознаменовано важным событием для завода имени М.И. Калинина : 26 февраля 1930 г. постановлением ЦИК Союза ССР рабочий поселок Кузнецово был переименован в поселок Конаково .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Коростеньский фарфоровый завод (Коростень)

Коростенский фарфоровый завод (Коростень ) Из маленькой артели он превратился в одного из ведущих производителей фарфоровых изделий в Украине. История завода начинается с 1909 г. Предприимчивый поляк А. К. Пржибыльский основывает здесь завод по выпуску фаянса и фарфора .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод Чайка (Краснодар)

Краснодарский фарфоровофаянсовый завод был создан по решению правительства СССР для того, чтобы обеспечить растущий спрос населения южного региона страны на посуду.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Грузинская фарфоровая фабрика – Красный фарфорист (Грузинская фарфоровая фабрика)

Завод основан Иваном Емельяновичем Кузнецовым, двоюродным братом М. С. Кузнецова, в 1897–1900 гг.В 1918 г. фабрика национализирована и получила название «Красный фарфорист ». По сведениям «Главстекла», по состоянию на сентябрь 1919 г. на заводе работали 1100 человек.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кремгэсовский (Светловодский) керамический завод (Светловодск)

фарфор “Красный горох” Кремгэсовский (Светловодский ) керамический завод . В 1927 году была основана артель”Днепрокерамик”. с 1960 г. – Кремгэсовский керамический завод ,(Украинская ССР,Кировоградская обл.,г.Кремгэс, с1967г.- г.Светловодск ).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кузяевский фарфоровый завод (Кузяевск)

Фарфоровый завод в деревне Кузяево был основан братьями Новыми в 1816-1824 годах. Сейчас это Раменский район, тогда – Богородский уезд Московской губернии. Завод расположен неподалёку от Гжели и был одним из крупнейших, выпускавших фарфор и фаянс.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ)

Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ ). Основан в 1920-х гг. при ВНИИ фарфора. Сначала занимался выпуском технических изделий, затем перешел на выпуск фарфоровой посуды и скульптуры. В 1970 – 1980-е гг. был переименован в Ленинградский опытный завод (клеймо ЛОЗ и круг, ЛОЗ без круга).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Минский фарфоро-фаянсовый завод (Минск)

С 15 июля 1957 года фарфоровофаянсовый завод перешел в систему управления стекольной и химической промышленности БССР. В 1961 г.выпуск фаянса был прекращен, название завода поменялось на Минский фарфоровый завод . Клеймы минского завода -. В 1962 г. вступил в строй действующих цех хозяйственной посуды (чайные сервизы, кружки, чашки, блюдца, декоративные вазы, статуэтки).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Октябрьский фарфоро-фаянсовый завод (Октябрьск)

Октябрьский завод фарфоровых изделий основан в 1960 году в г. Октябрьский Башкирской АССР Завод выпускает фарфоровую посуду, изредка статуэтки, керамическую глазурованную напольную и облицовочную плитку. Большинство образов, используемых в пластике, созданы скульптором Тамарой Павловной Нечаевой

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Олевский фарфоровый завод (Олевск)

Олевский фарфоровый завод был построен в 1909 году. После девяти лет аренды Барашевской фарфорово -фаянсовой фабрики два предпринимателя Александр Карант и Михель Кушнирский решили открыть собственное производство. Наличие железнодорожной станции (ветка Киев-Ковель) и близость основного для изготовления фарфоровой посуды сырья –глины (с.Лопатичи, 19 км) обусловили выбор населенного пункта для постройки нового завода – г. Олевск.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Первомайский фарфоровый завод – Песочное (Песочное)

История фарфорового предприятия началась с основания в 1884 г. купцом П.А. Никитиным в поселке Песочное Ярославской губернии “Фабрики фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске”. В 1886 фабрика была продана торговому дому “Карякин и Рахманов”. В 1894 году был приобретен товариществом М.С. Кузнецова и выпускал прекрасную фарфоровую посуду как для России, так и для восточных стран.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Полонский завод художественной керамики (Полонное – худ керамика)

Полонский завод художественной керамики Полонского производственного объединения “Фарфор”. Основан в 1937 г. как артель “Керамик ” с подчинением областному горно-строительному обществу Украинскому художественно -промышленному обществу.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Полонский фарфоровый завод (Полонное)

Полонский фарфоровый завод Город Полонное Хмельницкой области (бывшей Волынской губернии Новоград-Волынского уезда) расположено при впадении речки Хоморец в реку Хомора. Полонное – одно из древнейших поселений на Волыни X ст. В середине 1880 годов на землях Полонского имения наряду с другими были образованы и фарфорофаянсовые производства.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Полтавский фарфоровый завод (Полтава)

Полтавский фарфоровый завод основан в 1964 году в г. Полтава УССР. Первоначально носил имя XXV съезда КПСС. Работает в настоящее время, выпуская хозяйственно-бытовой фарфор и фаянс.Также видел несколько скульптур.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Пролетарий фарфоровый завод (Пролетарий)

«Зарождение фарфорового производства в Пролетарии датируется 1882 годом. Тогда были построены два завода – гончарный и кирпичный. В 1892 году их выкупил Иван Кузнецов. В 1922 году предприятие получило название фарфоровый завод «Пролетарий », а с 1925 – полностью перешло на выпуск фарфора .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Рижская керамическая фабрика (Рижская керам.фабрика)

С 1843 по 1927 года – Фабрика по производству фарфора и посуды имени «М.С. Кузнецова», во времена СССР – Рижская фабрика керамики .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Рижская фарфоровая фабрика Эссена (Рижская фарф.фабрика,бывш. Эссена)

Фарфоровая скульптура “Народный танец”. Рижский фарфоровый завод (бывшая фабрика Я.К. Ессена), 1950-е годы В 1963 году рижские фарфоровые заводы были объединены в одно предприятие. Новый завод стал называться «Рижским фарфорофаянсовым заводом », а прежние отдельные предприятия были названы участком №1 (ул. Маскавас, 257 в Кенгарагсе) и участком №2 (ул. Лиедургас, 3 в Милгрависе).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Рижская фарфоро-фаянсовый завод (Рижский ффз)

Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика – первоначально лифляндский филиал Дулёвской фабрики Кузнецовых, созданный для расширения экспорта продукции, с 1887 года — филиал Товарищества семьи Кузнецовых , крупнейшего российского предприятия по производству изделий из фарфора , фаянса и майолики . Историческая фабрика действовала с начала XIX столетия. Успешно продолжала работу в период межвоенной Латвии и в советскую эпоху , когда она стала одним из крупных государственных предприятий фарфорового производства. В начале 2000-х годов была ликвидирована, как и большинство латвийских предприятий имперской и советской промышленности.

В апреле месяца 2019 года, на месте бывшего завода, был построен Торговый Центр Akropole.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Славянский керамический комбинат (Славянск)

Славянский керамический завод – изделия фарфора из Славянска. Славянский керамический комбинат основан в 1901 году Яковом Эссеном в г. Славянске Харьковской губернии (ныне г. Славянск Донецкой области).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Сумской фарфоровый завод (Суммы)

Сумской фарфоровый заводФарфор из города Суммы – Советский фарфор . Фарфоровый завод в Суммах был основан в 1963 году. В 1965 году была выпущена первая посуда. Сумской фарфоровый завод производил: сервизы, кружки, сувенирно-подарочные изделия. За первый год работы завод выпустил 770 тыс. шт. готовых изделий.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Сысертский завод керамических изделий (Сысерть)

Сысертские фарфоровые изделия . 10 октября 1960 года артель преобразуется в «Сысертский завод керамических изделий ». На заводе появляются новые цеха, более современные печи для обжига, осваивается новая продукция.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Ташкентский фарфоровый завод (Ташкент)

Фарфоровый завод , впервые введенный в строй в 1952 году, выпускал чайники, пиалы, касы, блюда, тарелки, кувшины и другую утварь в национальном стиле, сувениры. Коллекции «Белое золото», «Утро», «Виноград», «Павлин» удостаивались золотых медалей на международных выставках, экспортировались во многие страны.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Тбилиский керамический комбинат (Тбилиси)

Тбилисский Керамический Комбинат г.Тбилиси (Грузия) Основан был в 1954 году и уже тогда начал производить в СССР по сантехнической продукции:керамические унитазы и смывные бачки, керамические умывальники (раковины) В 1983 году был переименован в Тбилисский Керамический Комбинат им.60 летия СССР Адрес:Тбилиси ,Московский пр.13 На фото логотипы Тбилисского Керамического Комбината в СССР, керамический умывальник (60х-70х годов)

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Тернопольский фарфоровый завод (Тернополь)

Тернопольский фарфоровый завод был введен в эксплуатацию в 1964 году. Завод специализировался на выпуске чайных и кофейных сервизов. Продукция тернопольского фарфорового завода выпускалась на механических линиях способом формовки и литья.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Хайтинский фарфоровый завод (Хайта)

ХАЙТИНСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД , одно из старейших фарфор . произв-в в России. Основан в 1869 купцами Даниилом и Филиппом Переваловыми при впадении р. Хайтинки в р. Белую на базе залежей белых каолинов.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

ЭТА СТАТЬЯ В ВКОНТАКТЕ

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

НАШ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Клейма фарфоровой посуды СССР

Фарфоровые изделия, произведенные в СССР, характеризуются неизменно высоким качеством. В связи с этим они пользуются повышенным спросом среди коллекционеров,  искусствоведов и настоящих ценителей. В Советском Союзе работали более двух десятков различных фабрик, на которых производились подобные изделия. Определить, какому именно заводу в СССР принадлежала фарфоровая посуда, позволяет клеймо. Это специальный знак, подтверждающий качество и подлинность продукции. В этой статье расскажем о клеймах на посуде из фарфора в СССР, предоставим информацию о том, как они менялись по годам, и оформим своеобразный каталог изображений для наглядности.

Какие данные могут предоставить эмблемы фарфоровых заводов СССР на посуде?

В большинстве случаев специальные знаки в СССР ставились на дне изделий из фарфора. Их можно было увидеть на чашках, тарелках, вазах, графинах и т.д.

Клеймо на фарфоровой посуде в России могло предоставить немало информации о рассматриваемой вещи. Такие знаки содержат данные об изготовителе, периоде выпуска изделия, качественных характеристиках и т.д. В связи с этим расшифровка знаков заводов на фарфоровой посуде СССР приобретает особое значение.

Стоит учитывать, что одна фабрика может иметь множество различных маркировок. Это связано с тем, что клеймо на фарфоровой посуде в СССР нередко менялось по годам (многие коллекционеры даже имеют готовую таблицу с перечнем фото таких обозначений). Зачастую это осложняет процесс идентификации продукции.

На маркировке фарфоровой посуды можно найти данные о сорте материала (первый, второй, третий). Эта информация может указываться буквами и цифрами (например, 1-С) или при помощи цвета.

Каталог заводов СССР по производству изделий из фарфора с их клеймами

Нередко люди, нашедшие дома продукцию из фарфора времен СССР, задаются вопросом, какому заводу принадлежит клеймо в виде оленя, лося, птицы, цветка и т.д. Определить это несложно, если знать основную информацию о производителях.

  • “Ленинградский фарфоровый завод” или ЛФЗ. Предприятие было основано в середине 18 столетия в Санкт-Петербурге по инициативе Елизаветы Петровны. По масштабности производства ЛФЗ занял третью позицию среди аналогичных заводов на всей европейской территории.

  1. “Дмитровский фарфоровый завод” (Вербилки). Предприятие было открыто в середине 18 столетия. Свое название получило по месту расположения – пос. Вербилки. Продукция предприятия по праву считалась одной из самых качественных в Советском Союзе. Клейма Вербилки на фарфоре в разные годы менялись и выглядели следующим образом:

Известное клеймо с изображением лося ставилось на фарфоровую посуду именно этого завода.

  • “Дулевский фарфоровый завод”. Предприятие было основано в первой половине 19 столетия в Московской области. Наиболее востребованная продукция – чашки и чайники с характерной росписью. Этот завод по производству фарфора в СССР имеет узнаваемое клеймо с птицей.

  • ПО “Гжель”. Предприятие появилось на базе гончарного и фарфорового заводов в середине прошлого столетия. Вплоть до начала перестройки оно специализировалось на производстве изделий, оформленных в лучших традициях гжельской керамики. В разные годы клеймо этого завода имело различный вид:

  • “Кировский фаянсовый завод”. Предприятие было основано в дореволюционной России и изначально специализировалось на производстве писсуаров, ванн и других изделий для санузлов. Начиная с середины прошлого столетия КФ завод в СССР стал выпускать изделия из фарфора, на которых ставилось фирменное клеймо:

  • Краснодарский завод “Чайка”. Предприятие было основано в 1960 году по распоряжению правительства Советского Союза.  Завод специализировался на выпуске фарфоровых изделий для жителей южной части государства.

  • “Минский завод фарфоро-фаянсовых изделий”. Предприятие начало выпуск посуды во второй половине 20 столетия. Основная специализация завода- чайные наборы, чашки, статуэтки и вазы.

  • “Пролетарский фарфоровый завод”. Предприятие впервые начало свою деятельность в конце 19 века. В те времена оно специализировалось на производстве гончарной продукции. С 1925 года завод сменил собственника и полностью переквалифицировался на выпуск фарфоровой посуды.

  • “Сумской фарфоровый завод”. Он начал свою работу в 1963 году. Первая продукция была выпущена двумя годами позже. Основное направление – производство сервизов, сувениров и чашек.

  • “Хайтинский фарфоровый завод”. Предприятие считается одним из пионеров своей отрасли. Год основания завода – 1869. Активное производство фарфоровых изделий началось здесь в середине прошлого столетия. Соответственно, узнаваемое клеймо предприятия появилось в этот период.

Если в вашем доме имеется чайный сервиз из фарфора СССР с клеймом в виде лося или другими интересными знаками, вы сможете его достаточно выгодно продать. Наш антикварный магазин предлагает клиентам привлекательные условия сотрудничества: официальная сделка с заключением договора, оплата непосредственно в день обращения, возможность расчета в любой удобной валюте.

Перед приобретением осуществляется оценка предметов. Она может быть выполнена различными способами.  Вы можете самостоятельно доставить посуду в наш магазин или оставить заявку на выезд эксперта. В случае необходимости наш специалист приедет на дом и проведет оценку совершенно бесплатно.

Если для вас более удобен онлайн-формат сотрудничества, вы можете отправить нам несколько фотографий изделия перед продажей. Мы выполним оценку за 15 минут и назовем стоимость вещи.

Если обозначенная цена вас устраивает, заключается официальное соглашение. Оплата может быть произведена любым удобным вам способом. Возможен как наличный, так и безналичный расчет.

Мы гарантируем 100% безопасность сделки и конфиденциальность личных сведений клиента.

Вы хотите узнать, почему в СССР выпускали посуду без клейма, и получить консультацию по другим интересующим вопросам? Обращайтесь к нашим специалистам по указанному на сайте телефону или через форму обратной связи. Также мы готовы проконсультировать в Telegram.

Материалы для самостоятельного определения клейм фарфора

antikvarius Дата: Четверг, 11.09.14, 17:58 | Сообщение # 1

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

В данной теме будут размещаться ссылки на материалы в нашем Клубе в помощь любителям и коллекционерам.

Пособие для коллекционеров: “Марки фарфора, фаянса, майолики” (часть 1)

Пособие для коллекционеров: “Марки фарфора, фаянса, майолики” (часть 1 продолжение)

Пособие для коллекционеров: “Марки фарфора, фаянса, майолики” (часть 1 продолжение 2)

Пособие для коллекционеров: “Марки фарфора, фаянса, майолики” (части 2 и 3)

Пособие для коллекционеров: “Марки фарфора, фаянса, майолики” (части 4 и 5)

Марки Кузнецовского фарфора с 1810г. по 1917г.

Русский фаянс и фарфор. Империя Кузнецовых и Конаково.

Каталог “Искусственный мягкий фарфор: Франции, Италии, Испании и Англии” (1907)

Марки русского фарфора

Марки российского фарфора 1744 – 1917 г.г , составитель Мусина Р.Р.(часть 1)

Марки российского фарфора 1744 – 1917 г.г , составитель Мусина Р.Р.(часть 2)

Фаянс и фарфор в Богородском уезде. (Описание фабрик и заводов. А. В. Селиванов, 1903)

Херендский фарфор

Агитационный фарфор: клейма, художники, история.

Петровъ В. И. “Мѣтки русскаго и иностраннаго фарфора фаянса и маiолики”, 1904 г. (часть 1: Русский фарфор, в т.ч. Кузнецовский)

Петровъ В. И. “Мѣтки русскаго и иностраннаго фарфора фаянса и маiолики”, 1904 г. (часть 2: Иностранный фарфор)

Селиванов А.В. “Фарфор и фаянс Российской империи” 1904 г. (клейма фарфора и фаянса)

Эмблематические марки фарфора
Ниже Вы можете предложить материалы сторонних сайтов.


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
lion555 Дата: Суббота, 27.09.14, 17:41 | Сообщение # 2

Группа: Пользователи

Сообщений: 1

Статус: Offline

https://www.youtube.com/watch?v=SPzvVOp5LyQ

Клейма фарфоровых заводов.В этом видео собрана часть клейм заводов ссср по изготовлению фарфоровых изделий.Клейма на изделиях фарфора определяют время и год выпуска.По клеймам фарфоровых заводов легче всего распознать каким мастером сделанное изделия .

 
Iramax Дата: Воскресенье, 02.11.14, 21:34 | Сообщение # 3

Группа: Пользователи

Сообщений: 1

Статус: Offline

Нашли сайт с каталогом клейм:
http://antikvarchik.ru/findamark
Может быть, кому-то будет полезен?

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:08 | Сообщение # 4

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

Porcelaine de Paris and Edme Samson Paris Porcelain
http://www.ebay.co.uk/gds….l

выборка разных клейм, в основном немецких
http://www.porcelainsite.com/porcelain/marks/start.shtml
и
http://www.oldandsold.com/pottery/germany6.shtml


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:08 | Сообщение # 5

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

Марки фарфора.

При аттрибуции фарфора марка имеет важное значение, однако прежде всего следует смотреть на сам предмет из фарфора и его соответствие эпохе, на которую указывает марка. Стиль, краски, исполнение порой скажут даже больше о рассматриваемом предмете. Это очень важно, если вы намереваетесь приобрести фарфор известной марки у незнакомого вам продавца.

Многие мануфактуры защищают свои изделия подглазурным клеймом, наносимым кобальтом. Такое клеймо получается немного расплывчатым, в отличие от наносимого на глазурь поддельного клейма такой же формы.

Мошенники могут сошлифовать старое клеймо с похожей по стилю вещи, нанести новое, заново покрыть глазурью и обжечь. Однако поскольку кобальт уже не может впитаться в массу, клеймо сохраняет яркий цвет и четкость, видные невооруженным глазом.

Марки фарфора Meissen (Германия)

Мечи как клеймо фарфора используются на Meissen с 8 ноября 1722 года. Возможно, дольше этого логотипа не использовался ни один другой логотип в мире. Раньше использовались и другие марки фарфора: AR (Augustus Rex), K.P.M. (Koenigliche Porzellan-Manufaktur) или M.P.M. (Meissener Porzellan Manufaktur). Клейма проставляются вручную синей кобальтовой краской на неглазурованное изделие до первого обжига. После покрытия глазурью и второго обжига клеймо защищено.

Примеры марок фарфора Meissen по годам:

до 1720 г.

с 1722 г.

с 1763 г.

с 1774 г.

с 1815 г.

с 1924 г.

с 1934 г.

до 1972 г.

Источник.


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:08 | Сообщение # 6

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

Марки фарфора Meissen (продолжение):
с 1972 г.

с 1979 г.

с 1985 г.

с 1995 г.

Годовые марки фарфора Meissen:

Лимитированные выпуски (Limited Editions)

Вложите Ваши средства в раритетное изделие. Лимитированные выпуски шедевров Meissen (“The Limited Masterpieces”) отмечают наиболее уникальные предметы из фарфора Meissen – от посуды до предметов интерьера. Каждый год составляется новый лимитированный выпуск майсенского фарфора.

Чем отличается этот фарфор от любого другого высококачественного фарфора №1 в мире – фарфора Meissen? На лимитированном фарфоре под скрещенными мечами располагается особая роспись, отличающая фарфор серии Limited Masterpieces. Этот фарфор отличается проработкой каждой детали, совершенством исполнения, особой непреходящей ценностью. На каждом предмете из фарфора с росписью “LM” проставлен номер, поскольку он принадлежит к выпуску всемирным тиражом всего в 25, 50, 75 или 100 штук.

Марка фарфора Meissen Limited Masterpieces

The Century Collection

Это предложение готовилось с 1710 года. В Коллекцию Века вошло 99 предметов из редкого драгоценного фарфора. На каждом предмете из фарфора расположена особая роспись 1999 года. Всемирный выпуск лимитирован до 19 номерных экземпляров.

Марка фарфора Meissen Century Collection

Meissen Limited Masterpieces 2007

Клеймо, надпись LM и номер предмета в серии (позолота):

Источник.


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:08 | Сообщение # 7

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

Марки фарфора Herend (Венгрия)

Марки фарфора Herend 1840-е гг. Клеймо вдавлено в фарфор.

Марки фарфора Herend конец 1840-х гг. 1850 – 1860-е гг.

1. Конец 1840-х гг. Название HEREND и дата вдавлены в фарфор, клеймо и текст “a Herendi Porcellan gyar”синее надглазурное.

2. 1850-е гг. Название HEREND вдавлено в фарфор. Дата, артикул и клеймо синие надглазурные.

3. 1850-е гг. Надглазурное клеймо синего, коричневого и черного цвета.

4. и 5. 1850-е и 1860-е гг. Надглазурное синее клеймо с датой или без даты.

Марки фарфора Herend 1860-е гг. Надглазурные синие клейма.

Марки фарфора Herend 1860 – 1870 гг. Надглазурные синие клейма с датой или без даты.

Марки фарфора Herend 1876 – 1884 гг.

1. 1876 – 1880 гг. Текст FS HEREND вдавлен в фарфор, клеймо синее подглазурное.

2, 3. 1880 – 1884 гг. Синие надглазурные клейма

4. 1880 – 1884 гг. Текст FS HEREND вдавлен в фарфоровую массу, марка синяя надглазурная.

Марки фарфора Herend 1884 – 1899 гг.

1 – 4. Зеленые надглазурные клейма.

5. Коричневая надглазурная марка.

Существовали также похожие на эти марки с короной и лентой: синяя подглазурная, синяя надглазурная, пурпурная надглазурная.

В 1897 г. существовало синее надглазурное клеймо с короной, лентой и лошадью под лентой.

Марки фарфора Herend 1900 – 1920 гг.

1. Около 1900 года. Дата вдавлена в массу или скульптурное клеймо на предметах pate sur pate.

2. Около 1900 г. На плакетках. Процарапано в массе с указанием даты.

3. Около 1900 г. Надглазурное синее клеймо.

4, 5. 1900 – 1920 гг. Надглазурные синие клейма.

6. Около 1920 г. Надглазурное синее клеймо с указанием артикулов декора и формы.

Марки фарфора Herend 1920 – конец 1930-х гг.

1, 2. 1920-е – 1930-е гг. Надглазурные синие клейма.

3. Около 1930 года, на статуэтках. Вдавлено в фарфоровую массу.

4. Около 1930 года. Синее подглазурное клеймо.

5 – 7. Конец 1930-х гг. Надглазурное синее клеймо.

Марки фарфора Herend 1940 – 1948 гг.

Верхний ряд 1940 – 1948 гг. Синие надглазурные клейма.

Нижний ряд. 1 – 3. Начало 1940-х гг. Синие надглазурные клейма художников.

4.1948 г. Синее надглазурное клеймо.

Марки фарфора Herend 1949 – 1960-е гг.

1 – 4. 1949 г. Надглазурное синее клеймо.

5, 6. 1950-е – 1960-е гг. Синие надглазурные клейма.

Источник.


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:08 | Сообщение # 8

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

Марки фарфора Herend 1960 – 1986 гг.

1 – 3. С середины 1960-х гг. по начало 1970-х гг. Синие надглазурные клейма, использовавшиеся параллельно.

4. Современная синяя надглазурная марка. Используется с середины 1960-х гг.

5. С 1985 года. Синее надглазурное клеймо, на продукции, созданной художниками Herend Studio.

6. С 1986 года. Так называемая мини-марка. Синее надглазурное клеймо ставится на мелких предметах.

Юбилейные марки фарфора Herend

1. 1899 г. Синее надглазурное клеймо.

2, 3. 1939 г. Юбилейные клейма для Выставки 100-летия.

4, 5. 1964 г. Синее надглазурное.

6. 1976 г. Синяя надглазурная марка.

7. 2001 г. Синяя надглазурная марка.

Использована информация “Херендский фарфор” MAGYAR KEPEK Veszprem-Budapest, Фабричные клейма Херенда; Herend Porcelain Marks издание Herend Porcelain Manufactory LTD.

Марки фарфора Herend Из издания HEREND Porcelanmuveszete. Dr. Sikota Gyozo:

Источник.


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:09 | Сообщение # 9

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

Марки фарфора KPM (Германия, Берлин)
Королевская мануфактура фарфора в Берлине (KPM)
Сайт компании.

Марки фарфора KPM 1761-1800 гг.

Марки фарфора 1, 2 в виде буквы G – мануфактура Гоцковского, 1761-1763 гг., марка синяя, золото.

Марки в виде скипетра 3, 4, 5 – Королевская фарфоровая мануфактура (KPM Берлин), 1763 – 1780 гг.

Марки фарфора в виде скипетра 6, 7 – KPM, 1780 – 1800 гг.

Марки 3 – 7 синие.

Марки фарфора KPM 1800-1849 гг., первой половины XIX века

1 – марка фарфора KPM Берлин с 1823 по 1832 г.

2 – марка фарфор KPM с 1832 по 1844 г.

3 – марка фарфора KPM с 1844 по 1847 гг.

Марки 1 – 3 синие.

4 – марка фарфора KPM с 1847 по 1849 г, печать.

Марки фарфора KPM 1849-1944 гг.

1 – марка фарфора KPM с 1849 по 1870 гг.

2 – марка фарфора KPM с 1857 г.

3 – марка фарфора KPM с 1870 г.

4 – марка фарфора KPM с 1875 по 1944 гг.

Марки 1, 3 – печать, марки 2, 4 – синим.

Источник информации:

* Porzellan-Marken aus Aller Welt. Emanuel Poche. 17. Auflage. 2006 AVENTINUM s.r.o., Prag

Дополнительная информация:
Обзор только по маркам с КРМ, потому что эта фабрика использовала и другие варианты.
Настоящие, синего цвета, подглазурные и прессованные:

Немецкий производитель Krister (из Вальденбурга, Силезия) работал с 1831 по 1945.
С 1950 Krister Porzellan Manufaktur – подразделение Rosenthal Glass und Porzellan AG.

Часто встречающиеся клейма разных гончаров:

И самые чудесные и доступные изделия КРМ из КНР (Китайской Народной Республики). Иногда марка смывается даже горячей водой.

с атрибутами 3 Рейха:

Источник


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
TATA69 Дата: Четверг, 13.11.14, 08:09 | Сообщение # 10

Группа: Проверенные

Сообщений: 588

Статус: Offline

Господин Антиквариус, пожалуйста, помогите определить клеймо на тарелке

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:09 | Сообщение # 11

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

TATA69, Марка – это KPM,. Вальденбург, Силезия, нынешняя Польша. Годы производства с 1939 по 1945. В наши годы подразделение Розенталя.


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
destino Дата: Четверг, 13.11.14, 08:09 | Сообщение # 12

Группа: Пользователи

Сообщений: 2

Статус: Offline

Уважаемый antikvarius, помогите, пожалуйста, определить клеймо и происхождение статуэтки. Сама так ничего и не нашла путного на просторах интернета.
Фигурка вроде бисквит, достаточно легкая, может быть, Германия. Правда клеймо смущает: при потертости фигурки такое яркое.Заранее спасибо за помощь.

Сообщение отредактировал destinoВоскресенье, 17.10.10, 21:08

 
alex197126031 Дата: Четверг, 13.11.14, 08:09 | Сообщение # 13

Группа: Пользователи

Сообщений: 1

Статус: Offline

Уважаемый antikvarius,помогите определить примерную стоимость блюда размером 35х46,на дне имеются 2 клейма,тесненное и подглазурное,двуглавый орел и Фабрика М,С,Кузнецова в Твери


Сообщение отредактировал alex197126031Пятница, 11.02.11, 01:22

 
связист Дата: Четверг, 13.11.14, 08:09 | Сообщение # 14

Группа: Проверенные

Сообщений: 3

Статус: Offline

помогите пожалуста определить клеймо и саму статуэтку

Добавлено (02 Апр 2011, 18:28)
———————————————
помогите определить клеймо и саму статуэтку

Добавлено (02 Апр 2011, 18:29)
———————————————
помогите определить клеймо и саму статуэтку$IMAGE1$ $IMAGE1$

Сообщение отредактировал связистВторник, 12.04.11, 21:11

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:10 | Сообщение # 15

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

связист, где фото?


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
GlennRann Дата: Четверг, 13.11.14, 08:10 | Сообщение # 16

Группа: Проверенные

Сообщений: 3

Статус: Offline

Здравствуйте! Надеюсь, что вы сможете мне подсказать по марке, откуда предмет. cry
Это подносик с металлическими бортиками. Сам фаянсовый с цветочным орнаментом.

 
связист Дата: Четверг, 13.11.14, 08:10 | Сообщение # 17

Группа: Проверенные

Сообщений: 3

Статус: Offline

добрый день!извините,но помочь я вам не могу,сам начинающий

 
TATA69 Дата: Четверг, 13.11.14, 08:10 | Сообщение # 18

Группа: Проверенные

Сообщений: 588

Статус: Offline

Добрый вечер, я тоже не ахти какой спец, могу только сказать, что ваш подносик, скорее всего, подставка под винную бутылку (сама такой имею, с него всё и началось), марку поискать могу, но некогда сейчас, разве только послезавтра к вечеру, но надеюсь, что г-н Антиквариус с ходу, как волшебник, ответит Вам. А мне нужно рыться в справочниках и на сайтах, это долго, хотя и интересно. Если никто за завтра не ответит, поищу. А г-ну Антиквариусу большое спасибо от нас, новичков.

 
GlennRann Дата: Четверг, 13.11.14, 08:10 | Сообщение # 19

Группа: Проверенные

Сообщений: 3

Статус: Offline

Спасибо за участие. Я вот подумала, что стоит приложить и сам подносик. Поскольку он подходит больше для чаераспития. Коллеги на работе предполагают, что вещь начала 20 века – до середины века. Была взята из коллекции некоего купца, так утверждает ее бывший хозяин и наследник. Коллеги также думают, что заграничное производство – я смотрела несколько источников – но похожего клейма не встретила.

 
TATA69 Дата: Четверг, 13.11.14, 08:10 | Сообщение # 20

Группа: Проверенные

Сообщений: 588

Статус: Offline

Очень интересная штука. Не такая, как у меня. У меня одинарная, маленькая, действительно под винную бутылку (те две, что у Вашего подносика по бокам, похоже, тоже под бутылку). На сайте PM&M клеймо смотрели?

 
GlennRann Дата: Четверг, 13.11.14, 08:11 | Сообщение # 21

Группа: Проверенные

Сообщений: 3

Статус: Offline

Спасибо – я посмотрела на этом сайте, но поиски ничего не дали. Вот что еще интересно – на озоне и других сайтах нашлось еще 5 таких подносиков с такими клеймами. Их датируют началом ХХ века, либо Западная Европа, либо Германия. Это, конечно, сужает круг поиска, но пока ничего больше не узнала.

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:11 | Сообщение # 22

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

GlennRann, вопрос, действительно сложный. Ну а так как из командировок не вылезаю – без каталогов однозначно не ответишь.В следующие выходные окажусь дома – надеюсь,что найду.


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
pankration44 Дата: Четверг, 13.11.14, 08:11 | Сообщение # 23

Группа: Пользователи

Сообщений: 3

Статус: Offline

Здравствуйте,подскажите вот-прочитал кучу статей и просмотрел клейма кузнецовского фарфора,а моего не нашел.Написано societe m.s.kousnetzoff k.p.m.dreylingsbouche причем буква u написана как русская и.То есть по моим скудным познаниям КРМ- это германия вроде.Знающие люди,подскажите год изготовления,и вообще имеет ли данная посудина какую-либо ценность.Заранее спасибо))
Фото вот:

Сообщение отредактировал pankration44Суббота, 07.05.11, 18:34

 
pankration44 Дата: Четверг, 13.11.14, 08:11 | Сообщение # 24

Группа: Пользователи

Сообщений: 3

Статус: Offline

вот почетче снимок.

Добавлено (08 Май 2011, 19:51)
———————————————
Такое впечатление,что на форум вообще никто не заходит.

 
mariarti Дата: Четверг, 13.11.14, 08:11 | Сообщение # 25

Группа: Пользователи

Сообщений: 2

Статус: Offline

Пожалуйста, подскажите чьё это клеймо


Сообщение отредактировал mariartiВторник, 17.05.11, 04:03

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:11 | Сообщение # 26

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

pankration44, по основному роду деятельности работаю по 12 часов в сутки. Поэтому, чтобы вам ответить мне потребовалось вначале обдумать и только теперь ответить.
Несмотря на всю красоту – это фаянс.
Данные изделия экспонировались на многих выставках,как в России, так и за границей, и были удостоены высшими наградами.
В данном случае мы говорим о тарелке,сделанной для выставке в Европе.
Клеймо переводится:
-первая строчка: Фабрика Матвея Сидоровича Кузнецова.
-вторая строчка: К.Ф.М. (Кузнецовская Фарфоровая Мануфактура), затем выставка, для которой изготавливалось.


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:12 | Сообщение # 27

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

mariarti, поздравляю! У вас в руках замечательный образец фарфора Добрушского фарфорового завода г.Добруш,
Гомельской области, Белорусской ССР.


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 
mariarti Дата: Четверг, 13.11.14, 08:12 | Сообщение # 28

Группа: Пользователи

Сообщений: 2

Статус: Offline

Огромное Вам спасибо!!!!!!

 
Joy Дата: Четверг, 13.11.14, 08:12 | Сообщение # 29

Группа: Пользователи

Сообщений: 1

Статус: Offline

Здравствуйте!
Я пересмотрела все маркировка заводов фарфора, но не нашла своей. Статуэтка явно западно-еропейская: девушка играет на клавесине, а юноша в парике играет на флейте (или на каком-то другом духовом инструменте). Маркировка – буква S c короной над ней, а под ней (буквой S) написано что-то типа GDR.Также есть оттиск – 11814. Не подскажите, какой это завод?

Есть еще одна похожая статуэтка – но там почему-то нет метки завода, а на задней оттиск – Foreign 11818.

Сообщение отредактировал JoyЧетверг, 02.06.11, 14:26

 
antikvarius Дата: Четверг, 13.11.14, 08:12 | Сообщение # 30

Admin

Группа: Проверенные

Сообщений: 437

Статус: Offline

GlennRann, ничего ТОЧНОГО не нашел. Могу лишь предположить,что триптих фарфоровый (фаянсовый) Руанский (Франция).У меня клейма до 1924 года, у вас более позднее. Надеюсь, что ответил на ваши вопросы.


Коллекционеры всех стран,объединяйтесь!

 

Первые клейма в царской России
Виды клейм на фарфоре царской России
Два клейма
Проблемы с определением клейм
Особенности клейм советского периода

Первые клейма в царской России

В России необходимость использования клейм появилась сразу же, как были открыты первые фарфоровые заводы. Вплоть до середины восемнадцатого века Россия могла только мечтать о собственном фарфоровом производстве, пока невероятное трудолюбие Дмитрия Ивановича Виноградова на первой в стране порцелиновой мануфактуре не привело к открытию рецепта русского фарфора. В 1747-1749 годах появились первые успешные изделия, которые стали клеймить буквой W (начальная буква фамилии Виноградова) и годом выпуска изделия.

kleima-1.jpg

Для первых клейм еще не было никаких стандартов, поэтому они отличались друг от друга по размеру, расположению и стилю знаков. Уже тогда начала зарождаться традиция указания в клейме места производства и номера рецептуры фарфоровой массы.

С превращением Невской порцелиновой мануфактуры в Императорский фарфоровый завод, открытием завода Ф.Я. Гарднера и других предприятий клейма помогали отличать одну фарфоровую продукцию от другой. Более того, предприимчивые люди не только стали массово открывать собственные фарфоровые заведения, но и активно создавали подделки изделий известных заводов, что привело к необходимости создания качественных клейм.

Проблема стала приобретать массовый характер не только внутри страны, поскольку возникла потребность отличать русский фарфор от зарубежного. Для этого в разное время было издано несколько постановлений, описывающих порядок клеймения фарфоровой продукции. В частности, указы, изданные с середины XVIII по середину XIX века, предписывали обозначать в клеймах владельца фабрики и ее местонахождение. При этом на изделии обязательно должно было стоять русское клеймо, даже если предполагалось еще одно клеймо для зарубежных рынков. С 1857 года клейма должны были ставить с помощью красной краски.

Все эти требования наложили существенный отпечаток на клейма русского фарфора, хотя и не являлись для мелких производителей непреложной истиной. Многие не гнушались всячески нарушать установленные правила, поэтому на фарфоре, выпущенном в Российской империи, встречается множество клейм в самых разных исполнениях.

Виды клейм на фарфоре царской России

Варианты нанесения

Традиционно в России использовали несколько способов клеймения фарфора. Весьма распространенными были надглазурные и подглазурные и клейма. Первые из них ставили сверху обожженной глазури, а вторые — до ее нанесения, поэтому сохранялись лучше первых. Более надежным способом клеймения, который было труднее подделать, считается вдавливание в массу необожженной глины. Однако расплатой за надежность при таком способе являются сниженные художественные возможности.

Сложность изображения

По содержанию клейма были очень разнообразны даже на одном и том же предприятии. В первые годы производства могли использовать простые клейма в виде одной или нескольких букв, а в последующие перейти к сложным орнаментам. Например, если первые клейма на Дулевском фарфоровом заводе представляли собой аббревиатуры СТК или ЗСК, за которыми скрывались имена их владельцев, то позднее к ним добавились живописные орнаменты и герб, а фамилию владельца стали прописывать полностью. Аналогичная практика существовала и на других российских фарфоровых мануфактурах.

kleima-2.JPG

Царская символика

Изображение российского герба было привилегией, которую получили лишь некоторые заводы. Такое право давалось тем заводчикам, фарфоровые изделия которых особо выделяли на выставках, отмечали при Дворе. Выпуская фарфор отличного качества, фабрики часто получали заказы от самого Императорского двора. К их числу принадлежали завод братьев Корниловых, фабрика Гарднера, предприятия Кузнецова, Ауэрбаха и некоторые другие. На заводе Корниловых московский герб вырисовывали со всей тщательностью, используя для одного клейма краски разного цвета.

kleima-3.jpg

Чаще всего государственную атрибутику наносили на дорогие изделия или тот фарфор и фаянс, который предназначался для экспорта. Именно здесь герб изображали очень тонко, аккуратно вырисовывая каждую деталь.

Помимо собственно герба в клеймах изображали символы царской власти. В частности, в клеймах известного на весь мир Императорского фарфорового завода корона была наиболее частым элементом. Ее начали изображать с приходом к власти императора Павла I и использовали вплоть до Октябрьской революции, когда с приходом советской власти из клейм убрали всю царскую символику. Корону также изображали условно или расписывали со всей тщательностью.

kleima-4.JPG

Использование монограмм

Частой практикой на заводах было использование монограммы. Например, на фабрике братьев Новых и Храпунова-Нового она состояла из инициалов владельцев: Ивана Нового и затем Якова Храпунова-Нового. У Алексея Попова буква «А» плавно переходила в «П», а у Андрея Миклашевского «А» сливалась с «М».

kleima-5.JPG

Клейма с инициалами Андрея Миклашевского (слева) и Алексея Попова (справа).

На Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) монограммы представляли собой начальную букву имени монарха и конкретную цифру его титула. Например, для Екатерины II римская двойка была прописана внутри большой буквы Е. Поскольку за время существования ИФЗ на российском престоле побывало много царей, так появились клейма с монограммами АI, АII, АIII, НI и другие согласно именам царей.

kleima-6.JPG

Цветочные и иные орнаменты

Наиболее частым элементом сложных клейм, которые обычно ставили на самую качественную продукцию, являются всевозможные цветочные и иные орнаменты. Например, на заводе Храпунова-Нового со второй половины XIX века стали использовать целые корзины цветов с именем владельца фабрики на самой корзине. На Дулевской фабрике в середине XIX века появилось золотое клеймо «ЗСТК в Дулёве» с красивым цветочным узором. Его ставили только на дорогие изделия. Клейма многих мануфактур обрамляли завитками, заключали в овальные, круглые и иные фигуры.

kleima-7.PNG

Клейма на фарфоре братьев Новых.

Разнообразие символов

Клейма российских фарфоровых заводов поражают многообразием символики. Царские указы предписывали обозначать в клеймах владельца и адрес фабрики, но не запрещали выражать свою индивидуальность. Это выразилось в том, что предприятия использовали собственные символы, так или иначе характеризующие их деятельность. Например, в клеймах завода Миклашевского присутствует семейный герб, у Юсупова был собственный символ в клейме, на кузнецовском фарфоре можно встретить среди прочего звезды, ордена и медали, Гарднер изображал всадника на коне, а после Великой Октябрьской революции в клеймах появились атрибуты советского времени.

Клеймо завода Миклашевского с изображением семейного герба

Клеймо завода Миклашевского с изображением семейного герба.

Сведения о наследниках

Так как успешные фарфоровые предприятия существовали несколько десятилетий и даже веков, за время их работы менялось несколько владельцев. Если прежнему хозяину фабрики удавалось добиться значительного успеха и прославить свой фарфор, то новый владелец старался сохранить его имя или использовал переходные клейма. Например, потомки фабриканта Батенина использовали надпись «НАСЛ: БАТЕН», обозначающую наследников Батенина. Кузнецов, выкупивший пришедший в упадок завод Ауэрбаха, некоторое время использовал клеймо «Быв. Ауербахъ», чтобы сохранить прежнюю клиентуру. А Яков Храпунов и вовсе принял решение взять другую фамилию после того, как вступил в право владения заводом своей супруги Новой.

kleima-9.JPG

Особые пометки

На многих заводах в клеймах делали особые пометки, которые могли объяснить только сами мастера завода. В некоторых случаях это были обозначения адресата, которому предназначался тот или иной сервиз или статуэтка. На ИФЗ для этого делали пометку «ПК», обозначающую, что конкретные изделия создавались для придворной конторы. У Корниловых шла отметка «ПО ОСОБ. ЗАКАЗУ». Кстати, именно на заводе Корниловых встречается надпись на фарфоре о запрете воспроизведения, которая стала первой для России попыткой защитить права авторов на фарфоровую продукцию.

Особые пометки на клеймах

Если на заводе экспериментировали с фарфоровой массой, то могли проставлять на изделиях номер конкретного рецепта или делать другие пометки, относящиеся непосредственно к производству.

На некоторых изделиях встречаются имена мастеров по фарфору в виде инициалов или полного указания фамилии. Так, на заводе Юсупова на фарфоре встречается подпись мастера Ламбера. Впрочем, талантливый живописец Севрской мануфактуры не только способствовал расцвету завода Юсупова, но и некоторое время был его владельцем. На ИФЗ клейма с именами мастеров встречаются примерно с середины 19 века. Чем известнее был мастер, тем дороже ценилось изделие с его именем.

Подпись и монограмма Ламбера на фарфоре Юсупова

Подпись и монограмма Ламбера
на фарфоре Юсупова.

Два клейма

На ряде фарфоровых работ присутствуют сразу два клейма. Причин такого явления существует несколько. Первая заключается в том, что мастеру просто не удавалось с первого раза поставить клеймо с достаточным нажимом. Тогда он ставил еще одно, пытаясь попасть в предыдущее или на новом месте. Так как попытка поставить одно клеймо в другое не всегда заканчивалась желаемым результатом, появлялись нечеткие клейма со сдвоенными символами. Примером может послужить фарфор Батенина.

Вторая причина заключалась в том, что белье (покрытый глазурью фарфор без росписи) делал один завод, а роспись совсем другой. Так, на заводе братьев Корниловых дважды в год распродавали фарфор низкого качества, включая и белье. В итоге на конечных изделиях появлялось клеймо изготовителя фарфора и мастера по росписи. Некоторые заводы не занимались изготовлением фарфоровой массы, а просто закупали заготовки и расписывали их. В частности, так поступали в мастерской князя Юсупова, который приобретал белье у Попова, Гарднера и у других крупных заводчиков.

Еще одна причина была связана с необходимостью перехода от одного периода к другому. Чаще всего это относилось к смене владельца, который уже успел заявить о себе на фарфоровом рынке. Чтобы не растерять прежних клиентов, новый владелец ставил рядом со старым клеймом новое, в котором фигурировала уже его фамилия.

Были и другие причины для простановки двух клейм, например, их ставили на продукции, предназначенной для экспорта.

Проблемы с определением клейм

До сих пор специалистам приходится прикладывать немало усилий, чтобы причислить ту или иную продукцию к конкретному заводу. Это обусловлено не только низким качеством клейм или их отсутствием, но и желанием мелких мастерских подражать именитым предприятиям.

Небольшим заведениям часто не удавалось добиться фарфора высокого качества, так что опытный глаз быстро отличал подделку. Однако бывали случаи, когда подделки получались на уровне оригинала. В частности, завод Сафронова начинал с подражания прославленным изделиям фабрики Гарднера. Есть версия, что именно с этим подражанием связан тот факт, что в первые годы существования завода Сафронова на нем использовали точно такие же клейма в виде крючкообразной буквы «С», как и на известном в то время заводе Гарднера. На гарднеровском заводе в одно время буква G стала походить на «С».

kleima-12.JPG

Интересно, что со временем завод Сафронова обрел собственную славу благодаря фарфору хорошего качества и оригинальной художественной росписи. В то время на одной из московских выставок об изделиях завода отозвались как о таких, которые заслуживают одобрения и похвалы. В начале XIX века по своей художественной ценности фарфор Сафронова стоял на третьем месте после именитых заводов Попова и Гарднера.

Российские заводы подражали клеймам не только своих соотечественников, но и зарубежным мануфактурам. Например, на заводе Гарднера в 1770–1790-х годах использовали клеймо с изображением скрещенных мечей, характерное для мейсенского фарфора. Этот символ использовали в разных вариациях, включая и такую, в которой присутствовала буква G.

kleima-13.JPG

Другая проблема заключалась в особенностях самих клейм или их стирании со временем. Например, некоторые клейма на фарфоре Батениных можно различить только в том случае, если очень медленно направлять источник света к изделию, меняя угол наклона.

Надглазурные клейма сохранялись плохо и легко подделывались, а вдавленные в массу зачастую зависели от качества штемпеля и силы надавливания. Более того, многие оригинальные работы вовсе не имеют никаких обозначений. Это относится, например, к продукции завода Юсупова. Князь создавал свою мастерскую, не имея коммерческого интереса, поэтому и в клеймах необходимости не было. Большая часть продукции Юсупова поступала в его имение или была подарена князем знатным особам.

Особенности клейм советского периода

После Октябрьской революции в 1917 году началась массовая национализация фарфоровых предприятий. Какие-то из них полностью прекратили свое существование сразу после прихода советской власти, другие были переименованы и продолжали свою работу. Первое, что изменилось в клеймах этого периода, стало полное исчезновение символов царской власти. Единственным напоминанием был двуглавый орел без царской атрибутики, который еще некоторое время присутствовал в клеймах ИФЗ. Заметим, что клеймо с датой 1917 ставили только в период работы Временного правительства. В это время выпустили небольшое количество предметов с таким клеймом, поэтому их коллекционная ценность высока.

kleima-14.jpg

Теперь на смену царям с их коронами и скипетрами пришел серп и молот. Звезды, колосья пшеницы, изображение земного шара и другие элементы, характерные для советского периода, использовали практически на каждом заводе. А прежние имена хозяев вытеснили многочисленные аббревиатуры и новые названия предприятий. Так, ИФЗ превратился вначале в ГФЗ, а затем и в ЛФЗ. Клейма с надписью ЛФЗ известны многим, так как с их помощью клеймили фарфор на протяжении восьмидесяти лет с 1925 по 2005 годы.

kleima-15.JPG

Аббревиатуры касались не только новых названий фабрик, но и различных организаций, возникающих на их базе, или тех, через которые фарфор продавали. Так появились надписи Мособлгорспецторг, Главунивермаг, аббревиатуры ТД (торговый дом), ТФ (тверской фарфор), ЦФФТ (Центрофарфортрест) и многие другие.

kleima-16.JPG

Особый интерес для коллекционеров всего мира представляет так называемый агитационный фарфор, которому практически нет аналогов. Его происхождение связано с не менее интересным планом «монументальной пропаганды», к которой призвал В.И. Ленин. Смысл этой пропаганды сводился к тому, чтобы как можно скорее перейти от всего, что символизировало царскую Россию, к России рабочих и крестьян. Однако на практике агитационный фарфор получался слишком дорогим для простого человека и оседал в собраниях коллекционеров. Более того, со временем интерес к нему иностранных коллекционеров вырос настолько, что цена на такие изделия поднялась в несколько раз.

kleima-17.jpg

Для агитационного фарфора характерны разнообразные призывы и лозунги: «Царству рабочих и крестьян не будет конца!», «Да здравствует советская власть!» и т.д. Что касается клейм, то основными их элементами были перекрещенные серп и молот. Также в клеймах встречаются и некоторые надписи, например ««В пользу голодающим».

kleima-18.JPG

Если в царской России клейма одного и того же завода сильно отличались по размеру букв, стилю письма, рисунку и вообще зависели от настроения мастера, то для клейм советского периода характерен одинаковый размер букв, трафаретность, достаточная четкость изображений. Все-таки механизация производства наложила свой отпечаток и на качество клейм.

Клейма Дулевского фарфорового завода

Клейма Дулевского фарфорового завода.

Еще один характерный элемент для клейм советского фарфора — это слова латинскими буквами с обозначением страны: USSR или SOVIETUNION, а также приписка made in. В эту же тему и клеймо Torgsin, обозначающее «Торговый синдикат». До революции каждый завод сам придумывал, какими должны быть клейма для экспорта. Одни использовали надписи на французском языке, другие изображали арабески и иные элементы для восточных клиентов. Существовала практика и использования надписи Made in Russia, первенство использования которой принадлежит заводу братьев Корниловых.

В советское время в клеймах часто указывали группу сложности рисунка и сорта изделия. Например, на ЛФЗ применяли разные цвета для обозначения того или иного сорта, а сами сорта обозначали как «1 с», «2 с», «3 с». Для групп использовали знаки «6 гр», «7 гр» и т.д. или «ВНЕ ГР» для изделия особенно высокого класса. На Довбышевском заводе для сортов также использовали разные цвета. Аналогичная практика существовала и на других фарфоровых предприятиях.

Клейма ЛФЗ с указанием сортов продукции

Клейма ЛФЗ с указанием сортов продукции.

Если проследить историю появления в клеймах разных заводов того или иного символа, то станет очевидно, как одна и та же идея кочевала с фабрики на фабрику. Так, в определенный период в клеймах заводов советского периода стали изображать животных. Это лоси, олени, птицы, ящерицы, львы и многие другие представители фауны. Вероятно, для каждого предприятия то или иное животное символизировало свои свойства, но для некоторых фабрик за таким выбором стояла конкретная история. Например, знаменитая дулевская птица появилась на фарфоре Дулевского завода после того, как в 1958 году скульптору завода А. Сотникову вручили золотую медаль за его работу «Сокол».

Клейма Дулевского фарфорового завода

Клейма Дулевского фарфорового завода.

Товарный знак, (в керамике — марка или клеймо) — обозначение, помогающее б повседневности отличать товары одних производителей от однородных товаров другие производителей, — в историческом плане стал единственным ключом определению вещи, места и бремени ее производства.

Благодаря условию обязательной регистрации, знак является не просто эффектным изображением, а носителем ценной информации. Тем не менее нередко даже исследователям и коллекционерам трудно усмотреть за ним нечто большее, чем малопонятное изображение. Однако при наличии справочника марки относительно легко «читаются» и неспециалистом.

Отсутствие такого «марочника» по советской керамике — одна из самых острых проблем современного исследователя. До 90-х годов XX века специалистам были известны только указатели марок, относящиеся к первым годам советской власти, отдельные публикации, посвященные выставкам коллекций отечественных музеев, и юбилейные альбомы крупных заводов. Однако зачастую даже серьезность изданий не гарантировала наличия в них изображений заводских знаков и клейм. Даже фундаментальный сборник материалов и документов об искусстве фарфора, фаянса и стекла двадцатых годов, подготовленный сектором декоративных искусств института при Академии художеств СССР, публикует лишь марки самых известных заводов.

И только с 1994 года, благодаря усилиям и упорству ведущего научного сотрудника Исторического музея Татьяны Иосифовны Дулысиной, такая ситуация в России начала меняться. Наряду с другими, появился и первый полноценный марочник по советскому фарфору и фаянсу. И все же не все вопросы сняты — справочник ограничивается периодом до 1960 года.

Цель этой публикации — ввести в оборот изображения как наиболее известных, так и весьма редких советских марок, заявленных и зарегистрированных с1961по1993 год.

В таблице приводятся заводские товарные знаки изделий из фарфора, фаянса, майолики и керамики из красных глин. При составлении таблицы были использованы материалы Центрального научно-исследовательского института патентной информации и технико-экономических исследований, опубликованные в «Бюллетене изобретений и товарных знаков» (начал издаваться в Ленинграде на основании постановлений ЦИК и СНК Союза СССР от 12 сентября 1924 года о патентах на изобретения и от 12 февраля 1926 года о товарных знаках; с началом Великой Отечественной войны издание было перенесено в Москву. На протяжении лет наименование «бюллетеня» несколько раз менялось).

Иван ГОЛЬСКИЙ

Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (61) октябрь 2008 стр. 52

Добавить комментарий